Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Импорт ссудного капитала и проблемы внешней задолженности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектами исследования являются импорт капитала в формах, образующих внешнюю задолженность суверенного заемщика, и внешняя задолженность, под которой понимается часть государственного долга, права требования по которой принадлежат иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Ограничение объекта исследования в рамках государственной части внешней задолженности представляется оправданным по ряду… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. !. Опыт импорта ссудного капитала и решения проблемы внешней задолженности развивающимися странами и странами с переходной экономикой 1. Привлечение иностранных ссудных ресурсов
    • 1. 2. Генезис проблемы внешней задолженности и практики ее преодоления
    • 1. 3. Проблемы взаимодействия международных кредиторов и суверенных заемщиков на современном этапе
  • Глава II. Некоторые теоретико-методологические аспекты исследования проблемы внешней задолженности 45 II.1. Импорт ссудного капитала и его влияние на макроэкономическое равновесие
  • L1.2. Методология анализа платежеспособности суверенного заемщика
    • II. 3. Механизмы регулирования внешней задолженности
  • Глава III. Внешние займы в экономике России
    • III. 1. Динамика и структура внешней задолженности в 1990-е годы 85 III. 2. Особенности национальной политики внешних заимствований 109 III. 3. Поиск новой долговой стратегии

Импорт ссудного капитала и проблемы внешней задолженности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проведение рыночных реформ с начала 90-х годов открыло путь иностранному капиталу в Россию в форме прямых и портфельных инвестиций, кредитов и облигационных займов на международном рынке капиталов. Вместе с тем, встраивание национальной экономики в систему мирового перелива капитала носит противоречивый характер. С одной стороны, интеграция создает предпосылки для экономического подъема. С другой стороны, непродуманная политика привлечения иностранного ссудного капитала и непродуктивное его использование оборачивается снижением темпов роста национальной экономики, усугублением структурных деформаций. Таким образом, государство-заемщик при принятии решения об иностранных заимствованиях должно оценить и выгоды такового, и потенциальные риски, связанные с ним, а также свою способность создать эффективную систему защиты макроэкономического равновесия. Задача эта исключительно трудна для экономик развивающегося и переходного типа. В конце последнего десятилетия XX в. импорт ссудного капитала и урегулирование внешней задолженности как один из аспектов глобальных проблем сотрудничества развитых стран с развивающимися и со странами с переходной экономикой становятся в международной научной среде одной из наиболее актуальных тем всестороннего анализа и широкого обсуждения, в котором принимают участие представители различных сфер общественных знаний — экономисты, политики, юристы-правоведы.

В России импорт ссудного капитала и управление внешней задолженностью приобрели роль самостоятельной отрасли экономики. В 90-е годы XX столетия Российская Федерация испытывает хронические трудности в обслуживании внешнего долга. Необходимость погашения ранее принятых на себя долговых обязательств является одним из основных факторов, определяющих не только интенсивность новых заимствований России, но и экономическую политику в целом.

Резкое ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, начавшееся в конце 1997 г. (события мирового финансового кризиса), стало катализатором наступления долгового кризиса в России 17 августа 1998 г. С этого момента Россия в полном объеме не выполняет своих обязательств по обслуживанию долга перед иностранными кредиторами и находится в состоянии так называемого «технического дефолта». В положении не в полной мере платежеспособного должника Россия не может претендовать на достаточный объем иностранных прямых инвестиций, без которых невозможен подъем национальной экономики.

Следовательно, решение проблемы внешней задолженности и выстраивание новой стратегии привлечения и использования ссудного капитала, отвечающей национальным интересам и учитывающей общие закономерности международного движения капиталов, определяет перспективы развития России.

В этой связи анализ последствий внешних заимствований в широком контексте социально-экономических, нравственных, политических проблем России, определение эффективных путей снижения долгового бремени являются одними из наиболее актуальных для российской экономики теоретических и практических задач.

Целью настоящего диссертационного исследования является выявление качественных параметров современной внешней долговой стратегии России как в части снижения долгового бремени, так и в части формирования эффективной политики привлечения и использования внешних займов.

Данная цель определила следующие задачи:

•систематизировать теоретико-методологические подходы к оценке влияния внешних заимствований на внутренний макроэкономический баланс и на платежный баланс;

•выявить причины и уточнить используемые индикаторы проблем в обслуживании внешнего долга;

•определить тенденции и закономерности импорта ссудного капитала и внешней задолженности развивающихся стран и стран с переходной экономикой в последнее десятилетие XX в.;

•на базе анализа практики решения долговых проблем развивающимися странами и странами с переходной экономикой определить наиболее эффективные пути урегулирования проблемы внешней задолженности в России;

•на основе оценки статистических данных по динамике и структуре внешних заимствований и задолженности России 90-х годах XX века, оценить полноту существующей открытой информации о внешнем долге Россиидать оценку процесса импорта ссудного капитала в 90-х годах XX века в России в макроэкономическом, институционально-правовом, историческом и культурно-психологическом аспектах.

Объектами исследования являются импорт капитала в формах, образующих внешнюю задолженность суверенного заемщика, и внешняя задолженность, под которой понимается часть государственного долга, права требования по которой принадлежат иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Ограничение объекта исследования в рамках государственной части внешней задолженности представляется оправданным по ряду причин. Во-первых, применительно к российской ситуации проблема внешней задолженности является преимущественно проблемой государственных финансов. Во-вторых, теоретико-методологические и практические аспекты исследования проблем государственных и частных внешних заимствований и внешней задолженности различны и заслуживают отдельного рассмотрения. Предметом исследования выступает долговая стратегия государства, которая включает два взаимосвязанных направления: во-первых, экономическую политику по макроэкономической стабилизации и структурным преобразованиям, направленным на повышение эффективности национальной экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи на основе реализации национальных интересов, обеспечение экономического роста, внешней платежеспособности и повышения уровня жизни населенияво-вторых, собственно политику внешних заимствований и управления внешней задолженностью на основе использования рыночных и нерыночных методов облегчения долговой нагрузки через оптимизацию ее стоимостной и срочной структуры, снижение объема внешнего долга и платежей по его обслуживанию.

Теоретической базой исследования явились макроэкономический аспект теории государственного долга, теории внешней торговли и международного движения капитала, теория исследования неравновесных динамических процессов, фундаментальные разработки по анализу платежеспособности суверенного заемщика в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов.

При подготовке диссертации автор опирался как на труды классиков экономической мысли — Д. Рикардо, Дж.М.Кейнс, П. Самуэльсон, так и на работы современных ученых: зарубежных — Д. Аврамович, А. Аткинсон, Р. Барро, Л. Гайгер, М. Герсовиц, Дж. Итон, В. Леонтьев, Г. Марковиц, Т. Саати, Дж. Сорос, Дж. Стиглиц, Ф. Фабоцци, Й. Шумпетери российских — М. Алексеев, В. Андрианов, А. Астапович, Л. Красавина, Э. Нухович, Б. Пичугин, М. Портной, В. Поспелов, Б. Смитиенко, В. Сумароков, Б. Супрунович, И. Фаминский, А.Шохин.

В работе использовались источники Международного валютного фонда. Международного банка реконструкции и развития, комиссий Организации Объединенных Наций, аналитические разработки крупнейших международных банков — Credit Suisse First Boston, HSBC, ING Barings, Merrill Lynch, Deutsche bank, Societe Generale, Chase Manhattan, открытые материалы Министерства Финансов РФ, Центрального банка, международных, вузовских конференций по вопросам экономического развития России.

В своем исследовании диссертант руководствовался принципами диалектической логики, системного подхода, исторического подхода. Аналитический инструментарий включил как классические методы и приемы — статистические и графический, синтеза, группировки, эталонов и аналогий, математического моделирования, экспертных оценок, — так и новейшие подходы, основанные на теории анализа неравновесных процессов.

Степень разработанности темы. Анализ проблем импорта ссудного капитала и внешней задолженности и перспектив их решения находился на протяжении последних 5−7 лет в центре внимания многих отечественных финансовых теоретиков и практиков. Проблема получила свое отражение в публикациях таких отечественных экономистов, как В. Андрианов, С. Андрюшин, С. Афонцев, Е. Балацкий, А. Вавилов, Б. Пичугин, М. Портной, В. Сумароков, Л. Соколовский, Г. Трофимов, Л. Федякина, А.Шохин. Однако в современных исследованиях внешних государственных заимствований и задолженности России нередко рассматриваются отдельные аспекты проблемы. Экономическая сторона вопроса при этом анализируется преимущественно в двух плоскостях: бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса. Поэтому серьезной проблемой остается именной системный подход к вопросу о внешней задолженности.

Несмотря на значительные достижения в макроэкономическом исследовании динамики внутреннего государственного долга, остаются открытыми вопросы определения границ внешней задолженности, условий внешнего равновесия при импорте ссудного капитала и росте внешней задолженности с учетом российских реалий. Недостаточное внимание экономическим, институционально-правовым и культурно-психологическим аспектам внешних заимствований и задолженности в их комплексе и взаимосвязи — такой видится основная проблема исследования данной темы на современном этапе.

Научная новизна работы:

•выявлены и систематизированы причины современных противоречий в процессе международного перераспределения ссудного капитала из развитых стран в развивающиеся и страны с переходной экономикой и на этой базе выработан оригинальный подход к оценке причин возникновения кризисов внешней задолженности;

•предложена нетрадиционная оценка эффективности операций по сокращению внешней задолженности заемщиками на вторичном рынке долговых бумаг, что может быть использовано при планировании рыночных операций по сокращению внешнего долга России;

•уточнена система критериев методологического анализа платежеспособности стран с переходной экономикой;

•предложена методика определения верхних пределов объемов внешних заимствований путем моделирования оптимальной доли внешней составляющей в структуре государственных займов через выбор комбинации долговых инструментов, отвечающих «склонности к риску» данного государства и минимизирующих стоимость обслуживания государственного долга;

•собран обширный статистический материал по динамике и структуре внешней задолженности России в 90-х гг. XX века, показана противоречивость существующих оценок количественных параметров внешнего долга;

•обозначены новые аспекты в оценке роли внешних займов в социально-экономическом развитии России в 90-х гг. XX века;

•раскрыты причины превращения России фактически в нетто-кредитора, являющегося де-юре должником, испытывающим трудности в обслуживании внешней задолженности;

•предлагаемые диссертантом пути решения проблемы внешней задолженности рассмотрены в качестве элемента долгосрочной экономической концепции развития России.

Практическая значимость исследования. Диссертационная работа содержит конкретные рекомендации Министерству финансов РФ, Министерству экономики РФ, Аппарату Правительства, Государственной Думе РФ по формированию российской долговой политики, выработке комплекса мер экономической политики, направленных на стратегическое замещение внешних займов внутренними источниками финансирования и зарубежными прямыми инвестициями в пределах, обеспечивающих позитивное влияние внешних займов на экономику страны и укрепление внешней платежеспособности России. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании курсов «Международные экономические отношения» и «Экономическая политика» .

Апробспшя работы. Результаты и положения диссертационного исследования опубликованы в трех статьях общим объемом 1,1 п.л.

Основные положения диссертации также докладывались на семинарах для корпоративных клиентов, проводившихся Межотраслевым Коммерческим Банком.

Межкомбанк", на заседании кафедры мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений Финансовой академии при Правительстве РФ, на заседании круглого стола по вопросам экономического развития России, организованном банком СЮС Woodgundy Oppenheimer (Лондон, ноябрь 1997 г.), на межбанковском семинаре по проблемам развивающихся рынков «Emerging Markets Investments — 1998/1999», организованном банком Societe Generale (Париж, март 1998 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Внешние заимствования, накопление долгов и поиск путей решения этой проблемы как кредиторами, так и заемщиками вошли в механизм функционирования развитых, развивающихся и переходных экономик. Это позволяет рассматривать проблему российского импорта ссудного капитала как часть процесса международного движения капитала и нарастания долгового характера мировой экономики.

Проведенный автором настоящей работы анализ исторических и современных тенденций в импорте ссудного капитала и проблеме внешней задолженности, основанный на новейших статистических данных международных финансовых организаций, публикациях экономической прессы и оценках аналитических подразделений крупнейших международных банков, позволяет выделить следующие основные элементы системы противоречий между иностранными кредиторами и суверенными заемщиками, приводящие к нарастанию кризисных явлений:

•рост объемов и мобильности фиктивного капитала, рефлексивный характер международного кредитного процесса;

•конфликт интересов кредиторов и заемщиков, противоречия между требованиями к экономической политике стран-заемщиков со стороны кредиторов и долгосрочными потребностями экономического развития стран-заемщиков;

•отсутствие адекватной институционально-правовой системы суверенного заимствования и урегулирования внешней задолженности.

Импорт ссудного капитала и внешняя задолженность представляют собой неравновесный динамический процесс, проходящий периоды подъемов и спадов в сопровождении учащающихся кризисов валютного и долгового характера. На протяжении последних 17 лет зависимость ряда развивающихся и переходных экономик от внешних кредитных ресурсов неоднократно подходила к критическому уровню.

Из анализа международного опыта можно сделать вывод, что наиболее действенным механизмом урегулирования проблемы внешней задолженности при ее обострении являются не односторонние меры заемщика, а достижение международной договоренности между должником и его кредиторами о снижении долгового бремени. Существующие на сегодняшний день в международной практике подходы к урегулированию проблемы внешней задолженности нуждаются в реформировании. Вместе с тем, предотвращение долговых кризисов обеспечивается, в первую очередь, выстраиванием адекватной системы внешних заимствований и управления долгом в стране-заемщике.

В этой связи актуализируются теоретико-методологические аспекты исследования проблемы внешних заимствований и задолженности: оценки их роли на достижение внутреннего макроэкономического баланса, влияние на внешнее равновесие, причины и индикаторы внешних долговых проблем. При этом необходим синтез традиционных подходов в исследовании проблемы внешней задолженности с новейшими исследованиями качественных факторов, влияющих на ее развитие. Исследование проводится с позиций как заемщиков, так и кредиторов.

Для анализа влияния внешней составляющей государственной задолженности на внутреннее макроэкономическое равновесие заемщика применимы общие положения теории государственного долга. Автор приходит к выводу, что привлечение иностранных займов в страны с переходной экономикой при условии эффективного использования полученных средств позволяет снизить прямые и косвенные издержки роста государственного долга. Во-первых, с учетом низкого уровня внутренних сбережений, приток капитала за счет увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций. Во-вторых, в условиях низкого уровня развития внутреннего фондового рынка, характерного для начальных стадий экономических преобразований, выход на внешние рынки дополняет возможности внутреннего, особенно в отношении среднеи долгосрочного кредитования. Доступ к более «длинным» заемным ресурсам позволяет государству решить задачу максимальной пролонгации долговых выплат и выстраивания графика обслуживания и погашения долга в соответствии с планируемыми темпами экономического роста. В-третьих, при условии относительной стабильности обменного курса национальной валюты привлечение внешних займов государством способствует снижению стоимости ресурсов. Экономия на обслуживании внешнего долга, как правило, дает эффект, сопоставимый с недоборами налогов федеральным бюджетом. Налоговый пресс неизбежно приводит к столкновениям политических сил, экономических групп и т. д., к росту социальной напряженности, в то время как рациональное управление внешним долгом политически нейтрально. В-четвертых, государственные внешние заимствования открывают дорогу на международный рынок капиталов отечественным банкам и фирмам, возможности которых могли быть до этого ограничены из-за отсутствия кредитной истории потенциальных заемщиков и низкого уровня доверия международных инвесторов.

Вместе с тем, внешнее заимствование сопряжено с рядом рисков для заемщика. Мировой генезис внешней задолженности показывает, что наименее предсказуемым и управляемым риском импорта ссудного капитала является сохранение внешнего равновесия в условиях экзогенных шоков. Влияние потоков капитала на внешнее равновесие резко усилилось в условиях глобализации рынков капиталов, которое происходит с конца 80-х годов. Если в 70−80-х годах движение капитала следовало изменениям в состоянии текущего счета, то в условиях большей открытости счета движения капиталов 90-х годов, межстрановые денежные потоки сами по себе становятся причиной дестабилизации текущего счета. Экономическая политика, направленная на восстановление внешнего баланса, должна непосредственно оперировать с притоком капитала в увязке с валютной политикой. Государству-импортеру капитала необходимо определиться с направлением использования ввозимого капитала. Если это преимущественно заемный капитал или портфельные инвестиции, используемые на потребление и иные непроизводительные расходы, тогда представляется целесообразным применять режим плавающего номинального валютного курса. Это позволит изолировать денежную массу от изменений в объеме чистых иностранных активов, предотвратить спекуляцию и несколько сократить приток капитала за счет роста валютного риска.

С позиций кредиторов проблема внешней задолженности включает анализ платежеспособности, оценку рисков банкротства суверенного заемщика. Долгосрочные индикаторы внешней платежеспособности государства определяются соотношением внешнего долга и таких макроэкономических категорий, как динамика роста ВНП, инвестиций, инфляции. В условиях экономического роста или падения важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента и темпа экономического роста. В краткосрочном аспекте выделяются долговые коэффициенты: отношение бремени обслуживания долга к объему экспорта и отношение объема резервов к импорту, отношение суммы обслуживания государственного долга к государственным доходам и отношение суммы обслуживания государственного долга к государственным расходам. Оценка долгового сценария связана также с проблемой страновой гетерогенности, в частности, различия под действием факторов, не поддающихся количественному анализу (социополитических, культурных, исторических).

Анализ влияния импорта ссудного капитала на макроэкономическое равновесие, причин и индикаторов долговых проблем позволяет сформулировать концепцию построения государственной системы внешних заимствований и управления внешней задолженностью на ее стратегическом и техническом уровнях. Одним из ключевых аспектов долговой стратегии является внешнеэкономическая политика государства. При анализе альтернатив внешнеторговой политики автор настоящей работы обосновывает необходимость регулирования структуры сравнительных преимуществ во внешней торговле. Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой данный подход подразумевает развитие капиталоемких обрабатывающих отраслей. Отдельную задачу в рамках стратегического обеспечения внешней платежеспособности составляет контроль за объемом государственных внешних заимствований. По мнению диссертанта, верхние пределы заимствования целесообразно определять для совокупного объема государственного долга без его валютного дробления на том основании, что и внутренняя и внешняя составляющие государственного долга являются, по существу, общей бюджетной проблемой. Доля валютной составляющей определяется синтетическим методом, включающим экспертные оценки и математическое моделирование.

В «техническом» аспекте управления внешней задолженностью особый интерес представляют возможности изменения состава и структуры внешней задолженности по срочности, формам и источникам заимствований при ее постоянном совокупной объеме с целью снижения стоимости и оптимизации графика платежей. Современные подходы к оптимизации структуры государственных внешних пассивов основаны на методике формирования «портфеля-ориентира». Среди механизмов снижения долговой нагрузки могут быть выделены операции по конверсии долга в иные активы, выкуп части долга на вторичном рынке. Эффективность операций по сокращению объема внешней задолженности через рыночные механизмы, как правило, низка для заемщика. В этой связи более действенным способом сокращения долговой нагрузки является достижение официальных договоренностей между заемщиками и кредиторами.

Понимание общих закономерностей процесса перелива капитала из развитых в развивающиеся и переходные экономики, а также причин долговых проблем, использование накопленного теоретического и практического опыта регулирования импорта ссудного капитала и долговой нагрузки имеют важное значение для современной экономики в России. При этом необходимо учитывать тот факт, что российские проблемы внешних заимствований и управления внешним долгом во многом уникальны. Современная позиция России в системе международного движения капитала, которая сложилась с учетом специфической структуры и состояния иностранных активов и пассивов. В последние годы подход управляющих государственными пассивами к проблеме внешней задолженности носил в большей степени технический характер, нацеленный на решение ее краткосрочного аспекта, что связано с потребностью в срочных мерах по выполнению обязательств обслуживания долга. Вместе с тем, кризисная ситуация с внешним долгом, сложившаяся к осени 1998 года, свидетельствует о том, что политика сугубо «технического» регулирования внешней задолженности смогла дать лишь временный позитивный эффект и не сняла проблему как таковую, а лишь отдалила ее обострение.

Негативные тенденции в участии России в международном движении капиталов, в особенности, в части государственных заимствований и управления внешним долгом, усилились в 1998 г. под влиянием внешних факторов — резкого ухудшения конъюнктуры на мировых товарно-сырьевых и финансовых рынках, оттока частного иностранного капитала с рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

На основании системного подхода можно выделить причины падения платежеспособности страны в трех плоскостях: экономической, институционально-правовой и культурной. Экономический аспект включает оценку политики мобилизации средств для обеспечения внешней платежеспособности государства через внешнеэкономические и налогово-бюджетные рычаги. Изучение тенденций в российском экспорте и применявшейся политики его стимулирования позволяет сделать вывод о том, что расширение физического и стоимостного объема экспорта имело лишь краткосрочный позитивный эффект, то есть в определенный непродолжительный период времени обеспечивало международную ликвидность страны (способность осуществлять текущее обслуживание внешнего долга), но не обеспечивало ее среднесрочной платежеспособности (способности к полному погашению долговых обязательств в установленные сроки). Политика сокращения емкости внутреннего рынка, подрывая производство и бюджетные доходы, не позволяла обратить дополнительные валютные ресурсы на выплату внешней задолженности. Прямой потерей проводимой политики является и утечка капитала за границу.

Значительную роль в платежном сценарии играют факторы национальной культуры и истории, институционального и правового обеспечения. Они определяют степень финансовой «дисциплинированности» суверенного заемщика. Наращивание займов и озабоченность их возвратом были неотъемлемой чертой финансовой жизни российского государства на протяжении не одного века. Современная ситуация с внешним долгом имеет глубокую взаимосвязь с проблемами трансформации российского общества и экономики, роли государства в проведении демократических реформ.

Существенные проблемы в управлении внешней задолженностью страны составляет несовершенство организационной и правой системы государственных заимствований. Здесь можно выделить три основные проблемы:

1. низкая эффективность институциональных механизмов контроля за внешним долгом;

2. разрозненность и недостаточная полнота учета объема внешней задолженности и программы ее обслуживания;

3. слабое взаимодействие органов государственной власти, ответственных за проведение политики заимствований и управления долгом.

Исследование экономического, институционально-правового и культурного фона, на котором, по мнению диссертанта, совершалась «новейшая история» российских внешних заимствований после 1992 г. и сложилось современное состояние дел в сфере внешней задолженности, свидетельствует о том, что решение проблемы внешней задолженности зависит от комплексных преобразований в экономической политике в области внешней торговли, налогов и бюджета, модернизации законодательства по внешним заимствованиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ № 39-Ф3 от 22 апреля 1996 г. О рынке ценных бумаг//Рынок ценных бумаг. М., 1996, — № 12, — с.42−59.
  2. Закон РСФСР № 1545−1 04.07.91 г. Об инвестиционной деятельности в РСФСР/Сб. нормат. актов: О валютном регулировании и валютном контроле в РФ. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1993. — с.94−114.
  3. Закон РФ от 9.10.92 г. № 3615−1 О валютном регулировании и валютном контроле/Сб. нормат. актов: О валютном регулировании и валютном контроле в РФ. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1993. — с.31−44.
  4. Закон РФ № 3877−1 от 13.11.1992 О государственном внутреннем долге Российской Федерации/Сб. нормат. актов: О валютном регулировании и валютном контроле в РФ. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1993. — с.403−406.
  5. Закон РФ от 02.12.90 г. О банках и банковской деятельности в РФ/Сб. нормат. актов: О валютном регулировании и валютном контроле в РФ. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1993. — с.67−69.
  6. Указ Президента РФ № 1565 от 07.12.1992 г. О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза СССР.
  7. Указ Президента РФ № 1212 от 12.11.97//Экономика и жизнь. М., 1997. — № 47.
  8. Постановление Правительства РФ от 4.03.97 г. № 245 О единой системе управления государственным долгом РФ.
  9. Постановление Правительства РФ от 23 января 1997 г. № 71 О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 году.
  10. Постановление Правительства РФ от 4 марта 1996 г. № 229 О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа.
  11. Постановление Правительства РФ от 14 марта 1998 г. № 302 О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1998 году.
  12. Постановление Совмина РФ № 459 от 17.05.93 г. О подписании с государствами-республиками бывшего СССР соглашений об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР.
  13. Постановление Правительства от 4.11.1996 г. № 1320 О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 года.
  14. Постановление Правительства РФ № 1460 от 07.12.1996 г. Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба и другими официальными кредиторами.
  15. Постановление Правительства РФ № 113 от 7.02.96 г. Об урегулировании задолженности бывшего СССР иностранным коммерческим банкам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов.
  16. Положение ЦБ РФ от 06.10.1997 г. № 527 О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней.
  17. Письмо ГНС РФ от 8.05.1997 г. № ВЕ-6−36/353 О налогообложении доходов, полученных от операций с облигациями внешних облигационных займов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  18. Совместное письмо Минфина РФ № 1−35/105 и ГНС РФ №ПВ-6−08/795 от 18.11.1996 г. О некоторых вопросах налогообложения, связанных с облигациями внешнего облигационного займа 1996 года.
  19. Совместное письмо Минфина РФ № 01−31/37 и ГНС РФ №ВЕ-6−05/166 от 3.03.1997 г. О некоторых вопросах налогообложения, связанных с облигациями внешнего облигационного займа 1997 года.
  20. JI. Неужели МВФ знает национальные интересы России лучше, чем мы сами?//Российская газета. М., 1996. — № 229. — 29 ноября.
  21. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. -М.:ИВЦ «Маркетинг», 1998. 196 с.
  22. Агапова Т А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. Проф., д.э.н. А. В. Сидоровича. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. — 416 с.
  23. Г. Проба на зрелость. В нынешнем году Россия выходит на международный рынок долговых обязательств//Век. М., 1996. — № 33 — с. 8.
  24. Г. Долг платежом красен, но Парижский и Лондонский клубы готовы потерпеть еще чертверть века//Век. М., 1996. — № 20.- 24−30 мая. — с.6.
  25. М.Ю. Рынок ценных бумаг. М: Финансы и статистика, 1992, — 273с.
  26. С. Долги и платежи России/Ваш партнер-консультант. М&bdquo- 1996. — № 31. -с.9.
  27. В. Рынок внешнего долга России//Рынок ценных бумаг. -М., 1996. -№ 1. с.35−37.
  28. В.Д. Внешняя торговля России//Экономисг. М., 1999. — № 3. — с.56−61.
  29. В.Д. Иностранный капиггал в экономике России// Экономист. М., 1997. — № 3. — с.92−96.
  30. В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. Пособие. М. .Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 296с.
  31. В.Д. Россия на мировом рынке капиталов//Международный бизнес России. М., 1996. — № 7. — с.31−34.
  32. С.А. Внешние займы России: прошлое, настоящее и будущее //Международный бизнес России. М., 1996. — № 11. — с.8−15.
  33. А.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора/Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995. — 220с.
  34. С. Внешняя задолженность России//МЭиМО. М., 1998. — № 7. — с.5−18.
  35. Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью: консультативное письмо Базельского комитета по банковскому регулированию (Базель, апрель 1997)//БИКИ. М&bdquo- 1997. — № 95. — 12 августа. — с.4.
  36. Е.В. Принципы управления государственной задолженностью/МЭиМО. -М., 1997. -№ 5. -с.36−51.
  37. Е.В. Инфляционное равновесие и бюджетная сбалансированность/МЭиМО. М., 1997. — № 3.
  38. Банковский консорциум по работе с внешними долгами/Коммерсантъ-ОаПу. М., 1996. — № 22. — 14 февраля.
  39. Банковское дело/Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992. — 428с.
  40. Э. Наднациональные формы регулирования условий предоставления внешнеэкономических кредитов//Российский экономический журнал. М., 1996. -№ 10.
  41. С. Внешние долги России//Деньги и кредит. М&bdquo- 1997. — № 2. — с. 19−23.
  42. Е. Иностранный частный капитал в мировом экономическом пространстве 90-х годов//Свободная мысль. М., 1996. — № 9.
  43. А.С. О вывозе капитала из России//БИКИ. М., 27.01.1998. — 1−2 с.
  44. К., Полесский Н. Игра в долг//Эксперт. М., 1999. — № 12 (176). — с. 1012.
  45. Г. П. Аналитическая макроэкономика: динамика неравновесных макроэкономических процессов. Екатеринбург: УрГУ, 1994. — 71 с.
  46. А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом России/Вопросы экономики. М., 1997. — № 12. — с.68−75.
  47. Ю.Я. К вопросу о государственных долговых операциях//Вестник Финансовой Академии. М., 1997. — № 4. — с.67−73.
  48. И., Галицкая С. Внутренние и внешние источники накопления капитала//Бизнес. М., 1996. — № 2. — с.34−35.
  49. Внешние займы сегодня и завтра// Финансовый рынок,. М., 1996. -№ 1−2.
  50. Внешний долг России//БИКИ. М., 1996. — 9 апреля. — № 40−41. — с.2.
  51. Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика/Пер. с англ. М.: «Инфра-М', 1996. — 560 с.
  52. В. Внешние займы остаются источником экономического роста стран Содружества//Финансовые известия. М., 1997. — 1.07.
  53. С. Долги дорога в никуда//Экономическая неделя. — М., 1997. — 11.04. -№ 9. — с. 6.
  54. Ю. Государственный долг Российской империи//Финансист. М., 1998.- № 9/10.
  55. Д. Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. -М.: ЧеРо, 1998. 176 с.
  56. А. Рынок госдолга/Рынок ценных бумаг. М., 1996. — № 24. — с.4−6.
  57. Гук С. Не по чину берем: внешний долг России становится все более неподъемным//Век. М., 1996. — 23−29 августа. — № 33. — с.6.
  58. Доклады и выступления участников круглого стола «Эффективный экономический рост главное условие выхода России из социально-экономического кризиса’ТПод ред д.э.н. проф. Чечелевой Т В. — М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ, 1998. — 239 с.
  59. Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/Пер. с англ. М-Л.: 1991. — 498с.
  60. А. Еврооблигации как лекарство от ГКО//Российская газета. М., 1996.- № 230. 30 ноября.
  61. С. Российская финансовая система уже стала частью мировой//Финансовые известия. М., 1998. — № 29.
  62. О.В. Финансовый анализ. М. бухгалтерский учет, 1996. — 167 с.
  63. О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы для экономистов. -М-Уфа, 1995. -ч.2.
  64. М.И. По поводу выработки концепции внешнеэкономической стратегии России// США: экономика, политика, идеология. М., 1996. — № 1. — с.3−12.
  65. Л., Теперман В. Долги можно не отдавать, но реструктурировать нужно/Рынок ценных бумаг. М., 1997. — № 6. — с.89−90.
  66. А.В. Циклы и кризисы финансовых сисгем//Банковские услуги. М., 1997.-№№ 2,3.
  67. А., Склярова Н. Управляемые пассивы. Зарубежный опыт/Финансовый бизнес. М., 1997. — № 11. — с.20−22.
  68. Как управлять суверенным долгом?/Финансист. М., 1996. — № 25. — сентябрь. -с.80−83.
  69. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  70. Клайн Лоуренс. Глобализация: вызов национальным экономикам/Шроблемы теории и практики управления. М., 1998. — № 6. — с.43−49.
  71. А. Долговая экономика: монетарный, воспроизводственный и властный аспекты/Вопросы экономики. М., 1997. — № 4. — с. 42−56.
  72. О. Евробонды дорога открыта//Экономика и жизнь. — Московский выпуск, 1997. -№ 21.
  73. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995. — 136 с.
  74. А. Еврооблигации: перспективы и выгоды российских эмитентов//Экономика и жизнь. М., 1997. — № 30. — 6 с.
  75. И.С. Международный рынок капитала и Россия//Международный бизнес России. М., 1996. — № 5. — с.32−34.
  76. И. Мировая экономика после финансового кризиса/МЭиМО. М., 1998. — № 7.
  77. Кредиты (займы), привлекаемые в Россию в 1997 Г.//БИКИ. М., 1997 — № 20. — 18 февраля.
  78. Кто кому и сколько должен? Интервью с замминистра финансов РФ М. Касьяновым//Рынок ценных бумаг. — М., 1996 — № 22. — с.4−6.
  79. И.Л. Об американской правительственной помощи странам СНГ//США: экономика, политика, идеология. М., 1996. — № 10. — с.51−58.
  80. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. — 415 е.: табл., схем.
  81. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992.
  82. С. Долговой капкан/За рубежом. М&bdquo- 1998. — № 38−40. — 18.09−8.10.
  83. Т. Пролонгирование государственной задолженности не роскошь, а необходимосгь//Рынок ценных бумаг. — М., 1997. — № 9. — с.24−28.
  84. Т. Управление государственным внутренним долгом: нужна комбинированная стратегия//Рынок ценных бумаг. М., 1996. — № 15. — с.2−5.
  85. В.А., Рулев В. М., Кузнецов Н. А. Финансовые риски: оценка и управление. М:1995. — 210 с.
  86. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения (учебное пособие)/Под ред. Красавиной Л. Н. М.: Финансы и статистика, 1994. — 589с.
  87. С. Экономика России, практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1996.
  88. Милевский Е. Внешний долг и активы бывшего СССР: состояние и перспективы//Рынок ценных бумаг. М., 1997. — № 20. — с.81−86.
  89. Е. Рынок еврооблигаций: из тени на свет//Рынок ценных бумаг. М., 1996. — № 24. — с. 10−11.
  90. А. Государственный долг становится самой острой проблемой национальной экономики//Финансовые известия. М., 1998. — 21.05.
  91. с. Рынок евробумаг в круговороте событий//Рынок ценных бумаг. М., 1998. № 3.-с.13−18.
  92. Р. Лондонский клуб признал Россию//Независимая газета. М., 1997.- 7 октября. № 188. — с. 1.
  93. Э.С. Современная мировая экономическая система//Российский экономический журнал. М., 1996. — № 7,8,9,10.
  94. Нынешний статус Внешэкономбанка не обеспечивает эффективной работы с внешним долгом и активами России Счетная Палата//ЭкоТАСС. — М., 1996. — № 243.- 18 декабря. — с.6−7.
  95. Обзор/приложение МВФ Том 27, 1998. — Вашингтон, сентябрь. — 1998.
  96. Об использовании внешних займов Россией//БИКИ. М., 1998. — № 137. — 19 ноября — с. 16.
  97. Обслуживание государственного внешнего долга России в 1995−96 гг.//БИКИ. -М., 1997. 12.06. — № 68. — с.2.
  98. О внешних заимствованиях России//БИКИ М., 1998. — 28.05.
  99. О возврате долгов России//БИКИ. М., 1996. — № 67. — 11 июня — с.2−3.
  100. О выпуске российских ценных бумаг в 1998 г./ЛБИКИ М., 1998. — № 82, — 14 июля- с.З.
  101. О задолженности стран СНГ России//БИКИ. М., 1998. — 14 июля. — с. 16.
  102. Л. Источники финансирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции/Экономист. М., 1998. — № 1.
  103. В. Долг платежом красен/Экономика и жизнь. М., 1996. — № 12. — март. -с.1,3.
  104. А. А. Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. М: «Инфра-М», 1994. — 233 с.
  105. . Внешний долг России и проблемы его урегулирования//Докл. ИнститутаЕвпропы. М., 1995. — № 8. — с.23−24.
  106. . Импорт капитала: мировой опыт и практика России//МЭиМО. М., 1996. — № 12. — М., 1997. — № 1.
  107. М.А. Деньги: их виды и функции. М.: Наука, 1998. — 375 с.
  108. М.А. Тенденции развития мирового рынка капиталов и адаптационные возможности России//США: экономика, политика, идеология. М., 1997. — № 1. -с. 18−26.
  109. В.К. Особенности развития мирового рынка ссудных капиталов в 90-х годах//Вестник Финансовой Академии. М., 1997. — № 1. — с.58−63.
  110. В. Бей частника// Эксперт. М., 1999. — № 12 (176). — с. 12−16.
  111. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки, пер. с англ. М:1991. -434 с.
  112. Россия возвращается на рынок еврооблигаций//Коммерсантъ-Вайу. М., 23 января, 1996.
  113. Россия пополнила коллекцию еврозаймов//Эксперт. М., 1998. — № 16. -10 с.
  114. .Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М.: «Инфра-М», 1996. — 295 с.
  115. А., Жемчугов А. Еврооблигации катализатор экономического роста?//Рынок ценных бумаг. — М., 1997. — № 23. — с.5−10.
  116. Т. Принятия решений метод анализа иерархий/Пер. с англ. — М.:Радио и связь, 1993. — 220 с.
  117. П. Экономика. М.: МГП «Алгон», 1992. — в 2-х томах.
  118. А. Клубные пиджаки штанов не заменят//Экономика и жизнь. М., 1998. -№ 27. -с.27.
  119. В.Л. Внешний долг России и латиноамериканский опыт урегулирования//Латинская Америка. М., 1998. — № 6. — с.98−103.121 122 123 124 125 121 386 641 736 160 816 824 057 856.135.136 137.138.139.140.141 142.143.144.145.
  120. М. Долги дорогое удовольствие/Экономика и жизнь. — М., 1996. — № 47. — с. 40.
  121. А. Перспективы и последствия развития российской системы госдолга//Рынок ценных бумаг. М., 1996. -№ 11. — с.6−9.
  122. А. Проблему внешнего долга не решить без изменений в экономической политике/Финансовые известия. М., 29.09.1995. — с.З.
  123. Д. Куда идет мировая валютная система?//МЭиМО. М., 1997. — № 7. -С. 13−27- № 8. — с.65−83.
  124. В. Опыт стран Латинской Америки по привлечению иностранного капитала//Финансист. М., 1996. — № 5. — с. 10−16.
  125. В. Реструктурирование внешнего долга//Экономист. М., 1998. — № 2. -с.89−95.
  126. Условия, аспекты, итоги либерализации движения капталов//Вестник Банка России. М&bdquo- 1998. — № 60.
  127. .Г. Англо-русский толковый словарь валютно-кредитных терминов. -М:Финансы и статистика, 1992.
  128. . Когда мы будем влиять на мировые рынки капиталов?//Российские вести. М., 1997. — № 207. — 5 ноября. — с.1.
  129. Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. М.: «Дело и Сервис», 1998.
  130. М. Динамика долга//Время. М., 11 декабря 1998 г. — № 134. — с.4. Хакамада И. Государственный долг: структура и управление//Вопросы экономики. — М., 1997. — № 4 — с. 67−80.
  131. И. Модернизация системы государственных заимствований и управления государственным долгом//Рынок ценных бумаг. М., 1997. — № 6. -с.22−26.
  132. Дж.Р. Стоимость и капитал. М: Прогресс, 1993. — 385 с.
  133. Е., Методы финансовых и коммерческих расчетов, М:Бизнес Речь, 1992
  134. И.К. Долговая проблема на исходе XX века//Латинская Америка. -М., 1998. № 6.
  135. В. Место РФ в мировом хозяйстве//Страховое дело. М., 1997. — № 7. -с.44−48.
  136. Н. Кто кого финансирует/Новое время. М., 1996. — мая. — № 20. — с.24−25.
  137. Н. Нищая Россия кредитует богатый Запад//Век. М., 1998. — № 40. — 915.10.
  138. А. Как не попасть в долговую «петлю'7/Вопросы экономики. М., 1997. -№ 5.
  139. Д. Внешние облигационные займы в России: история вопросаУ/Инвестиции в России. М., 1998. — № 6.
  140. Й.А. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ./Предисл. И общ. Ред. В. С. Автономова. М.: Экономика, 1995. — 540 с.
  141. М. Международные кредитные организации и их роль в проводимых в России реформах на макроэкономическом уровне/Банковские услуги. М., 1996. -№ 8.
  142. Avramovic Dragoslav. Economic Growth and External Debt. Johns Hopkins Press, Baltimore, Maryland, 1968.
  143. Aylward Lynn, Thome Rupert. An Econometric Analysis of Countries' Repayment Performance to the International Monetary Fund. Washington: IMF, 1998. — WP/98/32 — March.
  144. Bailard Thomas E., Biehl David L., Kaiser Ronald W. How to be a successful investor. -Homewood, Illinois, 1989.
  145. Barro R. On Determination of the Public Debt// Journal of Political Economy. N.Y., 1979. — vol.87. — p.940−947.
  146. Berg Andrew and Jeffrey D.Sachs. The Debt Crisis: Structural Explanations of Country Performance// Journal of Development Economics. N.Y., 1988. — Vol. 29.
  147. Bodie Zvi, Kane Alex, Marcus Alan J. The Essentials Of Investments. Boston: Richard D. Irwin Inc., 1992.
  148. Brooks Ray, Mariano Cortes. External Debt Histories of Ten Low-Income Developing Countries: Lessons from Their Experience. Washington: IMF, 1998. — WP/98/72 -May.
  149. Carment Li. Debt Arrears in Latin America: Do Political Variables Matter?// Journal of Development Studies. N.Y., 1992. — Vol.28
  150. Cedel Bank: Customers Handbook. Luxembourg, 1996.
  151. Developing Country Research. London: Morgan Grenfell, 1997. — January.
  152. Douglas Livingston G., C.F.A. Yield curve analysis. N.-Y.: NY Institute of Finance, 1988. — 622 p.
  153. Eaton Jonathan, Mark Gersovitz, and Joseph E. Stiglitz. The Pure Theory of Country Risk// European Economic Review. London, 1986. — Vol.30.
  154. Emerging Markets Daily Report. London: Paribas Banque, 1999. — April 15.
  155. Emerging Markets Debt Monthly. London: Merrill Lynch, Pierce, Fenner & Smith Inc., 1998. — September.
  156. Emerging Markets Research. London: Chase Bank, 1997. — December.
  157. Emerging Markets Research. London: Templeton, 1998. — November.
  158. Fabozzi Frank J. Handbook of Fixed Income Securities. N.Y.: McGraw-Hill, 1997. — 5th edition. — 1338 p.
  159. Feder Gershon and Lily V. Uy. The Determinants of International Creditworthiness and Their Policy Implications//Joumal of Policy Modeling. N. Y., 1985. — Vol.7.
  160. Fidler S. Summers urges help on credit in crises//Financial Times. London, 1999. -March 16. — p.8.
  161. Goldstein Morris The Asian Financial Crisis: Causes, Cures, and Systemic Implications. -Washington: Institute for International Economics, 1998.
  162. V., Masciandaro D., Tabellini G. (1991) Political and Monetary Institutions and Public Financial Policies in the Industrial Countries//Economic Policy. N.Y., 1991. -vol. 13. — p.342−392.
  163. Guide to Notes and Bonds. Paris: Societe Generate 1998. — July.
  164. Guido Mosca. Turning up the heat/ Emerging Markets Investor London: CSFB, 1996. -№ 3.
  165. Hajivassiliou Vassilis Do the Secondary Markets Believe in Life After Debt? World Bank Policy Planning and Research Working Paper No 252. Washington: The World Bank, 1989.
  166. Higgins R. C. Analysis of Financial Management. London, 1993.
  167. International payment & risk review. London: Dun & Bradstreet Ltd., 1996. — April.
  168. Kapur I. and E. Mensbrugghe. External Borrowing by the Baltics, Russia and Other Countries of the Former Soviet Union: Developments and Policy Issues. — Washington: IMF, 1997. — June. — WP/97/72.
  169. Levy H., Sarnat M. Capital Investment and Financial Decisions. Cambridge: University Press, 1990. — Fourth Edition.
  170. Lloyd-Ellis H., George McKenzie and S.Thomas. Predicting the Quantity of LDC Debt Rescheduling// Economic Letters. N.Y., 1990. — Vol.32
  171. Maitland Alison. Emerging Markets pose hidden risks// Financial Times. London, 1999. — March 16. — p.6.
  172. Memorandum of the agreed principles of a comprehensive rescheduling of certain of the external debt of the former USSR. London, 1996.
  173. Opportunities in the Brady Bond Market. London: Paribas Banque, Capital Markets, 1996. — April.
  174. Osband Kent. Deciphering Vnesh//Emerging Markets Investor. London: CSFB, 1995. -№ 11−12.
  175. Putting some verve in the curve// Emerging Markets Investor. London: CSFB, 1996. -№ 3.
  176. Reilly, F.K. Investments. Orlando: The Dryden Press, 1992. — 3-d ed. — 672 p.
  177. Sachs Jeffrey D. External Debt, Structural Adjustment and Economic Growth. International Monetary and Financial Issues for the 1990s Geneva, UNCTAD, 1998. -p.45−55.
  178. Saini Krishan G. and Philip S.Bates. A Survey of the Quantitative Approaches to Country Risk Analisis//Journal of Banking and Finance. N.Y., 1984 -vol.8.
  179. Sharpe W.F. Investments. N.-Y.: Prentice-Hall, 1985. — 3-d edit.
  180. Solberg Ronald L. Sovereign Rescheduling: Risk and Portfolio Management. London: Unwin Hyman Ltd., 1988.
  181. Tobin D. Liquidity preference as behavior toward risk//Rev. of Econ. Studies. N. Y., 1976.
  182. Williamson John. Voluntary Approaches to Debt Relief. Policy Analyses in International Economics Washington, D.C.: Institute for International Economics, 1988.
  183. Wong Chomg-Huey, Carranza Luis. Policy Responses to External Imbalances in Emerging Market Economies: Further Empirical Results. Washington: IMF, 1998. -WP/98/103 — July.
  184. Темпы роста мирового хозяйства (% к предыдущему году)11. Мир
  185. Промышленно развитые страны Страны с переходной экономикой3 Развивающиеся страны
  186. Число стран, в которых ВВП на душу населения возрастает
  187. Общее число стран в выборке
Заполнить форму текущей работой