Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональная социально-экономическая политика в области регулирования межрегиональной миграции населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всё более серьёзным ограничителем экономического роста в индустриальных регионах становится дефицит рабочих и инженерных кадров. Согласно концепции развития России на 2008;2020 гг. стратегия инновационного развития обеспечит рост производительности труда в 4 раза. В ближайшие годы стабилизируется численность населения на основе уменьшения смертности в 1,5 раза с последующим увеличением средней… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Регулирование межрегиональной миграции населения как 10 элемент региональной социально-экономической политики
    • 1. 1. Развитие межрегиональной миграции населения на совре- 10 менном этапе глобализации экономики
    • 1. 2. Тенденции развития региональной социально- 38 экономической политики в области регулирования рынка труда
    • 1. 3. Трудовое обеспечение конкурентоспособности региональной 57 экономики и эффективности региональной социально-экономической политики
  • Глава 2. Регулирование уровня и структуры межрегиональной мигра- 80 ции
    • 2. 1. Зарубежный опыт регионального регулирования миграции
    • 2. 2. Формирование системы регулирования межрегиональной 105 миграции как элемента региональной социально-экономической политики в России
  • Глава 3. Регулирование факторов межрегиональной миграции
    • 3. 1. Региональное регулирование демографических процессов
    • 3. 2. Региональное регулирование безработицы

Региональная социально-экономическая политика в области регулирования межрегиональной миграции населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция социально-экономического развития России на 20 082 020гг. предусматривает существенное изменение региональной социально-экономической политики. В последние годы в ряде регионов России ускорились темпы роста ВРП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал, увеличились доходы регионального бюджета, сократился или прёодолён его дефицит. Однако конкурентоспособность региональных экономик резко различается. ВРП на душу населения и многие показатели благосостояния в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской областях в 2008 г. находятся на уровне Чехии и других среднеразвитых стран ЕС. В то же время в ряде регионов Центрального, СевероЗападного, Сибирского, Дальневосточного и других федеральных округов эти показатели в несколько раз ниже. Уровень безработицы в целом по России в 2006;2007 гг. снизился с 6,5 до 5,7%, но в ряде регионов превышает 20%.

Всё более серьёзным ограничителем экономического роста в индустриальных регионах становится дефицит рабочих и инженерных кадров. Согласно концепции развития России на 2008;2020 гг. стратегия инновационного развития обеспечит рост производительности труда в 4 раза. В ближайшие годы стабилизируется численность населения на основе уменьшения смертности в 1,5 раза с последующим увеличением средней продолжительности жизни до 75 лет. Важным резервом во многих регионах является сокращение теневой занятости: в 2008 г. число зарегистрированных рабочих мест оказалось на 34,7 млн. чел. меньше, чем численность экономически активного населения. Однако многим регионам не обойтись без привлечения мигрантов из других регионов, стран СНГ, а также дальнего зарубежья.

По данным Федеральной миграционной службы в 2006;2007 гг. число нелегальных мигрантов сократилось с 10−12 до 5−7 млн. чел. В 2008 г. квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу составляла 1.825 тыс., из них 31% работает в торговле, горнодобывающей промышленности, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, 15% - на других неквалифицированных работах, главным образом, в ЖКХ, 6% - водители транспортных средств и подвижного оборудования. В то же время в Москве из 640 тыс. получивших разрешение на работу, уведомление о трудоустройстве представило лишь 207 тыс. Большинство мигрантов в регионах также трудится в теневом секторе, без уплаты налогов, живёт в крайне плохих условиях. По оценке Федеральной миграционной службы ежегодно из России вывозится вне системы государственного контроля 260 млрд руб., примерно такую же сумму составляет недобор налогов от нелегальных доходов мигрантов. Регулирование миграции представляет собой важнейший элемент региональной социально-экономической политики.

В экономической литературе продолжаются дискуссии о роли межрегиональной миграции населения в региональной социально-экономической политике, рациональных масштабах и структуре миграции, методах её регулирования и упорядочения на регионально-муниципальном уровне. Это определяет актуальность темы исследования.

Его цель — развитие теоретических и методических основ регулирования межрегиональной миграции населения как важнейшего элемента региональной социально-экономической политики.

Эту цель конкретизируют следующие задачи исследования:

— обосновать роль регулирования миграции в региональной социально-экономической политике и выявить тенденции межрегиональной миграции населения на современном этапе глобализации экономики;

— разработать классификацию видов миграции и уточнить тенденции развития региональной социально-экономической политики рынка труда в российских регионах в условиях макроэкономической стабилизации;

— обосновать необходимость привлечения кадров из других регионов для обеспечения эффективности региональной социально-экономической политики и конкурентоспособности экономики индустриальных регионов;

— обобщить опыт регулирования межрегиональной миграции в зарубежных странах и обосновать основные направления формирования системы регулирования миграции в индустриальных регионах России;

— развить представление о методах регионального регулирования демографических процессов и безработицы как элемента региональной социально-экономической политики.

Задачи исследования определили структуру диссертации, состоящей из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.

В гл. 1 «Регулирование межрегиональной миграции населения как элемент региональной социально-экономической политики» рассматривается развитие межрегиональной миграции населения, тенденции региональной социально-экономической политики в области регулирования развития рынка труда в российских регионах и проблемы обеспечения эффективности региональной политики и конкурентоспособности региональных экономик трудовыми ресурсами.

В гл. 2."Регулирование уровняи структуры межрегиональной миграции" исследуется зарубежный и российский опыт этого регулирования, основные направления создания системы миграционного регулирования на регионально-муниципальном уровне, как элемента региональной социально-экономической политики.

Гл.З «Регулирование факторов межрегиональной миграции» посвящена анализу методов регулирования демографических процессов, безработицы, социальной адаптации и условий жизни мигрантов в городах и сельских регионах.

Объект исследования — регулирование межрегиональной миграции населения как элемент региональной социально-экономической политики.

Предмет исследования — регулирование межрегиональной миграции на регионально-муниципальном уровне в современной России.

Методологической основой исследования является современная теория региональной экономики.

Закономерности и исторические тенденции регулирования расселения и миграции исследовали в связи с проблемами формирования трудовых ресурсов и урбанизации Г. С. Вечканов, Г. С. Витовская, Ж. А. Зайончковская, Р. А. Костин, Г. Г. Миликьян, В. И. Моисеенко,.

B.И.Переведенцев, Р. В. Ривкина, Л. Л. Рыбаковский, З. В. Сикевич и другие российские и зарубежные социологи и экономисты.

Рекомендации по развитию региональных экономик и становлению региональной социально-экономической политики в области развития рынка труда сформулированы в работах Л. И. Абалкина, Е. П. Антосенкова,.

C.А.Аукуционека, Л. С. Бляхмана, Ю. П. Богомолова, В. С. Буланова, Н. А. Волгина, Б. М. Генкина, А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, Р. И. Капелюшникова, А. В. Кашепова, ЮП. Кокина, Р. П. Колосовой, Л. А. Костина, А. Э. Котляра, И. С. Масловой, В. М. Мелиховского, В. В. Радаева, К. С. Ремизова, Л.С.Ржа-ницыной, В. Е. Рохчина, С. Ю. Рощина, Ф. Ф. Рыбакова, В. С. Селина, А. С. Семенова, В. М. Цыетаева, Л. С. Чижовой, Р. АЛковлева и других.

Проблемы устойчивого развития, стратегического планирования и социального развития регионов в последние годы исследовали Н. В. Васильева, Т. А. Голикова, М. А. Горенбургов, Г. В. Двас, C.B. Кузнецов, A.A. Курочкина, С. Н. Максимов, A.C. Медведев, А. Н. Петров, Е. Б. Смирнов, Д. В. Шопенко и другие авторы.

Статистическую базу исследования составили публикации Статко-митета СНГ, Росстата и его региональных отделений, ООН, Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и других международных организаций, российских и зарубежных исследовательских центров.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Обоснование роли регулирования миграции в современной региональной социально-экономической политике.

2. Классификация видов миграции и обоснование тенденций развития масштабов и структуры межрегиональной миграции населения в мировой и российской экономике.

3. Совокупность положений о роли миграции населения в обеспечении эффективности (.региональной социально-экономической политики, конкурентоспособности индустриальных регионов России и о путях оптимизации её масштабов и структуры.

4. Концепция системного регулирования миграции на регионально-муниципальном уровне применительно к особенностям различных групп регионов.

5. Предложения о методике регулирования демографических процессов и безработицы в российских регионах, как важнейшего элемента региональной социально-экономической политики.

Научная новизна результатов исследования выполненных автором заключается в следующем:

— обоснованы причины возрастания роли регулирования миграции в региональной социально-экономической политике в условиях перехода I от ресурсно-сырьевого к инновационному развитию региональной экономики, доказывающие необходимость поиска новых научно-методических подходов к регулированию миграционных потоков в России;

— разработана многокритериальная классификация видов миграции с учетом их роли в осуществлении' региональной социально-экономической политики по географическим масштабам, причинам, законности, срокам и происхождению мигрантов и выявлены тенденции развития межрегиональной миграции населения на современном этапе глобализации и их воздействие на экономику развитых, развивающихся и депрессивных регионов с целью оптимизации выбора методов и повышения эффективности регулирования межрегиональной миграции населения;

— выявлены общие и специфические для различных регионов тенденции развития региональной социально-экономической политики в области регулирования рынка труда в 1990;х гг. и на современном этапе, связанные с переходом от всеобщей к рыночной занятости, что позволяет оценить роль межрегиональной миграции на рынке труда России и ее влияние на экономический рост в регионах, а также обосновать рекомендации по региональной дифференциации регулирования рынка труда;

— определены пути преодоления дефицита кадров в развитых индустриальных регионах России на основе комплексного использования балансового и сценарного методов, выявлена роль различных видов миграции в обеспечении эффективности — региональной социально-экономической политики, что создает предпосылки для формирования адресной политики регулирования миграции и достижения конкурентоспособности экономики регионов;

— на основе обобщения зарубежного и российского опыта обоснованы пути формирования системы регулирования миграции, отличительной особенностью которой является двухуровневый регионально-муниципальный механизм регулирования, и развито представление о методах регулирования демографических процессов и безработицы в регионах.

Практическая значимость содержащихся в работе выводов и рекомендаций заключается в следующем:

— обобщён отечественный и зарубежный опыт региональной социально-экономической политики в области регулирования межрегиональной миграции, рационализации её объёма и структуры;

— разработаны предложения по сокращению дефицита рабочих и инженерных кадров, стабилизации численности населения и уменьшению ущерба от безработицы, реализуемые на регионально-муниципальном уровне;

— предложен комплекс мер по повышению эффективности региональной социально-экономической политики в области регулирования демографических процессов, безработицы, организации профессионального обучения мигрантов, в т. ч. в регионах и странах их происхождения, улучшению условий их труда и жизни.

Материал диссертации может быть использован в курсе «Организация регионального и муниципального управления».

Апробация основных положений работы проводилась на научно-практических конференциях и семинарах в СПб Инженерно-экономическом университете.

Гл. 1. Регулирование межрегиональной миграции населения как элемент региональной социально-экономической политики.

Заключение

.

1. Анализ публикаций по проблемам глобализации рынка труда позволил уточнить классификацию видов миграции населения по причинам, срокам, географическим масштабам, этническому характеру и т. д., её положительные и отрицательные последствия для исходной и принимающей стороны. На большом фактическом материале (около 20 графиков и таблиц) показаны особенности развития миграции на современном этапе глобализации, причины её увеличения, изменения в источниках, направлениях и структуре международной и межрегиональной миграции.

Анализ связанных с миграцией финансовых потоков показал их возрастающее значение для экономики не только, азиатских и африканских, но и восточноевропейских стран, а также многокомпонентный характер миграции (приток малообразованных мигрантов в ряд стран сопровождается оттоком высококвалифицированной части местного коренного населения). Миграция ныне представляет собой, прежде всего, региональную проблему. Это доказывает опыт регионов Северо-Восточной Азии, а также Австрии, ФРГ, США и других стран.

2. Исследование тенденций развития рынка труда в российских регионах требует выхода за рамки микроэкономического анализа. В работе выделяются характерные черты трех этапов развития рынка труда стран СНГ: 1) 1991;1998 гг. (рост численности трудоспособного населения при сокращении спроса на рабочую силу, рост безработицы, особенно скрытой, занятости в теневой экономике и личном подсобном хозяйстве, массовая миграция русскоязычного населения из ряда стран СНГ и республик России) — 2) 1998;2004 гг. (дальнейшая дифференциация демографических тенденций в различных странах СНГ и регионах России, рост занятости в сфере услуг, торговле, экспортных сырьевых отраслях, сокращение масштабов эмиграции из стран СНГ при росте межрегиональной и международной трудовой миграции) — 3) с 2005 г. (сокращение численности трудоспособного населения России, рост занятости в связи с макроэкономической стабилизацией стран СНГ, возникновение дефицита рабочих и инженерных кадров, изменение потоков миграции из Украины и Молдовы, Казахстан, наряду с Россией и Беларусью получает положительное сальдо чистой миграции).

В связи с этим анализируются данные о занятости русскоязычного населения в отраслях экономики республик б. СССР, о динамике численности постоянного, экономически активного и занятого населения в странах СНГ, его распределении по секторам экономики, внутригосударственной и межгосударственной миграции.

3. Обобщение опыта оценки конкурентоспособности региональной экономики показало, что её следует проводить на основе социально-экономических, а не узкоэкономических критериев. В связи с этим в работе анализируется не только производительность труда по ВРП, но и инновационное развитие регионов, соотношение производительности и оплаты труда, уровень развития инфраструктуры, делового и инвестиционного климата, человеческого капитала. По индексу развития человеческого потенциала в оценке ООН Беларусь и Россия входят в группу из 69 стран с высоким уровнем развития, а остальные страны СНГ — со средним уровнем развития. Последние места в этой группе занимают Молдова (111), Узбекистан (113), Кыргызстан (116) и Таджикистан (122), откуда в Россию прибывает наибольшее число трудовых мигрантов.

Особенностью России является крайне высокая и растущая дифференциация показателей конкурентоспособности трудодефицитных и трудоизбыточных регионов в зависимости от наличия экспортных ресурсов, общей структуры экономики, качества управления и близости к магистральным транспортным артериям. Крайне высока и внутрирегиональная дифференциация — между региональными центрами, малыми городами и сельскими районами. Показатели Москвы, Петербурга, ХМАО, Тюменской и Московской обл. приближаются" ~к~уровню средних по развитию стран ЕС.

Приведённые данные позволяют оспорить две крайние концепции: о необходимости массовой международной миграции как единственного способа обеспечения экономического роста в условиях демографического кризиса и о ненужности или недопустимости этой миграции. Массовая миграция на современном этапе привлекает в Россию в основном неквалифицированных работников иной ментальности и этнокультурного типа личности, что воздействует на поведение экономических субъектов, сдерживает механизацию труда и т. д. В диссертации развита концепция управляемой селективной миграции на основе качественной, а не только количественной оценки миграционных потоков. Масштаб миграции определяется на основе региональных балансов труда с учётом высвобождения работников из госучреждений, неконкурентоспособных секторов экономики, сокращения скрытой безработицы, в т. ч. в сельских районах, гибкой занятости лиц старшего возраста, инвалидов, учащихся, женщин, имеющих детей и т. д. При этом, как показал мониторинг социально-экономической ситуации, кадровое обеспечение конкурентоспособности важнейших индустриальных и дальневосточных регионов не может быть обеспечено без привлечения внешних трудовых ресурсов, прежде всего, за счёт межрегиональной миграции.

4. Многочисленные зарубежные публикации последних лет о регулировании уровня и структуры миграции можно разделить на 3 группы: 1) исследование фундаментальных условий регулирования миграции на основе сотрудничества государства, муниципалитетов, бизнеса и гражданского общества- 2) анализ региональных особенностей регулирования миграции в ЕС, США, Китае, СНГ и т. д.- 2) организация регулирования миграции с помощью современных информационных и социально-культурных технологий.

Анализ этих публикаций и опыта регулирования миграции в регионах США, странах ЕС, в т. ч. ФРГ, Франции, Великобритании позволил выявить элементы этого опыта, наиболее актуальные для России. К ним относится перенос основной. части работы по привлечению мигрантов на территорию стран исходабалльная тестовая оценка лиц, желающих получить вид на право жительстваорганизация обратного привлечения и жизнеустройства граждан, выехавших за рубежрасширение функций негосударственных агентств по трудоустройствуусиление административных и экономических мер борьбы с нелегальной миграцией.

5. Концепция формирования системы регулирования миграции в российских регионах, представленная в диссертации, исходит из того, что задачами регулирования является восполнение нехватки рабочей силы по ряду профессий в трудодефицитных регионахсокращение безработицы в трудоизбыточных регионахразвитие взаимовыгодных социально-экономических отношений со странами СНГ, а также Китаем, Вьетнамом, КНДР, Индиейлегализация труда и доходов мигрантов, создание для них достойных условий жизнивозвращение соотечественников, которые в 90-х гг. оказались за границами России. В этой связи анализируется развитие законодательной базы миграции в России и Украине, опыт сотрудничества приграничных регионов.

Системное регулирование миграции в условиях формирования инновационной экономики требует, как показано в работе, 1) балансового обоснования потребностей в трудовой миграции, сценарного прогнозирования численности и структуры трудовых ресурсов- 2) адресного регулирования миграции по профессионально-квалификационному составу, источникам привлечения и месту будущей работы- 3) расширения функций и законодательно установленной координации деятельности государственных служб регулирования занятости и негосударственных структур- 4) развития предварительного профессионального обучения, в т. ч. в трудоизбыточных регионах, как основного канала привлечения мигрантов- 5) повышения роли МО в регулировании миграции.

В работе обобщается опыт служб занятости Петербурга и других регионов.

6. Главным фактором, определяющим потребность в мигрантах, является демографическая ситуация в регионе. Анализ показателей рождаемости, смертности мужчин и женщин по причинам, средней продолжительности трудоспособной жизни, медианного среднего возраста показал, что среди стран СНГ и регионов России выделяются зоны с естественной убылью, относительной сбалансированностью и продолжающимся ростом численности населения. Межрегиональные различия не связаны с уровнем ВРП и доходов на душу населения, а обусловлены социально-этническими факторами. Увеличение пособий в масштабах всей страны означает лишь перераспределение средств в регионы, которые нуждаются в стимулировании не рождаемости, а создания новых рабочих мест.

Как показал опыт европейских стран материальное стимулирование рождаемости в размере, доступном России, не решает демографическую проблему. Воздействие региональных и муниципальных властей на демоI графические факторы изменения трудовых ресурсов связаны с проведением активной семейной политики, борьбой с алкоголизмом, который является основной причиной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, ДТП, несчастных случаев, убийств, запретом на курение в общественных местах, содействием рациональной структуре питания, особенно в учебных заведениях. Предложения, вносимые по этим вопросам, базируются на опыте зарубежных стран и российских регионов.

7. Анализ динамики и уровня безработицы в зарубежных странах, республиках СНГ и российских регионах показал, что она служит важным фактором миграции. За счёт ликвидации скрытой безработицы в российских регионах может быть значительно уменьшена потребность в мигрантах из-за рубежа. В работе анализируется динамика уровня структуры безработицы в странах СНГ, Петербурге и других регионах России в 90-х гг. и в последние годы.

Анализ классической либеральной, кейнсианской и посткейнсиан-ской, современной институциональной концепций безработицы позволил выявить~особенности её государственного регулирования в условиях увеличения разрыва в уровне и качестве жизни, в различных регионах, изменения структуры спроса на рабочую силу, активизации процессов её высвобождения и перемещения.

Как показал опыт Петербурга и других индустриальных регионов особое значение в современных условиях приобретает мониторинг поведения предприятий в области высвобождения и найма рабочей силы, создание базы данных и доступной системы консультационных услуг, стимулирование создания новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе, организация профессионального обучения безработных, особенно старше 45 лет и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Весьма важно обучение гражданским профессиям отставников и инвалидов боевых действий, развитие гибких форм занятости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 23 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Активная политика на рынке труда. Позиция МОТ. //Человек и труд. 1993. — № 9. — С.6−9.
  3. С.С. Собственность. Проблемы приватизации в посткоммунистической России. М.: Исследовательский центр частного права. Фонд экономической свободы, 1993. — 31 с.
  4. О.Л., Дубоносов Л. А. Рынок против рынка. Национальное богатство. Валютные ценности. Конвертируемость. Акционирование. Приватизация. М.: Финансы и статистика, 1993. 336 с.
  5. Н. Рынок труда со многими неизвестными. //Человек и труд. 1993. — № 1. — С.30−34.
  6. А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. //Вопр. экономики. 1995. — № 5.
  7. Е. Экономическая активность населения в трансформирующемся обществе. //О-во и экономика. 1999. — № 1. — С.113−124.
  8. Ю.К. Интеграционные процессы и развитие трудовых ресурсов в рыночной экономике. //Труд за рубежом. 1995. — № 2. — С.3−9.
  9. С., Скуфьина Т. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов РФ. //Вопр. экономики. — 2005. № 8.
  10. И. Определение допустимого уровня безработицы. //Экономист. 1994. — № 9. — С.78−82.
  11. М.В., Ковров Г. С., Павлова С. Н. Оценка инновационного потенциала региона. М., ИНИОН РАН, 2004. ,
  12. Л.С. Инновационная система как социальный институт постиндустриального общества. //Пробл. современной экономики. 2005. -№ 3−4.
  13. В.В. Многоликая безработица. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, 1987. — 251 с.
  14. .Д. Безработица в современной России. М.: Наука, 2005. 271 с.
  15. .Д., Жаромский B.C., Галецкий В. Ф. Оценка масштабов потенциальной безработицы на основе методики кривой Филлипса. /Моделирование рыночных отношений и социальная политика. М., 1993, с.82−102.
  16. И.В. Рынок труда в современной экономике. //Общество и экономика. 1994. — № 1.
  17. Е., Донова И. Сверхурочная занятость: международная практика и российский феномен. //Человек и труд. 2005. — № 6. — С.54−58.
  18. Г. С., Бочкарев Г. И. Миграция и занятость населения. Перестройка экономики и занятого населения. СПб., 1991. 167 с.
  19. Г. С. Методологии концепции воспроизводства трудовых резервов. //Вестн. СПбГИЭУ. Сер. Экономика. СПб., 2003. -Вып.1. С.30−38
  20. Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технического трудовытеснения в развитых странах. //МЭМО. -1998.-№ 5.
  21. М.А. Трудовые ресурсы региона и рынок труда (на примере Иркутской обл.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. 248 с.
  22. М.А. Российский рынок рабочей силы и опыт Запада. //ТЭ и МО. 1992. — № 8. — С.43.
  23. Н.Г. Молодёжная безработица в республике Башкортостан: анализ специфики и пути решения проблемы. //Изв. Акад. труда и занятости. /Ин-т экономики и упр. УдГУ. Ижевск, 2004. — № 12. — С.65−73.
  24. В.М., Сидоркина В. А. Стабилизация занятости в условиях рынка. М.: Финансы и статистика, 1992. — 96 с.
  25. С.И. Развитие предпринимательства как фактор регулирования занятости в регионе. //Науч. тр. Междунар. союза экономистов и ВЭО России. М., СПб., 2002. T. l 1 (36). — С.230−238.
  26. В. Регионы Урала и Сибири: занятость и безработица. //Человек и труд. 2005. — № 2. — С.34−37.
  27. P.A., Якубова Н. Р. Демографическая ситуация и трудовые ресурсы: проблемы и некоторые пути решения. //Изв. Акад. труда и занятости. /Ин-т экономики и упр. УдГУ. Ижевск, 2004. — № ½. — С.91−100.
  28. Гарсия Исер М., Голодец О., Смирнов С. Создание и сохранение рабочих мест: роль Государственного фонда занятости. //Человек и труд. — 1995.-№ 11.-С.4−8.
  29. А. Вопросы регулирования временной трудовой миграции. //Вопр. экономики. 2007. — № 9.
  30. Г. Х., Гильдингерш М. Г. Безработица в зеркале статистики и социологии. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993. 52 с.
  31. Гибкие трудовые отношения: что лежит в их основе? //МЭ и МО. -1991. № 5. — С.49.
  32. В.А. Региональные проблемы инновационного развития экономики. СПб., ИУЭ, 2004.
  33. Н. Тендерные аспекты занятости: новые тенденции, старые проблемы. //Проблемы теории и практики упр. 2004. — № 6. — С. 107−114.
  34. Л.Г., Краюхин Г. А., Шайбакова Л. Ф. Регулирование инновационных процессов в регионе. /Под ред. Г. А. Краюхина. СПб., СПбГИЭУ, 1997.
  35. М.А., Медведев A.C. Стратегическое планирование в регионе. СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
  36. Д. Интервальное восприятие информации и экономическое поведение потребителей: методологические аспекты. //Вопр. экономики. — 2007. № 12.
  37. А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления. //Вопр. экономики. 1995. — № 5. — С.63−70.
  38. Г. В. Механизм реализации государственной политики устойчивого социально-экономического развития региона. СПб.: СПб ГИЭУ, 2003.
  39. А.И. Основные тенденции динамики занятости в трансформируемой экономике России. //Пробл. управления трудовыми ресурсами на соврем, этапе: межвузовский сборник. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. -С.23−27.
  40. С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. /Мин-во науки, высш. школы и техн. политики РФ СПб ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. 116 с.
  41. Л.И. Управление занятостью в регионе: теория, методология, инструменты. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2004. 240 с.
  42. . Миграционная ситуация в современной России. //Человек и труд. 2005. — № 6. — СюЗ 1−37.
  43. И.К. Рынок труда: теория и практика. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы. 2003.
  44. И., Зуев А. Изучение ситуации на рынке труда основа разработки программы занятости населения региона. //Человек и труд. -1994. -№ 4.-С.6−12.
  45. В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне. М.: Финансы и статистика, 2002.
  46. С. Развитие рынка труда неотъемлемый элемент государственной политики. //Человек и труд. — 2005. — № 5. — С.41−44.
  47. Р., Аукуционек С. Российские промышленные предприятия на рынке труда. //Вопр. экономики. — 1995. № 6. — С.48−57.
  48. А. Перспективы занятости. //Экономист. 1995. — № 12. -С.45−53.
  49. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. М., 1993. Т.2. — 338 с.
  50. В.Н., Тихонова Е. В. Мониторинговые методы в диагностике рынка труда. //Вестн. ун-та /Гос.ун-т упр. М., 2004. № 1 (7). — С. 194−200.
  51. O.A. Направления совершенствования управления занятостью населения в регионах. //Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга и информ. технрологий: Сб. науч.тр. /Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов. Воронеж, 2002. Вып.З. — С. 164−169.
  52. Комплексный анализ проблем миграции в СВА. //Пробл. современной экономики. 2003. — № 4. — С.155−158.
  53. В. Объединяя силы.//Человек и труд. 2005. — № 4. — С. * 34−37.
  54. А. Как создать эффективную занятость. //Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С.40−44.
  55. С. Методология оценки безработицы. //Человек и труд.1993. № 8. — С.16−19.
  56. В., Нещадин А. Парадоксы рынка труда. //Человек и труд.1994. -№ 9.-С.6−15.
  57. В. Рынок рабочей силы: основы теории, функционирования и прогнозирования. //Экономист. 1992. — № 6. — С.50−56.
  58. М.В. Пути формирования эффективной модели рынка труда. //Изв. Акад. труда и занятости. /Ин-т экономики и упр. УдГУ. Ижевск, 2004. № Vi. — С.23−33.
  59. К. Профессиональное обучение незанятых: концептуальныеподходы. //Человек и труд. 1993. — № 10. — С. 18−22.
  60. А.Е. Региональный рынок труда: мониторинг, модели «labor economics» и государственная политика. Ульяновск, 2002.
  61. .С. Рынок труда и занятость: воззрения отечественных экономистов 20−80-х гг. СПб.: Литера плюс, 1997.
  62. A.A. Организация и функционирование служб занятости в экономически развитых страна. Новосибирск, 1994. — 86 с.
  63. С.И., Васильева И. В., Голикова Т. А. и др. Социальные факторы экономического развития регионов России. СПб.: СПб ГИЭУ, 2006.
  64. Т. Опыт о законе народонаселения. Т.1. СПб., 18 686 с. 102.
  65. К., Энгельс Ф. Соч., т.25. С.267−268.
  66. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект пресс, 1995.-286 с.
  67. И.С. Российский рынок труда. М.: Изд-во РИКО, 1993. — 148 с.
  68. И.С. Эффективная занятость и рынок рабочей силы. //Вестник статистики. 1990. — № 12. — С. 17−22.
  69. C.B. Формирование и развитие региональных и макрорегиональных инновационных систем: финансовое, кадровое и организационное обеспечение. М., СПб., СПбГИЭУ, 2007. 323 с.
  70. Н. Локальные рынки труда. //Экономист. 1993. — № 4. -С.13−18.
  71. И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы: политико-экономический аспект. М.: Экономика, 1990. -205 с.
  72. И.А., Глухова О.В. Концептуальные подходы к созданиюмеханизма привлечения иностранной рабочей силы в Российскую
  73. Федерацию (на примере привлечения граждан Китая). //Совр.экономика: пробл. и решения: Сб. науч.тр. /Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2003. -С.45−48.
  74. Е.А. Вопросы формирования и регулирования рынка труда на уровне региона. //Вестн. ун-та /Гос. ун-т упр. М., 2004. № 1 (7). — С.201−206.
  75. Нестандартная занятость в российской экономике. /Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. М., 2007.
  76. О программе содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2000 г. и бюджете Государственного фонда занятости населения на 2000 год: Закон Санкт-Петербурга. СПб., 1999.
  77. И.М., Тюрнина О. О. Обзор рынка труда .Удмуртской республики. //Изв. Акад. труда и занятости. /Ин-т экономики и упр. УдГУ. Ижевск, 2004. № '/г. — С.52−58.
  78. H.H. Характеристика ситуации на рынке труда Удмуртской республики и меры по ее регулированию. Изв. Акад. труда и занятости. /Ин-т экономики и упр. УдГУ. Ижевск, 2004. № /4. — С.39−44.
  79. Ю. Экономическая теория и природа человека: станет ли тайное явным. //Вопр. экономики. 2007. — № 12.
  80. B.C. Воспроизводство региональной рабочей силы. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2004.
  81. Основы концепции управления и самоуправления развитием общества на уровне крупных городов. /Сб. научных трудов./Под ред. И. И. Сигова. Л.: ИСЭП, 1991, с.9−25.
  82. В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учеб. для студентов ВУЗов. М.: МГУ, 2004.
  83. С.А. Конкурентоспособность безработных на рынке труда. Чебоксары: Изд-во Чуваш.гос.ун-та им. И. Н. Ульянова, 2003.
  84. Т.В. Проблемы регионального рынка труда выпускников учебных заведений и предложения по их устранению.- //Изв. Акад. труда и занятости. /Ин-т экономики и упр. УдГУ. Ижевск, 2004. № - С.59−64.
  85. Н., Тягушев А. Организация системы профессионального обучения безработных. //Проблемы теории и практики управления. 1004. — № 6. — С.86−89.
  86. В.Ф., Бояркин Г. Н., Юсова Ю. С. Трудовая миграция как фактор трансформации регионального рынка труда: Монография. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. 248 с.
  87. С. Перспективы теории перспектив. //Вопр. экономики. -2007. № 12.
  88. Г., Хабарина Т. и др. Предпосылки формирования рынка труда. Анализ ситуации и тенденции развития. 1991. 51 с.
  89. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными (доклад ГУ ВШЭ). //Вопр. экономики. 2007. — № 3.
  90. Российский рынок труда. /Отв. ред. Маслова И. С. М.: Ин-т экономики РАН, 1993.- 189 с.
  91. М.Н. Рынок труда: закономерности и механизмы функционирования. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. 172 с.
  92. Ф. Экономика Санкт-Петербурга: Прошлое, настоящее, будущее. СПб.: Гидрометеоиздат, 2000.
  93. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования /А.В.Кашепов, В. В. Трубин, С. С. Утинова. М.: Наука, 1995.-95 с.
  94. E.H. Комплексный анализ и прогноз формирования трудового потенциала региона. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-106 с.
  95. А. Новые условия и новые методы регулирования занятости. //Человек и труд. 1993. — № 7. — С.38−41.
  96. A.A. Эволюция концепций и политики занятости в период научно-технической революции. /Развитые капиталистические страны. /СПб УЭиФ. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1995. 159 с.
  97. .Б., Васильева И. В., Голикова Т. А. и др. Региональные факторы экономического роста. СПб.: СПб ГИЭУ, 2006.
  98. JI.H. Основы теории рынка труда. СПб.: Изд-во СПб УЭиФ, 1992.-164 с.
  99. Статистика СНГ, 2000, № 6, с. 44, 46.
  100. Структурная безработицы и политика занятости: сопоставительный анализ занятости в США и Японии. //Труд за рубежом. 1990. — № 3. -С.22 031.
  101. .Л. Формирование рынка рабочей силы в крупных промышленных центрах. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1992. 114 с.
  102. А., Гендлер Г. Служба занятости населения Санкт-Петербурга: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1995. 116 с.
  103. Э.Н. Региональные проблемы структурных преобразований и политика занятости из опыта восточно-европейских стран. //Труд за рубежом. 1995. — № 1. — С.9−18.
  104. В. Формирование региональной политики занятости. //Человек и труда. 1994. — № 5. — С.6−10.
  105. Г. Г. Статистическое наблюдение за рынком труда, занятостью и безработицей в Германии. //Труд за рубежом. 1995. — № 3. -С.3−20.
  106. ., Румлер А. Германия: политика на рынке труда. //Человек и труд. 1994. — № 1. — С.28.
  107. К. Эффективная экономика —шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 225.
  108. Business week, 6.03.2000, р.92.
  109. Businessweek, 12.12.2005, p.67.
  110. Cohen R. Migration and its enemies: global capital, migrant labour and the nation state. Aldershot, England, 2006. — 242 p.
  111. Cue M., Lundback E., Puggiero E. Migration and remittances on Moldova. Wash., IMF, 2005. 71 p.
  112. Dehez P., Fitoussi J.-P. Indexation des salaires et fluctuations macroeconomiques. //Rev. d’economic polit. P. 1988.
  113. Globalization and education: integration and contestation across cultures. N. Stromguist, P. Morkman (eds.). Landham (Md), 2000.
  114. Globalizing migration regimes: new challenges to transnational cooperation. K. Tamas, I. Palme (eds), Aldershot, 2006.
  115. Hess Silva F.L. Neue Keynesianische Macroeconomic: Sequentielle Anpassungsprozesse u. ihre Mikrofundeerung in Unterbeschftigungsmodellen.: Duncher U.Humblot. 1985. XX, 342 S.
  116. Iuss S. International migration and global justice. Aldershot, 2006. 330 P
  117. Klemmer P. Reform der Regeonaien wirtschaftspolitid /ФРГ: Wirtschaftsdienst. 1985. — № 6 — С. 290−297. .
  118. Korner В., Spiss H. Zur Fremdenfeindiehkeit in der Bundesrepublik Doutschland. //Gewerkschabtliche menatshefte. 1982. — № 7. — c.397.
  119. Long-term preservation of digital documents: principles and practices. Berlin, 2003.-274 p.
  120. Lu I. Exploding the gaps: vital links between trade, environment and culture. West Hartford (Conn). 2000.
  121. Mansoor A. Migration and remittances: Eastern Europe and the Former Soviet Union. West, World Bank, 2007. 213 p. '
  122. Marshall A. Principles of Economics, 1890. Цитируется по: Эклунд К. Эффективная экономика. С. 70.
  123. Martin Ph., Martin S., Weil P. Managing migration: the promise of cooperation. Lanham, Md, 2006.
  124. Migration a challenge for Europe. H. Siebert (ed.). Tubingen, 1994. -290 p.
  125. Migration and cultural inclusion in the European city. W.Neill. H.-V. Schmidt (ed.), Aldershot, England, 2006. 289 p.
  126. Migration and development. R. Appleyard (ed.). Geneva, International Organization for Migration, 1999. 354 p.
  127. Migration and development: new partnership for cooperation parts. OECD, 1994. 305 p.
  128. Migration and development: opportunities and challenges for policymakers. Geneva, Int. Org. for Migration, 2006. 54 p.
  129. Migration and economy: global and local dynamics. L. Trager (ed). Valnut Greek, 2005. 332 p.
  130. Migration and European integration: the dynamics of inclusion and exclusion. R. Miles, O. Thranhardt (eds). L., 1995. 209 p.
  131. Migration and immigration a global view. M. Toro-Morn, M. Alice (eds). Westport. Conn, 2004. 255 p.
  132. Migration and Mobility: the European.context. S. Ghatan, A. Sassoon (eds). N.Y., 2001.-194 p.
  133. Migration and settlement: a multiregional comparative Study. A. Rogers, F.Willeneus. Dordrecht, 1986. 496 p.
  134. Migration and the externalities of European integration. S. Lavenex, E. Vcarer (eds). Landham, Md, 2002. 232 p.
  135. Migration control in the North Atlantic world. W.Y., 2003. 323 p.
  136. Migration, cultural conflict and crime. I. Freillich et al (eds), Aldershot, 2002.-319 p.
  137. Migration, regional integration and human Security. M. Klein Schmidt (ed.), Aldersgot, England, 2006. 289 p.
  138. Petra Szablewski. Saharfere Gangart die Auslanderpolitik der COU //Markaistische Blatter. 1983. — № 6. — c.72.
  139. Pilkington M. Migration, displacement and identity in post Soviet Russia. L., 1998.-252 p.
  140. Racial competition and class solidarity. T. Boswell et al (eds). Albany, N.Y., 2006.-258 p.
  141. Shoven S. New age thinking: alternative ways of mention. NBER WP, Vol.13 476, Oct.-2007.
  142. The Chinese economy alter WTO accession. Sh. Bao, Sn. Lin, Ch. Chao (eds).143. The Economist, 1.09.1998.
  143. The Economist, 27.10.2007.
  144. The migration: the foundation for a common European migration policy. P. Wan Kricken (ed.). The Hague, 2001. 429 p.
  145. Velmingham B.S. A second best strategy for the recovery of full employment in de poen economy. //I.of macroeconomics. Detroit, 1985. -Vol.7, № 4, P.469−491.
  146. Wang G. Don’t leave hiome: migration and the Chinese. Singapore, 2001. -314 p.148. WSJ, 17.07.2007.149. WSJ, 11.10.2007.150. WSJ, 16.11.2007.151. WSJ, 11.12.2007.152. WSJ, 14.12.2007.
Заполнить форму текущей работой