Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертации состоит в том, что автор впервые в отечественной исторической науке изучил самостоятельную научную проблему социального служения Русской Православной Церкви в Рязанской епархии в конце XIX — начале XX вв.: впервые в исторической науке комплексно проанализирована научная проблема — влияние духовно-нравственной православной традиции на культуру российского… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Раздел I. Теоретические основы исследования социального служения РПЦ в Рязанской епархии в конце XIX — начале XX вв
  • Раздел II. Деятельность РПЦ в Рязанской епархии в области призрения и оказания различных видов помощи нуждающимся
  • Раздел III. Деятельность РПЦ в сфере воспитания и образования на территории Рязанской епархии

Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Сегодня невозможно представить себе российскую историю и действительность вне деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ), которая оказала значительное влияние на становление государственности и национальной культуры России.

Переживая вместе со своим народом разные исторические эпохи, на протяжении всей своей истории РПЦ активно занималась социальной деятельностью в сфере труда и занятости населения, просвещением народа в широком смысле этого слова и становлением института русского школьного образованияразвитием различных форм благотворительности и миссионерской деятельностиРПЦ принадлежит заслуга в объединении русских земель, успешной борьбе с раскольничеством и сектантством, ежедневном воспитании нравственного чувства народа. Анализ исторического прошлого России позволяет утверждать, что роль РПЦ как социума в жизни государства и общества была и остается очень значимой.

В социальной сфере деятельности РПЦ накопила значительный опыт, который может быть использован для решения современных задач социальной направленности.

Сегодня вопросы создания общенациональной доктрины, государственной идеологии, способной защитить национальные культурные и духовные традиции России, стать противодействием для проникновения и распространения деятельности различных сект на территории нашей страны, кажутся особенно актуальными.

Вновь происходит сближение институтов Церкви и государства, возрождаются и крепнут традиции церковного образования и благотворительности, под влиянием активной позиции Церкви в деле милосердия, возрождается меценатство. Церковь активно участвует в общественных делах: сотрудничает с правоохранительными органами и армией, образовательными структурами, несет служение в больницах и местах лишения свободы, участвует в различных социально значимых проектах. В свою очередь и со стороны властных структур заметно желание повысить статус Церкви, усилить ее влияние на современную российскую социальную действительность.

Утверждение на Архиерейском соборе 2000 года «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», стало основой и предпосылкой соработничества государства и Церкви, свидетельством многообразного и глубокого включения РПЦ в социальные процессы современной России.

Для более эффективной совместной деятельности государства и Церкви необходимо изучение исторических реалий церковно-государственных отношений. Особенно показательными являются результаты деятельности РПЦ в изучаемый период в разных епархиях России, в частности Рязанской епархии.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в следующем:

Во-первых, несмотря на повышенное внимание к этому вопросу среди современных исследователей, в исторической науке ощущается недостаток комплексного изучения группы вопросов, относящихся к объективной оценке места и роли Русской Православной Церкви в социальной жизни России. Этот вопрос особенно актуален в контексте становления в России гражданского общества.

Во-вторых, утверждение на Архиерейском соборе 2000 года «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», стало основой и предпосылкой соработничества государства и Церкви, свидетельством многообразного и глубокого включения РПЦ в социальные процессы современной России. С точки зрения исторической науки представляет интерес рассмотрение различных социальных аспектов деятельности РПЦ на современном этапе в сравнении с изучаемым историческим периодом.

В-третьих, перед современной наукой и всем российским обществом стоят важные задачи изучения и возвращения утраченных нравственных традиций и использования лучшего отечественного опыта социальной деятельности РПЦ. В этой связи особенно интересен опыт построения государственно-церковных отношений в изучаемый период. Прикладную важность имеет изучение развития и деятельности института приходского духовенства', различных братств', благотворительная деятельность монастырей.

В-четвертых, в условиях вхождения России в глобальные мировые процессы, в том числе и в области утверждения прав человека, неминуемо встает вопрос о принципах защиты свободы совести в контексте сохранения традиционных духовных и культурных ценностей нации, а так же о противодействии проникновению и распространению сект и новых религиозных движений деструктивного характера на территории России. В области решения этих вопросов на протяжении своего исторического развития РПЦ накопила значительный опыт.

В-пятых, в условиях необходимости формирования общенациональной доктрины, особенно актуально обращение к наследию РПЦ, как к многовековой хранительнице национальных ценностей и традиций русского народа, российского государства.

В-шестых, необходимо отметить изучение положительного опыта участия РПЦ в становлении начального образования в России. Этот аспект можно раскрыть и шире: как создание гармоничной духовной среды, в которой на принципах национальных духовно-нравственных традиций и науки могло бы происходить становление будущего человека и гражданина.

В-седьмых, благотворительное служение РПЦ и идеалы милосердия, которые она проповедовала, позволили сформировать в изучаемый период систему благотворительного служения обществу благотворителей и меценатов. Изучение опыта формирования этой системы и ее государственно-правового регулирования очень актуально сегодня для.

России, где есть тенденция восстановления светской и церковной традиций милосердия.

Объектом исследования является Рязанская епархия как единица административного управления Русской Православной Церкви, объединяющая епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри данной территории в конце XIX — начале XX веков.

Предмет исследования: содержание и организация социального служения Русской Православной Церкви в Рязанской епархии, определение его места и роли в государственной и общественной жизни России в исследуемый период.

Гипотеза: В Рязанской епархии Русской Православной Церкви, объединяющей епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри Рязанской губернии, в конце XIX — начале XX вв. осуществлялось безвозмездное и бескорыстное социальное служение, направленное на оказание различных видов и форм социальной помощи обществу: духовно-нравственной, психологической, воспитательной, исправительной, трудовой, а также в повышении уровня грамотности и образованности общества, создании основ системы призрения нуждающихсяв благотворном влиянии на отечественную культуру.

Положения, выносимые на защиту:

1. Характер государственно — церковных отношений исследуемого периода главным образом влиял на масштабы социального служения Русской Православной Церкви в Рязанской епархии;

2. Многогранный и позитивный опыт социального служения РПЦ в Рязанской епархии свидетельствует о том, что в различных социально исторических условиях церковь остается наиболее стабильным институтом, обладающим организованным и духовно-нравственным потенциалом для оказания различных видов помощи социально незащищенной части общества.

3. Социальное служение РПЦ в Рязанской епархии особенно в трудные для народа периоды испытаний являлось зачастую единственным видом социальной помощи населению.

4. В числе многообразных форм социального служения в Рязанской епархии Церкви приходилось исполнять несвойственные ей государственные функции, которые мы считаем искаженными формами социального служения.

5. Опыт государственно-церковных отношений в синодальный и атеистический период может быть использован на современном этапе в качестве предупреждения представителям государственной и церковной власти о возможных негативных последствиях несоблюдения компетентностных границ деятельности двух организмов: государственного и церковного.

6. В значительной степени могут способствовать оздоровлению социальной сферы России в современных кризисных условиях совместные формы социального служения Русской Православной Церкви — с одной стороны, и государства, общества и частных лиц — с другой. Этот вид социального служения предложено назвать макродименциональной диаконией.

Цель исследования состоит в выявлении положительных и отрицательных тенденций в развитии церковно-государственных отношений в изучаемый период в их взаимосвязи с социальной активностью РПЦ и теми конкретными формами, которые она принимала в исследуемый период на примере Рязанской епархии.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: дать характеристику источникам и литературе, имеющим отношение к теме диссертационного исследованиясистематизировать научные данные по исследуемой проблеме, определить содержание социального служения РПЦ в Рязанской епархии в указанный исторический периодсопоставить данные по практике социального служения Рязанской епархии в заявленный период с современными задачами соработничества государства и церквираскрыть специфику направлений, видов, форм, содержания и эффективности социального служения церкви в социальной, культурной, духовно-нравственной жизни обществаохарактеризовать материальное и правовое положение православной церкви и ее место в структуре российского общества вообще и на примере Рязанской епархиивыявить роль РПЦ как организатора сословной взаимопомощи на примере рязанского духовенстварассмотреть социальную помощь, организованную и оказываемую духовенством бедным учащимся учебных заведений, находившихся в ведении Церкви на примере Рязанской епархииопределить значение церковно-приходской благотворительности для оказания необходимой социальной поддержки нуждающимся на примере Рязанской епархииизучить благотворительную деятельность православных церковных братств Рязанской епархииисследовать социальное служение православных монастырей Рязанской епархииобобщить и оценить значение церковно-приходской и монастырской благотворительности для нуждающихся слоев населенияопределить степень и роль участия РПЦ в деле становления народного образования на примере Рязанской епархииизучить, проанализировать и выявить особенности организации православной церковью социальной помощи пострадавшим в годы народных бедствий (голода, войн, эпидемий) на примере Рязанской епархиисформулировать выводы, извлеченные исторические уроки и разработанные практические рекомендации по использованию опыта РПЦ в Рязанской епархии в деле социального служения с учетом современных условий.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период с конца XIX века по 1917 гг. Нижняя временная граница определяется расцветом социального служения Русской Православной Церкви во всех его направлениях, видах и формах, включая исполнение делегированных государством функций. Верхняя граница хронологических рамок обусловлена завершением этапа огосударствленной социальной деятельности РПЦ: после вступления в новую историческую эпоху в России не осталось места даже для самых социально-значимых проявлений социального служения, миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

Методология исследования.

Методологическую основу диссертации составил комплекс общенаучных и специальных методов исследования: историзма, объективности, всесторонности, и системности.

Методология исследования характеризуется историко-системным подходом с учетом сложного социалыю-интегративного характера проблемы, включающего в себя различный спектр социальных отношений с государством, обществом, а также внутрицерковных и межконфессиональных отношений на различных уровнях государственного управления.

В методологии исследования применен конкретно-исторический подход, позволивший провести анализ с учетом реальных обстоятельств и условий XIX века на примере Рязанской епархии. Метод историзма использован для доказательства ведущей роли Русской Православной Церкви (на примере деятельности Рязанской епархии) в социальной жизни российского общества.

Статистический метод, с помощью которого проанализированы количественные показатели, свидетельствующие об объемах оказываемой монастырем социальной помощи.

Метод объективности и системности позволил реалистически проанализировать различные формы социального служения Русской Православной Церкви в Рязанской епархии, отметить положительные, а также отрицательные характеристики этого служения, связанные с разными этапами государственно-церковных отношений.

Принцип всесторонности позволил охарактеризовать роль монастырского служения (подвижничества), церковной иерархии, государства и православных членов общества, в том числе русских святых в деятельности монастыря и общественную значимость этой деятельности. Принцип системного анализа определил изучение отдельных событий и явлений жизни духовной корпорации как характерных звеньев в цепи общероссийских явлений и событий, как взаимосвязанных факторов социально-политической системы.

Методологическую базу исследования составили идеи и выводы известных русских религиозных философов о социальном служении Церкви, «христианской политике», «симфонии властей»: B.C. Соловьева1, С.П. Булгакова2, В.В. Розанова3, H.A. Бердяева4, И.А. Ильина5 и других.

Диссертантом проведено разложение общих частей проблемы на составляющие компоненты, каждый выделенный элемент рассмотрен в.

1 Соловьев B.C. О христианском единстве. О расколе Великий спор.-М., 1994.

2 Булгаков C.H. Самодержавие и православие/ЛГруды по социологии и теологии. Т. 2, -М., 1993.

3 Розанов В. В. Религия и культура: Сб. статей. — СПб., 1901; он же. Семейный вопрос в России. — СПб., 1903. -Т. 1.-С.269.

4 Бердяев II.A. Судьба России/Сост. К. П. Ковалев. -М., 1990.

5 Ильин И. А. Собрание сочинений. -М., 1997. хронологической последовательности, с учетом исторических фактов, имеющих к нему отношение. Все эти методы и принципы, разумеется, не охватывают всей методологии, а выражают по своей сути лишь стратегию исследования, которой руководствовался автор.

Применение вышеизложенных принципов и методов научного анализа позволило автору выявить основные тенденции и черты исследуемого исторического периода.

Состояние научной разработанности проблемы.

Исследование разных аспектов историографии данной проблемы автор настоящей диссертации предлагает классифицировать по периодам. Первый историографический период — с начала XIX века до его 70-х гг. В это время отечественными церковными и светскими историками проделана работа по сбору и публикации материалов, имеющих характер исторических очерков, справочных данных, Уставов различных заведений общественного призрения и образования. Исследования имеют односторонний, зачастую субъективный характер, лишены глубоко научного исторического анализа.

Второй историографический период с 70-х гг. XIX века до 1917 года. в исторической науке был сделан значительный шаг по сбору, обработке и публикации официальных документов и обширных фактических материалов, появляются энциклопедические издания, а также библиографические указатели. Вышли в свет работы Е. Е. Голубинского, А. П. Доброклонского, С. Г. Рункевича, H.A. Руновского, П. В. Знаменского, В. О. Ключевского, В. Ф. Барсова, Ф. В. Благовидова, Б. В. Титлипова, B.II. Кудрявцева, A.A. Папкова, A.C. Пругавина, митрополита Макария (Булгакова), H.A. Бердяева, В. В. Розанова, A.B. Карташова и других, в которых рассматривались разные аспекты развития благотворительности, а также обсуждалась социальная роль церковных приходов и значение православных монастырей в развитии призрения нуждающихся. Появилось значительное количество биографических работ, посвященных наиболее ярким представителям приходского духовенства, их служению.

Статистическая информация, касающаяся общей численности благотворительных обществ, братств, попечительств и т. п. в Российской империи так же представлена в энциклопедическом словаре «Россия», вышедшем в 1898 году. Ценную группу источников представляют опубликованные отчеты и обзоры, содержащие данные по истории церкви, статистические работы, сборники, посвященные развитию благотворительности в России.

За изучение проблем, связанных с воплощением христианских идеалов в благотворительной практике как форме социального служения православной церкви в России брались как церковные, так и светские авторы.

Подчеркнем, что для авторов духовного сословия характерно обращение к внутренней мотивации благотворительности в нравственно-духовном аспекте, часто обращение к истокам этого служения.

Третий историографический период: начало 20-х гг. — середине 50-х гг. XX века. В связи с изменением политического и идеологического фона, практически все отечественные работы этого периода отмечены идеологическими штампами, предрассудками, ясно виден приоритет классовых подходов в ущерб исторической объективности. В этот период существенная работа по интересующей нас тематике проводилась за рубежом, в среде русской эмиграции: появляются труды А. Шмемана, Н. Тальберга, И. Смолича, Г. Флоровского. Отметим, что работы советских историков данного периода отличает тенденциозно-идеологизированный характер, работы зарубежных исследователей посвящены в большей мере вопросам богословско-философского характера и имеют недостаточную источниковую базу.

Четвертый историографический период: середина 50-х гг. — 80 -е гг. XX века стал логическим продолжением предшествующего. Особенностью заключительного десятилетия XX века является наличие диссертаций по проблемам государственно-церковных отношений, положения духовного сословия в царской России, роли православия в духовной жизни общества и социального служения Русской Православной Церкви. Появились работы С. П. Бабинской, В.Р. Лейкиной-Свирской, М. П. Новиковадиссертационные исследования О. Ф. Козлова, Я. Н. Щапова, Д. Е. Мануйловой, НЛО. Титова, О. М. Лисюткинойза рубежом вышли в свет сочинения иеромонаха Иоанна Кологривова, И. Концевича, С. Ыилуса.

Все исследовательские работы, выполненные в указанный историографический период в СССР и касающиеся интересующей нас научной проблемы, характеризуются тенденциозностью и идеологизированностыо.

Пятый период историографии — с конца 80-х гг. — до настоящего времени. С распадом СССР в 1991 году и отходом от марксистской идеологии начинается постсоветский период российской истории. Исследователи по-новому интерпретируют историю огосударствленной церкви, особенно эпохи второй половины XIX — начала XX вв. (A.C. Сенин, Д. Поспеловский, Ю. Освальт, C.B. Римский, А.ТО. Полунов, A.B. Сушко). Проблемы государственно-церковных отношений в разных аспектах освещены в работах ГШ. Сенько, М. И. Одинцова, К. А. Соловьев, Т. Б. Черемицыной, А. П. Афиногентовой, Л. В. Субботиной, И. С. Волкова, А. И. Пешкова, В. В. Пашоковой, В. П. Сидорова, М. В. Никулина, С. И. Алексеевой, О. В. Князевой. В числе авторов, которые непосредственно занимались в последние два десятилетия проблемой социального служения РПЦ назовем: Т. А. Дубровскую, О. Н. Субаеву, О. В. Решетникова, С. Г. Зубапову, В. А. Федорова, Штепу, Н. П. Рузанову, о.Л. Л. Махно, A.B. Логинова, Н. Д. Патюлину и других.

В целом, исследователям удалось собрать и систематизировать некоторые архивные сведения по истории социального служению РПЦ в разных регионах страны в разные исторические периоды. Также проделана значительная работа по созданию теории социального служения РПЦ в контексте государственно-церковных отношений. Заметим, вместе с тем, что у исследователей нет единых подходов к трактовке понятия «социальное служение». Поэтому нами предложены авторские обоснования к определению этого социально-значимого современного феномена общественной жизни. Кроме того, на сегодняшний день нет исследовательских работ по истории социального служения Рязанской епархии, что еще раз подтверждает значимость данной работы.

Вместе с тем, историческая наука не имеет пока исследования, содержащего максимально полный анализ состояния и деятельности РПЦ в изучаемый период, а так же в связи с почти вековой закрытостью тем религиозно-церковного содержания все еще остается неразработанной научно-исследовательская лексика по этим вопросам.

Положение РПЦ в государственной системе дореволюционной России, социальное служение Церкви в области просвещения и благотворительности в некоторых своих аспектах становились предметом исследования как дореволюционных, советских и современных авторов России и Зарубежья.

Специальное исследование о социальном служение РПЦ в рассматриваемый период на материале Рязанской епархии еще не производилось, тем не менее, некоторые аспекты этой проблемы получили свое освещение в региональной литературе и научных работах.

Источниковая база диссертации, основанная на обширном и многогранном архивном материале: это — архивные материалы таких Государственных Архивов, как ГАРФ, РГИА, ОР РГБ, ГАРОофициально-документальные материалы, периодические издания, дневники, воспоминания, письма.

Основным источником для данного исследования стало законодательство Российской империи по вопросам государственно-церковных отношений в XIX веке. Особое место также занимает «Полное собрание законов Российской империи», издававшееся с 1830 года под руководством М. М. Сперанского с использованием материалов «Собрания первого с 1649 г. по 12 декабря 1825 г.» и «Собрания второго с 12 декабря 1825 года по 1 марта 1881 г.».

Другим источником законодательства о РПЦ явились более удобные, на наш взгляд, «Руководящие для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода 1721−1878». Важными источниками исследования являются также «Свод Законов Российской Империи» и «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания».

Кроме того, в работе были использованы: «Духовный регламент» (издание 4-е, М., 1897), «Городовое положение» 1870 г., «Уставы Духовных консисторий» в различных редакциях, «Извлечение из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1843 г.», «Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1856 г.», «Всеподданнейшие отчеты Санкт-Петербургского Попечительного Совета заведений общественного призрения за 1876−1880 гг.», «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода» за разные годы, «Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания», «Устав Общества для призрения малолетных бедных» (СПб., 1817), «Уставы Московского и Санкт-Петербургского домов трудолюбия» (СПб., 1830−1831), «Учреждение и штат странноприимного в Москве дома» (СПб., 1803) и проч.

Научная новизна диссертации состоит в том, что автор впервые в отечественной исторической науке изучил самостоятельную научную проблему социального служения Русской Православной Церкви в Рязанской епархии в конце XIX — начале XX вв.: впервые в исторической науке комплексно проанализирована научная проблема — влияние духовно-нравственной православной традиции на культуру российского обществасистематизирован разнообразный исторический материал по содержанию и организации социального служения епархии, позволивший получить обобщенное представление о состоянии социального служения в России, их социально-исторической роли епархии в решении социальных проблем обществав научный оборот вводятся новые архивные документы и материалы по данной проблематике, раскрываются основные этапы развития историографии и источниковой базы исследованиясформулировано авторское определение понятия «социальное служение епархиального уровня», предложена и обоснована классификация социального служенияна основании обобщения исторических данных, автором обоснована необходимость соблюдения компетентностных границ деятельности двух организмов: государственного и церковного в выборе сфер и видов социальной деятельностисформулированы исторические уроки и практические рекомендации, направленные на использование соответствующего исторического опыта в современных условиях.

Выявлено, что характер государственно-церковных отношений в разные исторические периоды являлся тем социально-историческим фоном, на котором создавались различные направления, виды и формы социального служения церкви (в том числе — на уровне епархии) — от характера этих отношений зависит масштаб социальных компетенций духовенства как социальной группы.

Обосновано утверждение о том, что социальное служение Русской Православной Церкви, особенно в трудные для народа периоды войн и других испытаний, являлось зачастую единственным видом социальной помощи населению.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов исследования:

В современной социальной практике Церкви по различным направлениям и в многообразных формахв процессе совершенствования форм и методов социальной работы;

В ходе дальнейшего изучения социального служения РПЦ в контексте государственно-церковных отношений, а также при изучении государственно-церковных отношений в области социальной политики;

В продолжении конструктивного диалога между государством и РПЦ по различным аспектам социальной политики;

В разработке теории, истории и методологии практики социального служения РПЦ (в рамках епархии), а также при создании новыхсовместных — форм социальной деятельности в рамках соработничества государства и церкви ;

В определении форм и методов молодежной политикив работе с молодежью по привлечению ее к участию в волонтерской деятельности, в благотворительных акциях и проч.;

При разработке для студентов высшей школы факультативных учебных курсов и спецкурсов по истории РПЦ, истории социального служения РПЦ, истории православной культуры, теологии;

В использовании исторически принятых в РПЦ форм духовно-нравственного попечения и воспитания общества, в формировании системы духовно-нравственных принципов современного общества;

При решении задач, связанных с использованием духовного наследия России для разрешения проблем духовно-нравственного воспитания молодежи в современном обществе;

При разработке нормативной базы, обеспечивающей правовое регулирование социальной деятельности РПЦ и участия в ней российских граждан.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры истории Отечества ТулГу, РГСУ и кафедры теологии РГУ им. С.Есепина, изложены на международных научных теологических конференциях, в выступлениях на научно-практических конференциях и педагогических конгрессах, научных и международных образовательных чтениях. Также в ряде опубликованных научных статей рассмотрены различные аспекты научной проблемы, которой посвящена настоящая диссертация.

Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, имеет список источников и используемой литературы, а также приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исторические сведения по истории социального служения Рязанской епархии Русской Православной Церкви — это неотъемлемая часть российской истории. Рязанская епархия — истинный духовный центр современной Православной Россииона осуществляет до настоящего времени социальное служение в деле созидания новой великой державы.

Результатами данного исследования социальной деятельности РПЦ в Рязанской епархии в исторический период с конца XIX — в начале XX вв. являются объективные обобщения и выводы, сделанные на основе анализа архивных источников, диссертационных исследований и монографийа также сформулированные в результате исследования исторические уроки и практические рекомендации, ориентированные на современность.

К обобщениям и выводам, сделанным в ходе работы над диссертацией, отнесем следующее:

1. Рязанская епархия на протяжении всей российской истории выполняла особую роль центра духовной жизни. Трудно переоценить ее значение в деле просвещения русского народа и широкой благотворительности. Социальное служение РПЦ в Рязанской епархии — это социальная деятельность, направленная на служение Отечеству и его людям в самых различных видах и формах. В исследуемый период РПЦ в Рязанской епархии достигла существенных результатов в области социальной поддержки населения.

2. В современной исторической науке недостаточно разработана проблема социального служения Русской Православной Церкви, и в особенности — Рязанской епархии, в различные периоды отечественной истории. Ни в одной работе не представлен полный научный анализ социальной практики Церкви в различные периоды государственно-церковных отношенийотсутствует и сравнительноисторический анализ социального служения вообще как феномена в жизни российского общества и социального служения РПЦсоциального служения РПЦ в России и РПЦ за рубежом.

3. Характер государственно-церковных отношений в исследуемый нами период является той социально-исторической платформой, которая определяла масштаб возможностей и компетенций Русской Православной Церкви в деле социального служения.

4. Первоосновой российского социального служения РПЦ в России в исследуемый период, как и всегда, была православная вера. Христианские заповеди милосердия способствовали тому, что в России в большом количестве появлялись частные благотворительные организации и государственные филантропические заведения. И те, и другие заведения, как правило, открывались и осуществляли свою деятельность при непосредственном патронате РПЦ

5. Земства внесли существенный вклад в развитие социального служения, осуществлявшегося в православной Российской империи под сенью Русской Церкви. Учитывая то обстоятельство, что население Российской империи было в максимальной степени православным, можно утверждать, что это служение осуществлялось под патронатом РПЦ.

6. Реконструкция исторических фактов социального служения Рязанской епархии РПЦ, сделанная в диссертации, позволила определить приоритетные сферы социального служения, которые были характерными для епархиального уровня в конце XIXначале XX вв.: это — сфера призрения и оказания материальной помощи нуждающимся, обучение населения грамоте, а также духовно-нравственное попечение, воспитание и образование российского общества.

7. Приоритетными направлениями социального служения Рязанской епархии в рассматриваемый период являлись следующие: духовнонравственное и социально-психологическое попечение и воспитание нуждающихсяблаготворительностьорганизация социальной помощи и поддержки малоимущихпризрение нищих, немощных и сиротматериальная помощь и предоставление возможности работать в монастыре, как спасение от безработицыоказание медицинской помощизабота о повышении грамотности народазабота о раненых воинах в лазаретах при монастырях и приходахвыплата пособий военным инвалидам из средств монастырей и приходовоткрытие на благотворительные средства дома для призрения бедных вдов, сирот, немощных и престарелых из белого духовенства.

8. В результате исследования социального служения Рязанской епархии автором сформулировано следующее определение понятия «социальное служение РПЦ на епархиальном уровне»: этобезвозмездная и бескорыстная деятельность клириков и мирян епархии, направленная на духовно-нравственное и психолого-педагогическое попечение членов российского обществаэтоорганизация различных конкретных видов и форм социальной помощи нуждающимся (микродименциональная диакония) — а также способствование тому, чтобы члены российского общества, независимо от своего положения в обществе, бескорыстно направляли свои возможности на исполнение христианского долга по оказанию помощи Отечеству и нуждающимся в помощи людям (макродименциональная диакония).

9. Значительную роль в социальном служении Русской Православной Церкви на территории Рязанской епархии в исследуемый период в сфере воспитания духовно-нравственной культуры российского общества, воспитания чувства патриотизма, любви к своему Отечеству играли: приходское духовенство, монашествующие, а также священники, работавшие в местах лишения свободы и военное духовенство.

10. В исследуемый период Русская Православная Церковь в Рязанской епархии достигла существенных результатов в области народного образования: РПЦ принимала активное участие в становлении дела народного просвещения на уровне прихода, непременно безвозмездно участвуя в государственных инициативах, например, в учебном процессе земских школ, а так же самостоятельно организовывая учебные учреждения начального общего образования. При более чем половине церквей Рязанской епархии имелись Церковноприходские школы разного уровня.

11. Монастыри Рязанской епархии в исследуемый период были значимыми культурными и духовными центрами. Их социальное служение заключалось во влиянии на духовно-нравственную сторону жизни общества, повышение духовно-нравственной культуры и воспитание чувства патриотизма.

12. К монашескому служению почтительно относились представители всех сословий общества: от простого народа до высших светских чинов. В монастырях учились строгим обычаям и правилам православного благочестия. Духовность и аскетизм большей части русского монашества являлись истинным примером для подражания, источником патриотических настроений в обществе.

13. Воспитательная функция монастырей Рязанской епархии состояла во влиянии на нравственное состояние российского общества с помощью проповедей и душепопечительных бесед, духовнических советов и предостережений, служений молебнов о сохранении мира и проч.

14. Способствуя развитию просвещения, монастыри оказали значительную помощь и существенную поддержку многим бедным воспитанникам в получении ими образования, в том числе проявляя заботу о сиротах. Особым видом социального служения монастырей была их деятельность, направленная на решение проблемы нищенствующих и малолетних преступников.

15. Образовательное направление социального служения приходов и монастырей Рязанской епархии заключалась в обучении грамоте народа, в организации при монастырях училищ, школ по иконописи, в изучении Закона Божьего, Церковного устава, Катехизиса, распространении духовной литературы, сохранении в приходской или монастырской библиотеке книг, имеющих историческую ценность, создание библиотечных фондов при больницах монастырей и приходов.

16. Исторический опыт активной деятельности приходского духовенства по воцерковлению населения определенной территории, прилегающей к ближайшему храму, заслуживает внимания в наше время и нуждается в возрождении. Приходское духовенство в XIX веке занималось распространением православных знаний, контролем за соблюдением канонических правил благочестивой жизни православных христиан, отслеживало соблюдение светским обществом морально-нравственной стороны постов по церковному календарю. Служение Православной Церкви в этих направлениях осуществлялось совместно с государственной структурой: полицейские со своей стороны оказывали содействие духовенству в поддержании порядка и соблюдении установленных правил.

17. Приходское духовенство организовывало при Попечительствах различные благотворительные общественные приюты, Дома Трудолюбия, которые препятствовали распространению праздности, тунеядства, обязывали детей опекать родителей в старости, родителей — заботиться о своих детях и воспитывать их. В этой связи в XIX веке наблюдается повышение интереса к Проповеди как жанру богословско-церковного красноречия, имевшему большое воспитательное значение.

16. Всероссийскую известность приобрело социальное служение Рязанского миссионерского Братства в честь свт. Василия Рязанского, в своих отчетах отразившего количественный и качественный уровни сектантских групп, а так же пути его снижения в Рязанской епархии с середины XIX века вплоть до 1918 года, когда братство прекратило свое существование.

17. Особенным видом социальной деятельности Русской Православной Церкви в XIX веке было ее социальное пастырское служение в российских тюрьмах, направленное на развитие духовно-нравственных основ жизни. В обязанности священнослужителей по работе с заключенными входило устроение храмов и молитвенных комнат на территории тюрем, совершение в них богослужений и Таинств, проведение пастырских бесед с заключенными, распространение духовной литературы, составление специальных молитвословов.

18. Русская Православная Церковь, находясь в условиях подчинения государственной власти в синодальный период, не обладала реальной возможностью выступать в качестве самостоятельной духовно-нравственной доминанты в обществе. Особыми формами социального служения РПЦ (включая Рязанскую епархию), характеризующими исполнение ею функций, которые дополняли основное богослужебное назначение Церкви и в случае из значительного возрастания отрицательно влияли на качество ее богослужебной деятельности, являлись следующие: регистрация актов гражданского состояния (рождения, брака и смерти) — сбор статистических данных, народное просвещение и образование, духовная цензура, совместное с полицией наблюдение за поведением неблагонадежных граждан. Эти функции, делегированные Русской Православной Церкви государством, достигли в исследуемый нами период таких масштабов, что вызвали волну негативного отношения к Церкви, которая минимизировала степень ее влияния на социальные процессы и в итоге привела к разрушительным для Церкви последствиям. Поэтому мы утверждаем, что чрезмерное сближение Церкви и государства (включение ее в государственный механизм) в синодальный период повлекло за собой отрицательные последствия для РПЦ.

19. Вместе с тем, радикальное отделение Церкви от государства, которое наблюдалось в советский атеистический период и выражалось в запрете на церковный брак, на раздачу милостынив отсутствии церковной пропаганды вреда абортов, алкоголя, наркотиков, способствовало значительному снижению уровня традиционной духовно-нравственной культуры общества.

20. В современных кризисных условиях совместные мероприятия Церкви (в том числе и на епархиальном уровне) — с одной стороны, и государства, общества и частных лиц — с другой стороны, направленные на решение социальных проблем общества, могут в значительной степени способствовать оздоровлению ситуации в социальной сфере российского государства.

На основании сделанных выводов автором формулируются следующие исторические уроки:

Первый. Опыт социального служения Рязанской епархии в рассматриваемый период доказывает, что в различных социально-исторических условиях Церковь остается наиболее стабильным институтом, обладающим организационным и духовно-нравственным потенциалом для оказания различных видов помощи социально незащищенной части общества. Социальное служение РПЦ в Рязанской епархии особенно в трудные для народа периоды испытаний являлось зачастую единственным видом социальной помощи населению.

Второй. Обеспечить в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, эффективную систему социального служения РПЦ можно только в условиях таких государственно-церковных отношений, в которых государство не будет делегировать свои непосредственные социальные функции Православной Церкви. Необходимо учитывать тот факт, что современная Русская Православная Церковь после 70 лет застоя в своем развитии не восстановилась до настоящего времени ни в кадровом, ни в научном, ни в имущественном отношении. Вместе с тем, количество социальных проблем в обществе возросло. Церковь без помощи государства сегодня не в состоянии самостоятельно справляться с колоссальным объемом социальных нужд российского общества.

Третий. Церковь должна максимально использовать ресурс благотворителей на решение внутренних задач Церкви, связанных с богослужебной деятельностью, а также на осуществление различных социальных проектов и программ для российского общества, учитывая при этом богатый опыт и традиции социального служения РПЦ, в том числеРязанской епархии в эпоху Империи.

Четвертый. Формирование сбалансированной социальной государственно-церковной политики на современном этапе развития российского государства и общества возможно только с учетом исторического опыта взаимодействия государства Церкви. Процесс создания современной модели государственно-церковных отношений в социальной сфере пойдет тем успешнее, чем полнее и объективнее будет учтен исторический опыт.

Пятый. Исторические сведения об опыте государственно-церковных отношений в синодальный период может быть использованы па современном этапе в качестве предупреждения представителям государственной и церковной власти о возможных негативных последствиях несоблюдения границ возможного соработничества государства и Церкви.

На основании сделанных выводов автором сформулированы следующие практические рекомендации:

— Следует продолжить научный поиск и изучение архивных материалов по проблеме социального служения Русской Православной Церкви в Рязанской епархии в различные исторические периоды.

— Опыт социального служения Рязанской епархии в сферах: нравственно-психологическойорганизации трудовой помощи, призрения нуждающихсявоспитательной и просветительской, — в определенной степени может быть взят за основу при организации определенных форм и методов социального служения Русской Православной Церкви с учетом современных условий.

— Для изучения и обобщения исторического опыта взаимодействия государства и РПЦ (можно и с привлечением других конфессий) в сфере решения социальных проблем общества, в Российской Федерации целесообразно проведение ежегодных международных научно-практических конференций (семинаров) под общим названием «Социальная деятельность государства и РПЦ: история и современность». Основными направлениями работы таких научно-практических конференций могли стать: международный опыт взаимодействия государства и вероисповеданий в социальной сфереистория взаимодействия российского государства (на разных этапах развития) с РПЦ в вопросах социальной практикисовременное состояние социальной политики Российской Федерации и социального служения РПЦ и т. д.

— Следует продолжить конструктивный диалог между государством и Церковью (в том числе и на епархиальном уровне) по различным аспектам социальной политики, а также совместные государственно-церковные соработнические проекты в сфере социального служения. С участием государственных структур и бизнеса наиболее востребованными могла бы стать сегодня активизация таких форм социального служения Рязанской епархии (как и РПЦ в целом), как: создание приютов для бездомных, детских домов и домов престарелых, центров трудотерапии и духовно-нравственного попечениябольниц и хосписов.

По мнению автора, представленные в Заключении выводы и рекомендации могут нацелить исследователей истории социальной работы в.

России и социального служения РПЦ на дальнейшее углубленное изучение государственно-церковных отношений в области социальной политики на современном этапе. Предложенные рекомендации могут способствовать совершенствованию форм и методов социальной деятельности различных государственных организаций, форм и методов социального служения Русской Православной Церкви, а также зарождению новых — совместныхформ социальной деятельности в рамках соработничества государства и церкви.

ОБЛАСТИ СОРЛБОТНИЧЕСТВА ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В НЫНЕШНИЙ.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД1.

1. Миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию к сотрудничеству между людьми, народами и государствами.

2. Забота о сохранении нравственности в обществе,.

3. Духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание.

4. Деда милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ.

5. Охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры.

6. Диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровнен, но вопросам, значимым для Церкви и обществам том числе н связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений п решений.

7. Попечение о воинах н сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание.

8. Труды, но профилактике правонарушении, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы.

9. Наука, включая гуманитарные исследования.

10. Здравоохранение.

11. Культура и творческая деятельность,.

12. Работа церковных и светских средств массовой информации.

13. Деятельность по сохранению окружающей среды.

Ы. Экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества.

15. Поддержка института семьи, материнства и детства.

16. Противодействие деятельности нсевдорелнгиозных структур, представляющих опасность для личности и общества. Основы соц. концепции Русской Православной Церкви // Инф. бюллетень № 1. — Апрель 2001. С. 33−34.

Л/.

Структура управления Русской Православной Церковью до 1917 г.

ИМПЕРАТОР (глава Русской Православно?! Церкви).

ЙА Я^оро'ё• Ружа^ 2003.

ГОДОВЫЕ ДОХОДЫ ПРИНТОВ В ЕПАРХИЯХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРЕП1 от 100 руб. до 200 руб.: 2) от 200 до 300 руб.:

Архангельской — 163 руб. Костромской — 280 руб.

Кишиневской -115 руб. Нижегор о д с ко й — 270 руб.

Вологодской -137 руб. Новгородской — 222 руб.

Калужской — 174 руб. Псковской -243 руб.

Олонецкой -130 руб. Тамбовской — 294 руб.

Пензенской — 197 руб. Тверской — 213 руб.

Полтавской — 159 руб. Ярославской — 275 руб.

Черниговской — 161 руб.

Владимирской — 170 руб. от 300 до 400 руб.: 4) от 400 до 500 руб.:

Воронежской — 388 руб. Московской -489 руб.

Екатсрннославской — 330 руб. Оренбургской — 479 руб.

Курской — 333 руб. Самарской — 429 руб.

Орловской — 396 руб. Саратовской — 429 руб.

Рязанской -394 руб. Харьковской — 408 руб.

С.-Петербургской — 385 руб. Херсонской -421 руб.

Симбирской — 377 руб.

Смоленской -310 руб.

Тульской — 371 руб.

5) свыше 500 руб.: Астраханской Казанской Пермской Уфимской.

— 524 руб.

— 548 руб.

— 525 руб.

— 534 руб. б) свыше 700 руб.:

Вятской — 743 руб. Ставропольской — 715 руб.

Таврической — 895 руб.

См.: Цсркошш-Общестиснный Вестник. — 1883. — № 107.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты и другие официальные документы:
  2. Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 18 901 895 гг.-Спб., 1891−1898.
  3. Всеподданнейшие отчеты Санкт-Петербургского Попечительного Совета заведений общественного призрения за 1876−1880 гг.
  4. П.Е. Положение о детских приютах Ведомства императрицы Марии / Изд. 2-е. СПб., 1884.
  5. Дворцовые разряды, по Высочайшему повелению изданные II отделением собственного императорского Величества канцелярии. СПБ.Т.З.С.131.
  6. Духовный регламент. Изд. 4-е. М., 1897. С. 34.
  7. Елизаветинское благотворительное общество. Отчет за 1892 г. (1-й год деятельности). СПб., 1892. — 48 с.
  8. Законопроект школьной реформы. 1907 г. СПб. 1909.
  9. Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1856 г.
  10. Исторический обзор деятельности Комитета министров (К 100-летию Комитета министров. 1802−1902). Т. 1−5. СПб., 1902.
  11. История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. М., 1995.
  12. История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов / Сост. М. В. Бельдова М., СПб., 1995. — 457 с.
  13. История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов/Сост. М. В. Бельдова М., СПб., 1995. — 457 с.
  14. C.B. Алф. указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Св. Правительствующего Синода (1721−1901 гг.) СПб., 1902. — 592 с.
  15. Каталог библиотеки Попечительства о Домах Трудолюбия и Работных Домах. Спец. библиотека по вопросам о призрении бедных, благотворительности и трудовой помощи. СПб., 1901. — 246 с.
  16. Министерство народного просвещения. Отчет министра народного просвещения. СПб., 1895−1913.
  17. Настольная книга священнослужителя. Т.4. -М., 1983.
  18. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб., 1901.
  19. Обзор деятельности Министерства народного просвещения (18 021 902). СПБ., 1902.
  20. Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.- 296 с.
  21. Общий свод по империи результатов разработки данных первой Всеобщей переписи населения, произв. 28.01.1897 г. СПб., 1905, т. 1−2.
  22. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876.
  23. Основы концепции Русской Православной Церкви. -Информационный бюллетень № 1, Апрель 2001.
  24. Отчет Елизаветинского благотворительного общества в Санкт-Петербурге. СПб., 1892.
  25. Отчет ком. «Христианская помощь» больным и раненым воинам. 1909.
  26. Отчет Обер-прокурора Священного Синода за 1871 г. -М., 1872.
  27. Отчет Покровского Попечительства 1893−1896.
  28. Отчеты богаделен//"Дет.помощь" (Журнал для интересующихся обществ. благотворительностью). М.: Тип. JI. Снегирева, 1885. — № 1−24.
  29. Отчеты церковно-приходских попечительств за 1877 г. // Киевские епархиальные ведомости. 1878. — № 1−22.
  30. Пересмотр Положения о приходских попечительствах // Дет. помощь. 1894, № 5.
  31. Письмо митрополита Исидора епископу Феофану от 27 апреля 1866: Душеполезное Чтеше. Часть первая. Январь. М., 1899.
  32. Полное собрание Законов. №№ 1886, 5005, 6354, 8303.
  33. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству правосл.исповед. Рос. империи / Изд. 2-е. Т. 1. — СПб., 1879.
  34. Положение о доме призрения престарелых и увечных граждан. СПб., 1833.
  35. Положение о детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1899.
  36. В. Разработка концепции государственно-церковных отношений в России // Кентавр. 1995. — № 2.
  37. Правила Вселенских Соборов с толкованиями. http://www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm
  38. Правила о православных духовных братствах и положение о приходских попечительствах при православных церквах.-СПб.Д898.
  39. Православное благотворительное общество ревнителей веры и милосердия. СПб., 1899. — 55 с.
  40. И. Отечественная Церковь по статистическим данным. СПб., 1901.-207 с.
  41. Распределение населения империи по главным вероисповеданиям. СПб., 1994.- 136 с.
  42. Регламент, или Устав Духовной коллегии // Полное собрание законов Российской империи. Т. 6, СПб., 1830. — С. 315−346.
  43. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М., 1996. — 250 с.
  44. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству Православного исповедания. Сост. Барсов Т. В. СПб., 1865.
  45. Сборник свед. по обществ.благотворит. СПб., 1880−1886. — Т. 1−7.
  46. Свод законов Российской Империи. СПб., 1912. — Т. 9−13.
  47. Собрание постановлений Священного Синода 1867−1874 гг. относительно устройства духовных училищ. СПб., 1875. -467 с.
  48. Собрание правил, законоположений и распоряжений Святейшего Синода о церковно-приходских школах и школах грамоты. Составитель Сумароков П. Вятка. 1899.
  49. Указы Временного Духовного Правления (1918), АОР РГБ, ф.213, к.4, д. 5,л.1.
  50. Указы Управления Соцобеспечения (1918г.), АОР РГБ, ф.213, к.4, д. 5, л. 1,2,6.
  51. Устав об общественном призрении: Свод законов Российской империи. СПб., 1892. — Т. 13. — Гл. 4. — с. 564−579.
  52. Устав благотворительного общества попечения о бедных духовного звания ведомства главного священника армии и флота.- СПб., 1879.
  53. Устав духовных консисторий. СПб., 1841. — 36 с.
  54. Устав общества для призрения малолетних бедных.-СПб., 1817 — 48 с.
  55. Устав Общества для призрения малолетных бедных. СПб., 1817.
  56. Устав Русской Православной Церкви.
  57. Уставы о предупрежд. и пресечении преступности.-T.XIV.- Ст. 220.
  58. Циркулярные указы Святейшего Правительственного Сино-да 1867- 1900. СПБ., 1903.
  59. Архив отдела рукописей РГБ (АОР РГБ).
  60. Ф. 230, к. 4412, д. 3, л. 2. -К.П. Победоносцев
  61. Ф. 275, к. 34, д. 35, л. 16. протоиерей Н. Скворцов
  62. Ф. 280, к. 14, д. 21, л. 2. проф. МДА С.Н. Смирнов
  63. Российский государственный исторический архив (РГИА).
  64. Ф. 1574 Фонд обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, оп. 1,2.
  65. Ф. 796 Канцелярия Святейшего Синода, оп. 443 и 186 (III отделение, II стол) — оп. 82, 84.
  66. Ф. 797 Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода, оп. 75 (III отделение, II стол) — оп. 76 (II отделение, III стол).
  67. Ф. 802 Учебный комитет Св. Синода.
  68. Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ).
  69. Ф. 122 Главное тюремное управление при Министерстве юстиции.
  70. Ф. 123 Общество попечительное о тюрьмах.
  71. Ф. 109 III отделение Собственной его императорского величества канцелярии.
  72. Государственный Архив Рязанской области (ГАРО).
  73. Ф. 1125 Комитеты по сбору и распределению пожертвований в пользу пострадавших от неурожая (Пронский уездный комитет и рязанский епархиальный комитет).
  74. Ф. 1263 Дом призрения Андрея и Анастасии Дашковых для неизлечимых больных Рязанской губернии.
  75. Ф. 1270 Попечительный совет общества Красного креста Рязанской екатерининской общины сестер милосердия.
  76. Ф. 145 Рязанский уездный комитет попечительства о народной трезвости.
  77. Ф. 146 Спасский уездный комитет попечительства о народной трезвости.
  78. Ф. 261 Рязанский дом трудолюбия и призрения неимущих.
  79. Ф. 261- Совет дома трудолюбия и призрения неимущих г. Рязани.
  80. Ф. 625, опись 2, дело 1. Рязанское училище для девиц духовного звания. Попечительный комитет. Переписка с Синодом, попечителями об организации училища, резолюция об открытии временно -строительного комитета и устав училища.
  81. Ф. 627 Рязанская Духовная Консистория.
  82. Ф. 632 Рязанский губернский епархиальный училищный совет.
  83. Ф. 68 Рязанское губернское попечительство детских приютов.
  84. Ф. 857 Рязанский губернский комитет общества попечительства о тюрьмах.
  85. Ф. 868 Правление эмеритальной кассы рязанского духовенства.
  86. Ф. 878 Михайловский уездный комитет попечительства о народной трезвости.
  87. Ф. 879 Касимовский уездный комитет попечительства о народной трезвости.
  88. Ф. 29 Рязанская губернская земская управа.
  89. Ф. 897 Рязанский губернский благотворительный комитет.
  90. Ф. 917 Уполномоченный попечительства о слепых.
  91. Ф. 957 Рязанский епархиальный миссионерский совет г. Рязани.
  92. Ф. 958 Рязанское Губернское присутствие по делам духовенства.
  93. Ф. 960 Правление Рязанского Архиерейского дома
  94. Ф. 975 Совет Братства Святого Василия Епископа Рязанского.3. Монографии и статьи:
  95. Freeze G. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Princeton, 1983.
  96. Kartachev A. Histoire de l’Eglise russe. Paris, 1959.
  97. Smolitsch I. Russisches Monchtum. Wurzburg, 1953. — S. 425.
  98. Smolitsch I. Zur Frage det Periodisierung der Geschichte der Russischen Kirche. Hrsg. Von Hans Koch. 1940. 4.1. Jahrgang 5. Heft. 1−2.
  99. П.В. История Рязанского края (1778−2007).- Рязань, 2007, -448 с.
  100. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Т. 1−3. Издательский совет РПЦ. 2004.
  101. В. Несколько цифр из деятельности церковно-приходских попечительств//Трудовая помощь. 1908. № 5.
  102. О.И. Искусство и православие. М., 1983. — 94 с.
  103. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Рязанские иерархи. — «Христианское чтение», 1859, май, с. 358—359.
  104. Архимандрит Иероним. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889.
  105. Архимандрит Макарий, автор позднего (XIX в.) Жития святителя Василия. — «Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии». М., 1863.
  106. P.M. Государство и церковь в Российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Уфа: РИО МВД РФ, 2002.
  107. С.П. Детские воспитательные учреждения в деревнях России конца XIX века и начала XX веков: Уч. записки МОПИ им. Н. К. Крупской. Т. 145. — Вып. 10. — М., 1964.
  108. JI.B. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический курс. М., 1993.
  109. Т.В. О приходских попечительствах при православных церквах.- М., 1896- Он же. Святой Синод в его прошлом. СПб., 1896- Он же. Об управлении русским воен.духовенством. — СПб., 1879.
  110. O.A. Роль земских врачей и учителей в развитии школьно-санитарного надзора и состояния здоровья детей Рязанской губернии (вторая половина 19 начала 20 вв.)//Современные проблемы науки и образования. — 2009.
  111. A.A. Очерк по новой истории Рязанской епархии. История гонений в XX веке.- Рязань, 2008 2009 г.
  112. В.М. Приходская благотворительность на Руси после 1864 года// Трудовая помощь. 1907. — № 2. — С. 2.
  113. Ф.В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствовании императора Александра II. Казань, 1891. — 487 е.- Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия. — Казань, 1899.
  114. Борисо-Глебская церковь в г. Рязани. — «Рязанские епархиальные ведомости», 1902, № 15, с. 432- 433- 1904, с. 5—6.
  115. Н.О. О нищенстве и разных видах благотворительности//Архив исторических и практических сведений о России. Б.М., 1859.
  116. Ю.Б. Земские учреждения и кредитные кооперативы Рязанской губернии в конце 19-начале 20 вв. Рязань: Вестник РГУ, № 4−5, С.50−54
  117. С.Н. Церковь и социальный вопрос//Христианский социализм. Новосибирск, 1991. — С. 85.
  118. С.Н., проф. Интеллигенция и религия. М.: Печатня А. Снегиревой, 1908.-48 с.
  119. Г. К. и Чугунов C.B. Рязанские достопамятности. М., 1974.
  120. Ван дер Воорт Ф. (протоиерей). Практика и богословие благотворительности в Русской Православной Церкви//Путь Православия. М.: Изд. Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1993. — № 2.
  121. Воздвиженский. Историческое обозрение Рязанской иерархии. М., 1820.
  122. Я.Е. Землевладение Русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность//Русское православие: вехи истории /Под ред. А.И. Клебанова- М., 1989.- С. 501−562.
  123. Временник Императорского общества истории и древностей российских., Кн. 16. М., 1853. Иное сказание о самозванцах. Гл. 2. С. 10.
  124. П. Организация частной благотворительности // Вестник благотворительности. 1897. — № 5. — С. 40- № 6. — С. 32.
  125. Ю. В. Русская Православная Церковь и рязанские власти (конец 1950-х — начало 1960-х годов) // Вестник церковной истории. 2007. № 2(6). С. 73−88.
  126. .Б. К.П.Победоносцев: Материал для биографии // Ист.вестник. 1907, Апр.
  127. С.Н. Объединения и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908. — 92 с.
  128. Голос в защиту предания о св. Василии I, епископе Рязанском. — «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1859, кн. 3, с. 147—160 (Статья подписана «Рязанский старожил».).
  129. Государственно-церковные отношения в России. Опыт прошлого и современного состояния. М., 1996.
  130. Государственный контроль. 1811−1911. СПб., 1911.
  131. Государственный совет 1801−1901. СПб., 1901.
  132. Деятельность приходских попечительств // Православное обозрение. 1867. — №№ 4, 5, 7. — Т. 22, 23. — С. 15−37, 101−122, 119−135.
  133. М.В. Влияние православия и западного христианства на общество//Вопросы истории. 1997. — № 12. — С.3−19.
  134. С.С. Православная Церковь и государство в пореформенной России // Ист. СССР. 1966. — № 4. — 356 с.
  135. И. Историко-статистистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т. 1. Зарайск, 1844.
  136. Епископ Александр (Милеант). Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни. Жизнеописание и советы, http://www.pravmir.ru/articlc I688.html.
  137. Железкин, иеромонах Гавриил. Особенности социально-педагогической деятельности РПЦ в пенитенциарной системе на примере Рязанской епархии: история и современность.//Рязанский Богословский Вестник, 2010,№ 1(2), С. 125−136
  138. И.В. История Русской Церкви. М., 1996.
  139. П.В. Богословская политика 1860-х годов об отношении Православия к современной жизни. Казань, 1902.
  140. С. Г. Рузанова Н.П., Патюлина Н. Д. Социальное служение РПЦ: традиции и современность. М.,-2012.
  141. П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX веке// Вестник РГНФ.-М. 1997.-с. 124−131.
  142. В.И. Состояние и перспектива государственно-церковных отношений в России. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М, -1997. № 1.- С.3−7.
  143. Игумен Августин (Анисимов) Благотворительность в российском обществе: история и современность Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Иваново, 2002.
  144. Игумен Варфоломей (Коновалов) Церковная благотворительность. Духовные основы и исторические аспекты. Государство и Церковь в России: История взаимодействия в сфере благотворительности. Материалы межрегиональной научной конференции. Иваново, 2002.
  145. Д.И. История Рязанского княжества. М., 1858.
  146. И. Основы христианской культуры.- СПб. Издательство «Шпиль». 2004.
  147. Н.В. Из бумаг. По вопросу об отношении государства к общественному призрению // Детская помощь. 1894. — № 16.-28 с.
  148. Историко-правовые вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории России // Сборник научных трудов. М.: Всесоюзный юридический заочный институт, 1988.
  149. История Русской Церкви под управлением Св. Синода. СПб., 1900.
  150. К вопросу о частной благотворительности //Тамбовские губернские ведомости. 1880. — С. 4.
  151. . Религия в царской армии. М., 1928. — 629 с.
  152. A.B. Церковь, история, Россия. Ст. и выступл. М., 1996.
  153. А.И. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  154. В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. -М., 1997.
  155. М.Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900.
  156. М.Н., Понкин И. В. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. М., 2005.
  157. Н. Закон о старообрядческих общинах в связи с отношением Церкви и государства // Богословский вестник. 1910. — Т. 1.
  158. А.Г. Рязанское летописание. М., 1965.
  159. В.А. Советское государство и церковь. М.: Знание, 1976.
  160. И.В. Русская Правосл. Церковь и Гос-во. Иркутск, 1997.
  161. Т.Г. Государство и Церковь на рубеже Х1Х-ХХ вв. Российская государственность: этапы становления. Кострома, 1993.
  162. Н.В. Профессиональное церковное образование в России: состояние и проблемы реформирования.-М., 2006, 261с.
  163. П.М. Второе отделение Собственной его императорского величества Канцелярии. СПб., 1906.
  164. Е. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903.
  165. Д.Е. Церковь и верующий. М., 1981.
  166. А.Л. Старая Рязань. М., 1955.
  167. Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений. М.: Государство и право, 1995.
  168. Л.М. Государство и церковь: особенности взаимоотношений// Государство и право. 1995. — № 3.
  169. О приходских попечительствах в отношении к благотворительности. -М.: Унив. тип., 1879.
  170. Ю.Л. На пути к Собору: Церковные реформы и первая русская революция. Москва, 2002.
  171. A.C. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887.
  172. A.C. О Кормчей- Об участии мирян в делах церкви // Записки Казанской Университета, 1864. № 2.
  173. A.C. Очерк секуляризации церковных земель в России // Записки Новороссийского университета, 1871. № 4.
  174. С.Н. Учреждения по принятию прошений и жалоб, приносимых на высочайшее имя. 1810−1910. СПб., 1909
  175. А.Д. Рязанское земство в его прошлом и настоящем. -Рязань, 1899.
  176. В. Разработка концепции государственно-церковных отношений в России // Кентавр. -1995. № 2.
  177. А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. M., 1996. — 141 е.- Он же. Ведомство правосл. исповед. под властью К. П. Победоносцева. — СПб., 1881−1894. — 300 с.
  178. П.Л. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895.
  179. М.А. Государство и верующая личность // Сборник статей. СПб., 1905.
  180. Религия, общество и государство в XX веке: Материалы конференции, Москва, 22−25 октября 1991 г. М., 1991.
  181. C.B. Проблема изучения истории Русской Православной Церкви XIX в. // Вопр. теории и методологии истории. 1995. — Вып. 1.-С. 32−39- он же. Церковная реформа 60−70-х гг. XIX века // Отечественная история. — 1995. — № 2.- С. 165−175.
  182. Повесть о святом Василии, епископе Рязанском. — «Рязанские достопамятности». Рязань, 1889.
  183. Н.П. История Московского епарх. управления. М., 1876.
  184. Роль православной церкви в истории России: Круглый стол //Вопросы истории. 1990. — № 3.
  185. Н. Церковно-гражданское законоположение относительно правосл. духовенства в царствование имп. Александра II. Каз., 1899.
  186. С., священник.Церковь, семья, государство. -М.?Издание Сретенского монастыря.- 2002.
  187. М. В. Обновленческое движение в Рязанской губернии в 1922—1925 годах //Вестник церковной истории. 2008. № 1(9). С. 108— 129.
  188. М. В. Кампания по изъятию церковных ценностей в Рязанской губернии (1922 г.) //Вестник церковной истории. 2009. № 3−4(15−16). С. 336—342.
  189. И.В. Религиозные традиции России и проблемы модели государственно-религиозных отношений на современном этапе // История и политика: методология, историография, практика. Н. Новгород, 1997.
  190. И.М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1861.
  191. В.И. Исправительные заведения для нравственно-испорченных детей. СПб., 1884. — Т. 5. — 67 с.
  192. Тихоновские образовательные чтения". (26−27 ноября 2010 г.- г. Липецк Задонск). — Липецк, 2011. С. 86 — 87.
  193. Авторефераты и диссертации:
  194. Е.В. Монастыри Екатеринбургской епархии: административно-экономическое и социально-культурное развитие: 1861−1935 гг. Дис. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006.
  195. Г. В. Государство и церковь во второй половине XVI -первой четверти XVIII вв.: Историко-правовое исследование: Дис.. канд. юр. наук. Саратов, 1999.
  196. Т.Н. Монастырь на стыке культур (на примере монастырей Курского края Московской Руси 17 века). Автореф.канд. культурологи. СПб., 1997.
  197. А.П. Социальная активность русской православной церкви: Дис.. канд. фил. наук. М., 1993.
  198. P.M. Государство и церковь в российском обществе XX в.: Историко-правовое исследование: Дис.канд.юр.наук.-Каз., 2001.
  199. Е.С. Православие в жизни русских крестьян Среднего Урала: XIX начало XX вв. Дис.. канд. ист. наук. — Екатеринбург, 2006.
  200. H.A. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918—1941 годах. Дис. канд. ист. наук. Петрозаводск, 2006.
  201. С.А. Развитие благотворительности в России, 1861−1914 гг.: на материалах Забайкалья. Дис.. канд. ист. наук. Чита, 2006.
  202. Е.М. Социально-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии (Вторая половина XIX начало XX века). Дис.. канд. ист. наук. — Ижевск, 2003.
  203. Ф.Р. Церковная интеллигенция в Осетии во второй половине XIX начале XX вв. Дис. канд. ист. наук. — Владикавказ, 2003.
  204. A.A. Законодательство о Православной Церкви в России: Основные исторические тенденции развития: Дис.. канд. юр. наук. СПб., 2004.
  205. Н.В. Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX- начале XX века. Дисс. канд. ист. наук. Ставрополь, 2000.
  206. С.М. Приходское духовенство Марийского края в XIX XX вв. Дис. канд. ист. наук. — Йошкар-Ола, 2003.
  207. О.И. Становление и развитие социальной работы в учебных заведениях Курской губернии в конце XIX начале XX века. Дис. канд. ист. наук. — Курск, 2006.
  208. M.А. История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска: Конец XVII начало XX вв. Дис. канд. ист. наук. — Улан-Удэ, 2004.
  209. Н.Ф. Официальная доктрина внутриполитического курса России конца XIX века (политические и духовные аспекты внутренней политики): Автореф. дис.. докт. ист. наук. М., 2000.
  210. A.A. Проблема законодательного закрепления свободы совести в России в начале XX в.: Дис.. канд.юр.наук. М., 2002.
  211. Т.А. Формирование и развитие системы профессионального образования в России: XIX начало XX века. Автореф. дис.. докт. ист. наук. — М., 2004.
  212. А.Н. Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII первой половине XIX веков. Дис.. канд. ист. наук. — Чебоксары, 2004.
  213. О.П. Старообрядчество и государственная политика в области вероисповедания (2-ая половина XIX нач. XX века): Дис.. докт. ист. наук. — М., 2000.
  214. С.С. История монастырей и монашества Курской епархии во второй половине XIX в. Дис.. канд. ист. наук. Курск, 2003.
  215. Т.Е. Церковноприходские школы в России (1884−1918 гг.). Дис. канд. ист. наук. Москва, 2004.
  216. H.A. Становление государственно-церковных отношений на Урале: 1917−1925 гг. Дис. канд. ист. наук. Москва, 2003.
  217. С.Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в.: Дис.. д-ра ист. наук. -М., 2002.
  218. O.P. Миссионерская деятельность РПЦ в 1905—1917гг.: Афтореф. Дис.. канд. ист. наук. Пермь, 2000.
  219. Ю.Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII-начале XX в. Дис. канд. ист. наук. СПб., 2006.
  220. К.В. Политика Русской Православной церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884−1914 гг. Дис. канд. ист. наук. Белгород, 2004.
  221. Ю.Б. Проблемы влияния Православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе. Дис.. канд. филос. наук. -Уфа, 2000.
  222. Т.В. Монастырские тюрьмы как место заточения старообрядцев и сектантов в XIX в. Автореф. Дис.. канд. ист. наук. -М., 2001.
  223. Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX начало XX вв.: на материалах Владимирской и Костромской губерний. Дис. канд. ист. наук. — Иваново, 2003.
  224. Е.В. Церковно-приходские школы России в конце XIX -начале XX вв. Дис. канд. ист. наук. Москва, 2004.
  225. O.A. Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в конце XIX начале XX вв. Дис.. канд. ист. наук. — Санкт-Петербург, 2003.
  226. О.М. Критика православной концепции культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: МГУ, 1987.
  227. A.B. Государственно-церковные отношения: исторические и цивилизационные модели. Дис.. докт.полит.наук. М., 2006.
  228. Н.В. Эволюция профессионального церковного образования в России. Дисс.. докт. ист. наук. М., 2006.
  229. Е.П. Церковный фактор в демографическом поведении населения Тамбовской губернии в XIX начале XX в. Дис. канд. ист. наук. — Тамбов, 2003.
  230. M.B. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики. Дисс.. канд. филос. наук. Ставрополь, 2000.
  231. Р.В. Православная Церковь на Алтае в 1917—1940 гг.. Дис.. канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2003.
  232. Е.А. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII XX вв.: Дис.. канд. юр. наук. — Ставрополь, 2002.
  233. М.В. Православная церковь в общественной жизни России (кон. 1850-х-кон. 1870-х гг.): Автореф.дис.. канд.ист.наук. М., 1997.
  234. H.H. История православия в Кыргызстане, XIX XX вв. Дис.. канд. ист. наук. — Бишкек, 2003.
  235. И.П. Социальное попечение в России в конце XIX начале XX века. Дис. д-ра ист. наук. — СПб., 2004.
  236. В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 1996.
  237. Н.Д. Социальное служение Николо-Угрешского монастыря в контексте государственно-церковных отношений. Дис.. канд. ист. наук. М., 2010.
  238. Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX начале XX века: Дис.. канд.ист. наук.-М., 1995.
  239. В.В. Монастыри в СССР: идеология и деятельность (опыт социологического анализа). Автореф.канд. философ, наук. М., 1989
  240. А.И. К.П. Победоносцев как идеолог русского православия: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1993.
  241. П.В. Русская Православная Церковь, общество и государство: проблема духовного инакомыслия в период поздней империи и революционную эпоху, рубеж XIX—XX вв. 1920 г.: на материалах Тульской губернии. Дис. канд. ист. наук. — Тула, 2006.
  242. И.В. Конституционно-правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд.юрид.наук. М., 1993.
  243. И.В. Современное светское государство (Конституционно-правовое исследование): Дис. д-ра юр. наук. Москва, 2004.
  244. Н.В. Религиозная жизнь Сахалина (Во второй половине XIX-начале XXI вв.). Дис. канд. ист. наук. Южно-Сахалинск, 2004.
  245. В.В. Социальное служение церкви в XX веке (на материалах Курской епархии). Дисс.. канд. ист. наук. Курск, 2006.
  246. Н.П. Социально-историческая роль монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в общественной жизни России XIX века. Дис. канд. ист. наук. Москва, 2005.
  247. И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материале православия в России). Дисс.. канд. филос. наук. М., 1996.
  248. А.П. Организация и деятельность православной церкви на территории Прибайкалья во второй половине XVII-XVIII вв.: Дис.. канд. ист. наук. Иркутск, 2004.
  249. В.П. Социально-политическая доктрина Русской Православной Церкви (XX столетие): Автореф. дис.. докт. филос. наук.-СПб., 1996.
  250. JI.H. Общественное призрение в Брянском уезде Орловской губернии в 1861—1914 гг.. Дис.. канд. ист. наук. Москва, 2004.
  251. A.B. Московское старообрядчество в социальной истории России XIX-нач. XX веков: Дис.. канд. ист. наук. -М., 2000.
  252. О. Н. Социальное служение как исторический феномен: 17 012 001 гг. Дисс.. докт.ист.наук. М., 2004.
  253. Н.Ю. Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров в православных духовных академиях в контексте высшего образования в России (1808−1918 гг.): Дис.. докт. ист. наук. М., 2011.
  254. A.B. Духовные семинарии в пореформенной России 18 611 884гг.: Дис.. канд. ист. наук.-СПб., 1998.
  255. JI.A. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Дисс.. канд. социол. наук. Белгород, 1996.
  256. E.H. Политико-правовые аспекты православного мировоззрения в контексте современной политической культуры России: Автореф.. канд. полит, наук. — М., 2007.
  257. О.П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX начале XX вв. Дис.. канд. ист. наук. — Екатеринбург, 2003.
  258. С. В. Православный монастырь в социальном и историческом контексте духовной культуры России. Дисс.. канд. филос. наук. -Нижний Новгород, 2003.
  259. Т.Б. Взаимоотношения интеллигенции и русского православия в кон.Х1Х-нач.ХХ вв.: Дис.канд.филос.наук.-СПб., 1994.
  260. Н.В. Государственно-правовое регулирование религиозных отношений в Забайкалье во второй половине XVII начале XX вв.: Дис. канд. юр. наук. М., 2006.
  261. A.B. Социальное служение русской православной церкви во второй половине XIX начале XX веков: На материалах Калужской епархии. Дисс.. канд. ист. наук. — Калуга, 2005.
  262. И.И. Якутская духовная консистория: История становления и деятельности, 1870 1919 гг. Дис. канд. ист. наук. — Якутск, 2003.5. Справочные издания:
  263. Монашество: Энциклопедический словарь. Т.38. СПб., 1898.
  264. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  265. Энциклопедический словарь. Россия. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. -СПб., — 1898.
  266. Бесплатное размещение больных и раненых войнов в Рязанской губернии // Рязанский справочный листок.-1904.-№ 67.-24 ноября.
  267. Вопросы истории. М., 1999.
  268. Высочайшая благодарность// Рязанский справочный листок.-1904.-№ 53.- 7 ноября.
  269. Журнал Министерства народного просвещения. 1840.
  270. Открытие лазарета// Рязанский справочный листок,-1904.-№ 42.-26 октября.-С.2.
  271. Петербургский листок. 1901, февраль.
  272. Пожертвование в пользу больных и раненых // Рязанский справочный листок.-1904.-№ 94.- 29 декабря.
  273. Пожертвования // Рязанский справочный листок.-1904.-№ 55.- 10 ноября.
  274. Православное обозрение. М., 1874, 1976, 1879.
  275. Русская старина. СПб., 1880−1885.
  276. Церковно-общественный вестник за 1884 и 1885 гг. СПб., 1884−1885.
  277. Церковно-общественный вестник. СПб., 1880−1885.
  278. Церковный вестник, издаваемый Миссионерским советом при Святейшем Синоде. СПб., 1875.
  279. Что могут сделать приходские попечительства для охранения народного здравия: Статья С.В.А.аго //Тульские епарх. ведомости. -1872.-№№ 12, 13.1. Газеты:
  280. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Норма веры норма жизни // Независимая газета. 2000.
  281. Московские ведомости за 1901−1903 гг.
  282. Московские ведомости. 1880.
  283. Московские губернские ведомости. 1848.
  284. Московские церковные ведомости. 1880.
  285. Н.М. История русской церкви. М., 1985.
  286. A.C. Курс церковного права. М., 1902.
  287. Прибавления к «Центральным ведомостям» за 1905 г.
  288. Санкт-Петербургские ведомости за 1901−1903 гг.
  289. Н.С. Учебник церковного права. Ярославль, 1898.
  290. В.А. Каноническое право: лекции. М., 1991.
Заполнить форму текущей работой