Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние электротермического воздействия молнии на безопасность полетов воздушных судов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время испытания авиационных конструкций и материалов на молниестойкость производят путем воздействия на них электрическими разрядами, воспроизводящими параметры тока молнии. Принято выделять три составляющие тока молнии — импульсную, среднюю и постоянную /20, 21, 24/. Причем различают два типа импульсной составляющей (ИС). Первая ИС имеет амплитуду тока 200 кА и переносит заряд… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПОВРЕЖДЕНИЕ ВС МОЛНИЕЙ. ПАРАМЕТРЫ ТОКОВ МОЛНИЙ. МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ КОНСТРУКЦИЙ ВС НА МОЛНИЕСТОЙКОСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭРОЗИИ
    • 1. 1. Статистика поражений и повреждений конструкций ВС молниевыми разрядами
    • 1. 2. Параметры импульсных составляющих токов молний, поражающих ВС
    • 1. 3. Параметры импульсных составляющих токов молний, поражающих наземные объекты
    • 1. 4. Существующие нормы, методы и результаты испытаний на молниестойкость
    • 1. 5. Методы и результаты исследований электрической эрозии в смежных областях науки и техники
    • 1. 6. Физические процессы, протекающие при электрической эрозии металлических конструкций
    • 1. 7. Анализ теоретических моделей электрической эрозии
  • ВЫВОДЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Определение основных параметров испытательного разряда
    • 2. 2. Блок-схема и принципиальная схема генератора импульсного тока
    • 2. 3. Расчет параметров основных конструктивных узлов генератора импульсного тока
      • 2. 3. 1. Расчет индуктивности и активного сопротивления всего разрядного контура
      • 2. 3. 2. Расчет индуктивности и активного сопротивления емкостного накопителя энергии
      • 2. 3. 3. Оценка индуктивности и активного сопротивления разрядной камеры
      • 2. 3. 4. Оценка индуктивности и активного сопротивления токопровода
      • 2. 3. 5. Обоснование конструкции и размеров разрядной камеры
      • 2. 3. 6. Выбор сопротивления, шунтирующего канал разряда
      • 2. 3. 7. Определение поперечных размеров разрядной камеры по измерениям поперечных размеров канала разряда
      • 2. 3. 8. Конструкция разрядной камеры
    • 2. 4. Система измерений
      • 2. 4. 1. Электрические измерения параметров установки
      • 2. 4. 2. Измерение параметров электрической эрозии
    • 2. 5. Выбор условий проведения эксперимента
      • 2. 5. 1. Условия инициирования разряда
      • 2. 5. 2. Выбор длины разрядного промежутка
  • ВЫВОДЫ
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ СИЛЬНОТОЧНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РАЗРЯДА
    • 3. 1. Зависимость глубины электрической эрозии от типа материала и его термической обработки
    • 3. 2. Влияние лакокрасочного покрытия на глубину кратеров электрической эрозии
    • 3. 3. Зависимость глубины кратеров эрозии от параметров разряда
      • 3. 3. 1. Влияние на глубину электрической эрозии величины электрического заряда, переносимого разрядом, и числа разрядов
      • 3. 3. 2. Влияние амплитуды тока
      • 3. 3. 3. Влияние полярности разряда
    • 3. 4. Исследование скрытых дефектов
    • 3. 5. Исследование микротвердости материала в зоне воздействия разряда
  • ВЫВОДЫ
  • 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ РАСЧЕТА ГЛУБИНЫ КРАТЕРОВ ЭРОЗИИ
    • 4. 1. Обоснование теоретической модели
    • 4. 2. Вывод расчетного соотношения для определения глубины кратеров эрозии
    • 4. 3. Сравнение теоретических результатов с экспериментом и данными опыта эксплуатации ВС
  • ВЫВОДЫ
  • 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ ВС, ПОВРЕЖДЕННЫХ МОЛНИЕЙ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ НА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВС

Влияние электротермического воздействия молнии на безопасность полетов воздушных судов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воздушный транспорт, будучи неотъемлемой частью единой транспортной системы, призван обеспечить своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках.

Выполнить поставленную задачу можно лишь путем внедрения новой авиационной техники с обеспечением высокой безопасности и регулярности полетов воздушных судов (ВС), которые, в свою очередь, зависят от обеспечения полетов в сложных метеорологических условиях. Одним из важных факторов, влияющих на безопасность полетов в сложных метеорологических условиях, является поражение ВС молнией. Молниями поражаются все типы ВС в любое время года и в любое время суток. Поражения происходят на любой высоте, доступной ВС гражданской авиации, на любом этапе полета и в любую погоду /112/. По данным ИКАО авиационные происшествия, связанные с поражением ВС молнией, составляют около 11% происшествий, обусловленных неблагоприятными метеоусловиями/13/.

По зарубежным источникам /14−15/ самолеты ГА поражаются молниями в среднем через 2000;2500 часов налета. Дальнейшее развитие авиационной техники приводит к интенсификации воздушного движения и сужению коридоров полета, что увеличивает вероятность встречи ВС с грозовым очагом.

Поражение ВС молнией приводит к большим экономическим потерям вследствие простоя и затрат на ремонт, не говоря уже об отрицательном психологическом воздействии на экипаж и пассажиров. Поэтому проблема безопасности полетов в условиях электрической активности атмосферы признается весьма актуальной. В России и за рубежом интенсивно проводятся научные исследования в области взаимодействия ВС с атмосферным электричеством, а также разработка мер по обеспечению безопасности полетов в этих условиях.

При поражении ВС молнией наряду с повреждениями авиационного радиоэлектронного оборудования, а также с нарушением работы двигателей, происходит повреждение элементов конструкции в виде оплавлений и прожогов материала, деформацией конструкций и др. /1, 4, 8, 9/. Наиболее опасным воздейст5 вием непосредственно в момент поражения является электротермическое воздействие молнии на обшивку в зонах расположения топливных баков, поскольку оно может привести к взрыву паров топлива. В литературе имеются сведения об авиационных происшествиях и катастрофах, вызванных этой причиной /18,19, 23/.

Разработка мероприятий по безопасности полетов в условиях возможного попадания молнии в жизненно важные зоны ВС, а также по его восстановлению и ремонту после удара молнии требует решения актуальной задачи исследования процессов электрической эрозии авиационных конструкций и материалов с учетом их эксплуатации, а также разработки методов проведения испытаний элементов конструкций ВС на стойкость к электротермическому воздействию молнии.

Состояние вопроса.

В настоящее время испытания авиационных конструкций и материалов на молниестойкость производят путем воздействия на них электрическими разрядами, воспроизводящими параметры тока молнии. Принято выделять три составляющие тока молнии — импульсную, среднюю и постоянную /20, 21, 24/. Причем различают два типа импульсной составляющей (ИС). Первая ИС имеет амплитуду тока 200 кА и переносит заряд не менее 4 Кл. Вторая ИС имеет амплитуду тока 100 кА, заряд переносимый ею, не нормируется, но он значительно меньше, чем у первой ИС. Средняя составляющая (СС) имеет амплитуду тока 2−7 кА и переносит заряд 10 Кл. Постоянная составляющая (ПС) при токе 200- 400 А переносит заряд 200 Кл. Различные зоны планера ВС могут поражаться как отдельными составляющими молнии, так и различными их комбинациями /22−24/. Для выявления механизмов и количественных характеристик электрической эрозии необходимо знать действие, оказываемое на авиационные конструкции и материалы как каждой из составляющей молнии в отдельности, так и при различных их сочетаниях. 6.

Известны обширные данные по исследованию электрической эрозии металлических материалов при воздействии на них разрядами с параметрами, соответствующими ПС и СС молнии /25−39/. Существенно меньше данных по электрической эрозии металлических конструкций и материалов при воздействии на них сильноточных разрядов с параметрами, характерными для первой ИС, хотя известно, что в 70% случаев молния содержит лишь ИС /25, 26, 39, 40/. В основном эти исследования относятся к смежным областям науки и техники и касаются электрической эрозии, например, контактов сильноточных коммутаторов, электродов МГД-генераторов и плазмотронов /41−47/. Однако, при этом слабо исследована эрозия конструкционных авиаматериалов, в том числе с окрашенной поверхностью.

Настоящая диссертационная работа посвящена решению актуальной научной задачи, относящейся к проблеме обеспечения безопасности полетов ВС в условиях электрической активности атмосферы в части обеспечения стойкости элементов конструкции к электротермическому воздействию молнии.

В соответствии с изложенным, целью работы является: исследование электротермической стойкости авиационных конструкций и материалов к воздействию импульсной составляющей тока молнии с учетом условий их эксплуатации и разработка методов испытаний.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Разработка методики лабораторного исследования последствий электротермического воздействия ИС тока молнии на окрашенные элементы конструкции ВС, в том числе: а) выбор параметров электрического разрядаб) выбор длины разрядного промежуткав) исключение магнитных полей обратных токопроводовг) обоснование способа инициирования разряда.

2. Разработка экспериментальной установки для исследования электротермического воздействия сильноточных импульсных разрядов на окрашенные металлические элементы конструкции ВС. 7.

3. Экспериментальное исследование электрической эрозии элементов конструкций ВС, возникающей при воздействии сильноточного импульсного разряда, воспроизводящего ИС тока молнии в зависимости от: а) типа и термической обработки металлических материаловб) параметров лакокрасочных покрытий (ЛКП), наносимых на поверхность конструкциив) полярности разрядаг) амплитуды тока разрядад) величины переносимого электрического зарядае) количества импульсов в разряде;

4. Исследование скрытых дефектов и локальных областей разупрочнения в зоне воздействия разряда.

5. Разработка математической модели электрической эрозии окрашенных металлических материалов при воздействии на них ИС тока молнии.

На защиту выносится совокупность научных положений и результатов, лежащих в основе решения проблемы обеспечения молниестойкости металлических окрашенных элементов конструкций ВС при воздействии на них импульсной составляющей тока молнии, их последующего технического обслуживания и ремонта, а именно:

1. Экспериментальная установка и методика исследований последствий воздействия сильноточного электрического разряда, воспроизводящего ИС тока молнии, на окрашенные металлические материалы.

2. Экспериментальные данные по электрической эрозии окрашенных металлических элементов конструкций ВС с учетом их конструктивных особенностей и условий эксплуатации.

3. Результаты экспериментального исследования скрытых повреждений и местного разупрочнения возникающих в зоне воздействия разряда.

4. Разработка теоретической модели электрической эрозии окрашенных металлических материалов при воздействии сильноточных импульсных разрядов.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:

1. Проведено теоретическое и экспериментальное обоснование конструкции разрядной камеры, предназначенной для исследования электротермического воздействия на окрашенные элементы конструкции ВС сильноточных импульсных разрядов, воспроизводящих ИС тока молнии.

2. Получены экспериментальные данные о зависимости глубины кратеров электрической эрозии на окрашенных элементах конструкций ВС в зависимости от: а) типа и термической обработки металлических материаловб) параметров и характеристик ЛКПв) полярности разрядаг) амплитуды тока разрядад) величины переносимого разрядом электрического зарядае) количества импульсов в разряде.

3. Изучены скрытые дефекты и зоны локального разупрочнения материала, возникающие в конструкции ВС после воздействия ИС тока молнии.

4. На основании выбранной математической модели получена формула для определения глубины кратеров электрической эрозии при воздействии сильноточных разрядов на окрашенные металлические материалы.

Практическая значимость работы состоит в том, что использование ее результатов позволяет:

1. Разработать методику лабораторных исследований электротермических процессов при воздействии молнии на элементы конструкции ВС.

2. Сформулировать технические требования по обеспечению молниестой-кости элементов конструкций ВС, как на стадии проектирования, так и при эксплуатации.

3. Разработать дополнения в Нормы летной годности ВС и в Методы определения соответствия этим нормам в части обеспечения соответствия молние-стойкости металлических элементов конструкции и их живучести при последующей эксплуатации.

4. Разработать соответствующие разделы в Регламенты технического обслуживания и ремонта ВС после поражения молнией, а также дополнений в Технологические указания, связанные со спецификой повреждения элементов конструкции разрядами атмосферного электричества.

Апробация результатов работы.

Основные результаты работы докладывались на: I Всесоюзной научно-технической конференции «Безопасность полета в условиях опасных внешних воздействий» (Киев, 1981 год) — IV, V Всесоюзных конференциях по безопасности полетов (Ленинград, 1985 и 1988 гг.) — научно-технических конференциях МИИ-ГА (1981;1996 год). В полном объеме работа была доложена на расширенном семинаре в лаборатории молниезащиты ГосНИИ ГАНаучном семинаре кафедры техники и электрофизики высоких напряжений МЭИрасширенном заседании кафедры физики МИИГА.

Внедрение результатов работы.

Полученные в диссертации экспериментальные результаты, теоретические положения, обобщения и практические рекомендации внедрены в виде: «Технических требований по эксплуатационной надежности и живучести элементов конструкции воздушных судов ГА после поражения разрядом атмосферного электричества», согласованных ГосНИИ ГА, ЛИИ МАП и утвержденных заместителем начальника ГлавНТУ МГА- '" Дополнений и изменений Регламента и Технологических указаний по самолету ТУ-134″, утвержденных заместителем начальника ГУЭАТ МГА.

При проведении НИР: «Внедрение результатов исследования влияния ЛКП на молниестойкость обшивки ВС» (№ ГР 75 017 940) — «Определение исходных данных для оптимизации средств защиты летательных аппаратов гражданской авиации от воздействия атмосферного электричества» (№ ГР 78 015 018) — «Исследование молниестойкости материалов конструкций самолетов и новых.

10 авиационных материалов" (№ ГР 81 037 090) — «Проведение исследований по нормированию электрических воздействий на ВС и методов сертификационной оценки средств защиты» (№ ГР 1 860 006 287) — «Исследования с целью разработки рекомендаций по выполнению полетов в зонах электрической активности атмосферы» (№ 18 601 118 393) — «Проведение исследований с целью разработки технологии ремонта самолета после поражения молнией» (№ ГР 1 880 043 428). Результаты работы также внедрены в АТБ 2-го Тюменского объединенного авиаотряда в виде рекомендаций по технологии ремонта авиационной техники после поражения ВС разрядом атмосферного электричества.

Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 17 работ.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав и заключения.

ВЫВОДЫ.

1. Обоснован выбор математической модели для расчета глубины кратеров электрической эрозии, возникающих на окрашенных поверхностях конструкций ВС при поражении их импульсной составляющей тока молнии.

2. На основании выбранной математической модели получено аналитическое выражение для расчета глубины кратеров электрической эрозии.

3.Сравнение значений глубин кратеров, известных из эксплуатации ВС с экспериментальными и рассчитанными аналитически, подтвердило возможность использования полученной формулы для расчета глубины кратеров.

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ ВС, ПОВРЕЖДЕННЫХ МОЛНИЕЙ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ НА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВС.

Проведенные испытания элементов конструкций ВС на молниестойкость к воздействию импульсной составляющей тока молнии дают научную основу разработкам регламента технического обслуживания и ремонта конструктивных элементов после поражения разрядами атмосферного электричества.

Существующие технологические указания /167/ предписывают при наличии на обшивке ВС точечных оплавлений глубиной более 0,12 мм, засверлить отверстие на пораженном участке и установить заклепку. При меньших размерах зоны оплавления рекомендуется сгладить острые кромки оплавления обшивки и восстановить лакокрасочные покрытия.

С целью повышения молниезащищенности ВС и уменьшения последствий поражения их разрядом атмосферного электричества при последующей эксплуатации необходимо:

1. После поражения ВС молнией тщательно отыскивать все места привязки разряда к корпусу. В дополнение к регламентам ремонтных работ после поражения молнией проводить по возможности установку заклепок на всех местах привязки разряда к обшивке ВС, независимо от глубины кратеров. Диаметр заклепок, когда повреждение идентифицировано, как воздействие импульсной составляющей молнии, должен быть на 2−2,5 мм более видимого следа поражения.

2. При отсутствии возможности поставить заклепку в условиях АТБ, после сглаживания острых кромок, зачистки и окрашивания поврежденных мест, необходимо место повреждения промаркировать и записать в формуляре данного самолета, как точку периодического осмотра с целью контроля возможного прорастания и развития трещин.

3. При обновлении лакокрасочного покрытия тщательно удалять старое покрытие. При нанесении нового покрытия точно выдерживать его толщину согласно ТУ. Особенно важно не допускать увеличения толщины покрытия до.

120−160 мкм, т.к. в этом диапазоне толщин покрытий глубина кратеров после поражения ВС импульсной составляющей максимальна.

4. В молниеопасных зонах (например, зоны расположения топливных баков) преимущественно применять покрытия, имеющие по ТУ наименьшую толщину.

5. Не наносить лакокрасочное покрытие на молниезащитные шины, т.к. их защитные свойства снижаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одним их важных факторов, влияющих на безопасность полетов, является стойкость конструкции и систем ВС к поражающему воздействию молнии. Средний налет на одно поражение составляет 2 — 2,5 тыс. часов. При поражении ВС молнией наряду с повреждениями авиационного и радиоэлектронного оборудования, а также с нарушением работы двигателей, происходят повреждения элементов конструкций в виде оплавлений и прожогов материала. Наиболее опасным повреждением обшивки является ее сквозной прожог в месте расположения топливных баков, т.к. он может привести к взрыву паров топлива. Сведения о подобных случаях имеются.

С целью создания научной основы для обеспечения безопасной эксплуатации ВС, разработки технических требований к перспективной авиационной технике и норм летной годности в частности молниестойкости и живучести систем планера после поражения ВС молнией, а также эффективной организации ремонтно-восстановительных работ проведено обобщение известных данных, выполнены экспериментальные и теоретические исследования электрической эрозии металлических окрашенных конструкций ВС при поражении их сильноточными электрическими разрядами, воспроизводящими импульсную составляющую тока молнии.

Для выполнения поставленной цели:

1. Обоснована необходимость проведения исследований электрической эрозии металлических окрашенных конструкций ВС, возникающей при поражении их импульсной составляющей тока молнии.

2. Проведен анализ амплитуд токов молнии, поражающих ВС в полете и наземные сооружения. Показано, что максимальная амплитуда токов молний, поражающих ВС в полете составляет 60 — 70 кА, что намного меньше максимальных амплитуд токов молний, поражающих наземные объекты и составляющих ® 100 кА.

3. На основании анализа существующих норм летной годности и методов испытаний на молниестойкость конструкций ВС, также с учетом параметров то.

153 ков молний, поражающих ВС, выбрана форма тока разряда, воспроизводящего импульсную составляющую (ИС) тока молнии.

4. Для получения разряда заданной формы разработана экспериментальная установка.

5. Разработана методика лабораторных исследований последствий воздействия ИС ток молнии на окрашенные конструкции ВС. В результате проведенных исследований:

5.1. Экспериментально установлено, что глубина кратеров электрической эрозии на окрашенных материалах существенно больше, чем на неокрашенныхв диапазоне толщин ЛКП, применяемых на практике в ВС ГА глубина кратеров линейно растет с толщиной покрытия и практически не зависит от его типа, глубина кратеров на алюминиевых сплавах не зависит от типа сплава и его термической обработки и в 2−3 раза больше, чем на стали Ст-20 и меди Ml. Максимальная глубина кратеров на алюминиевых анодированных сплавах достигается при толщине ЛКП 120−140 мкм. Толщина анодировки влияет на глубину кратера также как и ЛКП аналогичной толщины.

5.2. Установлено, что глубина кратеров на окрашенных алюминиевых сплавах не зависит ни от полярности конструкции ВС (анод или катод), ни от амплитуды тока при его изменении в пределах 40−200 кА (при одинаковом перенесенном электрическом заряде).

5.3. В результате экспериментального исследования влияния переносимого разрядом электрического заряда на глубину кратера электрической эрозии установлено, что глубина кратеров зависит от величины протекшего заряда. При многократном воздействии разряда зависимость глубины кратера от суммарного заряда аддитивна. Для каждой толщины ЛКП существует предельное значение заряда, при котором рост глубины кратера практически прекращается.

5.4. Установлено наличие скрытых дефектов в области воздействия разряда в виде микрократеров, зон застывшего переплавленного металла, пор, а также трещин, которые не всегда выходят на поверхность кратера, но заходят в зону основного, непереплавленного металла.

6. Исследована микротвердость элементов конструкций в зоне воздействия разряда. Обнаружено существенное изменение микротвердости в зоне воздействия разряда на сплавах АК4, Д16Т, Д16АТ, Д16АМ, СТ-20 и не обнаружено изменения микротвердости на алюминиевом сплаве АМцМ и меди М4. Установлено, что изменения микротвердости материала происходит в зоне термического влияния разряда.

7. Выбрана теоретическая модель электрической эрозии окрашенных конструкций ВС при воздействии сильноточных разрядов, воспроизводящих ИС тока молнии.

8. На основании выбранной теоретической модели получено простое аналитическое выражение для расчета глубины кратеров электрической эрозии. Получено хорошее согласование теоретического и экспериментального результата.

9. Разработаны предложения о повышении молниестойкости обшивки и других элементов конструкций ВС путем использования лакокрасочных покрытий, имеющих по техническим условиям наименьшую толщину, а также мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту элементов конструкции после поражения ВС молнией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анализ случаев поражения самолетов электрическими разрядами за период 1969−74 г. г. Отчет о НИР № ГР71 045 480, Инв. № Б439 209.-М.: ГосНИИГА. 1975. 113с.
  2. A.M., Трусиков Н. И. О повреждении самолетов электрическими разрядами // Сб.научн.тр. ГосНИИ ГА. 1977. Вып. 154. С.60−65.
  3. Plumer J.A., Perry B.L. An Analysis of Lightning strikes in Airline Operation in the USA and Europe. Conference on Zightning and ststic Eelectricity, England, April 14−17, 1975. P.502−513.
  4. Обработка и анализ случаев поражения самолетов гражданской авиации разрядами атмосферного электричества. Отчет о НИР №ГР80 059 418, Инв.№ Б887 910. Рига. ГосНИИ ЭР AT ГА. 1980. С. 88.
  5. Методическое письмо. Физические и метеорологические условия, приводящие к поражению самолетов атмосферно-электрическими разрядами вне кучево-дождевых облаков. Л.: Гидрометеоиздат. 1981. 40с.
  6. Anderson R.B., Kroninger Н., Smith m. Lightning strikes to aircraft an analytial study International Acrospace. Conference on lightning and statice Electricity Proceedings of the. Abingdon Oxon, Oxford, March 23−25, 1982, Vol 1, P. 1−6.
  7. Anderson R.B., Kroninger H. Lightning phenomena in the acrospace environment Part II: Lightining strikes to aircraft. Conference on Lightning and static Electricity, England, April 14−17, 1975, P.25−32.
  8. Plamer J.A., Rash N.O., Glynn M.S. Recent data from theairlines lightninig strike reporting project, AIAA, Paper N 2406, 1984, P. 12−18.
  9. H.B., Гапонов И. М., Крылов И. В., Трунов O.B. Анализ поражений самолетов граждансокй авиации разрядами атмосферного электричества // Межвед. тем. сб. тр. № 69. М.: Моск. энерг. ин-т. 1985. С.135−139.
  10. Исследование метеорологических условий поражения самолетов атмосферно-электрическими разрядами. Отчет о НИР № ГР79 058 041: Инв.№ 874 972. М.: Гос. Метеоцентр СССР. 1979. 93с.
  11. Исследования условий поражения ВС атмосферными электрическими разрядами по данным рейсовых полетов. Отчет о НИР № ГР1 821 043 458, Инв.№ 2 830 042 430. М.: ГосНИИГА. 1982. 49с.
  12. Исследование характеристик опасных для воздушных судов электрических зон в атмосфере. Отчет о НИР № ГР81 040 641, Инв.№ 2 830 039 758. Л.: Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова. 1982. С83.
  13. М.Г., Засимов В. М. Защита от молний авиационных конструкций из полимерных композиционных материалов. // Авиационная промышленность. 1988. Вып.2. С.83−86.
  14. Aufbauer Н. Atmospharische Entladungen auf Luftfahrzeuge // Electrofechn und Maschinenbau 1978 N 9.- S.417−421.
  15. Phillpoyy J. Lightning strike// Fflight Internat. 1972.-N3316.-P.414.156
  16. Исследования с целью разработки рекомендаций по выполнению полетов в зоны электрической активности атмосферы. Отчет о НИР. № ГР18 600 118 393, М.: ГосНИИГА. 1987. 68 с.
  17. Совместный МГА и ГУГМС «План основных мероприятий по обеспечению безопасности полетов в зонах грозовой деятельности и повышенной электризации на 1976−1980гг».
  18. М.А. Естественная и искуственно инициированная молния и стандарты на молниезащиту // ТИИЭР.-1988.-Т.76, № 12.-С5−26.
  19. Lightning can clip yor wings// MAC Flyer. -1979.-Vol.26, N4. -P.21−23.
  20. Schulte E.H. Multiple -component lightning high -current testing// International Symposium on Electromagnetic Campatibility, San Diego, October 9−11, 1979.-P.56−61.
  21. Pierce E.T. Natural Lightning parameters and their simulation in laboratory tests// Cjnference on Lightning and Electricity, England, April 14−17, 1975, 13 pp.
  22. D.H. Meclenahan, J.A. Plumer. protection Againet the Direct Effects of lightning strikes for a Carbon Fiber composite Aircraft// SAE Technical Paper Saries, USA. 1983, N 724-P1−10.
  23. Corbin J.C. Lightning Simulation testing of Aerospace Vehicles 8c. Hardwaze.//IEEE-1979, Vol 1 National Aerospase Elecrtonics Conference, P.525−531.
  24. Robb J.D., Plumer J.A. Acrospace recomended practice: Lightning effects tests on aerospace vehicle// Conference on lightning and static Electricity, England, 1975, April 14−17, P.1221−134.
  25. Исследование поражающих факторов канала молнии. Отчет о НИР. № ГР1 817 002 665, Инв. № 2 820 077 284. М.: МЭИ. 1982. 45 с.
  26. Исследование молниезащищенности баков-кессонов самолета Ан-28. Отчет о НИР. № ГР821 043 458, Инв.№ 2 830 018 014. М.: ГосНИИГА. 1982. 29 с.
  27. Н.Р., Кужекин И. П., Ларионов В. П. Характеристики проплавления стенок металлических объектов при воздействии на них молнии //Электричество. 1986, № 11. С.24−27.
  28. Н.Р. Расчет теплового воздействия канала молнии на металлические объекты // Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт. 1986, № 1. СЛ
  29. Н.Р. Разработка метода определения электрической эрозии элементов летательного аппарата при воздействии молнии. / Автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук. М.: МЭИ. 1985. 20 с.
  30. Н.Р., Кужекин И. П. К расчету нагрева стенок металлических объектов при воздействии на них молнии // Электричество. 1990, № 5. С.56−59.
  31. Р.К., Ларионов В. П., Прохоров Е. Н., Авруцкий А. В. Тепловое воздействие движущейся электрической дуги на металлические электроды с покрытием // Электричество. 1986, № 9. С. 58−60.157
  32. Ю.В., Трунов O.K. Стойкость листовых металлических материалов к термическому воздействию молнии // Электричество. 1986, № 9. С. 58−60.
  33. Ю.В. Исследование термического воздействия молнии на окрашенные листовые металлические материалы // Изв. ВУЗов. Энергетика. 1987, № 8. С.54−56.
  34. Dobbing J.A., Hanson A.W., Litte P.F. Simulated lightning Attagmtnts to Aircraft skins. Materials of International conference on Gas Discharges, London, 1978, Р.289−292/
  35. Я.А. Защита летательных аппаратов от грозовых разрядов и разрядов статического электричества // Техническая информация ЦАГИ. 1973, № 2. С.25−35.
  36. Phillott J. factors, Affecting puncture of Aluminium Alloy by Simulated Zightning, Conference on Lightning and static electririci by England, April 14−17, 1975, p.607−611.
  37. Gold R.H. Lightning pRotection. Ltd, London, 1973, 220 p.
  38. Oh L.L., Sehncider S.D. Lightning strike Performance of Thin Metal Skin, Conference on Liphtning and static Electricity, England, April 14−17, 1975. P. 283 296.
  39. .П., Кириллов B.B., Волков Г. И., Колтунов А. Е. Характер повреждений на деталях при воздействии импульного теплового потока // Авиационная промышленность. 1985, № 10. С.72−73.
  40. В.П., Шилин Н. В. Дуговая эрозия медных электродов в трансформаторном масле при токах до 130 кА // Электричество. 1984, № 12. С.53−55.
  41. Электрическая эрозия сильноточных контактов и электродов. / Буткевич F.B. и др. М.: Энергия. 1978. 256 с.
  42. В.И. Физические основы коммутации электрического тока в вакууме. М.: Наука. 1970. 536 с.
  43. К.К. Электроизоляционные явления. М.: Энергия. 1978.456 с.
  44. Экспериментальные исследования плазмотронов. Новосибирск.: Наука. 1977. 391 с.
  45. Р. Электрические контакты. М.: ИЛ. 1961. 464 с.
  46. Электрические контакты и электроды. Киев: Наукова думка. 1977.220 с.
  47. В.П. Фактор погоды в летных происшествиях. // Проблемы безопасности полетов. 1979, № 5. С. 35−52.
  48. Ю.В. Опасные воздействия атмосферного электричества на воздушные суда // Проблемы безопасности полетов. 1983, № 5. С.64−75.
  49. В.Д., Гальперин С. М. Радиотехнические методы исследования гроз. JL: Гидрометеоиздат. 1983. 204 с.
  50. И.М., Томашева JI.C., Журавлев А. И. Некоторые статистические данные по поражениям самолетов ГА разрядами атмосферного электричества // Тез.докл. IV Всесоюзного симпозиума по атмосферному электричеству. Нальчик. 1990. С.5−11.158
  51. D.W.Clifford characteristics of lightning strikes Aircruft. International Conference on Lightning and Static Electricity, oxford, 23−25
  52. March 1982, V 1, p A9−1-A9−11.
  53. J.A.Plumer Lighting and Aircraft Aerospace Safety, 1977, N 6, pp.22−26.
  54. Новые результаты исследований по поражению ВС молнией. Оперативная информация (по иностранным источникам). М.: ЦНТИ ГосНИИГА, № 35(556). 1986. С. 2.
  55. Trost T.F., Pitts F.L. Analysis of electromagnetic fields on an F-106 В aircruft during lightning strikes. International aerospace Conference of lightning and static Eletricity/ Oxford, March, 23−25, 1982, VI, p. B3−1-B3−11.
  56. С.В. Разработка метода предупреждения экипажей воздушных судов о молниеопасных зонах: Дис. канд. техн. наук. М.: МИИГА. 1983. 145 с.
  57. Н.В. Грозы и шквалы. М.: Гидрометеоиздат. 1939. 220 с.
  58. Ю.В. Защита воздушных судов от воздействия атмосферного электричества // Проблемы безопасности полетов. 1985, № 12. С. 15−17.
  59. Miller Edward Thunderstrom lightning. I/Lt, USAF, Adverse Weather Branch Wright- Patterson Air Force Base, 66-ENV-10, 28 pp.
  60. Леб Л. Основные процессы электрических разрядов в газах. М.-Л.: ГИТТЛ. 1950. 672 с.
  61. И.С. Физика молнии и грозозащита. М.-Л.: Изд. АН СССР. 1943. 227 с.
  62. Э.М., Горин Б. Н., Левитов В. И. Физические и инженерные основы молниезащиты. Л.: Гидрометеоиздат. 1978. 223 с.
  63. Дж.А. Атмосферное электричество. Л.: Гидрометеоиздат. 1974. 327с.
  64. . Полет молний. М.: Моск. отд. Гидрометеоиздата. 1970.160с.
  65. Мик Дж., Крэке Дж. Электрический пробой в газах.- М.: ИИЛ. 1960.605с.
  66. М. Молния. М.: Мир. 1972. 328с.
  67. Андерсон, Эриксон. Проблемы молнии для инженерных расчетов // Энергетика за рубежом. Перенапряжения и координация изоляцийй. М.: Энергоиздат. 1982. С.73−83.
  68. Garbagnati Е. and Lopiparo G.B. Lightning Parameters -Results of 10 Years of Systematic Investigarion in Italy. Proc. of the International Conference on Lightning and static Electricity, Oxfordd, 23−25 March, 1982, VI p. Al-l-Al-11.
  69. Berger K., Vogelsanger E. Messungen und Resultate der Blitzforschung der Jahre 1955−1963 auf dem Monte San Salwatore Bulletin Schweizcrischan Elektrotechnischcn Veraine, 1965, Bui. 56 N 1 h 2−22.159
  70. C.K., Разумовский A.H., Суханов А. Д. Параметры молниевых разрядов и условия испытаний воздушных судов на молниестойкость // Вопросы усталости и живучести авиационных конструкций. Межвуз. тем. сб. науч. тр. М.: МИИГА 1983. С.125−129.
  71. Phillpott F. Simulation of lightning currents in relation to measured parameters of natural lightning, Confirencien lightning and Statige Electriecty, Conference, Aprill 14−17, 1975, p.105−120.
  72. В.П., Попов С. М. Параметры молнии и их выбор при разработке грозозащиты // Труды ВНИЭ. М.: 1975. Вып.48. С.32−45.
  73. В.Ф. Параметры токов молнии и выбор их расчетных значений // Электричество 1990, № 2. С9−24.
  74. Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов стран-членов СЭВ. М.: 1985. 470с.
  75. Методы определения соответствия требованиям норм летной годности (МОС НЛГС -С). М5. Конструкция системы и агрегатов самолетов.
  76. CIVIL AVIATION AUTHORITY, BRITISH CIVIL, AIRWORTHINESS REQUIREMENTS, SECTIOND AEROPLANES, I SSUE B, CIVIL AVIATION AUTHORITY, LONDON, OCTOBER 1, 1976.
  77. Golde R.H. a.o. An aircraft lightning struke test faciliy a study of rigurements, Electrikal Research Association Technical Report, 1971, N 167, p.-l-110
  78. Schulte Edward h. Lightning damage mechanisms and simulation technigues.- The Journal of Environment Science, 1980, V 23, N 3, p 13−17.
  79. Fisher F.A. Lightning protection for the space Shuttle, Lightning and static Electricitu Conference, London, Ahril 14−17/ 1975/ 13 pp.
  80. Clifford D.W. et al Lightning Simulation and Testiny IEEE, USA, 1982, V24, N 2, pp 209−224.
  81. Reymolds S.T.M. Lightining Protection of Supersonic Aircraft, Conference on Lightning and static Electricity, Ingland, 1975, April 14−17, p 391−409.
  82. Scott G.W., Crewson W.F.J. Northrops lightning laboratory and test technigres on composits and radomes for an advanced fighter aircraft. Interntional Aerosprice Conference on Liphtning and Static Electricity, oxford, 23−25 March, 1982, p. D7-l-D7−8.
  83. Schulte E.H. The Mc Donnell Aircraft Cjmpany Lightning Simulation Laboratory. Journal of Environmental Sciences, 1979, V22, N 3, p.22−27.
  84. Ellis et al. Desin Testing of Composite main Rotor Blades for Lightning Protection. Proceeding of International Aerospace Conference on Lightning and Static Electric ty. Oxford, Geat Britain. 13−25 March, 1982, p D8−1-D8−8.160
  85. Г. М. и др. Молниезащита высокомодул ь ных полимерных композиционных материалов // Авиационная промышленность. 1985, № 10. С. 44−49.
  86. Phillpott J. Preliminary Evalnationof Button and Foil Radom Protection Strips for ВАС Stevenage, Conference on Lightning and static Electricity, England, April 14−17, 1975, p.1−21.
  87. М.Б., Трунов O.K., Чистяков Ю. А. тепловые воздействия электрического разряда на элементы конструкции самолета // Труды ГосНИИГА. Иследования, испытания и надежность силовых установок. М.: 1986, вып. 248, С.116−122.
  88. Г. С. Эрозия электродов при сильноточных разрядах конденсаторных батарей высокого напряжения. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. М: 1968. 20с.
  89. Исследование коммутаторов индуктивных накопителей на основе взрывающихся проводников. Отчет о НИР №ГР78 012 146, Инв.№Б910 210. М.: МЭИ. 1980. 112с.
  90. Г. М., Прохоров E.H. Эрозия электродов при коммутировании разрядных цепей конденсаторных батарей // Сб. науч. тр. № 114. М.: Моск. энерг. ин-т. 1972. С.86−88.
  91. В.А. Исследование закономерностей лазерной и электрической эрозии металлов и использование их при спектральном анализе / Дисс. канд. ф.-м. наук. Минск.: 1980. 172 с.
  92. И.Н. Приэлектродные падения напряжения и градиенты при импульсных разрядах // Сб. науч. тр. № 60. М.: Моск. энерг. ин-т. 1968. С .263−270.
  93. E.H., Прохоров E.H., Гончаренко Г. М. Перемещение кратеров дуги и эрозия электродов в малоиндуктивной разрядной цепи // Труды Чувашского гос. ун-та. 1972. С.20−24.
  94. В.Я. Исследование электрической эрозии сильноточных контактов и электродов / Дисс. канд. техн. наук. М.: 1980. 199с.
  95. А.Д. Исследование эрозионных процессов на электродах в условиях мощного импульсного контрагированного разряда / Дис. канд. ф.-м. наук. Минск.: 1974. 183с.
  96. З.М. Исследование тепловых процессов на электродах в условиях мощного импульсного электрического разряда / Дисс. канд. ф.-м. наук. Минск.: 1974. 111с.
  97. Donaldson A.L., Hgler М.О., Kristiansen М., et al, Electrode erosinon phenomena in a high energy pulsed discharge, IEEE, 1984, v. ps-12, N1, p.28−38.
  98. В.П., Кухтиков В. А. Эрозия полусферических и плоских электродов в сильноточной квазистационарной дуге // Электрические контакты (теория и применение) М.: Наука. 1972. С.66−70.
  99. В.П. и др. Сравнительное исследование эрозионных процессов на медных и металлокерамических электродах в сильноточной квазистационарной дуге // Электрические контакты (теория и применение). М.: Наука. 1972. С.71−74.161
  100. С.Н. Влияние давлений на величину электрической эрозии металлов при конденсированном искровом разряде: Дисс. канд. ф.-м. наук. Минск.: 1966. 138с.
  101. В.А. Электрические характеристики дуги переменного тока в экстремальных условиях // VIII Всесоюзная конференция по генераторам низкотемпературной плазмы. Июль 1980. Тезисы докладов. Часть 2. Новосибирск.: 1980. С.112−115.
  102. В.А., Султанов М. А. Роль полярности электродов в механизме эрозиии металлических пластин // Теплофизика высоких температур. 1973, Т.11, № 3. С.498−502.
  103. М.А. Исследование спектроскопических и структурных характеристик импульсного разряда большой мощности / Дисс. канд. ф.-м. наук. Минск.: 1965. 123с.
  104. А.Г. Исследование процессов на электродах в условиях мощного импульсного разряда. / Автореферат на соиск. уч. ст. канд. ф.-м. наук. Минск.: 1970.41с.
  105. А.Г. Теплофизические процессы на аноде в условиях мощного импульсного разряда // Инженерно-физический журнал. 1968. Т. ХУ, № 6. С.1000−1008.
  106. Вакуумные дуги. Теория и приложения. Под редакцией Дж.Лафферти. М.: Мир. 1982. 428с.
  107. А. Д. Исследование эрозионных процессов на электродах в условиях мощного импульсного разряда/ Автореферат дисс. на соиск. ученой ст. канд. ф.-м. наук. Минск.: 1980. 16с.
  108. .Я., Соболь Э. Н. Развитие тепловой модели поверхностного испарения металлов под действием концентрированных потоков энергии // Физика и химия обработки материалов. 1979, № 1. С. 12−26.
  109. Исследование процессов на электродах в условиях мощного импульсного разряда. Отчет о НИР: № ГР 71 104 170: Инв.№Б457 674.-Минск.: Белорусский политехи, ин-т (БПИ). 1975. 381с.
  110. Головейко А. Г. Исследование процессов на электродах в условиях мощного импульсного разряда / Дисс. канд. ф.-м.наук. Минск.: 1969. 319с.
  111. Э.Н., ГЛытенко А.Л., Любов Б. Я. Физико-математический анализ нагрева и модификация поверхности при лазерной обработке материалов // Инженерно-физический журнал. 1990, Т.58, № 3. С.357−374.
  112. .Я., Соболь Э. Н. Процессы теплопереноса при фазовых превращениях под действием интенсивных потоков энергии. Инженерно-физический журнал. ?98.3, Т. XLVf N^. С € 70−686
  113. Weinstock G.L. Probabilistic apporoach to aircraft lightning protection Proceedings of the International Aerospace an Zightning and Statig Electricity Oxford, 23−25 March, 1982, V2, P. 1−7.
  114. B.M. Некоторые задачи теплопроводности с фазовыми превращениями // Инженерно-физический журнал. 1971, Т.2, № 3. С.497−504.
  115. В.А., Михайлов А. Е. Температурная реакция первой стенки установки типа токамак на воздействие тепловой нагрузки при срывах плазмы // Журнал технической физики. 1984, Т.54, № 3. С.504−510.162
  116. А.Н., Романов Г. С., Станкевич Ю. А., Углов A.A. Лазерная плазма и ее влияние на теплофизические процессы в зоне обработки металла излучением лазера // Физика и химия обработки материалов. 1987, № 1. С.54−61.
  117. С. Научные основы вакуумной техники. М.: ИИЛ. 1950.696с.
  118. Исследование воздействия электрических разрядов на авиационные материалы. Отчет о НИР: №ГР78 015 018. Инв.№Б917 827. М.: МИИГА. 1980. 152с.
  119. С.И. и др. Действие излучения большой мощности на металлы. М.: Наука. 1970. 272с.
  120. Г. М. Установки для нагрева газов импульсными токами // Труды Моск.энерг.ин-та. Вып.45, М.: МЭИ. 1962. С.7−169.
  121. П.Л., Цейтлин Л. А. Расчет индуктивностей. Л.: Энергоатомиздат. 1986. 488с.
  122. A.M. Электрические аппараты высокого напряжения. -Л.-М.: Госэнергоиздат. 1957. 540С.
  123. А.И. и др. Динамика цилиндрического канала сильноточного электрического разряда в воздухе // Журнал технической физики. 1975, Т.45, № 2. С.286−293.
  124. И.Н. Импульсные дуги в газах. Чебоксары.: Чувашское кн. изд. 1976. 136с.
  125. Г. А. Взаимодействие электрических и гидродинамических полей. М.: Наука. 1979. 320с.
  126. А.Ф., Рухадзе A.A. Физика сильноточных электроразрядных источников света. М.: Атомиздат. 1975. 183с.
  127. .Л., Розанов В. Б. Автомодельная теория мощных импульсных разрядов в плотных газах. Препринт № 147. Лаборатория квантовой радиофизики физического института им. П. Н. Лебедева АН СССР. М.: 1970. 19с.
  128. И.Б. Исследование динамики излучения сильноточных разрядов в воздухе / Автореферат дисс. на соиск. ст. канд. ф.-м. наук. М.: 1972. 11с.
  129. И.Б., Эйдель Л. З. Измерения в переходных режимах короткого замыкания. Л.:Энергия. 1981. 192с.
  130. Таблицы физических величин. Справочник. Под ред. И. К .Кикоина.-М.: Атомиздат. 1976. 1006с.
  131. А.Ф., Савичев А. Т., Тимофеев И. Б. О моделях сильноточных разрядов в атмосфере // Журнал технической физики. 1980, Т50, № 8. С. 1676 -1681.163
  132. В.В., Ларионов В. П., Пинталь Ю. С. Техника высоких напряжений. Изоляция и перенапряжения в электрических системах. М.: Энергоатомиздат. 1986. 464с.
  133. В.А., Калинин Н. В., Лучинский A.B. Электрический взрыв проводников и его применение в электрофизических установках.- M.: Энергоатомиздат. 1990. 288с.
  134. С.Г., Кутскин И. П. Расчет нагрева проводников при больших плотностях тока // Труды Чебоксарского государственного университета. Вып.З. Электрофизические процессы при импульсном разряде. Чебоксары.: Чебоксарский гос. ун-т. 1976. С.43−49.
  135. C.B., Савватимский А. И. Электрический взрыв металла в экспериментах по созданию сверхсильных магнитных полей // Журнал технической физики. 1984, Т.54, Вып.З. С. 1794−1796.
  136. Лев М.Л., Перегуд Б. П. Поведение электрического сопротивления проводников при развитии МГД неустойчивостей // Журнал технической физики. 1979, Т.49, вып.11. С.2368−2375.
  137. В.Л. Исследование электрических характеристик разрушения токами большой плотности / Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, канд. техн. наук. Л.: 1977. 19с.
  138. Взрывающиеся проволочки. М.: ИИЛ. 1963. 344с.
  139. Электрический взрыв проводников. М.: Мир. 1965. 360с.
  140. В., Меккер Г. Электрические дуги и термическая плазма. М.: ИЛ. 1961. 250с.
  141. М.А., Киселевский М. А. Исследование механизма эрозии электродов под действием сверхзвуковых факелов при импульсном разряде // Т.В.Т. Т.4, № 3. 1966. С.375−381.
  142. Л.П. Исследование факельного компонента высоковольтного электрического разряда / Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. Минск.: 1969. 18с.
  143. .Н., Мельдер P.P. Физические основы электроэрозионной обработки. М.: Машиностроение. 1977. 43с.
  144. Обобщение и анализ статистических данных по типовым дефектам ЛКА на летательных аппаратах в процессе ремонта. Отчет о НИР (Этап№ 5) №ГР81 091 973, Инв.№ 2 822 027 148. Руководитель Н. М. Сатова. М.: ГосНИИ ГА. 1981. 86с.
  145. Разработать и внедрить систему покрытий для ремонтной окраски самолетов. Отчет о НИР (заключ.), №ГР80 063 373- Инв. № 2 860 004 612. Руководитель В. А. Ямской. М.: ГИПИ ЛКП. 1985. 156с.164
  146. Авиационные материалы. Справочник.Т. 8. Теплозвуко-изоляционные, декоративно-отелочные, текстильные и лакокрасочные материалы, силикатные эмали. М.: ОНТИ. 1974. 240с.
  147. Г. С. Эрозия электродов при мощных разрядах конденсаторных батарей высокого напряжения. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. М.: 1967. 200с.
  148. ГОСТ 11.008−75 (CT СЭВ 3542−82). Графические методы обработки данных. Метод Вероятностных сеток. М: Издательство стандартов. 1985. 40с.
  149. Р.Б. Исследование эрозии катода и ее роль в существовании катодных пятен вакуумных дуг. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ф.-м. наук. Ташкент.: 1974. 143с.
  150. С.К. Повреждение обшивки воздушного судна и элементов ее крепления при поражении молнией // Сб. научн. тр. № 231 Обеспечение безопасности полетов в условиях электрической активности атмосферы. М.: Моск. энерг. ин-т. 1930. C.3S^li
  151. .Н., Любченко Б. М. Инженерные методы расчета технологических параметров электроэрозионной обработки. М.: Машиностроение. 1981. 51с.
  152. К. Введение в механику разрушений. М.: Мир. 1988. 364с.
  153. B.C. Обработка поверхности металлических материалов лазерным излучением. Поверхность. Физика. Химия. Механика. 1982. № 3. С.1−12.
  154. Авиационные материалы. Справочник. Т.4. Алюминиевые и бериллиевые сплавы. 4.1. Деформируемые алюминиевые сплавы и сплавы на основе бериллия. Кн.1. М.: ОНТИ. 1982. 627с.
  155. Авиационные материалы. Справочник. Т.4. Алюминиевые и бериллиевые сплавы. 4.2. Деформируемые алюминиевые сплавы и сплавы на основе бериллия. Кн.2. М.: ОНТИ. 1987. 520с.
  156. Авиационные материалы. Справочник.Т.6. Медные сплавы и специальные материалы для деталей трения, припои. М.: ОНТИ. 1974. 283с.
  157. Авиационные материалы. Справочник. Т.1. Конструкционные стали. М.: ОНТИ. 1975.431с.
  158. Ремонт летательных аппаратов / Под ред. Н. Л. Голего. М.: Транспорт. 1977. 420с.
  159. С.К., Кузнецов В. А., Новиков С. М., Разумовский А. Н. и др. Эрозия электродов при импульсном электрическом разряде в воздухе // Электронная техника, Серия 4. Электровакуумные и газоразрядные приборы. 1985.-С.З-4.
  160. А.Н. Влияние заряда, переносимого импульсным электрическим разрядом, на молниестойкость авиационных материалов // Труды Гос НИИ ГА. Вып.229. 1984. С.207−210.
  161. А.Н. Влияние диэлектрических покрытий на молниестойкость обшивки самолета // Экспресс-информация «Воздушный транспорт». Отечественный опыт. 1986. Вып.8. С.7−8.
  162. М.А., Камзолов С. К., Разумовский А. Н. и др. Динамика развития электрического разряда при моделировании воздействия молнии на авиационные материалы. // Труды ГосНИИ ГА. 1986. Вып.258. С.98−101.
  163. С.К. Изменение прочностных характеристик материала обшивки ВС в условиях воздействия электрического разряда / Тезисы докладов Всесоюзной НТК 13−15 апреля 1988. М.: МИИГА. С. 121.
  164. С.К., Новиков С. М., Разумовский А. Н. Усталостная долговечность образцов обшивки ВС после воздействия молнии / Тезисы докладов Всесоюзной НТК «Научно-технический прогресс и эксплуатация воздушного транспорта». М.: МИИГА. 1990. С. 126.
  165. С.К., Новиков С. М., Разумовский А. Н. Изменение прочностных характеристик материала обшивки ВС при поражении электрическим разрядом // Сб. науч. трудов. № 231. М.: Моск. энерг. ин-т. 1990. С.45−48.
  166. В.В., Разумовский А. Н. Изменение микротвердости сплава Д16 в зоне поражения импульсной составляющей тока молнии. / Тезисы докладов Всесоюзной НТК «Научно-технический прогресс и эксплуатация воздушного транспорта». М.: МИИГА. 1990. С. 126.166
  167. И.П., Калеников A.B., Субботина Г. И. Макет секции генератора имспульсных токов для испытания летательных аппаратов на молниестойкость // Сб. науч. трудов. № 231. М.: Моск. энерг. ин-т. 1990. С.67−72.
  168. С.К., Новиков С. М., Разумовский А. Н. Исследование молниестойкости металлических авиационных материалов // 1 Всесоюзн. НТК Безопасность полета в условиях опасных внешних воздействий. Тезисы докладов. Киев.: КИИГА. 1981. С. 15.
  169. М.Б., Чистяков Ю. А. Экспериментальные исследования молниестойкости конструкций воздушных судов из композиционных материалов // Сб. науч. трудов. № 231. М.: Моск. энерг. ин-т. 1990. С.89−94.
  170. С.Н., Аронов М. А. и др. Искровые разрядники летательных аппаратов // Сб. науч. трудов. № 231. М.: Моск. энерг. ин-т. 1990. С.95−99.
  171. С.К. Основные поражающие факторы при воздействиии молнии на воздушное судно // Обеспечение безопасности полетов в сложных метеоусловиях: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГТУГА. 1996. С.3−8.
  172. М.А. и др. Остаточная прочность материалов обшивки ВС после поражения сильноточным электрическим разрядом (молнией) // Обеспечение безопасности полетов в сложных метеоусловиях: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГТУГА. 1996. С.12−16.
  173. С.К. Влияние термических эффектов на стойкость проводящих конструкций к электромеханическому воздействию молнии // Научный вестник МГТУ ГА. № 18. Серия Физика. М.: 2000. С.39−44.
Заполнить форму текущей работой