Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Jacques DupBquier et Yves-Marie Laulan Ces migrants qui changent la face de l’Europe, L’Harmattan, 2004; Mezioud Ouldamer, Le Cauchemar immigre, editions Gerard Lebovici, 1986; Lucienne Bui Trong, Violences urbaines: des verites qui derangent, Bayard, 2000; Gerard Noiriel, Refugies et sans-papiers: La Republique face au droit d’asile XIXe-xxe siecle, Hachette Litterature, coll. «Pluriel Histoire… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения социокультурнои адаптации иностранных студентов
    • 1. Социальная адаптация как особый вид социального взаимодеиствия
    • 2. Социокультурная адаптация: сущность и функции
    • 3. Проблемы анализа социокультурной адаптации иностранных студентов
    • 1. Социально-демографические характеристики и профессиональная мотивированность иностранных студентов
    • 2. Повседневный уровень социокультурной адаптации иностранных учащихся
  • Глава II. Особенности социокультурной адаптации иностранных студентов выходцев из стран Азии и Африки, ^ ^^ обучающихся в российских вузах
    • 3. Адаптация иностранных студентов к социальному пространству

Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется интенсификацией и углублением международных, в том числе и образовательных, контактов. Сотрудничество в области образования является важнейшей и актуальной задачей многих стран, поскольку именно обучению и воспитанию молодежи принадлежит существенная роль в процессе духовного сближения народов, интеграции мирового сообщества. В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в другой стране. Большой опыт обучения иностранных студентов был накоплен в советской высшей школе в рамках помощи, оказывавшейся Советским Союзом странам «третьего мира». Советские вузы занимали третье место в мире по численности студентов, уступая лишь университетам США и Франции. Получить высшее образование в СССР для иностранных граждан многих стран было престижно, ибо советская система образования по праву считалась одной из лучших в мире. Основная часть иностранных граждан, получавших высшее образование в Советском Союзе, обучалась в вузах РСФСР (70%). После распада СССР доля иностранных студентов очной формы обучения в российских вузах в общемировой численности иностранных студентов уменьшилась в два раза. В последние годы наметилась тенденция роста числа иностранных учащихся в России1. Сегодня в российских вузах учатся более 100 тыс. иностранных студентов из более чем 170 стран мира, из них почти 35% - выходцы из стран «дальнего зарубежья», прежде всего, Азии и Африки.

В такой ситуации все более актуальной становится проблема социальной адаптации учебных мигрантов, межкультурного взаимодействия, складывающегося в вузовской среде. Изучение данной проблемы позволит.

1 Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 2. М., 2009. С.350−355. 3 увидеть задачи, необходимость решения которых возникает как у адаптантов, так и у принимающей стороны. Практика показывает, что даже при самых благоприятных условиях международных контактов при вхождении в новую культуру у личности, как правило, возникают различного рода сложности и проблемы. Часто представители разных стран и культур мало знают друг о друге, руководствуются стереотипными представлениями, обладают недостоверной, а иногда и искаженной, негативной информацией о другой культуре и испытывают по отношению к ней предубеждение, что не может не сказаться на длительности и сложности их адаптации к иной социокультурной среде. Все это также актуализирует проблему социальной адаптации иностранных студентов.

Кроме того, актуальность изучения социокультурной адаптации иностранных студентов обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности российских вузов в сфере международных образовательных услуг, что будет способствовать, в свою очередь, сохранению высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава российских вузов, развитию инфраструктуры высшего образования в России, поддержанию международного престижа России, служить подтверждением высокого уровня ее науки, культуры, образования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы социальной адаптации изучаются различными социальными и гуманитарными науками. Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься в конце XIX — начале XX вв. В этот период были заложены теоретические основы изучения данной проблемы. В дальнейшем появляются работы, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы к анализу социальной адаптации, а также выявляется специфика протекания социальной адаптации и особенности ее изучения в различных социальных контекстах.

У.Томас и Ф. Знанецкий разработали методологический инструментарий анализа проблемы адаптации эмигрантов в новой 4 социокультурной среде1. Т. Парсонс выявляет содержание и функциональное значение адаптации как фундаментального свойства социальных систем2. Вопросы, связанные со способами приспособительного поведения в условиях социальной аномии, рассматривал Р. Мертон3. Э. Гидденс рассматривает протекание социальной адаптации в контексте практик повседневного поведения4.

В российской социологии изучены многие аспекты социальной адаптации. В советский период исследования, посвященные социальной адаптации, велись на стыке социологии, философии, социальной психологии и экономики5. Проблема социальной адаптации актуализируется в российском обществе в начале 90-х гг. XX в. в связи с радикальными социальными трансформациями. Появляется множество работ, посвященных вопросам адаптации населения к рыночным реформам6. Thomas, W., Znaniecki, F. The Polish peasant in Europe and America: monograph of an immigrant group. Chicago, 111., University of Chicago Press. (OCoLC)558229275. P. 1 — 86.

Online version: http://www.archive.org/details/polishpeasantineO 1 thomuoft.

2 Парсонс T. Система современных обществ. M., 1997; Он же. О структуре социального действия. М&bdquo- 2000.

3 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

4 Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М&bdquo- 2005.

5 См. напр.: Белкин П. Г. О некоторых теоретических и методологических проблемах социальной адаптации // Философско-методологические аспекты гуманитарных наук: Тезисы к семинару «Философско-методологические проблемы социального познания» М,. 1981; Гвишиани Д. М. Организация и управление. M., 1970; Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М&bdquo- 1979. Дикарёва A.A., Мирская М. И. Социология труда. М., 1989; Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Вып. 2, Л., 1973; Она же. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф. дис.канд. филос. наук. Л., 1974; М&bdquo- 1976; Налчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы, стратегии. Ереван, 1988; Никитина И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопросы теории и методов социологических исследований: Материалы научно-теоретич. конференции. М., 1980; Синцова Л. К. Социализация и адаптация (Социально-философский анализ)//Социальная адаптация и вопросы нравственного развития личности. Барнаул, 1984.

6 См. напр.: Авраамова Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М., 1998; Авраамова Е. М., Дискин И. Е. Адаптация населения и элит (Институциональные предпосылки) Н Общественные науки и современность. 1997. № 1- Балабанов A.C., Балабанова Е. С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социол. исслед. 2003. № 7- Балабанова Е. С. Социальноэкономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегия «негативной адаптации» // Социолог, исслед. 1999. № 4- Беляева Л. А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социол. исслед. 2001. № 6- Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. ислед. 1994. № 8−9- Капица С. И. Формирование механизмов управления социальной адаптацией трудоспособного населения к изменениям современного российского рынка труда. Автореф.д.с.н. СПб., 2009; Крупец Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социол. исслед. 2003. № 4. Назаров О. Ю. Ресурсы и модели социальной адаптации больных алкоголизмом. Автореф. дисс. к.с.н. Н. Новгород, 2006; Нечипоренко О. В. Адаптационные стратегии сельских локальных сообществ в условиях реформирования. Автореф. .д.с.н. М., 2009; Сметанин Е. H. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Соцол. исслед. 1995. № 4- Шабанова М. А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социол. исслед. 1995. № 9- Шабанова М. А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных.

Анализируются теоретико-методологические подходы к изучению социальной адаптации. Большой вклад в разработку теории социальной адаптации внесли работы JI.B. Корель, Н.С. Кузнецова1, М.В. Ромма2, A.A. Налчаджяна3.

Значительное внимание уделяется изучению различных аспектов социокультурной адаптации. Она рассматривается в контексте межкультурных коммуникаций4 и институциональных изменений5.

В российской науке сохраняется стабильный интерес к проблемам, связанным с адаптацией учащихся и студентов. Анализируются вопросы адаптации к учебной деятельности, вузовской жизни в целом, будущей профессиональной деятельности6. трансформаций // Мир России. Т. X. 2001. № 3- Черкасов A.B. Социальная адаптация наркозависимых в современной России: Автореф. дисс.к.с.н. Ростов-на-Дону, 2008 и др.

1 Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации. Автореф. дис.докт. соц. н. Саратов. 2000; Он же. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.

2 Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002.

3 Налчаджян A.A. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М., 2010.

4 См. напр.: Арутюнов С. А. Билингвизм и бикультурализм. Советская этнография. 1978, № 2- Багдасарова Я. Социокультурная трансформация мигрантов в инокультурной среде. Автореф. дисс.к.с.н. СПб., 2009; Васеха Л. И. Этнологические факторы социокультурной адаптации личности. Автореф. дис.к. культуролог, н. М., 1996; Ковтун Л. В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения. Автореф. дисс.к. культуролог, н. М., 1999; Левин З. И. Менталитет диаспоры: системный и социокультурный анализ. M., 2001; Могилевич Б. Р. Межкультурная коммуникация в системе социологического знания. Автореф. дисс.д.с.н. Саратов, 2010; Плюскин Ю. М. Личность на перекрёстке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия. Новосибирск, 1994; Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации // Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Жукова Ю. М., Петровского Л. А., Соловьёвой O.B. М&bdquo- 1996. Триандис Г. С. Культура и социальное поведение / Пер. B.A. Соснина. М., 2007 и др.

5 См. напр.: Дао Тхи Минь Хьюнг Социальная адаптация этнических групп в иной культурной среде. Автореф. дис.к.с.н. М., 1996; Дубченко О. Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995, № 6- Духина Т. Н. Социокультурная адаптация тружеников села в современной России. Автореф. дис.д.с.н. Майкоп, 2010; Камботова Ж. В. Динамика жизненных позиций молодёжи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект. Автореф. дисс. к.с.н. Майкоп, 2008; Корякин К. В. Социальные и культурные аспекты адаптации эмигрантов-армян в Краснодарском крае (1988;2006). Автореф. дисс.к.ист.н. М., 2007; Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973; Назарова Е. Е. Внешние мигранты в Москве и их влияние на современные социальные процессы. Автореф. дис.д.с.н. М., 2010; Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации. Автореф дис.д.с.н. М., 1992.-и др.

6 См. на пр.: Байн А. Б. Адаптация студентов к вузовскому учебному процессу как фактор успешности обучения // Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного обучения. Кемерово, 1995; Голубева H.M. Теоретические подходы к проблеме адаптации студентов // Культураискусство — образование: новые поиски и результаты в теории и практике. Челябинск, 2004; Дайч З. Г. Вуз как система социализации личности // Социальные реформы в России: теория и практика. Вып. 2. М&bdquo- 1996; Емельянов В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социол. исслед. 2001. № 9. Константиновский Д. Л. Самоопределение или адаптация // Мир России. 2003. № 2- Кучмиева С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе. Автореф. дисс.к.с.н. Волгоград, 2007; Логинова В. В. Профессионально-личностное становление иностранных студентов в образовательной среде российского вуза. Автореф. дисс.д.псих.н. М., 2011; Мнацакян И. А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях. Автореф. дисс.к.псих.н. Ярославль, 2004; Подойницына И. И. Адаптация.

В постсоветский период предметом научного анализа стал процесс адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах1.

Российские учёные, преимущественно, останавливаются на вопросах, связанных с адаптацией к учебному процессу, в отличие от зарубежных учёных, которые делают акцент на культурной адаптации, обращают внимание на значимость религиозного и культурного факторов в приспособлении к новой среде обитания2. студентов в новой социокультурной среде как предмет образовательного дискурса // Социальные проблемы: Научно-практический журнал. 2008. № 2- Прядкина О. А. Социальная адаптация и проблемы современного студенчества // Неделя науки МГТИ. Материалы научно-практической конференции. Вып. 4, Майкоп, 2000; Свиридов Н. А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социол. исслед. 2002. № 1- Старосотникова В. Ю. Стратегии профессиональной адаптации студентов в социальном пространстве высших учебных заведений. Автореф. дис.к.с.н. Н. Новгород, 2010; Стрижевская Т. К вопросу исследования адаптации студентов // Методологические и мировоззренческие аспекты социологического познания: Сб. научн. трудов. Рига, 1987; Свиридов Н. А. К вопросу и сущности и основных факторах адаптации студентов в вузе // Объективное и субъективное в общественном развитии, Владивосток, 1981; Щуревич Г. А., Зинковский А. В., Пономарев Н. И. Адаптация молодежи к высшей школе. — СПб., 2004. Яницкий М. С. Влияние некоторых социальных факторов на успешность процесса адаптации студентов к учебной деятельности // Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного обучения. Кемерово, 1995 и др.

1 См. напр.: Антонова В. Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // Вестник ЦМО МГУ. 1998. № 3- Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. 2005. № 67- Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социол. исслед. 2007. № 3- Дюжиков С. А. Современное российское государство на рынке образовательных услуг: опыт системно-философского анализа. Автореф. дисс.филос. н. Нальчик, 2010; Иванова М. А., Титкова Н. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. СПб., 2003. Иванова Н. Л., Мнацаканян И. А. Проблемы высшего образования в европейском образовательном пространстве // Педагогический вестник. Ярославль. 2001, № 3- Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию. Автореф. дисс.д.с.н. М., 2009; Фомина Т. К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей. Автореф. дисс.д.с.н. Волгоград, 2004; Шамне Н. Л., Милованова M.B. Особенности адаптации студентов в инокультурной среде // Россия и страны Америки: опыт исторического взаимодействия: Материалы международной научной конференции. Волгоград, 1998;Шереги Ф. Э., Дмитриев H.M., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М., 2002; и др.

2. Jacques DupBquier et Yves-Marie Laulan Ces migrants qui changent la face de l’Europe, L’Harmattan, 2004; Mezioud Ouldamer, Le Cauchemar immigre, editions Gerard Lebovici, 1986; Lucienne Bui Trong, Violences urbaines: des verites qui derangent, Bayard, 2000; Gerard Noiriel, Refugies et sans-papiers: La Republique face au droit d’asile XIXe-xxe siecle, Hachette Litterature, coll. «Pluriel Histoire «, 2006; Gerard Noiriel, Le Creuset francais: Histoire de l’immigration XlXe-XXe siecle, Seuil, coll. «Points Histoire «, 2006; Patrick Weil, L’Aventure d’une politique de l’immigration: L’aventure d’une politique de l’immigration de 1938 a nos jours, Folio histoire, 2005; Laurent Donnell, La France hostile, Hachette Litterature, coll. «Histoire», 2004; Pascal Blanchard, Eric Deroo, Gilles Manceron (sous la direction de), Paris-Noir. Presence afro-antillaise dans la capitale, Hazan, 2001, Pascal Blanchard, Eric Deroo, Gilles Manceron, Driss El Yazami, Pierre Fournie (sous la direction de), Paris-Arabe. Presence des Orientaux et des Maghrebins dans la capitale, La Decouverte, 2003, — Pascal Blanchard, Eric Deroo (sous la direction de), Paris-Asie. Presence asiatique dans la capitale, La Decouverte, 2004; Pascal Blanchard, Gilles Boetsch (sous la direction de), Sud-Est. Marseille porte Sud. Immigration et histoire coloniale, preface d’Emile Tamine, La Decouverte/Jeanne Lafflte, 2005; Pascal Blanchard, Sud-Ouest. Porte des outre-mers. Histoire coloniale et immigrations des Suds, Milan, 2006; Nicolas Bancel, Lela Bencharif, Pascal Blanchard (sous la direction de), Centre-Rhone. Lyon capitale des outre-mers. Immigration des Suds et culture coloniale, La Decouverte, 2007; Nicolas Bancel, Pascal Blanchard, Ahmed Boubeker, Eric Deroo (sous la direction de), Nord-Est. Frontiere d’empire. Soldats coloniaux et immigration des Suds, La Decouverte, 2008; Pierre Daum, Immigres de force — Les travailleurs indochinois en France (1939;1952). preface de Gilles Manceron, ed. Actes Sud, 2009; Camilleri C.

Несмотря на достаточно широкую представленность литературы по теоретическим и прикладным аспектам адаптации остается значительный ряд вопросов, требующих изучения, в т. ч. соотношение процессов социализации и адаптации, уяснение специфики социологического подхода к изучению социальной адаптации, структуры адаптационного процесса, объекта социокультурной адаптации, разработки методик социологического анализа социокультурной адаптации и др. .

Объект исследования. Процесс социокультурной адаптации.

Предмет исследования. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.

Цель: выявить содержание, структуру, особенности процесса социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Задачи:

1. охарактеризовать процесс социальной адаптации как особый вид взаимодействия субъекта со средой;

2. рассмотреть социокультурную адаптацию как процесс взаимодействия субъекта и объекта адаптации в повседневности;

3. выявить особенности процесса социокультурной адаптации иностранных студентов;

4. установить влияние учебной мотивации на протекание социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах;

5. охарактеризовать адаптацию иностранных студентов к социальному пространству вуза.

1984). Les etudiants etrangers en France et leur discours sur «l'identite culturelle «, cahiers de Sociologie Economique et Culturelle, № 2- Sefrioui S. (1997). Les migrations etudiantes des pays en developpement vers les pays developpes: efficience et equite. Etude dans le cas particulier des flux d’etudiants vers la France. These de doctorat, Universite DijonThill G. (1988). Cooperation universitaire Europe-Afrique, Mondes en Developpement, Tome 16, № 64.

Теоретико-методологическая база исследования. При разработке теоретико-методологической основы исследования, были использованы ряд положений социологии адаптаций JI.B. Корель, в частности о роли внешней среды в ходе адаптации, адаптивной ситуации, механизме и стадиям процесса адаптацииП.С. Кузнецова о роли потребностей в ходе адаптациимодель «Реадаптивное кольцо» М. В. Ромма.

Изучение содержания и структуры социокультурной адаптации базируется на теоретических положениях, содержащихся в работах В. П. Козырькова, Ф. И. Минюшева, Н. Г. Скворцова, П. А. Сорокина, Э. А. Орловой, JI.JI. Шпак и др.

Эмпирическая база исследования.

• Авторское исследование (полуформализованное интервью) иностранных студентов г. Москвы и г. Иваново, 2010 г., N=100.

• Вторичный анализ социологических исследований, посвященных социальной адаптации иностранных студентов в российских вузах: «Проблемы социальной адаптации иностранных студентов"1- «Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН)» — «Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей"3- «Социальные последствия учебной иммиграции в Россию4- «Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе"5- «Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе"6.

1 Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социол. исслед. 2007. № 3.

2 Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. 2005. № 6−7.

Фомина Т. К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей. Автореф. дисс.д.с.н. Волгоград, 2004.

4Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию. Автореф. дисс.д.с.н. Москва, 2009.

5 Куликова O.B. Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе. URL: http://iurnal.org (дата обращения: 20.06.2009).

6 Иванова М. А., Титкова H.A. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. СПб., 2003.

• Результаты авторского включённого наблюдения за процессом социальной адаптации иностранных студентов, обучающихся в г. Иваново и г. Москва в период с 2002 г. по 2010 г.

• Данные государственной статистики, касающиеся российского экспорта образовательных услуг за период с 1990 по 2010 гг.

Научная новизна.

1. Определено содержание процесса социокультурной адаптации как процесса взаимодействия субъекта со средой в повседневности.

2. Выявлены особенности процесса социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.

3. Установлена иерархия учебных мотиваций иностранных студентов, обучающихся в российских вузах и влияние мотивов на ход и результаты социокультурной адаптации.

4. Охарактеризована специфика социокультурной адаптации иностранных студентов к социальному пространству вуза.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социальная адаптация представляет собой особую форму социального взаимодействия, сторонами которого выступают субъект и объект (среда) адаптации. Результатом этого взаимодействия является приобретение субъектом нового социального опыта через освоение непривычных, нестандартных ситуаций, сопровождающих различные виды деятельности. Социальная адаптация обеспечивает «самонастройку» личности на должный уровень взаимодействия с конкретными индивидами, социальными группами, обществом в целом, вытекает из индивидуальных запросов и потребностей личности.

2. Социокультурная адаптация — это форма взаимодействия субъекта со средой в повседневности, создающая субъекту предпосылки эффективного вхождения в социум и освоения различных форм социальной деятельности. Это взаимодействие опосредуется культурой.

10 среды и индивидуальной культурой субъекта. Результатом социокультурной адаптации является приобретение субъектом опыта жизнедеятельности в новой культуре. Последствия данного опыта могут иметь пролонгированный характер, поскольку приводят к трансформации обыденного мира человека.

3. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российской повседневности носит прикладной и принудительный характер. Она протекает как нелинейный процесс, в котором выделяются периоды: «медовый месяц» — начало обучения, «культурный шок» — второй и третий курсы, «стабилизация» — старшие курсы. Результатом социокультурной адаптации является выработка межкультурной компетенции, не предполагающей внутреннего духовного единства с российской культурой. Внешнее поведение адаптантов регламентируется социальными нормами, принятыми в принимающей культуре, а внутреннее — нормами своей национальной культуры. Сближение с российской повседневностью затрудняют анклавизация иностранных студентов в вузе и в городе из-за проявлений расовой и национальной дискриминации и отсутствие тесных неформальных контактов с российскими гражданами.

4. Протекание социокультурной адаптации иностранных студентов зависит от учебной мотивации. Среди мотивов к учебе преобладающие позиции занимает стремление к повышению в будущем социального статуса.

Вторую позицию занимает мотив, связанный с выполнением долга перед своей семьёй, стремящейся создать ребёнку необходимый стартовый жизненный капитал. На третьем месте располагается мотив ответственности перед государством, оплатившим обучение за границей. На четвёртом месте находится мотив обучения желаемой профессии. Первые три группы факторов формируют отношение к учёбе как к процессу, который невозможно прервать, уехать из страны, что вызывает психологические затруднения при освоении новой.

11 социокультурной среды. Успешному протеканию социокультурной адаптации способствует мотив получения желаемой профессии.

5. Адаптация иностранных студентов к обыденной стороне социального пространства вуза носит линейный характер: самооценки приспособленности к процессу обучению возрастают в зависимости от года обучения. Обмен информацией между адаптантами и средой затрудняют лингвистический барьерпсихологические трудности, связанные с преодолением национально-культурных различий в образованиине достаточно активное реагирование вузовской среды на пребывание в ней иностранных студентов.

Научная и практическая значимость работы.

Теоретико-методологический анализ проблемы социокультурной адаптации, представленный в диссертации, позволяет глубже понять содержание и механизм адаптационных процессов на микроуровне, вносит вклад в осмысление особенностей социокультурной адаптации учебных мигрантов. Материалы диссертационного сочинения могут использоваться при чтении ряда курсов: общей социологи, социальной антропологии, социологии социальных изменений, педагогики, социальной психологии и пр.

Результаты проведенных автором исследований могут быть востребованы при работе над вопросами профессионального обучения иностранных студентов общественными структурами, руководством учебных заведений.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

Исследование показало, что на протекание социокультурной адаптации иностранных студентов существенное влияние оказывает учебная мотивация.

Среди мотивов к учебе преобладающие позиции занимают статусные мотивы, в т. ч.: желание в будущем получить престижную и высокооплачиваемую работу, а также повышение социального статуса. Вторую позицию занимает мотив, связанный с выполнением долга перед своей семьёй, стремящейся создать ребёнку необходимый стартовый жизненный капитал. На третьем месте располагается мотив ответственности перед государством, оплатившим обучение за границей. На четвёртом месте находится мотив обучения желаемой профессии. Первые три группы факторов формируют отношение к учёбе как к обязательности, от которой нельзя уклониться и затрудняют.

123 процесс освоения новой социокультурной среды. Успешному протеканию социокультурной адаптации способствует мотив получения желаемой профессии.

Социокультурная адаптация иностранных студентов к повседневной жизни в российском обществе носит прикладной и принудительный характер. Она является необходимым условием для включенности в учебный процесс и не сопровождается внутренним духовным единством с российской культурой. Внешнее поведение адаптантов регламентируется социальными нормами, принятыми в принимающей культуре, а внутреннее — нормами своей национальной культуры. Компактное поселение в общежитии, отсутствие тесных контактов с российскими гражданами, проявления расовой и национальной дискриминации приводят к анклавизация иностранных студентов в вузе и, тем более, в городе. Принудительный характер социокультурной адаптации проистекает также из особенностей учебной мотивации.

Адаптация иностранных студентов к обыденной стороне социального пространства вуза, в котором проходит обучение, в целом протекает успешно. Информационный обмен между адаптантом и средой выстраивается на основе позитивных адаптивных установок, в ситуациях освоения новых видов учебной деятельности и контактов с преподавателями. Препятствиями являются языковой барьер и национально-культурные различия. Достижению релевантного информационного взаимодействия адаптанта со средой препятствует не достаточно активное реагирование вузовской академической среды на пребывание в ней иностранных студентов.

В ходе адаптации иностранные студенты следуют инструментальной и резистентной стратегиям адаптации, исключающим установление тесных контактов с принимающей культурой. В целом процесс адаптации носит линейный характер: самооценки приспособленности к процессу обучению возрастают в зависимости от года обучения.

Заключение

.

Целью данного диссертационного исследования являлось изучение содержания и структуры социокультурной адаптации иностранных учащихся. Для достижения этой цели в работе был поставлен и решен ряд задач. Были выделены основные положения, характеризующие социальную адаптацию как особый вид взаимодействия субъекта со средой. Социальная адаптация не тождественна социализации, а представляет собой способ обретения социального опыта в непривычных, нестандартных ситуациях, сопровождающих различные виды деятельности. Одной из особенностей адаптивного взаимодействия является то, что субъект и объект предстают в качестве адаптивно-адаптирующих системам. Это означает, что оба участника такого взаимодействия влияют друг на друга и изменяются. Реализация процесса адаптации осуществляется через освоение субъектом адаптивных ситуаций. Приспособительные действия субъекта приводят к его изменению на поведенческом и ментальном уровнях и преднамеренно или непреднамеренно влекут за собой изменение среды адаптации.

Социокультурная адаптация рассмотрена в работе как форма взаимодействия субъекта со сферой повседневности. Такая трактовка социокультурной адаптации, по нашему мнению, вполне уместна при изучении микродинамических процессов и изменений. Адаптация к повседневной жизни носит для субъекта вспомогательный характер и создает ему условия для эффективного вхождения в социум и освоения различных форм социальной деятельности. Значимость социокультурной адаптации чрезвычайно высока, поскольку происходящие под её влиянием изменения могут иметь пролонгированный характер, трансформируют обыденный мир человека, его повседневную жизнь.

Социокультурная адаптация иностранных студентов из дальнего зарубежья сопровождается процессами вторичной социализации и ресоциализации осложняющими и затрудняющими освоение среды.

125 повседневной жизни. Поскольку время пребывание в стране данной социально группы ограничено периодом обучения, социокультурная адаптация носит кратковременный и инструментальный характер. Её результатом является выработка межкультурной компетенции на основе знания своей культуры и включенности в иную культуру. Для получения адекватных, объективных оценок результата освоения сферы повседневности нами предложена структура среды социокультурной адаптации, которая может быть использована в качестве алгоритма исследования. Элементами этой структуры выступают материальные объекты, коммуникативные структуры (способы и средства получения информации), интеракционные структуры (нормы и паттерны повседневного взаимодействия), поведенческие структуры (бытовые привычки, использование времени и т. п.). В среде адаптации иностранных учащихся выделяются два уровня — бытовой и специализированный, на каждом из которых структурные элементы имеют свою специфику. Бытовой уровень представлен обыденным взаимодействием, направленным на удовлетворение витальных потребностей и приватных желаний. Специализированный уровень — это обыденные взаимодействия в ходе учебного процесса. Адаптационный процесс может протекать по-разному на каждом из этих уровней в зависимости от целого ряда объективных и субъективных факторов. На успех адаптации влияют: степень комплиментарности культуры, к которой принадлежит субъект, и культуры среды адаптацииэффективность освоения адаптантом различных средств адаптации (институциональных, нормативно-регулятивных, личностных) — степень совпадения направленности самоадаптирования и усилий адаптирующей среды и пр.

Предложенная модель анализа социокультурной адаптации была апробирована автором в ходе исследования, проведенного среди студентов г. Москвы и г. Иванова, выходцев из стран Азии и Африки. Эта группа самая многочисленная среди студентов из «дальнего зарубежья»,.

126 обучающихся в России. Анализ данных показал, что существенной разницы в протекании и результатах социокультурной адаптации студентов разных городов нет. Обнаружены общие закономерности ее протекания.

Существенное влияние на протекание социокультурной адаптации иностранных студентов оказывает учебная мотивация. Среди мотивов к учебе преобладающие позиции занимают статусные мотивы, в т. ч.: желание в будущем получить престижную и высокооплачиваемую работу, а также повышение социального статуса. Вторую позицию занимает мотив, связанный с выполнением долга перед своей семьёй, стремящейся создать ребёнку необходимый стартовый жизненный капитал. На третьем месте располагается мотив ответственности перед государством, оплатившим обучение за границей. На четвёртом месте находится мотив обучения желаемой профессии. Первые три группы факторов формируют отношение к учёбе как к обязательности, от которой нельзя уклониться и затрудняют процесс освоения новой социокультурной среды. Успешному протеканию социокультурной адаптации способствует мотив получения желаемой профессии.

Социокультурная адаптация иностранных студентов к повседневной жизни носит прикладной и принудительный характер. Она является необходимым условием для включенности в учебный процесс и не сопровождается внутренним духовным единством с российской культурой. Внешнее поведение адаптантов регламентируется социальными нормами, принятыми в принимающей культуре, а внутреннее — нормами своей национальной культуры. Компактное поселение в общежитии, отсутствие тесных контактов с российскими гражданами, проявления расовой и национальной дискриминации приводят к анклавизация иностранных студентов в вузе и, тем более, в городе. Принудительный характер социокультурной адаптации проистекает также из особенностей учебной мотивации. Среди мотивов к.

127 учебной деятельности преобладают: статусный (восприятие образования как канала социальной мобильности) — выполнение долга перед семьёй, направивший на обучениеответственность перед государством, оплатившим обучение за границей. Доминирование перечисленных факторов формирует отношение к учёбе как к обязательности, от которой нельзя уклониться, т. е. прервать пребывание в стране.

Адаптация иностранных студентов к обыденной стороне социального пространства вуза, в котором проходит обучение, в целом протекает успешно. Данный процесс имеет в своей основе информационный обмен между адаптантом и средой. Это взаимодействие осуществляется на основе позитивных адаптивных установок иностранных студентов. Негативные адаптивные установки складываются из—за негативного воздействия среды адаптации, в частности, случаев национальной и расовой дискриминации. Адаптивные ситуации возникают при освоении новых видов учебной деятельности и в общении с преподавателями. Преодоление информационной неопределённости о состоянии среды затрудняется языковым барьером и национально-культурными различиями. Достижению релевантного информационного взаимодействия адаптанта со средой препятствует не достаточно активное реагирование вузовской академической среды на пребывание в ней иностранных студентов.

В ходе адаптации иностранные студенты следуют инструментальной и резистентной стратегиям адаптации, исключающим установление тесных контактов с принимающей культурой. В целом процесс адаптации носит линейный характер: самооценки приспособленности к процессу обучению возрастают в зависимости от года обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М.: ИСЭПН РАН, 1998. 230с.
  2. Е.М., Дискин И. Е. Адаптация населения и элит (Институциональные предпосылки) // Общественные науки и современность. -М., 1997.-№ 1.-С. 24−33. ISBN
  3. В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // Вестник ЦМО МГУ. 1998. № 1. Часть 1.С.13−17
  4. В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. «Иван. гос. ун-т». Иваново, 2004. 311с. ISBN 5−7805−0429−5
  5. В.Н., Лондаджим Т. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах // Вестник ННГУ. 2008. № 4. С. 7−12
  6. С.А. Билингвизм и бикультурализм. Советская этнография. СПб. 1978. № 2. 79с
  7. Ю.Н. Фернан Бродель и его видение истории // Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм XY XYIII вв. — 1-е изд. М.: Прогресс Т.1. 1986. 624с. — Т.2 1988. 632с. — Т. З 1992. 679с.
  8. Я. Социокультурная трансформация мигрантов в инокультурной среде. Автореф. дисс.к.с.н. СПб., 2009
  9. Е.С. Социально экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегия «негативной адаптации» // Социолог, исслед., 1999. № 4. С. 17−24.
  10. JI.A. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социолог, исслед., 2001. № 6. С.44−53
  11. П.Гвишиани Д. М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб. М.: МГТУ, 1970- 487 с.
  12. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Издатель Академический проект, 2005. 528с. ISBN 5−8291−0629−9.
  13. JI.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социолог, исслед., 1994. № 8−9. С. 3−15
  14. Н.М. Теоретические подходы к проблеме адаптации студентов // Культура искусство — образование: новые поиски и результаты в теории и практике. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. с. 48−77
  15. JI.H. География этноса в исторический период. JL: Наука, 1990. 253с.
  16. Дао Тхи Минь Хьюнг Социальная адаптация этнических групп в инойкультурной среде. Автореф. дис.к.с.н. М., 1996.130
  17. З.Г. Вуз как система социализации личности // Социальные реформы в России: теория и практика. Вып. 2. М., 1996. С.21−36
  18. Диалектика общественного развитии / Под ред. В. Ж. Келле, Д. А. Гущина. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1988. 260с.
  19. A.A., Мирская М. И. Социология труда. Учеб. пос. М.: Цитадель трейд, 1989. 380с.
  20. Т.Г. Теория адаптации и здоровья человека. М: Новый Центр, 2004. 88с. ISBN 5−89 117−139−2.
  21. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979. 127с.
  22. Ю.Н., Мазитова Л. Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социолог, исслед., 2007. № 3. С.73−77.
  23. О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социолог, исслед., 2005. № 6. С.85−92
  24. Т.Н. Социокультурная адаптация тружеников села в современной России. Автореф. дис.д.с.н. Майкоп, 2010.
  25. ЗЬДюжиков С. А. Современное российское государство на рынке образовательных услуг: опыт системно-философского анализа. Автореф. дисс.филос. н. Нальчик, 2010.
  26. В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социолог, исслед., 2001. -№ 9. С.28−31
  27. М.А., Титкова H.A. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе.-СПб.: Проспект, 2003. 160с.
  28. Н.Л., Мнацаканян И. А. Проблемы высшего образования в европейском образовательном пространстве // Педагогический вестник. Ярославль. 2001, № 3.
  29. Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социолог, исслед., 1995. № 11. С.26−34
  30. .В. Динамика жизненных позиций молодёжи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект. Автореф. дисс. к.с.н. Майкоп, 2008.
  31. С.И. Формирование механизмов управления социальной адаптацией трудоспособного населения к изменениям современного российского рынка труда. Автореф.д.с.н. СПб., 2009
  32. Ковтун J1.B. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения. Автореф. дисс.к. культуролог, н. М., 1999.
  33. В.П. Освоение обыденного мира. Социокультурный анализ. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. 340с.
  34. Д.Л. Самоопределение или адаптация // Мир России. 2003. № 2. С.123−143. ISSN 1811−038Х.
  35. Л.В. Социология адаптации: вопросы теории методологии и методики. Новосибирск: Наука, 1997. С. 424- ISBN 978−5-902 121
  36. Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики: Автореф. дисс. д-ра социол. наук. Новосибирск, 1998. ISBN 9785−94 356−825−1.
  37. Ф. Новые социологии. СПб.: Алетейя, 2002. 172с. ISBN 5−89 329 518−8.
  38. К.В. Социальные и культурные аспекты адаптации эмигрантов-армян в Краснодарском крае (1988−2006). Автореф. дисс.к.ист.н. М., 2007.
  39. Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социолог, исслед., 2003. № 4. С. 49−53
  40. П.С. Социологическая теория социальной адаптации. Автореф. дис. докт. соц. н. Саратов. 2000-
  41. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-т, 1991. 173с.
  42. П.С. Изучение адаптации вынужденных мигрантов // Теория и практика социальной работы. Вып. 1. Саратов: Саратов. Ун-т, 1996. С. 46−54
  43. П.С. Методика измерения социальной адаптации // Социология: 4 М., 1997. № 9. С. 146−162
  44. П.С. К вопросу об определении адаптации человека // Народы России: возрождение и развитие. Саратов: Саратов. Ун-т, 1999. С. 35−38
  45. П.С. Социальная адаптация в трудах Э.Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона // Проблемы формирования социальной и производственной инфраструктуры. Саратов: Саратов. Ун-т, 2000. 320с.
  46. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 630с. ISBN 5−7914−0022−5.
  47. С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе. Автореф. дис .к.с.н. Волгоград, 2007.
  48. З.И. Менталитет диаспоры: системный и социокультурный анализ. М.: ИВ РАН, 2001. С. 25−34. ISBN 5 936 750 191.
  49. В.В. Профессионально-личностное становление иностранных студентов в образовательной среде российского вуза. Автореф. дисс.д.псих.н. М., 2011.
  50. C.B. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. 448с. ISBN: 57 567−0205−7
  51. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во Ан Арм СССР, 1973. 146с.
  52. В.И. Психофизиологические проблемы оптимизации деятельности // Физиологические механизмы оптимизации деятельности. Л.: Наука Медицина, 1985. 135с.
  53. Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT: АСТ-М: Хранитель, 2006. 873с. ISBN 5−17−29 089−6
  54. И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф. дис.канд. филос. наук. Д., 1974.
  55. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / под ред. Б. Д. Парыгина JL: Изд-во «Мысль», 1973. С. 111−120.
  56. Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. 192с. ISBN 589 313−012-х.
  57. Мнакацанян Ирина Алексеевна: Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях. Дис. канд. психол. наук. Ярославль 2004.
  58. .Р. Межкультурная коммуникация в системе социологического знания. Автореф. дис.д.с.н. Саратов, 2010.
  59. К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. 448с. ISBN 5−06−3 347−3.
  60. О.Ю. Ресурсы и модели социальной адаптации больных алкоголизмом. Автореф. дис. к.с.н. Н. Новгород, 2006.
  61. Е.Е. Внешние мигранты в Москве и их влияние на современные социальные процессы. Автореф. дис.д.с.н. М., 2010.
  62. A.A. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2-е Изд-во М.: Эксмо, 2010. 368с. ISBN 978−5-699−36 228−8
  63. О.В. Адаптационные стратегии сельских локальных сообществ в условиях реформирования. Автореф. .д.с.н. М., 2009-
  64. И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопросы теории и методов социологических исследований: Материалы научно-теоретической конференции. М., 1980.-
  65. Э.А. Социокультурная реальность: к определению понятия // Личность. Культура. Общество. 120. Научно-практический журнал. 2007. Т IX. Вып. 1. (34). С.70−86. ISSN 1606−95IX
  66. Официальный сайт РУДН. Последнее обращение 05.09.2011.
  67. Т. Система современных обществ. М.: Академический Проект, 1998.- 270 с. ISBN 5:7567−0225−3
  68. Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. М.: Академический. Проект, 2002. 880с. ISBN 5−8291−0237−4.
  69. Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию. Автореф. дисс.д.с.н. М., 2009.
  70. В.Д. Западная социология XIX XX вв. От классики до позднеклассической науки: Эпистемологическое обозрение. СПб: Алетейя, 2006 — 304 с. ISBN 5−89 329−799−7.
  71. Ю.М. Личность на перекрёстке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия. Новосибирск, 1994. 242с.
  72. И.И. Адаптация студентов в новой социокультурной среде как предмет образовательного дискурса // Социальные проблемы: Научно-практический журнал. 2008. № 2. С. 12−59
  73. O.A. Социальная адаптация и проблемы современного студенчества // Неделя науки МГТИ. Материалы научно-практической конференции. Вып. 4, Майкоп, 2005. С.177−178
  74. М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука Сибирская издательская фирма РАН, 2002. 275с. ISBN 5−02−31 862−0.
  75. H.A. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социолог, исслед., 2002. № 1. С. 51 -55
  76. H.A. К вопросу и сущности и основных факторах адаптации студентов в вузе // Объективное и субъективное в общественном развитии, Владивосток, 1981. С. 17−19
  77. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Прогресс, 1960. С 167.
  78. Л.К. Социализация и адаптация: социально-философский анализ // Социальная адаптация и вопросы нравственного развития личности. Барнаул: БГПИ, 1984. С.63−67
  79. Е. Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социолог, исслед., 1995. № 4. С.82−85
  80. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543с. ISBN 5−250−1 297−3.
  81. П.А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин.- СПб.: Питер, 2000. 474с. ISBN 5−271−13 359−1
  82. Социологический энциклопедический словарь. М.: Изд-во группа НОРМА ИНФРА, 1998. 672с.
  83. В.Ю. Стратегии профессиональной адаптации студентов в социальном пространстве высших учебных заведений. Автореф. дисс.к.с.н. Н. Новгород, 2010.
  84. Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Жукова Ю. М., Петровского JI.A., Соловьёвой O.B. М.: Смысл, 1996. С. 167−185
  85. Т. К вопросу исследования адаптации студентов // Методологические и мировоззренческие аспекты социологического познания: Сб. научн. трудов. Рига, 1987. С.80−91
  86. C.B. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды: Автореф. дис. д.пед.н. СПб., 2001.
  87. У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Международный университет Бизнеса и управления, 1996. С.333−355.
  88. Г. С. Культура и социальное поведение / Пер. В. А. Соснина. М.: Изд-во ИНФРА М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, форум, 2007. 384с. ISBN 978−591 134−107−7.
  89. Философские проблемы теории адаптации. М.: Изд-во Наука, 1975. 277с.
  90. Т.К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей. Автореф. дис.д.с.н. Волгоград, 2004.
  91. В.Л. Субъективный контроль и регуляция социального поведения безработного. Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 2000. 54с.
  92. A.B. Социальная адаптация наркозависимых в современной России: Автореф. дис.к.с.н. Ростов-на-Дону, 2008.
  93. Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998. 400с. ISBN 5−7762−0056−3.
  94. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социолог, исслед., 1995. -№ 9. С.81−88
  95. М. А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций// Мир России. Т. X. 2001. — № 3. — С. 78 104.
  96. Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр прогнозирования, 2002. 552с. ISBN 589 309−004−7.
  97. Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: НАУКА, 2003. 312с. ISBN 491 900 229
  98. JI.Jl. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: Автореф. дис.д. с. н. М., 1992.
  99. П. Социология. Анализ современного общества. М.: Изд-во Логос, 2005. 644с. SBN: 5−98 704−024−8
  100. Г. А., Зинковский А. В., Пономарев Н. И. Адаптация молодежи к высшей школе. СПб.: Питер, 2004. 226с.
  101. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 2. М.: Центр прогнозирования, 2009. 356с. ISBN 978−5-98 201−031−5.
  102. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. М.: ЦСП, 2007. 256с. ISBN 978−5-98 201−019−3.
  103. Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. 336с. ISBN 5−90 157 401-х
  104. М.С. Влияние некоторых социальных факторов на успешность процесса адаптации студентов к учебной деятельности // Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного обучения. Кемерово, 1995.
  105. Atzamba H., Petroff-Bartholdi С. Etudiants 2001: Condense des Resultats. Universite de Geneve, Departement de Sociologie. 2003.
  106. Berry, J. W. Immigration, Acculturation, and Adaptation. Applied Psychology: An International Review, 46 (1), 1997. pp.5−68.
  107. Camilleri C. Les etudiants etrangers en France et leur discours sur «l'identite culturelle «, cahiers de Sociologie Economique et Culturelle- № 2, 1984. pp. 159 182.
  108. Fernando S. Racism and Xenophobia. Innovation in Social Sciences Research, 6, 1993 pp.9−19.
  109. Gerard Noiriel Refugies et sans-papiers: La Republique face au droit d’asileXIXe-XXe siecle, Hachette Litterature, coll. «Pluriel Histoire «. 2006.
  110. Gerard Noiriel Le Creuset francais: Histoire de l’immigration XIXe-XXe siecle, Seuil, coll. «Points Histoire «, 2006. 355 p. ISBN-10: 2 012 793 126.
  111. Grignon C., Gruel L., Bensoussan B. Les conditions de vie des etudiants. Paris: La Documentation Francaise (OVE), 1996.
  112. Hily, M.-A., Lefebre, M.-L. Identite et Alterite: Diversite des Espaces / Specificite des Pratiques. Paris. L’Harmattan, 1999.
  113. Jacques Dupaquier et Yves-Marie Laulan (2004) Ces migrants qui changent la face de l’Europe, L’Harmattan, 2004. 266 p. ISBN: 2−7475−6415−0.
  114. Jacques Dupaquier et Yves-Marie Laulan Immigration/Integration: Un essai d’evaluation des couts economiques et financiers, 2006. ISBN 2−296−460−1.
  115. Les conditions de vie des etudiants. Paris: La Documentation Francaise (OVE). 1999
  116. Lucienne Bui Trong Violences urbaines: des verites qui derangent. Bayard, 2000. 179 p.
  117. Laurent Donnell, La France hostile, Hachette Litterature, coll. «Histoire», 2004.
  118. Mezioud Ouldamer, Le Cauchemar immigre, editions Gerard Lebovici, 1986. 125 p. ISBN 2−85 184−176−9
  119. Manitakis N. Etudiants etrangers, universites francaises et marche du travail intellectuel, fin du XIXe annees 1930, in Immigration et nationalites (Paris), Presses de l’ENS, 1997. pp. 123−154
  120. Manco A. A. Competences Interculturelles des Jeunes Issus de l’Immigration: Perspectives Theoriques et Pratiques. Paris: L’Harmattan, 2002
  121. Nicolas Bancel, Lela Bencharif, Pascal Blanchard (sous la direction de), Centre-Rhone. Lyon capitale des outre-mers. Immigration des Suds et culture coloniale, La Decouverte, 2007. 240 p.
  122. Nicolas Bancel, Pascal Blanchard, Ahmed Boubeker, Eric Deroo (sous la direction de), Nord-Est. Frontiere d’empire. Soldats coloniaux et immigration des Suds, La Decouverte, 2008. 260 p.
  123. Pascal Blanchard, Eric Deroo, Gilles Manceron (sous la direction de), Paris-Noir. Presence afro-antillaise dans la capitale, Hazan, 2001. 240 p.
  124. Pascal Blanchard, Eric Deroo, Gilles Manceron, Driss El Yazami, Pierre Fournie (sous la direction de), Paris-Arabe. Presence des Orientaux et des Maghrebins dans la capitale, La Decouverte, 2003. 248 p.
  125. Pascal Blanchard, Eric Deroo (sous la direction de), Paris-Asie. Presence asiatique dans la capitale, La Decouverte, 2004. 224 p.
  126. Pascal Blanchard, Gilles Boetsch (sous la direction de), Sud-Est. Marseille porte Sud. Immigration et histoire coloniale, preface d’Emile Temine, La Decouverte/Jeanne Laffite, 2005. 240 p.
  127. Patrick Weil, L’Aventure d’une politique de l’immigration: L’aventure d’une politique de l’immigration de 1938 a nos jours, Folio histoire, 2005. ISBN 9 782 130 543 701.
  128. Pierre Daum, Immigres de force Les travailleurs Indochinois en France (1939−1952), preface de Gilles Manceron, ed. Actes Sud, 2009. 277 p. ISBN 274 278−222−2.
  129. Perregaux, C., Ogay, T., Leanza, Y., Dasen, P. R. (Eds.) Integration et Migrations: Regards Pluridisciplinaires. Paris: L’Harmattan, 2001. .
  130. Sefrioui S. Les migrations etudiantes des pays en developpement vers les paysrdeveloppes: efficience et equite. Etude dans le cas particulier des flux d’etudiants vers la France. These de doctorat, Universite Dijon, 1997.
  131. Thill G. Cooperation universitaire Europe-Afrique, Mondes en Developpement, Tome 16, № 64, pp. 127−136. UNESCO (1999) Annuaire statistique de l’UNESCO. Paris: UNESCO, (1988.
  132. Thomas, W., Znaniecki, F. The Polish peasant in Europe and America: monograph of an immigrant group. Chicago, 111., University of Chicago Press. (OCoLC)558229275. P. 1−86. Online version: http://www.archive.org/details/polishpeasantineO 1 thomuoft
Заполнить форму текущей работой