Управление процессом формирования и оценки стоимости компании
При переходе к управлению процессом формирования стоимости компании необходимо выявление конкурентных преимуществ, факторов роста стоимости компании, воздействуя на которые, можно существенно повысить стоимость. Факторы стоимости подразделены в работе на две группы: внешние, не подлежащие воздействию со стороны менеджмента компании (законодательные ограничения, изменение налогового… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы управления процессом формирования и оценки стоимости компании
- 1. 1. Экономическое содержание категории «стоимость»
- 1. 2. Стоимость компании как объект управления и оценки
- 1. 3. Концептуальные аспекты управления процессом формирования стоимости компании в условиях нестабильной экономической среды
- Глава 2. Исследование методических основ управления и оценки стоимости компании
- 2. 1. Анализ современных подходов к оценке стоимости компании
- 2. 2. Информационное обеспечение системы управления и оценки стоимости компании
- 2. 3. Проблемы управления процессом формирования и оценки стоимости компаний в российской экономике
- Глава 3. Совершенствование системы управления процессом формирования и оценки стоимости отечественных компаний
- 3. 1. Формирование комплексной модели управления и оценки стоимости компании в условиях повышенной неопределенности прогнозирования денежных потоков
- 3. 2. Практическое применение модели управления и оценки стоимости компании
Управление процессом формирования и оценки стоимости компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Важнейшим фактором конкурентоспособности отечественных компаний в долгосрочной перспективе является прирост их рыночной стоимости, и построение эффективной системы управления, ориентированной на достижение этой цели. Опыт развитых стран показывает, что положительная динамика стоимости компании предопределяет долгосрочное и устойчивое ее функционирование, способствует росту благосостояния общества и социально-экономического развития страны. Поэтому управление компанией должно включать управление процессами формирования стоимости по критериям ее максимизации в долгосрочной перспективе на основе рыночной оценки.
Недостаточность традиционных подходов вызывается действием множества факторов: уменьшением продолжительности жизненных циклов продуктов и услуг, нарастающей конкуренцией, глобальными экономическими спадами, сложностью финансовых инструментов, используемых участниками рынка. В итоге большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью получения объективной оценки собственных активов и определения их рыночной стоимости, а значит, и возможного потенциала роста.
На сегодняшний день нуждаются в разработке концептуальные вопросы в области управления и оценки стоимости:
1. Унификации понятийного аппарата: «стоимость», «стоимость компании», «управление стоимостью компании».
2. Уточнения и дополнения состава целей, принципов, групп ключевых факторов, подлежащих учету при формировании системы управления и оценки стоимости компании.
3. Исследования инфраструктуры системы управления и оценки стоимости компании.
4. Классификации видов стоимости, обуславливающей выбор методов оценки компании.
5. Выявления и систематизации достоинств, недостатков и сфер наиболее целесообразного применения различных подходов и методов оценки стоимости компании.
6. Развития институционального подхода к управлению стоимостью компании в условиях нестабильной экономической среды.
В силу этого актуальность исследования напрямую связана с необходимостью, создания научно-обоснованной системы управления и оценки стоимости компании на основе институционального подхода, ориентированного на опережающее создание специализированных институтов, вне инфраструктуры которых невозможно достижение главной цели компании — роста ее стоимости и благосостояния акционеров.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическая и методологическая база оценки стоимости^ предприятий исследовались многими отечественными и зарубежными учеными. В1″ разработку теории стоимости (ценности) предприятия, значительный > вклад внесли фундаментальные труды Е. Бем-Баверка, JI. ВальрасаУ. Джевонса, Дж. Кларка, Т. Мальтуса, К. Маркса, А. Маршала, К. Менгера, Дж. Милля, В. Парето, У. Петти, Д. Рикардо, Н. Сениора, А. Смита и др.
Большое значение в разработке теории и методов оценки стоимости бизнеса имеют работы современных зарубежных ученых: Д. Бишопа, Дж. Мурина, Ф. Эванса, Дж. Фридмана, Н. Ордуэй, Г. Харрисона, Джозефа К. Эккерта, Глена М. Десмонда, Ричарда Э. Келли, Фишмена Д., Пратта Ш., Коупленда Т., Грегори А. и целого ряда других авторов.
За последнее время в России опубликован ряд самостоятельных научных исследований, нацеленных на адаптацию зарубежных оценочных технологий к условиям российского рынка. В числе авторов этих работ С. В. Валдайцев, С. В. Грибовский, В. Е. Есипов, В. В: Григорьев. Теоретико-методологические и практические аспекты оценки стоимости бизнеса отражены в работах В. Рутгайзера, А. Коган, В. А. Горемыкина, В. В. Царева, Н. Е. Симоновой, А. Г. Грязновой, М! А. Федотовой, И. Х. Наназашвили, В. А. Литовченко и других.
Изучение работ по рассматриваемой проблематике позволило сделать следующие выводы:
1. Исследования отечественных ученых характеризуются дискуссионностью и отсутствием комплексного подхода к анализу стоимости.
2. Использование зарубежного опыта оценки стоимости компании и управления ей, несмотря на его большую научную и прикладную значимость, нуждается в адаптации к современным российским условиям.
3. Обозначилась. потребность в систематизации известных подходов и методического инструментария оценки стоимости-компании.
4. Существует необходимость в оптимизации методов управления процессом формирования и оценки стоимости компании к российским условиям осуществления хозяйственной деятельности.
Актуальность проблемв процессе формирования и оценки стоимости компании, недостаточная теоретическая, и< практическая проработанность методов оценки определили цель, задачи и структуру диссертационного исследования.
Объект исследования — система управления процессом формирования и оценки стоимости компании.
Предмет исследования — совокупность организационно-экономических отношений, приемов и методов в процессе управления формированием и оценки стоимости компании.
Цель исследования — разработка организационного механизма и инструментария управления процессом формирования' и оценки стоимости компании по критериям ее максимизации в долгосрочной перспективе. Задачи исследования:
1. Исследовать экономическое содержание понятия «стоимость компании».
2. Систематизировать цели, базовые принципы и ключевые факторы, обусловливающие и определяющие выбор метода оценки в системе управления стоимостью компании.
3. Обосновать институциональные механизмы и инструментарий управления процессом формирования стоимости компании по критериям ее максимизации в долгосрочной перспективе.
4. Разработать и предложить методические рекомендации по совершенствованию функционирования системы управления и оценки стоимости компании в условиях нестабильной экономической среды.
Теоретико-методологической основой исследования послужила совокупность научных представлений, концепций, подходов отечественных и зарубежных ученых, позволившая в достаточном объеме раскрыть теоретические и методологические основы формирования системы управления и оценки стоимости компании. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, документы федеральных и отраслевых органов управления, статистические материалы, а также отчетные материалы о деятельности и экономическом состоянии хозяйствующих субъектов на рынке недвижимости.
В диссертационном исследовании с позиций системного подхода рассмотрены основные экономико-организационные проблемы, связанные как с получением достоверной оценки стоимости компании, так и управлением этой стоимостью.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. На основе анализа отечественной и западной экономической литературы уточнено и дополнено содержание понятия «стоимость компании» как способность компании приносить ее владельцам стабильные положительные денежные потоки, дисконтированные по ставке доходности, учитывающей финансовые риски, и определяемые посредством современного инструментария оценочных процедур.
2. Предложена расширенная классификация целей, принципов и факторов формирования системы управления и оценки стоимости компании.
3. Аргументирована объективная необходимость применения институциональных механизмов управления процессом формирования стоимости компании на основе рыночной оценки, ориентированных на создание специализированных институтов, вне инфраструктуры которых невозможно достижение главной цели компании — роста ее стоимости и благосостояния акционеров.
4. Предложена методика комплексной оценки текущей стоимости ожидаемых денежных потоков с их дисконтированием по изменяющейся во времени норме дохода бизнеса организации в ее модификации в условиях экономической неопределенности.
5. Разработана комплексная модель управления процессом формирования стоимости компании с учетом спектра глобальных изменений, смены базовых парадигм предпринимательской активности и нестабильной экономической среды, способных повлиять на эффективность деятельности компании, следовательно, и на ее стоимость.
Практическая значимость исследования. Основные принципы оценки компании, созданный методический инструментарий для применения теоретических положений в рамках системы управления стоимостью компании позволяет выработать на многокритериальной основе рекомендации по увеличению стоимости, а также количественно определить влияние на нее различных факторов.
Практические рекомендации могут использоваться при управлении процессом формирования и оценки стоимости компании финансовыми институтами и профессиональными участниками оценочной деятельности для определения инвестиционного потенциала компании.
Результаты исследования практики управления процессом формирования и оценки стоимости компании позволило сформулировать следующие теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
1. Развитие рыночных отношений в России, становление и развитие постиндустриальной экономики, формирование и применение на практике новых видов деятельности — оценка и управление стоимостью компаниипредопределило формирование объективной потребности в развитии теории и методологии данной области деятельности.
2. Выявление стоимости имущественного и неимущественного комплексов предприятий непосредственно связано с проведением оценочной деятельности, являющейся системообразующей в рамках формируемой в России современной рыночной инфраструктуры, и представляющая собой, в соответствии с действующим законодательством, профессиональную деятельность третьих лиц по отношению к лицам, вступающим в сделку по определению значения оцениваемого свойства объекта (стоимости) в денежных единицах в соответствии с поставленной целью, процедурой оценки и формой представления результата.
3. Назначение оценочной деятельности заключено в получении достаточно четкого представления о рыночной стоимости объекта оценки (компании) или о величине доли активов, принадлежащих собственнику, по состоянию на конкретный момент времени, что играет важную роль в процессе управления стоимостью компании.
4. Стоимость компании носит системообразующий характер и являетсясредством консолидации усилий и ресурсов компании на обеспечение^ ее конкурентоспособности и стратегической бизнес-устойчивости в условиях глобализации рынков и нестабильной экономической среды. Поэтому стоимость компании рассмотрена как управляемый параметр, величина которого серьезно влияет на все цели и результаты деятельности компании (формирование источников финансирования, обеспечение инвестиционной привлекательности, управление производственными и финансовыми рисками и т. п.).
5. Управление стоимостью компании — это современная стратегия менеджмента, ориентированная на повышение инвестиционной привлекательности, конкурентных преимуществ и устойчивой работы в рыночной среде в расчете на длительную перспективу. Она строится на системном подходе к использованию многообразных факторов, формирующих стоимость, учете противоречивых интересов и предпочтений различных групп субъектов (инвесторов), связанных с деятельностью компании. Повышение рыночной стоимости компании является стратегической целью управления. При этом рост богатства акционеров должен сопровождаться адекватным повышением доходов наемного персонала, улучшением жизненных условий, вкладом компании в развитие территории, на которой она расположена. Вопрос осмысления и применения концепции управления стоимостью в российской практике весьма актуален для компаний, стремящихся быть успешными на рынке.
6. При переходе к управлению процессом формирования стоимости компании необходимо выявление конкурентных преимуществ, факторов роста стоимости компании, воздействуя на которые, можно существенно повысить стоимость. Факторы стоимости подразделены в работе на две группы: внешние, не подлежащие воздействию со стороны менеджмента компании (законодательные ограничения, изменение налогового законодательства, инфляционные риски и др.) и внутренние. Внутренние факторы стоимости компании, в свою очередь, подразделены на основные и производные. Для обеспечения эффективного управления стоимостью компании необходимо иметь четкое представление о составе тех показателей, которые должны быть предметом постоянного наблюдения, и подразделенные в работе на две группы с равным числом показателей по наименованию, но различающихся по способу исчисления. Показатели первой группы рассчитываются как абсолютные значения относительно фиксированного периода времени, показатели второй группы, являясь темповыми, отражают динамику изменения тех же показателей, но на протяжении достаточно длительного периода.
7. Содержание управления процессом формирования стоимости компании как базового метода обеспечения ее стратегической конкурентоспособности определена в работе следующим образом:
• управление стоимостью компании представляет собой современный метод управления, предусматривающий реализацию главной цели ее функционирования — постоянное увеличение во времени рыночной стоимости (богатства акционеров) благодаря реструктуризации объекта, реализации соответствующих бизнес-процессов, бизнес-проектов, бизнес-усовершенствований, реинжиниринговых и иных мероприятий.
• ключевым источником стоимости компании является положительный денежный поток, который она может генерировать сегодня и обозримом будущем;
• прирост стоимости компании и каждого ее отдельно взятого подразделения является одним из важнейших критериев эффективности руководства компанией на всех уровнях. 1.
8. Рассмотрение и моделирование эффективной системы управления стоимостью компании привело к раскрытию понятия «стоимость компании» как способность компании приносить ее владельцам стабильные положительные денежные потоки, дисконтированные по ставке доходности, учитывающей финансовые риски, и определяемые посредством современного инструментария оценочных процедур.
9. Эффективная адаптация компании к изменениям действующего законодательства, текущей рыночной ситуации и проблемам глобализации рынка, связанными, в том числе, со вступлением России в ВТО, возможна на реализации основ институционального подхода к управлению стоимостью компании, ориентированного на опережающее создание специализированных институтов, вне инфраструктуры которых невозможно достижение главной цели компании — роста ее стоимости для акционеров.
10. Разработка эффективной методики повышения стоимости компании невозможна без учета всего спектра глобальных изменений, способных повлиять на эффективность бизнеса компании, следовательно, и на ее стоимость. Эти изменения носят объективный характер и вызываются естественным ходом технологического прогресса, ядро которого образует интенсификация экономики и всех сторон социально-экономической жизни. Поэтому важнейшей задачей институционального подхода к управлению стоимостью компании в работе обозначен точный просчет всего комплекса глобальных тенденций, которые необходимо должны быть учтены в процессе управления стоимостью компании, их тщательный анализ и выработка стратегических, оперативных и тактических мероприятий, направленных на использование этих тенденций в интересах собственников компании.
11. В процессе прогнозирования денежных потоков очень сложно оценить синергетический эффект вложений собственного и заемного капитала. В работе предложена методика оценки денежных потоков, порождаемых всей массой инвестированного в бизнес капитала на основе прогноза свободных или бездолговых денежных потоков и дисконтирования их по ставке дисконтирования, равной средневзвешенной стоимости капитала. При расчете средневзвешенной стоимости капитала предприятия в качестве стоимости собственного капитала в зависимости от используемого способа учета рисков бизнеса предложено брать величину как безрисковой ставки R, так и рисковой ставки i (если риск бизнеса учитывается посредством добавления премии за риск к характеризующей стоимость собственного капитала безрисковой ставке R).
Для оценки бизнеса в России использование переменных ставок дисконтирования особенно актуально, поскольку они учитывают не установившееся пока восприятие инвесторов странового риска капиталовложений в России. Решение этой проблемы предложено искать путем выведения постоянных издержек из состава рассчитываемых по отдельным бизнесам свободных денежных потоков и капитализации как постоянного (по определению не зависящий от объема выпуска и продаж продукции) оттока денежных средств, вычитая результат капитализации из текущей стоимости ожидаемых свободных денежных потоков.
Практическое применение модели оценки рыночной стоимости компании в условиях экономической нестабильности в России может быть затруднено. Поэтому в качестве косвенных показателей колеблемости доходов с бизнесов (определяющих их факторов) целесообразно использовать показатели сравнительной колеблемости уровня цен (как главного измерителя конъюнктурных рисков бизнеса) на выпускаемые товары и необходимые для их выпуска покупные ресурсы, а также цен на выпускаемые товары по сравнению с общим уровнем инфляции. Данное аргументирует, что общая ставка дисконтирования должна учитывать факторы политических рисков, неодинаковые в отдельных регионах. В этом существенная, можно сказать, национальная особенность оценки рисков ведения разных видов бизнеса в России, которые более значимы, чем в других странах.
Таким образом, рассмотренные в исследовании инструментарий, подходы к оценке стоимости и методы расчёта стоимости выступают как основа управления процессом формирования стоимости компании по критериям ее максимизации в долгосрочной перспективе. Создание системы управления стоимостью компании необходимо начинать с признания управления стоимостью компании как ключевой задачи с точки зрения эффективного собственника, интегрирования концепции в систему управления компанией и постановки менеджменту задач по созданию ликвидной стоимости компании, ее максимизации и роста благосостояния акционеров (инвесторов) компании.
Заключение
.
За двадцать лет динамичного развития практика управления компанией на основе оценок роста ее стоимости не только получила широкое распространение, но и претерпела значимые качественные изменения. Начав с эпизодического использования показателей «остаточного дохода», в явном виде учитывающих «плату» за весь привлеченный компанией капитал, она к середине 80-х годов XX века трансформировалась в интегрированную концепцию экономического анализа управленческих решений, основанную на фундаментальных результатах теории корпоративных финансов и методах стратегического менеджмента. На этом этапе к исторической проекции традиционного анализа финансовых показателей добавляется направленная в будущее ось долгосрочного прогноза, когда оценка финансовых последствий важнейших управленческих решений строится с учетом вероятной динамики изменений внешней и внутренней среды организации. Каркасом системы эффективного управления становится диалектическое единство противоположностей: применение рациональных методов количественной оценки и целеполагания в финансовых терминах в сочетании с гибкими, ориентированными на обучение и адаптивное взаимодействие, подходами стратегического менеджмента. Стремительное развитие технологий, глобализация рынков, рост частоты внешних изменений и необходимость быстрой реакции на вызовы конкурентной среды привели к тому, что циклы стратегического планирования постепенно слились в фактически непрерывный процесс.
Логика развития и накопленный практический опыт комплексного внедрения методов управления стоимостью компании в настоящее время диктуют необходимость расширения концепции. Недостаточность традиционных подходов вызывается действием множества факторов: уменьшением продолжительности жизненных циклов продуктов и услуг, нарастающей конкуренцией, глобальными экономическими спадами, сложностью финансовых инструментов, используемых участниками рынка.
На сегодняшний день системы управления и оценки стоимости отечественных компаний находятся' в стадии формирования. Важный сектор проблем, связанных с исследованием институциональной среды и механизма формирования стоимости компании, с разработкой методологии и методов оценки рыночной стоимости компании изучен недостаточно. Использование зарубежного опыта управления и оценки стоимости компании, несмотря на его большую научную и прикладную значимость, нуждается в адаптации к современным российским условиям. Исследования отечественных ученых характеризуются дискуссионностью и отсутствием комплексного подхода к анализу стоимости. Кроме того, на сегодняшний день практически отсутствуют системные исследования макроэкономических аспектов влияния рыночных механизмов на процессы капитализации субъектов рынка и эффективности управления их стоимостью в современной России.
В соответствии с вышеизложенным управление процессом формирования и оценки стоимости компании представляется весьма своевременным и необходимым для эффективного развития субъектов рынка в России.
Список литературы
- Российская Федерация. Законы. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 24.07.2007 № 220-ФЗ). Федеральный Закон № 135-Ф3 от 29.07.1998 г.
- Российская Федерация. Законы. «О саморегулируемых организациях». Федеральный закон № 315-Ф3 от 01.12.2007 г.
- Российская Федерация. Законы. «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности». Постановление Правительства Российской Федерации № 519 от 06.07.2001 г. (с изм. на 08.11.2007 г. Постановление Правительства РФ № 765).
- Российская Федерация. Законы. «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности». Постановление Правительства № 765 от 08.11.2007 г.
- Российская Федерация. Законы. «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства». Постановление Правительства № 311 от 29.05.2003 г.
- Российская Федерация. Законы. «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества». Постановление Правительства № 87 от 14.02.2006 г.
- Российская Федерация. Законы. «О порядке опубликования федеральных стандартов оценки». Постановление Правительства № 60 от 01.02.2007 г.
- Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
- Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
- Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об утверждении федерального стандарта оценки „Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)“» от 20.07.2007 г. № 254 г. Москва
- Абдулов, Н.А., Колайко, Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/Н.А. Абдулов, Н. А. Колайко. Учебное пособие. М.: Экмос, 2003.
- Багаттурия, Г. А., Выгодский B.C. Экономическое наследие Карла Маркса/Г.А.Багатурия, В. С. Выгодский. -М.: Издательство «Мысль», 1976.
- Березин, И. Методы оценки стоимости бренда/И.Березин. М., 2002.
- Блауг, М. Экономическая теория в ретроспективе/М.Блауг. М.: Дело, 1994.
- Брейли, Р., Майерс, С. Принципы корпоративных финансов/Р.Брейли, С.Майерс. — М., «Олимп-Бизнес», 2004.
- Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса/С.В.Валдайцев. 2-е изд. М.: Проспект, 2006.
- Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и инновации/С.В.Валдайцев. -М.: Филин, 1997.
- Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия/С.В. Валдайцев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Валдайцев, С.В. Управление стоимостью инвестированного капитала в стратегическом менеджменте/С.В .Валдайцев. М.: Проспект, 2006.
- Ватник, П.А. Корректировка учетных данных, компенсирующая инфляционные искажения // Моделирование рыночных структур и процессов: Сборник научных трудов. СПб, 1997.
- Верхозина, А.В., Федотова М. А. Сравнительный анализ международного и российского законодательства в области оценочной деятельности/А.В.Верхозина, М. А. Федотова. М.: Интерреклама, 2003.
- Виленский, П.Л., Лившиц В. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов/П.Л.Виленский, В. Н. Лившиц. М.: «Дело», 2002.
- Воронцовский, А.В. Инвестиции и финансирование/А.В.Воронцовский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
- Воронцовский, А.В. Управление рисками/А.В.Воронцовский. -СПб.: Изд-во ОЦЭиМ, 2004.
- Годвин, В. О собственности/В.Годвин. — М.: Издательство академии наук СССР, 1958.
- Государственный стандарт Российской Федерации. Единая система оценки имущества. Термины и определения. ГОСТ Р 51 195.0.02−98. Введен в действие 1 января 1999 г.
- Григоровичи, Т. Теория стоимости у Маркса и Лассаля/Т.Григоровичи. — М.: Издательство «Московский рабочий», 1923.
- Григорьев, В.В., Островкин И. М. Оценка предприятий: имущественный подход/В.В.Григорьев, И. М. Островкин. М: Дело, 1998.
- Григорьев, В.В. Оценка предприятий: доходный подход/В.В.Григорьев. -М.: Федеративное издательство, 1998.
- Григорьев, В.В., Федотова М. А. Оценка предприятия: теория и практика/В.В.Григорьев, М. А. Федотова. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Дамодаран, А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов/А.Дамодаран. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
- Дамодаран, А. Оценка и управление стоимостью компании/А.Дамодаран. М. Олимп-Бизнес, 2003.
- Десмонт Гленн М., Келли Ричард Э. Руководство по оценке бизнеса / Пер. с англ. Ред. кол.: И. А. Артеменков, А. В. Воронкин. М.: Российское общество оценщиков. Академия оценки, 1996.
- Доулинг, Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности/Г.Доулинг. — М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт»: Инфра-М, 2003.
- Дранко, О.И., Кислицына Ю. Ю. Многоуровневая модель финансового прогнозирования деятельности предприятия//Управление социально-экономическими системами: Сборник трудов молодых ученых/ИПУ РАН. — М.: Фонд «Проблемы управления», 2000. — С. 209 221.
- Дранко, О.И., Романов, B.C. Выбор стратегии роста компании на основании критерия максимизации ее стоимости: непрерывный случай. Электронный журнал «Исследовано в России». 2006. С. 1107−1117
- Европейские стандарты оценки 2000/Пер. с англ. Г. И. Микерина, Н. В. Павлова, И. Л. Артеменкова. М.: РОО, 2003.
- Егерев, И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления/И.А.Егерев. М.: Дело, 2003.
- Есипов, В.Е. Цены и ценообразование/В.Е.Есипов. — СПб.: Питер, 2003.
- Есипов В., Маховикова Г., Терехова В. Оценка бизнеса/В .Есипов, Г. Маховикова, В.Терехова. СПб.: Питер, 2001.
- Зеленский, Ю.В. О сопоставимости результатов подходов при оценке недвижимости принцип согласованности моделей//Вопросы оценки. — № 4, 2005.-С. 2−12
- Зимин, B.C., Гришин, В.Н. Прогнозирование и анализ точности метода дисконтированных денежных потоков. Ретроспективное обследование ранее выполненных отчетов по оценке/Yapprai scr.ru
- Зокин, А.А. Гудвилл: экономическая сущность и методы учета//Аудитор. 2002. № 7. С. 15−21
- Иноземцев, В. За пределами экономического общества (постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире)/В.Иноземцев. М., 1998.
- Иноземцев, В. За пределами экономического общества//Расколотая цивилизация/В.Иноземцев. М., 1999.
- Информационные технологии в бизнесе/Под ред. М. Желены. — СПб, 2002.
- История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2003.
- Маркс, К., Энгельс, Ф. Полн. собр. соч. Т. 1, 27, 29, 31, 32, 34, 46, 49.-М., 1976.
- Каравашкин, И.П. Основы ценообразования: Учебное пособие/И.П.Каравашкин. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006.
- Кащеев, Р.В., Базоев, С.З. Управление акционерной стоимостью/Р.В.Кащеев, С. З. Базоев. М.: ДМК Пресс, 2002.
- Князева, Е.Н. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12.
- Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент/В.В.Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2006.
- Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: «Финансы и статистика», 1999.
- Козырев, А.Н., Макаров, В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности/А.Н.Козырев, В. Л. Макаров. М., 2003.
- Козырь, Ю. Оценка и управление стоимостью компании // Рынок ценных бумаг. 2000. № 19.
- Козырь, Ю. Применение теории опционов в практике оценки // Рынок ценных бумаг. 1999. № 11.
- Козырь, Ю. Применение теории опционов в практике оценки //
- Рынок ценных бумаг. 2004. № 5.
- Козырь, Ю. Применение теории опционов для оценки стоимости компании // Рынок ценных бумаг. 2000. № 12, 13.
- Коробко, Д.П. Социальный материализм. Теория стоимости/Д.П.Коробко. — Пущино, 2000. 9 с.
- Коупленд Том, Коллер Тим, Муррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление. 2-е изд., стер./Т.Коупленд, Т. Коллер, Дж.Муррин. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
- Куколева, Е., Захарова, М. Безрисковая ставка: возможные инструменты расчета в российских условиях/ТВопросы оценки. — 2002. — № 2.
- Курц, Х.Д. Капитал, распределение, эффективный спрос/Пер. с англ. Под ред. член-корр. РАН И. И. Елисеевой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 294 с.
- Кэхилл, Дж.А., Снайдер, Дж. П. Подходы к определению рыночной цены частных компаний // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5. С. 92—95.
- Лашхин, В.Ю. Применение теории опционов для оценки стоимости бизнеса// Финансовый менеджмент. 2003. № 4.
- Лимитовский, М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов/М.А.Лимитовский. М.: Дело, 1995.
- Лимитовский, М. А. Оценка бизнеса/М.А.Лимитовский. М.: Дело, 2000.
- Лопырев, Н.К. Развитие теории производительности труда. М.: Издательство «Мысль», 1965. — 190 с.
- Мазур, И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний/И.И.Мазур, В. Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2000.
- Маркс, К. Капитал. Критика политической экономики. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. — М.: Политиздат, 1983.
- Международные стандарты оценки/Пер. с англ. И. Л. Артеменкова, Г. И. Микерина, Н. В. Павлова. 7-е изд. М.: Российское общество оценщиков, 2005.
- Международные стандарты оценки МСО 1—4. Международный комитет по стандартам оценки имущества, Российское общество оценщиков. Том 1, Том 2, 1995.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов/ТВ .В .Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров. М.: Экономика, 2000.
- Милль, Дж. Основы политической экономии/Дж.Милль. Т.1. — М.: Прогресс, 1980.
- Модильяни, Ф., Миллер, М. Сколько стоит фирма?/Ф.Модильяни, М.Миллер. М.: Дело, 1999.
- Мордашев, С. Рычаги управления стоимостью компании // Рынок ценных бумаг. 2001. № 15.
- Негеши, Т. История экономической теории/Т.Негеши. — М.: Аспект-пресс, 1995.
- Никитин, С.М. Теории стоимости и их эволюция. М.: Издательство «Мысль», 1970.
- Новая индустриальная волна на Западе. Антология./Под ред. В.Иноземцева. -М., 1999
- Новиков, Б. Д. Рынок и оценка недвижимости в России/Б.Д.Новиков. М.: Экзамен, 2000.
- Новожилов, В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании/В.Новожилов. — М.: Наука, 1972.
- Оливье, Нильс-Горан, Рой, Жан, Веттер, Магнус. Оценкаiэффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей/Н.Г.Ольве,
- Р.Ж. В. Магнус. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.
- Организация и методы оценки предприятия (бизнеса)/Под ред. В. И. Кошкина. -М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
- Организация оценки и налогообложения собственности / Под ред. Д. К. Эккерта. М.: РОО, 1995.
- Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2003.
- Павловец, В. Введение в оценку бизнеса//Финансовый менеджмент. 2003. № 3.
- Павловец, В.В. Введение в оценку стоимости бизнеса. М., 2000.
- Певнезер, Я.А. Государственно-монополистический капитализм и теория трудовой стоимости/Я.А.Певнезер. — М.: Мысль, 1978.
- Петти, В. Трактат о налогах и сборах//Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо/В.Петти. М.: Эконов, 1993.
- Полуэктов, А.А. Новые методы оценки компаний в сделках слияния и поглощения/А.А.Полуэктов — М.: МАКС-Пресс, 2001.
- Попков, В.П., Титов, С.А. Стратегия формирования и методы оценки имиджа предпринимательской структуры/В.П.Попков, С. А. Титов. -СПб.: Нестор, 2004.
- Портер, М. Конкуренция/М.Портер. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
- Пратт, III. Принципы оценки бизнеса/Ш.Пратт. М.: Олимп-Бизнес. 2000.
- Пратт, Ш. Оценка бизнеса/Ш.Пратт. М.: Институт экономического анализа Всемирного банка, 1996.
- Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения//Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо/Д.Рикардо. М.: Эконов-Ключ, 1993.
- Рожнов, К.В. Вариант расчета ставки дисконтирования в оценке бизнеса на основе метода кумулятивного построения/ЯЗопросы оценки. — 2000. — № 4
- Романов, B.C. Влияние информационной прозрачности компании на ставку дисконтирования//Финансовый менеджмент — 2006. — № 3. — С. 30−38.
- Романов, B.C. Задача управления стоимостью компании: дискретный случай//Проблемы управления. — 2007. — № 1.
- Романов, B.C. Успех у инвесторов//Журнал Управление компанией". — 2006. — № 8. — С. 51−57.
- Романов, B.C., Лугуев, О.С. Оценка фундаментальной стоимости компании//Рынок ценных бумаг. — 2006. — № 19 (322). — С. 15−18.
- Руководство по оценке стоимости бизнеса / Под ред. В. М. Рутгайзера. М.: Квинто-консалтинг, 2000.
- Рутгайзер, В.М. Оценка стоимости бизнеса/В.М.Рутгайзер. — М.: Маросейка, 2007.
- Салун, В. Оценка бизнеса в управлении компанией // Рынок ценных бумаг. Управление компанией. 2001. № 8.
- Симонова, Н.Е., Симонов, Р.Ю. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/Н.Е.Симонова, Р. Ю. Симонов. М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
- Синадский, В. Расчет ставки дисконтирования// Финансовый директор. — 2003. — № 4.
- Скоробогатых, И.И., Чиняева, Д.А. Сравнительный анализ существующих методик оценки стоимости торговой марки // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4.
- Скотт, М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости/М.Скотт. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
- Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов// Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо/А.Смит. М.:1. Эконов-Ключ, 1961.
- Соколов, В.Н. Методы оценки предприятия/В.Н.Соколов. СПб.: СПБГИ-ЭУ, 1998.
- Стандарты по оценке бизнеса ASAZ/Практический MapKeTHHr//http://www.cfln.ru
- Сычева, Г. И., Колбачев Е. Б., Сычев В. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/Г.И.Сычева, Е. Б. Колбачев. М.: Феникс, 2003.
- Таль, Т.К., Григорьев В. В., Бадаев И. Д., Гусев В. В. Оценка предприятий: доходный подход/Г.К.Таль, В. В. Григорьев, И. Д. Бадаев, В. В. Гусев. М., 2000.
- Тарасевич, В.М. Ценовая политика предприятия/В.М.Тарасевич. -СПб.: Питер, 2003.
- Томас, Г. Брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики /Г.Томас. Стокгольмская школа экономики. — СПб., 2001.
- Трифонов, Ю.В., Плеханова, А.Ф. Выбор эффективных решений в экономике в условиях неопределенности/Ю.В.Трифонов, А. Ф. Плеханов. -Нижний Новгород: ННГУ, 1998.
- Тришин, В.Н., Шатров, М.В. Метод экспресс-оценки для крупного предприятия. //Имущественные отношения в Российской Федерации. 2002. № 10 (15). С. 77−85.
- Тришин, В.Н., Шатров, М.В. Проблемы идентификации машин и оборудования в автоматизированных системах обеспечения оценочной деятельности //Вопросы оценки. 1997. № 1.С. 29−35.
- Тришин, В.Н., Шатров, М.В. Система информационной поддержки оценщика ASIS® (Appraiser Support Info System) // Инвестиции в России. 1995. № 5. С. 35—37.
- Уолш, К. Ключевые показатели менеджмента: как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании/К.Уолш. М.: Дело, 2000.
- Устименко, В. Общий вид модели арбитражного ценообразования//Вопросы оценки. 2003. окт. № 3.
- Уэст, Дж., Джонс, Д. Пособие по оценке бизнеса/Дж.Уэст, Д.Джонс. М.: Квинто-консалтинг, 2003.
- Федотова, М.А. Сколько стоит бизнес?/М.А.Федотова. М.: РОО Перспектива, 1996.
- Федотова, М.А., Тазихина, О.Н., Щербакова Ю. С, Сидоренко Д. С. Управление стоимостью компании/М.А.Федотова, О. Н. Тазихина, Ю. С. Щербакова, Д. С. Сидоренко. М.: Финансовая академия, 2003.
- Федотова, М.А., Уткин, Э.А. Оценка недвижимости и бизнеса/М.А.Федотова, Э. А. Уткин. М.: Тандем-ЭКМОС, 2000.
- Феррис, Кеннет, Пешеро, Барбара, Пети. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении/К.Феррис. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
- Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник /Под ред. Е. С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2002.
- Фишман, Д. Обзор оценки бизнеса и профессиональные стандарты/Д.Фишман. Материалы ИЭР МБРР, 1993.
- Фишмен Д., Пратт ILL, Гриффит К., Уилсон К. Руководство по оценке стоимости бизнеса/Д.Фишмен, Ш. Пратт, К.Гриффит. М.: Квинто-консалтинг, 2000.
- Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости/Дж.Фридман, Н.Ордуэй. М: Дело, 1995.
- Фрэнк Ч. Эванс, Бишоп Дэвид М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях. Создание стоимости в частных компаниях/Эванс Ч. Фрэнк, М. Дэвид Бишоп. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
- Хакен, Г. Синергетика/Г.Хакен. М.: Мир, 1980.
- Хикс, Дж.Р. Стоимость и капитал/Дж.Р.Хикс. — М.: «Прогресс», 1993.
- Царев, В. В, Кантарович, А. А. Анализ действующих методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов // Вестник Инжекона. Серия экономические науки. 2004. Выпуск 2(3). С. 91−97.
- Царев, В.В. Внутрифирменное планирование/В.В.Царев. -СПб.: Питер, 2002.
- Царев, В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций/В.В.Царев. СПб.: Питер, 2004.
- Царев, В.В., Кантарович А. А. Управление стоимостью бизнеса — главная цель предприятия // Мост. 2000. № 44. С. 39—41.
- Цихан, ТВ. Роль венчурной индустрии в формировании национальной инновационной системы. Опыт США, Европы, России, Украины // Теория и практика управления. 2004. ноябрь. № 11.
- Шарп, У.Ф., Бейли, Дж. Инвестиции/У.Ф.Шарп, Дж.Бейли. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Шипов, В. Некоторые особенности оценки отечественных предприятий в условиях переходной экономики // Рынок ценных бумаг. 2000. № 18.
- Шумпетер, И. Капитализм, социализм и демократия/И.Шумпетер. -М.: Экономика, 1995.
- Щербаков, В.А., Щербакова Н. А. Оценка стоимости предприятий (бизнеса)/В.А.Щербаков, Н. А. Щербакова. Новосибирск: НГТУ, 2003.
- Щербакова, О.Н. Применение современных технологий оценки стоимости бизнеса действующей компании // Финансовый менеджмент. 2003. № 1,3,6.
- Лейфер, Л.А., Дубовкин, А.В. Применение модели САРМ для расчета ставки дисконтирования на российском рынке инвестиций//Ьйр://www.pcfko.ru
- Выступление заместителя Генерального директора — члена Правления ОАО «ГМК «Норильский никель» Т. Моргана на конференции ВМО Capital Markets 2007 Global Resources Conference. Тампа, Флорида (США), 26 февраля 2007 года http://www.nornik.ru
- Виртуальный клуб оценщиков http://www.appraiser.ru.