Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гипертекст как феномен современного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция гипертекстовых систем расширяет возможности не просто работы с языковыми формами, текстовыми единицами, а также повышает потенциал оперирования идеями и другими ментальными единицами в чистом виде. Печатный текст, как воплощение линейного дискурса, являлся основой возникновения образа научной теории в ее классическом понимании. Логические требования непротиворечивости, независимости… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГИПЕРТЕКСТ В РЕАЛЬНОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Текст как носитель культурно-познавательного опыта
    • 1. 2. Принципы построения гипертекстовых систем и основные этапы их разработки
    • 1. 3. Гипертекст и виртуальная среда
  • РАЗДЕЛ 2. ГИПЕРТЕКСТ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
    • 2. 1. Гипертекст как антропоцентрическая система аугментации творческого потенциала личности
    • 2. 2. Гипертекст и логика нелинейного мышления
    • 2. 3. Реальный и виртуальный текст как организаторы социальности
    • 2. 4. Интернет и гипертекст сквозь призму категорий постмодерна

Гипертекст как феномен современного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность избранной темы исследования обусловлена широким использованием гипертекстовых систем и технологий в информационном пространстве современного общества, в межкультурной и профессиональной коммуникации. Гипертекстовые системы оказали всестороннее влияние на современную культуру, различные ее сферы. Значительные области естественнонаучного и технического знания так же включены в социальную реальность и так же изменяют ее, как и социально-гуманитарные науки. Поэтому их анализ и коммуникация с ними — столь же неотъемлемая задача социальной философии.

В течение последних нескольких лет «гипертекст» превратился в популярную тему многих конгрессов, конференций, монографий, статей. Интерес вызывает принципиально новая организация информационных единиц, гибкой формой управления этими единицами в гипертекстовой системе. Максималисты утверждают, что развитие гипертекстовых технологий вызовет последствия, сравнимые с изобретением книгопечатания, и приведет к повышению коэффициента интеллекта человеко-машинного взаимодействия. Пессимисты же считают, что электронный гипертекст ничего нового не привносит в «галактику Гуттенберга». Эту дилемму требуется разрешить.

Гипертекстовая организация знаний характеризует структуры не только реального, но и виртуального пространства, связанного с современными интернет-технологиями. Влияние же Интернет глобально и вызывает множество социальных проблем, в т. ч. «дигитального раскола» между малоимущими и имущими, между образованными и малограмотными. Они должны решаться в ходе приобщения всех слоев населения к миру информационных технологий. В «Окинавской хартии глобального информационного общества» (2000) задача преодоления дигитального раскола землян приобрела международный статус. Новая «среда обитания» принципиально транснациональна и нуждается, помимо прочего, в своем социально-философском осмыслении. А важнейшим фактом организации этой среды также является гипертекст.

Феномен гипертекста проявляет себя очень эффективно в области творческой деятельности — познания, обучения, литературного творчества и др. Поэтому быстро расширяется спектр успешного применения гипертекстовых систем во многих сферах науки, техники, образования, экономики. В развитии идеи и технологии гипертекста есть две составляющие — технократическая и гуманитарная. Гуманитарное осмысление этого феномена во многом отстает от технократического направления, что требует дополнительных философских усилий в этом направлении.

Степень научной разработанности проблемы. Текст сыграл в истории российского социума значительную роль, а отечественная традиция духовности и философствования включает в себя идею неразрывного единства, связи духовной жизни народа с его языком. Среди проблем, имеющих принципиальное значение для развития социальной философии, выделяется обоснование онтологической природы слова — П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев. Эта традиция отечественной философии языка, наряду с психологическим направлением, развитым A.A. Потебней, имеют большое методологическое и теоретическое значение для современной социальной философии.

Текст является объектом исследования различных наук — лингвистики, риторики, семиотики, логики, психологии, культурологи, философии. Лингвистика текста разрабатывается С. С. Аверинцевым, Н. Д. Арутюновой, К. Аймермахером, Р. Бартом, А. Вежбицкой, Н. С. Валгиной, В. Г. Гаком, Н. И. Жинкина, М. А. Кронгаузом, A.A. Леонтьевым, Н. Б. Мечковской, Т. М. Николаевой, Б. А. Серебренниковым, H.A. Слюсаревой, Ю. А. Сорокиным, Ю. С. Степановым, А. Е. Супруном, И. Р. Гальпериным, Г. В. Колшанским, А. И. Новиковым, Е. А. Реферовской, С.Г. Тер-Минасовой, С. А. Сухих и других1. Философия текста, его культурологическая природа рассмотрены в работах С. С. Аверинцева, Н. С. Автономовой, Г. А. Антипова, М. М. Бахтина, B.C. Библера, Т. М. Дридзе, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, В. В. Налимова, Э. Сепира, Ю. С. Степанова, В. Н. Топорова, В. Ф. Лобаса, В. В. Налимова, М. К. Мамардашвили, В. Я. Проппа, М. В. Поповича, П. Серио, В. А. л.

Рождественского, В. П. Руднева и других .

Социально-философские аспекты рассматриваемой темы затрагиваются в работах, посвященных «информационному обществу», развитию современных информационно-компьютерных технологий, культуре постмодерна — А. Е. Войскунский, С. Г. Давыдов, A.B. Дронов, А. Ю. Зенков, В. Ю. Борев, Л. В. Карасев, A.B. Коваленко, A.B. Кудашова, И. П. Ильин, А. И. Ракитов, В. П. Руднев, Л. Ф. Матронина, С. Т. Махлина, И. С. Мелюхин, H.H. Моисеева, М. В. Петров, И. А. Саяпина, В. Н. Шевченко и других3.

1 Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. — М., 1998; Валгина Н. С. Теория текста. -М., 2003; Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. — М., 1989; Жинкин Н. И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка// Теоретические проблемы прикладной лингвистики. — М., 1965.

Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: Крит. Очерк концепций франц. Структурализма. — М., 1977; Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979; Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984; Зильберман Д. Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность// Вопросы философии. — № 4. 1996; Лобас В. Ф. Семиотические предпосылки эффективности управления. — Киев, 1980; Розин В. М. Семиотические исследования. — М., — СПб., 2001; Лосев А. Ф. Языковая структура. — М., 1983; Лотман Ю. М. Структура художественного текста: Семиотические исследования по теории искусства. М., 1970; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. — М.: 1996; Руднев В. П. Основания философии текста // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. — М., 1992. — No 3- Гипертекст, Интертекст / Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М., 1997. — С. 69−70.

3 Войскунский А. Е. Метафоры интернета// Вопросы философии. № 11. 2001; Давыдов С. Г. Сетевая массовая коммуникация как социальное явление//Дисс. канд. филос. наук. — М., 2000; Дронов A.B. Онтологическое мышление: перспективы трансцендентализма в свете постмодернистской ревизии// Автореф канд дисс. — Новосибирск, 2003; Зенкова А. Ю. Дискурсный анализ массовой коммуникации: проблема самопрезентации общества// Автореф канд дисс. — Екатеринбург, 2003; Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Карасев Л. В. Живой текст // Вопросы философии. № 9. 2001; Кудашов A.B. Иррациональность сознания информационной эпохи// Вестник Российского философского общества. № 3. 2001. — С.

Гипертекст является электронной формой текста, влияющей на формирование современной информационной и культурной среды. Исследование природы и функций гипертекста, его творческого потенциала проведено в работах зарубежных и отечественных исследователей: А. Н. Агеева, В. Буша, А. P.C. Гиляревского, А. де Компаньона, Дж. Конклина, А. Н. Лакаева, Т. Нельсона, М. М. Субботина, С. Харнада, М. Джонсона, Д. Энгельбарта, В. Л. Эпштейна и других4. Его особенности, с учетом характера устной, письменной и электронной коммуникации и социального контекста исследованы М. Маклюэном, В. В. Мироновым, У. Эко, Е. Ю. Кольцовой, Г. Г. Почепцовым, Ю. А. Шрейдером и другими5. Феномен киберпространства, особенности виртуальной реальности охарактеризован в.

95−98- Макгенри В., Линч К., Хуле Л. Управление текстом и гипертекст: чему учит Аризонская аналитическая информационная система // Программные продукты и системы. — 1990. N 3. — С. 13−22- Матронина Л. Ф. Интернет-технологии в образовании: новые возможности//Вестник Российского философского общества. № 1 (25). 2003. — С. 65−67- Махлина С. Т. Язык искусства и информационная культура// Проблемы информационной культуры. — Вып. 11. — Краснодар, 2001. — С. 114−125- Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития. — М., 1999 г.- Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. — М., 1994; Моисеев H.H. Информационное общество как этап новейшей истории// Свободная мысль. № 1. 1996. — С. 76−82- Налимов В. В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков.

— М., 1979; Петров В. М. Путь к информационному обществу/ЛСультура и образование в информационном обществе. — Краснодар, 2003. — С. 8−16- Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М., 1991; Саяпина И. А. Культура как информационно-коммуникативная система. — Краснодар, 2001; Урсул А. Д. Информатизация общества. — М., 1990; Хагуров A.A. Становление современной цивилизации. — Краснодар, 2002; Шевченко В. Н. Социосинергетика или социальная философия?// Синергетика, философия, культура. — М., 2001. — С. 29−38.

4 Агеев В. Н. Электронная книга: новое средство социальной коммуникации. — М., 1977; Гиляревский P.C. и др. Современная информатика: наука, технология, деятельность.

— М.: 1997; Лакаев A.C., Субботин М. М., Сарычев В. М. Новый класс интеллектуальных технологий — структурные аналитические технологии http://www.hintech.ru/articlesr.htmСубботин М. М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и техники. Сер.Информатика. -М., 1994. — Т. 18.

5 Кольцова Е. Ю. Массовая коммуникация и коммуникативное действие// Социологический журнал. 1999. N ½- Миронов В. В. Культура в пространстве глобальной коммуникации// Вестник Российского философского общества. № 1. 2002. — С. 19 — 24- Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М., 2000; Федякин И. А. Массовая коммуникация в современном мире// Массовая информация и коммуникация в современном мире. 4.1. — М.-1989. — С. 5 — 46- Эко У. Отсутствующая структура.

Введение

в семиологию. — СПб., 1998. — 386 — 410- Шрейдер Ю. А. Социокультурные и техникоэкономические аспекты развития информационной среды // Информатика и работах Ж. Делеза и Ф. Гваттари, H.A. Носова, Д. А. Поспелова, А. Е. Войскунского и других6. Оно отличается своеобразными законами и логикой. Категориальное осмысление этого феномена произошло в философии постмодернизма, во многом независимо и параллельно технократической сфере. В постмодерне образ человека и социума во многом предстал как средоточие различных текстов, сообщений, знаков, возникающих в процессе разнообразных языковых игр (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.- Ф. Лиотар, Ю. Кристева и других7).

Одновременно с идеей киберпространства сформировалось, — главным образом в трудах М. Кастельса, — представление о современном мире как «обществе сетевых структур». В работах Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко развернут тезис о тексте как агенте социальных практик. В отличие от Ю. Хабермаса, включившего коммуникацию в систему действий, Н. Луман считает коммуникацию элементарной социальной операцией, конституирующую общество как систему8. Гипертекстовые технологии используются также при изучении гуманитарных дисциплин. В гипертекстовой форме часто строится базовый курс гуманитарных дисциплин, исследование чего нашло отражение в диссертационных культура.-Новосибирск, 1990. — С.50 -82- Эпштейн В. Л.

Введение

в гипертекст и гипертекстовые системы, http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm.

6 Новикова О. С., Московитин Е. В. Виртуальная реальность: философский аспект/Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск 10. Часть 3. — М., 2002. — С. 207 — 215- Носов H.A. Виртуалистика в России в первой половине 2000 года // Вестник Российского философского общества. № 4. 2000. — С. 53−55- Отюцкая Г. Т., Отюцкий Г. П. Виртуальная реальность: социальные аспекты/ЯСультура и образование в информационном обществе. — Краснодар, 2003. — С. 52−55- Самыкин A.B. Парадигма «Интернет — виртуальное отражение социума» как базисный компонент информационной культуры// Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. — Краснодар, 2002. — С. 213 — 218- Суртаев В. Я. Виртуальность как социокультурный феномен/ЛСультура и образование в информационном обществе. — Краснодар, 2003. — С. 52−55.

7 Барт Р. S/Z. М., 1993; Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. — СПб., 1998; Субботин М. М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) // Вопросы философии. 1993. N 3. С. 36−45- Суханова Н. П. Методологическое исследование дискурсного анализа высказываний ученых// Автореф канд дисс. — Новосибирск, 2003; Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. — М., 1977. исследованиях. Французский постструктуралист Ж. Деррида предполагает, что в будущем нелинейное письмо станет реальным фактом культуры, лишив монополии линейный текст и книгу.

Одна из задач, связанных с изучением гипертекста в культуре и обществе современности состоит в его сущностном философско-мировоззренческом и методологическом осмыслении.

Объектом нашего исследования является гипертекст как феномен современного общества.

Предметом исследования — место и роль гипертекста в современных информационно-коммуникативных процессах.

Цель данного исследования — социально-философский анализ гипертекста в информационно-коммуникативных процессах современного общества, с учетом тенденций современной цивилизации. Для реализации данной цели в работе решены следующие задачи:

1. Рассмотрены принципы построения гипертекстовых систем, с учетом их эволюции в обществе.

2. Проанализировано влияние гипертекстовых технологий на организацию как реального, так и виртуального информационного пространства.

3. Исследовано воздействие гипертекстовых систем на личность.

4. Рассмотрено влияние гипертекстовых систем на социальность.

5. Выявлена категориальная определенность гипертекстовой среды.

В процессе проведения исследования нами были использованы следующие методологические подходы: системно — структурный, — для анализа структуры и закономерностей организации гипертекстовых системсоциально — философский, — для анализа социальной природы и социальной значимости гипертекста.

8 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб., 2000; Луман Н. Что такое коммуникация// Социологический журнал. 1995. N 3.

При анализе процессов передачи сообщений, процессов понимания, наследования культурного опыта нами были использованы структуры и понятия, наработанные в рамках информационно-коммуникативного подхода. Идеология постмодерна также использована как позитивный прием анализа и прояснения категориального статуса гипертекстовой среды.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили, прежде всего, труды отечественных специалистов в области теоретической и социальной философии — Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, И. А. Гобозова, В. Д. Губина, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, B.C. Степина, М. К. Мамардашвили, В. Г. Федотовой, А. И. Панарина, Ю. И. Семенова и др.

Основная гипотеза заключается в предположении, что гипертекст является важной формой развития как знания, так и способов его организации, которая коренным образом влияет на структуры и организацию современного общества, культуры, личности, мышления в ходе развития информационно-компьютерных технологий.

Научная новизна заключается в том, что в результате проведенного исследования нами было продемонстрировано: своеобразие гипертекста как формы организации знания, сознания и культурывзаимосвязь технократической и гуманитарной форм существования гипертекстароль гипертекста в организации виртуального пространства культуры и сознаниязначимость гипертекста в раскрытии творческого потенциала личностивлияние гипертекста на современные формы социальностивзаимосвязь категорий постмодерна и «категорий» гипертекста.

Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по социальной философии, теории и истории культуры, теории информации и коммуникации, семиотике культуры и искусства, теории познания и методологии. Теоретические положения и выводы, сформулированные в работе могут быть использованы в теории и практике научных исследований, в области педагогики, образовательных и обучающих технологий.

Положения выносимые на защиту:

— текст является одной из самых емких единиц, кодирующих, упорядочивающих и организующих смысловое пространство среды. Современная культурная матрица требует новых форм коммуникации, новых способов обращения с текстом, новых модификаций текста, которой является гипертекст;

— гипертекст есть форма коммуникации в обществе, ориентированном на множественные потоки информации, которые не могут быть одновременно восприняты и усвоены субъектом. Гипертекст как система организации знания, включающая в себя также компьютер и программное обеспечение совмещает положительные свойства энциклопедии, монографии и тезауруса. Он обладает рядом характеристик, свойственных как тексту, так и фонду, и не может быть отождествлен ни с одним из существующих методов систематизации информациикибер-пространство, как современная информационная среда, включает в себя множество сегментов. Оно характеризуется отказом от фундаментальных принципов формальной логики, отказом от принципа причинности и некоторых других. В настоящее время киберпространство имеет в основном текстовый характер и организовано в форме гипертекстагипертекст в форме гипермедиа способен в одинаковой мере использовать и развивать как лево, так и правополушарное мышление, он эффективен при справочно-информационном поиске и является во всех своих основных функциях средством аугментации творческого потенциала личности;

— концепция гипертекстовых систем расширяет инструментарий для динамического представления, структурирования и манипулирования и идеями. Печатный текст, как воплощение линейного дискурса, в современном обществе дополнен нелинейной формой организации знания. Формой нелинейной организации знания, мыслительной деятельности и научной теории в тенденции все больше становится гипертекст. Вследствие своей сложности и многомерности гипертекст лучше совместим с таким современным методологическим требованием как междисциплинарный подход;

— в киберпространство включены не только блоки информации, развлечений, но и «человеческая» составляющая. «Социальная виртуальная реальность» влияет на социальные отношения и формирует киберкультуру — специфическую форму культуры информационного общества;

— гипертекст является по своей сущности постмодернистским феноменом, поскольку в принципах его организации находят воплощение основные мировоззренческие установки постмодерна — плюрализм, децентрация, фрагментарность, интертекстуальность, ризоматизм.

Апробация работы. Работа прошла апробацию в ряде научных и научно-практических конференций: 1,2 и 3 Кайгородовские чтения (Краснодар, КГУКИ, 2001;2003), Современная культурология: предмет, методология и методика (Краснодар, 2002), Междисициплинарность и социокультурное проектирование (Краснодар, 2003). Результаты исследование нашли применение в ходе разработки лекционных курсов и проведения семинарских занятий в Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Основное содержание диссертации отражено в публикациях общим объемом 2,3 п. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования феномена гипертекста нами было раскрыто своеобразие гипертекста как формы организации знания, сознания и культуры, была проанализирована взаимосвязь технократической и гуманитарной форм существования гипертекста, показана роль гипертекста в организации виртуального пространства культуры и сознания, продемонстрирована роль гипертекста в раскрытии творческого потенциала личности, обнаружено влияние гипертекста на современные формы социальности, показана взаимосвязь категорий постмодерна и «категорий» гипертекста. Нами были рассмотрены виды текста, с точки зрения их информационно-логического строения (линейный текст, интертекст и гипертекст) и с учетом социального контекста их функционирования. Рассмотрение этих видов текста с социально-философской точки зрения показало, в определенной мере, взаимосвязь информационно-логической и социально-проективной роли текста.

Анализ информационного пространства современной культуры строился на том, что язык (в широком смысле) являются вместилищем рационального опыта человека. Текст как материально-знаковая форма кодирует в логически упорядоченной форме смысловое содержание в наиболее полной и обстоятельной форме. Современная социокультурная ситуация, порожденная в основном достижениями технотронной цивилизации, требует новых видов коммуникации, новых способов обращения с текстом, а сам текст модифицирует в новую форму — гипертекст.

Создание всевозможных баз данных, компьютеризация библиотек, перевод информации в электронную форму, распространение Интернет — все это признаки вхождения человечества в эру гипертекста. Гипертекст как современная текстуальная парадигма, является средством коммуникации в обществе, ориентированном на потоки информации, которые не могут быть полностью усвоены субъектом традиционным способом. В гипертексте знание приобрело новую гносеологическую форму, в сеть относительно свободных сообщений, которые могут объединяться и распадаться в зависимости от целей и задач субъекта потребления знания. Он обладает рядом характеристик, которые по отдельности свойственны тексту, энциклопедии, монографии, тезаурусу и в то же время способностью, даже в масштабе Интернет, обеспечивать мгновенный переход от одного блока информации к другому.

В настоящее время киберпространство также имеет в основном гипертекстовую форму своей организации. Оно включает в себя множество подразделений, характеризуется своеобразной логикой — неоднозначность, нелинейность, децентрированность, ассоциативность. Наблюдаемое по сравнению с линейными текстами ослабление авторского начала в гипертексте повышает его возможность как инструмента получения знаний. Гипертекст незаменим при справочно-информационном поиске, он является во всех своих основных функциях средством аугментации творческого потенциала личности, что и предполагалось его создателями.

Концепция гипертекстовых систем расширяет возможности не просто работы с языковыми формами, текстовыми единицами, а также повышает потенциал оперирования идеями и другими ментальными единицами в чистом виде. Печатный текст, как воплощение линейного дискурса, являлся основой возникновения образа научной теории в ее классическом понимании. Логические требования непротиворечивости, независимости, полноты вытекают из принципов организации линейного дискурса. Гносеологическое представление о теории как системном, всестороннем описании сложных объектов прямо опирается на знаковую форму печатного слова. Формой организации знания, мыслительной деятельности и научной теории, в соответствии с современной компьютерной метафорой, стал гипертекст. Современная художественная литература, кино, телевидение успешно эксплуатируют его на массовом потребителе. Гипертекст, благодаря своей сложности и многомерности, способен порождать в сознании рецепиента целостную, многомерную картину мира. Таким образом, гипертекст влияет на мировоззренческие структуры сознания, а через него определенным образом структурирует личность, ее внутреннюю ментальность. Гипертекст структурирует не только личность, но и социальность. «Социальная виртуальная реальность» заполнена проекциями людей: порожденными ими текстами, изображениями, диалогами, презентациями и пр. Ризоморфная конструкция Интернета выстраивает социальные отношения вокруг Глобальной Сети, формируя киберкультуру — новую форму культуры постиндустриального общества.

Анализ показал, что гипертекст является по своей культурной сущности постмодернистским феноменом. В принципах своей организации он воплощает практически все основные мировоззренческие установки постмодерна — плюрализм, децентрация, фрагментарность, интертекстуальность, ризоматизм и др. «Категории», характеризующие культуру постмодерна, органично сопрягаются с моделью построения Internet, а категория «ризома» раскрывает философские, онтологические аспекты Глобальной Сети — культурное многообразие, полистилистика, полифоничность, плюрализм, децентрация и др. Можно лишь согласиться, что завершение постмодернистской революции возможно только в Интернете, как в принципиально новой семиотической среде, соответствующей культуре и обществу постмодерна.

Не все аспекты такого сложного феномена как гипертекст нашли отражение в нашем исследовании. За рамками нашего анализа остался семиотический подход. По естественным причинам мы не уделили внимания правовой стороне авторства в Интернете. Скромное внимание также было уделено отрицательным сторонам этой новой формы познания и коммуникации, что может быть учтено в дальнейшем исследовании.

В своей работе мы также мало использовали потенциал традиционной русской философии и русской лингвистической философии. Среди проблем, имеющих принципиальное значение для развития социальной философии, выделяется обоснование онтологической природы слова — П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев. Эта традиция отечественной философии языка, наряду с психологическим направлением, развитым A.A. Потебней, имеют большое методологическое и теоретическое значение для современной социальной философии. Антропологическая природа языка, соборный, этический дух языковых значений, передающих нравственное переживание человеком своего бытия в общинной среде — все эти свойства русского языка формировали образ и дискурс отечественной философии. Этот потенциал отечественной теоретической и социальной философии еще предстоит использовать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.О. и др. Интернет, трансформация общества и сетевые войны//Российские стратегические исследования. — М.: Логос, 2002. -С. 136−150.
  2. Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: Крит. Очерк концепций франц. Структурализма. — М.: Наука, 1977.-270 с.
  3. В.Н. Электронная книга: новое средство социальной коммуникации. М.: Мир Книги, 1977. — 272 с.
  4. К. Знак. Текст. Культура. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 260 с.
  5. А.Н. Межличностные каналы и массовая информация// Вопросы философии. — 1971. № 6. — С. 112−119.
  6. М.В. Гипертекст как информационный продукт// НТИ, Сер. 1. 1991, N 7−8.С.42−44.
  7. М.Н. О природе художественной информации// Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры. Вып. 4. М.: Смысл, 1997. — С. 7−17.
  8. O.E. Единство научных и социальных репрезентаций познания//Автореф. докт. дисс. М., 1999. — 32 с.
  9. Барт Р. S/Z. М.: Ad Marginem, 1993.
  10. Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс-Универс, 1994. — 616 с.
  11. Е.Я. Семантическая философия искусства. — М.: Искусство, 1998. 192 с.
  12. М. М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  13. М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.-424 с.
  14. Н.И. Философия языка в России. СПб., «Искусство-СПб», 2002.-272 с.
  15. Э. Общая лингвистика. — М.: Прогресс, 1974. — с.104 114.
  16. B.C. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М.Бахтина) // Одиссей. Человек в истории, 1989/ Отв. Ред. А. Я. Гуревич. М., 1989. — с. 30−31.
  17. B.C. Из «Заметок впрок»// Вопр.филос. 1991, N6. — С.1545.
  18. Д.И. Информация и информационный сервис.- JL: Наука, 1989.- 190 с.
  19. В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни//Социс. № 2. 2003. — С. 28−38.
  20. В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация.- М.:Наука, 1986. 303 с.
  21. A.A. Психологическая герменевтика.- М.: Лабиринт, 1998.-432 с.
  22. Л.П. Общение как процесс социальной типизации и индивиуализации личности// Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987.-С. 30−39.
  23. Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком// Культурный прогресс: философские проблемы. — М.: Наука, 1984.-С. 68−90.
  24. Вайнштейн О.Б. Homo deconstructivus: философские игры постмодернизма//Апокриф. 1993. N 2.
  25. Н.С. Теория текста. — М.: Логос, 2003. 280 с.
  26. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
  27. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры: Сб.науч.тр. /Отв.ред. И. С. Ладенко.- Новосибирск, 1990. С. 24−49.
  28. .М. Современная когнитивная психология. — М.: МГУ, 1982.-336 с.
  29. В.Г. Социальная организация пространства. -М.: Наука, 1988.-192 с.
  30. Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
  31. А.Е. Метафоры интернета// Вопросы философии. № 11. 2001.-С. 64−79.
  32. А.Г. Язык как система знаков. — М.: МГУ, 1966. — 87 с.
  33. Е.В. Информационное общество: культурологический аспект// Проблемы информационной культуры: Сб. статей. Вып. 11. Информационная культура/ Научн. Ред. И. И. Горлова и др. — Краснодар, КГУКИ, 2001. — С. 114−125.
  34. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2003.-258 с.
  35. P.C. и др. Современная информатика: наука, технология, деятельность. — М.: 1997. 212 с.
  36. Гипертекст/ Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997.-С. 69−70.
  37. Гипертекстовая система для правосудия// Базы данных и гипертекстовые системы. 1991, N 4. — С.31−32.
  38. В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера. — Краснодар, КГУКИ, 2000. 250 с.
  39. В.П., Саяпина И. А. Культурсемиотика: опыт систематического изложения. — Краснодар, КГУКИ, 1999. 372 с.
  40. Г. Р. Очерки информационной. — М.: Инфо-Арт, 1993. —336 с.
  41. B.B. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии//Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.
  42. С.Г. Сетевая массовая коммуникация как социальное явление//Дисс. канд. филос. наук. — М., 2000. — 144 с.
  43. Э. Порождение смысла из хаоса// НТИ. Сер.2. 1993, N10.-С.9−10.
  44. . Письмо японскому другу// Вопросы философии. — 1992.-№ 4.-С. 53−57.
  45. А.К. Применение компьютеров для целей непрерывного образования// Перспективы (издание ЮНЕСКО). -1991, N 2. -С.34−46.
  46. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. — 268 с.
  47. A.B. Онтологическое мышление: перспективы трансцендентализма в свете постмодернистской ревизии// Автореферат кандидатской диссертации. Новосибирск, 2003. — 18 с.
  48. Э. Представления индивидуальные и представления коллективные //Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон, 1995.
  49. JI.C. Образование в информационном обществе и новая концепция гуманизма//Информационная свобода и информационная безопасность. Краснодар, КГУКИ, 2001. — С. 332−334.
  50. .С. Социальная культурология. Ч. 1,11. — М.: 1995. — 382с.
  51. Г. Б. Информация и сознание// Вопросы философии. № 11. 2000.-С. 97−104.
  52. Н.И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка// Теоретические проблемы прикладной лингвистики. М.: Наука, 1965. -С. 7−38.
  53. А.Ю. Дискурсный анализ массовой коммуникации: проблема самопрезентации общества// Автореферат кандидатской диссертации. — Екатеринбург, 2003. 19 с.
  54. Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность// Вопросы философии. — 1966. № 4. — С. 88.
  55. Н.Б. Социальные аспекты организации информационного пространства//Культура и образование в информационном обществе. Краснодар, КГУКИ, 2003. — С. 16−20.
  56. Н.С. Деятельность Труд — Культура // Деятельность: теории, методология, проблемы.- М.:Политиздат, 1990.-С.111−128.
  57. Э.В. Проблема идеального// Вопросы философии. — 1979.-№ 6- 7.-С. 128−141- 145−158.
  58. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 255 с.
  59. Ин Сук Ча. Глобализация, культурная идентичность и развитие личности// Вестник рос. филос. общ. № 3 (27). 2003. — М., 2003. — С. 24−34.
  60. Интеллектуальная культура специалиста/Под ред. И. С. Ладенко. -Новосибирск: Наука, 1988. 267 с.
  61. Интертекст/ Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997.-С. 113−118.
  62. М.С. Мир общения. М.:Политиздат, 1988.- 319 с.
  63. М.С. Общение как философская проблема. — М.: Наука, 1984. — С. 19−51.
  64. И.Я. О некоторых принципах формирования структуры пространственного мышления // Структуры познавательной деятельности: Межвуз.сб. науч.тр. /ВГПИ.- Владимир. -1989. 232 с.
  65. А.И., Шлыкова О. В. Введение в мультимедиа.: Учеб. пособие/МГУК.-М., 1997.- 105 с.
  66. JI.B. Живой текст // Вопросы философии. № 9. 2001. — С. 54
  67. Т. X. Номадология / / Современный философский словарь. М., 1996. — с. 320 — 326.
  68. В.З. К методологии информологического подхода // Информатика и культура. Новосибирск: Наука. — 1990. — С.108 — 127.
  69. В.А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. -190 с.
  70. Е.Ю. Массовая коммуникация и коммуникативное действие// Социологический журнал. 1999. N ½.
  71. Коммуникация социокультурная// Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. — С. 187.
  72. A.A. Информация и коммуникация.- Киев: Наукова думка, 1986.- 143 с.
  73. C.JI. Специфика социализации личности в современном образовании//Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы третьего российского философского конгресса. В 3 т. Т.1. — Ростов н/Д., 2002. 382 с.
  74. С.Э. Социальная философия. Волгоград, Комитет по печати, 1996. — 352 с.
  75. Э. Все об Интернет. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1995.-224 с.
  76. A.B. Иррациональность сознания информационной эпохи// Вестник Российского философского общества. № 3. 2001. С. 95−98.
  77. Культура. Цивилизация. Личность. Вып. 4. — Краснодар, КГУКИ, 2001.-112 с.
  78. A.C. Гипермедиа как интерпретирующая среда проблемно ориентированных процедур конечного пользователя// Сб. трудов Междунар. коллоквиума «Новые информационные технологии», 8−10 октября 1991. М., — С. 125 — 127.
  79. A.C. Развитие гиперинформационных технологий как инструмента аналитической обработки информации в управленческой деятельности // НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. 1994, N4. -С.5−8.
  80. A.C., Субботин М. М., Сарычев В.М. Новый класс интеллектуальных технологий — структурные аналитические технологии
  81. Е.Ю. Рациональность и ее типы: генезис и эволюция// Автореф. докт. дисс. — Ростов н/Д., 2003. — 40 с.
  82. С.В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 172 с.
  83. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.120 с.
  84. В.Ф. Семиотические предпосылки эффективности управления. Киев: Наукова думка, 1980. — 232 с.
  85. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1983. — 480 с.
  86. А.Ф. Языковая структура. М.: МГПИ, 1983. — 375 с.
  87. Ю. М. Избр. статьи. В 3 тт. — Таллинн, 1991 -93.
  88. Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры// Лотман Ю. М. Избр. статьи в 3 т. Т. 3. — Таллин, «Александра», 1993.-С. 326−344
  89. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. — М.: 1996.— С. 13−68.
  90. Ю.М. Структура художественного текста: Семиотические исследования по теории искусства. М.: Искусство, 1970. — 383 с.
  91. Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества//Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991.
  92. Н. Что такое коммуникация. Пер. с нем. Д.В. Озирченко// Социологический журнал. 1995. N 3.
  93. B.C. К вопросу об общественной роли письма и книги// Книга в истории человеческого общества. — М.: Книга, 1972. — с.21.
  94. В., Линч К., Хупс Л. Управление текстом и гипертекст: чему учит Аризонская аналитическая информационная система // Программные продукты и системы. 1990. N 3. — С. 13−22.
  95. В. Рецензия на книгу «Э.Геллнер. Плуг, меч и книга. Структура человеческой истории"//Структуры истории. Время мира. Вып. 2.
  96. Новосибирск, «Хронограф истории», 2001. — С. 477−487.
  97. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  98. Л.Ф. Интернет-технологии в образовании: новые возможности//Вестник Российского философского общества. № 1 (25). 2003.- С. 65−67.
  99. С.Т. Текст искусства в контексте современной городской культуры// Она же. Семиотика культуры и искусства. Ч. 1,2. — СПб, СПбГУКИ, 2000. 4.2. — С. 445−452.
  100. С.Т. Язык искусства и информационная культура// Проблемы информационной культуры: Сб. статей. — Вып. 11. Информационная культура/ Научн. Ред. И. И. Горлова и др. Краснодар, КГУКИ, 2001. — С. 114−125.
  101. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития. М.: Издательство МГУ, 1999 г. — 208 с.
  102. Н.Б. Социальная лингвистика. — М.: Аспект-Пресс, 1994.-207 с.
  103. Н.Б. Язык и религия. — М.:Агенство «Фаир», 1998. —352 с.
  104. В.Ю., Яглом И. М. Информационная культура эпохи НТР //Информатика и культура. Новосибирск: Наука. — 1990.- С.94−108.
  105. B.B. Культура в пространстве глобальной коммуникации (из доклада)// Вестник Российского философского общества. № 1.2002.- С. 19−24.
  106. H.H. Информационное общество как этап новейшей истории// Свободная мысль. № 1. 1996. С. 76−82.
  107. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
  108. Вл. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. СПб.: Симпозиум, 1997.
  109. В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. — М.: Наука, 1979. — 302 с.
  110. С., Огурцов А. Время культуры. — СПб., РХГИ, 2000. —344 с.
  111. О.С., Московитин Е. В. Виртуальная реальность: философский аспект/Сборник научных трудов кафедры философии Mill У. Выпуск 10. Часть 3. М.: Прометей, 2002. — С. 207 — 215.
  112. H.A. Виртуалистика в России в первой половине 2000 года // Вестник Российского философского общества. № 4. 2000. С. 53−55.
  113. Д.А. Особенности неклассической философии//Труды членов РФО. Выпуск 3. М.: МФФ, 2002. — С. 62−65.
  114. Дж. JI. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986.
  115. Г. Т., Отюцкий Г. П. Виртуальная реальность: социальные аспекты//Культура и образование в информационном обществе. -Краснодар, КГУКИ, 2003. С. 52−55.
  116. В.З. Философские проблемы языкознания. — М.: Наука, 1977.-287 с.
  117. Г. Свободный поток идей// PC Magazine. 1991. N1. -С.79−87.
  118. Г. Ф. Формы духовной жизни в их исторических метаморфозах (Дух и время) //Перспективы философской мысли на Юге России. Ростов н/Дону, СКНЦ ВШ, 2002. — С. 208 — 220.
  119. В .И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995. — 230 с.
  120. В.М. Глобализация и мировая политика: культурная и информационная//Информационная свобода и информационная безопасность. — Краснодар, КГУКИ, 2001. — С. 6−10.
  121. В.М. Путь к информационному обществу//Культура и образование в информационном обществе. — Краснодар, КГУКИ, 2003. — С. 8−16.
  122. М.К. Историко-философские исследования. — М.: Рос. полит, энц., 1996. 512 с.
  123. Ю.М. Модели социальных процессов. — М.: Логос, 2001.-296 с.
  124. A.B., Полищук A.B. и др. Автоматизированная система информационного сопровождения творческой деятельности// Пользовательский интерфейс: исследование, проектирование, реализация. -1993. N3.-С. 54−67.
  125. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: Рефл бук, Киев: Ваккер, 2000. 352 с.
  126. Проблемы информационной культуры: Сб. статей. — Вып. 11. Информационная культура/ Научн. Ред. И. И. Горлова и др. Краснодар, КГУКИ, 2001.-182 с.
  127. А.И. Философия компьютерной революции. — М., 1991. —286 с.
  128. Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная системология. М.: Наука, 2003. — 525 с.
  129. В.М. Семиотические исследования. — М.: ПЕР СЭ: СПб., Университетская книга. 2001. — 256 с.
  130. В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. — М.: Едиториал УРСС, 2002. 320 с.
  131. Н.С. Философия и теория истории. Книга первая. Пролегомены. — М.: Логос, 2002. — 656 с.
  132. В.П. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». Серия «Пирамида». —М.: «Русское феноменологическое общество», 1996.-207 с.
  133. В. П. Основания философии текста // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. — М., 1992. —No3.
  134. В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. —384 с.
  135. З.А. О генезисе информации в социально-коммуникативных процессах//Культура и образование в информационном обществе. Краснодар, КГУКИ, 2003. — С. 22−25.
  136. И.А. Культура как информационно-коммуникативная система. Краснодар: КубГТУ, КГУКИ, 2001.-271 с.
  137. К. Б. Смысловая диалогическая конвергенция текста в научной коммуникации// Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саранск, 1998. — 286 с.
  138. Л.М. Сферный подход. — СПб.: Нотабене, 1992. — 368 с.
  139. Л.М. Тетрасоциология: ответы на вызовы.- Спб, СПБГТУ, 2002.-207 с.
  140. Г. Д. Виртуальная реальность как социокультурный и духовный феномен// Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. — Краснодар, КГУКИ, 2002. С. 198 -199.
  141. Э. Коммуникация // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1993.
  142. H.JI. Сознание и культура: на пути к универсальной теории смысла. Краснодар, КубГТУ, 2001. — 238 с.
  143. В.М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирвание социального взаимодействия: Переводы / Сост. В. М. Сергеева и П.Б.Паршина- Общ. ред. В. В. Петрова. Благовещенск: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 1998. С. 3 — 20.
  144. Синергетика, философия, культура. — М.: Изд-во РАГС, 2001. —363 с.
  145. A.B., Заботин Д. О. Система «Hyper ТХВ» для построения гипертекстовых электронных учебников // Пользовательский интерфейс: исследование, проектирование, реализация. 1993. N3. — С.74−79.
  146. Современная западная теоретическая социология. Реф. сб. Вып.1. Ю. Хабермас. М.: ИНИОН, 1992.
  147. A.B. Информационный подход к документальной коммуникации: Учеб.пособие.- JI., 1988.- 85 с.
  148. Р.Л. Когнитивная психология.- М., 1996.- 598 с.
  149. Социальная философия. Учебник. — Под ред. И. А. Гобозова. — М.: Издатель Савин С. А., 2003. 528 с.
  150. B.C. Философская антропология и философия науки. — М.: Наука, 1992. 198 с.
  151. И.А. О понятии «менталитет»// Язык и национальное сознание. — Воронеж, 1998. — С. 24−26.
  152. Д.М. Интелтекст: навигация по смысловым связям // Пользовательский интерфейс: исследование, проектирование, реализация. -1993, N3. С.68−73.
  153. М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и техники. Сер.Информатика. -М.:ВИНИТИ, 1994.-Т.18.-158 с.
  154. М.М. Навигация в информационном пространстве как новый способ чтения и письма // НТИ. Сер.2. 1993, N10.-С. 11−15.
  155. М.М. О логико-смысловом моделировании содержания управленческих решений // Научное управление обществом. Вып. 13. М.: Мысль, 1980.
  156. М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) // Вопросы философии. 1993. N 3. С. 36−45.
  157. М.М. Эвристический эффект гипертекста // НТИ. -Сер.1. Орг. и методика информ. работы. 1994. N4. — С.9−14.
  158. М.М., Субботин Д. М. Гипертекст // Человек и компьютер. 1992, N5. — С.З.
  159. В.Ф. Философия культуры М. Маклюэна/ЛСапитализм, человек и научно-техническая революция. Л., 1977. — С. 114−126.
  160. В.Я. Виртуальность как социокультурный феномен//Культура и образование в информационном обществе. — Краснодар, КГУКИ, 2003. С. 52−55.
  161. Н.П. Методологическое исследование дискурсного анализа высказываний ученых// Автореферат кандидатской диссертации. — Новосибирск, 2003. 20 с.
  162. Текст в тексте/ Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997.-С. 308−311.
  163. Текст/ Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997.-С. 305−308.
  164. Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990.
  165. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. С. 199.
  166. П.С., Пономаренко В. А. Уровни понимания информации и структура коммуникативного акта // Психол. журнал., 1992. Т.13. № 1. — С.30−39.
  167. C.JI. Глобализация: семиотические подходы. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. 480 с.
  168. Уледов А. К Духовная жизнь общества. — М.: Политиздат, 1980. —322 с.
  169. А.Д. Информатизация общества. — М.: Наука, 1990. 223с.
  170. Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов/ Э. Холл- Пер. с англ. — М.: Вече, Персей, ACT. 432 с.
  171. О.И. Социально-философские проблемы информатизации и Интернет. — Краснодар, Крайбибколлектор, 2001. — 141 с.
  172. И.А. Массовая коммуникация в современном мире// Массовая информация и коммуникация в современном мире.- 4.1: Сб. обзоров. М.-1989.- С. 5 — 46.
  173. А.Ф. Социально-философские концепции Никласа Лумана // Социологические исследования. N 2. 1983.
  174. М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977.-487 с.
  175. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., Наука, 2000. — 377 с.
  176. Ю. Дискуссия о прошлом и будущем международного права. Переход от национальной к постнациональной структуре// Вестник рос. филос. общ. № з (27). 2003. М., 2003. — С. 14−23.
  177. XaiypoB A.A. Становление современной цивилизации. — Краснодар, КГАУ, 2002. 98 с.
  178. М. Разговоры на проселочной дороге. — М.: Высш. школа, 1991.- 192 с.
  179. П.М. Понимание философского текста как вопрошающая активность: герменевтический практикум. -Краснодар, КубГТУ, 2001. -136с.
  180. Шапинская Е. Н Телевидение в контексте современной культуры//Философские науки. № 3. 2000. — С. 55−81.
  181. В.Н. Социосинергетика или социальная философия?// Синергетика, философия, культура. -М.: Pare, 2001. С. 29−38.
  182. К. Вычислительные устройства и автоматы // Работы по теории информации и кибернетике. — М., 1963. С. 162 — 180.
  183. Ю.А. О количественных характеристиках семантической информации // НТИ.- 1963. N.10. — С. 35−39.
  184. Ю.А. Социокультурные и техникоэкономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура.-Новосибирск: Наука. 1990. — С.50 -82.
  185. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб., 1998.-386−410.
  186. М. Космос и история. — М.: Прогресс, 1987. — 312 с.
  187. В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы.
  188. В.Л. Гипертекст новая парадигма информатики, //Автоматика и Телемеханика. N 11. 1991. — С. 23−26.
  189. С.Н. О замене поискового образа документа запросом // НТИ. Сер.2. «Информ.процессы и системы». — 1990. N3. -С. 18−21.
  190. Язык культуры // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997 -с. 588.
  191. Япония: культура и общество в эпоху НТР. М.: Наука, 1985. —318 с.
  192. Bush V. As we may think // Atlant Monthly. 1945. Vol.176. N 1. -P.101−108.
  193. Conklin J. Hypertext: An introduction and survey // IEEE trans, on Comput. 1987. N9. — P.17−41.
  194. Derrida J. Of grammatology. Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 1998.
  195. Engelbart D., A conceptual framework for the augmentation of man’s intellect. In P.W.Howerton and D.C.Weeks (Eds).//Vistas in information handling: The augmentation of man s intellect by machine.-Washington, DS: Spartan Books.-1963.- l.P. 1−29
  196. Engelbart D.C. A research center for augmentig human intellect.//AFIPS Conference Proceedings (Fall Joint Conference).-Montvale, NJ: AFIPS Press.-1968.-P. 395−410.
  197. Gilyarevski R.S., Subbotin M.M. Russian experience in hypertext: automatic compiling of coherent texts // Journal of the American society for information science. 1993. N 4. P. 185−193.
  198. Harnad S. Post-Gutenberg galaxy: The fourth revolution in the means of production of knowledge // The Public-Access Computer Systems Review. 1991. Vol. 2. No 1.
  199. LinkWay мультимедиа для IBM PC // Информатиз. и образование. — 1991. N6. — C.28−35.
  200. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. The making of typographic man. Toronto. 1967. — 293 p.
  201. Microsoft Press. Толковый словарь по вычислительной технике/Пер. с англ.- М: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd», 1995. 496с.
  202. Nelson, T.N. As we will think in Online 72 // Proceedings of the International Conference on Online Interactive Computing. Uxbridge, UK: Online Computer Systems Ltd. 1983 pp. 439−454
  203. ProjectXanadu: http://www.sfc.keio.ac.jp/~ted/XU/XuPageKeio.html
  204. Websters New World Dictionary of the American Language // The World Publishing Company, 1969 (http://c.gp.cs.cmu edu:5103/prog/webster?/
Заполнить форму текущей работой