Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре: Социально-философский анализ
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении проекций постмодернизма в художественной культуре, выявлении философского статуса постмодернизма, выделении его существенных характеристик и основных категорий: «письмо», «текст» («интертекст», «контекст»), «след», «поверхность» и др. Анализ проблемы человека, художественного сознания и художественной культуры… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
- 1. 1. Генезис и сущность философии постмодернизма
- 1. 2. Основные категории и специфика постмодернистского дискурса
- 1. 3. Особенности воздействия постмодернистских идей на современную европейскую художественную культуру. Опасность разрушения личности
- Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА
- 2. 1. Взаимопроникновение искусства, обыденного сознания и художественно-бытовой культуры
- 2. 2. Коллаж и дизайн как формы воплощения постмодернистского художественного сознания
- 2. 3. Формы визуализации культуры: культ тела, боди-арт
- 2. 4. Преломление постмодернистских идей в региональной художественной культуре
Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена необходимостью философского анализа противоречивого и сложного развития духовной культуры общества, находящегося в состоянии глубокого кризиса.
В этой трагической ситуации культура теряет целостность и предстает как совокупность, соединение (иногда эклектическое) различных культурных слоев и образований. Не существует единого целостного порядка, в терминах которого можно представить мир культуры, мир человека. Это явление получило название «постмодерн» и как его философская концепция — «постмодернизм». В постмодернизме основной характеристикой бытия становится процессуальность. Подчеркивается единство всего потока жизни — как растительной и животной, так и жизни сознания.
Эпистемологический сдвиг в социально-гуманитарном знании характеризуется заменой прежних философских приоритетов: сознание уступает место бессознательному, тотальность — множественности, утверждается мнение о том, что истинного универсального метода познания не существует Центр современной культуры смещается от слова к телу, от интертекстуальности и духовности — к телесности, принимающей различные эстетические ракурсыот вербальности — к зрительному образу, от рациональности — к «новой архаике», когда в центре ментальности и дискурса оказывается тело, плоть. Возникает интерес к культурной эмпирии, к повседневной жизни, которая включает в себя различные сферы деятельности человека.
Заслуживает внимания постмодернистское видение произведения искусства в неразрывной связи с обществом, природой и человеческой жизнью Интересен тот факт, что идеи постмодернизма проступают в общественном и индивидуальном сознании порой неосознанно, однако они широко распространены в культуре и все более интенсивно проникают в художественное сознание и художественную культуру, что и вызывает потребность философского анализа новых феноменов культуры, охваченных влиянием постмодернистских идей.
В чем причина таких поворотов в философии и культуре9 Каково содержание ломки традиции? Как реагирует общество на эту новизну9 Какое место в культурном пространстве занимают человек, художественная культура? Как проецируется постмодернистская философия в художественном сознании и художественной культуре? — вопросы, побудившие нас к исследованию.
В имеющемся философском анализе постмодернизма много противоречий, неясностей. В нашем исследовании мы предприняли попытку осмыслить это сложное течение в философии и культуре. Мы попытались определить место постмодернизма в системе современного философского знания, в европейской культуре, его влияние на художественное сознание и художественную культуру, специфику преломлений постмодернистской философии в региональной культуре.
Тему нашего исследования мы сформулировали следующим образом. «Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре (социально-философский анализ)». Разработка проблемы в данном тематическом плане, на наш взгляд, открывает возможность для более полного и глубокого осмысления современных культурных процессов.
Степень разработанности проблемы.
В исследовании динамики культуры важен вопрос об истоках и предпосылках новых явлений Установлено, что предпосылкой постмодернизма стала критика модернизма со стороны неклассической философии второй половины XIX века, которая привела, в конечном итоге, к возникновению постмодернистского мышления. Основными представителями этой новой философской парадигмы, оказавшими огромное влияние на развитие всей философии XX века, в том числе и постмодернизма, были К. Маркс, Ф Ницше и 3. Фрейд. Работы В. Дильтея, А. Бергсона, А. Гуссерля формируют пространство культуры, в котором происходит критика разума. Это уже был шаг к постмодернизму, с его установкой на отказ от рационалистической традиции в философии.
Термин «постмодернизм» широкое хождение приобрел с середины 1950;х — времени его возникновения и концептуального оформления (Ж-Ф Лиотар). Постмодернизм как явление культуры — феномен общества, для которого характерна информационная, виртуальная реальность, ставшая предметом пристального внимания философов, социологов, культурологов постмодернистского направления.
В конце 1960;1970;х данное понятие использовалось для фиксации но-вационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего вербальные его формы), и было апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая. Начиная с 1979 (после работы Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние-доклад о знании»), постмодернизм утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом (В. Велын, Ч. Дженкс, И. Хасан и др.).
Теоретической основой философии постмодернизма стали взгляды ведущих французских постструктуралистов и постфрейдистов (Ж Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ж Делеза, Р. Барта, Ю Кристевой и др.).
Постмодернизм основывается на разрыве с предшествующей исторической традицией, техникой интеллектуальной работы становится деконструкция. Ж. Деррида осуществляет ее в лингвистической области, Ж.-Ф. Лиотарв области эпистемологии, М. Фуко — в «политической» сфере, Ж Бодрийяр — в «симулятивной». Ж. Делез, Ф. Гваттари использовали метод деконструкции как шизоанализ в широком социальном контексте. Ж. Делез — едва ли не единственный философ этого направления, кто реактуализировал философское наследие прошлого применительно к трудам И. Канта, Ф. Ницше, своего современника — М. Фуко и др.
Их концепции, возникшие в конце 60-х годов, в 80−90-е годы оказались для западноевропейской культурной ситуации определяющими.
Распространение постмодернизма в различных сферах культуры привлекло к себе внимание политологов, социологов, представителей гуманитарных и естественных наук и послужило возникновению, наряду с понятием «философия постмодернизма», понятий «постмодернистская социология», «постмодернистская культурология», «постмодернистская лингвистика» и т. д. Тем не менее, доминирующей является тенденция к предельно широкому пониманию термина «постмодернизм» и признание того, что его «следует употреблять не как историко-литературное или теоретико-архитектурное, а как всемирно-историческое понятие» (Г. Кюнг и др.).
Статус постмодернизма в современной культуре может расцениваться не только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий тенденции развития современной европейской философии как таковой.
В отношении проблемы модерн-постмодерн среди предлагаемых современной постмодернистской рефлексией моделей ее решения отчетливо конституируются крайние варианты: от видения постмодернизма как продукта эволюции и углубления презумпций модернизма (Ж.-Ф. Лиотар) — до интерпретации его в качестве отказа от нереализованных интенций модернизма (Ю. Хабермас), от доминирующей тенденции противопоставления постмодернизма модернизму (Р. Кунофф, Г. Кюнг, Г. Хоффман и др.) — до понимания постмодернизма в качестве продукта «реинтерпретации» модернизма (А.Б. Зелигмен). В постмодернистской рефлексии оформляется также интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных парадигм (У. Эко, Н.С. Автономова) — в этом отношении постмодернизм рассматривается как своего рода этап в эволюции культуры.
Постмодернизм предстает как транскультурный феномен, предполагающий диалог на основе взаимной информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества (У. Эко, В. Вельш). Иная концепция постмодернизма предлагается западными философами и политологами. Ю. Хабермас, Д. Белл трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях конца истории (Ф Фукуяма), эстетическом эклектизме.
В социально-философском и культурологическом аспектах постмодернизм предстает, прежде всего, как понятие, позволяющее выделить новый период в развитии культуры и найти его социальные основания. Ф. Джейми-сон связывает его возникновение с потребностями отражения в культуре новых форм общественной жизни и экономического порядка — общества потребления, театрализованной политики, масс-медиа и информатики.
Феномен постмодернизма находится в настоящее время в фокусе философского, культурологического интересов, о чем свидетельствует не только большой массив фундаментально-аналитических работ, посвященных этому феномену и неуклонный рост публикаций, но также и оформляющаяся традиция популяризации постмодернизма. Исследователями установлено, что постмодернизм — антидогматический, антифундамента-листский, антитоталитарный по духу способ философствования, открывающий некоторые позитивные перспективы исследования инновационных процессов в жизни, науке, художественной культуре конца XX в.
В исследовании распространения идеи постмодернизма в России представляют интерес работы отечественных исследователей (И П Ильина, В. В Савчука, Л. В. Терещенко и др.). На наш взгляд, вполне обоснованное критическое отношение к постмодернистским концепциям в отечественной философии представлено в работах В. Кутырева, В Дубровского, В. В. Орлова.
Феномену постмодернизма и различным его аспектам посвящен ряд диссертаций. Так, «Дисскусия о модерне и постмодерне в западной философии второй половины 20 — начала 21 века» рассмотрена у В. В. Ветрова [46], постмодернистской гносеологии посвящена работа М. Б. Лессовой [120], дан анализ феномена эстетизации частной жизни в контексте классической и неклассической концепций культуры Г. Э. Галановой [57], виртуализация опыта в культуре постмодерна рассмотрена Д. В Галкиным [60], понятие художественного как модели неклассического понимания сущности вещи в постмодернистской философии дано Е. В. Перекопской [152].
При рассмотрении особенностей распространения идей постмодернизма в региональной художественной культуре интересны работы Н Зем-сковой, В. Абашева, А. А. Сидякиной, Т. В. Тихоновец и др. Таким образом, феномен постмодернизма активно исследуется зарубежными и отечественными философами.
Однако существующий массив исследований не создает динамичного и целостного философского образа постмодернизма и обуславливает выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования. Цели и задачи исследования.
Цель нашего исследования — определить сущностные черты постмодернизма как типа и способа философствования и его проекции в художественном сознании и художественной культуре. Исследовательская цель определяет следующие конкретные задачи: проанализировать генезис, сущность, философский статус постмодернизма и его особенности как способа философствованиявыделить содержание основных философских категорий постмодернизма, функционирующих в художественном сознании и объективированных в художественной культуревыявить основные тенденции постмодернизма в современной культуре, в частности, — в художественной культурепоказать особенности влияния постмодернизма на мир повседневности путем анализа динамики философии, обыденного сознания и художественной культуры, дать характеристику наиболее ярких воплощений постмодернизма в коллаже и дизайне, боди-арте, культе телазафиксировать «следы» постмодернизма в визуализированных формах региональной художественной культуры и определить их ценностный статус в культуре.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является постмодернизм как явление культуры. Предметом исследования — особенности постмодернистской философии и ее проекции в художественном сознании и художественной культуре.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, психологов по проблемам генезиса, сущности философии постмодернизма, специфики постмодернистского дискурса, его функционирования в современной культуре (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, У Эко, X.JI. Борхес, Ф Джеймисон, Ю. Кристева, М. Фуко, В. Велын, Е. А. Найман, В Подорога, Н. Б. Маньковская, Н. С. Автономова, Н. А Терещенко, Т. М. Шатунова, И. П Ильин, Ж. Т. Тощенко, В. Курицын, Д. И. Дубровский, В. В. Савчук и др.) — при рассмотрении особенностей постмодернизма в региональной культуре — работы Т. Тихоновец, Н. Земсковой, А. А. Сидякиной, В. Абашева и др
Сложность и противоречивость развития современной культуры, в особенности художественного сознания и художественной культуры, обусловило применение синтеза социально-философского и культурологического анализа (за основу синтеза подходов взят диалог в его поли функциональности как ключевой элемент философствования и как способ общения, коммуникации, письма, текста), материалистической диалектики, структурно-функционального анализа, методов описания, объяснения, количественного и качественного анализа, системного подхода, сравнительного, текстового анализа.
Исследование опирается на фундаментальные положения научного материализма и современной концепции развития1, что позволило рацио.
1 Орлов, В В Материя, развитие, человек / В В Орлов, Гл ред ЯР Волин — Пермь ПГУ, 1974 -395 с нально оперировать собранным теоретическим и эмпирическим материалом для решения целей и задач исследования.
Эмпирической базой исследования выступили художественные произведения постмодернистской направленности: боди-арт, коллаж, инсталляции, перформансы, дизайн, архитектураметодика организации художественных выставок, экспозиций в музеях, художественных центрах и др
Научная новизна исследования заключается в следующих ПОЛОЖенИЯХ' определена специфика содержания и формы проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре через категории: деконструкция, децентрация, нелинейность, бессубъектность («смерть автора»), ризома, лабиринт и др. на уровне обыденного сознания и практики, теоретического воплощенияобозначена проблема человека, представленного в постмодернизме как «случайный индивид», коммуникативный субъект в контексте анализа проявлений кризиса современного обществауточнено содержание основных категорий постмодернистского дискурса (нелинейного способа организации целостности) таких как «письмо», «текст» («интертекст», «контекст»), «след», «поверхность» и др.- впервые дан сравнительный анализ постмодернистских тенденций европейской и российской культур, выраженных в антиисторичности европейского постмодернизма и сохранении историчности в отечественной философииэстетизации действительности, игре и т. д., впервые проанализированы особенности взаимопроникновения постмодернистского искусства, обыденного сознания и художественно-бытовой культурыдан теоретический анализ новых форм искусства, стирающих грань между искусством и обыденной практикой, таких, как «хэппенинг», «инсталляция», «боди-арт», «перформанс» и др.- выявлены причины и характер процессов десакрализации, деидеологизации искусствавыявлена новая ценностная ориентация общества и личности — ориентация на качество жизни, организационным началом которой выступает дизайнобоснована и раскрыта сущность переориентации смещений культуры от духовности — к телесности, принимающей различные эстетические ракурсы, выявлены некоторые тенденции постмодернизма в региональной культуре, проступающие в новых формах искусства, клиповой эстетике, мире повседневности (кентавр-проблема, карнавализация).
Новизна исследования конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту: сформулирована гипотеза: постмодернизм — особый тип философствования, переходный от обыденной философии к теоретической, концептуальные схемы философствования которого сформировались на пересечении философии, литературы, лингвистики, социологии, психоанализа и других гуманитарных дисциплиннаиболее значимы для художественного сознания и искусства те категории постмодернистского дискурса, в которых так или иначе отражены черты кризисного общества XX века (деконструкция, лабиринт, «смерть автора», отрицание субъекта и др.) — авторское определение понятия «дизайн» как метода художественного проектирования всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека и определенного типа культуры, представление о ценности коллажа как универсального принципа организации культурного пространства, состоящего в соединении различных по статусу и значению элементов, которые образуют полифоническое семантическое пространство при равенстве значений каждого из элементови коллажа в постмодернизме как стилизации нецелостности, фрагментарности, эклектичности соединений фрагментов бытия предметов и человека, эрзац жизнипровинциальная культура является системообразующим элементом национальной культуры, сохраняющим устойчивый культурный потенциал и противостоящий деконструктивным идеям постмодернизма. Она выступает основой воспроизводства культуры и в процессе обогащения новыми элементами постмодернистской культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении проекций постмодернизма в художественной культуре, выявлении философского статуса постмодернизма, выделении его существенных характеристик и основных категорий: «письмо», «текст» («интертекст», «контекст»), «след», «поверхность» и др. Анализ проблемы человека, художественного сознания и художественной культуры в концепциях постмодернизма представляется перспективным для последующей разработки направлений исследования современной культуры, использования материала исследований в курсе философии искусства, культурологии, эстетики. А также могут быть использованы при создании учебных программ и учебных пособий, при разработке курсов лекций по философии культуры и культурологии. Положения, сформулированные в диссертации, теоретически и практически значимы для решения дискуссионных проблем в области социальной философии и культурологии (о новых типах философствования, о влиянии культурных феноменов на повседневность и др.).
Разработаны методические рекомендации по изучению новых направлений современной культуры в курсе философии, культурологии.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были изложены автором на международной научно-практической конференции «Качество социально-гуманитарного образования в вузе: состояние, пути, формы и методы его повышения» (Пермь,.
2003), Всероссийских научно-практических конференциях: «Периферийность в культуре XX века» (Пермь, 2001), «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (ежегодныхПермь, 2001,.
2004), «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 2002), Всероссийской научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов (СПетербург-Пушкин, 2002), региональной учебно-методической конференции «Совершенствование форм и методов учебного процесса в условиях заочного обучения» (Пермь, 2004) и др.
Основные положения проведенного исследования неоднократно обсуждались на научно-методических семинарах кафедры философии ПГСХА.
Материалы диссертации нашли отражение в 11 научных публикациях (в т.ч. в 3-х статьях).
Структура и объем работы в соответствии с целями и задачами включает введение, две главы, заключение, приложения, список литературы. Содержание работы изложено на 171 странице, библиография состоит из 224 источников.
В первой главе рассматривается генезис и сущность философии постмодернизма, определяются особенности постмодернистского дискурса, влияние его идей на художественное сознание и культуру, выявляются противоречивые характеристики его воздействий на духовное развитие личности.
Во второй главе дается анализ художественной культуры постмодернизма, особенностей ее визуализированных форм как форм художественного отражения современного кризиса общества.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и рекомендации, намечаются новые задачи дальнейшего исследования на базе синтеза социально-философского и культурологического направлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основании проведенного анализа мы отмешм, чю постмодернизм является продуктом духовного кризиса современной эпохи XX—XXI вв. Кризиса, имеющего противоположные векторы развития вектор, разрушающий культуру, а значит и человека, вектор вызревания новой парадигмы культуры, ориентированной на свободу личности, равноправие культур и утверждения демократических начал в обществе.
Революционные сдвиги в общественном бытии поставили перед общественным сознанием ряд новых проблем или потребовали переосмысления проблем традиционных о смысле «человеческой жизни», о связи индивидуальной человеческой судьбы с социальной историей, о роли и месте человека, наконец, о границах и критериях познания природной и социальной действительности.
В эпоху постмодерна, человек прибегает к такому методу познания, как его ироническое переосмысление Исследуя историю, а также историю культуры, человек постмодерна отрешается от части традиционных предлагаемых метафизическим мышлением установок, ценностей, идеалов и т. п.
Происходят значительные переломы в понимании человека, вылившиеся в «смерть субъекта», точнее того субъекта, который понимается в классической философии Формируется новый тип сознания, некая переходная модификация общего концептуального сознания, мировосприятия в целом.
Постмодернистские установки отличаются от классических открытостью, направленностью на непознаваемое, неопределенностью Неклассическая онтология разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от бинарных оппозиций реальное-воображаемое, оригинальноевторичное, старое — новое, естественное — искусственное, внутреннеевнешнее, поверхностное — глубинное, субъект — объект, правдивое-ложное и т. д. Происходит утрата онтологической реальности таким понятием, как бытие, уравниваемое с видимостью. Философия постмодернизма объединила самые разные подходы, методы и стили.
Анализ основных категорий и специфики постмодернистского дискурса позволяет сделать вывод о многочисленных заимствованиях и переосмыслениях терминов и понятий различных областей гуманитарных наук Концептуальные схемы постмодернистского философствования, основанные на пересечении разных иррациональных направлений философии XX века (причем с заметным снижением философского дискурса, с эклектичностью и нередко с напрасным отрицанием философской традиции), знаменуя системный кризис, в начале пути опирались на феноменологию, психоанализ, философию жизни, формируя дискурс на перепутье между структурализмом и постструктурализмом, социальной антропологией, семиотикой, рецептивной эстетикой, культурологией. Такой разброс ориентиров, иронических и декон-структивных соприкосновений с разными гуманитарными знаниями говорит о поиске постмодернизмом собственного языка, поиске новых ценностных ориентиров.
Создается особый тип мышления, который является многомерным и разнородным противоречивым и парадоксальным.
В постмодернизме происходит подмена традиционно философской проблематики Бога, Бытия, реальности, сути проблемой текста, которая дается нам не только в письменной культуре, но и в культуре «голоса» (устная коммуникация), а также в культуре невербальных форм общения (пластический образ, жест, выкрик и т. д.). Онтология заместилась своеобразной усложненной текстологиейпрежняя фундаментальная философская интуиция реальности и условности мира сменилась убеждением в том, что мир дан нам в облике знаково (в том смысле исторически) обусловленной текстуальной оболочки. Подмена метафорической онтологии семиотикой отчасти подготовлена экзистенциалистской философией.
Мир предстает в постмодернизме прежде всего как некое сплетение знаков, действующих, взаиморезонирующих и взаимоподавляющих, как некий текст, причудливо сплетающихся из разнообразных лингвистических, стилистических, психологических и социальных предпосылок. То, что в привычном философском дискурсе принято называть объектом и субъектом, с т з мыслителей постмодернизма, выглядит условно, слагающимися из многообразных параметров Мира-как-текста.
Нынешнее «знаковое сознание» есть сознание по преимуществу «распавшееся» сознание, упускающее из виду связующие знакообмен рациональные и интуитивные, насущно духовно-человеческие смыслы.
Постмодернизм продолжает классическую версию человека, сведенного к феномену сознания, хотя сознание понимается уже совсем иначе. Таким образом, идея «возвращения субъекта» заложена в логике концепций постмодернизма начала XXI века, проявляя в этом непоследовательность и противоречивость постмодернистской концепции человека и общества, отношений человека и мира.
Постмодернизм пытается по-новому осмыслить реальность, излечить мышление от тотальности, включить в рефлексию опыт эстетический, моральный, политический, научный, пограничных ситуаций, повседневности Наиболее адекватное постижение действительности сторонники этой позиции полагают за интуитивным, обыденным сознанием Оно (обыденное сознание) ассоциативно, непонятийно, метафорично.
Итак, мы пришли к выводу, что постмодернизм является способом философствования и переходным состоянием от обыденной философии к теоретической, а возможно, и началом становления новой философской парадигмы и целым направлением движения развития современной культуры.
Названные альтернативы — это один из кратких вариантов оппозиций философии эпохи модернизма и постмодернизма, показывающий, что в способе философствования постмодернистов обнаруживается некоторая связь с предшествующей философией в виде заимствований, свободного комбинирования текстов, переосмысления фундаментальных понятий в целях поиска нового содержания языкового поля, открытие новых смыслов. Однако отказ от основополагающих концептов — субъект-объект, развитие, творчество, истина, существенно снижают уровень философствования. Его трудно отнести к теории. В этой философии не обнаруживается глубокой преемственности с предшествующей философской традицией. Есть лишь некоторые ее следы (игра как вид и способ творчества) и др Но, тем не менее, в условиях кризиса рационализма эта философия оказалась востребованной и стала основанием многих параметров культуры XX—XXI вв.еков.
Постмодернистская идея демократизации культуры, снижение верховных ценностей, отказ от трансцендентных идеалов, влекущих в свое время творцов модернистского искусства — все способствовало поиску новых форм в художественном творчестве и унификации социальных адресатов.
По пути поиска сложных форм, способных к воплощению многосоставных смыслов, вырабатывались альтернативные принципы художественного мышления и творческий инструментарий в визуально-изобразительном искусстве. Речь идет о жизнетворчестве, вторгающемся непосредственно в бытийную ткань, синтезирующем единую систему жизни и искусства Взаимопроникновение искусства, обыденного сознания и художественно-бытовой культуры, выразившееся в физической вовлеченности человека в эстетический опыт, антропологизме и биологизме в эстетике и искусстве, телесности и т. д., безусловно, обогатило повседневный мир человека, тем не менее феномен эстетизации действительности несет ущерб нравственному потенциалу.
Мы выяснили, что новые формы искусства пронизанные постмодернистскими влияниями характеризуются нелинейностью, многомерностью, связью с повседневностью.
Идея использования прежних форм в художественном творчестве ставит художника, по мысли Ж.-Ф. Лиотара в положение философа, изобретающего новые правила игры [123]. Так, с одной стороны: искусство стало генератором многих постмодернистских идей, с другой — стало формой их кодирования, трансляции и манифестации Многие черты, присущие постмодернистскому искусству, характеризуют не столько его, сколько выражают общую культурную парадигму современности.
На искусство постмодерна оказали влиянияглобализация, в силу которой авангардные явления распространяются по всему миру, новые технологии создания и распространения произведений искусстварастущая роль массовой культуры.
Классическая категория «совершенного» тяготеет к «строгим» формам, ограничивающим бесконечное богатство возможностей «неправильных» художественных форм. Совершенство мира не существует, утверждает постмодернизм, поэтому «совершенство» скорее маска, чем реальность. Становление же сопряжено с несовершенством. Стратегическая линия развития современной культуры (искусства) связана с «несовершенным» как выражением свободы, динамизма и хаоса.
Тема кризиса истинности, достоверности, адекватности, веры, ответственности звучат в постмодернистском искусстве, подменившем художественные абсолюты их относительными интерпретациями.
Так, под воздействием цифровых технологий произошли изменения в философии и искусстве, общий знаменатель этих трансформаций — нестабильность, связанная с переизбытком информации, новыми способами ее сохранения и передачи, повлекшими за собой десакрализацию самого объекта информации. Их результатом в философском плане явилось усиление тенденций, связанных с релятивизмом, эмпиризмом, прагматизмом: синтез возобладал над анализом, дисконтинуальность — над континуальностью, верификация оказалась проблематичной. Возросла взаимозависимость компонентов триады: творец-артефакт-реципиент. Нестабильным стало и искусство, где место стабильного объекта занял лабильный гипертекстовый документ.
В эпоху постмодерна сложились условия, при которых «психотическое становление субъекта» может быть подвергнуто «художественной» рефлексии лишь двумя способами: они либо проявляются в «карнавальном искусстве», либо становятся предметом самоанализа в рамках письма, преодолевающего стену репрезентации Различие меду этими двумя способами ничтожно и вместе с тем фундаментально это различие между идентификацией — трансфером с одной стороны, и бесконечным анализом — с другой" [108, с 23].
Философская категория бессознательного, переосмысливающая постмодернизм только как паранойя и шизофрения преобразовалась в искусстве в метод шизоанализа, проявляющий иррациональное в мире, в человеке.
Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки либидо, машинность желающего производства.
Следствием сдвигов в шкале ценностей является новое содержание предмета искусства — им становится тело (но тело без единства с духом). Тело в постмодернзме находится в центре мира, который является лишь его продолжением (идея, воспринятая боди-арт).
Если в центре осмысления человеческого бытия оказывается тело, то сама логика осмысления его — в контексте телесного существования.
В границах постмодернистской парадигмы опыта телесность реализует традиционные функции ментальности — применительно к процедуре осмысления опыта тело приобретает статус «внутреннего», а ментальность -«внешнего» ракурса.
Тело становится особым экраном на котором воспроизводятся отображения актуальных, свершающихся действий.
Так, боди-арт мы оцениваем как сложное и противоречивое явление С одной стороны мы видим в постмодернизме культ тела, развитие телесной культуры, но отрицательно относимся к деструктивному отрыву тела от духа.
Появление такого вида искусства свидетельствует об изменениях, происшедших в социокультурной реальности. Оно вызвано к жизни тем фактом, что современный образ жизни, особенно в больших городах, характеризуется определенным обеднением, а нередко полным исчезновением естественных человеческих отношений. Человеческие контакты фактически ограничены заведомо контролируемыми сферами жизнедеятельности, а идеальный субъект общества сведен к потребителю времени и пространства. С каждым днем сокращается реальный выбор возможностей, хотя эта обыденная реальность доверху заполнена усиленно рекламируемыми именами, названиями, торговыми марками и другими символами многообразия, составляющего основу идеологии общества потребления и коммерциализации культуры.
Отовсюду ускользнувший, рассеянный по дискурсивным практикам и растворившийся в сетях и потоках информации индивид ищет точку опоры — точку соприкосновения с подлинной жизнью, об этом свидетельствуют актуальные формы высказывания в искусстве (хэппенинг, перформанс, боди-арт и др). Люди в поисках полного и цельного ощущения себя, своего тела.
Гиперболизация телесности — одна из проекций постмодернистской идеи деперсонализации и «смерти субъекта» (искусстве — «смерти автора»). В идее «телесности сознания» оказывается «снятым» противоречие тела и духа, объекта и субъекта в искусствеавтора и героя (объекта).
Использование трансситуационной модели социокультурного научения, совмещающей позиции наблюдателя и участника, используемая искусством постмодерна, позволяет не только теоретически отрефлексировать межличностные процессы, обеспечивающие становление человека, но и получать практический урок действия феномена культуральной относительности, приобрести чуткость в распознании особенностей культур и личностных различий их представителей. Взаимодополнительность точек зрения наблюдателя и участника учит умению мыслить самостоятельно и критично, т. е. рефлексивно и саморефлексивно, творчески и контекстуально. Традиционная критическая функция современного искусства осуществляется теперь, главным образом, через поиск и представление возможных моделей поведения и сосуществования в целях сохранения личностной и групповой идентичности.
Таким образом, сильная социальная направленность — отличительная особенность современного искусства Искусство постмодернизма борется за включение сейчас и здесь живущего человека в широкий культурно-исторический пласт бытия Цель такого включения — заставить искусство сотрудничать в диапазоне всех пяти человеческих чувств, открывая новые, неожиданные и неизвестные ранее оттенки эстетических переживаний, дают возможность зримо изобразить бесконечность человеческого «Я» Постмодернизм открывает новые парадигмы личностной актуализации.
Итак, отражая объективную реальность реалистическое искусство потеснено авторитетом Письма, Текста, Метафоры, виртуальной реальности Поверхность в философии второй половины XX века все чаще возводится в ранг бытия. Проблемы предела, грани, а также пограничности, маргинально-сти, представлены в ряд таких метафизических вопросов, какими были в классической философии вопросы об истине, Боге, природе вещей.
В некоторых случаях идеи постмодернизма (блуждание по поверхности смыслов, интерпретация, интертекстуальность и др) обладают, несомненной креативностью: анализ текста Читателем имеет некоторую интригу, он увлекает, отличается высокой профессиональной культурной, неисчерпаемой эрудицией, богатой ассоциативностью, тонкостью и даже изощренностью и многими другими традиционными достоинствами. В этом есть и опасность, отсутствие развязки, конца, предела, выводов. Цель подобного анализа — бесконечное блуждание по лабиринту (в этом постмодернисты видят выход из сложившегося всеобщего кризиса), уводит человека на новый виток неразрешимых проблем.
Воспринимаемый фрагментарно обыденный мир выразился в искусстве в формах коллажа.
Хаотичные смешения виртуальной и объективной реальности, произвольные фрагментирования, навязывание искусственного пространства, оторванного от целостного мира, становятся оковами для развития самосознания, формирования целостной личности. Эстетический и художественный примитивизм коллажирования и деконструирования «текстов» реальности извращает вкус, не нацеливают на целостное восприятие мира. Цитатность литературы, фрагментов городской среды адресуются не к самой жизни, а стилизуются под «эрзац жизни».
Коллажирование распространено во всех видах искусства и культуры постмодерна (литературе, театре, телевидении, средствах массовой информации и др.). Исходя из многозначных задач, решаемых при помощи коллажа в эпоху постмодерна, мы считаем необходимым сформулировать понятие коллажа как универсального принципа организации культурного пространства в постмодерне, состоящего в соединении различных по статусу и значению элементов, которые образуют полифоническое, семантическое пространство при равенстве значений каждого из элементов.
Человек, осуществляя активную творческую экспансию по отношению к среде обитания, субъективно перекраивает и трактует историю, философию, культуру и пр.
Так, понятие дизайн, исходя из расширения спектра решаемых им задач в эпоху постмодерна, мы считаем необходимым обогатить существующие его определения новым содержанием. Дизайн в эпоху постмодерна в нашем представлении становится одним из методов художественного проектирования всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека (т.е. определенного типа культуры).
Художественная культура постмодерна двойственна и противоречива в антропологическом плане1 продуцируя новое качество жизни, она обогащает мир человека, а обезличивающие структуры усугубляют отчуждение сущностных сил человека.
В дизайне и коллажировании проступает явно технология деперсонализации, кризис личностного начала, свойственный философии («смерть субъекта») и всей культуре эпохи постмодерна.
Вместе с тем коллаж и дизайн несут новое позитивное содержание новые смыслы, убирают или преобразуют устаревшие, имеют удачный опыт организации городской среды и мира повседневности в соответствии с запросами времени.
В региональной культуре заметно проникновение тенденций постмодернизма внимание к Письму, коллажированию, ассоциативному мышлению, иррациональному в человеке — проступают в новых формах искусства Меняются формы и содержание искусств (скульптуру теснит инсталляция, живопись — перформанс), развиваются новые искусства (например, медиа-искусство), происходят изменения в организации пространств выставочных залов, в постановках театральных спектаклейтеатрализации, карнавализа-ции повседневности. Изменения коснулись практически всех сфер массовой культуры.
Однако провинциальная культура сохраняет традиционное, инвариантное в национальной культуре принимая некоторые влияния постмодернистских идей, открывающих путь к новым изобразительным средствам, жанрам, способам бытия культуры.
Итак, в ходе нашего исследования мы выявили, что постмодернизм получил разнообразные и противоречивые оценки. Вместе с тем, прорыв постмодернистской философии имеет позитивно-ценностную окраску, смысловую многозначность. В эпоху постмодерна частично преодолевается феномен отчуждения, трансформируются мотивы и стимулы деятельности человека, возникают новые ценностные ориентиры и нормы поведения. Теория постмодернизма ориентирована не только, и не сколько, на исследование объективных характеристик современного общества, сколько на изучение места и роли человека в нем, а также на изменения отношения личности к институтам и формам этого общества, проникает в суть явлений, происходящих на социопсихологическом уровне.
Подобно модернизму, постмодернизм считает человека центром мироздания и судией всех вещей, но не человечество в целом, не какое-то собрание специалистов или «авторитетов», а каждого индивида или, по крайней мере, — каждое отдельное сообщество. Это означает, что согласно постмодернизму, не существует никакой объективной истины, которая будучи однажды обнаруженной, должна быть принята каждым рациональным человеческим существом. Истина — это то, что кажется истинным любому индивиду или сообществу Факты не являются объективными сущностями, с которыми должно согласовываться мышление человека Только мы сами, вступая в обсуждение с другими людьми, решаем, какими должны быть факты. Отрицанию подлежит любая теория, создавшая метанарратив, претендующий на изложение универсальных истин, которые каждый должен принимать. Такая установка не приемлема для научной философии.
В ценностном аспекте анализа нам удалось выявить противоречивость и многоплановость ценностных характеристик постмодернизма как негативных (бессубъектность, пренебрежение традицией, опасность разрушения личности), так и позитивных (приоритет демократических ценностей, равноправие культур, не успокоенность творческого духа), создание нового концептуального пространства — письма, текста.
В приоритете эстетики и эстетизации как метода в философии и культуре происходит перенос акцента с содержания и внутренней структуры на внешние ее стороны — случайность, аффекты, «следы» и др, что позволяет обновить социокультурный контекст постмодернистского философствования. Эстетизация в ущерб этическому снова ведет к отчуждению, а не к обогащению целостности «Я». Имеет место парадоксальность мышления.
На наш взгляд, в философских и эстетических эксперименты постмодернистов обнаруживаются новые оттенки эстетических переживаний, высвечивающих многомерность человеческого «Я», их сопряжение с социальными ценностями. У этих экспериментов есть перспектива ценностно-антропологического плана, дальнейших поисков новой парадигмы мышления на основе принципа дополнительности, в частности, — совмещения мифа, архаики, деконструкций текстов, коллажей, дизайна. Рождается новый опыт культуры, воплощенный в искусстве, толчком которого стал постмодернизм.
Анализ показал, что идея множественности в постмодернизме оправдана не только как видоизменение традиции, но и как трансформированная идея полифонии, многомерного диалога (М. Бахтин, Ю. Кистева). Диалогспособ существования культуры и человека, механизм связи постмодернизма с различными областями гуманитарного знания.
Выход искусства из кризиса возможен в восстановлении и укреплении взаимосвязей между эстетикой и этикой, философией и культурой, внимании к нравственному измерению взаимоотношений между художником и его аудиторией, искусством и миром, философией и жизнью.
Список литературы
- Bauman, Z. Viewpoint: Sociology and Postmodernity / Z. Bauman // The Sociological Review. 1988. — Vol. 36. — P.790−813.
- Beck, Ch. Asthetisierung des Denkens. Zur Post-Moderne-Rezeption der Pa-dagogik Bad-Heibrunn, 1933 -336 s
- Bell, D. Beyond Modernism, Beyond Self / D. Bell // The Winding Passage -N.Y, 1980. P.24−89.
- Calinescu, M. From the one the many: pluralism in today is thought / M. Calinescu // Hassan, I. Innovation / Renovation. New Perspectives m the Humanities / I. Hassan, S. Hassan. Madison, Wisconsin: Wisconsin Uni. Press, 1983.-P. 264−315.
- Conklin, J. Hypertext- An Introduction and Survey / J. Conklin // Computer. — 1987 № 9 -P. 17−41.
- Guattan, F A liberation of desire: An Interview/ F Guattari // Homosexualities and French Literature. Ed. by Stambolian G.-Itahca, 1976 P.56−71
- Jameson, F. Postmodernism and consumer society / F. Jameson // The anti-aesthetics: Essays on postmodern culture / Ed. by Forster H. — Port Townsend, 1984. P. l 11−126.
- Kristeva, J. The Kristeva reader / Ed. by Toril Moi, New York: Columbia University Press, 1986. 320 p.
- Kumar, K. From Post-Industrial to Post-Modern Society: New theory of the contemporary world / K. Kumar. Oxford UK- Cambridge USA: Blackwell Publishers, 1996.-253 p.
- Muller, H.R. «Vom Ende der Erziehung»: kritik der padagogischen Rezepti-on postmodernen Denkens / H.R. Muller // Vierteljahrsschrift fur wissen-schaftliche Padagogik 1990. Bd. 66. S.272−350.
- Oelkers, J. Reflexive Erziehunswissenschaft am Ausgang des postmodernen Jahrzehnts. Erziehungswissenschaft zwischen Modernisierung und Modernitatskrise / J. Oelkers // Zetschrift fur Padagogik. 29 Beiheft Weinheim -Basel, 1992. S.65−102.
- Shama, S. Landscape and Memory / S. Shama. New Work, 1996. — 652 p
- Voss, D. Metamorphosen des immaginaren nachmoderne Blike auf Astetik, Poesie und Gesellschaft / D. Voss // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels / Andreas Huyssen, Klaus R. Scherpe Hg. Rowohlts enzyklopadie. Hamburg, 1986. — S.215−290.
- Welsch, W. Postmoderne — Pluralitat als ethischer und politischer Wert / W.Welsch. Koln, 1987, — 344 p.
- Welsch, W Unsere postmoderne Moderne / W. Welsch. Weinheim, 1987. -344 p.
- Абашев, В. Пермь как текст / В. Абашеев // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX: Исследования и материалы. Пермь, 2000. — С.32−81.
- Автономова, Н.С. Возвращаясь к азам / Н. С. Автономова // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С 17−22.
- Алтухов, В. Новое мышление мышление о многомерном мире / В. Алтухов // Дружба народов. — 1994. — № 2. — С.140 -158.
- Антитоталитарный «Пастиш»: Ожидаются постмодернистские десанты в прикамскую глубинку. // Новый компаньон 2000. — 17 октября -С.14.
- Анурин, В.Ф. Постмодернизм в поисках материального фундамента /
- B.Ф. Анурин // Общественные науки и современность. 2001. — № 31. C.110−122.
- Аристотель. О душе / Аристотель, предисл. В.К. Сережникова- перев. и примеч. П. С. Попова. -М.: Соцэкгиз, 1937. 179 с
- Арто, А. Театр и его Двойник / А. Арто- Пер. с фр.- сост. и вступ. ст В Максимова- Коммент. В. Максимова, А. Зубкова. СПб.: Симпозиум, 2000. — 440 с.
- Балдина, О.Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России М ACT Астрель, 2002 — 256 с.
- Балла, О. Человек и его вещи к истории бытовой чувственности XX века, или торжество дизайна / О. Балла // Знание-сила 2001. — № 4 — С 7283
- Барт, Р S/Z/P Барт.-М. Культура- Ad Margmem, 1994 -304 с
- Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика I Р. Барт- сост, общ ред. и вступ. ст. Г. К Косикова. М. Прогресс: Универс, 1994. — 615 с
- Баталина, Ю. Две ипостаси Сергея Копышко: фотокорреспондент «Компаньона» отважно репортировал на собственном вернисаже I Ю Баталина // Новый компаньон. 2003. — 3 июня. — С.4.
- Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М.: Прогресс, 1974 -122 с.
- Бене, К. Театр без спектакля / К. Бене. М, 1990. — 216с
- Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры, искусства- В 2 т Т 1 I Н.А. Бердяев. М.- Искусство, 1994- 542 с.
- Бердяев, Н Философия творчества, культуры и искусства- В 2 т. Т 2 / Н. А. Бердяев М.: Искусство, 1994. — 510 с
- Библер, В С. Из заметок впрок / ВС. Библер // Вопросы философии -1991.-№ 6.-С. 15−45.
- Бовоне, JI. Повседневность и коммуникативный подход (актуальные тенденции развития социологии постмодерна / JI. Бовоне // Контексты современности. Казань: АБАК, 1998. — С.45−49.
- Боди-арт Режим доступа: http-//kamensky.perm.ru/proj/kunst/b-a htm
- Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр- пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Добросвет, 2000. — 389 с.
- Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М- Рудомино, 2001 — 218 с
- Большой энциклопедический словарь М Большая Рос энцикл, СПб Норинт, 1999 — 1434 с.
- Борхес, X.JI. Сад, где ветвятся дорожки / X Л Борхес // Мистические рассказы. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2002. — С.178 — 189.
- Борхес, Х.Л. Утопия усталого человека / X.JI. Борхес // Мистические рассказы /сост. М. И. Былинкина. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2002 -С.153 — 159.
- Бутенко, И.А. Постмодернизм как реальность данная нам в ощущениях / И. А Бутенко//Социальные исследования. 2000 — № 4 — С 3−11
- Бычков, В В О XVI Международном конгрессе по эстетике / В. В Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопросы философии. 2005. — №. — С 171−176.
- Велын, В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия / В. Велып // Путь. 1992. — № 1. — С. 109−136.
- Веселая наука // Ницше, Ф. Сочинения: В II т. T. I / Ф. Ницше М: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — С.489−716.
- Ветров, В.В. Дискуссия о модерне и постмодерне в западной философии второй половины 20 начала 21 века: Автореф. дис.канд. филос. наук (09.00.03) / В.В. Ветров- Твер. гос ун-т. — Тверь, 2004. — 23 с
- Власов, В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т.1 /В. Власов. СПб: Лита, 2000. — 863 с.
- Власов, В. Стили в искусстве: словарь: Т.1 / В. Власов. СПб Кольна, 1995 -672 с.
- Власов, В. Стили в искусстве: словарь: Т.2 / В. Власов. СПб.: Кольна, 1996.-543 с.
- Война языков / Пер С Н Зенкина // Барт, Р Избранные работы- Семиотика. Поэтика / Р Барт- сост, общ. ред. и вступ ст Г К Косикова М Прогресс: Универс, 1994 -С.535−540.
- Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский- предисл АН Леонтьева- коммент. Л. С. Выготского, В В. Иванова- общ. ред. В В Иванова. — 3-е изд. М. Искусство, 1986. — 573 с.
- Вязовский, Ю Презентация нового искусства / Ю. Вязовский // Вечерняя Пермь. -1991.-12 апр. С. 4.
- Вяльцев, А. Философия толстых / А. Вяльцев // Независимая газета. -1994.- 17 фев. С.7
- Гайденко, П.П. Постметафизическая философия как философия процесса /П П Гайденко // Вопросы философии. 2005. — № 3. — С 128−140.
- Галанова, Г. Э Феномен эстетизации частной жизни в контексте классической и неклассической концепций культуры: Автореф. дис.канд. фи-лос. наук (09 00.11) / Г. Э. Галанова- Казанский гос. ун-т им. В И. Ульянова-Ленина -Казань, 2001. — 22 с.
- Галерея Марата Гельмана. Режим доступа: http://www.guelman.ru/
- Галкин, Д.В. Виртуализация опыта в культуре постмодерна: метаморфозы дискурсивного ландшафта: Автореф. дис. канд. филос наук (09.00.13) / Д В. Галкин — Томский гос. ун-т. Томск, 2002 — 26 с
- Галушко, ТГ. Контекст, текст и гипертекст в свете некоторых идей постструктурализма / Т. Г. Галушко // Вестник Ам ГУ. 2000. — Вып. 10 — С.2−4.
- Ги Дебор Общество спектакля / Ги Дебор, Пер с фр. С Офертас, М Якубович. М ¦ Логос, 2000. — 183 с.
- Годунова, Н. Его спектакли будоражат весь мир / Н. Годунова. Режим доступа: http V/alplia.perm.m/inform/peoples/panfiloY.slitnil
- Горелова, В.Н. Духовное наследие XX века (постмодернизм) / В. Н. Горелова // Новые идеи в философии. Межвуз. сб. науч тр / ПГУ Пермь, 2001 — Вып 10.-С. 99−104.
- Горелова, В Н Обыденное сознание как философская проблема / В. Н Горелова. Пермь, 1993 — 165 с.
- Горелова, В Н Постмодернизм в культуре России / В. Н. Горелова // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы IV Всерос. науч.-практ конф. (26−27 марта). — Т. 1 Пермь, 2001 — С.260−263.
- Гурко, Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differance / Е. Гурко. -Томск: Водолей, 1999. — 160 с.
- Гуссерль, Э Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль- пер. с нем. А. В. Михайлова. М.' Лабиринт, 1994 -112 с.
- Давидович, В.Е. Повседневность и идеология / В. Е. Давидович, Е.В. Золотухина-Аболина // Философские науки. 2004. — № 3. — С.5−17.
- Дворянова, О Сами с ушами: В Перми появится скульптура «Пермяк соленые уши» / О. Дворянова // Новый компаньон. — 2005. 31 мая. -С.8.
- Дворянова, О. Суд над маньяком: любителя нимфеток в Пермском театре оперы и балета заставили раскаяться в своем пагубном пристрастии / О. Дворянова // Пермский обозреватель. 2003 — 19 мая. — С. 14
- Делез, Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип / Ж. Делез, Ф. Гваттари- Режим доступа, http //www.filosoft tsu ru/nzoma htm
- Делез, Ж Логика смысла / Ж. Делез- пер с фр. Я. И. Свирского, науч ред. С. Б. Толстов. М.: Academia, 1995. — 298 с.
- Делез, Ж. Различие и повторение: пер. с фр / Ж. Делез. СПб Петрополис, 1998.-384 с.
- Делез, Ж. Складка. Лейбниц и барокко /Ж. Делез- общ. ред. и послесл. В. А. По дороги- пер. с фр. Б. М. Скуратова. — М.- Логос, 1997 — 264 с.
- Делез, Ж. Что такое философия / Ж. Делез, Ф. Гваттари- пер с фр С Н Зенкина -М ¦ Ин-т эксперим. социологии- СПб. Алетейя, 1998 -286 с.
- Деннет, Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно / Д. Денет // Вопросы философии 2001 — № 8. — С.93−100
- Деррида, Ж. О грамматологии: пер. с фр. / Ж. Деррида М Ad Margmem, 2000. — 512 с.
- Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. СПб. Академ, проект, 2000.-432 с.
- Деррида, Ж. Письмо японскому другу / Ж. Деррида // Вопросы философии. 1992. — № 4. — С.53−57.
- Деррида, Ж. Фрейд и сцена письма / Ж. Деррида. Режим доступа. http-//www.libfl.ru/mimesis/txt/derri da. html
- Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма / Ф. Джеймисон // Философия эпохи Постмодерна. Минск, 1996 -С. 35−65.
- Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. М.: Строй-издат, 1985, — 136 с.
- Долгушина, М. Раздень Машеньку: В минувшую субботу в Перми состоялся первый открытый чемпионат по росписи тела Body Art live. Вывод мечты сбываются / М. Долгушина // Новый компаньон — 2003 — 15 апр. — С.7
- Дубровский, Д.И. Постмодернистская мода / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 2001. — № 8. — С. 42−55.
- Земскова, Н. Блеск и пустота «Клеопатры» / Н. Земскова // Звезда. -2001.- 11 дек.-С 2
- Земскова, Н Художники вышли на рынок / Н Земскова // Звезда. — 2002 -26 янв. СЛ.
- Иванов, И.А. Образование и искусство в формировании целостной личности / И. А Иванов, Н. И. Киященко. М.: Школа-вуз-академия, 2002. — 184 с.
- Ильин, И. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин. М.: ИНИОН РАН: Intrada, 2001. — 384 с.
- Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм Постомодернизм / И. П Ильин. М.: Интрада, 1996 — 255 с
- Интернет-сайт С. Тетерина. Режим доступа: http7/www.teterin ги/
- Ионин, Л.Г. Социология культуры: учеб. / Л. Г. Ионин М. Логос, 1998 -280 с.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.- Петрополис, 1996.-415 с.
- Калугина, Т.П. Постмодернизм искусство для народа? / Т. П. Калугина // Человек. — 1996. — № 3. — С.52−59.
- Канетти, Э Масса и власть / Э. Канетти- пер. с нем. предисл. Л. Ионина М.: Ad Margmem, 1997. — 528 с.
- Кантор, К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна / К. М. Кантор // Вопросы философии. 1981. -№ 11. — С.84−96.
- Козлова, Н. Среда человеческого существования в эпоху постмодерна / Н. Козлова // Высшее образование в России. 1997 — № 4. — С. 110−119
- Колесников, А.С. Философская культура и основы ее преемственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1995. — Сер. 6. Вып. 4. -С.12.
- Конрадова Н.А. Китч: не-искусство не-элиты / Н. А. Конрадова // Общественные науки и современность. 2000. — № 5. — С 181−191
- Копейщиков П. Выборные технологии «под ключ» / П. Копейщиков // Новый компаньон. — 1999. 22 ноября. — С. 1.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. — М. Республика, 2000. 669 с.
- Юб.Кривцун, О. А. Эстетика: учеб. / О. А. Кривцун.-М.: Аспект-Персс, 1998. -430 с.
- Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 1995 — № 1. — С.97−124.
- Кристева, Ю Избранные труды. Разрушение поэтики / Ю. Кристева. -М.: РОСПЭН, 2004, 652 с.
- Кристева, Ю. Утраченные основы / Ю Кристева // Знание-сила 1997 -№ 3. — С.70−76.
- Куличкина, Г. Сложная жизнь «Эксперимента» / Г Куличкина // Вечерняя Пермь. 1991.-24 окт. — С.З.
- Культ Урологов псевдоним. Узы крови / Культ Урологов // Новый компаньон. 2002 — 21 мая. — С.4.
- Культурология. XX: энциклопедия: Т. 2: М-Я. СПб. Универс. кн., 1998 -445 с
- Пб.Кутырев, В. А. Философия иного, или Небытийный смысл трансмодернизма / В. А Кутырев // Вопросы философии 2005 — № 7 — С.21−33
- Кюнг, Г. Когнитивные науки на историческом фоне Заметки философа / Г. Кюнг // Вопросы философии. 1992. — № 1. — С 41−51
- Леви-Строс, К. Структурная антропология: пер. с фр / К. Леви-Строс. -М.: Наука, 1983.-536 с.
- Леонтьева, В. «Контркультура и культуротворчество» / В. Леонтьева // Высшее образование в России 2001. — № 1. — С.52−63.
- Лесова, МБ. Социальное познание и постмодернизм. Автореф. дис. канд филос наук (09.00.11) /М.Б Лесова- Моек гос ун-т им MB Ломоносова. М., 2001. — 23 с.
- Лиотар, Ж.-Ф Заметки на полях повествований / Ж.-Ф Лиотар // Комментарии. 1997. -№ 11. — С. 215.
- Лиотар, Ж -Ф Ответ на вопрос: что такое постмодерн? /Ж -Ф. Лиотар // Общественные науки за рубежом. 1992 — Сер 3 — № 5−6. — С. 102−114.
- Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. М: Ин-т экспе-рим. социологии- СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с
- Лосев, А. Ф О специфике эстетического отношения античности к искусству / А. Ф Лосев // Эстетика и жизнь: сб. ст. Вып. 3. — М.: Искусство, 1974 — С 379−380.
- Лотман, Ю. Внутри мыслящих миров: Человек-текст-семиосфера-история / Ю. Лотман. М. Языки рус культуры, 1996 — 447 с
- Мансурова, В Д Время в журналистской картине мира- темпоральность становления медиасобытий / Н. Б. Мансурова // Социально-гуманитарные знания 2002 — № 4. — С 289−299
- Маньковская, Н Б Симулякр в искусстве и эстетике / Н Б Маньковская // Философские науки. 1998. — № 3−4. — С.63−76.
- Маньковская, Н. Б Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. СПб. Алетейя, 2000. — 346 с.
- Маньковская, Н.Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма.-М., 1994.-202 с.
- Марчок, В Контуры авторства в постмодернизме / В. Марчок // Вестник Моск. ун-та. Сер.9 Философия. 1998 — № 2 — С 46−55
- Мигунов, А. С Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века / А. С. Мигунов -М.- Знание, 1991.-63 с
- Найман, Е.А. «Сцена письма» и «метаморфоза истины»: Ж Деррида, Ж. Делез / Е. А. Найман. Режим доступа- http-//filosof.historic ru/books/ item/fOO/sOO/zO 177/
- Нанси, Ж.Л. Corpus I Ж. Л. Нанси. М.: Ad Marginem, 1999. — 253 с.
- Ницше, Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше М • REFL-book, 1994. — 352 с.
- Новое железное измерение" Ю. Лапшина. Режим доступа, http -//www.nevod.ru/news/ photo-2002/iron/
- Новый иллюстрированный энциклопедический словарь М: Большая Рос. энцикл., 1999. — 909 с.
- Опера «Клеопатра» на сцене Пермского театра оперы и балета им. П. И Чайковского МК в Перми 07−14.04.04, «Не секретно». Информационно-аналитический проект. Режим доступа: http://alpha.perm.ru/iaproject/ txt. php9n =4881
- Опера «Лолита» на сцене Пермского театра оперы и балета им ПИ Чайковского Режим доступа- http //www opera permonlme ш/libietto/ repertuaranons lolita. cfm,
- Орлова, Э, А Введение в социальную и культурную антропологию / Э, А Орлова М Изд-во МГИК, 1994. — 214 с
- От произведения к тексту / Пер. С. Н. Зенкина // Барт, Р Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р Барт- сост., общ. ред и вступ ст Г К Ко-сикова -М. Прогресс Универс, 1994 -С 413−423
- Парамонов, Б Конец стиля / Б. Парамонов. М.: Аграф- СПб.: Алетейя, 1999.-451 с.151' Пелипенко, А. А. Постмодернизм в контексте переходных процессов / А. А. Пелипенко // Человек. 2001. — № 4. — С.5−17.
- Перекопская, ЕВ. Понятие художественного как модель неклассического понимания сущности вещи в постмодернистской философии, автореф. дис. канд. филос. наук (09.00.03) / Е.В. Перекопская- Рос. гос. гум. инт -М, 2004- 27 с
- Писатели и пишущие / Пер. С. Н. Зенкина // Барт, Р Избранные работы Семиотика. Поэтика / Р. Барт- сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова М.: Прогресс: Универс, 1994. — С. 133−141.
- Подорога, В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию: материалы лекционных курсов 1992—1994 годов / В. Подорога М Ad Marginem, 1995.-339 с.
- Полозова, ИВ Метаформы в философии постмодерна / И. В Полозова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2003. — № 2. — С. 13−29.
- Полях, Е.А. Постмодернизм и дизайн. Эклектика в дизайне / Е. А. Полях // Вестник Московского ун-та. Сер 7 Философия. 1998. — № 5 — С 8597.
- Постмодернизм и культура, материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С.3−16.
- Постмодернизм, энциклопедия Минск. Интерпресс- Кн дом, 2001 — 1038 с.
- Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. 1981. — № 6. — С.46−57.
- Проблема музеев // Валерии, П. Об искусстве / П. Валерии. М.: Искусство, 1993 — С.205−208.
- Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин, В Произведение искусства в эпоху его технической вопроиз-водимости: избр. эссе, пер с нем / под. ред. Ю. А. Здорового М Медиум, 1996. — С 15−65.
- Разделение языков / Пер. С. Н. Зенкина // Барт, Р. Избранные работы Семиотика. Поэтика / Р. Барт- сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс: Универс, 1994. — С.519−534.
- Раков, В. Провинциальная культура в поисках идентичности / В. Раков // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. Пермь, 2000.-С. 23−31.
- Ратников, В.П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность / ВП Ратников // Философия и общество. 2002. — № 4. — С. 120−132.
- Рашковский, Е Постмодернизм: культурная революция или культурная контрреволюция? / Е. Рашковский // Международная экономика и международные отношения. 1999. — № 7. — С.118−124.
- Рашковский, Е. Постмодернизм: культурная революция или культурная контрреволюция? / Е. Рашковский // Международная экономика и международные отношения. 1999. — № 9. — С.46−53.
- Ризома // Делез, Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип / Ж. Делез, Ф Гваттари. Режим доступа: http://www. filosoft.tsu.ru/rizoma.htm
- Розанов, В.В. Сочинения / В.В. Розанов- сост., подгот. текста и коммент. A.JI. Налепина, Т.В. Померанской- вступ. ст. A.JI. Налепина М.: Сов. Россия, 1990. — 588 с.
- Розенберг, Э. Дефиниция искусства / Э.Розенберг. М., 1990. — 208 с.
- Ромео и Джульетта Шекспира Лысьвенского драмтеатра. — Режим доступа: http ://www.t7 .ru/tv/vesti/itogi.phtml?id= 17
- Савчук, В. Конверсия искусства / В. Савчук. СПб.: Петрополис, 2001 -288 с.
- Савчук, В.В. Режим актуальности / В. В. Савчук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — 280 с.
- Силичев, Д. Ж. Деррида: деконструкция или философия в стиле постмодерн / Д. Силичев // Философские науки. 1992. — № 3 — С 103−117.
- Ситник, К.Л. Новый статус рациональности в контексте постмодерна / К. Л. Ситник // Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. № 6 — С 122 126.
- Смерть автора / Пер. С. Н. Зенкина // Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт- сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс: Универс, 1994. — С.384−391.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров — 3-е изд -М.: Сов. энцикл., 1985. 1599 с.
- Современный толковый словарь русского языка: более 90 000 слов и фразеологических выражений. СПб.: Норинт, 2002 — 960 с.
- Сорока, С. Резиновый ежик открыл в Перми эпоху постмодернизма? / С Сорока. Режим доступа: http://www.permnews ru/arx/arxt asp? lcod =3869&raz=65
- Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф Соссюр Екатеринбург Изд-во Уральского ин-та, 1999 — 426 с
- Соц-арт Режим доступа: http://www megakm ru/bes98/encyclop asp? Topic=topic71 S12
- Страда, В. Модернизация и постмодерность / В. Страда // Академические тетради. № 2. — С. 34.
- Тагапсоев, Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования / Х. Г Та-гапсоев. Нальчик, 1997. — 198 с
- Так говорил Заратустра: пер. с нем. // Ницше, Ф Сочинения: В II т. T. II / Ф. Ницше. М, — РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — С. 5−240.
- Тарнас, Р. История западного мышления / Р. Тарнас. М.: Крон-пресс, 1995.-444 с.
- Терещенко, Л.В. Постмодернизм в российской культуре- специфика и особенности проявления: Автореф. дис.канд. культурологии (24 00.01) / Л.В. Терещенко- Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств Краснодар, 2004 — 23 с.
- Терещенко, Н.А. Постмодерн как ситуация философствования / Н. А. Терещенко, Т. М. Шатунова. СПб: Алетейя, 2003. — 190 с
- Тихоновец, Т. В этом милом старом городе / Т. В. Тихоновец // Пермские новости. 2004. — 4 июня. — С. 14.
- Ткач, Е.Г. Современное искусство: поиск альтернативной социальности или конъюнктура? / Е. Г Ткач // Социально-гуманитарные знания 2003 -№ 2.-С.313−320.
- Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: Аст, 2001 — 557 с
- Тощенко, Ж.Т. Кентавр-проблема в познавательной и преобразующей деятельности человека / Ж. Т. Тощенко // Социальные исследования -2005 № 6. -С 3−11.
- Тощенко, Ж.Т. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания /Ж.Т. Тощенко //Вопросы философии 2002 -№ 6 — С.29−37.
- Тульчинский, Г. JI. Слово и тело постмодернизма / ГЛ. Тульчинский // Вопросы философии. 1999 — № 10. — С.35−53
- Удовольствие от текста / Пер Г К. Косикова // Барт, Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт- сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М — Прогресс: Универс, 1994. — С.462−518.
- Ферри, Л. Возвращение к субъекту / Л. Ферри, А Рено // French Philosophy of the Sixties, Massachusetts- The University of Massachusetts Press, 208−229. — Контексты современности: Хрестоматия. — Казань. АБАК, 2000. С.145−176.
- Фестиваль электронного искусства и медиа-арта". — Режим доступа www.distar.ru/fest
- Фидлер, Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. М, 1993 — С 462−518.
- Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд, Сост, науч. ред., авт вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990 — 447 с.
- Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности-Пер. с франц. / Сост., перевод с фр., коммент. и послесловие С. Табачниковой- Общ. ред. А.Пузырея. -М.: Магистериум: Касталь, 1996. 448 с.
- Фуко, М. Слова и вещи / М Фуко. Режим доступа: http: //lib.ru/CULTURE/ FUKO/weshi.txt
- Фуко, М. Что такое Просвещение? / М. Фуко // Вестник Московского университета Сер. 9. Филология. 1999. № 2. С.132−149
- Фукуяма, О. Конец истории? / О. Фукуяма // Вопросы философии. -1990.-№ 3,-С.134- 148.
- Хабермас, Ю. Модерн незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С.40−52.
- Хайдеггер, М. Разговор на поселочной дороге: избр. ст. позднего периода творчества / М. Хайдеггер. М.: Высш. шк., 1991. — 192 с.
- Хмельницкий, Д Концептуализм глазами реалиста / Д Хмельницкий // Знамя 1999 -№ 6 — С 204−217
- Хренов, НА. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры / Н. А. Хренов // Общественные науки и современность.2001. № 2.-С.167−181.
- Чепелик, О. Утопические аспекты современного урбанизма / О. Чепелик // Художественный журнал 2003. — № 51/52. — С. 67−69.
- Чучин-Русов, А. Е. Возвращение кентавров / АЕ Чучин-Русов // Общественные науки и современность. — 2004. № 4. — С 164−174.
- Чучин-Русов, А. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика / А.Е. Чучин-Русов // Вопросы философии — 1999 № 4. — С. 24−42
- Эко, У Имя розы: роман: пер. с итал. / У. Эко- Послесл. Е. Костюкович, Ю. Лотмана. СПб.: Симпозиум, 1998.-685 с.
- Эко, У. Маятник Фуко: роман: пер. с итал. / У. Эко. — СПб.: Симпозиум, 1998.-764 с.
- Элиаде, М. Космос и история: избр. работы, пер. с фр. и англ. / М. Элиа-де- общ. ред. И. Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова -М/ Прогресс, 1987 -312 с.
- Ютов, Г «Арт-Пермь» вавилонское смешение языков, стилей, направлений: на выставке соседствуют актуальное искусство и кич / Г. Ютов // Деловое Прикамье. — 2004. — 20 янв. — С.8.
- Ютов, Г. Лолита или дева Мария?: Вчера на сцене Пермского театра оперы и балета состоялась мировая русскоязычная премьера новой оперы Родиона Щедрина «Лолита» / Г. Ютов // Деловое Прикамье 2003 — 13 мая. — С.1.
- Язык и текст: онтология и рефлексия: Материалы Первых Междунар. филос.-культурол. чтений (С.-Петербург, 17−21 августа 1992 г.). СПб., 1992 -343 с.