Обоснование параметров и управление работой колесных тракторов с учетом энергетических потерь при взаимодействии движителей с почвой
Актуальность. Теоретический и экспериментальный материал по механизации растениеводства, накопленный на сегодняшний день как в России, так и за рубежом, свидетельствует о том, что применение колесных тракторов в качестве энергетических средств на полях нередко оказывает отрицательный эффект и приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, необратимому пагубному воздействию… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние вопроса. Цель и задачи исследования
- 1. 1. Обзор конструкций шин сельскохозяйственного и мелиоративного назначения
- 1. 2. Пути снижения вредного воздействия колесных движителей на почву
- 1. 3. Анализ существующих схем регулирования давления воздуха в шинах
- 1. 4. Анализ структуры и основных энергетических и экологических параметров ходовых систем колесных движителей
- 1. 5. Цели и задачи исследований
- 2. Влияние параметров шины на буксование ведущих колес
- 2. 1. Физическая сущность буксования ведущего колес
- 2. 2. Влияние буксования ведущих колес трактора на почву
- 2. 3. Факторы влияющие на буксование ведущих колес
- 2. 4. Определение потерь энергии при качении колесного движителя
- 2. 5. Определение буксование ведущих колес с учетом параметров движителей и почвы
- 3. Автоматическое управление давлением воздуха в шинах тракторов в зависимости от их буксования
- 3. 1. Синтез структуры системы автоматического управления давлением воздуха
- 3. 2. Метод расчета параметров системы автоматического управления давлением воздуха
- 3. 3. Идентификация управляемого объекта и расчет настройки регуляторов
- 3. 4. Алгоритм структуры современных промышленных регуляторов
- 4. Исследование параметров адаптации режимов работы МТА при автоматизированном управлении
- 4. 1. Исследование параметров МТА при автоматизированном управлении
- 4. 2. Автоматизированное управление работой МТА с обеспечением адаптации режимов их работы к различным условиям эксплуатации
- 4. 3. Исследование основных параметров и режимов работы МТА с учетом влияния на них внешних факторов
- 5. Технико-экспериментальное обоснование исследований
- 5. 1. Программа и методика экспериментальных исследований
- 5. 2. Выбор оборудования для проведения экспериментальных исследований
- 5. 3. Обработка результатов экспериментального исследования
- Выводы по результатам диссертационного исследования
Обоснование параметров и управление работой колесных тракторов с учетом энергетических потерь при взаимодействии движителей с почвой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Теоретический и экспериментальный материал по механизации растениеводства, накопленный на сегодняшний день как в России, так и за рубежом, свидетельствует о том, что применение колесных тракторов в качестве энергетических средств на полях нередко оказывает отрицательный эффект и приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, необратимому пагубному воздействию на почву. Современными исследованиями установлено, что только около 12% площади полей не подвержено воздействию движителей, а суммарная площадь следов движителей более чем в два раза превышает площадь поля. Недобор урожая по этой причине достигает по различным данным от 20 до 40%.
Наиболее заметным и ключевым фактором в уплотнении почвы является буксование.
Многочисленными исследованиями установлено влияние буксования, колес трактора на эксплуатационно-технологические показатели работы машинно-тракторного агрегата (МТА): снижение производительности и проходимости^ повышение удельного расхода топлива-, износ шиннегативное влияние на физико-биологические свойства почвы (отклонение от оптимальных характеристик почв, таких как твердость, пористость, структура, плотность).
К основным причинам, вызывающим буксование колес, относятся колебания тяговой нагрузки МТА и силы сопротивления его движению.
По нескольким критериям: тягово-сцепным качествам, энергетическим затратам на буксование и качественным показателям почвы, определяется максимально-допустимая величина буксования. Его допустимые значения по указанным критериям различны, поэтому определение величины буксования трактора является достаточно сложной задачей, не имеющей однозначного решения и требующей изучения взаимодействия движителей с почвой.
Таким образом, вопрос повышения эффективности работы колесного трактора при выполнении технологических операций за счет снижения энергетических потерь при буксовании и смятия почвы колесными машинами актуален и имеет важное практическое значение.
Цель исследований: формирование мероприятий по снижению энергетических потерь колесных тракторов в условиях неустановившегося движения по почве при автоматизированном управлении давлением воздуха в шинах.
Задачи диссертационных исследований:
1. Разработать математическую модель процесса буксования колесного движителя в различных эксплуатационных диапазонах (условиях).
2. Выявить и оценить основные факторы и вредные воздействия колесных тракторов с разными режимами буксования на агротехнические показатели.
3. Исследовать влияние неустановившегося характера тяговой нагрузки на буксование ведущих колес трактора.
4. Разработать технические средствадля. автоматической регулировки давления воздуха в шинах в зависимости от величины буксования ведущих колес трактора.
5. Выявить обобщенный математический критерий оптимальности МТА по энергозатратам.
Объект исследования: процесс взаимодействия пневматических движителей колесных тракторов с почвой.
Предмет исследования: закономерности взаимодействия и взаимовлияния системы «МТА-местность» в условиях неустановившегося характера тяговой нагрузки.
Научная новизна. Теоретически исследовано взаимодействие пневматического колесного движителя с учетом составляющих потерь энергии на его качение по опорной поверхности:
— определены составляющие потерь энергии, влияющие на величину буксования ведущих колес и на уплотнение почвы;
— разработана концепция взаимодействия колесного движителя МТА с почвой, на основании которой разработан алгоритм управления, учитывающий взаимодействие между буксованием и параметрами, определяющими характер неустановившейся нагрузки;
— определено аналитическое выражение для вычисления величины буксования ведущих колес, а так же коэффициент, характеризующий изменение кривой диаграммы сдвига почвы при неустановившемся режиме работы колесных тракторов;
— разработана принципиально новая схема автоматического регулирования давления воздуха в шинах в зависимости от величины буксования.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенных исследований позволяют снизить потери энергии при качении пневматических движителей. Зависимость для определения величины буксования ведущих колес трактора может быть использована при создании систем автоматического регулирования давления воздуха в шинах.
Результаты исследований рекомендуются к использованию в научноисследовательских институтах, в ВУЗах, на сельскохозяйственных и других предприятиях, занимающихся эксплуатацией колесных машин.
Основные положения выносимые на защиту:
— выявление и оценка основных факторов и вредных воздействий колесных тракторов с разными режимами буксования на агротехнические показатели почвы;
— аналитическое выражение для вычисления величины буксования ведущих колес трактора;
— разработаны технические средства для автоматического регулирования давления воздуха в шинах;
— результаты экспериментальных исследований зависимости величины буксования от изменения амплитуды и частоты тяговой нагрузки;
— определены аналитические зависимости главной и вспомогательной передаточных функций МТА.
Внедрение. Рекомендации по оценке потерь энергии пневматических движителей при сдвиге почвы и буксовании ведущих колес переданы на машинно-испытательные станции (МИС) для использования при испытаниях колесных тракторов.
Апробация. Основные положения диссертационной работы доложены, обсуждены и одобрены на научно-технических конференциях: МГУП.
Москва, 2008;2011 гг.), МГАУ имени В. П. Горячкина (Москва 2010гг.), РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева (Москва, 2011 гг.), ГИУ Армении (2008, 2010 гг.), а также на научно-практических конференциях МОАЭБП (2009;2011 гг.).
Публикации. Основное содержание диссертационной работы отражено в 16 публикациях, в том числе 6 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, общих выводов и списка использованной литературы и приложений. Содержит 154 страницы текста, включая 51 рисунок, 9 таблиц, 2 приложения, 155 наименований использованных литературных источников.
Выводы по результатам диссертационного исследования.
1. Разработаны методики экспериментального исследования, которые позволяют определить характер изменения нагрузки величины буксования в зависимости от выполняемых машинно-тракторным агрегатом сельскохозяйственных операций на почвенных фонах от величины Рк, а также определить комплексный показатель К с учетом различных почвенных условий, сцепной массы трактора, скорости и характера передаваемой колесом на почву силовой нагрузки.
2. На основе экспериментальных исследований установлено изменение частоты (ш) и амплитуды (А) колебаний, а также величины буксования ведущих колес трактора (8) при выполнении агрегатом различных сельскохозяйственных операций. Опыты приводились при работе МТА на: стерне и почве, приготовленной под посев.
3. С помощью метода нелинейного программирования обоснован обобщенный математическийкритерий оптимальности по энергозатратам для МТА, который был использован для расчета основных параметров агрегата в целях снижения буксования.
4. В результате экспериментов было выявлено влияние частоты и амплитуды колебаний на величину буксования (при возрастании частоты колебаний и увеличении амплитуды показания буксования увеличиваются). Так например, при Ркр=сопз1=950 кг, л/=сопз1=7,5 км/час и т=сопБ1=8,8 Усек с увеличением амплитуды от 0 до 4,5 кН буксование возросло с' 16,3 до.
24,2%. При Ркр= сопз£=950 кг, у= сопб1г=7,5 км/час и, А = сопб^З кН увеличение частоты колебаний от 5,4 1/сек до 12,7 Усек буксование возросло с 14,8 до 27,8%.
5. С увеличением частоты и амплитуды колебаний колеса сопротивление почвы сдвигу уменьшается. Так напримерна стерне с увеличением частоты колебаний от. О до 13 1/сек сопротивление почвы сдвигу уменьшается от 3,1−3,6 до 2,3 — 2,55'кг/ см2, а с увеличением амплитуды от 0 до 4,5 кН сопротивление почвы сдвигу уменьшается от 3,1−3,4 до 1,75 — 2,5 кг/ см2. А на почве, приготовленной под посев, с увеличением частоты от 0 доТЗ Усек и амплитуды от 0 до <4,5 кН сопротивление почвы сдвигу уменьшается соответственно от 1,82,4 до 1,25−1,6 кг/ см2 и от 1,9−1,26 до 1,55−1,65 кг/ см2.
6. Для уменьшения повреждений структуры почвы колесными тракторами и улучшения качества управления МТА определена концепция взаимодействия движителя с почвой, на основании которой разработан алгоритм управления, учитывающий взаимосвязь между буксованием и параметрами, определяющими характер неустановившейся нагрузки.
7. Разработана система автоматического управления давлением воздуха в шинах, которая с помощью разработанного устройства автоматически регулирует давление воздуха в шинах в зависимости от несущей способности основания.
Список литературы
- Агейкин Я.С. Вездеходные колесные комбинированные движители (теория и расчет) М.: Машиностроение. 1972. -С. 11−12.
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при-поиске оптимальных условий. — М.: Наука, 1976
- Аляпишев В.Г. Исследование повышение проходимости колесных тракторов на пневматиках различных типоразмеров. Дис. канд.техн.наук. — Л., 1964.-142 с.
- Антимоник С.Ф. Исследование тягово-сцепных качеств шин ведущих колес трактора класса 1, 4. Дис. канд.техн. наук. Горки, 1976. — 194 с.
- Аристова Н.И., Корнеева А. И. Промышленные программноаппаратные средства на отечественном рынке АСУТП. М.: ООО Изд-во «НАУЧТЕХИЗДАТ», 2000.
- А.с. СССР № 1 532 324, кл. В 60С 23/04 от 29.11.87. Опубл. 30.12.89. Бюл. № 48.
- А.с. СССР № 863 432, кл. В 60С 23/06. Опубл. 15.09.81. Бюл. № 34.
- А.с. СССР № 1 437 250, кл. В 60С 23/04 от 14.05.87. Опубл. 15.11.88. Бюл. № 42.
- А.с. СССР № 1 346 446, кл. В 60С 23/04 от 20.03.84. Опубл. 23.10.87. Бюл. № 39.1. Барыкин Е. Е. и др. Методы анализа и прогнозирования показателей производственно-хозяйственной деятельности энергетического объединения. -СПб.: Энергоатомиздат, 1994.
- Беккер М.Г. Введение в теорию систем местность-машина. Пер. с анг. — М.: Машиностроение, 1973. — 519 с.
- Бельковский В.Н., Лаптев, А.М. Матвеев, Г. А. Тимошенко. Шины для сельскохозяйственной техники: Справ, изд. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Химия, 1986. -112 с.
- Библиотека ОВЕН функциональных блоков управления и регулирования., Руководство пользователя. '
- Библиотека* функциональных, алгоритмических блоков контроллеров серии «Ремиконт» ПТК «КВИНТ». Руководство пользователя.
- Библиотека функциональных" алгоритмических блоков контроллеров НТК «Freelance 800Е». Руководство пользователя
- Бойков В.П., Белковский В. Н. Шины для тракторов и сельскохозяйственных машин. М.: Агропромиздат, 1988.
- Бойков В.П., Ванцевич В. В., Стригунов СИ: и др. Тяговые характеристики шин универсально-пропашных тракторов классов 1,4 и 2 // Тракторы и сельхозмашины. 1986. — № 1. — с: 10−14. ,
- Бондарев А. Русанов В. Осторожно — почва://Сельский механизатор. 1984. — № 8. -С. 22−24.
- Бондарев А.Г., Сапожников HiMi, Уткаева В.Ф., Щепотьев В. М. Изменение физических свойств и плодородия почв при их уплотнении движителями сельскохозяйственной техники: Об. науч.тр.-М.: ЗИМ, 1988.-т. 118.-С. 31−33
- Вентцель Е. С. Овчаров Л.А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. — М.: Наука, 1988. — 480 с.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработка опытных данных / Г. В. Веденяпин. — М.: Колос, 1967. 168 с.
- Винокуров Ф.П. Несущая способность торфяных грунтов. М.: Машиностроение, 1972. — 370 с.
- Вишнев С.М. Экономические параметры. — М.: Наука, 1978.
- Водяник И.И. Воздействие ходовых систем на почву. М.: Агропром-издат, 1990. — 172 с.
- Водяник И.И. Процессы взаимодействия тракторных ходовых систем с почвой. Кишинев. 1986. — 110 с.
- Войтиков А.В. О влиянии ширины, наружного диаметра шины натя-гово-сцепные качества колеса//Тракторы и сельхозмашины. 1982. — № 9. -С. 13−14.
- Воробьев" Г. Я': Беречь почву от переуплотнения техникой.//Земледелие. 1987. -№ 9 -С. 15−17.
- Вопросы снижения воздействия на почву ходовых систем сельскохозяйственных тракторов: Труды / Под ред: И: П. Зубиетова. М&lsquo-.: НАТИ, 1983.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: Высшая школа, 1972. — стр. 368.
- Гольдштейн М.Н. Механические свойства грунтов. -М.: Изд. мет. по строительству, 1971.-367 с.
- ГОСТ Р 7057−1991. Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. -М.: Государственный комитет по стандартам, 1973. 61с.
- ГОСТ Р 30 745−2001. Тракторы сельскохозяйственные. Определение тяговых показателей. М.: Издательство стандартов, 2002. — 15с.
- Гриневич Г. П., Каменская Е. А., Алферов А. К., Златопольский А. В. Надежность строительных машин. М.: Стройиздат, 1975. — 296 с.
- Гуськов В.В. Оптимальные параметры сельскохозяйственных тракторов. -М.: Машиностроение, 1966. -195 с.
- Деменков* Н. П. Техническая коллекция Schneider Electric: Выпуск № 16. Системы, автоматического управления на основе программируемых логических контроллеров.
- Единая методика комплексных испытаний тракторных шин. Отчет НПО «НАТИ» по теме 21.46.35−50:9480, этап-2.1. М.: НАТИД985. — с. 46.
- Жалнин Э.В. основы расчета типоразмерного ряда зерноуборочныхкомбайнов. В кн.: Интенсификация процессов уборкшзерновых культур. -М.: ВИМ, 1987.-т.113.-с. 3.50: .
- Завалишин, Ф. С Методы-исследований по механизации сельскохозяйственного производства / Ф. С. Завалишин. М!: Колос- 1982. — 231 с.45- Зангиев А. А. Оптимизация эксплуатационных параметров и< режимов работы МТА. — М-: МГАУ. 1996.
- Зангиев А.А. Оптимизация состава и режимов работы машиннотракторных агрегатов по критериям ресурсосбережения. Дисс.докт. техн. наук —М.: МИИСП, 1987.
- Зангиев А.А., Лышко Г. П., Скороходов А. Н. Производственная-эксплуатация машинно-тракторного парка. М.: Колос, 1996. — 320с
- Забродский, В.М. Ходовые системы.тракторов (Устройство, эксплуатация, ремонт) (Справочник) / В. М. Забродский, А. М. Файнлейб, Л. Н. Кутин, О.Л. Уткин-Любовцев. М.: Агропромиздат, 1986. — 271 с: ил.
- Золотаревская Д.М. Исследование и расчет уплотнения почвы колесными движителями//Механизация и электрификация сельского хозяйства.
- Зеленин А.Н. Основы разрушения грунтов механическими способами. М.: Машиностроение, 1968. — 370 с.
- К методике построения теоретической тяговой,-характеристики и баланса мощности сельскохозяйственного трактора / А. П. Парфенов. Н. И. Велев. С. Любенов. И’М. Перельцвайг //Тракторы и сельхозмашины. 1978. -№ 3. — С. 8−10.
- Кассандрова, А.Н. Обработка результатов наблюдений / А.Н. Кас-сандрова<�и др. М.: Наука, 1970. — 104 с.
- Кацыгин В.В., Орда А. Н., Котлобай А. Я. Влияние параметров колесных движителей* на тягово-сцепные свойства тракторов // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. 1982. — № 4*. — с. 28−30., '
- Кленников Е.В. Исследование некоторых эксплуатационных, факторові на' распределение напряжений в контакте и износ тттин. Дис: канд.техн.наук. М., 1969. 173 с.
- Кононов А. М. Ксеневич И.П. О воздействии ходовых систем тракторных агрегатов на почву// Тракторы и сельхозмашины. 1977. — № 4. -С.5−7. '
- Кнороз В.И., Кленников Е. В. Шины и колеса. -М.: Машиностроение, 1975, 184 с.
- Ксеневич И.П., Скотников В. А., Лясков Ц. И. Ходовая система почва-урожай. М.: Агропромиздат, 1985, — 304 с.
- Ксеневич, И.П. Проблема воздействия движителей на почву: некоторые результаты исследований / И. П. Ксеневич, В. А. Русанов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2000. — № 1.
- Ксеневич, И.П. Реализация тяги трактора класса 1,4 со спаренными и широкопрофильными шинами / И. П. Ксеневич, С. Ф. Антимоник, А. М. Кононов //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1979. — № 4.
- Ксеневич И.П., Тарасик В. П. Требования к САУ режимами загрузки двигателя с учетом буксования движителей трактора//Тракторы и сельхозмашины. 1987. -№ 4. -С. 14−20.
- Клюев А.С. Автоматическое регулирование. М.: Энергия, 1967
- Кутьков, Г. М. Тракторы и автомобили. Теория? и технологические свойства / Г. М. Кутьков. М.: КолосС, 2004.
- Куляшов А.П., Колотилин В. Е. Экологичность движителей транспортно-технологических машин. — М.: Машиностроение, 1993. 288 с.
- Кушнарев А.С., Мацепуро В. М. Уменьшение вредного воздействия на почву рабочих органов и ходовых систем машинных агрегатов при вне*дрении индустриальных технологий возделывания с.-х. культур М.: ВСИ30, 1986. -55с.
- Кузнецов Н.Г., Автономов В. В. Об определении допустимого буксования колесного трактора^// Тракторы и= сельхозмашины. 1974. — № 1. — с. 13−14.
- Киртбая Ю.К. Резервы в использовании машинотракторного парка. -М.: Колос, 1982. -319 с.
- Кононов А.М. Ксеневич И.П*. О воздействии ходовых систем-тракторных агрегатов на почву// Тракторы и сельхозмашины. 1977. — Х24. -С.5−7.
- Корбут, А.В. Состояние и тенденции развития мобильных энергетических средств сельского хозяйства: обзорная информация / А. В. Корбут. -М.: ВНИИТЭИСХ, Л985.
- Коровин В.А. Улучшение эксплуатационных показателей работы МТА путем оптимизации загрузки трактора: Автореф. дис. канд. тех. наук. -Челябинск, 1989. -23 с.
- Кононов А. М. Ксеневич И.П. О воздействии ходовых систем тракторных агрегатов на почву// Тракторы и сельхозмашины. 1977. — Х24. -С.5−7.
- Львов Е.Д. Теория трактора. М.- Машиностроение, 1952. — 388 с.
- Ляско, М.И. Влияние ходовых систем сельскохозяйственных тракторов на уплотнение почвы и урожайность ячменя / М. И Ляско и др. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1979. — № 12.
- Ляско М.И., Зандельман И. И., Слатинский В. О. Влияние шага ивы-соты грунтозацепа на величину коэффициента сцепления- гусеничного трактора: Сб: науч. тр.-М.: МАДК.- 1976. вып. 1Г4.-С. 115−119.
- Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. -М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. 2-е изд., исп. и доп. -367 с.
- Лихачев, — В1С. Испытание тракторов,/ В. С. Лихачев. М. Машиностроение, 1974. — 268 с.
- Маслов Г. Г., Дидманидзе О. Н., Цыбулевский В. В. Оптимизация параметров и режимов работы машин- методами планирования эксперимента: Учеб. пособие для сельскохозяйственных вузов. М.: УМЦ"Триада", 2007. -292 с.
- Математическая статистика: Учебник для техникумов. Под ред. А. М. Длина. М.: Высшая школа, 1975. — 398 с.
- Мацепуро М.Е. Исследование закономерностей сопротивления почв и грунтов. Дисс. канд.техн.наук. Мн.: 1967.-210 с.
- Мельников, СВ. Планирование эксперимента в исследованиях сельскохозяйственных процессов / СВ. Мельников и др. Л.: Колос, 1981. -150 с.
- Месчан С.Р. Начальная и длительная прочность глинистых грунтов.1. М.: Недра, 1978. — 196 с.
- Михайлов, А. В .Обоснование методики повышения эффективности эксплуатации колесных тракторов класса 1,4: дис.. канд. техн. наук / А. В. Михайлов. Оренбург, 2004.
- Мочунова, Н.А. Возможные риски в технических системах на объектах агропромышленного комплекса Текст. / В. Н. Пряхин, М. А. Карапетян, С. Добренко, Н. А. Мочунова // Международный научный журнал — 2010.—№ 3. — С. 36−40.
- Мочунова, Н.А. Потери энергии на смятие почвы Текст. / А. К. Тургиев, М. А. Карапетян, НА. Мочунова // Международный технико-экономический журнал. 2010. — № 3. — С. 62−64.
- Мочунова НА., К вопросу определения буксования* ведущих колес трактора Текст. / А. К. Тургиев, М. А. Карапетян, Н. А. Мочунова // Естественные и технические науки. — 2010.—№ 5. — С. 570572.
- Мочунова Н.А. Критерии оценки допустимого давления на почву.// Транспорт — Логистика — 2008: Международная научно-практическая конференция: Сборник материалов: АРМЕНПАК. — Ер.: Антарес, 2008. -с.
- Мочунова, ПА. Деформационные и прочностные свойства почв Текст. /
- М.А. Карапетян, Н. А. Мочунова, Е. И. Выбрик // Вестник Международного общественной академии экологической безопасностей природопользования.—М.: Изд-во МОАЭБП. 2009. — № 7 (14). — С. 116. '
- МОАЭБП).-Выпуск № 10 (17), 2011.—М.: Издательство «Спутник +», 2011. С. 4559.
- Назмеев Ю. Г. Теплоэнергетические системы и энергобалансы промышленных предприятий. М.: МЭИ- 2002.
- Отраслевая методика, испытания и. оценки тягово-сцепных свойств тракторных шин в-лабораторных и полевых условиях. Отчет НПО «НАТИ» по теме 21.46.81−50г9480, этап 4. — М.: НАТИ, 1984. 72 с.,
- Оценка влияния движителей* различных типов на изменение характеристики почвы Сб. науч. тр./В.Л. Русанов. И. С. Небогин .НИ. и др.- под ред. В: А. Русанова М: ВИМ. 1982,-т. 92.-С. 143−162:
- Патент ФРГ № 3 906 441, кл. В 60С 23/04, в01Ь 17/00. Опубл. 02.08.90. Бюл. № 31.
- Патент США № 4 917 163, кл. В 60С 23/00. Опубл. 17.04.90. т. 1113№ 3.105. Патент Франция № 2 643 313, кл. В 60С 23/16. Опубл. 24.08.90: Бюл. № 34.
- Поляков И: С. Расчет оптимального давления в шинах.// Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1973. № 2. с. 12. 15.
- Полетаев А.Ф. Основы теории сопротивления- качению и тяги жесткого-колеса по деформируемому основанию, М.: Машиностроение. 1971. -97с.
- Платонов В.Ф., Леиашвили Г. Р. Гусеничные и колесные транспортно- тяговые машины. М.: Машиностроение, 1986. — 296 с.
- Плужников, СВ. Повышение тягово-сцепных свойств колесныхполноприводных тракторов с шинами равного размера путем перераспределения нормальных реакций по ведущим осям: дис.. канд. техн. наук. — Саратов, 2003. •
- Программа и методика комплексных исследований по изучению влияния ходовых систем сельскохозяйственных тракторов, комбайнов и транспортных средств на почву / В. А. Русанов и др. -М.: ВИМ, 1978.
- Ручнев М.С. Проблемы развития и использования сельскохозяйственной техники: Сб. нач. тр. / ВАСХНИЛ/. Зерноград, 1980. — вып. 36. -С.3−14.
- Русанов В. А. Небогин И.С. Фиронов Н. Н. Изменение затрат энергии на обработку почвы при ее уплотнении различными ходовыми-системами: Сб. науч. тр. М.: ВИМ.198Г, — С. 69−78.
- Русанов В.А., Садовников А. Н., Юшков Е. С. и др: Воздействиедвижителей тракторов на почву и ее плодородие. // МЭССХ, 1983, № 5,1. С. 3.8.
- Русанов, В.А. Проблема переуплотнения почв движителями и эффективные пути ее решения / В. А Русанов. М.: ВИМ, 1998.
- Русанов, В.А. Уплотнение почвы трактором МТЗ-80 при использовании гидросистем автоматического регулирования / В. А. Русанов, А. И. Лихачев // Механизация и электрификация сельского хозяйства. -1984, № 1.
- Рогалюк, Л.А. Цепи" противоскольжения фирм Erlau и Fiskars для лесопромышленных тракторов / Л. А. Рогалюк, Л. И. Егоров // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1975. — № 6.
- Ротач В.Я. Теория автоматического управления. Учебник для ВУЗов. М.: МЭИ, 2004.
- Самсонов В.А., Зангиев А. А., Лачуга Ю. Ф., Дидманидзе 0-Н. Основы теории мобильных сельскохозяйственных агрегатов:.- М.: Колос, 2000. -248 с.. .
- Скотников, В.А. Основы теории- и расчета трактора и автомобиля /
- В.А. Скотников, А. А. Мащенский, А. С. Солонский. М.: Агропромиздат, 1986.. •
- Смирнов Г. А. Теория движения колесных машин. М.: Машиностроение, 1981.-272 с. .
- Ульянов >Н!А. Колесные, 5 движители* строительных: № дорожных машин- Теория-и расчет. — М.: Машиностроение, 1982. 279 с.
- Уткин-Любовцев О. Л. Оценка сдваивания колес тракторов классов 30 и 50 кН. по некоторым показателям / О. Л Уткин-Любовцев и др. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -1981. № 3.
- Худяков Е. В. Липатов А.А. Имитационное:моделирование экономических процессов в АПК: Учеб.пособие. -М.: Издат. центр МГАУ, 2006. — 185 с.
- Цытович Н.А. Механика грунтов. -М.: Изд-во «Высшая школа», 1983.-288 с.
- Цукуров, А.М. Методика расчета эксплуатационной массы трактора по ограничению воздействия на почву / А. М. Цукуров // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1998. — № 2.
- Цехов Е.С., Кононов Л. М. Определение бокового распора почвы в стабилометре с жесткой тензометрической обоймой: Сб. науч. тр. БИМСХ. 1970. — вып. 18. — С. 58-. 76.
- Чудаков Д.А. Основы теории и расчета тракторов и автомобилей. -М.: Колос, 1972.-364 с.
- ШавлоховА.Е. Исследование взаимодействия сельскохозяйственных шин и почв. Дис. канд.техн.наук. М., 1965. — 154 с.
- Шавров А.В., Солдатов В. В. Многокритериальное управление в условиях статистической неопределенности. — М.: Машиностроение. -1990. — 160 с.
- Шавров А.В., Коломиец А. П. Автоматика. — М.: Колос, 1999.- 264 с.
- Шведов А.С. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство дом-ГУ ВШЭ, 2005−254 с.
- Шинявский А.Л. Чрезмерное уплотнение почвы и ее предотвращение. Сельское хозяйство за рубежом // Растениеводство 1972 — № 6.1. С.8−12.
- Шляпентох В.Э. Эконометрика и проблемы экономического роста. -М.: Мысль, 1986.
- Штейнберг Ш. Е., Хвилевицкий Л. О., Ястребенецкий М. А. Промышленные автоматические регуляторы. М.: Энергия, 1973
- Щербин М.И. Исследование тяговых качеств колесного движителя на деформируемом грунте. Дис. канд.техн.наук. Воронеж, 1979. — 199 с:
- Юшин А.А., Благодатный Ю. Н. и др. Рекомендации по снижению уплотняющего воздействия ходовых систем мобильной сельскохозяйственной техники на почву Киев: Урожай, 1986.- 20с.
- ЮШИН А.А., Семенюк И. М., Благодатный Ю. Н. Влияние ходовых систем’на почву и урожайность // Механизация и электрификация сельского хозяйства 1982 — № 2 — С. 32−34.
- Яблонский, О.В. Предельное буксование ведущего коле-са//Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства.- 1974. № 9.-С. 32−34. ,
- Яценко Н. Н- Поглощающая и сглаживающая способность шин- —
- М.: Машиностроение, 1979. 199 с.
- Bonn D.A. Plot size and’variability. ITC Publ., ser. B., 1962/1963, nl7.
- Godron M- etal‘ Code pour Ja releve methodologique de la vegetation et du milieu. Paris: CNRS, 1968.
- New achievment in technologies of cultivation and harvesting jf crops eusuring the preservation of natural soil fertility //FAO/ECE/AGR1/WP: 2'. October. 1985, Geneva, N 109. 49 p.
- Tayior H. Benefits of permanent traffic made in, a controlled, traffic crop production system//Soil and a Tillage Research. 1983. V.3.N4. P. 385−395.
- Vitlox О Tassemenl do sol et decompaction//Caltivar. 1984. N 175. P. 57−59.
- Ten question for would be buyers of soft shoe sprayers // Farmer’s weekly. 1981 V 94. .№ 7. P.71−72.
- Fee R. Big equipment drives compaction deeper //Successful Farming. 1986. V.84.N5. P. 20−21.
- Sillage trailers for the wet land //Farm and Food Research. 1985. V. 17. N2. P. 30−38. V.17. № 2. P: 30−38.
- Is soil compaction always bad? Implement and Tractor, 1979, 94,1, p. 17−21, 50−52.
- Richter, R. Probleme des Einsatzes von Fahrzeugen auf landwirtschaf-tlich genutztem / R Richter, B Hoffmann. Agrartechnik, 1981,31, № 9, s. 419−421.
- Brown R.G. Smothing, Forecasting and Predection of Discrete Time Series: N.Y., Frentice — Hall, Englewood Cliffs, 1973.