Становление и развитие банковской системы в странах, переходящих к рынку: на примере России, Китая, Вьетнама
Проблема формирования новой банковской системы в странах, переходящих от командно-административной и рыночной экономики в условиях открытой внешнеэкономической политики, постоянно находится в центре внимания мировой науки. Довольно обстоятельно в российских, китайских и вьетнамских публикациях обобщен период формирования двухуровневой банковской системы, деятельность центробанков, государственных… Читать ещё >
Содержание
- 1. 1.
- 3. 1. Влияние мирового финансового кризиса на зарубежные банки
- 3. 2. Российский опыт борьбы с финансовый кризисом. Государственная политика поддержки российских банков
Становление и развитие банковской системы в странах, переходящих к рынку: на примере России, Китая, Вьетнама (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
В современных завершающихся условиях перехода к рыночной экономике особо важную роль приобретает банковский сектор для инвестирования крупных проектов в реальной экономике и повышения конкурентоспособности отдельных стран бывшей мировой социалистической системы, включая страны лидеры Россию, Китай и воссоединенный после американской агрессии Вьетнам. Становление двухуровневой банковской системы во главе с Центробанком в Китае, России и Вьетнаме выявило два разных подхода к банковской реформе, две модели, которые прошли апробацию на прочность дважды: в 19 971 998 гг. в период азиатского финансового кризиса и российского дефолта и в начале XXI века в условиях современного мирового финансового кризиса. Заложенная в практическую плоскость стратегия развития банковского сектора в условиях эффективной результативности экономической политики Китая и Вьетнама позволяет им выдержать удар мирового финансового кризиса, теперь более разрушительного, поскольку он охватил экономику самых разных стран мира. Россия энергично перестраивает в условиях кризиса свою банковскую политику, усилив государственное вмешательство и помощь банковским структурам.
Несмотря на определенный запас прочности банковского сектора Китая и Вьетнама, здесь сохраняются крупные проблемы, связанные с неэффективно работающими фондовыми рынками, накоплением плохих, невозвращенных кредитов, выданных коммерческими банками, с широким открытием финансово-банковского сектора этих стран после 4 вступления в ВТО и следовательно сильной конкуренцией иностранных банков.
Все эти современные проблемы, трудности вызывают необходимость научного обобщения и объясняют актуальность темы данной диссертации.
Целью диссертационной работы является обобщение опыта банковских реформ на основе изучения и анализа основных тенденций развития и функционирования банков стран переходящих к рынку, представление конкретных рекомендаций по сохранению их эффективности в современных меняющихся глобальных условиях мировой экономики.
Для реализации цели диссертации в работе были сформулированы и решены следующие основные задачи:
По Китаю: Дана оценка результатов банковской реформызаявлено о необходимости использования международных стандартов и введения финансовой прозрачностипредложено создание альтернативных каналов формирования финансового капитала через фондовые рынки и рынок развития долговых обязательств при участии иностранного капитала. По Вьетнаму: Обозначены этапы банковской реформы, антиинфляционная политика Государственного (Центрального) Банка;
Дана оценка методов контроля над банковским сектором, представлено банковское законодательство, перспектива развития банковского сектора после вступления Вьетнама в ВТО и открытия рынка ценных бумаг. 5.
По России: В этом разделе основное внимание уделено анализу причин более глубокого влияния на российский банковский сектор мирового финансового кризиса, представлена политика российского правительства, Центрального Банка по смягчению последствий мирового кризиса на экономику и финансы России, разобран первый этап государственной поддержки российских банков в 2008 г.
В связи с обозначенной целью предметом исследования является реформа и функционирование банковского сектора России, Китая, Вьетнама.
Объект исследования: трансформационные процессы в странах переходящих к рынку под углом зрения участия банковского сектора.
Степень разработанности темы диссертации.
Проблема формирования новой банковской системы в странах, переходящих от командно-административной и рыночной экономики в условиях открытой внешнеэкономической политики, постоянно находится в центре внимания мировой науки. Довольно обстоятельно в российских, китайских и вьетнамских публикациях обобщен период формирования двухуровневой банковской системы, деятельность центробанков, государственных акционерных и частных банков в 90-х годах XX столетия. На современном этапе на банковский сектор оказывают большое (подчас негативное) влияние процессы глобализации. Китай, Вьетнам, вступив в ВТО, испытали сильный пресс со стороны открытия своего финансового сектора иностранному банковскому капиталу. В банковской деятельности этих стран накопилось много проблем, связанных с 6 отягощающим влиянием плохих кредитов, усилением рисков финансовых операций, особенно на фондовых рынках, которые не нашли достаточно полного анализа и объяснения их причин в научной литературе.
Примерно те же тенденции и противоречия присутствуют в современной банковской системе России. Поэтому важно найти комплексный подход для принятия согласованных действий по оздоровлению банков в условиях развития банковско-финансового сотрудничества России, Китая, Вьетнама.
Научно-информационная база исследования. Теоретическая и методологическая основа.
Анализ проблемы банков проделан автором на основе изучения и использования трудов российских ученых, крупных специалистов в области мировой экономики и финансов А. Г. Аганбегяна, О. Т. Богомолова, P.C. Гринберга, С. П. Глинкиной, J1.3. Зевина, A.JI. Лившица, М. Н. Осьмовой, С. Н. Сильвестрова, Б. А. Хейфец, Г. Л. Шагалова, российских ученых-востоковедов Л. А. Аносовой, И. Ю. Анищенко, Я. М. Ьергер, Л. И. Кондрашовой, В. В. Михеева, В. М. Мазырина, В. Я. Портякова, М. Е. Тригубенко, Н. М. Хрящевой, Г. С. Яскиной. Автор пользовался трудами китайских ученых Ли Тэинь, Линь Ифу, Ванг Хиао Фонд, Чанг Чи, Чжоу Сяочуань, Янг Зинь, вьетнамских ученых Дин Ван Ан, Нгуен Нгок Бао, Доан Нгок Фук, Нгуен Дык Тао, До Хоай Нам, западных ученых Алисия Герсия Херреро, Айзенман, Бонд, Мюнделл, П. Вальдмеир, Д. Пиллинд, Тим Джонсон, Г. Дайер и других.
В работе широко использованы научно-информационные материалы, нормативно-правовые документы, законы и правительственные постановления, материалы, доклады ведущих международных экономических и финансовых организаций, экспертные оценки 7 крупнейших российских, китайских, вьетнамских финансистов, планы и стратегия развития банковского сектора на среднесрочную перспективу, прогнозы вывода мировой финансовой системы из кризиса и антикризисные программы России, Китая, Вьетнама.
Научная новизна и личный научный вклад диссертанта.
Впервые в научной литературе произведен сравнительный анализ становления и развития банковской системы Китая и Вьетнама и доказано, что их модели, сформировавшиеся под воздействием сильного макрорегулирования со стороны государства в условиях эффективной реализации стратегии экономического развития обеспечивают возможность бескризисного развития экономики на ближайшую перспективу.
Доказано, что чрезмерная либерализация деятельности банков в России, ослабление роли российского государства в управлении банковским сектором, сильная зависимость от внешних заимствований явились одной из причин современного банковского кризиса, снижения активности реального сектора экономики России.
Научные результаты, полученные лично диссертантом, состоят в следующем:
1. Определены этапы банковской реформы в КНР, СРВ, установлено, что современная банковская система этих стран содержит много проблем, связанных с появлением рисков финансовых операций, не преодолен монополизм на кредитном рынке крупных государственных банков, их деятельность слабо связана с кредитованием инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики.
2. Произведен анализ развития банковского сектора в условиях его открытости для иностранных банков после присоединения КНР и СРВ ко 8.
Всемирной торговой организации и доказана целесообразность использования зарубежного опыта для совершенствования механизма и контроля над банковской деятельностью.
3. Произведен сравнительный анализ функционирования банковских институтов Китая и Вьетнама и выявлен общий системно-стратегический подход Китая и Вьетнама к развитию банков в условиях глобализации и открытости стран в мировой экономике.
4. Даны сравнительные характеристики финансовых кризисов 90-х гг. — начале XXI века и спрогнозирована степень влияния современного кризиса на экономику и финансы КНР и СРВ, доказано, что современный кризис может быть более продолжительным, будет влиять на координацию темпов роста ВВП в сторону их понижения, на некоторый экономический спад в силу более сильной торгово-финансовой зависимости СРВ и КНР от крупнейших стран, втянутых в мировой кризис.
5. Доказана необходимость перехода к скоординированным действиям стран по борьбе с кризисом, более глубокой проработки национальных антикризисных программ.
6. Показано влияние мирового кризиса на Россию и представлена программа антикризисного регулирования со стороны правительства РФ.
Теоретическая и практическая значимость. Обстоятельный анализ опыта и результатов формирования банковских структур России, Китая, Вьетнама при переходе к рынку вносит существенный вклад в общую теорию банковской деятельности стран, находящихся в трансформационном периоде, подвергнувшихся финансовым кризисам, в теорию и практику их антикризисного регулирования на основе совместно выработанной стратегии. 9.
Практическая значимость работы определяется её теоретической новизной, теми выводами и рекомендациями, которые могут быть использованы для улучшения банковской деятельности России, Китая, Вьетнама в условиях преодоления мирового и страновых финансовых кризисов и определения стратегии развития банков в послекризисный период.
Предложения и выводы по теоретическим положениям доведены автором до конкретных рекомендаций по повышению эффективности функционирования банковской системы Китая, Вьетнама, выхода российских банков из современного финансового кризиса. Результаты исследования использованы вьетнамским торгпредством в России при подготовке материалов сотрудничества вьетнамских и российских банков, а также в центральных банковских учреждениях Вьетнама на провинциальном уровне, в частности, Банка сельхозразвития и аграрной экономики г. Ханоя.
Апробация результатов исследований.
Общий объем публикаций по мете диссертации составляет 5,2 п.л.
По теме диссертации опубликовано:
1. Становление современной банковской системы Вьетнама при переходе к рыночной экономике // Региональные проблемы преобразования экономики. ИСИ ДНЦ РАН, 2008. № 4, объем 0,4 п.л. (журнал включен в список ВАК РФ).
2. Политика регулирования валютного курса: мировая практика для Вьетнама // Региональные проблемы преобразования экономики. ИСИ ДНЦ РАН, 2008. № 4, объем 0,4 п.л.
3. Реформы и стратегия развития Китая и Вьетнама: сравнительный анализ // Региональные проблемы преобразования экономики. ИСИ ДНЦ РАН, 2008. № 4, объем 0,4 п.л.
4. Деятельность национальных банков в мировой финансовой системе в начале XXI века. М., 2008, 2 п.л.
5. Государственное законодательство о деятельности банковского сектора экономики Вьетнама. М., 2 п.л.
Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографию. В неё включены 12 таблиц, 1 схема. В работе использованы 127 первоисточников на вьетнамском, русском и английском языках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В заключении приводятся выводы по трем главам диссертации.
Банковская система Китая и Вьетнама при формировании новой структуры имела много общего:
— на всем протяжении реформы сохранялась лидирующая роль Центрального (Государственного) Банка в накоплении золотовалютных запасов, которые стремительно возрастали в результате экспортоориентируемой политики и больших объемов экспорта. Кроме того, запасы пополнялись за счет продажи золота, крупных денежных переводов в валюте отечественных иммигрантов;
— до самого последнего времени приватизация во всех отраслях экономики осуществлялась путем акционирования предприятий госсектора, где государство сохраняло контрольный пакет акций. В отличие от стран Восточной Европы в формировании частных банков деятельность иностранных банков строго ограничивалась, как по сумме активов, так и в отраслевом аспекте. Государство оказывало финансовую поддержку в основном государственным акционерным банкам;
— обычно инвестиционный капитал в значительной степени увеличивается за счет развития фондовых рынков, куда приходят портфельные (непрямые инвестиции). Фондовые рынки в Китае и Вьетнаме развивались на ограниченных площадках, включая 2 крупные фондовые биржи, начиная со 2-ой половины 90-х гг. XX столетия. На фондовые рынки поступали преимущественно акции государственных акционерных банков и госпредприятий, на которые и в Китае, и во Вьетнаме приходится более 80% всех банковских активов, поэтому деятельность фондовых бирж по существу находилась под государственным контролем. Кроме того, слабое присутствие на фондовых.
206 биржах филиалов или отделений иностранных банков, открытых в КНР и СРВ, снижало риски бегства иностранного капитала из страны в случае возникновения угрозы финансового кризиса;
— фактором, влияющим на устойчивость банковского сектора являлись высокие темпы роста экономики Китая и Вьетнама на всем протяжении 90-х — начала XXI века при низкой инфляции в результате успешной борьбы государства с высокой даже гиперинфляцией на первом этапе реформы, а также бездефицитный бюджет. В последние 2 года устойчивость макроэкономики и КНР, и СРВ была несколько нарушена в результате неблагополучного положения на мировом нефтяном рынке из-за роста мировых цен на энергоносители и падения экспортных цен на продукцию базовых отраслей КНР (металлургии, химии). Кроме того, продолжение курса на индустриализацию и модернизации при ограниченных внутренних финансовых ресурсах постоянно требует увеличения внешних заимствований и притока прямых иностранных инвестиций, что отягощает национальный бюджет и увеличивает размер государственного долга. Агрессивная экспортная политика Вьетнама и Китая привела в 90-х гг. к увеличению внешнеторговой несбалансированности, профициту торгового баланса в пользу этих стран в торговле с основными их партнерами США и ЕС. В случае падения потребительского спроса (что фактически произошло теперь в результате американского кризиса) в странах-экспортерах возникла угроза банкротства и роста безработицы в базовых отраслях тяжелой и отраслях легкой промышленности, продукция которых до финансового кризиса пользовалась повышенным спросом в Америке и Европе и составляла значительную часть китайского и вьетнамского экспорта.
В годы становления новой банковской системы Китай и Вьетнам пережили два финансовых кризиса 1997;1998 г. и 2008 года. Первый.
207 азиатский возник в развивающихся странах Юго-Восточной Азии и новой индустриальной Республике Корее и был вызван биржевыми спекуляциями на фондовых рынках этих стран. Кризис поразил всю их банковскую систему и вызвал необходимость разработки антикризисных программ каждой страной в отдельности, главным средством тушения кризисов стали крупные финансовые средства, полученные от международного валютного фонда, в общей стоимости превысившие 100 млрд долл. США, большое участие в тушении кризисов приняло государство, были разработаны новые модели промышленной политики нацеленные на развитие инновационных отраслей экономики и поддержку малого и среднего бизнеса. Азиатский кризис в целом оказал слабое влияние на Китай и Вьетнам в силу сравнительной их изолированности от региональных и мировых банков, неконвертабельности национальных валют и неразвитости фондовых рынков.
Современный — американо-европейский финансовый кризис произошел в самых развитых капиталистических странах мира, которые после присоединения Китая и Вьетнама к ВТО и ориентации их экспорта на американский и европейский рынок и представляют значительно большую угрозу для Китая и Вьетнама, чем азиатский кризис.
Хотя фондовые рынки Китая и Вьетнама значительно слабее, чем рынки более развитых стран Азии и их роль в формировании инвестиционного капитала также слабее, но внезапное бегство национального и иностранного капитала может вызвать панику в банках, резкое падение курса акций, что имело место во Вьетнаме, где национальный биржевой индекс? N1 упал в сентябре 2008 г. более чем в 3 раза, а курс доллара повысился с 16 тыс. донгов до 20 тыс. донгов. Американский кризис начался с кризиса ипотечных банков, во Вьетнаме 1/3 прямых иностранных инвестиций, поступивших в 2008 г. была.
208 вложена в непроизводственное строительство, ипотечный бизнес, тем не менее, в этой стране, как и в Китае, не получил распространения. Отток иностранного капитала из Китая и СРВ был меньше, чем приток ПИИ, который в СРВ только за 8 месяцев 2008 г. в 2 раза превысил объем притока ПИИ за весь 2007 год.
В качестве антикризисных мер СРВ и Китай скорректировали плановые темпы роста ВВП в 2008;2009 г. в сторону незначительного понижения и понизили базовую процентную ставку. В качестве фактора по снижению опасности распространения кризиса в этих странах можно считать более низкую долю банковских активов частных коммерческих и иностранных банков по сравнению с государственными коммерческими банками, предотвращение банкротства неперспективных и неликвидных банков путем скупки их акций госбанками.
Мировой финансовый кризис оказал непосредственное влияние на российскую банковскую систему и его последствия проявились в бегстве отечественного и иностранного капитала, обвале стоимости акций на российском фондовом рынке (на 70% за сентябрь-октябрь 2008 г.), банкротстве проблемных банков. Сырьевая специализация российского экспорта оказалась сильно уязвимой, а падение мировой цены на энергоносители вызывает необходимость сжатия расходной части российского бюджета. В качестве первых пожарных мер правительство России предложило организовать новый нефтяной картель в составе Россия — Ирак — Иран.
В период кризиса резко обострилась проблема низкой ликвидности банков, встала необходимость осуществления частичной мягкой национализации, предоставления субсидированных кредитов для участия банков в кредитовании приоритетных отраслей реальной экономики. Недостаточная прозрачность целевого использования полученных банками.
209 субсидированных кредитов привела к нецелевому их использованию, уход денег в резерв, часто путем конвертации рублевого кредита в валютудоллар или евро. В связи с этим образованы два новых государственных надзорных органа.
Антикризисная программа правительства, разработанная в октябре 2008 г. (программа Путина) и меры Центробанка, включают следующие позиции:
• поддержку предприятий реального сектора экономикимашиностроения, строительства, оборонно-промышленного комплекса, сырьевого сектора, сельского хозяйства, розничной торговли;
• сокращение бюджетных статей расходов на некоторые проекты, отложив их реализацию на более поздний период;
• выделение 50 млрд долл. на перекредитование российских компаний, имеющих задолженность перед иностранными кредиторами (в первую очередь к ним относятся ТЭК, транспорт, коммуникации, металлургия);
• просубсидирование процентных ставок по кредитам, выделенным на технологическую модернизацию;
• сохранение льгот для предприятий, выполняющих госзаказ в размере 25−30% от стоимости госзаказа;
• установление преференциальных цен на покупки товаров на государственном и муниципальном уровне торговли;
• усиление господдержки малого бизнеса путем предоставления госкредитов на создание гарантийных фондов через главные уполномоченные банки (ВЭБ) и Минэкономразвития. Фонды обеспечат предоставление госкредитов без залогов и обеспечения.
Помимо этого, ВЭБ кредитует малый бизнес напрямую самостоятельно;
• жесткое ограничение вывоза российскими банками валюты для размещения на зарубежных активах, поскольку из России с отечественного рынка осенью 2008 г. ушло 19 млрд долл. и в связи с этим Центробанк увеличивает базовую процентную ставку по кредитам, в т. ч. крупным и надежным заемщикам ставки по банковским кредитам достигнут 15%;
• для того, чтобы не допустить девальвации рубля средства из золотовалютного резерва тратятся на поддержание финансовой системы и уходят через уполномоченные банки на покупку валюты. В результаты осенью 2008 г. резервы теряли до одного процента в день. Правительство России не исключает плавную девальвацию курса рубля1.
Россия, укрепив свою финансовую систему, по выводам президента Д. Медведева, сможет сформировать новый международный финансовый центр с участием С8 и С20, т. е. большего числа стран, включая развивающиеся. Для придания российскому рублю международного статуса надежной региональной резервной валюты В. Путиным предложено переходить во взаимной торговле на национальную валюту (помимо членов СНГ) с другим надежным торговым партнером, в первую очередь с КНР, учитывая и то, что в приграничной торговле Россия и КНР уже фактически перешли на расчет в рублях и юанях.
1 www.argumenti.ru, N 44(130) 30.10−5.11.2008.
Список литературы
- Постановление Правительства «О правилах эмиссии государственных облигаций» (1994 г., № 72-СР) Новое Постановление от 2000 г., № 01/2000/ND-CP с изменениями и дополнениями
- Постановление Правительства «О правилах эмиссии облигаций и акций государственных предприятий» (1994 г., № 120-СР)
- Постановление Правительства «О правилах эмиссии международных облигаций» (1995 г., № 23-СР)
- Постановление Правительства «О приватизации государственных предприятий» (1998 г., № 44/1998/ND-CP)
- Постановление Правительства «Об административной ответственности в области ценных бумаг и рынка ценных бумаг» (2000 г., № 22/2000/ND-CP)
- Закон «О Центральном Банке» (1990 г.), Закон «О банках, кредитных кооперативах и финансовых компаниях» (1990 г.)
- Закон «О государственных предприятиях» (1995 г.)
- Закон «Об иностранных инвестициях» (1987 г.)1.dustrial and Commercial Bank of China, Annual Report //http://www.icbc-ltd.com
- Закон Китайской Народной Республики о регулировании и надзоре за банками (2003 г.)
- Закон Китайской Народной Республики о Народном банке Китая (1993 г.)
- Закон Китайской Народной Республики о Народном банке Китая (2003 г.)
- РВС (2001 г.), «Guidelines on Risk-Based Loan Classification».
- Доклады о финансовой деятельности1. ternational Monetary Fund. Viet Nam Economic reviews 1994. Financial Sector and Monetary and Credit Development and Policies, 1994
- Word Bank. Report No. 13 135-VN. Viet Nam Financial Sector Review. An Agenda for Financial Sector Development. March 1, 1995
- Vietnam’s Economy in 2006, 2007. A Reference books Central Institute for economic management (CIEM). Hanoi, 2007, 2008
- State Bank of Vietnam, Annual Report on monetary policy management and banking activities, 1998−2005
- State Bank of Vietnam, Annual Report of the State Bank of Vietnam, SBV, 1998−2007
- State Bank of Vietnam, Overview of OMO and Treasury bill tender services, 2 006 213
- Reports made by Department of Credits, Department of Foreign Exchange Management, Department of Monetary Policy, Transaction Office, State Bank of Vietnam, 2000−2005
- Bank of China, Annual Report, http://www.bank-of-china.com CBRC (2004) «Guidelines on Corporate Governance Reforms and Supervision of Bank of China and Construction Bank of China»
- CBRC (2004) «Provisional Risk Assessment System for Joint-Stock Commercial Banks»
- CBRC (2005) «Latest Developments in China’s Banking Reform, Opening-up and Supervision»
- China Construction Bank, Annual Report, http://www.ccb.cn
- Закон КНР «О компаниях» (1993 г., новая редакция 2006 г.)
- Закон КНР «О страховании» (1995 г.)
- Закон КНР «О коммерческих банках» (1995 г.)
- Закон КНР «О ценных бумагах» (1998 г., новая редакция 2006 г.)
- Закон КНР «О доверительном управлении» (2001 г.)
- Закон КНР «Об инвестиционных фондах» (2004 г.)
- Монографии, сборники, научные доклады, статьи
- О.Т. Богомолов. Анатомия глобальной экономики. М., 2003.
- ЭЛ. Баринов, О. В. Хмыз. Рынки: валютных и ценных бумаг. М., 2001.
- С. Глинкина. Трансформационные процессы в посткоммунистических странах: политика развенчания некоторых миров // Мир перемен, 2008. № 3.
- P.C. Гринберг. Экономический успех без развития и демократии // Тетради международного университета в Москве, 2004. № 3.214
- P.C. Гринберг. Экономические реформы в постсоциалистических странах: концепции, результаты, уроки. М., 2002.
- Д. Гогохия. Деньги, нормы, проценты, валютный курс и занятость. М., 1998.
- С.А. Седов. Привлечение иностранных инвестиций посредством выпуска ценных бумаг (научный доклад). М., 2001.
- С.А. Седов. Новые формы распределения рисков: от макроэкономики к банку (научный доклад). М., 2004.
- Новейшие модификации банковского законодательства в странах ЦВЕ (1997−1998 гг.). М., 2000.
- Взаимодействие денежного и валютного оборота и проблемы валютного контроля: опыт стран Центральной и Восточной Европы. М., 2000.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Ежегодные доклады Центрального Банка Государственной Думе РФ. М.
- Реструктурирование банковских систем в странах Центральной и Восточной Европы. М., 1998.
- И.Ю. Анищенко. Банки и кредитно-финансовая система Вьетнама. М, 1999.
- Р. Артемьев. Аспекты экономического положения в КНР и СРВ. Кредитно-денежная политика СРВ 1988−91 гг. Реферат. В сб.: ИДВ РАН. Информационные материалы, экспресс-информация, вып. 5. М., 1992.
- Урбан Ласло. Развитие банковской системы и применение монетарных средств управления экономикой в условиях переходного периода. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1993. С. 71.215
- Валентин Кудрое. Расставшиеся с социализмом. Опыт реформ в странах Восточной Европы и сегодняшняя Россия // Независимая газета, 2006, 10.11.
- Я.М. Бергер, В. В. Михеев. Фондовый рынок в КНР // Мировая экономика и международные отношения, 2008. № 6.
- П.П. Царев. Финансовая система современной России // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. С.-Петербург, 1998.
- Михаил Задорнов. Так быстро выйти из кризиса как десять лет назад не получится // Коммерсантъ, 2008, 09.10. www.kommersant.ru
- Наполнительское мастерство // Коммерсантъ, 2008, 28.10. www.kommersant.ru
- В. Маневич. Денежная политика и экономический рост // Общество и экономика, 2008. № 6.
- Кризис отменяется //ВВП, 2008. № 8(39)
- Призрак дефолта // www.peoplesmoney.ru 25.09.2008. № 39 (125)
- Так гибнет капитализм вслед за коммунизмом // Аргументы недели, 2008, 25.09.
- A. Улюкаев, Е. Данилова. Российский банковский сектор в условиях нестабильности на мировом финансовом рынке: проблемы и перспективы // Общество и экономика, 2008. № 6.
- Игорь Костиков. Экономика на распутье // Аргументиы недели, 2008, 18.09.
- B. Мехряков. Может ли банковский сектор стать катализатором развития российской экономики? // Общество и экономика, 2008. № 6.
- Буй Куонг Хунг. Уроки азиатского финансового кризиса для Вьетнама 1997−1998 гг. // Новые тенденции в Азхиатско-Тихоокеанском регионе: проблемы и страны. М., 1999.216
- Буй Куок Хунг. Опыт Китая по стабилизации юаня в период азиатского кризиса // Новые тенденции в Азиатско-Тихоокеанском регионе: проблемы и страны. М., 1999.
- То Динъ Тон. Государственное законодательство о деятельности банковского сектора экономики Вьетнама. М., 2008.
- То Динъ Тон. Политика регулирования валютного курса: мировая практика для Вьетнама // Региональные проблемы преобразования экономики. ПСИ ДНЦ РАН, 2008. № 4.
- То Динъ Тон. Деятельность национальных банков в мировой финансовой системе в начале XXI века. М., 2008.
- То Динъ Тон. Реформы и стратегия развития Китая и Вьетнама: сравнительный анализ // Региональные проблемы преобразования экономики. ПСИ ДНЦ РАН, 2008. № 4.
- То Динъ Тон. Становление современной банковской системы Вьетнама при переходе к рыночной экономике // Региональная экономика, ДНЦ, Махачкала, 2008. № 4.
- Ван Чжэжэнъ. Формирование современной банковской структуры Китая // Современные проблемы транзитологии: опыт России, Китая, Вьетнама. М., 2006.
- Чан Дык Лъюнг. Опыт страхования рисков финансовых организаций в России и его значение для Вьетнама // Актуальные проблемы развития АСЕАН и Вьетнама в XXI веке. М., 2008.
- Монографии, статьи на английском языке
- Shirai S. (2002) «Banking Sector Reforms in the People’s Republic of China Progress and Constraints», Chapter III, in Rejuvenating Bank Finance for Development in Asia and the Pacific, United Nations.217
- Standard & Poor’s, China Banking Outlook.
- Wang, Xiao-Fong (2003) «Research on the Capital Adequacy of Commercial Banks in China», Research on Financial and Economic Issues, No. 10.
- Xinhua New Agency, http://www.xinhuanet.com/english
- Young Guo (2002) «Banking Reforms and Monetary Policy in the People’s Republic of China Is the Chinese Central Banking System Ready for Joining the WTO», New York: Palgrave Macmillan.
- Zhang Jie (2003) «The Mystery of China’s State-Owned Banks', Economic Research Journal, Vol. 1.
- Alicia Garcia-Herrero, Sergio Gavila and Daniel Santabara. China’s Banking Reform: An Assessment of its Evolution and Possible Impact. CESifo Economic Studies, Vol. 52, 2/2006.
- Patti Waldmeir and David Pilling. Crisis seen possible aid to China reform // http://www.ft.eom/cms/s/0/0966da6e-8a65-l ldd-a76a-779fdl8c, dwpuuid=eaa4d862−6d69-llda-a4df-779e2340.html?nclick check=l
- Geoff Dyer. How the financial crisis is changing China // http://www.ft.cOm/cms/s/0/e5d48044-a04c-lldd-80a0−77b0765 8, dwpuuid =9c33700c-4c86-llda-89df-779e2340.html
- How will China be affected the financial crisis // http ://www6radio8 6. co. uk/node/83 70/
- Roadmap to Opening Vietnam’s Banking System in WTO Accession Commitments // Banking Review, 2007. N 1.
- Nguyen Quang Thep, Tringh Quang Anh. Supervision over Banking-Financial Sector in Vietnam in the New Period //Vietnam Economic Review, N 10 (158), 2007.
- Nguyen Ngoc Всю. Monetary Police Management of State Bank of Vietnam in Context of Securities Market Development // Vietnam Economic Review, 2007, N 9.
- Doan Ngoc Phuc. Weaknesses and Challenges of Vietnam’s Commercial Banks in Process of International Integration 11 Vietnam Economic Review, N 9 (145), 2006.
- Pham Quang Thao. Opportunities and Challenges of Vietnamese Commercial Banks in the Process of International Integration // Vietnam Economic Review, N 8 (144), 2006.
- Nguyen Quang Thep, Tringh Quang Anh. Supervision over Banking-Financial Sector in Vietnam in the New Period, Vietnam Economic Review, N 10(158), 2007.1. Журналы
- ВВП/Валовый внутренний продукт Деньги и кредит
- Мировая экономика и международные отношения1. Общество и экономика1. Вопросы экономики1. Banking Review1. Banking Journal1. Vietnam Economic Review219
- State Securities Commission Vietnam’s socio-economic Development1. Газеты