Социальная деятельность: структура и основные параметры
В 70−80 годах проведены серьезные исследования, связанные с различными философско-логическими аспектами понятия деятельности. Можно выделить ряд принципиальных уточнений этого понятия. Наиболее интересны среди них следующие. Это специальное подчеркивание того обстоятельства, что деятельность существует лишь в системе объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая Концептуальные подходы к исследованию социальной деятельности
- 1. Проблема социальной деятельности в философии
- 2. Двойственная природа социальной деятельности
- 3. Циклическая структура социальной деятельности
- Глава вторая. Параметры социальной деятельности
- 1. Фактор свободы в социальной деятельности
- 2. Рациональность в социальной деятельности
- 3. Ценностные аспекты социальной деятельности
Социальная деятельность: структура и основные параметры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В последнее столетие цивилизованное общество живет в условиях ускоряющихся социальных перемен во всех сферах жизнедеятельности. Изменения в социальном бытии людей носят как позитивный, так и негативный характер. В новых условиях возникает необходимость теоретического осмысления динамики общественной жизни и прогнозирования путей развития общественных процессов. В этой связи, возникает вопрос о методологической основе, методологическом начале такого исследования.
Все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид социальной деятельности людей. Именно человеческая деятельность представляет собой как бы скрытую тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная философия видит в социальной деятельности исходный пункт всей сложной системы общественных отношений, средство интеграции различных областей социального знания. В социальной философии понятие деятельности определяет существенную исходную основу человеческого бытия. Деятельность человека, первичной формой которой является производство орудий, всегда осуществляется им внутри совокупности общественных отношений.
Иными словами, лишь изучение деятельности создает необходимые условия для раскрытия природы общественных отношений и их генезиса. Это имеет большой смысл для социальной философии, построение которой целесообразно начинать именно с понятия деятельности.
Несмотря на то, что деятельность давно и плодотворно исследуется, она имеет еще нерешенные проблемы. Это, прежде всего, структура деятельности, взаимосвязь в деятельности материального и идеального, реализация в ней свободы, рациональности и общественных ценностей. Именно на исследовании этих проблем будет сконцентрировано наше внимание.
Степень разработанности проблемы. Понятие деятельности с античных времен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В работах Гегеля по диалектической логике были описаны всеобщие схемы деятельности, ее историческое развитие в процессах преобразования человеком природы и самого себя.
В 70−80 годах проведены серьезные исследования, связанные с различными философско-логическими аспектами понятия деятельности. Можно выделить ряд принципиальных уточнений этого понятия. Наиболее интересны среди них следующие. Это специальное подчеркивание того обстоятельства, что деятельность существует лишь в системе объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо от воли и сознания людей. Очень важным является также раскрытие смысла целостности деятельности, реализуемой человеком-субъектом в процессе постановки и достижения цели, т. е. в процессе целеполагания.
В этой связи, необходимо указать на работы талантливого советского философа Э. В. Ильенкова. В его работах представлена оригинальная концепция функционирования сознания (идеального) в социальной деятельности. Идеи Ильенкова Э. В. при его жизни подвергались резкой критике со стороны официальной философской науки. Именно это обстоятельство и преждевременная смерть помешали ему довести задуманное дело осмысления идеального до логического конца.
Следует отметить, что наряду с пониманием целостной деятельности в конце XIXначале XX вв. разрабатывались представления, касающиеся в основном такой существенной ее составляющей, как действие. Так, Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, которые истолковывались в качестве инструменталистского содержания человеческих понятий. М. Вебер, проанализировав разные виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентации. Ж. Пиаже на логико-математической и психологической основе предложил развернутую концепцию действия и операционального интеллекта человека.
Представляет также интерес книга финского ученого Ю. Энгештрема. Хотя она в основном посвящена вопросам развивающего обучения, ее автор вполне правомерно сначала изложил свой концептуальный аппарат анализа целостной человеческой деятельности и проанализировал основные направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке. При этом он выделил следующие направления: 1) исследование знаковых систем (Ч. Пирс, К. Поппер) — 2) исследование межсубъектности (М. Мид) — 3) исследования культурно-исторической школы (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Общепсихологическую теорию деятельности на основе социально-философских взглядов, начиная с 1920;х гг., создавали многие ученые, но особенно заметный вклад в нее внесли C.JI. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. Различные варианты психологической теории деятельности появляются в западных странах (например, теория немецкого психолога К. Хольцкампа).
В 80 годы в науке обсуждается вопрос о соотношении категорий деятельности и общения. Б. Ф. Ломов сформулировал положение, что общение — это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность.
А.Н. Леонтьев подчеркивал социально-исторический смысл деятельности отдельно взятого человека, ее связь с процессами материального и речевого общения людей. Однако следует отметить, что А. Н. Леонтьев так и не организовал экспериментальных исследований, специально направленных на изучение психологических закономерностей процесса интериоризации как перехода от совместной (коллективной) деятельности к ее индивидуальному выполнению. Эти исследования начали интенсивно проводиться в России в 1970;80-е гг. Подобные работы были налажены в некоторых западных странах. Результаты этих исследований.
I могут стать экспериментальной основой для разработки современной теории процесса интериоризации, предпосылки которой были созданы в свое время еще JI.C. Выготским.
Связи коллективной и индивидуальной деятельности широко исследуются во многих странах (работы А. Перре-Клермон, В. В. Рубцова, Ю. Энгештрема и др.). И очень важно, чтобы анализ результатов этих исследований был направлен на выявление специфики структуры и функций ^ каждой формы деятельности. Отметим, что некоторые ученые до сих пор отрицают сам факт интериоризации целостной коллективной деятельностипоэтому необходимо более определенно, разносторонне и точно описывать различные стадии этого процесса, выделяя особое значение условий его осуществления.
В российской науке целая группа ученых, исследовала те или иные вопросы социальной деятельности. Это работы Яковца Ю. В., Яковлева И. П., $ Глазьева С. Ю, Меньшикова Г. М., КлименкоЛ.А., Межуева Б. В., Морозова Н. Д., Тихомирова J1.A., Петрова А. Н., Пантина В. И. Разнообразные вопросы социальной деятельности обсуждались в работах Кушакова Ш. С. Давыдова А.А., Алтухова B. JL, Андреева Н. Д., Арефьевой Г. С., Попова В. В., Щеглова Б. С., Прицкера JI.C., Самсонова В. Б., Васильковой В. В., Малинецкого Г. Г., Аршинова В. И., Свирского Я. И., Соколова Ю. Н., Виноградова Н. А., Моисеева Н. Н., Ситнянского Г. Ю. и др. ^ В последнее десятилетие активно исследуется проблема рациональности социальной деятельности и способов реализации в ней свободы и ценностей.
Анализ состояния и степени разработанности проблемы свободы показывает, что современная социальная философия и социология предлагают наиболее разнородную и противоречивую гамму суждений и подходов в теоретическом осмыслении самой сути свободы. Эти суждения | колеблются от сопоставления свободы с социальными детерминантами.
I бытия субъекта, до расширенного понимания свободы как имманентного атрибута объективной физической реальности.
Проблема свободы в социальной деятельности разрабатывалась в трудах Дж. Кемпбелла, Г. И. Ойзермана, B.C. Гусева, В. А. Ядова, Э. В. Ильенкова, Ю. М. Каграманова, Ю. А. Шрейдера, К. Н. Новикова, А. Е. Шабалдаса, А. Г. Алексеева, А. К. Асмолова, Г. К. Ашина, Л. П. Буевой, JI.M. Зелининой, О. Е. Лебедева, В. В. Миронова, Ф. Т. Михайлова, А. В. Мудрик, ^ В. М. Розина, С. А. Смирнова, К.И. А. А. Агамова, Н. В. Порублевой, Ф. С. Бахитовой, Э. С. Клевцовой, Т. Б. Сергеевой, А. В. Антюхина, Л. С. Катчиевой и др.
Рассмотрение вопроса рациональности социальной деятельности представлено в работах: Н. С. Автономовой, К. Х. Делокарова, П. П. Гайденко, B.C. Степина, B.C. Швырева. Методологические аспекты данной проблемы нашли отражение в работах А. С. Богомолова, И. А. Гобозова, В.А. г Лекторского, Т. И. Ойзермана, B.C. Степина. Ряд оригинальных идей относительно социальной рациональности обозначены в работах: Н. Т. Абрамовой, Н. А. Алтухова, A.M. Буровского, А. А. Новикова, Р. П. Нугаева, В. В. Попова, В. И. Пржиленского, Е. М. Сергейчика, Н. М. Смирновой, М. Х. Хаджарова.
В зарубежной литературе данная проблема нашла отражение в работах Г. Башляра, Н. Гибсона, Д. Конлиска, Т. Куна, Н. Лумана, К. Поппера, * Д. Роулза, Г. Саймона, Р. Швери, Ю. Хабермаса и ряда других ученых.
Объектом настоящего исследования является социальная деятельность.
Предметом диссертационного исследования является структура социальной деятельности, условия и способы существование в ней свободы, рациональности и социальных ценностей.
Целью данного исследования является выявление на основе | диалектико-циклических представлений структуры социальной деятельности и на этой основе исследование условий и способов существование в ней основных параметров: свободы, рациональности и социальных ценностей.
В соответствии с целью исследования, предполагается решение следующих задач:
— проанализировать концепции социальной деятельности, существующие в истории социально-философской мысли;
— применить для анализа деятельности принципы диалектического и циклического методов научного исследования;
— установить природу социальной деятельности;
— выявить структуру социальной деятельности;
— рассмотреть условия и способы существования в деятельности свободы;
— проанализировать феномен рациональности социальной деятельности и условия функционирования в ней социальных ценностей.
Элементы научной новизны диссертационного исследования состоят в следующих положениях:
1. Проанализированы существующие социально-философские концепций социальной деятельности.
2. Выявлена двойственная природа социальной деятельности.
3. Установлена циклическая, волновая структура социальной деятельности.
4.Выявлены условия реализации в социальной деятельности свободы, рациональности и социальных ценностей.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Анализ существующих социально-философских концепций социальной деятельности показал, что наряду с позитивными наработками в исследовании деятельности существует ряд нерешенных и дискуссионных проблем. Не имеет четкого решения проблема структуры социальной деятельности, взаимосвязи в ней материального и идеального, дискуссионными являются вопросы реализации в деятельности свободы, рациональности и ценностей.
2. Исследования труда, как основной формы деятельности, с целью выявления действующего противоречия приводит к выводу, что таким противоречием является взаимосвязь между формой и содержанием деятельности. Дальнейший анализ показал, что одна сторона противоречия (форма деятельности) получает определение через категории: идеальное, сознаниедругая сторона противоречия (содержание деятельности) выступает как материальное. Показано, что форму деятельности можно характеризовать также в категориях абстрактное, общее и социальное. Выделение данного противоречия социальной деятельности позволяет говорить о ее двойственной природе. Двойственный характер социальной деятельности выступает как основной закон ее функционирования. Он свойственен любой социальной деятельности в любых общественно-экономических условиях.
3. Применение циклических представлений для объяснения структуры социальной деятельности позволяет вычленить в ней две противоположно направленные силы — силы социального действия и силы социального противодействия. Социальная деятельность предстает как диалектическое единство двух совокупностей социальных сил. Взаимодействие этих двух сил в процессе деятельности и обуславливают ее циклическую, волновую структуру.
4. Центральным противоречием во взаимодействии личности и общества является диалектическая взаимосвязь, в которой общество, воспитывая, формируя личность «для себя», с целью своего воспроизводства и продолжения, создает условия для своего собственного перерастания, преобразования, превращает личность в источник собственного отрицания. В диалектическом движении этого противоречия заключаются истоки развития личности и общества, основания свободы личности и ее ограничений.
5. Рациональная социальная деятельность во многом связана с классическим вариантом теории ожиданий. Социальная мотивационная деятельность является целенаправленной. Рациональная деятельность связывается с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности, возникающей в рамках реализации той или иной социальной программы. Сила направленности деятельности, с учётом достижения конкретной цели, будет зависеть от того, в какой мере социальный субъект осознает значимость достигнутой цели, что позволит ему более эффективно осуществить инновационные аспекты собственной рациональной деятельности.
6. Ценностная ориентация социальной деятельности относительно автономна, поскольку представление о ценностях опирается на мировоззренческие взгляды. Однако, сформировавшись, они оказывают воздействие на интересы, цели, потребности, развитие всех сторон жизнедеятельности человека и социальных структур общества. В ценностных ориентирах объективируется не только опыт человека, но и исторический опыт, что позволяет каждому индивиду определиться в культурных параметрах деятельности.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут найти свое конкретное применение в разработке мероприятий совершенствования социальной политики, учитываться при принятии и корректировке управленческих решений, а также стать базой для разработки специальных и факультативных курсов высших учебных заведений гуманитарного профиля. Исследование представляет конкретный научный интерес для социологов, педагогов, психологов и социальных работников. Научно-теоретические результаты исследования могут быть использованы в работе методологических семинаров и для разработки спецкурсов.
Апробация диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования сообщены автором и обсуждены на международных и межрегиональных научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации обсужден на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.
По теме исследования автором опубликовано 5 научных работ общим объемом 1,7 п.л.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечаний и списка литературы. Объем диссертации 153 страницы машинописного текста, список литературы включает 250 наименований.
Заключение
.
Анализ существующих социально-философских концепций социальной деятельности показал, что наряду с позитивными наработками в исследовании деятельности существует ряд нерешенных и дискуссионных проблем. Не имеет четкого решения проблема структуры социальной деятельности, взаимосвязи в ней материального и идеального, дискуссионными являются вопросы реализации в деятельности свободы, рациональности и ценностей.
Исследования труда, как основной формы деятельности, с целью выявления действующего противоречия приводит к выводу, что таким противоречием является взаимосвязь между формой и содержанием деятельности. Дальнейший анализ показал, что одна сторона противоречия (форма деятельности) получает определение через категории: идеальное, сознаниедругая сторона противоречия (содержание деятельности) выступает как материальное. Показано, что форму деятельности можно охарактеризовать, кроме того, в категориях абстрактное, общее и социальное. Выделение данного противоречия социальной деятельности позволяет говорить о ее двойственной природе. Двойственный характер социальной деятельности выступает как основной закон ее функционирования. Он свойственен любой социальной деятельности в любых общественно-экономических условиях.
Применение циклических представлений для объяснения структуры социальной деятельности позволяет вычленить в ней две противоположно направленные силы — силы социального действия и силы социального противодействия. Социальная деятельность предстает как диалектическое единство двух совокупностей социальных сил. Взаимодействие этих двух сил в процессе деятельности и обуславливают ее циклическую, волновую структуру.
Центральным противоречием во взаимодействии личности и общества является диалектическая взаимосвязь, в которой общество, воспитывая, формируя личность «для себя», с целью своего воспроизводства и продолжения, создает условия для своего собственного перерастания, преобразования, превращает личность в источник собственного отрицания. В диалектическом движении этого противоречия заключаются истоки развития личности и общества, основания свободы личности и ее ограничений.
Рациональная социальная деятельность во многом связана с классическим вариантом теории ожиданий. Социальная мотивационная деятельность является целенаправленной. Рациональная деятельность связывается с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности, возникающей в рамках реализации той или иной социальной программы. Сила направленности деятельности, с учётом достижения конкретной цели, будет зависеть от того, в какой мере социальный субъект осознает значимость достигнутой цели, что позволит ему более эффективно осуществить инновационные аспекты собственной рациональной деятельности.
Ценностная ориентация социальной деятельности относительно автономна, поскольку представление о ценностях опирается на мировоззренческие взгляды. Однако, сформировавшись, они оказывают воздействие на интересы, цели, потребности, развитие всех сторон жизнедеятельности человека и социальных структур. В ценностных ориентирах объективируется не только опыт человека, но и исторический опыт, что позволяет каждому индивиду определиться в культурных параметрах деятельности.
Список литературы
- Абулова Е.А. Актуальные проблемы в современной России. Минеральные воды.-2004.
- Августин Блаженный. О Граде Божьем. М. -1994.3.Автономова Н. С.,
- Арефьева Г. С. Общество как объект социально-философского анализа. Учебное пособие / Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет). М. — 1995. — 140с.
- Аршинов В.И., Свирский Я.И, Философия самоорганизации. Новые горизонты //Общественные науки и современность. 1993. № 3.
- Арон Р. Избранное. Введение в философию истории. М. — СПб. — 2000.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. — 1993.
- Аздезер А.С. Что такое общество // Вестник Московского университета. -Серия 12.-М.- 1996.
- Азроянц Э.А. Ритмика природных явлений и социальные циклы // Полигнозис. 2001. — N 4. — С.3−28.
- Ахиезер А.С. Между циклами мышления и циклами истории // Обществ, науки и современность. 2002. — N 3. — С.122−132. — Библиогр.: с. 132. Ю. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. — 1993. — № 3.
- П.Бауман 3. Мыслитель социологический. М. — 1996.
- Беккер Д.В. В обществе об обществе // СОЦИО ЛОТОС. М. — 1991.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М. — 1999.
- Бергер П. Понимание современности // Социс. 1990. — № 7.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. — 1995.
- Н.БердяевН.А. Философия свободы / Сост., вступ. Ст. и момент. Шкода В. В. М. Act. — Харьков. — 2002. — 733с.
- Бикметов Р.К. Открытое общество и свобода политических дискуссий: Проблемы формирования открытого общества в России / Институт «Открытое общество». М. — 1997. — 32с.
- Бирюков Б.В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокультурологических концепциях // Вопросы философии. 1996. — № 2. П. Богатырёва Е. А., Игнатов А. Антропологическая философия истории // Вопросы философии. — 1993. — № 12.
- Борисов Т.В. Системный анализ и социокультурная ситуация в современной России // Философско-методологические проблемы науки и техники. Самара. — 1998. — С.33−36.
- Боровиков В.И. Об экономической и духовной ценности общества. -Воронеж. 1996.
- Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени //Вопросы философии. 1993. — № 5.
- Брачина Н.Д. Самосовершенствование человека как философская проблема: введение в тему. М. — 1995.
- Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М. — 1977.
- Бусов С.В. Сущность и существование человека в аспекте социального бытия: к постановке проблемы. СПб. — 1994.
- Вебер М. Избранное произведение. М. — 1990.
- Вико Дж. Основание новой науки о всеобщей природе нации. М. — 1994.
- Виндельбанд В. Избранное: дух и история. М. — 1995.
- Винер Д. Индивидуальный и общественный геместаз // ОНС. М. — 1994. -№ 6.
- Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.
- Венгеров А. Синергетика и политика. // Общественные науки и современность, 1993, № 4.
- Гайер Д. Насилие и история в посткоммунистическое время // Вопросы философии. 1995. — № 5.
- Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // ОНС. -1994.-№ 2.
- Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка. // СОЦИС, 2000, № 4.
- Гуревич П. С. Шокуев К.Б. Философская антропология. Нальчик. -11 996.
- Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. — № 1.
- Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. 1990. -№ 11.
- Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия.
- Культурология XX век. Антология. М. — 1995.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии и истории. СПб. — 1993.
- Гердер И.Г. Идеи и философии человечества. М. — 1977.
- Головных Г. Я. Вненаучное знание и циклология // Циклы природы и общества: Матер. IX Междунар. конф., Ставрополь, 25−28 сент. 2001 г. -Ставрополь: Изд-во Ставроп. ин-та им. В. Д. Чурсина, 2001. С.20−22.
- Жалменова О. П. Вергиевикина Е.С. Жанна Д Арк: диалектика общества и личности в Средние века // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. — 2001. — Вып. 1.
- Жирова Л.А., Кондаков В. А. Человек и толпа в условиях современной общественно-политической жизни в России // Человек и мир. Тюмень. -1994.
- Жигалкин С. Метафизика вечного возвращения. М.: Nox, 1996. — 238 с.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. — 1991.
- Дебор Г. Общество спектакля. М. — 2000.
- Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и описывать истину в науках. Соч. в 2 т. М. — 1989. — Т.1.
- Даренский И.Д. Циклы течения алкоголизма // Циклы природы и общества: Матер. IX Междунар. конф., Ставрополь, 25−28 сент. 2001 г. -Ставрополь: Изд-во Ставроп. ин-та им. В. Д. Чурсина, 2001. С.78−81.
- Игнатов А.И. Антропный принцип и сущность человека общества // Философская антропология: истоки, современное остояние и перспективы. Тезисы VIII ежегодной конференции кафедры философии РАН (6−7 февраля 1995 г.).
- Иоанн. Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания. СПб. -1994.
- История философии в кратком изложении. М. — 1991.
- Ильин М.В. Волны памяти versus сюжеты развития // Полис (Полит, исслед.). 2002. — N 4(69). — С.32−39. — Библиогр.: с. 39.
- Калашникова Е.М. Коллективная и индивидуальная тотальность индивида в общности // Новые идеи в философии. Пермь. — 1995. — Вып.5.
- Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб. — 1995.
- Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. // Соч. в 8 т.-М.- 1994.-Т.8.
- Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. // Соч. в 8 т. М. -1994.-Т.8.
- Кант И. Рецензии на книгу И.Г.Гардера «Идеи к философии истории человечества». // Соч. в 8 т. М. — 1994. — Т.8.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным. // Вопросы философии, 1992, № 12.
- Каитор К.М. Два проекта всемирной истории. // Вопросы философии. -1990.-№ 2.
- Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. // Философия и общество. 1997. — № 1.
- Кассирер Э. Лекции по философии и культуре. // Культурология XX век. ь, 1. Антология. М. — 1995.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. Ведение в философию человека. // Философские науки. 1991. — № 7.
- Киселёва М.С. Становление исторической типологии культуры. // Вестник Московского университета. 1993. — № 4.
- Каппелер А. Россия многонациональная империя: Возникновение, история, распад: Пер. с нем. — М.: Прогресс-Традиция- Традиция, 2000. — 342 с.
- Коллин Р. Теория небесных влияний: Человек, вселенная и тайны космоса: Пер. с англ. СПб.: Изд-во Чернышева, 1997. — 429 е.: ил.
- Константиновская Л.В. Когда приходят пророки, или наука циклов. М.: Современник, 1994. — 287 е.: табл.
- Козловский П. Культура постмодерна. М. — 1997.
- Козловский П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М. -1998.
- Козловский П. Современность постмодерна. // Вопросы философии. -* 1995.-№ 10.73 .Козловский П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX век у Эрнеста Юргена. // Вопросы философии. 1997. — № 12.
- Коробкова Ю.Е. Проблема человека в философии Н.А.Бердяева. // Актуальные проблемы социальной философии. М. — 1994.
- Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М. — 1980.
- Кузнецова Т.Д. Поиски нового образа в сфере гуманитарного знания // Философские науки. 1990. -№ 11.
- Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. //Вопросы философии. М. — 1997. — № 2.
- Кумачёв В. К диалектике внутреннего и внешнего. // Пути к безопасности.- М. 2001. — Вып. 1 /21.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М. — 1994.
- Леторский В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма. // Вопросы философии. 1995. — № 10.
- Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб. — 1998.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. // Соч. в Зт. М. — 1985. — Т. 1.
- Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. // Вопросы философии. 1992. — № 3.
- Лосев А.Ф. Диалектика Мифа. // Миф Число — Сущность. — М. — 1994.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. — 1998.
- Луковцев B.C. Человек и общество // Логос, культура, цивилизация. -Якутск. 1993.
- Лапкин В.В. Циклы, ритмы, волны: проблемы моделирования политического развития // Полис (Полит, исслед.). 2002. — N 4(69). — С.26−31.- Библиогр.: с. 31.
- Лупачев Ю.В. Историометрические циклы А.Л.Чижевского: реальность и прогностические возможности // Вестник РАН. 1996. — Т.66, N 9. — С.796−799.
- Лукьянов А.В. Индивид, индивидуальность, личность. Опыт реконструкции философских «наукоучений». // Личность в меняющемся обществе. Комсомольск — на — Амуре. — 1998. — Ч. 1.
- Лычагин И.В. Идеальное государство Платона и роль личности в нем. // Духовная сфера деятельности человека. Саратов. — 1998. — Вып.З.
- Любе Г. В. В ногу со временем. Историческая идентичность. // Вопросы философии. 1994. — № 4.
- Мазуров Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы. // Изв. взов.Правоведение. СПб. — 1995. — № 3.
- Малофеев Н.М. Гражданское общество: как пространство развития личности. // Проблемы становления гражданского общества в России. -Красноярск. 1996.
- Мамардашвили М.К. Социальная физика. // Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. М. — 1996.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. — 1994.
- Маритен Ж. Философия в мире. М. — 1934.
- Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и принципы. // Изв. вузов. Правоведение. СПб. — 1995. — № 3.
- Махаров Е.М. Философия человека: учебное пособие. Якутск. — 1994.
- Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Автореферат дис. д.ф.н. / Ставропольский государственный технический университет. Ставрополь. — 1996.
- ЮО.Малинецкий Г. Г. Нелинейная динамика и «историческая механика». // ОНС, 1997, № 2.
- Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1984.
- Ю2.Медведева З. А. О проблеме взаимосвязи категорий «историческая реальность» и «существование». Томск. — 1993.
- ЮЗ.Межуев В. М. Философия истории и историческая наука. // Вопросы философии. 1994. — № 4.
- Маковецкий Е.А. Тематизация ритма в социальной философии: Автореф. дис. канд. филос. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2000. — 17 с.
- Ю7.Маркарян Э. Традициология как наука о законах трансформационных циклов жизненного опыта людей // Альма матер (Вестн. высш. школы). -2000. -N 3. С.34−38.
- Ш. Миголатьев А. А. Философия человека (некоторые проблемы теории и методологии). М. — 1995.
- Мильдон В.И. «Земля» и «Небо» исторического сознания. // Вопросы философии. 1992. — № 5.
- ПЗ.Миненков Г. Я. Социальное противоречие: к методологии познания. // Новое мышление и методология преподавания социально-гуманитарных наук. Минск. — 1992.
- Н.Москалев J1.JI. От одномерного человека к автономному индивиду. // Проблемы становления гражданского общества в России. Красноярск. -1996.
- Мушкин А.Е. Две дороги к одному будущему человечества: социализм с его «постсоциализмом» и капитализм с его «шведским социализмом»: философская концепция современногочеловечества. СПб. — 1997.
- Нб.Недашковская М. Социальность объективное содержание самореализации личности. // Философска и социологическая мысль. — Киев. -1993. -№№ 7−8.
- Неретина С.С. История с методологией истории. // Вопросы философии.- 1990.-№ 5.
- Нерсесянц B.C. Продолжение истории: от социализма к цивилизму. // Вопросы философии. 1993. — № 4.
- Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности. // Историко-философский ежегодник. М.- 1986.
- Никифоров С.П. Социальные формы постижения бытия. // Вопросы философии. 1994. — № 6.
- Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч. в 2 т. М. — 1990. -Т.1.
- Нечаев В.В. Человек и информационная цивилизация ритмо-информациологический подход // Проблемы информатизации. — 1999. — N 1. -С.68−79.
- Ш. Панарин А. С. Возвращение в цивилизацию или «формационное одиночество». // Философские науки. 1991. — № 8. Ш. Парсон Т. О структуре социального действия. — М. -2000.
- Парсон Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения. // Американская социологическая мысль: тектсы. М. — 1996.
- Патнэм X. Философия сознания. -М. 1999.
- Патхак Чатурананаид. Учение о человеке и древнеиндийской философии. Автореферат дис. к.ф.н. / Российский университет дружбы народов. М. -1995.
- Перов Ю.В., Сергеев К. А. «Философия истории» Гегеля от субстанции к историчности. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб. — 1993.
- Первушина В.Н. Современная этика: проблемы детерминизма и свободы воли (методологические аспекты). Воронеж. — 1993.
- Ш. Панарин А. С. Россия в циклах мировой истории. М.: Изд-во МГУ, 1999. -288 с.
- МО.Пантин В. И. Возможности циклически волнового подхода к анализу политического развития // Полис (Полит, исслед.). — 2002. — N 4(69). — С.19−26. — Библиогр.: с.25−26.
- Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. М.: Моск. философ, фонд, 1997. — 192 с. — Библиогр.: с.185−190.
- Пантин В.И. Циклы и ритмы истории. Рязань, 1996. — 157 е.: табл. -Библиогр.: с.155−156.143 .Петров А. Н. Новые данные о связи природной ритмики и этносоциальных процессов // Изв. рус. геогр. о-ва. 2000. — Т. 132, вып.З. -С.85−88. — Библиогр.: 7 назв.
- Перфильева М.Б., Захаров H.JI. Человеческая индивидуальность. // Человек: внутренне и внешне. Ижевск. — 1993.
- Плотников Н.С. Жизнь и история. Философское наследие В.Дильтея. // Вопросы философии. 1995. — № 5.
- Плотников Н.С. Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббе. // Вопросы философии. 1994. — № 4.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. М. — 1992. — Т.2.
- Райл Т. Понятие сознания. М. — 1999. Ш. Ракитов А. И. Историческое познание. — М. — 1982.
- Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. 1994. — № 4.
- Рассел Б. Человечество в опасности. // Вопросы философии. 1994. -№ 4.
- Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Ярославль. — 1991.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М. — 1995.
- Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб. — 1997.
- Римский В.Л. Тоталитарный космос и человек. Белгород. — 1998.
- Равичев А.С. Электоральные циклы в регионах России. М.: Рос. экон. школа, 2001. — 55 с. — (Препринт N BSP/2001/053 R).
- Рыбак К.Е. Исторический циклизм (анализ территориальной динамики). -Б.м., 2001.-27 с.
- Розов Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера. //Вопросы философии. 1995. — № 12.
- Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск. — 1995.
- Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М. — 1996.
- Рузавин Т.Н. Самоорганизация и организация в развитии общества. // Вопросы философии. 1995. — № 8.
- Савельева И.М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. -М. -1997.
- Сагонян О., Иванов П. Н. Духовная свобода личности. // Духовное становление личности. Волгоград.
- Скворцов JI.B. Диалектика объективного и субъективного в философии истории.-М. 1975.
- Самбургов Э.А. Диалектика единства и взаимодействия. Новосибирск. — 1996.
- Смирнова Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». М. — 1997.
- Соловьёв B.C. Оправдание добра. Соч. в 2 т. М. — 1990. — Т.1.
- Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М. — 1991.
- Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии. // О России и русской философской культуре. -М. 1990.
- Сорокин П.А. Система социологии. М. — 1990.
- Сидоренко И.В., Сидоренко В. Н. Эссе на тему: феномены проявления солнечной активности и золотой пропорции в истории России. М.: Диалог-МГУ, 1999. — 103 е.: ил. — Библиогр.: с.99−102.
- Ситнянский Г. Ю. Циклы политической истории: принцип наложения и дополнения // Полис (Полит, исслед.). 2002. — N 4(69). — С.45−52. — Библиогр.: с.51−52.
- Соколов Ю.Н. Циклы социальных систем: проблемы методологии: Автореф. дис. д-ра филос. наук / Ставроп. гос. техн. ун-т. М., 1996. — 35 с. — Библиогр.: с.33−35.
- Степанова О. Гелиоритмы в макросоциальном управлении (К анализу опыта советского периода) // Безопасность Евразии. 2002. — N 2(8). — С.317−329. — Библиогр.: 17 назв.
- Спасибенко С.Г., Дубровина JI.K. Творчество в процессе взаимодействия общества и личности. //Личность: развитие и реализация в творчестве. -Курск. 1996.
- Субачева А.Д. Проблемы морального выбора личности, её философский анализ. // Человек в системе социальных отношений. М. — 1996.
- Суворов А. Отчуждение, человечество, личность. // Свободная мысль. -М. 1993.
- Титов В. Идея социальной справедливости в древнегреческой философии. // Диалог. М. -2002.
- Тихонова Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели. // ОНС.
- Тойнби А.Дж. Постижение истории. -М. 1991.
- Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М. — 1995.
- Тоффлер А. Футурашок. СПб. — 1997.
- Трельч Э. Историзм и его проблема. М. — 1994.
- Тульчинский Г. Л. Российский потенциал свободы. // Вопросы философии. 1997. — № 3.
- Улич П. Идея социальной науки и её отношение к философии. 1996.
- Уколова В.И. Философия истории Блаженного Августина. // Религии мира. -М. 1985.
- Уолцер М. Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия XX века. М. — 1999.
- Уолцер М. О терпимости. М. — 2000.193 .Утопия и утопическое мышление. М. — 1991.
- Уэйт Дж. Политическая онтология. // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М. — 1991.
- Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М. — 1982.
- Федотова В.Г. Классическое и постклассическое в социальном познании. //ОНС.-1992.-№ 4.
- Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М. — 2000.
- Философский энциклопедический словарь. М. — 1989.
- Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого. Соч. в 2 т. СПб. -1993.-Т.2.
- Флиер А .Я. Об исторической типологии российской цивилизации. // Цивилизации и культуры. М. — 1994. — Вып.1.
- Фролова И.А. Нравственный человек и аморальное общество в философии Р. Нибура. //Гуманизм и культура: XX век. Тверь. — 1993.
- Фуко М. Археология знания. Киев. — 1996.
- Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 3.
- Фурман Д.Е. Наши тревоги и всемирная история. // Вопросы философии. 1990. — № 1.
- Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хамермаса. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М. -1995.
- Хабермас Ю. Модерн и незавершенный проект. // Вопросы философии. -1992.- № 4.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. -2000.
- Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. // Вестник МГУ. -Серия 7.- 1993.-№ 4.
- Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. Киев. — 1996.
- Характер и общество (Руткевич). // Человек. М. — 1991.
- Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М. -2003.
- Хвостова К.В. Философия истории Григоры и Тахимера и современная информатика. // Византийский временник. М. — 1986. — Т.46.
- Хвостова К.В., Фини В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М. — 1997.
- Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. — № 10.
- Хоружий С.С. После перерыва. Тупик русской философии. СПБ. -1994.
- Цимбаев Н.И. До горизонта земля (к пониманию России). // Вопросы философии. 1997. — № 1.
- Цыганков А.П., Цыганков П. А. Плюрализм или обособление цивилизаций. // Вопросы философии. 1998. — № 2.
- Цукерман М.М. Детерминизм и свобода человеческого выбора: проблема совместимости. // Проблема сознания в философии и науке. М. — 1996.
- Шамшурин В.И. История идей и историческое сознание: Р.ДЖ.Коллингвуд и его последователи. Вопросы философии. 1986. — № 5.
- Шапошникова JI.E. Философия истории ранних славянофилов. // Философские науки. 1985. — № 1.
- Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире. Йошкар-Ола, 1999.
- Шевченко В.Н. Возвращение в цивилизацию или поиск реального пути? // Философские науки. 1991. -№ 8.
- Шелер М. Шиичалин Избранные произведения. М. — 1994.
- Шелер М. Ресентимент в морали. СПб. — 1999.
- Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках. // Философия и методология истории. М. — 1997.
- Ширманова М.Ю. Духовная свобода личности: отчуждение и пути его преодоления. // Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. Тезисы VIII ежегодной конференции кафедры философии РАН (6−7 февраля 1995 г.) М. — 1995.
- Шичалин Ю.А. «Осевые века» европейской истории. // Вопросы философии. 1995. — № 6.
- Шпенглер О. Закат Европы. М. — 1993−1998.
- Шпенглер О. Человек и техника. // Культурология XX век. Антология. -М. 1995.
- Яковлев И.П. Волновые процессы в общественном развитии. М., 1992 г.
- Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. // Вопросы философии. 1997. — № 1.
- Яковлева Г. Тоталитарный режим и массовое сознание: черты советской идеологии 1930−1950 гг. // Картины мира в искусстве XX века. М. — 1994.
- Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. М., 1994 г.
- Яковец Ю.В. Предвиденье будущего: парадигма цикличности. М., 1992 г.
- Яковец Ю.В. «История цивилизаций», М. 1997 г.
- Яковец Ю.В. Закономерности НТП и их планомерное использование. v
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. — 1994.
- Abbott. A. History and sociology: the lost synthesis // Social science history. -1991.-Vol. 15.-№ 2.
- Berlin I. Concepts and Categories. Oxford, Toronto, Melbourne, 1980. Berthold-Bond D. Hegel’s eschatolbgical vision: Does history have a future? // History and theory. — 1988. — Vol. 27. — № 1.
- Casement W. Husserl and the philosophy of history // History and theory. -1988.- Vol.27. -№ 3.
- D, Amico R. Historicism and Knowledge. L. — N.Y., 1989.
- Farrenkopf J. Hegel, Spengler and enigma of world history: progress or decline? // Clio. 1990. — Vol. 19. — № 4.