Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление прфессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Содержание работы докладывалось и обсуж-далось на научных конференциях по итогам научно-исследователь-ской работы кафедр КПШ им. В. И. Ленина в 1980, 1981, 1982, 1985 годахна Всероссийском координационном совещании по проблеме «Система воспитательной работы в педагогическом вузе и формирование личности учителя» (25−27 октября Х979 г.) в г. Магнитогорскена координационном… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • I. Проблема исследования идеала в психологии и педагогике
    • 2. Предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВШШ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • I. Динамика профессионального идеала личности у студентов педвуза
    • 2. Развитие профессиональных интересов, склонностей и намерений у студентов педвуза
  • ГЛАВА III. РОЛЬ ПРОФЕССИОНМЬНОГО ИДЕАЛА В СТРУКТУРЕ ПРШЕССИОНАЛЬНСЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • I. Динамика взаимодействия компонентов про-фессионально-педагогической направленности личности студентов в процессе обучения в педвузе
    • 2. Профессиональный идеал как фактор формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя

Становление прфессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коммунистическое воспитание и образование молодёжи всегда было и будет одной из центральных задач советского государства. Об этом свидетельствуют Программа КПСС, материалы партийных съездов, постановления ЦК КПСС и Советского правительства, касающиеся вопросов воспитания и образования.

Успешное решение этой сложной задачи в значительной степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры, о чем говорится в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы* (10). В этом важном документе также отмечается, что неотъемлемой частью реформы системы народного образования является значительное улучшение подготовки учительских кадров.

Характерной особенностью труда учителя является то, что субъект и основной инструмент педагогической деятельности сливаются воедино, что порождает особую заботу о его профессионально-личностном совершенстве.

Подчеркивая важность этой проблемы, Н. КЛСрупская писала: «Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем-то, что говорит презираемый ими, чувдый им человек. Саше высокие вдеи в его устах становятся ненавистными» (64, т.3,с.13б). «Всякое уродство моральное, всякое уродство характера в педагоге, — говорил А. В. Луначарский, — является прямым ядом, которое он поражает подрастающее поколение» (73, с. II).

Решение проблемы профессионально-личностного совершенствования учителя зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Основным субъективным фактором, определяющим особенности профессионально-личностного совершенства человека, является его профессиональный идеал. Однако, «между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека,-писал С. Л. Рубинштейн, — обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий» (100, с .538).

Следовательно, для повышения профессионально-личностного совершенства учительских кадров необходимо активизировать формирование их профессиональных идеалов. Это особенно важно в период профессионального становления личности будущего учителя, т. е. в процессе обучения в педагогическом вузе.

Практическая реализация идеи активизации профессионального идеала у студентов педвуза затрудняется из-за слабой разработанности этой проблемы. Если в изучении нравственных идеалов детей школьного возраста наметился значительный прогресс, о чем свидетельствуют работы следущих авторов: А. Е. Раскин (96,97), Е. А. Ракша (95), С. Г. Крантовский (62), Л. Ю. Дукат (38,39,40), В.А.Сухо-шшнский (123), Н.§.Яковлев (142), М. Г. Казакина (51), Я.И.Божо-вич (20), З. Г. Сафонова (105), Л. М. Николаева (84,85), А. В. Осипов (88), Э. Д. Степанова (117), Н. Й. Судаков (119, 120, 121, 122), А. А. Гримоть (28), М.й.Никитинская (83), А. К. Скрябина (108), Г. С. Лабковская (68), З. И. Гришанова (29,31), Е. Г. Кнехт (56), Т. П. Соболева (112), М. И. Дробжев (37), Фернандо Гонсалес Рей (125), то в изучении профессиональных идеалов студенческой молодёжи сделаны ещё только первые шаги, отмеченные работами З. И. Гришановой (30) и Н. И. Стреляновой (1X8).

Только более глубокое изучение сущности механизмов, возрастных особенностей и динамики формирования профессиональных идеалов позволит более эффективно решать проблему профессиональ-но-личностной подготовки будущих учителей.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена, с одной стороны, общетеоретическими задачами изучения механизмов формирования профессионального идеала у студентов педвуза, а с другой стороны, — практическими задачами профессионально-личностного становления будущих учителей.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1) Впервые народу с исследованием содержания профессионального идеала исследовался его объем, что позволило шире использовать статистические методы при анализе особенностей формирования профессионального идеала у студентов педвуза;

2) Впервые выявлена по курс о вал динамика как объема, так и содержания профессионального идеала у будущих учителей и их зависимость от особенностей учебно-воспитательного процесса педвуза;

3) Выявлены особенности структуры профессионажьно-педагоги-ческой направленности личности студентов различных курсов педвуза;

4) Выявлено, что в условиях, когда не уделяется специальное внимание формированию профессионального идеала личности у студентов педвуза, он редко достигает высокого уровня, а это отрицательно сказывается на особенностях профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей, так как в этом случае она в большей степени определяется не ситуативно устойчивым профессиональным идеалом, а менее устойчивыми профессиональными интересами и склонностями;

5) Показана и доказана положительная роль профессионального идеала в формировании профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей и изменении её структуры в уеловиях целенаправленного формирования профессионального идеала у студентов педвуза;

6) На основе полученных результатов даны рекомендации по оптимизации процесса формирования профессиональных идеалов у будущих учителей.

Практическая значимость исследования. Результаты исследова-ния могут быть использованы для оптимизации учебно-воспитательно-го процесса педагогического вуза. Материал исследования может быть использован в учебной работе педвуза по курсу возрастной и педагогической психологии. Разработанные методики могут служить для определения уровня развития профессионального идеала личности у студентов педвуза: их объема и содержания, а при соответствующей трансформации — основой для изучения профессиональных идеалов личности будущих специалистов других сфер деятельности, с целью оптимизации их профессиональной подготовки.

Апробация работы. Содержание работы докладывалось и обсуж-далось на научных конференциях по итогам научно-исследователь-ской работы кафедр КПШ им. В. И. Ленина в 1980, 1981, 1982, 1985 годахна Всероссийском координационном совещании по проблеме «Система воспитательной работы в педагогическом вузе и формирование личности учителя» (25−27 октября Х979 г.) в г. Магнитогорскена координационном совещании преподавателей педагогических институтов Северо-Западной зоны РСШСР по проблеме Нормирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте" (3−6 октября 1982 г.) в г. Петрозаводскена семинаре-совещании «Организация, содержание и прогнозирование профессиональной учёбы педагогических кадров предприятий и учебно-курсовых комбинатов» (3−4 октября 1984 г.) в г. Ленинградена заседаниях кафедры психологии ЛГПИ имени А. И. Герцена и аспирантских семинарах.

Внедрение результатов исследования. Методика и результаты исследования были использованы в методических рекомендациях для студентов педвуза «Профессиональный идеал советского учителя» (Киров-1985 г.) по теме «Психология учителя», в курсовых работах студентов. Материал исследования включен в лекционные, семинарские и практические занятия по курсу «Возрастная и педагогическая психология», а также используется в процессе непрерывной педагогической практики студентов КГШ им. В. И. Ленина. Карта уровня профессионально-личностного развития студентов, разработанная по материалам исследования, служит для проведения профессионально-педагогической аттестации будущих учителей.

Структура и объем диссертации

Содержание работы изложено на 130 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

Результаты исследования особенностей содержания и объема профессионального идеала у студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце преобразующего эксперимента сведены в таблицы 20, 21 и 22. Рассмотрим эти таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования выдвинутые гипотезы подтвердились.

Установлено:

1. Профессиональный идеал является важным фактором формирования профессионально-педагогической направленности личности студентов педвуза: а) формирование профессионального идеала у студентов экспериментальной группы сказалось на повдаешш уровня развития других компонентов профессионально-педагогической направленности личности, таких как интерес и склонность заниматься педагогической деятельностьюб) качества личности советского учителя, составляющие содержание профессиональных идеалов, имеют различную покуреовую динамику формирования их значимости в сознании студентов, уровень которой согласуется с уровнем развития сходных по содержанию составляющих других компонентов профессионально-педаго-гической направленности студентов педвузав) доказано наличие связи между показателями профессионального идеала и других компонентов профессионально-педагогической направленности личности студентов педвуза, сложная структура и динамика этих связей.

2. Динамика формирования профессионального идеала и других компонентов профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей зависит от особенностей учебно-воспита-тельного процесса педвуза: а) доказано, что влияние теоретического и практического аспектов профессиональной подготовки будущих учителей неоднозначно. Если теоретические аспекты учебно-воспитательного процесса не находят подтверждения их значимости в учебно-педагогической деятельности студентов педвуза, то их влияние на профессиональное становление личности будущих учителей резко падаетб) существующий учебно-воспитательный процесс педвуза оказывает влияние на повышение роли профессиональных интересов и склонностей будущих учителей в структуре их профессионально-педагогической направленности личности, но сравнительно мало влияет на повышение роли профессионального идеала и намерений студентов заниматься педагогической деятельностью.

3. Повышение роли профессионального идеала в структуре про-фессионально-педагогической направленности личности будущих учителей происходит лишь при создании специальных условий в процессе профессиональной подготовки студентов педвуза при которых повышается субъективная значимость профессионально важных качеств личности советского учителя в сознании студентов.

К условиям целенаправленного формирования у студентов педвуза их профессиональных идеалов относятся: а) система глубоко обоснованной и непротиворечивой, особенно с практикой учительского труда, информации о профессии и качествах личности советского учителяб) единая система требований к профессиональной подготовке будущих учителей, создающая у студентов высокую субъективную значимость основных представлений о профессии учителя.

Дальнейшее исследование проблемы формирования профессио-нально-педагогического идеала должно идти в направлении изуче.

— 130 ния особенностей становления профессионального идеала у молодых учителей, то есть в период их профессиональной адаптации, а затем и у учителей с большим стажем работы в школе, с различным уровнем их профессионального мастерства. Всё это позволит глубже проникнуть в структуру мотивационной сферы личности советского учителя и осуществить определенную коррекцию процесса его профессиональной подготовки в педвузе и в системе институтов усовершенствования учителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
  2. К. Введение Мз экономических рукописей I857-X858 годов/. Маркс К., Энгельс i. Соч., 2-е изд., т.12, с.709−738.
  3. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., тЛ, с.347−534.
  4. В.И. Две тактики социал-демократиии в демократической революции. Полн.собр.соч., т. II, с.1−131.
  5. В.И. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии». Полн.собр.соч., т.29, с.41−64.
  6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981.
  7. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976.
  8. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., Политиздат, 1971.
  9. Материалы ХХШ съезда КПСС. М., Политиздат, 1966.
  10. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля.
  11. .Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935. ¦ 146 с. (Труды ин-та Мозга, т.1У).
  12. С.А. Детские идеалы. Русская школа, СПб., I9II, $ 7−8, с.210−216.
  13. С.А. Детские идеалы. Русская школа, СПб., I9II, № 9, с.20−23.
  14. Л.М. Нравственные идеалы молодёжи. М.: Знание, 1970. — 16 с.
  15. Л.М. О коммунистическом нравственном идеале.- 132
  16. Вопросы философии, 1961, Ш II, с.126−137,
  17. В.Г. Мотивы поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  18. А. Роль замещающего обучения в развитии личности. -В кн.: Проблемы психического развития и социальной психологии. Тезисы сообщений ХУШ Международного психологического конгресса. М., 1966, с.293−294.
  19. Богданов Т.®-. Результаты пробной анкеты относительно идеалов детей. В кн.: Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании. Вып. II. М., 1911, с.12−27.
  20. Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия её формирования. В кн.: Проблемы психического развития и социальной психологии. Тезисы сообщений ХУШ Международного психологического конгресса. М., 1966, с. 297.298.
  21. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  22. Д.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка.-В сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972, с.7−44.
  23. А. Идеалы деревенских школьников. Народный учитель, 1927, Ш 3, с.47−54.
  24. В.Д. К вопросу о методике изучения представлений о выбираемых профессиях у учащейся молодёжи. В сб.: Методы социально-психологических исследований. М., 1975, с.257−269.24. йолер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924. — 556 с.
  25. В.Н. Психологические основы формирования профессионально-педагогической направленности студенческого коллектива: Автореф.дис. .канд.психол.наук. М., 1979. — 16 с.
  26. Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. М.: Изд. АПН РШСР, 1951. — 156 с.
  27. Т.А., Королева И. Ш. Путь к профессии учителя. -М.: Знание, 1981, 96 с.
  28. З.И. Нравственный идеал и его значение в регуляции поведения старшеклассников: Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1976. — 28 с.
  29. З.И. Исследование нравственных идеалов студенческой молодёжи. В сб.: О нравственных представлениях студентов. Кишинев: Штиинца, 1977, с.39−52.
  30. З.И. О нравственных идеалах старшеклассников. -Кишинев: Штиинца, 1979. 118 с.
  31. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов-на-Дону, 1970. — 257 с.
  32. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. — 312 с.
  33. E.G. Проблема идеала в философии. Вопросы философии, I960, «12, C.8I-9X.
  34. Т.О. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе (на материале педвузов): Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1972. — 24 с.
  35. А.К. Идеал и герой. М.: Искусство, 1969. — 200 с.
  36. М.И. Сравнительное изучение идеалов школьников (1920−1970 г. г.). Советская педагогика, 1977, 7, с.116−125.
  37. Л.Ю. О некоторых особенностях и функции идеалов в школьном возрасте. В сб.: Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с.94−119.
  38. Л.Ю. Психологический анализ содержания, строения и функций идеалов школьников: Автореф. дис.. канд.пеихол. наук. Орск, 1964. — 22 с.
  39. В.Г. Влияние личности преподавателя на формирование профессионально-педагогических качеств у студентов: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1977. — 14 с.
  40. Л.М. Жизненные идеалы молодых рабочих: Автореф.дис. .канд.философ.наук. М., 1969. — 21 с.
  41. Д.М. Актуальные задачи педагогических вузов. Советская педагогика, 1983, № 12, с.72−78.
  42. Г. А. Формирование педагогической направленности студентов университета. В сб.: Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы (Материалы семинара проведенного 27−28 ноября 1979 г. в г. Орджоникидзе). М., 1980, с.39−42.
  43. С.А. Лонгитюдинальное исследование динамики педагогической направленности у будущих учителей начальных классов: Автореф.дис.. канд.пеихол.наук. Л., 1977. — 19 с.
  44. С.Н. Нравственный идеал и его отношение к действительности: Автореф.дис.. канд.философ.наук. Л., 1963. — 19 с.
  45. С.Н. Роль нравственных идеалов в формировании личности. В кн.: Моральные ценности советского человека. Л.: Знание, 1968, с.171−181.
  46. Э.В. Проблема идеала в философии. Вопросы философии, 1962, № 10, с.118−129.
  47. Э.В. Проблема идеала в философии. Вопросы филосо фии, 1963, № 2, с.132−144.
  48. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968.-319 с.
  49. М.Г. Формирование нравственных идеалов у подростков в процессе общественной деятельности: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Л., 1967. — 25 с.
  50. М.Г. Особенности формирования нравственных идеалов у подростков в общественно значимой деятельности (Из опыта работы). Советская педагогика, 1968, № II, с.9−19.
  51. М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия её формирования: Учебное пособие по спецкурсу.-Л.: ЛГПИ, 1981. 96 с.
  52. Г. Г. Коммунистический идеал и его роль в воспитании трудящихся: Автореф. дис.. канд.философ.наук. М., 1965 18 с.
  53. Г. Г. Социальные идеалы личности и действительность. (Докл.). М., 1974. — 12 с.
  54. М.С. Профессионально-педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста. Советская педагогика, 1983, № 3, с.90−93.
  55. А.Г. Психология личности. Изд. 3. М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
  56. Г. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогических учебных заведений: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Л., 1974. — 21 с.
  57. Т.Е. Формирование общественной направленности личности как педагогическая рроблема. В сб.: О нравственном воспитании школьника. — Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т.341. Д., 1968.
  58. А.И., Черных А. П. Формирование профессионально-педа-гогической направленности студентов педвуза (Методические рекомендации для кураторов и студенческого актива). -Рязань, 1975. 60 с.
  59. С.Г. Военные идеалы суворовцев старших классов: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1952. — 18 с.
  60. О.Ю. Роль профессионально-педагогической направленности в формировании будущего учителя. В сб.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976, с.64−67.
  61. Н.К. Воспитательная роль учителя. Пед.соч., т.З.-М.: Просвещение, 1979, с.135−136.
  62. В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. В сб.: Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПЙ им. В. И. Ленина, 1983, с.36−46.
  63. Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л.: ЛГУ, 1967. 183 с.
  64. В.Г. Профессиональные требования к личности воспитателя. В кн.: Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Г. й.Щукиной. — М.: Просвещение 1977, с.216−218.
  65. Г. С. Формирование нравственного идеала у старшеклассников средствами киноискусства: Автореф. дис.. канд пед.наук. М., 1979. -26 с.
  66. Лакотош Дюла. Анализ структуры интересов и профессиональной направленности студентов (на материале венгерских учебных заведений): Автореф. дис.. канд.пед.наук. Л., 1978. -13 с.
  67. М.В. Психологические особенности готовности абитуриентов к учению в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. психол.наук. Киев, 1976. — 27 с.
  68. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е.-М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  69. В.Т. Идеалы молодых. Л.: Знание, 1964. — 40 с.
  70. В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодёжи: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Л., 1968. — 22 с.
  71. А.В. Речь на торжественном заседании, посвященном открытию института. В кн.: Открытие третьего педагогического института. Пт.: тип."Копейка», 1919.
  72. М.Р. Коммунистический нравственный идеал в воспитании студентов. В кн.: Проблема формирования ценностных ориен-таций и социальной активности личности /Под ред.В. С. Мухиной М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981, с.5−13.
  73. Н.И. Направленность личности и проблемы её воспитания: Автореф. дис.. канд. философ, наук. М., 1970.- 21
  74. Э. Лекции по экспериментальной педагогике. Часть I.-М.: Изд. Т-ва «Мир», 1909. 302 с.
  75. В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. — 120 с.
  76. А.А. Формирование идеалов у школьников. В кн. Новые исследования в педагогических науках. Выпуск X. — М.: Просвещение, 1967, с.103−106.
  77. А.А. Особенности идеалов школьников-подростков (пятые седьмые классы). — В кн.: Новые исследования в педагогических науках. Выпуск XI. — М.: Просвещение, 1967, с.42−46.
  78. Е.А., Райгородская И. А. К вопросу оценки студентами профессиональных и личностных качеств учителя. В кн.: Вопросы психологии личности и деятельности студентов. Иркутск, 1978, с.100−104.
  79. М.И. Психологические особенности вдеалов подростков и старших школьников. Советская педагогика, 1976, № II, с.38−45.84.-Николаева Л. М. Формирование нравственных идеалов у старшеклассников. М.: Б.и., 1969. — 35 с.- 139
  80. Л.М. Нравственный идеал старшего школьника как цель и средство совершенствования личности: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1969. — 21 с.
  81. А.И. Обзор работ о детских идеалах. В кн.: Труды психологической лаборатории при Московском педагогичес ком собрании. Вып. II. М., I9II, c. I-II.
  82. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред А. В. Петровского. Изд.2-е. М.: Просвещение, 1976. 479 с.
  83. А.В. О формировании коммунистически направленных потребностей, интересов и идеалов старшеклассников. Ярославль, 1971. — 135 с.
  84. Ю.П. Роль нравственного идеала в формировании жизненных планов школьной молодёжи: Автореф. дис.. канд.филосов.наук. Свердловск, 1969. — 23 с.
  85. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. -216 с.
  86. К.К. Психологический практикум. Учебное пособие для индустриально-педагогических техникумов. М.: Высш. школа, 1980. — 165 с.
  87. Практикум по психологии. Учебное пособие. Часть П /Под ред. А.й.Щербакова. Л., 1972. — 280 с.
  88. П.А., Стрелянова Н. И. Педагогический ццеал студента педвуза. В кн.: Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институ- 140 т. е. M.: ШШ им. В. И. Денина, 1980, с.88−89.
  89. S.A. Нравственные идеалы советских школьников. -Семья и школа, 1950, f 6, с.5−9.
  90. I.E. Воспитание коммунистической морали и задачи обучения. В кн.: Обучение и воспитание в школе /Под ред. Л. Е. Раскина. Л., 1946, — с.3−12.
  91. Л.Е. О направлении личных идеалов учащихся. Советская педагогика, 1948, № 2, с.19−31.
  92. Г. О выработке идеала в нравственном воспитании. Вест ник воспитания, 1896, № 3, с.1−29.
  93. М.М., Игнатьев В. Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М.: Мир, 1926. — 264 с.
  94. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. — 596 с.
  95. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 328
  96. H.A. Идеалы гимназисток .(Очерки по психолгии юности).-М.: Практические знания, 1916. 50 с.
  97. H.A. Деревенский школьник и его идеалы (очерки по психологии школьного возраста). М.: Задруга, 1916.- 123 с.
  98. H.A. Идеалы современного ребенка. В сб.: Современный ребенок. М.: Работник просвещения, 1923, с.39−53.
  99. З.Г. Формирование нравственных идеалов старшеклассников: Автореф. дис.. кавд.пед.наук. М., 1968, — 24 с.
  100. К. Идеалы учащейся молодёжи. Вестник воспитания, 1909, № 2, C. II7-I58.
  101. К. Идеалы городских школьников. Вестник воспитания, I9II, Ш 4, е.92−108.
  102. A.B. Нагладный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971. — ?71 с.
  103. ПО. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  104. В.А. Опыт исследования проблемы формирования личности учителя в высшей школе. В сб.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976, с.13−23.
  105. Т.П. Нравственная направленность эстетического идеала старшеклассников. Советская педагогика, 1977, № 7, с.46−52.
  106. A.B. О динамике профессиональной ориентированности школьников. Советская педагогика, 1976, № II, с.68−74.
  107. В.А. Динамика мотивов учебной деятельности студентов (на материале высшей педагогической школы): Автореф. дис.. канд. психол.наук. Л., 1974. — 23 с.
  108. H.A., Сластенин В. А. Учитель в системе управления школой. В кн.: Педагогика: Учебное пособие для пед. ин-тов /Под ред.Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983, с.597−604.
  109. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  110. Э.Д. Профессиональные идеалы учащихся У-У1 классов и подготовка к выбору профессии- Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1969. — 22 с. **
  111. Н.И. Педагогический идеал в системе профессиональ-но-педагогической ориентации студентов педвуза. В кн.: Проблемы психологии личности и социальной психологии. М.: МГ11 им. В. И. Ленина, 1977, с.20−33.
  112. Н.И. Сравнительная характеристика идеалов современных советских учащихся и учащихся дореволюционной России. -Вопросы психологии, 1970, № 5, с.131−140.
  113. Н.И. О некоторых тенденциях развития идеалов учащихся. В сб.: Формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащейся молодёжи. Материалы научно-методической конференции (17−19 июня 1970 г.). Смоленск, 1970, с.19−22.
  114. Н.И. Нравственный идеал и формирование личности школьника. Вопросы психологии, 1973, № 3, с. I04−113.
  115. Н.И. Психологическая характеристика нравственных идеалов учащихся. Вопросы психологии, 1984, № 6, с.79−84.
  116. В.А. Нравственный идеал молодого поколения.-М.: АНН РШЮР, 1963. 152 с.
  117. К.Д. Собр.соч. т.2. М.-Л. АНН РОФСР, 1948.-655 с.
  118. Фернандо Гонсалес Рей. Роль нравственных идеалов в формировании профессиональных намерений учащихся (на материале Кубы): Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1979.- 18 с.
  119. Формирование профессиональной направленности студентов педагогических вузов (этико-педагогическое образование и нравственное воспитание) /Под ред.Э. А. Гришина и др. Владимир, 1976. — 135 с.
  120. С.М. Проблемы педагогического труда. М.-Л.- Б.и., 1929. — 174 с.- 143
  121. Р.И. Профотбор и первоначальная подготовка студентов педагогических институтов: Автореф. дне.. канд.пед. наук. Л., 1972. — 32 с.
  122. С. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. СПб.- Б.и., 1913. — 88 с.
  123. О.П. Нравственный идеал. В кн.: Нравственность и нравственное воспитание. Новосибирск, Сиб.отдел.АН СССР, 1962, с.23−35.
  124. Целикова 0.11. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности: Автореф. дис.. докт.философ.наук. М., 1967. — 34 с.
  125. Целикова 0.11. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970. — 202 с.
  126. В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов поведения у школьников. Вопросы психологии, 1968, «I, с.67−74.
  127. В.Э. Устойчивость личности школьника и некоторые проблемы её формирования. Советская педагогика, 1973, $ 8, с.13−23.
  128. В.Э. Устойчивость личности как проблема психологии воспитания, 1974, № 2, с.43−58.
  129. Л.Н. Психологические условия развития профессионально важных качеств в процессе обучения и труда: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1980. — 31 с.
  130. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  131. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. В сб.: Психология труда и лич- 144 ности учителя. Вып. I. Д., 1976, с.3−29.
  132. А.И. Профессиограмма учителя советской школы.
  133. В кн.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. И.: НИИ ОП АПН СССР, 1976, с.24−33.
  134. B.A. Формирование нравственных идеалов у молодёжи: Автореф. дис.. канд.философ.наук. M., 1970. — 23 с.
  135. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 3X7 с.
  136. Н.Ф. Изучение идеалов старшеклассников. Советская педагогика, 1965, № 12, с.41−45.
  137. H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. — 295 с.
  138. Friedrieb. Joh. Die Ideale der Kinder,-Zeitschrift fur Padagogische Psychologie und Pathologie.III.Berlin. S.W., 1901, S. 38−64.
  139. Lobsien M. Kinderideaie.- Zeitschrift fur Padagogische Psychologie, Pathologie und Hygiene. X. Berlin S.W., 1903» S.323−344, 457- W.
  140. Moore Am Emotivism: Theory and Practice.-The Journal of Philosophy, 1958, v.55, N9, p.375−382.
  141. Richter A. Statistische Erhebung uber die Ideale von «Volks-Schulkindern.-Zeitschrift fur Padagogische Psychologie und experimentelle Padagogik. XIII. 1912, S.254−264.
  142. Stern W. Die Psychologie und der Personalismus.- Zeitschr. fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane, I. Abteilung. Zeitschr. fur Psychologie. 78. Band. Leipzig, 1917, S. I-54.
Заполнить форму текущей работой