Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нормативная и реальная социализация подростков в образовательном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для рассмотрения и соотнесения нормативной и реальной социализации подростков в образовательном процессе была использована концепция социализационной нормы А. И. Ковалевой, которая определяет норму социализации личности, во-первых, как результат успешной социализации, позволяющий индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социализации подростков
    • 1. 1. Концептуальные основы анализа результативности социализации
    • 1. 2. Школа как институт социализации подростков
  • Глава 2. Анализ результативности социализации подростков в образовательном процессе
    • 2. 1. Норма и отклонение социализации в образовательном процессе
    • 2. 2. Содержание и сущность ресоциализации подростков в общеобразовательной школе

Нормативная и реальная социализация подростков в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Современное состояние российского образования отражает сложные процессы нестабильного общества. Продолжается кризис системы образования, связанный с расплывчатостью государственных и общественных образовательных ориентиров, поиском новых моделей и стандартов образования/Изменения в системе образования пока не дают заметных позитивных результатов. Растущая социальная дифференциация сказывается на возможностях разных социальных групп в получении образования. Стратификационная функция системы образования меняется по своему содержанию.

Социализационная функция образования трансформируется и обнажает противоречия образовательного процесса между декларируемыми образовательными целями, конкретными задачами и содержанием современного образованиямежду сложившимися в реальной жизни новыми нередко негативными образцами поведения, одобряемыми подростками, и ортодоксальными требованиями учебных учреждениймежду сложившимся общественным мнением о необходимости корректировки образовательного процесса и убежденностью педагогов в непогрешимости образовательной сферы.

В образовании сложилась проблемная ситуация, внешним выражением которой стало увеличение социализационных отклонений, особенно среди подростков, а внутренним содержанием — стремление к осознанию социальной стороны этого дисбаланса. Это отразилось в стремлении части специалистов, работающих в сфере образования, вновь восстановить многие былые инструменты воспитания или внедрить зарубежные методики и технологии, элементы традиционных национальных и религиозных воспитательных систем и т. д. Однако для более точного представления о допустимых способах решения проблем необходимо: во-первых, выяснить соотношение нормативной и реальной социализации в школево-вторых, определить норму и отклонение социализации подростков в образовательном процессев-третьих, изучить социальные факторы, вызывающие эти отклонения, что будет способствовать разработке рекомендаций по их преодоления в современном образовании. Этим и определяется актуальность избранной темы.

Степень разработанности проблемы.

Социализация личности — комплексная проблема, изучение которой осуществляется философами, социологами, психологами и педагогами. Сегодня получено множество моделей постановки и решения вопросов, определяющих сущность, содержание и механизмы социализации, а также пути и методы исследования этого социального феномена.

Для анализа проблем результативности социализации важны как макро-, так и микросоциологические теории зарубежных и отечественных ученых.

Большое значение в период становления социологии как самостоятельной научной дисциплины, объектом познания которой было общество, играли социоцентристские теории развития личности Г. Спенсера, К. Маркса, Э Дюркгейма, Т. Парсонса, которые исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность.

В основу психологических направлений теории социализации легли идеи Г. Тарда, Ф. Гиддингса, 3. Фрейда, Э. Эриксона, Ю. Хабер-маса, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Г. М. Андреевой, A.B. Мудрика и др. На основе антропоцентристского подхода они в центр внимания поставили повседневное межличностное взаимодействие.

Проблема социальной нормы, имеющая важное значение для диссертационного исследования, в различных ее аспектах раскрывается в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Мертона, Т. Шибутани, П. Бергера, Т. Лукмана, П. Бурдье. Определенный вклад в развитие социологии отклоняющегося поведения внесли O.A. Беличева, Я. И. Гилинский, E.H. Волков, А. Л. Забара, А. И. Ковалева, В. Н. Кудрявцев, В. А. Луков, С. И. Плаксий.

Изучению проблем социализации с учетом психолого-возрастных особенностей способствуют научные разработки А. Бине, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, а также положения, изложенные в работах современных социологов В. Ф. Левичевой, И. В. Солодниковой, С. Н. Щегловой.

Для диссертации важное значение имеют труды авторов, объектом исследования которых является молодежь. В работах Ю. В. Еремина, Ю. А. Зубок, В. Т. Лисовского, Б. А. Ручкина, В. И. Чупрова, А. И. Шендрика и др. рассматриваются проблемы молодежи в современном российском обществе.

Образование как институт социализации анализируется в работах И. С. Болотина, А. И. Зимина, И. М. Ильинского, О. Н. Козловой, М. Н. Руткевича, Ф. Р. Филиппова, В. Г. Харчевой, Ф. Э. Шереги, А. Г. Эфендиева. В работах педагогов: О. С. Газмана, С. В. Калининой, A.B. Кирьяковой, Н. Е. Щурковой решаются проблемы соотношения социализации с обучением и воспитанием.

В то же время анализ теоретических источников показывает, что в работах, посвященных проблемам социализации, не обнаруживается более или менее систематического рассмотрения вопросов результативности этого процесса, в частности соотношения нормативной и реальной социализации подростков в образовательном процессе.

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность определили выбор темы диссертационной работы.

Объектом исследования является социализация подростков.

Предметом исследования — соотношение нормативной и реальной социализации подростков в образовательном процессе.

Цель исследования — выявить результативность социализации подростков в образовательном процессе через характеристику соответствия нормативной и реальной социализации.

На основе указанной цели строятся задачи исследования:

— изучить основные теоретические концепции исследования результативности социализации;

— охарактеризовать школу как институт социализации в российских условиях 90-х годов;

— провести эмпирическое исследование результативности социализации подростков в образовательном процессе;

— выработать рекомендации по ресоциализации подростков в образовательном процессе.

Методологическую основу исследования составили труды по социологии образования и социализации личности Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Э. Эриксона, теоретическая концепция со-циализационной нормы, разработанная А. И. Ковалевой, а также труды отечественных ученых Л. С. Выготского, И. С. Кона, Г. М. Андреевой, исследовавших проблемы социализации.

Эмпирическую базу работы составили:

— результаты анкетного опроса подростков г. Оренбурга «Старшеклассники о школе.» (в декабре 1997 г. автором опрошено 300 учащихся из 9 оренбургских школ);

— данные экспертных оценок. В качестве экспертов было отобрано 30 человек — представителей системы образования: учителей, школьных психологов, работников городского Управления образованием.

— данные выборочного наблюдения за деятельностью экономикоматематических классов при Межрегиональном институте менеджмента (г. Оренбург), которое проводилось в 1993;1998 гг. и диссертант был его непосредственным участником;

— данные социологического исследования «Молодежь — 96» (исследование проведено кафедрой социологии Института молодежируководители: В. Ф. Левичева, В. А. Луков, А. И. Ковалеваопрошено 1780 человеквыборка многоступенчатая, целевая, квотная);

— результаты анализа нормативных документов Министерства образования РФ (приказов, решений коллегий, инструктивно-методических писем) за 1994;1998 годы, позволяющие определить со-циализационный норматив для подростков и реальные объективные факторы социализации в образовательном процессе;

— материалы государственной статистики;

В ходе исследования использовался комплекс социологических методов сбора первичной информации: контент-анализ документов, анкетный опрос, интервью, наблюдение.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1 .Сформулировано и обосновано определение нормативной социализации в образовательном процессе как соответствующей образовательным нормативам и требованиям системы образования социализации — должной, ожидаемой обществом. Нормативная социализация в образовательном процессе определяется освоением подростками знаний в соответствии с учебными программами конкретного года обучения, а также освоением и выполнением дисциплинарных требований учебного заведения, формированием устойчивых познавательных интересов и навыков самостоятельной деятельности, развитием творческих способностей и жизненных ориентаций. Результатом реальной социализации подростков в образовательном процессе является степень воплощения нормативной социализации в деятельности учебного заведения.

2. Типичные для подростков показатели неуспешности в образовании, а именно: неосвоение необходимого объема знанийнепрочность знанийнеудовлетворительные отметкиотсутствие навыков самостоятельной деятельности и устойчивых познавательных интересовуклонение от выполнения ученических обязанностейнерегулярное выполнение домашнего задания — представлены как отклонения от нормативной социализации.

3. Эмпирически подтверждено, что распад основных целеобра-зующих элементов системы образования, поиск новых образовательных ориентиров, расплывчатость государственных и общественных приоритетов усиливают дистанцию между реальной и нормативной социализацией и могут быть компенсированы системой ресоциализа-ционных мер образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и рекомендации, предложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы общеобразовательными учреждениями в целях совершенствования образовательного процесса, отслеживания результативности социализации подростков и определения роли школы в становлении личности и интеграции ее в общество. Материалы диссертации имеют значение для разработки социальных программ по работе с детьми и молодежью. Они могут найти дальнейшее применение в лекционных курсах по социологии, теории и методики социальной работы, а также в разработке ресоциализацион-ных мер по преодолению уклонений подростков от выполнения обязанностей учащихся.

Апробация и внедрение работы.

Ряд положений диссертации изложен в пяти публикациях по теме исследования. Результаты исследования обсуждались на августовских педагогических конференциях в г. Оренбурге, рассматривались областным педагогическим экспертным советом (диссертант принимал участие в разработке Учебного плана и Программы экспериментальной деятельности экономико-математической школы № 40 г. Оренбурга. При непосредственном участии автора разрабатывался План работы Межрегионального института менеджмента по участию в Федеральных программах: «Дети — сироты», «Дети — инвалиды», «Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев»).

Выводы и материалы исследования предназначены для практического использования в школьном образовательном процессе.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы в практической деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей и молодежи при разработке конкретных ресоциализационных мер по преодолению социализационных уклонений и отклонений подростков.

Заключение

.

В диссертации рассмотрены основные теоретические концепции анализа результативности социализации, дана характеристика школы как института социализации подростков в российских условиях 90-х годов.

Рассмотрение двух важных теоретических блоков: теории социализации и концептуальных основ анализа ее результативности, позволило изучить различные варианты постановки и решения социологией проблемы социализации личности. Анализ различных подходов зарубежных и отечественных ученых к изучению сущности и содержания исследуемого процесса оказался недостаточным для соотнесения нормативной и реальной социализации. Поэтому было уделено внимание уточнению одного из базисных понятий социологии — социальной нормы, с помощью которого возможно описание характера взаимоотношений общества и человека и особенностей социализации личности в конкретных общественных условиях.

Социальная нестабильность общества, острота идеологических, политических, социальных противоречий приводят к разбалансирован-ности ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. В этих условиях претерпевает трансформацию сложившаяся в обществе совокупность правил трансляции социального опыта от поколения к поколению. Многие подростки считают ненужным исполнение своих ученических обязанностей, а учителя находят затруднительным осуществление намеченных целей и решение поставленных перед образовательным процессом задач.

Для рассмотрения и соотнесения нормативной и реальной социализации подростков в образовательном процессе была использована концепция социализационной нормы А. И. Ковалевой, которая определяет норму социализации личности, во-первых, как результат успешной социализации, позволяющий индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитиево-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристикв-третьих, как устоявшаяся совокупность правил передачи норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Выделенные в этой концепции типы социализационной нормы были использованы для характеристики современной школы как института социализации.

В работе было отмечено, что в социализации подростков школа, как основное базисное звено в современном образовании, играет ведущую роль. В отличии от дошкольного и внешкольного (дополнительного) образования, которое охватывает лишь часть детей и подростков, школьное обучение является всеобщим: школа гарантирует постоянное и глубокое взаимодействие между участниками образовательного процесса, в результате которого молодой человек получает не только определенные знания, но и открывает для себя новые каналы социальных коммуникаций, имущественного, должностного и статусного продвижения, расширяет границы своей социокультурной идентичности.

На основе анализа документов Министерства образования РФ за 1994 — 1998 годы делается вывод о том, что недостаточное финансирование отрасливетшание материальной базы общеобразовательных школнедостаточность школьных местприоритет дидактических средств над воспитательнымикоммерциализация среднего образованиястарение и феминизация педагогических кадров и ряд других факторов создают объективные предпосылки для сужения социализацион-ных возможностей школы.

Социальные изменения требуют обновления содержательной деятельности школы на основе обогащения взаимозначимых отношений между всеми участниками образовательного процесса и преодоления его субъектно-объектного видения. Важным становится анализ и учет обстоятельств, влияющих на сознание и поведение подростков, и организация их в оптимальную систему, обеспечивающую нужный обществу и индивиду социализирующий эффект.

В процессе исследования сформулировано и обосновано определение нормативной социализации подростков в образовательном процессе как соответствующей образовательным нормативам и требованиям системы образования социализации — должной, ожидаемой обществом. Нормативная социализация в образовательном процессе определяется освоением подростками знаний в соответствии с учебными программами конкретного года обучения, а также освоением и выполнением дисциплинарных требований учебного заведения, формированием устойчивых познавательных интересов и навыков самостоятельной деятельности, развитием творческих способностей и жизненных ориентаций. Результатом реальной социализации подростков в образовательном процессе является степень воплощения нормативной социализации в деятельности учебного заведения.

Соотношение нормативной и реальной социализации позволило эмпирически зафиксировать следующие типичные для подростков отклонения от нормативной социализации: — неосвоение необходимого объема знаний- - непрочность знаний- - неудовлетворительные отметки- - отсутствие навыков самостоятельной деятельности и устойчивых познавательных интересов- - уклонение от выполнения домашнего задания.

Анализ уклонений от исполнения ученических обязанностей показал, что они носят пограничный характер, не являющийся девиант-ным и связаны не только с неосвоением новых норм и ценностей, но и с обхождением усвоенных ранее. В результате развивается недисциплинированность, что может отрицательно сказаться на дальнейшей интеграции подростков в общество.

Исследование показало, что выявленные отклонения носят не только субъективный, но и объективный характер, и следовательно неизбежны в отдельно взятом образовательном учреждении. Зто обуславливает необходимость научного и практического подхода к поиску эффективных путей социализации и ресоциализации подростков в образовательном процессе. Управление обстоятельствами, так или иначе влияющими на сознание воспитуемых, и организация этих обстоятельств возможны лишь в разумном использовании всего арсенала психолого-педагогических средств и сочетании обучающих и воспитывающих видов деятельности, которые, дополняя друг друга, закрепляют социализационные возможности школы как института образования.

На основании результатов исследования теоретических основ процесса социализации и эмпирического анализа нормативной и реальной социализации подростков подтверждено, что распад основных целеобразующих элементов системы образования, поиск новых образовательных ориентиров, расплывчатость государственных и общественных приоритетов усиливают дистанцию между реальной и нормативной социализацией. Она может быть сокращена с помощью ресо-циализационных мер не только в учреждениях дополнительного образования или исправительного характера, но и в школах, располагающих полидисциплинарностью, большим запасом времени, подготовленными в психолого-педагогическом плане кадрами.

Ресоциализацию в образовательном процессе мы определяем, во-первых, как получение дополнительной информации для достижения образовательного стандартаво-вторых, как освоение ранее неосвоенных социальных норм, ценностей, стереотипов поведенияв-третьих, как расширение круга требований и сужение, таким образом, границ допустимых социализационных отклонений.

В силу выявленных субъективных и объективных факторов отклоняющейся социализации подростков в образовательном процессе и для большей эффективности предложенных в работе рекомендаций по ресоциализации считаем, что важным условием для их реализации должна стать организация и проведение мер нормативного^ организационно-управленческого и экономического характера.

На нормативном направлении представляется необходимым: — разработка социализационных нормативов учащихся школ I, II и III ступеней, соответствующих образовательному стандарту- - отражение (фиксация) социализационных нормативов в Законах, Приказах, Инструкциях Министерства образования и органов управления образованием всех уровней- - утверждение социализационных нормативов как ориентиров деятельности участников образовательного процесса.

Организационно-управленческое направление, по нашему мнению, должно: — создавать оптимальные условия по осуществлению ре-социализационных мер- - обеспечивать подготовку специально обученных для такой деятельности кадров- - осуществлять диагностику и регулярный контроль не только за соблюдением Обязательного миниму.

119 ма содержания образования, но и за достижением социализационного норматива.

Все вышесказанное возможно лишь при серьезном экономическом обеспечении образовательного процесса. Без дополнительных помещений для лабораторий, музеев, студий, секций, где можно было бы проводить уроки и внеклассные занятия, используя нетрадиционные методы обучения, невозможно говорить о формировании устойчивых познавательных интересов и навыков самостоятельной учебной деятельности. При отсутствии оснащенных по современным требованиям учебных классов и производственных мастерских затруднительно развитие творческих способностей и жизненных ориентаций подростков. И только при условии решения материальных проблем учительства представляется доступной задача освоения учащимися дисциплинарных требований учебного заведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь: пер. с англ. / Под ред. Ерофеева С. А. Казань: Изд-во Казан. Унта, 1997.-420 с.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. -380с.
  3. Г. М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. -М.: Аспект Пресс, 1997. -376с.
  4. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). -В кн. Избранные педагогические труды/Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. с. 192−248.
  5. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакци-онно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.-221с.
  6. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. С-П — М.: «Университетская книга» ACT, 1997. — 398с.
  7. Р. Развитие Я -концепции и воспитание: пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Пилиповского В. Я. М.: «Прогресс», 1986. — 422 с.
  8. И.А., Суворова Н. Р. Социальный аспект использования активных методов обучения // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов: Сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во По-волж. межрегион, учеб. центра, 1997. -с.113 -116.
  9. А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. СПб.: Союз, 1998. — 432с. (Психология и социология: страницы классики).
  10. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов/Под ред. Бокова С. Н. -Воронеж:Изд-во НПО"МОДЭК", 1995,-640с.
  11. Н.И. Некоторые вопросы «коммуникативной теории воспитания». В кн. Критика современных буржуазных концепций воспитания. -М.: НИИОП АПН СССР, — 1980, -с.88.
  12. М. Избранные произведения: Пер. С нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. -М.: Прогресс, 1990.-808с.
  13. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. -М.: Гардарика, 1998. 432с.
  14. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давы-дова^ -М.: Педагогика, 1991. -480с.
  15. Л.С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже.// Собрание соч.: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/ Под ред. Давыдова В. В. -М.: Педагогика, 1982. -с. 10 22.
  16. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: 1997. -697с.
  17. Ф. Основания социологии.//Американская социологическая мысль. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. -с.315.
  18. Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество.-Л.: ЛГУ.-1971.-Вып.9. с.44−82.
  19. Т.И. К проблеме функционирования образовательных систем // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов: Сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997. с. 81 — 95.
  20. Э. Самоубийство. Социол. Этюд: Пер. С фр. / Изд. под-гот. Вал. А. Луков. СПб.: Союз, 1998. — 496с. — (Психология и социология: страницы классики).
  21. Э. Социология образования: Пер. с фр. Т. Г. Астаховой. Научн. ред. В. С. Собкин, В. Я. Нечаев. М.: ИНТОР, 1996. -80с.
  22. Ю.А. Проблемы социальной интеграции молодежи в обществе риска.// Молодежь и общество на рубеже веков. Материалы Международной научно-практической конференции. -М.: Институт молодежи, 1998. с.28−29.
  23. И.М. О спасительной роли образования. -М.: Голос, институт молодежи, 1998. -98с.
  24. И.М. Проблема молодежи в современном российском обществе. В кн.: Международная научно-практическая конференция «Молодежь и общество на рубеже веков» — Тезисы. — М.: 1998. -с. 5.
  25. C.B. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением: Дис. .канд.пед.наук.-М., 1996.
  26. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  27. A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика). Учебное пособие к спецкурсу. Ленинград: РТП РГПУ им. А. И. Герцена, 1991, -84с.
  28. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. -224 с.
  29. А.И. Социализационная норма в современном российском обществе. Дисс. .докт. социол. наук. М.: 1997.
  30. А.И. Учащаяся молодежь и комсомол в условиях перестройки. -М.: Ин-т молодежи, 1990. с. 23.
  31. А.И. Социализационные траектории современной российской молодежи. В кн.: Международная научно-практическая конференция «Молодежь и общество на рубеже веков» — Тезисы. -М.: 1998. -с. 33.
  32. А.И. Школа как институт социализации учащейся молодежи. В кн. Молодежь в современном российском обществе. -М.: Институт молодежи, 1995. -с.57.
  33. М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 317 с.
  34. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. М.: Юристъ, 1998. — 558с.
  35. Кон И. О. Психология ранней юности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989.-255с.
  36. Кон И. О. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. -192с.
  37. А.И. Введение в социологию. -М.:Новая школа, 1995. -57с.
  38. А.И. Социология: справочное пособие. М.: Изд-во «Московский лицей», 1996. — 368 с.
  39. Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. -с.316−329.
  40. Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. -с.330−334.
  41. В.Ф. Воспитание и образование в условиях модернизации российского общества. В кн. Молодежь в современном российском обществе. -М.: Институт молодежи, 1995. -с.51.
  42. A.C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.4 /Сост.: М. Д. Виноградова, A.A. Фролов. М.: Педагогика, 1984. — 400с.
  43. К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. т.23, -с.188.
  44. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. — с. 227−236.
  45. A.B. Социализация и воспитание. -М.: Сентябрь, 1997. -96с.
  46. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов.Вып. 1./ Под ред. Крыловой Н. Б. М.: Российский фонд фундаментальных исследований, Институт педагогических инноваций Российской академии образования, — 1995, — 113 с.
  47. Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Вып.2./Под ред. Крыловой Н. Б. — М.:"ИННОВАТОР", 1995. -106 с.
  48. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.З./ Под ред. Крыловой Н. Б. М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1995. — 154 с.
  49. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып.4./ Под ред. Крыловой Н. Б. М.: «ИННОВАТОР» -BENNETT COLLEGE, 1996. — 184с.
  50. Новые ценности образования: образование и сообщество. Вып.5/ Под ред. Крыловой Н. Б. М.: «ИННОВАТОР», 1996. — 143с.
  51. Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Вып.б./Под ред. Крыловой Н. Б. — М.:"ИННОВАТОР", 1996. -196 с
  52. Новые ценности образования: культурные модели школ.Вып.7./ Под ред. Крыловой Н. Д. М.: «ИННОВАТОР» — BENNETT COLLEGE, 1997.-248 с.
  53. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1994—1995 гг. / Сост. М. Р. Леонтьева, Н. Н. Гара, А.М. Во-дянский. -М.: Новая школа, 1994. -256с.
  54. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1998—1999 гг. / Сост. М. Р. Леонтьева, Н. Н. Гара, А.М. Во-дянский. -М.: Изд-во «Про-Пресс», 1998, -288с.
  55. О положении детей в Российской Федерации. 1994 год. Государственный доклад. -М.: Синергия. 1995 г. -100с.
  56. О положении детей в Российской Федерации. 1995 год. Государственный доклад.-М.: Синергия.1996г.-116с.57: Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 1. /"Под ред. Эфендиева А. Г. М.: Об-во «знание» России, 1994. — 192 с.
  57. Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 2. / Под ред. Эфендиева А. Г. М.: Об-во «Знание» России, 1994. — 160 с.
  58. Э.С. Проблемы социализации школьной молодежи в США. В кн. Критика современных буржуазных концепций воспи-атния. -М.: НИИОП АПН СССР, — 1980, -с. 19.
  59. Т. Функциональная теория изменения //Американская социологическая мысль. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 496с.
  60. . Речь и мышление ребенка./ Пер. с англ.- Сост., комм., ред. перевода Вал. А. Лукова, Вл. А.Лукова. М.: Педагогика -Пресс, 1994. — 528 с.
  61. Д.Д. Армия как тотальный институт социализации молодежи. В кн.: Международная научно-практическая конференция «Молодежь и общество на рубеже веков» Тезисы. — М.: 1998. -с. 58.
  62. Д.Д. Гуманитаризация образования в командных училищах Российской Армии: Дис. .канд. социол. наук. -М, 1996.
  63. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  64. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Я. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. -434с.
  65. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер ком, 1999. -416с.
  66. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности: Пер. с нем. -М.: Мир, 1994. 406 с.
  67. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: 1994,-336с.
  68. Российское образование: итоги 1995 года и очередные задачи. Материалы итогового расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации / Минобразования России. -М.: — 1996. -176с.
  69. Россия в цифрах: Крат. Стат. сб./ Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1996. -400с.
  70. М.Н., Потапов В. П. После школы. Социально-профессиональная ориентация молодежи. -М.: 1995. 160с.
  71. O.A. Профилактика правонарушений учащихся в ученическом коллективе общеобразовательной школы: Дис .канд. пед. наук. -М., 1982.
  72. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз./ Под ред. Евгеньевой. -2-е изд. -М.: Русский язык, 1981 1984.
  73. Н. Социология: пер. с англ. М.:Феникс, 1994, — 688 с.
  74. B.C., Писарский П. С., Коюмиец Ю. О. Учительство как социально-профессиональная группа./ Под ред. Собкина B.C. -М., Центр социологии образования РАО, 1996, 102с.
  75. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
  76. И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности (исследовательские проекты в области социальной работы).Учебно-методическое пособие. М.: Институт молодежи, 1993.-116 с.
  77. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов, Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992. -543с.
  78. Социальная сфера России: стат. сб./ Госкомстат России. М.: 1995.-235 с.
  79. Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сб./ Госкомстат России. -М.: 1997. 372с.
  80. Социальное управление: Словарь / Под ред. Добренькова В. И., Слепенкова И. М. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 208 с.
  81. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор Осипов Г. В. -М.: Издательская группа ИНФРА — М, -НОРМА, 1988. -488с.
  82. Социология молодежи. Кн.2. -М.: Институт молодежи, 1995.
  83. Социология, Наука об обществе. Учебное пособие / Под общей ред. В. П. Андрущенко, Н. И. Горлача. Харьков. Институт востоковедения и международных отношений, 1996. — 688с.
  84. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. Лавриненко В. Н. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
  85. Социология. Учебное пособие. -М.: Знание, 1995. 272 с.
  86. Справочник менеджера образования. В 2-хт./Составитель B.C. Гиршович. -М.: Новая школа, 1995, Т.1, -400с.
  87. Справочник менеджера образования. В 2-хт./Составитель B.C. Гиршович. -М.: Новая школа, 1995, -Т.2, -400с.
  88. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. Цейкович К. Н., Тарасик Л. Н., Давыдов Н. И. и др. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. 117 с.
  89. Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. -М.: Знание, 1996. -272 с.
  90. ТощенкоЖ.Т. Социология. Общий курс. -М.:Прометей, 1994.-384 с.
  91. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О.П. Молчанова- Под ред. А. Н. Тихонова. -М.: Ви-та-Пресс, 1998. 256с.
  92. Л.П. Табакокурение подростков как проблема отклоняющейся социализации: Дис. .канд. социол. Наук. -М., 1998.
  93. Ф. Р. Социология образования. -М.: Наука, 1980. 199с.
  94. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -576с.
  95. С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений, 2-е изд., переиз. и доп. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 360 с.
  96. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. П.С. Гуре-вича. Издат. Группа «Прогресс», 1995. -256с.
  97. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Мн.: Ильин В. П., 1996. 192 с.
  98. С., Щеглова С. Кто они, подростки девяностых? (Социологический портрет современного детства). -М.: 1995, -50с.
  99. ЮО.Шендрик А. И. К вопросу об определении понятия «социальная активность личности» // Социальная активность молодежи. -М.: 1980. с.3−19.
  100. Ю1.Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрисгь, 1997. — 304 е.: илл.
  101. Ю2.Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998, -544с.
  102. ЮЗ.Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -354с.
  103. В.Е. О проблемах реформирования образования в Российской Федерации (позиция Международной Академии Наук Высшей Школы).-М.: МАН ВШ, 1997. 32 с.
  104. С.Н. Идеалы и ценностные ориентации подростков 90-х г.г.: Дис. .канд. социол. наук. -М, 1994.
  105. С.Н. Права детей и дети о правах (Социологический анализ). М.: Социум, 1998. — 87с.
  106. Ю7.Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. -М.: Новая школа, 1994. -112с.
  107. Н.Е. Программа воспитания школьника. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 48с.
  108. Энциклопедический социологический словарь./ Общ. ред. Осипова Г. В. М.: ИСПИ РАН, 1995. — 939 с.
  109. ИО.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых A.B. -М.: Издательская груп-па"Прогресс", 1996. -334 с.
  110. Э. Детство и общество: пер. с англ. / Под ред. Алексеева A.A. -СПб.: Ленато, ACT, Фонд"Университетская книга", 1996. -592с.
  111. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд-во"Самарский университет", 1995. — 330 с. 1. Авторефераты диссертаций
  112. ИЗ.Вахромеева Т. В. Девиация в молодежной среде как проблема региональной политики: Автореф. дис. .канд. социол. наук. М., 1996.
  113. Е.П. Уклонения от исполнения служебных обязанностей как форма девиантного поведения офицеров: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1998.
  114. Ю.В. Влияние возрастных кризисов на социальное самочувствие молодежи: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1993.
  115. А.И. Социализационная норма в современном российском обществе: Автореф. дис. .докт. социол. наук. М., 1997.-32с.
  116. О.Н. Система школьного образования в современной России: состояние, проблемы, тенденции развития (социологический анализ на материалах Республики Калмыкия). Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1997.
  117. E.H. Социальная диагностика девиантного поведения: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1997.
  118. М.В. Познавательная деятельность как сфера социализации курсанта военного училища: Автореф. дис. .канд. социол. наук.-М., 1995. 16 с.
  119. В.Э. Компьютеризация средней школы как фактор меж-поколенческих социокультурных различий: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1996.
  120. Д.Д. Гуманитаризация образования в командных училищах Российской Армии: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1996.
  121. Н.С. Управленческая культура: состояние и тенденции трансформации в муниципальной системе образования (социологический аспект): Автореф. дис. .канд. социол. наук. -Ростов-на-Дону, 1998.
  122. Л.С. Процесс социализации учащихся: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1992.
  123. Л.М. Методологические и методические основы социализации детей выходцев из неблагополучных семей: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1988.
  124. Г. Н. Инновационные процессы в современной средней школе (социальный аспект): Автореф. дис. .канд. социол. наук. -м., 1997.
  125. М.Г. Реализация творческого я в познавательной деятельности учащихся лицея: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1999.
  126. Л.П. Табакокурение подростков как проблема отклоняющейся социализации: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1998.1. Газеты и журналы
  127. А.Ю., Вилке А. Я. Антиобщественные проявления в молодежной среде: опыт регионального прогноза. // Социол. исслед. -№ 4, — 1990.-с.64.
  128. Е.Ф., Блинков А. Д., Лови О. В., Лунякова Е. Г. Качество обучения в средней школе и проблемы его оценки с учетом мнений учащихся.// Социол. исслед. № 8, -1998. — с.74.
  129. И.С., Козлова О. Н. Социология и образование. // Социол. исслед. № 4, — 1997. — с.93.
  130. Ю.Г. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование в России.// Социол. исслед. № 9, -1997. — с.56.
  131. Г. Л. Конфликты в школе// Социол. исслед. № 3, -1994. -с.95.
  132. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. // Социол. исслед. № 4, -1991. -с.72−79.
  133. Я.И. Творчество: норма или отклонение // Социол. исслед. № 2, — 1990. -С.41−49.
  134. И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка //Социол. исслед. -№ 10, -1992. с.62−70.
  135. Дети вне образования кто они? (Взгляд с точки зрения статистики) // Вестник Образования. Официальное справочноинформационное издание Министерства общего и профессионального образования России. -№ 6, 1998. -с.92.
  136. А.И. Социология образования: вопросы остаются.// Социол. исслед. № 3, — 1994. -с. 102−108.
  137. Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников).// Социол. исслед. -№ 8, — 1998, -с.57.
  138. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи).// Социол. исслед. -№ 5, -1998. -с.98.
  139. Р.К. Социальная структура и аномия.// Социол. исслед. -№ 3, -1993.-с. 53.
  140. Р.К. Социальная структура и аномия. // Социол. исслед. -№ 4, — 1993.-с. 91.
  141. С.Г., Гостев А. Г. Понятие «Образовательная программа» в Законе РФ «Об образовании».// Образование. -№ 4, 1998. -с.32.
  142. Т.А. Жизненные планы выпускников педагогического колледжа и их реализация. // Социол. исслед. № 6, 1996. — с.82.
  143. М. А. Лидерство в образовании: по материалам исследований в педагогическом вузе. // Социол. исслед. № 6, 1996. -с. 86.
  144. С. Мифы и реалии массовой школы.// Директор школы, № 5, 1998. -с.20.
  145. Л. Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей.// Социол. исслед. № 6,1996. — с.63.
  146. М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России.// Социол. исслед. № 12, — 1996. — с.58.
  147. .А. Молодежь и становление новой России.// Социол. исслед. № 5, — 1998. — с.90.
  148. Сравнительный анализ качества математического и естественнона учного образования в России. По материалам международного ис следования «ИМвв.// Образование. -№ 3, 1998. с. 262.
  149. Е.П. Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов. // Социол. исслед. № 6, 1996. — с.92.
  150. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве.// Социол. исслед. № 3, — 1998. — с.93.
  151. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества. // Социол. исслед. № 9, 1997.-с.41.
  152. Новые виды и организационно-правовые формы образовательных учреждений
  153. Образовательные учреждения Количество1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
  154. Школы с углубленным изучением предметов 6955 7026 6849 8200
  155. Гимназии и лицеи 506 918 1190 1282
  156. Негосударственные учреждения 85 300 386 5231. Число лицеев и гимназий800| ¦ лицеи ПИ600? гимназии Л | «¿-¡-Я I1. Щ^т^ШШ II II I1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
  157. Число обучающихсяв лицех и гимназиях (тыс. человек) воо, ¦ лицеи ¿-МШ600? гимназии ¿-ЩШ Г^И1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
  158. Негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы1. Количество учреждений1991 1992 1993 1994 1995
  159. Ввод в эксплуатацию общеобразовательных учреждений на территории Российской Федерации за 1991−1995 гг. (тыс. мест)396400 350 300 250 200 150 100 50 1 991 1992 1993 1994 1995
  160. Состояние сети общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 1995 году
  161. Школы, находящиеся в аварийном состоянии В Школы, требующие кап. ремонта
  162. Школы, не требующие кап. ремонта
  163. Темпы износа и ветшания материальной базы образования сегодня обгоняют темпы ремонта, реконструкции и ввода в эксплуатацию новых мощностей
  164. Динамика роста числа зданий общеобразовательных учреждений, находящихся в аварийном состонии1991 год 1993 год 1995 год
  165. Количество школ 4014 4086 4122
  166. Доля от общего числа 5,73% 5,84% 5,86%
  167. Динамика роста числа зданий общеобразовательных учреждений, нуждающихся в капитальном ремонте1991 год1993 год1995 год1991 год 1993 год 1995 год
  168. Количество школ 19 637 21 821 22 418
  169. Доля от общего числа 28,05% 31,14% 32,11%
Заполнить форму текущей работой