Феноменология фемининности: социально-философский дискурс проблемы
Актуальность настоящей диссертационной работы определяется возрастанием интереса к исследованию феномена фемининности, что обусловлено социальными процессами, происходящими в обществе. Кардинальные преобразования в системе социокультурных ценностей — рост социальной терпимости, ослабление тендерной биполярности, эмансипацияспособствовали изменению традиционной структуры половых отношений… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1.
- ГЛАВА 2. 2.1.
Феноменология фемининности: социально-философский дискурс проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы
исследования.
Актуальность настоящей диссертационной работы определяется возрастанием интереса к исследованию феномена фемининности, что обусловлено социальными процессами, происходящими в обществе. Кардинальные преобразования в системе социокультурных ценностей — рост социальной терпимости, ослабление тендерной биполярности, эмансипацияспособствовали изменению традиционной структуры половых отношений. Легализация однополых браков, депатологизация гомосексуальности, трансформация семейно-брачных отношений привели к отказу от строгого противопоставления «мужское — женское» и от традиционного определения этих понятий относительно друг друга как различных по своей сущности, противоположных по природе. В сложившейся социокультурной ситуации необходимость изучения феномена фемининности как явления, освобождающего индивидов от доминирования тендерных стереотипов, позволяет преодолеть фрагментаризацию личности и строгую биполярность полов в обществе.
На наш взгляд, тема является актуальной по ряду причин. Одна из наиболее значимых причин связана с произошедшими эпохальными изменениями в положении женщины — современная эмансипированная женщина обладает огромным потенциалом, т.к. расширяется спектр выполняемых ею социальных ролей, предоставляющих свободу выбора и возможность реализации своих способностей, не ограничиваясь сугубо семейной сферой. Проявление феномена фемининности является определенным этапом, способствующим самореализации женщины, т.к. фемининность интегрирует биопсихологическую и социокультурную составляющие ее личности. Многие женщины в настоящее время ориентированы на карьеру, т.к. стремятся достичь высокого социального статуса, чтобы быть экономически независимыми и адаптироваться в обществе.
Актуальность исследования феномена фемининности связана с огромными успехами научно-технического прогресса. Развитие биомедицинских технологий, ведущих к модификации целостности, преобразованию качества человеческой природы, приводит к серьезным изменениям традиционной структуры деления по признаку полаактуализируется вопрос существования человека как родового существа. Женщины, обладающие такой характеристикой как фемининность, наиболее оптимально вписываются в многообразие аспектов социальной жизни и, как следствие, происходит формирование фемининного пространства, гармонично включающего в себя разнообразные формы интерсексуальности, что способствует распространению явления фемининности не только на мир женщин, но и на мир мужчин. Степень разработанности проблемы.
Проблема пола имеет богатейшую традицию и изучалась в самых разных науках — в комплексе медико-биологических наук, таких как: генетика, молекулярная биология, цитология, эмбриология, а также — в психологии, социологии и т. д. Но особый интерес представляет философское исследование данной проблемы.
Как феномен, характеризующийся множественностью проявлений, категория пола многоаспектно исследовалась — начиная с мыслителей античности и заканчивая современными философами. Из природно-биологических признаков пола напрямую выводились все телесные, психологические и социальные различия между мужчинами и женщинами (Платон, Аристотель, Тертуллиан, Ориген Александрийский, Боэций, Августин Блаженный, Ф. Аквинский, Дж. Бруно, М. Фичино, Э. Роттердамский, М. Монтень и многие др.). Другие философы — пытались объяснить половую принадлежность не только исходя из анатомических, физиологических признаков пола, но и принимая во внимания социальные и культурные факторы. Особый интерес в этом плане представляют работы французских мыслителей, а также работы И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др. Были и такие, которые утверждали равенство полов в любви, но подчеркивали приоритет мужского пола по отношению к женскому во всех остальных сферах жизнедеятельности общества. Такие представления содержаться в работах Ж. Ж. Руссо, Б. Спиноза, Д. Юм и др.
В зарубежной философии XX века исследования по проблемам половых отношений в основном рассматривались в рамках экзистенциального и феноменологического направлений (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас, Ж.-П. Сартр и др.), а также родоначальниками психоанализа (З.Фрейд, Ж. Лакан, К. Хорни и др.).
Следует отметить богатейшую и оригинальную отечественную традицию философского осмысления пола. Русские философы Вл. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков, Вяч. Иванов и др. пытались исследовать дифференциацию полов и главной целью постижения проблемы пола видели в признании целостности личности, в гармонии мужского и женского начал при сохранении их индивидуальности. В философии Серебряного века проблема пола являлась одной из центральных. Обнаружилось не только антропологическое, но и онтологическое измерение проблемы, что позволило выдвинуть предположение о трансцендентальном характере пола (С.Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов и.
ДР-).
В начале XX века происходит изменение положения женщины в обществе и как следствие «женский вопрос» в России становиться предметом многочисленных дискуссий (Н.Н. Стасова, А. Н. Философова, Н. В. Трубникова, A.M. Коллонтай, И. Арманд и др.). Рассуждения о поле как о «половине» нашло свое отражение в теме андрогинизма человеческой природы, одно из первых представлений о которой восходит к античности.
Платон) и которая исследовалась в дальнейшем в рамках европейского религиозного мистицизма (Я.Бёме, Э. Сведенборг, Ф. Фон Баадер и др.), немецкой классической философии (И.Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах,.
B.Гумбольд и др.), русской философии любви (Вл.Соловьев, Н. А. Бердяев,.
C.Н. Булгаков, С. Н. Троицкий и др.).
Особый вклад в изучение явления андрогинизма внес О. Вейнингер, который с научно-методологических позиций рассмотрел сущность андрогинной структуры личности. Среди современных исследователей по проблемам андрогинности можно выделить как зарубежных авторовЭ. Бенц, Ю. Эвола, Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан и др., так и отечественных — С. Г. Семенова, В. В. Сербиенко, Н. Д. Шимин, Л. М. Управителева, Л. Кихно, А. Менжулина, О. В. Рябов, Ю. Ю. Черный и др.
Среди зарубежных авторов, которые занимались исследованием положения женщины, ее роли в обществе можно особо выделить работы М. Мид, У. Герхард-Тойшер, М. Френч, В. Соланж, К. Довлинг и др.
Возрастающий интерес к проблеме пола, женственности, фемининности в настоящее время вызван многочисленными успехами в области естественных наук и медицины, генетики, развитием биомедицинских технологий, генной инженерии, психофизиологии и т. д., что нашло отражение в трудах ряда отечественных исследователей (И.С. Кон, Белик А. А., Д. В. Колесов, В. И. Иванов, Е. П. Ильин, А. Я. Иванюшкин, В. А. Геодакян, В. Искрин, В. Н. Хамитов, В. Сосновский, А. П. Назаретян и др.).
Движение феминизма, которое, по сути, преобразовало модели сознания, способствовало становлению тендерных исследований, в рамках которых произошло разграничение таких понятий как «пол» и «гендер» (Р.Столлер). С середины XX века ситуация в современной гуманитарной науке резко изменилась — появился новый взгляд на проблемы природы сексуальности, взаимоотношений полов и роли женщины в обществе. Осознание всех этих изменений было отражено в работах основателей интеллектуального феминизма С. де Бовуар, Б. Фриден, Л. Иригарей, Э.
Бадинтер, Э. Сиксу, Д. Батлер и др. Среди отечественных представителей феминизма, занимающихся изучением проблемы пола в рамках тендерных исследований, можно выделить таких авторов как С. Айвазова, О. Воронина, Т. Клименкова, М. Малышева, Н. С. Юлина, И. Жеребкина, Н. Габриэлян и др. Научная новизна.
Данную научную работу можно рассматривать как одну из первых попыток целостного, феноменологического исследования фемининности. В работе впервые была предпринята попытка исследовать феномен фемининности в социально-философском аспекте как диалектическое единство биопсихологического и социокультурного, т. е. выявлена феноменология данного явления. В философии сложилась традиция под феноменологией понимать концептуальный философский анализ, проведенный Э. Гуссерлем. В представленном диссертационном исследовании понятие «феноменология» используется не в данной традиции, а в сугубо этимологическом контексте.1.
Научная новизна работы заключается в стремлении рассмотреть феномен фемининности в условиях современной социокультурной ситуации, сложившейся в обществе, как гармонизацию женского и женственности в личности. Следуя классической диалектической методологии, процесс дифференциации полов рассматривается в работе с позиций диалектической триады и представлена несколько иная интерпретация категорий «пол» и «инобесполое». В работе проанализировано явление андрогинности в связи с кризисом тендерной идентичности личности современной женщины. Особое внимание обращается на внутреннее содержание процесса эмансипации, результатом которого стало формирование «жизненного мира» женщины в информационном обществе. В диссертации с целью углубления раскрытия проблемы вводится ряд новых понятий, среди которых «инобесполое», «андрогинная сизигия», «фемининное пространство» и др., представлено.
1 Феноменология (греч., букв. — учение о феноменах) — учение о явлении. В данном исследовании мы исходили из использования понятия феноменологии по аналогии с «Феноменологией духа» Г. В. Ф. Гегеля как метафизики духа, т. е. особого феномена. (См.: Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н. професора B.E. Кемерова — 3-е изд. испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — с All.). новое понимание такой категории как фемининность, которая традиционно использовалась как синоним женского. По-новому рассматривается явление фемининности в диалектике женского и женственности, определяются наиболее значимые характеристики фемининного пространства, в рамках которого по-новому трактуется феномен интерсексуальности. Анализ, предпринятый в данной работе, позволит выявить тенденции и перспективы женского пола, дополнить представления о фемининности, женском, женственности в социально-философском аспекте и будет способствовать дальнейшему изучению проблемы.
Объектом исследования является анализ феномена фемининности в социально-философском аспекте.
Предмет исследования — изучение фемининности в диалектическом единстве биопсихологических и социокультурных аспектов и обозначение тенденций и перспектив дальнейшей эволюции дихотомии полов. Основная цель и задачи исследования.
Целью работы является анализ феномена фемининности в современной социокультурной ситуации с учетом влияния кризисных явлений, связанных с тендерной идентичностью.
Основными задачами исследования являются:
— исследовать феномен дифференциации полов, исходя из методологии классической диалектики и обозначить перспективы дихотомии полов, опираясь на принцип диалектической триады;
— в целях углубления понимания проблемы содержательно определить категорию фемининности и представить ее в диалектике природно-биологического и социокультурного аспектов;
— обозначить особенности процесса андрогинной сизигии как процесса сочетания, т. е. взаимосвязанности и взаимной дополнительности мужского и женского пола в рамках единой целостности;
— изучить особенности проявления андрогинности как разновидности фемининной идентификации личности, учитывая кризисные явления, происходящие в обществе;
— исследовать внутреннее содержание процесса эмансипации и выделить в нем определенные уровнирассмотреть природу и специфику онтологического уровня процесса эмансипации- -проанализировать тенденции и особенности преобразования «жизненного мира» женщины в информационном обществе- -выявить основные особенности и характеристики фемининного пространства как особого социопространственного образования.
Методологические основания исследования.
В данном диссертационном исследовании используется классическая диалектическая методология, а именно: принцип диалектической триады. Научно-методологическими предпосылками при написании работы послужили фундаментальные исследования по проблемам пола, тендерные исследования, в которых анализируются философские, социальные аспекты взаимоотношения полов, процесса эмансипации, междисциплинарные подходы к вопросам прогнозирования дальнейшего существования тендерной идентичности, интерсексуальности, половых различий и перспектив женского пола.
Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Каждая глава состоит из двух параграфов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В условиях современного общества, на фоне процесса глобализации, актуализируется проблема противопоставления жизненного мира женщины традиционным ценностям культуры и общепризнанным способам жизнедеятельности. В связи с происходящими изменениями, фемининность как явление, отражающее единство природно-биологического и социокультурного аспектов личности, становится оптимальным условием, способствующим процессу адаптации женщины в социуме. Вследствие этого, актуализируется проблема изучения проявления феномена фемининности в социально-философском аспекте для обозначения тенденций и перспектив женского пола, выявления факторов дальнейшей интеграции разнообразных форм проявления интерсексуальности в социокультурном пространстве.
Поэтому в рамках диссертационного исследования был проведен анализ методологических концептуальных подходов к проблеме пола, в ходе которого была определена сущность, признаки и особенности экспликации представлений о поле в философской мысли.
Все предшествующее рассмотрение проблемы пола в философской мысли способствовало обозначению ряда направлений, в рамках которых пол трактовался исследователями либо как «полярность», либо как «половина». Принципиальной новизной работы является то, что был представлен новый подход к проблеме пола — с позиции принципа диалектической триады. Рассматривая такой феномен как пол человека, мы исходили из представления о том, что анализ половых различий необходимо начинать не с понятия «пол», а «опуститься» на ступень ниже — к понятию «бесполое», что даст возможность соответственно обозначить перспективу дихотомии полов и, прежде всего, перспективу существования женского пола в будущем, наметить определенные тенденции его дальнейшего развития, преобразования и становления. В контексте наших рассуждений бесполое можно определить как специфическую форму существования целостности, а именно: как особый способ ее организации.
В ходе работы мы исходили из представления о бесполом как недифференцированном, а о поле — как дифференцированном единстве взаимозависимых и взаимопереходящих полоидентичных акциденций. С целью анализа промежуточных форм проявления пола между резко очерченными полярными (мужским и женским) было введено понятие полоидентичной акциденции.
При этом за основу была взята концепция пола, сформулированная О. Вейнингером и его представления о «половых промежуточных формах». За счет двойственности существования мужское и женское реализуют свой потенциал и образуют различные сочетания, которые реализуются в действительности как полоидентичные акциденции.
Процесс глобализации и связанный с ним кризис идентичности способствует формированию андрогинной личности, характеризующейся психологической двуполостью — приблизительно равным соотношением мужской и женской моделей мышления и поведения. Но двойственное состояние не может сохраняться длительное время, не приведя к конфликту внешнего и внутреннего мироощущения человека. Выход из этого состояния возможен, по нашему мнению, благодаря процессу андрогинной сизигии, который представляет собой процесс сочетания, т. е. взаимосвязанности и взаимной дополнительности мужского и женского пола в рамках единого бытия индивидуума. В работе неоднократно подчеркивалось влияние андрогинности как важного этапа в развитии личности женщины и процесса андрогинной сизигии, как одного из конструктивных вариантов разрешение кризиса тендерной идентичности.
В контексте данного исследования мы стремились выявить перспективу женского пола, установить степень жизнеспособности содержащихся в нем потенций. На наш взгляд, можно предположить, что пол, скорее всего, потеряет свое значение как природная инстанция, но усилит свои позиции в тендерном аспекте. Развитие науки, будет все больше приближать человечество к бесполому воспроизводству.
Учитывая ускорение динамики жизни, когда смена мировоззрения происходит, в отличие от прошлого, в течение двух-трех десятков лет, можно предположить, что новое бесполое, т. е. инобесполое как инобытие пола представляет собой результат, своеобразный итог процесса андрогинной сизигии и характеризуется неразличенным единством мужского и женского начал, составляющих некую целостность.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что фемининность формируется в тесной взаимосвязи с таким явлением как интерсексуальность, которое можно оценить как один из факторов способствующих процессу феминизации общества. В связи с этим в работе была предпринята попытка представить философский контекст такого понятия как «интерсексуальность». На наш взгляд, интерсексуальность представляет собой проявление такого аспекта полоидентичной акциденции, который позволяет индивиду интегрироваться в социум в соответствии с самоосознанием им своего как биологического, так и социального пола.
Анализ феномена фемининности был бы неполным без использования I комплексного подхода. В данной работе, с одной стороны, рассматривалось содержание самого феномена фемининности как единства женского и женственности в рамках (границах) бытия единого индивида, с другойфемининность анализировалась как проявление определенного фемининного типа сознания.
Исходя из намеченных целей исследования, в работе рассматривается «жизненный мир» женщины в информационном обществе, который, согласно нашим представлениям, является результатом процесса эмансипации. Особенностью работы является то, что были определены уровни эмансипации и выдвинуто предположение, что борьба женщин за признание в обществе носит лишь внешний характер и скрывает глубинное противоречие, а именно — признание равенства природы женщины как особо значимого феномена на уровне пола. Для этого женщина постепенно расширяет границы своего «жизненного мира» и стремится выйти за пределы наличного бытия к новому способу его организации.
В рамках данной научной работы мы сочли необходимым ввести новую категорию — фемининное пространство, представляющего собой срез социокультурного пространства и принадлежность к которому определяется актуализацией проявления фемининности в индивидууме. Как и любое пространство, фемининное пространство неоднородно по своему составу и включает в себя: актуальное фемининное пространство, представляющего собой отражение социокультурных процессов происходящих в обществе и потенциальное, представляющего собой развитие фемининного пространства в перспективе или облик фемининного пространства в будущем.
Предполагаемые направления научных исследований показывают, что в рамках одного диссертационного исследования сложно рассмотреть все многообразие проявлений феномена фемининности, но имеются большие исследовательские перспективы и обширный научно-исследовательский потенциал для дальнейшей работы. Можно выделить несколько перспективных направлений исследований.
Так, под воздействием процесса андрогинной сизигии возможно успешное преодоление кризиса тендерной идентичности и преобразование пола в новую форму целостности человека — инобесполое. Сейчас очень трудно даже гипотетически представить биологически гомогенного человека. В контексте наших рассуждений интересен вывод о том, что инобесполое по ряду существенных причин будет «окрашено» в знакомую нам женскую тональность. Данное предположение основывается на результатах исследований в области генетики, генной инженерии, биомедицинских технологий, социобиологии, этологии и др.
В перспективе, учитывая то, что анатомические признаки перестанут быть неизбежностью, сексуальная идентичность все более и более становится вопросом жизненного стиля, а половые различия не будут основываться на механизме воспроизводства индивидов, предполагается проанализировать возможные варианты формирования фемининности, андрогинной сизигии, инобесполого в более широком интеллектуальном контексте, связывая их с анализом национальных репрезентаций, решением глобальных проблем, принципов организации государственного устройства, способов конструирования окружающей реальности. В связи с чем, особое внимание следует уделить изучению взаимосвязи биологической, психологической и социокультурной основ пола. Ряд зарубежных авторов подвергают сомнению наличие базовых инстинктов (так, например, инстинкт материнства рассматривается как миф), что актуализирует исследование многочисленных проекций биопсихологической и социокультурной составляющих пола, форм их появления в социуме.
В дальнейшем, на основе философского анализа предполагается проанализировать возможные варианты влияния интерсексуальных форм на фемининность — на сколько они дополняют, взаимодействуют или противоречат друг другу. В данном аспекте наибольшее значение приобретает решение проблем этического характера, связанных с гармонизацией системы отношений мужчин, женщин, детей и интерсексуальных индивидов.
Особый интерес представляет рассмотрение феномена фемининности в ситуации постмодернизма — многочисленные разработки по проблемам пола и фемининности способствовали возникновению у зарубежных исследователей оригинальных концепций и подходов к изучению данных явлений. Так, например, пол рассматривается как «спекулятивный элемент», необходимый для функционирования сексуальности (М.Фуко) — пол трактуется как функция, а женственность как «трансверсальная форма» любого пола (Ж.Бодрийяр). У ряда исследователей пол становится культурной метафорой, который «оформляет социальную реальность» (Ж.Деррида, JI. Ирригарэ, Х. Сиксу, Ю. Кристева и др.).
Перспективным направлением в изучении женственности и женщины можно признать использование синергетического подхода (Г.Хакен, А. Тьюринг, Э. Ласло, Р. Том, И. Пригожин, А. А. Самарский, Назаретян А. П., Губин В. Б., Розин В. М. и др.), в рамках которого пол можно исследовать как один из способов упорядочения бытия, как саморганизующее начало. Рассматривая процесс дифференциации полов с позиций синергетики, можно прогнозировать решение проблемы традиционных дихотомий, таких как: природа — общество, мужское — женское и др. Обозначив перспективу женского пола и определив ценностные критерии можно наметить тенденции дальнейшей эволюции полов.
Список литературы
- Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация / А. С. Абасов //Вопросы философии. 1985. № 11. С. 81.
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития / Р. Ф. Абдеев. М.: ВЛАДОС, 1994. -335с.
- Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России / С. Айвазова// Общественные науки и современность. 1991. — № 4.
- Айвазова С. Истоки феминизма / С. Айвазова // Искусство кино. 1991. № 6.
- Айвазова С. К истории феминизма / С. Айвазова // Общественные науки и современность. 1992. — № 6.
- Айвазова С. Тендерное равенство в контексте прав человека / С. Айвазова. М.: 2001. — 76с.
- Андреева И. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи / И. Андреева//Вопросы философии. 1980. — № 1.
- Астафьев П.Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки / П. Е. Астафьев. М., 1982.
- Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4 / Аристотель- пер. с древнегреч.- общ. ред. А. И. Доватура. -М.: Мысль, 1983, — 830с.
- Ю.Апулей. Золотой осел / Апулей. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464с.
- Аусландер Л. Женские+феминистские+лесбийские-гей+квир исследования=гендерные исследования? 2000. — С.54.
- Ашкинази И.Г. Женщина и человек: Отто Вейнингер и его книга «Пол и характер / И. Г. Ашкинази. СПб., 1909.
- З.Бакунин П. А. Запоздалый голос сороковых годов: (По поводу женского вопроса) / П. А. Бакунин. Спб., 1881.
- Барчунова Т.В., Мешанин Ю. М. К вопросу об идеале рациональности и так называемом женском стиле мышления в науке / Т. В. Барчунова, Ю. М. Мешанин // Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991.
- Батлер Д., Тендерное беспокойство. Антология тендерной теории / Д. Батлер /Сост., комент. Е. Гаповой, А. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 329.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек- пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой- послесл. А. Филиппова М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.
- Белик А.А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? / А.А. Белик- отв. ред. П. А. Рачков. М.: Наука, 1990. — 144 с. — Человек и окружающая среда.
- Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства / И. Бентам. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998.-415с.
- Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. М.: Издательство «Книга», 1991. — С.446
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 480 с. — (Мыслители XX века).
- Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 688 с. — (Вершины человеческой мысли).
- Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев- сост. и вступ. ст. В. Н. Колюжного. М.: ООО «Издательство ACT»: Харьков: «Фолио», 2003.-701с.
- Бердяев Г. А. Метафизика пола и любви / Н. А. Бердяев // Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. и вступ. ст. В. П. Шестакова. -М.: Прогресс, 1991.
- Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви / Н. А. Бердяев. М.: Прометей, 1989.
- Быховская И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 208с.
- Блох И. История проституции / И. Блох. М.: АСТ-пресс, СПб. Фирма «РИД», 1994.
- Бовуар С. де. Второй пол. Т.2 / С. де Бовуар- пер. с франц. М.: Прогресс- Спб.: Алетейя, 1997.
- Бодрийяр Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр- пер. с фран. А. Гараджи, — М.: Изд-во «AD MARGINEM», 2000.
- Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2000. -96с.
- Богатова О.А. «Метафизика пола» и «этика любви» В.В. Розанова в контексте русской нравственной философии / О. А. Богатова. Саранск, 1995. Деп. В ИНИОН 19.07.95, № 50 623.
- Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия / Н. К. Бонецкая //Вопросы философии. 1995. — № 7.
- Бразерс Дж. Что каждая женщина должна знать о мужчинах / Дж. Бразерс. М.: Автор, 1993. — 272с.
- Брандт Г. А. Природа женщины как проблема: (Концепции феминизма) / Г. А. Брандт И Общественный науки и современность. 1998.
- Бруно Дж. О причине, начале и едином / Дж. Бруно- перевод М. Дынника. В кн.: Дж.Бруно. Диалоги. — М., 1949. — с.251
- Бубер М. Я и Ты / Бубер М. Два образа веры. М., 1995. — С.16.
- Бубер М. Проблема человека / М. Бубер- пер. с нем. К.: Ниеп-Центр, Вист-С, 1998.-С.12.
- Бузский М.П. Социальное пространство и время в формировании естественнонаучного знания: Автореф. дисс.канд. филос. наук. -Киев, 1979. 13с.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения /С.Н. Булгаков.- М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001.
- Булгаков С.Н. Купина неопалимая: Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери / С. Н. Булгаков.- Вильнюс, 1991. Репринт, изд. (Париж, 1927).
- Буракова М.В. Сравнительный анализ представлений россиян и североамериканцев о маскулинности и фемининности / М. В. Буракова //Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики. Ростов н/Д, 1999. — С. 82−100.
- Ванчугов В.В. Женщины в философии: (Из истории философии в России конца XIX начала XX) / В. В. Ванчугов. — М., 1996.
- Васильев Д.Ю. Идея эроса в философской системе Н.Бердяева / Д. Ю. Васильев //Философский космос России: Памяти Н. А. Бердяева (1874−1948).-Уфа, 1998.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса: проблемы закона и благодати //Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.
- Вейнингер О. Пол и характер. М.: «Латард», 1997. С. 65.
- Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: Филос.- соц. анализ / В.Г. Виноградский- отв. ред. Я. В. Аскин. М.: Наука, 1988. -187с.
- Воронина О.А. Женское предназначение: миф, идеология, практика / О. А. Воронина // Искусство кино. -1991. № 6.
- Воронина О.А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа / О. А. Воронина // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.
- Воронина О.А., Клименкова Т. А. Тендер и культура / О. А. Воронина //Женщины и социальная политика. М., 1992.
- Габриэлян Н.М. Всплывающая Атлантида: (Медитации на тему феминизма) / Н. М. Габриэлян // Общественные науки и современность.- 1993.-№ 6.
- Гайденко П.П. «Вехи»: неуслышанное предостережение / П. П. Гайденко //Вопросы философии. 1992. — № 2.
- Гатина И.С. Экспликация события в экзистенции жизненного мира. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.филос.н. Казань, 1998. -13с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1994.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права // Гегель Г. В. Ф. Соч. в 14 т. Т.7. М., 1934. -С.278.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1994.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М.: Мысль, 1977. Т. 1−3.
- Гидденс Э. Трансформация интимности / Э. Гидденс СПб.: Питер, 2004.-208с.
- Гольдшмидт Р. Механизм и физиология определения пола / Р. Гольдшмидт- пер. с нем. М.-Л., 1923.
- Горелов А.А. Расщепленный человек в расщепленном мире / А. А. Горелов. -М.: Знание, 1991. 62с.
- Гришина Е.М., Иванюшкин А. Я., Курило Л. Ф. Морально-этические аспекты определения и выбора пола плода / Е. М. Гришина, А. Я. Иванюшкин, Л. Ф. Курило // Медицинское право и этика. 2001. — № 2. -С.41.
- Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени / А. Грюнбаум- пер. с англ. Ю. Б. Молчанова. М.: Едиториал, УРСС, 2003. — 569с.
- Гумбольд В. фон. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольд. М., 1985.- С. 142.
- Дворкин И. Ты и Оно. По следам М. Бубера и З. Фрейда / И. Дворкин // Вопросы философии. 2002. — № - С. 149.
- ВаБет-анализ в философии и психологии / Кол. Авторов- Под ред. Г. М. Кучинского, А. А. Михайлого. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001.-С. 104.
- Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: / Ж. Делез- пер. с франц. М.: ПЕР СЭ, 2001. -480с.
- Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви. /Р. Джонсон- пер. с англ. В. Мершавка. М.: Издательство ГИЛЬ-ЭСТЕЛЬ, 1998.
- Дубровский В, Концепции пространства-времени / В. Дубровский. -М.: Наука, 1991.-168с.
- Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина / А. Дударева. -М.: РИП-холдинг, 2002. 22с.
- Дюринг Е. Ценность жизни / Е. Дюринг. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2000. — 336 с.
- Ерохина Л.Д. Миф о женской покорности или этика насилия / Л. Д. Ерохина //Философские науки. 2003. — № 6. — с. 126−137
- Жвитиашвилли А.Ш. Концептуальные истоки идеи глобализации / А. Ш. Жвитиашвилли // СОЦИС. 2003. — № 6. — С.3−12.
- Женщина и визуальные знаки /Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000. — 280с.
- Жеребкина И. «Прочти мое желание.» Постодернизм. Психоанализ. Феминизм / И. Жеребкина. М.: Идея-Пресс, 2000. — 256с.
- Иванов В.И. О достоинстве женщины // Иванов В. И. По звездам. СПб., 1909.
- Иванов В.И., Ижевская В. Л. Этико-правовые проблемы вмешательства в геном человека / В. И. Иванов, В. Л. Ижевская. С. 113.
- Ильин И.А. Собр. Соч.: В Ют.: Т.6. Кн.З. / И. А. Ильин. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе. М., 1993.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Искрин В. Диалектика полов / В. Искрин. СПб., 2001. — 207с.
- Исупов К.Г. Рецензия на кн.: Русский Эрос / К. Г. Исупов //Вопросы философии. 1991.
- Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т.4. 4.1. / И. Кант. М., 1965. -С.276−277.
- Каптерев П.Ф. Душевные свойства женщины / П. Ф. Каптерев. СПб, 1895.
- Карапетян Л.М. О понятиях «глобализм» и «глобализация» / Л. М. Карапетян //Философские науки. 2003 № 3. с.47−61.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер М.: Гардарика, 1998.-780с.
- Кихно Л., Менжулина А. Последние слова о последних вещах/ Л. Кихно, А. Менжулина // Вейнингер О. Последние слова. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества.
- Клименкова Т.А. От феномена к структуре / Т. А. Клименкова /АН СССР, Институт философии. М.: Наука, 1991. — 85с.
- Клягин Н.В. Человек в истории / Н. В. Клягин. М., 1999. — 238 с.
- Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика/ Е. Н. Князева //Вопросы философии. 2001. — № 10. — с.99−113.
- Козлова О.Н. Тендерные роли в репродукции социальной жизни / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 3. — С. 200.
- Козловский А.И. Мужчина и женщина о взаимоотношении начал: Психическая энергия / А. И. Козловский. Минск, 1996. — 1 Юс.
- Колесов Д.В. Проблемы сексуальной ориентации (Мы другие. Ну и что?) / Д. В. Колесов. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 112с.
- Колесов Д.В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. -С.34.
- Коллонтай A.M. Великий борец за право и свободу женщин: (Вместо предисловия) / A.M. Коллонтай // Бебель А. Женщина и социализм. М.- Пг., 1923.
- Коллонтай A.M. Дорогу крылатому Эросу: (Письмо к трудящейся молодежи) / A.M. Коллонтай // Молодая гвардия. -1923. № 3
- Коллонтай A.M. Положение женщины в эволюции хозяйства / A.M. Коллонтай. М., 1922.
- Кон И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. М.: Медицина, 1988. -319 с.
- Кон И. С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке / И. С. Кон. М., 1997.
- Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон //Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С.43−57.
- Кон И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре /И.С. Кон. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство ACT», 2003. — С. 66.
- Костыгова Т.М., Кошелева И .Я. Мы — женщины / Т. М. Костыгова, И. Я. Кошева. М.: Политиздат, 1989. — 255с.
- Лабрюйер Ж. де Характеры или Нравы нынешнего века / Ж. де Лабрюйер- Пер. с фр. Ю. Корнеева, Э. Линецкой. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Издательство «Фолио», 2001. — 607 е.: ил. — (Афоризмы. Максимы. Мысли).
- Лакан Ж. Образования бессознательного (Семинары: Книга V (1957/1958)). / Ж. Лакан- пер. с фр. А. Черноглазова. М.: ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос». 2002. С. 295.
- Лакруа Ж. Избранное: Персонализм / Ж. Лакруа- пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — С. 99.
- Линдблад Я. Человек — ты, я и первозданный / Я. Линдблад- пер. со швед. / Послесл. Г. И. Анохина. М.: Прогресс, 1991. — 264с.
- Логвиненко В.П., Шаховский В. Л. О соотношении мужского и женского в контексте современных ценностей и проблем человечества / В. П. Логвиненко, В. Л. Шаховский // Журнал прикладной психологии. -2000. № 5. — С. 46−52.
- Маккалоу К. Символ веры третьего тысячелетия: Роман / К. Маккалоу- пер. с англ. М.: Ждрофа. — 1993. — 512 с.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философские исследования Фрейда / Г. Маркузе- пер. с англ. А. А. Юдина. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.-С.389.
- Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе- пер. с англ. А. А. Юдина. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — С.389.
- Мартынов В.Ф. Философия красоты / В. Ф. Мартынов. Мн.: ТетраСистемс, 1999. — 336 с.
- Мебиус П. Пол и неучтивость: Критический разбор книги «Пол и характер» Отто Вейнингера / П. Мебиус. М., 1909.
- Мещеркина Е.Ю. Социологическая концептуализация маскуллиности / Е. Ю. Мещеркина //Социологические исследования. 2002. — № 11. -С.15−25.
- Миголатьев А.А. Гегелевская философская система / А. А. Миголатьев //Социально-гуманитарные знания 200 № с.56−69.
- Мир и эрос: Антология философских текстов о любви /Сост. Р. Г. Подольный. М.: Политиздат, 1991. — 335с.
- Михайлов А.И. Современное философское мышление и проблема сознания / А. И. Михайлов //Философские науки. 2003 № 3. с.61- 81.
- Михайлов M.JI. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе / M.JI. Михайлов Сочинения: В 3 т. Т.З. М., 1958.
- Моисеева Н.А. Глобализация и «русский вопрос» / Н. А. Моисеева //СОЦИС 2003 № 6 С.13−21
- Моисеев В.И. Логика всеединства / В. И. Моисеев. М.: ПЕР СЭ, 2002.-415с.
- Моник Ю. Кастрация и мужская ярость. Фаллическая травма / Ю. Моник- пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. — 88 с.
- Моник Ю. Фаллос. Священный мужской образ / Ю. Моник- пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. — 136 с.
- Монтень М. Опыты / М. Монтень. Избранные произведения в 3-х томах. Т.1. Пер. с фр. -М.: Голос, 1992. 384 с.
- Мусский И.А. 100 великих мыслителей / И. А. Мусский М.: Вече, 2000. — 688 с.
- Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология / А.п. Назаретян. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 239 с.
- Наука любви /Ред.-сост. В. В. Устенко. М.: Политиздат, 1990. — 319с.
- Ницше Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше. Сочинения в 2-ух томах. Т.1 / Перев. с нем., М., Мысль, 1997, 829с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. Сочинения в 2-ух томах. Т.1 / Перев. с нем., М., Мысль, 1997, 829с.
- Новосельский С.А. Влияние войны на половой состав рождающихся /С.А. Новосельский //Демография и статистика. М., 1978. — С.223.
- Новиков А.И. Проблема эроса (пол, женщина, любовь) в русской философской мысли конца XIX начала XX веков / А. И. Новиков // Феминизм и российская культура. — СПб., 1995.
- Овидий. Наука любить / Овидий- пер. с латин. В. Алексеева. М., 1992.
- Овчинникова Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности / Ю. Г. Овчинникова //Мир психологии. 2004. — № 2. — С.125.
- Олех Л.Г. Вероятностный прогноз на начало XXI века / Л. Г. Олех.
- Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003. 320 с.
- Осипович Т.Е. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин м Александра Коллонтай / Т. Е. Осипович //Общественные науки и современность. 1993. № 1.
- Осипович Т.Е. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов / Т. Е. Осипович //Общественные науки и современность. 1994. № 1.
- Осипович Т.Е. Победа над рождением и смертью или Женофобия русской утопической мысли на рубеже XIX XX веков / Т. Е. Осипович //Общественные науки и современность. 1996. № 2.
- Платон. Государство. Сочинения. В 3-х т. Пер. с древнегреч. Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Т.З. 4.1. Ред. В. Ф. Асмус. М., «Мысль», 1971.
- Плутарх. Сочинения. М., 1982. С.317−359.ф 145. Подзигун И. М. Глобализация как реальность и проблема / И.М.
- Подзигун //Философские науки. 2003 № 1. с.5−17.
- Нб.Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992—1994 годов) / В. Подорога. М.: Ad marginem, 1995. — 344с.
- Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X нач. XIX в.) / Н. Л. Пушкарева. — М., 1997.
- Равенство между женщинами и мужчинами: права человека и демократия (основные недавно опубликованные документы Совета Европы). -М.: Генеральный директорат прав человека, 2004. 177с.
- Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен / В. А. Рамих. Ростов н/Дону, 1995.
- Рассел Б. Искусство мыслить / Б. Рассел- перевод с англ. Козловой
- Е.Н., Назаровой О. А., Сычевой С. Г. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. — 240 с. 2-е изд., испр.
- Ровинский Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития / Р. Е. Ровинский //Вопросы философии.
- Розанов В.В. Опавшие листья / Розанов В. В. Религия и культура. -М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: «Фолио», 2001. С. 338.
- Розанов В.В. Уединенное / Розанов В. В. Религия и культура. М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: «Фолио», 2001. — С.214.
- Розин В.М. Культурно-историческая обусловленность жизнедеятельности человека и его идентичность / В. М. Розин //Мир психологии. 2004. — № 2. — С.27.
- Розин В.М., Шапинская Р. Природа любви / В. М. Розин, Р. Шапинская. М., 1993.
- Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- Русский эрос, или Философия любви в России: Сборник / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. — 443с.
- Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебрянного века / О. В. Рябов. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1997. — 159с.
- Рябов О.В. «Идеал Мадонны» или «идеал содомский»? Два лика женственности в русской философии / О. В. Рябов // Женщина в российском обществе. 1998. № 2.
- Рябов О.В. Русская идея и женский вопрос: Опыт сравнительного анализа / О. В. Рябов // Женщина в российском обществе. 1996. № 3.
- Рябов О.В. Русская философия женственности (XIX XX века) / О. В. Рябов. — Иваново: «Юнона», 1999, — 360с.
- Сапов В.В. Самопознание Николая Бердяева / В. В. Сапов //Социол. Исслед.-1990.-№ 10.
- Сафо. Остров Лесбос. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Око», 2001.-448 с.
- Семенова С.Г. Метаморфоза пола: Платон, Фрейд и гностицизм / С. Г. Семенова // Методологические проблемы исследования культуры. Культура и критика психоанализа. М.: ИФ АН СССР, 1987.
- Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. С.296−298.
- Силантьева М.В. Этика творчества Н.Бердяева: Автореф.канд.филос. наук. М., 1993.
- Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. — 351 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Русский эрос, или Философия любви в России: Сборник. Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.-443с
- Соловьев B.C. Смысл любви / B.C. Соловьев. Избранные произведения Ростов-на-Дону: «Феникс,» 1998. — 544 с.
- Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности: (Гносеологический аспект) / Л. П. Станкевич. М.: Высшая школа, 1987. — 132с.
- Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее // Феминизм.
- Столин В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-284с.
- Тайны любви в природе: Пер. с нем. / Под. текста В. А. Ситайлов. -Минск: Лит, 1998. 832с.
- Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. — 346с.
- Толстых В.И. Сократ и мы: Разные очерки на одну и ту же тему / В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1981. — С.42.
- Торчилин В.П. Там, где кончается наука / В. П. Торчилин. М.: Политиздат, 1991. — 126с.
- Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э.Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — С.264
- Троицкий С.В. Христианская философия брака // Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак в православии. М.: Путь, 1995.
- Уайли Д. В поисках фаллоса: Приап и Инфляция Мужского / Пер. с англ. Березовской Р., Зеленского В.: Общ. ред. Зеленского В. 2-ое перер. и допол. — СПб, 1996.
- Управителева Л.М. Личность и пол в философии Н.А. Бердяева / Л.М. Управителева//Метаморфозы сознания.- Барнаул, 1997.
- Фейербах Л. «Из Эрлангенских лекций по логике и метафизике». История философии / Л. Фейербах- под редакцией Григорьяна М. М. -М., 1967. Т. 1.
- Фейебах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. / Л. Фейербах. М.: Наука, 1955. -Т. 1.
- Фейербах Л. Сущность христианства / Л.Фейербах. М.: Мысль, 1965.
- Федоров Н.Ф. Сочинения: в 4 т. / Н. Ф. Федоров. М., 1995. Т.2.
- Философия любви: В 2 ч. / Сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат, 1990.
- Форрестер Д. Мировая динамика: пер. с англ. / Д.Форрестер. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 379с.
- Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд- пер. с нем. М. В. Вульфа. М.: Гос. Изд-во, 1923. — 188с.
- Фридан Б. Загадка женственности / Б. Фридан. М., 1994.
- Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет / И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
- Фромм Э. Душа человека: перев. с англ. / Э.Фромм. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. — 572с.
- Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви / Э. Фромм- пер. с англ. Л. А. Чернышевой.- Минск: ТПЦ «Полифак», 1990. -80с.
- Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм. Мн.: «Харвест», 2003 -С.311.
- Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: пер. с нем. / Э.Фромм. М.: ACT: Транзиткнига, 2004.
- Фукуяма. Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма- пер. с англ. под общей ред. А. В. Александровой. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 474с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас- пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. -379с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер с нем. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447 с.
- Хамитов Философия человека: от метафизики к метаантропологии / Н. В. Хамитов. Киев: Издательство «Ника-Центр», 2002. — 336 с.
- Хамитов Н.В. Философия и психология пола / Н. В. Хамитов. К.: Ника-Центр, 2001. — 224 с.
- Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хексле // Вопросы философии. 1994. — № 10. — С. 112−123.
- Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т.1. Психология женщины- Невротическая личность нашего времени: пер. с англ. / К. Хорни-М.: Изд-во «Смысл», 1997. 496 с.
- Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н.А. Бердяева / Ю.Ю. Черный- Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. — М.: Наука, 2004. — 132с.
- Шестов Л. Апофеоз беспочвенности / Л.Шестов. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. С. 176.
- Шимин Н.Д. Целостность как феномен бытия Человека: Аксиоматика единства мужского и женского начала в Человеке / Н. Д. Шимин. -Н.Новгород: Нижегор. Арх.-строит. Академия, 1995.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. — М.:. Просвещение, 1992. 479 с.
- Шуман А.Н. Трансцендентальная философия / А. Н. Шуман Мн.: Экономпресс, 2002. — 416 с.
- Щеголев А. Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности / А. Щеголев. СПб.: Речь, 2002. — 202с.
- Щербаков А.С. Самоорганизация матери в неживой природе: Философские аспекты синергетики / А. С. Щербаков. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.-111с.
- Эвола Ю. Метафизика пола / Ю. Эвола. М.: Беловодье, 1996.
- Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях: пер. с анг. / К. П. Эстес К.: «София», М.: «Гелиос», 2002. -496 с.
- Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты / Н. С. Юлина // Вопросы философии. 1988. — № 5.
- Юлина Н.С. Женщина, семья и общество: Дискуссии в феминистскоймысли США / Н. С. Юлина // Вопросы философии. 1994. № 9.* *
- Bern S.L. Androgyny vs. The tight litlle lives of fluffy women and chesty men // Psychology Today, 1975, September, p. 59−62
- John Money and Patricia Tucker, Sexual Signature: On Being a Man or a Woman (Little, Brown, 1975)
- Robert J. Stoller, Presentation of Gender (Yale University Press, 1985).
- Betty Friedan, The Feminine Mystigue (W. W. Norton, 1963).
- Warren Farrel, The Liberated Man: Beyond Masculinity: Freeing Men and Their Relationship With Women (Random Hause, 1974).
- Fausto Sterling A., 1993. The five sexes: Why male and female are not enough. The Sciences, 33 (2): 19−24
- Habermas J. Die Einbediehung des Anderen. Ffm., 1996.
- Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Ffm., 1968.
- Habermas J. Technik und Wissenschaft als Ideologie. Ffm., 1968
- Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Baden-Baden, 1988. Bde 1−2.225. Husserliana. VI. S. 461.
- Moss M. Nach dem Feminismus
- Wilber K. Das holographische Weltbild. Bern Scherz Verlag, 1986. S.183.