Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Создание и развитие центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. проф. Н.Е. Жуковского в Москве 1918-1930 гг.: историко-технический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На защиту в результате проведенного анализа создания и развития комплекса ЦАГИ в Москве выносятся научные положения, которые образуют основы научной работы по формированию впервые в истории науки и техники историко-технической коллекции возможных памятников — комплексов истории, представляющих для науки и техники основу создания реестра объектов недвижимого имущества РФ. Все они представляют… Читать ещё >

Содержание

  • Специальные сокращения
  • Применяемые обозначения
  • Глава I. Появление и формирование аэродинамических устройств, лабораторий и научно-технических комплексов в России
    • 1. 1. Зарождение авиационной науки и техники
    • 1. 2. Этапы развития авиации и возникновение научно-экспериментальных центров
    • 1. 3. Эволюция первых аэродинамических исследований, аэродинамических труб и лабораторий в России
    • 1. 4. Создание комплекса лабораторий Аэродинамического института Д. П. Рябушинского в Кучине
  • Глава II. Возникновение, организация и строительство комплекса
  • ЦАГИ в Москве
    • 2. 1. Концепция создания ЦАГИ в Москве и роль Н.Е.Жуковского
    • 2. 2. Проектирование, строительство, авторы и генеральный план комплекса ЦАГИ в Москве
    • 2. 3. Техническое и художественное новаторство комплекса ЦАГИ конца 20-х и начала 30-х годов XX столетия
  • Глава III. Сооружение аэродинамической трубы (АДТ) T-I-II в здании ЭАО ЦАГИ
    • 3. 1. Основные характеристики и описание АДТ T-I-II
    • 3. 2. Проектирование, строительство, монтаж и сборка конструкции АДТ T-I-II
    • 3. 3. Принцип действия АДТ T-I-II и технология проведения в ней аэродинамического эксперимента
    • 3. 4. Конструкция четырехкомпонентных аэродинамических весов для АДТ T-I-II
    • 3. 5. О точности аэродинамических испытаний
    • 3. 6. Достижения и преимущества АДТ T-I-II в здании ЭАО ЦАГИ. Сравнительные данные характеристик
  • АДТ в мире 1903−1927 гг
    • 3. 7. Современное назначение АДТ T-I-II
  • Глава IV. Сооружение гидроканала ЭГО ЦАГИ
    • 4. 1. Основные характеристики и описание гидроканала
    • 4. 2. История постройки и функциональное назначение гидроканала
    • 4. 3. Гидроканал как инструмент для исследования процессов гидродинамики и динамики двусредных аппаратов
  • Вопросы моделирования
    • 4. 4. Основные элементы гидроканала: бассейн, рельсы и буксировочная тележка для экспериментов
    • 4. 5. Технические особенности и преимущества гидроканала ЭГО ЦАГИ. Сравнительные данные характеристик гидроканалов в мире 1925−1937 гг
    • 4. 6. Современное назначение гидроканала ЦАГИ
  • Глава V. О целесообразности введения понятия «памятник научнотехнического и промышленного комплекса» (ПНТПК) и применение его к объектам комплекса ЦАГИ в Москве
    • 5. 1. Специфика становления и формирования понятия «памятник научно-технического и промышленного комплекса» (ПНТПК)
    • 5. 2. О целесообразности введения понятия ПНТПК в России и международный опыт
    • 5. 3. Типологизация и классификация памятников научно-технического и промышленного комплекса (ПНТПК)
    • 5. 4. Создание и формирование историко-технического паспорта и информационной карты ПНТПК и применение понятия ПНТПК к объектам комплекса ЦАГИ в Москве

Создание и развитие центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. проф. Н.Е. Жуковского в Москве 1918-1930 гг.: историко-технический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Для отражения развития отечественной науки и техники в современном историко-техническом аспекте все большую актуальность и необходимость получает научный интерес и исследовательский подход к крупным научно-техническим и промышленным комплексам в России, которые представляют технический базис и основу для развития новых видов различных аппаратов и техники в целом.

В российской историко-технической, а также в историко-архитектурной науках сложилась парадоксальная ситуация отсутствия информационного и научно-технического анализа этого аспекта. Необходимость изучения, рассмотрения и осмысления всех историко-технических и документально-базовых данных крупных отечественных научно-технических комплексов подтверждается все более возрастающим интересом к недвижимому историко-техническому и историко-культурному наследию России периода активного индустриального развития и новейшей технической революции начала XX в.

Для изучения исторического прошлого и развития науки и техники в России в контексте вышеупомянутых проблем необходимо впервые проанализировать на конкретном примере создания научно-технического комплекса ЦАГИ в Москве и сформулировать систему историко-технических оценок и попытаться составить классификацию недвижимых научно-технических и промышленно-технических комплексов и их составных объектов.

В соответствии с федеральным законом № 2519 «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» (принятым Государственной Думой 24.05.2002 г. и одобренным Советом Федерации 14.06.2002 г.) к объектам культурного наследия относятся (статья 3) «Объекты недвижимого имущества со связанными с ними. объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения. науки и техники. и являющиеся свидетельством эпохи цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Это определение является недостаточным обоснованием для формирования статуса объекта культурного наследия РФ в применении к научно-техническим и промышленным недвижимым комплексам (понятие «предмет материальной культуры» к ним не применимо). Вопрос изучения данных объектов до последнего времени оставался открытым и требует безотлагательного изучения и историко-технической оценки в связи с быстроменяющимися историческими и политическими направлениями современного социально-экономического этапа развития России.

В качестве одного из первых подобных объектов для рассмотрения и изучения этого вопроса в роли недвижимого объекта культурного наследия и научно-технического комплекса выбран московский комплекс Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Он явился ядром отечественной науки, обусловившим появление новых передовых видов техники для передвижения человека, и стал одним из крупнейших в мире научно-технических центров XX в.

В диссертации впервые рассматриваются актуальные вопросы эволюции и периодизации аэродинамических исследований с появлением и развитием научных аэрои гидродинамических установок и оборудования в России с конца XIX в., приведших к возникновению комплекса лабораторий ЦАГИ в Москве.

Основная цель исследования — это анализ создания, развития и существования в 1918;1930 гг. научно-технического и промышленного комплекса ЦАГИ в Москве. И в результате выявление необходимости формирования нового научного понятия «памятник научно-технического и промышленного комплекса» (ПНТПК) и целесообразности введения экспертных оценок на объективном примере и факте создания ЦАГИ.

Выявление, изучение и уточнение особенностей возникновения крупного научного комплекса авиационного профиля, способствовавшего широкому развитию авиационной науки и соответственно созданию и развитию сложных JIA и других видов техники различного назначения.

Задачами исследования данной работы являются: изучение истории создания комплекса ЦАГИ в г. Москве, введение в научный оборот новых классификационных факторов, внесение корректив и уточнение приоритетов, прогноз дальнейшего развития истории и функционирования научно-технических центров в России, на примере авиационного комплекса ЦАГИ.

Помимо этого предлагается формирование возможной системы научно-технического экспертного обоснования статуса ПНТПК для объектов культурного и технико-исторического наследия России. И, кроме того, создание системы оценок с применением классификации и историко-технического паспорта к подобным объектам.

Научная новизна. Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвященной истории научно-технических и промышленных комплексов в общем понимании и история авиационно-научного комплекса ЦАГИ в Москве, в частности, показало, что работ по комплексному всеохватывающему ис-торико-техническому анализу развития подобных авиационных научных комплексов до нынешнего времени не проводилось. Отдельные факты и периоды возникновения и развития московского комплекса ЦАГИ отражены в некоторых юбилейных изданиях, касающихся истории ЦАГИ. Однако в этих работах обнаруживается недостаток фактического материала и отсутствует широкий анализ возникновения и создания первого научного авиационного комплекса, каковым является ЦАГИ в Москве. Цельная и взаимосвязанная картина оценок всего научного комплекса и его отдельных важных и разнопрофильных технико-исторических объектов отсутствует. Особенно ощущается отсутствие анализа историко-технического и архитектурно-строительного развития московского комплекса ЦАГИ в качестве единого градостроительного ансамбля, в контексте появления как научно-технического, так и архитектурно-художественного новаторства и авангарда, его первичного проявления и осуществления в реально созданных зданиях и сооружениях ЦАГИ. В данном случае сами здания и сооружения явились некими уникальными крупноразмерными техническими зданиями-приборами научных лабораторий, сконструированными по индивидуальным инженерным проектам и показавшими блестящие результаты в экспериментах для решения классических задач аэродинамики и гидродинамики. Это в значительной степени обусловило появление и развитие новых видов отечественной экспериментальной техники как базы для развития авиации сухопутного и морского применения.

Впервые в необходимом широком объеме отражены историко-технические аспекты процесса создания и развития ЦАГИ им. проф. Н. Е. Жуковского 1918;1930гг. В результате представлена историческая картина концепции ЦАГИ, проектирования и строительства комплекса в Москве.

В научно-технической сфере впервые составлены и представлены периодизация и систематизация аэродинамических исследований, установок и лабораторий в России. Периодизация отражает создание в России сначала небольших аэродинамических лабораторий, а затем и крупных комплексов, включающих аэродинамические и гидродинамические лаборатории. Выявлены закономерности, а также постоянный и переходящий факторы, определившие развитие и дальнейшие направления научной деятельности подобных аэродинамических лабораторий. Проанализирована эволюция развития — от простого к сложному — первых аэродинамических установок, ставших на каждом этапе развития определенным достижением и продвижением новых научных направлений. Учение о движении воздуха и его взаимодействия с обтекаемыми телами подтвердило важнейшую роль аэродинамики в разработке теоретических основ полета аппаратов тяжелее воздуха, к которым относятся самолеты, вертолеты и т. д.

В процессе исследования прослеживаются закономерности развития сначала первых небольших аэрои гидродинамических лабораторий, а затем и крупных аэрои гидродинамических комплексов, включая первую треть XX века. Выявлена эволюция зависимости результатов экспериментов от заданной скорости движения воздушного потока, обтекающего твердые тела, а также влияние различных параметров и размеров первых аэродинамических труб на результаты экспериментов. Первый в России комплекс лабораторий Аэродинамического института Д. П. Рябушинского, созданный для решения проблемных задач авиации, выдвигается в роли основного эмпирического прототипа московского комплекса лабораторий ЦАГИ.

Впервые проанализированы в историко-технических аспектах два основных объекта комплекса ЦАГИ — здание ЭАО с аэродинамической трубой (АДТ) T-I-II и гидроканал. Впервые собран и систематизирован материал по техническим параметрам и характеристикам первых аэродинамических труб с использованием графиков, таблиц и диаграмм.

На основе изучения проектно-технической документации, пояснительных записок и т. д. внесены уточнения и определения, касающиеся историко-технической и архитектурно-строительной новизны первого новаторского авиационного комплекса ЦАГИ в Москве. Дана оценка роли создателейконструкторов, инженеров и архитекторов упомянутого комплекса, их дальнейшая работа получила развитие в продвижении и создании авиационной техники новых поколений. Создание московского комплекса ЦАГИ явилось образцом для появления и создания других новых научных комплексов авиационного профиля. Наряду с этим можно отметить, что в области архитектуры и строительства проявилась оригинальность новых авангардных решений строительства научно-технических сооружений новаторского внешнего облика, характерного для первой трети XX века.

Впервые на основании проведенного анализа комплекса ЦАГИ 19 201 930 гг. предлагается целесообразность введения нового научного понятия -«памятник научно-технического и промышленного комплекса» (ПНТПК).

Впервые в результате проведенной работы предложено классифицировать объекты ПНТПК с возможным оформлением историко-технического паспорта и информационной карты ПНТПК. Составлены универсальные таблицы, графики и схемы классификаций, отражающие развитие авиационно-технических лабораторий и комплексов.

Задачи исследования. В ходе историко-технического анализа двух главных объектов комплекса ЦАГИ — здания ЭАО с T-I-II и гидроканалавыявить целесообразность введения нового научного понятия — «памятник научно-технического и промышленного комплекса» (ПНТПК) с последующим предложением о формировании оценочной документации.

Обосновать историко-техническую ценность и необходимость присвоения зданиям и сооружениям комплекса ЦАГИ в Москве периода 1920— 1930 гг. статуса — объект национального культурного значения в новом научном понятии ПНТПК.

Методика исследования. В диссертационной работе использованы методы исследования, основанные на всестороннем анализе и изучении основных исторических факторов, обусловивших формирование первого крупного авиационного научно-технического комплекса в Москве. Изучены и использованы различные исторические источники разнопланового характера и происхождения.

Применены методы историко-технических исследований: методы сравнения и аналогий, логический исторический анализ эволюционной картины развития, методы типологизации и классификации объектов в сочетании с системным подходом и формированием признаков нового научного понятия.

В данном исследовании введены в научный обиход в качестве натурных исторических и технических источников крупные реальные объекты, каковыми являются здания и сооружения московского комплекса ЦАГИ. В процессе работы над данной темой изучены различные архивные, музейные и литературные источники, хранящиеся в фондах Научно-мемориального музея проф. Н. Е. Жуковского и других организаций.

На защиту в результате проведенного анализа создания и развития комплекса ЦАГИ в Москве выносятся научные положения, которые образуют основы научной работы по формированию впервые в истории науки и техники историко-технической коллекции возможных памятников — комплексов истории, представляющих для науки и техники основу создания реестра объектов недвижимого имущества РФ. Все они представляют объекты материальной культуры и составляют культурное наследие России как памятники истории и культуры, в определение которых необходимо внести, кроме понятий объектов науки и техники, и понятие «памятник научно-технического и промышленного комплекса». Оно является не только иным понятием материальной культуры, но и самостоятельным научным понятием. Это понятие включает сложные историко-технические объекты с применением (стационарно -1 вариант и обособленно — II вариант). В данных сооружениях в первом варианте применение различных механических, динамических и технических устройств и механизмов в объеме целого отдельного здания или сооружения. И во втором варианте с применением обособленно от зданий комплекса функционирующих механизмов и устройств (аэропланы, зонды, ракеты и др.).

Эти положения включают:

1. Результаты анализа создания, развития и строительства комплекса московской части Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (1918;1930 гг.) показывают его роль как первого научно-технического и промышленного центра в России в области авиации.

2. В истории науки и техники с появлением новых разделов механики (аэрои гидродинамики) выявление шести основных периодов эволюции аэродинамических исследований, устройств, оборудования и лабораторий в России: 1-й период — 1873−1902 гг.- П-й — 1902;1910 гг.- III-й — 1910;1914 гг.- IV-й — 1914;1917 гг.- V-й — 1917;1923 гг.- VI-й — 1923;1930 гг. Эта хронология — результат проведенного анализа исторических материалов, технических характеристик и параметров первых специальных устройств, установок и лабораторий для опытов с искусственным потоком воздуха.

3. Новую современную трактовку сущности научно-технического и промышленного комплекса (НТПК) на примере создания и функционирования московского комплекса ЦАГИ и четырех выведенных в процессе исследования признаков его идентификации: а) реальность созданных сооружений и строений, отражающих таким образом подлинно и документально исторический процесс развития науки и техникиб) в процессе существования и функционирования объекты НТПК определяли появление новых научно-технических достижений и нового научного знанияв) наличие сложных технических структур, конструктивной основы и применение уникальных движущихся механизмов (как стационарно в недвижимых комплексах, так и обособленно в отдельном применении) и их роль в истории развития отечественной науки и техникиг) необходимость использования объектов в настоящее время и в дальнейшей научно-исследовательской работе, с постановкой сложных исследовательских экспериментов для продвижения отечественных научно-технических знаний и образования основ для возможного появления новых видов техники.

4. Историко-технический аспект исследования комплекса ЦАГИ в Москве и двух его основных объектов последовательно определяет целесообразность и необходимость введения нового научного понятия в историко-технический оборот современных терминов — «памятник научно-технического и промышленного комплекса» (ПНТПК) с оформлением исто-рико-технического паспорта и информационной карты ПНТПК.

Все эти выводы построены на основе изучения и анализа технических и исторических решений и методик, воплощенных в проекты и осуществленных в реальности НТПК московского ЦАГИ.

Практическое значение работы. Представленная работа — первая попытка создания и развития нового специального научного направления, разрабатываемого в первую очередь как историко-техническое, а также как историко-архитектурное исследование. Данное новое направление должно явиться основой для формирования новых разделов, изучающих НТПК как в области естествознания, истории науки и техники, так и в области архитектуры. Работа выявляет необходимость создания научных основ, принципов и подходов к постановке и ведению научных исследований по тематике НТПК, связанных с формированием источниковой базы данных по истории отечественной науки и техники, ее изучением, описанием и трактовкой в современных условиях.

Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы (и уже используются) для создания системы целенаправленного выявления и сохранения в рамках объектов культурного наследия страны материальных объектов и памятников в ведущих отраслях истории науки и техники, отражающих исторический процесс её развития и современность.

Проведенный историко-технический анализ комплекса ЦАГИ и его результаты могут быть использованы в современной практике в дальнейшем для присвоения статуса — памятник российского промышленного и культурного значения.

Материалы работы могут использоваться для восстановления приоритетов отечественного инженерного творчества и широкой исторической картины появления и развития лабораторий московского комплекса ЦАГИ.

Составленная и представленная автором периодизация эволюции аэродинамических исследований, установок и лабораторий может быть использована в учебном процессе высшей и средней специализированных школ.

Проведенный анализ двух основных объектов — здания ЭАО с АДТ T-I-II и гидроканала — позволяет оценивать эти два объекта как выдающиеся реализованные отечественные инженерные проекты XX века.

Выявленные в процессе исследования комплекса ЦАГИ историко-технический потенциал и ценность российского индустриального наследия подтверждают целесообразность введения в научный оборот нового понятия «памятник научно-технического и промышленного комплекса» (ПНТПК), необходимого для применения в области охраны и изучения объектов российского наследия и для юридической защиты данных объектов историко-технических сооружений.

Работа может служить начальной составной частью полномасштабного исследования истории отечественных научно-технических и промышленных комплексов различного профиля и специализации, выбывающих из функционального использования или функционирующих в научно-технических и промышленных сферах России.

Апробация работ и публикации. Различные аспекты исследования обсуждались на научных конференциях, симпозиумах и конгрессах. В рамках работы над диссертацией автором прочитано 7 докладов:

1. Научный комплекс ЦАГИ в Москве //618-е заседание секции истории авиации и космонавтики Национального комитета РАН по истории науки и техники. ИИЕТ, 2002.

2. Комплекс ЦАГИ в Москве — воплощение архитектурных и технических новаций 1920;1930 гг. //XXX Международный симпозиум по истории техники. ICOHTEC-2003.

3. Архитектура комплекса ЦАГИ в Москве, состояние и проблемы сохранения // XII Международный конгресс «Возрождение старых промышленных центров и роль индустриального наследия». TICCIH-2003.

4. Первые аэродинамические лаборатории в России // Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н. Е. Жуковского, секция истории авиации и космонавтики Национального комитета РАН по истории науки и техники. ИИЕТ, 2003.

5. Архитектурные аналогии зданий аэродинамических труб ЦАГИ в творчестве А. С. Фисенко // Научная конференция Московского архитектурного института (Государственная Академия). МАрхИ, 2003.

6. К истории создания Аэродинамического института в Кучине //Научно-теоретическая конференция Комитета по культуре и молодежной политике, г. Железнодорожный МО, 2004.

7. Комплекс зданий Аэродинамического института Д. П. Рябушинского в Кучине // Научная конференция МАрхИ, посвященная 60-летию Победы. 2005.

Кроме перечисленных докладов основные разделы диссертации отражены в 10 публикациях.

Структура работы принята в соответствии с проблемами, исследуемыми в диссертации.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и выводов, а также списка литературы и перечня других различных источников.

В главе I рассматриваются появление и формирование первых аэродинамических устройств, установок и лабораторий в России.

В первых двух разделах анализируются зарождение авиационной науки и техники, этапы развития авиации и возникновение научно-экспериментальных центров. Составлена периодизация аэродинамических исследований по шести ступеням развития, представлены особенности периодов возникновения и развития научных центров в целях создания новой техники. Каждому историческому периоду развития авиации сопутствует появление научных лабораторных исследований, обусловивших создание крупного научно-технического комплекса ЦАГИ в Москве. Освещается история и проводится анализ появления первых аэродинамических лабораторий в России, вначале в рамках высших учебных заведений (ИМУ, ИМТУ) с применением простейших устройств, а затем как специально и отдельно построенный объект комплекса Аэродинамического института Д. П. Рябушинского в Кучине.

Исследованы сравнительные характеристики и основные параметры первых аэродинамических устройств АДТ в России по величинам показателей диаметра рабочей части и скорости движения воздушного потока в аэродинамической трубе.

В главе II обосновываются возникновение, организация, формирование крупного научного авиационного комплекса в Москве и его строительство на примере московского комплекса ЦАГИ. Рассматриваются его основные задачи, функции, составляющие части и объекты. Анализируется и исследуется в целом историко-техническое и архитектурно-художественное новаторство объектов, построек и сооружений ЦАГИ.

В главе III анализируется и рассматривается первый основной крупный научно-технический объект московского комплекса ЦАГИ, в который входит здание ЭАО и аэродинамическая труба T-I-II. Собраны и выделены в таблицу основные характеристики объекта, историко-техническое описание, принципы действия и проведения экспериментов. Представлены сравнительные таблицы, графики и диаграммы основных параметров и характеристик аэродинамических труб и лабораторий первой трети XX в. Указываются преимущества и достоинства данного сооружения, созданного в период 1920;1930 гг.

В главе IV рассматривается и анализируется второй основной крупный объект в московском комплексе ЦАГИ — уникальное сооружение гидроканала как научного инструмента для исследования гидросамолетов, судов и т. д. Приводятся основные характеристики данного объекта, техническое описание и особенности научно-технического устройства и его состояние. Указаны принципы действия, функционирования и постановки опытных экспериментов, а также приведены преимущества и достоинства гидроканала. Даны сравнительные результаты анализа параметров и основных характеристик (вес, скорость движения тележки, размеры и сечения опытового бассейна) гидроканалов в мире 1925;1937 гг. Построены графики и диаграммы.

В главе V рассматривается целесообразность введения и формирования нового понятия «памятник научно-технического и промышленного комплекса» (ПНТПК), которое иллюстрируется на примере московского комплекса ЦАГИ. Анализируются международный опыт и практика применения аналогичных понятий в отечественной материальной культуре: памятник архитектуры (ПА), памятник градостроительства (ПГ), памятник истории и культуры (ПИК), памятник науки и техники (ПНТ). Даны результаты исследования и анализ применения нового научного положения и понятия ПНТПК для выявления принадлежности к данному понятию объектов с использованием специального технико-исторического паспорта и информационной карты, введенных автором для историко-технического общероссийского реестра.

В выводах и заключениях изложены основные результаты, полученные в ходе исследования, изучения и анализа конкретных объектов научно-технического комплекса ЦАГИ. Сформулированы и приводятся новые научные понятия, определяется специфическая система принципов новой научно-технической, историко-промышленной и историко-архитектурной оценки подобных явлений и объектов в современном контексте развития естествознания и техники. Указываются направления применения на практике подхода к изучению и оценке функционирования крупных научно-технических объектов на современном этапе.

Диссертация изложена на 160 страниц, иллюстрирована 44 таблицами, графиками, схемами, чертежами, а также документальными фотоматериалами периода 1904;1930 гг. и настоящего времени. В заключении приводится список литературы и других источников, включающих архивные и музейные материалы.

Выводы по главе V.

1. В результате изложенной информации и проведенного анализа создания и развития ЦАГИ в Москве следует сделать вывод о том, что целесообразно сформировать и ввести в научный оборот новое научное понятие «памятник научно-технического и промышленного комплекса» (ПНТПК). Данное понятие возможно для применения в России к недвижимым и движимым объектам зданий, сооружений и установок — продуктам активной научно-технической, конструкторской и промышленной деятельности российских ученых и инженеров.

2. В связи с недостаточностью исследовательского охвата объектов ныне существующим понятием «памятник науки и техники», применяющегося к музейным предметам, следует указать на необходимость развития научных основ и методик применения нового понятия ПНТПК к крупным комплексам зданий и сооружений. Возможно приложение данного понятия к недвижимым и движимым объектам, являющимся характерными примерами в развитии новых направлений и разделов отечественной науки и техники.

3. При формировании понятия ПНТПК учитывался международный опыт рассмотрения подобных объектов в разных странах. Российское новое понятие ПНТПК логично встраивается и дополняет своим информационным содержанием, оценками, и научным подходом существующую систему ценностей Всемирного наследия по разделу индустриального наследия (Industrual Heritage) ЮНЕСКО.

4. В результате проведенного анализа создания и развития московского комплекса ЦАГИ подтверждается и обосновывается появление понятия ПНТПК в России. Тем самым комплекс научно-технических зданий и сооружений ЦАГИ в Москве выдвигается на роль первого исторического объекта индустриального наследия международной системы ценностей Всемирного наследия человечества.

5. Предлагается провести типологизацию и классификацию объектов подпадающих под статус ПНТПК по пяти основным категориям, учитывающим различные характеристики, параметры и другие информационные составляющие ПНТПК.

6. Предложена возможная система создания историко-технического паспорта ПНТПК и форма информационной карты для применения к каждому конкретно рассматриваемому объекту научно-технического и промышленного профиля как в историко-техническом, так и в градостроительном контекстах для заключительной экспертной отечественной оценки и присвоения статуса ПНТПК.

Заключение

и выводы.

1. Впервые проведены историко-техническое исследование и анализ крупного отечественного научного комплекса и его составляющих объектов — основного научно-исследовательского центра авиационного профиля в России — Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) — представляющих научно-технический потенциал и материально-техническую базу в период с 1918 по 1930 гг. Впервые в исследовании рассматриваются новаторские достижения отечественной инженерной мысли в контексте с новаторством и авангардными достижениями в архитектуре периода активного индустриального и технического развития страны, которые проявились в построенном уникальном комплексе научных лабораторий ЦАГИ.

2. Впервые представлен технико-исторический анализ создания, формирования и функционирования двух основных объектов комплекса ЦАГИ в Москве — это здание и сооружение аэродинамической трубы ЭАО и сооружение гидроканала ЭГО. Выявлены особенности конструкций, их функционирование и математические расчеты проведения научных экспериментов в этих объектах, обоснованы и представлены основные преимущества и достижения существования этих двух объектов и проведения экспериментов приблизительно для нескольких сот научных работ за период с 1925 по 1940 гг.

3. Составлена периодизация развития в России аэродинамических исследований и оборудования, от простейших устройств-приборов конца XIX в. до крупных приборов-зданий и сооружений первой трети XX в. и комплекса зданий и сооружений ЦАГИ в Москве. В процессе проведенного исследования выявлены общие тенденции в истории зарождения и появления аэродинамических и гидродинамических научных лабораторий в России.

4. Проведены сравнительные исследования технических характеристик развития аэродинамических лабораторий России по следующим признакам: скорость воздушного потока, диаметр рабочей части аэродинамической трубы, длина этих устройств и др. Они служат основными сравнительными характеристиками приборов и устройств для аэродинамического эксперимента.

5. Впервые дан анализ взаимодействия технических и архитектурно-художественных областей знания, где подтверждается первичность технико-конструктивной стороны, и далее вторичность художественного воплощения и эстетического облика объекта. Сформулирована оценка технического новаторства вместе с архитектурно-эстетическими достижениями, проявившимися в объектах комплекса ЦАГИ в Москве.

6. Показан приоритет отечественных инженеров и архитекторов в новаторском проекте московского комплекса ЦАГИ в зарождающемся новом архитектурном стиле «конструктивизм» на примере комплекса зданий школы «Баухауз» немецкого инженера и архитектора Вальтера Гропиуса, основоположника рационализма и конструктивизма в Германии. Эти течения получили развитие в мировой архитектурной практике.

7. На основании проведенного исследования московского комплекса ЦАГИ следует сделать вывод о том, что создание подобного крупного комплекса обусловило продвижение и быстрое развитие авиационной науки и ее эволюции в различных направлениях: аэродинамика, гидродинамика, ветроэнергетические установки и двигатели, авиационные моторы, винтомоторные исследования, проблемы прочности авиационных конструкций, создание новых авиационных материалов и технологий их производства, конструирование новых летательных аппаратов, гидроавиатехники морских и речных судов. Создание московского комплекса ЦАГИ под руководством Н. Е. Жуковского, объединившего своих учеников, определило появление российской школы аэрои гидродинамики.

8. Продвижение научно-технических достижений в вышеперечисленных областях решающим образом и в большинстве своем предопределило создание совершенной для периода 1920;1940 гг. авиатехники, превысившей и опередившей по некоторым параметрам (скоростям полета и по военным характеристикам) самолеты Германии и других зарубежных стран. Достижения на базе московского комплекса ЦАГИ подтверждаются выдающимися авиационными перелетами отечественных ДА 1926;1937 гг. в первой половине XX в.

9. Историко-технический аспект рассмотрения комплекса ЦАГИ в Москве определил целесообразность введения нового научного понятия в истории науки и техники для приложения в историко-техническом и правовом поле — это памятник научно-технического и промышленного комплекса (ПНТПК). Обоснованы и сформулированы первые особенности классификации ПНТПК с предварительной информационной картой ПНТПК. Предложено формирование историко-технического паспорта объекта ПНТПК для создания в отечественном информационном поле истории науки и техники основ информационной базы и национального реестра подобных объектов по России с целью изучения, сохранения и дальнейшего использования в современных условиях и поиска новых функций для этих объектов.

Важным результатом проведенного анализа сложных объектов московского комплекса ЦАГИ является их историческая многоаспектность как научно-технического памятника, обладающего широким информационным потенциалом для подтверждения и демонстрации поступательного развития отечественной науки и техники, основанного на новых идеях и открытиях российских ученых в области аэрои гидродинамики.

10. Предложенная работа и основные результаты исследования формируют для комплекса зданий, а именно лабораторий ЦАГИ в Москве, технические задачи на будущее, эффективное функционирование экспериментальных установок АДТ и гидроканалаприменение новых методик и новых технологий анализа результатов экспериментов в (существующих с 1925 г.) зданиях-оболочках из экологически чистых материалов. Эти сооружения являются ценными действующими объектами, сохраняющими роль артефактов в истории отечественной науки и техники для включения в информационные базы данных для составления всероссийского реестра национального истори-ко-технического и культурного наследия.

Результаты данной работы возможно применимы в будущем для создания новых научных проектов по решению проблем истории науки и техники с современных позиций развития естествознания и техники. Системный подход к научно-техническим и промышленным комплексам в России может получить дальнейшее развитие в работах по изучению недвижимых и движимых комплексов, установок и устройств, использованных в научных, промышленных и других целях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Жизнь и труд (Аэродинамика и реактивная техника). -М., Издательство МАИ, 1990, 92с.
  2. Г. М. Иван Сергеевич Николаев. М.: Галарт, 2002, — 255с.
  3. Андрей Николаевич Туполев, жизнь и деятельность. М.: Изд. отд. ЦАГИ, 1991.-245с.
  4. Аэродинамическая труба // Авиация. Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищев. М.: БРЭ, ЦАГИ, 1994. — С.79−80.
  5. Аэродинамическая лаборатория Политехнического института Императора Петра I // Вестник воздухоплавания. 1911. — № 18. — С.24−28.
  6. Аэро-технический институт в Сен-Сире // Вестник воздухоплавания. -1910.-№ 23−24.-С. 76.
  7. Аэродинамические опыты К. Э. Циолковского // История воздухоплавания и авиации в СССР / Под ред. В. А. Попова. М.: НКАП, Гос. Изд. Оборон. Пром., 1944. — С.92−94.
  8. Аэродинамический институт в Кучине // Библиотека воздухоплавания.- 1909.- № 2, декабрь. -С.2−12.
  9. М.Г., Яралова Ю. С. Мастера советской архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1975. — Т.2. — 584с.
  10. М.Г. Архитектура и город. М.: Наука, 1979. — 223с.
  11. Беерен B.A.JI., Йоусен Й. М., Венеман-Бурсмы Л. Казимир Малевич 1878−1935., Амстердам: Городской музей, 1989, — С. 126−132.
  12. Н.Н. ЦАГИ. М.: ОГИЗ-Молодая гвардия, 1933,-316с.
  13. Н.Н. Гидроканал ЦАГИ. М. — JL: АвиаАвто, 1933 — 24с.
  14. М.М. Международная охрана культурных ценностей. М.: Международные отношения, 1979. С.7−45.
  15. П.В. Классификация памятников науки и техники // Памятники науки и техники. 1981.-М.: Наука, 1981.-С. 12−26.
  16. И.Н. Памятники науки и техники: некоторые вопросы практики и теории // Вопросы ист. естествоз. и техн. М.: Наука, 1981. — № 1 -С.66−76.17,1821,22,23.24,25.26,27,28.29,30,
  17. Г. С., Бедержицкий E.JI. ЦАГИ центр авиационной науки. -М.: Наука, 1993.-270с.
  18. Г. С., Дмитриев В. Г., Иродов Р. Д. Этапы самолетостроения // Техника воздушного флота. К 100-летию авиации. T. LXXIII, № 4−6(669−671). М.: ЦАГИ, 2004. — С.3−18.
  19. Г. С., Бедержицкий E.J1., Дмитриев В. Г. Центр авиационной науки., М. ЦАГИ, 2004 — 391с.
  20. В.Н., Тюлина И. А. Александр Иванович Некрасов. М.: Наука, 2001.-С. 14−20.
  21. Выявление и ранжирование памятников науки и техники. Вещевые источники: копии, модели, макеты. Методические рекомендации. М: Знание, 2001.-С.З-11.
  22. B.JI. Научно-технические музеи в системе историко-технических исследований // «История техники и музейное дело». Сб. науч. конф., посвящен 125-летию Политехнического музея. М: Поли-техничес. музей 1999. — С.51−57.
  23. Гидроканал, опытовый бассейн // Авиация. Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищев. М.: Больш. рос. энциклопедия, ЦАГИ, 1994, — С. 175.
  24. Г. Г., Кожина JI.M. Техника как сфера формирования памятников культуры // Разработка методов и научного аппарата выявления, ранжирования и музеефикации памятников науки и техники. М.: Знание, 2000. — С.3−7.
  25. Г. Г. Научно-технические музеи и принципы идентификации памятников науки и техники // Советский научно-технический музей: проблемы и перспективы. Киев: Наукова думка, 1990. — С.6−13.
  26. Г. Г., Цирульников В. А. Памятники науки и техники в музеях России. М: Гос. политех, музей, изд. Знание, 1992. — С.5−7, 105−109.
  27. В.В. Сергей Алексеевич Чаплыгин. М: Изд. Бюро новой техники, 1947.- 121с.
  28. В.В. Биография проф. Н. Е. Жуковского // Собрание сочинений Н. Е. Жуковского. -М: ОНТИ, 1937.-T.I. С. 15−55.
  29. А.А. Ходынка: взлетная полоса русской авиации. М.: РУСАВИА. 2002. — С.32−38,100−127,270−280.
  30. Е.А. Николай Егорович Жуковский. М. — JL: Гос. изд. оборон, промышленности, 1939,-С.182−192.-10 631. Егоров С. А. Гидравлическая лаборатория Центрального аэрогидродинамического института в Москве // Вестник инженеров. 1929. — № 3. -С.85−94.
  31. Н.Е. Аэродинам, лаборатории Импер. Мое. университета и Импер техн. училища // Временник Общ. сод. успех, опыт, наук и их практич. примен. им. Х. С. Леденцова. М.: 1911. — Вып.2. — С.22−42.
  32. Н.Е. Описание аэродинамических лаборатории Московского высшего технического училища // Полное собрание сочинений. М.: 1938 — 4.1.-С.525−532.
  33. Н.Е. Аэродинамическая лаборатория при кабинете прикладной механики Императорского Московского университета // Труды отд. физ. наук общ. любител. естествознания. М. 1911. — Т. XV, вып.1.-С.1−6.
  34. Н.Е. Теоретические основы воздухоплавания. М.: Гос. техн. изд-во. — 1925 — 306с.
  35. Е.Л., Черемухин Г. А. Инженер божьей милостью. М.: Ави-копресс, 1997,-224с.
  36. Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.-М., 1986.-36с.
  37. История воздухоплавания и авиации в СССР. Период до 1914 г. / Под ред. В. А. Попова. М.: НКАТ, Гос. изд. оборон, пром., 1944. — С.369−388.
  38. .И. Возникновение и развитие технических наук. Л.: Наука, 1988,-С.88−116.
  39. JI.JI. Ту человек и самолет. — М.: Советская Россия, 1973. -284с.
  40. JI.JI. Туполев. СПб.: Издательство Политехника, — 1999. -338с.
  41. Г. А. Вернемся к Баухаузу! // АСД (архитектура, строительство, дизайн). 2003 — № 3 (37), — С.8−9.44
Заполнить форму текущей работой