Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Специфика гендерных отношений в профессиональной среде в провинции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важность их уже всеми признана, накоплен материал, который анализируется и обобщается. Здесь необходимо указать на работы Н.И. Абу-бикировой, С. Г. Айвазовой, Ю. Е. Алешиной, Н. И. Андреевой, Т. В. Барчуновой, А. С. Волович, О. А. Ворониной, С. И. Голод, И. А. Жеребкиной, Е. А. Здравомысловой, Т. А. Клименковой, Н. Л. Пушкаревой, Н. М. Римашевской, Г. Г. Силласте, А. А. Темкиной, З. А. Хоткиной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТ
    • 1. 1. Исторический экскурс тендерных отношений
    • 1. 2. Модели тендерных отношений и тенденции формирования партнерских отношений между полами.'
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТЕНДЕРА
    • 2. 1. Понятие провинциальности
    • 2. 2. Учительство как социально — профессиональная страта
    • 2. 3. Феномен провинциального учительства

Специфика гендерных отношений в профессиональной среде в провинции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

С 70-х годов XX века на Западе, а в последние десять лет и в России все большую популярность приобретают тендерные исследования. Сегодня тендер воспринимается не просто как новая научная парадигма в исследовании пола, а как прообраз нового видения, новая модель общественных связей и взаимодействий. В тендерном анализе все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений рассматриваются как функции от «социального пола». Тендер — это социальное отношениене биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений.

Тендерные отношения, возникающие в процессе совместной деятельности людей на основе принятого в обществе социального разделения ролей на мужские и женские, являются повседневными отношениями, пронизывающими все сферы жизни, в том числе и профессиональную среду. Еще больший интерес представляют тендерные отношения в учительской среде провинциальных сибирских городов.

Внимание к учительству, в провинции связано с «интенсивной феминизацией школьной среды», что оказывает негативное воздействие на воспитательный процесс в средних учебных заведениях, поскольку влияние мужчин на воспитание детей (особенно мальчиков) в школах как и в семье, чрезвычайно важно.

Постановка проблемы и ее осмысление актуальна в связи с вопросом о статусе женщины в этом мире, который в свою очередь ей предлагается. Как теория и метод тендерные исследования получили широкое распространение в период формирования постмодернистской философии, потому что складывается новое видение мира, побеждает новое ощущение реальности, различие и многообразие признается конституирующим началом природы, мира, человека, социальных связей, культурных и духовных контактов. В известном смысле современные тендерные исследования — это ответ современного знания об обществе на философский вопрос постмодерна, об интерпретации социальных ролей мужчин и женщин. Таким образом, репрезентанты культуры интеллектуального поиска, как и приверженцы тендерного анализа, все чаще воспринимают пол как отображение образа жизни, который демонстрируется окружающим Современные тендерные исследования не только основываются в своем дискурсе на признании полицентричности мира, подтверждают его право на полицентричность конкретным анализом ситуации, но и апробируют на уровне анализа реальных процессов, идущих в современном мире — мире мужчин и женщин, вечную истину непростого взаимоотношения полов.

Степень разработанности проблемы.

Интерес к обсуждению проблем пола и тендерных отношений, имея давнюю и богатую историю за рубежом, становится характерной чертой различных дисциплин современной российской социальной и гуманитарной науки.

Важность их уже всеми признана, накоплен материал, который анализируется и обобщается. Здесь необходимо указать на работы Н.И. Абу-бикировой, С. Г. Айвазовой, Ю. Е. Алешиной, Н. И. Андреевой, Т. В. Барчуновой, А. С. Волович, О. А. Ворониной, С. И. Голод, И. А. Жеребкиной, Е. А. Здравомысловой, Т. А. Клименковой, Н. Л. Пушкаревой, Н. М. Римашевской, Г. Г. Силласте, А. А. Темкиной, З. А. Хоткиной, Н. С. Юлиной, Е. Ярской-Смирновой. Подход авторов раскрывает тендерную проблематику, исследуя социальную организацию на конкретном примере и показывая взаимоотношение между паттернами, однако недостаточно затрагивается аспект тендера в профессиональной среде, особенно культурные, духовные, этические стороны.

Сущность профессии как дифференциации социальной деятельности находим у М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, К. Маркса, П. Сорокина, Г. Спенсера. В трудах П. Сорокина обнаруживается разработка профессиональной стратификации и воздействия профессии на развитие личности.

В современной российской социологии в работах А. Г. Здравомыслова, Г. Б. Кораблевой, Г. В. Осипова, В. Г. Подмаркова, М. Х. Титмы, Ж. Т. Тощенко, И. И. Чангли, О. И. Шкаратана профессия исследуется в двух основных направлениях: как особый вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе общественного разделения трудавторое, развивая идеи С. Г. Струмилина, — акцентирует внимание на человеческом факторе, его готовности к профессиональному труду, в наличии совокупности навыков и умений, определяемых спецификой трудовой деятельности. Объектом исследования при этом становятся конкретные социально-профессиональные общности, их место и роль в трансформации российского общества.

В нашем исследовании такой общностью, интегрированной своей профессиональной деятельностью и имеющей значительные различия по своим профессиональным и мировоззренческим чертам, является учительство.

Тендерные отношения в профессиональной учительской среде изучены, на наш взгляд, недостаточно. Публикации последних лет свидетельствуют о том, что работа по исследованию педагогической сферы активно ведется: профессиональное и социальное самочувствие учителей исследуют Л. И. Авраменко, У. С. Борисова, A.M. Гендин, Р. Х. Гильмеева, Ф. Г. Зиятдинова, З. В. Калиничева, В. Ф. Курлов, J1.K. Миславская, J1.A. Орлова, Л. Я. Рубина, М. И. Сергеев, Е. Э. Смирнова, А. А. Стуканов, В. В. Тумалевобразование и социальная роль учителя раскрывается в трудах А. Г. Бермуса, С. Г. Вершловского, Г. Е. Зборовского, О. Б. Ионовой, О. Н. Козловой, Г. Б. Кораблевой. В. Я. Нечаева, Е.И.

I laccoua, 11.11. 11одластого, Т. Д. Рубапцочой, Mil. Руткевнча, 11.Д. Сорокинойучитель как обтект психологического исследования предстает и работах li.II. Роговастили иро (|)ессиопалыюй деятельности изучают М. Р. Битяпова, А. А. Каратаев, Н. Ф. Маслова, понятие информационной среды процесса обучения трактуют М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резникобразование как форму власти исследуют Т. Болл, JI.M. Митина, С. А. Ушакин. Монография Г. И. Зимирева «Изменение социального положения учительства Забайкальяпроблемы, пути решения (опыт конкретно-социологического анализа)» на примере учительства в Читинской области раскрывает социальное положение провинциальной интеллигенции в условиях переходного периода. Монография А. И. Шилова «Средняя школа Восточной Сибири конца XIX — начала XX вв.» показывает развитие среднего образования и учительства в Восточной Сибири конца XIX — начала XX векаработы Д. Г. Жолудева «Народное образование в Енисейской губернии до Октябрьской революции», В. Н. Казарина «Педагогическая и научная интеллигенция Восточной Сибири: формирование, облик, деятельность. Вторая половина 40-х — середина 60-х гг. XX века» отражают становление и формирование провинциальной интеллигенции, в том числе и учительства первой половины XX века.

Тендерные отношения в среде провинциального учительства мало изучены, несмотря на определенное количество работ по проблемам учительства. Тендерные отношения сложно адекватно отобразить без обращения к более общим понятиям, изучаемым в социальной философии. Таких понятий достаточно много. На наш взгляд, реализуя цели и задачи настоящей работы, следует обратиться к такому общему понятию, исследование которого имеет прочно устоявшуюся философскую традицию, а именно понятию «социального пространства».

Проблеме социального пространства в отечественной философской и социологической литературе уделяется определенное внимание. В работах А. Н. Лоя, В. П. Потемкина и A.JI. Симанова, П. Сорокина, В.П.

Яковлева рассматривается социальное пространство как пространство человеческой деятельности. Исторические, географические, социокультурные и геополитические понятия «регион» трактуются в работах А. А. Анохина, Т. Е. Бейдиной, С. Гомаюнова, А. В. Дахина и Н. П. Распопова, А. К. Левинтова, А. Г. Чернышова. Соотношение понятий «социальное пространство» и «регион» артикулируются разнообразными мнениями о их взаимоотношениях. В понятие «регион» неявно включается осознание провинциальности, что заставляет обратить внимание на следующие работы — Ю. Л. Качанов, А. Филиппов, Н. А. Шматко, Е. Е. Горяченко, А. Г. Кислов, А. Н. Малинкин, Я. Щепанский, И. В. Шапко, М. Гефтер, А. В. Дахин, Д. Н. Замятин, Т. Н. Кандаурова, А. В. Качкин, Л. В. Кошман, М. Д. Махлин, Н. П. Распопов, Т. Б. Ткаченко, В. А. Шкуратов.

Объектом исследования выступают социальные процессы, в которых проявляются разнообразные роли мужчины и женщины.

Предметом исследования является анализ особенностей тендерных отношений сибирского учительства в провинции.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель заключается в исследовании провинциального учительства как социально-профессиональной общности (страты), ее сущности, социальном статусе, ценностных ориентациях в процессе тендерной самоидентификации с учетом дальнейшей тендерной стратификации, тендерной асимметрии в сторону абсолютной феминизации учительской профессиональной среды.

Данная цель реализуется последовательным решением следующих задач:

1. Исторический анализ развития женского движения в России с 1861 по 2000 годы;

2. Фиксация и исследование массива наличных российских тендерных исследований с конца 80-х нашего времени по сегодняшний день;

3. Исследование особенностей моделей тендерных отношений;

4. Проведение сравнительного анализа понятий «социальное пространство», «регион», «провинция»;

5. Выявление специфики учительской профессиональной среды как социально-профессиональной страты;

6. Анализ причин тендерной асимметрии в педагогических коллективах общеобразовательных школ;

7. Исследование специфики провинциального тендера.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретико-методологической базой работы являются положения, теоретические понятия зарубежных и отечественных авторов философской и социологической мысли, которые высказывались по проблемам тендера, социальной стратификации, социального пространства и времени — Р. Столлнер, М. Мид, М. Розальдо, Л. Ламфере, Ш. Ортнер, Э. Сюллеро, С. Г. Айвазова, Т. В. Барчунова, Т. А. Клименкова, Г. Г. Силласте, Э. Оукли, Д. Парсонс, П. Сорокин, Б. Барбер, Д. Томпсон, Д. Пристли, А. Н. Лой, В. П. Потемкин, В. П. Яковлев.

Логика исследования предполагает переход от анализа наиболее общих теоретических проблем философии и социологии к рассмотрению актуальных для современности практических проблем, базируется на дедуктивном принципе исследования «от общего к единичному». Важнейшими элементами методологического аппарата диссертационного исследования являются методы классификации, моделирования, анализа и синтеза, исторического и логического, а также принцип иерархичности, то есть внутренней расчлененности уровней объекта при одновременном сохранении принципа целостности.

В качестве фактической базы данных привлекается философский, социологический, исторический, краеведческий материал, что позволяет раскрыть содержание и функционирование объекта исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. В историко-философском анализе основных концептуальных подходов к феномену тендера в зарубежной и отечественной философии выявлены сущностные характеристики различных моделей тендерных отношений: патриархатной, экономической, демографической, эгалитарной, партнерской.

2. Определено соотношение понятий «социального пространства», «региона» и «провинции» как общего, особенного и единичного в определении социального пространства.

3. Построена модель провинциальности, включающая в себя: социально-территориальную общность с присущей ей групповой идентификацией и комплексом социально-генетических черт, что вместе взятое определяет особую субкультуру со свойственными ей менталитетом, ценностными ориентациями и профессиональной деятельностью.

4. Социальный портрет провинциального учительства включает в себя: тендерную асимметрию профессиональной деятельности, престиж, толерантность, региональный патриотизм, обыденную субкультуру региона, содержащую в себе элементы шаманизма и языческих верований.

Основные положения диссертационного исследования.

1. Прослежена история становления тендерных исследований в России как научного направления его неразрывная связь с исследованиями женского движения. Выявлена специфика исторических этапов:

— первый — становление новой научной парадигмы и начало тендерных исследований (1990;1992 гг.);

— второй — вочппкповспие двух научных направлений — фсмиполотпп и тендерных исследований (1993;1995 тт.);

— третий — период консолидации ученых и преподавателей российских тендерных исследований (1996;1998 гг.).

— четвертый — легитимизация и распространение тендерного образования в российских вузах (с 1999 по сегодняшний день).

2. Эксплицировано содержание понятия «гендер» как комплексного переплетения отношений и процессов, фундаментальной составляющей социальных отношений, укорененной в культуре, содержащей элементы устойчивости и изменчивости, представляющей одну из основ стратификации общества по признаку пола.

3 Исследование мировоззренческих концепций патриархатной, экономической, демографической, эгалитарной моделей тендерных отношений показало, что из представленных моделей только эгалитарная, основанная на отношениях личной взаимодополнительности между мужчиной и женщиной в обществе, семье, которая может быть реализована лишь в объективно положенном и субъективно реализованном пространстве свободного выбора, должна способствовать развитию партнерских отношений между полами.

4. Объективно-обобщающий анализ понятия «провинциальности» привел к созданию конструкта «провинциальность», которая определяется не только совокупностью социально-экономических отношений, присущих периферии, но и уровнем и характером культуры провинциального сообщества.

5. Показано, что одной из социально-профессиональных общностей (страт) является учительство в восточно-сибирской провинции с присущими ей специфическими особенностями:

— преобладание женщин в учительских коллективах;

— нормативность тендерных отношений;

— толерантность, обусловленная низкой самооценкой;

— синкретичность обыденной культуры.

Теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в дальнейшем развитии социально-философской теории тендера применительно к конкретной профессиональной средев раскрытии механизмов формирования партнерской модели тендерных отношений как наиболее оптимальной цивилизационной модели.

Тем самым вносится вклад в развитие цивилизационного подхода в противопоставление формационному, что в свою очередь расширяет виденье общественно-исторического процесса, его биологической детерминации, в частности, реализуется тезис о признании категории «тендер» в качестве философской.

В свою очередь это влияет на структуру основных категорий социологии, культурологии, педагогики.

Все вместе взятое приводит к расширению проблемного поля указанных наук, а также требует более тщательной проработки их базовых, исходных категорий.

Практическая значимость данного исследования выражается в привлечении материала диссертации для преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла: при чтении курсов философии, социальной философии, социологии, культурологии, педагогики, часть из которых была прочитана в Лесосибирском филиале Красноярского государственного университета, а также в Лесосибирском колледже и Лесосибирском филиале Московского гуманитарного университета.

Апробация работы.

Отдельные аспекты данной работы докладывались и обсуждались на Международных научно-практических конференциях: «Теория и практика современного образования» (Тула, 1997), «Проблемы становления и.

12 ражития ценностных ориентации учителя на рубеже XXI иска" (Тула, 1997), «Общество. Тендер. Культура» (Омск, 2001) — на Всероссийских научно-практических конференциях: «Современные тенденции в развитии содержания подготовки специалистов для сельской малокомплектной школы» (Орел, 2001), «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 2002) — на межвузовских конференциях (Кемерово, 2002).

Объем и структура работы.

Структура диссертационного исследования обусловлена поставленной целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное изучение женского вопроса в нашей стране, как говорилось ранее, развивается в двух основных направлениях. Одно продолжает всестороннее осмысление темы «женщина и общество». Второе продолжает традиции феминизма в рамках «тендерных исследований», с тем существенным отличием, что феминизм изучает только один пол — женский, в тендерных же исследованиях представлены, как минимум, два пола — мужской и женский. Современные тендерные исследования признают полицентричность мира, различие и многообразие признается конституирующим началом природы, мира, мира мужчин и женщин.

В области науки и образования процесс феминизации не проходил незамеченным. Уже давно социологи, психологи, историки и экономисты изучали социально-экономическое положение работников науки и образования, в том числе и женщин. Стратегия выживания, социальное самочувствие, ценностные ориентации, пути социальной адаптации педагогов давно интересовали ученых. Женщины являются особой прослойкой, имеющей свои специфические проблемы, поэтому их социальное и профессиональное самочувствие становится объектом исследований [25, с. 178].

На наш взгляд, наименее изученной областью является провинциальное учительство в рамках тендерного подхода. Тендер в провинции в профессиональной среде имеет одну особенность — он представлен преимущественно женщинами (95% в Енисейске и 89% в Лесосибирске). Поэтому и исследование наше коснулось только педагогов-женщин.

Заслуживает более глубокого и более пристального внимания провинция. Мы исследовали отчасти понятие провинциальности, различные точки зрения авторов, идентифицирующих это понятие. Культурный потенциал провинциальных городов является неисчерпаемой темой для исследователей, поскольку наша Россия состоит не только из столиц, крупных центров, мегаполисов, основную территорию занимает провинция. Модель отношений между провинцией и столицей должна строиться по принципу взаимодействия, взаимодополнительности.

Мы сознательно убрали из поля исследования сельское и деревенское территориальное пространство. Это требует отдельного изучения в рамках отдельной темы. Если в провинциальных городах только в учительской среде преобладают женщины, то в селе они доминируют во всех сферах деревенской жизни. Деревенский тендер — это интереснейшая тема для исследования в будущем.

Заслуживает внимания дальнейшее изучение понятия коммьюнити" как синонима «территориальной общности» применительно к провинциальному учительству. Сегодня большинство социологов используют понятие «коммьюнити» для обозначения единиц территориальной организации общества, которые в определенном смысле образуют замкнутую совокупность (деревня, небольшой городок, какой-либо пригородный район и т. п.), иначе говоря — провинции. В провинции члены коммьюнити идентифицируют себя с данной территориальной общностью, осознают свою причастность к ней, а от нее получают ощущение принадлежности и безопасности. Это будет весьма интересным исследованием, так как концепция «коммьюнити» — одна из наиболее сложных и противоречивых в современной социологической (преимущественно зарубежной) науке.

Географическое пространство, в данном случае Енисейская провинция, образует конкретное социальное пространство, которое обладает своей спецификой в экономическом, социально-культурном, историческом плане. Ведь не секрет, что традиции повседневности хранят опыт предшествующей истории, составляют содержание коллективной памяти жителей провинции и незримо определяют установки, ориентации и действия их.

Как среда обитания людей определяет специфику их потенциальных возможностей? Как провинциальная культура становится продуктом образно-географических интерпретаций, а провинциальное пространство — средством репрезентации интерпретации провинциальной культуры? Как обнаруживает себя провинциализм в сфере созидательной творческой деятельности? На эти вопросы мы ответили лишь частично. Они требуют более глубокого осмысления.

Дальнейшая разработка проблемы «провинциальности» позволит наполнить это понятие новым содержанием, которое утвердит провинциальность как ценность.

Учительство в восточносибирских провинциальных городах в зеркале тендера представляет собой феномен, малоисследованный, но тем более актуальный.

За рамками нашего исследования остался вопрос о формах коммуникации в учебном классе провинциальной школы, стиле преподавания. У каждого педагога, особенно если этот педагогженщина, складывается свой педагогический опыт, вырабатывается свой стиль преподавания, каждый отдельный провинциальный учитель вносит собственный вклад в повышение образовательного потенциала населения региона.

Условия формирования индивидуального стиля педагогического общения, как целостной системы взаимосвязанных операций общения, определяемых свойствами разных уровней интегральной индивидуальности и тендерных идентичностей: 1) степень сформированности педагогических взглядов и социально ценных педагогических установок личности- 2) осознание свойств собственной индивидуальности- 3) сформированность установок на самовоспитание в сфере педагогического общения. Как видим, это — огромное поле для будущего исследования.

Проблемы семьи и воспитания детей у провинциальных педагогов мы сознательно опустили, поскольку эта тема требует отдельного изучения.

Школа в провинции, будучи включена в самые разные системы и отношения, была и остается поликультурным пространством. Современная школа — место встречи разных возрастов, национальностей, культурных и тендерных идентичностей. В образовательном пространстве провинциальной школы представлены своими фрагментами все общественные субкультуры, именуемые в текстах современных стандартов образовательными областями. Уже в самое последнее время в связи с регионализацией образования и распадом других традиционных институтов культурного наследования школа в провинции приобретает почти утраченную функцию организации культурного пространства.

Школа работает внутри социума и для социума. Провинциальная общеобразовательная школа может и должна стать субъектом не только образовательного, но и социокультурного пространства. Необходимо для этого преодолеть тендерную асимметрию в школьном образовании прежде всего, ибо влияние мужчин на воспитание детей (особенно мальчиков) чрезвычайно важно.

Педагоги-женщины в провинции — важнейшая часть интеллигенции если не в плане воспроизводства культуры, то в плане воспроизводства культурности членов общества, где одним из главных показателей должна стать культура тендерных отношений, базирующаяся на эгалитаризме и партнерстве.

Современный мир, — говорит Н. М. Габриэлян, поэтесса, прозаик, главный редактор феминистского журнала «Преображение», — сотрясаем множеством кризисов: экологических, экономических, социальных, политических. Все эти кризисы — лишь проекции более глобального кризиса, а именно кризиса сознания. И, возможно, возрастающий ныне интерес к женщине и «женственности» свидетельствует о том, что они могли бы сыграть не последнюю роль в выходе из социокультурного тупика" [58, с. 132].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Что такое «гендер»?//Общественные науки и современность. 1996. № 6. — С.123−126.
  2. Н. Учитель обязан быть счастливым.// Учитель-1998. № 3,-С.2−6.
  3. С.Г. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность. 1991. № 4. — С. 125 -133.
  4. С.Г. К истории феминизма П Общественные науки и современность, 1992. № 6. — С. 153−168.
  5. С.Г. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и современность. 1995. № 2. — С. 121−130.
  6. С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. М.:РИК Русанова, 1998, — 408 с.
  7. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин: К 90-летию первого Всероссийского съезда женщин и 85-летию Международного женского дня 8 марта: СПб.: изд. дом «Бизнес -пресса" — изд-во Михайлова В. А., 1998. 372 с.
  8. Т. JI. Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. 2000. № 8,-С. 11−17.
  9. А.В., Бауск О. В. Экономическое сознание провинциальной России // Социологические исследования. 2001. № 6. -С.72−77.
  10. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. — С.74−82.
  11. И.Алтынбаев Р. З. Социальный потенциал молодого города //Социологические исследования. 1998. № 11. — С.49−51.
  12. И.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи// Вопросы философии. 1980. № 1.- С. 135−143.
  13. Н.И. Женщина и общество: социально-философский аспект. Дис.. канд. филос. наук. Ставрополь, 1995. 142 с.
  14. А. А. Региональные проблемы социального развития / под ред. С. Б. Лаврова. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986, — 136 с.
  15. А. В. Семейная политика на российском Севере: эффективность и резервы // Социологический журнал, — 2001. № 4, — С.80−85.
  16. С. Влияние советского тендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования-2000. № 11.-С. 63−73.
  17. Г. С. Модели и метафоры в социологии К. Маркса//Социологические исследования, — 1992. № 6, — С.128−142.
  18. . Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология, — М. 1972, — С.235−247.
  19. Т.В., Мешанин Ю. М. К вопросу об идеале рациональности и так называемом женском стиле мышления в науке // Вечные философские проблемы. Новосибирск: Наука. 1991. — С. 154−172.
  20. Т. Сексизм в букваре // ЭКО. Новосибирск. 1995. № 3,-С.301−302.
  21. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Понятие информационной среды процесса обучения // Школьные технологии.-2000. № 2, — С. 153−182.
  22. А. Женщина и социализм. М.: ИПЛ, 1959. — 592 с.
  23. Т.Е. Возможности геополитики в изучении малых региональных величин // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № I.-С.66−69.
  24. Г. Ф., Горшкова И. Д., Костикова И. В. Университетские женщины. Штрихи к портрету // Общественные науки и современность, — 2000. № 2,-С.178−187.
  25. Л.А. Стратегия выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования. 2001.№ 6.-С.44−53.
  26. Н. Смысл творчества // Бердяев Н. Философия свободы.-М.: Правда, 1989. С. 254−580.
  27. Н. Эрос и личность. М.: Прометей, 1989. — 256 с.
  28. Н. Метафизика пола и любви. М.: ACT, 1990. — 234 с.
  29. А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность. 1998. № 5. — С.33−39.
  30. Н.М. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика, 1996. № 1.-С.9−11.
  31. М.Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников. Автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1991. 28с.
  32. Й. Будущее русской женщины: только дом или семья? // Социально-политический журнал. 1993. № 4. — С. 119−126.
  33. С. Второй пол. М.: СПб., 1997, — 832 с.
  34. Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социологические исследования. 2001. № 6. — С. 32−44.
  35. Бок Г. История, история женщин, история полов // «THESIS'.-1994. № 6,-С. 170−200.
  36. Т. Власть // Политические исследования. 1993. № 5,-С. 36−42.
  37. Л.Ю. Женщина в обществе: традиции и перемены. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. -37 с.
  38. Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему // Общественные науки и современность. 1996. № 6, — С. 163−170.
  39. У.С. Социальный портрет учителя республики Саха // Социологические исследования. 1998. № 8. — С.82−88.
  40. Г. А. Природа женщины как проблема (концепции феминизма) // Общественные науки и современность. 1998. № 2, — С. 167 180.
  41. А. Енисейский острог. Красноярск: Издательство «Енисейский Благовест», 1994.-144 с.
  42. Введение в тендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001,-708с.
  43. В., Рыков С. Тендерные исследования в педагогике // Высшее образование в России. 2001. № 4,-С. 110−117.
  44. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования, — 1994. № 5 С. 147−156.
  45. О. Пол и характер. М.: Терра, 1992. — 480 с.
  46. С. Г. Учитель о себе и о профессии,— Л.: Знание, 1988,32 с.
  47. В. Женщина в мужском мире,— СПб.: Медуза, 1995, — 125 с.
  48. Т.В. Феминистская критика науки: Научно-аналитический обзор / РАН ИНИОН. Центр науч. информ.-исслед. по науке, образованию и технологиям. Отд. науковедения- Научн. ред. Кулькин A.M. -М.: 2001, — 88 с.
  49. Возрождение России немыслимо без нового взгляда на образование, без нового отношения к учителю. Выступление В. В. Путина на Всероссийском совещании работников образования. г. Москва, 14−15 января 2000 г. // Регионология, — 2000. № 2, — С. 84−88.
  50. Т.А. Социально-философский анализ полового диморфизма и тендерной самоидентификации. Дис. .канд. филос. наук. Томск, 1998, — 165 с.
  51. Г. Л. Социальное самочувствие россиян (1994 1996 -1998) // Социологические исследования. — 2001. № 6. — С. 59−67.
  52. Воронина О. А Женщина в «мужском обществе» // Социологические исследования. 1988. № 2. — С. 104−110.
  53. О.А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм. Восток. Запад. Россия. М.: Наука, 1993, — С.205−225.
  54. О.А. Права женщин в сфере образования // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М.: Московский центр тендерных исследований, 1998, — С. 185−310.
  55. О.А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность.-2000. № 4, — С.9−20.
  56. Габриэлям Нина. Всплывающая Атлантида (медитации на тему феминизма) // Общественные науки и современность. 1993. № 6, — С.171−178.
  57. Н. М. Пол. Культура. Религия. // Общественные науки и современность.-1996. № 6,-С. 126−133.
  58. Е. Интеллигентность основа становления будущего педагога // Высшее образование в России, — 2001. № 3, — С.79−86.
  59. М.С. Тендер в зеркале фантастики // Общественные науки и современность, — 1998. № 1.-С. 184−192.
  60. А.А. Социальная структура современного капиталистического общества и буржуазная социология // Вопросы философии.-l 972.№ 8.-С.63−73.
  61. Э.А. Женское движение в России: проблемы экологии // Социально-политический журнал. -1995. № 4. С.232−237.
  62. Тендерная история: pro et contra // Межвузовский сборник дискуссионных материалов и программ. СПб.: Издательство «Нестор», 2000, — 234с.
  63. Тендерные отношения в России: история, современное состояние, преспективы // Материалы международной научной конференции, — Иваново, 1999.-320 с.
  64. A.M., Сергеев М. И. Реформирование школы в зеркале учительских мнений // Социологические исследования, — 2000. № 12.-С. 64−70.
  65. М. Суверенная провинция//Родина.-1990. № 11.-С.58−61.
  66. Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования, — 1992. № 2 9, — С.112−123.
  67. Р.Х. Профессионализм учителя в социологическом измерении // Социологические исследования, — 1998. № 11, — С.72−79.
  68. С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л.: Знание. 1990.-32 с.
  69. С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. № 6, — С.74−87.
  70. И.С. Семья и брак. Историко-социологический анализ. СПб. -ТОО ТК «Петрополис», 1998.-272 с.
  71. С. Местная история в контексте россиеведения // Общественные науки и современность, — 1996. № 1, — С.55−63.
  72. Е. Перестройка или «домостройка»? Становление женской культуры в условиях гласности // Общественные науки и современность. 1991. № 4.-С. 134−145.
  73. Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. Л.: Лениздат, 1990. 171 с.
  74. И.В. Образ женщины в рекламе. // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999,-С.331−343.
  75. Е., Ржаницина Л., Хоткина 3. Женщины на рынке труда // Общественные науки и современность. 1992. № 3.-С. 178−185.
  76. Гуманитарное образование в Сибири. Проблемы и опыт работы преподавателей. Ин-т «Открытое общество». Фонд содействия. — НГУ: Новосибирск, 2000.-191 с.
  77. Т.А. Трансформация института современной семьи //Социологические исследования, — 1995. № 6,-С.95−99.
  78. Гурко Т. А, Родительство в изменившихся социокультурных условиях//Социологические исследования, — 1997. № 1.-С.72−79.
  79. Гусейнова Л. А. Ценностные ориентации: тендерный аспект // Социологические исследования. 1999. № 5, — С.130−133.
  80. Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность.-2000. № 4.-С.51−57.
  81. Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.З.- М.: «Русский язык», 1990. 555с.
  82. А.В., Распопов Н. П. Проблема региональной стратификации в современной России // Политические исследования.-1998. № 4.-С.132−144.
  83. Г. Ф. Жизнь вдвоем: интимность и одиночество. М.: Просвещение, 1992, — 95 с.
  84. Э. Феминизм и автономность // Феминизм. Восток. Запад. Россия. М.: Наука, 1993. — С. 30−40.
  85. О.А. Очерки по философии образования . М. — 1995,12 с.
  86. O.K., Лось Б. В., Лось В. А. Глобальные проблемы и «третий мир» (общемировые и региональные процессы развития). М.: Наука, 1991.-С. 168−199.
  87. Дж. Ведение в философию воспитания, М, — 1921,55 с.
  88. Э.О. О разделении общественного труда- метод социологии. -М.: Наука, 1991.- 572 с.
  89. А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-216 с.
  90. С.И. Социокультурные ориентации учителей // Социологические исследования, — 2001. № 4.-С.99−102.
  91. Женщины в обществе: Реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991.-128 с.
  92. Женщина в меняющемся мире / Н. М. Римашевская, С. Кокберн, П. Беннет и др.- Отв. ред. Н. М. Римашевская.- РАН, ин-т соц,-эк. проблем народонаселения. М.: Наука, 1992, — 144 с.
  93. Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен //Материалы Международной конференции 1993 г. М.: Наука, 448 с.
  94. Женщина в российском обществе XX век: история и современность.-М., 1996.-125 с.
  95. Женщины в социальной истории России: Сб.научн. трудов, — Тверь: ТГУ, 1997, — 115 с.
  96. Г. Д. Народное образование в Енисейской губернии до Октябрьской революции / Народное образование в Красноярском крае за годы советской власти, — Красноярск, 1970, — С.5−17.
  97. Д.Н. Историко-географические аспекты региональной политики и государственного управления в России // Регионология,-1999. № 3.-С.163−173.
  98. Д.Н. Образ страны: структура и динамика // Общественные науки и современность.-2000. № 1 .-С. 107−115.
  99. Д.Н. Географические образы в гуманитарных науках // Человек.-2000. № 5.-С.81−87.
  100. Д.Н. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам // Вопросы философии.-2001, № 9.-С.144−153.
  101. Т.Н. Социоструктурный аспект трансформации российского общества// Социологические исследования.-2001. № 8.-С.3−11.
  102. Г. Е. Образование: Научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6, — С. 21 -29.
  103. О.М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне: по мат-м междунар. социолог, исслед. / РАН, ин-т соц.-эк. проблем: Эдиториал УРСС, 1998, — 172 с.
  104. Е.А., Темкина А. А. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6,-С. 177−185.
  105. Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. -С.46−65.
  106. Е.А., Темкина А. А. Социология тендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования, — 2000. № 11.-С. 15−24.
  107. Т. Женская культура // Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. -Т.2.-М.: Юристъ, 1996.- 607 с.
  108. Т. Философия труда // Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. Т.2.-М.: Юристъ, 1996, — 607 с.
  109. И., Зуев А. Мониторинг формирования социально-трудовых отношений // Общественные науки и современность. 1995. № 5.-С.5−13
  110. О.Б., Нечаев В. Я. Социокультурные функции образования // Социально-политический журнал,-1994. № 12.-С. 164−170.
  111. История Красноярского края. / Красноярское книжное издательство, 1981, — 141 с.
  112. О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социологические исследования.-2000. № 11 .-С.98−107.
  113. Г. З. Городская среда: преемство и наследование // Человек. -2000. № 5,-С.81−87.
  114. С.Н. Сила слабых. Женщины в истории России (XI-XIX вв.).-М.: Сов. Россия, 1989.-288 с.
  115. А. А. Стиль педагогического общения как фактор формирования творческой индивидуальности педагога // Системное исследование индивидуальности: тезисы докладов Всесоюзной конференции 19−20 июня 1991 г. Пермь, 1991.-С. 158−160.
  116. Н. Материнство как профессия // Свободная мысль-1995. № 5,-С.27−31.
  117. А.Г., Шапко И. В. Социально топологическое оправдание провинции // Социологические исследования.-2000. № 8.-С.118−122.
  118. Т.А. От феномена к структуре / АН СССР, ин-т философии, — М.: Наука, 1991.- 25 с.
  119. Е. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза // Общественные науки и современность, 1995. № 6.-С.140−149.
  120. С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен // Человек.-1995. № 3.-С.26−35.
  121. Козлова О. Н Интеллигенция в российском обществе // Социально-политический журнал, — 1995. № 1.-С. 162−174.
  122. О.Н. Феномен учительства в информационном обществе // Социально-политический журнал.-1995. № 5.-С. 152−159.
  123. Козлова О. Н Феномен учительства в информационном обществе //Социально-политический журнал,-1995. № 6.-С. 136−146.
  124. В.А., Галкина Т. А., Криндач А. Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения. На примере восточных районов Ставропольского края // Политические исследования.-2001. № 2.-С.61−77.
  125. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 318 с
  126. Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологические исследования.-2000. № 6.-С.48−51.
  127. С. Российская интеллигенция: корни и судьба // Знание сила.-1995. № 6.-С.75−82.
  128. И.Л. Парадоксы души русской женщины. М.: «ИП РАН», «КСП», 1997.-224 с.
  129. И., Митрофанова А., Пулина Н., Градскова Ю. Перспективы гендернего образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России, — 2001. № 2, — 68−75.
  130. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Составление, предисловие, примечания С. А. Николаева. М.: Экономика, 1993, — 399 с.
  131. М.Г., Шалыгина Н. В. Сделает ли российская женщина счастливым своего мужа 7/ Социологические исследования. 1995. № 4,-С.65−73.
  132. А.И. Культурология: Словарь.-М.: Академический Проект, 2000.-671 с.
  133. А.И. Социология: Учебник для вузов.-М.: Академический Проект, 2001, — 508 с.
  134. О.В. Инженеры: Становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989. 140 с.
  135. И.И., Шестов Н. И. Геополитическое самоутверждение региона. На примере Саратовской области // Политические исследования.-2000. № 3.-С. 117−127.
  136. В. И. Женская логика (Игры общения и поведения). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996, — 544 с.
  137. Курильски-Ожвэн Ш. (Франция). Русская культурная модель и эволюция нормативного регулирования семьи // Общественные науки и современность,-1995. № 5.-С. 155−168.
  138. А.И. Краткая запись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594−1893. В 4 т.-Енисейск, 1893.
  139. Н.В. Женщина: самореализация в семье и обществе (тендерный аспект). Киев, 1999, — 151с.
  140. А. К понятию «регион». «Кентавр», — 1993. № 2,-С. 11−17.
  141. В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность. 1998. № 4. -С. 30−40.
  142. В.А. Убедите голодного в его принадлежности к среднему классу // Общественные науки и современность. 1999. № 2,-С. 188−189.
  143. Лой А. Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев: «Наукова Думка», 1978, — 135 с.
  144. А.С. Пространственно временное измерение демократии // Общественные науки и современность.-1998. № 1.- С.60−70.
  145. А.Н. Социальные общности и идея патриотизма //Социологический журнал.-1999. №¾.-С.68−89.
  146. Д. Базовые концепты культуры в свете тендерного подхода (на примере оппозиции «Мужчина / Женщина») // Фразеология в контексте культуры. М.: «Языки русской культуры», 1999, — С. 180−184.
  147. Е.И. Основы феминологии. Красноярск: Изд-во КГТУ, 1998.- 194 с.
  148. Н.Ф. Стиль педагогического руководства и оптимальность сочетания воспитывающих воздействий учителя // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис,-М., 1980,-С. 131−137.
  149. К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии.-1994. № 9.-С.147−172.
  150. Мир профессий: Человек Человек: Энц. Изд. / Составитель Р. Д. Каверина.-М.: Молодая гвардия, 1986. — 300 с.
  151. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 1999.-192 с.
  152. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Политические исследования.-1995. № 4.-С.69−77.
  153. Немирович-Данченко В. И. Русские женщины / Швейгер-Лерхенфельд А. Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара: Пер. с нем. М. И. Мерцаловой. -М.: «Кураре-Н», 1998.-С.643−688.
  154. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992, — 200 с.
  155. Общество. Тендер. Культура // Материалы международной научно-практической конференции (Омск, 20−21 сентября 2001 г.). Часть 1. Омск: Омск. Госуниверситет, 2001, — 212 с.
  156. Т.Б. Средний класс и его работа // Социологические исследования.-2000. № 3.-С.33−42.
  157. Л.А. О социальном самочувствии учителей московской области // Социологические исследования.-1998. № 8.-С.88−94.
  158. Е.Н. Образование и учитель в современном мире //Преподаватель, М., 1998 -С.19−21.
  159. Г. Женщина: Монография. Кн. Т- Сыктывкар Киров: ПЕРЯ -МАА- ТИПП «Вятка», 1995, — 640 с.
  160. И.П. Учитель современной школы. М.: Туман. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
  161. В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии, — 1972. № 8, — С.53−62.
  162. Н. В. Пространство в человеческом измерении // Полигнозис,-2000. № 2,-С. 17−33.
  163. Потолок пола.// Сб. научных и публицистических статей / под ред. Т. В. Барчуновой, — Новосибирск, 1998, — 229 с.
  164. В. К., Симанов А. Л. Пространство в структуре мира.-Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990, — 176 с.
  165. Провинциальная ментальность: миф или реальность? (Материалы конференции 4−7 июля 1994 г. в Самарском гос. пед. университете) // ALMA MATER. № 2,-С.3−7.
  166. Провинциальный город: культурные традиции, история и современность // Тезисы докладов: Издательский дом «Эйдос», 2000.-165 с.
  167. Провинция. // Родина.-1994. № 7.-С.1.
  168. Проскурина (Яворович) М. М. Феминизация науки как социологическая проблема // Социологические исследования. 2002. № 3, — С.72−77.
  169. Пространство и время в научной картине мира // Тезисы докладов конференции, — Уфа: Изд-во УфГУ, 1991.-108с.
  170. З.В. Женщины как социокультурная группа общества. Дис.. канд. филос. наук. Ростов, 1993, — 120 с. 1 79. Пушкарева Н. Л. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и преспективы // Вопросы истории.-1998. № 6.-С.76−86.
  171. В.В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. Н. Шкаратан. М.: Аспект Пресс, 1996, — 318 с.
  172. Н. П. Социально-политическая стабильность региона -субъекта РФ // Политические исследования.-1999. № 3, — С. 89 -99.
  173. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. -М.: «Луч», 1993. 179 с.
  174. В.М. Городская культура, человек, окружающая среда // Вопросы философии, — 1998. № 2,-С.43−54.
  175. А.Н. Культурологический смысл образования // Социально-политический журнал, — 1995. № 3.-С.173−178.
  176. Т. А. Гуманизация современного образования.-Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000, — 252 с.
  177. Jl.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования, — 1996. № 6, — С.63−75.
  178. М.Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения.-М.:"Мысль», 1970.- 253 с.
  179. М. Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования, — 1996. № 12.-С.58−70.
  180. М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества // Социологические исследования.-2001. № 4, — С.49−60.
  181. Л. М. Культура и быт русского населения Приангарья (конец XIX XX в.). — Ленинград: Изд — во «Наука», 1967. — 279 с.
  182. И.И. Профессиональная карьера // Социологические исследования,-1999. № 4.-С.78−81.
  183. Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России //Социологические исследования.1994. № 3 .-С. 15−22.
  184. Г. Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социологические исследования.1995. № 4.-С.58−65.
  185. Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования.-1995. № 10.-С.88−95.
  186. Г. Г. Женщины в российском обществе (Социологический анализ) // Клуб «Реалисты»: Информационно-аналитический бюллетень.-М.: 1996. № 18,-С.51−73.
  187. Г. Г. Тендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога // Высшее образование в России.-2001. № 2, — С.96−106.
  188. . Н. Дж. Социология // Социологические исследования.-1992. № 5,-С. 131−140.
  189. Н. Дж. Социология // Социологические исследования.-1992. № 8. С. 101- 112.
  190. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 303 с.
  191. П. Система социологии: в 2-х т. / Рос. АН, ин-т социолог. М.: Наука, 1993. Т.2.- 688 с.
  192. Н.Д. Образование как фактор социальной дифференциации и социальной мобильности в российском обществе // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология.-1996. № 3, — С.28−35.
  193. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина.- Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999, — 736с.
  194. Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии // Сборник научных статей Саратов, 1999,-170с.
  195. Социальные проблемы сибирских городов в ретроспективе XX века. Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2001.-251с.
  196. Социокультурные проблемы развития малых городов Западной Сибири // тезисы докладов и сообщений научной конференции, — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2000.-108с,
  197. И. Высшая школа и учительство в России в конце XIX -начале XX вв. // ALMA MATER.-1994. № 2, — С.43−44.
  198. Э. История и социология женского труда. Изд-во: «Прогресс», М. 1973, — 236 с.
  199. Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT" — Львов: «Инициатива», 1998. -496 с.
  200. .Т. Новые горизонты социологического знания // Социологические исследования, — 2000. № 11.-С.3−4.
  201. Е. Словарь тендерных исследований // Высшее образование в России.-2001. № 3. С. 72- 78.
  202. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. 2-е изд., переработанное и дополненное. Санкт-Петербург, 1994, — 135 с.
  203. Учитель, перед именем твоим.: Очерки о красноярцах -заслуженных учителях России, ветеранах труда. Красноярск: Сиенит-КрАЗ, 1999. 4.1.--207с.
  204. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х / Курлов
  205. B.Ф., Тумалев В. В. и др.- под ред. Смирновой Е. Э. СПб.: изд-во ГУПМ, 1995, — 224 с.
  206. С.А. Образование как форма власти // Политические исследования.-1993. № 5.-С.43−48.
  207. С. Пол как идеологический продукт // Человек.-1997. № 2,1. C.75.
  208. Г. Енисейск православный. Красноярск: «Енисейский благовест», 1994.-239 с.
  209. А. Элементарная социология пространства // Социологический журнал, — 1995. № 1.- С. 45 69.
  210. . Загадка женственности: Пер. с анг. / Вступ. ст. О.Ворониной. М.: Изд-кая группа «Прогресс», «Литера», 1993, — 496 с.
  211. Л. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Мониторинг общественного мнения.-1999. № 2, — С.24−33.
  212. К. Женская психология— СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993, — 224 с.
  213. З.А. Тендерным исследованиям в России десять лет // Общественные науки и современность.-2000. № 4, — С.21−26.
  214. Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований» / МЦТИ 2000 под ред. к.ф.н. О. А. Ворониной (отв.ред.) .- М.: МЦТИ / МВШ СЭН, 2000 — 396 с.
  215. К. Заветы Ленина женщинам всего мира. М.: Политиздат, 1974.-72 с.
  216. Чем живет провинция? //Человек, — 1994. № 6.-С. 116−127.
  217. А.Т. Центр провинция в региональном самосознании// Политические исследования.-1999. № 3.- С. 100−104.
  218. Ян. Элементарные понятия социологии,— М.: Изд-во «Прогресс», 1969, — 240 с.
  219. Н.А. Дочери или падчерицы России // Политические исследования, — 2000. № 2, — С. 178−184.
  220. А.И. Средняя школа Восточной Сибири конца XIX -начала XX вв.Ч.1. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1998.-90 с.
  221. А. И. Средняя школа Восточной Сибири конца XIX начала XX вв. 4.2. — Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1998, — 94 с.
  222. Л.Т. Женщина и общество: Декларации и реальность. М.: Политиздат, 1990, — 176 с.
  223. Н.А., Качанов Ю. Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // Социологические исследования, — 1998. № 4.-С.94−98.
  224. В.Р., Шуршин К. В. Массовая и элитарная культуры в зеркале тендерного подхода // Социологические исследования.-2000. № 7, — С.58−64.
  225. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т.21.- С. 162.
  226. Ф. Анти-Дюринг. Соч. Т.20, — С. 271.
  227. Н. С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии.-1988. № 5,-С.137−147.
  228. Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США// Вопросы философии.-1994.-№ 9.-С. 132−146.
  229. В. П. Социальное время. Изд-во Ростовского университета, 1980.-160 с.
  230. Яновский Р. Г Женщина и общество: социально- политический аспект // Социологические исследования.-1992. № 5.-С. 33−38.
  231. Р.Г., Перминова А. И., Мельникова Т. А. Женщина и общество в России//Вопросы философии.-1998. № 9.-С. 173−176.
  232. Р.Г. Личность, культура, общество: глобальные изменения на пороге третьего тысячелетия // Личность. Культура. Общество. Научно-практический журнал, — 1999. Вып. 1 .№ 1−2,-С.7−22.
  233. Bebel August. Die Frau und der SoziaIismus//Dietz Verlag Berlin, 1973,564 S.
  234. Kleine Enzyklopadie die Frau//Bibliographisches Institut, Leipzig, 1982,-719S.
  235. Klimova-Fiignerova Mirka. Die Frau in der Mitte des Lebens//Veb verlag volk und gesundlieit Berlin. 1973. 176 S.
  236. Mitscherlich Margarete. Die friedfertige Frau. Eine psychoanalytische Untersuchung zur Aggression der Geschlechter//Die Frau in der Gesellschaft. Fischer Taschenbuch Verlag. Auflage: Juni 1999. 213 S.
Заполнить форму текущей работой