Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Жизненные планы молодых инвалидов: Особенности формирования и реализации в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования жизненных планов молодых инвалидов обусловлена рядом общественных противоречий. Основное из них состоит в несоответствии меняющейся системы нравственных ценностей гуманного общественного отношения к инвалидам и реальной практики социального исключения инвалидов из общественного воспроизводства. Появление новых социальных практик в отношении инвалидов, включая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения жизненных планов молодых инвалидов
    • 1. 1. Социологические концепции исследования инвалидности
    • 1. 2. Жизненные планы молодежи как предмет социологического исследования
    • 1. 3. Специфика формирования жизненных планов молодых инвалидов
  • Глава 2. Социологический анализ жизненных планов молодых инвалидов в современном российском обществе
    • 2. 1. Учет особенностей молодых инвалидов в исследовании их жизненных планов
    • 2. 2. Социальные условия реализации жизненных планов молодых инвалидов в России конца 90-х годов XX века
    • 2. 3. Роль общественных объединений в формировании и реализации жизненных планов молодых инвалидов

Жизненные планы молодых инвалидов: Особенности формирования и реализации в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменение социокультурной ситуации в современной России сказывается на личностном становлении молодежи, особенно в период выбора жизненных ориентаций, путей и способов достижения выдвигаемых целей. Жизненные планы являются выражением, с одной стороны, установок молодежи, а с другой — реальных жизненных возможностей, предоставляемых обществом на социетальном уровневозможностей регионов, которые связаны с историческими особенностями их развития и современным социально-экономическим положениемнаконец, возможностей самого индивида, определяемых его потенциалом, природными данными и социальным окружением.

Одной их характерных тенденций развития России в 90-е годы становится ухудшение здоровья детей и молодежи, увеличение доли инвалидов. Сегодня 35% всех российских детей имеют хронические заболевания, у половины диагностируются отклонения в здоровье. За период с 1987 по 1996 год произошло увеличение на 18% группы умственно отсталых детей. На начало 1995 года в органах социальной защиты населения Российской Федерации состояло на учете 399 тысяч детей до 16 лет, получающих социальную пенсию. На 1 января 1999 года число детей-инвалидов уже составило 598 тысяч человек.

Государственная социальная политика в отношении инвалидов в современном российском обществе предполагает заботу о материальных и духовных условиях их жизни. Перспективная цель этой политики состоит в улучшении положения молодых инвалидов, что делает необходимым изучение их основных потребностей.

Актуальность исследования жизненных планов молодых инвалидов обусловлена рядом общественных противоречий. Основное из них состоит в несоответствии меняющейся системы нравственных ценностей гуманного общественного отношения к инвалидам и реальной практики социального исключения инвалидов из общественного воспроизводства. Появление новых социальных практик в отношении инвалидов, включая общественные объединения, работающие с молодыми инвалидами и для них, обуславливает растущую потребность в научном обосновании такой деятельности. Теоретико-методологические подходы к изучению жизненных планов не ориентированы на исследование данной группы и на современную социально-педагогическую действительность. Возникает необходимость адаптировать существующие и обосновать новые подходы к исследованию жизненных планов молодых инвалидов в контексте развития социологической школы Института молодежи.

Такая перспектива исследования актуальна в силу того, что она позволяет осуществить прогноз и проектирование социальных потребностей молодых инвалидов, разработать эффективные программы социально-правовой реабилитации, помощи и поддержки в реализации их жизненных планов.

Степень разработанности проблемы. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет утверждать, что проблема жизненных планов молодых инвалидов носит комплексный характер и является объектом исследования различных наук — социологии, философии, правоведения, медицины, психологии, дефектологии. В социологии выделенная проблема изучается прежде всего в русле социологических концепций молодежи и социологии инвалидности.

Заслуживают внимания исследования последнего десятилетия в области социологии детства и молодежи Ю. А. Зубок,.

И.М.Ильинского, А. И. Ковалевой, В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского,.

B.АЛукова, Е. М. Рыбинского, Б. А. Ручкина, В. И. Чупрова,.

C.Н.Щегловой, позволяющие спроецировать некоторые методологические подходы при изучении специфической группы молодых инвалидов.

В исследованиях по различным аспектам молодежной проблематики анализ жизненных планов молодежи занимает одно из центральных мест. Жизненными перспективами и профессиональным самоопределением молодежи занимались Т. И. Адуло, Е. М. Бабосов, В. В. Выборнова, Е. И. Головаха,.

A.Я.Журкина, Н. А. Залыгина, А. Н. Комозин, И. С. Кон, А. З. Литвинцева,.

B.С.Магун, И. О. Мартынкж, М. Х. Титма, Г. А. Чередниченко,.

C.Н.Чистякова, В. Н. Шубкин.

Социологические, социально-психологические и социально-педагогические аспекты исследования людей с ограниченными возможностями в социуме представлены в концепциях.

A.Н.Бернштейна, В. Н. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского,.

B.П.Кащенко, П. Ф. Лесгафта, И. В. Маляревского, Г. И. Россолимо, В. П. Сербского и др.

Проблемы социального статуса инвалида и семьи нетипичного ребенка нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: В. М. Астапова, А. ФАчильдиевой, Л. К. Грачева, Л. Бартон, Д. Бейли, Т. Джо, Т. А. Добровольской, А. Дэвиса, И. Н. Зиппер, И. П. Катковой, Е. Н. Ким, С. С. Кучинского, О. И. Лебединской, М. Оливер, С. П. Пешкова, Г. Г. Силласте, Р. Сименсон, А. В. Суворова, Д. Томаса, П. Уинтона, Т. И. Черняевой, Н. Б. Шабалиной, И. А. Шамес, Б. Ю. Шапиро, Н. В. Шапкиной, Ю. Г. Элланского, Е.Р.Ярской-Смирновой. Выявлено разнообразие подходов к исследованию инвалидов в современной социологии. Большинство современных российских исследований посвящены изучению детской инвалидности, при этом в них особое значение придается рассмотрению восприятия детской инвалидности обществом.

В значительной степени разработана проблематика жизненного самоопределения некоторых групп инвалидов. При изучении жизненных планов и ценностных ориентаций подростков и молодежи с нарушениями слуха интерес представляют работы последних лет М. Н. Реут, В. С. Собкина. Вопросы планирования карьеры студентами-инвалидами освещены Л. А. Кудрявцевой, И. А. Сидниным. В меньшей степени разработан аспект реализации жизненных планов инвалидов с учетом новых социальных практик. В этом отношении продуктивны работы Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким,.

B.В.Колкова, Н. С. Моровой.

Особенности эмпирического исследования инвалидности автором разрабатываются с учетом позиций следующих зарубежных и отечественных ученых: Б. Ингстада, Р. Мерфи,.

C.Сэфилиос-Ротшильда, Л. К. Грачевой, Д. В. Зайцева, И. П. Катковой, В. В. Кузнецовой, М. П. Ливицкой, В. О. Скворцовой.

Вопросы успешной социализации и интеграции данной социальной группы в общество рассмотрены в неполной мере, на периферии исследовательского поля пока находятся проблемы жизненных ориентаций, планы и установки молодых инвалидов.

Актуальность проблемы исследования и ее недостаточная разработанность определили выбор темы диссертации.

Объектом исследования являются молодые инвалиды, завершающие среднее образование в учебном заведении или на дому.

Предмет исследования — жизненные планы молодых инвалидов и их реализация в современном российском обществе.

Цель исследования — осуществить комплексный анализ особенностей формирования и реализации жизненных планов молодых инвалидов.

Задачи исследования: обобщить социологические концепции исследования инвалидности;

— раскрыть специфику формирования жизненных планов молодых инвалидовобосновать подходы к эмпирическому изучению жизненных планов выпускников-инвалидов;

— выявить структуру жизненных планов выпускников-инвалидовохарактеризовать процессы реализации жизненных планов молодых инвалидов;

— проанализировать деятельность общественных объединений по формированию и реализации жизненных планов молодых инвалидов.

Эмпирическая база диссертации основывается на результатах следующих социологических исследований, проведенных под руководством автора или с его участием:

— социологического исследования «Жизненные планы и ценностные ориентации молодых инвалидов», проведенного в сентябре — декабре 1999 года. Опрошено 280 молодых инвалидов из разных городов России. Выборка: целевая, квотная. Основной метод — анкетирование или интервьюирование (в зависимости от диагноза респондента);

— эксперного опроса, проведенного в сентябре-декабре 1999 года. Опрошено 44 специалиста по работе с молодыми инвалидами. Выборка: целевая, квотная;

— опроса инвалидов в возрасте 24 — 30 лет, проведенного в сентябре — декабре 1999 года. Опрошено 104 человека. Выборка: целевая, квотная;

— вторичном анализе данных социологического исследования учащейся молодежи г. Москвы и Московской области «Молодежь-2000», проведенного кафедрой социологии Института молодежи в феврале 2000 года. Руководители: А. И. Ковалева, В. А. Луков. Объем выборочной совокупности: 762 человека, из них 112 -выпускники школ. Выборка: многоступенчатая, квотная, гнездовая;

— вторичного анализа данных российских исследователей, изучавших проблемы инвалидности, детей и молодежи с 1996 по 2000 год;

— контент-анализа просветительского журнала по социальным вопросам «Социальная защита» за 2000 год;

— включенного наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих поддержку детей-инвалидов: Региональной общественной организации «Дети — Детям», Детского Ордена Милосердия.

Методологическую и теоретическую основу проведенного исследования составляют положения основных современных социологических подходов к изучению инвалидности, прежде всего социокультурной теории нетипичности, разработанной саратовской социологической школой.

Методологией изучения инвалидности выступает феноменологический анализ (П.Бергер, Т. Лукман, А. Шюц) и развиваемые социологической школой Института молодежи концепции конструирования молодежью социальной реальности и конструирования детства. Данный подход автор применил к конкретному историко-культурному материалу в отношении молодых инвалидов. Сущность данного подхода заключается в исследовании процессов конструирования самими инвалидами, их окружением социальной реальности, включая их потребности, жизненные планы.

Продуктивны для изучения инвалидности исследования в русле символического интеракционализма: теория социализации (Дж.Г.Мид), теории наклеивания ярлыков или социетальной реакции (Э.Лемертон, Г. Беккер), теории стигматизации (И.Гоффман). Согласно данным подходам, общество наделяет ребенка с ограниченными возможностями ярлыком инвалида, в связи с этим человек с ограниченными возможностями развивается под влиянием этого клейма.

Общеметодологическое значение для диссертационного исследования имеют труды по девиантному поведению Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, а также работы российских ученых, посвященные проблемам социализации А. И. Ковалевой, И. С. Кона, В. А. Ядова. Для разработки тематики усвоения ролевых конструкций молодыми инвалидами автором используется ролевой подход Т. Парсонса и его понимание роли больного. Для обоснования специфики формирования жизненных планов молодых инвалидов изучались работы Р. Мертона, в которых рассматриваются аспекты приобретения и предписания образцов поведения согласно нормам и правилам, существующим в обществе.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Представлена систематизация основных социологических подходов к изучению инвалидности российскими учеными. Показаны различия в проблемных полях исследований: предметах и объектах изучения, в использовании квалифицирующих терминов для обозначения изучаемой группы («инвалиды», «люди с ограниченными возможностями», «нетипичные люди»). Показано, что особенностью современных российских исследований является: акцентирование на изучении детской инвалидности, а также фокусирование на аспектах восприятия детской инвалидности обществом.

2. Обосновано, что ребенок-инвалид осваивает социальность через бинарные конструкции. Показано, что кроме тех бинарных конструкций, которые осваивают все дети, ребенок-инвалид усваивает и другие: «здоровый» и «больной», «ребенок» и «ребенок-инвалид». Приведены доказательства того, что социальные роли «больной» и «ребенок-инвалид» накладывают существенный отпечаток на освоение ребенком всех последующих ролей, формирование личности ребенка, его жизненных планов и установок.

3. Разработана модель социальной роли инвалида, построенная на следующих принципах: ограничения и сужения обществом части приписываемых индивиду функций (прав и обязанностей) — снятия виныстремления к коррекции социального статуса через получение компетентной профессиональной помощисоответствия поведения инвалида его статусу и ожиданиям общества через атрибуты инвалидности (знаки и символы, жизненные стандарты, самоидентификацию и др.).

4. Проанализированы жизненные планы молодых инвалидов и выявлен ряд основных специфических факторов, влияющих на формирование и реализацию этих планов: а) доминирование роли родителейб) территориально-социальные условия (региональный фактор социального исключения молодых инвалидов) — в) распад исторически сложившейся в советский период российской истории системы профессиональной социализации молодых инвалидовг) дефицит вторичной социализации вследствие ограниченного круга социальных институтов, взаимодействующих с молодыми инвалидамид) проявление негативных стереотипов в отношении людей с ограниченными возможностямие) влияние профессионального обучения, полученного в школеж) неверие специалистов, работающих с инвалидами, в реализацию их жизненных плановз) влияние вида заболевания инвалидаи) возникновение и развитие общественных объединений молодых инвалидов и объединений, работающих с молодыми инвалидами.

5. В результате проведенного анализа выявлены особенности структуры жизненных планов молодых инвалидов: отсутствие в структуре жизненных планов ориентации на создание семьивыбор тех видов профессиональной деятельности, которые не требуют высшего образования, высокой квалификации и территориальных перемещений.

6. Проведена классификация общественных объединений, решающих проблемы реабилитации и интеграции молодых инвалидов в общество. Обобщены возможные виды и формы деятельности таких общественных организаций: помощь в трудоустройстве, поддержка выпускников-инвалидов в материальном, информационном и моральном планах. Выявлено, что наиболее эффективными в оказании помощи в реализации жизненных планов молодых инвалидов являются общественные объединения, членами которых являются как инвалиды, так и здоровые люди.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования имеют практическое значение для организаций, работающих с детьми-инвалидами, государственных социальных служб, реабилитационных центров. Ряд положений и выводов диссертационного исследования может быть использован в развитии государственной политики в интересах детей.

Теоретико-методологические результаты исследования могут применяться в учебном процессе, в преподавании учебных курсов «Социология», «Социология молодежи», «Социология детства», «Социология семьи», «Социология социальной работы» .

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертационного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Молодежное, детское движение и государство» (г. Москва, март 2000 г.), на Международной молодежной научной конференции «XXVI Гагаринские чтения» (г. Москва, апрель 2000 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии XXI века в социальном конструировании детства» (г. Звенигород, август 2000 г.). Итоги исследования представлены в восьми публикациях, общим объемом 2,8 п.л. Выводы диссертации изложены на научно-практическом семинаре аспирантов (Москва, май 2000 г.) и на заседании кафедры социологии Института молодежи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В мировом сообществе в процессе длительной эволюции индивидуального и общественного сознания постепенно формируется объективное представление о проблеме инвалидов, как сложной системе взаимосвязанных между собой экономических, морально-этических и социальных проблем, отношение к ним как равноправным людям с ограниченными возможностями.

Инвалидность как социальная категория рассматривается российскими учеными через различные социологические парадигмы: структурно-функциональный анализ, социально-экологический подход, символический интеракционизм, социокультурную теорию нетипичности, феноменологический анализ и др. Современным российским исследованиям инвалидности присущи две особенности: акцентирование на изучении детской инвалидности и фокусирование на аспектах восприятия детской инвалидности обществом.

В ролевом наборе ребенка-инвалида нами выделяются четыре бинарных конструкции: «взрослый» и «ребенок», «ребенок-мальчик» и «ребенок-девочка», «здоровый» и «больной», «ребенок» и «ребенок-инвалид» .

Освоив в детстве роль больного вследствие неприспособленности внешней среды к нуждам инвалида, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам, ребенок с ограниченными возможностями осваивает еще одну роль — «ребенок-инвалид». Данную бинарную конструкцию ребенок с ограниченными возможностями осваивает намного раньше здорового ребенка.

Социальные роли «больной» и «ребенок-инвалид» откладывают существенный отпечаток на освоение ребенком всех последующих ролей. После усвоения этих ролей вся жизнь ребенка будет развиваться под ярлыком инвалид, который в современном российском обществе базируется на роли больного, что, в первую очередь, сказывается на формирование личности ребенка, его жизненных планах и установках.

Представлена модель социальной роли инвалида. Первый принцип модели заключается в ограничении и сужении обществом части приписываемых индивиду функций (прав и обязанностей). В большинстве случаев, из-за заболевания, молодой инвалид не может учиться или трудиться, иметь детей или служить в армии.

Второй принцип модели заключается в снятии вины с инвалида за ограниченность возможностей. Вина за рождение ребенка-инвалида отчасти лежит на родителях, врачах, экологии. Виновными в появлении молодых инвалидов считаются предприятия, на которых люди получают инвалидностьгосударство, отправляющее молодежь на войнунесчастные случаинаркотики и пр. Инвалид не считается виновным в том, что его возможности стали ограниченными.

Третий принцип заключается в стремлении инвалида к коррекции социального статуса через получение компетентной профессиональной помощи. Общество предлагает инвалидам социальную и медицинскую профессиональную помощь, к которой они должны стремиться.

Четвертый принцип заключается в соответствии поведения инвалида его статусу и ожиданиям общества через атрибуты инвалидности. Молодой инвалид вынужден вести образ жизни, оправдываемый ожиданиями и соответствующий социальным стандартам одного с ним круга людей.

Выпускник-инвалид заканчивает школу в возрасте ранней юности (16−18 лет), а иногда и поздней юности (18−20 лет).

Социальный институт образования способствует отчуждению молодых инвалидов от реального процесса общественной жизни. Негативное отношение к инвалидам было заложено в конце 50-х годов, когда советское государство-победитель пыталось создать имидж процветающей державы, и инвалиды в эту идеологию не вписывались. В 50-х годах, когда численность инвалидов была высока, общество сохраняло к ним терпимость, их воспринимали как полноценных членов общества, дети-инвалиды учились вместе с обычными детьми. Для инвалидов — жителей крупных городов это имело целый ряд преимуществ — они имели равный по сравнению с другими детьми доступ к высшему образованию, к выбору профессии. Одноклассники и их родители относились к обучению инвалидов в общих классах как к данности. В конце 50-х — начале 60-х годов была создана целая сеть специализированных интернатов, специальных учебных заведений, рабочих мест для инвалидов. Они были изолированы от здоровых граждан, «извлечены» из общества. Централизация помощи инвалидам соответствовала целям государственной послевоенной политики, но в последующем привела к формированию устойчивого стереотипа «общества без инвалидов». Теперь вовлечение инвалидов в обычную среду создает психологический барьер между ними и здоровыми людьми.

Здравоохранение, СМИ и другие социальные институты создают условия для нарушения функциональной взаимосвязи этой группы и других молодежных групп. Результатом является невозможность включения молодых инвалидов в основные социальные структуры и фактическое обособление, замыкание этой группы в периферийных слоях общества.

Выявлено, что одной из особенностей социального развития выпускников-инвалидов является более позднее, по сравнению с выпускниками массовых школ, завершение первого этапа социализации: не происходит эмансипации от родительской опеки, запаздывает построение жизненных планов и ограничивается овладение рядом социальных ролей. Социально-психологическое состояние молодых инвалидов имеет свою специфику и характеризуется близостью к родителям, повышенной восприимчивостью к социальной обстановке и отношениям между людьми, эмоциональной неустойчивостью, полярностью в отношении со здоровыми сверстниками, способностью к самоограничениюориентацией на конформизм.

К моменту окончания школы-интерната большинство молодых инвалидов сформировали цели относительно построения своей жизненной траектории: продолжение обучения (57%), трудоустройство (24%). Особенностью жизненных планов молодых инвалидов является наличие позиции желания отдохнуть после завершения школьного образования. В структуре жизненных планов здоровой молодежи этой позиции не обнаружено. В отношении будущих жизненных планов у выпускников-инвалидов наблюдается оптимистичное настроение (больше половины выпускников-инвалидов положительно оценивают свою жизнь). К сожалению, к возрасту 24−30 лет это настроение исчезает. Происходит переоценка некоторых качеств и ценностей жизни и процент неудовлетворенных жизнью инвалидов возрастает в два раза.

Выявлен ряд основных специфических факторов, влияющих на формирование и реализацию жизненных планов молодых инвалидов:

1. Исключительная роль родителей. Их влияние преобладает над значимостью влияния других агентов, помогающих молодому инвалиду в построении жизненной траектории. У молодых инвалидов отмечается особая духовная близость с родителями.

Родители выступают помощниками не только в формировании жизненных планов своего ребенка, но и в реализации его жизненных планов. Данная особенность реализации жизненных планов подтверждается тем, что свои планы на будущее молодые инвалиды обсуждают, прежде всего, с родителями (76%), реже со сверстниками, друзьями (58,4%) и учителями (21,1%). Среди тех, кто может помочь молодому инвалиду в реализации их жизненных планов, по мнению экспертов, также лидируют родители (51,2%). Менее значимы общественные, государственные и коммерческие структуры (37,2%), специализированные учреждения и реабилитационные центры (32%).

2. Зависимость от территориально-социальных условий проживания. Усиливается значение регионального фактора социального исключения молодых инвалидов. По отношению к молодым инвалидам социально-территориальные условия являются исключительно важными в силу ограниченной возможности получения образования, профессии вне своего города или района, так как они затруднены в передвижении на большие расстояния. При сравнении жизненных планов выпускников из различных типов населенных пунктов (мегаполиса Москвы, города с моноструктурой Талнах и ряда малых городов России) выявлено следующее: планируют пойти работать больший процент выпускников-инвалидов из Талнаха (26,4%) и малых городов (25,3%). Молодые москвичи-инвалиды планируют начать трудовую деятельность сразу после окончания школы только в 16,4% случаях. Собираются продолжить образование после школы 64,2% московских выпускников, 59,4% - талнахских и 54,7% - выпускников из малых городов. Осознание условий и возможностей образования и получения профессии влияет на построение и последующую реализацию жизненных планов молодых инвалидов.

3. Распад исторически сложившейся в советский период российской истории системы профессиональной социализации молодых инвалидов. Существующая ранее разветвленная система обучения инвалидов предполагала после окончания школьного обучения получение профессии (например, для девушек профессии швеи, для юношей — столяра). Молодые инвалиды были уверены в получении работы на швейной фабрике или столярной мастерской. С переходом на рыночные отношения молодые инвалиды не могут конкурировать на рынке труда со здоровыми в физическом отношении людьми. В настоящее время 55,4% ответивших инвалидов 24−30 лет не работают, хотя имееют профессиональное образование. Около 40% инвалидов к возрасту 24−30 лет профессии не имеют.

4. Дефицит вторичной социализации вследствие ограниченного круга социальных институтов, взаимодействующих с молодыми инвалидами. Молодые инвалиды, имеющие трудности в самостоятельном передвижении или противопоказания к какой-либо деятельности не проходят этап социализации, как их ровесники в армии, в религиозных учреждениях, в неформальных объединениях и т. п.

5. Проявление негативных стереотипов в отношении людей с ограниченными возможностями и ярлыка «инвалид», который в российском обществе ассоциируется с ярлыком «больной». Несмотря на то, что для инвалидов государство применяет систему квот рабочих мест, позитивных сдвигов не наблюдается. Предприниматели предпочитают выплачивать штрафы, но не предоставлять места инвалидам.

6. Влияние профессионального образования. Те, кто не получает начальных профессиональных навыков, не могут определиться с жизненными планами после окончания школы, установки у этих выпускников не сформированы.

7. Неверие специалистов, работающих с детьми-инвалидами и молодыми инвалидами в реализацию их жизненных планов. Выявлено, что только 48,8% экспертов, людей прямо или косвенно влияющих на формирование и реализацию жизненных планов молодых инвалидов, уверены в возможности построения жизненной траектории молодых инвалидов в соответствии с их желаниями и устремлениями.

8. Вид заболевания выпускника прямым образом влияет на построение его жизненных планов. Важной жизненной ориентацией неслышащих выпускников (24,3%) и выпускников с умственной отсталостью (23,2%) отмечено желание начать трудовую деятельность сразу после окончания школы. Самый большой процент ориентированных на образование выявлен у молодых инвалидов с внутренними заболеваниями органов (26,6%). Выявлен ряд особенных жизненных ценностей молодых инвалидов: излечение своего недуга, помощь хороших врачей, помощь по дому.

9. Влияние деятельности специальных общественных объединений, работающих с молодыми инвалидами и для них, осуществляющих помощь и поддержку в формировании и реализации их жизненных планов. Автором выявлено, что от общественных организаций эксперты ждут помощи в трудоустройстве молодых инвалидов (23,2%), материальном (21,4%) и информационном (17,9%) планах. Выявлены негативные характеристики современного развития этих общественных объединений: ограниченность ресурсов, слабая техническая оснащенность, отсутствие помещений и возможности оказания материальной помощи молодым инвалидам.

В структуре жизненных планов молодых инвалидов выявлены две особенности:

1. Отсутствие в структуре жизненных планов молодых инвалидов ориентации на создание семьи. Планирование сексуальных отношений, построение семьи, рождение детей происходит позже, чем у здоровых молодых людей. Характерной чертой этого процесса у молодых инвалидов является концентрация на «среде своих». Специалисты по работе с молодыми инвалидами отметили, что семья занимает третье место в иерархии жизненных целей выпускников-инвалидов. Сами молодые инвалиды этой цели вообще не отметили, однако, создание семьи выступает у них ценностной ориентацией. Каждый десятый инвалид 24−30 лет определил семью как самую значимую жизненную цель, которую ему не удалось достигнуть. Среди них имеют семьи только 23,1%.

2. Ориентация выпускников-инвалидов на иную нишу профессиональной деятельности по сравнению с выпускниками массовых школ. Для большинства молодых инвалидов это те виды профессиональной деятельности, которые не требуют высшего образования, высокой квалификации и территориальных передвижений.

Показана роль общественных объединений в формировании и реализации жизненных планов молодых инвалидов, выступающих дополнительным звеном системы государственной поддержки молодых инвалидов. Отмечено, что главным звеном в решении проблемы социально-правовой реабилитации, а также в реализации жизненных планов молодых инвалидов могут стать общественные объединения, членами которых являются как инвалиды, так и здоровые люди. Такая работа должна быть построена на понимании инвалидности как ограниченных (врожденных или приобретенных) возможностей. Основные элементы их деятельности в области социально-правовой реабилитации и реализации жизненных планов молодых инвалидов заключаются в предоставлении молодому инвалиду следующих возможностей:

1. получения навыков профессии и работы;

2. овладения новыми социальными ролями;

3. равноправия в сообществе ровесников;

4. свободы выбора занятий, видов деятельности в различных аспектах жизни общества;

5. изменения окружающей среды и общественного сознания;

6. развития на равных условиях со здоровой молодежью потенциальных способностей и талантов.

Необходимо развивать форму обучения инвалидов в общеобразовательной школе. Эта форма важна не только для молодых инвалидов, но и для здоровой молодежи, потому что в своей дальнейшей жизни эта молодежь будет относиться к инвалидам нормально. Для этого нужно постепенно создавать специальные классы интегрированного обучения. Но если сейчас закрыть специализированные школы, то это будет означать, что мы разрушим систему, ничего не создав взамен, потому что этот процесс очень длительный. Поэтому сейчас надо развивать обе формы для того, чтобы дети в специальных школах получали адекватное образование.

Мы полагаем, что общественные организации можно сделать дополнительной силой в оказании социальной помощи, поддержки и защиты молодых инвалидов. Для этого необходимо усилить (финансовую, законодательную и др.) поддержку общественных объединений, решающих проблемы молодых инвалидов. Только будучи партнерами государство и общественные объединения могут добиться положительной динамики в интеграции молодых инвалидов в общество и в реализации их жизненных планов.

Система работы государственных органов власти с подобными объединениями может включать в себя информационное обеспечение и обучение кадров этих объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа на осуществление различных видов деятельности.

Было бы полезным внести изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов, расширяющие возможности молодежных и детских организаций, работающих с молодыми инвалидами, для предоставления своих проектов и программ.

Такие объединения могли бы быть привлечены в качестве соттттШб реализации президентских программ «Дети России» и «Молодежь России».

Система повышения квалификации работников молодежных и детских организаций, созданная Институтом молодежи при поддержке федерального органа по молодежной политике, до сих пор не учитывает специфику деятельности таких организаций. За последние три года не было проведено ни одного учебного семинара для руководителей этих организаций.

Необходимо знакомить будущих специалистов по работе с инвалидами (социальных работников, педагогов, волонтеров и др.) со спецификой деятельности организаций, их новыми возможностями в современных условиях. В рамках учебного курса для социальных работников могут быть предложены для изучения следующие темы: «Нормативно-правовая база деятельности общественных организаций, занимающихся проблемами молодых инвалидов», «Специфика деятельности общественных объединений, работающих с молодыми инвалидами», «Роль общественных объединений в формировании и реализации жизненных планов молодых инвалидов».

Проведенное нами исследование позволяет осуществить прогноз и проектирование социальных потребностей молодых инвалидов. Результаты исследования могут использоваться при разработке программ социально-правовой реабилитации, помощи и поддержки в реализации жизненных планов молодых инвалидов.

В заключении обозначим предметное поле будущих исследований, посвященных проблемам реабилитации и интеграции детей-инвалидов и молодых инвалидов в общество, в рамках теоретической и эмпирической социологии. Изучение проблем инвалидности может развиваться, в частности, по следующим направлениям:

— Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение инвалидной молодежи.

— Жизненные притязания ребенка с ограниченными возможностями и стратегии их реализации.

— Жизненные цели людей с ограниченными возможностями: понятие, структура, механизмы формирования.

— Проблемы жизненного самоопределения нетипичных подростков.

— Молодые инвалиды: потребности, интересы, ценности.

— Проблемы интеграции и реабилитации молодых инвалидов.

— Семья молодого инвалида.

— Современная инвалидная молодежь.

— Социология инвалидности.

— Самоидентификация нетипичного ребенка.

— Ребенок с ограниченными возможностями и общество.

— Права нетипичного подростка.

— Социализация ребенка с ограниченными возможностями.

— Региональные особенности социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями.

— Тендерная социализация детей-инвалидов и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) // Права ребенка (Основные международные документы). М., 1992. — С. 15−34.
  3. Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948) // Права человека (Основные международные документы). Сборник документов. М.: Международные отношения, 1989. — С. 134−142.
  4. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей). -М.: СИНЕРГИЯ, 1997. 163 с.
  5. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993—1997 гг. // Семья в России. (Специальный выпуск). 1997. — № 4. — 208 с.
  6. Указ Президента РФ № 394 от 25.03.1993 г., «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов». Сборник № 1. М.: Издательство «Брат», 1994.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 1996 «О президентской программе «Дети России».
  8. Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 19.05.95 № 74-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с последующими изменениями и дополнениями.
  10. Федеральный закон от 21.12.96 № 160-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  11. Федеральный Закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  12. Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  13. Федеральный закон от 13.01.96 № 12-ФЗ «Об образовании».1. Монографии и статьи
  14. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь/ Пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997.-420 с.
  15. Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы. М.: Московский рабочий, 1998. — 240 с.
  16. Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Под ред. Е. М. Бабосова Минск.: Наука и техника, 1986. -149 с.
  17. Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ детства РДФ, 1998. — 104 с.
  18. Американская социологическая мысль. Тексты II Под ред.
  19. B.И.Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 496 с.
  20. И.Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. 1989. — № 41. C.48−56.
  21. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 304 с.
  22. П. От образования на всю жизнь к обучению в течение всей жизни// Молодежь и общество на рубеже веков. Материалы Междун. научно-практ. конференции. Ч. 3. М.: Социум, 1998.-С.5−10.
  23. Г. С. Лекции по методологии социологического исследования: Учебник. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 286 с.
  24. П. Общество в человеке // Социологический журнал. 1995. — № 2. — С. 162.
  25. П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. под ред. Г. С. Батыгина. М.: Аспект -Пресс, 1996.-168 с.
  26. П.Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  27. Бестужев-Лада И. В. Какая ты, молодежь? М.: Моск. рабочий, 1988. -109 с.
  28. Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков. Л.: ЛГПУ, 1969. — 108 с.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. // Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности: Изб. психологические труды. М., Воронеж: Изд-во института практ. психологии, 1995. — 349 с.
  31. Большая медицинская энциклопедия. Т.2. — М., 1959. С. 316.
  32. Большой толковый социологический словарь (Collinns). В 2-х т.: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. — 544 с.
  33. У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976. — 167 с.
  34. П. Оппозиция современной социологии // Социс. -1996. № 5. — С. 36−49.
  35. А.И. Проблемы эстетического развития школьника. -М.: Просвещение, 1987. 123 с.
  36. М. О некоторых категориях понимающей социологии// Избр.произведения. М., 1990. — С. 21−32.
  37. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, М., 1997.
  38. P.M., Милютин С. Н. Ограничения жизнедеятельности и современные концепции реабилитации. ЦБНТИ минтруда России, СПБ., 1998 вып. 13. -19−66 с.
  39. .З. Дети и взрослые: диалектика дистанции. В сб. Государство и дети: реальности России. — М., 1995. — С. 96−100.
  40. Выготский J1. С. Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование. В кн. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С.401−462
  41. Л. С. Проблема возраста./ Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — 433 с.
  42. Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
  43. Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. — С. 228−367.
  44. М.Л. Правосознание подростков. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 88 с.
  45. E.H. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи // АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наука думка, 1988.
  46. А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М.: Мартие, 1995. — 204 с.
  47. Л. К. Об опыте деятельности детского экологического центра «Живая нить». М., 1997. — 64 с.
  48. Т.А. Особенности развития личности подростка в различных типах семей // Социс. 1996. — № 3. — С. 81−90.
  49. Т.А. Родители и подростки: передача ценностей И Преемственность поколений: диалог культур. СПб, 1996. — С.139−140.
  50. A.A., Давыдова Е. В. Измерение искренности респондентов. М.: ИС РАН, 1992. — 36 с.
  51. C.B. Государственная семейная политика: Проблемы теории и практики. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1998. — 47 с.
  52. Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Институт социальной работы, 1995. — С. 17−31.
  53. Демографический энциклопедический словарь. Гл.ред. Валентей Д. Н. М., 1985. — 607 с.
  54. Дети в меняющемся мире. Омск: Изд-во ОГПУ, 1998. -163 с.
  55. Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды // Региональный мониторинговый доклад. ЮНИСЕФ, 1997.- 177 с.
  56. Детство /Краткий словарь справочник/ Под общ. ред. А. А. Лиханова, Е. М. Рыбинского. — М.: Дом, 1996. — 136 с.
  57. Диагностика психического развития детей. М.: Институт молодежи, 1992. — 178 с.
  58. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды и общество: социально-психологическая интеграция // Социс. -1991. -№ 5. С. 3−8.
  59. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминирующее меньшинство? // Социс. 1992. — № 5. — С. 103 107.
  60. Т. А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социс. -1993. № 1. — С. 62−67.
  61. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М.: Народное образование, 1995. — 111 с.
  62. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
  63. Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социс. -1991.-№ 2.
  64. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации 1995 год». Москва: СИНЕРГИЯ, 1996. -116с.
  65. Жизненные пути одного поколения. Отв. ред. М. Х. Титма. -М.: Наука, 1992.-186 с.
  66. И.В. Здоровье подростка и окружающий мир. -М.: Ин-т социологии РАН, 1997. 24 с.
  67. A.C. Молодежь в современном мире: проблема индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: ИГУП, 1996.-350 с.
  68. A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб.: ИГУП, 1996. — 232 с.
  69. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  70. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.2. -1999.
  71. В.В. Психология детства. М.: Школа — Пресс, 1995.-336 с.
  72. Зигмунд Фрейд Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. — 384 с.
  73. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. -М.: Социум, 1998. -142 с.
  74. Г. М. Современный городской подросток: новые ориентиры (опыт социологического исследования) В сб. Молодежь и общество на рубеже веков. — М.: Социум, 1998. — С. 45−48.
  75. Г. М., Ким E.H. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском городском клубе «Контакты -1». М.: НИИ семьи, 1997. — 72 с.
  76. И.М. О «культуре» войны и Культуре мира. М., 1999.-124 с.
  77. И.М. О молодежной политике Российского политического центризма. М., 1999. С. 21.
  78. И.М., Бабочкин П. И. Профессиональное самоопределение московских школьников. М.: Институт молодежи, 2000. 42 с.
  79. Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. М.: Логос, 1996.-278 с.
  80. Итоги обследования образа жизни детей и подростков. -Мурманск: Мурм. обл. упр. статистики, 1991. 58 с.
  81. С.Н. Современные информационные технологии, как основы комплексной системы реабилитации инвалидов. ЦБНТИ Минтруда России, М., 1998 вып. 8. 4−18 с.
  82. Как провести социологическое исследование // Под редакцией Горшкова М. И., Шереги Ф. Э. М.: Политиздат, 1990. -287 с.
  83. Э.А. Социология XX века. История и технологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -512 с.
  84. А. О демографической политике и расходах семьи на детей // городская и сельская семья// Редколлегия: Валентей Д. И. и др. М.: Мысль, 1987. — С. 197−212
  85. А.И. Социализационные траектории современной российской молодежи // Сб. тезисов Международной научно-практической конференции «Молодежь и общество на рубеже веков». М.: Социум, 1998. — С. ЗЗ — 34.
  86. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Социум, 1996. — 224 с.
  87. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. — 351 с.
  88. H.H. Введение в социальную антропологию. М.: Изд-воИМ, 1996.-142 с.
  89. H.H. Горизонты повседневности советской эпохи. -М.: Изд-во Института философии РАН, 1996. 216 с.
  90. О.Н. О методах анализа социокультурных явлений. Социс. — № 11 — 1993 — С.138−146.
  91. Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я» // Социс. -1995. № 5. — С.102−109.
  92. В.В. Социальная безопасность. Учебное пособие по курсу «Теория социальной работы». Ч. 1. М.: Социально-технологический институт, 1998. — 182 с.
  93. В.В., Лаврененко И. М. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М.: Институт молодежи, 1999. -136 с.
  94. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  95. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1989. — 348 с.
  96. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  97. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение.-1989.-255 с.
  98. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Просвещение, 1988. -269 с.
  99. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России. М.: Информпечать, 1993. — 69 с.
  100. Конвенция о правах ребенка. Положение детей в мире. 1991 год. Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991. — 19 с.
  101. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. -М.: МПСИ, 1997.-336 с.
  102. Ю.П. Детство будущего взгляд из сегодня. (Проблемы и перспективы) // Преемственность поколений: диалог культур. — СПб., 1996. — С.55−57.
  103. А.И. Введение в социологию. Учебное пособие для несоциологических факультетов ВУЗов. М.: Изд-во «На Воробьевых», 1995.-224 с.
  104. Краткий словарь по социологии. Под редакцией Д. М. Гришиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. -479 с.
  105. Ю.И. «Экология человеческого развития» Ури Бронфенбреннера // Педагогика. -1998. № 6. — С. 100 -105.
  106. В.Ф. Воспитание и образование в условиях модернизации российского общества // Молодежь в современном российском обществе. -М.: Ин-т молодежи, 19 995. 219 с.
  107. Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-352 с.
  108. В.Т. О чем спорят старшеклассники. М., Педагогика, 1990.
  109. В.А. Социальная экспертиза. М.: Институт молодежи, 1996. — 144 с.
  110. В.А. Социальное проектирование будущего России Н Молодежная политика. 1998. — № 174−175.
  111. В.А. Социальное проектирование. М.: Институт социальной работы, 1997. — 192 с.
  112. В.А., Соколова Э. С. О государственной поддержке детских организаций. М.: ФДО, — 1991. — 32 с.
  113. В. С., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М.: ИС РАН, 1993.-61 с.
  114. Д. Общая социология. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. Уни-та, 1993. -272 с.
  115. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования / АН УССР. Ин-т философии.- Киев.: Наук, думка. -1990.
  116. И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи: Опыт прикладного исследования // АН Украины, Ин-т социологии. Киев.: Наук, думка. -1993.
  117. Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. — № 2. — С. 122−123.
  118. Методические системы в детском движении: опыт и результаты. Кострома: Изд-во Костр. гос. университета, 1999. — 76 с.
  119. Ч. Социологическое воображение. М.: Издательский дом «Стратегия», 1998. — 264 с.
  120. Молодежь 97: надежды и разочарования. М.: НИЦ ИМ, 1997.-339 с.
  121. Молодежь и общество на рубеже веков. Материалы Международной научно практической конференции. М., 1998. -65 с.
  122. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы. (Доклад) М.: Комитет Российской Федерации по делам молодежи, — 1993. -215 с.
  123. Н.С. «Детский орден милосердия»: вопросы теории и практики. М., 1997. -143 с. 126 а) Новые идеи философии. Сб. 7. Теория познания III. -СПб., 1913.-С. 1−79.
  124. Л. Значение методологии: три основных подхода И Социс. -1998. № 3 — С. 122−134.
  125. Л. Неопросные методы исследования // Социс. -1998.-№ 6.-С.119−129.
  126. Ю.В. Культурное и социальное конструирование половых различий // Социокультурный анализ тендерных отношений. Саратов: СГТУ, 1998. — С. 122−126.
  127. В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. -Т.1. М., 1966. — С. 470−530.
  128. А.И., Беличева А. И. Социальная работа с инвалидами // Настольная книга специалиста. М.: Институт социальной работы, 1996. — С. 12−37.
  129. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От Вебера М. к Хабермасу Ю., от Зиммеля Г. к постмодернизму // Ю. Н. Давыдов (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1994. -380 с.
  130. Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты. Под ред. Добренького В. И. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — С. 348−390.
  131. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-528 с.
  132. Поддержка социально незащищенных подростков: книга для учителя и социального работника // Центр социально-профессионального самоопределения молодежи. М., 1997. — 118.
  133. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Государственный доклад. -М., 1998.-164 с.
  134. Положение детей в мире, 1999 г. (доклад). Нью-Йорк: Изд-во ЮНИСЕФ, 1999. — 141 с.
  135. Права ребенка. Основные международные документы. -М.: Дом, 1992. 68 с.
  136. Права ребенка. Что о них сказано в Конвенции ООН (Рекомендации учителям и воспитателям). Кострома: Изд-во Костромского пединститута, 1993. — 42 с.
  137. Проблемы аномальных детей и подростков. Психокоррекция проблемных детей. Сборник научно-методических разработок. Казань: Карпол, 1997.
  138. Профессиональная реабилитация инвалидов. Учебно-методическое пособие. М., 1997. — С. 4−12.
  139. Профессиональная реабилитация инвалидов: (особенности профессионального отбора инвалидов) // И. К. Сырников, Д. И. Лаврова, О. С. Андреева и др.). под ред. И. К. Сырникова, 1996.
  140. Психология. Словарь // Под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  141. Психологическая и психотерапевтическая коррекция при нарушениях развития детей: Практикум по психологии для слушателей институтов повышения квалификации работников образования. Казань: Карпол, 1997.
  142. О.В. Общественные организации как субъект социальной работы // Социс. 2000. — № 6. — С. 135−137.
  143. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983. — 477 с.
  144. X. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994.-320 с.
  145. М.Н., Потапов В. П. После школы: социально -профессиональная ориентация молодежи. М., 1995. — 224 с.
  146. Е.М. Детство как социальный феномен. М.: ДОМ, 1998. -108 с.
  147. Е.М. Социально-правовое положение детей в России. М.: Институт молодежи, 1999. — 10−11 с.
  148. З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Л.: Лениздат, 1990. — С. 204.150 а) Семья в России. 1997. — № 4. — С. 80−81.
  149. А. Инвалиды: социально-экономический портрет // Вестник социальной работы. -1994, № 2. -11−15 с.
  150. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  151. Е.Р. Когда в семье ребенок инвалид // Социс. 1997. № 1. С. 83−90.
  152. Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. Саратов, 1996. — 189 с.
  153. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
  154. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги соц. исследования // Под ред. С. В. Дармодехина. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. — 79 с.
  155. B.C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи: эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. — 94 с.
  156. П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ./ Общ. Ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  157. П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. — 351 с.
  158. Социальная защита. Просветительский журнал по социальным вопросам. 2000. — № 1−9.
  159. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт) -М.: ФДО, 1992.-32 с.
  160. Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы // Под ред. П. М. Маргиева. М.: Юрид. Лит., 1994. -180 с.
  161. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: методология и методика измерения социальной идентичности. (Информационные материалы) М.: Институт социологии РАН, 1992. — 36 с.
  162. Социальная психология // Под ред. А. В. Петровского. М.: Наука, 1987.-222 с.
  163. Социальная служба помощи детям и подросткам // Учительская газета. 1991. — № 30 — С. 5.
  164. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социс., 1993, № 1, 1993. -С. 17−29.
  165. Социальная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия. — 2000. — С. 120−123.
  166. Социокультурный анализ тендерных отношений. Сборник научных трудов. Саратов: Издательство Саратовского университета. -1998. — С. 113−116.
  167. Социология: Словарь-справочник. М.: Мысль. -1990.356 с.
  168. Г. Основные начала. СПб., 1899. — С. 246−280.
  169. Справочник по врачебно-трудовой экспертизе. М., 1972. — С. 7−8.
  170. Т.М. Реализация Конвенции о правах ребенка // Детское движение в Российской Федерации: история, состояние, перспективы Чебоксары, 1997. — С. 62−64.
  171. Сурдопедагогика. Под ред. М. И. Никитиной, М., 1989.381 с.
  172. И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. — 132 с.
  173. М.Ю. О социализации молодых инвалидов // Социс. 2000. — № 6. — С. 137−140.
  174. М. Х. Саар Э.А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986.-255 с.
  175. М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи: Ээсти раамат, 1982. 215 с.
  176. A.B. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988.-221 с.
  177. A.B. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  178. У. и Знанецкий Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке/Т. 1−5, 1918−1920.
  179. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Ин-т социологии РАН. М., 1996. — 470 с.
  180. Труд детей. Итоги социологического исследования. М.: НИИ семьи, 1997. — 53 с.
  181. Учебная программа по курсу «Социальная работа с инвалидами». М.: Институт молодежи, 1999. -20 с.
  182. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 144 с.
  183. А.Г. Социология воспитания. М.: Просвещение, 1990.-222 с.
  184. К. Ф. Робинсон Б.Е. Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 504 с.
  185. Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М.: Институт молодежи, 1995. — С. 17−29.
  186. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 254 с.
  187. Хрестоматия по зарубежной педагогике. М.: Просвещение, 1981.-216 с.
  188. С.Б., Шариков A.B., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. М.: Юнпресс, 1998.-44 с.
  189. С.Б., Щеглова С. Н. Кто они, подростки 90-х? М.: Юнпресс, 1995. — 76 с.
  190. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь.-М.: Мысль, 1985. 240 с.
  191. С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. -150 с.
  192. В.И., Зубок Ю. А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи: состояние и перспективы // Социологические исследования. -1996. -№ 9. С. 88−95.
  193. Школа взаимной человечности. Материалы для подростков. Под редакцией Л. А. Ефимовой, И. А. Корепановой. Москва, 1998.-96 с.
  194. А.И. Теоретико-методологические проблемы исследования идеалов молодежи. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989. -96 с.
  195. З.К. Проблемы гуманизации отношений в системе «учитель-ученик» // Государство и дети: реальности России. -М., 1995.-С.266−269.
  196. С.Н. Детство: методы исследования. М.: Социум, 1999. — 173 с.
  197. С.Н. Социология детства. М.: Институт Молодежи, 1996. — 128 с.
  198. С.Н. Права детей и дети о правах: Социологический анализ. М.: Социум, 1998. — 87 с.
  199. С.Н. Российские подростки в информационном мире. М.: Юнпресс, 1999. Молодые о молодых: Приложение к Государственному докладу. — М.: Социум, 1999. -42 с.
  200. С.Н. Изучаем себя и мир // О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. М.: Юнпресс, 1997. — с. 11−49.
  201. С.Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М., Юнпресс — Юнисеф, 2000. -73 с.
  202. С.Н. Экзамен без оценок: (Что рассказали ребята, отвечая на вопросы анкеты о соблюдении прав детей). М.: Социум, 1998.-36 с.
  203. С.Н. САД (Социологический Автопортрет Детства) / Дайджест материалов детской социологической службы, № 1. М.: Юнпресс, 1995. — 17 с.
  204. С.Н. САД (Социологический Автопортрет Детства) / Дайджест материалов детской социологической службы, № 2 М.: Юнпресс, 1996.- 20 с.
  205. В.Н. Социологические опыты. М., 1970. — 288 с.
  206. Л.П. Законодательство по социальной защите различных категорий граждан в РФ. М-СПб, 1998. 30 с.
  207. Шюц А. Возвращающийся домой // Социологическое исследование. 1995. № 5. — С. 139−142.
  208. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. -1992.-№ 3−4.-С. 7−13.
  209. .Д., Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике // Вопросы психологии. -1991. № 2. — С. 1418.
  210. Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996.-342 с.
  211. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, 1996.-592 с.
  212. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  213. Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения, 1992. -125 с.
  214. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социс. 1999. — № 4. — С.38−45.
  215. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Сарат. Гос. техн. ун-т, 1997. — 268 с.
  216. В.Н. Антропология социальной политики // Человеческие ресурсы. 1998. — № 1. — С. 4−6.1. Авторефераты диссертаций
  217. Е.Б. Исследование качественных характеристик детей в современной России: методологические аспекты. .докт.экон.наук. М., 1997.
  218. Г. П. Детство ценность культуры. .канд.филос.наук. Ростов -н/Д, 1995.
  219. В.А. Проблема времени возраста и поколений как предмет социологических исследований. .канд.филос.наук. М., 1980.
  220. Гамбаров Загир Али оглы. Профессиональное самоопределение школьника как социальная проблема. .канд.соц.наук. М., 1992.
  221. В.М. Методологические проблемы исследования общественного мнения. .канд.соц.наук. М., 1992.
  222. А.Н. Социологический анализ духовных потребностей молодежи. .канд.филос.наук. Минск, 1990.
  223. C.B. Государственная семейная политика в современной России. .докт.соц.наук. М., 1997.
  224. H.A. Методологические проблемы социологического изучения жизненного самоопределения учащихся, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. .канд.соц.наук. -Минск, 1996.
  225. Л.Ю. Ценностные ориентации старшеклассников в сфере личных потребностей. .канд.филос.наук. М., 1991.
  226. О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности. .канд.псих.наук. М., 1994.
  227. А.И. Социализационная норма в современном российском обществе. .док.соц.наук. М., 1997.
  228. Ким E.H. Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с органиченными возможностями. .канд.соц.наук., М., 1997.
  229. C.B. Социальные проблемы детства в государственной политике современной России. .канд.соц.наук. -Саратов, 1998.
  230. Ю.В. Социальные ожидания молодежи: структурный аспект.. канд.соц.наук. Саратов, 1999.
  231. Л.Г. Детство как социокультурная ценность, канд.фил.наук. Саратов, 1995.
  232. Г. М. Социальная активность старшеклассников крупного города. .канд.филос.наук. М., 1990.
  233. М.П. Социальные проблемы регулирования труда инвалидов. .канд.соц.наук. Кишинев, 1991.
  234. О. Влияние ценностных ориентаций на асоциальное поведение подростка. .канд.соц.наук. М., 1992.
  235. Н.П. Роль подростковой субкультуры в социализации подростков. .канд.соц.наук. Уфа, 1994.
  236. А.П. Детство и его социальная защита в условиях реформирования российского общества. .канд.соц.наук. -М., 1995.
  237. И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990−1993гг. (На примере Костромской области) .канд.соц.наук. М., 1994.
  238. Л.Э. Влияние основных субъектов социализации на формирование ценностных ориентаций детей (социологический аспект). .канд.соц.наук. Екатеринбург, 1997.
  239. М.Н. Особенности социализации неслышащей молодежи.. канд.соц.наук. М., 2000.
  240. Л.С. Процесс социализации учащихся. .канд.соц.наук. М., 1992.
  241. Е.М. Социальные реальности детства в современном российском обществе. .докт.соц.наук. М., 1998.
  242. H.A. Особенности социализации детей в иноэтнической среде (на примере русских в Узбекистане), -.канд.соц.наук. М., 1993.
  243. Т.Ю. Социокультурное наследование родительскихаттитюдов. .канд.соц.наук. Саратов, 1998.249 а) Шапкина Н. В. Социологический анализ реабилитации детей с ограниченными возможностями. .канд.соц.наук. Саратов, 1997.
  244. С.Н. Детство как социальный феномен (Концепция социального конструирования детства). Дисс. .докт.соц.наук. Москва, 1999. С. 217.
  245. Л.С. Пространство социализации. .докт.соц.наук. Саратов, 1998.
  246. , Н. и. а.: Fruhe Hilfen als Aufgabe gemeindenaherpsychosozialer Versorgung. Munchen, 1984.
  247. Hausler, I.: Kein Kind zum Vorseigen?. Reinbek, 1979.
  248. Hossl, A.: Zur Situation von Familien mit behinderten Kinder, In: Gemeinsam Leben, Heft 786.
  249. Ruppert, J.: Warum gerabe ich? Trier t.J.
  250. Программа Всероссийского общества инвалидов. Требования ВОИ по реабилитации. // ptogvoi. htm
Заполнить форму текущей работой