Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие механизма корпоративного управления: На примере предприятий газовой промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее основные теоретические разработки и методические положения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в практической деятельности экономических субъектов, совершенствующих корпоративное управление. Реализация… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы корпоративного управления в промышленности
    • 1. 1. Сущность и содержание механизма корпоративного управления
    • 1. 2. Модели корпоративного управления
  • 2. Методические основы оценки уровня корпоративного управления в промышленности
    • 2. 1. Анализ методических подходов к оценке уровня корпоративного управления
    • 2. 2. Оценка уровня корпоративного управления в газовой промышленности
  • 3. Направления совершенствования механизма корпоративного управления
    • 3. 1. Системный подход к совершенствованию мотивационного механизма корпоративного управления
    • 3. 2. Развитие корпоративной культуры и формирование позитивного имиджа корпорации

Развитие механизма корпоративного управления: На примере предприятий газовой промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Трансформационные процессы в российской экономике неизбежно привели к формированию и закреплению корпоративных систем. Эти новые организационно-хозяйственный структуры, объединяющие приватизированные предприятия той или иной технологической сопряженности, уже доказывает свою жизнеспособность и эффективность. Процесс их создания, прежде всего, опирается на новые принципы взаимовыгодного слияния промышленного и финансового капитала, на промышленности на базе акционерного соучредительства решать стратегические проблемы развития производств и повышения его эффективности.

Особое значение эти процессы имеют для газовой отрасли, т.к. динамичное развитие современной цивилизации неразрывно связано с ростом потребления природного газа во всех сферах жизнедеятельности.

Во-первых, это проявляются в интенсивной замене газом традиционных видов топлива в энергетике и на транспорте. В энергобалансе России доля природного газа превышает 50%.

Во-вторых, природный газ является наиболее эффективным сырьем для получения широкого ассортимента синтетической продукции (пластических масс, минеральных удобрений, искусственных волокон и кожи, белково-витаминных концентратов и другой продукции микробиологического синтеза и т. д.).

В-третьих, использование природного газа в технологических целях положительно влияет на развитие отраслей материального производства (улучшаются технология и условия труда, увеличивается мощность орудий труда, повышается качество продукции).

В-четвертых, все большее значение приобретает природный газ в улучшении условий быта и культуры.

Газовая промышленность — сложный комплекс, включающий многие сотни предприятий по разведке, добыче, транспортировке и хранению газа.

При переходе к рыночным отношениям в экономике России газовая отрасль проявила себя как наиболее эффективный сектор топливно-энергетического комплекса страны, обеспечивающий более 40% валютной выручки от экспорта топливно-энергетических ресурсов и более 25% налоговых поступлений в бюджет.

Вместе с тем, несмотря на лидирующее положение отрасли, накопилось достаточное количество проблем, которые в ближайшем будущем могут значительно осложнить деятельность предприятий отрасли. К ним, в первую очередь, следует отнести: истощение ресурсно-сырьевой базы, все больший физический и моральный износ основных фондов, особенно их активной части, падение финансовой устойчивости газовых компаний, несовершенство механизма государственного регулирования, слабость рыночных отношений.

Но, пожалуй, главной проблемой развития отрасли является дальнейшее развитие механизмов корпоративного управления. А это требует, с одной стороны, исследования положительного опыта управления корпорациями и их взаимодействия с государством, с другой стороны, поиска направлений и механизмов совершенствования корпоративного управления для обеспечения эффективности функционирования корпораций, максимального использования потенциала входящих в корпорации хозяйственных организаций.

Значимость развития корпоративных образований для современной экономики России, недостаточная разработанность механизмов реализации инструментного корпоративного управления обусловили актуальность данного исследования. Только разработка эффективного механизма управления корпорациями позволит обеспечить устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие страны.

Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить, что основы корпоративного управления были заложены в работах известных зарубежных ученых — X. Виссельма, Дж.К. Гелбрейта, Э. Кемибелла, К. Лаис, В. Кутера, П. Самуэльсона, А.Дж.Стрикленда, А. Томпсона, А. Чарнеса, А. Берли, Г. Минза, И. Ансоффа, Р. Акоффа, С. Оптнера, С. Янта, А. Маршала, Э. Чемберлена и др. Значительный вклад в становление российской теории и практики корпоративного управления внесли такие исследователи, как С. Авдашева, Ю. Винслав, Ю. Дорошенко, Т. Долгопятова, М. Каган, Г. Клейнер, М. Кныш, А. Колганов, А. Мелентьев, Б. Мильнер, П. Тарубчак, А. Радыгин, Б. Герасимов, М. Афанасьева,.

A. Клепач, Э. Короткое, А. Базилевич, М. Круглов, С. Шувалов,.

B. Дементьев, А. Денисов, С. Жданов, В. Андронов, И. Мазур, В. Шапиро, Н. Ольдерогге и другие, осмыслившие природу корпоративного управления и изучившие его особенности в российских условиях. Некоторые ученые. В том числе А. Антонов, С. Архипов, В. Багиров, А. Блинов, А. Варламова, Т. Каталина, В. Пугачев, Э. Рудых, сконцентрировали свое внимание на проблемах корпоративной культуры и этики. Весьма существенными являются достижения таких специалистов в области оценки эффективности корпоративного управления, как В. Дементьев, Д. Крючин, В. Слепов, Ю. Якутии.

Вместе с тем, несмотря на значительное число публикаций по проблемам корпоративного управления, в силу сложности и многогранности дискуссионными остаются вопросы создания эффективных механизмов корпоративного управления, особенно в части корпоративных стандартов и корпоративной культуры.

Следует также учитывать, что, к сожалению, большинство современных российских исследований в данной области сосредоточены на адаптации зарубежных методик и технологий управления для российских условий. Думается, что подобный подход имеет достаточно много недостатков. И нам представляется, что более перспективным должна стать разработка принципиально иного подхода, основанного не на простом копировании успешных западных моделей, а нацеленного на создание условий для формирования нового российского типа корпоративных отношений, учитывающего исторические, экономические и социальные особенности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ, научно-обоснованных методик оценки корпоративного управления как важнейшего направления структурных преобразований в экономике России.

Достижение поставленной цели потребовало поставить и решить следующие задачи:

— рассмотреть сущность и содержание механизма корпоративного управления в промышленности;

— провести сравнительный анализ различных моделей корпоративного управления;

— выявить особенности формирование и развития российских корпораций по сравнению с зарубежными формами интеграции предприятий;

— проанализировать методические подходы к оценке уровня корпоративного управления;

— исследовать уровень корпоративного управления в газовой промышленности;

— определить направления совершенствования механизма корпоративного управления в газовой промышленности.

Объектом исследования являются промышленные корпоративные субъекты хозяйствования российской газовой промышленности.

Предметом исследования является система организационно-экономических отношений, возникающих в корпорациях в процессе управления их деятельностью, а также направления совершенствования и развития механизма корпоративного управления.

Методология, теоретическая и информационная база исследования. Методологическую основу диссертации составили исследования отечественных и зарубежных ученых по теории корпоративного управления, государственного регулирования монопольных рынков, вертикально-интегрированных структур. При рассмотрении вопроса организационно-экономического механизма управления использовались нормативные акты РФ в области топливно-энергетического комплекса. Общей методологической базой решения поставленных в диссертации задач является системный подход, требующий изучения явлений в развитии, единстве и целостности. При выполнении работы использовались методы системного анализа, моделирования, экспертных оценок.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам теории корпоративного управления, теории организации, экономической динамики, производственного менеджмента, управления рисками, стратегического планирования, экономического анализа. В диссертации использованы работы по проблемам государственного регулирования экономики, а также, А теоретические и эмпирические исследования поведения предприятии в (рыночной экономике.

Информационную база исследования составили Законы Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства РФ. Саратовской и других областей, нормативно-правовые акты по вопросам деятельности корпораций, справочные материалы Госкомстата РФ и Управления статистики Саратовской области, результаты проведенных исследований, опубликованные в научной и периодической литературе, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятий ОАО «Газпром», а также материалы научных и научно-практических конференций по вопросам корпоративного управления газовым комплексом.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— на основе обобщения существующих теоретических подходов уточнено понятие корпорации, которое, по мнению автора, выражает определенный тип социальных отношений, определяющийся взаимодействием экономических интересов всех заинтересованных в развитии корпорации сторон. К основным чертам корпорации необходимо отнести наличие стратегической цели, возможность достижения синергетического эффекта при взаимодействии составляющих элементов, защита общих интересов участников корпорации и наличие соответствующего мотивационного механизма;

— дано развернутое определение механизма корпоративного управления с позиции его трактовки как внешнего и наиболее эффективного уровня управленческой деятельности на предприятиях с акционерной и другой долевой собственностью. При этом автор выделяет имущественные (через участие в капитале) и неимущественные механизмы интеграционных процессов в корпорациях, отмечая, что первые наиболее ведущие к созданию холдингов, типичны для сегодняшней экономики России в связи с неразвитостью культуры корпоративного поведения и недостаточной правовой обеспеченностью корпоративного управления;

— на основании критического анализа существующих методологических подходов к оценке уровня корпоративного управления, выявлены недостатки использования рейтинговой системы оценки и предложено дополнить ее критическим анализом дополнительной системы экономических показателей, позволяющим более объективно подойти к оценке уровня корпоративного управлениячто доказано в работе на основании применения данного подхода в добывающих предприятиях ОАО «Газпром»;

— предложены меры по развитию внутрисистемных мотивационных механизмов, направленные на реформирование институтов корпоративного функционирования, достижения сбалансированности интересов, прав и обязанностей всех участников деятельности корпораций на долгосрочной основе;

— доказано, что в современных условиях одним их главных факторов развития корпоративного управления является совершенствование корпоративной культуры и формирование позитивного имиджа организации, выступающей системой, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов корпорации, управленческого персонала, структурных подразделений и ключевых факторов развития корпорации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее основные теоретические разработки и методические положения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в практической деятельности экономических субъектов, совершенствующих корпоративное управление. Реализация предложенных автором диссертации методических подходов по развитию механизма корпоративного управления может реально повысить эффективность деятельности предприятий газовой отрасли в условиях становления в нашей стране рыночных отношений. Разработанные методические положения и практические рекомендации имеют. В достаточной степени универсальный характер и могут быть применены на любом предприятии, независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и величины.

Основные результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе при изучении курсов «Менеджмент», «Производственный менеджмент» и «Стратегический менеджмент».

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладавались на научных и научно-практических конференциях в гг. Саратове, Волгограде, Пензе в 2003;2005 гг., используются в практической деятельности ОАО «Газпром» и ООО «Югтрансгаз».

Публикация результатов работы. По материалам диссертации опубликована 1 брошюра и 2 статьи общим объемом 3,95 п.л., в том числе авторских — 3,65 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 196 наименований и 6 приложений. Содержание работы изложено на 223 страницах машинописного текста, включая 5 рисунков, 25 таблиц и 3 схемы.

Заключение

.

Выполненные в диссертационной работе исследования позволили автору получить научные и практические результаты, основное содержание которых заклчается в следующем:

1. Успешное функционирование любой экономики будет зависеть от эффективного функционирования каждого отдельного субъекта хозяйствования.

Как показывает мировой и отечественный опыт, функционирование отдельного предприятия существенно зависит от многих внешних факторов, на которые отдельное предприятие очень слабо может воздействовать и практически будет неспособно их изменить в нужное время в требуемом направлении.

Однако то, что практически неспособно сформировать отдельное предприятие, с успехом может быть организовано объединением предприятия с участием финансовых структур.

Именно, поэтому на современном этапе экономического развития важное значение придается развитию различных структур, создающих механизм интеграции.

Таким образом, создание механизма эффективного корпоративного управления взаимодействием между предприятиями обеспечивает максимизацию прибылей всех сфер бизнеса объединения, устойчивое функционирование предприятий, повышает их безопасность при изменении внешних условий. Этим и объясняется рост масштабов корпоративного объединения предприятий во всех развитых странах мира, появление в высокоразвитых странах транснациональных корпораций (ТНК), имеющих свои филиалы в различных частях мира.

2. Целесообразность создания корпоративных объединений обусловлена двумя основными факторами: снижением в них общего уровня трансакционных затрат, приходящихся на единицу продукции, а также положительным влиянием эффекта синергии.

К закономерностям, обеспечивающим синергетический эффект в крупных интегрированных структурах, относятся эффект масштаба, эффект интеграции, эффект комплексных преимуществ и эффект конгломерата.

Эффект масштаба возникает в результате широкомасштабных операций. Так, выпуская большие партии товара, организуя большие отделы сбыта, разветвленную сеть логистики, корпорации добиваются снижения различных издержек и, соответственно, увеличения прибыли. Основан эффект на законе снижения совокупных издержек на 20−30% при каждом удвоении объемов производства и на более полном использовании мощностей.

Эффект интеграции — это эффект от преимуществ, получаемых одним подразделением в процессе разработки, производства и продажи определенной продукции/услуг.

Эффект комплексных преимуществ означает, что пакет услуг, товаров или соглашений при оптовых поставках гораздо более привлекателен, чем каждая отдельная часть или сумма отдельных частей.

Эффект конгломерата означает, что увеличение количества подразделений распределяет риск, тем самым уменьшая его. Интеграция предприятий ведет к образованию синергетических эффектов в организационной деятельности.

3. Современный мир отличает большая неустойчивость и значительное экономическое неравновесие, которое характеризуется несбалансированностью спроса и предложения, производства и потребления, доходов и расходов, инвестиций и потребностей в них. В последние годы рынки и производство постоянно находятся в неравновесном состоянии.

При неравновесном состоянии экономических систем процессы носят несбалансированный характер, а их взаимодействие, как правило, синергетический, нелинейный характер. Таким образом, нестабильность экономической системы является одним из главных факторов, определяющим стремление предприятий к интеграции и корпоративности.

4. В процессе своей эволюции понятие «корпорация» трансформировалось из простого объединения вкладчиков и акционерных в объединения самих акционерных обществ и сфер деятельности, включая производственную, маркетинговую, сбытовую, коммерческую, научную. Целью корпоративных объединений, обществ или союзов оказалась, прежде всего, разработка совместных политик в области бизнеса, интеграции производств и совместных усилий по выживанию участников корпоративных объединений.

Главный определяющий принцип корпорации — системное объединение хозяйствующих субъектов путем их поглощений и слияний в единую экономическую структуру с общими целями и стратегией развития.

Корпорация — это еще и баланс интересов различных внешних и внутренних ее участников.

По мнению автора, корпорация — это форма объединения субъектов корпоративного взаимодействия, выражающая определенный тип социальных отношений, определяющийся взаимодействием экономических интересов всех заинтересованных в развитии корпорации сторон.

К основным чертам корпорации необходимо отнести:

— наличие стратегической цели;

— возможность достижения синергетического эффекта при взаимодействии составляющих элементов;

— защита общих интересов участников корпорации;

— наличие соответствующего мотивационного механизма.

5. Одним из главных элементов корпоративных объединений выступает механизм корпоративного управления.

Среди главных механизмов интеграции российских корпораций можно выделить два: имущественные (через участия в капитале) и неимущественные.

Среди причин повышенного внимания к имущественным механизмам интеграции — реализованная в стране модель приватизации, в результате которой большие надежды на эффективное реструктурирование российской промышленности возлагались на рынок титулов собственности, но пока не оправдываются.

Но мировой опыт доказывает, что комбинирование акционерных и неимущественных механизмов интеграции увеличива гибкость системы координации в промышленности и позволяет повысить эффективность индустриального развития. Об этом свидетельствует широкое распространение и зачастую эффективное функционирование подобного рода комбинированных объединений предприятий, весьма отличающихся от классических холдингов и мультидивизиональных компаний.

Таким образом, по нашему мнению, механизм корпоративного управления является внешним и наиболее эффективным уровнем управленческой деятельности на предприятиях с акционерной и другой долевой собственностью.

6. Экономика каждой страны ищет свою национальную модель корпоративного управления. Как основные проблемы, так и основные методы их решения на этом пути хорошо известны в мировой теории и практике. Однако применять их необходимо основываясь на национальных особенностях, уровне развития экономики, стратегии развития страны, ориентированной на обеспечение национальных интересов.

Сегодня, можно назвать два типа отечественных моделей корпораций, которые в настоящее время показывают и лучшие результаты деятельности, и имеют лучшие перспективы. Первый, и основной тип таких корпораций, представляет вариант структур, созданных на национальной базе с использованием кросс-культурных достижений, например, НК «Лукойл», НК «Сургутнефтегаз», «Норильский никель».

Второй вариант представляют компании со 100% иностранным капиталом (российские отделения ТНК и ГК) или контрольным пакетом акций у иностранных инвесторов. В их числе «Вымпелком», российские холдинги, созданные ABB, Nestle, McDonalds, Coca-Cola. Однако в силу низкой доли иностранных инвестиций, корпораций второго вида существенно меньше.

С точки зрения близости к признанным моделям корпоративного управления, наша модель более близка к немецкой модели, особенно с точки зрения корпоративного права.

Но в отличии от большинства стран ОЭСР, где наблюдается тенденция социализации прав собственности за счет увеличения числа и доли мелких акционеров, в России происходят обратные процессы. В наших корпорациях собственность высоко концентрирована, имеет уникальную структуру и носит преимущественно инсайдерский характер, что естественно, сильно затрудняет классическое разделение собственности и контроля. Именно поэтому сегодня в России мало рыночных корпораций. Среди них назвать, пожалуй, только ОАО «Газпром» (около 8% ВВП России), РАО «ЕЭС» (6% ВВП), холдинговую компанию «Интеррос» (3−4% ВВП), НК «Лукойл» и «ЮКОС», ОАО «АвтоВАЗ» (4% ВВП и более 10% со смежниками), группа «Русский алюминий» (2−3 -е место в алюминиевой отрасли мира), консорциум «Альфа-групп», АФК «Система».

7. Одним из главных элементов корпоративного управления является оценка его уровня. Только количественная оценка позволяет изучить уровень корпоративного управления и повысить результативность управления потенциалом корпорации.

Необходимо отметить, что общемировая практика имеет достаточный опыт по оценке уровня корпоративного управления и диагностике различных его составляющих.

Еще одной формой оценки уровня корпоративного управления является определение авторитетными международными агентствами рейтингов корпоративного управления, особенно для тех корпораций, которые выступает потенциальными объектами инвестиций.

Однако при всем уважении к рейтинговой системе оценки уровня корпоративного управления, по нашему мнению, возникают сомнения в ее объективности. Например, в случае с рейтингом агентства S&P, сама корпорация оплачивает свой рейтинг, а выбор исследуемой корпорации ИКПУ часто определяется интересами инвесторов — постоянных партнеров института.

8. В диссертационном исследовании были предпринята попытка оценить уровень корпоративного управления добывающих компаний корпорации ОАО «Газпром», крупнейшего оператора газового рынка России и крупнейшего российского экспорта топливно-энергетических ресурсов, обеспечившего с 1993 по 2002 г. валютную выручку от экспорта газа в Европу в сумме 87,9 млрд долл. США.

Для оценки уровня корпоративного управления 10 добывающих предприятий ОАО «Газпром», автор остановился на следующей совокупности показателей:

— добыча природного и попутного газа;

— средний дебит газовых скважин;

— коэффициент эксплуатации газовых скважин;

— ввод в эксплуатации газовых скважин;

— ввод в действие основных производственных фондов и структура капитальных вложений;

— численность персоналасреднемесячная заработная плата и социальные выплатыдобыча газа на 1 работника предприятиядобыча газа на 1 рубль заработной платы и социальных выплатобъем инвестиций в геологоразведочные работы, разведочное бурение, сейсморазведочные и другие работызатраты на добычу газа и себестоимость добычи 1 ООО м3 газадивидендная политикакредиторская и дебиторская задолженностьуправленческие расходы.

Проведенный анализ показал, что среди исследованных объектов нет явного лидера по всем показателям.

Повышения уровня корпоративного управления во многом зависит от внутренних факторов, обеспечивающих устойчивое развитие добывающих компаний ОАО «Газпром» в рыночных условиях.

9. Автор видит в качестве направлений совершенствования корпоративного управления в ОАО «Газпром» развитие системного подхода к совершенствованию мотивационного механизма корпоративного управления и формирование корпоративной культуры и позитивного имиджа организации.

Первое направление может быть реализовано через коренное реформирование институтов корпоративного функционирования, достижение сбалансированности интересов, прав и обязанностей всех участников деятельности корпораций на долгосрочной основе. Только в этом случае рассмотренные мотивационные механизмы способны активизировать всех участников и направлять их совместные усилия на решение стратегической задачи — обеспечение конкурентоспособности корпораций.

При этом, очевидно, нужно учесть интересы и еще одной сторонырегиона, чье население занято на этих предприятиях.

Уровень же развития корпоративной культуры данной организации соответствует стадии зарождения, не смотря на то, что акционерами ОАО «Газпром» являются более 600 тыс. человек.

Корпоративная культура ОАО «Газпром» еще не стала базисом формирования корпоративной культуры общества, хотя попытки в этом направлении предпринимаются.

Что касается типизации корпоративной культуры ОАО «Газпром», то, по нашему мнению, она скорее относится к культуре власти с начинающимися тенденциями перехода к культуре задачи.

10. Оценивая в целом роль и значение корпоративной культуры и формирование имиджа организации, следует отметить, что главное внимание должно быть направлено на понимание и активную неформальную поддержку каждым работником (вне зависимости от его статуса) миссии и целей деятельности корпорации, его философии, традиций, отношений с партнерами, конкурентами и потребителями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 марта 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.)
  2. Закон РФ № 190-ФЗ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» (принят Государственной Думой РФ 27 октября 1995 г.).
  3. Закон РФ № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.
  4. Закон РФ № 2116−1 от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  5. Закон РФ № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах».
  6. Закон РФ «О лизинге» (одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 г. и принят Государственной Думой 11 сентября 1998 г.).
  7. Указ Президента Российской Федерации № 2096 от 5 декабря 1993 г. «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и правительства РФ от 6 декабря 1993 г. № 43. ст. 4766.
  8. Указ Президента Российской Федерации № 443 от 1 апреля 1996 г. «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» (в ред. Указа Президента РФ от 24 августа 1998 г. № 986).
  9. Постановление Правительства РФ № 48 от 16 января 1995 г. «О программе содействия формированию финансово-промышленных групп» // Собрание законодательства РФ от 23 января 1995 г. № 4. Ст. 311.
  10. Постановление Правительства РФ № 621 от 22 мая 1996 г. «О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 27 мая 1996 г. № 22. Ст. 2699.
  11. Постановление Правительства РФ № 24 от 9 января 1997 г. «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы» // Собрание законодательства РФ от 20 января 1997 г. № 23. Ст. 388.
  12. Постановление Правительства РФ № 901 «О мерах государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп» от 21 июля 1997 г. // Российская газета. 1997. 2 августа.
  13. Гражданский кодекс Российской Федерации. СПб., 1994.
  14. Конвенция о транснациональных корпорациях (заключена в Москве 06.03.1998) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1998. № 1. С. 20−25.
  15. Распоряжение Госимущества РФ № 106-р от 26 января 19 976 г. «О порядке регистрации финансово-промышленных групп» // панорама приватизации. 1996. № 5.
  16. Приказ ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. № 169 «об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.).
  17. Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. № 66 «Об установлении предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.).
  18. Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. № 67 «О методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке».
  19. Д.А. Стратегическое рыночное управление (бизнес-стратегии для успешного менеджмента). СПб.: Питер, 2002. 542 с.
  20. С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах // Российский экономический журнал. 2000. — № 1.
  21. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М.: экономика, 1989.
  22. Э.А., Ерзнкян Б. А. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. Книга 1. М.: НИИУ, 1992.
  23. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. / Общ. Ред. Данилова-Данильяна В.И. М.6 Прогресс, 1985. — 327 с.
  24. Акофф Р, Планирование в больших экономических системах. М.: Мир, 1972.
  25. В.Ю. Вертикально-интеграционные компании России. М., 1996.
  26. JI.H. Конкурентоспособность продукции: проблемы, пути и средства обеспечения // Стандарты и качество. 1989. -№ 5. С. 20−26.
  27. JI.H. От обеспечения качества к обеспечению конкурентоспособности // Стандарты и качество. — 2002. — № 1. — С. 61−65.
  28. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. 1999. — № 2. — с. 3−20.
  29. В.В. Корпоративное предпринимательство: Менеджмент,. финансы, государственное регулирование. М.: Экономика, с. 226.
  30. В.В. Корпоративный менеджмент в современныхэкономических отношениях — М.6 Зао «Изд-во «Экономика», 2003.-479 с. 'V 33. Анисимов А. Феномен крупной корпорации, или какой рынок намнужен // Российский экономический журнал. — 1992. № 8.
  31. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.416 с.
  32. B.C., Булочникова JI.A., Демидова JI.A. Государственное стимулирование экономического роста. М.: Анкил, 2000.
  33. А.В. Формирование стратегий роста промышленных предприятий в условиях конкуренции. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. экон. наук. М., 2003.
  34. А.В. Деятельность корпораций. М.: Буковица, 1999.
  35. А.В. Управление деятельностью корпораций в России. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени докт. экон. наук. М., 2002.
  36. В.В., Беленький Л. П., Блинов В. В. Корпоративное управление в условиях рынка (на примере финансово-промышленных групп). -М.: Издательство Министерства обороны РФ, 1996.
  37. У.Э. Основные черты российского акционерного общества и американской корпорации // Государство и право. 1998. — № 7.
  38. С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике // Российский экономический журнал. 1997. — № 8.
  39. С., Петров Ю. Приватизируемую экономику спасут банки и ФПГ // Российский экономический журнал. 1995. — № 7.
  40. С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // Российский экономический журнал. 1995. -№ 2.
  41. И. Противоречия корпоративного управления // Co-Общение. 2003. — № 5.
  42. О.В. Финансово-промышленные группы, холдинги и концерны // Законодательство. 1998. — № 2.
  43. И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты: Российский опыт. М.6 Финансовая академия при правительстве РФ, 1999.
  44. И.В., Садовский В.н., Юдин Э. Г. системные исследования и общая теория систем / Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1969. -204 с.
  45. И.В., Юдин Э. Г. Становления и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 271 с.
  46. А.В., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теории и практика. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
  47. С., Ведер Р. Концепция стратегического менеджмента: проблемы международной конкурентоспособности предприятия: Ст. их Швейцарии // Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 5. — С. 9095.
  48. К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997.-356 с.
  49. А.Н. Методические инструменты комплексной оценки экономической эффективности корпоративного управления на промышленныхпредприятиях Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Казань, 2001.
  50. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Филинъ, 1997.
  51. А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: Организация и методология. М.: Финансы и статистика, 1991. -78 с.
  52. Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур // Российский экономический журнал. 1997. — № 1.
  53. Ю. Отечественные ФПГ: достигнутые рубежи и задачи развития // Российский экономический журнал. 1997. — № 9.
  54. Ю. Результаты мониторинга деятельности финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал. 1997. — № 10.
  55. Ю. Российские ФПГ: пройденный путь и императивы роста // Российский экономический журнал. 1996. — № 5−6.
  56. Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. 2001. -№ 2.
  57. Ю. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями // Российский экономический журнал. 2001. -№Ю.
  58. Ю., Войтенко А., Германова И., Ворощук А. Развитие постсоветских ТНК: Экономические, правовые и политические проблемы // Российский экономический журнал. 1999. -№ 4.
  59. Ю., Германова И. Холдинговые отношения и правообеспечение их становления в России и СНГ // Российский экономический журнал. 2001. — № 4.
  60. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. — 1998. № 11−12.
  61. Ю., Савченко В. Российское предпринимательство: корпоративная ипостась // Российский экономический журнал. 1997. — № 2.
  62. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для процветания. М.: Финпрогресс, 2002.
  63. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.292 с.
  64. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарики., 2000.528 с.
  65. И.Г. Организационные формы интеграции компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. -№ 6.
  66. Газовая промышленность, 2002. Экономико-статистический обзор. -М.: ИРЦ Газпром, 2003. 256 с.
  67. .Н., Морозов В. В., Сероногов В. В. Корпоративное управление: содержание, структура, процессы. Самара: СГАУ, 2003. — 96 с.
  68. .н., Сероногов В. В. Корпоративное управление. -Самара: СГАУ, 2004. 236 с.
  69. Годовой отчет ОАО «Газпром», 2002. М.: ИРЦ Газпром, 2003. — 78с.
  70. С. Транснационализация российских ФПГ // Российский экономический журнал. 1996. -№ 7.
  71. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, 1997.
  72. Н., Бутрин Д. Алексей Миллер выпускает газ // Коммерсант, № 50,23.03.2005 г., с. 1,7.
  73. Э.И. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. М.: ООО «Инограф», 2000.
  74. В. Финансово-промышленные группы в стратегии реформирования российской экономики // российский экономический журнал. -2000. -№ 11−12.
  75. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2002. — 416 с.
  76. П. Корпоративизм, рыночная активность и культура управления // Проблемы теории и практики управления 2001. — № 4.
  77. Е.Л., Либман A.M. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 4.
  78. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. -М.: Совм. Предпр. «Бук Чембэр Интернешнл», 1992. 349 с.
  79. Д.В. Российская экономика на мировом рынке: проблема конкурентоспособности // Общество и экономика. 1993. -№ 3. — С.32−44.
  80. С.А. Механизм мотивации промышленных предприятий: Производство. Безопасность. Риски. Саратов: СГСЭУ, 2002.
  81. .Ф. и др. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. М.: Экзамен, 2001. С. 35−36.
  82. С. Оперативный контроль над холдингом. // Финансовый директор. 2003. — № 1.
  83. А. От разрозненных элементов к полноценной корпорации. (www.aup.ru).
  84. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
  85. В. Цели и структура корпорации как основы ее конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 3.
  86. Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности // Вопросы экономики, 2000, № 1, с. 119.
  87. . Деловая стратегия / пер. с англ.: науч. Ред. И авт. Послеслов. В. А. Приписов. -М.: Экономика, 1991.-239 с.
  88. С. Эффективность корпоративных структур // РИСК. -2000.-№ 1−2.
  89. Т. Концепции холдинга: организационные структуры и управление. Обнинск: ГЦПИК, 1996.
  90. Э., Лаис К. С. Стратегический синергизм. СПб.: Питер, 2004.-416 с.
  91. Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. — № 10.
  92. Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике // Вопросы экономики. 2000. — № 8.
  93. Г., Нагрудная Н. Структурно-интеграционные процессы в экономике: принципы формирование и возможности финансово-промышленных групп // Экономика и математические методы. 1995. — Т.31. -Вып. 2.
  94. Кодекс корпоративного управления (поведения) ОАО «Газпром» / Утверждено годовым общим собранием акционеров ОАО «Газпром», Протокол № 1 от 28.06.2002 г. М., 2002. 12 с.
  95. Коллективный договор между ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром» на 2002−2003 годы / Принят конференцией работников ОАО «Газпром» 26.04.2002 г. М.: ИРЦ Газпром», 2002. — 50 с.
  96. Е. Влияние репутации компании на привлечения инвестиций // Управление компанией. 2002. — № 5.
  97. Э.М. Исследование систем управления. — М.: ДеКа, 2003.336 с.
  98. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1998. 304 с.
  99. Э.М. Концепция российского менеджмента. М.6 ДеКа, 2004 .- 896 с. 104. корпоративное управление в переходных экономиках: инсайдерский контроль и роль банков / Ред. Аоки М., Ким Х. К. СПб.: Лениздат, 1997.
  100. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. — Пер. с англ. М.: «Джон Уайли энд Санз», 1996.
  101. Корпоративное управление. М.: «Джон Уайли энд Санз», 1995.
  102. Корпоративное управление. Основные проблемы и конфликты // Экономика и жизнь. 2000. — № 51.
  103. Ю. Хорошая история корпоративного управления. // Самарское обозрение. 2002. -№ 51.
  104. Ю. Что такое корпоративное управление и как его измерить // Корпоративное издание ОАО «Связьинвест». 2003. — № 5.
  105. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя. Вопросы экономики. — 2000. — № 5.
  106. Ш. Кулаков А. Корпоративное управление и корпоративная революция. // Co-Общение. 2003. — № 5.
  107. О. Понятие «корпоративное управление» экономисты трактуют двояко. // Экономика и жизнь Сибирь. 2002. — № 172.
  108. П. Миф о корпоративной культуре // Искусство управления. -2001.- № 5.
  109. О.т., Каньковская А. Р. основы менеджмента СПб.: ИД «МиМ», 1998.- 192 с.
  110. Е.В. Корпоративный бизнес. Минск: Армита-маркетинг-менеджмент, 2001. 44 с.
  111. Е.В., Цветков В. А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. М.: АПФ «Экономика и жизнь», 1998.
  112. И. Торгово-промышленные группы. М.: Экономика, 1999. С. 223.
  113. А.А., Скобликов В. Э. проблема формирования национальной модели корпоративного управления // Кубанские новости. — 2002.-№ 64.
  114. Д., Сейлер Хессель Д., Мейер К. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. М.: Прогресс. 1992.
  115. А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал. 1994. -№ 11.
  116. И.И., Шапиро В. Д., Оллерогге Н. Г. и др. корпоративный менеджмент. М.: Высшая школа, 2003. — 1077 с.
  117. Ф. Теории фирмы: маржинальные, бихевиористкие и управленческие. В. кн.: Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995.
  118. В.Д. Корпоративная реформа: партнерство ради стабильности. // Бизнес АКАДЕМИЯ. 2002. — № 3.
  119. Т.Н. Типы отношений в деятельности корпораций // Бизнес академия. 2003. — № 6.
  120. С. проблемы корпоративного управления в России. // Управление компанией. 2003. — № 5.
  121. А., Савулькин Л. Корпоративное управление и его влияние на поведение приватизационных предприятий // Вопросы экономики. 1998. -№ 7.
  122. В.И. исследование систем управления. М.: экзамен, 2002.384 с.
  123. Научные основы управления социалистическим производством / Под ред. Д. М. Крука. М.: экономика, 1978. — 280 с.
  124. А. Становление системы управления финансово-промышленными группами // международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 1996. № 2.
  125. О. Современный корпоративный конфликт // Вопросы экономики. 2003.-№ 10.
  126. Ю. Реформа корпоративный институтов и создание социального рыночного хозяйства // Российский экономический журнал. 2000. -№ 4.
  127. В.И. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. М. — 1999.
  128. А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп // Экономист. 1994. -№ 12.
  129. М. Международная конкуренция / Под ред. В. Д. Щетина. -М.: Международные отношения, 1993.
  130. М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.: изд. дом «Вильяме», 2000.-495 с.
  131. С.Н. Организационно-экономическое обеспечение эффективности функционирования интегрированных корпоративных структур / Автореф. дис. на соис. уч. степ. канд. экон. наук. — Белгород, 2005 24 с.
  132. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления Воронеж, 1995.
  133. А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы // Вопросы экономики. 2001. — № 1.
  134. .А., Голубков Е. П., Пекарский JI.C. Системный подход в перспективном планировании. -М.: Экономика, 1975.
  135. JI.A. Современные принципы управления сложными объектами. М.: советское радио, 1980. — 232 с.
  136. JI.C. Системный подход к экономическому потенциалу // Финансы и кредит. 2002. -№ 21.
  137. В.Н. Основы системного анализа. СПБ.: ИД «Бизнес-пресса», 2002. — 326 с.
  138. Л.П., Бартенев А. Е. Корпоративные образования в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, № 6.
  139. Н.М. Введение в проектирование систем управления. М.: Энергоиздат, 1986.-248 с.
  140. В.В. и др. Финансово-промышленные группы: проблемы становления, функционирования, моделирования. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996.
  141. А.А. и др. Интегрированные финансово-промышленные структуры. Производственные объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. СПб.: Наука, 1996.
  142. О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. / Пер. с англ. // Теория фирмы. / Под ред. Гальперина В. М. СПб.: Экономическая школа, 1995.
  143. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе / под ред. Е. П. Голубкина. М., 1999.
  144. Управление: кодекс корпоративного поведения призван сделать российский бизнес эффективным. // Сибирский посад. 2001. — № 43.
  145. ЭЛ., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы. -М.: ЭКМОС, 1998.
  146. В. Холдинг: эволюция, сущность, понятие // Хозяйство иправо. 1996.-№ 12.
  147. А.Б. Управление корпоративным капиталом. — М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 1999.
  148. Финансовый отчет ОАО «Газпром», 2002. М.: ИРЦ Газпром, 2003.68 с.
  149. И.А. корпоративное управление: Вопросы интеграции. -М.: АЛЬПИНА, 2000.
  150. С.Б. Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету. М., 2000.
  151. В. Корпоративный менеджмент: попытка упорядочения методологического хаоса // Экономические стратегии. 2003. — № 4.
  152. В.И., Жуплев А. В., Володин А. А. Корпоративный менеджмент: опыт в России и США. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.
  153. И. Корпоративное управление и корпоративный контроль в холдинговой компании // Хозяйство и право. 25/03/2003, с. 15.
  154. И.С. Холдинги: правовой и управленческий аспекты. // Холдинги: правовой и управленческий аспекты (Библиотечка РГ). 2002. — № 11.
  155. О.В. Корпоративные стратегии предпринимательства в современной мировой экономике. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  156. Шнейдман JI.3. Принципы корпоративного управления, или как успешно работать с инвесторами. Бухгалтерский учет. 2000. № 2Ю с. 55−60.
  157. С.А. Повышение эффективности функционирования промышленных корпораций. Саратов: СГСЭУ, 2004. — 144 с.
  158. С.А. Проблемы корпоративного менеджмента: теория и практика. Саратов: СГСЭУ, 2003. — 252 с. и
  159. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  160. Эксперт 2000: ежегодный рейтинг крупнейших компаний России // Эксперт. 2001. — 24 сентября. — № 35.
  161. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. М.: АКАЛИС, 1996 — 272 с.
  162. А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. М.: Финансы и статистика, 1991. — 191 с.
  163. Ю. Господдержка и госрегулирование крупных корпораций в аспекте реализации их антикризисно-реформационного потенциала // Российский экономический журнал. — 1999. -№ 5−6.
  164. Ю. Проектирование и инвестирование наукоемких корпораций // Российский экономический журнал. 1998. — № 3.
  165. Ю.В. интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. М., 1999.
  166. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: Методология, оценка, регулирование. Саратов, Изд. центр СГЭА, 1997.
  167. J.B., «Firm Resources and Sustained Competitive Advantage», Journal of Management, vol. 17, no. 1, 1991, p. 99−130.
  168. Bartlett С.A. and Ghoshal S., «Managing Across Borders: New Organizational responses», Sloan Management Review, Fall 1987.
  169. Biggadike F.R., Corporate Diversification Entry Strategy and Performance, Cambridge, MA: Harvard University Press 1976. (См. гл. 7 «The Impact of Relatedness and Performance»).
  170. Buzzell Robert D. and Gale Bradley T» The PIMS Principles: Linking Strategy to Performance, The Free Press, 1987.
  171. Fortier C., Cook, D. Smith, Khodjamirian, A. and De la Torre, J., 'BOK Fifishes', in Davidson, W.H. and de la Torre, J., Managing the Global Corporation: Case Studies in Strategy and Management, McGraw-Hill inc., new York, 1989.
  172. Goold M., Campbell A. and Alexande M., Corporate-Level Strategy, Chapter 7 «Linkage Influence», John Wiley & Sons, Inc., New York, 1994.
  173. Klein В., Crawford R., Alchian A. vertical Integration, Appropriable Rents and the Competitive Contracting Process. Journal of Law and Economic, 1978, vol. 21, p. 297−326.
  174. Lutgart Vanden Berghe, Liesbeth De Ridder. International Standardisation of Good Corporate Governance. Kiliwer Academic Publishers, 1999, p. 21.
  175. Markides C.C. and Wiliamson P.J., «Related Diversification, Core Competences and Corporate Performance», Strategic Management Journal, vol. 15, p. 149−65, 1994.
  176. Pearce J.A., Robinson R.B. Strategic Management. Homewood, 1985.
  177. M.E. 1996 «What is Strategy?» Harvard Business Review November December Review.
  178. Porter M.E., Competitive Advantege, Free Press, New York, 1985.
  179. M.E. 'From competitive Advantage to Corporate Strategy', Harvard Business Review, 65 (3), 1987, p. 43−59.
  180. Prahalad C.K. and Hamel G., «The Core Competence of the Corporation», Harvard Business Review, May-June 1990, p. 79−91.
  181. R.P., 'Diversification Strategy and Profitability', Strategic Management Journal, vol. 3, 1982, p. 359−369.
  182. Scendel D.E., Hatten K.J. Business Policy or Strategic Management // Academy of Management Proceedings. 1972. August.
  183. Shieifer A., Summers L. Breach of Trust in Hostile Takeovers. Incorporate Takeovers: Causes and Consequence. Ed. By A. Auerbach. Chicago, Chicago University Press, 1988.
  184. F., «merger Motives and Merger Prescriptions», Strategic Management Journal, vol. 11, 1990.
  185. Zabihollah Rezaee Financial Statement Fraud: Prevention and Detection, 2002, p. 118.
Заполнить форму текущей работой