Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальный облик современной российской молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. В 70−80-ые годы исследовательский интерес отечественных ученых в области социологических и социально-психологических проблем молодежи был связан с понятием «социальный облик» молодежи. При (этом исследователей интересовал социальный облик определенных категорий молодежи. Среди таких ученых можно назвать В. А. Ядова, В. А. Балашова и Л. И. Савинова, М. Х. Титму и… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЛИКА МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Содержание и сущность понятия «социальный облик»
    • 1. 2. Ориентация на социальные ценности как основа социального облика молодежи
    • 1. 3. Молодежь как объект социологических исследований
    • 1. 4. Молодежь в условиях общественных преобразований

Социальный облик современной российской молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в России процессы реформирования всех сфер общественной жизнедеятельности в полной мере затрагивают и процессы социального развития молодежи. Это приводит к переосмыслению места и роли молодежи в общественном воспроизводстве, к необходимости анализа ее социального облика.

Вследствие выполнения воспроизводственной и инновационной функции молодежь одновременно является преемником социального опыта предыдущих поколений, носителем нового опыта. Сегодняшняя молодежь может характеризоваться тем общим, что присуще для россиян в целом и определяться тем особенным, свойственным только этому поколению молодых людей в соотнесении со спецификой исторического развития российского общества. Это особенное в значительной мере определяется социокультурными ориентациями современной российской молодежи.

Формирование качественно новых социокультурных условий жизнедеятельности обусловливает кардинальные изменения жизненных ценностей и ориентиров, норм социального поведения. Ценностно-нормативная система в новых общественных условиях подвержена существенным изменениям. Социокультурная ситуация в обществе переходного периода, каковым является Россия, привела к необходимой адаптации молодежи к быстро изменяющимся социальным условиям. Экономические, политические, социальные и культурные условия социального развития молодежи диктуют переосмысление ориентаций на цели в жизни, способы приспособления к среде. Именно в такой социокультурной ситуации особенно важно изучение изменений ценностно-нормативных систем молодежи, ориентаций на них как основного компонента социального портрета молодежи.

Научный анализ процессов формирования и изменения социального облика молодежи даст возможность приостановить рост социальной напряженности, снижение интеллектуального и духовного потенциала молодежи.

Таковы основные факторы, определившие выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В 70−80-ые годы исследовательский интерес отечественных ученых в области социологических и социально-психологических проблем молодежи был связан с понятием «социальный облик» молодежи. При (этом исследователей интересовал социальный облик определенных категорий молодежи. Среди таких ученых можно назвать В. А. Ядова, В. А. Балашова и Л. И. Савинова, М. Х. Титму и Э. А. Саар, С. Н. Иконникову, А. И. Вешняка и Н. Н. Чурилова и других. Начало и середина 90-х годов отмечены смещением интереса в другие исследовательские области. Однако в конце 90-х годов замечен возврат к данной проблематике. К одной из таких можно отнести работу В. А. Лукова, А. Л. Забары, Е. П. Волкова «Поведение военнослужащего: норма и отклонение».

Важное значение для изучения социального облика российской молодежи имеют работы таких ученых, как Ю. Р. Вишневский, Е. А. Гришина, Ю. В. Еремин, Ю. А. Зубок, И. М. Ильинский, Е. Е. Леванов,.

B.Ф.Левичева, В. А. Луков, В. Т. Лисовский, В. Г. Повов, Б. А. Ручкин, И. А. Сурина, В. И. Чупров, В. Т. Шапко, А. И. Шендрик, Ф. Э. Шереги,.

C.Н.Щеглова.

В отечественной и зарубежной науке существует значительное число публикаций, рассматривающих проблемы ценностей, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, механизмов регуляции социального поведения и деятельности личности. К ним, прежде всего, относятся работы М. Вебера, В. Виндельбанда, Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого и У. Томаса, а также — И. М. Бобневой, Е.В.Золотухиной-Аболиной, И. С. Кона, Н. И. Лапина, А. Н. Леонтьева, В. Б. Ольшанского, И. М. Попова,.

B.П.Тугаринова, Б. А. Чагина, В. А. Ядова и др.

Проблеме исследования условий надысторического характера, определяющих развитие российской культуры, посвящены работы следующих отечественных авторов: А. С. Ахиезера, Н. А. Бердяева, Б.С.

Ерасова, И. А. Ильина, И. В. Кондакова, Н. О. Лосского, Ю. Н. Лотмана, t.

А.С.Панарина, В. Б. Пастухова, Г. П. Федотова, АЛ. Ф ли ера и других.

Специфика современной российской модернизации и ее перспективы находится в поле пристального внимания отечественных философов, экономистов, социологов. Цивилизационные аспекты данной проблемы исследуются в работах А. С. Ахиезера, Л. В. Васильева, Н. Н. Зарубиной, Н. Н. Жезловой, А.А.Кара-Мурзы, В. А. Красилыцикова,.

C.Я.Матвеевой, Э. А. Орловой, А. С. Панарина, И. К. Пантина, Е. Б. Рашковского, Д. Е. Фурмана, И. Г. Яковенко и других.

Проблема кризиса культуры, который может иметь два варианта своего разрешения (гибель цивилизации в результате опасного превышения технического потенциала над духовнымпереход к новым сущностным формам человеческого бытия) рассматривается в работах таких ученых, как А. С. Арсеньев, Н. А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Роззак, П. А. Сорокин, И. Хейзинга, А. Швейцер, К. Ясперс и другие.

Значимым для исследования социокультурных ориентаций молодежи являются социологические аспекты проблемы социализации, представленные в работах Я. И. Гилинского, А. Г. Здравомыслова,.

A.И.Ковалевой, Ю. А. Левады, Г. В. Осипова, В. М. Соколова, М. Н. Руткевича, М. Х. Титмы, Ф. Р. Филиппова, А. Г. Харчевой,.

B.Н.Шубкина, В. А. Ядова.

Социально-философским и социологическим аспектам проблематики духовной культуры, в том числе и субкультуры, посвящены работы представителей западной (М.Брейк, Н. Гартман, М. Гордон, Ж. Сартр, С. Типтон, Л. Фойер, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр) и отечественной науки (М.М.Бахтин, П. С. Гуревич, В. В. Журавлев,.

Н.С.Злобин, Л. Г. Ионин, М. С. Каган, О. И. Карпухин, Л. Н. Коган,.

В.М.Межуев, Э. А. Орлова, Э. В. Соколов, В. И. Толстых, В. Г. Федотова, Т. В. Холостова, А. И. Шендрик, В.Н.Шубкин).

Объектом исследования выступает российская молодежь конца 90-х годов.

Предметом исследования является социальный облик российской молодежи.

Цель исследования: выявить особенности социального облика российской молодежи 90-х годов.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

— проанализировать основные теоретические подходы к исследованию социального облика молодежи;

— охарактеризовать основные компоненты социального облика молодежи;

— проанализировать данные эмпирических социологических исследований 90-х годов по проблемам молодежи в аспекте ее социального облика;

— обосновать классификацию типов личности молодого человека в современном российском обществе.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных социологов в области анализа базовых характеристик больших социальных групп, а также присущим этим группам ценностей, ценностных ориентаций, потребностей, механизмов социального поведения.

В качестве основы авторского подхода в данной диссертационной работе использован принцип взаимодополняемости и интегрированности аспектов исследования социального облика молодежи в соответствии с тезаурологическим подходом, представленным в отечественной социологии В. А. Луковым, теорией социального статуса молодежи А. И. Ковалевой, концепцией повседневного мира молодежи Н. Н. Козловой и В. Ф. Левичевой, теорией социального развития молодежи В. И. Чупрова.

Эмпирическую базу исследования составили:

— данные социологического исследования жизненного пути молодых россиян. Проведено в октябре-ноябре 2000 года. Рук. И. А. Сурина, при активном участии автора. Выборка целевая. Методом нарративного биографического интервью было опрошено 27 молодых людей в возрасте от 19 до 30 лет.

— вторичный анализ данных социологического исследования проблем профессионального и духовного становления специалистов во время обучения в вузе. ИМ. 1997. Рук. Б. А. Ручкин. Выборка целевая, квотно-гнездовая. Объем 425 студентов и 53 эксперта — руководители различных административно-управленческих и учебных структур вуза.

— вторичный анализ данных социологического исследования «Молодежь России: три жизненные ситуации» Центр социологических исследований МГУ. 1997. Выборка стратифицированная, многоступенчатая, репрезентативная для каждой возрастной группы. Объем 3839 чел.

— вторичный анализ данных социологического мониторинга «Молодежь России» НИЦ при ИМ. Рук. Б. А. Ручкин, Е. А. Гришина. Выборка всероссийская, многоступенчатая, квотная, районированная. 1997. Объем 1900 чел. 1998. Объем 1275 чел.

— вторичный анализ данных социологического исследования «Студенчество современной России» НИЦ при ИМ. 1998. Рук. П. И. Бабочкин. Выборка квотная, целенаправленная. Объем 450 чел.

В работе также используются результаты других опубликованных в научной литературе социологических исследований российских ученых, посвященных социальному облику, социокультурным ориентациям, ценностной проблематике, различным аспектам социального развития молодежи.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Построена типология личности молодого человека, в основе которой лежит базовый признак характеристик социального облика современной российской молодежи. Так, по типу поселения постоянного проживания выделяется городской и сельский типыпо оценке перспектив будущей жизни — оптимистический, пессимистический, реалистическийпо восприятию жизненных событий — эмоционально-чувственный, логико-рациональный типыпо направленности ценностных ориентаций — прагматический и романтический типы. Установлено, что практически не существует «в чистом виде» каждого из выделенных типов личности. В своей совокупности эти типы могут быть представлены в социальном облике молодого россиянина. t.

2. На основе объективных и субъективных показателей выявлены основные типические черты молодежи, определяющие ее социальный облик как совокупность доминирующих социальных характеристик различных категорий молодежи. К ним отнесены: социально-демографические характеристики, направленность ценностных ориентаций, особенности статуса молодежи в обществе и ее внутригрупповой дифференциации, характерные черты повседневного поведения молодежи.

3.Проанализированы основные теоретические и методологические принципы исследования социального облика молодежи. Апробирован тезаурологический подход к изучению социального облика молодежи, в результате чего были выявлены эвристические возможности в изучении социального облика и социальной субъектности молодежи. Установлено, что осмысление индивидуальной и социальной субъектности происходит на протяжении всего жизненного пути молодых людей.

4. Определено, что ориентации молодежи на социальные ценности детерминированы общественными преобразованиями. Неустойчивая социокультурная ситуация влияет на жизненные планы молодежи, изменяет актуализацию ценностей, «уравновешивает их» в зависимости от ситуации. Этим обусловлена адаптация молодежи к условиям среды. В ориентациях преобладает прагматический подход, устремленность в те сферы деятельности, которые позволяют достичь достаточно высокого материального состояния и социального статуса.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Обоснованные в работе положения позволять расширить теоретические основы исследования социокультурных ориентаций молодежи. г.

Полученные в ходе диссертационного исследования выводы могут быть использованы при принятии решений в области государственной молодежной политики, социального развития и регуляции социального поведения молодежи.

Результаты исследования могут быть включены разделы учебных курсов «Социология», «Социология молодежи», «Социальная ювенология».

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором в научных публикациях, представлены и обсуждены в выступлении автора на международной конференции «Молодая Россия перед лицом глобальных проблем на рубеже тысячелетий» (Москва, 2000).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии Московской гуманитарно-социальной академии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Российское общество 90-х годов переживает трансформацию и нестабильность, сопровождающуюся неопределенностью и непредсказуемостью его развития. Как называют его ученые — это общество «с повышенной степенью риска». Именно в таком обществе молодежь проявляет те черты, которые можно определить как «полярные», «противоположные» в ее социальном развитии. Они отражают социокультурную ситуацию в обществе, что предопределяет формирование и направленность ориентаций молодежи на социальные ценности, ее социальный облик.

Социальный облик молодежи формируется через воздействие усвоенных в процессе социализации знания, нормы, ценности, значимых для общества и составляющие его совокупный, обобщенный и осмысленный опыт и одновременно через участие молодого человека в социальной жизни, усвоения им определенных форм и способов жизнедеятельности. Если эти две стороны не противоречат друг другу, то образуется определенная целостность формирования социокультурных ориентаций, в противном случае может возникнуть конфликт между личностью и обществом, между социальным сообществом и обществом. Именно поэтому исследование социального облика молодежи в соотнесении с социокультурной ситуацией в России становится наиболее показательным в отражении реального процесса социального развития молодежи.

Заметим, что культурная система, отражающаяся в социокультурной ситуации, всегда была полистилистичной, так как в рамках одной культурной системы существовали различные культурные (жизненные) стили. Это дает возможность утверждать, что социокультурная ситуация сегодня есть объединение различных культурных стилей в рамках однойроссийской — культурной системы общества. В ней переплетаются наследия советской тоталитарной системы и стремление к «новой» культурной традиции. Это и определяет специфику современной российской социокультурной ситуации, особенности выявление различных, по своей направленности, социокультурных ориентаций молодежи.

Завершая диссертационное исследование мы приходим к выводу, что наиболее перспективным и целесообразным теоретико-методологическим подходом к исследованию социального облика современной российской молодежи, ее ориентаций на систему социальных ценностей можно считать тезаурологический подход, который разработан А. И. Ковалевой и В. А. Луковым. По своей сути, этот подход можно считать интегративным и комплексным, отражающим особенности и специфику изучения такой социальной группы как молодежь (в отличие от других социальных групп).

Анализ основных теоретических и методологических принципов исследования молодежи в условиях изменившейся социокультурной ситуации на основе тезаурологического подхода показал, что основой социологического анализа в социальной российской реальности является субъектность молодежи. Происходит осмысление развертывания индивидуальной и социальной субъектности во всех основных сферах жизни молодых людей, удовлетворения потребностей и деятельного существования.

Кроме того, в современном российском обществе наблюдается трансформация системы социокультурных ориентаций молодежи. Это обусловлено процессами трансформации общества, сопровождающимися утратой прежних социальных ориентиров, распадом традиционных институтов социализации молодежи. Такие изменения, с одной стороны, повысили степень ответственности молодежи за свое будущее, с другойвыявило неготовность большинства молодых людей включиться в новые общественные отношения, растерянность перед жизнью в будущем.

В таких условиях развития России социальный облик молодежи детерминирован общественными преобразованиями. Изменившаяся социокультурная среда заставляет молодых людей перестраивать свои жизненные планы, она ставит молодежь в такие условия, когда им просто необходимо изменять актуализацию определенных ценностей в зависимости от ситуации. Этим и обусловлена адаптация молодежи к условиям среды.

Как показывают данные социологических исследований, в действительности наблюдается процесс переориентации в сферах и видах жизнедеятельности молодежи, переход от одних способов существования к другим. В ориентациях доминирует прагматический подход к жизни, устремленность в те сферы деятельности, которые позволяют достичь достаточно высокого материального состояния и социального статуса. Именно поэтому на собирательный социальный облик современной российской молодежи накладывается реальность 90-х годов, выражающаяся в затрудненности и бедности социокультурной референциации молодежи.

Исследование социального облика молодежи всегда будет значимо для общества, особенно для переходного общества, с целью определения пути его развития, социального воспроизводства.

Сегодня процессы преобразования российского общества на рубеже X X и XXI веков поставил молодежь, считающуюся одной из самых уязвимых социальных групп, в сложные условия выживания в то время как она могла бы быть главенствующей группой в общественном преобразовании России. Об этом и свидетельствует проведенное нами исследование, выявляющее особенности социального облика российской молодежи 90-х годов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. -376 с.
  2. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: 1988.-253 с.
  3. А. Этапы развития социологической мысли /Общ.ред. П. С. Гурвича.- М.: Издат. Группа «Прогресс"-"Политика», 1992. 606 с.
  4. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.
  5. А.С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе //Вестник МГУ. Сер. 12. Полит.науки.- 1994. -С. 4−26.
  6. А.С. От прошлого к будущему. М.: Независ. изд-во ПИК, 1994. -63 с.
  7. В.Г., Матюнина Е. В., Семенов В. Ф. Национальные культуры в общественном развитии России //Социально-политический журнал. 1995.-№ 5.-С.29−42.
  8. П.И. Духовно-нравственное становление специалиста в вузе (В зеркале социологии). М.: НИЦ при Институте молодежи, 1999.- 33 с.
  9. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма //Бердяев Н. А. Сочинения. -М.: Раритет, 1994. 416 с.
  10. Бестужев-Лада И. В. Социальная трансформация России: генезис, тенденции, перспективы //Шансы российской экономики. Вып. 1. -М, 1996.-С. 50−60.
  11. А.А. Единое культурное пространство пространство единой культуры //Социальная теория и современность. — Вып. 8. — М., 1993. -С. 104−110.
  12. .Л. Культура зеркал и зеркало культуры // Человек и мир. Саратов: Изд-во СИМСХ.-1992.-е. 79−82.
  13. М. Два образа веры. -М.: Республика.- 1995. 464с.
  14. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. — 28 с.
  15. П.Г. Новые ценности. -М.: Наука, 1989. -245 с.
  16. А.П. Сдвиг в ценностном измерении? //Социологические исследования. 1993. — № 4. — С. 46−55.
  17. М. Избранные произведения— М.: Прогресс, 1990. 804 с.
  18. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б.А., Шапко
  19. B.Т. Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2000. -.
  20. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов //Социологические исследования. 1997. — № 10. — С.56−69.
  21. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи.-Екатеринбург-Н.Тагил, 1995. С. 22.
  22. Ю.Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 672 с.
  23. В.в. Молодежь ресурс национального конфликта (ретроспективный анализ) //Молодежь и общество на рубеже веков.1. C. 14−15.
  24. Г. В. Духовные ценности и судьба России //Социально-политический журнал. 1994.-№ 3−6.- С. 16−32.
  25. К.Р. Этнические ценности современного студенчества. Автореф. дисс.. к.с.н.-М., 1997. 24 с.
  26. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.
  27. З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России //Социологические исследования. 1998. — № 10. — С.77−84.
  28. Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания //Философские науки. 1989. — № 6. — 85−89 с.
  29. А.Б. Э.Дюркгейм о ценностях и идеалах //Социологические исследования. 1991. — № 2. — 104−106 с.
  30. Н.Ю. Образование как способ формирования социальной реальности. Автореф. Дис.. к.с.н. Саратов, 1997. — 19 с.
  31. Е.А. Социальная «тектоника» в постсоветской России: молодежь как общество //Методологические проблемы исследования молодежи (материалы к дискуссии).-М., 1998. С. 38.
  32. Л.Н., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению //Социологические исследования. 1992. — № 1. — С. 50−58.
  33. П.С. Философия культуры. М.: Аспект- Пресс, 1996.
  34. JI.A. Ценностные ориентации: тендерный аспект //Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 130−134.
  35. Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор //Социс. 1995. — № 6. — С.120−130.
  36. А.А., Крысько В. Г. Этнопсихология в 2-х частях. М.: Ин-т молодежи, 1992. — 342 с.
  37. Доклад Госкомитета РФ по делам молодежи «Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год». М., 1996. — 160 с.
  38. Доклад Госкомитета РФ по делам молодежи Правительству РФ «Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика». М., 1998. — 164 с.
  39. .З. Россия в Европейском социокультурном пространстве //Социологический журнал. 1994. — № 3. — С. 4−19.
  40. О.Г. Наука и ценности: состояние проблемы и ее постановка //Философские науки. 1973. — № 4. — С. 14−18.
  41. Э. Социология (перев. с франц.) М.: Канон, 1995. -352 с.
  42. Э. Ценности и «реальные» суждения //Социологические исследования. 1991. — № 2. -С. 106−114.
  43. .С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 592 с.
  44. A.JI. Социально-психологические проблемы детерминации поведения личности и группы в изменяющемся обществе //Динамика социально-психологических явлений в российском обществе 90-х годов. -М.: ИПРАН, 1996. С. 3−21.
  45. А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. — СПб.: ИГУП, 1996.-350 с.
  46. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  47. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности //Социология в СССР. Т.2. — М., 1966. — С. 195 202.
  48. Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия. М.: Юрист. — 1996. — С. 489 — 493.
  49. А.А. Посткоммунистическая Россия. М.: Республика.-1996.-368с.
  50. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 1987. — № 4. — С. 11−18.
  51. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 240−253.
  52. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи //Социологические исследования. 1998. — № 8. -С.47−55.
  53. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: ИСПИ РАН, НИЦ при Ин-те молодежи, 1998. — 142 с.
  54. С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974. — 166 с.
  55. И.М., Бабочкин П. И. Воспитание жизнеспособных поколений российской молодежи. М.: Институт молодежи, 1999. — 41 с.
  56. Л. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества//Полис. 1997. — № 4. — С. 6−32.
  57. Л.Г. Идентификация и инсценировка к теории социокультурных изменений //Социологические исследования. 1995. — № 4. — С.3−14.
  58. Л.Г. Культура и социальная структура //Социологические исследования. 1996. — № 2. — С.3−12.
  59. Л.Г. Культура на переломе //Социологические исследования. 1995. — № 2.- С.41−48.
  60. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998.- 280 с.
  61. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.
  62. К.М. О глобальном кризисе истории в социокультурном измерении // Полис. 1996. — № 3.-с. 135−145.
  63. Кара-Мурза А. А, Панарин А. С., Пантин И. К. Духовный кризис в России: есть ли выход. // Октябрь. 1996. — № 5. с. 155−165.
  64. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации //Социологические исследования. -1998. -№ 12. С.89−97.
  65. И.Ф. Культура и цивилизация //Социально-политический журнал. 1995. — № 4. — С. 122−127.
  66. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996.- 188 с.
  67. С.П. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е годы) //Социологические исследования. —1995. № 1. — С.59−72.
  68. А.И. Социализационная норма в современном российском обществе. Автореф. дисс.. д.с.н. -М., 1997.- 32 с.
  69. А.И. Социализационные траектории современной российской молодежи //Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1998. — С.33−34.
  70. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996. — 224 с.
  71. А.И., Луков В. А. Курс социологии молодежи для социального работника: подходы к концепции и вопросы преподавания //Российский журнал социальной работы. 1998,. — № 1/7. — С.85−95.
  72. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы.-М.: Социум, 1999.-351 с.
  73. Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  74. И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов //Социологические исследования. 1999. — № 1. — С. 130−136.
  75. С.Н., Шендрик А. И. Возрождение идеала. М.: Политиздат, 1990. — 269 с.
  76. И.В. Введение в историю русской культуры. Теоретический очерк. -М.: Мысль. 1994. -378с.
  77. И.В. О менталитете русской культуры //Цивилизации и культуры. Вып.1. -М.: Ин-т востоковедения РАН, 1994.
  78. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования// Социс. 1994. № 2 — с. 114−118.
  79. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях /Под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: Ин-т философии РАН, 1994. — 245 с.
  80. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М.: Информкультура, 1995.
  81. Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы /Отв. Ред. И. К. Кулмаева. М.: Ин-т философии АН СССР, 1990. — 153 с.
  82. Культура повседневности /Отв. ред. Н. Л. Аринина. Владимир, 1996.- 107 с.
  83. Культура России в переломную эпоху /Ред. В. Г. Афанасьев, И. Г. Проскурякова. СПб.: СпбГУ, 1997. — 184 с.
  84. Н.Н. Социокультурные детерминанты управления персоналом в период реформирования рыночной экономики в России. Автореф. дисс.-.к.с.н. -М., 1997.
  85. Н.И. Исследование ценностей россиян: проблемы и перспективы //Обновление России: трудный поиск решений. М., 1997.-Вып.5.-С. 32−34.
  86. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России //Социологические исследования. 1993. — № 9. — С. 17−28.
  87. Н.И. Социокультурный контекст смешанной экономики //Смешанная экономика: социокультурные аспекты. Научно-информ. сборник. М.: ИНИОН, 1994. — С. 97−111.
  88. Н.И. Ценности как компонент социокультурной эволюции современной России //Социологические исследования. 1994. — № 5. -С.3−8.
  89. С., Савельева О. Глазами российских студентов //Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С.98−104.
  90. Н.М. Психологическая природа этнической интолерантности //Динамика социально-психологических явлений в российском обществе 90-х годов. -М.: ИПРАН, 1996. С. 131−135.
  91. В.Ф. Воспитание и образование в условиях модернизации российского общества //Молодежь в современном российском обществе. М.: Ин-т молодежи, 1995. — С.51−57.
  92. В.Ф. Молодежь как социо-культурное событие российского общества. //Молодежь и общество на рубеже веков.
  93. Материалы международной научно-практической конференции 21 октября 1998 г.-М., 1998.-С.42.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  95. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996. — № 4. -С. 15−26.
  96. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) //Социологические исследования. 1998. — № 5. — С.98−104.
  97. Е.В. Особенности современной социокультурной ситуации //Культура и творчество в бытии человека. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. — С. 51−56.
  98. В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития //Социологические исследования. 1998. — № 4. — 86−93 с.
  99. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. — 272 с.
  100. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи //Социологические исследования. 1998. — № 8. — С.27−35.
  101. В.А., Забара А. Л., Волков Е. П. Поведение военнослужащего: норма и отклонение. М.: Социум, 1999. — 176 с.
  102. Н. Наблюдения современности //Социологический журнал. 1994. — № 1. — С. 185−189.
  103. Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии //Социальные исследования. -М.: Наука, 1970. Вып. 5. — С. 61−76.
  104. И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. Опыт прикладного исследования. Киев: Наукова думка. -1993.- 116с.
  105. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Автореф. дисс.. д.ф.н. Ставрополь: Ставроп. гос. техн. ун-т, 1996. -37 с.
  106. В.М. Предмет теории культуры //Проблемы теории культуры. М., 1977. — С. 54−61.
  107. В.Э. Компьютеризация средней школы как фактор межпоколенческих социокультурных различий. Автореф. дисс.. к.с.н.- М., 1996.-20 с.
  108. Модернизация в России и конфликт ценностей /Отв. ред. С. Я. Матвеева. М.: Ин-т философии РАН, 1994. — 250 с.
  109. Молодежь 97: надежды и разочарования /Под ред. Б. А. Ручкина. -М.: НИЦ при Ин-те молодежи, 1997. 339 с.
  110. Молодежь в современном российском обществе /Под ред. Б. А. Ручкина. М.: Ин-т молодежи, 1995. — 120 с.
  111. Молодежь и становление новой России (Материалы всероссийской научной конференции). -М.: НИЦ при Ин-те молодежи, 1997. 236 с.
  112. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений /Общ. Ред. Б. А. Ручкина. -М.: Ин-т молодежи, 1996. 213 с.
  113. Молодежь России: тенденции и перспективы /Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. — 224 с.
  114. Молодежь: будущее России /Под ред. И. М. Ильинского. М.: НИЦ при Ин-те молодежи, 1995. — 239 с.
  115. Молодой человек в условиях кризиса /Под ред. А. В. Шаронов, В. Т. Лисовский. М.- СПб.: СпбГУ, 1994. — 186 с.
  116. Г. В. Социально-экономический потенциал молодежи в условиях многоукладной экономики. Автореф. дисс.. д.э.н. СПб., 1995.
  117. Н.М. Духовный кризис личности как социокультурный феномен. Дисс.. к.культ.н. -М., 1997. 150 с.
  118. И.С. О ценностях как идеалах человеческой деятельности //Ленинская теория отражения. М.: Финансы и статистика, 1990. -766 с.
  119. С.В. Институционализация негосударственного вуза в России 90-х годов. Автореф. дисс.. к.с.н. -М., 1999. -21 с.
  120. В.Б. Личность и социальные ценности //Социология в СССР. Т.1. — М.: Наука, 1966. — С.470−530.
  121. Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов //Теоретические основания культурной политики. М., 1993.-С. 47−75.
  122. Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987.-192 с.
  123. Основы прикладной социологии в 2-х тт. /Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. -М.:Интерпракс, 1996.
  124. В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи //Социологические исследования. 1998. — № 8.
  125. А.С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы //Цивилизации и культуры. Вып.1. М. Ин-т востоковедения, 1994. — С. 82−94.
  126. Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек //Социальные и гуманитарные науки Сер. Социология /ИНИОН. -М., 1998. № 4. — С.172−192.
  127. Т. Система современного общества (перев. с англ.). М.: Аспект Пресс, 1998. — 270 с.
  128. К.Е. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986. -255 с.
  129. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998.- 280 с.
  130. Д.А. Состояние и динамика читательских интересов московской молодежи в 90-е годы. Автореф. дисс.. к.с.н. М., 2000. -22 с.
  131. Л.В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М.: Ин-т философии РАН, 1998.-202 с.
  132. В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Дисс.. д.с.н. Екатеринбург, 1998.
  133. Профессиональное и духовное становление специалиста в процессе обучения в Институте молодежи /Под ред. Б. А. Ручкина. М.: Ин-т молодежи, 1997. — 147 с.
  134. Психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд-ие. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  135. Т.А. Императивы русской культуры в нравственных ориентациях студентов педагогического вуза. Автореф. дисс.. к.с.н.-М., 1995.- 16 с.
  136. Г. Наука о природе и науки о культуре //Культурология, XX век. М., 1995. — С.69−103.
  137. В.М. Кризис личности как отражение кризиса культуры // Мир психологии и психология в мире. -М.: Межд. Пед. Акад. 1994. -С. 26−32.
  138. Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений //Философские науки. 1989. — № 6. — С.89−93.
  139. Российская социологическая энциклопедия /Под ред. Г. В. Осипова. М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998. — 672 с.
  140. Россия в зеркале реформ /Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. -М.: РНИСиНП, 1995.-216 с.
  141. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка. — 1987. — 154с.
  142. .А. Молодежь и становление новой России //Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 90−98. 1
  143. Л.И. Социокультурная детерминация ценностных ориентаций семьи. Автореф. дисс.. д.с.н. М.: ИС РАН, 1996. — 36 с.
  144. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  145. В. 90-е годы: тенденции и противоречия социокультурного развития //Диалог. 1995. — № 7. — С. 52−60.
  146. Н.А. Трансформация ценностных ориентаций молодежи в процессе социальной адаптации // Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997. — С. 126−129.
  147. А.С. Нормативная и реальная социализация подростков в образовательном процессе. Автореф. дисс.. к.с.н.- М., 1999.-24 с.
  148. Л.В. Место пространства в культуре //Жизненное пространство человека и общества. Саратов, 1996. — С. 107−111.
  149. Н. Социология (перев. с англ.). М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  150. И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. — 11бс.
  151. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- 543 с.
  152. Социальная идентичность и изменения ценностного сознания в кризисном социуме. Методология и методика измерения социальной идентичности. М.: РАН, Ин-т социологии. — 1992. — 70с.
  153. Социальный облик молодежи (по материалам Украинской ССР) /Отв.ред. А. И. Вишняк, Н. Н. Чурилов. Киев: Наук. думка, 1990. — 216 с.
  154. Социокультурное исследование (под ред. Ф. И. Минюшева). М.: Изд-воМГУ.- 1994.-96с.
  155. Социология /Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М.: Аспект-Пресс, 1996.-461 с.
  156. Социология молодежи /Отв. ред. В. Т. Лисовский.- СПб.: СПбГУ, 1996.-460 с.
  157. В.А. Понятие ценности в зарубежной социологии (К истории вопроса) //Философия и культура: история и современность. -СПб., 1995.-С. 76−87.
  158. И. Измерение духовного кризиса // Филос. науки. -'1990. № 12. — с. 105−110.
  159. И.А. Молодежь как ресурс среднего слоя //Молодежь и общество на рубеже веков. Материалы международной научно-практической конференции 21 октября 1998 г. М., 1998. — С.71.
  160. И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. -М.: Социум, 1999.- 184 с.
  161. Г. М., О. Шпенглер И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.: Искусство. — 1988. — 272с.
  162. М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986. -255 с.
  163. В.П. Проблема ценностей в марксистской философии. -М.: АН СССР.-1965.- 24с.
  164. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 124 с.
  165. .Ф., Алейников Н. Я. Молодежь и выбор: адаптация к противоречиям //Профессиональное и духовное становление специалиста в процессе обучения в Институте молодежи. М.: Социум, 1997.-С. 102−105.
  166. В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 367 с.
  167. С.С. Социология. М.: Гардарики, 1999. — 344 с.
  168. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов //Психоанализ и культура. М.: Юрист, 1995. — С.7−190.
  169. В.Г. В поисках ключа к прошлому и будущему /Размышления в связи с книгой А. С. Ахиезера // Вопросы философии. 1993. — № 5.-с.99−110.
  170. Ценности социальных групп и кризис общества /Отв. ред. Н. И. Лапин.-М.: ИФАН.-1991.-152с.
  171. Ценностное сознание личности в период преобразования общества /Под ред. Е. Д. Дорофеева, Л. А. Седова. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.-95 с.
  172. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции /Под ред. И. М. Ильинского. М.: Социум, 1994. — 273 с.
  173. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве //Социологические исследования. 1998. — № 3. — С.93−105. !
  174. В.И. Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992.-208 с.
  175. В.И., Зубок Ю. А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи //Социологические исследования. 1996. — № 9. — С. 88−95.
  176. А. Упадок и возрождение культуры // Швейцер А. Избранное.- М.: Прометей. 1993.-512с.
  177. А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. М.: Молодая гвардия, 1990. — 306 с.
  178. А.И. Коллизии ценностного сознания российской молодежи в постперестроечный период //Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции /Под ред. И. М. Ильинского.- М.: Социум, 1994. С. 51−60.
  179. А.И. Основы теоретической культурологии в 2-х книгах. -М.: Социум, 1999.-430 с.
  180. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования. М.: Юристъ, 1997. — 304 с.
  181. Шибаева М. М Человеческая субъективность и культура // Культура, человека и картина мира. -М.: Наука. 1987. — с. 135−167.
  182. JI.C., Магун B.C. Связь притязаний и жизненных стратегий с отношением юношей и девушек к реформам в обществе //Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы /Ин-т социологии РАН. М., 1998. — С. 67−90.
  183. В.А. Телевидение и молодежь //Молодежь 97: надежды и разочарование. М., 1997. — С. 149−150.
  184. С.Н. Социология детства. М.: Ин-т молодежи, 1996. -128 с.
  185. Энциклопедический социологический словарь /Общ.ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995.- 939 с.
  186. Э. Идентичность: юность и кризис (перев. с англ.). М.: Издат. группа «Прогресс», 1996. — 342 с.
  187. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества //Социологические исследования. 1998. — № 9. — С. 41−56.
  188. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. С.27−44.
  189. В.А., Ядов Н. В. Социальные и индивидуальные факторы изменений в диспозиционной структуре личности //Социологические очерки: Ежегодник. -М., 1991. С.49−61.1. Часть 1.
Заполнить форму текущей работой