Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эффективной системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на новом этапе интеграции России в мировую экономику

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологические основы формирования государственной внешнеэкономической политики нового качества в рамках реализации принципа адекватности предполагают исследование содержания и иерархической соподчиненности понятий «концепция», «стратегия» и «внешнеэкономическая политика». Концепция ВЭД опирается на систему представлений о целях социально-экономического развития, включая желаемое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы определения роли государства в регулировании внешнеэкономической деятельности
    • 1. 1. Эволюция взглядов на роль государства в регулировании экономики
    • 1. 2. Тенденции развития международных экономических отношений и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
    • 1. 3. Теоретико-методологические основы формирования государственной внешнеэкономической политики
  • Глава 2. Система регулирования внешнеэкономической деятельности на новом этапе интеграционного процесса
    • 2. 1. Направления совершенствования государственного регулирования в условиях предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию
    • 2. 2. Различия в уровнях экономического развития субъектов РФ как объективная основа противоречий и роль внешнеэкономического фактора в их сглаживании
    • 2. 3. Специфика регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях федеративного государства
  • Глава 3. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ и направления ее совершенствования на примере Кабардино-Балкарской республики)
    • 3. 1. Методологические подходы к анализу экономической среды внешнеэкономической деятельности в субъекте федерации и направлениям ее развития в КБР
    • 3. 2. Основные направления совершенствования институциональной системы регулирования ВЭДв Кабардино-Балкарской республике

Формирование эффективной системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на новом этапе интеграции России в мировую экономику (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономика России — на пороге нового этапа ее интеграции в мирохозяйственную систему. Это связано, в первую очередь, с ее предстоящим вступлением во Всемирную торговую организацию. Данное событие повлечет за собой существенное изменение всей системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с нормами и правилами международных экономических организаций, принятыми в современной системе международных экономических отношений.

Содержательная и институциональная трансформация форм и методов регулирования внешнеэкономической деятельности окажет существенное макроэкономическое влияние на всю социально-экономическую систему страны, включая ее отдельные регионы, отрасли и сферы. При этом новые интеграционные условия приведут к изменению баланса положительных и отрицательных последствий внешнеэкономической деятельности, конкретно определяемого в зависимости от характера, способа и степени участия страны в международном разделении труда, от уровня экономического и научно-технического развития, структуры экономической системы и т. д.

Современное состояние внешнеэкономического комплекса России не может не вызывать существенных опасений и угроз как для экономики в целом, так и для отдельных ее отраслей, сфер и регионов. Возможно закрепление критической зависимости от экспорта узкого круга топливно-сырьевых товаров, конъюнктура мировых рынков которых подвержена резким колебаниям, высока доля импорта потребительских товаров, продовольствия, технологического оборудования. Особую озабоченность вызывает сфера услуг, сельское хозяйство, отдельные отрасли промышленности. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, в торговлю услугами, объектами интеллектуальной собственности, в миграцию капитала, в межстрановой научно-технический и информационный обмен.

В связи с этим перспективы экономики России будут в решающей степени зависеть не столько от объема новых прав и международных обязательств страны, сколько от способности разработать и реализовать новую внешнеэкономическую стратегию и политику, которая в рамках правил и установлений ВТО сможет реализовать во внешнеэкономической деятельности в максимально возможной степени национальные экономические интересы. Разработка и реализация такой стратегии предполагает совершенствование принципов, форм, методов и институциональных структур регулирования ВЭД. Эта фундаментальная задача и предопределила выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы в научной литературе имеет междисциплинарную специфику, в рамках сложившегося разделения между экономическими науками. В методологических подходах к анализу институциональных изменений на макроуровне и экономической роли государства в этих процессах автор опирался на работы отечественных исследователей Л. Абалкина, С. Глазьева, В. Гусарова, В. Загашвили, Т. Игнатовой, А. Илларионова, О. Иншакова, Н. Кетовой, В. Овчинникова, Ю. Осипова, Б. Смитиенко, С. Слепакова и других авторов. Исследованию усиления влияния внешнеэкономического фактора на общеэкономическое развитие современных государств посвящены работы Е. Авдокушина, А. Архипова, Л. Вардомского, Б. Дякина, В. Евтеева, Э. Кочетова, А. Никипелова, Э. Нухо-вич, Э. Рубинской, В. Савина, Л. Стровского, И. Фаминского и других авторов.

Региональные аспекты современного экономического развития, включая внешнеэкономическое, и их влияние на решение проблем федеративных отношений рассматривались в работах А. Гранберга, М. Османова, А. Джаримова, А. Дружинина, Ю. Колесникова, В. Кулешова, В. Лексина, III. Магомедова, Е. Строева, А. Тамбиева.

Проблемы, рассматриваемые в диссертационной работе, занимали важное место в трудах выдающихся представителей зарубежной науки, таких, как А. Смит, Дж.М. Кейнс, М. Фридмен, Д. Норт, Дж. Д. Дэниэлс, Д. Норд, Ли X. Радеба, П. Кругман, М. Обстфельд, М. Портер.

Вместе с тем, несмотря на солидную теоретико-методологическую базу, в экономической литературе еще недостаточно исследованы концептуальные основы совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на макрои мезоуровнях в условиях нового этапа интеграции России в мировую экономику. Исследуемый в диссертации аспект предполагает необходимость дальнейшего теоретического осмысления, в том числе и для практического применения.

Диссертация выполнена в соответствии с паспортом специальностей ВАК России (экономические науки): 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: макроэкономика — научные основы, методы и организация государственного регулирования национальной экономикиобоснование внешнеэкономической политики, п. 2.5., 08.00.14 — мировая экономика — направление и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов, п. 21.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка концептуальных основ совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, на новом этапе интеграционного процесса, связанного с предстоящим вступлением страны в ВТО.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

— анализируется эволюция взглядов на роль государства в регулировании экономики на основе критического подхода к различным теориям и воззрениям, и выделяется теория институционализма, как наиболее адекватно выражающая экономическую роль государства в современных условиях;

— исследуются особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, обусловленные влиянием современных тенденций развития международных экономических отношений и нынешним завершающим этапом трансформационного процесса;

— обосновываются теоретико-методологические подходы к формированию концепции, стратегии и разработке на их основе государственной внешнеэкономической политики в новых интеграционных условиях;

— характеризуются особенности и противоречия государственного регулирования экономики в условиях федеративных отношений в современной России;

— прогнозируется изменение баланса приобретений и потерь от внешнеэкономической деятельности в связи с предстоящим вступлением России в ВТО;

— рассматриваются различия в уровнях социально-экономического развития субъектов РФ и роль внешнеэкономического фактора в их сглаживании;

— определяется специфика и проблемы совершенствования организации и стимулирования внешнеэкономической деятельности на уровне региона в условиях интенсификации интеграционных процессов;

— анализируются экономические условия и предпосылки приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации;

— определяются направления совершенствования институциональной системы, способствующие повышению эффективности внешнеэкономической деятельности на мезоуровне и воссозданию единого экономического пространства России.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как фактора качественных изменений социально-экономического развития на мезои макроуровнях. Предметом исследования является совершенствование институциональной системы регулирования внешнеэкономической деятельности на качественно новом этапе интеграционного процесса и с учетом ее региональной специфики.

Методологической и теоретической основой исследования явились фундаментальные концепции и идеи классической и неоклассической школ, представивших новую экономическую стратегию, основанную на сочетании частного и общественного интересов в регулирующей роли государства, институционализма (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Дж. Коммонс, У. Митчелл) и неоинституционализма (Р. Коуз, А. Пигу, Т. Норт, О. Уильямсон), признающих существенное воздействие на экономику системы институтов и правовых норм, активно разрабатываемых государством. В работе использованы подходы и решения, обоснованные в программных и прогнозных разработках органов государственной власти федерального и регионального уровней. В диссертационной работе использованы концептуальные положения системного подхода и системного анализа в единстве исто-рико-генетического и функционально-структурного аспектов, а также метод восхождения от абстрактного к конкретному, экономико-статистические группировки, институциональный и сравнительный анализы.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена материалами, содержащимися в монографиях и статьях российских и зарубежных экономистов, опубликованные в периодических изданиях, размещенных науеЬ-страницах, по фундаментальным вопросам макроэкономики, тенденциям развития мировой экономики и внешнеэкономической политики государств, законы РФ, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты субъектов федерации. Эмпирическую основу исследования составили официальные статистические данные РФ, субъектов федерации, методические и нормативные издания, экспертные оценки ученых, занимающихся проблемами совершенствования институциональной системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании необходимости и в разработке основных направлений совершенствования институциональной системы регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях нового этапа интеграции России в мировую экономику на базе реализации принципа адекватности, предложенного и обоснованного в работе. Данный принцип, понимаемый как концептуальная основа органического сочетания особенностей институциональной системы регулирования ВЭД и закономерностей глобализации мировой экономики, призван обеспечить приоритет национальных экономических интересов при соблюдении международных требований, норм и правил, и стать исходной методологической предпосылкой выработки новой внешнеэкономической политики.

Положения диссертации, выносимые на защиту: по специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: макроэкономика.

1. Противопоставление радикально-либеральной и государственно-рыночной концепций понимания роли и места государства в социально-экономическом развитии вообще, в регулировании внешнеэкономической деятельности в частности, все более определенно выявляет неконструктивный характер. Речь может идти только о качественном изменении состава и содержания регулирующих функций государства, призванного создать институциональное обеспечение развития конкурентной среды и эффективное функционирование рыночных механизмов с одной стороны, а с другой, нивелировать негативные последствия рыночной самокоординации, придав ей социальную направленность, в том числе по отношению ко внешнеэкономической деятельности, создать институциональный механизм противодействия негативным последствиям процессов глобализации мировой экономики, внешнеэкономической экспансии развитых государств и цивилизованной защиты национальных экономических интересов с учетом международных норм и правил.

2. В разработке концепции внешнеэкономической деятельности и ее регулировании необходимо учитывать реализацию принципа адекватности, под которым можно понимать создание такой институциональной системы регулирования ВЭД, которая смогла бы одновременно в рамках соблюдения международных требований и учета глобализационных тенденций сохранить и отстоять в характере и направлениях ВЭД приоритет национальных экономических интересов. Содержание самой адекватности может усматриваться в таком способе внутренней институциональной реализации международных обязательств, норм и правил, которая безусловно формирует свою функциональную способность через призму стратегических целей и задач национального экономического развития. Стратегия ВЭД, таким образом, неизбежно заключена в противоречивых границах национальных внешнеэкономических интересов и институциональных установлений международных экономических организаций, глобальных претензий мирового рынка и жесточайшей международной конкуренции.

3. Наиболее соответствующей модели эффективного государства, реализующего принцип адекватности во ВЭД является концептуальная схема институционализма. Методологическая база институционализма, опирающаяся на повышение экономической функциональности государства, ведет к представлению о новом качестве роли государства во ВЭД. Непосредственной теоретической предпосылкой разработки современной внешнеэкономической стратегии России может быть предложено определение и конкретизация принципа адекватности во всех его аспектах, включающих как экстернальные, так и интернальные, внутренние моменты взаимодействия и сочетания федеральных и региональных интересов во ВЭД с целью обеспечения их баланса и сглаживания региональной, социально-экономической дифференциации. Предстоящее вступление России в ВТО безусловно ведет к существенным институциональным трансформациям механизма государственного регулирования экономики на всех уровнях, включая региональный.

4. Теоретико-методологические основы формирования государственной внешнеэкономической политики нового качества в рамках реализации принципа адекватности предполагают исследование содержания и иерархической соподчиненности понятий «концепция», «стратегия» и «внешнеэкономическая политика». Концепция ВЭД опирается на систему представлений о целях социально-экономического развития, включая желаемое к достижению место России в глобализирующейся мировой экономике. Стратегия, охватывая средства реализации, концентрируется вокруг обеспечения международной конкурентоспособности экономики. Внешнеэкономическая политика на основе стратегии и в ходе ее реализации учитывает современное состояние внешнеэкономического комплекса, а вместе с ним и воздей-' ствие всей системы мирового хозяйства, мировой конъюнктуры и международной конкуренции. ВЭП, в отличии от регулирования других сфер экономики, учитывает как интернальные, так и экстернальные факторы, к которым относятся тенденции и закономерности развития мирового хозяйства, международные нормы и регламентации его функционирования. Задан-ность и объективность последних детерминирует и предопределяет внутренние параметры разработки и реализации ВЭП.

По специальности 08.00.14 — мировая экономика.

1. Фундаментальным фактом, знаменующим наступление нового этапа интеграции России в мировую экономику, становится предстоящее вступление страны в ВТО. В этих условиях реализация принципа адекватности, выделяющего приоритет национальных экономических интересов, становится не безусловной и встретит наибольшее число трудностей и препятствий. И в концепции, и в стратегии, и во внешнеэкономической политике должны быть учтены системные последствия вступления в ВТО и в разно-срочной перспективе, и в отраслевом, функциональном и региональном измерении. При принципиальной выгодности для страны перехода к новой стадии интеграционного процесса вступление в ВТО актуализирует целый комплекс концептуальных задач адаптации ВЭП к новым условиям и выработки качественно новой, содержательно и институционально, системы регулирования ВЭД, способной при умелом, грамотном и исчерпывающем применении правил ВТО, постоянно учитывать и в максимально возможной степени реализовать национальные экономические интересы.

2. В федеративном государстве, каким является Россия, правомерно говорить о региональной специфике ВЭД, ее организации и регулировании, тем более что для страны в современных условиях типична глубокая социально-экономическая дифференциация между регионами. Соотношение, сочетание и взаимодействие федеральных и региональных интересов выступает внутренней, оборотной стороной принципа адекватности во ВЭД. Социально-экономическому развитию регионов существенно способствует использование внешнеэкономического фактора, предполагающего проведение его институциональными структурами эффективной ВЭП. Целью такой политики является повышение конкурентоспособности региона, развитие региональной международной активности и инвестиционной привлекательности. Возрастание роли региональной ВЭП непосредственно связано с переходом к новому этапу интеграции России в мировую экономику. Баланс приобретений и потерь от вступления в ВТО будет различным для отдельных регионов и окажется существенно зависимым от способа регулирования региональной ВЭД и его институционального оформления в новых интеграционных условиях.

3. Основной задачей региональных органов управления ВЭД в новых интеграционных условиях становится активное воздействие на те внешнеэкономические факторы, которые способствуют развитию и совершенствованию экспортного потенциала и инвестиционной активности региона. Конкурентные преимущества Кабардино-Балкарской республики концентрируются вокруг горнодобывающей и металлургической промышленности, производящей редкие цветные металлы, и туристской индустрии, располагающей естественными ресурсами мирового значения. Анализ современного использования данных ресурсов обнаруживает низкую эффективность организации и функционирования предприятий данных отраслей.

4. Институциональное совершенствование органов управления региональной ВЭД непосредственно связано с расширением их функциональной дееспособности и содержания деятельности. Важнейшей функциональной задачей регулирования ВЭД становится комплексная инвестиционная политика, целью которой должно стать создание устойчивых конкурентных преимуществ региона через планомерное создание кластеров в отраслях, определенных как приоритетныеспособствование развитию корпоративной модели вертикальной интеграции, открывающей возможности стратегического и оперативного управления деятельностью предприятий различных стадий технологической цепочки, принятия организационно-правовых решений по мерам развития холдинговых компаний, организацию взаимодействия конкретных предприятий и инвесторов, создание системы нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность иностранных инвесторов и благоприятствующих ей, содействие хозяйствующим субъектам в организации проектов по линии международной кооперации и совместного предпринимательства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методологических подходов и конкретных рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на новом этапе интеграционного процесса, включая региональный уровень регулирования ВЭД. Элементы научной новизны состоят в следующем.

По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: макроэкономика:

— на основе критического анализа теоретических представлений о различной роли государства в регулировании экономики выделена концептуальная схема, наиболее соответствующая реальному составу и содержанию регулирующих функций в модели эффективного государства на новом этапе интеграции России в мировую экономику;

— в качестве исходной методологической предпосылки разработки концепции и стратегии внешнеэкономической деятельности предложено использование понятия «принцип адекватности», представляющего собой такой способ функционирования системы регулирования ВЭД, который в рамках и границах соблюдения международных правил, норм и регламентации и учета глобализационных тенденций способен отстоять и реализовать приоритет национальных экономических интересов;

— даны определение, обоснование и конкретизация принципа адекватности с точки зрения повышения экономической функциональности государства и нового качества его роли во внешнеэкономической деятельности, призванного создать институциональный механизм противодействия негативным последствиям процессов глобализации мировой экономики и внешнеэкономической экспансии развитых государств;

— раскрыта иерархическая соподчиненность понятий «концепция», «стратегия» и «внешнеэкономическая политика», представленных как теоретико-методологическая основа формирования государственной внешнеэкономической политики нового качества в рамках реализации принципа адекватности и на базе учета как интернальных, так и экстернальных факторов, выступающих как объективные и заданные детерминанты, предопределяющие внутренние параметры разработки и реализации ВЭП.

По специальности 08.00.14 — мировая экономика:

— обоснована необходимость институциональной и содержательной трансформации системы регулирования ВЭД в связи с предстоящим вступлением страны в ВТО и учета системных последствий присоединения, определены основные задачи адаптации внешнеэкономической политики к новым условиям;

— доказана правомерность региональной специфики внешнеэкономической деятельности, ее организации и регулирования в федеративном государстве и показана роль внешнеэкономического фактора в сглаживании региональной социально-экономической дифференциации, способной углубиться в новых интеграционных условиях;

— выявлена зависимость баланса приобретений и потерь после вступления в ВТО на региональном уровне от способа и характера регулирования региональной внешнеэкономической деятельности, его институционального оформления и определены основные направления воздействия региональных органов на внешнеэкономические факторы;

— предложен комплекс мер по институциональному совершенствованию органов управления ВЭД в Кабардино-Балкарской республике на базе расширения их функциональной дееспособности за счет разработки и реализации активной инвестиционной политики в приоритетных отраслях высокой конкурентоспособности.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью рассмотренных в диссертации проблем и степенью обоснования содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе разработки концепции, стратегии и внешнеэкономической политики в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Полученные теоретические и методологические результаты исследования могут быть внедрены в практической деятельности государственных органов управления ВЭД на федеральном и региональном уровнях. Основные обобщения и предложения могут служить концептуальной основой для совершенствования политики, проводимой Управлением внешнеэкономических связей Министерства экономического развития и торговли КБР. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Управление ВЭД в РФ» и «Внешнеэкономическая деятельность региона».

Апробация результатов исследования. Результаты работы над проблемой докладывались на международных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных и научно-практических конференциях в г. Нальчике, г. Пятигорске и Ростове-на-Дону в 2003;2005 гг. Основные итоги научной разработки проблемы диссертации получили отражение в 4 публикациях общим объемом 4,3 п.л. 1.

Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 1б0 наименований, и приложений. Структура работы определяется поставленной целью и соответствует логической последовательности решения определенных автором задач исследования.

Заключение

.

Проведенное исследование особенностей формирования механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на качественно новом этапе интеграции России в мировую экономику, связанном с предстоящим вступлением ее в ВТО, позволяет сформулировать ряд выводов теоретического и прикладного характера.

1. Усиление интеграционных процессов и переход к заключительной стадии трансформационного процесса, призванный постепенно преодолеть транзитивный характер социально-экономической системы России, все более определенно выявляет неконструктивный характер прямого противопоставления радикально-либеральной и государственно-рыночной концепций понимания роли и места государства в социально-экономическом развитии вообще, в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности в частности.

2. Речь может и должна идти о качественном изменении регулирующих функций государства, их состава и содержания в соответствии с особенностями конкретно-исторического этапа развития российской государственности, призванной создать институциональное обеспечение развития конкурентной среды и эффективное функционирование рыночных механизмов, с одной стороны, а с другой, нивелировать негативные последствия функционирования рынка и придание ему социальной направленности, в том числе, если не в первую очередь, создать институциональный механизм противодействия негативным последствиям процессов глобализации мировой экономики, внешнеэкономической экспансии развитых государств и цивилизованной защиты национальных экономических интересов с учетом норм и правил, принятых в современной системе международных экономических отношений. Предстоящее вступление России в ВТО, безусловно, ведет к существенным институциональным трансформациям механизма государственного регулирования экономики.

3. В разработке концепции внешнеэкономической деятельности и ее регулировании необходимо учитывать реализацию принципа адекватности, под которым можно понимать создание такой институционной системы регулирования ВЭД, которая смогла бы одновременно в рамках соблюдения международных правил, норм и глобализационных тенденций сохранить и отстоять в характере и направлениях внешнеэкономической деятельности приоритет национальных экономических интересов.

4. Принцип адекватности может рассматриваться как концептуальная основа органического сочетания особенностей институциональной системы регулирования ВЭД и закономерностей глобализации мировой экономики. При этом содержание и сущность самой адекватности может усматриваться в таком способе и характере внутренней институциальной реализации международных требований, норм и правил, которая, безусловно, формирует свою функциональную способность через призму стратегических целей и задач национального экономического развития и обеспечения достойного места России в системе глобализирующейся мировой экономики.

5. Стратегия внешнеэкономической деятельности, таким образом, неизбежно заключена в противоречивых границах национальных внешнеэкономических интересов и институциальных установлений международных экономических организаций, глобальных претензий мирового рынка и жесточайшей, постоянно усиливающейся международной конкуренции.

6. Мировой опыт реализации экономических функций государств свидетельствует о том, что состав и содержание этих функций постоянно и динамично развиваются на разных этапах исторического процесса. С конца 90-х годов, по мнению экспертов Всемирного банка наиболее распространенной и перспективной моделью вмешательства государства в экономику и особенно во внешнеэкономическую деятельность становится «модель эффективного государства», под которой понимается государство, катализирующее функциональные способности рынка, стимулирующее и дополняющее деятельность частного бизнеса в национальном и мировом масштабе. Причем «дополнение в мировом масштабе» вряд ли можно представить иначе, чем поощрение внешнеэкономической экспансии в национальных интересах повышения международной конкурентоспособности с использованием разветвленного и эффективного инструментария, включая институциональный, в том числе международный. Практика функционирования современной системы международных экономических отношений в полной мере подтверждает реализацию принципа адекватности во внешнеэкономической политике эффективных государств.

7. Наиболее соответствующей модели эффективного государства и реализации принципа адекватности во внешнеэкономической деятельности является концептуальная схема институционализма и неоинституционализ-ма. (Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Дж. Коммонс, Д. Норт, М. Олсон и др.). Важнейшим концептуальным положением институционализма, имеющим непосредственное практическое значение для современной транзитивной экономической системы России, является положение о существенном воздействии трансформирующихся институциональных структур на функциональную способность рыночной экономики, структурную, социальную и внешнеэкономическую политику.

8. Методологическая база институционализма, опирающаяся на повышение экономической функциональности государства, ведет к представлению о новом качестве роли государства во внешнеэкономической деятельности, обусловленной новым этапом развития мировой экономики и интенсификацией интеграционных процессов. Непосредственной методологической предпосылкой разработки современной внешнеэкономической стратегии России может быть предложено определение и конкретизация принципа адекватности во всех его аспектах, включающих как экстернальные, так и интернальные, внутренние моменты сочетания федеральных и региональных интересов с целью обеспечения их баланса для устойчивого и динаминного развития социально-экономической системы страны.

9. Теоретико-методологические основы формирования государственной внешнеэкономической политики нового качества в рамках реализации принципа адекватности предполагают исследование содержания и сопод-чиненности понятий «концепция», «стратегия» и «внешнеэкономическая политика». Концепция внешнеэкономической деятельности опирается на систему представлений о стратегических целях социально-экономического развития страны и обеспечения ее достойного места в глобализирующейся мировой экономике. Стратегия ВЭД учитывает важнейшие направления и средства реализации указанных целей и в самом общем виде может быть представлена как обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики.

10. На основе стратегии и в ходе ее реализации формируется внешнеэкономическая политика, учитывающая современное состояние внешнеэкономического комплекса, не соответствующее современному научно-техническому уровню мировой экономики, требующая разработки комплексной государственной программы развития ВЭД, включающей все ее виды и формы и опирающаяся на институциональное реформирование всех структур, участвующих в организации и управлении ВЭД на федеральном и региональном уровне. Стратегия ВЭД, реализующаяся во внешнеэкономической политике строится с учетом всей совокупности проблем мирового рынка и мирового хозяйства, существующего уровня международной конкурентоспособности национальных хозяйственных субъектов, мировой конъюнктуры и ее динамики.

11. Внешнеэкономическая политика (ВЭП) представляет собой целенаправленную и комплексную программу действий государства по развитию ВЭД и повышению ее эффективности. ВЭП призвана формировать благоприятные внешнеэкономические условия для расширения воспроизводственного процесса в стране, оптимизировать участие хозяйствующих субъ ектов в международном разделении и кооперировании труда, выявлять рациональные и перспективные для страны сферы и формы участия во внешних связях, определять степень оптимального участия в ВЭП субъектов Российской Федерации и координировать их деятельность на государственном уровне.

12. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в отличии от регулирования других сфер экономики и социальной жизни состоят в необходимости учета как интернальных так и экс-тернальных факторов, к которым относятся тенденции и закономерности развития мирового хозяйства, международные нормы и регламентации его функционирования. Причем детерминированная заданность последних является объективной, предопределенной и существенно воздействующей на внутренние параметры разработки и реализации внешнеэкономической политики.

13. Фундаментальным фактом, знаменующим наступление нового этапа интеграции России в мировую экономику становится предстоящее вступление страны во Всемирную торговую организацию. Это событие с необходимостью повлечет за собой как институциональную трансформацию всех структур, участвующих в регулировании ВЭД на федеральном и региональном уровне, так и изменения содержания регулирующей деятельности в соответствии с международными нормами и регламентациями. Именно в этих условиях реализация принципа адекватности, предполагающая приоритет национальных экономических интересов, становится не безусловной и встретит наибольшее число препятствий и противоречий.

14. Центральной проблемой концепции, стратегии и внешнеэкономической политики становится учет системных последствий предстоящего вступления России в ВТО как в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, так и в отраслевом и функциональном измерениях. Произойдет изменение условий осуществления внешнеторговой политики, существенно ограничатся возможности защиты отдельных отраслей сфер и предприятий от воздействия международной конкуренции, резко повысится уровень открытости экономики. При принципиальной выгодности для страны перехода к новой стадии интеграционного процесса, вступления в ВТО с необходимостью актуализирует целый комплекс концептуальных и стратегических задач адаптации внешнеэкономической политики к новым условиям и выработки качественно новой, содержательно и институционально, системы регулирования ВЭД как на федеральном и региональном уровне так и в отраслевом и функциональном аспектах.

15. Новый этап интеграции России в мировую экономику влечет за собой существенные изменения в балансе положительных и отрицательных последствий от внешнеэкономической деятельности, конкретно определяемые в зависимости от характера, способа и степени участия страны в международном разделении труда, от уровня экономического, научно-технического развития, структуры экономической системы и т. д. В связи с этим современное состояние внешнеэкономического комплекса России не может не вызывать существенных опасений и угроз как для экономки в целом, так и для отдельных отраслей и сфер. Существенных корректив потребует определение экономической безопасности и ее отдельных аспектов, в частности продовольственной безопасности. При формировании стратегии ВЭД необходимо учитывать, что приоритет национальных интересов над международными в области обеспечения продовольственной безопасности признается всеми международными организациями.

16. Конкретно проявившиеся последствия в странах, присоединившихся к ВТО, свидетельствуют о значительном росте импорта в отраслях и сферах, где эффективность национальной экономики ниже, и экспортном росте наиболее эффективных производств. В России это вызовет особую озабоченность по отношению к сфере услуг, сельскому хозяйству и ряду отраслей промышленности. Возможно закрепление критической зависимости от экспорта узкого круга товаров, конъюнктура мировых рынков которых подвержена резким колебаниям. Значительна зависимость страны от импорта потребительских товаров (в частности продовольствия) и технологического оборудования. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, в торговлю услугами, объектами интеллектуальной собственности, в миграцию капитала, в межстрановой научно-технической и информационной обмен.

17. Соотношение позитивных и негативных последствий присоединения России к ВТО будет зависеть не только и не столько от объема прав и обязательств страны, но в решающей степени от способности разработать и реализовать новую внешнеэкономическую стратегию и политику на основе принципа адекватности, предполагающего умелое, грамотное и исчерпывающее применение правил ВТО в целях реализации национальных, экономических интересов.

18. Внешнеэкономическая политика включает как федеральные, так и ре-. гиональные компоненты. В федеративном государстве, каким является Россия, правомерно говорить о региональной специфике внешнеэкономи-. ческой деятельности и ее организации и регулировании, тем более, что для страны в современных условиях типична глубокая экономическая и социальная дифференциация между регионами. Соотношение и взаимодействие федеральных и региональных интересов выступает внутренней, оборотной стороной принципа адекватности во внешнеэкономической деятельности и предполагает их органическое сочетание при приоритете национального экономического развития и учетом региональных интересов.

19. Различный уровень социально-экономического развития субъектов федерации порождает противоречия между ними, с одной стороны, и между ними и Центром, с другой. Пространственные неравенства являются объектом региональной политики во всех странах мира, стремящейся нивелировать данные различия разными формами и методами регулирования, в том числе внешнеэкономического. Социально-экономическому развитию регионов существенно способствует использование внешнеэкономического фактора. Реализация внешнеэкономического потенциала региона предполагает выработку и проведение его институциональными структурами эффективной экономической и внешнеэкономической политики. Основной целью такой политики и разработанных на ее основе региональных программ развития внешнеэкономической деятельности является повышение конкурентоспособности региона, развитие региональной международной экономической активности и инвестиционной привлекательности конкретного региона.

20. Возрастание роли региональной внешнеэкономической политики непосредственно связано с переходом к новому этапу интеграции России в мировую экономику, поскольку характер последствий присоединения к ВТО и соблюдение международных требований и обязательств по разному отразится на социально-экономическом развитии отдельных регионов. Способ организации и управления региональной ВЭД и уровень их институционального оформления окажут решающее влияние на баланс приобретений и потерь в новых интеграционных условиях.

21. Региональная внешнеэкономическая политика выступает составной частью региональной политики и включает обеспечение внешнеэкономических интересов субъектов РФ на международном рынкеорганизацию согласованности действий федеральных и региональных институциональных органов в выполнении международных договоров и соглашенийсодействие субъектам РФ в освоении опыта деятельности в области внешних связей, их вхождению в международное экономическое сотрудничество и участию в проектах и программах международных организаций, связанных с региональным развитиемсоздание условий для улучшения инвестиционного климата в регионах и эффективного привлечения в них иностранных капиталовложенийадресную поддержку наиболее перспективных предприятий региона и создание кластеров высокой конкурентоспособности.

22. На внешнеэкономический потенциал региона оказывает влияние множество различных факторов и задача региональных органов управления ВЭД воздействовать на те факторы, которые способствуют развитию и совершенствованию экспортного потенциала региона по уровню и характеру соответствующего новому этапу интеграционного процесса и степени открытости экономики. Конкурентные преимущества Кабардино-Балкарской республики концентрируются вокруг горнодобывающей и металлургической промышленности, производящей редкие цветные металлы, и туристской индустрии, располагающей естественными ресурсами мирового значения. Анализ современного использования данных ресурсов обнаруживает низкую эффективность деятельности предприятий данных отраслей.

23. Прорыв во внешнеэкономической деятельности в КБР связан в первую очередь с принципиальным повышением эффективности производственно экономической деятельности в названных выше отраслях вместе с институциональной реорганизацией органов управления региональной ВЭД. К мероприятиям способным обеспечить такой прорыв можно отнести: планомерное образование кластеров в отраслях, определенных как приоритетные для производства экспортной продукции. Особое значение здесь может сыграть туризм, становящийся точкой роста для целого ряда обслуживающих инфраструктурных отраслей, в частности сельского хозяйства, народных промыслов, строительной индустрии, промышленной разработки минеральных источников и т. д.

24. Институциональное совершенствование органов управления региональной ВЭД тесно связано с расширением их функциональной дееспособности и содержания деятельности. В частности, одним из важнейших направлений совершенствования регулирования ВЭД должно стать способствование развитию корпоративной модели вертикальной интеграции, создающей дополнительные возможности для централизованного стратегического и оперативного управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий различных стадий технологической цепочки не на базе административных методов, а на основе контроля над их (предприятий) собственностью.

25. К мерам, существенно стимулирующим инвестиционную привлекательность региона можно отнести принятие организационно-правовых решений по мерам развития холдинговых компаний и поддержки их экспортной деятельности, осуществление значительных капитальных вложений в приоритетные отрасли, инициирующие внимание к ним иностранных инвесторовсоздание в КБР свободной зоны с особым экономическим режимом, льготным для инвесторов, вкладывающих средства в приоритетные проекты, в том числе под гарантии федерального правительства.

26. Системность в развитии инвестиционной активности в регионе способна создать только комплексная инвестиционная политика, целью которой должно стать создание устойчивых конкурентных преимуществ региона через совершенствование инвестиционного климата, создание привлекательного для инвесторов образа региона, благоприятного для осуществления инвестиций, организацию взаимодействия конкретных предприятий и инвесторов, создание системы нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность иностранных инвесторов и благоприятствующей ей, содействие хозяйствующим субъектам в организации проектов по линии международной кооперации и совместного предпринимательства.

27. Особое значение приобретает развитие и совершенствование институциональной структуры регулирования инвестиционного процесса в КБР. Созданный при Президенте КБР Инвестиционный Совет разрабатывает и принимает целый комплекс мер для интенсификации инвестиционного процесса, включающий разработку перечня проектов и предложений по привлечению инвестиций под гарантии правительства РФзаключение соглашений с рядом международных фондов, консультирующих по вопросам инвестиций, создание консультативно-посреднических фирм, открытие торговых представительств КБР за рубежом, формирование и реализацию системы предоставления гарантий иностранным инвесторам на основе республиканской собственности на имущество и ресурсы, развитие региональной инфраструктуры содействия иностранным инвестициям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской федерации» от 4. 01. 1999№ 4-ФЗ
  2. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешней торговлей товарами и услугами» от 13.12.2003 № 157-ФЗ. В ред. ФЗ от 22.08. 2004 № 122-ФЗ // Сборник законодательных актов. 2003. — № 50. — Ст. 4850.
  3. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 08.12. 2003.-М.: Ось-89. 2004.
  4. Закон «О безопасности» в ред. ФЗ от 25.07.2002 № 116-ФЗ.
  5. ФЗ «Об экспортном контроле» в редакции ФЗ от 30.12.2001 № 196 ФЗ.
  6. ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при осуществлении импорта товаров» от 13.12.2003 № 158-ФЗ // // Сборник законодательных актов. 2003. — № 50.
  7. ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. В ред. ФЗ от 09.05.2005 № 45-ФЗ//Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 52.-Ст.5140.
  8. Концепция о национальной безопасности РФ. В ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24.
  9. JI.И. Проблемы выбора стратегии на XXI век // Проблемы теории и практики управления.-1998.- № 2.
  10. Л.И. Россия: поиск самоопределения- М.: Наука.2002.- 274 с.
  11. Агропромышленные формирования холдингового типа/ Ответственные за выпуск В. П Арашуков, A.M. Югай М.: МСХА, 2002.- 172 с.
  12. Анализ и прогнозирование экономики региона / АН СССР, Дальневосточный научный центр: от.ред. Чичканов В. П., Минакир П.А.-М.: Наука, 1984.- 270с.
  13. Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики: Сборник научных трудов /Под ред. Р. И. Шнипера. -Новосибирск: ИЭи-ОПП СО РАН, 1995.- 258 с.
  14. Антология экономической классики. М.: Экономика, 1992.
  15. В. Об условиях экономического развития России в 2004—2007 гг..//Экономист.- 2004. № 7.
  16. К. О стратегии развития Российской Федерации до 2010 го-да//Экономист.-2001.-№ 2.
  17. Артемова JL, Назарова А. Итоги экономического и социального развития в 2003 году.// Экономист.-2003.- № 12.
  18. А.П., Прокопович О. П. О страховании рисков внешнеторговой деятельности // Финансы. 2004. -№ 2.
  19. С. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты // МЭиМО. 2001. № 5.
  20. К., Кравченко Т. Потенциал межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия // Экономист.- 1999. № 7.
  21. Балабанов И. Т, Балабанов A.B. Внешнеэкономические связи.- М. «Финансы и статистика», 1998.- 512 с.
  22. А.Н., Комиссаров А.В.Внешнеэкономические связи субъектов РФ и укрепление единого экономического пространства России //Проблемы прогнозирования. 2000. — № 3.
  23. С. Импортозамещающий фактор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития // Российский экономический журнал. -2002. -№ 3-
  24. Т.А. Формирование конкурентных основ государственной мезополитики. Автореферат. Ростов-на-Дону. 2004.- 27 с.
  25. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-практические аспекты. Продовольственная безопасность. Раздел I. Руководитель авторского коллектива А. В. Гордеев. М.: МГФ «Знание», 2000.542 с.
  26. Е. Н. Формирование механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности региона в процессе становления открытой экономики. Автореферат. Ростов-на-Дону, 2002.- 26 с.
  27. И.Я., Калинина.П.Э., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999.- 115 с.
  28. О. Российской нормой должна стать социально-ориентированная экономика // Экономическая наука современной России. 2000. — № 5.
  29. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Ростов н/Д.: «Март», 2000.
  30. Л.Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России / Уч. Пос. М., 2002.- 294 с.
  31. Л.Б. Проблемы внешней открытости регионов в контексте развития российской экономики. М.: ЭПИГОН. 1999.
  32. Ю., Лисов В. Становление холдинговых компаний: правовое и организационное обеспечение. //Российский экономический журнал. -2000. № 5−6.
  33. Ю. Социальная переориентация экономических преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты //Российский экономический журнал. 2002. -№ 10.
  34. Ю. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями//РЭЖ. 2001. — № 10.
  35. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 2001.
  36. Н.В. Современное состояние экономики и ВЭД регионов России: проблемы развития//Внешнеэкономический бюллетень.- 2000. № 9.
  37. Внешнеэкономическая деятельность предприятия /Под ред. Л. Е. Стровского. М. ЮНИТИ, 2001.- 823 с.
  38. О.Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономические связи регионов России: теоретические и методологические основы. Ростов-на-Дону. РГЭУ /РИНХ/, 2002.- 192 с.
  39. С. Об очередной правительственной среднесрочной программе и не только о ней // Российский экономический журнал. 2003. — № 3.
  40. М., Гуриев С., Юдаева К. Россия и ВТО: мифы и реальность //Вопросы экономики. -2002. № 2.
  41. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни (вопросы теории и практики). Под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  42. М.Я., Миндели Л.Э Северо-Западный федеральный округ: экономика, инновационная деятельность, научеый потенциал, высшая школаю М.: ЦИСН, 2003. — 336 с.
  43. А. Г. Региональный разрез экономической реформы // Экономика и жизнь. 1992. — № 39, № 40.
  44. А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ, 1999. — 495 с.
  45. Гранберг А,. Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов //Вопросы статистики. 1998. — № 9.
  46. С. Системные условия развития // Экономист.- 2004. -№ 4. С.
  47. Р. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур агропромышленном комплексе // Российский экономический журнал. 2002. — № 5−6.
  48. Р. Позиция России на переговорах о присоединении к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству: резервы усиления. // Российский экономический журнал. 2002.- № 2.
  49. М.А., Захаров А. Н., Иванян А. Г. Зарубежный опыт регулирования территориального развития // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. -№ 10.
  50. Доклад о мировом развитии 2000/2001 года. Наступление на бедность.- М.: Изд. «Весь мир», Всемирный банк, 2001.
  51. Доклад Министерства экономического развития и торговли «Диверсификация российской экономики: современные проблемы и зада-чи"//Вопросы экономики. 2003. — № 12. С. 4−22.
  52. Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2001.-№ 2.
  53. Евтеев B. JL, Рубинская Э. Т., Солодков Г. П. Региональная внешнеэкономическая деятельность: Состояние, проблемы, тенденции развития.-Ростов-на-Дону: РостИздат, 2003.- 512 с.
  54. B.JI. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и ее региональная специфика. Ростов-на-Дону, 2001.- 26 с.
  55. A.C. Структурная политика России на пороге третьего тысячелетия // ЭКО.- 2001. № 1
  56. И.В. Право Всемирной торговой организации / Уч. пос.- М.: МО, 2003, — 327 с.
  57. Т. Акционерные общества работников: Уральский опыт //Экономист.- 2004. № 9. С. 76−79.
  58. Зимина Т. Предприятия с собственностью работников: опыт и проблемы развития//РЭЖ. 2005. — № 2. С.88−91.
  59. В. Региональные особенности федерализмаУ/Экономист. — 2005. № 1. С.14−19.
  60. В.Г., Бутов В. И. Юг России. Ростов н/Д, 2002.
  61. Т.В. Приоритеты государственного регулирования экономики.» Ростов-на-Дону. 1998
  62. Т. В. Солодков Г. П. Региональная политика: Европейский союз и Россия./Сб. докладов: Современная Германия глазами российских ученых. Ростов-на-Дону, 2002.
  63. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики 1998.-№ 10.
  64. И. Ассоциации экономического взаимодействия и промышленная политика.//Экономист. 2005. — № 1.
  65. История русской экономической мысли. Т. 1, ч. 2
  66. P.C., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. -М.: Олимп-бизнес, 2003.- 274 с.
  67. Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. Любимова Н. М., под ред. Куракова Л. П. М.: Гелиос АРВ, 1999.- 352 с.
  68. Н.П., Горшнева О. В. Развитие сферы инновационной деятельности в регионе // Изв. Вузов. Северо-Кавказский регион. Обществ, науки. -2001. № 1.
  69. А. Международная экономика. Часть 1. -М.: МО. 1997.71. Киреев А. Международная экономика. Часть 2. -М.: МО. 1999.
  70. И., Анисимов А., Юган А., Арашуков В. Организация и функционирование агропромышленных формирований холдингового ти-па//АПК: экономика, управление. 2002. — № 3.
  71. Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ // Журнал Российского права. -2002.-№ 5.
  72. А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органами государственной власти // Журнал Российского права. 2002. — № 8.
  73. М.П. Инфраструктура регионов мира. Санкт-Пб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. -374 с.
  74. A.B. Роль субъектов Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономический бюллетень. 1998.- № 6.
  75. Ю. О международной производственной коопера-ции//Экономист. 2004. — № 8. С. 51−58.
  76. А., Пономаренко А. Валовой внутренний продукт ключевой показатель экономики // Экономист. — 1996. — № 4. — С. 3−6.
  77. Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности (национальная экономика и предприятия в системе мирохозяйственных связей). М.: Экономика, 1992. — 207 с.
  78. Т.Е. Глобализация мирового хозяйства и национальная экономика: проблемы взаимосвязи. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.- 168 с.
  79. Т.Е., Кизицкий М. М. Экономическая безопасность региона (на примере Южного федерального округа). Известия учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2001. — № 1.
  80. Э., Строкова О. Аграрный сектор стран с переходной экономикой и ВТО // МЭ и МО. 2002. — № 5.
  81. Кругман Пол Р., Обсфельд Морис. Международная экономика. 5-е изд. СПб: Питер, 2004. -832 с.
  82. B.JI., Соколов С. А., Ягольницер М. А. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов / /Регион. 1996. — № 2.-С. 3−33.i169
  83. Р., Савка А. Экономическая политика: институциональный подход //Экономист. -2004.- № 4. С. 15−24.
  84. А. К анализу предлагаемых России системных условий присоединения к ВТО // Российский экономический журнал. 2002. — № 5−6.
  85. Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособие. М.: Экономика, 1998.
  86. В.Н., Суспицын В. Е. Сущность, проблемы и механизмы формирования системы мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем // Регион. 1999. — № 4. — с.3−32 .
  87. Г. Место ассоциаций экономического взаимодействия в регионах // Экономист. 1996. — № 8. — С. 55 — 62.
  88. Н., Лисоволик Я. Региональные последствия присоединения России к ВТО. М., 2002. — 185 с.
  89. Д.С. Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России // Экономическая наука современной России. 2003. — № 1.
  90. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, про, блемы и политика. В 2-х томах./ пер. с англ. Том 1 М.: Республика, 1992. 399 с.
  91. Д. Проблемы безопасности Юга России: Региональный и глобальный аспекты // МЭиМО. -2001. № 2.
  92. А., Хутыз 3. О мерах государственной поддержки регионального развития // Экономист.- 2004. № 12. С 64 -71
  93. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. -М: ОАО «Издательство экономика». 1998.- 189 с.
  94. Л.Г. Оценка потенциала интегрированных форм предпринимательства: региональный аспект.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ. -2000. 15,2 п.л.
  95. И. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист. 2003 — № 2.
  96. ., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона// МЭиМО. 2000. -№ 5. С. 97−102.
  97. O.A., Солодков Г. П. Россия в системе международных экономических отношений/ Уч. Пос. Ростов-на -Дону, 1998.- 248 с.
  98. С. Либерализация мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и проблема продовольственной безопасности // МЭиМО. -2003.-№ 1.
  99. Л., Листопад М. Роль предпринимательских сетей и альянсов в обеспечении рыночной устойчивости предприятий // Экономист. -2002.-№ 10.
  100. А. Институциональный подход к стратегии социально -экономического развития // Экономист. 1998. — № 4. — С. 24−29.
  101. В. Задача восстановления АПК и продовольственная безопасность России//РЭЖ. 1999. — № 5−6. С. 43−51.
  102. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, 1990.
  103. В. Внешнеэкономическая политика на пороге нового века // МЭиМО. 2000. — № 2.
  104. О концепции региональной политики: Материал о заседании Государственной думы // Экономист. 1995. — № 4. — С. 19−22.
  105. М.Н. Совершенствование организации внешнеэкономической деятельности на уровне региона. М.: Изд-во МГУ, 2000.
  106. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Российская газета. 1996. — 9 апреля.
  107. Основные статистические показатели Российской Федерации по видам экономической деятельности в 1 полугодии 2004 года. М., 2004.
  108. B.B. Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование. М.: «Петровский двор», 1998.- 206 с.
  109. Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии (макроэкономические, структурные и геополитические вопросы) // Российский экономический журнал. 2002. — № 11−12.- С. 23−24
  110. Пороховский А. А Россия на пути оптимизации экономической роли государства // РЭЖ. 2002. — № 5−6.
  111. М. Международная конкуренция. М.: ИНФРА, 1993.
  112. Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию // Независимая газета.- 1996.- 14 июня.
  113. Противоречия территориального управления в современной России: В 2-х т, -М., 1998.
  114. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Рук. авт. колл. Д. С Львов. М.: Экономика, 1999. -793 с.
  115. Регионы России. Статистический сборник / Госкомстат России, 2004.
  116. В. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития//ВЭБ. 2004. — № 6. С.67−73.
  117. О. Агрохолдинги: проблемы становления и развития// Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства РФ. 2001.- № 9.
  118. Рожков K. JL, Рыбалкин В. Е. Глобализация как вызов национальной экономике // Международная жизнь.- 2000. № 11.
  119. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию // Российская газета. -2002. 19 апреля.
  120. Российские регионы в новых условиях: Сб. статей /Под ред. Ю. Г. Липеца. М.: ИГ РАН, 1996. — 200 с.
  121. Россия и международная торговая система / Под ред. Э. ВанДузера, С. Ф. Сутырина, В. И. Капустина. СПб.: «Изд-во «Петрополис», 2000. -456с.
  122. Россия и ВТО: мифы и реальность./ Центр экономических и финансовых разработок, 2001. 349 с.
  123. Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью. -М.: КОНТУР, 1998.- 240 с.
  124. С.Е., Зотов A.B. Проблемы государственного регионального управления // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2. — С.30−37
  125. В. О некоторых показателях эффекта внешнеэкономических связей России // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. -№ 9.
  126. В.А. Внешняя торговля России в распределении по федеральным округам// Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 10.
  127. Т.Б.Саутиева. Проблемы управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне // Внешнеэкономический бюллетень. -2004.-№ 8.
  128. А.К. К оценке управления экономикой в свете реформ 90-х гг.// Экономист.- 2000.- № 9.
  129. Семенов П. Актуальные проблемы регионального разви-тия//Экономист. -2004. № 6. С. 64−71.
  130. A.M. О некоторых возможностях развития и регулирования внешнеэкономических межрегиональных связей / /Внешняя торговля. -2000. -№ 2−3. С. 9−12.
  131. М., Капицын В. Экспортный потенциал российских регионов в условях глобализации мировой экономики // Маркетинг. 2001. — № 1.
  132. А. Региональная политика и экономическая безопасность России // Вопросы экономики 1999.- № 10.
  133. П.С., Хребтов В. А. Россия на пути в ВТО. М.: Консалтбан-кир, 2000.- 262 с.
  134. В.П. Внешняя торговля России: вопросы стратегического развития // ВЭБ. 2003. — № 4.
  135. И.Г. Системное единство форм и функций государственного регулирования экономики. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000.
  136. Столяров М. Регионализм в Европе и Российской Федерации // Международная жизнь.- 1997. № 9.
  137. Стратегия развития государства на период до 2010 года. Фонд «Центр стратегических разработок». М., 2000.
  138. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ Под ред. акад. РАН А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.
  139. П.В. Трансформация национальных интересов в условиях переходной экономики России / Вопросы теории и методологии. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 2000.- 220 с.
  140. В. Роль государства в экономике //МЭиМО.- 1998. № 10
  141. Теория и практика современного мирового хозяйства. Под ред. АЛО Архипова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.
  142. В., Нэш Д. Внешнеторговая политика: опыт реформ / пер. с англ. Под научной ред. Албеговой И. М.: ИНФРА-М, 1996. — 361 с.
  143. H.H. Внешнеэкономические связи России. Статистико-аналитический справочник.- М.: Международные отношения, 2001.
  144. Федеральная программа развития экспорта. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 08.02.1996 г. № 123.//Собр. законодательства РФ.- 1996.-№ 8. № 770.
  145. Федеративный договор: Сб. норм актов и договоров. М.: БЕК, 1996.
  146. .А. Территории как ресурс развития внешнеэкономических связей// Экономико-географические проблемы формирования региональной интенсивной внешнеэкономической деятельности: Сб. научных трудов. Новосибирск, 1990.
  147. Г. Л. Вопросы оценки экономической эффективности внешнеэкономических связей России // РЭЖ.- 2002.-№ 6.
  148. Шалашова Н. Т Определение стратегии развития внешнеэкономической деятельности России в процессе интеграции в мировое хозяйство // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 9.
  149. Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма // МЭиМО. 2003. -№ 3.
  150. А.К. К вопросу об интеграции России в мировую экономику //МЭиМО.-2001.-№ 10.
  151. И.В. Российская практика и зарубежный опыт стимулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 5.
  152. Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. 2000.- № 6. — С.20−25.
Заполнить форму текущей работой