Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективно, курс изобразительного искусства имеет многофункциональное прикладное значение для учителей начальной школы: с одной стороны он оказывает положительное влияние на их художественное, эстетическое воспитание и всестороннее общее развитие, с другой стороны — может быть средством повышения их профессионально — педагогической квалификации в работе с учащимися начальной школы. Между тем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 1. 1. Политеоретические предпосылки профессионализации художественного образования студентов педагогического колледжа
    • 1. 2. Концептуальные основы и модель системы профессионально — направленного художественного образования студентов З
    • 1. 3. Выводы
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Цель и содержание профессионально — направленной художественной подготовки студентов
    • 2. 2. Методы, формы и средства профессионализации художественного образования студентов колледжа
    • 2. 3. Выводы

    ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена новыми социально — экономическими условиями, политическими и культурными преобразованиями, происходящими в стране. Переход к рыночным отношениям требует кардинального преобразования постановки эстетического воспитания подрастающего поколения, разрыва порочного круга, когда одно эстетически недостаточно подготовленное поколение воспитывало другое .

В этой связи мало исследованными остаются вопросы профессиональной направленности художественного образования, касающиеся подготовки к преподаванию изобразительного искусства будущих учителей начальных классов. В свете концепции Б. М. Йеменского о приобщении подрастающего поколения к мировой художественной культуре как к части духовной культуры, художественное образование студентов педагогического колледжа несёт в себе не только идею получения смежной специальности, но и содержит возможность новых подходов к художественному, эстетическому, нравственному воспитанию и образованию будущих учителей начальных классов [ 166, 168 ] .

Изучение состояния вопроса в существующей теории и практике показывает, что большинство учителей начальных классов слабо подготовлено к преподаванию основ изобразительного искусства. В связи с этим, многие из них передают преподавание этого предмета специалистам, зачастую недостаточно подготовленным в методическом отношении. Тем самым учителя начальных классов упускают большую возможность дополнительного воздействия на эстетическую сферу своих воспитанников .

Если учесть, что многие преподаватели начальных классов передают специалистам и ведение уроков физвоспитания, то мы встаём перед фактом существования в учебно — воспитательном процессе начальной школы полипедагогического преподавания .

Между тем многие ведущие педагоги, в особенности сторонники Вальдорфской школы, отстаивают и реализуют идею монопедагогического обучения молодёжи вплоть до старших классов .

Ясно, что обучение учащихся младших классов у нескольких учителей отрицательно сказывается на общем состоянии процесса учения. Ученики вынуждены адаптироваться к требованиям и особенностям методики преподавания учителей различных предметов .

Немаловажное значение в современных условиях имеет и финансовая сторона, когда учитель начальных классов, получая невысокую заработную плату, вынужден отдавать часть часов специалистам .

Если учесть, что в сельских школах из-за малокомплектности классов учителям изобразительного искусства не хватает часов до полной ставки, то актуальность проблемы профессионализации художественного образования будущих учителей начальных классов, связанной с подготовкой их к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе, становится очевидной .

Проблема профессиональной направленности ряда дисциплин учебных планов педагогических учебных заведений в последние годы разрабатывается довольно интенсивно. Достаточно привести примеры таких диссертационных исследований в этом плане как работы: В. Ф. Балашовой «Специфика физического воспитания в инновационной образовательной форме «Лицей искусств «(хореографический профиль) (Московский педагогический университет, 1996.) — Е. Б. Агеевой «Пути совершенствования коррекционно — педагогической подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов «(Москва, 1995 г .) — О. Л. Жуковой «Профессионализация физического воспитания в системе инженернопедагогического образования «(Уральский профессионально — педагогический университет, 1992 г.) и др.

Рядом исследователей рассматривались вопросы использования средств профессионально — прикладной художественной подготовки (ППХП) молодёжи в целях воспитания духовной культуры (П.В. Корешков) [104 ], воссоздания в сознании учащихся художественной картины мира (Т.Я. Шпикалова) [238 ], тесной связи искусства с жизнью (С.В. Громова) [ 51 ], развития мышления и мировоззрения учащихся (JT.A. Ярулина [249], В. П. Копцев [103 ]), нравственно — эстетического воспитания подрастающего поколения (Г.П. Шевченко [ 237 ], Л.С. Нерси-сян [ 169 ], И. А. Лыкова [ 143 ], А. Т. Махмутов [147] и др.), развитие художественного творчества молодёжи (Ф.Б. Садыгов [ 205 ], B.C. Бодаев [ 27 ], А. В. Молчева [ 162 ] и др.), профессиональной подготовки учителя (А.И. Ковешников [ 94 ], Д. М. Холматов [ 233 ], С. И. Ботова [ 28 ], В. А. Герасев [ 44 ], Э. В. Шачкова [235 ] и др.). Что же касается проблемы профессионализации художественного образования студентов, то нами обнаружена лишь одна диссертационная работа Н. К. Щабанова [ 240 ], близкая к теме нашего исследования: «Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в пед. вузе », защищённая им в 1995 году в Московском педагогическом государственном университете на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Наличие подобного исследования говорит об актуальности проблемы профессионализации художественного образования и о необходимости реализации этой идеи на всех уровнях изучения будущими учителями основ изобразительного искусства, в том числе и студентами отделения начальных классов педагогического колледжа .

В существующих учебных планах педагогических колледжей по подготовке учителей начальных классов предмет «Изобразительное искусство «является обособленным, слабо связанным с циклом психолого педагогических и методических дисциплин и по своему содержанию и направленности не соответствует специфике профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов для преподавания изобразительного искусства детям .

Объективно, курс изобразительного искусства имеет многофункциональное прикладное значение для учителей начальной школы: с одной стороны он оказывает положительное влияние на их художественное, эстетическое воспитание и всестороннее общее развитие, с другой стороны — может быть средством повышения их профессионально — педагогической квалификации в работе с учащимися начальной школы. Между тем, на практике положение таково, что навыки и умения по изобразительному искусству используются учителями начальных классов не в полной мере из-за низкого уровня их общего художественного образования и недостаточно сформированных методических умений в области преподавания основ изобразительного искусства в начальной школе. Такое положение дел побудило нас более углублено изучить проблему прикладнизации художественного образования в системе подготовки учителей начальных классов в педагогическом колледже .

Противоречие здесь мы усматриваем между традиционной постановкой художественного образования студентов отделения начальных классов, когда большинство из них при самостоятельной педагогической деятельности отказывается от преподавания основ изобразительного искусства, и диктуемой новыми социально — экономическими условиями потребностью в организации такой подготовки будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе, которая обеспечивала бы не только их высококачественное художественное образование и методическую подготовку в этой области, но и способствовала бы их эстетическому, нравственному и духовному воспитанию .

Из выявленного противоречия возникает проблема разработки теории и методики профессионально — прикладной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе .

Теоретическая неразработанность проблемы и её большая практическая значимость побудили нас избрать тему исследования: «Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа » .

Объект исследования — художественное образование как составная часть профессиональной подготовки учителей начальных классов .

Предмет исследования — процесс профессионализации художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .

Цель исследования — определить теоретические основы и разработать методическое обеспечение профессионально — прикладной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .

Гипотеза исследования — художественное образование, являясь составной частью профессионально — педагогической подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа, может оказать существенное влияние на духовно — нравственное воспитание, развитие профессионально значимых, творческих качеств студентов, обеспечит овладение методикой, умениями проведения занятий по основам изобразительного искусства с учащимися начальной школы, если :

— художественному образованию студентов придать профессиональную направленность;

— углубить изучение дисциплин художественного цикла учебного плана колледжа на основе усиления творческих начал в формировании качеств и видов деятельности студентов ;

— преобразовать все компоненты художественного воспитания и образования студентов в педагогическую систему (цели, содержание, методы обучения, деятельность преподавателей и студентов) в соответствии с требованиями принципа профессиональной направленности ;

— придать методике преподавания изобразительного искусства инте-гративный характер, обеспечивающий формирование как художественной культуры так и профессиональной и методической компетентности учителей начальных классов в области изобразительного искусства ;

— осуществить преемственность художественного образования и подготовку к преподаванию изобразительного искусства с дисциплинами психолого — педагогического и методического цикла с исходным развитием студентов в области культуры и последующими требованиями к ним в школе и вузе .

Задачи исследования :

1. Выявить научные предпосылки разработки профессионально — направленной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .

2. Разработать концептуальные положения и модель системы профессионально — направленной художественной подготовки будущих учителей начальных классов .

3. Преобразовать содержание, подготовить программные материалы и разработать методику обеспечения профессионализации художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .

4. Экспериментально определить степень влияния разработанного содержания и методики профессионализации художественного образования на развитие профессионально значимых педагогических, художественных, нравственных и психоэтических качеств студентов .

Методологической основой исследования являются принципы системности, профессиональной направленности, преемственности, единства обучения и воспитания (С.И. Архангельский [ 5 ], Ф. Ф. Королёв [ 105 ], Н. В. Кузьмина [ 114,115,116,117 ], Ю. А. Кустов [122], А. П. Беляева [ 17,18 ], Н. М. Таланчук [ 219 ], М. И. Махмутов [ 152 ], Э. Ф. Зеер [ 70 ] и др.), научные концепции развития эстетической и духовной культуры личности — современные исследования по эстетике, психологии, педагогике, художественному образованию и эстетическому воспитанию — положения теории познания: об отражении в сознании человека свойств и объектов реального мира, о единстве теории и практики, о ведущей роли деятельности в формировании знаний и умений учащихся, о методологической сущности преемственности в философии вообще и в педагогике и образовании в частности .

За психолого — дидактическую основу исследований взяты: идеи современной дидактики развивающего обучения и личностно — деятельност-ного подхода (J1.B. Занков [69], М. А. Данилов [55,56], В. В. Давыдов [52,53], Я. Б. Эльконин [244] и др.), принципы преемственности и интеграции в обучении (В.И. Загвязинский [67,68], Ю. А. Кустов [122,124,126,128], B.C. Безрукова [14,15], Н. К. Чапаев [234], Н. М. Таланчук [219] и др.), концепция «Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры «(Б.М. Неменский [166,167,168] и др. [2,4,7,9.13,31,37,45,80,82, 87,106,118,160,192]) .

Методы исследования :

— изучение и теоретический анализ психолого — педагогической, искусствоведческой, эстетической и методической литературы по проблеме исследования;

— прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом на занятиях по методике ИЗО, за педагогической практикой студентов в школе ;

— анкетирование, интервьюирование, беседы со студентами, со школьниками, учителями начальных классов, учителями ИЗО, родителями ;

— педагогическое проектирование ;

— педагогический эксперимент по формированию устойчивого интереса к художественной культуре и преподаванию ИЗО у каждого студента отделения начальных классов педагогического колледжа в учебно — воспитательном процессе и на уроках методики ИЗО ;

— методы математической статистики .

Концепция профессионально — прикладной художественной подготовки студентов колледжа. Основу концепции составляют следующие положения :

— системный подход к преобразованию художественного образования и в подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию ИЗО;

— совокупным системообразующим фактором, обеспечивающим прикладной характер модели художественного образования студентов является принцип профессиональной направленности обучения и воспитания и его взаимодействие с другими дидактическими принципами ;

— интегрирующим ядром, обеспечивающим достижение целостности и взаимосвязи художественного образования студентов с циклом психолого — педагогических дисциплин, является специальный предмет «Методика ИЗО », преподаваемый студентам отделения начальных классов педагогического колледжа;

— преобразованию в свете требований принципа профессиональной направленности подлежат все компоненты педагогической системы художественного образования: цели, содержание, методы обучения, деятельность преподавателей и студентов ;

— проектирование теоретической модели целостной подготовки будущих учителей начальных классов на всех уровнях и этапах должно вестись на основе целевой профессионально — прикладной, художественной и эстетической направленности на конечные результаты обучения всесторонне развитого педагога, способного преподавать основы изобразительного искусства в начальной школе на высоком методическом и профессиональном уровне ;

— ориентация профессионально — прикладной художественной подготовки на непрерывное целостное творческое развитие студентов как активных субъектов образования и последующей профессиональной деятельности в области художественного воспитания учащихся начальных классов .

База исследования. Исследование проводилось со студентами Сызранского педагогического колледжа, а также с учащимися школылицея № 1- № 4, № 10 г. Сызрани, дошкольной гимназии «Гармония «при Сызранском педагогическом колледже .

В общей сложности в опытно — экспериментальном исследовании приняло участие 458 учащихся, 166 студентов и 37 учителей начальных классов и преподавателей ИЗО .

Тема исследования входит в координационный план Головного Совета «Проблемы педагогики «под номером 19 535 (руководитель темы д.п.н., профессор Ю.А. Кустов) и в комплексную программу НИР Поволжского отделения Российской Академии Образования (головная организация — НИИ среднего специального образования РАО).

Этапы исследования: Исследования проводились в течении 1990 — 1997 годов.

— 1 подготовительный этап — (1990 — 1992 г.) — теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования, анализ педагогической практики эстетического, художественного воспитания и образования, определение цели и задач педагогического исследования, разработка его методики .

К концу подготовительного этапа были определены исходные позиции исследования: актуальность, цели, задачи, гипотеза, предмет, объект исследования и методы экспериментальной работы .

— 2 основной этап (1992 — 1994 г.) — констатирующий эксперимент с целью выявления сложившейся педагогической теории и практики. Разработка модели профессионально — прикладной художественной подготовки студентов, программное обеспечение и опытное преподавание. В этот этап вошел также формирующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной модели подготовки к преподаванию ИЗО в начальной школе студентов отделения начальных классов педагогического колледжа, выявление результативности разработанной системы и новой методики .

— 3 заключительный этап (1994 — 1997 г.) — апробация полученных решений, обработка результатов экспериментальной работы, внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационной работы .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Впервые на основе многолетнего опыта работы автора и коллектива педагогического колледжа, данных экспериментального исследования научно обосновано создание новой педагогической системы подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа к преподаванию ИЗО в школе — разработано содержание, цели, задачи, технология преподавания курса «Методика преподавания ИЗО в начальной школе «. Проведённое исследование одним из первых доказало важную роль и значение профессионально — направленной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа в деле подъёма общей культуры подрастающих поколений и духовного возрождения россиян .

Практическая значимость исследования. Разработана и экспериментально проверена методика подготовки к преподаванию ИЗО в начальной школе, позволяющая решать на более высоком уровне целый комплекс задач художественного, эстетического воспитания и образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа, их теоретической и профессионально — педагогической подготовки. Разработаны и внедрены в широкую педагогическую практику методические рекомендации по реализации профессионально — прикладной художественной подготовки студентов, рекомендации по преподаванию ИЗО в начальной школе .

Результаты исследования и их внедрение в практику проводились в ходе работы в Сызранском педагогическом колледже. Основные положения диссертации отражены в 18 публикациях, в общероссийских журналах «Народное образование », «Детское творчество », в научнометодических сборниках. Они могут быть использованы при составлении учебных планов, программ в педучилищах, в педколледжах, в практической работе учителей общеобразовательных школ, в учебном процессе художественных и педагогических вузов, на курсах и факультетах повышения квалификации и переподготовки преподавателей .

Результаты исследования докладывались на Самарской областной научно — методической конференции в ноябре 1994 года по проблеме содержания обучения изобразительному искусству студентов отделения начальных классов педагогических училищ, на Региональной научно — методической конференции в ноябре 1994 года (г.Сызрань) по проблеме «Альтернативные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе », на Международной научной конференции «Книга и культура ct в мае 1994 года (г.Самара), на ежегодном городском методическом объединении учителей изобразительного искусства г. Тольятти (1995г.), на заседании кафедр «Профессиональной педагогики и методики трудового обучения «Тольяттинского филиала Самарского педагогического университета, «Педагогики и методики обучения «Тольяттинского политехнического института. Доклады получили одобрение на семинарах учителей ИЗО Поволжского региона, Самарской области, г. г. Сызрани и Тольятти .

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, комплексной организацией опытно — экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии ИЗО, искусствоведения, эстетики, методики преподавания ИЗО .

Достоверность гарантируется объёмом и качеством собранных в процессе эксперимента материалов, их многогранностью и репрезентативностью, методами научного, в том числе и математического анализа .

Основные положения, выносимые на защиту :

1. Художественное образование студентов отделения начальных классов педагогического колледжа должно иметь профессиональную направленность и готовить их к преподаванию основ изобразительного искусства на высоком художественном методическом уровне .

2. Для достижения профессионализации художественного образования необходимо обеспечение взаимосвязи профессионально — прикладной художественной подготовки студентов с циклом психолого — педагогических дисциплин как на теоретическом, так и на методическом уровнях .

3. Профессионально — направленное художественное образование может оказать положительное влияние на художественную и методическую подготовленность студентов к учебно — педагогической деятельности по.

ИЗО в начальной школе, на развитие их нравственных и психологических качеств .

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, списка литературы и приложений. Работа изложена на 176 страницах машинописного текста, содержит 14 рисунков, 14 таблиц.

Список литературы

обобщает 249 источников. К работе прилагается акт о внедрении .

3.4. ВЫВОДЫ .

1. Основной задачей эксперимента по диссертационному исследованию являлось доказательство того, что разработанная на основе сформированных гипотезы и концептуальных положений система профессионализации художественного образования студентов обеспечивает формирование их личностных, духовно — нравственных качеств, развитие профессионально — значимых художественных умений, овладение методикой преподавания знаний по основам изобразительного искусства с учащимися начальной школы .

2. В ходе исследования эффективности экспериментальной программы художественного образования непрерывно велся контроль за наиболее значимыми параметрами результатов учебного процесса: сфор-мированностью личных качеств студентов, присущих будущим учителям основ изобразительного искусства, уровнем художественного развития и личной готовностью студентов к предстоящей педагогической деятельности .

3. Анкетный опрос студентов (50 человек) показал, что 60% из них полностью удовлетворены содержанием предложенного курса по методике ИЗО. Свыше 75% опрошенных студентов удовлетворены методикой преподавания этого курса.

4. Конечный срез по диагностической методике «5 рисунков «Н. А. Лепской показал, что число студентов экспериментальной группы, вышедших в результате обучения по экспериментальной программе и методике на высокий уровень художественного развития в три раза больше (66,6%), чем студентов контрольной группы (20,8%). Таким образом, экспериментальная проверка влияния разработанной системы на уровень художественного развития студентов показала её значительное преимущество перед традиционной методикой .

5. Проведённый в исследовании психолого — педагогический мониторинг по сравнительной оценке художественной активности студентов выявил, что самостоятельно выход на творчество проявили 52% студентов экспериментальной группы и 23,7% студентов в контрольной группе.

Сравнительные данные художественных уровней сочинений студентов показали, что на высокий уровень в среднем выходит 55,2% студентов экспериментальной группы в отличие от 17% студентов контрольной группы. Сравнительные результаты показателей интеллектуальной деятельности студентов (продуктивность, познавательная активность, широта ассоциативных процессов, оригинальность, формалистичность мышления) выявили разницу между студентами экспериментальной и контрольной групп, которая колеблется в пределах от 7,7% (широта ассоциативных процессов) до 25,7% (оригинальность).

6. Экспериментальная проверка эффективности методов проблемного обучения, состоящая из четырёх контрольных срезов по выявлению грамотности и выразительности в процессе решения художественных, проблемных задач и ситуаций, показала на конечном срезе разницу в достижении 3 уровня грамотности — 18,5% и по выразительности на 38,2% .

7. Статистическая проверка уровня профессионально — методической готовности студентов к преподаванию основ изобразительного искусства в начальной школе на основе критериев КОЛМОГОРОВА — СМИРНОВА и ВИЛКОКСОНА — МАННА — УИТНИ подтвердила преимущество разработанного содержания и предложенных методов профессионализации художественного обучения студентов .

8. Таким образом, всесторонняя и многоаспектная экспериментальная проверка разработанной в диссертации системы профессионализации художественного образования студентов в педагогическом колледже, анализ результатов и реализации показали действенность всей совокупности её концептуальных положений и сформулированной гипотезы исследования, высокую эффективность в подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию основ изобразительного искусства .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате научно — экспериментальной работы решены поставленные задачи диссертационного исследования :

1. Определены философские, психологические, педагогические и методические предпосылки и практические основания разработки системы профессионализации художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа: дано рассмотрение подготовки студентов к преподаванию основ изобразительного искусства в школе как важной социально — значимой педагогической проблемы — раскрыт исторический аспект решения проблемы профессионализации художественного образования студентов — реализован методологический подход к формированию творческих начал у студентов — уточнены психологодидактические основы профессионально — направленного художественного образования будущих учителей начальных классов — дана характеристика ряда основополагающих в исследовании педагогических понятий: политеория, политеоритические основы, профессионализация образования, системообразующий фактор и системообразующий элемент, этапы педагогического проектирования, моделирование, конструирование, проектирование, дискретность и целостность профессиональной подготовки и др.

2. Основываясь на определенных в исследовании научных предпос-сылках, в диссертации сформулированы концептуальные положения, спроектированы модель и конструкт системы профессионально — направленной художественной подготовки будущих учителей начальных классов: системный подход к преобразованию художественной и методической подготовки студентов — принцип профессиональной направленности — выделение курса «Методика преподавания изобразительного искусства «в качестве организационного «ядра «, обеспечивающего достижение целостности и интеграции художественного образования студентов с циклом психологических дисциплин учебного плана педагогического колледжа — преобразование всех компонентов художественного воспитания студентов (целей, содержания, методов обучения, деятельности преподавателей и студентов) в соответствии с требованием принципа профессиональной направленности — ориентация профессионально — направленной художественной подготовки на непрерывное целостное развитие студентов, как активных субъектов образования и на последующую профессиональную деятельность по преподаванию основ изобразительного искусства учащимся начальных классов .

На основе разработанной концепции спроектированы модель и конструкт системы профессинализации художественного образования студентов .

3. Разработана методика реализации теоретической модели и конструкта системы профессионально — направленной художественной подготовки студентов: уточнены цели системы профессионализации художественного образования студентов — разработана структура и новое содержание курса «Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе предложен календарно — тематический план экспериментальной программы — определены методы, формы и дидактические приёмы профессионализации художественного образования студентов — обозначены наиболее эффективные средства осуществления профессиональнонаправленного художественного образования студентов .

4. Выполнена опытная и экспериментальная проверка эффективности разработанной системы профессионализации художественного образования студентов — рассмотрены формы и основные направления внедрения полученных результатов исследования в практику — намечены дальнейшие перспективы разработки проблемы профессионализации художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа в направлении оптимизации форм, приёмов и методов, в достижении целостности и осуществления единства и преемственности педагогических действий в системе непрерывного художественного образования молодёжи .

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : Для пед. спец. высш. учеб. заведений, — 2-е изд., перераб. и доп. М.:Просвещение, 1990.-е. 114−136.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М. .Наука, 1980.
  3. Н.В. Развитие творческой активности студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественным плетением. Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М.:МПГУ, 1996.
  4. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М., 1984.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш.шк., 1980. — 368с.
  6. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-178 с.
  7. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя / Советская педагогика. 1987. — № 2.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект).- М.: Педагогика, 1977, — 256с.
  9. Л.Г. Интегративная система компьютеризации учебного процесса / Интеграция в педагогике и образовании: Сб.науч.-метод, работ. Самар.индустр.-пед.колледж, — Самара, 1994. — С.206−215.
  10. А.В. Художественное творчество и воспитание.-М.: Новая Москва, 1925. 240 с.
  11. А.В. Исследования и статьи. М: Сов. художник, 1981 .238 с.
  12. Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. — 12 с.
  13. А.В. Преемственность в применении методов и дидактических приёмов обучения на уроке. Таллин: Валгус, 1989.-96 с.
  14. B.C. Педагогика : Учеб. для инж. пед. спец. / Екатеринбург: Изд-во Свердл.инж.-пед.института, 1993, — 320 с.
  15. Безрукова В. С Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994, — 150 с.
  16. B.C. Словарь нового педагогического мышления /Свердл. обл. ин-т усоверш. учителей, — Екатеринбург, 1992. 93 с.
  17. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993.
  18. А.П. Политеоретические основы многоуровневой професси-альной подготовки. С.-Петербург. 1995, — С. 49.Метод.указания / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 1994. ^27с.
  19. М.Н. Интеграция содержания образования.-М.: Педагогика, 1993.
  20. В.П. Основы теории педагогических систем.-Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — С. 190−192.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
  23. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения :2т./ Под ред. А. В. Петровского. М: Педагогика, 1979, — Т.1. — 304 с.
  24. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М., 1959.
  25. Д.Б. Пути к творчеству. -М.: Знание, 1981. -96 с.
  26. B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей и изобразительной деятельности учащихся 5−6 классов (на материале хохломской росписи): Автореф. дис. канд. пед. наук. М: МГПУ, 1996.
  27. С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности (на факультете педагогики и методики начального обучения в пед м вузе): Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: Минобра-е РФ., 1995.
  28. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. педагогика. -1989. -№ 8.
  29. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ: Психология. 1981. -№ 2.
  30. ЗГБургин М. С. Инновации и новизна в педагогике // Сов.педагогика. -1989.-. № 12.
  31. И.Д., Шульц М. П. Учитель ученик: характер их взаимоотношений и их влияния на уровень воспитанности, обучения и социальную активность школьников, — Л., 1983.
  32. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985 — 25 с.
  33. Буш Г. Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Автореф. дис. докт. филос. наук. Минск, 1989. — 22 с.
  34. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.-М" 1973.
  35. И.П. Приобщение школьников к творчеству М., 1982.
  36. Воспитание к свободе: Педагогика Р. Штейнера: Из опыта междунар. движен. Вальдорф. шк. / Пер. нем. М., 1993. — 269 с.
  37. .Л. Педагогическая мысль в современной Франции. М., 1983. — 184 с.
  38. .Л. Современная буржуазная школа // Новое в жизни, науке, технике: Сер."Педагогика и психология". М.: Знание, 1984.-№ 12.
  39. Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования / Проблемы современной психологии. Л 1926.
  40. Л.С. Психология искусства. М., 1965. — 327 с.
  41. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М .: Просвещение, 1991.-93 с.
  42. С.И. Факторы, определяющие выбор методов при подготовке учителя к уроку // Вопросы методов и организация процесса обучения: Сб.науч.тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — 96 с.
  43. В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструктивных умений у будущих учителей трудового обучения: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М: МГПИ, 1996.
  44. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы -Воронеж.: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. 207 с.
  45. С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования : Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1990.
  46. Е.Я. К теории методов обучения в советской школе // Сов. педагогика. 1956. — № 11. — С. 90−98.
  47. В.А., Кохалова Л. А. Основы непрерывного образования в СССР,— М.:Высш.шк., 1987, — 381 с.
  48. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях . Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  49. О.С. Проблемы формирования мотивации и труда у учащихся средних профтехучилищ : Дидактический аспект / Под ред. М. И. Махмутова.-М.: Педагогика, 1985, — 152 с.
  50. С.В. Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественом воспитании детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  52. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989 .
  53. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957.
  54. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Педагогика, 1960.-299 с.
  55. М.А., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы.-М., 1975.-28 с.
  56. Л.Г. Методика организации самостоятельной работы студентов с учетом преемственности / Вопр. обществ, наук. 1988. -Вып.76, — С. 85 -89.
  57. Н.А. Эстетическое воспитание. М., 1973.
  58. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989.-159с.
  59. .И. О системе «личность» / Вопр.психологии.- 1985-№ 5.
  60. СБ. Профессиональное самовоспитание учителя.-М., 1986.
  61. Ю.И. Активное социально-психологическое обучение-Л., 1985.
  62. П.Н. Режиссура как практическая психология.-М., 1972.-58с.
  63. А. Рисование и мировоззрение учащихся / Художник.-1963.-№ 12.
  64. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики.-М.: Педагогика, 1984.-176с.
  65. Ю.М., Зазыкин В. Г., Зотова О. И. и др. Проблемы психологии труда и профессии / Психологический журнал.-1981.-№ 6.
  66. В.И. Педагогическое творчество учителя.-М., 1987.
  67. В.И. Региональные тенденции в развитии образования и интеграционные подходы в педагогике / Прикладные проблемы педагогической интеграции: Тез. докл. / Свердл. инж.-пед. ин-т.-Екатеринбург, 1992-С.41−45.
  68. Л.В. Избранные педагогические труды.-М., 1990.-418с.
  69. Э.Ф. Профессинальное становление личности инженера-педагога.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988.-120с.
  70. Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров / Вестник МГУ: Психология, — 1989.-№ 3.
  71. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.-М., 1987.
  72. Г. В. Ведущая деятельность студентов. Интеграционный подход / Прикладные проблемы педагогической интеграции: Тез. докл. / Свердл. инж.-пед. ин-т, — Екатеринбург, 1992.-С.47−49.75 .Ильин Е. Н. Искусство общения.-М., 1982.-45с.
  73. Т.А. Педагогика.-М., 1969.-286с.
  74. Ильясов И.И., Галатенко Н А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей.-М.: Изд.-корпорация1. Логос", 1994.-208с.
  75. Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Вопр. психологии, — 1990.-№ 4.
  76. Е.И. Приемы и методы обучения/Сов.педагогика, — 1970.-№ 2.
  77. Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблемы приемов умственной деятельности.-М., 1962.
  78. А.И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности / Вопросы психологии, — 1986,-№ 2.
  79. М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа).-М., 1974.
  80. Кан Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Обзор информ. М-ва высш. и средн. спец. образования.-М., 1977,-С.54−55.
  81. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М.: Просвещение, 1987.
  82. Кан Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М., 1990,-С.52−56.
  83. М. Современный ребенок и эстетическое воспитание /Сб. науч. ст.: Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы,-Новосибирск,-С. 187−188.
  84. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие по спецкурсу.-М., 1994.-222с.
  85. Клинберг Лотар. Проблемы теории обучения / Пер. нем.-М. Педагогика, 1984.
  86. Л.И. О природе и типах интуиции / Вопросы методологич. науки.- Томск, 1971.-Вып. 1.-С.52−53.
  87. М.О. Поэзия педагогики.-М., 1976.
  88. И.М., Осокин Ю. В. Эстетическое как социальный феномен / Формирование эстетической культуры личности.-Омск, 1990.-65с.
  89. Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ.-М.: Высш. шк&bdquo- 1988.
  90. А.И. Теория и методика изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства : Автореф. дис. докт. пед. наук.-М., 1992.
  91. Л.Ф. и др. Эффективность образования.-М. 1991.-269с.
  92. Н. Взаимодействие искусств в художественном воспитании / Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы.-М., 1985 -С. 46 51.
  93. Я.А. Великая дидактика / Избр. педагогические сочине-ния.-М., 1955.-279с.
  94. Д.М. Основы теории творчества: Пособие для студентов и учителей, — Екатеринбург, 1993.
  95. Кон И. С. Открытие «Я"-М» 1978.-С. 10−23.
  96. ЮО.Кондяхчан Е. С. Методика преподавания рисунка в средней школе.-М.: Искусство, 1951.-176с.
  97. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе / Под ред. Б. М. Неменского: Проект.-М., 1990.
  98. ЮЗ.Копцев В. П. Развитие художествен ого объемно пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусстваи художественного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.:РАО, 1995.
  99. В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Атореф. дис. док. пед. наук. М.: МПГУ, 1994.
  100. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях/Сов.педагогика, — 1970.-№ 9.-С. 103−116.
  101. Юб.Краевский В В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики / Новые исследования в пед. науках, — 1971-№ 4.-С. 5−68.
  102. В.В. Проблемы научного обоснования обучения.-М.: Педагогика, 1977.-264с.
  103. В.В. Метод обучения как категория дидактики / Вопросы методов и организации процесса обучения.-М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-96с.
  104. В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения / Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. сб. науч. тр.-Челябинск: ЧГПИ, 1985.
  105. Краткий словарь по эстетике.-М.: Политиздат, 1963.-543с.111 .Кудина Г. Н. Воспитание читательского сотворчества / Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла.-М., 1985 -С.31−32.
  106. B.C. Методика обучения изобразительному искусству в школе.-М.: Просвещение, 1979.
  107. З.Кузин B.C. Психология.-М., 1982.-С.170.
  108. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л., 1969.-38с.
  109. Н.В. Методы системного педагогического исследования, 1. Л.: ЛГУ, 1980.-172с.
  110. Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Вопросы психологии, — 1984, — № 1.
  111. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастерства производственного обучения.-М.: Высш.шк., 1990.-С.119−120.
  112. И.А. Формирование сложных систем временных связей у человека.- Минск, 1962.
  113. Ю.Н. Педагогическая задача / Творческая направленность деятельности педагогов,-Л., 1978.
  114. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Вопросы психологии.- 1986,-№ 2.
  115. Ю.Н., Сальникова Н. Е. Игровые ситуации в процессе обучения студентов педвуза / Педагогические проблемы и способы их решения учителем -Л., 1979.
  116. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов,-Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1982.-273с.
  117. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки и производительного труда молодежи.-Саратов:Изд-во Саратов. ун-та, 1985.-143с.
  118. Ю.А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодёжи в профтехучилищах и технических вузах: Дис. на соиск. учен, степени док. пед. наук/ АПН СССР. НИИ проф,-тех.педагогики.-Казань, 1989.-367л.
  119. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах, — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990.-160с.
  120. Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы, — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1990,-120с.
  121. Ю.А. Интегративная функция принципа преемственности/
  122. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Сверд. инж. ин-т- Свердловск, 1990.-Вып.1 .-С.87.-96.
  123. Ю.А., Переверзев И. И., Пасмор М. А. Связь профессионального образования молодежи с производительным трудом: Пособие для преподавателей и студентов -Самара: НПФ «Раке», 1996.-200с.
  124. Н.И., Сазонов Б. М. Человеческий фактор в нововведениях / Психологический журнал.- 1985.-№ 4.
  125. Ю.П. Творческая лаборатория учителя,-М., 1992.
  126. В.Г. Интегративная функция понятия системы /Диалектика как основа интеграции научного знания.-Л., 1984.-С.76−77.
  127. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие.-М.: Высш.шк., 1982.-360с.
  128. А.А. Психологический подход к анализу искусства / Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы.-М., 1978.-С.41.
  129. А.А. Избранные педагогические произведения: 2 т.-Т.1.-М.: Педагогика, 1993.
  130. НА. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков».-М.: Науч.-практ. центр непрерывного худож. образов., 1996.-54с.
  131. И.Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам / Народное образование 1966, — № 3.
  132. И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования: (Познавательные задачи обучения гуманитарным наукам) / Под ред. И. Я. Лернера.-М.: Педагогика, 1972.
  133. И.Я. Проблемное обучение.-М.: Знание, 1974.-64с.
  134. И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981.-186с.
  135. Лук А. К. Психология творчества.-М., 1978.
  136. А.Р. Высшие корковые функции человека.-М.:МГУ, 1969.-501с.
  137. И.А. Формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста: Авто-реф. дис. канд. пед. наук.-М.: МПГУ, 1994.
  138. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.-М., 1987.
  139. А.С. Условия творческого труда.-М., 1970.
  140. Мб.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.
  141. М.: Педагогика, 1972.-208с.
  142. А.Г. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся 5−7 классов в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М: МПГУ, 1996.
  143. М.И. Теория и практика проблемного обучения.-Казань, 1972.-551с.
  144. М.И. Организация проблемного обучения в школе.-М.: Просвещение, 1977.-240с.
  145. М.И. Принцип проблемности в обучении / Вопросы психологии, — 1984, — № 5.-С.30−31.
  146. М.И. Современный урок.-М.: Педагогика, 1985.-184с.
  147. М.И., Безрукова B.C. Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в среднем профтехучилище / Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся в среднем ПТУ.-М., 1983.
  148. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96с.
  149. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического восприятия школьников / Вопросы психологии, — 1989,-№ 1.-С.16−17.
  150. B.C. Очерк интегрального исследования ин диви дуальности.-М., 1986.
  151. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе / Под ред. А. П. Фомичева.-М.: Изд-во АПН СССР, 1963.-335с.
  152. Методика проектирования содержания интегративных курсов: Метод, разработка / О. М. Кузнецова.- Свердл. инж.-пед. ин-т, — Свердловск, 1989.
  153. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования / А. П. Беляева, П. Мишева, А. Кодытек и др,-М.: Высш. шк, 1987.-199с.
  154. Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя / Вопросы психологии, — 1987, — № 6.
  155. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя / Вопросы психологии, — 1990, — № 3.
  156. А.В. Развитие декоративного творчества у детей 2−7 лет: Автореф. дис. кан. пед. наук, — М.: МПГУ, 1996.
  157. И.Л. Индивидуализация обучения студентов: Метод, у казания для студ. и преподав,-Саранск: Мордов. гос. ун-т, 1990.-30с.
  158. И.Л. Самообучение в системе непрерывного образования студентов: Метод, пособие для студ. и преподав, — Саранск: Мордов. гос. ун-т, 1990.-52с.
  159. Научно-технический прогресс и система образования (Великобритания, США, ФРГ, Франция, Швеция) / Ред. колл. A.M. Кулькин (гл.ред.). Г. Я. Волков, В. Н. Садовский и др.- Отв.ред. Л. Г. Можаева — Науч. ред. Е. Д. Клементьев.-М.: АН СССР, 1985.-286с.
  160. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1987.-255с.
  161. .М. Искусство-настройщик духовного мира/Пед.вестник.1990, — № 9.
  162. .М. Культура Искусство — Образование : Цикл бесед.-М.: Центр ХКО, 1994,-79с.
  163. Л.С. Изобразительное искусство в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников: Автореф. дис. док. пед. наук,-М.: МПГУ, 1993.
  164. Новое педагогическое мышление / Под ред. акад. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1989.
  165. Ноосфера и художественное творчество. Под ред. Б.П. Юсова-М.:1991.-280с.
  166. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой.-М., 1983.
  167. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна.-М., 1990.
  168. И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности.-М.: Учпедгиз, 1950.-264с.
  169. Н.С. Педагогическая гармония (открытый урок) / Школа.-1996.-№ 6.-С.2−13.
  170. Педагогика: Учебн. пособие / Под ред. Н. В. Бабанского.-М., 1983.
  171. А.Д. История педагогики как учебный предмет в педагогическом вузе/Сов. педагогика.- 1983,-№ 7.-С.79−85.
  172. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя / Сов. педагогика.- 1985,-№ 12.-С.42−47.
  173. Я.А. Психология творчества и педагогика,-М., 1976.
  174. Я.А. Фазы творческого процесса / Исследование проблем психологии творчества.- М., 1983.
  175. Н.Ю. Творческий стиль деятельности : Педагогический аспект, — Казань, 1989.
  176. М.М. В поисках оптимального варианта, — М., 1987.
  177. Проблемы совершенствования системы психолого педагогической подготовки / Под ред. А. И. Щербакова.-Л., 1980.
  178. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной.-М., 1982.
  179. А.О. Психические состояния учителя и продуктивность урока / Вопросы психологии 1989, — № 6.
  180. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя: Круглый стол / Вопросы психологии, — 1987, — № 6.19ТРавкин З. Н. Курс истории педагогики школа формирования мышления / Нар. образование.- 1981, — № 3.-С.30−35.
  181. З.Н. Пути усиления профессиональной направленности преподавателя курса педагогики / Сов.педагогика.- 1982, — № 11 .-С.70−75.
  182. И.П. Педагогическое творчество учителей / Нар.образование.-1985, — № 7.
  183. И.М. Философские основы теории индивидуальности.-Л., 1973.
  184. В.М. Азбука педагогического труда.-М., 1990.
  185. Н. Творчество как усиление себя / Вопросы психологии.-1990.-№ 1.
  186. В.К. Педагогическое образование на современном этапе / Вест, высш. школы. 1980, — № 11.-С. 13−18.
  187. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебн. пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1974.-246с.
  188. Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка.-М.: Просвещение, 1982.-240с.201 .Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования.-М.: Изд-во АН СССР, 1958.-147с.
  189. С.Л. Основы общей психологии:2т.-Т.1.-М, Педагогика, 1989.
  190. Л.Б. Изобразительное искусство в школе: Учебн. пособие.-Ижевск: Удмурт, ун-т, 1992.-310с.
  191. Г. В. Художественное образование на современном этапе-М.: Прогресс, 1989.-152с.
  192. Ф.Б. Теория и практика работы по формированию способности к художественному творчеству у детей : Автореф. дис. докт. пед. наук,-Баку, БГГТУ, 1993.
  193. В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект/ Сверд. инж.-пед. ин-т.-Екатеринбург, 1993.
  194. Системогенетика и учение о цикличности развития / Под.ред. А. И. Субетго и Н. Н. Александрова.-Кн. 1: Системогенетические исследования,-Тольятти, 1994.-342с.
  195. Системообразующие понятия в реализации педагогической интеграции / Под ред. B.C. Безруковой, — Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1988.-20с.
  196. М.П. Совершенствование процесса обучения.-М.: Педагогика, 1971.-206с.
  197. М.Н. Проблемы современной дидактики.-М. Просвещение, 1980.
  198. М.Н. Методология и методика педагогических исследова-ний.-М., 1986.212Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М., 1976.
  199. В.А. Формирование социально активной личности учителя / Сов.педагогика.- 1981, — № 4.-С.76−84.
  200. В. А. Дамарин В.Э. Методологическая культура учителя / Сов. педагогика, — 1990,-№ 7.
  201. Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения квалификации / Под ред. Т. Г. Браже, А. Я. Марона.-М., 1982.
  202. В.В. Самосознание личности.-М., 1983.
  203. А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие СПб.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-168с.
  204. В.А. Сто советов учителю.-Киев, 1984.
  205. Н.М. Введение, а неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов.-М.: Ассоциация «ПО», 1991.
  206. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: Изд-во МГУ, 1975.-344с.
  207. Н.Н. Обретение педагогического мастерства / Сов. педагогика, — 1990,-№ 11.
  208. Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю.Н. Ку-люткина, Г. С. Сухобской.-Л., 1978.
  209. Е., Дукаревич М. Художественное восприятие живописи и структура личности / Творческий процесс и художественное воспри-ятие.-Л., 1978.-С.174−190.
  210. А.И. Системный подход и общая теория систем.-М.: Мысль, 1978.-272с.
  211. .С. Самоуправление системы и причинности.-М.: Наука, 1972.-254с.
  212. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.-М.: Педагогика, 1986.-174с.
  213. К.Д. Избранные педагогические произведения.-М., 1968.-328с.
  214. Философский словарь учителя / Под ред. А. Г. Борисова, — Саратов, 1985.
  215. Э. Психоанализ и этика.-М.: Республика, 1993.
  216. Формы, средства и методы эстетического воспитания за рубежом: Метод, рекомендации под ред. Л. П. Богомоловой М., 1987.
  217. Фохт Бабушкин Ю. У. Научное управление художественной культурой как объект эстетического исследования: Автореф. дис. д-ра фил ос. наук.-М., 1984.
  218. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика.-М.:1. Магистр, 1992.-159с.
  219. Д.М. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. на-ук.-М.: МГЛУ, 1994.
  220. В.Д. Инициатива и творчество учителей решающая сила реформы / Нар.образование.- 1987, — № 4.
  221. Э.В. Формирование изобразительных (живописно-графических) умений и навыков у студентов художественно-графического факультета в процессе обучения миниатюре: Автореф. дис. канд. пед. наук, — М.: МИГУ, 1996.
  222. Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитие подростков : Автореф. дис. док. пед. наук, — Киев: КИИ, 1986.
  223. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе : Теоретическое обоснование ситемы обучения и воспитания, пути ее реализации: Автореф. дис. док. пед. наук, — М.: МГПИ, 1988.
  224. К.С. Школьная культура : опыт эстетического воспитания в школах ФРГ, — (Сер. «Эстетическое воспитание».Экспресс информ.-Вып.6.-М.: НИО Информакультура, 1990.-С.7.
  225. Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в пед. вузе: Автореф. дис. док. пед. наук, — М: МПГУ, 1995.
  226. А.И. Совершенствование системы психолого педагогического образования будущего учителя / Во пр. психологии ,№ 2.
  227. А.И. Изобразительное искусство : Обучение и творчество.-М.: Просвещение, 1969.-271с.
  228. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1986.-144с.
  229. Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978.-304с.
  230. Эстетика: Словарь.-М.: Политиздат, 1989.-447с.
  231. И.М. Профессональное самосознание педагога//Сов. педагогика, — 1989,-№ 12.
  232. И.С. Развивающее обучение.-М.: Педагогика, 1979.-142с.
  233. Л.А. Подготовка подростков к выбору художественных ценностей во внеучебной деятельности : Автореф. дис. канд. пед. наук,-М.-МГПИ, 1994.
  234. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ АВТОРА ПО ТЕМЕ1. ДИССЕРТАЦИИ
  235. Сказка на уроках ИЗО: Метод. рекомендации по ИЗО для учителей начальных классов,-Сызрань, 1995.-61с.: ил.
  236. Моделирование учебно воспитательного процесса на уроках ИЗО: Метод, рекомендации по ИЗО для учителей начальных классов.-Сызрань, 1996.-98с.
  237. Издат. отд. ТСЭК, 1996.-С.81−82.
  238. Творчество основа подготовки учителей начальных классов // Традиции российской школы и современные проблемы образования: Тез. докл. науч.-практ. конф. 21−22 янв. 1997 г.-Волгоград: ВУПК, 1997.-с.48−49.
  239. Организация контроля на занятиях по изобразительному искусству в педагогическом колледже // Формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения: Тез. докл. науч.-метод, конф., 29−30янв. 1996 г.- Тольятти: ТОЛПИ, 1996.С.34.
  240. Принципы проектирования урока изобразительного искусства // Проектирование и реализация педагогических технологий: Сб. науч.-метод, работ, — Самар. инд.-пед. колледж,-Самара, 1996.-с.164−173.
  241. Проблема единства трудового, нравственного и эстетического-воспитания // Проблемы трудового воспитания молодежи в современныхусловиях: Тез. докл. Рос. науч.-практ. конф., 10−13 окт.1995 г.-Волглград: Перемена, 1995.-с.39−40.
  242. Формирование духовной среды посредством изобразительного искусства // Книга и культура: Тез. докл. Междунар. конф. Самар. отд-ние Междунар. фонда славянской письменности и культуры, — Самара, 1994,-с.270−272.
  243. Новации зарубежной и российской художественной педагогики// Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире: Тез. докл. 2 респ. науч.-теорет. конф., 24−25 окт.1996 г.- Карачаевск: КЧГПУ, 1996.с.32−34.
  244. Волшебный мир, — М, — № 1. Дет. творчество, 1997.-№ 1.-с.32−35.
Заполнить форму текущей работой