Эффективные формы и методы привлечения инвестиционных ресурсов: На опыте реформирования национальных экономик Чили и Южной Кореи
Одним из основных элементов структурных реформ, проводимых под давлением МВФ и МБРР, был процесс приватизации, однако, несмотря на его начало в конце 70-х годов, приватизация в течении 80-х годов в большинстве стран шла медленно и с трудом, преодолевая оппозицию различных социальных групп, слабость частного сектора, неразвитость финансовых рынков и финансового законодательства, неотлаженность… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формирование инвестиционной политики и ее реализация в «процессе экономических реформ в Чили и Южной Корее
- 1. 1. Социальная, экономическая и политическая ситуация в Чили и Южной Корее в период становления и развития рыночной экономики
- 1. 2. Анализ формирования и реализации инвестиционной политики Чили
- 1. 3. Анализ и особенности обеспечения условий инвестирования и формирования рынка инвестиционных программ в Южной Корее
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Внешнеэкономические аспекты осуществления инвестиционной политики в Чили и Южной Корее
- 2. 1. Внешние источники финансирования развивающихся стран
- 2. 2. Международные финансовые организации и структурные реформы развивающихся стран
- 2. 3. Эволюция экономики Чили и международные финансовые институты
- 2. 4. Эволюция экономики Южной Кореи и международные финансовые институты
- Выводы по главе 2
Эффективные формы и методы привлечения инвестиционных ресурсов: На опыте реформирования национальных экономик Чили и Южной Кореи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современную мировую экономику все больше определяет процесс глобализации и усиление инвестиционной активности, стимулируемое либерализацией режимов экономической политики: усиление роли развивающихся стран в международном разделении трудауглубление технологического прогресса и усиление конкуренции. Транснациональные корпорации (ТНК) все сильнее влияют на размеры и характер инвестиционной деятельности, и оказывают определяющее воздействие на мировую экономику.
Иностранные инвестиции (прямые, портфельные, прочие) создают возможности расширения развивающимися странами арсенала средств, позволяющих интенсифицировать развитие национального хозяйства.
Наряду с процессом либерализации существенно возросло значение организованного, управляемого начала в мировом хозяйстве. Это начало проявляет себя по двум основным направлениям: на уровне бизнеса — в виде возросшей роли транснациональных корпораций, под контролем которых в настоящее время находится основная часть мировой торговли, около 90% прямых иностранных инвестиций1, больше половины ликвидных валютных средств, ключевые позиции в области новых технологий и создании новых товаров и услуг, на уровне межгосударственных отношений — в виде определения согласованных международных стандартов и норм, которыми руководствуются страны-участницы в вопросах регулирования инвестиционных процессов.
Актуальность проблемы эффективности иностранных инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой обусловлена тем, что в большинстве случаев процессы политического и социально-экономического реформирования тесно связаны с вопросами инвестирования, в том числе и в форме прямых иностранных инвестиций.
1 Громова А. В. Эволюция форм инвестиционной деятельности в мировом хозяйстве, М.: Дипломатическая Академия МИД РФ, 1997, с. 1.
ПИИ). ПИИ имеют важное значение не только в силу связанного с ними роста производственных активов, но и вследствие их более высокой степени стабильности — по сравнению с портфельными инвестициями — в условиях экономических потрясений.
Задача привлечения ПИИ особенно актуальна для России. Спад национального производства в России, сопровождаемый разрушением интеллектуального, технологического и производственного потенциала, выдвинул на первый план проблему реструктуризации национальной экономики, которая не может быть осуществлена без изменения ориентиров экономической политики и без активизации инвестиционной деятельности. Первостепенной задачей становится совершенствование национальной экономической политики, ориентированной на оживление производства и привлечение инвестиций в сферу материального производства. Именно данная деятельность вызывает рост занятости и производства, расширяет предложение и спрос, вызывает активизацию тех движущих сил, которые могут способствовать разрешению накопившихся экономических и социальных противоречий.
Важное значение имеет использование зарубежного опыта привлечения инвестиций в экономику развивающихся стран, которого к настоящему времени накоплено достаточно много. При этом необходимо отметить недопустимость прямого копирования зарубежного опыта, необходимость его критического анализа и адаптации к российским условиям.
Особый интерес представляет изучение опыта привлечения инвестиций в процессе осуществления экономических реформ стран Дальнего Востока (ДВ) и Латинской Америки, добившихся в последнее десятилетие впечатляющих результатов.
Это, прежде всего, касается такой сферы как регулирование инвестиционного процесса. Не располагая достаточными собственными внутренними накоплениями для инвестирования в национальную экономику, страны Дальнего Востока и Латинской Америки вынуждены обращаться к внешнему заимствованию. С этим однако, связаны такие негативные последствия, как: рост внешней задолженности, политическая и экономическая обусловленность кредитования, специфическая структуризация экономики, привязанность к определенным рынкам и т. д.
Исходя из этого, в диссертации рассматриваются в качестве объекта исследования прежде всего опыт Чили и Южной Кореи, а также других латиноамериканских стран и стран ДВ, по использованию в интересах национального развития такого инструментария государственной экономической политики, как регулирование инвестиционного процесса, форм, методов и условий привлечения иностранных финансовых ресурсов. Этот опыт, демонстрирует достаточно успешное использование привлекаемых инвестиций не только для модернизации национальной экономики, но и в целях экспансии национального капитала на международные рынки. Он заслуживает особого внимания, поскольку данная задача на сегодняшний день оказывается весьма актуальной не только для данных регионов, но и для других развивающихся стран, в том числе и бывших социалистических государств.
Из всего вышеизложенного следует, что тема, посвященная изучению опыта Чили и Южной Кореи, а так же других развивающихся стран в плане привлечения зарубежных инвестиций является весьма актуальной.
Актуальность исследования чилийского и южнокорейского опыта обусловлена также объективной потребностью определения инструментария государственной макроэкономической политики, способного стимулировать процесс экономического роста в условиях кризиса переходного периода.
Цель исследования. Основной целью исследования является комплексный анализ процессов регулирования инвестиционного процесса в Чили и Южной Корее, и установление на его основе наиболее существенных элементов инвестиционной политики государства в ходе реформирования национальной экономики переходного типа, а также выработка рекомендаций, имеющих практическую значимость для разработки и реализации инвестиционной политики реформируемых экономик.
Задачи исследования. Исходя из цели, поставленной в диссертационной работе, в ходе исследования решаются следующие задачи:
— анализ эволюции экономики Чили в результате взаимодействия с международными финансовыми институтами;
— установление особенностей развития экономики Южной Кореи в условиях либерализации государственного регулирования сфер торговли и финансовизучение и обобщение национального своеобразия государственного регулирования инвестиционной деятельности в развивающихся странах (на примере Чили и Южной Кореи);
— исследование роли и особенностей международных финансовых институтов в инвестиционной деятельности;
— определение условий привлечения зарубежных инвестиций при взаимодействии с международными финансовыми институтамиизучение направлений обеспечения условий внутренних инвестицийустановление особенностей формирования рынка инвестиционных проектов.
Проведение в этом контексте исследования характера, содержания, роли государственной экономической политики, нацеленной на экономический рост и развитие рыночных отношений, на усиление вовлеченности национальных хозяйственных структур в мировую экономическую систему дает основу для глубокого сопоставительного межстранового анализа. Этим во многом определяется предмет исследования настоящей диссертации.
Предмет исследования диссертации. Предметом исследования диссертационной работы являются инвестиционные процессы в Чили и Южной Корее.
Выбор Чили и Южной Кореи и их практики регулирования инвестиционного процесса в качестве предмета исследования не случаен. Разработка и осуществление государственной инвестиционной политики в рамках стабилизационных программ — одна из центральных проблем современной экономической теории и хозяйственной практики. В разных странах мира в этом направлении уже накоплен немалый опыт, который нуждается в обобщении и углубленном изучении. Это касается и опыта государств Дальнего Востока и Латинской Америки, где за последние несколько десятилетий наблюдалось несколько волн инвестиционной активности. При этом Чили и Южная Корея вполне оправданно привлекают особое внимание.
Ряд экономистов и политиков признают чилийский опыт в качестве своего рода модели для остальных стран Латинской Америки в проведении экономических реформ, в свою очередь отдельные стратегии из опыта Южной Кореи широко используется странами Юго-Восточной Азии.
При безусловно удачном опыте привлечения как внешних, так и внутренних инвестиций и некоторой схожести механизмов формирования инвестиционной политики представляет интерес тот факт, что в Чили основной макроэкономической предпосылкой послужила интеллектуальная и финансовая поддержка со стороны США. В свою очередь Южной Корее удалось в большей степени вести независимую от международных финансовых институтов инвестиционную политику и более полно использовать внутренние ресурсы.
Согласно данным Международного института развития управления, Чили и Южная Корея входят в пятерку новых индустриально развитых государств (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Чили). В прошедшем десятилетии для этих стран были характерны достаточно устойчивые тенденции социально-экономического развития, а в настоящее время все говорит о том, что чилийская и корейская экономики имеют благоприятные перспективы на будущее.
Диссертация опирается на богатый опыт научных и практических исследований экономических, социальных и политических проблем как восточно-азиатских и латиноамериканских стран в целом, так и Чили и Кореи в частности, содержащихся в работах российских и зарубежных авторов, а также в докладах международных и региональных организаций.
Теоретической основой исследования послужили классические труды известных ученых в области мировой экономики таких, как: Д. Гелбрэйт, Р. Дорнбуш, Дж. Кейнс, М. Мобиус, П. Самуэльсон, М. Фридмен, П. Фишер, а также отечественных ученых в области мировой экономики, таких, как: В. К. Ломакин, А. П. Киреев, И. С. Королев, Ю. В. Куренков, Г. П. Овчинников, Я. А. Рекитар и др.
При подготовке диссертации были использованы фундаментальные работы, посвященные исследованиям экономики Чили, таких авторов как: П. Н. Бойко, В. В. Вольский, В. М. Давыдов, А. А. Железняк, Н. П. Карагодин, А. Г. Квасов, И. И. Маловичко, В. А. Назыркулов, Л. Н. Симонова, К. С. Тарасов, И. К. Шереметьев, О. И. Музыря и др.
В процессе подготовки диссертации были широко использованы труды как отечественных ученых-востоковедов, специализирующихся на проблемах экономического развития и инвестиционной политики стран Дальнего Востока, и в частности Южной Кореи, таких как: В. Д. Андрианов, В. М. Мазуров, З. М. Окрут, Н. А. Симония, С. С. Суслина, М. Л. Титаренко, В. П. Ткаченко, В. Е. Хруцкий, А. Н. Федоровский, так и 4 зарубежных, таких как Дак Ау Нам, Фам За минь, Чжун Ми Кен.
Источниками для обобщения и систематизации фактического и статистического материала стали публикации исследований международных организаций, таких как МВФ, ООН, ОЭСР, национальной статистики Чили и Южной Кореи, а также материалы российской и зарубежной периодической печати.
Научная новизна.
Научная новизна данного диссертационного исследования определяется комплексным подходом к исследованию общей стратегии социально-экономического развития, сочетающего в себе углубленный анализ поведения макроэкономических переменных с подробным изучением механизмов регулирования инвестиционного процесса в его единстве и взаимодействии с системами валютно-финансового, бюджетно-кредитного и денежного регулирования, фискальной и внешнеторговой политики и т. д., то есть всеми теми факторами, которые формируют государственную экономическую политику в области привлечения инвестиций.
Научная новизна работы заключается в полученных результатах анализа особенностей социально-экономических и политических условий Чили и Южной Кореи, способствовавших активизации процессов привлечения инвестиционных ресурсов. Так, автором дан детальный анализ процессов макроэкономической стабилизации экономики Чили, с момента начала экономических реформ по настоящее время, что позволило сделать вывод о существовании прямой связи между активизацией инвестиционного процесса и основными макроэкономическими показателями, а также существовании значительного лага между периодом создания благоприятных условий для инвестиций и началом их притока. Применительно к условиям экономического развития Южной Кореи сделан вывод об адекватности применения теория «внешнего толчка», когда экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного капитала, сочетается с достаточно жестким государственным регулированием распределения инвестиционных ресурсов.
Научная новизна работы заключается также, в полученных результатах сравнительного анализа источников инвестиционных ресурсов Чили и Южной Кореи, методов и форм их привлечения и использования, с учетом хронологии осуществления экономических реформ в исследуемых странах.
Автором проведено исследование процесса индустриализации в Южной Корее, позволивший сделать некоторые выводы об отраслевом и страновом распределении иностранной помощи и прямых иностранных инвестициях (ПИИ), и особенностях их регулирования промышленной политикой Южнокорейского правительства.
Автором впервые дан детальный анализ особенностей развития инвестиционных процессов в Чили и Южной Корее во взаимодействии с международными финансовыми организациями, и получены результаты, отражающие взаимосвязь условий предоставления инвестиционных ресурсов МВФ и МБРР и эффективности их использования.
Методологическая основа исследования.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу предметту изучения — процессам формирования инвестиционной политики в Южной Корее и Чили, а также использование методов сравнения и аналогий для анализа и совершенствования инвестиционной деятельности в странах с переходной экономикой. В теоретическом плане основу методологии исследования составили такие экономические концепции, как: теория жизненного цикла" продуктов Р. Вернона, теория «длинных волн» Н. Д. Кондратьева, модели «догоняющего развития» и «первого толчка» .
Практическая значимость работы.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что главные положения и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы в практической деятельности государственных экономических ведомств при разработке принципов и методов реализации хозяйственной реформы в России, а также в других государствах СНГ. Особый интерес может вызвать опыт реализации государственной инвестиционной политики во время перехода к демократическому обществу.
Отдельные результаты исследования, касающиеся особенностей реформ пенсионной системы, системы социального страхования, государственного регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ), формирования бюджетной и финансово-кредитной политики, развития фондового рынка и совершенствования банковской системы, могут быть использованы при совершенствовании российского законодательства.
Структура и объем работы. По своей структуре диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и приложения. Объем диссертации составляет 182 страницу машинописного текста, и включает 13 таблиц и 9 рисунков.
Выводы по Главе 2.
1. Динамика и структура финансовых ресурсов, поступающих в развивающие страны от мировых финансовых институтов, свидетельствует о существовании устойчивой тенденции увеличения доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономики развивающихся государств. При этом только в последние несколько лет, в связи с финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии, резко возросла доля финансовой помощи отдельным государствам Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и в частности Южной Корее.
Так, в конце 1997 г. МВФ утвердил крупнейшую в своей истории программу финансовой помощи Южной Корее в размере 57 млрд долл. (для сравнения: Мексика получила 48 млрд долл. в 1995 г.). Финансирование Южной Кореи проходило по следующей схеме: МВФ обеспечил 21 млрд долл. резервных кредитов, Всемирный банк — 10 т млрд. долл., Азиатский банк — 4 млрд долл.- Япония — 10 млрд долл., США — 5 млрд долл. и еще 5 млрд долл. предоставили Австрия, Великобритания, Германия, Канада, Франция.
2. Большинство развивающихся стран под давлением «долгового кризиса», или прямого давления МВФ и МБРР начали программы реформирования экономики, основанные на либерализации, модернизации и структурной адаптации. При этом, многие из них осуществляли как разработанные самостоятельно, так и рекомендованные международными валютно-финансовыми организациями программы оздоровления и макроэкономической т стабилизации.
3. Реформы в развивающихся странах в большинстве случаев шли болезненно, с большими трудностями и социальными жертвами, методом проб и ошибок, что объясняется тем, что в прошлом многие из этих государств, стремились к самообеспеченности с упором на импортозамещающую индустриализацию. Они сформировали экономику с высоким уровнем государственной собственности и финансовых ресурсов, с преобладанием административно-силового регулирования хозяйства и протекционизма во внешнеэкономической деятельности. Переход к экономике открытого типа означал резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции, сужение его участия в предпринимательской деятельности.
4. Одним из основных элементов структурных реформ, проводимых под давлением МВФ и МБРР, был процесс приватизации, однако, несмотря на его начало в конце 70-х годов, приватизация в течении 80-х годов в большинстве стран шла медленно и с трудом, преодолевая оппозицию различных социальных групп, слабость частного сектора, неразвитость финансовых рынков и финансового законодательства, неотлаженность кредитных механизмов и механизмов размещения ценных бумаг. Главная сложность заключалась в нехватке средств у национального частного капитала, их сосредоточение в руках доминирующих экономических династий, кланов, что вело к монополизации целых отраслей. Только в 90-х годах приватизация начала осуществляться более системно в сочетании с другими преобразованиями и стабилизационными мероприятиями. При этом ТНК принимали активное участие в приватизации государственных предприятий.
5. Следующими по важности элементами структурных реформ, проводимых под давлением мировых финансовых институтов были макроэкономическая стабилизация, реформирование банковской системы, а также кредитно-финансовой системы.
6. Анализ кредитно-денежной и валютной политики Чили, показал, что она оказалась одной из самых успешных и результативной среди стран Латинской Америки в решении задачи восстановления и поддержания экономического роста. Экономическая политика была адекватна стратегии, направленной на развитие экспортного и Л импортозамещающего производства за счет внешних и постоянно растущих внутренних ресурсов. Этому способствовала и эффективная политика урегулирования внешней задолженности, весомая поддержка со стороны США и международных финансовых организаций.
7. В процессе реформирования экономики, чилийское руководство достаточно последовательно выполняло все рекомендации и требования МВФ и МБРР, даже в тех случаях, когда они неизбежно вели к ощутимым социальным потерям (массовая безработица, доходившая до 30%, и обнищание населения в процессе замораживания выплат пенсий и социальных выплат), что в свою очередь в последствие вознаграждалось со стороны МВФ и МБРР ослаблением условий возврата долгов.
8. С конца 60-х и до начала 80-х годов приток иностранного ссудного капитала непрерывно увеличивался. При этом, если большинство государственных и частных займов шли на финансирование поставок различного вида производственного оборудования, для тяжелой и легкой промышленности, то заемные средства от международных финансово-кредитных организацийМеждународного банка реконструкции и развития (МБРР) — Международной ассоциации развития (MAP) — Азиатского банка развития (АБР) шли преимущественно на создание, расширение и совершенствование инфраструктуры в стране.
9. В отличие от Чили и других развивающихся стран финансовые вливания в экономику Южной Кореи не были связаны с обязательными структурными реформами, что впоследствии по мнению многих исследователей, привело к тому, что Южная Корея не справилась с финансовым кризисом.
10. Одним из последствий финансового кризиса явилось то, что Южной Кореи пришлось принять ряд рекомендаций МВФ, в обмен на предоставленные кредиты и помощь. Это касается, в частности, сферы дерегулирования экономической жизни в стране, определенной либерализации финансового рынка и рынка труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенный в работе анализ стартовых социально-экономических и политических условий начала экономических реформ в Чили и Южной Корее, несмотря на разное время их начала, позволил сопоставить некоторые ключевые отправные моменты. Экономика Чили на момент начала реформ — это неоколониальная экономика, с моносырьевым характером, полностью зависимая от зарубежного капитала и сильным дестабилизирующим фактором в социально-политической сфере, ущемляющим интересы международных ТНК. Корея — экономически отсталая страна с преобладанием аграрного сектора, находящаяся в центре геополитических интересов США и Японии, и получившая от них существенную экономическую помощь.
Основным условием активизации как внешних так и внутренних инвестиционных процессов в Чили явилась макроэкономическая стабилизация, выразившаяся в сбалансированности государственного бюджета, низких темпах инфляции и невысоком уровне безработицы. Положительным фактором явилась социально-политическая стабильность, которую обеспечила правительство А.Пиночета.
Реализация инвестиционной политики Чили характеризовалась существованием значительного лага между периодом создания благоприятных инвестиционных условий и их значительным притоком. Так, первых ощутимых результатов чилийским реформаторам удалось добиться лишь десятилетие спустя. Ускорение же притока иностранных инвестиций, когда он стал измеряться несколькими миллиардами долларов в год, относится к периоду, отстоящему от начала экономических реформ в Чили приблизительно на 20 лет.
Изучение особенностей чилийского законодательства в сфере иностранных инвестиций позволил сделать вывод, что их основой являются не льготы, а прежде всего гарантии стабильности практически всех основных условий на период свыше 10 лет (налоги, регулирование, законодательство), основанные на заключении инвестиционного контракта со взаимными обязательствами как зарубежного инвестора и государства.
Главными ориентирами инвестиционной политики Чили, в рамках общей стратегии экономической модернизации страны являлись:
— целенаправленная деятельность государства по развитию системы финансово-кредитных институтов, способных аккумулировать и эффективно размещать капиталы.
— институциональные изменения во всей цепи формирования общественного капитала, в первую очередь путем повышения эффективности финансовых рынков и системы преобразования инвестиционных ресурсов в наиболее производительные формы капиталовложений;
— повышение рациональности использования ВВП, прежде всего за счет увеличения сбережений в государственном секторе;
— повышение отдачи от внешних источников финансирования накопления капитала;
— существенная модификация во всей системе частного потребления и сбережений;
— привлечение и регулирования иностранных инвестиций.
Опыт успешного — особенно в сравнении с рядом других государств противостояния чилийской финансово-экономической системы кризисам последнего десятилетия (мексиканскому, азиатскому) позволяет сделать вывод о правильности выбранного Чили пути модернизации экономики и инвестиционной политики.
Анализ экономического развития Южной Кореи позволяет сделать вывод, что теория «внешнего толчка» является адекватной реальностям страны. При этом важную роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играет экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала, которые способствуют созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной стабильности.
Проведенный в работе исследование показало, что наряду с иностранной помощью и иностранными займами, существенную роль в развитии экономики Южной Кореи сыграли прямые иностранные инвестиции, а так же мобилизация внутренних денежных ресурсов. Южнокорейское государство проводило эффективную политику мобилизации свободных денежных средств страны, что в свою очередь создало благоприятные условия для продуктивного использования иностранных займов.
Анализ процесса индустриализации в Южной Корее позволил сделать некоторые выводы о отраслевом и страновом распределении иностранной помощи и прямых иностранных инвестициях (ПИИ), которые в свою очередь достаточно жестко регулировались промышленной политикой Южнокорейского правительства.
Динамика и структура финансовых ресурсов, поступающих в развивающие страны от мировых финансовых институтов, свидетельствует о существовании устойчивой тенденции увеличения доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономики развивающихся государств. При этом только в последние несколько лет, в связи с финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии, резко возросла доля финансовой помощи отдельным государствам Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и в частности Южной Корее.
Так, в конце 1997 г. МВФ утвердил крупнейшую в своей истории программу финансовой помощи Южной Корее в размере 57 млрд долл. (для сравнения: Мексика получила 48 млрд долл. в 1995 г.). Финансирование Южной Кореи проходило по следующей схеме: МВФ обеспечил 21 млрд долл. резервных кредитов, Всемирный банк — 10 млрд долл., Азиатский банк — 4 млрд долл.- Япония — 10 млрд долл.,.
США — 5 млрд долл. и еще 5 млрд долл. Австрия, Великобритания, Германия, Канада, Франция.
Большинство развивающихся стран под давлением «долгового кризиса», или прямого давления МВФ и МБРР начали программы реформирования экономики, основанные на либерализации, модернизации и структурной адаптации. При этом, многие из них осуществляли как разработанные самостоятельно, так и рекомендованные международными валютно-финансовыми организациями программы оздоровления и макроэкономической стабилизации.
Реформы в развивающихся странах в большинстве случаев шли болезненно, с большими трудностями и социальными жертвами, методом проб и ошибок, что объясняется тем, что в прошлом многие из этих государств, стремились к самообеспеченности с упором на импортозамещающую индустриализацию. Они сформировали экономику с высоким уровнем государственной собственности и финансовых ресурсов, с преобладанием административно-силового регулирования хозяйства и протекционизма во внешнеэкономической деятельности. Переход к экономике открытого типа означал резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции, сужение его участия в предпринимательской деятельности.
Одним из основных элементов структурных реформ, проводимых под давлением МВФ и МВРР, был процесс приватизации, однако, несмотря на его начало в конце 70-х годов, приватизация в течении 80-х годов в большинстве стран шла медленно и с трудом, преодолевая оппозицию различных социальных групп, слабость частного сектора, неразвитость финансовых рынков и финансового законодательства, неотлаженность кредитных механизмов и механизмов размещения ценных бумаг. Главная сложность заключалась в нехватке средств у национального частного капитала, их сосредоточение в руках доминирующих экономических династий, кланов, что вело к монополизации целых отраслей. Только в 90-х годах приватизация начала осуществляться более системно в сочетании с другими преобразованиями и стабилизационными мероприятиями. При этом ТНК принимали активное участие в приватизации государственных предприятий.
Следующими по важности элементами структурных реформ, проводимых под давлением мировых финансовых институтов были макроэкономическая стабилизация, реформирование банковской системы, а также кредитно-финансовой системы.
Изучение кредитно-денежной и валютной политики Чили, показал, что она оказалась одной из самых успешных и результативной среди стран Латинской Америки в решении задачи восстановления и поддержания экономического роста. Экономическая политика была адекватна стратегии, направленной на развитие экспортного и импортозамещающего производства за счет внешних и постоянно растущих внутренних ресурсов. Этому способствовала и эффективная политика урегулирования внешней задолженности, весомая поддержка со стороны США и международных финансовых организаций.
В процессе реформирования экономики, чилийское руководство достаточно последовательно выполняло все рекомендации и требования МВФ и МБРР, даже в тех случаях, когда они неизбежно вели к ощутимым социальным потерям (массовая безработица, доходившая до 30%, и обнищание населения в процессе замораживания выплат пенсий и социальных выплат), что в свою очередь в последствие вознаграждалось со стороны МВФ и МБРР ослаблением условий возврата долгов.
С конца 60-х и до начала 80-х годов приток иностранного ссудного капитала непрерывно увеличивался. При этом, если большинство государственных и частных займов шли на финансирование поставок различного вида производственного оборудования, для тяжелой и легкой промышленности, то заемные средства от международных финансово-кредитных организаций — Международного банка реконструкции и развития (МБРР) — Международной ассоциации развития (MAP) — Азиатского банка развития (АБР) шли преимущественно на создание, расширение и совершенствование инфраструктуры в стране.
В отличие от Чили и других развивающихся стран финансовые вливания в экономику Южной Кореи не были связаны с обязательными структурными реформами, что впоследствии по мнению многих исследователей, привело к тому, что Южная Корея не справилась с финансовым кризисом.
Одним из последствий финансового кризиса явилось то, что Южной Кореи пришлось принять ряд рекомендаций МВФ, в обмен на предоставленные кредиты и помощь. Это касается, в частности, сферы дерегулирования экономической жизни в стране, определенной либерализации финансового рынка и рынка труда.
Накопленный в Чили и Южной Корее опыт привлечения инвестиционных ресурсов приобретает особое значение для России, стремящейся углубить и расширить свою интеграцию в мировое хозяйство и успешно реализовать экономические реформы, поскольку может способствовать разработке скоординированного подхода по привлечению инвестиций в отечественную экономику.
При регламентировании инвестиционной деятельности в России необходимо иметь в виду, что основные преимущества которые наиболее важны для инвесторов, — это обычные льготы в рамках экономической политики страны, а не специальные созданные для проектов с ПИИ. Значительную актуальность представляет решение вопросов, связанных с разработкой необходимых нормативно-правовых документов. России целесообразно интенсифицировать работу по заключению двухсторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, совершенствованию законодательной основы урегулирования инвестиционных споров, предоставлениию государственных гарантий и страхования инвестиций.
С целью решения проблем привлечения инвестиционных ресурсов в экономику России необходимо разработать комплексную программу, которая бы являлясь частью государственной политики реформирования экономики с учетом специфики регионов. Использование опыта Чили и Южной Кореи позволит улучшить инвестиционный климат в России и увеличить приток инвестиций, что в свою очередь будет способствовать стабилизации России в системе международных экономических отношений.
Список литературы
- Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: ВЛАДОС, 1998.
- Бойко П.К. Особенности развития Чилийской экономики и перспективы российско чилийского делового сотрудничества.- М.: ИЛА РАН, 1991
- Буглай В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Вольский В.В. От диктатуры к демократии (Опыт макроэкономической стабилизации и структурной перестройки в Чили) М.: ИЛА РАН, 1991.
- Вускович П. Чили: растет цена экономического чуда // Альтернативы -Alternative. М.: 1993. — Вып. 3.
- Гальперин В.М., Гребенников П. И. и др. Макроэкономика. Спб.: 1994.
- Годовой доклад ТПП РФ 1998 год, М., 1998.
- Государственный сектор в экономике стран Латинской Америки. Отв. ред. Шереметьев И. К. М.: 1983.
- Громова А.В. Эволюция форм инвестиционной деятельности в мировом хозяйстве. Дипломатическая академия МИД РФ, М., 1997.
- Ю.Давыдов В. М. Что такое теория зависимости? //Латинская Америка. 1985, № 4, № 9.
- П.Давыдов В. М., «Латиноамериканская периферия мирового капитализма», М.: 1991.
- Долгов С.И. Глобализация экономики. М.: Экономика, 1998.
- Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
- Капитализм в Латинской Америке. Очерки генезиса, эволюции и кризисов зависимого капиталистического развития. М.: ИЛА РАН, 1984 (см. журнал America Latina. 1984, 1985)
- Карагодин Н. Стабилизационные программы в Латинской Америке //МЭМО, 1994, № 3.
- Карапетян А.С. Моделирование влияния экспорта на экономическое развитие новых индустриальных стран: На прим. Южной Кореи: Автореферат диссертации канд.экон.наук: 08.00.13. -М., 1992.
- Квасов А. Г. Чилийские экономические реформы: Практ. опыт и его актуальность для России. -М.: Научные доклады/Московский общественный науч. фонд, 1998.
- Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: 1999.
- Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. 4.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Международные отношения, 1998.
- Латинская Америка. Структурная перестройка хозяйства. М.: ИЛА РАН, 1994. (см. журнал America Latina. 1994)
- Латинская Америка. Структурная перестройка хозяйства. Отв. ред. Шереметьев И. К. М.: 1994.
- Латинская Америка: Региональная политика и планирование. Отв. ред. Тарасов К. С. -М.: 1982.
- Ли Сан Чжун Прямые иностранные инвестиции азиатских развивающихся стран в ЕС. М.: МЭиМО № 5, с. 109−116,1999
- Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
- Мазин А.В. Модернизация и структурные сдвиги в экономике Чили: Автореферат диссертации к.э.н: 08.00.29. -М., 1995. ИЛА РАН.
- Мировая экономика: тенденции 90-х годов.- ответственный редактор Королев И. С. М.: Наука, 1999.
- Мобиус М. Руководство для инвестора по развивающимся рынкам. -М.: Инвестиционная компания Атон, 1995.
- Модель экономического развития Южной Кореи: Путь к процветанию/ Окрут З. М., Фам За Минь. -М.: 1992.
- Музыря О.И. Государственное регулирование инвестиционных процессов в Латинской Америке в 80−90-е годы. На примере Чили: Автореферат диссертации канд.экон.наук:08.00.14. -М., 1998.
- Наим М. Путь Латинской Америки к Рынку // Латинская Америка. 1996, № 5, № 6.
- Нарзыкулов В.А. Особенности государственного программирования экономика в странах Латинской Америки. М.: 1981.
- Нарзыкулов В.А. Теория, методология и практика государственного экономического планирования в странах Латинской Америки. М.: 1992.
- Наш деловой партнер Чили/ Железняк А. А., Капустян Е. Г., Кондратьева Е. А. и др. -М.: Информ. центр «Коринф» при В/О «Росвнешторг», 1993.34,Обминский Э. Е. Глобальные интересы и национальный эгоизм. М.: 1990.
- Овчинников Г. П. Международная экономика. С-Пб.: Изд. Полиус, 1998.
- Особенности развития чилийской экономики и перспективы российско-чилийского делового сотрудничества/ Железняк А. А., Капустян Е. Г., Караш Ю. Ю. и др-. -М., 1992.
- Островский В.И. Макроэкономические аспекты развития рыночной экономики: опыт Чили (1973−90-е годы): Автореферат диссертации к.э. н: 08.00.14. -М&bdquo- 1997. :МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак.
- Пискулов Ю.В., Сельцовский В. Л. Мировая экономика и торговля. Статистический справочник. М.: Комиссия ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности, 1998.
- По заветам Пиночета. Эксперт№ 16(180), 1999.
- Рекитар Я.А. и др., Строительный комплекс в капиталистической экономике// М.: Наука, 1991.
- Самуэльсон П. Экономика, в 2-х томах -М.: 1997.
- Симония Н.А. Уроки китайских и южнокорейских реформ// Свободная мысль, № 9,1996.
- Симонова Л.Н. Регулирование иностранных инвестиций в Чили // Латинская Америка. 1997, № 5.
- Суслина С.С. Уроки и последствия финансового кризиса для экономики Республики Корея/ Материалы И-ой научной конференции «Проблемы корейского полуострова и интересы России», Москва, 1998.
- Урета Э.А. В каком направлении движется чилийская экономика? // Латинская Америка, 1996, № 7−8.
- Федоровский А.Н. Южнокорейский опыт внешнеориентированного развития: уроки для России//Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 7.
- Фридмен М. Если бы деньги заговорили. -М.: Дело, 1999.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд.-М.: Дело, 1998.
- Чейре Э. Частная система социального обеспечения. Опыт чилийских экономических реформ: Пер. с исп. -М.:, 1992. Пер. изд.: La prevision en Chile ayer у hoy. Impacto de una reforma/Cheyre H.V. — S. l, S.a.
- Черевик Е.Д. Инвестиционный процесс в развивающихся странах: Монография. М.: Изд-во УДН, 1988.
- Чжун М.К. Роль корейских ФПГ в экономике Республики Корея и в инвестициях в России. // Пробл. Дал. Востока. 1996, № 5.
- Школяр Н.А. Иностранные инвестиции в экономику Латинской Америки: опыт привлечения и регулирования // Вопросы экономики, 1994, № 8.
- A review of capital account restrictions in Chile in the 1990s/ Simone F.N.-D., Sorsa P. -S.l., 1999. -55 p.: ill. Working paper/International monetary fund-WP/99/52).
- Anderson P. «Modernidad у revolucion» en el debate modernidad у posmodernidad. Ed. SUR, 1984.
- Annual Report 1995. European Investment Bank. Paris, 1996.
- AreHano J.P. Crisis у recuperacion economica en Chile en los anos 80. Coleccion de estudios CIEPLAN, 1988.61 .Business in Latin America, Survey, The Economist, December, 6−12, 1997.
- Chile: exportaciones, inverciones, economia. Nov./Dic. 1992
- Cid, Gonzalo, «Evolution of the outward foreign investment regime in Chili», Santiago: Committee on Foreign Investment, 1995.
- Clarke L. Investing in Chile. 1992.
- Clavijo S. A survey of economic policies and macroeconomic performance in Chile and Colombia 1970−95/ Prepared by S.Clavijo. -S.l., 1995. -IV, 24 p.: ill. Working paper/International monetary fund-WP/95/l 39).
- Cofre M.T., Chacra V. Programa financiero de Chile con la Banca Acreedora Internacional 1983−89. Santiago de Chile, 1992.
- Competitiveness and the evolution of the real exchange rate in Chile/ Guerguil M., Kaufman M. -S.I., 1998. -27 p.: illWorking paper/International monetary fund-WP/98/58).
- Country profile. Chile/ EIU. London: Economist intelligence unit, 1994. i 69.Diaz A. La modernizacion autoritaria en Chile. // «Cambio», Santiago de1. Chile, 1989, № 4.
- Doherty J.P. US investors find that Chile has a lot to offer// Business America. -Washington 1993. Febr. S.-Vol. 114, № 3.
- Edwards S. & A. Edwards Monetarism and Liberalization: The Chilean Experiment. Cambridge, 1987.
- Emerging Markets Investor. Fact Book 97/98.
- Fact and Figueres Santiago Stock Exchange, 1993.
- Fry, M. Money, Interest and Banking in Economic Development. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Ptess. 1989.
- Handbook of International Trade and Development Statistics. UNCTAD, m1996.
- Holzmann R. Pension reform financial market development, and economic growth: preliminary evidence from Chile/ Prepared by R.Holzmann. -S.I., 1996. -IV, 47 p.: ill. Working paper/International monetary fund-WP/96/94).
- International Financial Statistics Yerbook, 1997. IMF.
- Jadresic E. Inflation targeting and output stability/Jadresic E. -S.I., 1999. -39 p.: ill. Working paper/International monetary fund-WP/99/61).
- Jadresic E. What type of contracts underlie aggregate wage dynamics?/ Prepared by EJadresic. -S.I., 1997. -29 p. Working paper/International monetary fund-WP/97/67)
- Korea and the World, Key Indicators, 1995., Korea Foreign Trade Association, Seoul, Korea, 1995.81 .Korea Herald/ November 27, 1997.
- Koreas economic diplomacy. Survival as a Trading Nation. Edited by The IPE Program, The Sejong Institute. Seoul, Korea, 1995.
- Laurens В. Managing capital flows: Lessons from the experience of Chile/ Laurens В., Cardoso J. -S.I., 1998. -53 p.: ill. Working paper/International monetary fund-WP/98/168).
- Major Statistics of Korean Economy. 1996, № 9.
- Prebisch R. The Economic Development of Latin Amerrica and its Principal Problems // Economic Bulletin for Latin America. Santiago de Chile, 1962, № 1.
- Prebish R. La Crisis Global del Capitalismo у su Transfondo Teorico // Revista de la CEPAL. Abril de 1984. № 22.
- Spilimbergo A. Copper and the Chilean economy, 1960−98/ Spilimbergo A. -S.I., 1999. -33 p.: ill. Working paper/International monetary fund-WP/99/57).
- Statistical Synthesis of Chile 1986−90./ Banco Central de Chile. 1991.
- Statistical Synthesis of Chile 1991−95./ Banco Central de Chile. 1997.
- Templeton Latin America Investment Trust PLC. Listing particulars. 1994.
- The Korea Times. December 4, 1997.
- Todaro M.P. Economic Development in the Third World, 2nd edn, New York and London: Longman, 1981
- UNCTAD, Division on Transnational Corporations and Investment, International Investment Instruments: A Compendium, vols. I, II and III, UN, Geneva, 1996.
- United Nations Statistical Yearbook 1994, NY, 1994
- United Nations Statistical Yearbook 1996, NY, 1996
- Vernon R. Soveregnity at Bay. — N.Y., 1971.
- World Development Report, UN, 1996
- World Economic Outlook, IMF. 1997.
- World Investment Report 1998: Trends and Determinants, UN, 1998