Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система подготовки научно-экономических кадров и пути ее развития: Методол. 
аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей стране до настоящего времени нет никаких специальных программ по систематическому поиску и выявлению одаренных детей, и работа эта практически не ведется. Хотя в отечественных исследованиях имеется опыт создания критериально-ориентированных тестов (Е.Горбачева, 1985), тестов интеллектуального развития школьников (ШТУР — Школьный тест умственного развития, разработанный в НИИ общей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Роль научно-экономических кадров в социально-экономическом развитии общества
    • 1. 1. Методологические принципы формирования научно-образовательного потенциала страны
    • 1. 2. Место научно-экономических кадров в системе экономических отношений общества
  • Глава II. Этапы формирования научно-экономических кадров
    • 2. 1. Система довузовской экономической подготовки учащихся на современном этапе
    • 2. 2. Высшее экономическое образование — как базовая форма подготовки научно-экономических кадров
    • 2. 3. Анализ современной послевузовской системы подготовки экономических кадров
  • Глава III. Пути совершенствования системы подготовки научноэкономических кадров
    • 3. 1. Переход к новой модели финансирования системы образования
    • 3. 2. Институциональные изменения и организационно-структурная перестройка системы экономического образования в условиях рыночной экономики
    • 3. 3. Организационно-педагогические изменения как фактор повышения качества подготовки научно-экономических кадров

Система подготовки научно-экономических кадров и пути ее развития: Методол. аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время перед обществом в целом и экономической наукой, в частности, стоит задача продолжения и эффективного завершения экономических реформ. Успех преобразований в решающей мере зависит от того, какие кадры определяют направление и характер этих преобразований, насколько компетентны их действия. Поиск «решающего звена» выхода из кризиса все отчетливее выделяет комплексную проблему качества человеческого потенциала.

Научно-экономические кадры как интеллектуальная составляющая человеческого потенциала общества обладают большими возможностями как в формировании научно обоснованных мероприятий экономической политики государства, так и в кадровом обеспечении реформ, подготовке экономистов и управленцев.

Современная научно-техническая и образовательная политика в значительной степени ограничивает использование творческих возможностей ученых-экономистов. Существует противоречие между потребностями общества в интеллектуальных ресурсах и его возможностями обеспечить условия для их деятельности, воспроизводства. Отсутствие стратегического направления, преемственности в реформировании науки и образования все более сказывается на положении ученых.

Наряду с необходимостью изменения государственной научно-технической политики, важной проблемой является совершенствование механизма формирования кадрового потенциала экономической науки, решение проблем образования.

Эффективная система подготовки научно-экономических кадров, представляющая собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием, только начинает формироваться.

Обобщение опыта становления этой системы, проблем и достижений, а также выработка возможных мероприятий по ее совершенствованию, которые могут быть применимы на различных уровнях управления образованием (государственном, ведомственном, региональном, учебного заведения) актуально, и может внести некоторый вклад в решение проблем сохранения и рационального использования творческого потенциала ученых-экономистов.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы образования в нашей стране долгое время являлись предметом изучения, главным образом, лишь педагогической науки. Это было естественным следствием такого устройства образовательной системы, когда вопросы ее экономики решались вне самой системы образования. В 60−70-е годы проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки — экономики образования. В ряду отечественных представителей экономической науки в целом и экономики образования, в частности, внесших большой вклад в развитие этого направления, стоят В. С. Гойло, А. В. Дайновский, Г. А. Егизарян, В. А. Жамин, Н. П. Литвинова, Г. И. Лукин, В. И. Марцинкевич, С. Г. Струмилин и др.

В западной науке экономические аспекты деятельности системы образования часто рассматриваются в теории человеческого капитала, получившей широкое научное признание в начале 60-х годов. Хотя основная идея этой теории восходит к трудам У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, но именно в последние десятилетия она стала одним из наиболее значительных научных достижений в области экономики и является полезным аналитическим инструментом прикладных экономических исследований, прежде всего — в сфере образования. Возникновение и развитие теории человеческого капитала связано с именами таких экономистов как Т. Шульц, Г. Беккер, В. Вейсборд, М. Блауг, Й. Бен-Порэт, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Ф. Махлуп, Дж. Грейсон и др.

В общетеоретическом плане данная проблема также разработана в трудач отечественных ученых — А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, М. М. Критского, Р. И. Капелюшникова и др.

Начало перестройки и переход к рыночной экономике стимулировали рост интереса отечественных исследователей к проблемам профессиональной, в том числе и экономической, подготовки кадров. Они получили освещение в публикациях Н. П. Аристера, И. П. Бойко, П. Г. Буга, А. Г. Грязновой, Г. Г. Зайцева, Н. В. Карлова, В. Г. Кинелева, А. И. Муравьева, Ф. М. Русинова, В. Т. Рязанова, Л. С. Тарасевича и др.

Аспекты функционирования хозяйственного механизма учреждений * образования и пути перестройки их деятельности и управления ими освещены в трудах Г. В. Балашова, С. А. Белякова, Н. М. Виноградова, А. П. Панкрухина, Ф. Ф. Стерликова.

Опыт подготовки экономических кадров за рубежом, возможности России в использовании некоторых западных традиций в сфере образования анализируется в работах А. В. Бухвалова, А. И. Галаган, Т. С. Георгиевой, В. В. Медникова, Г. И. Полянской, А. О. Славновой и др.

Социолого-науковедческие исследования проблемы связаны, прежде всего, с именами таких ученых как В. Г. Добров, В. Ж. Келле, С. А. Кугель, И. И. Лейман, И. А. Майзель и др.

Работы всех перечисленных авторов в той или иной степени имели важное значение для обоснования ряда теоретических выводов и анализа конкретных явлений.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является изучение методологических принципов формирования научно-образовательного потенциала общества, анализ сложившейся системы подготовки экономических кадров, включающей уровни довузовского, высшего и послевузовского образования, а также определение > наиболее перспективных и приемлемых в современных условиях направлений совершенствования системы подготовки научных кадров, в том числе экономических.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

— проанализировать современную политику государства в области науки и образования;

— определить понятие «научно-экономические кадры», исследовать их структуру и динамику;

— рассмотреть политэкономические концепции роли человеческого фактора в экономике;

— определить место научно-экономических кадров в социально-^ экономическом развитии общества;

— дать характеристику этапов формирования кадров экономического профиля, обосновать необходимость совершенствования сложившейся системы экономического образования;

— обосновать основные направления совершенствования системы подготовки научно-экономических кадров на государственном, ведомственном, региональном и уровне учебных заведений.

• Объектом исследования в работе является система подготовки научно-экономических кадров как элемент российской системы профессионального образования.

Предметом исследования являются процессы, происходящие в системе непрерывного экономического образования в современных условиях.

Теоретической базой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов, социологов, педагогов и других ученых по вопросам образования, в том числе профессионального в области экономики. В ходе исследования использовались такие методы познания, как сравнительный и системный анализ, а также методы социологических и эмпирических исследований применительно к проблематике экономического образования. В ка-% честве информационной базы использовались законодательные акты РФ и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной сферы, в том числе — документы по вопросам содействия подготовке кадров для рыночной экономики, официальные статистические материалы.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— разработаны общетеоретические подходы к формированию новой модели функционирования системы экономического образования в условиях переходной экономики;

— уточнено категориальное содержание понятий «система экономического образования», «научные кадры», «научно-экономические кадры», «актив человеческого капитала» ;

— классифицированы основные функции экономической науки и научных кадров, отражающие роль ученых-экономистов в социально-экономическом развитии общества, определено как полно эти функции реализуются в современных условиях;

— исходя из методологических предпосылок исследования, раскрыты принципы организации современной системы экономического образования, выявлены внутренние противоречия ее структуры, определен характер изменений функциональных связей в процессе ее реформирования;

— обоснованы необходимость и обязательность школьного экономического образования, дальнейшего развития специализированных экономических школ, разработки государственной программы масштабного поиска талантов, преемственности школьного и высшего экономического образования;

— проанализирована организационная структура высшего экономического образования в России, рассмотрены особенности формирования и функционирования негосударственного сектора высшей школы, современные тенденции в содержании учебных программ и управлении высшим образованием;

— исследованы специфические характеристики деятельности институтов послевузовского образования, обозначены основные направления совершенствования содержания и форм подготовки специалистов;

— предложен комплекс мер по улучшению организационно-экономиче ской структуры системы экономического образования;

— обоснован перечень организационно-педагогических мероприятий, которые способствуют повышению качества подготовки научно-экономических кадров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, теоретический анализ, основные выводы воплощены в конкретные рекомендации и предложения по развитию системы экономического образования в России, а также совершенствованию функционирования образовательных учреждений. Теоретические выводы исследования могут быть ис-% пользованы при разработке программы по перспективному развитию системы экономического образования. Предложения по совершенствованию образовательной деятельности могут быть использованы образовательными учреждениями при организации учебного процесса, а также для выработки стратегии их развития. Научные положения и результаты исследования могут быть использованы при изучении основ экономической теории в темах и разделах посвященных человеческому капиталу, а также в курсе «Экономика образо-&diamsвания» .

Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на конференции «Реконструкция экономических и социальных систем Северной и Южной Осетии» (Владикавказ, 1996 г.), научных сессиях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР (Санкт-Петербург, 1995;1997 гг.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 0,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные выводы таковы:

1) Современная ситуация в области экономического образования школьников характеризуется многообразием концепций, программ, практических подходов;

2) В целях обеспечения сопоставимости содержания экономического образования на всей территории России, его преемственности на различных ступенях образовательной системы необходим подход, предусматривающий обязательность федерального компонента учебного плана и образовательного стандарта. Сейчас в наличии есть все необходимое для изучения во всех школах экономики как обязательного образовательного компонента: адаптированы для российских реалий зарубежные учебные пособия, созданы собственные и довольно разнообразные программы и учебники, ведется в ряде педагогических вузов подготовка учителей по основам экономики, проводятся курсы по переобучению работающих учителей. Но только с включением экономики в учебные планы в качестве обязательного федерального образовательного компонента система экономического образования вступит в полосу своего действительного становления;

3) Целесообразно разделить образование в школе на две части. Первая, основная ступень массовой школы, должна служить своего рода введением в мир экономики на мотивированном опытом личной деятельности уровне. Вторая, старшая ступень, — либо углубленное изучение экономики как области научного знания, либо предпрофессиональная подготовка по экономическим специальностям (бухгалтер, менеджер малого бизнеса, страховой агент).

4) Весьма эффективным представляется ролевой подход [176], отражающий ведущий дидактический принцип социализации личности через жизненный опыт учащихся. Работу по внедрению ролевого подхода в обучении школьников экономике с учетом имеющихся результатов необходимо вести в направлениях:

— создания учебно-методических материалов для учителей;

— разработки учебных материалов для учащихся;

— создание программно-методических материалов для различных форм подготовки учителей в рамках концепции ролевого подхода.

В условиях изменения традиционного подхода к работе по цепочке «школа — ВУЗ», перемены ситуации с подготовкой экономистов, когда центр тяжести в получении начального экономического образования перемещается на уровень школьного звена, особенно остро встает проблема организации и координации взаимных усилий школ (лицеев, гимназий и проч.) и ВУЗа в выработке и реализации единой стратегической линии, позволяющей обеспечить согласование интересов в достижении единой цели — выпуске грамотных конкурентоспособных специалистов.

За последние годы в этом направлении у Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов наблюдаются значительные успехи. Такой вывод позволяет сделать анализ работы с двенадцатью базовыми школами университета [16].

В 1990 году группой ученых университета была разработана концепция непрерывного экономического образования в системе школа — колледж — университет, целью которой являлось «раскрытие и гармоничное развитие индивидуальных качеств личности учащихся, профессиональная подготовка и выработка практических навыков для работы в любой экономически организованной структуре общества» [15, с.37]. Тогда же, на основе концепции и программы была создана первая в стране экономическая гимназия.

Опыт реализации концепции непрерывного образования, работы с базовыми школами подтвердил перспективность школьного направления в университете экономики и финансов и выявил существенные и повторяющиеся признаки [16, с. 158]. Это:

— устойчивая группа учащихся — выпускников базовых школ, высоко мотивированных на экономическое обучение и ежегодно поступающих в университет экономики и финансов на конкурсной основе;

— устойчивая группа специалистов-профессионалов, участвующих в научно-исследовательской, научно-методической и педагогической работе в избранном направлении.

Методическая группа по допрофессиональному образованию СПбГУЭФ отмечает положительные результаты разнообразных форм внеурочного участия в экономических проектах разного уровня, а также эксперимента с формированием отдельного потока из студентов базовых экономических школ.

Общий вывод заключается в необходимости углубления сотрудничества со школами в плане формирования системы непрерывного экономического образования. «Необходима дальнейшая корректировка программ экономического обучения с целью их сближения с программами вуза, проработка вопроса о целесообразности введения факультативного курса по экономике для учеников начальных классов» [16, с.181].

Изменение системы высшего экономического образования затрагивает и вопросы взаимодействия высших учебных заведений с системой среднего специального образования.

Необходимо обеспечение реформирования среднего специального образования на принципах формирования многоуровневой системы подготовки кадров, вариативности образовательных программ, учета отраслевых и региональных интересов, интеграции с учреждениями высшего образования.

Этап школьного образования — один из этапов пути, на котором происходит формирование кадрового резерва экономической науки. Известно, что научное творчество вообще, а на его высших уровнях (научная элита) — в особенности, требует высокого, сравнительно редко встречающегося уровня развития умственных способностей — одаренности, талантливости. Анализ биографий выдающихся ученых показывает, что необходимая для эффективного научного творчества одаренность нередко проявляется уже в раннем возрасте. Вместе с тем большую роль в формировании ученых играют условия, в которых происходит созревание их таланта, и, прежде всего, — условия их образования, обучения и воспитания. Поэтому представляет особый интерес исследование того, как складываются процессы поиска, выявления, воспитания, обучения одаренных детей и каково состояние этой работы в РФ на сегодняшний день.

В настоящее время не существует четкого и общепринятого определения одаренности (так же, как и достаточно ясного представления о составе и характере способностей к научной работе). Можно полагать, что одаренность является результатом сочетания высокого интеллекта, творческих способностей и мотивационно-волевых качеств. Одаренность — развивающееся свойство личности. Возникая на основе природных психофизических задатков, она формируется и проявляется в процессе социализации индивида, его воспитания и обучения.

Поиск одаренных детей, способных в будущем стать талантливыми учеными, может начинаться с раннего детства. Разработано множество разнообразных методик для выявления одаренных детей дошкольного и школьного возраста. К ним относятся:

— стандартизированные тесты, позволяющие оценить интеллектуальные и креативные способности ребенка путем сравнения их с результатами специальной выборки сверстников;

— критериально-ориентированные тесты, с помощью которых оцениваются знания, умения, навыки ребенка и на этой основе определяется уровень его возрастного развития;

— тесты достижений, измеряющие успехи, достигнутые испытуемым в процессе обучения к моменту обследования;

— оценочные шкалы — специальные бланки для оценки качества ребенка, заполняемые воспитателями и учителями;

— систематизированные наблюдения — записи жизненных наблюдений и свидетельств, полученные от родителей, воспитателей и других взрослых [64, с.29].

Поиск и выявление одаренных детей с помощью методов психодиагностики находит ныне все более широкое распространение в развитых странах (особенно в США, Японии). Проводятся в жизнь специальные программы, в которых предусматривается целый ряд мероприятий по поиску, отбору и обучению одаренных детей.

Важно отметить, что, по мнению виднейших специалистов США — как психологов, так и педагогов, — организация занятий с одаренными детьми по специальным программам и в специализированных группах или учебных заведениях важна не только для развития их творческих способностей, но и потому, что такие дети из-за часто присущей им обостренной чувствительности, ранимости психики, неспособности защититься от агрессии, нестандартности «'поведения («странные дети») особенно нуждаются в педагогической поддержке и психологической помощи. В наших условиях одаренные дети нередко становятся объектом насмешек со стороны сверстников в детском коллективе и из-за этого теряют интерес к учебе и познавательную активность. Это делает проблему специализированного обучения их особенно острой.

В нашей стране до настоящего времени нет никаких специальных программ по систематическому поиску и выявлению одаренных детей, и работа эта практически не ведется. Хотя в отечественных исследованиях имеется опыт создания критериально-ориентированных тестов (Е.Горбачева, 1985), тестов интеллектуального развития школьников (ШТУР — Школьный тест умственного развития, разработанный в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) и др., но психометрические методы диагностики одаренности применяются недостаточно широко. Выявление одаренных происходит, как правило, лишь посредством текущих и экзаменационных оценок успеваемостив дополнение к этому учитывается участие во внеурочных формах работы (кружки, курсы для школьников при вузах, олимпиады и т. п.). За последние годы стал входить в практику отбор одаренных детей для обучения в специализированных школах, гимназиях, лицеях с помощью конкурсных экзаменов, на которых обращается внимание не только на уровень знаний, но и на качества мышления, силу и глубину познавательных интересов, характер мотивации испытуемых.

Нельзя не заметить, что как поиск и выявление, так и отбор, образование, воспитание одаренной молодежи, способной составить кадровый резерв будущей научной элиты, наталкивается в настоящее время в нашей стране на большие трудности, связанные со складывающейся в обществе неблагоприятной социально-психологической атмосферой вокруг науки, с падением престижа науки, профессии ученого. Общество мало заботится о создании материальных и других стимулов к научному труду. Не проявляет оно и особой заинтересованности в отборе, развитии и поддержке юных талантов, способных обогатить науку. Вся система нынешнего просвещения и образования все еще, как и раньше, ориентирована, как правило, на некий «средний» тип учащихся, который на проверку оказывается скорее близким к низкому уровню интеллектуальных достижений, чем к высокому. Философская идея социального равенства людей обернулась в педагогике тезисом о том, что «все дети талантливы», все способны к высотам творчества. При такой теоретической предпосылке функцию выращивания талантов система образования выполняла и продолжает выполнять сейчас плохо. На этом фоне создание элитарных учебных заведений и организация их работы приобретают особое значение и актуальность.

Возможность конкурсного отбора в элитные школы определяется, главным образом, хорошей репутацией, которую они заслужили среди населения. Именно это побуждает родителей и учащихся стремиться к поступлению в них, что и обеспечивает достаточно большой приток абитуриентов. Некоторые школы предпринимают попытки привлечь одаренных детей с помощью рекламных объявлений, публикуемых до начала нового учебного года. Однако целенаправленный поиск талантов в масштабах городов, областей не проводится, и органы народного образования никаких усилий к его организации не прикладывают.

Программы обучения в элитных школах предусматривают расширенный объем преподавания профилирующих дисциплин (экономических).

На основе проведенного исследования начального этапа формирования научных кадров в элитных, специализированных учебных заведениях сделаем некоторые предварительные выводы:

— Можно считать почти общепринятой идею, что система образования должна быть гибкой и дифференцированной. Она должна включать в себя разнообразные типы учебных заведений, различающиеся по профилю, программам, целям, формам обучения и т. д. Это позволяет ей лучше удовлетворять как запросы общества, так и индивидуальные потребности. Создание специализированных, с экономическим уклоном, школ, лицеев, гимназий, колледжей соответствует указанной тенденции.

— Специализированные школы для одаренных детей в целом оправдывают свое назначение. При хорошем подборе педагогического коллектива они способны сыграть важную роль в сохранении, воспитании и развитии талантов, необходимых для подъема отечественной науки, культуры, экономики. В них создается творческая атмосфера, устанавливается дружеское и деловое сотрудничество учеников с учителями, развивается живая заинтересованность и активность учащихся в овладении знаниями.

— Систематическая работа по поиску и выявлению одаренных детей с последующим обучением их по специальным программам в нашей стране пока еще не налажена. Здесь мы заметно отстаем от таких государств, как США, Япония, Франция и др.

— В отборе талантов есть две главные опасности: 1) будут отобраны бездарные- 2) останутся за бортом даровитые. Любая процедура отбора, как бы она ни была организована, должна быть нацелена на избегание этих опасностей. Этому может способствовать привлечение к решению задачи отбора квалифицированных психологов. «Однако отбор одаренных детей в элитарные школы происходит сейчас практически без психологов и без использования достаточно апробированных психодиагностических методик» [64, с.31]. Это, по-видимому, затрудняет его и, возможно, усиливает указанные опасности (особенно в отношении отсева перспективных учащихся).

Необходима регулярная работа по обобщению накапливаемого отечественного и зарубежного опыта по поиску, отбору, обучению и воспитанию одаренных детей. Было бы весьма желательно, чтобы органы управления образованием обращали больше внимания на осуществление такого рода работы, ее планирование и руководство ею, а также финансировали ее проведение.

Представляется целесообразным поставить перед органами образования вопрос о разработке программы систематического массового поиска и выявления одаренных детей (с использованием зарубежного опыта).

§ 2.2. Высшее экономическое образованиекак базовая форма подготовки научно-экономических кадров.

В воспроизводстве научно-экономических кадров этап обучения в вузе можно считать основным, определяющим. Для будущих ученых это время прохождения первой научной школы, контактов с педагогами, зачастую совместных научных поисков, выступлений на конференциях, публикаций исследовательских работ в студенческих научных сборниках. На этом этапе обучения, как правило, усваиваются фундаментальные экономические знания, наиболее заметно проявляется склонность к научной работе. Следовательно, качество подготовки научной смены в значительной степени зависит от эффективности функционирования системы высшего экономического образования в стране.

Однако в России к настоящему времени успешно действующая национальная система подготовки кадров высшей квалификации еще не сложилась. Это обусловлено рядом проблем, связанных с финансированием государственных вузов, сворачиванием научных исследований и, прежде всего, фундаментальных, оттоком из сферы высшего образования перспективных преподавателей и научных работников.

В последние годы отмечается значительное снижение доли федерального бюджета в общей системе финансовых средств вузов.

Положение с ресурсным обеспечением высшего образования осложнилось и в связи с резким сокращением важного источника финансирования учебных заведений — их научно-исследовательской деятельности.

Если во второй половине 90-х годов бюджетные и хоздоговорные средства, используемые для проведения научно-исследовательских работ, составляли 65−70 процентов от объема бюджетных ассигнований, то в начале 90-х годов этот показатель снизился до уровня менее 20 процентов [16, с. 127]. Это объясняется прежде всего многократным сокращением объема хоздоговорных научных исследований, что является следствием экономической нестабильности, общего финансового дефицита в производственной сфере.

Отсутствие необходимого оборудования, дефицит научной и учебно-методической литературы отрицательно сказываются на качестве и эффективности учебного процесса.

Падение реальных доходов научных сотрудников как в абсолютном, так и в относительном выражении, все большая привлекательность работы в бизнесе, органах государственного управления, политическая открытость, дающая возможность ведущим ученым искать работу за рубежом, являются факторами, которые ставят серьезные проблемы перед системой высшего образования России, ее кадровым обеспечением.

Анализ публикаций, посвященных миграционным проблемам в сфере высшего образования и науки, позволяет сделать следующие выводы:

1. Среди тех, кто уходит из сферы науки и высшего образования в другие области деятельности, велика доля молодежи.

2. Международная миграция также «молодеет». Молодой ученый уезжает за рубеж, не имея опыта работы в отечественных учреждениях науки и образования, прочных контактов в российском научном сообществе. В таких случаях маловероятно, что молодой ученый вернется на родину. Также отсутствуют обмен информацией, совместные работы, как в случае отъезда ученых среднего и старшего возрастов.

3. Отток интеллектуальной элиты из сферы образования остро ставит вопрос о преемственности поколений в науке, о передаче традиций российской научной школы.

Таким образом, удержание лучших специалистов в системе высшего образования является серьезной проблемой, а в условиях финансового дефицита — трудно разрешимой.

Наряду с описанными общими проблемами сферы высшего образования, функционирование системы высшего экономического образования характеризуется некоторыми особенностями.

Высшее экономическое образование представлено сегодня следующими видами:

— специальное экономическое образование в государственных (муниципальных) вузах чисто экономического профиля (экономических, финансовых, народного хозяйства, управления);

— экономические факультеты в университетах (государственных и муниципальных);

— отраслевое экономическое образование на инженерно-экономических факультетах государственных (муниципальных) технических, отраслевых и инженерно-экономических вузов;

— негосударственные вузы экономического профиля, школы бизнеса как самостоятельные, так и на базе госвузов, институтов повышения квалификации, формирующиеся и действующие с конца 80-х годов.

В структуре государственных учебных заведений наиболее широкий охват экономических специальностей в вузах экономического профиля. Уровень этих вузов различен: квалификация профессорско-преподавательского состава, материально-техническая база, наличие магистерских и аспирантских программ, специализированных диссертационных советов.

Экономические факультеты университетов готовят экономистов по тем или иным отдельным специальностям, а ведущие университеты также и преподавателей экономической теории. Современные процессы быстрого увеличения числа предлагаемых экономических специальностей в университетах не всегда имеют кадровое и материально-техническое обоснование.

Современная система высшего экономического образования России испытывает сильное влияние зарубежного опыта. Тем не менее действуют и сложившиеся традиции образования, такие, например, как подготовка отраслевых специалистов на базе сугубо инженерного образования, технократическая трактовка многих специальностей экономического содержания или облегченное их понимание, которое идет из прошлого и сохраняется в некоторых случаях и сегодня. В инженерно-экономических вузах и на факультетах отраслевых вузов подготовка кадров осуществляется с отраслевой и внутрипроизводственной специализацией экономической деятельности. Учебные планы в таких вузах построены так, что экономические дисциплины дополняют технические и в общем количестве учебного времени составляют примерно 24% [ 37, с.8], что конечно же недостаточно. Одной из противоречиШ.

Структура высшего экономического образования.

Государственные (муниципальные) учебные заведения.

Негосударственные учебные заведения (коммерческие и неприбыльные).

Схема! 2 вузы экономического профиля экономические факультеты университетов инженерно-экономические факультеты отраслевых вузов.

Моноуровневая модель.

Многоуровневая модель т неполное высшее образование в объеме не менее двух лет обучения бакалавриат | подготовка специалистов I.

—у магистратура | самостоятельные институты и школы бизнеса.

Моноуровневая модель экономические институты и школы бизнеса на базе госвузов и ин-тов пов. квалификации.

Многоуровневая модель о неполное высшее ооразование в объеме не менее двух лет обучения L бакалавриат" «! | подготовка специалистов | магистратура вых тенденций развития высшего экономического образования в России является повсеместное открытие новых образовательных организаций по подготовке экономистов и управленцев в технических вузах и университетах страны. Это вызвано, главным образом, потребностями выживания этих вузов в условиях общего кризиса образования. Но в технических вузах зачастую недостаточен потенциал преподавателей экономического профиля. Повысить эффективность инженерно-экономического образования можно, на наш взгляд, при уменьшении его масштабов, более обоснованном выборе экономического направления (главным образом управленческие специальности), большем акценте на подготовке кадров по договорам для предприятий отрасли, качественном подборе преподавательского состава и обучающих систем.

Реформы последних лет потребовали адекватной перестройки системы высшего экономического образования в России. С конца 80-х годов быстро растет число государственных вузов, готовящих кадры по экономическим направлениям и специальностям. Если в 1985 г. обучение таких специалистов осуществлялось в 186 вузах, то в настоящее время в 372 университетах, академиях, институтах — 67% общего числа государственных (муниципальных) вузов страны. Следует учитывать, что рыночная экономика требует не только многократного увеличения выпуска специалистов в области экономики и управления, но и осуществления принципиально иного подхода к обучению кадров. Особое значение сегодня приобретает качество обучения.

В целях обеспечения качества и преемственности образования в 1994 году Правительством России был принят Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по образовательным программам, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки [1].

Государственным образовательным стандартом установлены самые общие требования к содержанию высшего образования, т. е. к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования. Они раскрываются, в частности, в том, что по каждому направлению и каждой специальности определяют обязательные дисциплины, которые должен изучать каждый студент. Это:

— общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

— математические и общие естественнонаучные дисциплины;

— общепрофессиональные дисциплины (для данного направления или специальности);

— специальные дисциплины.

Вместе с обязательными дисциплинами основные профессиональные образовательные программы включают и дисциплины по выбору студента, факультативные курсы.

Существенно важно, что стандарт устанавливает также требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение в вузе. Это — как общие требования к образованности выпускника, так и требования по циклам дисциплин. Они фиксируют те общеобразовательные знания, умения и навыки, которыми должен обладать молодой специалист, чтобы получить соответствующую квалификацию.

Еще одна принципиальная особенность основных профессиональных образовательных программ состоит в том, что они включают в себя два компонента: федеральный и региональный. Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной программы и определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям). Региональный компонент определяет ту часть содержания основных образовательных программ, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов. Порядок установления регионального стандарта определяется статьей 29 Закона Российской Федерации «Об образовании». Понятно, что введение регионального компонента не должно при-* водить к снижению уровня требований, предусмотренных федеральным компонентом стандартов.

Квалификационные характеристики специалистов экономического профиля согласно Государственному стандарту включают помимо степени бакалавра и магистра по направлениям (менеджмент, экономика, коммерция, аграрная экономика, статистика, информационные системы в экономике), также и квалификации по специальностям (в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования отдельной группой «Экономика и управление» выделены 18 специальностей). Подготовка кадров по специальностям предполагает возможность введения специализаций самим образовательным учреждением, что позволяет вузу оперативно реагировать на потребности рынка специалистов и гибко использовать собственные ресурсы для реализации актуальных образовательных программ.

Недостатком данного стандарта является неудачный набор направлений базового экономического образования. Необъяснимы разделы между «Статистикой» и «Информационными системами в экономике», выделение в качестве самостоятельного направления «Агроэкономики». К направлению «Экономика» относится подготовка специалистов и по финансам, экономике предприятия, управлению персоналом и по экономической теории. Неясно содержательное отличие этого направления от направления «Менеджмент». На сегодняшний день практически все технические вузы, где имелась специальность «Экономика и управление» (с дифференциацией по отраслям), начали подготовку и по направлению «Экономика», и по направлению «Менеджмент» с любыми специализациями внутри. Не меньше вопросов вызывает и перечень специальностей. Так, например, разделена подготовка специалистов по «Экономической теории», «Национальной экономике» и «Государственному и муниципальному управлению». Необходим пересмотр перечня направлений и специальностей, а также комплекса основных дисциплин, которые формируют отдельные специальности (направления) в Государственном образовательном стандарте. На наш взгляд, было бы полезным в этом вопросе использование разработок коллектива авторов СПбГУЭФ, в частности, предложения выделить пять основных направлений подготовки экономистов в вузе: 1. Экономика. 2. Финансы. 3. Учет. 4. Управление. 5. Коммерция [37, с.20].

Негосударственное экономическое образование в России начало развиваться в конце 80-х — начале 90-х годов. В это время потребность в экономических знаниях и навыках стала быстро возрастать по мере появления кооперативов и первых частных предприятий. Увеличился спрос на экономистов, специалистов в области финансирования, бухгалтерского учета и анализа, аудита, тогда как возможности госвузов в кадровом обеспечении хозяйственных реформ изначально были очень ограниченными. Анализируя данные таблицы 3, можно отметить то, что высшая школа страны в советский период отличалась гипертрофированной, по мировым стандартам, структурой выпуска специалистов с ее акцентом на инженерно-технические специальности в ущерб экономико-правовым. Так, доля подготавливаемых инженерно-технических кадров в России в те годы составляла примерно 40,7%, в то время, как схожий показатель в США составлял 17,9%, в Японии — 18,9%, ФРГ -21,6%. В области же экономики и права доля подготавливаемых специалистов в России в советский период составляла, согласно данным таблицы 3, лишь 9,5%, что в 3 раза меньше чем в США, в 4,5 раза меньше подобного показателя в Японии и в 3,3 раза меньше чем в ФРГ. Используя цифровые показатели таблицы 3, следует учитывать, что под специалистами с высшим образованием в зарубежных странах подразумеваются: в США бакалавры (для юристов и медиков специалисты, имеющие профессиональную степень), в Японии бакалавры, в ФРГ дипломированные специалисты. Это приблизительно соответствует уровню подготовки выпускников вузов России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В течение нынешнего столетия наука не только прочно оформилась как особый тип интеллектуального производства и социальный институт, но и стала необходимым компонентом общества, без которого оно не в состоянии эффективно решать многие проблемы своего бытия.

Возможности науки конкретной страны зависят от ее кадрового потенциала, профессиональных качеств и количественного состава, материального и информационного обеспечения ученых.

Определив понятие «научные кадры» и рассмотрев структуру деятельности современного ученого, в работе был сделан вывод о необходимости совершенствования методологии статистического исследования кадрового потенциала науки, и, в частности, учета кадров науки в эквиваленте полной занятости. Оценка численности научных работников в эквиваленте полного рабочего дня не применяется в отечественной статистической практике, между тем она соответствует требованиям международных стандартов и является необходимым условием для реальной оценки состояния кадрового потенциала науки, проведения межстрановых сопоставлений.

Ученые-экономисты являются составляющей профессиональной структуры научных кадров, а их профессионально-образовательные характеристикиодним из наиболее важных для общества активов человеческого капитала.

Охарактеризовав такие основные направления деятельности ученых-экономистов, как участие в формировании экономической политикипроведение теоретических и прикладных экономических исследований на микро-, макроуровнекадровое обеспечение реформ — подготовка экономистоврешение проблем занятости — переподготовка и повышение квалификации кадроввоспроизводство научно-экономических кадров, можно сделать вывод о том, что в настоящее время потенциал экономической науки используется недостаточно эффективно.

Исторические условия, конкретные обстоятельства, в которых оказывается общество, в определенный период времени могут придать особую важность какому-либо направлению деятельности людей, что предъявляет особый спрос и требования к соответствующей сфере подготовки специалистов.

Своеобразие современного этапа общественного развития, трансформация экономических структур и становление государства нового типа придают особую значимость проблемам развития системы экономического образования, начиная со средней школы и включая послевузовское обучение.

Анализ этапов подготовки научно-экономических кадров позволил сделать ряд обобщений.

Современная ситуация в области экономического образования школьников характеризуется многообразием концепций, программ, практических подходов. В целях обеспечения сопоставимости содержания экономического образования на всей территории России, его преемственности на различных ступенях образовательной системы необходим подход, предусматривающий обязательность федерального компонента учебного плана и образовательного стандарта.

Целесообразно разделить образование в школе на две части. Первая, основная ступень массовой школы, должна служить своего рода введением в мир экономики на мотивированном опытом личной деятельности уровне. Вторая, старшая ступень, — либо углубленное изучение экономики как области научного знания, либо предпрофессиональная подготовка по экономическим специальностям.

В современной педагогике можно считать почти общепринятой идею, что система образования должна быть гибкой и дифференцированной. Она должна включать в себя разнообразные типы учебных заведений, различные по профилю, программам, целям, формам обучения и т. д. Это позволяет ей лучше удовлетворять как запросы общества, так и индивидуальные потребности. Создание специализированных экономических школ, лицеев, гимназий, колледжей соответствует указанной тенденции. Специализированные школы для одаренных детей в целом оправдывают свое назначение. При хорошем подборе педагогического коллектива они способны сыграть важную роль в сохранении, воспитании и развитии талантов, необходимых для подъема отечественной науки, культуры, экономики.

Систематическая работа по поиску и выявлению одаренных детей с последующим обучением их по специальным программам в нашей стране пока еще не налажена. Здесь мы заметно отстаем от таких государств, как США, Япония, Франция.

Необходима регулярная работа по обобщению накапливаемого отечественного и зарубежного опыта поиска, отбора, обучения и воспитания одаренных детей. Было бы весьма желательно, чтобы органы управления образованием обращали больше внимания на осуществление такого рода работы, ее планирование и руководство ею, а также финансировали ее проведение.

В России к настоящему времени успешно действующая национальная система подготовки кадров высшей квалификации еще не сложилась. Это обусловлено рядом проблем, связанных с финансированием государственных вузов, сворачиванием научных исследований и, прежде всего, фундаментальных, оттоком из сферы высшего образования перспективных преподавателей и научных работников.

Высшее экономическое образование представлено сегодня следующими видами:

— специальное экономическое образование в государственных (муниципальных) вузах экономического профиля;

— экономические факультеты в университетах (государственных и муниципальных);

— отраслевое экономическое образование на инженерно-экономических факультетах государственных (муниципальных) технических вузов;

— негосударственные вузы экономического профиля, школы бизнеса как самостоятельные, так и на базе госвузов, институтов повышения квалификации.

Существование различных видов экономического образования само по себе является фактом положительным, отражающим сложность экономической структуры общества. Главным различием ныне существующих видов высшего экономического образования является качество и ценность их продукта. Учитывая, то в целом система оценки и контроля качества российского высшего экономического образования находится в стадии становления, показателями качественного обучения могут служить наличие лицензиипрохождение государственной аттестации, аккредитациирыночная ценность диплома. Весьма перспективным и целесообразным делом может быть введение в России системы квалификационной градации (аккредитации) специалистов.

С конца 80-х годов быстро растет число вузов различных организационно-правовых форм, готовящих кадры по экономическим специальностям. Между тем, следует учитывать, что рыночная экономика требует не только многократного увеличения выпуска специалистов в области экономики, но и осуществления принципиально иного подхода к обучению кадров. Особое значение сегодня приобретает качество обучения.

В целях обеспечения качества и преемственности образования в 1994 году Правительством России был принят Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, который наряду с положительными характеристиками имеет некоторые недостатки. Необходим пересмотр перечня направлений, специальностей высшего экономического образования, а также комплекса основных дисциплин, которые формируют отдельные специальности (направления) в ГОСВПО.

В структуре экономических специальностей высшего образования стали выделяться две большие разновидности, подобно общепринятым во всем мире. Первая — подготовка экономистов университетского типа — широкого профиля со специализацией на завершающем этапе подготовки. Втораяформа подготовки предпринимателей, когда обучение нацелено не столько на развитие аналитического мышления, сколько на изучение типичной ситуации управленческого и делового характера и методов их решения. Этобизнес-образование. Такой выпускник вуза будет не чистый экономист-аналитик, а руководитель-хозяйственник.

Говоря о целесообразности изменения параметров и условий функционирования российской системы послевузовской подготовки ученых, необходимо четко разграничить, с одной стороны форму, с другой содержание образовательных программ. Если в отношении последнего необходимость и основные направления улучшения достаточно очевидны, то применительно к организационно-формальной стороне проблемы уместен был бы консерватизм.

В последние 2−3 года резко возросло количество желающих поступить в аспирантуру. Но мотивы продолжения учебы часто не связаны с выбором научной карьеры.

Особенностью группы экономических наук (также как и юридических, социологических, политических) является рост числа диссертаций, подготовленных представителями государственной власти, крупных коммерческих структур. С одной стороны это является положительным фактом, свидетельствующим о стремлении соискателей к обобщению своего богатого практического опыта. В результате защиты расширяется круг пользователей такой информацией. С другой стороны, соискатели данной группы часто не являются экономистами по своему базовому образованию и располагают возможностями для привлечения советников и консультантов ходе подготовки диссертационной работы. Последнее обстоятельство, по высказываниям экспертов ВАК РФ, обусловливает необходимость особо тщательной экспертизы таких диссертаций.

Обязательной составляющей приведения системы аттестации научно-экономических кадров в соответствие с требованиями времени является обновление номенклатуры специальностей научных работников по экономике, ее согласование с перечнем специальностей высшего экономического образования.

В России в подготовке аспирантов лекции и практические занятия играют незначительную роль, в отличие от самостоятельной научной работы. Что же касается ряда других стран, то для введения той или иной программы Ph.D.- studies соответствующему учебному заведению необходимо предварительно подготовить блок «продвинутых курсов». Таким образом реализуется принцип преемственности в формах и методах обучения. С этой точки зрения, большинство российских вузов не имеют сегодня программы аспирантской подготовки в западном смысле слова. Вместе с тем, усиление аудиторного компонента могло бы способствовать повышению эффективности функционирования отечественной аспирантуры.

Требует совершенствования система отбора лиц для научного образования, в частности, применение тестов, определяющих профессиональную направленность личности.

Система образования в России, в т. ч. и экономического, с одной стороны, находится в периоде трансформации, а с другой, в состоянии кризиса. Поэтому в настоящее время требуется не только обобщение накопленного за короткий период уникального опыта подготовки кадров для рыночной экономики, но и широкий поиск альтернативных образовательных вариантов, новых форм и технологий организации учебного процесса, способствующего повышению качества и социальной значимости образования.

Исходя из существующих потребностей формирующейся рыночной экономики, социальных норм качества подготовки специалистов, в работе выделены некоторые направления совершенствования системы подготовки научно-экономических кадров. Резюмируем их:

— обеспечение достаточного бюджетного финансирования аккредитованных учебных заведений;

— регулирование на государственном уровне режимов налогообложения системы образования;

— предоставление бюджетных субвенций, налоговых, коммунальных и прочих льгот системе образования на региональном (муниципальном) уровне;

— формирование фондов поддержки учебных заведений на основе попечительства;

— диверсификация деятельности учебных заведений;

— использование вузами режима рационализации учебных программ;

— повышение эффективности системы лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;

— рационализация сети подведомственных учебных заведений, номенклатуры специальностей и контингентов подготовки кадров;

— интегрированное реформирование науки и высшего образования, формирование научно-образовательных структур;

— регулирование номенклатуры специальностей и контингентов подготовки кадров;

— оптимизация размеров учебного заведения, масштабов и пространств деятельности;

— внедрение и завоевание отечественными вузами сегментов рынка в других странах;

— поддержание на высоком уровне требований Государственного образовательного стандарта по специальностям экономического профиля;

— организация результативной системы отбора на всех этапах подготовки научно-экономических кадров;

— внедрение региональных компонентов в учебные планы и программы;

— совершенствование системы оценки и стимулирования педагогического труда;

— модернизация обучающих технологий;

Успешное реформирование системы экономического образования возможно лишь при комплексном осуществлении предложенных мероприятий, а также при достаточном финансовом обеспечении преобразований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомвуз РФ: Издат. корпорация «Логос», 1995. — 383с.
  2. Закон РФ «Об образовании» // Российская газета. 1996. — 23 января.
  3. Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ: Постановление Госкомвуза от 27.12.1995 № 9 Н Бюллетень Госкомвуза РФ. 1996. — № 6. — С.2−6.
  4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ от 22.08.96 № 125-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. -1996. -№ 35. -Ст.4135.
  5. О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ. Постановление Правительства РФ от 11 .05. 1993 № 446 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. № 20. — С. 1984−1988.
  6. О создании Центра тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ: Приказ Госкомвуза РФ от 17.02.1995 № 223 // Бюллетень Госкомвуза РФ. 1995. — № 4. — С.27−28.
  7. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий: Постановление Правительства РФ от 24.10.1994 № 1185 П Собрание законодательства РФ. 1994. — № 27 — С.4067−4078.
  8. А.Н., Кулькин A.M. Власть. Наука. Общество. М.- ИНИОН, 1994. -284 с.
  9. А.Н., Кулькин A.M. Структура и динамика научно-технического потенциала России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 320 с.
  10. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993. — 174 с.
  11. Актуальные проблемы совершенствования высшей школы: Научно-методический сборник. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. — 101 с.
  12. Актуальные проблемы подготовки экономических кадров: Научно-методический сборник. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 181 с.
  13. Анализ тематики диссертаций по экономическим наукам // Бюллетень Высшего аттестационного комитета РФ. 1996. — № 5. — С.19−29.
  14. А.И. Наука-техника-экономика. М.: Экономика, 1989. — 383с.
  15. Н.И. Обновление номенклатуры специальностей научных работников по экономике // Российский экономический журнал. 1995. № 3. — С.109−112.
  16. Н.И., Муравьев А. И. О качестве научной экспертизы диссертационных исследований // Российский экономический журнал. 1995. -№ 3. — С. 109−112.
  17. Н.И. Организационно-экономический механизм научной аттестации. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.-251 с.
  18. Н.И., Суворов МБ. Научно-технический потенциал вузов России: основные характеристики и тенденции развития // Информ-ан. сб. / НИИВШ. 1995. — Вып. 1−2. — С.6−18.
  19. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 130 с.
  20. Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. -№ 11. — С. 109−119.
  21. Д. Социальные рамки информационного общества И Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  22. JT.C., Рыбаков Ф. Ф. Этапы развития контактов экономической науки с деловым миром в России и на Западе // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. — Серия 5. — Выпуск 4. — С.18−25.
  23. И.П., Рязанов В Т. Факультет и бизнес // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. — Серия 5. — Выпуск 4. — С.25−33.
  24. Бок Д. Университеты и будущее Америки. М.:Изд-во МГУ, 1993. -125с.
  25. К. Где и как учат самым престижным профессиям // Финансовый бизнес. 1995. — № 8. — С.2−3.
  26. П. Высшее экономическое образование и Государственный образовательный стандарт // Проблемы теории и практики управления. 1995. -№ 4. — С. 113−15.
  27. Будет ли сохранен потенциал российской науки? // Социально-политический журнал. 1993. — № 12. — С.3−11.
  28. В.И., Гагарин В. И. Университеты как региональные организаторы тестирования П Регионология. 1997. — № 2. — С. 119−123.
  29. Взаимодействие науки и практики, проблемы и пути укрепления // Деньги и кредит. 1993. — № 12. — С.34−43.
  30. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. Вып. 5−6.-М., 1994.-97 с.
  31. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Стат.сб. М.: НИИВО, 1996. — 125 с.
  32. Высшее образование России: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 1994. — 156 с.
  33. Высшее экономическое образование в условиях рыночной экономики. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. 34 с.
  34. Высшие учебные заведения России по республикам, краям и областям: Справочник. М.: Логос, 1997. — 336 с.
  35. В.В. Региональные особенности развития системы высшего и среднего профессионального образования // Образование и социальное развитие региона. 1996. — № 2. — С.87−92.
  36. А.И., Полянская Г. И. Система образования в США. М.:1. НИИВШ, 1988. 53 с.
  37. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  38. И. Квалификационные требования к специалистам по менеджменту и коммерции для внешнеэкономического комплекса // Проблемы теории и практики управления. 1995. — X" 4. — С. 116−119.
  39. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: ВлаДар, 1993. 310 с.
  40. С.Ю. Экономика и политика: эпизоды борьбы. М.: Гнозис, 1994.-412 с.
  41. М. Трещины на храме науки // Деловые люди. 1993. — № 11.- С.54−55.
  42. В. Политическая экономия интеллектуального труда // МЭиМО, 1994. № 11.- С. 137−146.
  43. А.А. Наука и научные работники в сегодняшней России II Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения: Информац. Бюллетень. 1996. — № 1. — С. 20−28.
  44. Дж., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  45. А.Г. Подготовка кадров: опыт, проблемы, перспективы // Деньги и кредит. 1995. — № 9. — С.3−12.
  46. А.Б. Экономика высшего образования. Планирование: кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. — 156 с.
  47. Г. М. Наука о науке. Киев: Наукова думка, 1989. — 301 с.
  48. А.И., Дятлов С. А., Коннов В. А., Курганский С. А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.-164 с.
  49. О. Международный опыт подготовки специалистов по программам типа МВА // Проблемы теории и практики управления. № 1. -С.110−113.
  50. Е. Новые подходы к университетскому экономическому образованию // Российский экономический журнал. 1993. — № 8. — С. 125−128.
  51. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. — 160 с.
  52. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. 160 с.
  53. С.А. Информационная парадигма социально-экономического развития // Известия СПбУЭФ. 1995. — № 3−4. — С. 17−30.
  54. Л. Бизнес-образование финансовому сектору // Финансовый биз-* нес. 1996. -№ 6. — С.14−20.
  55. В.А., Егизарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда.
  56. М.: Экономика, 1968. 231 с.
  57. В.М. Концепция государственной политики в области высшего и среднего профессионального образования // Регионология. -1994.-№ 2−3.-С. 72−78.
  58. П.Н. Труд в сфере науки. М.: Экономика, 1973. — 295 с.
  59. Г. Г. О специфике специальной подготовки в вузе в условиях рынка // Международный конгресс «Квалификация. Занятость -95″. Тезисы докл. СПб., 1995. — С. 2−21.
  60. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 163 с.
  61. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга / Под ред.С. А. Кугеля. 4.1. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. — 168 с.
  62. Р.И. Экономический подход Г.Беюсера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 11. -С.17−32.
  63. Р.И. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. 1993. -№ 9−10.-С.3−14.
  64. П. Настоящее и будущее науки в России // Свободная мысль. -1994.-№ 4.-С. 16−26.
  65. В.Н. Некоторые аспекты работы системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Российской Федерации // Бюллетень Высшего аттестационного комитета РФ. -1993. № 6. — С.31−34.
  66. Н.В. Доктора философии, доктора наук // Свободная мысль. -1993. № 14. — С.14−28.
  67. Н.В., Мамаев В. Л. Еще раз об ученых степенях и аттестации научных и научно-педагогических кадров // Бюллетень Высшего аттестационного комитета РФ. 1997. — № 3. — С.2−18.
  68. B.C. Российское бизнес-образование в 90-е годы: институциональная структура, кадры, связи с бизнесом // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. — Серия 5. — Выпуск 4. — С.49−60.
  69. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России / Тезисы докладов / Под ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 212 с.
  70. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избран, произвел. М.: Экономика, 1993. — 540 с.
  71. В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М.: Наука, 1988. -198 с.
  72. О., Ринне Р. Рынок образования, квалификации и европейская интеграция. // Высшее образование в Европе. 1993. — Том 18. С.34−48.
  73. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М. Республика, 1995.-328 с.
  74. В.Г. Совершенствовать структуру высшей школы // Регионоло-гия. 1994. -№ 4. -С.79−87.
  75. В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.6−13.
  76. М., Бреннан Д. Высшее образование и мир труда: обозрение // Высшее образование в Европе. 1993. — Том. 18. — № 2. — С.7−33.
  77. В.Ю. Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Изд-во МГУ, 1993.-83 с.
  78. Л., Турченко В., Борисова Л. Эффективность образования. М.: Просвещение, 1991. 272 с.
  79. Концепция организационно-экономической реформы системы образования России (аналитическая записка) // Поиск. 1997. — № 38. — С.7−14.
  80. Л.Н. Особенности методики послевузовского обучения // Деньги и кредит. 1996. — № 9. — С.66−69.
  81. И. Система делового образования в Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 4. — С. 120−122.
  82. М.М. Человеческий капитал. М.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 117 с.
  83. С.А. Профессиональная мобильность в науке. М.: Мысль, 1983. — 256 с.
  84. С.А., Лысова М. Ю. Профессиональный рост преподавателей вызов: проблемы исследования и управления. СПб.- Тольятти, 1994. — 152 с.
  85. С.П., Выскуб В. Г. Два года работы по новому Положению // Бюллетень Высшего аттестационного комитета РФ. 1997. — № 2. — С. 1−8.
  86. Л.П., Проблемы управления высшей школой на современном этапе. М.: Республика, 1995. — 157 с.
  87. Курс общей экономической теории. / Под ред.А. И. Добрынина, Л.С. Та-расевича. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 454 с.
  88. В.И. Научно-техническая стратегия России в аспекте рыночных реформ // Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. М., 1995. — С.284−297.
  89. Г. А., Кулагин А. С. Система аттестации научных кадров: иллюзии и реальный ущерб // Вестник Российской академии наук. 1994. — Том 64. — № 7. — С.596−601.
  90. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  91. Лейман И И. Наука как социальный институт. Л.: Наука, 1971. — 179 с.
  92. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. -М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  93. О.Н. Статистическое исследование кадрового потенциала науки в новых экономических условиях: Автореф. дис.канд. экон. наук. М., 1996. — 24 с.
  94. Г. И. Методические основы комплексных расчетов планирования профтехобразования. М.: Высшая школа, 1982. — 144 с.
  95. Лучшие школы бизнеса США // Бизнес-Уик. 1997. -№ 1.-С.11−16.
  96. В. Архимедов рычаг для школьной махины. Философию и практику глобального образования российской школе // Народное образование. — 1994. — № 1. — С.20−29.
  97. Д.С. Реальный курс экономических преобразований // Экономика и математические методы. -1994. Том 30-. — Выпуск 1. — С.5−18.
  98. Д.С. Экономическая наука в новой России // Вестник Российской академии наук. 1997. — Том 67. — № 6. — С.483−501.
  99. Ю2.Майзель И. А. Наука. Автоматизация. Общество. Л.: Наука, 1972. — 280 с.
  100. ЮЗ.Макаркин Н., Наумченко И. Фактор развития образовательных систем // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С.36−40.
  101. К.Р., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. -М.: Республика, 1992.
  102. М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. — 253 с.
  103. Малый бизнес в высшей школе (по материалам „круглого стола“) // Российский экономический журнал. 1994. — № 11. — С.56−63.
  104. В.Л., Терехов А. И. Воспроизводство научных кадров высшей квалификации в современных условиях // Проблемы прогнозирования. -1997.-№ 3.-С.95−104.
  105. В.И. Образование в США: экономическое значение и эффективность. М.: Наука, 1967. — 200 с.
  106. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991. — 239 с.
  107. ПО.Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект-пресс, 1995.-285 с.
  108. Ш. Матвеева А. Бизнес-образование в контексте и без // Эксперт. 1997.-№ 9. -С.24−28.- № 12. — С.28−31.
  109. May В. История советской экономической науки: подведение итогов // Вопросы экономики. 1993. -№ 1. — С.30−40.
  110. ПЗ.Медников В. В., Бухвалов А. В., Славнова А. О. Подготовка экономистов в системе высшей школы за рубежом. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. — 151 с.
  111. Л.И. О динамике защит диссертаций // Бюллетень Высшего аттестационного комитета РФ. 1996. — № 6. — С.3−6.
  112. А.И., Тарасевич Л. С. Высшая школа и экономическое образование в Санкт-Петербурге // Санкт-Петербург в зеркале статистики. -СПб., 1993.
  113. А.И. Потенциал экономической науки в России: проблемы сохранения и развития // Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Часть 2. Книга 1. СПб., 1994. — С. 106−115.
  114. А.И. Экономика высшей школы // Высшее образование в России. 1992. -№ 1. -С.71−73.
  115. Мы не боимся конкуренции // Человек и труд. 1996. — № 3. — С.50−53.
  116. Наука в Российской Федерации: Статистический сборник. М., 1995. -104 с.
  117. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. -Киев: Наукова думка, 1987, 346 с.
  118. НТР и изменение структуры научных кадров СССР. М., 1973. — 200 с.
  119. Научные кадры: вчера, сегодня, завтра // Версия. 1995. — № 1. — С.17−22.
  120. Научные кадры СССР: динамика и структура / Под ред.В. Ж. Келле, С. А. Кугеля. М.: Мысль, 1991. — 285 с.
  121. Научные кадры и научно-исследовательские учреждения СССР. М.: Планхозгиз, 1930. — 103 с.
  122. Некоторые показатели формирования кадрового потенциала российской науки // Бюллетень Высшего аттестационного комитета РФ.- 1993. № 12. — С.30−38.
  123. К.Х., Иванов В. Г. Социально-экономический портрет преподавателя университета // Высшее образование в России. 1995. — № 3. -С.117−120.
  124. К.Х., Ямшанова В. А. Языковая подготовка экономистов: новые подходы // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С.73−78.
  125. Образование России в цифрах и фактах. М., 1996. — 40 с.
  126. Общая экономическая теория / Под ред.Г. П. Журавлевой, В. И. Видяпина. М.: Промо-Медиа, 1995. — 606 с.
  127. Общественный интеллект и образование на рубеже тысячелетий / Под ред.А. И. Субетто. СПб., 1995. — 177 с.
  128. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Поиск. 1997. — № 34−35. — С.6.
  129. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995. — 239 с.
  130. Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях: Об оптимальных условиях для исследований и разработок. М.: Прогресс, 1973. — 471 с.
  131. Петербургские школы и экономическое образование в 1997 году. -СПб., 1997.-25 с.
  132. Подготовка кадров управления: модель обучения. М.: Луч, 1993. — 143 с.
  133. В.Г. Бизнес-консалтинг как инструмент преобразований // ЭКО. 1995.-№ 5.-С.
  134. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ / Тезисы докладов. СПб.: Санкт-Петербургский университет профсоюзов, 1997. — 337 с.
  135. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Мат. VI сессии Междунар. школы социологии и науки / Под ред.С. А. Кугеля. Выпуск X. -СПб., 1996.-267 с.
  136. Подготовка научных кадров в 1993 году: Стат. сб. М., 1994.
  137. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук: Материалы для сравнительного анализа. М.: Госкомвуз РФ, 1995. — 87 с.
  138. Работа аспирантуры и докторантуры за 1994 год: Стат. сб. М., 1995.
  139. Работа аспирантуры и докторантуры за 1996 год: Стат. сб. М., 1996.
  140. Ю.В. Формирование личности молодого ученого (социологический анализ ситуации в современном российском науковедении): Автореф. дис.канд. социолог, наук. СПб., 1997. — 22 с.
  141. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Логос, 1996. -1202 с.
  142. Россия в цифрах: Стат.сб. М., 1996. — 399 с.
  143. Ф. О системном развитии высшего экономического образования // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С .8−20.
  144. С. Кадры для рынка и рынок кадров // Бизнес. 1992. — № 2−3. -С.4−7.
  145. В.А. Оценка оказалась верной // Alma mater. 1997. — № 3. -С.8−11.
  146. В. Университеты и рынок // Российский экономический журнал. 1993. — № 3. — С. 103−107.
  147. .М., Тагирова Т. К. Концептуальные основы интегрированного реформирования и развития науки и высшего образования в России. -М., 1996. 59 с.
  148. Социальная динамика современной науки. М.: Наука, 1995. — 375 с.
  149. Стратегии развития высшего образования и рыночные новации в России. СПб.: Трансконсалтинг, 1994. — 103 с.
  150. В.Б. Человек в рыночной экономике: ориентиры для России //
  151. США: экономика, политика, идеология. 1996. — № 7. — С.34−44.
  152. С.Ф. Какой быть аспирантуре (заметки с международной конференции) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. — Серия 5. — Выпуск 3. — С.58−63.
  153. Л.С. Подготовка специалистов для банков в СПбУЭФ // Деньги и кредит. 1995. — № 5. — С.59−61.
  154. Тенденции развития высшего образования в современном мире (социаль-но-экономический аспект). М.: Исслед. центр пробл.качества подгот. специалистов, 1992. — 145 с.
  155. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты. М.: ИМЭМО, 1994. — 228 с.
  156. Р.Е., Пищулин Н. П., Ковалевский В.ф. Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики. М., 1993. — 71 с.
  157. А. Знание символическое богатство // Россия — 2010. — 1994. -№ 3. — С. 170−172.
  158. А. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. -м.: Прогресс, 1986.
  159. М. Преодоление неопределенности в российском образовании // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 18−23.
  160. Л.В. Преподаватель: ценностные ориентации и мотивы деятельности. Подготовка и повышение квалификации преподавателей // Социально-политический журнал. 1997. — № 1. — С.96−109.
  161. П. Концептуальные вопросы в анализе высшего образования применительно к России // Экономика и математические методы. 1397. — № 1. -С.92−111.
  162. Центры бизнес образования в конкурентной борьбе // Бизнес. — 1997. -№ 1. -С.26−27.
  163. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Кострома: Изд-во КГПУ, 1996.
  164. Г. Вопросы подготовки экономистов и менеджеров в вузах России // Российский экономический журнал. 1993. — № 10. — С.102−106.
  165. В.Д. Структурно содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — С.65−73.
  166. В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: Логос, 1993. 181 с.
  167. В.И. Правовые аспекты государственной политики России в области высшего и послевузовского образования // Социально-политический журнал. 1997. — № 1. — С.148−153.
  168. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы / Под ред.В. С. Библера. Кемерово: Адлер, 1993. — 416 с.
  169. В.П., Хроменков НА., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: РЦЭО МПУ, 1995. — 200 с.
  170. Экономика / Под ред.А. С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1994. — 632 с.
  171. Экономическое образование в школе / Тезисы докладов. СПб.: Изд-во СПбГПУ им .А. И. Герцена, 1995. — 80 с.
  172. Р. Консалтинг и консультанты // Финансовый бизнес. 1996. -№ 6.
  173. Т. Негосударственный вуз как неприбыльная организация // Российский экономический журнал. -1994. № 7. — С.75−78.
  174. В.Ю., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М.: Экономика, 1993. — 67 с.
  175. К. Смена парадигм в экономике по мере становления информационного общества // Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. М., 1995. — С.44−72.
  176. Петербургские школы и экономическое образование в 1997 году 135.
  177. Состав преподавателей экономических дисциплин1992 1997кол-во школ % школ кол-во школ % школучителя школ 18 21 187 81преподаватели вузов 64 74 39 17другие специалисты 3 3 5 2
  178. Структура регионального пакета учебных программ1. Тип программы 1992 1997кол-во школ % школ кол-во школ % школтиповая (министерства или комитета) 11 13 15 6авторская (экспериментальная) 47 55 38 16программа вузов 29 34 36 16
  179. Прикладная экономика» (JA) 5 6 85 37
  180. Современная экономика" (МЦЭБО) 0 0 39 17
  181. СЭО" социально-экономическое образование (Центр РАО КО СПб) 0 0 95 41
  182. Школы, дающие предпрофессиональную подготовку экономического профиля1992 1997кол-во школ % школ кол-во школ % школшколы с предпрофес-сиональной подготовкой 37 43 33 14школы без предпро-фессиональной подготовки 49 57 197 86
  183. Классификатор направлений и специальностей высшего экономического образования (согласно ГОСВПО, утвержденному приказом Госкомвуза РФот 5.03.94 г. № 180)
  184. Направления: 521 500 Менеджмент 521 600 -Экономика 522 000 — Коммерция 522 100 — Аграрная экономика 522 200 — Статистика522 300 Информационные системы в экономике
Заполнить форму текущей работой