Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лоббизм как социальная практика в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная гипотеза исследования включает в себя следующие теоретические предположения: лоббизм является специфической формой социальной практики, адекватной условиям и характеру противоречий современного российского обществалоббизм имеет специфические цели, связанные, как правило, с интересами различных групп современного общества, и предполагает наличие соответствующих им способов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические и исторические аспекты социологического анализа лоббизма
    • 1. Генезис понятия «лоббизм»
    • 2. Социологический анализ исторического опыта лоббизма
  • Глава 2. Особенности становления лоббизма в современной России
    • 1. Социально-экономические и политические условия развития лоббизма в современной России
    • 2. Технологии и инструменты лоббизма как социальной практики

Лоббизм как социальная практика в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях трансформации российского общества, когда изменяются прежние и формируются новые социальные отношения, внимание исследователей привлекают проблемы возникновения и развития многообразных социальных практик, выступающих своеобразными формами проявления и реализации общественных интересов определенных социальных групп и общностей.

Особое место в ряду современных социальных практик занимает лоббизм, который существует практически в любой стране, а его природа, степень влияния и особенности функционирования напрямую зависят от уровня развития демократии, налаженных каналов взаимосвязи общества и государства и политической системы в целом. В одних странах лоббизм становится формальным институтом, признается на официальном уровне, в других — игнорируется властями и существует как неформальная социальная практика.

Цивилизованный лоббизм, институционализация которого давно прошла на Западе, оказывает заметное влияние на общество и власть. С одной стороны, лоббизм обеспечивает репрезентацию интересов большинства «заинтересованных групп», предоставляя возможность быть услышанными в органах государственной власти даже совсем небольшим общественным объединениям, не обладающим значительными ресурсами и не имеющим других возможностей влиять на власть.

С другой стороны, лоббизм обеспечивает органы власти информацией о тех или иных социальных проблемах, предоставляет экспертные оценки по разрабатываемым государственным проектам и оказывает помощь чиновникам и законодателям в процессе принятия общественно необходимых решений.

Лоббизм в современной России становится атрибутом социального процесса и социально-экономической жизни. Действует значительное число субъектов лоббизма, которые активно используют различные методы и технологии лоббистской деятельности для реализации представительства своих интересов в органах законодательной, исполнительной и судебной власти как на федеральном, так и на местном уровнях.

Вместе с тем к лоббизму проявляется неоднозначное отношение. И в большинстве своем это отношение носит негативный оттенок, связанный с представлением о лоббизме как об инструменте коррупции и протекционизма, прямого или латентного (скрытого) подкупа должностных лиц, способе достижения целей, носящих антиобщественный характер, факторе, указывающем на сохранение элементов «теневой экономики», способствующих еще более глубокому расслоению российского общества, усугублению нарастающего конфликта между сверхбогатыми и малообеспеченными гражданами страны.

В связи с этим возникает необходимость изучения проблем лоббизма как социальной практики, многообразие и формы проявления которой требуют всестороннего анализа и прогнозирования особенностей ее развития в современной России.

Степень разработанности темы исследования.

Проблема лоббизма как социальной практики самым тесным образом связана с развитием всей совокупности социальных отношений в современном российском обществе, что вызывает к ней интерес не только социологов, но и философов, политологов, экономистов и правоведов, практически всех представителей гуманитарных наук, так или иначе имеющих отношение к данному социальному феномену.

В основу теоретико-методологического анализа лоббизма положены фундаментальные труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, П. Сорокина, Г. Спенсера, П. Бурдье, посвященные социально-философским проблемам развития общества.

Единой проблемой, имеющей отношение к рассмотрению лоббизма как социальной практики, выступает проблема интереса. Она достаточно глубоко разрабатывалась такими представителями классического направления социологии и философии, как Г. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, М. Вебер, Ш. Монтескье, В. Соловьев1, в трудах которых раскрыта природа интересов, их роль в качестве мотива деятельности.

В последнее время в России лоббизм стал предметом научного анализа достаточно большого числа исследователей. Однако в работах этих исследователей рассматриваются лишь отдельные элементы этого многогранного феномена, ставятся акценты на правовых, групповых и корпоративных аспектах.

Труды, в которых осуществлялись бы попытки изучения развития лоббизма в контексте социальной практики, пока малочисленны и носят главным образом описательный характер. В большей степени современные исследователи пытаются рассмотреть лоббизм как социально-политический институт, приобретающий черты легитимного, законодательно и организационно оформленного элемента гражданского общества.

Анализируя степень научной разработанности проблемы лоббизма, необходимо отметить труды зарубежных исследователей. Г. Алмонд, А. Бентли, Дж. Берри, Ж. Блондель, Р. Даль, Г. Джордан, Ч. Линдблом, Г. Лембрух, Ф. Шмиттер заложили основы для анализа проблем плюрализма, корпоративизма, групп интересов и лоббизма2. Нами.

1 Гегель Г. Наука логики. Собр.соч. T.1, M., Мысль, 1970; Гегель Г. Философия права. M., Мысль, 1990; Гоббс Т. Сочинения. М., 1970; Кант И. Сочинения. М., 1970; Вебер М. Научный анализ союзов и объединений /Государственная служба. Группы интересов. Лоббирование. М., РАГС, 1995.

2 Алмонд Г. Политическая теория и политическая наука, М., 1966; Бентли А. «Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений», 1908; Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. / Пер. с англ. Г. М. Квашнина. — М.: Российская академия управления, 1992. — 135 е.- Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство, 1994; Линдблом Ч. «Политика и рынки», 1977; Lehmbruch G. Consociational Democracy and Corporatism in Switzerland // Publius: The Journal of Federalism. -1993; Шмиттер Ф. «Стадии выхода из выделяются работы отечественных авторов, в которых преимущественно анализируются теоретические аспекты лоббизма. Это проблемы определения понятия „лоббизм“, его сущности, видов, методов, функций, субъектов и объектов. Здесь можно отметить работы Т. И. Аравиной, Т. В. Васильева, C.B. Зотова, С. А. Зубкова, К. В. Киселёва, Ю. Ю. Кузнецова, Е. Б. Тихомировой, А. Х. Фалиной, И. М. Фроловой, Ф. И. Шамхалова, A.B. Шапошникова3. В трудах Л. Е. Ильичёвой, М. И. Левина, Е. А. Левиной, С. А. Морозова, С. С. Сулашкина преимущественно рассматриваются практические аспекты лоббизма. Авторы раскрывают конкретные технологии организации лоббистских кампаний, анализируют механизмы работы лоббистских структур с органами государственной власти.4 Обобщающий характер имеют работы отечественных исследователей Н. Г. Зяблюка и С. П. Перегудова. В них дается наиболее полный и взвешенный анализ современного лоббизма5. авторитарного правления: Осторожные заключения о сомнительных демократиях», 1986 г.- Bently А. The Process of Government. — Evanston, 1949. — 210 p.- Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, J1.A. Галкиной. Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. — M., 2002. — 537 е.- Blondel J. Comparing Political Systems. — London, 1973. — 234 p.- Duverger M. Party Politics and Pressure Groups: A comparative introduction. — N.Y., 1972. — 168 p.- Laid E.C. The American Polity. The People and Their Government. — N.Y., 1985. — 242 p.- Lindblom C.E. The PolicyDMaking Process. Englewood Cliffts. — N.Y., 1980. — 126 p.- Potter A. Organized Groups in British National Politics. —Wesport, 1961. — 189 p.- Truman D.B. The Government Process. Political Interests and Public Opinion. — N. Y, 1971. — 126 p.- Salisbury R.H. Interest Group Politics in America. — N.Y., 1970. — 170 p.- Schmitter Ph., Lehmbruch G. Trends Toward Corporatists Intermediation. — London. 1979. — 242 p.

3 Аравина Т. И., Кузнецов Ю. Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 59 — 63- Васильев Т. В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды И Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. — 2004. — № 4. — С. 27 — 35- Лепехин B.A. Лоббизм. — М., 1995. — 117 с.- Морозов С. А. Лоббирование как явление в политическом процессе // Управленческое консультирование. — 2002 — № 4. — С. 3 -10- Сахаров H.B. Лоббизм как фактор политической жизни // Бизнес и политика. — 1994. — № 1. — С. 30 — 39- Шапошников А. В. Лоббизм как явление общественной жизни и категория общественной науки // Вестник Московского университета. — Сер. 12. — Политические науки. — 2004. — № 2.— С. 14−20.

4 Ильичева Л. Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. — М., 2000. — 252 е.- Линецкий A.B. Российские институты политического представительства в условиях радикальных общественных трансформаций: опыт сравнительного анализа. — СПб., 2008. — 373 с.

5 Зяблюк Н. Г. Практика лоббистской деятельности в США. — М., 1994. — 234 с.- Перегудов С. П. Корпоративный бизнес и власть при В. Путине: патронаж или партнерство? // Власть и элиты в российской трансформации / Под ред. A.B. Дуки. — СПб., 2005. — С. 25 -34- Перегудов СП. Корпорации, общество, государство. — М., 2000. — 368 с.

Несомненную ценность в определении исторических этапов и предпосылок институционализации лоббизма представляют работы ученых по теории и истории гражданского общества. Среди западных исследователей можно отметить работы Э. Геллнера, Э. Гидденса, Т. Парсонса, И. Шапиро6, среди отечественных — работы Т. Е. Ворожейкиной, З. Т: Голенковой, А. П. Кочеткова, К. О. Магомедова, Б. С. Модель, И. М. Моделя, Ю. М. Резника, В. Н. Руденкина, А.И. Соловьева7. В трудах Н. Г. Зяблюка, Н. Б. Иванова, Т. И. Нефёдовой, A.A. Сергунина, В. В. Согрина, Дж. Уилсона рассматриваются функционирование демократии, лоббизма и принципа разделения властей в США8.

Проблемы групп интересов и их представительства анализируются в трудах западных исследователей плюралистического (А. Бентли, Р. Даль, Д. Трумэн, Дж. Уилсон) и (нео)корпоративистского (В. Брус, Ф. Шмиттер, Дж. Эхолс) направлений в политологии. Большой интерес представляют работы отечественных исследователей (A.A. Галкин, О.В. Гаман-Голутвина, В. А. Губернаторов, М. В. Жеребкин, Е. В. Золотарева, Н. Ю. Лапина, Д. И. Островский, Я.Ш. Паппэ).

6 Гелнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники М., 2004; Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.- науч. ред. В. А. Ядовобщ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — M., Эдиториал УРСС, 1999. — 703 е.- Parsons Т. On institutions and social evolution: selected writings / Leon HMayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982; Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики. / Полис, 2001, № 4. — С. 2736.

7 Ворожейкина Т. Е. Политические системы в России и СССР в XX веке, в 4-х томах (в соавторстве с И.И. Долуцким), 2008 г.- Голенкова З. Т. Общая социология: Учебное пособие для вузов, 2005 г.- Кочетков А. П. Демократия и элиты. — М.: РИЦ «ПрофЭко», 2009, 176 с. Магомедов К. О. Социология государственной службы. Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 2007. — 244 сМодель B.C., Модель И. М. Благотворительные общественные объединения в институциональном поле гражданского общества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 3, стр. 128 — 143- Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). — М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. — 260 с. Руденкин В. Н. Гражданское общество в России: история и современность. Екатеринбург, 2002. 196 с. Соловьев А. И. Три облика государства — три стратегии гражданского общества, 1996 г.

8 Зяблюк Н. Г. Лоббизм в США как политический институт // США: Экономика, политика, идеология. 1995; Иванов Н. Б. Лоббизм в политической культуре США// Власть. 1995. Нефедова Т. И. «Психология парламенаризма». М.: Статус-кво, 1999; Сергунин A.A. Регионализация России: роль международных факторов, 1999; Согрин B.B. Политическая история США. М., 2001; Уилсон Дж. Американское правительство. — М., 1990.

Необходимо отметить группу авторов, внимание которых сосредотачивается в основном на проблемах правового регулирования лоббизма в России и других странах. Здесь можно отметить работы В .А. Белова, И. Ю. Богдановской, К. С. Вяткина, С. В. Зотова, К. В. Киселева, В. В. Красинского, В. А. Лепехина, А. П. Любимова, В. Г. Павлова, В.В. Смирнова9.

В отдельную группу можно отнести исследования российских историков, социологов, философов и политологов, посвященные изучению возникновения и развития предпринимательских, общественных организаций и истории лоббизма в России. Это работы Дж. Бредли, П. А. Бурышкина, В. И. Добрыниной, В. В. Изгаршева, Т. П. Коржихиной, Т. П. Нефедовой, A.B. Оболонского, С. Н. Рохмистрова, А. Д. Степанского, A.C. Тумановой, O.A. Хасбулатовой, И. Н. Шапкина, Л.Е. Шепелева10. Важное место занимают работы В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, Г. П. Федотова, Н. Эйдельмана11. Анализ важнейших проблем истории.

9 Белов B.A., Вяткин К. С. Лоббистская деятельность в ФРГ// Бизнес и политика. М., 1995. № 4- Совершенствование законодательства и правотворческого процесса в субъектах Российской Федерации: Программа подготовки специалистов/ Редкол.: Гайда A.B., Казанцев М. Ф., Киселев К. В. и др.- РАН. Ин-т философии и права. — Екатеринбург, 2000.-229 е.- Лепехин В. А. Лоббизм. — М.: Фонд «IQ», 1995; Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институтИн-т государства и права РАН. -М., 1998.-255 е.- Павлов В. Г. Лоббизм в России: проблемы и перспективы // Российский юридический журнал. — 1998. — № 3- Смирнов В. В., Зотов C.B. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы II Государство и право. 1996. № 1.

10 Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1991; Изгаршев В. В. Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале XX века//Представительская власть (мониторинг, анализ, информация). 1997. Коржихина Т. П. Общественные организации в СССР: Матер, к источниковедению и историографии / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1992 — 179 е.- Нефедова Т. В. Сельская Россия на перепутье. Географические очерки. — M.: Новое издательство, 2003. Оболонский, A.B. Без реформы бюрократии административные реформы бессмысленны / A.B. Оболонский // Общественные науки и современность. — 2005. — № 6. Рохмистров, С. Н. Предпринимательство и государство: российская специфика взаимодействия: моногр. / С. Н. Рохмистров, М. С. Рохмистров, С. Л. Литвин — рец. В. И. Верховин — РГСУ. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010; Степанский А. Д. Общественные организации в России на рубеже XIX—XX вв. М., 1972; Туманова A.C. Самодержавие и общественные организации в России. 19 051 917 годы. Тамбов. 2002; Хасбулатова O.A. Опыт и традиции женского движения в России (18 601 917). Иваново, 1994; Шапкин И. Н. Из истории лоббизма в России. М., 1999; Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-промышленной политики. Л., 1987.

11 Ключевский В. О. Соч. в 9-ти т. T. IX. М., 1987. 525 е.- Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Издательство социально-экономической литературы, 1959, 1318 е.- Федотов Г. П. Россия и свобода: WWW-документ. http://www.vehi.net/fedotov/svoboda.html: Эйдельман Н. «Революция сверху» в России (заметки историка): WWW-документ. http://vivovoco.rsl.rU/W/PAPERS/NYE/REV/REVI .HTM.

России в трудах этих ученых способствовал более полному пониманию и четкому определению предпосылок и этапов институционализации лоббизма.

Оценивая степень научной разработанности проблемы, необходимо констатировать, что научным сообществом проделана основательная работа по выявлению сущности лоббизма, его особенностей, закономерностей и характерных черт.

Вместе с тем остается пока малоизученной проблема лоббизма как социальной практики, имеющей свою объективную природу, свою сущность и свое содержание, свои исторические корни и особенности проявления в различных социально-экономических и политических условиях.

Цель исследования, таким образом, состоит в том, чтобы, основываясь на теоретическом наследии современной социологической мысли о становлении и развитии социальных отношений современного российского общества, провести социологический анализ лоббизма как специфической формы социальной практики, выявить условия и раскрыть его формы и методы.

Для достижения указанной цели в диссертации решаются следующие задачи: используя фундаментальные теоретические и методологические дефиниции «социальные отношения», «социальная практика» и «социальные институты», сделана попытка дать определение лоббизма как социальной практикина основе анализа исторического и зарубежного опыта развития лоббизма раскрыть связь между формами и методами лоббизма и развитием институтов гражданского обществаопределить противоречия институциализации лоббизма в ряде стран и причины, затрудняющие эти процессы в современной Россиивыявить социальные предпосылки и условия развития лоббизма в современной Россиираскрыть сущность связи форм и методов лоббизма как социальной практики с изменениями, происходящими в социально-экономическом и политическом развитии современного российского общества.

Объектом исследования выступает лоббизм как социальная практика современной России.

Предметом исследования являются особенности форм и методов лоббизма как специфической социальной практики, реализующейся в условиях социального и экономического неравенства, политического становления институтов власти, формирования подлинных демократических основ гражданского общества в России.

Гипотезы исследования. Главная гипотеза исследования состоит в том, что лоббизм в современной России выступает как специфическая социальная практика, имеющая существенные отличия от других форм такой практики — связей с правительством (вР), связей с общественностью и СМИ (РР), корпоративных коммуникаций (РА), а также сложившихся исторически традиционных для конкретной страны форм представительной демократии.

Лоббизм, природа и сущность которого связана с потребностями и интересами, — это объективное явление, содержание и формы которого в значительной степени зависят от состояния социально-экономических и политических институтов, развития демократических основ гражданского общества. В современной России лоббизм выступает не как «социальный институт» со всеми его сущностными и содержательными элементами, а как социальная практика, отражающая не только отношение большинства граждан к данному явлению, но и характеризующаяся противоречивым состоянием самого современного общества.

Основная гипотеза исследования включает в себя следующие теоретические предположения: лоббизм является специфической формой социальной практики, адекватной условиям и характеру противоречий современного российского обществалоббизм имеет специфические цели, связанные, как правило, с интересами различных групп современного общества, и предполагает наличие соответствующих им способов реализацииусловиями развития лоббизма являются взаимный учёт интересов участников лоббистской практики, (т.е. учёт государством интересов определенных социальных групп и наоборот), степень открытости общества, уровень развития социальных институтовлоббистская деятельность связана с развитием коммуникационного пространства российского общества и выступает в качестве его особого элементаформы и методы лоббистской деятельности зависят от форм и методов тех сфер жизнедеятельности общества, в которых они проявляются как социальная практика (политика, экономика, право, культура и т. д.).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют определенные принципы и методы социально-исторического и социокультурного анализаобщие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальных явленийметод системного анализа как традиционное направление методологии научного познания социальных процессовметод сравнительного анализа, позволяющий наиболее адекватно отразить ключевые черты объекта и предмета изученияметод контекстуального анализа источниковметоды дифференциации, интеграции и абстрагирования.

В качестве методологических подходов к анализу лоббизма как социальной практики нами были использованы парадигмы понимающей социологии (М. Вебер), структурно-функционального анализа (Т. Парсонс), информационного общества (Д. Белл, Й. Масуда, X. Маклюэн).

Особый интерес к изучению социальных проблем лоббизма начал проявляться в нашей стране в конце XX в. Анализ зарубежной практики лоббизма, попытка переноса форм и методов лоббизма в российскую действительность, теоретическое осмысление легитимных и латентных сторон лоббизма, правовая оценка лоббистской деятельности, анализ институциональных изменений и механизмов влияния негосударственного сектора на власть стали темами многочисленных научных работ, которые, в свою очередь, выступают сегодня как теоретико-методологическая база исследования.

Основой анализа лоббизма как особой социальной практики современного российского общества послужили работы В. И. Добренькова, Ю. П. Аверина, Л. Е. Ильичёвой, А. И. Кравченко, H.H. Лапина, В. А. Лепехина, А. К. Мамедова, А. П. Любимова, С. С. Фролова и др.

Достоверность результатов исследования обеспечивается посредством верификации (проверки истинности) выдвинутых автором работы гипотез и основных положений, статистическими данными, мнениями других авторов (экспертная верификация), использованием исторического и логического методов, применением системного подхода в процессе исследований, апробацией материалов.

Научная новизна исследования, таким образом, определяется самим выбором его темы. Лоббизм как социальное явление в целом слабо изучен современной общественной наукой и практически не изучен в социологической науке как специфическая форма социальной практики. Кроме этого, научная новизна работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:

1) дано авторское уточнение понятия лоббизма. В соответствии с выработанным нами определением, лоббизм — это особая, специфическая социальная практика, посредством которой реализуются специфические интересы личности, социальных групп и институтов присущими ей формами и методами. Под специфическими интересами нами понимаются жизненно важные интересы, связанные с деятельностью органов государственной власти и институтов гражданского общества;

2) осуществлено научное обоснование концепции лоббизма как социальной практики, продемонстрировано ее отличие от концепций «институализации», от смежных социальных практик — связи с правительством (ЄК), связи с общественностью и СМИ (РК), корпоративных коммуникаций (РА);

3) на основе анализа изменений, происходящих в социально-экономической и политической жизни российского общества, дана характеристика форм и методов лоббизма, обоснована глубокая связь этих форм с политикой, экономикой, правом, культурой и т. д.

С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие теоретические положения: лоббизм является особой специфической социальной практикой, принципиально отличной от связей с правительством (вІЧ), связей с общественностью и СМИ (РК) и корпоративных коммуникаций (РА) — лоббизм носит как легальный, так и латентный характер. В силу этих причин в современной России легитимизация и институциализация лоббизма существенно затрудненыразвитие лоббизма и его легитимизация связаны с развитием демократии и становлением гражданского обществаформы и методы лоббизма в современной России есть отражение существующих форм и методов развития экономики, политики, права, культуры и т. д.

Теоретическая значимость и практическая ценность работы.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется повышением уровня знаний относительно сущности лоббизма как особой специфической социальной практики, ее формами и методами в социально-экономическом развитии Россиивозможностью использования материалов настоящего исследования в целях большей легитимизации лоббизма и изменения отношения к нему со стороны российских гражданростом социализации знаний о лоббизме в научной и профессиональной среде, а также в практике принятия управленческих решений.

Практическая ценность диссертационной работы заключается в возможности применять материалы настоящего исследования для дальнейшей разработки проблем как в рамках отдельных аспектов социологии общественных отношений, так и при разработке курса лекций по учебным дисциплинам «Социология», «Политология» и др.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена на кафедре истории и теории социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования, а также в выступлениях диссертанта на конференциях, «круглых столах» и других мероприятиях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обсуждению проекта федерального закона «О лоббистской деятельности» в 20 082 010 гг.

Структура работы определяется последовательностью целей и задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Лоббизм сегодня занимает особое место в ряду современных социальных практик. Этот феномен свойственен в той или иной степени любой политической системе. Характер системы и каналы взаимодействия общества и государства определяют удельный вес лоббизма в механизмах этого взаимодействия. В одних странах лоббизм становится формальным институтом, признается на официальном уровне, в других — игнорируется властями и существует как неформальная социальная практика.

В нашей работе представлен анализ многочисленных определений лоббизма, который показывает: во-первых, высокий интерес ученых различных отраслей общественного, гуманитарного знания к этому социальному феноменуво-вторых, уровень развития самого лоббизма как социального явления и института в различных формах своего проявленияи, наконец, свидетельствует о том, что объективная природа и сущность лоббизма требуют более глубокого изучения этого феномена с позиции той науки, которая рассматривает социальные явления в их сути, дает обобщающую характеристику лоббизма как социальной практики.

Именно социология, по-нашему мнению, призвана ответить, в чем проявляются социальная природа и сущность лоббизма и как, в каких условиях, формах и каким образом реализовывается лоббизм как социальная практика в современной России.

По итогам анализа определений лоббизма представлено авторское уточнение, в соответствии с которым, лоббизм — это особая, специфическая социальная практика, посредством которой реализуются специфические интересы личности, социальных групп и институтов присущими ей формами и методами. Под специфическими интересами нами понимаются жизненно важные интересы, связанные с деятельностью органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Россия, переживающая процесс политической структуризации общества, предоставляет в силу неразвитости каналов взаимосвязей общества и власти, особенно благоприятные возможности для проявления лоббистской деятельности с упором на неформальное взаимодействие как наиболее доступный и эффективный способ достижения целей.

Для более глубокого анализа данного вопроса нами изучен опыт зарубежных стран, который свидетельствует о том, что чем больше возникает новых форм взаимодействия государства, бизнеса, работающих граждан, тем шире становится сфера их применения и тем меньше места остается для споров в идеологической сфере, гораздо эффективнее осуществляется сочетание сотрудничества, взаимопонимания, защиты, отстаивания своих интересов.

Лоббистская практика во многих странах мирах узаконена как необходимый элемент социально-экономической и политической жизни, обусловленный разнообразной стратификацией общества, жизнедеятельностью групп интересов. Наличие законодательной базы легитимизирует лоббизм, позволяет регулировать основы его существования, контролировать содержание, формы и методы влияния на государственные структуры.

Цивилизованное отношение к лоббизму, как свидетельствует зарубежная практика, позволяет этому явлению занять нишу в политической системе, которая не может пустовать по своему назначению. Отстаивание групповых интересов — данность, с которой целесообразно считаться во избежание конфликтов и общественного напряжения. Фактически существующий в России лоббизм также нуждается в цивилизованном отношении государства, общественности, что со всей очевидностью делает необходимым решение вопроса о его правовой легитимизации.

Однако, это не означает, что зарубежная модель функционирования лоббизма должна быть полностью интегрирована в российскую действительность.

Мы считаем, что при рассмотрении лоббизма как социальной практики современной России необходимы научно-обоснованный анализ и своеобразный социальный диагноз состояния социально-экономического и политического развития страны.

Нами определены четыре наиболее отличительные особенности современного российского общества, которые непосредственным образом влияют на процесс институциализации и легитимизации лоббизма в России: во-первых, формирующаяся (не устоявшаяся) модель современного социально — экономического устройства Россииво-вторых, высокая степень монополизации экономики страны. Под монополией мы понимаем исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству в какой-либо сфере деятельности. В нашем случае речь идет об экономике. Современная российская экономика — результат особого пути перехода страны на капиталистический путь развития, связанного с постсоциалистическим происхождением российского капитализмав-третьих, давние традиции коррупционных отношений, которые активно использовались еще в дореволюционной Россиив-четвёртых, состояние коммуникационной среды современной России.

Поэтому в современной России лоббизм, не будучи окончательно сформированным социальным институтом, есть деятельность, в рамках которой вырабатывается методология политических, экономических и социальных решений и которая передается, определенным образом стандартизируется и переносится в сферу практики организационного управления.

Главной особенностью российского лоббизма является крайняя узость групп и лиц, реально осуществляющих эффективное лоббистское давление на власть.

Авторитарно-бюрократические тенденции в государственном управлении явно не способствуют расширению спектра «рабочих контактов» людей, располагающих лоббистскими ресурсами.

Таким образом, и верхи, и низы государственного аппарата оказываются крайне заинтересованными в том, чтобы круг лоббистов был и оставался, по возможности, узким, ограниченным в основном бизнес-элитой. А это, в свою очередь, предопределяет в основном межличностный характер контактов и связей.

Характеризуя особенности нынешнего российского лоббизма, следует отметить и ещё одну его черту, также не способствующую развитию его «прозрачности». Речь идёт о крайне медленном внедрении в лоббистскую практику приёмов и методов воздействия на процесс выработки и принятия государственных решений, связанных с предоставлением объективной и основанной на глубоком изучении предмета информации, ценных и объективных экспертных проработок и оценок и т. п.

Между тем, именно в таких методах профессионализации лоббистской деятельности нуждается в настоящее время российская политическая система в целом и система представительства интересов в частности.

Процессы формирования и развития российских заинтересованных групп и их отношений с государством не привели к созданию более или менее законченных форм ни того, ни другого. Группы интересов и институты государства не достигли той степени зрелости, которая позволила бы им строить свои отношения, исходя из оптимального сочетания групповых и общенациональных интересов.

Лоббистские практики и технологии в России основаны в значительной мере на преобладании узких, групповых интересов, а государство не только не сдерживает и не направляет эти интересы в цивилизованное русло, а, скорее, напротив, само поощряет коррупцию и непрофессионализм.

Большой проблемой является неравновесное участие заинтересованных групп в системе представительства интересов. Политический вес различных категорий заинтересованных групп смещён в пользу олигархических группировок большого бизнеса и региональных элит. Политические последствия такого дисбаланса исключительно серьёзны. Отсутствие «узаконенных» каналов связей и представительства через собственные организации и объединения порождает иные, стихийные формы воздействия на власть, такие как «рельсовые войны», голодовки, аресты ответственных лиц и пр.

В силу существующих отношений собственности и сохраняющейся высокой доли государственного участия, а также слабой конкурентоспособности большинства российских предприятий и необходимости структурной модернизации наиболее перспективных из них роль государства здесь в течение довольно длительного времени не может быть сведена лишь к роли арбитра, устанавливающего правила игры и наблюдающего за их соблюдением. Отсюда и проблемы институализации лоббизма и его законодательного признания и обеспечения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты:
  2. Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 года № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».
  3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции"/ Российская газета, Федеральный выпуск № 4823, 2008.
  4. Монографии, авторефераты и научные статьи:
  5. АбельсХ. Интеракция, идентификация, презентация. СПб, 1999.
  6. A.C. Азбука лоббирования -М.: Права человека, 2004.109 с.
  7. Агафонова ТюП., Коженко Я. В., Кравченко А. Г., Мамычев А. Ю. Государственная власть и лоббизм: проблемы и противоречия развития российского политико-правового пространства: монография М.: Юрлитинформ, 2011 .-338 с.
  8. Актуальные вопросы политической науки: сб. науч. тр./ Поволж. акад. гос. службы им. П. А. Столыпина- -Саратов, 2006.-146 с.
  9. В.Н., Анохин М. Г., Ахременко A.C. и др. Технологии в политике и политическом управлении/- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М.: Изд-во РАГС, 2000.-301 с.
  10. Анализ, прогноз, технологии в современной политике: Учеб. пособие/ Под общ. ред. B.C. Комаровского. -М.: Изд-во РАГС, 2001.-243 с.
  11. М. Клиентилизм и российская государственность, М., 1997
  12. A.C. Субъекты российской истории предмет социокультурного исследования (от архаики до Петра I) // Человек как субъект культуры. — М.: Наука, 2002.
  13. A.A. Трансформация институтов представительства интересов в современной России (конец XX начало XXI в.): Автореф. дис. канд. юрид. наук-СПб., 2007.-29 с.
  14. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996.
  15. А.Б. Лоббизм как политическая коммуникация -Екатеринбург, 2005.-215 с.
  16. Е.В. Тенденции и перспективы формирования системы цивилизованного лоббизма в современной России: политико-правовой подход: Автореф. дис. канд. полит, наук Саратов, 2006.-22 с.
  17. А.Д., Григор Г.Э Корпоративный лоббизм: Теория и практика. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2005−197 с.
  18. .Н., Долокаров К. Х., Егоров B.C., Жовтун Д. Т. Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М., 1997.-325 с.
  19. З.Л. Бизнес-лоббирование как функция менеджмента: Автореф. дис. канд. экон. наук- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М., 2005.-23 с.
  20. З.Л. Лоббизм в системе связей бизнеса и власти -М.: МАКС Пресс, 2004.-25 с.
  21. З.Л. Лоббизм в управлении экономикой -М.: МАКС Пресс, 2004.-33 с.
  22. А.Э. Коррупция -М.: Известия, 2005.-342 с.
  23. А.Э. Лоббизм в современном мире -М.: Теис, 2004.247 с.
  24. A.C. Лоббизм в условиях формирования и деятельности российской политической элиты : Автореф. дис. канд. полит. наук-М., 2006.-23 с.
  25. . В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000-
  26. О.Н. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика: Учеб.- Моск. гуманитар, ун-т. -М.: ЭКСМО, 2005.-319 с.
  27. П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993.
  28. P.A., Коган Л. Н. Основы политологии : Учеб. пособие- Нижневарт. гос. пед. ин-т, Урал. гос. ин-т. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1997.-249 с.
  29. А.Б. Пиар крупных российских корпораций. -М.: ГУ ВШЭ, 2002.-304 с.
  30. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  31. Взаимоотношения между центральным правительством страны и неправительственными организациями/ С. Бах- Библиотека Конгресса США- Исследоват. служба Конгресса. -Вашингтон, 1995J.-3 с.
  32. М.Л. Африка: взгляд с Капитолийского холма, 70−80-е годы/ -М.: Наука, 1991.-96 с.
  33. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
  34. B.C., Дейшле В. А., Молчанов И. Г. и др. Политические институты: Метод, пособие- Моск. гос. автомоб.-дорож. ин-т (техн. ун-т), Каф. философии. -М., 1996.-57 с.
  35. В.М., Деркач A.A., Косопкин A.C., Нефедова Т. И. Психология парламентаризма- Междунар. акад. акмеол. наук. -М.: Статус-Кво, 1999.-199 с.
  36. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. -М.: Академический Проект, 2003.
  37. Ю.А. Взаимоотношение бизнеса и власти: проблемы социального партнерства: научное издание/ Яросл. гос. пед. ун-т и др- Ярославль, 2005.-75 с.
  38. К.И., Пархоменко С. А., Римский В. Л., Сатаров Г. А. Бизнес и коррупция: проблемы противодействия: итоговый отчет / Регион, обществ. Фонд „Информатика для демократии“ (Фонд ИНДЕМ)». М.: ИНДЕМ, 2004.-113 с.
  39. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учеб/ Феликс Имирасланович Шамхалов. -М.: Экономика, 2000.-382 с.
  40. Э. Собрание сочинений / Под общ. ред проф. В. И. Молчанова. Т. 3. М., 2001.
  41. А.Л. Государство и политика -2000.-162 с.
  42. А.Н., Шомко O.A. Политическая экономия лоббирования: формирование экономической политики под влиянием групп интересов в демократической системе: научное издание- Рос. акад. наук, Центр, экон.-мат. ин-т. -М.: ЦЭМИ РАН, 2006.-64 с.
  43. В.И., Исправникова Н. Р. Коррупция: Современные подходы к исследованию: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект- Альма матер, 2009.
  44. Дресслер-Холохан В., Скворцов Н. Г., Хабибуллин К. Н. Этничность. Национальные движения. Социальная практика: Сб. ст. -СПб.: Петрополис, 1995.-335 с.
  45. В.А., Барсукова С. Ю. Основы организации работы с органами власти. М., Ассоциация менеджеров, 2005. — 56 с.
  46. М.В. Власть России: выборная и невыборная -М.: Человек & Карьера, 1999.-86 с.
  47. В.В. Политическая классика- -М. -1996.
  48. Законодательный процесс в США: федеральный уровень: Сб. науч. тр./ Отв. ред.: Л. Л. Любимов, Г. Г. Бовт- АН СССР. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. -М., 1990.-98 с.
  49. Зарубежный опыт законодательного обеспечения лоббистской деятельности в системе мер противодействия коррупции и перспективы его использования в Российской Федерации: Материалы «круглого стола"/ Ком. Гос. Думы по безопасности. -М., 2008 г.
  50. Т.И., Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М., 2002.
  51. Г. Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии // СОЦИС. 2008. № 4, С. 3 15.
  52. В.Б., Мацкевич М. Г. Локализация ответственности как фактор социального поведения // СОЦИС. № 3, Март 2009, С. 45 57.
  53. А.Г. Социология конфликта.-М. 1996.
  54. C.B. Лоббизм как институт политического представительства интересов в современной России : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук: Спец.: 23.00.02- Полит, ин-ты и процессы- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М., 1997.-24 с.
  55. Н.Г. Лоббизм и судебная система США- Ин-т США и Канады РАН. -М., 2002.-59 с.
  56. Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США -М., 1994.-41 с.
  57. Н.Г. США: лоббизм и политика- Ин-т США и Канады АН СССР. -М.: Мысль, 1976.-207 с.
  58. Н.Б. Современные тенденции развития лоббизма в США: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук: Спец.: 23.00.02-Полит. ин-ты и процессы- РАН. Ин-т США и Канады. -М., 1999.-31 с.
  59. В.В. Конституционно-правовые основы лоббизма в Российской Федерации : Автореф. дис.- Юрид. ин-т Дальневост. гос. ун-та. -Владивосток, 2004.-22 с.
  60. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  61. С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика, 8-е издание.: Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005.
  62. Э.Э. Социальная психология лоббизма и спонсоринга: словарь-справочник -СПб.: АСТЕРИОН, 2010.-356 с.
  63. Я.В. Институционально-правовая природа лоббизма в контексте современной модели государственной власти: в авт. ред.- Таганрог, гос. пед. ин-т. -Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010.155 с.
  64. O.A., Сергунин A.A. Суперлобби: /Невыдуманная история Комитета по американо-израильским общественным отношениям//- Фонд стратег, инициативы. -Н.Новгород, 1993.-270 с.
  65. B.C. Актуальные проблемы политики и политологии в России : Сб. ст.- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М.: Изд-во РАГС, 2003.-309 с.
  66. A.C. Психология парламентского законотворчества: К столетию российского парламентаризма -М.: Наука, 2006.-180 с
  67. A.C., Нефедова Т. И. Психологические особенности парламентской деятельности на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации -М.: Верста, 2002.-159 с.
  68. Г. Л., Соловьев А. И. Государственное управление: Учеб. пособие для студентов ВУЗов- МГУ им. В. М. Ломоносова, Ин-т гос. управления и соц. исслед., Университ. гуманит. лицей. -М., 1996.-198 с.
  69. В.Н. На пути к рыночной экономике: социальная практика регионального развития Сыктывкар, 2003.-207 с.
  70. Н.Ю. Региональные элиты России- ИНИОН РАН. -М., 1997.-64 с.
  71. Л.Г. Проблемы взаимодействия государства и бизнеса (Перспективы развития лоббистской деятельности в России): Сб. ст., лекций, выступлений -М., 2003.-239 с.
  72. В.К., Локосов В. В. Реформирование России: реальность и перспективы: социальная и социально-политическая ситуация в России в 2001 году- Под ред. Г. В. Осипова- РАН. Ин-т сравнит, правовых исслед. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.-467 с.
  73. Д.А. Группы интересов и особенности механизмов лоббирования в Европейском Союзе: учеб.-метод. пособие- С.-Петерб. гос. ун-т, фак. междунар. отношений. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.182 с.
  74. Д.А. Современное лоббирование в Европейском Союзе. В поисках общих ценностей и точек соприкосновения -СПб.: Сезам, 2009.182 с.
  75. В .А. Лоббизм. М.: Фонд «Ю», 1995.
  76. Лоббирование в Европейском Союзе: используемые правила и практика работы. Краткий обзор опыта отдельных стран членов Европейского Союза. Кодекс поведения членов Ассоциации профессиональных политических консультантов (Великобритания). -М., 2005.-8 с.
  77. Лоббирование правительства / Нац. демокр. ин-т междунар. отношений. -М., 1997.-11 с.
  78. Л.С. Гражданское общество в Польше: теоретические представления и социальная практика: Научно-аналитический обзор- РАН, ИНИОН.-М., 1998.-91 с.
  79. А.П. Гражданский лоббизм: процедуры и технологии обращений граждан М.: Мэйн, 1998.-120 с
  80. А.П. История лоббизма в России -М., 2005.-204 с.
  81. А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе (Антикоррупционный проект): научное издание/- Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации, Правовое упр. -Изд. Гос. Думы. -М.: Известия, 2000.-391 с.
  82. А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт- Ин-т государства и права РАН. М., 1998.-255 с.
  83. А.П. Политическое право и практика лоббизма (Антикоррупционный проект) — Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации, Правовое упр. -Изд. Гос. Думы. -М.: Известия, 2001 .-239 с.
  84. А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм и парламентаризм: сравнительный анализ- РАН. Ин-т Европы. -М., 1999.-57 с.
  85. А.П. Профессиональный лоббизм: технологии лоббирования -М., 1998.-199 с.
  86. К.О. Социология государственной службы: учеб. пособие- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М.: Изд-во РАГС, 2010.-345 с.
  87. А. Политико-экономические кланы современной России -М.: Центр полит, технологий, 2003.-192 с.
  88. Д.А., Толпегин П. В. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современной России -M.: URSS, 2009.-141 с.
  89. A.B. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики- Волж. ун-т. -Тольятти, 1999.-199 с.
  90. Т.С. Теория и практика лоббирования в России и в субъектах Российской Федерации -М.: Спутник+, 2008.-172 с.
  91. A.A. Центральные органы власти США орудие диктатуры монополистического капитала -М.: Юрид. лит., 1954.-176 с.
  92. Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 2000.
  93. А. Новые правила игры для большого бизнеса в редакции Владимира Путина: научное издание -М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2004.-331 с.
  94. A.A., Козлов П. А. Семейные тайны или неофициальный лоббизм в России -М.: Центр полит, информ., 2003.-301 с.
  95. А.Ф. Лоббирование социальных интересов в политике- С.-Петерб. гос. ун-т, С.-Петерб. филос. об-во. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. об-ва, 2004.-140 с.
  96. А.Ф. Политический лоббизм: понятие, механизмы, роль заинтересованных групп: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: Спец.: 22.00.05- Полит, социология- Кемеров. гос. ун-т. -Кемерово, 1999.-17 с.
  97. Ю1.Нещадин A.A., Блохин A.A., Верещагин В. В., Григорьев О. В., Ионин Л. Г., Кашин В. К., Малютин М. В. Лоббизм в России: этапы большого пути / Экспертный институт. Избранные доклады (1992−1997). М.: 2002.
  98. Общество, политика, наука: новые перспективы/ Моск. обществ, науч. фонд- Отв. ред. Киселева Е. А. и др. -М.: Издат. центр науч. и учеб. программ, 2000.-661 с.
  99. М. Возвышение и упадок народов: Экономический рост, стагфляция, социальный склероз. Новосибирск, ЭКОР, 1998.
  100. A.C., Ольшевская A.C. Негативные PR-технологии. М.: ИНФРА-М, 2004.
  101. Г. И. Социальное значение и социальная практика -М.: Акад. проект, 2003.-150 с.
  102. Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика- РАН. Ин-т соц.-полит. исслед. -М.: Норма, 2000.-542 с.
  103. Основы паблик рилейшнз: Учеб/ Валентин Королько. -М.: Рефл-бук, 2000.-526 с.
  104. П.А. Либерально-демократическая партия в политической системе современной Японии, 1955−2001: научное издание- Ассоц. исслед. рос. о-ва (АИРО-XXI). -М.: АИРО-XXI- СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.-263 с.
  105. A.B. Группы интересов и лоббизм в политике: Учеб. пособие -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.-184 с.
  106. Парламентаризм в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы развития: материалы науч.-практ. конф., г. Саранск, 2−3 марта 2006 г.
  107. Парламентское право России: основные источники: Учеб. пособие/А.П. Любимов. -СПб., 1999.-175 с
  108. Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1997.
  109. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Том 1. Вып.2. М.: Начала Пресс. Весна 1993.
  110. С.П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство -М.: Эдиториал УРСС, 1999.-352 с.
  111. С.П., Уткин А. И., Костяев С. С. Лоббизм российского бизнеса в США и ЕС: эволюция и перспективы- Рос. акад. наук, Ин-т США и Канады. -М.: ИСКРАН, 2009.-65 с.
  112. C.B., Романовский Н. В., Сильвестров С. Н., Иванов Г. И. Государственная служба: зарубежный опыт: -М. -1994.
  113. Политическая наука и государственная власть в Российской Федерации и новых независимых государствах/ РАН, Урал, отд-ние, Ин-т философии и права. -Екатеринбург, 2004.-549 с.
  114. Политическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. Деркача A.A., Жукова В. И, Лаптева Л. Г. -М.: Акад. проект, 2001.-858 с.
  115. Политическая система общества: Учеб. пособие/ Сост. Бирюков C.B., Ивлев C.B. -Кемерово, 1999.-143 с.
  116. Политическая система США: актуальные измерения/ Отв. ред.: Червонная С .А., Васильев B.C.- Ин-т США и Канады РАН. -М.: Наука, 2000.286 с.
  117. Политическое управление: Курс лекций/ Под ред.: Комаровского B.C., Рогачева C.B.- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М.: Изд-во РАГС, 1999.-336 с.
  118. Политология: Избр. тр./ Олег Алексеевич Колобов- Науч. ред. Устинкин C.B. -Н.Новгород: Нижегор. печатник, 2000.-720 с.
  119. Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Центр, 2003.-317 с.
  120. Право и политика: проблемы взаимосвязи: Тез. докл. и сообщ. участников науч.-практ. конф./ МВД РФ, Рост. высш. шк. -Ростов н/Д: РВШ МВД РФ, 1995.-127 с.
  121. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: теория, практика, методика/ РАН. Урал, отд-ние- Ин-т философии и права. -Екатеринбург, 2001.-441 с.
  122. Проблемы правового регулирования лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: Материалы парламент, слушаний/ Ком. Гос. Думы по делам обществ, об-ний и религиоз. орг. -Б.м., 1995.
  123. С.О. деятельности предпринимателей в сфере лоббизма- Парламентский Центр Рос. Федерации. -М., 1993.-14 с.
  124. Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. С. 290.
  125. Дж. Современные социологические теории. Спб: Питер, 2002.
  126. Роль парламента в демократическом государстве: материалы науч.-практ. конф./ Алт. гос. ун-т, Алт. шк. полит, исслед.- редкол.: Чернышов Ю. Г. и др. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999.-225 с.
  127. Н.И. Представительство групповых интересов в управлении общественными процессами. -Белгород: Политерра, 2004.466 с.
  128. Л.М. Государство и крупные корпорации в современной России: уровни и модели взаимодействия -М.: Полиграф сервис, 2004.-67 с.
  129. Д.Л. Лоббизм в публичном управлении: практикум- Тюм. гос. ун-т и др. -Тюмень, 2007.-160 с.
  130. И.С. Группы интересов на Западе и в России. Концепции и практика- Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. -М., 2001.-153 с.
  131. Система государственного управления: Учеб. пособие: В 5 кн./ Отв. ред. В. Я. Афанасьев. -М. -2000.
  132. A.B. Цесаревич Павел Петрович: Политический дискус и социальная практика -М., 2005. -345 с.
  133. Согласованность и влияние групп и фракций в Государственной Думе третьего созыва по заданной тематике вопросов. -М.: ГУ ВШЭ, 2005.30 с.
  134. О.М. Политические институты: Учеб. пособие -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.-145 с.
  135. А.Н. Партийно-государственные группы на этапе трансформации в СССР (1982- 1991 гг.): Автореф. дис. канд. полит, наук -Н. Новгород, 2007.-32 с.
  136. Страна после коммунизма: государственное управление в новой России: В 2 т./ Ин-т права и публич. политики. -М. -2004.
  137. С.С. Практика промышленного лоббизма. Как делать законы своими руками -М., 2001.-215 с.
  138. Т.З. Лоббизм как политико-правовой институт: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. Спец.: 23.00.02- Полит, ин-ты.
  139. Этнополит. конфликтология. Нац. и полит, процессы и технологии (Юрид. науки) — Рост. юрид. ин-т МВД России. -Ростов н/Д, 2001.-22 с.
  140. О.Н. Антикоррупционное законодательство России и проблемы его осуществления // Право и политика, № 1, 2000.
  141. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России -М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.-378 с.
  142. П.А. Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия: материалы «круглого стола», Москва, РАГС, 14 апр. 2009 г./ Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ -М.: Изд-во РАГС, 2010.-286 с.
  143. П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации- РАН. Ин-т философии. -М.: Канон+, 2006.-279 с.
  144. Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе: Материалы междунар. семинара, Тверь, 2022 февр. 1998 г./ Под ред. Мельвиля А.- Моск. обществ, науч. фонд. -М., 1999.-280 с.
  145. Третий сектор: экономика, формы повышения эффективности и продвижения инициатив сектора в государстве: Учеб. метод, пособие. -М., 2002.-88 с.
  146. Н.В., Ерошкина Т. П., Захарченко Г. В., Борисов C.B. Политическая система общества: институты, режимы функционирования, способы изменения: Учеб. пособие- Самар. гос. аэрокосм. ун-т. -Самара: Самар. гос. аэрокосм, ун-т, 1997.-71 с.
  147. Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти/ Под ред. В. И. Быкова и др. -СПб.: Россия Нева, 2006.-206 с.
  148. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб., 2000.
  149. Ю. Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма //THESIS. Весна, 1993, Т. 1, вып. 2.
  150. М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997.
  151. К.Г., Дилигенский Г. Г., Перегудов С. П. и др. Гражданское общество в России: структуры и сознание- РАН, Ин-т мир. экон. и междунар. отношений. -М.: Наука, 1998.-255 с.
  152. А. Управление социально-политическими процессами: технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности -М.: Палея, 1995.-132 с.
  153. И.В. Институционализация лоббистской деятельности (конституционально-правовой аспект): Автореф. дис.- Иван. гос. ун-т. -СПб., 2004.-25 с.
  154. Д.В. Российский парламентаризм: особенности современного этапа: Учеб. пособие- Моск. ун-т МВД Рос. Федерации. -М., 2004.-67 с.
  155. О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
  156. Л. Технологии лоббирования : монография -М., 2009.109 с.
  157. П. Одна социология или много? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 4. С. 37 48.1. Периодические издания:1. «Интеррос» задвинули // Русский Фокус, 02.07.2001.
  158. М., Беликов Д. How матч? // Профиль, № 20, 30.05.2005.
  159. . Индустрия гостеприимства // Российская газета -Пермь, № 2, 14.01.2003.
  160. А. Чужие здесь не ходят // Компания, 28.03.2000.
  161. Д. Законодательный совет директоров // Коммерсантъ, № 236, 26.12.2003.
  162. А., Кретинин А., Олигархам помешал грипп закрепиться в иркутском Законодательном собрании // Континент Сибирь, 22.02.2002.
  163. А. «Отцы и дети» Игоря Юргенса // Ведомости, 12.09.2001.
  164. Н. Очень большая дружба // Время новостей, 03.08.2001.
  165. Н. Поступились принципами // Время новостей, 2702.2001.
  166. Н., Зайко А. Воровской закон // Компания, № 42(238), 0411.2002.
  167. Н. «Газпром» просит мелкие пакеты не предлагать // Коммерсантъ, 11.02.3004.
  168. Дан А. «Не газом единым» // Независимая газета, 16.07.1999.
  169. Дан А. Плохая игра, но хорошая мина. замедленного действия // Восточно-Сибирская правда, 06.07.1999.
  170. Дело табак // Компания, № 14(360), 11.04.2005
  171. Е., Оверченко М. Жить без взяток пообещали 3 российские компании // Ведомости, 31.01.2005.
  172. И. ДЖИАР в России больше, чем ПИАР // Версия в Питере, № 10,14.03.2005.
  173. Ю. «Газпром» выговорил себе долю // Коммерсантъ, 31.01.2004.
  174. Е. Охотники за человеческими голосами // Коммерсантъ-деньги, № 47, 29.11.2004.
  175. Е. Прерванный полет//Эксперт, № 4(311), 28.01.2002.
  176. Т. Чубайс раскроет PR-бюджет РАО // Ведомости, 29.04.2004.
  177. А. Честь семьи Буш // Газета, № 9, 20.01.2005.
  178. В. Дума по разнарядке // Ведомости, 30.12.2003.
  179. М., Клубок распутался // Известия, 03.08.2001.
  180. Из грязи в связи // Коммерсантъ-деньги, № 4, 31.01.2005.
  181. Инвестор, хочешь большой и чистой любви? // Советник, № 3, 15.03.2005.
  182. Д., Матвеева А. Сделай это по-быстрому // Газета, № 49,2403.2004.
  183. А. Искусство инсайда // Время-МЫ, № 188, 17.10.2002.
  184. В. Российский бизнес как субъект политики // Обозреватель.
  185. И. Рынок коммуникационных групп // Со-общение, № 4, 15.04.2005.
  186. А. Пулей «математику» не перешибить // Экономика и Время, № 18(302), 15.05.2000.
  187. Д., Шамин В. Анатомия выбора // ВосточноСибирская правда, 14.08.2001.
  188. Н., Трутнев осваивает лицензии // Газета, 16.09.2004.
  189. В. Олег Дерипаска: «Мы, скупщики, похожи на волков» // Время Новостей, № 140 (337), 07.08.2001.
  190. Н. Богатый выбор // Ведомости, 27.02.2001.
  191. А. Борис Говорин: «Мы ведем диалог со всеми» // Континент Сибирь, 26.04.2002.
  192. А. Иркутск: голосуют олигархи // Время Новостей, 2807.2005.
  193. Р., Медовникова Т. Гонки по вертикали, № 6, 01.06.2002.
  194. С.А. по-русски пиар и лоббизм в одной упряжке, новое в технологиях лоббирования // Новые избирательные технологии: конверсия или экспансия — возможности и перспективы // Политический маркетинг, № 8, 27.08.2004.
  195. Нужно всегда говорить правду // Рынок ценных бумаг, № 20, 21.10.2002.
  196. Первый «конкурс РР на страницах российской прессы» состоялся // Советник, № 3,15.03.2005.
  197. Приоритет интересам региона // Восточно-Сибирская правда, 14.01.2004.
  198. Регионы роют яму. Для инвесторов и друг для друга // Деловой Петербург, № 15(682), 16.02.2000.
  199. Л. Цивилизованный лоббизм отменяется // Независимая газета, 31.10.1999.
  200. Н. Обыкновенный цинизм // Компания, № 10(356), 14.03.2005
  201. И. Извилистый коридор // Новые известия, 15.11.2004.
  202. А., Полянский А. Сергей Литовченко: АМР микс профессиональной и деловой ассоциации // Босс, № 5, 15.05.2005.
  203. П., Иваницкий А. Чубайс платит американским лоббистам по 700 тысяч долларов в год // Газета, № 58, 01.04.2005.
  204. Смена состава // Профиль, № 23, 20.06.2005.
  205. Т. Из хобби в лобби // Секрет фирмы, № 16, 26.04.2004.
  206. ТНК-BP ускорится // Иркутская торговая газета, 25.05 -01.06.2005.
  207. Тростников Д, Дугаржапов Т. Актуальная тема политика // Континент Сибирь, 18.06.2004.
  208. Н. Бизнес нанимает специалистов по курилке // Деловой Петербург, № 152, 03.09.2001.
  209. Ю. Штаб-квартирный вопрос //Секрет фирмы, № 41, 01.11.2004.
  210. А., Огонькова А., Рудаков В. «Уралсиб» ищет организационные таланты // Профиль, № 23, 21.06.2004.
  211. А. Интересы клиента в контексте государственных интересов // Советник, № 3, 15.03.2005.
  212. А. Эксплуататоры//Эксперт, № 36(296), 01.10.2001.1. Интернет-ссылки:
  213. О. Социальная ответственность компаний опыт Запада и России, 2004 // http://www.maecerias.ru/doc/2Q04 3 5. html
  214. Г. Частно-государственное партнерство, 2004 // http://www.opec.ru/article doc. asp?d по=50 578
  215. Д. Задачи деятельности GR-департамента в компании и стереотипы, связанные с ним // http://events.moscowtimes.ru/materials/17
  216. О. Культурная политика: не сегодня, скорее завтра. URL:1. Polit.ru.
  217. Динамика российской коррупции 2001 2005 (презентация по результатам исследования), 2005 // http://www.anti-corr.ru/indem/2005diaqnost/2005diaq present. ppt
  218. Г. В России по-прежнему бедность любят больше, чем богатство, 2004 // http://pda.finiz.ru/cfin/tmpl-print/id art-815 621
  219. В. Газ власть — бизнес — общество // http://www.kreml.org/forum/77 932 0537user session=bd648e1fc66a1b962f045bc992d8 а207
  220. Мировая практика и социальные перспективы реализации государственно-частного партнерства в дорожной отрасли. М.: Институт законодательства и нормативно-правовых разработок, 2004 // www.suiakshin.ru/download/consession.ppt
  221. Об итогах рабочей встречи Алексея Миллера и Лорда Брауна (пресс-релиз), 22.10.2004 // http://www.qazprom.ru/text/news/2004/10/14 255.shtml
  222. Пак В. Этот шанс упустить нельзя // http://www.tnk-bp.ru/common/ru/operations/exploration-production/proiects/kovykta/lnterv-Pak-NGV-291 105.pdf
  223. Ю. Вторые настигли первых. Бизнес-элита Прибайкалья: «Силовой виток» // http://kto.irkutsk.ru/cqi-bin/article.pl?id=213
  224. Путин и глава концерна BP обсудили стратегические вопросы работы компании в России // http://saint-petersburq.ru/print/138 110
  225. Г. Диагностика российской коррупции: социологический анализ, 2001 // http://www.anti-corr.ru/awbreport/index1 .htm
  226. Социальная хартия российского бизнеса и глобальная инициатива по отчетности: принципы и показатели результативности действий организаций, 2005 // htto://www.rspp.biz/articles?fid=42&aid=1738
  227. A Creative Future. L.: Arts Council of Great Britain, 1993.
  228. Alderman G. Pressure groups and government in Great Britain -New York: Longman, 1985.-164 p.
  229. Bell D. The Social Framework of the Information Society/ The Computer Age: A Twenty year View. London, 1981.
  230. Borthwick R.L., Spence J.E. British politics in perspective -New York: Leicester Univ. Press: St. Martin’s Press, 1984.-251 p.
  231. Bowling K.R., Kennon D.R. The House and Senate in the 1790s: petitioning, lobbying and institutional development -Athens: Ohio Univ. Press, 2002.-348 p.
  232. Castles G. Pressure groups and political culture: A comparative study -London: Routledge and Kegan Paul- New York: Humanities press, 1967.112 p.
  233. Cigler A.J., Loomis B.A. Interest group politics -Washington: Congressional Quarterly Press, 1991.-423 p.
  234. Crewe I., Harrop M. Political communications: the general election campaign of 1983 -Cambridge et al: Cambridge Univ. Press, 1986.-xi, 335 p.
  235. Crotty W. Representing interests and interest group representation -Lanham et al: Univ. press of America, 1994.-XII, 95 p.
  236. Hofrenning D.J.B. In Washington but not of it: the prophetic politics of religious lobbysts-Philadelphia: Temple Univ. press, 1995.-X, 246 p.
  237. Holtmann F. Sur la voie de la transparence: revision de la loi sur I’enregistrement des lobbyistes- Rapp. du com. permanent de la consommation. -/Ottawa/, 1993.
  238. Hrebenar R.J., Thomas C.S. Interest group politics in the northeastern states -Univ. Park (Pa): The Pennsylvania State Univ. press, 1993.-XII, 404 p.
  239. International Perspective Past, Present And Future // Who’s to Pay for the Arts: The International Search for Models of Support / M. C. Cummings Jr., J. M. D. Schuster (eds.) — N. Y.: American Council for the Arts, 1989.
  240. Kurian G. Th. World encyclopedia of parliaments and legislatures -Washington (DC): Congressional Quarterly. -1998.
  241. Lasswell H. The Structure and the Function of Communication in Society. Chicago, 1971.
  242. MacClelland D.C. The Achieving Society. N.Y., 1961.
  243. Mayer H. Australian politics: A reader -Melbourne et al: Cheshire, 1966.-510 p.
  244. Murphy T.P. Pressures upon Congress. Legislation by lobby -Woodbury (NY), 1973.-136 p.
  245. Negrine R. Politics and the mass media in Britain -London, 1994.-X, 235 p.
  246. Philip A.B. Directory of pressure groups in the European Community -London: Longman Current Affairs, 1991.
  247. Phillips K.P. Arrogant capital: Washington, Wall Street, and the frustration of American politics -Boston et al: Back bay books, 1995.-XXVII.
  248. Rauch J. Demosclerosis: the silent killer of American government -New York: Times books, 1995.-IX, 277 p.
  249. Rush M. Parliament and pressure politics -Oxford: Clarendon Press, 1990.-308 p.
  250. Salisbury R.H. Interest group politics in America -New York et al: Harper & Row, 1970.-437 p.
  251. Schwartz Frank J. Advice and consent: the politics of consultation in Japan -Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998.-327 p.
  252. Smith Steven S. The American Congress -Boston, 1999.-xvi, 407 p
  253. The 104th Congress: Key Issues and Early Agenda. -Washington, 1994.-41 p.
  254. The unfinished republic: American government in the twenty-first century-Upper Saddle River: Prentice-Hall, 1996.-XXV, 388 p.
  255. Tunstall J. The Westminster lobby correspondents: A sociological study of nat. political journalism, 1970.
  256. Walkland S.A. The legislative process in Great Britain -London: Allen &UNWIN, 1969.-109 p.
  257. Weissman S.R. A culture of deference: Congress’s failure of leadership in foreign policy/. -New York: BasicBooks, 1995.-XVII, 254 p.
  258. Wolfinger R.E. Readings on Congress -Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1971.-426 p.
  259. Wolpe B.C., Levine B.J. Lobbying Congress: how the system works: научное издание -2nd ed. -Washington: Congressional Quarterly, 1996.-206 p.
Заполнить форму текущей работой