Акустическая диагностика остатков нефтепродуктов в накопительных резервуарах
Основные результаты работы состоят в следующем: 1. В диссертации исследованы существующие и предлагаемые методы контроля объема нефтепродуктов накопительных, буферных стационарных резервуарах и передвижных средств автои железнодорожного транспорта. Существующая тенденция увеличения экспорта нефтепродуктов Российской Федерации в страны дальнего и ближнего зарубежья с текущим ростом стоимости… Читать ещё >
Содержание
- РАЗДЕЛ 1. Структура и организация работ нефтяных терминалов
- Северо-Запада РФ
- 1. 1. Общая структура СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал»
- 1. 2. Существующие методы оценки массы нефтепродуктов в накопительных и передвижных емкостях
- 1. 3. Влияние внешних и технологических условий на оценку объема нефтепродуктов
- 1. 4. Особенности выгрузки остатка нефтепродуктов из железнодорожных цистерн
- Выводы
- РАЗДЕЛ 2. Исследование статистического модели акустической диагностики при оценке объема нефтепродуктов в стационарных резервуарах
- 2. 1. Обоснование статистической модели измерений объема нефтепродуктов в резервуарах
- 2. 2. Особенности измерений объема нефтепродуктов с использованием статистической модели
- 2. 3. О возможности акустической диагностики по одномерной нормализации формулы Ф. Морза
- 2. 4. Разработка системы дистанционной мониторизации объема нефтепродуктов и шлама в стационарных резервуарах
- Выводы
- РАЗДЕЛ 3. Импедансная модель анализа остатка нефтепродуктов
- 3. 1. Возможности использования импедансной модели на границе раздела воздуха и нефтепродукта в замкнутых объемах
- 3. 2. Прогнозирование объема нефтепродуктов на основе импедансной модели
- L ViVlllV^pCH^ ртшл П Dw/J~/^/JfJLJfJL Г1СА J^WOJ' JlDiUiDl ,?Д, Г±С4.1 nUl/ L зание звукового поля на собственных частотах модели
- Золновая оценка объема нефтепродукта в резервуарах вукового поля методом акустического моделирования в облас частот
Акустическая диагностика остатков нефтепродуктов в накопительных резервуарах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С возросшим в последние годы объемом перевозки нефтепродуктов через морские и речные порты РФ возросло количество специализированных нефтяных терминалов, ориентированных на выгрузку различных марок нефтепродуктов (в том числе мазута) из железнодорожных цистерн и погрузку на танкеры. Хранение нефтепродуктов осуществляется в стационарных резервуарах, а для их отгрузки терминалы располагают универсальными причалами для приема нефтеналивных судов. Подтоварные и льяльные нефтесодержащие воды принимаются в буферные резервуары очистных сооружений и проходят тщательную очистку — реагентную напорную флотацию, промежуточную фильтрацию, адсорбцию на активных углях и сбрасывается в акваторию. При накопления предельного объема шлама в буферных резервуарах очистных сооружений, когда поверхность пароподогревателей покрывается им полностью, теплообмен (а значит и разделение по фракциям) практически прекращается. Возможно также перекрытие выходного отверстия трубопровода осветленной воды, т. е. остановка приема нефтесодержащих вод, а значит и производственной деятельности очистных сооружений терминала. При этом сложность формы шлама, переменная плотность, требования к герметичности резервуара являются основными особенностями, исключающими применение известных методов оценки его объема. i.
При существующей тенденции увеличения экспорта нефтепродуктов с одновременным ростом стоимости важной проблемой является необходимость гарантировать грузополучателям и грузоотправителям стабильность приема и отгрузки нефтепродуктов независимо от погодных условий. Комплексное решение следующих задач существенно повысило бы экономический потенциал нефтеперевалочных объектов: повсеместное повышения точности технического контроля (точнее — диагностики) объема массы) нефтепродуктов с различной плотностью и шлама в накопительных и.
I. I и буферных резервуарахограничение времени выгрузи, регламентируемого расписанием, независимо от марки нефтепродукта и массы его твердого остатка в железнодорожных цистернахсокращение количества штрафных санкций со стороны нефтеперегонных заводов и управлений железной дороги за неполную выгрузку нефтепродукта из железнодорожных цистернуменьшение собственных потерь при выгрузке.
Существующая практика контроля объема товарных нефтепродуктов, смеси с водой и другими реагентами в буферных и накопительных резервуарах терминалов базируется на визуальных показаниях ленточно-роликовых уровнемеров с плавающими на поверхности или погруженными в жидкую среду датчиками. Такой, по существу, абсолютный метод линейных измерений уровня в объемах резервуаров правомерен лишь для локальных «столбов» жидкой среды нефтепродуктов с малой агрессией. Здесь, несмотря на многообразие существующих типов, качество измерений объема нефтепродуктов в стационарных резервуарах хранения, грузовых танках морских и речных нефтеналивных судов значительно ухудшается вследствие засорения и коррозии приборов, обволакивания и налипания продукта на измерительные элементы. Подобный же визуальный контроль объема нефтепродуктов (с помощью переносной трехметровой линейки и калибровочных таблиц) применяется и для передвижных резервуаровжелезнодорожных цистерн.
Стационарные резервуары, содержащие нефтепродукты и их смеси должны сообщаться с атмосферным воздухом только через предусмотренные для этого дыхательные клапаны, выравнивающие внутреннее давление при изменении воздушного объема. Все технологические люки должны быть герметично закрыты с целью предотвращения выбросов легко воспламеняющихся газов в соответствии с требованиями правил взрыво-пожаробезопасности. Накопительные резервуары большой емкости, как правило, обеспечиваются дистанционным мониторингом посредством радиолокационных радаров, сканирующих уровень плоских поверхностей жидких нефтепродуктов. Здесь, в целом для диагностики объема нефтепродуктов (с точностью ± 0,5% от массового расхода), используется комплексная информация с трех полевых приборов: многозонного термометра, датчика давления, датчика уровня — радара. Однако для буферных резервуаров и при изменении плотности, влажности, температуры такие системы не пригодны. Приборов и методов достоверно фиксирующих объем нефтесодержащего остатка в герметично закрытом резервуаре до настоящего времени не разработано [1. .3].
В то же время технические средства для технологического учета с меньшей точностью, чем радар, но на порядок дешевле и не имеющих контакта с нефтепродуктом либо не разработаны вообще, либо находятся в стадии первоначального исследования.
В процессе загрузки и / или разгрузки нефтепродуктов особое значение приобретает временной фактор — экспресс-регистрация номинальных (допустимых) уровней наполнения или слива передвижных средств (танков, цистерн) автои железнодорожного транспорта в темное время суток и, особенно, в осеннее (весеннее) зимние периоды для нефтепродуктов с высокотемпературными пределами (+20.25°С) застывания.
Так, существует целый ряд сюрвеерских организаций (например, «SGS», «Saybalt» — одни из самых крупных на мировом рынке и на Северо-Западе России), основным видом деятельностью которых является контроль качества и количества перевозимого танкерами нефтепродуктов. При этом измерения объема мазута в железнодорожных цистернах до начала и после окончания выгрузки (в том числе и твердого остатка на стенках и в торцах цистерны) осуществляются инспекторами с помощью трехметровой линейки и калибровочной таблицы (как и много лет назад).
Практическое отсутствие в нефтяной индустрии доступных методов и средств контроля массы твердого осадка нефтепродуктов привело к рассмотрению наиболее сложной задачи при выгрузке нефтепродуктов из железнодорожной цистерны — оценке объема твердого остатка. Обычный визуальный контроль в этом случае приводит к значительным затратам времени и не обеспечивает необходимой точности.
Сложность практической реализации диагностики обусловлена тем, что на точность измерений существенно влияют технологические особенности: 1) повышение температуры нефтепродукта от 0 °C до +8СГС- 2) изменение температуры воздушного объема от -10°С до +4СГС, сопровождающееся испарением легких фракций нефтепродуктов и воды (пар) — 3) изменение плотности нефтепродукта при нагреве.
С изложенных позиций общей проблемы перевалки и контроля нефтеналивных грузов — минимизации временных, энергетических и грузовых потерь исследование и разработка новых технических методов (средств) диагностики объема нефтепродуктов, их смесей при изменяющихся в широких пределах внешних и технологических условиях являются вполне актуальными, особенно с учетом развития нефтяной индустрии и строительства терминалов.
Поэтому целью настоящей работы является исследование, разработка и экспериментальная проверка методов технической диагностики и контроля объемов загрузки и разгрузки накопительных, буферных и транспортных резервуаров нефтепродуктов на основе фундаментальных теорий акустики в ' замкнутых объемах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— обоснование преимуществ методов акустической диагностики объема и остатков нефтепродуктов в резервуарах в широких пределах изменения внешних (атмосферных) и технологических условий по сравнению с существующими линейными измерениями уровня только жидких фракций;
— исследование и аппаратурная реализация системы акустического мониторинга объема нефтепродуктов на основе статистической модели диффузного звукового поля в буферных и накопительных резервуарах большого объема (2. .20 тыс. м3).
— исследование и аппаратурная реализация системы акустического мониторинга объема и остатков нефтепродуктов на основе волновой модели звукового поля в передвижных резервуарах (цистернах) малого объема.
Решения данных вопросов и составляет содержание настоящей диссертации, которая состоит из четырех разделов.
В первом разделе приводится обзор технической и патентной литературы методов и средств бесконтактного контроля объема (массы) нефтепродуктов на терминалах РФ, странах ближнего и дальнего зарубежья. Анализируются особенности перевалки, связанные с влиянием внешних и технологических факторов, конструктивными особенностями стационарных резервуаров хранения и передвижных средств автои железнодорожного транспорта. Из сравнительного анализа таких данных, а также существующих методов выгрузки и хранения нефтепродуктов намечается главный принцип построения акустической диагностики — разработка метода «от противного», т. е. фиксация «свободного» (от нефтепродуктов) объема воздуха в резервуарах с использованием акустических, но звуковых колебаний.
Во втором разделе исследуются методика, структура измерений объема нефтепродуктов с использованием статистической модели для стационарных резервуаров и основные требования, предъявляемые к ним. Изучаются следующие вопросы: затухание звуковой энергии с учетом поглощения поверхностями нефтепродукта и шлама, влияние формы и объема резервуара, а также расположение источника и приемника на характеристики звукового поля. Разрабатывается система дистанционной мониторизации объема нефтепродуктов в резервуарах хранения.
В третьем разделе рассматривается возможность использования импедансной модели к оценке остатка нефтепродуктов в замкнутых объемах. Здесь также анализируется влияние температурных инверсий на точность измерений в резервуарах. Проводится оценка объема остатка нефтепродукта из соотношения входных импедансных слоев воздуха и мазута при допущении условия постоянства площади поперечного сечения. Приводятся результаты исследования модели (М 1:10) железнодорожной цистерны с водяным гидромонитором. Из анализа условий возникновения первого волнового резонанса для волн радиального типа обосновывается возможность точного определения верхней и нижней границ частотного диапазона зоны диагностики.
В четвертом, последнем, предложена волновая оценка объема нефтепродуктов в железнодорожных цистернах. Показывается, что для экспресс — регистрации объема нефтепродукта в железнодорожной цистерне наиболее эффективен метод сравнения уровней звуковых давлений в пустой цистерне и заполненной. Проводится обобщенный спектральный анализ, позволяющий впервые исследовать спектры собственных колебаний в воздушном объеме железнодорожной цистерны при изменении объема нефтепродуктов. Рассматривается экспериментально полученная зависимость относительного уровня звукового давления от объема твердого остатка нефтепродуктов в резервуарах. Приводятся результаты измерений уровней звукового давления в воздушном объеме при расположении источников колебаний в жидкой среде нефтепродукта и воздушной.
В заключении приводится сводка общих выводов по результатам диссертационной работы. to.
Основные результаты работы состоят в следующем: 1. В диссертации исследованы существующие и предлагаемые методы контроля объема нефтепродуктов накопительных, буферных стационарных резервуарах и передвижных средств автои железнодорожного транспорта. Существующая тенденция увеличения экспорта нефтепродуктов Российской Федерации в страны дальнего и ближнего зарубежья с текущим ростом стоимости приводит к необходимости совершенствования технических (общедоступных) средств контроля объема нефтепродуктов различного качества в смесях с добавочными фракциями в буферных и накопительных резервуарах, а также экспресс-регистрация состояния наполнения и слива передвижных средств автои железнодорожного транспорта, особенно в зимний период и темное время суток.
2. Показано, что существующая практика определения состояния наполнения, слива и остатков нефтепродуктов базируется на абсолютных методах линейных измерений плоских уровней при типовом агрегатном жидком) состоянии для вертикального и/или горизонтального положениях резервуаров цилиндрической формы нефтяных терминалов. При этом стандартные погружаемые измерительные системы ленточного типа подвергаются активной коррозии и обволакиванию, а на показания прецизионных ультразвуковых радаров дистанционного контроля существенно влияют динамические изменения плотности, температуры и других параметров контактных сред.
3. Впервые предложен с теоретическим и экспериментальным обоснованием метод сравнительной оценки (диагностики) объема нефтепродуктов в стационарных буферных и накопительных резервуарах путем статистического моделирования и нормированного измерения времени реверберации, не требующего сложного оборудования и коррекции технологических и полевых (внешних) условий. Важные для диагностики объема шламов и/или нефтепродуктов их остатки даже в твердом (застывшем) состоянии определяются дистанционно с погрешностью до 10%.
4. Выявлены существенные различия в измеряемых параметрах звуковых полей: стационарных (вертикальных) резервуаров с объемом (3.10)-103 мЗ и передвижных (горизонтальных) цистернах с меньшими на два порядка объемами. В первых из них аналитически доказана правомерность статистического анализа, а размещение искусственных источников звука и микрофонов на оси и верхней части цилиндров уменьшает погрешность диагностики за счет ослабления низкочастотных мод четного порядка. При этом более высокочастотные моды не меняют своих значений, как по частоте, так и добротности, и в совокупности по временным параметрам фиксируют изменение объема нефтепродуктов и их смесей.
5. Разработана методика регистрации в октавных полосах объема нефтепродуктов в стационарных резервуарах, позволяющая использовать мониторинг диспетчерской связи для всего парка хранения.
6. Показано, что в стационарном резервуаре, особенно при малых уровнях нефтепродукта, создается идеальное диффузное поле, которое позволило впервые получить частотную зависимость величины коэффициента звукопоглощения для мазута марки М-100 при t = 45 °C. Однако, сравнение этой зависимости с коэффициентом звукопоглощения, измеренным в интерференционной трубе, показало различие более, чем в 2 раза и в 6 раз больше для твердого (при t = 0°С).
7. Как показали исследования импедансной модели, оценка объема остатка нефтепродукта возможна из соотношения входных импедансных слоев воздуха и мазута при допущении условия постоянства площади поперечного сечения, что справедливо для стационарных резервуаров.
8. В отличие стационаров показана необходимость волнового подхода для измерения объема нефтепродуктов в передвижных цистернах. Действительно, горизонтальное положение цистерны и, соответственно, уровня жидкого нефтепродукта практически исключает влияние на результат диагностики низкочастотных осевых мод. Однако, более высокочастотные радиальные моды с достаточной точностью (по добротности) реагируют как на величину свободного воздушного объема, так и, относительно, на объем нефтепродукта и/или твердого остатка.
9. Разработана экспресс-регистрация объема нефтепродукта, осуществляемая в железнодорожной цистерне в процессе его выгрузки применяемым на практике способом, — комбинированным использованием верхнего и нижнего устройств размыва остатка по экстремальным значениям относительного уровня звукового давления в узкополосном частотном диапазонепредложен акустический уровнемер для технологического учета объема нефтепродуктов в накопительном и буферном стационарных резервуарах.
10. Обычный визуальный контроль (по мерному штоку) при пониженных (менее +5°С) наружных температурах приводит к значительным временным затратам и большим погрешностям в оценке выгруженных объемов (массы), достигающих в пределе 30%, тогда как их дистанционная экпресс-регистрация осуществляется с погрешностью до 10%.
11. Впервые для цилиндрических объемов с заполнением аналитически найден оптимальный частотный интервал для четкой регистрации действий радиальных связанных мод, т. е.
2,7−102.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- Топчаев В.П., Гавриш А.В.и Кондратьев П. Н. Способ контроля уровня жидких и сыпучих сред. Ав. Св-во СССР № 799 346, Кл-GOl F 23/28 от 30. 06. 92. Бюл.№ 24.
- Бендицкий А.А., МаевР.Г. Устройство для измерения расстояния до различных точек поверхности объекта. Патент № 2 139 497, Kn. G01S15 от 01.10.99 г. Бюл.№ 42.
- Тихоступ М.Т. Способ определения свободного объема в емкости и устройство для его реализации. Патент № 2 131 590, Кл. G01F23/28 от 10.06.1999. Бюл.№ 47.
- Бреховский Л.М. Пределы применимости некоторых приближенных методов, употребляемых в акустике. -М.: УНФ, 1947, т. 32, № 4.
- Никифоров А.С. Акустическое проектирование судовых конструкций. Справочник. — Л.: Судостроение, 1990.
- Мунин А.Г., Квитка В. Б. Авиационная акустика. М.: Машиностроение, 1973.
- Клюкин И.И. Борьба с шумом и звуковой вибрацией на судах. Л.: Судостроение, 1991.
- Кречмер С.И. Исследование микропульсаций температурного поля в атмосфере.-М.: ДАН СССР, 84.1,1952.
- Повх И.JI. Аэродинамический эксперимент в машиностроении. M.-JL: Машгиз, 1959.
- Справочник по технической акустике: Пер. с нем./Под ред. М. Хекла и X. Мюллера. JL: Судостроение, 1980.
- Снижение шума в зданиях и жилых районах / Г. JI. Осипов и др.- Под ред. Г. JI. Осипова, Е. Я. Юдина. М.: Стройиздат, 1987.
- Ингерслев Ф. Акустика в современной строительной практике / Пер. англ., под ред. И. Г. Дрейзена. — М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1957.
- Павлов Б.В. Акустическая диагностика механизмов. М.: Машиностроение, 1971.
- Кудашов Н.В., Сахаров Ю. И. Электроакустическая аппаратура систем автоматического контроля и измерений.-М.: Энергия, 1972.
- Лепендин Л.Ф. Акустика. -.М.: Высшая школа, 1978.
- Морз Ф. Колебания и звук. М.-Л.: Гос. изд. тех.- теор. лит-ры, 1949.
- Скучик Е. Основы акустики. Т2. М.: Мир, 1976 г.
- Романов В.Н., Иванов B.C. Излучение звука элементами судовых конструкций. СПб.: Судостроение, 1993.
- Иванов Н.И. Инженерная экология и экологический менеджмент. М.: Логос, 2003.
- Белоусов А.А., Вахитов Я. Ш. Виброшумовая активность и акустическая диагностика механизмов и аппаратов. СПб.: изд-во СПИКиТ, 1998.
- Блохинцев Д.И. Акустика неоднородной движущейся среды. М.: «Наука», 1981.
- Bruel P.V. Local Thermal Discomfort. Technical Review, Denmark, 1985. № 1.
- ГОСТ 3900–85С.25 Нефтепродукты. Методы анализа. M.: Стандартин-форм, 2006.
- РомановВ.Н., Иванов B.C. Излучение звука элементами судовых конструкций. С.-Пб.: Судостроение, 1993.
- Кане А.Б. Борьба с шумом всасывания дизелей. — JL: Машиностроение, 1969.
- Давыдов В.В. Акустика помещений. СПб.: изд-во СПбУКиТ, 1998.
- Харкевич А.А. Избранные труды. Т. З (Теория информации). М.: Наука, 1973.
- Фурдуев В.В. Электроакустика. M.-JL: Гос. изд.тех.-теор.лит-ры, 1948.
- Вахитов Я.Ш. Теоретические основы электроакустики и электроакустическая аппаратура. -М.: Искусство, 1982.
- Беранек Л.Л. Акустические измерения. М.: Иностр. Лит-ра, 1952.
- Щевьев Ю.П. Физические основы архитектурно-строительной акустики.- СПб.: Изд. СПбГУКиТ, 2001.
- Ландау Л.Д., Лифшиц Е. М. Гидродинамика, 4 т. М.: Наука, 1988.
- Bruel P.V. Reverberation at Low Frequencies. Technical Review, Denmark, 1978, № 4.
- Галицейский Б.М., Рыжов Ю. А. и др. Тепловые и гидродинамические процессы в колеблющихся потоках. М.: Машиностроение, 1977.
- Баскаков С.И. Радиотехнические цепи и сигналы. М.: Высшая школа, 1988.
- Некрасов Б.Б. Гидравлика и ее применение на летательных аппаратах. -М.: машиностроение, 1967.
- Анерт В., Стеффен Ф. Техника звукоусиления. М.: Изд-во «Леруша», 2003.
- Кравчун П.Н. Генерация и методы снижения шума и звуковой вибрации.- М.: Изд -.во МГУ,. 1991.
- Анерт В., Райхардт В. Основы техники звукоусиления / Пер. с нем. -М.: Радио и связь, 1984.
- Сапожков М.А. Электроакустика. Учебник для вузов. — М.: Связь, 1978.
- Исаакович М.А. Общая акустика. — М.: Наука, 1973.
- Горбатов А.А., Рудашевский Г. Е. Акустические методы измерения расстояний и управления. М.: Энергия, 1981.
- Контюри JI. Акустика в строительстве / Пер. с франц., Под ред. В. В. Фурдуева. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре и строительным материалам, 1960. т20 февраля 2007 г. г. Санкт Петербург1. АКТ Ni
- Технологические параметры работающих механизмов устанавливалисьодинаковыми для одновременной выгрузки 18 цистерн при температуре окружающей среды Т= 12 °C.
- Время выгрузки 9 цистерн при использовании УНС составило 9 часов 20 минут. Время выгрузки 9 цистерн при дополнительном использовании верхнего размыва, т. е. при совместной работе УВС и УНС, составило 6 часов 30 минут.
- ООО «Нефтехимсервис» г. Санкт-Петербург
- Механик ООО «Нефтехимсервис» г. Санк
- Начальник смены СП ЗАО «Петербургский нефтянойг^р^щшд1. Неганов С.Ю.енькин Д.А.1. Колыхалин В.М.1. J21 декабря 2007 г.г. Санкт-Петербург1. АКТ № 2
- Годовой экономический эффект от внедрения по данному предприятию: а) ожидаемый результаты разработки -б) фактический впервые внедряется подобный способ диагностики для передвижных емкостей автотранспорта.1. Управляющий филиалом '
- ООО «Нефтехимсервис» г. Санкт-Петербург ^^^^^^л^^Неганов С.Ю.§ (^ефтехим-)I ill \ ервшг /
- ООО «Нефтехимсервис» г. Санкт-Петербург Сенькин Д.А.