Стимулирование труда работников налоговых органов и налоговой полиции России: Опыт политико-экономического исследования
Исследования. Последовательные шаги перехода к рыночным отношениям, предпринятые в последние годы, потребовали создания адекватной им налоговой системы. В экономике рыночного типа налоги и налоговый механизм в целом являются одним из основных экономических регуляторов. Отсюда в экономике современной России первостепенное значение в управлении доходами (их формирование, распределение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Место налоговых органов в системе государственного управления
- 1. 1. Характер труда сотрудников налоговых органов
- 1. 2. Реализация интересов общества в процессе становления и развития налоговых органов России
- 1. 3. Общественная значимость налоговой службы на современном этапе
- Глава 2. Специфические формы реализации законов распределения в налоговой сфере
- 2. 1. Натуральное довольствие в системе обеспечения сотрудников налоговых органов
- 2. 2. Денежное довольствие и заработная плата как стимулы повышения квалификации сотрудников налоговых органов
- 2. 3. Основные направления совершенствования системы стимулирования труда сотрудников налоговых органов
Стимулирование труда работников налоговых органов и налоговой полиции России: Опыт политико-экономического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Последовательные шаги перехода к рыночным отношениям, предпринятые в последние годы, потребовали создания адекватной им налоговой системы. В экономике рыночного типа налоги и налоговый механизм в целом являются одним из основных экономических регуляторов. Отсюда в экономике современной России первостепенное значение в управлении доходами (их формирование, распределение и использование) приобретают налоговые методы. Действующая ныне налоговая система вбирает в себя накопленный отечественный и зарубежный опыт. Тем не менее, вопросы законодательного обеспечения и правового оформления новой налоговой системы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Комплекс налоговых законов состоит из базового Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с соответствующими изменениями и дополнениями), определяющего принципы построения налоговой системы, законов о налогах по различным сферам деятельности, категориям плательщиков, формам доходов, накоплений и др. С 1.1.1999 г. введена часть I Налогового Кодекса РФ. К основным регуляторам налоговой деятельности следует отнести и Закон о Государственной налоговой службе, устанавливающий порядок (принципы) организации сбора налогов и контроля, прав и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, а также санкций по всем видам налогов. С 23.12.1998 г. Государственная налоговая служба переименована в Министерство по налогам и сборам РФ. Государственная налоговая служба определена как единая независимая система контроля за своевременным и полным сбором налогов и других платежей. Тем самым контрольная функция составляет главную задачу организации всей ее деятельности. Наряду с органами налоговой инспекции с 18 марта 1992 года создана и успешно функционирует Федеральная служба налоговой полиции РФ. Основное назначение ее структурных подразделений состоит в следующем. Так, налоговая инспекция осуществляет текущий контроль за уплатой налогов. Налоговый инспектор из-за плановой загруженности не в состоянии вычислить злостного неплательщика налогов. К тому же в практике сокрытия доходов все чаще стал возникать криминал. Изначально (1993 г.) Федеральные органы налоговой полиции были сформированы как Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ.
Раньше наша страна не знала подобных правоохранительных структур, активно действующих в экономически развитых государствах. Называются они по-разному, но чаще всего — налоговая полиция. Эти структуры могут функционировать отдельно или входить организационно в систему налоговых органов.
Так, в налоговом управлении Нью-Йорка имеется отдел ревизий и контроля, осуществляющий камеральные и документальные проверки. В структуру этого отдела входит группа налоговых детективов, которые ведут следственно-розыскную работу, имеют право на ношение и применение оружия, на задержание человека, подозреваемого в злостном уклонении от уплаты налогов. Налоговые детективы могут вести свою работу тайно, их полномочия, права и ответственность регулируются законодательством.
В Италии для этих целей имеется финансовая гвардия, ведущая свою родословную с 1774 г., когда король Сардинии Витторио Амадео III издал указ о создании специального военизированного корпуса.
Большое внимание в деятельности налоговой полиции уделяется воспитанию правовой культуры граждан. Когда налогоплательщик почувствует достаточно четкий контроль со стороны государства, его желание обойти закон уменьшится. В развитых странах на уровень правосознания людей все большее внимание оказывает другой фактор. Там опасаются не только штрафов, но и потери имени, престижа фирмы. У нас пока репутация ценится только на словах. Когда фактор престижа станет определяющим в сознании налогоплательщика, тогда он существенно изменит свое отношение к закону.
В условиях усиления преступности в сфере экономики на первый план выходит четкая и слаженная работа всех государственных структур, ведущих свою деятельность в этом направлении.
Существенную роль в формировании финансовых отношений имеет стимулирование труда сотрудников налоговых органов, так как именно оно позволяет обеспечить нормальную работу любой управленческой структуры. Анализ существующей системы стимулирования труда сотрудников налоговых органов позволяет не только теоретически исследовать данную проблему, но и способствует ее практическому решению.
На основе обобщения нормативных документов Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции рассмотрена целостная система стимулирования труда сотрудников налоговых органов, сформулированы конкретные предложения по ее совершенствованию.
Реализован авторский подход к анализу структуры и функций налоговых органов. Впервые рассмотрена экономическая сущность труда сотрудников налоговых органов, как разновидности труда непроизводственной сферы, обеспечивающего экономическую безопасность государства.
Научная разработанность проблемы. Исторический аспект исследуемой проблемы рассмотрен в работах зарубежных авторов — А. Смита, Д. Рикардо, М. Фридмана, Д. С. Милля, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Дж. Кейнса, Л. Ульмана, Ф. Нитти и др. В России эти вопросы были обоснованы Н. И. Тургеневым, Н. Г. Чернышевским, Б. Г. Болдыревым, А. Г. Коломийцем. Современные теоретические проблемы связанные с организацией налогообложения, рассмотрены: за рубежом — А. Лаффером, П. Шрайнером, Д. Баатцем, Г. Стайном и др. Теоретические основы налогового контроля, проблемы практической деятельности налоговых инспекций показаны Горским И. В., Гусевым В. В., Пансковым В. Г., Телятниковым Н. Б., Шаталовым С. В., Дробози-ной Л.А., Родионовой В. М., Черником Д. Г., Бабаевым В. К., Кумок С. И., Гре-чишкиной В.А., Крыловым Г. З. и др.
Однако обобщение опыта стимулирования труда сотрудников налоговых органов не нашло достаточного отражения и обобщения в монографической и исследовательской литературе. Еще нет научных трудов, в которых бы эти проблемы исследовались в комплексе. Нерешенность ряда теоретических и практических проблем, связанных со стимулированием труда сотрудников налоговых органов обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Предметом исследования является система экономических отношений, возникающая в процессе решения функциональных задач налоговыми органами, обеспечивающая экономическую безопасность государства. Объектом исследования послужила система стимулирования труда сотрудников налоговых органов, ее качественная и количественная характеристики, конкретные формы проявления и взаимосвязи с другими категориями и законами.
При исследовании социально-экономических отношений диссертант стремился сочетать теоретический и исторический подходы, опираясь на отечественный опыт и опыт зарубежных государств, имеющих рыночную ориентацию. Это позволило автору проанализировать становление и развитие системы налоговых органов в России.
Цели исследования состоят в теоретическом осмыслении исторической перспективы формирования системы управления налогообложением, стимулирования сотрудников налоговых органов и на этой основе выявление позитивных и негативных аспектов экономических возможностей существующей системы стимулирования труда сотрудников Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции России.
Для достижения намеченных целей в диссертации были поставлены следующие задачи:
— выяснить характер труда сотрудников налоговых органов, как разновидности труда нематериальной сферы производства;
— через посредство материального стимулирования рассмотреть историческую перспективу деятельности налоговых органов;
— обобщить новые материалы, связанные с материальным и нематериальным стимулированием труда сотрудников налоговых органов;
— провести дополнительный анализ существующей практики выплат стимулирующего характера сотрудникам федеральных органов налоговой полиции и на этой основе вскрыть новые резервы стимулирования труда сотрудников налоговых органов, выявить недостатки существующей системы стимулирования сотрудников налоговых органов, сформировать и обосновать дополнительные предложения по совершенствованию системы стимулирования труда сотрудников налоговых органов.
Методологические и теоретические основы исследования. Поставленные задачи решались в экономическом аспекте, в соответствии с методологическими принципами, применяемыми при рассмотрении экономических явлений и процессов.
Диссертация выполнена на основе изучения соответствующих законодательных, инструктивных, нормативных материалов, статистических данных, материалов Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции по Московской, Ярославской, Костромской и Ивановской областей. Выводы сделаны на основе анализа нормативно-правовых документов, изучения монографий, статей, данных Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Степень научной новизны полученных результатов проявляется в разработке предложений по совершенствованию механизма стимулирования труда сотрудников налоговых органов.
Наиболее важные научные результаты диссертации заключаются в следующем:
— впервые дано сущностное определение труда сотрудников налоговых органов;
— сформулирован ряд новых положений, связанных с реализацией функций финансов в рамках управления налогообложением в нашей стране;
— изучены и обобщены материалы, связанные со структурой налоговых органов в их историческом аспекте;
— дана аргументация, позволяющая углубить анализ становления налоговых отношений по мере развития товарных отношений в целом и смены общественной формы производства;
— выявлены и приведены в логически-историческую систему общественные формы регулирования налоговых отношений и определены факторы, определяющие дифференциацию размера налоговых обложений;
— даны дополнительные аргументы в обоснование необходимости расширения полномочий Министерства по налогам и сборам в рамках законодательства Российской Федерации, позволяющие осуществлять консультирование налогоплательщиков;
— даны предложения по вопросу внесения поправок в Федеральный закон «О федеральных органах налоговой полиции», касающиеся соблюдения налоговой тайны;
— автор считает, что в отличие от существующей более эффективной структурой расходов на содержание материальной базы должны преобладать расходы на капитальное строительство, капитальный ремонт и приобретение оборудования длительного пользования;
— подвергая анализу существующую систему натурального довольствия, автор ставит его в логическую связь с условиями труда, его сложностью и интенсивностью, что способствует росту профессионализма личного состава налоговых органов;
— дано определение денежного довольствия сотрудников налоговых органов как части фонда потребления в национальном доходе и выявлена его стимулирующая роль в повышении квалификации, длительной и безупречной работы в налоговых органах в различных условиях;
— дан анализ основных форм стимулирования труда сотрудников налоговых органов, в том числе новые вопросы, связанные с социальными гарантиями сотрудников Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции в переходный период, даны рекомендации по вопросу об уровне стимулирования труда сотрудников налоговых органов в России, а также по совершенствованию системы стимулирования труда сотрудников налоговых органов.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, способствуют дальнейшему развитию экономической теории и экономической практики.
Теоретические и практические выводы могут быть положены государственными органами в основу управления налогообложением.
Основные положения диссертации, выводы и обобщения могут служить основой при разработке учебных курсов «Экономическая теория», «Финансы», «Налоги и налогообложение».
На основе результатов диссертационной работы были сформулированы и доведены до заинтересованных лиц предложения по совершенствованию системы стимулирования труда сотрудников налоговых органов.
Отдельные практические рекомендации и теоретические выводы, обоснованные в работе, одобрены и приняты к внедрению Федеральной службой налоговой полиции.
Апробаиия работы. Теоретические положения, выводы и рекомендации докладывались, обсуждались и получили одобрение:
— на межвузовской научно-методической конференции — ЯрГСХА (1996);
— на межвузовской научно-методической конференции — ЯрГСХА.
1997);
— на региональной межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономической теории, ее преподавания и совершенствование методической подготовки военных экономистов-финансистов» — ЯВВФУ (1997);
— на всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование налоговой системы РФ» — УдмГУ (г. Ижевск, 1997);
— на семинаре «Ценные бумаги и производные финансовые инструменты» — СпбГУ (г. С.-Петербург, 1997);
— на международной конференции «Предпринимательство и реформы в России» — СпбГУ (г. С-Петербург, 1998);
— на областной межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы экономических наук» — ЯрГУ (1998);
— на межвузовской научно-методической конференции — ЯрГСХА.
1998).
Кроме того, отдельные аспекты исследования нашли отражение в сборниках научных трудов:
— «Развитие учета, контроля и финансовых отношений в условиях перехода к рынку». — Ярославль: ЯрГУ, 1996;
— «История финансов и кредита России». — Ярославль: ЯВВФУ, 1997;
— Сборник научных трудов. — Ярославль: МУБиНТ, 1998;
— «Актуальные проблемы развития финансово-кредитных отношений в России». — Ярославль: ЯВВФУ, 1998.
Материалы диссертации включены в разработанный автором курс лекций «Налоги и налогообложение». Подготовлены и изданы два учебных пособия, объемом 6,5 п.л. и 10,5 п.л. соответственно.
Материалы работы используются в процессе подготовки и преподавания учебных дисциплин «Финансы», «Налоги и налогообложение» в Ярославском филиале Военного финансово-экономического университета, в Ярославском государственном университете, Международном университете бизнеса и новых технологий, в Ярославском филиале Всероссийского заочного финансово-экономического университета, в Ярославском филиале Российского государственного открытого технического университета путей сообщения.
Некоторые рекомендации автора доведены до руководства отдельных структурных подразделений Федеральной службы налоговой полиции РФ.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 работ общим объемом 22,5 п.л.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Основные выводы и предложения кратко сводятся к следующему.
1. Система материального стимулирования сотрудников налоговых органов должна строиться с учетом социальной значимости этого вида деятельности, максимально отражать характер, особенности и условия труда сотрудников Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции, обеспечивать достаточно высокий уровень материального вознаграждения.
Формы материального вознаграждения должны в возможно полной степени отражать требования о повышении благосостояния сотрудников налоговой службы, так как у них один, как правило, источник дохода — денежное довольствие или заработная плата. Нами рассмотрены сущность и роль денежного довольствия сотрудников налоговых органов, уточнено определение денежного довольствия.
2. Рабочую силу сотрудников налоговых органов, по нашему мнению, можно рассматривать двояко: как элемент производительных сил, с одной стороны, и объект производственных отношений — с другой. Сотрудники Федеральной службы налоговой полиции и Министерства по налогам и сборам — государственные служащие и их рабочая сила непосредственно формируется обществом (в лице государства), не является товаром, а следовательно не продается и не покупается.
3. Труд сотрудников налоговых органов является разновидностью непроизводительного труда и направлен на обеспечение экономической безопасности государства в целом и регионов в частности.
4. На профессиональную подготовленность личного состава существенное влияние оказывают состояние материально-технической базы и уровень обеспечения натуральными видами довольствия. Нами уточнены отдельные аспекты обеспечения натуральным довольствием сотрудников налоговых органов России.
5. В связи с развитием научно-технического прогресса, прогрессирующей криминализацией экономики России, повышается сложность и интенсивность труда сотрудников налоговых органов, требующая все более высокой квалификации личного состава. С целью стимулирования выполнения конкретных видов труда сотрудников налоговых органов, денежные и приравненные к ним выплаты должны быть построены таким образом, чтобы они могли вызвать материальный и моральный интерес у личного состава налоговой службы.
6. Систему стимулирования труда сотрудников налоговых органов необходимо построить таким образом, чтобы их доходы были сопоставимы со средними доходами в проверяемых структурах, поэтому существующая система стимулирования сотрудников налоговых органов не в полной мере обеспечивает стимулирующее влияние на деятельность личного состава налоговой службы. Необходимо обеспечить своевременную выплату денежного довольствия и заработной платы сотрудников Федеральной службы налоговой полиции и Министерства по налогам и сборам.
7. В связи с повышением значимости коллективного труда сотрудников налоговой службы следует шире использовать коллективные формы стимулирования их труда. Для решения этой задачи предлагается введение надбавки за освоение смежных специальностей и взаимозаменяемость в процессе труда. Кроме того, предлагается ввести премирование сотрудников налоговой службы с учетом коэффициента трудового участия, для чего нами разработана методика подсчета такого коэффициента.
8. Анализ показал, что в налоговых органах не выплачивается денежное вознаграждение за классную квалификацию, низок размер надбавки за ученую степень по сравнению с другими министерствами и ведомствами. В этой связи предлагается шире использовать возможности уже существующего законодательства.
9. Для поддержания определенного уровня благосостояния сотрудников налоговых органов ввести индексацию денежного довольствия и заработной платы с учетом инфляции.
Предлагаемые меры по стимулированию труда сотрудников налоговых органов помогут, на наш взгляд, в известной мере решить некоторые назревшие проблемы в системе денежного довольствия и заработной платы, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности их трудовой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что труд сотрудников налоговых органов представляет собой сознательную, волевую деятельность, направленную на оказание общественно значимой услуги — обеспечение экономической безопасности государства. Современный уровень развития Федеральной службы налоговой полиции, Министерства по налогам и сборам России, их способность к решению задач по обеспечению экономической безопасности государства находятся в непосредственной зависимости от степени обученности личного состава налоговой службы, от уровня его профессионализма, т. е. такого уровня знаний, навыков, моральных и психологических качеств, который обеспечивает, четкую и слаженную работу всех звеньев налоговой службы. Государство, со своей стороны, обязано гарантировать оплату этого труда в соответствии с его количеством и качеством.
Одним из побудительных мотивов к труду является материальный стимул. Материальное стимулирование труда сотрудников налоговых органов обеспечивается экономическими мероприятиями государства, направленными на реализацию интересов общества, отдельных коллективов и отдельных граждан. На каждом историческом этапе выбор стимулов определяется целями, формами и методами той или иной деятельности, конкретными задачами, стоящими в данный момент перед налоговыми органами.
Налоговые органы занимают значительное место в обеспечении экономической безопасности страны. В 1996 году Федеральная служба налоговой полиции РФ вернула из теневой экономики в казну более 50 трлн. рублей1.
Исходя из этого, в диссертации обоснована необходимость параллельно с развитием Федеральной службы налоговой полиции и Министерства по налогам и сборам и повышения требований к уровню экономической безопасности.
1 Суетин Д. Экономика России: из света в тень перелетая// Экономика и жизнь, 1997. -№ 13.-С.1. активизировать роль финансов по стимулированию профессиональной деятельности личного состава налоговых органов.
На основании исследования этого вопроса и использования практики налоговой службы сформулированы и обоснованы ряд предложений по активизации финансов в стимулировании труда сотрудников налоговых органов.
Список литературы
- Налоговый кодекс РФ от 31.07.98 г. № 146-ФЗ, ч. Ill Налоги. 1998. -№ 17.-С. 1−32.
- Закон РФ от 21.03.91 г. «О государственной налоговой службе РФ».
- Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции».
- Закон РФ от 12.08.95 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ».
- Закон РФ от 22.02.99. «О Федеральном бюджете на 1999 год"// Российская газета. 1999. — 25 февр.
- Закон и деловой человек. Сборник документов о налогах с предприятий и физических лиц. М.: ТОО «Деловая жизнь», 1992. — С. 194−210.
- Указ Президента РФ от 31.12.91 г. № 340 «О государственной налоговой службе РФ».
- Указ Президента РФ от 18.03.92 г. № 262 «О Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ».
- Указ Президента РФ от 10.08.94 г. № 1678 «О фондах социального развития налоговых органов и органов налоговой полиции РФ».
- Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности РФ"// Российская газета. 1996. -14 мая.
- Указ Президента РФ от 30.04.98 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
- Указ Президента РФ от 23.12.98 г. № 1635 «О Министерстве РФ по налогам и сборам"// Налоги. 1999. — № 1. — С. 1.
- Всеобщая Декларация прав человека/ В сб. Социальная защита военнослужащих: Сборник нормативно-правовых актов. -М.: Фонд социального развития России «Возрождение», 1993. -С. 12−18.
- Постановление Правительства РФ от 01.03.93 г. № 190 «Об упорядочении оплаты труда работников Государственной налоговой службы РФ».
- Постановление Совета Министров Правительства РФ от 08.07.93 г. № 638 «О порядке и условиях выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет для работников центральных органов федеральной исполнительной власти».
- Постановление Правительства РФ от 09.01.94 г. № 3 «О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет работникам ГНС РФ».
- Постановление Правительства РФ от 09.01.94 г. № 17 «Вопросы материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции».
- Постановление Правительства РФ от 14.10.94 г. № 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностным окладам (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне».
- Постановление Министерства труда РФ от 23.12.94 г. № 84 «Об утверждении разъяснений «О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне».
- Постановление Правительства от 20.02.95 г. № 144 «Об утверждении Положения о фондах социального развития налоговых органов и органов налоговой полиции РФ».
- Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 793 «Вопросы Государственной налоговой службы РФ».
- Приказ Министерства финансов РСФСР от 19.09.90 г. № 114 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей работников государственных налоговых инспекций».
- Приказ Директора ДНП РФ от 29.12.93 г. № 121 «Об утверждении Инструкции по оплате труда работников, не имеющих специальных званий».
- Приказ руководителя ГНС РФ от 31.08.94 № БГ-ЗА-10/275 «Об увеличении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска работникам Госналогслужбы России».
- Приказ Директора ДНП РФ от 19.02.94 г. № 409 «Инструкция о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральной службы налоговой полиции».
- Приказ Директора ДНП РФ от 28.09.94 г. № 423 «Инструкция о порядке выдачи и погашения беспроцентной ссуды на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение квартир сотрудникам федеральных органов налоговой полиции».
- Приказ Директора ДНП РФ № 49 от 13.02.95 г. «Об утверждении инструкции о порядке выплаты надбавок сотрудникам и работникам, не имеющим специальных званий федеральных органов налоговой полиции, допущенных к государственной тайне».
- Приказ Директора ДНП РФ от 17.02.95 г. № 78 «О денежном довольствии сотрудников федеральных органов налоговой полиции».30.