Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы уголовно-правовой регламентации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях совершенствования законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов предлагается ввести следующее определение: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это негативное социальное явление, на основе которого лежит процесс сокрытия преступного происхождения доходов, искажение информации о природе их происхождения, месте нахождения, размещения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.1.С
  • ГЛАВА 1. Сущность и формы легализации (отмывания) денежных средств и иною имущества в теории уголовного права. С
    • 1. Понятие легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем. С
    • 2. Условия, способствующие распространению легализации преступно приобретенных денежных средств или иного имущества и структура процесса «отмывания». С
  • Глава 2. Правовое регулирование в сфере противодействия легализации отмыванию) преступных доходов в международном масштабе. С
    • 1. Правовые средства противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконно, в зарубежных странах
  • С
    • 2. Российское законодательство о борьбе с «отмыванием» преступных доходов. С
  • Глава 3. Актуальные вопросы квалификации легализации преступных доходов по уголовному кодексу Российской Федерации. С
    • 1. Характеристика объективных признаков преступлений, предусмотренных ст.сг. 174,174.1 УК РФ. С
      • 1. 1. Обьеетлегшизацш преступных доходов. С
    • 12. Объективная сторона легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретение преступным путем. С
    • 2. Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем. С
  • Глава 4. Криминологический аспект противодействия легализации преступных доходов в России и за рубежом. С
    • 1. Анализ состояния преступности в сфере легализации денежных доходов или иного имущества, приобретенных преступным путем. С
    • 2. Меры предупреждения и пресечения легализации доходов от криминальной экономической деятельности. С
  • Заюпочение.С

Проблемы уголовно-правовой регламентации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Переход от жесткой централизованной модели управления к свободным рыночным отношениям существенно видоизменил экономическую, социальную и правовую системы общества. Бурное развитое внешнеэкономических связей, внутреннего валютного рынка и признание примата норм международного права содействуют более полной интеграции России в мировое экономическое, финансовое и правовое пространство.

Наряду с этим переход к рыночным отношениям породил и целый рад негативных тенденций. Наиболее опасной среди них на сегодняшний день является криминализация общества и экономической жизни государства1 Традиционными сферами деятельности организованной преступности являются перевозка наркотиков, вымогательство, похищение людей, мошенничество, азартные игры, торговля оружием, коррупция, хищения и перепродажа краденого. В последние годы к ним прибавились кража радиоактивных материалов, компьютерные преступления, широкомасштабное фальшивомонетничество и подделка товарных знаков. Очевидно, что в результате подобной преступной деятельности «теневые» структуры аккумулируют огромные денежные средства, преимущественно наличные, которые необходимо легализовать. Американские источники указывают на то, что годовой оборот организованных преступных группировок только в 2000 году в мире составлял 500 млрд долл.- его образуют: наркагаки (250 млрд долл. 50%), хищения товаров (40 млрд — 8%), контрабанда (40 млрд — 8%), проституция (30 млрд — 6%), азартные игры (25 млрд — 5%), торговля оружием (30 млрд — 6%), шантаж (10 л млрд — 2%), другие (75 млрд долл. -15%). Эксперты ООН считают, что сумма в 500 млрд долл. получена в качестве прибыли только от незаконной продажи наркотиков, общий же доход организованной преступности около 1000 млрд долл.3 Незаконная легализация преступных доходов в развитых странах в течение последних десятилетий являлась и продолжает оставаться серьезной проблемой.

1 Сухарев А. Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия. — Дисс. на соискание уч. ст. докт. юрид. наук. — М., 1996.

2 Interpol, Money Laundering International situation. 2000. Jan.

3 The Banker. L., 1996. Apr.- UNO-Woche. Vol. 10. N 4. 1998. 23 Febr.

Термины «теневая» экономика" и «отмывание денег» прочно вошли и в российский обиход. Под контролем «теневых» структур находятся более 40 тыс. хозяйственных субъектов, в том числе более 400 банков, 47 бирж, около 15 ООО предприятий государственной экономики- 42% товарооборота на потребительском рынке приходится на незарегистрированных хозяйствующих субъектов.4 В настоящее время доля «теневой» экономики составляет от 40 до 60%. Около 3 тыс. организованных преступных группировок специализируется на легализации доходов. Значительная часть доходов от преступной деятельности легализуется посредством обмена на твердую валюту и перевода ее за рубеж. По оценкам ЦБ РФ, темпы ввоза нелегального капитала в Российскую Федерацию постоянно растут. В немногим меньших объемах осуществляется и незаконный вывоз капитала, который достигает от 100 до 300 млрд долл. в год5. По данным экспертов «Купере энд Лайбрэнд», в последние пять лет российский бюджет лишился 60 млрд долл.6 Особую озабоченность в связи с этой проблемой вызывают так называемые оффшорные компании, созданные российскими деловыми структурами (их на сегодняшний день существует более 60 тыс.).

Мировым сообществом признано, что легализация (отмывание) доходов, полученных в результате преступной или иной незаконной деятельности, стала глобальной угрозой экономической безопасности, в связи с чем от государств требуется принятие согласованных мер борьбы с этой общественно опасной деятельностью, как на национальном, так и на международном уровне.

Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в рамках Глобальной программы ООН против «отмывания» доходов на 1997;1999 годы 10 июня 1998 г. приюты Политическая декларация и План действий против «отмывания» доходов, в которых подчеркивается, что государства, еще не принявшие соответствующих мер, должны.

4 «Грязные» деньги и закон / Под. ред. Е. А. Абрамова. М., 1995.

5 Брыков В. Проблемы информационного обеспечения борьбы с отмыванием грязных денег// Предпринимательство, хозяйство и право, № 12,2002. С. 77.

6 «В 1998 г. отток капитала из России по объему в 10 раз превысил прямые инвестиции в национальную экономику» (Робинсон Э. // Финансовая газета. 1999. 1 апр.). привести свое национальное законодательство по борьбе с отмыванием доходов в соответствие с общепризнанными нормами международного права7.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо преступным путем (ст. 174,174.1). Но наличие уголовно-правовой нормы само по себе не означает решения всех проблем предупреждения и пресечения такой деятельности. Международный опыт показывает, что для этого необходима целая система законодательных мер по обеспечению государственного контроля за операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и другим имуществом, ограничению в этих целях институтов банковской и коммерческой тайны. Необходимость разработки и принятия соответствующего законодательства в России была официально признана Президентом и Правительством Российской Федерации и отчасти реализована 7 августа 2001 года, когда был принят Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Разработка и рассмотрение российского законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, так же как и правовое регулирование основания уголовной ответственности за такую деятельность, вызывают острые дискуссии в научной литературе и публицистике, что несомненно обуславливает актуальность данной темы. Проблема нелегального капитала и его последующая легализация на сегодняшний день для России является одной из самых острых экономических и государственных проблем. Во многом благодаря решению именно данной проблемы, возможно приостановить дальнейшее «сползание» России к криминализации экономики и усилить эффективность проводимых экономических реформ.

Цели и задачи исследования. Целями данной работы являются комплексное изучение теоретических и практических проблем реализации уголовно-правовых норм об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества,.

В. М. Алиев, Б. С. Болотский Разработка российского законодательства о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем: некоторые дискуссионные вопросы // Гос-во и право, 1999, № 6, с. 44 полученного преступным путемвыявление главных причин и условий криминальной акшвносга в сфере легализации преступных доходов.

Прагматическая направленность исследования обусловила поиск путей решения наиболее актуальных проблем, стоящих перед системой правоохранительных органов и перед всем обществом в связи с глобальным распространением анализируемого преступления. Системный подход снижает возможность ошибок в рекомендациях, помогает выбору приоритетных задач, основных направлений и методов совершенствования системы предупреждения данного антисоциального явления.

Для достижения главной цели диссертационного исследования — выработки комплекса рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере регулирования и выявления правонарушений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем—были поставлены следующие задачи:

• определение сущности, содержания легализации (отмывания) преступных доходов и основных причин и условий, способствующих возникновению в обществе данного явления;

• исследование российского законодательства о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем;

• изучение опыт правового регулирования данного вопроса зарубежных законодателей;

• унификация понятийного аппарата уголовного закона, относящегося к легализации (отмыванию) средств как уголовно-правовой категории;

• разрешение проблемы квалификации, то есть правильного применения уголовно-правовых норм об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем;

• рассмотрение спорных вопросов правоприменительной практики по делам об «отмывании» преступных доходов и отграничению анализируемого состава преступления с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем;

•криминологическая оценка совершения преступлений, предусмотренныхсг.ст. 174,174.1 УК РФ и последующий поиск путей их предупреждения и пресечения;

• разработка и аргументация предложений по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, а также конкретных рекомендаций, направленных на улучшение его применения в борьбе с д анным преступлением.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере создания и применения уголовно-правовых норм о легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Предмет исследования включает в себя нормы отечественного и зарубежного законодательства, касающиеся противодействия легализации (отмыванию) преступных доходовпрактику их примененияданные уголовной статистики и конкретных эмпирических исследований различных авторовюридическая и иная литература, имеющая отношение к рассматриваемой проблеме.

Методология и методика исследования. Методология и методика исследования включает в себя совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности, основным среди которых является диалектический подход, позволяющий всесторонне рассмотреть объект и предмет изучения. Кроме этого, в работе использованы такие методы, как анализ, синтез, системно-сопоставительный, формально-логический и сравнительного правоведения, гипотеза, моделирование, интервьюирование.

Теоретической основой исследования являются концептуальные положения общей теории права, международного и уголовного права, криминологии, экономики, научные разработки отечественных и зарубежных авторов в области философии, социологии, уголовного права При разработке темы диссертации и воплощении концепции исследования изучались труды: В. М. Алиева, АН. Вершиннина, ББ. Волженкина, Л. Д Гаухмана, Ю. Н. Демидова, A3. Жалинского, НА Лопашенко, СВ. Максимова, П. С. Яш и других авторов.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство в сфере противодействия легализации отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, законодательство зарубежных стран и иные нормативные акты.

Эмпирическая база исследования состоит из д анных опубликованной судебной практики по уголовным делам, рассмотренным судами РФ, а также на материалах следственной практики по Московской и Ростовской областям. Эмпирический фундамент диссертации составляют статистические данные о преступности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, за 1994 — 2002 гг., сведения, полученные другими криминологами. При проведении исследования использовались статистические сведения, полученные ГИЦ МВД РФ. Автором были изучены и проанализированы около 25 уголовных дел соответствующей категории.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой комплексное исследование проблемы легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, на основе современного уголовного законодательства Исследуются такие аспекты выше обозначенной проблемы, которым не было уделено достаточного внимания в юридической литературе. Решаются задачи квалификации и отграничения рассматриваемого состава преступления от смежных деяний, а также формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства и мер противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. Основные положения, выносимые на защиту:

1. В теории уголовного права, а также сложившейся международной правоприменительной практике существует несколько определений легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем. Предлагается закрепить следующее авторское определение рассматриваемого явления, включающее в себя наиболее значимые признаки: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем — это негативное социальное явление, в основе которого лежит процесс сокрытия преступного происхождения доходов, искажение информации о природе их происхождения, месте нахождения, размещения, движении и действительной принадлежности материальных благ (праве собственности или соотносимых с ними прав), а равно придание им в любых формах правомерного вида, когда лицу известно, что эти материальные блага получены преступным путем, а также иные действия, прямо или косвенно связанные с оформлением правомерности фактических отношений владения, пользования, распоряжения доходами либо с сокрытием их преступного происхождения.

2. Основным объектом посягательства при легализации преступно приобретенных доходов являются охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся между различными субъектами экономической деятельности (экономические интересы государства в инвестиционной, финансовой, кред итно-денежной политике, а также законные интересы отдельных субъектов рыночных отношений, в т. ч. и государства как равноправного участника экономической деятельности).

Содержание непосредственного объекта легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, составляют: общественное отношение, обеспечивающее легальный (т.е. соответствующий гражданскому и иному законодательству РФ) оборот имущества и такая его разновидность, как денежное обращение.

3. Ввиду того, что в ст.сг. 174, 174.1 УК РФ речь идет только о совершении финансовых операций и сделок с криминальными средствами, т. е. легализация преступных доходов не в форме «денежных средств и иного имущества», а к примеру, в виде права на использование интеллектуальной собственности, информации или в виде услуг, не охватывается диспозициями рассматриваемых статей, предлагается дополнить ст. 174 следующим примечанием:

Примечание 1. Доходы, полученные преступным путем — это объекты гражданских прав, то есть веши, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, а также юридические акты или документы, дающие право на имущество (денежные средства или иное имущество), работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), приобретенные в результате совершения преступления.

4. Легализация представляет общественную опасность не только как завершающий этап ранее совершенного преступления, но и имеет вполне самостоятельное значение из-за своего отрицательного влияния на экономику государства в целом. Но в соответствии с УК РФ легализация преступных доходов (простой состав) является преступлением средней тяжести, что, безусловно, не соответствует характеру и степени общественной опасности рассматриваемого преступления. В связи с изложенным необходимо признать легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, тяжким преступлением, и соответственно, увеличил, санкции по первой части ст. 174 УК РФ до 6 лет лишения свободы, по ч.1 ст. 174.1 УК РФ — до 7 лет лишения свободы.

5. Диспозиции статей УК РФ указывают на преступность приобретения доходов, таким образом отмывание денежных средств и имущества, полученных в результате совершения гражданско-правовых и налоговых нарушений, выпадает из сферы уголовно-правового регулирования. Такой подход, с одной стороны, является существенным сужением принципов Совета Европы в этом вопросе, а с другой, — ведет к созданию законодательных пробелов, которые используются криминальным миром. Выражая нашу точку зрения, отмечаем, что позиция, занимаемая законодателем первоначально (при закреплении в законодательстве доходов, как приобретенных незаконным путем), казалась однозначно правильной.

6. Анализ диспозиций статей 174, 174.1 УК РФ позволяет сделать вывод что финансовую операцию законодатель относит к разновидностям сделок. Поэтому целесообразно было бы изложить рассматриваемую форму легализации в следующей редакции: совершение сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путём.

7. На сегодняшний день является часто поднимаемым тезис о том, что легализация зачастую связана с созданием «подставной» фирмы. Представляется, что расширение понятия субъекта уголовной ответственности за счет включения в него юридических лиц, заслуживает внимания именно в контексте борьбы с легализацией (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем.

8. В целях стимуляции заинтересованных лиц в выдаче незаконного имущества или информации о легализации, необходимо внести примечание в ст. 174, согласно которому:

Примечание 2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от ответственности за это преступление, если оно способствовало его раскрытию либо добровольно выдало денежные средства или иное имущество, полученное преступным путем".

9. В сгругауре системы контроля над отмыванием «грязных» денег можно выделить два взаимосвязанных механизма, согласованное функционирование которых обеспечивает относительно эффективное противодействие рассматриваемым процессам: механизм уголовно-правового контроля и механизм финансового контроля.

Теоретическое значение исследования. Теоретическое значение работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие уголовного права, поскольку восполняет имеющийся пробел относительно комплексного подхода к проблемам противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путемрассматривает вопросы определения сущности и содержания понятия «легализации» преступных доходов, форм и этапов процесса легализации. Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для совершенствования уголовного законодательства, а также при дальнейшей разработке данной проблемы. Основные положения работы могут быть внедрены в учебный процесс при преподавании курса «Уголовное право» в высших и средних юридических учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права и криминологии Ростовского государственного университета и там же проводилось ее обсуждение. Основные положения опубликованы в научных публикациях, докладывались на региональных научно-практических конференциях, проводимых в 20 012 002 году в Ростовском государственном университете. Материалы диссертации использовались при чтении курса лекций по Особенной части уголовного права, спецкурса «Актуальные проблемы уголовного права», на семинарских занятиях по уголовному праву на юридическом факультете Ростовского государственного университета.

Структура диссертационного исследования. Работа вьгполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК. Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Самое заметное социально-экономическое явление, наблюдаемое в мире в последнее десятилетие XX века — это глобализация. В условиях технологических и организационных новшеств мировое социально-экономическое пространство в настоящее время претерпевает серьезные структурные изменения. Процессы ограничения вмешательства государства в экономику, новые технологии, достижения в области средств связи и создание широких экономических зон, а также либерализация рынков оказывают заметное влияние на процесс развитая и являются катализаторами ощутимого роста производительности и появления новых возможностей для получения прибылей в рамках не только легальной экономики, но и организованной преступности, которая существует параллельно с легальной экономикой и выкачивает из нее свои прибыли.

Транснациональные преступные организации с их мощными рычагами коррупции глубоко внедрились в программы приватизации. Они приступили к покупке принадлежавших ранее государству банков, финансовых учреждений, учреждений связи и предприятий сферы услуг, и внезапно под их контролем могут оказаться—если не будут в безотлагательном порядке приняты эффективные меры — не только активы, но и целые страны.

Несомненно, что успешной борьбе с «отмыванием» денежных средств как на внутреннем, так и на международном уровне препятствуют следующие факторы: несовершенство внутреннего уголовного законодательства (отсутствие должного понятийного инструментария, низкие санкции, «корявость» диспозиций) — различия соответствующих нормативных актов пытающихся совместно бороться с этим преступлением страноперативность, с которой криминальные структуры выискивают новые способы и инструменты отмывания своих преступных доходов.

На этапах развертывания и интеграции процесса отмывания денег используются все более изощренные методы. В настоящее время наличные деньги хранятся в пачках или вкладываются в определенную финансовую систему через пункты обмена валюты и другие небанковские финансовые учреждения. Движение наличных денег осуществляется не только через телеграфные переводы, но и через бесчисленное множество законных и незаконных финансовых инструментов, включая аккредитивы, облигации и другие ценньте бумаги, первоклассные банковские билеты и гарантии, без параллельного наращивания потенциала множества элементов мировой финансовой системы по проверке статуса бенефициаров или подлинности инструментов.

В целях совершенствования законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов предлагается ввести следующее определение: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это негативное социальное явление, на основе которого лежит процесс сокрытия преступного происхождения доходов, искажение информации о природе их происхождения, месте нахождения, размещения, движении и действительной принадлежности материальных благ (праве собственности) или соотносимых с ними прав, а равно придание им в любых формах правомерного вида, когда лицу известно, что эта материальные блага получены преступным путем, а также иные действия, прямо или косвенно связанные с оформлением правомерности фактических отношений владения, пользования, распоряжения доходами либо с сокрытием их преступного происхождения.

Помимо выявления причин возникновения такого общественно опасного деяния как легализация, надо обратить внимание на условия, способствующие его распространению.

Самым существенным условием, на наш взгляд, является отсутствие четкого законодательного регулирования основных финансовых институтов, а именно: банковской деятельности, рынка ценных бумаг, рынка валютных ценностей. Принимая во внимание, что в указанных сферах экономической жизни общества осуществляется значительный оборот очень крупных сумм, а это, естественно, не может не привлекать внимания лиц, стремящихся к быстрому обогащению, отсутствие указанного регулирования (учитывая, что многие аспекты законодательства недостаточно конкретизированы) приводит к закреплению в них устойчивых криминальных групп, чьи доходы только весьма условно можно назвать «вполне законными» и, которые обычно в дальнейшем легализуются.

Таким образом, легализация преступных доходов приобретает устойчивый общественно опасный характер при появлении в обществе крупных криминальных структур, а недостаточный государственный контроль за деятельностью различного рода хозяйствующих субъектов приводит к реальной возможности совершения рассматриваемого преступления.

Отмывание" денег в России, по сравнению с зарубежными странами, обладает определенной спецификой. В отличие от иностранного многообразия в формах процесса «отмывания» (2-х фазная, 3-х фазная- 4-х фазная- 4-хсекторная модели легализации), преступные капиталы в России легализуются в рамках трехфазной модели.

Национальные системы уголовно-правовой борьбы с отмыванием денег, существенно различаются в зависимости от характера деятельности, явившейся источником доходов, за легализацию которых предусмотрена уголовная ответственность.

Во всех государствах Западной Европы и США, имеющих законодательство, направленное на борьбу с «отмыванием» денег, уголовно наказуемым является легализация криминальных доходов, полученных в результате совершения таких преступлений как наркобизнес, торговля оружием, террористическая деятельность, проституция, применение детского труда, торговля человеческими органами.

На сегодняшний день законодательное регулирование д анной проблемы у нас в стране осуществляется на основании ст. ст. 174,174.1 УК РФ, ФЗ РФ «О противодейстБии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 07.82 001 г. и некоторых других нормативных актов. Проблема «отмывания» денег в России является недостаточно изученной и крайне дискуссионной.

Основным объектом посягательства при легализации преступно приобретенных доходов, будут являться охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся между различными субъектами экономической деятельности. Речь идет, прежде всего, об экономических интересах государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной политике, а также законные интересы отдельных субъектов рыночных отношений, в т. ч. и госуд арства как равноправного участника экономической деятельности.

Содержание непосредственного объекта легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, составляют: общественное отношение, обеспечивающее легальный (т.е. соответствующий гражданскому и иному законодательству РФ) оборот имущества и такая его разновидность, как денежное обращение.

Ввиду того, что в ст.сг. 174, 174.1 УК РФ речь идет только о совершении финансовых операций и сделок с криминальными средствами, т. е. легализация преступных доходов не в форме «денежных средств и иного имущества», а в виде, скажем, права на использование интеллектуальной собственности, информации или в виде услуг, не охватывается диспозициями рассматриваемых статей, предлагается дополнить ст. 174 следующим примечанием:

Доходы, полученные преступным путем — это объекты гражданских прав, то есть веши, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, а также юридические акты или документы, дающие право на имущество (денежные средства или иное имущество), работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), приобретенные в результате совершения преступления.

Диспозиции статей УК РФ указывают на преступность приобретения доходов, таким образом отмывание денежных средств и имущества, полученных в результате совершения гражданско-правовых и налоговых нарушений, выпадает из сферы уголовно-правового регулирования. Такой подход, с одной стороны, является существенным сужением принципов Совета Европы в этом вопросе, а с другой, — ведет к созданию законодательных пробелов, которые используются криминальным миром. Выражая нашу точку зрения, отмечаем, что позиция, занимаемая законодателем первоначально (при закреплении в законодательстве доходов, как приобретенных незаконным путем), казалась однозначно правильной.

Анализ диспозиций статей 174, 174.1 УК РФ позволяет сделать вывод, что финансовую операцию законодатель относит к разновидностям сделок. Поэтому целесообразно было бы изложить рассматриваемую форму легализации в следующей редакции: совершение сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путём.

На сегодняшний день является часто поднимаемым тезис о том, что легализация зачастую связана с созданием «подставной» фирмы. Представляется, что расширение понятия субъекта уголовной ответственности за счет включения в него юридических лиц, заслуживает внимания именно в контексте борьбы с легализацией (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем.

Легализация представляет общественную опасность не только как завершающий этап ранее совершенного преступления, но и имеет вполне самостоятельное значение из-за своего отрицательного влияния на экономику государства в целом. Но в соответствии с УК РФ легализация преступных доходов (простой состав) является преступлением средней тяжести, что, безусловно, не соответствует характеру и степени общественной опасности рассматриваемого преступления. В связи с изложенным необходимо признать легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, тяжким преступлением, и соответственно, увеличить санкции по первой части ст. 174 УК РФ до 6 лет лишения свободы, по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ — до 7 лет лишения свободы.

Применительно к легализации доходов, полученных незаконным путем, представляется целесообразным закрепить в законе положение, в соответствии с которым лицо, участвовавшее в легализации доходов, полученных незаконным путем, но добровольно сообщившее об этом соответствующим государственным органам и способствовавшее предотвращению преступления, при отсутствии в его действиях состава другого преступления освобождается от уголовной ответственности. Такого рода норма закреплена в примечании к ст. 152−6 УК Беларуси, а также в примечании к ст. 17 проекта модельного закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» для государств членов СНГ.

В структуре системы контроля над отмыванием «грязных» денег выделяют два взаимосвязанных механизма, согласованное функционирование которых обеспечивает относительно эффективное противодействие рассматриваемым процессам: механизм уголовно-правового контроля и механизм финансового контроля.

Разработка законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и совершенствование способов противостояния данному явлением свидетельствуют о том, что Российская Федерация предпринимает вполне обоснованные и адекватные общепризнанным принципам и нормам международного права меры по борьбе с этой общественно опасной деятельностью, создающей угрозу экономической безопасности.

Функционирование эффективной системы контроля за процессами, сопутствующими легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем, будут способствовать не только оздоровлению экономики, но и весьма положительно скажутся на роли и авторитете России в мировом сообществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, 1993.//Российская газета, 1993,25 декабря.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996, № 25. Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.-М., 2003.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. I // Собрание законодательства РФ. 1994, № 32. Ст. 3301.
  5. Таможенный кодекс Российской Федерации (в ред. федеральных законов РФ от 19 июня 1995 г. и от 27 декабря 1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2397.
  6. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» // Собрание законод ательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492.
  7. Федеральный Закон от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» № 39-Ф3 //Собрание законодательства РФ. 1996, № 17. Ст. 1918
  8. Федеральный закон от 07.82 001 № 115-ФЗ «О противодействии легализацииотмыванию) доходов, полученных преступным путем"// Российская газета.- 2 ноября 2002.
  9. Приказ МВД Минфина, МНС, ГТК, ФСБ, ФСНП, ВЭК, Минюста России и
Заполнить форму текущей работой