Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема социального идеала в философско-литературных произведениях А.А. Богданова, Е.И. Замятина, А.П. Платонова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе технократической утопии А. А. Богданова лежит концепция человека как существа рационального, творческого и производящего. Философ связывает реализацию социального идеала с совершенствованием науки и техники и считает, что именно в этом состоит магистральная линия развития цивилизации. По его мнению, прогресс человечества должен осуществляться на основе «всеобщей организационной науки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В
  • ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
  • Глава 2. ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В
  • ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. А. БОГДАНОВА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» И «ИНЖЕНЕР МЭННИ»
  • Глава 3. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ Е. И. ЗАМЯТИНА «МЫ»
  • Глава 4. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В
  • ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ПЛАТОНОВА «ЧЕВЕНГУР» И «КОТЛОВАН»

Проблема социального идеала в философско-литературных произведениях А.А. Богданова, Е.И. Замятина, А.П. Платонова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема человека и его взаимоотношения с обществом стала центральной проблемой философии. Кризис традиционных ценностей, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности, возрастание агрессивных тенденций, рост насилия и терроризма и другие тревожные симптомы остро поставили вопрос о самом существовании мирового сообщества, его экономическом, социальном, нравственном и духовном выживании.

В жизни современного общества наряду с прогрессивными изменениями наблюдаются и явления упадка: ослабление социальных связей, господство в социуме «массового человека», распространение скептицизма, потеря цели и смысла существования и т. п. На рубеже тысячелетий человечество потеряло ориентиры своего развития, что закономерно приводит к попыткам осуществить мировоззренческую рефлексию целеи смыслополагания человека и общества1.

Переживаемое современной Россией время также сопровождается глубоким экономическим, социальным, нравственным и духовным кризисом, который порождает стремление к переоценке системы ценностей и стимулирует поиск путей национального самоопределения и перспектив развития страны.

Все это заставляет философов обратиться к анализу социальных идеалов, разработанных в учениях выдающихся зарубежных и отечественных мыслителей. Особенно интересен период конца XIX — начала XX столетия в России, для которого характерны острая идеологическая полемика, предчувствие.

1 См.: Киселев Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопр. философии. 1999. № 1. С. 40−52. надвигающейся социальной катастрофы, революционные изменения всех сфер общественной жизни.

Осознание зыбкости и ненадежности человеческого существования порождало стремление создать стабильное и гармоничное общество, которое, в частности, воплотилось в утопических и антиутопических социальных проектах выдающихся русских мыслителей А. А. Богданова (Малиновского), Е. И. Замятина и А. П. Платонова, представленных в их философско-литературных произведениях.

Степень разработанности проблемы. Все работы, посвященные исследуемой проблематике, можно условно разделить на несколько групп.

Социальный идеал является одной из центральных проблем в творчестве таких мыслителей, как Н. А. Бердяев, Э. Блох (Е. Bloch), С. Н. Булгаков,.

A. Ф. Замалеев, Э. В. Ильенков, А. И. Клибанов, К. JL Леонтьев, К. Манхейм (KManhaim), X. Маравалль (Н. Maravalle), М. Мэмфорд (М. Mnmford), П. И. Новгородцев, Ф. Полак (F. Polak), К. Поппер (К. Popper), В. В. Розанов,.

B. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Г. В. Флоровский, С. JI. Франк, Е. Шацкий и др.

Феномены утопии и антиутопии на фоне их соотношения с общественным сознанием и культурой анализировались в работах Э. Я. Баталова,.

C. П. Батраковой, Э. Блоха (Е. Bloch), Р. А. Гальцевой, А. Ф. Замалеева С. А. Сизова, Г. Ю. Стернина, К. Кумара (К. Kumar), В. А. Чаликовой, Е. JI. Чертковой и др. Представляют интерес исследования этой проблемы в историко-философском плане, осуществленные М. Н. Громовым,.

A. В. Гулыгой, В. Н. Сагатовским, С. Е. Вершининым и др.

Проблему социального идеала в русской философии и культуре разрабатывали М. Ф. Антонов, М. Н. Громов, Е. Е. Давидович, Б. В. Емельянов, Ю. П. Ивонин, Э. В. Ильенков, А. И. Клибанов, Е. А. Куликова, К. Н. Любутин, Т. Н. Новикова, М. Никё, Г. М. Пономарева, П. А. Рачков,.

B. М. Русаков, Н. А. Рудницкая, Ю. К. Саранчин, И. Н. Сиземская, Е. Л. Черткова, К. В. Чистов, Е. Н. Цимбаева, А. И. Яценко и др.

Анализу философского наследия А. А. Богданова посвящены работы JL И. Абалкина, Т. Д. Гловели, Г. Горцхи, Б. В. Емельянова, Г. Р. Зманов-ского, Э. В. Ильенкова, Д. Н. Козырева, К. Н. Любутина, П. А. Плютто, П. П. Плютто, Н. А. Кузьминых, А. В. Луценко, С. Н. Пустильника, В. М. Русакова, В. Н. Садовского, Ю. К. Саранчина, А. Л. Тахтаджяна, В. П. Ягодинского и др.

Философско-литературное творчество Е. И. Замятина исследовалось в работах таких авторов, как М. Н. Золотоносов, В. Н. Бугров, А. А. Зверев, В. С. Рабинович, С. С. Романов, В. А. Чаликова, Т. Т. Давыдова, Е. Л. Черткова, А. П. Шишкин, В. В. Шохина, Д. А. Штурман и др.

Философские аспекты творчества А. П. Платонова изучались в трудах.

A.А.Киселева, Э. Маркштейна, О. В. Павлова, Т. В. Казарина, А. Н. Карасева,.

B.А.Чалмаева, О. И. Шайтанова, В. Н. Шохиной, М. Ю. Михеева, Т. Н. Новиковой, М. С. Семеновой, В. А. Чаликовой, А. А. Щербакова, Н. Н. Малыгина и др.

Тем не менее, специального исследования, посвященного сравнительному анализу социального идеала в философско-литературных произведениях А. А. Богданова, Е. И. Замятина и А. П. Платонова в отечественной философской литературе до сих пор не проводилось.

С учетом актуальности обозначенной проблемы определены объект, предмет, цель и задачи диссертации.

Объектом исследования являются философско-литературные произведения А. А. Богданова, А. П. Платонова, Е. И. Замятина в контексте отечественной философской традиции конца XIX — первой трети XX в., а предметом исследования — воплощенный в них социальный идеал, представления о совершенном обществе.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и проанализировать социальный идеал в философско-литературных произведениях А. А. Богданова, Е. И. Замятина, А. П. Платонова и показать его обусловленность русской философской традицией конца XIX — первой трети XX в.

Указанная цель реализуется через решение следующих задач:

— на основе анализа идей выдающихся отечественных философов конца XIX — начала XX в. выявить сущность и назначение социального идеала и показать особенности его воплощения в философско-литературных произведениях русских мыслителей и писателей;

— проанализировать технократический социальный идеал в философско-литературных произведениях А. А. Богданова и показать его утопическую и сциентистскую направленность;

— проанализировать рационалистический социальный идеал в философ-ско-литературных произведениях Е. И. Замятина и показать его антиутопическую и антисциентистскую направленность;

— проанализировать гуманистический социальный идеал в философско-литературных произведениях А. П. Платонова и показать его антиутопическую направленность;

— осуществить сравнительный анализ социальных идеалов, предложенных А. А. Богдановым, Е. И. Замятиным и А. П. Платоновым, на основе выявления в них философских концепций человека и общества.

Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту.

1. Социальный идеал связан с представлением о высшем совершенстве человека и общества, которое выступает как образец и ориентир деятельности людей. Он моделирует определенный тип общества и присущую ему систему ценностей и традиций. Утопия воплощает наглядно-рациональный образ социального идеала, а социальный идеал содержит в себе философско-мировоззренческое основание утопического проектирования. Антиутопия доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, для нее характерен мотив предостережения и критический взгляд на идеалы.

2. В основе технократической утопии А. А. Богданова лежит концепция человека как существа рационального, творческого и производящего. Философ связывает реализацию социального идеала с совершенствованием науки и техники и считает, что именно в этом состоит магистральная линия развития цивилизации. По его мнению, прогресс человечества должен осуществляться на основе «всеобщей организационной науки» — тектологии. В «идеальном обществе», изображенном в романах «Красная звезда» и «Инженер Мэнни», личность оценивается с точки зрения выполнения социальных функций, а индивид поглощается коллективным целым.

3. Доводя до логического конца «идеал» рационального человека как предельно специализированного, производственно и социально функционального индивида, устремления которого полностью подчинены тотальному контролю государства, Е. И. Замятин строит модель технократической антиутопии. По его мнению, все попытки реального конструирования «идеального общества» оборачиваются деструкцией самого смысла социального идеала. Автор философского романа «Мы» показывает негативные последствия превращения социума в совокупность безличных связей и отношений, а людей — в послушных «нумеров» «Единого Государства».

4. В основе представлений А. П. Платонова о совершенном обществе лежит концепция человека как существа не только рационального, но и чувственного, а в чем-то даже иррационального, стремящегося в гармонии с природой осуществить свои нравственные искания и построить сообщество счастливых и свободных людей. Революция осознается мыслителем не только как эпоха социальных преобразований, но и как вселенский катаклизм, «онтологический» переворот, нацеленный на пересоздание природы, общества и самого человека. Критика утопического проекта большевизма и создание своего варианта антиутопии осуществляется А. П. Платоновым на фоне разработки гуманистического социального идеала. В романе «Чевенгур», повести «Котлован» и примыкающих к ним философско-литературных произведениях показывается противоестественность и гибель такого общественного устройства, где одержимость абстрактной идеей превалирует над любовью к конкретному человеку и счастьем отдельной личности.

Теоретико-методологической основой исследования послужили произведения философской классики, труды отечественных и зарубежных философов, исследующих проблему социального идеала, историко-философские исследования, литературная критика, посвященная творчеству А. А. Богданова, А. П. Платонова и Е. И. Замятина, а также сами работы этих мыслителей.

В диссертации используются принципы и методы историко-философского исследования, а также компаративистский метод, типологический метод, герменевтический метод, метод ретроспективного моделирования, метод интеллектуальной биографии и т. д.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной философии осуществлен сравнительный анализ социального идеала в философско-литературных произведениях А. А. Богданова, Е. И. Замятина и А. П. Платонова, рассматриваемых в контексте русской философской традиции конца XIX — первой трети XX в.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования излагались автором в докладах, сделанных на заседаниях Историко-философского общества при кафедре философии и социально-экономических наук Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Выводы и положения работы отражены в 8 публикациях автора общим объемом 2,35 п. л., а также сообщались диссертантом на заседании школы-семинара аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного педагогического института «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Нижневартовск, 21−23 октября 2002 г.), в докладах на региональной научно-теоретической конференции «Русская философия: история, проблемы, перспективы развития» (Нижневартовск, 2−9 декабря 2003 г.), региональной научно-теоретической конференции «Западная философия: история, проблемы, перспективы развития» (Нижневартовск, 11 января 2005 г.), межвузовской научно-практической очно-заочной конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (Нижневартовск, 26 марта 2005 г.), региональной научно-практической конференции «Инновации в образовании и культуре: проблемы, тенденции и перспективы развития» (Нижневартовск, 30 марта 2005 г.), II Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 23−24 декабря 2004 года), межвузовской научно-практической конференции «Югра в XXI веке: экономика, политика, право» (Нижневартовск, 21 апреля 2005 г.).

Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных отечественной философии первой трети XX столетия, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области истории русской философии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальные идеалы и проекты будущего необходимы обществу как важнейшие смыслообразующие структуры сознания, как принципы освоения и преобразования реальности. Глобальные проблемы человечества побуждают общество снова и снова ставить вопросы о будущих формах его развития, его социальных основаниях, ориентирах, идеалах. Общество во все времена нуждается в четком осознании путей своего развития, поэтому исследование этих социальных идеалов позволяет понять механизмы духовных оснований развития общества и выявить дальнейшее проектирование действительности.

История русской философии, общественной мысли, литературы убедительно доказывает, что проблема социального идеала занимает в ней большое место, демонстрируя невероятный разброс в его вариантах. Вечность социального идеала в том, что человечество нуждается в нем как в руководящем принципе. Содержание идеала и его качественное насыщение носят временной и конкретный характер. Не только каждая эпоха, но и каждое социальное образование, создают свои собственные идеалы, оставаясь преисполненными веры в их общечеловеческую значимость.

Период бурного развития машинной цивилизации, опыт тоталитарных режимов и революционного насилия над личностью в Советской России послужили материалом для создания утопий и антиутопий.

Утопические произведения в России в начале XX века выступали действительным фактором миропонимания и конструирования новых социальных идеалов и схематически-упрощенной картины мира определенного типа, повлиявших на стиль мышления эпохи, на политический климат, иерархию социально-значимых ценностей и целей.

В противоположность утопии антиутопия заявляла о своей жизнестойкости. Главное внимание авторы антиутопических произведений уделили внутреннему состоянию личности в момент ее столкновения с обществом, государствомв период поиска жизненных идеалов.

Проблемное поле исследования определяется вопросом о том, чем побуждается интерес в сознании общества к социальному идеалу и как происходит его моделирование.

Русская литература получила мощный заряд веры в осуществимость идеала и многие писатели начала XX в. Посредством своих произведений пытаются провести суд над действительностью с позиций идеала. Они поднимают проблему поиска идеала и попытки воплощения его в жизнь.

Философско-литературные произведения по-своему отражают видение мира. Художественная деятельность представляет собой самостоятельный модус философствования, а ее результаты должны быть включены в поле зрения истории философии.

Поиск социального идеала мы можем увидеть в философско-литературном творчестве А. А. Богданова, Е. И. Замятина, А. П. Платонова, в их произведениях возникают проекты устройства общества с установившимися социальными идеалами. Их творчество насыщено философскими идеями, являющимися либо пророчеством, либо подведением итогов важнейших человеческих катастроф и демонстрируют собой изощренные методы для ориентации в этих катастрофах.

Подведем основные идеи исследования проблемы социального идеала в творчестве А. Богданова, Е. Замятина, А.Платонова. Авторы философско-литературных произведений не принимают чистого рационализма разрушающего целостность человеческой натуры. Достижение социального идеала возможно только при условии, если человек преодолеет всеобщую отчужденность, порожденную рационалистической цивилизацией. Уникальность подхода этих мыслителей к рассмотрению проблемы социального идеала заключается в том, что идеальная форма существования всего человечества для них — это единство людей как членов одной семьи, всемирное братство людей. Реализовать социальный идеал может только соборная личность, в которой разум не отделен от воли и чувства, а мысли и дела едины. Мыслители пытаются синтезировать достижения научно технического прогресса, духовность, приоритет человеческого фактора.

В произведениях А. Богданова, Е. Замятина, А. Платонова проблема социального идеала имеет космическую направленность, для них — это стройная гармоничная система Вселенского устройства, главной целью которой являлось объединение человечества в высокую общность.

Анализ художественных текстов А. А. Богданова, Е. И. Замятина, А. П. Платонова выявил стремление к осуществлению социального идеала, социальной гармонии и справедливости, приоритет общественных интересов над личными. Авторы приходят к выводу, что формирование социального идеала в России происходило, учитывая характеристики русского менталитета.

Под социальным идеалом понимается идеальный образ, структурирующий общественное сознание, определяющий способ мышления и деятельности человека и социальной группыидеальный образ безупречного социального устройства, в котором сняты реальные дефекты, а реальные потребности удовлетворены. В первой трети XX века человек оказывается в ситуации, где происходит подавление его влечений и потребностей, а вместо них насаждаются потребности ложные, привязывающие индивида к современному ему бытию и затуманивающие его волю.

В такой ситуации всеобщего подавления научной рациональностью у индивидов остается возможность освобождения только посредством собственного воображения. Для русской традиции в поисках социального идеала стало характерным желание переустроить общество на основе христианских добродетелей.

А. А. Богданов, Е. И. Замятин, А. П. Платонов верят в существование некоего «плана общей счастливой жизни» в масштабах всего человечества, вселенной. Социальный идеал они видят в «всеобщем коллективном творчестве жизни», в процессе которого рождается «новый человек» и «новый мир». Воплощенный социальный идеал для них — это некое идеальное состояние мира и человека, которое может приблизиться в результате нравственного совершенствования. В представлении мыслителей социальный идеалэто единство человеческого рода как одной семьи, в которой не будет подавления свободной индивидуальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. А. Красная звезда // Вечер в 2217 году. М., 1990. 278 с.
  2. А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989. Кн. 1.237 с.
  3. А. А. Красная звезда (роман-утопия) // Богданов А. А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990. С. 27−178.
  4. А. А Наука об общественном сознании. М., 2002. 383 с.
  5. А. А Эмпириомонизм: статьи по философии. М., 2003. 397 с.
  6. Е. И. Мы. М., 1992. 159 с.
  7. Е. И. Автобиография // Замятин Е. И. Избранное. Кишинев, 1989. С. 3−9.
  8. Е. И. Герберт Уэллс // Замятин Е. И. Избранное. Кишинев, 1989. С. 580−603.
  9. Е. И. Я боюсь // Замятин Е. И. Избранное. Кишинев, 1989. С. 500−503.
  10. Е. И. Избранные произведения: Повести- Рассказы. Сказки. Роман. Пьесы. М., 1989. 767 с.
  11. Платон. Государство // Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 11−387.
  12. А. П. Чевенгур // Платонов А. П. Избранное. М., 1988. 387 с.
  13. А. П. Котлован. М., 1988. 366 с.
  14. А. П. Ювенильное море // Собр. соч.: В 5 т. М., 1988. Т. 2. С. 451−512.
  15. А. П. Приключения Баклажанова // Собр. соч.: В 5 т. М, 1988. Т. 1.С. 137−139.
  16. А. П. Равенство в страдании // Собр. соч. М., 1985. Т. 1. С. 8−27.
  17. А. Я.Че-Че-О // Собр. соч.: В 5 т. М., 1988. Т. 1.С. 537 550.
  18. А. П. Чевенгур // Собр. соч.: В 5 т. М., 1988. Т. 2. С. 5307.
  19. А. П. Котлован // Собр. соч.: В 5 т. М., 1988. Т. 2. С. 308 397.
  20. А. П. Юшка // Платонов А. П. Избр. произв.: Рассказы. Повести. М., 1983. С. 75−82.
  21. Л. И. Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме // Вопросы философии. 1995. № 8.С. 4−32.
  22. А. И. Консервативная утопия второй половины XIX века // Русская мысль в 80-х гг. XIX в. О будущем России. М., 1990. С. 5−22.
  23. Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 65−74.
  24. М. Ф. Ложные маяки и вечные истины: пути выхода страны из кризиса и русская общественная мысль. М., 1991. С. 314−339.
  25. Араб-Оглы Э. А. Утопия и антиутопия // Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 719 с.
  26. Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее. Социальные последствия ТНР: 2000 г. М., 1986. С. 3−293.
  27. М. Язык утопии // Знание сила. 1990. № 2. С. 56−78.
  28. П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи. М., 1990. С. 7−204.
  29. А. К, Нуруллаев А. А. Коллектив и личность. М., 1965. 110 с.
  30. А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 3−89.
  31. С. М. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 62−74.
  32. Э. Я. В мире утопии. М., 1989. 268 с.
  33. Э. Я. Современное капиталистическое общество и утопизм // Вопросы философии. 1973. № 10. С. 90−91.
  34. С. С. Человек в его истории. Л., 1976. С. 3−344.
  35. БаткинЛ.М. Ренессанс и утопия // Итальянское возрождение: Проблемы и люди. М., 1995. С. 7−422.
  36. Г. С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция. М., 1992. С. 3−488.
  37. А. А. А.А.Богданов // Выдающиеся деятели советского здравоохранения. М., 1974. 45−56.
  38. Н. А. Новое средневековье // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 17−38.
  39. Н. А. Русская идея // Судьба России. М., 1997. С. 4−221.
  40. Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. 334 с.
  41. Н. А. Судьба человека в современном мире // К пониманию нашей эпохи. М., 2000. 279 с.
  42. . Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. М., 1993.312 с.
  43. Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 49−78.45. «Возвращение» Е. Замятина: Материалы к библиографии // Новое о Замятине: Сборник материалов / Под ред. J1. Геллера. М., 1997. С. 203−324.
  44. С. А. «Вещество существования» // Бочаров С. О художественных мирах. М., 1985. 78 с.
  45. В. Колокола тревоги // Замятин Е. Мы. Хаксли О. О дивный новый мир. Оруэлл Д. 1984. Свердловск, 1991. С. 582−588.
  46. С. Я Русская трагедия // Соч. М., 2001. С. 98−127.
  47. Р. А., Коган Л. Н., Руденкин В. Н. Очерки политической теории. Нижневартовск, 1994. 239 с.
  48. Ф. Новая Атлантида // Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 5−291.
  49. А. И. Открывая Замятина // Октябрь. 1987. № 3. С. 18−29.
  50. В. Национальная трагедия: утопия и реальность // Наш Современник. 1989. № 3. С. 172−181.
  51. С. Е. Жизнь это надежда: Введение в философию Э. Блоха. Екатеринбург, 2001. 304 с.
  52. Л. С. Психология чувств. СПб., 2000. 416 с.
  53. А. А. Моя эпоха. М., 1990. 138 с.
  54. В. Н. Наука и утопия. М., 1981. 207 с.
  55. В., Роднянская И. Помеха человек // Новый мир. 1988. № 12. С. 217−229.
  56. Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1991.308 с.
  57. О. А. О тенденциях пролетарской культуры // Пролетарская культура. 1919. № 9. С. 36−44.
  58. М. Н. Андрей Платонов в поисках счастья. М., 1999. 436 с.
  59. М. О. Тройственный образ совершенства. Томск, 1994. 257 с.
  60. ГловелиГ.Д. «Социализм науки»: Мебиусова лента А. А. Богданова. М., 1991. 84 с.
  61. ГловелиГ.Д. Пролетариат, техническая интеллигенция и «новый класс» в организационной концепции А. А. Богданова: Дис.. канд. филос. наук. М., 1993. 204 с.
  62. ГловелиГ. Д. Три утопии Александра Богданова. («Красная звезда», «Инженер Мэнни», «Тектология») // Социокультурные утопии XX века. М., 1988. С. 71−96.
  63. Г. Стадии жизни и творчества А. А. Богданова // Неизвестный Богданов: В 3 кн. М., 1995. Кн. 1. С. 3−14.
  64. М. Н. Вечные ценности русской культуры. К интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54−60.
  65. Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. Антиутопия // Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 23−25.
  66. Е. Е. Теория идеала. Ростов, 1983. 205 с.
  67. Ю. А. Русские мифы или Посиделки с классиками. М., 2003. 48 с.
  68. В. Н. Художественная проза Е. И. Замятина: Творческий метод. Жанры. Стиль: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2001. 34 с.
  69. . Ф. Русские утопии XIX века // Звезда. 1996. № 12. С. 170−178.
  70. . В. Три века русской философии (XIX-XX вв.): Учеб. пособие, Екатеринбург- Нижневартовск, 1995. 226 с.
  71. . В., Любутин К. Н., Русаков В. И., Саранчин Ю. К. История русской философии: Учебник для вузов. Екатеринбург, 2005. 736 с.
  72. В. Н. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX начала XX века: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. СПб., 2000. 23 с.
  73. В. В. История русской философии. М., 1999. Т. 2. 323 с.
  74. ЗиберовД. Замыслы «мирового будущего» // Советская фантастика 20−40-х годов. М., 1998. 463 с.
  75. М. Н. Усомнившийся Платонов // Нева. 1990. № 4. С. 17−32.
  76. Ю. П. Между гармонией и восстанием (проблема социального идеала в русской философии «Серебряного века»). М., 2005. 158 с.
  77. Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. 349 с.
  78. Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968. 319 с.
  79. Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 145−158.
  80. И. А. Творческая идея нашего будущего. Новосибирск, 1991. С. 12−31.
  81. И. А. Политико-правовая утопия в России: Конец XIX начало XX в. М., 1991. 189 с.
  82. Кант И Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. 518 с.
  83. KapaceeJI. Движение по склону (Пустота и вещество в мире А. Платонова) // Страна философов. 1995. Вып. 2. С. 5−38.
  84. Т. Французская революция. История. М., 1991. 575 с.
  85. Ч. С. Утопическое сознание: Сущность, социально- политические функции. Минск, 1989. 191 с.
  86. Киселев .А. А. Одухотворение мира: Н. Федоров и А. Платонов // Страна философов А. Платонова: проблемы творчества. М., 1994. Вып. 1. С. 237−248.
  87. А. И. Народная социальная утопия в России. XIX век. М., 1978.237 с.
  88. Д. Н. Философия техники А.А.Богданова: Дис.. канд. филос. наук. СПб., 1997. 168 с.
  89. Комментарии // Замятин Е. А. Я боюсь / Сост. А. Ю. Галушкина. М., 1999. С. 281−341.
  90. Н. В. Философские искания и особенности художественного метода А. Платонова. Дис.. канд. филол. наук. Новосибирск, 1974. 185 с.
  91. Н. В. Творческая история и биография А. П. Платонова. Дис.. д-ра. филол. наук. Новосибирск, 1992. 288 с.
  92. Н. А. Архитектор «нового мира». К биографии Александра Богданова // Вестник Российск. Академии наук. 1992. № 12. С. 38−87.
  93. И. Е. Духовные факторы в русской философии права XIX нач. XX вв: социально-философский аспект- Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2004. 24 с.
  94. М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление. М., 1993. С. 146−174.
  95. В. А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 22−28.
  96. А. В. Александр Богданов как политик, ученый, просветитель, основоположник методологии системного анализа: Дис.. канд. ист. наук. Томск, 2000. 195 с.
  97. К. Н. «Проблема человека» и философская антропология // Историко-философские исследования: Избранное. Екатеринбург, 2000. С. 4561.
  98. К. Н. Русские версии марксизма: Александр Богданов. Екатеринбург, 2000. 89 с.
  99. К. Н. Социальный проект А. А. Богданова // Судьбы гражданского общества в России: В 2 т. Екатеринбург, 2004. Т. 1. С. 164 179.
  100. К. Н., Пивоваров Д. В. Синтетическая теория идеального // Философская библиотечка учителя. Екатеринбург- Псков, 2000. Вып. 9. С. 52−94.
  101. К. Н., Толмачев В. Д. Александр Богданов: от философии к тектологии. Екатеринбург, 2005. 243 с.
  102. К. Н, Змановский Г. Р. Пролегомены к «богдановщине». Екатеринбург, 1996. 82 с.
  103. К. Утопия и идеология // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 7−277.
  104. Н. Н. Модель сюжета в прозе А. Платонова // Страна философов А. Платонова: проблемы творчества. М., 1994. Вып. 1. С. 274−287.
  105. С. Я. Э. В. Ильенков. М., 2005. 111 с.
  106. Э. Дом и котлован, или мнимая реализация утопии // Андрей Платонов: Мир творчества. М., 1994. С. 284 304.
  107. М. Ю. Платоновская душа: к восстановлению смысла так и не доведенной до конца утопии // Философские науки. 1999. № 1−2. С. 83−113.
  108. Н. Н. Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме // Вопросы философии. 1955. № 8. С. 4−18.
  109. Мор Т. Утопия. М., 1978. 566 с.
  110. Н. С. Идеал проблема выбора // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. 117 с.
  111. И. Н. Социальный идеал и общественная мысль // Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М., 1977. С. 22−68.
  112. Ф. Так говорил Заратустра. СПб. 1982. 334 с.
  113. П. И. Об общественном идеале. М., 1991. 350 с.
  114. А. А. О парадоксах идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. С. 136−155.
  115. Т. Н. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: А. Платонов и западный утопический роман // Вестник Моск. ун-та. 1997. № 1.С. 48−70.
  116. О России и русской философской культуре. М., 1990. 527 с.
  117. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 128−137.
  118. ОруэллД. 1984 // Проза отчаяния и надежды. Д., 1990. 587 с.
  119. ОсичнюкЕ. В. Идеал и деятельность. Киев, 1981. 184 с.
  120. О. В. После Платонова. // Октябрь. 2000 № 6. С. 159−163.
  121. ПантинИ. К, ПлимакЕ. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России 1783−1883 г. М., 1986. 156 с.
  122. ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1985. 311 с.
  123. П. А. История и опыт реконструкции архива А.А.Богданова (Малиновского) 1873−1928. Документы А. А. Богданова и документы о его жизни и деятельности в российских и зарубежных архивах: Автореф. дис.. канд. истор. наук. М., 1994. 26 с.
  124. П. П. Проблема человека в творчестве А.А.Богданова: Дис.. канд. филос. наук. М., 1996. 156 с.
  125. С. М., Фролова И. В. Социальная утопия- тип создания, идеал и эксперимент. Уфа, 1997. 148 с.
  126. В. И. Мировая и отечественная культура: В 2 ч. Екатеринбург- Нижневартовск, 1993. Ч. 1. 256 с.
  127. Г. М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX в.: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1996.30 с.
  128. ПопперК. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992. Т. 1. 244 с.
  129. ПустилъникС. Н. Принцип подбора как основа тектологии А. А. Богданова // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 25−31.
  130. В. С. История мечты и ее крушения // История духовных исканий. М., 1994. С. 9−79.
  131. П. А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности // Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия. 1995. № 2. С. 19−36.141 .Розанов В. В. Религия и культура. М., 1990. 636 с.
  132. АЪ.Рудницкая Н. А. Виды социальных идеалов // Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия. 1987. № 6. С. 5−14.
  133. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М., 1993. 368 с.
  134. Ю. Б. Через 100 и 1000 лет. М., 1961. 128 с.
  135. В. Н. Новый человек: утопия, неизбежность или свободный выбор. Ростов, 2005. 234 с.
  136. В. Н. Эмпириомонизм А.А.Богданова: забытая глава философии науки // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 50−61.
  137. А. История утопий. М., 1910. 458 с.
  138. М. С. Мытарство идеала. К выходу в свет «Чевенгура» Андрея Платонова // Новый мир. 1988. № 5. С. 216−225.
  139. С. Г. Николай Федоров: творчество жизни. М., 1990. 384 с.
  140. Т. Ю. Кризис XX века. М., 2001. 176 с.
  141. B.C. Русская идея // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 219−246.
  142. В. С. Национальный вопрос в России. Выпуск первый // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 259−396.
  143. В. С. Россия и Вселенская Церковь. М., 2000. 367 с.
  144. Э. /СШрошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991. С. 3130.
  145. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. 248 с.
  146. В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии.1994. № 6. С. 10−21.158."Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. М., 1995. Вып. 2.368 с.
  147. Ю. Г. Политология. Тоталитаризм политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1. С. 91−114.
  148. Е. Н. Смысл жизни. М., 1994. 191 с.
  149. Е. Н. Умозрение в красках // Трубецкой Е. Н. Избранное. М., 2000. С. 187−259.
  150. С. В. Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986. 197 с.
  151. ФедоровН. Ф. Философия общего дела. Соч.: В 2 т. М., 2003. Т. 2. 592 с.
  152. И. Г. Замкнутое торговое государство // Соч.: В 2 т. СПб. Т. 2. С. 225−338.
  153. Г. П. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 265−293.
  154. ФлоровскийГ. П. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. № Ю. С. 80−98.
  155. С. Л. Ересь утопизма // Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1992. С. 345−379.
  156. С. Л. Крушение кумиров // Соч. М., 1990. С. 113−182.
  157. ПО. Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. № 5. С. 81−91.
  158. М. Что такое Просвещение? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1999. № 2. С. 145−155.
  159. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 266−477.
  160. А. Н. Система имен персонажей в поэтике повести «Котлован» // «Страна философов» А. Платонова: Проблемы творчества. М., 1995. Вып. 2. С. 54−67
  161. Е. Н., ЭллерЛ, Никё М. История утопии в России // Вопросы философии. 1996 № 12. С. 148−151.
  162. В. А. Крик еретика: Антиутопия Евгения Замятина // Вопросы философии. 1991. № 1.С. 17−27.
  163. В. А. Утопия и свобода. М., 1994. 233с.
  164. ЧалмаевВ. А. Андрей Платонов: Очерки жизни и творчества. Воронеж, 1984. 187 с.
  165. Е. Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. 248 с.
  166. В. К. Утопия и современность // Русские утопии. СПб., 1997. 155 с.
  167. В. П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М., 1995. 207 с.
  168. А. П. «Есть остров на том океане.» Утопия в мечтах и в реальности // О дивный новый мир. М., 1990. С. 23−32.
  169. А. П. Утопия и антиутопия XX века. М., 1990. 124 с.18 В.Шохина В. На втором перекрестке утопии // Звезда. 1990. № 11. С.171−179.1ST .Штурман Д. Человечества сон золотой. // Новый мир. 1992. № 7. С.121−153.
  170. Л. А. Поиски смысла отдельного и общего существования: Об Андрее Платонове. Работы разных лет. М., 1987. 234 с.
  171. Щербаков А. А Сиротство, гражданственность, одиночество и родство в произведениях А. Платонова // Страна философов А. Платонова: проблемы творчества. М., 1994. Вып. 1. С. 265−274.
  172. А. И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977. 275 с.
  173. Kumar К. Utopia and Anti-utopia in Modern Times. N. Y., 1987. P. 100 109.
  174. PolakF. R. Utopian and Cultural Renewal // Utopias and Utopian Thought. Cambridge, 1966. P. 281−295.
  175. Schmidt В. Kritik der reinen Utopie. Stuttgart, 1988. P. 123−145. 197. Weber E. The Anti-utopia he Twenof ttieth Century // The South Atlantic Quarterly. 1959. V. 58. № 3. 441 p.
Заполнить форму текущей работой