Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностные ориентации учительской интеллигенции в современном российском обществе: На материалах республики Мордовия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты по изучению данных вопросов показали корреляцию ценностей. Исследования показали, что приоритетными для учительства являются социально-профессиональные и нравственно-психологические ценности, занимающие в его иерархии ценностей более высокое место по сравнению с общегражданскими. Наиболее значительными, по сравнению с витальными, являются ценности, которые могут быть… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения ценностных ориентации учительской интеллигенции
    • 1. 1. Структурные особенности и разновидности ценностных ориентаций учительства
    • 1. 2. Роль учительской интеллигенции во взаимодействии образования и социальной жизни общества
  • Глава 2. Динамика ценностных ориентаций учительской интеллигенции в условиях трансформации общества
    • 2. 1. Взаимосвязь приоритетных ценностных ориентаций учительской интеллигенциии с кризисными процессами в жизни современного российского общества
    • 2. 2. Механизмы социального воздействия на динамику ценностных ориентаций учительской интеллигенции

Ценностные ориентации учительской интеллигенции в современном российском обществе: На материалах республики Мордовия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обретение российским обществом нового качественного состояния является одновременно и процессом преобразования роли, которую в течение десятилетий выполняла в нем интеллигенция. Сегодня становится настоятельной необходимостью более полное раскрытие социальной сущности интеллигенции, ее роли в развитии духовного потенциала общества.

Закономерностью общественного развития является необходимость более высокого уровня образования и воспитания молодежи, вступающей в жизнь, по сравнению с образованием предшествующих поколений.

Общество, в котором молодежь имеет широкие возможности для получения высококачественного образования и воспитания, успешнее решает задачи своего обновления и развития. Приоритеты в реализации этих возможностей принадлежат учительской интеллигенции.

Учительство — это социальная группа общества, одна из главных функций которой, на наш взгляд, заключается в решении задач социализации подрастающего поколения, передаче ему определенной системы ценностных ориентаций.

В связи с этим учительская интеллигенция, ее ценностные ориентации выступают важным социальным потенциалом, реализация которого имеет стратегическое значение для его устойчивого функционирования и развития.

Познание современных социальных процессов невозможно без всестороннего исследования ценностных ориентаций общества в целом, его социальных групп. Особая значимость ценностных ориентаций учительства обусловлена тем, что она выполняет ключевую роль в социальном воспроизводстве новых поколений, их ценностных ориентаций.

Именно этим обусловлен наш выбор темы исследования, посвященного выявлению социальных механизмов формирования ценностных ориентаций учительства, их трансляция новым поколениям в процессе педагогической деятельности.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется прежде всего тем, что формирование у современного учительства приоритетных ориентаций на гуманистические ценности и идеалы является одним из важнейших, необходимых факторов цивилизованного развития общества.

Степень разработанности темы исследования.

В своей работе автор опирается на уже достигнутый уровень изученности социальной структуры общества и его ценностных ориентаций, в том числе ценностных ориентаций учительства.

Известными отечественными исследователями ценностных ориентаций являются АГ. Здравомыслов (1−38), ВАЯдов (1−175), В. П. Тугаринов (1−144), (1−145), В. Б. Ольшанский (1−92), О. Г. Дробницкий (1−33), С.Ф.Ани-симов (1−4) и др.

В.Б.Ольшанский исследовал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей, рассматривал их как устремления личности или группы людей к различным явлениям социальной значимости. А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов связывали ценностные ориентации с психологическими установками личности. Поскольку ценности, как правило, имеют общественный характер, то данные установки личности ими рассматриваются как социальные, а сам феномен ценностной ориентации как социально-психологический. Ценностные ориентации, по мнению А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, представляют направление личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества.

Различные точки зрения на природу и сущность ценностных ориентаций подробно описаны в работах Д. Е. Фролова (1−159), И. Г. Афанасьевой (1−9), В. Н. Сагатовского (1−114), А. М. Коршунова (1−58) и др.

Личность учителя как гражданина, интеллигента, ее образовательные и профессиональные интересы обстоятельно исследованы в работах М. Монтеня (1−83), Р. Оуэна (1−96), И. Г. Песталоцци (1−99), К. Д. Ушинского (1−151). Сегодня большое внимание данной проблематике уделяют Е. Г. Осовский (1−93), (1−94), (1−95), Ю. Н. Козырев (1−53), С. В. Игнатьев (1−42), Ф. З. Ходячий (1−42), С. Т. Шацкий (1−169) и др.

Проблемы реформирования образования как социального института в России, его ценностных ориентаций изучаются в настоящее время В. М. Филипповым, А. Н. Тихоновым (4−4), Э. Д. Днепровым (1−32), А.Г.Асмо-ловым (4−4), В. Д. Шадриковым (1−171), А. И. Сухаревым (1−136), В.Г.Кине-левым (4−6).

Процессы формирования и функционирования ценностных ориентаций на уровне личности и социальной группы обстоятельно рассматривали социологи И.В.Бестужев-Лада (1−13), В. С. Бакиров (1−10), A.A.Ручка (1−111) и др.

Особая роль в обосновании значения общечеловеческих гуманистических ценностей и идеалов для современного российского общества и мирового сообщества принадлежит Д. С. Лихачеву и А. Д. Сахарову.

Фундаментальное значение для исследования по теме диссертации имеет Закон Российской Федерации «Об образовании». Закон содержит принципы государственной политики в сфере образования. Это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личностиединство федерального культурного и образовательного пространстваобщедоступность образования и его светский характерсвобода и плюрализмдемократический, государственно-общественный характер управления образованиемавтономность образовательных учреждений. Согласно Закону «Об образовании» всем гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения, отношения к религии, убеждений.

Российская школа получила мировое признание и все более привлекает к себе внимание работников образования, государственных и общественных деятелей, деловых кругов зарубежных стран.

Сегодня российское учительство находится в эпицентре реформаторских перемен, которые происходят в нашем обществе и образовании.

Проблемы реформирования российской образовательной системы, ее обновления находятся сегодня в ряду наиболее обсуждаемых в нашем обществе.

Объект исследования: учительское сообщество Республики Мордовия как составная часть регионального социума.

Предмет исследования: динамика приоритетных ценностных ори-ентаций различных групп учительства под влиянием изменения их социально-профессионального, политического и культурного статуса в условиях реформирования общества и школы.

Цель исследования состоит в определении основных направлений совершенствования государственной политики по отношению к учительству, повышению статуса этой социально-профессиональной группы и ее роли в развитии современного российского общества, в формировании цивилизованных ценностных ориентаций молодых поколений.

Задачи исследования, решению которых посвящена диссертационная работа, заключаются в следующем: выявление факторов, определяющих динамику социального статуса современного учительства в обществеисследование наиболее характерных изменений в структуре ценностных ориентаций учительства, их реализации в учебно-воспитательном процессеразработка рекомендаций органам государственной власти и управления образованием по повышению социального статуса учительства и его роли в развитии гуманистической ориентации общества.

Методологическая база. Теоретическую и методологическую основу исследования поставленных в диссертации проблем составляют работы российских и зарубежных ученых по проблемам ценностных ориентаций.

Эмпирическая база исследования. Основой диссертации выступает социологическое исследование «Учитель и общество», проведенное НИИ регионологии при Мордовском государственном университете при непосредственном участии диссертанта, а также экспертный опрос 1998 года. В работе анализировались данные всероссийских и международных социологических исследований, материалы периодической печати.

Выборка: репрезентативная, квотно-территориальная, со случайным отбором первичных единиц опроса. Репрезентирующими признаками выступали регион проживания и работы, пол, возраст, стаж педагогической деятельности, национальность.

Опрошено в 9 районах республики и г. Саранске 1 142 респондента.

Материалы исследования обработаны в НИИ регионологии при Мордовском университете на персональных компьютерах типа IBM РС/АТ-286 и IBM РС/АТ-386 с помощью программы социологической обработки данных «SOD», разработанной Институтом управленческих нововведений (г. Москва). Кроме того, в работе использованы результаты социологических исследований, которые проведены научными организациями страны и опубликованы в различных изданиях.

Объем выборки экспертного опроса «Учитель и общество» составил 120 человек, материалы исследования были обработаны на PC, комплексом программных средств для обработки и анализа данных социологических исследований (КПС «СОД»).

Научная новизна диссертационного исследования. На основании обобщения результатов социологического исследования выделяются приоритетные социальные ориентации учительства, их зависимость от содержания и механизмов реформирования общества и школы, с одной стороны, и воздействия этих ориентаций на поведение учителей в обществе и школе, с другой стороны.

Обосновывается принципиальная необходимость утверждения в сознании учителей приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей как одной из основ повышения статуса учительства в обществе и школе.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Книга «Учитель и общество: Итоги анкетного опроса» была запрошена в 1996 году Библиотекой Конгресса США.

Результаты исследования могут быть использованы в государственной образовательной политике, а также в практической работе вузов и школ.

Материалы исследования могут быть также использованы при чтении спецкурсов социологического профиля.

Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования были получены следующие результаты:

Положение учительской интеллигенции в современном российском обществе следует характеризовать как неадекватное роли и значению деятельности этой социально-профессиональной группы.

Усиливаются тенденции снижения материального благосостояния, социального статуса учительства, уменьшению социальной престижности учительской профессии. Вследствие этого в учительской среде отчетливо проявляется тенденция к самоопределению себя в качестве малообеспеченной социально-профессиональной группы социума.

Формирование системы ценностных ориентаций современного учительства происходит в сложных условиях кризисных процессов в обществе. Поэтому механизм формирования его ценностных ориентаций является неустойчивым и избирательным.

Приоритетными для учительства являются социально-профессиональные и нравственно-психологические ценности, занимающие в иерархии ценностей более высокое место по сравнению с общегражданскими. Наиболее значительными, по сравнению с витальными, являются ценности, которые могут быть определены как ценности социального признания — уважение окружающих и работа по избранной профессии. Вместе с тем исследование выявило тесную взаимосвязь этих двух групп ценностей. Современный российский учитель стремится к самовыражению в профессиональной деятельности, стараясь достичь материального благополучия и спокойной, размеренной жизни, работая по избранной профессии. Эти ориентации учительства входят в противоречие с его действительным материальным и социальным положением.

В сознании учителей утверждается представление о себе как о малообеспеченной социальной группе, наибольшую озабоченность учителей вызывают социальные проблемы. Тем не менее приоритетной для учителя является ориентация на собственный социокультурный статус.

Выявлено, что для современного российского учительства сохраняют свою значимость ценности, традиционные для российской интеллигенции, характерны сильные эгалитаристские тенденции и критическое отношение к ценностям, санкционирующим господствующее положение в обществе какой-либо одной социальной группы.

При исследовании социально-политических ориентаций учительства удалось выявить, что соотношение сторонников и противников коммунистической идеи выглядит примерно равным. Важно отметить, что, независимо от своих идеологических предпочтений, учительская интеллигенция в большинстве своем выступает за эволюционный, правовой путь развития общества.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на всероссийской конференции «Традиционное и новое в культуре народов России» в 1992 году, по материалам исследования «Учитель и общество» делались сообщения на ежегодных «Огаревских чтениях» в Мордовском университете, а также на научных семинарах НИИ регионологии при Мордовском университете. Основные положения диссертации опубликованы в девяти работах. Автор является одним из составителей серии сборников «Региональная политика Российской Федерации в области образования» .

Заключение

.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: социальные качества учителя непосредственно связаны с его приоритетными ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации являются не столько индивидуально-психологическим, сколько социальным феноменом. Они определяются не только существующими общественными отношениями, но и стремлением учителя к самореализации. Специфика ценностных ориентаций определяется прежде всего тем объектом, на который ориентирован человек, его повышенным интересом к тем или иным свойствам объектов.

Формирование системы ценностных ориентаций современного учительства происходит в сложных условиях кризисных процессов общества. Поэтому механизм формирования его ценностных ориентаций становится более неустойчивым и избирательным.

Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенных нами социологических исследований «Учитель и общество» 1993 года, а также экспертного опроса 1998 г., имевшего целью выявление ценностных ориентаций современной российской учительской интеллигенции. Сопоставление результатов дает основание заключить, что ведущее место в личности современного российского учителя принадлежит общечеловеческим, гуманистическим ценностям, которые доминируют в обществе. Сравнительный анализ содержательного аспекта признаков нравственных и профессиональных ценностей показывает, что происходят их обновление и новое наполнение. Статистическая оценка работы в ходе опроса дополнена и динамической: было выявлено отношение респондентов, в данном случае учителей, к различным сторонам жизни. К числу объективных факторов были отнесены общая социальноэкономическая, социально-образовательная ситуация в стране, социально-демографический состав учительства, референтная среда и т. д.

Полученные результаты по изучению данных вопросов показали корреляцию ценностей. Исследования показали, что приоритетными для учительства являются социально-профессиональные и нравственно-психологические ценности, занимающие в его иерархии ценностей более высокое место по сравнению с общегражданскими. Наиболее значительными, по сравнению с витальными, являются ценности, которые могут быть определены как ценности социального признания — уважение окружающих и работа по избранной профессии. Вместе с тем исследование выявило тесную взаимосвязь этих двух групп ценностей. Современный российский учитель стремится к самовыражению в профессиональной деятельности, стараясь достичь материального благополучия и спокойной, размеренной жизни, работая по избранной профессии.

Эти ориентации учительства входят в противоречие с его действительным материальным и социальным положением, которое в последние годы непрерывно ухудшается.

В сознании учителей утверждается представление о себе как малообеспеченной социальной группе. Согласно результатам опроса, наибольшую озабоченность учителей вызывают социальные проблемы.

Тем не менее приоритетной для учителя является ориентация на собственный социокультурный статус.

Исследование показало, что для современного российского учительства сохраняют свою значимость ценности, традиционные для российской интеллигенции, для которой, помимо ориентации на либеральные ценности, общие с аналогичными социально-профессиональными группами на Западе — наука, права человека, демократия и социальный прогресс — характерны более сильные эгалитаристские тенденции и критическое отношение к системам ценностей, санкционирующим гос.

129 подствующее положение в обществе какой — либо одной социальной группы.

Эта преемственность выражается в сохранении значимости идеала «интеллигентности», предполагающего наличие особых духовно-нравственных качеств, позволяющих рассматривать интеллигенцию как духовную элиту общества, отличную от правящей элиты.

При исследовании социально-политических ориентаций учительства не удалось выявить какой-либо преобладающей тенденции: соотношение сторонников и противников коммунистической идеи выглядит примерно равным. Важно отметить, что, независимо от своих идеологических предпочтений, учительская интеллигенция в большинстве своем выступает за эволюционный, правовой путь развития общества.

Результаты настоящего исследования сохранили свою актуальность и в настоящее время, так как коррелируют с результатами общероссийских социологических исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Диссертации, монографии, книги
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  3. Асп Э. Введение в социологию. Санкт-Петербург: Изд-во «Апе-тейя», 1998. 246 с.
  4. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.
  5. В.И. К вопросу об изучении внутренней структуры социалистической интеллигенции // Методические проблемы социологических исследований интеллигенции. М.: ИСИ, 1987. С. 19−28.
  6. B.C., Скаткин М.Н., Турбовский К. И. М.: Педагогика, 1985. 240 с.
  7. В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  8. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  9. И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. М.: Изд-во Московского университета, 1986. 40 с.
  10. B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков: Выща шк. Изд-во при Харьк. гос. ун-те, 1988. 147 с.
  11. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 220 с.
  12. H. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. С. 34−166.
  13. Бестужев Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. 254 с.
  14. B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философское размышление о жизненных проблемах. Институт истории естествознания и техники АН СССР. М.- 1988. 57 с.
  15. А.К. Пути и средства формирования политической культуры будущего учителя// Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя. Вологда: ВГПИ, 1989. С. 65−71.
  16. С.Н. Дополнительный труд научной интеллиген-ции//Научно-технический прогресс и тенденции социального развития советского общества. М.: Наука, 1988. С. 104−110.
  17. В. В. Актуальный аспект проблемы определения интеллигенции.// Человек и современный мир. Л.: ЛГУ, 1988. С. 39−48.
  18. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Новости, 1990. 211 с.
  19. А. П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
  20. А. П. Актуальные проблемы непрерывного образования. М.: АПН СССР, 1982. 158 с.
  21. Д.Е., Косицын С. П. Социальная активность молодых учителей// Педагогическая интеллигенция: Социально-политические проблемы. Л.: ЛГПИ, 1988.С. 48−53.
  22. В. Интеллигенция// 50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс-Париж: Пайо, 1989. С. 131−132.
  23. А. А. Этика и плюрализм. Этическая мысль: Научно -публицистические чтения. М: Республика, 1992.С. 5−11.
  24. Е. А. Мировоззренческие ориентации молодой интеллигенции и современный мистицизм//Духовные ценности советской молодежи. М.: ВКШ, 1988.С. 130−137.
  25. И. Н. Механизмы формирования ценностных ориента-ций студентов (Опыт социологического исследования.) 09. 00. 09. Утв. 23 II. 88- 4 870 020 994. Минск, Минск, гос. ун-т, 1987. 190 с.
  26. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Наука, 1969. 94 с.
  27. С. Особенности ценностных ориентаций и структуры самосознания студенческой молодежи (Сравн. анализ индийских и советских студентов) Дис. канд. Психолог, наук: 19. 00. 07 Утв. 31. 08. 88 4 880 011 813. М.: МГУ, 1988. 153 с.
  28. Э.Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998. 464 с.
  29. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., Ин-терпракс, 1994. 184 с.
  30. Демократизация советского общества: Истоки. Проблемы решения. М.: Высшая школа, 1989. 431 с.
  31. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.: Федеральный институт планирования образования Министерства образования РФ при поддержке МАРИОС (Межнациональной ассоциации развития и интеграции образовательных систем), 1996. 432 с.
  32. О. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. 351с.
  33. С.Н., Семенов Е. В. Наука и образование в структуре НТР, Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986.165 с.
  34. A.A., Ребкало В. А. Политическая культура личности. Киев: Выща шк., 1985. 143 с.
  35. A.C. Социальная микросреда и организация идеологической работы. М.: Мысль, 1984.78 с.
  36. Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980. 247 с.
  37. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  38. Л.С. Образование как общественное явление // Проблемы культуры и образования современного села. Ульяновск: УГПИ, 1978. С. 3−21.
  39. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Наука, 1978. 165 с.
  40. Инновационное движение в российском школьном образовании. М.: Парсифаль, 1997. 416 с.
  41. Интеллигенция в российском обществе и университете: идеалы, мифы, переоценки. Томск: Томский гос. ун-т, 1994. 97 с.
  42. Интеллигенция в социальных процессах современного общества. М.: Наука, 1992.104 с.
  43. Интеллигенция. Власть. Народ. М.: Наука, 1993. 336 с.
  44. Интеллигенция и нравственность: социологические очерки. М.: М-во науки, высш.шк. и техн. политики, Ком. по высш. шк., НИИ высш. обр., 1993. 250 с.
  45. Интеллигенция и перестройка. М.: Наука, 1991.73 с.
  46. Историографические и исторические проблемы русской культуры. Сборник статей. М.: Институт истории СССР, 1983. 203 с.
  47. Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения, т. I Великая дидактика. М.: Учпедгиз, 1939. 320 с.
  48. Т. Сочинения. Изд. 3-е. М.: «Молодая гвардия», 1966. 228 с.
  49. П.Д. Мировоззрение и формирование ценностных ориентаций личности.: В помощь лектору. М.: «Знание», 1983. 40 с.
  50. Коган J1.H. Общее и специальное образование как предмет социологического исследования. Свердловск: УФАИ СССР, 1969. 169 с .
  51. Ю.Н. Интеллигентность как духовное основание социальной дестратификации. М.: Наука, 1992. 89 с.
  52. Динамика профессиональных ориентаций молодежи Сибири: Опыт социол.исслед. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1977.174 с.
  53. С.Т. Обществоведение и общественные институты. М.: Политиздат, 1990. 170 с.
  54. A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. 382 с.
  55. A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании. М.: Изд-воМГУ, 1982. 134 с.
  56. A.M. Отражение, деятельность, познание, М., Политиздат, 1979. 216 с.
  57. Т.В. Методологические аспекты исследования интеллигенции как особого социального строя: Автореф. дис. на соиск.уч. степени канд. философ, наук. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1983. 24 с.
  58. Н.С. Человек: потребности и ценности: Закончится ли спор Иисуса Христа с Великим Инквизитором? Свердловск: Изд-во. Урал, ун-та., 1992.145 с.
  59. Э.Л. Демократия: некоторые вопросы теории, методологии и практики. М.: Юрид.лит., 1986. 237 с.
  60. Культура цивилизация — человек, 1985. Материалы философских чтений: Материалы Регион, философ, чтений молодых ученых, Фергана, 6−7 сент. 1985, Ташкент: Фан, 1988. 139 с.
  61. Ю. Интеллигенция // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс-Париж: Пайо, 1989. 129 с.
  62. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIV века., М.: Мысль, 1971. 370 с.
  63. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917. М.: Мысль, 1981. 285 с.
  64. Д.С. Прошлое будущему. Изд-во Л., 1985. 575 с.
  65. А.Ф. Дерзание духа. М&bdquo- 1988. 365 с.
  66. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура./ Под общ. ред А. Б. Любимовой: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1995 г. 107 с.
  67. П.П. Формирование человека как личности. Социально-психологический аспект. Л., Изд-во ЛГУ, 1985. 119 с.
  68. Д. Моральные ценности и их роль в современной семье: Автореф. дис. канд. философ, наук М.: МГУ, 1990. 24 с.
  69. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983. 191 с.
  70. К. Проблема интеллигенции. Демократизации культуры. М., изд-во РАН ИНИОН, 1993, ч. I. 89 с.
  71. К. Человек и общество в век преобразования. М., изд-во РАН ИНИОН, 1993. 104 с.
  72. М.К. Интеллигенция в современном обществе// Проблемы рабочего движения. М.: Мысль, 1968. 156 с.
  73. A.C. К анализу понятий «классовое» и «национальное»// Национальный вопрос и новое мышление. Ереван, изд-во Ерев. ун-та. 1989. 167 с.
  74. Д. Больная Россия. Л.: ЛГУ, 1991. 267 с.
  75. Н.И. К критике «социологии интеллигенции» Йозефа Шумпетера // Рукопись деп. В ИНИОН АН СССР N 13 900 от 22. 08. 83. 24 с.
  76. A.C. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986.126 с.
  77. Ю.В. Соотношение понятий «ценностная ориентация» и «жизненная ориентация». Методол. аспект. Свердловск, Изд-во УГУ, 1989. 78 с.
  78. Т.Я. Дошкольное воспитание во Франции. М.: Педагогика, 1984. 64 с.
  79. И., Непомнящий A.C. Человек в расцвете лет: Ценностные ориентации. Рига: Авотс, 1989. 219 с.
  80. Молодежь: проблемы формирования и воспитания. Сборник. М.: «Молодая гвардия», 1978. 256 с.
  81. Монтень Мишель. Об искусстве жить достойно. Философские очерки. Сост. и авт. предисл. А. Гулага и J1. Пажитнов. Изд. 2-е М., «Детская лит-ра», 1975. 207 с.
  82. Монтень Мишель. Опыты.: Избранные призведения в 3-х т. М.: Голос, т. 3.: Пер. с фр. 1992. 416 с.
  83. Мор Томас, 1478 1978: Ком. идеалы и история культуры. Сб. статей / Науч. совет АН СССР по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения. М.: Наука, 1981. 384 с.
  84. В.В. Социализация личности. (Философ, аспект), Киев: Выща шк., 1986. 198 с.
  85. А.Ю. Критика буржуазных социологических концепций места и роли интеллигенции в социалистическом обществе: Автореф. дис. канд. фил. наук/АН СССР Ин-т соц. исслед. М., 1983. 25 с.
  86. В.А., Хроменков H.A. Проблемы повышения эффективности общего среднего образования. Киев, Рад. школа, 1983. 200 с.
  87. Л. Социальная ответственность интеллигенции в условиях перестройки. АН СССР. М.: Ин-т философии, 1990. 165 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР N 41 369 от 21. 03. 90.
  88. Л.И. Нравственные основы социалистического образа жизни. Минск: Изд-во БГУ, 1983. 111 с.
  89. В. Я. Социология образования. М.: Изд-во Моск. унта, 1992. 200 с.
  90. В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994. 272 с.
  91. Е.Г. К вопросу об истоках формирования педагогики Российского Зарубежья:// Совр. проблемы психол.-пед. наук: Межв. сб. науч. тр. Вып.11.-Саранск, 1998. С.3−5.
  92. Е.Г. Провозвестники русской космической педагогики. Е.И. и Н. К. Рерихи (Материалы к «Педагогической энциклопедии») // Современные проблемы психол.- лед. наук: Межв.сб.науч.трудов. Вып.7 Саранск, 1996.С. 3−5.
  93. Е.Г. Диалогизм М.М.Бахтина и педагогическая культура учителя //М.М.Бахтин и гуманитарное мышление на пороге на пороге 21 века: Тезисы 3-х саранских международных бахтинских чтений: в 2 ч. 4.1 Саранск, 1995. С.183−185.
  94. Оуэн Роберт. Педагогические идеи Роберта Оуэна. Изб. отрывки из сочинений Р. Оуэна. /"Основы ред. системы Р. Оуэна", с. 3−142/. М. Учпедгиз, 1940. 264 с.
  95. .Д. Научно-техническая революция и личность: Социал.-психол. пробл. М.: Политиздат, 1978. 240 с.
  96. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высш. шк., 1990. 175 с.
  97. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, М.: «Педагогика», 1981, т. 1, 334 е., т.2, 416 с.
  98. M. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. М.: Мысль, 1984. 205 с.
  99. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков: Основа, 1991. 162 с.
  100. C.B. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи в социально политической сфере: Автореф. дис. канд. социол. наук. Саранск, 1992.19 с.
  101. А. И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М.: Наука, 1990. 157 с.
  102. Проблемы этики и эстетики. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. 206 с.
  103. Проблемы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в свете реформы школы: Межвуз.сб. научн.тр. Л.: ЛГПИ, 1988. 155 с.
  104. A.A., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 1996 г. 208 с.
  105. Развитие образования России: Федеральная программа НИИ ВО. М.: Наука, 1993. 101 с.
  106. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. 192 с.
  107. В. Е. Ценностные ориентации общества и возможности всестороннего развития человека // Возможности человека в современную эпоху. М.: Б.и., 1989. 155 с.
  108. В.М. Противоречия в развитии личности и их разрешение в процессе воспитания. Калинин, Изд-во Калин, гос. ун-та, 1973. 306 с.
  109. А. А. Социальные ценности и нормы: (Некоторые теорет. и приклад, вопросы социол. анализа.) Киев.: «Наука думка», 1976. 152 с.
  110. А. А. Ценностный подход в системе социологического знания. / АН УССР, Ин-т. философии. Киев.: «Наука думка», 1987. 152 с.
  111. В.H. Весы Фемиды и суд совести. М.: Мол. гвардия, 1982. 206 с.
  112. В. Н. Социальный образ жизни и активная жизненная позиция личности.// Нравственная жизнь человека. М., Мысль, 1982. 154 с.
  113. . Общество и образование: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. 59 с.
  114. Сборник «Учитель и общество»: Итоги анкетного опроса /НИИ регионологии. Саранск, Изд-во НИИ регионологии при Морд. гос. ун-те, 1993. С. 3−4.
  115. В.Ф. Социальная программа на тему «Проблемы формирования политической культуры интеллигенции». М.: Институт социолог. исследований, сектор социальн. развития интеллигенции, Сов.социол. ассоц., 1987. 48с.
  116. B.C. и др. Профессиональные отряды интеллигенции. М.: АН СССР Ин-т социологич. исследований, 1985. 188 с.
  117. Сен-Симон (де) Анри. Избранные сочинения. Пер. с фр. под ред. и с коммент. Л. С. Цетлина. М. Л. Изд. АН СССР, 1948. т.1. 468 е., т.2. 486 с.
  118. Сен-Симон (де) Анри. Избранные сочинения.М.-ПГ, ГИЗ, 1923. 211 с.
  119. A.B., Шашнов С. А. О методах моделирования социальных перемещений интеллигенции // Методические проблемы социологических исследований интеллигенции. М.: ИСИ, 1987.С. 149−157.
  120. В.И. Элементарная педагогика. М.: Просвещение, 1992. 159 с.
  121. Л.Я. Социалистическая интеллигенция как объект социально-философского исследования. Киев: Политиздат Украины. 1986. 222 с.
  122. В. Ценности социалистического мира. М., Политиздат, 1977. 134 с.
  123. Л.Я. Социалистическая интеллигенция как объект социально-философского исследования. Автореферат, дис.. д-ра философ. наук. М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС. 1986. 51 с.
  124. В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. 87 с.
  125. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542 с.
  126. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. /Авторы: В. С. Собкин, П. С. Писарский. М., Министерство образования РФ, 1992. 159 с.
  127. Социология и проблемы социального развития. М.: Наука, 1978.479 с.
  128. Сравнительный анализ систем ценностей различных социальных групп (по материалам исследования в Москве и Моск. обл.). Информационные материалы. М., ИСАН, 1991. 60 с.
  129. С.П. О диалектике общего, особенного и единичного в понятии интеллигенции. Свердловск, 1987. 25 с.
  130. Л.А. Ценностные ориентации личности и регуляции взаимоотношений в контактных группах. // Ред. А. С. Байрамов, АН АзССР, Ин-т. философии и права. Баку. ЭЛМ, 1989. 106 с.
  131. Е.Ф. Теория и практика коммунистического воспитания. М.: Высшая школа, 1984. 223 с.
  132. А.И. Основы регионологии. Саранск, Изд-во НИИ ре-гионологии, 1996. 120 с.
  133. Схема развития и размещения производительных сил Республики Мордовия на период до 2000 года. Саранск, НИИ регионологии при Мордовском университете, 1996 г. С. 336 342.
  134. A.A. Актуальные вопросы престижа профессии учителя // Социология высшей школы, Горький, изд-во ГГУ, 1981. 57 с.
  135. A.A. Основные тенденции изменения структуры советского учительства //Философско-социологические вопросы совершенствования народного образования. Горький: изд-во ГГУ, 1983. С. 138−157.
  136. A.A. Проблемы преодоления материально-бытовых различий между учительством города и села // Социология высшей школы. Горький, изд-во ГГУ, 1983. с. 53−61.
  137. Т.М. Место и роль учительства в социалистическом обществе. Ташкент: ФАН, 1987. 98 с.
  138. В.И. Образ жизни: Понятие, реальность, проблемы. М.: Наука, 1975. 184 с.
  139. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.128 с.
  140. В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: Изд-во ЛГУ 1978.124 с.
  141. В.П. Философия сознания.(Соврем, вопросы). М.: Мысль, 1971.199 с.
  142. В.Н. Социология и система образования // Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, Наука, 1969. С. 10−11.
  143. Учитель и школьная реформа на Среднем Урале: общественное мнение. Свердловск: Ин-т экономики, 1991. 93 с.
  144. Учительство как социально-профессиональная группа/ В. С. Собкин, П. С. Писарский, Ю. О. Коломиец. М.-Рига: Российская Академия образования, ЦСО РАО, 1996.102 с.
  145. К.Д. Собр.соч. в 4 т. М.:АПН РСФСР, 1948. Т.2, 655 с.
  146. К. Д. Изб. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1954. Т. 2, 734 с.
  147. К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. М.: «Педагогика», 1988.Т.4, 525 с.
  148. Н.С. Малая социальная группа как форма общественного развития. / Научн. ред. Ю. П. Андреев. Казань, Изд-во. Казан, унта., 1989.174 с.
  149. A.A. Современная американская буржуазная политология. Истоки, традиции. П.: Изд-во ЛГУ, 1989. 213 с.
  150. Г. П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С. 405−409.
  151. Л.В. Шпет как историк русской философии. Дисс. на соиск. учен, степени канд. философ, наук. М.: АОН при ЦК КПСС, 1991. 127 с.
  152. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. 197 с.
  153. Ф.Р. Образование и социальная структура. М.: «Наука», 1976. 200 с.
  154. Ф.Р., Митев Р. Э. Молодежь и высшее образование в социалистических странах. М., Наука, 1984.142 с.
  155. Д.Е., Малкин В. И. Активность личности студента. М.: изд-во «Универсум», 1994. 383 с.
  156. Фурье Ш. О воспитании при строе гармонии. Пер. с франц. М. Филиппова. М.: Учпедгиз, 1939. 142 с.
  157. К.Н. Образование и воспитание в системе образа жизни. П.: ЛГПИ им. Герцена, 1977.141 с.
  158. В.Е. Социальная направленность личности. Некоторые вопр. теории и методики социол. исслед. Киев: Политиздат Украины, 1988. 278 с.
  159. H.A. Социально-экономическое значение реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. 174 с.
  160. Чарнолуский Основные вопросы организации школьного дела в России. СПб., 1909. 124 с.
  161. И.М. Теоретические основы проблемы потребностей личностей: Социологический аспект. Красноярск, Книжн. изд., 1975. 246 с.
  162. B.C. Интеллигенция и управление // Социологические исследования интеллигенции. М.: Наука, 1982. 73 с.
  163. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. т.2, 414 с.
  164. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Государственные учебно-педагогическое издательство РСФСР, 1958. 431 с.
  165. .А. Формирование политической культуры в научной интеллигенции в условиях совершенствования социалистического общества: Автореф. дис. канд. философ, наук, М.: МГУ им. Ломоносова, 1986. 24 с.
  166. В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 181 с.
  167. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.
  168. В.А. Проблемы методологии научного познания: Монография. М.: Высш. школа, 1978. 269 с.
  169. И.Н. Социология религии. М., «Мысль», 1979. 182 с.
  170. В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., Изд-во Ленинград, ун-та, 1961. 122 с. 1. Отдельные статьи
  171. C.B. Природа ценности и ценности культуры // Культура, нравственность, человек. Ташкент. 1991. С. 36−46.
  172. И.Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Б. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Соц. исслед. 1989. N4. С. 48−56.
  173. В. Функции социальных систем// Соц. исслед. 1980. № 2. С.16−18.
  174. П.Д. Подгнившие «вехи» // В защиту интеллигенции. М.: 1909. С.125- 135.
  175. .В. «Люби Россию в непогоду»// «Известия». 1989. от 18 января.
  176. Г. В. Ответственный этап перестройки школы //Народное образование, 1987. № 8. С.21−24.
  177. Я.М. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. М.: 1989. N6. С. 85−89.
  178. А.Б. Эмиль Дюркгейм о ценностях и идеалах. //Соц. исслед. 1991. № 2. С. 104−106.
  179. A.A. Этика и плюрализм//Этическая мысль / Научно-публицистические чтения. М.: Республика. 1992.С. 5−11.
  180. А. Беседа о духовности //Вопросы философии. 1986. № 11. С.13−14.
  181. М.Е. О генезисе понятия «интеллигенция»// Проблемы философии. Киев. 1988. Вып. 76. С. 34−42.
  182. Ф.Ю. Престиж профессии учителя//Соц. исслед. 1991. № 8. С. 60−63.
  183. Е., Золотухина В. Интеллигенция: вина или беда?// Ростов н/Дону. 1989. № 2. С. 172−174.
  184. В.Н., Бабакаев C.B. Социально-политическая ориентация и жизненные ценности учащейся молодежи// Соц.- полит, науки. 1991. № 6. С.79−83.
  185. Интеллигенция и власть// Полис. 1992. N3.C. 72−85.
  186. Н.М. О соотношении гражданской и политической культуры// Соц.- полит, науки. 1991. № 7. С. 121−128.
  187. В. М. Ролдугин Ю. Д. Общечеловеческое в демократии: Соц. аспект// Вестник Моск. ун-та. Сер 12. Социал.-полит, исслед. 1992. № 2. С. 39−44.
  188. Н.М. Социология повседневности: переоценка ценностей // Общественные науки и современность. 1992. № 3. С. 47−56.
  189. Ю.С., Бойко Л. И. Образование как социальная ценность: эволюция взглядов студентов// Общественные науки. 1990. N1. С. 93−97.
  190. Кон И. С. Размышления об американской интеллигенции// Новый мир. 1968. № 1. С.34−35.
  191. М. Народное образование: бессилие системы// М.: Высшее образование в России. 1998. С.140−144.
  192. В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура// Вопросы философии. М. 1989. № 9. С. 65−79.
  193. В.П. Образовательный потенциал общества// Известия АН СССР. Сер. «Экономика». 1974. № 6. С. 19−29.
  194. В.А. Образование как образ жизни// Вестник высшей школы. 1997. № 10. С.14−18.
  195. А.К. Школа в зеркале социологии// Известия. 1988. От 19 декабря.
  196. А.И. Проблемы социологии образования// Образование и воспитание. 1992. N2.C. 47−54.
  197. Д. С. «Из писем о добром и прекрасном’У/Крестьянка. 1987. № 4.
  198. Ю.М. «Университет учитель — НТР7/ ВВШ. 1986. № 7.
  199. Материалы круглого стола «Культура. Нравственность. Религия."// Вопросы философии. № 11.1989. С. 30−36.
  200. Л.Д., Шишкина Л. С. Всесоюзная научно-методическая конференция «Социология образования»/Ленинград, апрель 1990. Вып.4. 1990. С. 114−118.
  201. Новая редакция закона Российской Федерации «Об образовании"// Вестник образования. М.: Изд-во «Про-Пресс». № 3. 1996. С.82−83.
  202. A.M. Россия на пути в постиндустриальную экономическую эпоху: сдвиг власти и собственности//Социально-политический журнал. М.: 1998. № 5. С. 39−40.
  203. H.H. Интеллигенция образование — культура// ВВШ. М&bdquo- 1986. № 11. С. 7−13.
  204. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования// Высшее образование в России. № 3. 1998. С.45−46.
  205. Педагогическая культура, обществ, науки, соц. практика: Соц. очерк//ВВШ. 1989. N11. С. 13−16.
  206. Л.Н. Политические ориентации и общественные ценности американских студентов: некоторые тенденции 80-х годов// Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит, исслед.1992. N2. С. 77−81.
  207. В.Т. За демократическим фасадом «буржуазной школы’У/Народное образование. 1987. N6. С. 83−85.
  208. A.M. К вопросу о социальной структуре советского общества// Философ. Науки. 1989. N4. С. 27−36.
  209. А., Похмелкин В. Блеск и нищета идеологии// Нева. 1991. № 10. С. 137−155.
  210. Сверчкова J1.П., Шмерлинг И. Ш. Роль интеллигенции в перестройке общества: (В помощь лектору. О-во «Знание» РСФСР). Л., Ленинград. отд., 1989. С. 16 -17.
  211. Сопряжение ценностных выборов с возрастом// Социс. 1993.4.
  212. Е. Новые элементы соц. структуры// Коммунист. N16. 1988. С.32−33.
  213. . «Судьба образования в современном мире»// 1986. ВВШ. 1976. N3.
  214. Е.И. Интеллигенция и власть// Социолог, исслед. М.: 1990. № 3. С. 131−140.
  215. Е.И. Коллективизм или гражданское общество//Соц. исслед. 1991. № 7. С. 54−64.
  216. М.Х. Политическая культура общества// Соц. полит, науки. 1991. № 4. С. 103−112.
  217. Фундаментальные жизненные ценности, цели и социальная активность личности// Вестник Харьк. ун-та. 1989. N342. С. 9−16.
  218. Д., Вершловский С. Ценностные ориентации советских и американских учителей// Педагогика. 1992. N 3. С. 102−106.
  219. Ценности в кризисном социализме// Психолог, журнал. 1991. № 6. С. 154−167.
  220. Ю.А. Что значит быть интеллигентом?// ВВШ. 1989. № 4. С. 13−15.1481.I. Словари
  221. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета. 420 с.
  222. Ф.А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. М.: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон. 1962. Т. 68, 962 с.
  223. А.Н., Шульга КБ. Социологический словарь. Минск, «Университетское», 1991. 528 с.
  224. Политология. Энциклопедический словарь. М., Изд-во Московского коммерческого университета, 1993. 431 с.
  225. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. Н. Прохоров. 4 -изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.
  226. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. М.: Русск. яз., 1979. Т. 2. 575 с.
  227. Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. 740 с. 1. Законодательные и нормативные акты, сборники
  228. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании"// Образование в документах. 1996. № 5. С. 7−62.
  229. Региональная политика РФ в области образования. Выпуск 9 / НИИ Регионологии при Мордовском государственном университете. Саранск, 1997.С. 374−375.
  230. Программа национального развития и межнационального сотрудничества народов Республики Мордовия. Саранск: типография «Красный Октябрь», 1997.С. 88−90. С. 83−84
  231. Концепция организационно-экономической реформы системы образования России // Первое сентября. № 90. 16 сентября 1997.С.З-4.149
  232. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования//Первое сентября. № 80 от 19 августа 1997.
  233. В.Г.Кинелев. К единой системе образования в России. Саранск// Регионология. 1997. № 1. 59 с.
  234. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., С.8−9.
  235. Bourdieu P. and Jean Claude Passeron, Reproduction in Education, Society and Culture, London, 1977.
  236. Hitotsubashi Journal of Social Studies. Vol. 23. № 2., P. 62.
  237. Jnkeles, Alex 1976. A cmodel ofthe modern man: theoretical and methodological issues, in: Black, pp. 320−348).
  238. Lyotard, Jean- Francois 1988. The Post-Modern Condition Minneapolis: University of Minnesota Press).
  239. Lukes, Steven 1985. Marxism and Morality. Oxford: Clarendon Press. j
  240. Merton, Robert K. 1938. Social structure and anomie, American
  241. Sociological Rewen 3, p.p. 672−682
  242. Kornhauser, Willan 1968. JMass society/ in Jnternationalj
  243. Encyclopedias Resurgence in the Asian Era. New York: Crown.
  244. Toffler, Alvin 1970. Future Shock. London: Bodley Head.
Заполнить форму текущей работой