Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль трудовой миграции в развитии глобализационных процессов в мировом хозяйстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследуя пути и средства повышения эффективности иммиграционной политики России, в работе сделан вывод, имеющий императивный характер для разработчиков и проводников в жизнь национальной миграционной политики. Так как Российская Федерация не только многонациональная, но и исторически многоконфессиональная страна, многократно оказывавшаяся в своей истории на пути пересечения чрезвычайных миграций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Теоретические аспекты трудовой миграции населения, понятия 16 и категории
    • 1. 2. Методологические проблемы миграционной политики и её роль в глобальном экономическом развитии
    • 1. 3. Роль миграционной политики в устойчивом развитии экономики
    • 1. 4. Долгосрочные последствия иммиграционных процессов для мировой и национальных экономик
  • Глава 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Роль международных организаций в регулировании миграционных процессов
    • 2. 2. Развивающиеся страны как рынок избыточной рабочей силы
    • 2. 3. Принимающие рынки труда в развитых экономиках
  • Глава 3. РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В х
  • РАЗВИТИИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК
    • 3. 1. Миграция специалистов и миграционная политика
    • 3. 2. Роль качественных характеристик внешней трудовой миграции в развитии российской экономики
    • 3. 3. Миграционные процессы в России и возможности изменения её миграционной политики с учетом опыта 146 развитых стран

Роль трудовой миграции в развитии глобализационных процессов в мировом хозяйстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Международная миграция рабочей силы не привлекала особого внимания по историческим меркам еще совсем недавно — в конце 1980;х годов и рассматривалась международными организациями как малозначительное явление.1 Уже в 1990;е годы она стала весьма существенным аспектом глобализации мировой экономики. Произошел не просто количественный рост объемов миграции и расширение географии потоков трудовой миграции, но и их качественное изменение, а также переоценка роли миграции рабочей силы в экономическом развитии как развитых, так и развивающихся стран. Оценка численности трудовых мигрантов на начало нового века давалась в диапазоне 36−42 млн. и, соответственно, с членами их семей может составлять по оценке экспертов МОТ 120 млн. человек. Более существенно изменение важных характеристик миграционного процесса — современная рабочая сила имеет более высокую квалификацию и выезжает чаще всего на более ограниченный срок, чем ранее. 21 век вносит в международную миграцию совершенно иные аспекты интенсификации глобализационных процессов.

В условиях нового глобализирующегося мира с новой, инновационно развивающейся транспортной системой, ускоряющей жизнь людей, с глобальными сетями, используемыми для товаров и услуг, международного обмена ими, с мировой сетью информации, доступ к которой расширяется не менее чем в геометрической прогрессии, население, прежде всего в трудоспособном возрасте, становится в свою очередь мобильнее и подвижнее. Миграция и международный рынок труда — это сущностные характеристики самой глобализации как важнейшего феномена конца 20 — начала 21 века. Возрастает не только значение, но и последствия международной трудовой миграции: экономические, политические, социальные, демографические, культурные и т. д. Общественное мнение и правительства постоянно.

1 Мы не имеем в виду отношение к этому явлению правительств отдельных стран, для которых иммиграция играла значительную роль и в 1970;е гг. обращаются всё к тому же вопросу: перевешивают ли в каждой стране созидательные импульсы миграции как экономической и социальной силы те импульсы, которые можно назвать регрессивными? Или существуют страны, территории, которые могут испытывать дисбаланс интересов и получать больше негативной, чем позитивной отдачи от притока трудовых мигрантов или, наоборот, страны оттока таких мигрантов — ухудшать свои экономические позиции от потери населения благодаря его эмиграции и потери вклада в ВВП. Поэтому современный подход к миграции основан на признании неодномерности этого процесса, невозможности изолированного подхода при его оптимизации и необходимости его регулирования или даже управления им. Важнейшая проблема современной миграции как глобального явления — добиться сбалансированности интересов личности и общества в каждой стране и мире в целом. В нашем исследовании мы попытаемся показать невозможность изолированного регулирования общей и трудовой миграции и доказать высокую эффективность международного сотрудничества и других аспектов глобализации для целей регулирования и управления трудовой миграцией. По оценке Всемирного банка рост числа иммигрантов в высокоразвитых странах до 2025 г. приведет к приросту совокупных доходов в этих странах на 365 млрд долл., из которых 162 млрд долл. получат сами мигранты, 143 млрд. жители развивающихся стран и 51 млрд долл. жители развитых стран, принявших этих мигрантов. Это впечатляющий прогноз, данные которого показывают существенное влияние трудовой иммиграции на важнейшие макроэкономические показатели. Большинство международных мигрантов по Докладу о человеческом развитии ООН 2009 г. перемещается из одних развивающихся стран в другие развивающиеся страны, или между самими развитыми странами. В то же время согласно опросам фонда Гэллапа 80% тех жителей развивающихся стран, кто хотел бы эмигрировать, хотят переехать в развитые страны, в то время как.

2 Супя В. Б. Эволюция трудовых ресурсов, формирование человеческого капитала, «экономика знаний» и политика миграции в США // Труд за рубежом. 2009, № 3, с. 19 только 13% таких же респондентов в развитых странах хотели бы мигрировать в развивающиеся страны.

Степень разработанности проблемы.

На рубеже веков происходило явное нарастание процесса глобализации, и вместе с этим объективным процессом в мире рос научный интерес к анализу современных структурных и функциональных сдвигов в мировой миграции рабочей силы, их роли в конкурентоспособности экономик принимающих и отдающих стран, значения в этом процессе человеческого капитала мигрантов, а также к оценке их вклада в национальное богатство государств. Необходима оценка влияния эмиграции и иммиграции трудоспособного населения на социально-экономические процессы, происходящие на мировой арене и в нашей стране. Не менее важен вопрос справедливого подхода к трудящимся-мигрантам в глобализирующейся экономике как со стороны национальных правительств и населения этих государств, так и со стороны международных организаций, прежде всего непрофильных.

Все это потребовало в ходе диссертационного исследования проанализировать широкий круг вопросов, затрагивающих в современном глобальном мире методологические проблемы формирования и/или модификации миграционной политики на региональном и национальном уровнях, сравнить различные трактовки категорий «внешняя трудовая иммиграция», «мигранты-контрактники», «конкурентоспособность человеческого капитала мигрантов», уточнить факторы и условия формирования человеческого капитала в стране и мире за счет иммиграциидать оценку качества миграционных потоков рабочей силы и их основных направлений в связи с тенденциями развития мировой экономики, а также раскрыть ряд взаимозависимых с трудовой миграцией социальных проблем: демографических тенденций, изменений трудовой структуры населения в связи с иммиграцией, старения населения и соответствующего увеличения экономической нагрузки, изменения нагрузки на систему социального обеспечения и ряда других.

Растущее значение процесса международной миграции в условиях глобализации нашло отражение в научных исследованиях и сформировалось в миграционных концепциях только в конце 20-го — начале 21-го вв. Весомый вклад в разработку данной темы внесли работы В. Р. Бёнинга, Н. Есиповой, К. Коданьоне, E.S. Ли, Н. Лумана, Л. Маганья, К. Ньюланд, М.Дж. Пайоре (Piore), Дж. Симона, П. Стокера (Stalker), Гэри Фримэна, С. Хантингтона, Ф. Халлидея и многих других представителей зарубежной науки.

В современных отечественных исследованиях данной проблематике посвящены работы таких ученых, как А. Г. Вишневский, Г. Витковская, Г. И. Глущенко, М. Б. Денисенко, Ж. А. Зайончковская, В. А. Ионцев, В. М. Моисеенко, В. И. Мукомель, C.B. Рязанцев, Л. Л. Рыбаковский, В. Б. Супян, И. А. Троицкая, Е. В. Тюрюканова, О. С. Чудиновских, И. П. Цапенко и других.

Отмеченные труды отечественных и зарубежных ученых, доклады международных организаций по соответствующей тематике составили теоретическую базу исследования.

На Международном экономическом форуме (Санкт-Петербург 2010) официальные лица впервые отметили необходимость преференций для иммигрантов в Россию с высоким качеством рабочей силыэти же предпочтения отмечены и в новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.3 В решении этой и взаимосвязанных с ней задач возникли и продолжают возникать противоречия, поиски путей разрешения которых повышают актуальность предлагаемого исследования. В глобальном ракурсе основное противоречие.

3 КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ политики РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (П. 8, РАЗДЕЛ И) // ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕЗИДЕНТА РФ: WWW.KREMLIN.RU состоит в том, что иммиграционная политика, прежде всего по отношению к трудовым мигрантам, частично уже вошла и еще в большей мере будет закладываться в систему международных соглашений, что в определенной степени ограничивает, как подчеркивают эксперты международных организаций, национальный суверенитет и совокупность конституционных прав. Разрешение этого объективного противоречия возможно лишь на временной основе при понимании места и характера суверенитета в условиях глобализирующегося мира. Актуальность проблемы развития глоба-лизационных процессов в мировой экономике XXI в. и трудовой миграции как их составной части определили цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе и обосновании миграции рабочей силы как фактора устойчивого развития глобальной экономики в процессе усиливающейся глобализации экономических отношений, роли трудовой иммиграции в росте конкурентоспособности национальных экономик, в повышении отдачи внешней трудовой миграции для модернизации и развития национального хозяйства.

Для достижения поставленной цели необходимо решение совокупности взаимосвязанных задач: в определение влияния процесса трудовой миграции на современное развитие глобальной и национальных экономик и разделение труда в мировой экономике;

• исследование трудовой миграции как фактора устойчивого развития и повышения конкурентоспособности в глобальной экономике;

• исследование изменения роли международных организаций в регулировании миграционных процессов в эпоху глобализации;

• раскрытие модификации экономических категорий «внешняя трудовая миграция», «трудовая иммиграция», «человеческий капитал мигрирующей рабочей силы», «конкурентоспособность мигрантов» и других в глобализирующейся экономике;

• анализ внешней миграции как источника формирования трудового и демографического потенциала страны в современных условиях;

• обоснование роли трудовой иммиграции в повышении эффективности национальной экономики на мировых рынках;

• поиск путей и средств повышения эффективности иммиграционной политики России в условиях перехода к инновационной экономике;

• выработка предложений по изменению государственной политики в области трудовой иммиграции и занятости населения.

Объектом исследования выступает трудовая миграция как фактор устойчивого развития мировой экономики в эпоху глобализации, её влияние на повышение конкурентоспособности национальных экономик, а также роль государственного регулирования и управления миграцией рабочей силы для обеспечения оптимальных путей достижения максимально возможного положительного эффекта от внешней трудовой миграции.

Предмет исследования — система экономических отношений, складывающихся в глобальной экономике в связи с ростом объемов трудовой миграции, изменением её роли в конкурентоспособности национальных экономик и государственной политикой привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Гипотеза исследования.

Гипотеза исследования основана на понимании роли трудовой иммиграции, ее количественных и качественных характеристик в изменении конкурентоспособности страны в эпоху глобализации мировой экономики. Рост конкурентоспособности и устойчивость развития могут быть обеспечены, если:

— обоснована роль трудовой миграции в современных условиях глобальной экономики, выявлены методологические проблемы формирования концепций миграционной политики по отношению к внешней миграции;

— выявлена потребность в трудовой иммиграции, её количественных и качественных характеристиках для роста конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке;

— проанализирована роль международных организаций в регулировании миграционных процессов в глобальной экономике и показана необходимость международного сотрудничества в управлении миграционными потоками;

— выявлена важность социальной, культурной и экономической интеграции мигранта в новую социально-экономическую общность для достижения долгосрочного эффекта иммиграционной политики;

— учтена особенность федеративного устройства Российской Федерации при разработке предложений к концепции и программам государственного регулирования миграционных процессов и предложена государственная иммиграционная политика, учитывающая тенденции развития мировой глобализации;

— научно обоснована необходимость повышения селективности иммиграционной политики России для роста её конкурентоспособности в глобальной экономике.

Концепция исследования. Проведенный анализ состояния проблемы, разработка и уточнение понятийного аппарата исследования позволили сформулировать общую концепцию исследования, которая базируется на следующих авторских трактовках: места человеческого капитала мигрантов как базисного конкурирующего ресурса на внешних рынках в эпоху глобализацииповышения роли трудовой иммиграции как фактора устойчивого развития экономик развитых стран и глобальной экономики, а также социально-экономической модернизации национального хозяйства России и российского общества;

• повышения роли внешней миграции как источника поддержания роста демографического и трудового потенциала Российской Федерации в современных условиях;

• изменения качественной и количественной структуры экономически активного населения России, национального человеческого капитала за счет трудовой иммиграции, возможностей и эффективности селективного под. хода к ее регулированию.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В диссертационной работе использовались: уточненный в ходе исследования понятийный аппарат теории миграции населения, теории конкуренции и глобализации мировой экономики, теории мировых систем, интегративный и системный подходы при анализе миграционных потоков в глобальной экономикестатистические данные международных организаций, позволившие провести анализ структуры и выявить качественные особенности трудовой иммиграции и ее роли в росте человеческого капитала стран, его конкурентоспособности на национальных, региональных и мировых рынках.

Разрабатываемая в исследовании проблема может быть рассмотрена как междисциплинарная, так как затрагивает не только собственно экономические проблемы формирования экономически активного населения страны за счет трудовой иммиграции, но и развитие человеческого капитала нации в условиях глобальной экономики, затрагивает социологические, психологические, культурологические, этноконфессиональные аспекты процесса формирования трудовой иммиграции, изменения её роли в современном мире.

Информационную базу исследования составили международные акты в области миграции (хартии, конвенции, договоры, соглашения, резолюции), законодательные и нормативные документы, регламентирующие возможности эмиграции и иммиграции в Российской Федерацииофициальные периодические и информационно-аналитические издания.

Правительства РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральной миграционной службы, а также материалы Генеральной Ассамблеи ООН, Международной организации труда (МОТ), Международной организации по миграции (MOM), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирного Банка (ВБ), Международного валютного фонда (МВФ), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Европейского союза (ЕС), Организации североамериканского договора о свободной торговле (НАФТА), международных неправительственных организаций.

При работе над диссертацией были использованы аналитические разработки научных коллективов институтов экономического профиля системы Российской Академии наук, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики», Центра по изучению проблем народонаселения и кафедры народонаселения Московского государственного университета им М. В. Ломоносова, Фонда «Общественное мнение» и других российских институтов изучения общественного мнения, Института Гэллапа, Центра развития ОЭСР, коллективов экспертов других международных организаций.

Основным научным результатом диссертационного исследования является обоснование подхода к трудовой миграции как фактору устойчивого развития глобальной экономики и её роли в росте конкурентоспособности национальных экономик, в повышении отдачи внешней трудовой миграции для модернизации и развития национального хозяйства, необходимости изменения концептуальных основ иммиграционной политики России и государственного регулирования внешней трудовой миграции в условиях глобальной экономики с помощью специальных государственных программ.

Научная новизна исследования определяется новыми подходами к анализу характеристик глобальных миграционных потоков и обоснованием положения о внешней трудовой миграции как фактора устойчивости развития глобальной и национальных экономик, которое должно стать одним из базовых принципов долгосрочной концепции регулирования трудовой иммиграции как важной составляющей роста конкурентоспособности национального хозяйства в условиях глобализации.

Положения научной новизны, полученные лично автором:

— раскрыта роль трудовой иммиграции как фактора устойчивого развития глобальной экономики и роста конкурентоспособности национальных экономик, играющего всё более значительную роль в глобальных процессах изменений международного разделения труда;

— обосновано, что важной особенностью современного этапа глобализации мировой экономики стал новый период миграционного развития, когда влияние трудовой миграции и её качества на экономические процессы, эффективность и конкурентоспособность экономики становится для многих стран, отраслей, предприятий и регионов приоритетным;

— обобщен опыт ведущих в глобальной экономике стран-реципиентов трудовой миграции и обоснована возможность и целесообразность применения целого ряда направлений иммиграционной политики развитых стран для российской практики регулирования миграции иностранной рабочей силы, в том числе разработке специальных программ;

— обосновано, что регулирование миграции в глобализирующемся мире является одним из основных и обязательных условий эффективной экономической интеграции государств, образовавших союзы и объединения на постсоветском пространстве (СНГ, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, Союз России и Белоруссии и т. д.), процессы региональной экономической интеграции создают условия для более эффективного использования рабочей силы в масштабах более крупных рыночных пространств, а свободная трудовая миграция усиливает эту эффективность;

— выявлены на основе временного анализа потока трудовых иммигрантов в 1990;е и 2000;е годы принципиальные для российской экономики изменения структуры миграционных потоков по странам «выхода» и их качественных характеристик, которые должны учитываться в первую очередь при формулировании интеграционной и миграционной политики Российской Федерации, разработке миграционных программ;

— обоснована в соответствии с ролью внешней трудовой миграции в модернизации и инновационном развитии национального хозяйства необходимость улучшения качества национальной миграционной статистики и роль глубоких периодических обследований мигрантов, отсутствие которых ведет к непоследовательности и противоречивости в решениях государственных институтов, отвечающих за различные аспекты миграции, в оценке положительных и отрицательных последствий трудовой иммиграции;

— доказана возможность и необходимость в условиях глобализации экономики осуществлять новую национальную иммиграционную политику, способствующую максимальному извлечению преимуществ из иммиграции рабочей силы и уменьшения рисков, связанных с потоками иммигрантов без должного знания русского языка, с иными нормами социально-бытового и этнокультурного поведения. В этой связи предложено ввести ряд принципиально новых моментов в программы, разрабатываемые в соответствии с Концепцией миграционной политики Российской Федерации, для усиления селективности политики, стимулирующей приток высококвалифицированных мигрантов в национальную экономику, способствующие повышению эффективности использования человеческого капитала трудовых иммигрантов, пересмотреть оценки возможностей и потребностей России на глобальном рынке иностранной рабочей силы;

— выявлено, что в остро конкурентной ситуации на глобальном и региональных международных рынках высококвалифицированной рабочей силы государственная политика по использованию миграции как единственного в краткосрочной перспективе реального фактора улучшения демографической ситуации невозможна без наращивания системных федеральных и региональных усилий по экономической интеграции мигрантов и без осознания ведущей роли трудовой миграции, что требует создания эффективной системы их социальной защиты.

Научная и практическая значимость диссертационной работы.

Выполненное исследование позволяет приблизиться к решению важной в условиях глобализации проблемы повышения эффективности миграционной политики, качество которой, по выражению главы государства, «нам надо на порядок повысить"4, необходимости роста ее селективности, направленной на рост качества национального человеческого капитала. Результаты исследования обосновывают роль трудовой миграции как фактора устойчивого развития в эпоху глобализации и показывают рост значения этого фактора для модернизации национальной экономики. Представленные теоретические и практические выводы, авторские подходы к исследованию отмеченных проблем могут быть полезными при дальнейших разработках государственных программ в сфере иммиграционной политики, политики на рынке труда и политики в области занятости, они обосновывают необходимость ускорения ратификации международных конвенций в области миграции с целью усиления позиций России в глобальной экономике.

Основные положения диссертации могут быть использованы в практике работы при дальнейшем развитии и модификации Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 года с учетом её положения в глобальной экономике и региональных особенностей, повышении конкурентоспособности человеческого капитала страны за счет трудовой иммиграции, а предложенные автором методологические и практические рекомендации по повышению уровня селективности миграционной политики — в научных, учебных и практических целях. Положения диссертации могут быть востребованы в практике разработки эффективных путей повышения объема и качества человеческого капитала страны в государственных и частных структурах за счет трудовой.

4 Путин Владимир. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23 января 2012 иммиграции и соответствующей общегосударственной, региональной и муниципальной (местного самоуправления) политики по отношению к мигрантам.

Апробация результатов исследования. Представленная диссертация является итоговым результатом теоретико-методологической и практической работы автора с использованием информационного и концептуального анализа, различных методов экономического и социологического исследования. Основные положения и выводы представлены в докладах на научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях круглых столов кафедры государственного регулирования экономики и кафедры труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основное содержание работы, выводы и предложения нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом 1,7 п.л., включая издания, рекомендованные ВАКом.

Структура работы определяется целью и задачами исследования, его концепцией и гипотезой. Диссертация состоит из введения, трех глав, 10 параграфов, заключения и библиографического списка используемой литературы и источников.

Заключение

.

Основной целью исследования в данной работе было обоснование роли трудовой иммиграции в современном мире как фактора устойчивого развития глобальной экономикипроведенный анализ позволил выявить роль трудовой иммиграции в росте конкурентоспособности национальных экономик и в повышении отдачи внешней трудовой миграции для модернизации и развития национального хозяйства. В условиях усиливающейся глобализации экономических отношений возрастает значение человеческого капитала мигрантов, а конкурентоспособность и эффективность национальных экономик во многом определяется качеством этого капитала. Анализ в диссертационном исследовании основывался на тезисе о миграции рабочей силы и международном рынке труда как сущностных характеристиках самой глобализации, трудовая иммиграция рассматривалась как важнейший феномен развития мировой экономики последних десятилетий.

В исследовании последовательно осуществлялся современный подход к миграции как неодномерному процессу, который непродуктивно анализировать изолировано и который необходимо регулировать или даже которым можно управлять. В работе мы считали необходимым показать невозможность некомплексного, несистемного регулирования миграции и доказать большую эффективность международного сотрудничества в проведении иммиграционной политики и важность других аспектов глобализации для целей такого регулирования и управления. Неодномерность процесса внешней миграции населения особенно заметна в России, как стране, испытавшей значительное миграционное давление в связи с распадом СССР и продолжающей его испытывать как по экономическим, так и внеэкономическим причинам.

Проведенные теоретические и эмпирические исследования подтвердили основные положения выдвинутых в диссертационном исследовании гипотез. В работе показано, что современная иммиграционная политика основывается в наиболее развитых странах на признании невозможности изолированного подхода к внешней трудовой миграции и необходимости её регулирования законодательными и, главным образом, экономическими мерами. Решая задачу сбалансированности интересов личности и общества, экономического и социального развития при миграционном движении населения, современное государство в более или менее явной форме соотносит плюсы и минусы трудовой миграции для экономического развития при принятии решений в этой сфере международных отношений. В работе решалась задача аргументирования невозможности изолированного регулирования миграции и доказательства большей эффективности международного сотрудничества и других аспектов глобализации в целях регулирования миграции. При этом особо была выделена трудовая иммиграция в качестве важного фактора современного экономического развития стран импортеров и экспортеров рабочей силы.

На основе анализа существующих среди экспертного сообщества в области миграционной политики определений в работе дана авторская трактовка управления миграционными процессами. Под управлением миграцией предложено понимать совокупность взаимодополняющих действий, характеризующих соответствующую политику, законодательство, административное и экономическое регулирование миграционных процессов на национальном, субрегиональном, глобальном уровнях. При этом основной аспект исследования был посвящен глобальному уровню трудовой миграции как международным потокам определенной направленности, меняющим свою конфигурацию особенно заметно на рубеже 20 и 21 веков и в первом десятилетии 21 века. Показана роль понятия «конкурентоспособность человеческого капитала мигрантов» в предметном анализе миграционной теории в качестве самостоятельного и самоценного элемента современной экономики.

Было сформулировано определение иммиграционной политики как результата действия системы институциональных единиц, отвечающих за всю совокупность возможных последствий миграции, которая реагирует на социально-экономические события, но не детерминируется имипри этом под термином «события» понимаются не только явления, но и субъекты и объекты миграционных процессов и иммиграционной политики.

Исследуя пути и средства повышения эффективности иммиграционной политики России, в работе сделан вывод, имеющий императивный характер для разработчиков и проводников в жизнь национальной миграционной политики. Так как Российская Федерация не только многонациональная, но и исторически многоконфессиональная страна, многократно оказывавшаяся в своей истории на пути пересечения чрезвычайных миграций, связанных с войнами, катаклизмами, этноконфессиональными конфликтами и т. д., это должно учитываться в современных работах, анализирующих миграционные процессы и дающих рекомендации органам законодательной и исполнительной власти. Без системной концептуальной национальной иммиграционной политики и системы взаимосвязанных законов и программ в области трудовой миграции населения Россия не может занять подобающего места в мировых экономических отношениях и быть конкурентоспособной в глобальной экономике. Был проанализирован опыт федеративных государств, который, с нашей точки зрения, наиболее интересен для российских законодателей. Анализ позволил заключить, что федеративные государства могут отличаться значительным количеством законодательных актов, регулирующих иммиграцию в данном регионе, а регулирование в виде законодательных и нормативных актов может и должно быть распространено не только на уровне федеративных единиц, но и местного самоуправления.

В работе главное внимание было уделено международному характеру миграции, что позволило сосредоточиться на разработке национальной стратегии в области миграции с учетом опыта других стран, международных организаций. Без этого, как показано в работе, любое управленческое решение будет обречено на неудачу или в лучшем случае будет неизбежно вести к его низкой эффективности. В этой связи значительное внимание уделено роли денежных переводов трудовых мигрантов в инвестировании и развитии национального хозяйства. Показано, что РФ в ходе двухсторонних и многосторонних переговоров заинтересована поднимать вопрос о повышении эффективности инвестирования денежных переводов мигрантов в экономику стран выхода мигрантов. Но это требует от нее самой улучшения технического и организационного обеспечения процедуры денежных переводов, их прозрачности и равнодоступности для всех стран-членов СНГ, а также других стран.

Опыт развитых стран, проанализированный на основе условных, обобщающих моделей, показал, что большинство этих моделей основывается на посылке концептуальной схожести иммиграционной политики, с одной стороны, и экономической политики и политики в области занятости, с другой. Это приводит к определенным трудностям как при формулировании иммиграционной политики управляющими органами, так и в отношении к этой политики ряда ведущих политических сил. Анализ иммиграционной политики, занимающий основной объем исследования, позволил показать, что иммиграционная политика отличается от других видов политики, например, на рынке труда, бюджетной, денежно-кредитной, прежде всего своей нестабильностью. Выявлены причины этой нестабильности и возможности их преодоления при принятии управленческих решений. Разделяя мнение ряда международных экспертов о миграционной политике как планировании наугад, в работе был проанализирован мировой опыт миграционной политики, его история и новейшие тенденции для обоснования вывода о важной составляющей возможной иммиграционной политики в России. Иммиграцию в РФ следует рассматривать как явление, несущее две смысловые нагрузки: первая основана на экономических и функциональных проблемах, а вторая — основана на культуре, этносамобытности и традициях.

На основе вывода о том, что в стратегии управления миграционными процессами важнейшая роль принадлежит определению основных составляющих национальной миграционной политики, которая должна носить долгосрочный характер, но иметь возможность гибко реагировать на резкие изменения ситуации, требующие экстренных текущих мер, в диссертации выявлены основные характеристики современной практики России. Она состоит в негибком реагировании на текущие проблемы иммиграции и не заглядывает в период более одного-двух лет, что исключает как рост её эффективности, так и возможность использования трудовой миграции в качестве важного средства экономического роста и повышения качества человеческого капитала мигрирующей рабочей силы. На основе анализа основных составляющих национальной иммиграционной политики, предложена соответствующая стратегия для дальнейшего развития принятой в июне 2012 г. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в отношении программ регулирования внешней трудовой миграции. Как показано в работе, они должны носить в основном долгосрочный характер и способствовать укреплению положения России в мировой глобальной экономике. Пока вопросы долгосрочного характера правительство решает только в программе возвращения «соотечественников», которая в основном не связана с экономическим фактором.

В ходе решения задачи исследования влияния трудовой иммиграции на развитие экономических систем и разделение труда в мировой экономике, были рассмотрены проблемы, возникающие в развивающихся странахпродуцентах дополнительной рабочей силы на рынки развитых стран, в связи с ролью государства в осуществлении программ трудоустройства за границей.

ПТЗ). Особое внимание при этом было уделено анализу противоречий, возникающих между национальным суверенитетом и международными обязательствами у стран-доноров, осуществляющих ПТЗ. Этот анализ позволил выработать ряд предложений по совершенствованию отношений России со странами «ближнего» зарубежья — основными источниками трудовых иммигрантов. Важной проблемой российских государственных органов, отвечающих за различные аспекты миграции, остается неупорядоченный и уязвимый процесс трансформации знаний экспертов и исследователей в практические методы и рекомендации этим органам. Органы, занимающиеся международной трудовой миграцией, имеют разные подходы к проблемам, плохо контактируют с общественными организациями, не осознавая важность, возможности и силу таких контактов. Дополнительные исследования миграционных потоков проводятся в России в основном на гранты зарубежных организаций и фондов, хотя и являются основным источником всеобъемлющей информации, без которой невозможно проведение перспективно ориентированной политики. Программу трудовой занятости иммигрантов нельзя считать временной, а на основе признания ее весомой роли в планах национального развития необходимо разработать такую программу в рамках общей инновационной стратегии, к которой, как показано в нашей работе, она имеет самое непосредственное отношение. Это поможет поиску путей и средств повышения роли миграционной политики в переходе к инновационной экономике.

На основании полученных результатов диссертационного исследования сформулированы следующие научно-практические рекомендации:

1. В исследовании показаны важнейшие изменения качественной и количественной структуры экономически активного населения России и его человеческого капитала за счет трудовой иммиграции, раскрыты основные возможности и задачи селективного подхода к ее регулированию, даны рекомендации по внесению соответствующих изменений в Концепцию миграционной политики Российской Федерации и законодательство в этой области, на основании которых должны разрабатываться миграционные программы, решающие конкретные задачи в области внешней трудовой миграции.

2. Предложено уточнить положения федерального законодательства в отношении судьбы российских граждан, вынужденно оставивших своё место проживания и переехавших по причинам давления, угрозы в другие субъекты Федерации. Нерешенность этой проблемы может привести к дальнейшим потерям этих граждан для РФ при и без того напряженном балансе «миграция — естественный прирост». Применительно к России право на воссоединение должно, безусловно, сохраняться как приоритетное, но при этом необходимо ориентироваться на экономические критерии, в первую очередь занятость основного члена семьи. Соответствующие поправки могут быть внесены как в существующий закон о занятости, так и в давно разрабатываемый закон в общепринятых международных (МОТ) рамках законов в области занятости.

3. Необходимо принять ряд модельных законов, увязанных между собой, для регулирования миграции внутри существующих экономических сообществ: Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союза государств России и Белоруссии и т. д. Такие модельные законы должны определять общие направления иммиграционной политики государств-членов в каждом интеграционном объединении на постсоветском пространстве. Не менее важен закон о принципах регулирования (управления) трудовой миграции. Целесообразно также принятие отдельного закона в дополнение к закону о правовом положении иностранных граждан об иностранной рабочей силе, который будет определять единые нормы и правила как для стран-участниц интеграционных объединений по отношению к мигрантам из третьих стран, так и отношение России к глобальным аспектам трудовой миграции как челна ВТО. Только при взаимоувязанной системе законов, не требующих, это необходимо подчеркнуть, подзаконных актов, будет реальной и возможной эффективная иммиграционная политика. Эти страны также должны обновить нормы, касающиеся упрощенных процедур принятия гражданства, нового или двойного, сделав их не только максимально прозрачными для простого гражданина, но и выгодными для трудовых мигрантов этих стран.

4. На основе анализа проблем социально-экономической адаптации трудовых иммигрантов в России и отсутствия прогресса в формировании общего рынка труда на пространстве СНГ сделан вывод о необходимости организационного реструктурирования институтов СНГ и, прежде всего, создания совместного органа, координирующего центр по трудовой контрактной и свободной миграции. На основе анализа и обобщения опыта других стран предложено внести в практику России такие важные дополнения, как перенос основного массива регламентирующей документации с ведомственного на правительственный уровень. Этот вывод носит принципиальный характер и следование ему сможет значительно изменить эффективность российской практики, а главное — перейти на долгосрочную основу программного обеспечения иммиграционной политики.

5. На основе анализа зарубежного опыта выявлено, что даже в условиях глобализации у мигрантов преобладает стремление оседать лишь в ограниченном числе регионов и территорий принимающей страны и оно в 21 веке пока остается доминирующим. Эта склонность независима от реальных потребностей национальной экономики и рынков труда принимающей страны. Для России это ставит дополнительные задачи, которые усложняются существующей дифференциацией регионов России, между сельской и городской местностью. В работе предложено включить этот аспект в программы, которые должны разрабатываться в соответствии с Концепцией миграционной политики 2025, в которой учет особенностей регионального развития отнесен к принципам государственной миграционной политики. Проблему нельзя решить запретами или указаниями по расселению только в отведенном месте, поэтому решение требует специальных, пусть и сложных экономических методов. В работе сделан вывод, что политика, игнорирующая потребности регионов или не учитывающая конкретные региональные потребности, а основанная, прежде всего, на общих тенденциях развития этих процессов в стране, не может принести ожидаемого эффекта, и ее последствия могут стать серьезным тормозом для эффективного и устойчивого развития.

6. Для формирования трудового потенциала России в современных условиях предложено использовать опыт стран Евросоюза, других развитых стран и расширить прием сезонных мигрантов для сельскохозяйственных работ. Это должны быть не только страны СНГ, чей открытый допуск на рынок труда в свое время широко обсуждался, но так и не был осуществлен, но и другие соседние государства. Особая программа в отношении сезонных работников-китайцев могла бы, по мнению диссертанта, не только привести к обоюдовыгодному сотрудничеству, но и снять напряженность на перенасыщенном китайском рынке труда и напряженность на российском рынке продуктов в русле политики импортозамещения.

7. На основе анализа мировых тенденций и структурных сдвигов в самых высокоразвитых странах на рубеже веков выявлена острота ситуации на мировом рынке высококвалифицированной рабочей силы и показаны возможные конкурентные преимущества. Исследование развития рынков труда в странах СНГ за период его существования позволило сделать вывод об обострении в ближайшем будущем конкуренции между основными потребителями интеллектуальной иммиграции среди стран СНГ: Россией, Казахстаном, Украиной. Политика соседних государств по привлечению наиболее квалифицированной иностранной рабочей силы делает остро необходимой разработку российских иммиграционных программ, стимулирующих приток высококвалифицированных иммигрантов в национальную экономику. Россия должна вступить в эту конкурентную борьбу со своей собственной стратегией селективной иммиграционной политики и системой законов, экономически укрепляющих ее стремление к привлечению иностранной рабочей силы высокого качества.

8. В работе показано, что официальные сведения о трудовой эмиграции очень отрывочны и в основном носят условный характер. Это свидетельствует о серьезных недостатках всех источников российской миграционной статистики и мешает государственным органам проводить адекватную политику, пользуясь расходящимися данными различных ведомственных структур. Для нормального регулирования миграционных процессов необходимы данные, принятые в цивилизованных странах и в международной статистике. Обоснована в соответствии с ролью внешней трудовой миграции в модернизации и инновационном развитии российской экономики необходимость улучшения качества национальной миграционной статистики и роль глубоких периодических обследований мигрантов, отсутствие которых ведет к непоследовательности и противоречивости в решениях государственных институтов, отвечающих за различные аспекты миграции, в оценке положительных и отрицательных последствий трудовой иммиграции в условиях глобализации мирохозяйства.

Расширение открытости национальных экономик в эпоху глобализации будет способствовать росту экономической миграции, играющей роль не менее видного фактора развития, чем перемещение капитала за границу в виде инвестиций или строительства «замещающих» предприятий. Поток нелегальной миграции можно остановить в основном экономическими мерами и экономическими законами. Именно такой подход должен лечь в основу иммиграционной политики российского государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные правовые и нормативные документы
  2. Статьи в научных изданиях, монографии, книги, сборники, брошюры
  3. Н.С., Аллахвердян А. Г. Утечка умов из России: причины и масштабы // Российский химический журнал. Проблемы российской науки. 2007, LI, № 3
  4. Т. Основные направления иммиграционной политики Великобритании и ЕС // Мировая экономика и международные отношения. 2011, № 9
  5. Ю., Гуриев С. Анализ миграции в России // Серия «Аналитические разработки и отчеты». ЦЭФИР. 2006, № 23, апрель
  6. Л.В., Васильева JI.H. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2006, № 1
  7. Ауер Петер. Интернационализация занятости: вызов справедливой глобализации? // Международный обзор труда. Том 144, № 4, Том 145, № 1−4. М.:МБТ, 2008
  8. Р. Будущее России на фоне глобальных тенденций Мир цивилизаций: современность и будущее. Под ред. Т. Т. Тимофеева и Ю. В. Яковца. М., 2008
  9. Биффль Гудрун. Миграция и её роль в интеграции Западной Европы // WIFO Monatsberichte, Wien. 1999, No. 2
  10. Бывший СССР: внутренняя миграция и эмиграция. Вып. 1. М., 1992
  11. Ю.Вайнштейн Г. Идентичность инокультурных меньшинств // Мировая экономики и международные отношения. 2011, № 4
  12. П.Вандер Плойг Кейси. История миграционной политики в Канаде. -Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции. М.-Алмааты, 2004
  13. А.Г., Зайончковская Ж. А., Мкртчян Н. В., Тишков В. А. Перспективы миграции и этнического развития России и их учет при разработке стратегических направлений развития страны на длительную перспективу. М., 2004
  14. И.Вишневский А. Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор // Общественные науки и современность. 2000. № 3
  15. Вынужденные мигранты: интеграции и возвращение. Отв. ред. В. А. Тишков. М., 1997.
  16. В. Гельбрас. Миграция китайского крестьянства. // Вопросы экономики. 9ПП" — лго 7 м V V J V ч /
  17. Ю.А. Регулирование трудовой миграции и противодействие её нелегальной форме в правовых системах США, Великобритании и России: сравнительно-правовой анализ // Труд за рубежом. 2010, № 1−2
  18. Г. Инновационные методы привлечения денежных переводов мигрантов в официальный финансовый сектор. // Вопросы экономики. 2005, № 7
  19. Г. И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008, № 2
  20. М.Г. Исход науки из России: есть ли свет в конце туннеля? // Рос. хим. жизнь (Журнал Российского химического общества им. Д.И. Менделеева). 2007, т. LI, № 3
  21. Гохберг JL, Миндели Л., Некипелова Е. Эмиграция ученых: проблемы и реальные оценки // Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки. М., 1994
  22. Градировский Сергей, Есипова Нели. Место России на глобальной и макрорегиональной карте миграционной привлекательности. http://www.polit.ru/analytics/2010/05/04/rusplace.html
  23. С., Цывинский О. Ratio Economica: иммиграция политическая проблема //
  24. Демографический понятийный словарь. Под ред. Л. Л. Рыбаковского. М., 2003
  25. М.Б., Фурса Е. В., Хараева O.A., Чудиновских О. С. Миграционная политика в зарубежных странах и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа. М., 2007
  26. М.Б. Механизмы регулирования трудовой миграции в развитых странах // Миграционный барометр в Российской Федерации. Сер. спец. докладов. М., МАКС Пресс, 2011
  27. Г. Проблемы внешней трудовой миграции в Россию // Экономист. 2008, № 6
  28. Иммигранты в Москве. М., 200 931. Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. Под ред. Г. Витковской. М., 2002
  29. Р.И. Человеческий капитал России. XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева. 2009. С.43−56
  30. Э.В. От «утечки умов» к глобальному «круговороту» /'/' Мировая экономика и международные отношения 2008. — № 10.
  31. М. М. Алексенцева Ю.А. Европейская социальная хартия и миграционная политика России // Труд за рубежом. 2009, № 2
  32. Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука. 2004.
  33. Г., Мукомель В. Миграционная политика в контексте образования // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. Под ред. Г. А. Ключарева. М.: Наука, 2008
  34. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации. Проект ФМС России. 2005
  35. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Президентом РФ июня 2012 // Официальный сайт Президента РФ: www.kremlin.ru
  36. М.М., Алексенцева Ю. А. Европейская социальная хартия и миграционная политика России. // Труд за рубежом. 2009, № 2
  37. Е. Мозги утекают навсегда // Взгляд, 08.01.2007
  38. Миграционная ситуация в странах СНГ. Под ред. Ж. А. Зайончковской. М., 1999
  39. Миграционные процессы: социально-экономический аспект (на примере ведущих стран). М., 2007
  40. Миграция и рынки труда в постсоветской России. Под ред. Г. Витковской. М., 1998
  41. Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. М., 1999
  42. Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы. Научные доклады. Московский Центр Карнеги. М., 1996
  43. Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции. / Под ред. Г. Витковской. Междунар. орг. по миграции (MOM). М.-Алматы, 2004
  44. В.И. Миграционная политика России: постсоветские контексты. М., 2005
  45. В.И. Новая миграционная политика России: достижения и проблемы, тенденции // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции. Под общей ред. К. О. Ромодановского, M.JI. Тюркина. М.: ФМС России, 2009
  46. Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А. Г. Вишневского. М., 2002. 5. Миграция
  47. Г. К. Проблемы регулирования миграционных потоков: опыт США. // Труд за рубежом. 2008, № 1
  48. Г. К. Иммигранты на рынке труда развитых стран // Трудовое право. 2007
  49. Правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации. М., 20 025 8. Приоритеты и ценности социально-экономической политики стран Евросоюза. Под общ. ред. Н. П. Шмелева, В. В. Перской. М.: Изд-во РАГС, 2008
  50. И. Как повернуть вспять поток интеллектуальной эмиграции // Наше время, 21.01.2007
  51. Регулирование миграционных процессов за рубежом. М., РАГС, 2008 (о действующем законодательстве Франции, Испании, Канады, руководитель проекта Барциц).
  52. Региональное измерение трансграничной миграции в Россию. М., 2008-
  53. Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам. М., MOM
  54. Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. MOM М., 1994
  55. A.A., Попов А. К. Современные проблемы рынка труда в странах Европейского Союза. // Труд за рубежом. 2009, № 1
  56. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / общ. ред.: Кушлин В. И., Чичканов В. П. М.: Изд-во РАГС, 2004
  57. Социальная политика: энциклопедический словарь. Под общ. ред. H.A. Волгина. М., 2005
  58. Ю. Утечка умов и национальная безопасность // Бизнес. 1998, № 9−10
  59. Дж. Глобализация: тревожные тенденции / пер. с англ. Г. Г. Пирогова. М.: Национальный общественно-научный фонд. 2003
  60. Я.Р. Интеграция иммигрантов в условиях экономического кризиса // Мировая экономика и международные отношения. 2011, № 1
  61. Я.Р. Тема иммиграции во Франции накануне президентских выборов 2012 года // Мировая экономика и международные отношения. 2011, № 9
  62. Стокер Питер. Работа иностранцев: Обзор международной миграции. М., 1995
  63. В.Б. Эволюция трудовых ресурсов, формирование человеческого капитала, «экономика знаний» и политика миграции в США /V Труд за рубежом. 2009, № 3
  64. Л. Диалог России с Европейским союзом об отмене виз // Мировая экономика и международные отношения. 2011, № 9
  65. B.JI. Теории государственного регулирования экономики. Учебное пособие. М., ИНФРА-М, 2009
  66. Тишков В. А Без мигрантов у России нет будущего (интервью) // Политический журнал. 2004, № 47
  67. В.А., Комарова О. Д. Миграции и миграционная политика / Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. М., 1996
  68. A.A. 90-летие крупнейшей международной организации // Власть, 2009, № 4
  69. A.A. Международная экономическая интеграция. Лекция. М.: РАГС, 2010
  70. А. Сотрудничество стран СНГ по формированию общего рынка труда: анализ концептуальных основ и реальных предпосылок. -Миграция и рынки труда в постсоветской России. / Под ред. Г. Витковской. (Научные доклады Моск. Центр Карнеги). М., 1998
  71. И. Эволюция политики УКВБ ООН в контексте смешанных миграционных потоков // Журнал международного права и международных отношений. 2005, № 4.
  72. Топилин А. В, Малаха И. А. Миграция высококвалифицированных кадров // Народонаселение. 2002, № 2
  73. Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты. Ответ, ред. Ж. А. Зайончковская. М., 2003
  74. И. Международная миграция специалистов и студентов. // Вопросы экономики. 2005, № 7
  75. И. П. Привлечение экономических мигрантов в развитые страны // Труд за рубежом, 2008, № 3
  76. И. П. Управление миграцией: опыт развитых стран. М.: Academia, 2009
  77. С. Столкновение цивилизаций. / пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ООО «Издательство ACT». 2003.
  78. О. Статистика миграции знает не всё: Верные цифры и сомнительные интерпретации // Демоскоп Weekly, № 335−336, 2−15 июня 2008.
  79. М.В. 90 лет МОТ: влияние конвенций и рекомендаций МОТ на развитие социально-трудовых отношений в России // Официальный сайт субрегионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
  80. Штарк О. Теория новой экономики миграции
  81. Abella M.I. Export of the Filipino Manpower / Inst, of Labour and Manpower Studies. Ministry of Labour. Manila, 1979
  82. Achacoso L. Institutional Audit of the Sri Lanka Bureau of Foreign Employment. Colombo, Sri Lanka, Nov. 2000
  83. Achacoso L. The Effects and Consequences of the Philippine Overseas Employment Programme: A Question of Economic Survival. Leeds, England, Aug. 1999
  84. Coleman D. Immigration Policy in Great Britain // Migration Policies: a Comparative Perspective, Forum Migration. Bamberg, 1994, p. 106
  85. Discussion Paper for Tripartite Meeting of Experts on Future ILO Activities in the Field of Migration. ILO, Geneva, 1997.
  86. Economic Migrants or Refugees: Trends in Global Migration Ontario, 2000, Jan. 12.
  87. Esipova Neli, Srinivasan Rajesh, and Ray Julie. Potential Net Migration Could Change Nations. November 6, 2009. // Get Gallup news. [email protected]
  88. Freeman G. Modes of Immigration Politics in Liberal Democratic States. // International Migration Review 29. 1995
  89. Gerber T. Individual and Contextual Determinants if Internal Migration in Russia, 1985−2001. Univer. Wisconsin, 2005
  90. Halliday F. Rethinking International Relations. London: Macmillan Press Ltd., 1994
  91. Halpern-Manners A. The Effect of Family Member Migration on Education and Work among Nonmigrant Youth in Mexico // Demography. 2011, Vol. 48, No. 1
  92. Hendrikson H.A. Migrant Social Networks and Health Care: Exploring the Relationship between Women’s Social Networks and Migrant Health Care Accessin the United States // International Journal of Migration, Health and Social Care. 2010, Vol. 6, No. 1
  93. International Migration Outlook: 2000−2009 edition. SOPEMI. OECD
  94. Kennedy, John F. A Nation of Immigrants. N.Y.: Harper & Row. Publishers, Inc., 1964).
  95. Kirzner Israel M. Classics in Austrian Economics: a Sampling of a Tradition. 3 vol. London: William Pickering and Chatto, 1994
  96. M. & Rapoport H. Migration, Skilled Labor and Foreign Direct Investment. 2006
  97. Managing Migration: Time for a New International Regime? / B. Ghosh, ed. London: Oxford Univ. Press, 2000
  98. Martin Ph., Midgley E. Immigration: Shaping and Reshapnig America // Pjpulation. 2006, Vol. 61, No.4
  99. Martin Ph., Zurcher G. Managing Migration: The Global Challenge // Population Bulletin. 2008, Vol. 63, No. 1110. Migration. MOM-IOM
  100. Migration and Remittances Factbook 2011. Second Edition. World Bank, Nov. 2010
  101. Migration in the Russian Federation (2008)
  102. Migrants Leaving LDCs are as Likely to Go to Another LDC as They are Enter an MDC. 2006, UN, International Migration
  103. Nord M., Luloff A., Jensen L. Migration and the Spatial Concentration of Poverty // Rural Sociology. 1995, Vol. 60, No. 3
  104. Obama Barack. Statement on US Senate Floor. May 23, 2007
  105. Overbeek H. Global Restructuring and Migration: Towards Transnational Regulation. New International Regime for Orderly Movements of People. IOM. -Geneva, 1995
  106. Papademetriou D.G. Migration meets slow Growth // Finance & Development. 2012, September
  107. Passel J.S. Size and Characteristics of the Unauthorized Migrant Population in the U.S.: Estimates Based on the March 2005 Current Population Survey. Washington, 2006
  108. Picard L. International Labour Conventions and National Legislation on Migrant Workers: Convergence and Divergence, Applications of Standards Branch. ILO. Geneva, 1996
  109. Piore M.J. Birds of Passage: Migrant Labor Industrial Societies. N.Y., Cambridge UP, 1979
  110. Population Reference Bureau. 2008 World Population Data Sheet
  111. Sana M. Growth of Migrant Remittances from the United States to Mexico, 1990−20 045 // Social Forces. 2008, Vol. 86, No. 3
  112. Sana M. Immigrants and natives in US science and engineering occupations, 1994−2006 // Demography. 2010, Vol. 47, No. 3
  113. Sarcozy N. Demographie et politique // Agir. Revue generale de strategie. 2007, No 29 Janvier.
  114. Simon J. Effects of Immigration: Theory and Evidence // The Immigration Dilemma. (Ed. D. Globerman) Vancouver, the Fraser Inst., ВС, 1992
  115. Skeldon R. Emigration Pressure and Structural Change in Southeast Asia and East Asia: A Synthesis: Report prepared under UNDP Technical Support Services. ILO. Bangkok, Thailand, 1997
  116. Stark O. The Migration of Labor. Oxford: Basil Blackwell, 1991
  117. The World Factbook. CIA. 2009−2010 edition
  118. Trafficking for Sexual Exploitation: The Case of the Russian Federation (2002)
  119. Trends in International Migration. 2002−2008 edition
  120. Tuohy C. Policy and Politics in Canada: Institutionalized Ambivalence. -Philadelphia, PA: Temple Un. Press, 1992
  121. White Paper on Immigration. Integration with Diversity in Modern Britain. -Norwich, 2002
  122. World Investment Report. Geneva, 20 031. Электронные источникиhttp://www.council.gov.ru/journalsf www.gks.ruhttp://[email protected]://news/kremlin.ru/news/http://demoscope.ru/weeklyhttp://www.polit.ru/analytics
Заполнить форму текущей работой