Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование коммуникативной компетентности как средство психолого-педагогической коррекции застенчивости у младших подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Феномен застенчивости отличается своей точкой зрения на человеческую природу, детерминантами поведения в зависимости от современных психологических подходов и отождествляется с состояниями: изоляции, отчуждения, обособленности (Д. Фонтенел, 1998; X. Ремшмидт, 1994; Лес Пэрот, 2002; Дейназ LLL, 1995) — структуры, функции поведения, интеллектуальные способности, психические возможности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы коммуникативной компетентности у застенчивых подростков 10−12 лет
    • 1. 1. Субъектный подход в исследовании проблемы коммуникативной компетентности у застенчивых подростков 10−12 лет
    • 1. 2. Субъектный подход в исследовании проблемы коммуникативной компетентности у застенчивых подростков 10−12 лет
    • 1. 3. Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления при изучении застенчивости у подростков 10−12 лет
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Экспериментальное исследование влияния коммуникативной компетентности на межличностные отношения у застенчивых подростков
    • 10. — 12 лет
      • 2. 1. Обоснование методик исследования влияния коммуникативной компетентности на межличностные отношения у застенчивых подростков 10- 12 лет
      • 2. 2. Описание выборки и методик исследования
      • 2. 3. Ход и результаты экспериментального исследования влияния коммуникативной компетентности на межличностные отношения у застенчивых подростков 10−12 лет
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Коррекция застенчивости у младших подростков
    • 3. 1. Методы коррекции застенчивости
    • 3. 2. Программа коррекции застенчивости у подростков 11−12 лет
    • 3. 3. Результаты психокоррекционной работы с застенчивыми подростками

Формирование коммуникативной компетентности как средство психолого-педагогической коррекции застенчивости у младших подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Застенчивость представляет собой сложную социальную и научную проблему и является объектом междисциплинарных исследований. Значительный вклад в решение проблем застенчивых людей вносит педагогическая психология, располагающая методами, которые позволяют справляться с ними. Особенное значение это приобретает в отношении детей и особенно — подростков.

Феномен застенчивости отличается своей точкой зрения на человеческую природу, детерминантами поведения в зависимости от современных психологических подходов и отождествляется с состояниями: изоляции, отчуждения, обособленности (Д. Фонтенел, 1998; X. Ремшмидт, 1994; Лес Пэрот, 2002; Дейназ LLL, 1995) — структуры, функции поведения, интеллектуальные способности, психические возможности у застенчивых людей, речевой процесс (Г. Крайг, 2002; Ф. Райе, 2000; К.Дж. Квола, 2000; С. Соловейчик, 2001; К. Праор, 1995 и др.), в зависимости от исследовательского подхода, целей и задач, а также методов их решения. Проявления застенчивости индивидуальны, поэтому существует множество определений данного феномена. Более того, «понятие застенчивости настолько расплывчато, потому, что разные люди не всегда последовательно реагируют на это состояние» (74. С. 15).

В.Н. Куницына утверждает: «Застенчивость как отдельное самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалось, за исключением нескольких работ (108). В частности, И. С. Кон уделяет большое внимание проблемам «юношеского возраста» (92. С. 19).

Зарубежная психология помогает понять полноту человеческого опыта относительно возможных толкований застенчивости (177. С.72).

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений (Зимбардо Ф., 1999; Райе Ф., 2001; Крайг Г., 2001; Изард К., 1999).

В то же время, данное понятие отражает реальный психологический феномен, мало изученный в настоящее время (103. С. 351).

Застенчивые люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество) — пассивны в деятельности и в жизнедеятельности в целомчрезмерно озабочены оценкой себя другими людьмиболее зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущие застенчивым людям, делают их уязвимыми в условиях рыночной экономики. Отсюда, одна из задач психокоррекции личности, решение которой способствует повышению ее конкурентоспособности — минимизация такой черты личности как застенчивость. (19 .С.З).

Таким образом, малоизученность явления застенчивости и детерминирующих его факторов делает проблему актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Исследования показывают, что в последнее время количество застенчивых подростков увеличивается (Колесов Д.В., 2001; Попова М. В., 2002; Ермолаева М. В., 2003; Кравцова М. М., 2004).

Т. Шишова отмечает: «. проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения наверняка займет одно из первых мест (222. С.5).

Это связано с изменением социальной ситуации развития, со смещением в обществе ценностных авторитетов. Как следствие, мы наблюдаем подростков, которым сложно общаться, трудно выражать свое мнение, они излишне сдержанны, неудачно предъявляют себя, чрезмерно сосредоточены на себе и т. д. Данные затруднения вызывают отрицательные эмоциональные состояния, подростки снижают свою активность, им сложно полностью реализовать свой творческий потенциал, найти вид деятельности, интересный для каждого из них, они превращаются в пассивных участников событий.

Обостряется ситуация и тем, что подростки не получают достаточного внимания и поддержки от окружающих, в первую очередь от близких людей, которые зачастую не понимают проблем застенчивых вообще и их ребенка в частности. Происходит процесс отчуждения, замыкания в себе, в связи с этим формируются характерологические особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте.

Согласно Л. С. Выготскому (2000), «все психические функции человека первоначально формируются как внешние, «интерпсихические» и лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются в «интрапсихические» (45).

Таким образом, личность и отношения, искаженные в процессе межличностного общения за счет процесса интериоризации, можно скорректировать. Специалисты утверждают: «Поэтому при работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждении интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и проч. Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства» (167. С. 6- 7- Ю).

Коррекция межличностных отношений помогает сформировать новые паттерны поведения и отношения к своей проблеме у застенчивого подростка 10−12 лет.

В рамках данного подхода застенчивость может быть понята, как результат нарушений системы коммуникаций, в которую включен подросток в процессе социализации. Эффективность данного подхода заключается в том, что он способствует снятию импритинга у застенчивых подростков и осуществляет выход на причинно-следственное кольцо застенчивости.

Противоречие между осознанием значительных возможностей коммуникативной компетентности в межличностном общении, овладение которой можно рассматривать как механизм психологической коррекции застенчивости у подростков 10−12 лет и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов данной проблемы определило выбор темы «Формирование коммуникативной компетентности в межличностном общении как средство психолого-педагогической коррекции застенчивости у младших подростков «.

Цель исследования состоит в разработке и реализации психолого-педагогической программы коррекции застенчивости подростков 10−12 лет посредством повышения их коммуникативной компетентности в межличностном общении.

Объект исследования — застенчивость как свойство личности подростка. Предмет исследования — формирование коммуникативной компетентности как средства психолого-педагогической коррекции застенчивости у младших подростков.

Гипотеза исследования — коррекционная работа с застенчивыми подростками 10−12 лет будет эффективна в том случае, если:

• будут выявлены психологические паттерны застенчивости, проявляющиеся как коммуникативные в межличностном общении;

• будут выявлены коммуникативные паттерны в межличностном общении у застенчивых подростков 10−12 лет.

• выявлена структура корреляционных взаимосвязей между застенчивыми подростками 10−12 лет и различными категориями социума, которые можно будет рассматривать как устойчивый эмпирический конструкт в качестве независимой переменной исследования.

• разработано содержание психолого-педагогической программы коррекции застенчивости у подростков 10−12 лет, включающее целенаправленное формирование мотивации на общение, обучение подростка умению устанавливать контакт, развитие позитивного мировосприятия и своего Я на фоне творческого применения коммуникативных умений.

• выделены условия успешной реализации технологии, механизмы и закономерности психолого-педагогического коррекционного воздействия.

• сформирована коммуникативная компетентность как основное средство коррекции застенчивости подростков 10−12 лет.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические и экспериментальные исследования по проблеме застенчивости и на их основе найти теоретическое обоснование возможности использования повышения коммуникативной компетентности в ее коррекции.

2. Изучить особенности застенчивости у подростков 10−12 лет.

3. Выявить влияние на личность застенчивого подростка в межличностном общении представителей различных категорий социума.

4. Разработать психолого-педагогическую программу коррекции застенчивости подростков 10−12 лет посредством повышения коммуникативной компетентности, выделить условия ее успешной реализации и закономерности коррекционного воздействия.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной психолого-педагогической программы.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют: субъектный подход к проблеме застенчивости (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, A.B. Брушлинский, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин, К. Абульханова-Славская, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. В. Знаков, В. Э. Чудновский, А. К. Осницкий, B.C. Мухина, Л. И. Анцыферова, М. В. Ермолаева, И. Г. Дубов, Н. В. Богданович, А. Маслоу и др.) — теоретические взгляды Л. С. Выготского на понятие «нормы" — детерминизм окружающей среды, объясняющий влияние окружающей среды на застенчивого человека, в связи с отсутствием у него коммуникативной компетентности (Э. ЭриксонА. Адлер, К. Юнг и др.) — физиологический детерминизм, объясняющий влияние физиологических факторов на психологическую и социальную застенчивость (Г. Айзенк, Р. Кеттелл, А. Дэниэлс, В. Пломин, Г. Гуф, А. Торн, К. Э. Изард,.

Д. Бретт) — поведенческие реакции (Р. Кеттелл) — характеристику подросткового возраста (Д. Бретт, М. Раттер, Гринберг, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Н. П. Воробьева, Л. С. Выготский, М. В. Ермолаева, М. Ю. Коноваленко, A.B. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Т. Шишова Д. Б. Эльконин и др.) — сформулированная O.A. Прохоровым, модель возникновения новообразований в структуре личноститеоретико-прикладные исследования и решение проблем застенчивости (Ф. Зимбардо, И. С. Кон, Л. Н. Галигузовой, В. Н. Куницыной, А. Б. Белоусовой и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседу, наблюдение, психологический эксперимент, качественно-количественный анализ результатов с применением методов математической статистики.

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:

1. модифицированный вариант детского опросника «14-факторный личностный опросник Кеттелла»;

2. интерперсональный опросник Т. Лири, модифицированный вариант;

3. метод социометрии в авторской модификации «Проба на застенчивость»;

4. специально разработанная анкета выявления часто употребляемых ассоциаций и симптомов застенчивого поведения;

5. разработанный опросник для выявления влияния на личность застенчивого подростка в межличностном общении представителей различных категорий социума.

Научная новизна исследования состоит:

• в систематизации и обобщении исследований по проблеме застенчивости (видам, типам, функциям, проявлениям, механизмам и причинам возникновения);

• в описании особенностей застенчивых подростков 10−12 лет и их тендерных различий;

• в обосновании выбора формирования коммуникативной компетентности как основного средства коррекции застенчивости у подростков 10−12 лет.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

— углублено и расширено содержание понятия «застенчивость»;

— выявлены особенности проявления и психологические паттерны застенчивости у подростков 10−12 лет и их тендерные различия;

— выделены категории социума, оказывающие сильное воздействие на застенчивых подростков;

— предложены эффективные методики диагностики, в том числеавторские анкета и опросник, для выявления проблем коммуникативных умений с различными категориями социального окружения;

— разработана и апробирована психолого-педагогическая программа коррекции застенчивости подростков 10−12 лет посредством повышения коммуникативной компетентности в межличностном общении.

Таким образом, исследование вносит определенный вклад в педагогическую психологию воспитания в разделы, рассматривающие проблемы развития личности подростков и возможность оказания им психолого-педагогической помощи.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в деятельности психологической службы образовательного учреждения. Полученные выводы и рекомендации предназначены для специалистов, работающих с застенчивыми подростками.

10−12 лет, учителей школ, родителей подростков, их близкого окружения. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Детская практическая психология и психотерапия», «Общая психокоррекция» в вузах при подготовке педагогов и психологов, «Коррекционная работа педагога и психолога в образовательном учреждении» в институтах повышения квалификации педагогов, а также при подготовке практических психологов.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 200 420 010 гг. в общеобразовательной школе № 3 микрорайона Белая Дача гор. Котельники Московской области. Эмпирическую базу исследования составили 100 учащихся, из них 50 девочек и 50 мальчиков в возрасте 10−12 лет, ученики 5 — 6-х классов.

Эмпирическое исследование состояло из нескольких этапов.

1. Подготовительно-поисковый этап исследования (2004;2005 гг.) -теоретический анализ психолого-педагогических, философских исследований по проблемам застенчивости и применения развитой коммуникативной компетентности как основного метода в коррекционных целях.

2. Опытно-экспериментальный (2005;2007 гг.) — подбор и апробация комплекса диагностических методик исследования, разработка и реализация психолого-педагогической технологии коррекции застенчивости у подростков 10−12 лет посредством развития коммуникативной компетентности (формирующий эксперимент).

3. Аналитический (2007;2010 гг.) — оценка эффективности психолого-педагогической технологии, обобщение и интерпретация полученных данных, написание текста диссертации и автореферата.

Надежность и достоверность полученных данных обеспечивалась методологической обоснованностью исходных положений, комплексностью используемых методов и методических приемов, сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных с применением методов математической статистики.

Программа психокоррекции застенчивых подростков была апробирована и утверждена кафедрой теоретических основ общей и социальной психологии УРАО в 2007 году.

Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования, обрабатывались с помощью пакетов прикладных программ SPSS 12.0 StatSoft Statistica 6.0.

Апробация результатов исследования проходила на аспирантском объединении и заседаниях кафедры общей и педагогической психологии МГОУ. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях в Москве, международной научно практической конференции в Пензе, на XI симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (2004;2009 гг.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Застенчивость как свойство личности подростка приводит к разнообразным нарушениям вегетативной системы, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, мыслительных процессов и целым рядом специфических изменений самосознания и самовосприятия, что проявляется в состоянии нервно-психического напряжения, тревоги, внутреннего конфликта. Формирование застенчивости происходит в ситуациях контакта с разными группами социума, воспринимаемых индивидом как угрожающие, чем создается невозможность дальнейшего межличностного общения.

2. Я-концепция застенчивых подростков является дисгармоничной: «реальное Я» имеет множество недостатков: непривлекательная внешность (физическое Я), неумение общаться легко и непринужденно (социальное Я), недостаточно развитые интеллектуальные способности (умственное Я) — повышенная чувствительность (эмоциональное Я) — «зеркальное Я» включает установки, вызывающие у застенчивых ожидание негативных оценок со стороны окружающих- «идеальное Я» характеризуется очень высоким уровнем и значительным расхождением с уровнем «реального Я», что обуславливает неадекватно высокий уровень притязаний, отражающийся на поведенческом уровне, в виде избегания контактов и/или их ограничения.

3. Переживание застенчивости подростком не является полностью субъективным или внутренним чувством, напротив, оно неотделимо от контекста жизненных отношений и связей, а общение со сверстникамиведущий тип деятельности в этом возрасте.

4. Условиями успешной реализации психокоррекционной работы с застенчивыми подростками являютсяобучение коммуникативным навыкам психосоциального и эмоционального характера, расширение уровня коммуникативной компетентности, доброжелательные позитивные отношения как в самой группе, так и со стороны ведущего занятий.

5. Использование специально разработанной и апробированной психолого-педагогической программы позволяет значительно снизить уровень застенчивости у младших подростков. Данная программа предусматривает формирование коммуникативной компетентности как основного средства преодоления застенчивости испытуемых.

Структура диссертационного исследования. Диссертация структурно представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком литературы и приложениями. Основной текст диссертации изложен на 146 страницах. В ней содержится 16 таблиц, 7 диаграмм и 1 график. Приложения содержатся на 56 листах.

Заключение

.

В данном исследовании рассматриваются психолого-педагогические аспекты такого малоизученного явления, как застенчивость в подростковом возрасте, детерминирующего ее факторы, а также возможности ее коррекции средствами формирования коммуникативной компетентности.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

1. На основе теоретического анализа научных источников удалось установить, что застенчивость приводит к разнообразным нарушениям вегетативной системы, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, мыслительных процессов, к целому ряду специфических изменений самосознания и самовосприятия, что проявляется в состоянии нервно-психического напряжения, тревоги, внутреннего конфликта. Формирование застенчивости происходит в ситуациях контакта с разными группами социума, воспринимаемых индивидом как угрожающие, чем создается невозможность дальнейшего межличностного общения.

2. Я-концепция застенчивых является дисгармоничной. Так, их «реальное Я» имеет множество недостатков: непривлекательная внешность (физическое Я), неумение общаться легко и непринужденно (социальное Я), недостаточно развитые интеллектуальные способности (умственное Я) — повышенная чувствительность (эмоциональное Я). «Зеркальное Я» включает установки, вызывающие у застенчивых подростков ожидание негативных оценок со стороны окружающих. «Идеальное Я» таких подростков характеризуется очень высоким уровнем и значительно расходится с уровнем «реального Я», что обуславливает неадекватно высокий уровень притязаний, отражающийся на поведенческом уровне в виде избегания социальных контактов и/или их ограничения.

3. Исследование взаимосвязи коммуникативной компетентности и застенчивости у младших подростков потребовали применения апробированного комплекса диагностических методик, в который наряду с 14-факторным опросником Кеттелла и интерперсональным опросником Лири вошли авторские анкета и опросник для выявления часто употребляемых ассоциаций и симптомов застенчивого поведения, а также влияния на личность застенчивого подростка в межличностном общении представителей различных категорий социума.

4. Выявленные в результате проведенного исследования психологические и коммуникативные паттерны младших подростков в возрасте 10 — 12 лет говорят о том, что переживание застенчивости в этом возрасте не является полностью субъективным или внутренним чувством, напротив, оно неотделимо от контекста жизненных отношений и связей и не может рассматриваться в отрыве от общения подростка со сверстниками.

Одним из возможных в подростковом возрасте признаков нарушений личности является их низкая коммуникативная компетентность, т. е. неумение взаимодействовать со сверстниками, находить контакты с незнакомыми людьми. Застенчивые подростки в обществе сверстников испытывают неловкость, напряжение, недоверие, подозрительность, обидчивость, что затрудняет их общение с окружающими.

5. Разработанная и реализованная психокоррекционная программа позволила выделить ряд условий ее успешной реализации, а также механизмы коррекционного воздействия: (обучение коммуникативным навыкам психосоциального характера (межличностные), эмоционального характера (снятие трудностей поведения, переживание эмоций, зажимы), расширение уровня когнитивной компетенции (развитие техники межличностного общения), т. е. постепенный переход от внешней уверенности к внутренней (по Л.С. Выготскому) — акцент на аутопсихотерапию методом позитивного мышления, отсутствие критики и самокритики, доброжелательные позитивные и положительные отношения, как в самой группе, так и со стороны ведущего занятия.

Кроме того, исследование показало, что психокоррекционная работа с застенчивыми подростками должна осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей коррекционного воздействия (общие закономерности психического развития в онтогенезепериодизация психического развитияпроблемы соотношения обучения и развитияпредставление об основных теориях, моделях и типах личностизнание о социально-психологических особенностях группызнание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие).

6. Использование специально разработанной и апробированной программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности, позволило значительно снизить уровень застенчивости у младших подростков в возрасте 10−12 лет. При этом основным содержанием программы должно стать поэтапного развития у застенчивых подростков коммуникативных навыков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Большакова Н. Г. О возможности психологического изучения личности ребенка в социогенезе (на материале сказки) М., 2000.
  2. Г. С. Практическая психология. 4-е изд., перераб и доп. М., 2000.
  3. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время. СПб., 2001.
  4. Адаптация организации подростков к учебным нагрузкам / Под ред. Д. В. Колесникова. М., 1987.
  5. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д., 1998.
  6. Г. Ю. Структура личности. М., 1999.
  7. Э.М., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Уч.-мет. пособие. 4.1. М., 2001.
  8. .Г. Психология и проблемы человекознания. М., 2003.
  9. .Г. Труд, как важнейшее условие развития чувствительности // Вопросы психологии. 1955. № 1.
  10. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  11. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  12. Н.П. Обучающие и развивающие игры. М., 2004.
  13. Анн Л. Психологический тренинг с подростками СПб., 2004.
  14. Л.И. К проблеме изучения исторического развития психики: История и психология. М., 1971.
  15. А.Г. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М., 1989.
  16. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
  17. Д. Ваш беспокойный подросток, М., 1991.
  18. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб., 2003.
  19. А.Б. Психические детерминанты личностной застенчивости: Автореф.. дис. канд. псих. наук. Казань: ИПиППо РАО, 2004. 19 с.
  20. Берн Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.
  21. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. М., 2000.
  22. A.A. Личность и общение. М., 1995.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2001.
  24. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 23−34.
  25. В.В. Трудные характеры подростков. СПб., 2002.
  26. Е.И. Время реакций человека. М., 1964.
  27. Большая книга тестов /Сост. С. А. Касьянов. М., 2001.
  28. Е.Ю. Педагогические условия становления экзистенциальной направленности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Иркутск: ИГПУ, 2006. 22 с.
  29. Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя». М., 2005.
  30. Л. Ф. Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике. СПб., 2000.
  31. Г. В. Слуцкий В.М. Одаренные дети. М., 1991.
  32. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
  33. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
  34. П. Бивин Д. Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000.
  35. П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М., 1990.
  36. И. В. Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. СПб., 2004.
  37. A.A. Трудный возраст. М., 2002.
  38. В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2001.
  39. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М., 2005.
  40. Возрастная психология /Сост. и науч. ред. B.C. Мухиной. М., 2005.
  41. .С., Волкова Н. В., Губанов A.B. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.
  42. Н.П. Возрастные особенности общения школьников с позиции концепции персонализации / Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. науч. трудов / Под ред. A.B. Петровского. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. С. 122−128.
  43. JI.C. Изб. пед. и псих, произведения. М., 2002.
  44. Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти т. М., 1984.
  45. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 2005.
  46. И.Ю. Тревожность школьников в условиях социально-экономического кризиса: Автореф.. дис. канд. псих. н. Пермь, 2000.
  47. Р. Зимбардо Ф. Психология и жизнь. СПб., 2004.
  48. В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. Педагогика. 1991. № 9. С. 46−50.
  49. В.И. Основы теоретической педагогики: Уч. пособие. СПб., 1992 с.
  50. В.И. Пропедевтический курс общей психологии: Уч.пособие. СПб, 1997. 198 с.
  51. В.В. Элементы антропологии для медиков. М., 1963.
  52. Э.А. Способности личность индивидуальность. Дубна, 2005.
  53. Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М., 1967.
  54. Дж. Управление стрессом СПб., 2002.
  55. И.Л. Динамика процесса формирования социокультурной идентичности в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. псих. н. М.: РАО ПИ, 2004.
  56. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956.
  57. Ф. На стороне подростка. М., 1997.
  58. Денисова З. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978.
  59. О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Автореф.. дис. канд. псих. наук. М., 1996.
  60. В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
  61. И.Г. Индивидуально-специфическое влияние личности учителя на учащихся в процессе персонализации /Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. науч. трудов / Под ред. A.B. Петровского. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. С. 55−59.
  62. И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
  63. М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
  64. Е.В. Кризис в созависимых отношениях. СПб., 2004.
  65. М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М., 2003.
  66. М.В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
  67. А.К. Методические принципы психической диагностики группы. / Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. науч. трудов / Под ред. A.B. Петровского. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. С. 4−15.
  68. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005.
  69. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. М., 2000.
  70. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2000.
  71. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
  72. М.Е. Личность в системе коллективных отношений (к проблеме методики исследования) / Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. науч. трудов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. С. 36−41.
  73. Ф. Застенчивость: Пер. с англ. М., 1991.
  74. Ф., Рэдл Ш. Застенчивый ребенок. М., 2005.
  75. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. СПб., 2002.
  76. В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. М., 2005.
  77. Е.А. Психолого-педагогическая технология застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством директивной игротерапии: Автореф.. дис. канд. псих. н. Казань: ШГПИ, 2005. 24 с.
  78. К. Психология эмоций. СПб., 2000.
  79. К. Страх и виды тревожности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова. СПб., 2001.
  80. М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
  81. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
  82. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе. Как перестать беспокоиться и начать жить. М&bdquo- 1990.
  83. Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М., 2004.
  84. В.П. Педагогическая коррекция. М., 1987.
  85. Г. Ф. Основы современной сексологии. СПб., 2000.
  86. Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  87. Ю.В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности старшеклассников: Автореф.. дис. канд. псих. наук. М., 2002.
  88. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
  89. Д.В. Подросток: взросление т здоровый образ жизни. М., 2001.
  90. Я.А. Великая дидактика // Собр. пед. соч. М., 1955.
  91. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  92. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
  93. Кон И. С. Дружба. СПб., 2005.
  94. H.A., Медынский E.H., Шабаева М. Ф. История педагогики. 5-е изд. М., 1982.
  95. А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
  96. Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990.
  97. М.М. Дети изгои. М., 2005 .
  98. Г. Психология развития. СПб., 2002 .
  99. А.П. О подростках. М., 1970.
  100. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
  101. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М., 2005.
  102. Л.В. Психологическое исследование: Метод, рекомендации по применению. СПб., 2002.
  103. Л.В. Психология настроения. М., 1997.
  104. Кулюткин 10., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания, 2001. № 1. С. 6−7.
  105. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность. Внутренний мир и самореализация. СПб., 1996.
  106. В.Н. Трудности межличностного общения. Автореф. дис. докт. псих. наук. СПб., 1991.
  107. В.Н., Казаринова H.B., Поюльша В. М. Межличностное общение: Учеб пособие. СПб., 2003.
  108. К. Индивидуальные различия. М., 2000.
  109. Лабиринты одиночества / Под. ред. Е. Л. Покровского. М., 1989.
  110. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов н/Д., 1986.
  111. Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб., 2003.
  112. В. Нестандартный ребенок. Воспитание с любовью и логикой. М., 1995.
  113. К. Динамическая психология: Избр. труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. М., 2001.
  114. Левис Шелдон, Левис Шейла. Ребенок и стресс. М., 1994.
  115. Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М., 2000.
  116. А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2005.
  117. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2001.
  118. Д.В. Введение в методологические основы психологии. М. Воронеж, 2005.
  119. Т. Л. Игровая терапия. Искусство отношений. М., 1994.
  120. Г. И. Коррекция девиантного поведения. СПб., 2007.
  121. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  122. А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
  123. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981.
  124. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  125. A.B. Отчуждение в подростковом возрасте и проблема его преодоления: Автореф.. дис. канд. псих. наук. М., 1998.
  126. А. Я подросток: мир эмоций. СПб., 2003.
  127. О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта. Мир психологии. 1999. № 2.
  128. Мэй К. Разберемся с девочками (мальчиками). Для крутых, но застенчивых: Пер. с англ. М., 2001.
  129. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова. СПб., 2001.
  130. Д.И. Психологические особенности подростков с адаптивными расстройствами и их психокоррекция: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1994.
  131. А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004.
  132. Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. М., 2006.
  133. H.H. Психология субъекта познания. СПб., 1997.
  134. Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.
  135. Л. Ф. Теория Ж. Пиаже: «за» и «против». М., 1985.
  136. Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
  137. С.И. Словарь русского языка. 7-е изд. М., 1968.
  138. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  139. Ю.М. Обида и вина. М., 2002.
  140. A.A. Общая психокоррекция. М., 2005.
  141. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1999, № 1−2. С.52−59.
  142. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм:. Э. Торндайк, Дж.Б. Уотсон. М., 1998.
  143. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под. ред. И. В. Дубровиной, Н. С. Круглова. М., 1988.
  144. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  145. В.А. Структуры внутреннего мира личности: Автореф. дис. канд. фил. наук. Свердловск, 1986.
  146. М.А. Игротераиия общения: тесты и коррекционные игры. М., 2000.
  147. . Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2003.
  148. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. М., 1964−1968.
  149. A.B. «Решетка противостояния позиций» как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений // Вопросы психологии. М., 1985. № 2.
  150. A.B. Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. М., 1984.
  151. A.B. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. М., 1984. № 4.
  152. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  153. В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4.
  154. . Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001.
  155. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.
  156. И.П. Уроки психологического развития в средней школе М., 2001.
  157. М.В. Психология растущего человека. М., 2002.
  158. A.M. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10−12 лет (программа курса занятий) // Развивающие икоррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И. В. Дубровиной. М.-Тула, 1993.
  159. Проблема психодиагностики, обучения и развития школьников: Сб. науч. трудов. М., 1985.
  160. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / Под. ред. И. Соковни М., 2002.
  161. Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение. М., 2007.
  162. Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии, 1999, № 2.
  163. Психокоррекционная работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
  164. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: Пособие для школьных психологов / Под общ. ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  165. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.
  166. Психология / Отв. ред. A.A. Крылов. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2004.
  167. Психология личности: Сб. статей / Сост. А. Б. Орлов. М., 2001.
  168. Психология мотивации и эмоций: Уч. пособие / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М., 2002.
  169. Психология подростка. Полное руководство /Под ред. чл.-корр. РАО A.A. Реана СПб., 2003.
  170. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997.
  171. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдмана М., 1987.
  172. Психотерапевтическая энциклопедия / Под. общ. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1999.
  173. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  174. Раттер.Н. Помощь трудным детям. М., 1999.
  175. Реан А. А, Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2001.
  176. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  177. A.A. Психология подростка. СПб., 2006.
  178. A.A. Психология познания педагогом личности учащегося. М., 1990.
  179. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
  180. Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение. СПб., 2006.
  181. X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
  182. Ф. Основные формы страха. М., 2005.
  183. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер с англ./ Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М., 1994.
  184. В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Автореф. дис. канд. псих. наук. Ростов н/Д., 1997.
  185. Д.С., Аршавский В. П. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
  186. С. Избранные философско-психологические труды. М., 1997.
  187. С.Л. Основы общей психологии. М, 1989.
  188. М. Руденская С. Они учились с Пушкиным. Л., 1976.
  189. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И. В. Дубровиной. Н. Новгород, 1995.
  190. И.В. «Игры в которые играют .» Ростов н/Д., 1997.
  191. Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.
  192. И.М. Психология поведения: Избр. психол. труды / Под ред. М. Г. Ярошевского. M.- Воронеж, 1995.
  193. Е. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  194. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб., 2003.
  195. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  196. С.Л. Трудные подростки. М., 2001.
  197. В.И., Исаев Е. И. Психология развития. М., 2000.
  198. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  199. Словарь Великобритания. М., 2006.
  200. Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. Мн., 1995.
  201. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. М., 2000.
  202. Е.А. Возрастная психология. СПб., 2007.
  203. Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., 1998.
  204. В.Г. Психология трудных подростков. М., 2001.
  205. A.B. Возрасты жизни. М., 1988.
  206. Тренинг по сказкотерапии: сборник программ / Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб., 2002.
  207. Д.Н. Основные положения теории установки // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  208. А.И. Развитие проблем обособления и отчуждения как механизм онтогенеза личности в возрастной психологии: Автореф.. дисс. канд. псих, наук. М., 1987.
  209. Учителям и родителям о психологии подростка. М., 1990.
  210. Д.И. Психология взросления. М., 1999.
  211. Ф.Р. Основы психологии. М.-Ростов н/Д., 2006.
  212. К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. М., 2003.
  213. К. Как научить детей сотрудничать? М., 2000.
  214. Фрейд 3. Запрещение, симптом и страх. Симптом и запрещение // Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова. СПб., 2001.
  215. И.А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка. М., 2004.
  216. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. 2-е изд, стер. М., 2005.
  217. Хьелл JI, Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997.
  218. Ю.М., Данчев О. В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев, 1991.
  219. Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость. М., 1997.
  220. Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М., 2003.
  221. В.А. К проблеме изучения поведения и поступков личности. / Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. науч. трудов / Под ред. A.B. Петровского. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. С. 41−55
  222. П. Психология лжи. СПб., 2003.
  223. Элкинд.Д. Пытаясь понять юность. М., 1996.
  224. Д.Б. Взрослость ее содержание и проявление у подростков-пятиклассников: Хрестоматия. М., 2005.
  225. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  226. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  227. П.И., Хальзов В. И., Слепов В. Я. Основы превентивной педагогики: Учеб. пособие: В 2-х ч. СПб., 2002.
  228. Юнг К. / Аналитическая психология: Словарь. М., 2000.
  229. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1995.
  230. М. Стыд и истоки самоуважения. М., 2001.
  231. Kohut, H. The Restoration of the Self/ N-Y: Internat. Univers. Press, 1977. P.149−151.
  232. Bandura, A. Sosial foundations of thought and action: a social cognitive theory/ Engliwood Cliffs, NJ: Prentice- Hall. 1986. P. 176−178.
  233. Ledermann, R. Narcissistic Dicorder and its Treatment in Psychopathology/ London: Karnac Books. 1989.P.366 -380
  234. , H.J. 1953 :The logical basis of factor analysis/ American Psychologist 8.1953. P.105−114
  235. Cattel, R.B. The psychometry of objective motivation measurement /British Journal of Edicationai Psychology 52. 1986. P. 234−241
Заполнить форму текущей работой