Роль телевидения в политической жизни общества
Проблема места и роли телевидения в системе политической коммуникации приобрела актуальность для политической науки с середины XX в. К тому моменту сложились действительно массовая аудитория и массовые средства передачи информации, что привело к качественному изменению форм и методов функционирования телевидения. Одной из главных задач телевидения в области политики должно быть добросовестное… Читать ещё >
Содержание
- J Введение
- ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы исследования ф политической коммуникации
- 1. 1. Становление и развитие теории политической коммуникации в научных исследованиях
- 1. 2. Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере
- 1. 3. Формирование политического коммуникативного пространства
- ГЛАВА II. Телевидение в структуре политической коммуникации
- 2. 1. Политические функции телевидения
- 2. 2. Телевизионные жанры и возможности ТВ в политике
- 2. 3. Политическая пропаганда на телеэкране
- ГЛАВА III. Специфика развития телевидения как политического актора в России
- 3. 1. Влияние ТВ на массовое сознание
- 3. 2. Изменение роли телевидения в политическом процессе
- 3. 3. Телевидение как инструмент государственной политики
Роль телевидения в политической жизни общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность диссертационного исследования.
Стремительные изменения, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, развитие рыночных отношений, распространение их на политику — все это требует переосмысления ситуации в сферах деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием, в частности в тех из них, где деятельность осуществляется в условиях конкурентной борьбы. К последним, без сомнения, относится и телевидение.
Проблема места и роли телевидения в системе политической коммуникации приобрела актуальность для политической науки с середины XX в. К тому моменту сложились действительно массовая аудитория и массовые средства передачи информации, что привело к качественному изменению форм и методов функционирования телевидения. Одной из главных задач телевидения в области политики должно быть добросовестное и всестороннее освещение особенностей протекания политических процессов в обществе, хода избирательных кампаний, представление зрителям-избирателям наиболее полной и объективной информации о кандидатах, партиях и движениях, на основе которой каждый гражданин мог бы сделать сознательный выбор. Однако в процессе реализации этой* задачи возникает множество трудностей и проблем. Особенно ярко проявляется это в тех странах, где слабо развиты демократические основы политического процесса.
Политическая трансформация, происходящая в России на протяжении двух последних десятилетий, привела к качественным изменениям роли телевидения в политической жизни страны. Оно стало оказывать сильнейшее влияние на характер политических процессов, динамику изменений политических предпочтений граждан, их отношение к политической власти. В то же время во взаимодействии между институтами власти и гражданского общества нередко наблюдается нежелание первых идти на открытый диалог и отсутствие эффективных каналов связи, форм влияния и контроля вторых над государственными структурами, для которых характерны отсутствие открытости, прозрачности, высокий уровень забюрократизированное&trade-.
Опыт показывает, что отсутствие эффективных, двусторонних политических коммуникаций приводит в будущем к высокой социальной напряженности, нарастанию конфликтов, непредсказуемости событий, падению легитимности политических институтов, возникновению кризисных ситуаций.
Увеличение количества телевизионных каналов и источников распространения политической информации, возникновение множества акторов в сфере политической коммуникации, представляющих интересы различных групп российского общества, усиливают необходимость согласования позиций в отношении обеспечения политического плюрализма и гласности в стране, что, в свою очередь, приводит к значительному возрастанию роли телевидения и вызывает потребность его тщательного изучения.
Степень разработанности темы исследования.
Современное состояние научного осмысления роли телевидения как фактора воздействия на динамику развития современного общества свидетельствует о большом интересе к этой проблеме со стороны научной общественности. Во-первых, необходимо отметить работы российских и зарубежных исследователей в области коммуникации, журналистики, телевидения, общественного мнения, социальной психологии и массовой информации, во-вторых, работы, непосредственно посвященные различным аспектам политической коммуникации и избирательным технологиям на телевидении.
Наибольший интерес с точки зрения рассмотрения воздействия коммуникации на современные общественные процессы и идеологию, по нашему мнению, представляют работы таких исследователей, как Г. Г. Почепцов, Филипп А. Буари, Д. В. Ольшанский, А. В. Соколов, Е. В. Егорова-Гантман и К. В. Плешаков, Д. Гавра и др.
Однако, несмотря на обилие появившихся в последнее время работ, посвященных различным аспектам политической коммуникации и избирательным технологиям, исследований телевидения как структурного целого практически нет. Фрагментарно в той или иной степени отдельные аспекты избранной темы исследования освещается в ряде специализированных книг по технологиям избирательных кампаний, политической имиджелогии, политическому маркетингу, в многочисленных публикациях, посвященных анализу изменений телевизионной информационной политики. Попытки выстроить схему взаимоотношений политики и телевидения предприняты в работах Г. Г. Почепцова, И. Л. Викентьева, Я. Н. Засурского, Е.В. Егоровой-Гантман и К. В. Плешакова, Д. В. Ольшанского и др. Однако мнения этих авторов по данному вопросу существенно расходятся, и на сегодняшний день целостной концепции политической роли телевидения в условиях формирующегося демократического государства пока не существует.
Роль телевидения в политической жизни современного демократического общества достаточно подробно проанализирована в работах таких западных исследователей, как К. Артертон, М. Беннет, Д. Фридман, Э. Барноу, К. Кесслер, К. Кендалл и др. Центральное место в них, как правило, занимает вопрос о характере политической рекламы и степени ее влияния на электоральный процесс. Речь в этих работах, что вполне естественно, идет, главным образом, о телевидении в развитых, стабильных демократиях. Вопрос же о его специфике в условиях трансформирующейся политической системы затрагивается в них лишь косвенно.
Применительно к России, конечно, существует множество газетных и журнальных статей, раскрывающих отдельные аспекты заявленной темы, однако они носят, как правило, публицистический характер и отражают политические взгляды и пристрастия их авторов.
Все это предопределило цели и задачи данного диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении специфики влияния телевидения на политические процессы в современных условиях, его роли в трансформации политического поля и массового сознания.
Реализация данной цели предполагала постановку и решение следующих исследовательских задач:
— рассмотрение места и роли телевидения в системе политической коммуникации;
— определение специфических особенностей экранного воздействия и значения телевидения в политическом пространстве;
— выявление позитивных и негативных последствий широкого использования телевидения в политике;
— анализ основных тенденций трансформации политической роли телевидения в России.
Объектом исследования является телевидение как средство воздействия на массовое сознание.
Предметом исследования является взаимосвязь между процессами политической трансформации в обществе и изменением роли телевидения в политическом процессе.
Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительный анализ, а также исторический и диалектический подходы.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе характера взаимозависимости между процессами демократизации общественной жизни и развитием телевидения как политического актора.
В диссертации, в частности: выявлены последствия широкого внедрения телевидения в общественную практику;
— телевидение рассмотрено как инструмент проведения государственной политики;
— определена роль телевидения в развитии избирательной системы;
— даны прогнозы политического развития телевидения в России и очерчены его перспективы.
Положения, выносимые на защиту.
1.Главное преимущество телевидения в системе политической коммуникации состоит в самой его природе, позволяющей сочетать зрительные и слуховые образы, показывать события или явления в динамике и движении. Именно это делает его на сегодняшний день самым эффективным и массовым средством воздействия.
2.Выявляя характерные черты экранного воздействия на аудиторию, необходимо исходить из специфики данного коммуникационного канала, определяющего дифференциацию телевизионных жанров со своими собственными выразительными и техническими средствами. На телевидении в качестве основных жанров используют выступления политиков и теледебаты, рекламные споты, видеоклипы, видеофильмы, рекламные шоу и т. д.
3.Степень влияния телевидения на политику достигла такого влияния, что можно говорить о медиатизации политики, или о наступлении «эпохи медиакратии».
4.Анализ основных тенденций развития телевидения в современной России свидетельствует об усиливающемся стремлении властных элит как на общенациональном, так и на региональном уровне использования его в качестве главного инструмента манипулирования общественным мнением, что создает угрозу демократическому процессу в стране.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теоретических подходов к анализу состояния, тенденций развития и функционирования телевидения в его взаимосвязи с изменениями политических процессов в обществе.
Практическая значимость работы связана с тем, что в ней содержатся конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию законотворческой деятельности в сфере регулирования деятельности средств массовой информации. Основные положения и выводы могут быть использованы в работе органов государственной власти, политических партий и общественных организаций по научному обоснованию совершенствования системы работы по связям с общественностью в условиях современной России. Представленные результаты анализа и выводы автора могут лечь в основу преподавания соответствующих курсов, спецкурсов и спецсеминаров по политологии и политической социологии.
Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе ряда научно-практических конференций, в частности, научно-практической конференции «Действия ответственной оппозиции в кризисных условиях» (2004 г., г. Москва,) — круглого стола «Информационная политика оппозиции в условиях жесткого противостояния с властью» (2005 г., г. Москва,), вузовской научной конференции «Герценовские чтения» (2005 г., г. Санкт — Петербург) — научной конференции «Реформы в России и Россия в реформирующемся мире» (2005 г., г. Санкт — Петербург).
По теме диссертационного исследования опубликованы 4 работы, общим объемом 2,8 п.л.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Формирование современного информационного общества в глобализационных процессов задает, наряду с невиданным размахом поставленных задач, бесчисленное количество беспрецедентных задач практически любой стране мира. Строительство целых отраслей экономики, связанных со средствами массовой коммуникации, научных институтов, исследующих социальные последствия информационных преобразований в политическом и экономическом ключе, несомненно, в самом ближайшем времени коренным образом изменит облик политической системы. В сложившихся условиях телевидение становится естественным, органическим продолжением политики. В связи с этим встает проблема теоретического осмысления лавинообразных накапливаемых проблем на ТВ.
Бесспорно, и то, что на передний план в решении сложных задач политического строительства телевидение способно внести неоценимый вклад, игнорировать который как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе, совершенно невозможно. В определенном смысле можно сказать, что к современному уровню развития, адекватному появлению телевидения, помогающему преодолевать пространства и времена, человечество стремилось на всем протяжении своего развития. И, правда, системы маяков, слуховые каналы, книги и т. д. создавали лишь иллюзию преодоления пространства. Однако прорыв в науке и технике позволили синтезировать многие области человеческого знания в синтетическое искусство, особый и неповторимый институт, который мы называем телевидение.
Исторически телевидение проникало на политический рынок как органы партийной информации. По мере развития этого процесса телевидение не только налаживало связи с населением, завоевывало должный общественный авторитет, но и приручало рядового гражданина чувствовать себя участником общесоциальных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики. Отсутствие политического нейтралитета, систематическое и непосредственное общение телевидения с рядовыми гражданами сделало его таким же первичным институтом политической социализации, каким являются семья, церковь, система образования. Телекомментаторы, ведущие репортеры и специалисты по рекламе стали видными выразителями общественного мнения, войдя тем самым в круг интеллектуальной политической элиты, обслуживавшей интересы «среднего» европейца, американца, австралийца, россиянина. Политические журналисты взяли на себя в значительной степени и функции творцов политических мифов и идей, вдохновляющих граждан на политическое участие.
Основной причиной завоевания телевидением, благодаря техническим возможностям, столь высокого места в политической жизни современного общества является то, что с помощью ТВ государство и другие политические субъекты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью, касающихся формирования представительских органов власти и правящих элит. Иначе говоря, телевидение стало мощнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с общественностью.
В идеале наряду с ростом значения телевидения для политически правящего класса и официальных институтов должно стать также одним из самых привлекательных механизмов политического участия и для рядовых граждан. По сути дела телевидение превратилось бы в одного из наиболее эффективных в настоящее время посредников в отношениях населения с властью. В этом смысле можно существенно влиять на правила политической игры и даже модифицировать их, формировать новые отношения между «верхами» и «низами». Фактически эта схема не работает. Проведя исследования в ряде западных стран и Америке, и подробно рассмотрев Россию, можно сделать вывод, что в настоящее время не созданы предпосылки для возникновения системы теледемократии как нового способа участия граждан во власти.
В результате проведенного комплексного анализа телевидения как одного из важных факторов трансформации политической системы и устойчивого демографического развития современного российского общества установлено:
1. В современном обществе нарастает так называемая информационная зависимость. Средства массовой информации, в частности телевидение, оставляют все меньше возможностей интеллектуального освобождения человека, свободы выражения мысли, свободы от навязанной со стороны идеи, от чужой воли, проводимой с экрана телевизора. Может ли сложиться такая ситуация, что, в конечном счете, в плане контроля и управления информационными потоками победит «сильнейший»? Человечество пришло к необходимости осмысления информационной системы с целью защиты ее равновесия и динамичности.
2. В условиях трансформации политической системы для России характерно изменение места и роли телевидения: в обновляющемся обществе телевидение оказывается важнейшим инструментом формирования политического пространства. Отсутствие явных постоянных отношений между государством и обществом превратили ТВ в своеобразный эпицентр политики и получив в ней новый функциональный статус, утратив былой вспомогательно-технический характер.
В данных условиях все же возможен оптимистический прогноз при условии, если в последующие годы системных преобразований в России решающая роль будет принадлежать функции общественного телевидения, которая заключается в первую очередь, в поддержании единства общества путем гармонизации отношений, интересов органов государственной власти и управления и различных общественных групп, населения. По крайней мере, две наиболее важные задачи будут состоять в том, чтобы: а) обеспечить согласие общественных групп, населения и органов государственной власти управления, необходимое для осуществления глубоких реформаторских переменб) глубже осознать многогранность телевидения как трансформационного фактора, который необходимо учитывать при построении нового политического пространства.
Список литературы
- PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. М: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», ИНФРА-М, 2002 г., 493с.
- XIII Международные Рождественские образовательные Чтения. Круглый стол «Воспитательная роль телевидения в обществе». 26−27 января 2005 г.
- Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость: теорико-прикладной анализ. М., 1996.
- Безбородова М. Телевидение и политика. // Андраник Мигранян о ситуации на отечественном ТВ. Субботник-интернет № 25. 30 июня 2001 г.
- Большаков С.В., Ищенко Е. П. Предвыборная агитация: взгляд изнутри. М: РЦОИТ, 1999 г.
- Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002.
- Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. М: ФАИР-ПРЕСС, 2001 г., 624с.
- Браун Л. Имидж путь к успеху. С-Пб.: «Питер-Пресс», 1996 г.
- Брюс Б. Маркетинг власти // Почепцов Г. Г. Имидж от фараона до президентов. Киев. 1997.
- Ю.Буари Филипп А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия М: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», ИНФА-М, 2001 г. 178с.
- Булкина И.В. Теория политической коммуникации Гарольда Д.
- Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. С-Пб: Изд-во Михайлова В. А., 2001 г., 253с.13.газета «Новые известия» 05.07.05.
- Газетами, 29августа 2005 г.
- Голдмет С. Как создается имидж американской политики. // США экономика, политика, идеология. 1990 № 10.
- Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999 г.
- Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.
- Грушевидная Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г., 352с.
- Дейян А. Реклама. М.: Прогресс 1993 г.
- Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу Полис 2003. № 3
- Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М. 1992 г.
- Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама, М: Никколо-Медиа, 2002 г., 240с.23.3асурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М: Изд-во МГУ, 2001 г., 288с.
- Зотова З.М. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М: «Знание», 2004 г.
- Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. М., 1991.
- Известия 1996 г. 27 апреля
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 г., 832с.
- Корнилов JI., Фильчикова И. О. Глашатая до неона. — М.: Знание, 1978.
- Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М: «Рефл-бук», К: «Ваклер», 2000 г., 528с.
- Котглер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 199 331. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России М., 1996
- Кэрролл Маккаллах В. Новости TV М: Мир, 2000 г., 285с.
- Лайнбарджер П. Психологическая война. М. 1962.
- Лассуэлла: Автореферат дис. канд. социал. наук. Казань, 2000 г.
- Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 г.
- Мицкевич Э. Файерстоун Ч. Телевидение и выборы М., 1993.
- Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы, Компания «ЕВРАЗИЙСКИЙ Регион» М., 1998 г. с.328
- Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций, Изд-во С-Пб университета, 2000 г. с. 512
- Ольшанский Д. В. Политический PR. С-Пб: Питер, 2003 г., 544с.
- Ольшанский Д.В. Психология моды СПб.: Питер, 2001.
- Ольшанский Д.В. Психология рекламы и PR-воздействия . СПб.: Питер, 2001 г.
- Полуэктов В.В. Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний. М: ИП ИД «Русская панорама», 2003 г., 464с.
- Почепцов Г. Г. Психологические войны. М: «Рефл-бук», К: «Ваклер», 2000 г., 528с.
- Почепцов Г. Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. М: «Рефл-бук», К: «Ваклер», 2001 г., 624с.
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М: «Рефл-бук», К: «Ваклер», 2001 г., 352с.
- Почепцов Г. Г. Профессия:имиджмейкер, Киев, 2000 г., с.256
- Почепцов Г. Г. Имидж от фараона до президентов. Киев, 1997 г.
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации М., Киев 2001 г.
- Пушкарева Г. В. Политический менеджмент. -М.: Дело, 2002 г.
- Реклама за рубежом. М.: Прогресс, 1977 г. — с.8.
- Роджер Хейвуд Все о Public Relations. М: Лаборатория Базовых Знаний, БИНОМ, 1999 г., 256с.
- Скотг М. Катлип, Ален X. Сентер, Глен М. Брум Паблик рилейшенз. Теория и практика. М: Издательский дом «Вильяме», 2000 г., 624с.
- Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. М: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002 г., 192с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1980 г.
- Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С-Пб: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г., 461с.
- Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политическая технология. М. Аспект Пресс, 2000 г.
- Телерадиоэфир: История и современность. М: Аспект Пресс, 2005 г., 239с.
- Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика С-Пб: ЗАО «Издательство «Питер», 1999 г. 736с.
- Фаст Дж. Язык тела- Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995.
- Феофанов О.А. Реклама и общество М.: 1974.
- Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер2000.
- Цвик B.JI. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М: Аспект Пресс, 2004 г., 382с.бЗ.Чумиков А. Н. Связи с общественностью М: Дело, 2001 г., с. 296
- Шабров О.Ф. Выборы и технологии избирательных кампаний. М: Изд-во РАГС, 2002 г.
- Шампань II. Двойная зависимость. Несколько замечаний по поводу соотношений между полями политики, экономики и журналистики. // Socio-Logos'96. М., 1996 г.
- Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. М. 1992 г.
- Шерова JI.M. Работаем со средствами массовой информации каждый день. М: АНО «Национальный институт региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество». 2002 г.68."L'Ecran du desert?» Paris, Editions Galilee, 1991.
- Barnouw E. Tube of Plenty: The Evolution of American Television
- Bennett M. TV Sets: Fantasy Blueprints of Classic TV Homes
- Bianculli D. Dictionary of Teleliteracy: Television’s 500 Biggest Hits, Misses, and Events (Television (Paperback))
- Brought to You in Living Color: 75 Years of Great Moments in Television and Radio from NBC
- Bruce В. Image of power. How the image makers shape our leaders. London, 1992.
- Burnett C. One More Time: A Memoir (Encore Nonfiction Modern Classics)
- Butler D. Kavanagh D. The British General Elections of 1983. London.1984.
- Buzzi G. Advertising. Its Cultural and Political Effects. -Minneapolis:Univ. press 1968
- Devlin L. An Analysis of Presidential Television Commercials, 19 521 984 // New perspective on political Advertising Carbondale, Southern Illinois university Press 1986
- Devlin, (1986). Ananalisis of presidential television commercials, 19 521 984/ In L.L.Kaid, D. Nimmo & K.R.Sanders, op. cit.
- Etzioni Halevy E. National Broadcasting Under Siege Macmillan Press.1987.
- Friedman D. Sitcom Style: Inside America’s Favorite TV Homes, 2005
- Garner J. Stay Tuned: Television’s Unforgettable Moments
- Goldberg L. Unsold TV Pilots: The Almost Complete Guide to Everything You Never Saw on TV 1955−1990
- Gourevitch J-P. La politigue et ses images Paris. 1986 .
- Gwin A. The 100 Greatest TV Shows of All Time. 2000.
- Hill T. TV Land To Go: The Big Books of TV Lists, TV Lore, and TV1. Bests
- Hrebenar. R.J., Burbank M.J., Benedict R.C. Political Rarties, Interest Groups and Political Campaigns. -Boulder: Westview Press, 1999.
- Hugh M. A1 Jazeera: How Arab TV News Challenges America, 2005 89.InmanD. The TV encyclopedia
- Johnson Cartee, К. S. & Copeland. G.A. (1991) Negative political advertising: Coming of Age.N.Y.
- Joslin, R. (1986) Political advertising and the meaning of elections. In: Kaid et al Op. cit.
- Joslyn R. Political Advertising & the Meaning of Elections // New Perspective on Political Advertising Carbondale Southern Illinois University Press 1986
- Kendall K.L. Public speaking in the presidential primaries through media eyes // Campaign'92: new frontiers in political communication// American Behavoral Scientisi, 1993, № 2
- Kern. M. (1989) Theory-secon politics: Political advertising in the eighties. NY: Praeger.
- Kessler K. You Watch Too Much TV: But Did You Know? 2005
- Lugmayr A. Digital Interactive TV and Metadata: Future Broadcast Muitimedia (Signals and Communication Technology), 2004
- McLuban M. The Gutenberg Galaxy. N.-Y., 1962
- Rorty J. Our Master’s Voice Advertising. — N.Y.: Harper & Row. 1934.
- Treleaven H. Notes re Nixon for president advertising in primary campaigns//McGinnis J. The Selling of the president 1968 / Richmond Hill, 1970. Freedman W. It Takes More Than Good looks To Succeed at TV News Reporting, 2003
- Warren W. The Mathematics of Communication // Communication and Culture: Reading in the Codes of Human Interaction Ed. by Alfred G.Smith. N .Y., 1966.
- Wilbur S. The Nature of Communication Between Humans // Process of Effects of Mass Communication / Rev. Ed. By Wilbur Schramm and Donald F.Roberts. Urbana, 1971.
- Witherspoon, J. Campaign Commercials & the Media Blitz. In: L. Sabato, Campaign and tlectins (1986).