Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Национальный и международный имидж британской политической элиты и ее лидеров: особенности функционирования и влияние на современный политический процесс

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системный метод использовался для изучения национального и международного имиджа лидера и правящей элиты как общественно-политического явления, включенного в динамично развивающуюся и постоянно меняющуюся систему разнообразных взаимосвязанных элементов действительности, влияющих в своей совокупности на способ принятия и исполнение решений, их качество и эффективность. Структурно-функциональный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Элита и ее лидеры как предмет политологического анализа
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к изучению 19 политического лидерства
    • 1. 2. Власть в системе политических отношений
    • 1. 3. Политические элиты в осуществлении властных функций
  • Глава.
  • Политический имидж лидеров международного уровня: теоретические подходы
    • 2. 1. Национальный и международный имидж политического лидера и представителей властной политической элиты в общественном сознании
    • 2. 2. Харизматические лидеры Уинстон Черчилль и Маргарет Тэтчер: сравнительная имиджевая характеристика
  • Глава 3. Образ британской правящей элиты и его значение для реализации внутри- и внешнеполитических целей
    • 3. 1. Политическая власть и элита Великобритании: особенности и характерные черты
    • 3. 2. Владельцы газет как часть британского истеблишмента: их влияние на политическую жизнь Великобритании
    • 3. 3. Британская политическая элита на международной арене
  • Роль прессы в создании и поддержании образа страны и ее лидеров
  • Глава.
  • Политический скандал как способ функционирования политического имиджа
    • 4. 1. Имидж представителей политической элиты Великобритании в контексте политического скандала
    • 4. 2. Манипулятивное воздействие как инструмент формирования и функционирования политического имиджа

Национальный и международный имидж британской политической элиты и ее лидеров: особенности функционирования и влияние на современный политический процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Для выработки объективной оценки сложных процессов, происходящих в современных международных отношениях, необходим анализ множества факторов и обстоятельств, оказывающих влияние на формирование внутрии внешнеполитической стратегии государства. Одним из таких факторов является образ страны, важная часть которого — национальный и международный имидж политического руководства. Оба аспекта имиджа следует рассматривать как отдельно друг от друга, так и в комплексе, в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов.

Особое место в ряду национальных элит, оказывающих прямое воздействие на формирование политики своей страны и всей системы международных отношений, занимает британская политическая элита. Она претерпела значительные качественные изменения на современном этапе своего существования, что сказывается и на функционировании ее имиджа.

Образ носителей власти, которые проводят политику от имени своего государства, является существенным знаком коллективной идентификации. Он олицетворяет собой и выражает национальную идею, которая, в свою очередь, обеспечивает единство нации. На международном уровне образ лидера и элит — это один из аспектов внешнеполитической стратегии страны, играющий важную роль при выборе политического решения. Неудивительно, что роль имиджа в мировой политике начинает привлекать все большее внимание политологов и специалистов в области международных отношений.

Однако нельзя не заметить, что интерес к данной проблематике сконцентрирован, главным образом, на анализе и разработке действенных технологий по формированию имиджа политика и представления его в процессе политических выборов. Дальнейшему его функционированию, планируемым и невольным трансформациям не уделяется достаточно внимания. В случае Великобритании это представляется неверным, так как в данной стране, где граждане традиционно голосуют в первую очередь за партию, а не за ее лидера, а сама избирательная кампания скоротечна, способность занявшего свой пост премьер-министра и его кабинета поддерживать и корректировать свой имидж в зависимости от внешних условий и личных качеств носителей власти, особенно важна. Благодаря ей у общества формируется отношение к конкретным личностям и проводимой ими политике.

Этой характерной особенностью политической жизни Великобритании обусловлен выбор страны, на примере которой автором диссертационного исследования проведен анализ функционирования национального и международного имиджа элиты и ее лидеров в мировом политическом процессе. Вместе с тем следует отметить, что многие положения диссертационного исследования могут быть применены к современным реалиям любого демократического общества.

Информационные технологии, участвующие в создании глобального информационного пространства, качественно преобразили современный мир, заставили политических акторов приспосабливаться к изменившейся среде, выстраивать новые отношения, формировать новый коммуникативный стиль. Внимание общественного сознания все меньше сосредотачивается на действительной жизни, воспринимая искусственно созданную на ее основе виртуальную реальность как истинно существующую. Отраженный мир заселяется все новыми обитателями в виде прошедших через трансформирующую медиа призму образов людей. В этих условиях роль имиджа и его функционирование в информационной среде на международном и национальном уровнях становится особенно важным для изучения общественно-политическим феноменом, так как позволяет понять, каким образом взаимодействуют между собой интересы личности и государства, элиты и общества, и какой инструментарий должен быть создан для эффективной защиты этих интересов и устранения неизбежно возникающих противоречий.

Степень разработанности проблематики.

Анализ многочисленной зарубежной и отечественной научной литературы показывает, что на сегодняшний день не существует системного представления о функционировании национального и международного имиджа политической элиты и ее лидеров, его влиянии на мировой политический процесс. Изучены лишь отдельные аспекты данной проблематики. Между тем, это значимый для внутренней и внешней политики любой страны феномен, заслуживающий пристального внимания политической науки.

Еще в трудах философов и мыслителей древнего Китая и Индии, в работах Аристотеля, Платона, Теренция, Ливия и других ярких представителей античной культуры разработаны различные основания власти, даны первоначальные рекомендации по созданию образа ее носителей, который помог бы им в плодотворном взаимодействии с подчиненными. Однако многие классические подходы были переосмыслены в более поздние периоды. Например, Н. Макиавелли указал на то, что политики в процессе своей деятельности создают образы, которые не отражают их сущность и лучшие черты характера, присущие достойному властителю, но призваны скрывать истинные намерения. Такой взгляд на проблему, как показывает история, оказался более приемлемым для обоснования многих способов достижения политических целей, о чем можно прочесть в работах отечественных и зарубежных исследователей второй половины XX в., когда проблема публичности власти в связи с активным развитием СМК приобрела особенно важное значение: П. Бурдье, Н. Головина, Р. Даля, Т. Зуевой, В. Ледяева, С. Льюкса, П. Морриса, У. Райкера, Д. Ронга, Дж. Скотта, Дж. Френча, В. Халипова, М. Фуко и др.

Вместе с тем, необходимо отметить, что изучение имиджа носителей власти невозможно без понимания самого феномена лидерства и элит, изучению которого посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные ученые: В. Амелин, М. Афанасьев, В. Ачкасов, Г. Ашин, Г. Белов, Ж. Блонд ель, О. Га-ман-Голутвина, В. Гуторов, С. Елисеев, В. Игнатов, Э. Каннети, Т. Карлейль, Б. Кретов, Е. Кудряшова, И. Ланцов, В. Ледяев, Ч. Миллс, Е. Охотский, И. Панарин, Т. Парсонс, А. Понеделков, Г. Спенсор, В. Титов, А. Тулеев и др.

О национальных архетипах, ценностной динамике массового политического сознания, культурных моделях, формирующих непосредственные ожидания народа по отношению к своим правителям идет речь в работах таких ученых как: Р. Даль, Д. Картрайт, Г. Лассуэлл, Дж. Марч, И. Рим, Д. Хиллиан, Е. Шестопал и др. О мифах и архетипах, устоявшихся и меняющихся образах власти подробно писали Р. Барт, Э. Кассирер, С. Кара-Мурза, Дж. Кэмпбелл, С. Медведева, Н. Михайлевский, Э. Нойман, О. Ранк, Д. Хил-ман, Н. Щербинина, М. Элиаде, К. Г. Юнг и др.

Более практический подход, связанный с изучением управления общественными связями, способами воздействия на восприятие наблюдается в работах В. Ачкасовой, С. Блэка, Ф. Джефкинса, О. Карпухина, В. Королько, А. Кривоносова, Т. Лебедевой, С. Лисовского, Э. Макаревича, Г. Почепцо-ва, А. Цуладзе, М. Шишкиной, Д. Ядина и др.

Частными аспектами социально-психологического и политико-психологического характера в раскрытии символической природы формирования образов власти занимались такие ученые как: М. Андрианов, В. Герасимов, Л. Гозман, И. Дубов, А. Захаров, Е. Злобина, С. Климова, С. Нестерова, М. Новикова-Грунд, С. Пантелеев, С. Пшизова, Р. Харрис, Н. Шелекае-ва, В. Шепель, Е. Шестопал и др.

Субъекты власти, чей образ создается в массовом сознании и максимально транслируется во всех социальных сегментах отдельного государства и за его пределами, исследуются в трудах Г. Ашина, Д. Бадовского, О. Га-ман-Голутвиновой, А. Магомедова, М. Назарова и др. Анализ взаимосвязи между массовым сознанием и деятельностью средств массовой коммуникации, пропаганды представлен в работах таких ученых как: Е. Березина, Б. Гру-шин, А. Дмитриев, Л. Землянова, Д. Иванов, Г. Лассуэлл, У. Липпман, В. Латынов, М. Маклюэн, Г. Мельник, Д. Ольшанский, М. Назаров, Ж. Тощенко, Ю. Хабермас, П. Шампань и др.

Один из самых разработанных сегментов в области имиджевых исследований является теория и практика электорального поведения, т. е. формирование имиджа политика на начальном этапе его властной публичной деятельности. Эта проблематика подробным образом представлена в работах политологов и политсоциологов, таких как Е. Авраамова, В. Амелин, Т. Арсенье-ва, Р. Бикметов, А. Бузин, М. Горшков, Е. Данилова, Р. Джоуэлл, В. Евстафьев, В. Комаровский, П. Лазарсфельд, Ю. Левада, М. Малютин, Г. Марченко, А. Мельвиль, Дж. Кертис, С. Липсет, Дж. Маркус, У. Миллер, Б. Овчинников, Н. Пищулин, М. Хэрроп, Дж. Эванс и др.

Много внимания уделяют ученые анализу эффективности информационных и политических технологий: Г. Грачев, В. Евстафьев, В. Дубиц-кая, Е. Егорова-Гангман, М. МакКомбс, С. Кара-Мурза, А. Козырева, С. Лисовский, Е. Морозова, Т. Пищева, П. Смит, А. Соловьев, М. Тарарухина, М. Херманн, Н. Хомски, А. Цуладзе, Д. Шоу и др. Об использовании манипу-лятивного воздействия на общественное политическое сознание можно узнать из работ Т. Васильевой, Г. Грачева, И. Дзялошинский, Ю. Ермаков, С. Кара-Мурзы, А. Косаревой. А. Кутейникова, И. Мельник, А. Цуладзе и др.

Однако следует отметить очевидную неразработанность проблемы репрезентации власти в процессе повседневной политики. Когда сформированный имидж политика помог ему победить на выборах, появляется необходимость в разработке дальнейшей имиджевой стратегии, возможной трансформации образа в ответ на меняющиеся требования контекста и личных установок носителя власти. Этому вопросу в современной научной литературе уделяется мало внимания.

Понятие национального имиджа страны и ее лидеров, составной частью которого является имидж носителей власти давно стало объектом пристального внимания западных ученых. М. Лацарус, 3. Фрейд, X. Штейнталь в рамках своих школ рассматривали имидж в первую очередь как проявление индивидуальности. С точки зрения массового сознания его исследовали М. Вебер, Э. Дюркгейм и др. Анализом проблем существования политика в публичном пространстве занимались Т. Адорно, X Арендт, М. Вершинин, С. Гол-дмен, И. Гофман, Ф. Гринстайн, Н. Луман, Г. Марченко, Е. Морозова, Ч. Миллс, Д. Уилхэм и др. К. Болдинг, Р. Джервис, М. Спрут, М. Херманн анализировали национальный образ страны и ее лидеров в том числе применительно к международным отношениям. Из современных отечественных исследователей, в чьих работах уделяется место данной проблематике, необходимо отметить таких авторов как: А. Богатуров, К. Гаджиев, Э. Галумов, Г. Грачев, А. Кокошин, Н. Косолапов, М. Лебедева, А. Торкунов, П. Цыганков и др.

Вместе с тем, проблема дифференциации национальных политических элит и ее влияние на усложнение образов власти в современном международном пространстве изучена недостаточно. Ощущается дефицит в области исследования имиджевой стратегии элитарных групп применительно к их национальным и интернациональным интересам в современном глобальном ме-диатизированном обществе. Существует путаница в определении национального и международного имиджа элиты и ее лидеров. Мало изучены эффекты «самоскандализации» политических персон и их влияние на массовое сознание.

Изучение национального и международного имиджа британских лидеров и элит, ставшего объектом данного научного исследования, до сих пор не носило систематического характера, но представляло собой отдельные элементы в анализе более общих исторических, политических, социологических, психологических, культурологических проблем. В этой связи следует назвать труды таких ученых как: Э. Вассон, М. Винокурова, Дж. Волдон, О. Дмитриева, Дж. Ллойд, М. Кертис, Д. Кинастон, А. Марковитс, Т. Найрн, Ф. Найт-ли, В. Овчинников, Дж. Пилджер, М. Сильверстейн, Э. Сэмпсон, Д. Хобсон,.

С. Хэкси и др. Отдельные стороны имиджа британских политиков рассматриваются и в исследовательско-биографических работах таких авторов как: Б. Арнольд, Ф. Бедарида, Г. Колосов, К. Огден, Д. Рейнольде, П. Риддел, К. Роббинс, В. Попов, Э. Селдон, Э. Сторр, В. Трухановский, У. Шоукросс, X. Янг и др.

Таким образом, значимость всестороннего исследования функционирования национального и международного имиджа британской элиты и ее лидеров в современном политическом процессе подтверждается общим состоянием разработки данной проблемы в научной литературе, показавшим очевидный интерес к этой теме ученых разных научных направлений, и в то же время отсутствием фундаментальных исследований, раскрывающих ее особенности в условиях глобального общества и единого информационного пространства, в котором это общество существует.

Объектом данного исследования является национальный и международный имидж политической элиты Великобритании и ее лидеров.

Предмет диссертационного исследования — функционирование национального и международного имиджа лидеров и правящей элиты Великобритании, его влияние на политический процесс.

Теоретико-методологическая основа исследования. Анализ такого феномена как политический имидж носителей власти невозможен без применения интегративного подхода к изучению элитарной личности, выступающей носителем этого имиджа, что предполагает использование широкого спектра общенаучных, политологических, исторических и других методов.

В диссертации были применены анализ и синтез, индукция и дедукция, логический и исторический аспекты политического анализа. Эти методы дали возможность создать целостное представление о предмете исследования, равно как и рассмотреть его составляющиев построении умозаключений идти от общего к частному и наоборотсистематизировать фактыизучить динамику процессов и явлений, реконструировать их внутреннюю логику. Они помогли определить политический имидж как фактор влияния на внутреннюю политику государства и мировой политический процесс, а также показать обратную зависимость имиджа лидера и властвующей элиты от политического контекста.

Хронологический метод был использован для изучения предмета исследования во времени. Синхронный метод позволил рассмотреть функционирование политического имиджа в конкретном историческом пространстве. Периодизация применялась при подборе эмпирического материала, а также при анализе эволюции отдельных направлений изучения феноменов лидерства, власти и элит.

Сравнительно-исторический метод позволил выявить устойчивые закономерности, свойственные функционированию национального и международного имиджа, определить и оценить новые требования, которые предъявляет к нему современный социально-политический контекстсопоставить имидж конкретных носителей власти, действовавших на международной аренеопределить основные признаки сходств и различийдать оценку политического опыта функционирования имиджа лидеров и правящей элиты.

Системный метод использовался для изучения национального и международного имиджа лидера и правящей элиты как общественно-политического явления, включенного в динамично развивающуюся и постоянно меняющуюся систему разнообразных взаимосвязанных элементов действительности, влияющих в своей совокупности на способ принятия и исполнение решений, их качество и эффективность. Структурно-функциональный подход в рамках этого метода позволил детально проанализировать такой сложный по своей природе объект как политический имиджвыявить и изучить связи внутри этого объекта, определить их значениедать оценку различного рода социально-политическим изменениям, к которым данный объект может приспосабливаться и на которые он сам может оказывать воздействиеопределить, какие функции он выполняет, при помощи каких структур и с какой результативностьюпроследить степень его включенности в различные политические, социальные, культурные процессы. Этот метод позволил рассмотреть предмет исследования в нескольких измерениях: международной системы, отдельного государства, группового сознания и личности.

Из политологических методов был также использован «кейз-стадиз», т. е. изучение на типичных примерах. Он был полезен при анализе различных типов лидерства и применяемых имиджевых стратегий.

В рамках институционального подхода в диссертационном исследовании уделено внимание практическим институтам, таким как британский парламент, правительство, партии, традиционному распределению власти, происходящим внутри этих институтов изменениям, эволюции норм и ценностей, которые оказывают влияние на политическую жизнь страны.

Метод дискурсного анализа материалов британской периодической печати был использован для определения качества и силы влияния, оказываемого имиджем национальных лидеров и элит на процесс принятия политического решения, характеристики вербального поведения представителей власти посредством анализа печатного текставыявления зависимости механизмов национальной самоидентификации от процесса функционирования имиджа носителей власти, трансформации последнего в ответ на ожидания общества и культурного контекста.

Теоретической основой диссертационного исследования стали работы ведущих ученых в области политологии, международных отношений, философии, политической социологии, психологии, истории, культурологии, идеи и концепции известных политиковиспользовались авторефераты и рукописи диссертаций, защищенных в России.

Цель и задачи исследования

Основная цель работы состоит в комплексном теоретическом исследовании проблем функционирования национального и международного имиджа лидера и правящей элиты Великобритании и его влияния на политический процесс.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

— Выстроить категориальный аппарат, объясняющий феномен политического лидерствапоказать специфику властных отношений и сущностные характеристики властивыяснить теоретико-методологические подходы к изучению политических элит.

— Определить специфику национального и международного имиджа политического лидера и властной политической элиты в общественном сознании жителей Великобританиипроанализировать проблемы, связанные с политической самоидентификацией через отождествление с образом национального лидера.

— Дать научную оценку формам влияния, которые харизматические личности могут оказать на внутреннюю жизнь государства и его деятельность на международной аренерассмотреть имидж в том числе как аспект внешнеполитической стратегии Великобританиипровести сравнительный имиджевый анализ выдающихся представителей правящей элиты XX в. Уинстона Черчилля и Маргарет Тэтчер.

— Выявить взаимосвязи между внешней политикой Великобритании, интересами внутренней политической элиты и ее имиджевой стратегией.

— Показать механизмы влияния английской прессы на общественное мнение по отношению к внутрии внешнеполитическим проблемам, в том числе военным конфликтам.

— Охарактеризовать особенности функционирования национальной элиты Великобритании в условиях глобализации и регионализации.

— Рассмотреть политический скандал как имиджевую стратегию.

Эмпирической базой исследования послужили британские газеты, журналы, телеи радиопрограммы, правительственные акты и другие официальные документы, ресурсы сети Интернет, политические и новостные сайты современных английских изданий, результаты отечественных и зарубежных эмпирических исследований, данные отечественной и зарубежной статистики.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые была разработана методология исследования функционирования национального и международного имиджа элиты Великобритании в глобальной мировой системе.

— Впервые представлена научно обоснованная характеристика функционирования национального и международного политического имиджа носителей власти Великобритании, доказана важность роли имиджевого фактора в политическом управлении и решении важных политических задач страны.

— Оригинальным является структурированное автором представление о трансформации и коррекции национального и международного имиджа в процессе изменения политической ситуации и личных установок носителя власти, систематизированный анализ опыта британских политических лидеров.

— В диссертации впервые проведено комплексное исследование современного состояния британской политической элиты, процессов ее формированиявыявлены особенности функционирования национальной британской элиты на международном уровне.

— Всесторонне проанализированы особенности функционирования национального образа лидеров и элит Великобритании в условиях глобальных процессов регионализации и глобализации.

— Впервые рассмотрены проблемы реформирования имиджевой стратегии представителей британской политической элиты как составляющей мировой элиты в контексте стремительного развития коммуникационных технологий и доступности информации.

— Впервые в научной литературе изучена манипулятивная природа политического скандала, помогающая использовать его при формировании, поддержании и трансформации национального и международного имиджа носителя власти.

— Новизна диссертации состоит и в том, что автор вводит в научный оборот новые факты, связанные с современной политической жизнью Великобританиив анализе задействована богатая эмпирическая база, включающая в себя материалы печатных средств массовой информации Британии, таких как: «The Times», «Sunday Times», «Financial Times», «Guardian», «Daily Telegraph», «Daily Express», «Independent», «Morning Post», «Evening Standard», «Private Eye», «Daily Mail», «Sun» и др., что помогло рассмотреть политические процессы в контексте реального времени, сравнить отношение к ним разных социальных слоев населения Объеденного Королевствапривлечены к анализу еще не упоминавшиеся российскими учеными научные и исследовательские работы британских и американских авторов в области международных отношений, политологии, истории и современного состояния СМИ, биографические материалы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

— Национальный и международный имидж политической элиты и ее лидеров является стратегическим аспектом внешней политики государства и важным фактором коллективной идентификации народа, так как представляет собой один из важнейших аспектов политической коммуникации на национальном и международном уровне.

— Индивидуум не сводим к тому образу, который он хочет или вынужден представлять. Таким образом, для получения концептуальных оснований национального и международного имиджа необходимо детальное рассмотрение теоретико-методологических аспектов, применяемых к анализу лидерства, власти и элит.

— Политический имидж должен быть определен как ресурс реализации власти и одновременно как ее составляющая. Его сложная природа не позволяет применять к нему термин «товар», а его функционирование не может изучаться исключительно в ограниченных рамках маркетинговых технологий.

— Какова бы ни была степень продуманности политического имиджа, его успешность не может быть гарантирована, так как даже самое совершенное конструирование не способно учесть проявление спонтанности и иррациональности, свойственной человеческой природе. На протяжении всего периода функционирования уже сформированного политического имиджа идет непрекращающийся адаптирующий процесс влияния образа на личность и наоборот.

— Властные харизматические фигуры в своей имиджевой стратегии декларируют личный, а не институциональный характер ответственности за принимаемые политические решения. Для таких лидеров как У. Черчилль и М. Тэтчер институализация легитимной власти в демократическом обществе выступает лишь в качестве ограничителя возможного произвола конкретного правителя. Вместе с тем, когда необходимость в символе избавления от страхов и неуверенности, присущих общественному сознанию в кризисный период, отпадает, харизматический лидер отторгается средой как не соответствующий новому политическому состоянию и представлениям о будущем.

— Для политически и экономически «благополучного» государства, каким в частности является Великобритания, харизматический тип лидерства долгое время был не востребован, уступив место управленческому типу, представителем которого следует назвать Т. Блэра, чей имидж воплощает для народа гарантию относительной стабильности и планомерного развития, исключающего какие-либо революционные перемены, при этом такой выдвиженец из элитной среды представляет собой символ корпоративных интересов и целей национальных элитных групп.

— Для Великобритании чрезвычайно важной особенностью настоящего времени является то, что национальная элита, став частью элиты международной, оказалась связанной с ней политическими и, главным образом, экономическими интересами. Однако отличающееся традиционными установками английское общество не готово к восприятию интернационально ориентированной политики как доминирующей, отстаивая приоритет своего государства. Такое положение вещей заставляет британскую элиту ради сохранения влияния внутри страны укреплять и развивать свой национальный имидж. Используя возможности средств массовой информации, элита настойчиво подчеркивает свою национальную ориентированность и приверженность интересам Британии.

— Следуя собственным законам развития, СМИ стремятся к упрощению процесса манипуляции потребностями и предпочтениями аудитории, вследствие чего происходит смещение фокуса общественного внимания с содержания правительственных решений и инициатив на внешнюю сторону деятельности носителей власти, превращая политическую жизнь в медийный сериал, а политиков в заложников собственного стремления к публичной активности.

— В Великобритании власть теряет свое сакральное качество и опору на авторитет, благодаря чему утрачивается один из важнейших предметов национальной гордости и символов национальной идентификации и репрезентации на мировой арене, а именно: восприятие своей страны как мирового лидера в борьбе за справедливость и сохранение нравственных ценностей.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационной работы позволят значительно расширить существующие теоретические представления о политическом имидже британской политической элиты и ее лидеров, об особенностях его национального и международного функционирования в условиях современного информационного общества. Обоснованные выводы и аргументации работы станут базой для дальнейших научных исследований в области изучения национального и международного имиджа носителей власти, разработки новых моделей его успешного функционированиясоздания научных основ презентации личности политика в средствах массовой информации.

Практическая значимость обусловлена возможностью применения методологии анализа и его результатов при формировании и коррекции имиджа политических деятелей, в том числе нашей страны, где сегодня можно наблюдать апробацию различных моделей имиджевой стратегии в сфере политики и международных отношений.

Выводы, обобщения, материалы исследования могут быть использованы в подготовке различных учебных курсов по теории и истории международных отношений, политологии, философии, политической психологии, социологии, кратологии, журналистики.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертации раскрыты в монографии «Образ лидера и политической элиты в прессе Великобритании», и учебных пособиях «Великобритания: лидерство, власть, элиты», «Британская элита в политических скандальных хрониках», «Финансово-экономическая пресса в социально-политической жизни Великобритании: основные этапы эволюции», а также в статьях, опубликованных в тематических научных сборниках и журналах, рекомендованных ВАК. Выводы и положения исследования докладывались на различных научно-практических конференциях, конгрессах, семинарах и круглых столах.

Отдельные положения диссертации нашли применение в авторской разработке и преподавании курсов «Глобальное развитие и средства массовой информации», «СМИ в общественной и политической истории», «Региональные аспекты истории международных отношений XX века» на факультете международных отношений Санкт-Петербургского университета.

Структура диссертации определяется логикой и целью исследования. Текст работы состоит из введения, четырех глав, включающих десять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение такого сложного по своей природе явления как политический имидж властной элиты и ее лидеров должно осуществляться на основе многомерности и комбинаторности. Эта задача потребовала от автора данного исследования выстроить категориальный аппарат, объясняющий феномен политического лидерства, дать его теоретические обоснования, прежде всего, в области политологии и международных отношений, с учетом особенностей его изучения в сфере смежных дисциплин (психологии, философии, культурологии, социологии) — показать специфику властных отношений и сущностные характеристики власти, без понимания которых невозможно увидеть закономерности поведения ее носителейвыяснить методологические подходы к изучению политических элит, дающие возможность анализа на теоретическом уровне и помогающие объяснить конкретные явления в жизни общества.

Главная задача политического имиджа — обеспечение политику возможности получения и реализаций власти. Причем, второе, т. е. удержание уже занимаемой политической позиции и сохранение властных функций, не менее важно, чем их обретение, так как осуществление большинства задач во внутренней и внешней политике носит пролонгированный характер и требует поддержки общественного мнения.

Необходимо также понимать, что обладающий качеством публичности имидж лидера — одна из составляющих имиджа страны. Это делает его стратегическим аспектом внешней политики, одним из действенных инструментов в борьбе государств за упрочение своего влияния в общемировом информационном пространстве, значимым фактором в осуществлении политической коммуникации глобального уровняпри этом имидж властвующего субъектаважный элемент политики внутренней, так как эксплуатируемый лидером образ проецируется гражданами на власть как таковую, в значительной степени формируя их ожидания, требования, предпочтения, олицетворяя собой объединяющую национальную идею.

Личность политика — исходный субстрат для создания искусственной имиджевой конструкции. Таким образом, он не может быть рассмотрен как нечто тождественное по отношению к самому политику. Однако автор считает недопустимым определение имиджа как «товара» и применение к нему исключительно законов маркетинговых технологий, так как в процессе всего периода его существования можно наблюдать трансформирующее адаптационное влияние образа на личность и наоборот, при котором происходит сортировка и отбор качеств и черт личности в соответствии со степенью их значимости и востребованности в конкретный исторический период.

Имидж всегда содержит элемент гиперболизации и драматизации различных аспектов личности, и «обещает» всегда больше того, что в действительности способен дать его обладатель. В массовом сознании имидж носителя власти существует на обобщенно-абстрактном уровне. Заметным образом сказывается влияние архетипов, стереотипов, коллективных представлений, которые в значительной степени составляют основу общественного сознания и активно используются политической элитой для сохранения единообразия массового политического восприятия и облегчения контроля над большими группами людей.

Для достижения поставленных политических целей лидер использует все имеющиеся у него ресурсы, в том числе свой национальный и международный имидж, который в условиях «виртуализации» современной жизни представляется чрезвычайно важным предметом для всестороннего анализа. При этом необходимо отметить, что национальная и международная составляющие политического имиджа могут рассматриваться отдельно, однако, представляется, что для такого сложного феномена, активно функционирующего сегодня на глобальном информационном уровне, необходимо их комплексное изучение, дающее представление об их взаимосвязанности и взаимообусловленности.

При анализе национального имиджа политика необходимо исходить из того, что он является важным аспектом национальной идентификации, репрезентантом не только своего носителя и его политических установок, но и основных ценностей и интересов граждан страны. Он ориентирован в первую очередь на удовлетворение ожиданий последних и должен согласовываться с их культурными, социальными и другими установками. Его успешное функционирование требует использования различных, в том числе, манипулятив-ных методов воздействия на общественное сознание, внимания к эмоциональным и оценочным факторам восприятия, требующих подробного изучения и внедрения в политическую практику.

Международный имидж представляет национальную элиту и ее лидеров на мировой арене. Его важнейшей задачей является демонстрация готовности репрезентантов национальных интересов претендовать также на роль членов международного «элитного клуба», где решаются вопросы всемирного значения. Способность политика создать и поддержать свой имидж таким образом, чтобы в процессе функционирования его национальная и международная составляющие не входили в видимое противоречие друг другу, есть отличительная черта успешного политического лидера и устойчивой элитной группы.

Успешное функционирование уже созданного национального и международного имиджа предполагает продуманное сотрудничество средств массовой коммуникации и власти, при котором СМК играют роль корректирующего элемента между субъектом и объектом власти, делая подчинение последнего приемлемым и даже привлекательным для него. Правильная имиджевая политика не лишает объект уверенности в его социальной значимости и влиянии, обеспечивая субъекту возможность осуществлять свои управленческие функции.

Автор показал, что при анализе репрезентационной политики лидера нельзя забывать о той детерминированности, которая определяется его ролью в конкретном обществе и в конкретный исторический период, а также институциональными структурами, где разыгрывается эта роль, что сказывается и на его имиджевой стратегии. Сосредоточенность на профессиональном подходе, тенденция к разделению труда при осуществлении лидерских функций в демократических государствах постепенно приводит к уменьшению вероятности появления лидеров «героического» типа.

Анализ имиджевых характеристик британских премьер-министров Уин-стона Черчилля и Маргарет Тэтчер показал, что при существенных отличиях по ряду параметров, таких как: происхождение, семейные ценности, образование, личностные черты и установки, приоритеты во внешней и внутренней политике, они обладали качествами, которые позволяют назвать этих политических деятелей лидерами харизматического типа. В первую очередь необходимо выделить не примиряющий, а мобилизирующий стиль руководства, готовность взять единоличную ответственность за принимаемое политическое решение, готовность действовать вопреки обстоятельствам, что, безусловно необходимо в переломные моменты жизни страны, но не находит применения во времена благополучия и поступательного развития общества.

Автором делается вывод, что харизматическое лидерство в таких государствах как Великобритания в настоящих исторических и политических условиях на долгое время оказалось невостребованным. На смену лидерам, подобным У. Черчиллю и М. Тэтчер, пришли профессиональные управленцы, чей властный потенциал, однако, остается весьма высоким. Одна из важнейших причин, объясняющих такое положение вещей: корпоративная сплоченность властной политической элиты, выдвигающей и поддерживающей своего лидера. Другая: заинтересованность подчиненного большинства в максимально продолжительном сохранении экономической и политической стабильности, которая ассоциируется с властвующей элитарной группой и ее лидером.

Однако, по мнению автора, харизматическое лидерство остается важным объектом для исследования, так как именно оно оказывается самой действенной формой управления в кризисные периоды, в которые неизбежно рано или поздно попадает любое государство, как бы благополучно не было его внутреннее состояние и положение на международной арене. Историческое развитие вызывает к жизни процессы обновления, которые в свою очередь способствуют появлению лидеров-реформаторов, модернизирующих политическое пространство.

Современная политика осуществляется в информационной среде, а имидж носителей власти любого типа представляет собой информационный продукт, не существующий вне поля политической деятельности. Его современное функционирование в странах, включенных в единую глобальную информационную систему невозможно без участия СМИ, которые в процессе целенаправленной трансляции тиражированных образов стремятся вызвать однотипный отклик максимально охваченной аудитории, провоцируют возникновение инерционного мышления, шаблонного поведения и ригидности.

Влияние медиа на формирование общественного мнения столь велико, что политики не могут его игнорировать, когда разрабатывают свои имиджевые стратегии. Эта закономерность проявляется в первую очередь в увеличивающейся театрализации политического процесса, происходит заметное смещение фокуса общественного внимания с содержания правительственных предложений и инициатив на внешнюю сторону его деятельности, что на многочисленных примерах было показано автором данного исследования.

Продуманная и правильно выстроенная манипуляция информацией позволяет создавать новую реальность, в которой происходят существенные изменения ценностного ряда, трансформация индивидуального, группового и массового сознания, где реализуется побуждение объекта влияния к спланированной активности в интересах тех, кто осуществляет данное воздействие. Таким образом, говоря о крупных владельцах СМИ можно обоснованно употреблять термин «неформальное лидерство», так как при отсутствии институционально оформленной власти они активно используют свое влияние на духовно-эмоциональную сферу жизни общества, одновременно извлекая ощутимую финансовую выгоду.

Анализируя исторический опыт и современное состояние одной из старейших демократий мира — Великобритании, автор приходит к выводу, что отсутствие тиранической формы правления не избавляет народ от тирании информационной, проявляющейся в злоупотреблении возможностью манипуля-тивного, т. е. скрытого, принуждения в интересах властных элитных групп, в которые входят также и владельцы самого аппарата принуждения — средств массовой информации и коммуникации.

Охраняемая законами о свободе слова информация все слабее контролируется извне, но все сильнее изнутри, порождая не менее могущественных, чем тираны древности, диктаторов. Причем, что представляется особенно важным в условиях глобальной информационной революции, эти диктаторы могут осуществлять свою власть в режиме поп stop, минуя пространственные ограничения, добиваясь объединения отдельных обществ в единую систему, облегчающую им достижение политических целей и получение финансовой выгоды. Таким образом, глобализация массовой коммуникации, трансформация медиа систем изменяют саму природу международных отношений.

Вследствие анализируемых процессов власть в современном демократическом обществе начинает стремительно утрачивать свое сакральное качество, а вместе с ним опору на веру и авторитет. Создаются новые образы властителей, не отвечающие традиционным мифологическим представлениям, построенные на негативно-уничижительной основе. Это отвечает требованиям сформированной СМИ групповой установки, но влечет за собой трансформацию имиджа элиты посредством разрушения репутации отдельных ее представителей, что начинает представлять угрозу для британской демократии.

Автор подчеркивает отрицательную роль провокационных обращений к общественному мнению. Получение скандальной информации, вызывающее реакцию возмущения у простого гражданина, в то же время создает у него большее ощущение полноты участия в политическом процессе, ибо он начинает видеть себя в роли судьи «провинившихся» политиков, забывая о собственной ответственности за качество выбора своих представителей во власти. Таким образом, скандал как экстраординарный социально-политический феномен выступает в качестве стратегии изменения общественного сознания. Этот эффект представляется особенно важным для Великобритании, так как его последствием становится то, что национальное самосознание теряет одну из важнейших для него опор — сохранившуюся еще с имперских колонизаторских времен веру в свою страну как традиционный оплот культурных и нравственных ценностей, мировой символ борьбы за идеалы добра и справедливости.

Всесторонний научный анализ реального содержания национального и международного политического имиджа показал, что существует разрыв между объективными общественными требованиями к функциям и качеству власти и ее обладателей и их субъективной деятельностью. Это проявляется в том, что интернационально ориентированная своими политическими и экономическими интересами британская элита ради сохранения поддержки народа внутри страны целенаправленно стремится к укреплению и развитию своего национального имиджа, хотя значительная часть ее корпоративных интересов находятся в области деятельности ТНК, не знающих о существовании государственных границ.

Автор подчеркивает, что понимание особенностей формирования политического лидерства, взаимодействия интересов личности и государства, создание и применение конкретного инструментария для наиболее эффективной защиты этих интересов особенно важно и актуально в современных условиях, когда после событий в Ираке, террористических актов в самой Великобритании Объединенное Королевство прилагает значительные внутрии внешнепо.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Africa Briefing. СААТ. 2002. February /Campaign Against Arms Trade, 11 Goodwin St, Finsbury Park, London N4 3HQ/ http://www.caat.org.uk
  2. Arms to Africa. CAAT newsletter. 2001. December / http://www.caat.org.uk/caatnews/2001 index. php
  3. Communication Act, 2003. Chapter 21 //www.opsi.gov.uk/acts/2003/20 030 021.htm
  4. Doctrine of the international community. 23 April 1999 // www.pm.gov.uk/output/page 1297. asp
  5. Foreign and Commonwealth Office. Changing Perception: Review of Public Diplomacy. 22 March, 2002 /http:www.fco.gov.uk/Files/kfile/PDWiltonReviewMarch2002.pdf
  6. House of Commons. Hansard. 1997. 6 November / http://www.publications.parliament.uk/pa/cm/cmse9798.htm
  7. House of Commons, Hansard. 1998. 10 July / http://www.publications.parliament.uk/pa/cm/cmse9798.htm
  8. Human Rights Act, 1998 //www.opsi.gov.uk/acts/1998/19 980 042.htm
  9. Privacy and Human Rights, 2002 // pi.gn.apc.org/survey/phr2002
  10. Report of the Committee on Privacy and Related Matters, Chairman David Calcutt QC, 1990, Cmnd. 1102. London, 1990.
  11. Select Committee on Defence. Sixteenth special report, annex // www.publications.parlaiment.uk/pa/cml999001. Книги, монографии, сборники, авторефераты на русском языке:
  12. С. Британский монополистический капитал. М., 1956.
  13. Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность. 1994. № 4.
  14. А. Технология власти. М., 1992.
  15. Адлер Альфред. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб., 2003.
  16. Т. Исследования авторитарной личности. М., 2001.
  17. В.М. Образование и проблема лидерства // Элитологические исследования. 1998. № 1.
  18. Н.А. Палата лордов британского парламента: От суда короля Эгберта до революции премьера Т. Блэра: 825−2003. М., 2003.
  19. Т.А. Современные политические теории. М., 2000.
  20. А.П. Управление в ситуациях риска. Петрозаводск, 1996.
  21. В.Н. Социология политики. М., 1992.
  22. В.Н., Федоркин Н. С. Стратегия избирательных кампаний. М., 2001.
  23. Английский афоризм / Под ред. С. С. Аверинцева, Г. Я. Бакланова, Е. Ю. Гениева и др. М., 2003.
  24. М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. 1999. № 6.
  25. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М., 2001.
  26. Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.
  27. А. Г. Категориальный ряд власти. Красноярск, 1998.
  28. Т.Г. Политическое лидерство: типология и технологии28
Заполнить форму текущей работой