Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система подготовки учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создана и обоснована система целенаправленной подготовки учителя химии к работе в гуманитарных классах на основе методического спецкурса «Система работы учителя химии в классах гуманитарного профиля», который предполагает рассмотрение принципов отбора содержания гуманитаризированного курса химии и формирование на его основе у учащихся гуманитарных классов представлений о химии как части всеобщей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности обучения химии учащихся гуманитарных классов как педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность, цели и задачи гуманитаризации химического образования школьников
    • 1. 2. Теория и практика гуманитаризации обучения химии
    • 1. 3. Характеристика учащихся-гуманитариев и психофизиологических особенностей их учебно-познавательной деятельности
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Структура подготовки будущего учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля
    • 2. 1. Особенности личностной направленности учителя химии к работе в гуманитарных классах
    • 2. 2. Концептуальная модель системы целенаправленной подготовки студентов-химиков к работе в гуманитарных классах
    • 2. 3. Принципы отбора содержания гуманитарного компонента курса химии как основа подготовки учителя к организации учебного процесса в классах гуманитарного профиля
  • Выводы к главе 2
  • Глава 3. Организация целенаправленной подготовки учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля
    • 3. 1. Методика формирующего эксперимента по подготовке будущих учителей химии к работе в гуманитарных классах
    • 3. 2. Эффективность реализации системы целенаправленной подготовки учителя химии к работе в гуманитарных классах
  • Выводы к главе 3

Система подготовки учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. О необходимости гуманизации и гуманитаризации образования говорят многочисленные программные документы Российской Академии образования, Министерства образования Российской Федерации, а также статьи закона об образовании в Республике Беларусь.

В связи с этим, вопрос о дифференцированном обучении остается актуальным, поскольку именно оно должно в максимальной степени способствовать раскрытию индивидуальности ученика, развитию его задатков и склонностей.

Результатом такой дифференциации явилось создание целой сети профильных классов. Спектр таких классов весьма разнообразен, и в нем особое место занимают классы гуманитарного профиля, поскольку гуманитарное знание играет важную роль в формировании мировоззрения, общей ^ культуры, высоких моральных качеств подрастающего поколения и является необходимым условием интеллектуального и нравственного развития личности, ее социальной активности.

Химия, как одна из фундаментальных наук, формирующих общую культуру человека, содержит в себе огромный гуманитарный потенциал. Умелое раскрытие этого потенциала способствует всестороннему гармоническому развитию личности ученика, а поэтому является одной из важнейших задач школы.

Сегодня, как никогда, необходимо уделять внимание гуманитаризации курса химии не только в классах гуманитарного профиля, но и в обычной общеобразовательной школе. В связи с этим основной акцент в решении выделенных проблем ложится на теорию и методику обучения химии в гуманитарных классах, так как они должны дать инструмент, позволяющий системе образования в определенной мере приблизиться к решению поставленных задач.

Различные аспекты гуманизации и гуманитаризации образования в целом и химического в частности уже нашли отражение в литературе. Сама идея гуманизации и гуманитаризации образования, направленная на формирование и гармоничное развитие человеческой личности была неотъемлемой частью педагогических систем, предложенных основоположниками педагогической науки (Ф. Рабле, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песта-лоцци, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.). В философской литературе отмечается, что гуманизация и гуманитаризация образования — это путь и средство возрождения в обществе духовности и культуры (Н.А. Бердяев, В. И. Ермак, В. П. Зинченко, А. И. Левко, Ф. Т. Михайлов, В. П. Старжинский и др.). Проблема гуманизации и гуманитаризации образования представлена и в работах культурологов (Ю.Б. Борев, С. И. Гессен, Б. С. Мейлах, Р. Уильяме и др.). Психолого-педагогические основы гуманизации и гуманитаризации естественнонаучных дисциплин рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, К. В. Лавринович, И. Я. Лернер, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. В. Толстых, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.). Проблема гуманитаризации химического образования обосновывается в работах химиков и методистов (С.В. Дьякович, Н. Е. Кузнецова, А. А. Макареня, Е. Е. Минченков, В. М. Назаренко, И. В. Родыгина, И. М. Титова, Г. М. Чернобельская и др.). Имеется ряд работ, посвященных гуманитаризации учебного процесса в высшей школе (Н.В. Карлов, С. А. Ковалев, Л. И. Коханович и др.). Проблеме гуманитаризации школьного образования посвящены диссертационные исследования Т. В. Барсуковой, А.Ю. Белогу-рова, Л. Г. Бурлакова, Е. А. Дьяковой, Г. И. Егоровой, Г. М. Искаковой, Т. В. Логуновой, В. В. Николаевой, Н. Г. Санниковой, С. А. Чандаевой и др.

Проблема же содержания гуманитаризированного курса химии, а также выбора эффективных форм и методов обучения учащихся гуманитарных классов с учетом психофизиологических особенностей остается недостаточно разработанной.

В связи с этим существует потребность в эрудированном и специально подготовленном учителе, который сможет организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся-гуманитарии не воспринимали химию как «ненужную» и «невостребованную жизнью» науку, а осознавали её, как часть мировой культуры, необходимую для каждого образованного человека. Это требует совершенствования профессионально-методической подготовки учителей химии.

Таким образом, ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ определяется противоречием между требованием пересмотра содержания, форм и методов обучения химии в гуманитарных классах и традиционной подготовкой учителя химии к работе в общеобразовательной школе, осуществляемой педагогическими вузами.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: построение, обоснование и реализация на практике системы целенаправленной подготовки учителя химии в педвузе к работе в классах гуманитарного профиля.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: учебно-воспитательный процесс в педвузе в части осуществления профессионально-методической подготовки учителя химии.

ИДЕЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: необходимым условием подготовки будущего учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля является введение дополнительного методического спецкурса соответствующей направленности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ, подготовка учителя химии к работе в гуманитарных классах.

ГИПОТЕЗА: Полноценность подготовки будущих учителей химии к работе в гуманитарных классах может быть обеспечена при условии включения в учебно-воспитательный процесс педвуза дополнительного методического спецкурса.

Для достижения цели и проверки гипотезы следовало решить следующие ЗАДАЧИ:

1. Проанализировать состояние проблемы обучения химии в классах гуманитарного профиля и подготовленность для этого выпускников химических специальностей педвуза, а также учителей-практиков.

2. Выявить потенциал содержания школьного курса химии с точки зрения его гуманитаризации (выделить и построить систему принципов отбора содержания гуманитарного компонента).

3. Исследовать, какими особенностями должны обладать учителя химии, работающие в гуманитарных классах, и студенты, готовящиеся к такой работе.

4. Создать концептуальную модель системы целенаправленной подготовки учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля.

5. Разработать содержание, структуру и учебно-методическое обеспечение спецкурса «Система работы учителя химии в классах гуманитарного профиля».

6. Апробировать созданную систему подготовки учителя химии для работы в гуманитарных классах, внедрить ее в практику работы педвуза и оценить ее эффективность.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован следующий КОМПЛЕКС МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Теоретические: системно-структурный подход при разработке спецкурса, системный анализ содержания курса методики обучения химии, установление связей между курсом методики обучения химии и предложенным методическим спецкурсом.

2. Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент.

Анализ полученных результатов и их достоверность доказывались путем математической обработки экспериментальных данных с использованием критерия Вилкоксона и уровневого исследования знаний, умений и самооценки готовности будущих учителей химии к работе в гуманитарных классах.

В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдви-нутой рабочей гипотезой нами была разработана ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ (Схема 1.), согласно которой оно осуществлялось в три этапа (с 1997 по 2001 г):

1. Аналитико-констатирующий. Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Определение цели, идеи, предмета и задач исследования, обоснование рабочей гипотезы. Проведение констатирующего исследования состояния обучения химии учащихся гуманитарных классов и подготовленности для этого будущих учителей химии и учителей-практиков.

2. Формирующий. Анализ возможностей содержания школьного, А курса химии с точки зрения его гуманитаризации. Создание концептуальной модели системы целенаправленной подготовки будущего учителя химии к работе в гуманитарных классах на основе разработанной системы принципов отбора содержания гуманитарного компонента школьного курса химии. Разработка содержания, структуры и методики проведения спецкурса «Система работы учителя химии в классах гуманитарного профиля». Внедрение указанного спецкурса в учебно-воспитательный процесс педагогического вуза.

3. Диагностирующий. Исследование эффективности созданной сис-темы целенаправленной подготовки будущего учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, Витебский областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, СШ № 9, № 25 и гуманитарная гимназия № 2 г. Витебска.

Логика исследования.

Констатирующее исследование.

ШКОЛА д.

ПЕДВУЗ s s 2 s X к сф к s т sk га * со о «о U 9 с о;

Q X X о s зs ч п" а о ц о 3 s о.

X X ц, ф.

I-(0 0) о п (Q, а ю о ф.

Э" ю о ш н о ю л, а Г.

ПОСТВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Накопление педагогического опыта и профессиональное творческое саморазвитие ипк.

Процесс повышения квалификации через плановое курсовое обучение.

Магистратура.

Формирование общепедагогических исследовательских умений.

Конструирование системы специальной подготовки учителя.

ПЕДВУЗ к U s о.

1 = s р

X L.

5 1 d о. со.

II (О s 2 ш Г О X о о (О и 5.

Ф 7.

Д г Д б — этапы осуществления диагностики Схема I.

ОБОСНОВАННОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ результатов исследования обеспечиваетсяразнообразием и адекватностью методов исследования его цели и поставленным задачамобъективной оценкой результатов опытно-экспериментальной работыспециальной математической обработкой экспериментальных данных.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в:

— определении и методическом обосновании системы принципов отбора содержания гуманитарного компонента курса химии;

— построении концептуальной модели системы целенаправленной подготовки учителя химии для работы в гуманитарных классах и ее реализации через создание нового спецкурса «Система работы учителя химии в классах гуманитарного профиля».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в разработке учебно-методического обеспечения спецкурса «Система работы учителя химии в классах гуманитарного профиля», которое включает программу спецкурса, учебное пособие для студентов, а также методические рекомендации по проведению занятий вышеназванного спецкурса.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту:

1. Целенаправленная подготовка учителя химии к работе в гуманитарных классах может эффективно осуществляться при наличии дополнительного методического спецкурса.

2. Организация учебного процесса в методическом спецкурсе имеет четко выраженную специфику, определяющую его направленность на подготовку учителя химии к работе в гуманитарных классах.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Результаты исследования обсуждались на:

— международном конгрессе «Наука и образование на пороге III тысячелетия», Минск, 2000 г.;

— республиканском семинаре по методике обучения химии, Москва, 2000 г.;

— 48-х Герценовских чтениях по актуальным проблемам современного химико-педагогического и химического образования в высшей и средней ц школе, Санкт-Петербург, 2001 г.;

— республиканской научно-практической конференции «Современные тенденции трудового обучения и воспитания молодежи», Витебск, 2000 г;

— курсах переподготовки учителей химии при Витебском областном институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования;

— заседаниях методических объединений учителей химии г. Витебска и Витебской области.

Спецкурс «Система работы учителя химии в классах гуманитарного ^ профиля» внедрен в план работы кафедры химии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка.

По теме исследования опубликованы 9 работ (программа спецкурса, учебное пособие, 5 статей и 2 тезисов), в которых раскрыты основные идеи диссертации, изложены практические рекомендации в соответствии с темой исследования. т*.

Выводы к главе 3.

Обоснованы особенности методики проведения теоретического (лекционного) курса, спецсеминара и спецпрактикума, как основных организационных форм спецкурса «Система работы учителя химии в классах гуманитарного профиля».

Раскрыты виды самостоятельной деятельности студентов, способствующие реализации их творческого потенциала при осуществлении гуманитаризации обучения химии и профессиональной самостоятельности будущего учителя в контексте обозначенной проблемы. На основе математической обработки экспериментальных данных, полученных на разных этапах проведения спецкурса, и анализа результатов работы учителей-практиков, специально подготовленных к обучению химии учащихся-гуманитариев, доказана эффективность созданной системы целенаправленной подготовки будущего учителя химии к работе в гуманитарных классах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основываясь на результатах проведенного теоретического и экспериментального исследования по проблеме подготовки будущего учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля, можно сделать следующие выводы:

1. На основании констатирующего исследования выявлено, что обучение химии учащихся гуманитарных классов часто осуществляется без учета психофизиологических особенностей гуманитариев с использованием традиционного содержания, форм, методов и средств обучения. Идеи гуманитаризации курса химии реализуются учителями-практиками стихийно и носят случайный характер, при этом одной из причин происходящего является отсутствие осуществления педвузами специальной подготовки учителя химии для работы в классах гуманитарного профиля.

2. Разработана система принципов отбора содержания гуманитарного компонента курса химии, включающая принцип полипредметной интеграции знаний, принцип экологизации, принцип социализации, принцип историзма и методологизации, принцип региональности, принцип практической значимости, а также принцип соответствия инвариантному ядру содержания курса химии и необходимой достаточности гуманитарного компонента (ПСИНД), которая должна стать основой для построения содержания школьного курса химии для учащихся гуманитарных классов.

3. Доказано, что для эффективной работы в профильных классах учителю химии необходима дополнительная методическая подготовка. Она осуществляется в конце обучения студентов в педвузе, так как для нее требуется владение основными методическими, химическими, психолого-педагогическими и социальногуманитарными знаниями и умениями.

4. Выявлено, что основным требованием к отбору студентов-химиков для подготовки к работе в гуманитарных классах является наличие у них личностных качеств, характеризующих направленность на данную работу. Эта направленность основана на спе-циально-методическом, культурологическом, гуманистическом и психофизиологическом компонентах, которые проявляются учителем химии в работе с учащимися.

5. Создана и обоснована система целенаправленной подготовки учителя химии к работе в гуманитарных классах на основе методического спецкурса «Система работы учителя химии в классах гуманитарного профиля», который предполагает рассмотрение принципов отбора содержания гуманитаризированного курса химии и формирование на его основе у учащихся гуманитарных классов представлений о химии как части всеобщей культуры, а также наиболее эффективных форм, методов и средств обучения химии с учетом учебно-познавательной деятельности учащихся-гуманитариев.

6. Осуществлено внедрение созданной системы целенаправленной подготовки учителя химии для работы в гуманитарных классах, доказана эффективность и целесообразность ее реализации. Таким образом проведенное исследование подтвердило высказанное в начале исследования предположение о том, что полноценно работать в классах гуманитарного профиля учитель химии может только тогда, когда помимо традиционной подготовки он получает дополнительную целенаправленную методическую подготовку, способствующую успешной работе в гуманитарных классах. При этом полноценность указанной подготовки может быть обеспечена при условии включения в учебно-воспитательный процесс педвуза методического спецкурса «Система работы учителя химии в классах гуманитарного профиля» или аналогичных спецкурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А., Тесемницына М. В. Из опыта проведении спецсеминаров в педагогическом вузе./ В сб. Повышение эффективности спецкурсов и спецсеминаров по педагогике в подготовке будущих учителей. -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976, с. 149−164.
  2. Л.Ю., Хабарова Е. И. Сведения об экологии в химических задачах.// Химия в школе. 2000. — № 6. — с. 55−57.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития. В 2-х кн. Кн.1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 568с.
  4. О.С., Аршанский Е. Я. Содержание гуманитаризации химического образования школьников. Витебск: Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 1998 — 99с.
  5. О.С., Баран В. П. Экологическая подготовка школьников при обучении химии. Витебск: Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 1996.-85с.
  6. О.С., Хохлов С. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя химии./ В сб. Непрерывная практическая подготовка студентов 1−5 курсов педвузов к учебно-воспитательной работе в школе. Витебск, 1993, с.45−47.
  7. Е.Я. О подготовке учителя к осуществлению гуманитаризации химического образования школьников./ В сб. Наука и образование на пороге III тысячелетия: Тезисы докладов Международного конгресса. В 2-х книгах. Кн. 1., Минск, 2000, с. 156−157.
  8. Е.Я. Полипредметная интеграция знаний как средство гуманитаризации химического образования школьников.// В сб. Наука образования. Выпуск 18. Омск: изд-во ОмГПУ, 2000, с. 227−234.
  9. Е.Я. Программа спецкурса «Система работы учителя химии в классах гуманитарного профиля». Витебск: Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 2000. — 15с.
  10. Е.Я., Чернобельская Г. М. О необходимости осуществления системы целенаправленной подготовки учителя химии для работы в гуманитарных классах./ В сб. Научные труды МПГУ. Серия: естественные науки. М.: Прометей, 2001, с. 269−285.
  11. Е.Я., Чернобельская Г. М. О проблемах подготовки учителя для преподавания химии в классах гуманитарного профиля.// Наука и школа. 2000. — № 5. — с. 18−24.
  12. Е.Я., Чернобельская Г. М. Химия для гуманитариев: как подготовить и провести урок.// Химия в школе. 2001. — № 3. — с.42−46.
  13. Ахмедзянова J1.M. Педагогическое призвание и динамика его развития у студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1972.
  14. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе./ В кн. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1989. — 560с.
  15. И.С., Коробейникова Л. А. Задачи экологического содержания.// Химия в школе. 1986. — № 1. — с.41.
  16. .Ц. Методика преподавания психологии: учебно-методическое пособие для преподавателей и аспирантов вузов. М.: ВЛАДОС, 1999.-304 с.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-370 с.
  18. В.А. Химические задачи с экологическим содержанием.// Химия в школе. 2000. — № 2. — с. 59−61.
  19. Т.А., Авдосенок Н. М. Интегрированный урок химии и русского языка.// Химия в школе. 1997. — № 6. — с. 29−30.
  20. Л.И., Славина JI.C. Психологическое развитие школьника и его воспитание.// Педагогика и психология-1979.-№ 12.-96с.
  21. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. -288с.
  22. М.А. Н.Д. Зелинский выдающийся химик.// Химия в школе. — 1991. — № 3. — с.19−21.
  23. П.Ф. Русские химики практике.// Химия в школе. -1991. -№ 2. -с.12−16.
  24. П.Ф. Химия в поэзии.// Химия в школе. 1992. — № 5−6-с.33−34.
  25. Е.В. Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием.// Химия в школе. 2000. — № 7. — с.56−59.
  26. Ю.В. Проблема межпредметных связей в школьном обучении и пути ее освещения в спецкурсах по педагогике./ В сб. Повышение эффективности спецкурсов и спецсеминаров по педагогике в подготовке будущих учителей. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976, с. 75−92.
  27. Т.С., Орлов В. В. Химическая форма материи (химия, жизнь, человек). Пермь: Пермское книжное издательство, 1983. — 169с.
  28. JI.C. Избранные педагогические исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1956. — 519 с.
  29. О.С. Совершенствование речевой культуры учащихся на уроках химии.// Химия в школе. -1990. № 6. — с. 35−37.
  30. Н.И. О практической направленности преподавания химии.//Химия в школе. 1999. — № 6.- с. 61.
  31. З.Е. Изучение научной деятельности М.В. Ломоносова.// Химия в школе. — 1986. № 2. — с.22.
  32. З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе.// Педагогика. 1993. — № 5. — с.25−32.
  33. И.В. О психологии усвоения истории школьниками// Начальная школа. 1964. — № 3. — с.5.
  34. В.В., Филиппова Е. Б. Подход к индивидуализации обучения на основе исследования межполушарной асимметрии головного мозга//Адукацыя i выхаванне. 1997. — № 10. — с. 34−47.
  35. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — с.75−86.
  36. Э.А. Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специальных человеческих свойств высшей нервной деятельности // Психологический журнал 1982. — Т.З.2.- с. 89.
  37. Э.А. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М, 1977. — 177с.
  38. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-306с.
  39. Э.А., Изюмова С. А. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения. // Вопросы психологии. 1991. -№ 2. — с. 132−140.
  40. М.Г. Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии. // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. 1983. — № 5. — с. 17−28.
  41. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.— М.: Педагогика, 1977. 136с.
  42. Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О. Д. Расчетные задачи с экологическим содержанием.// Химия в школе. 2000. — № 7. — с. 59−60.
  43. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников // Знание. Новое в жизни, науке, технике. 1988. — № 6. — 79с.
  44. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-424 с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения.: Опыт теоретического и психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  46. В.И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе. Дисс.докт. пед. наук в форме научного доклада, Санкт-Петербург, 1997. 50 с.
  47. Е.А. Методика преподавания физики в классах гуманитарного профиля. Дисс. .канд. пед. наук. — М., 1992. — 170с.
  48. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. -Мн: изд-во БГУ, 1981. 383с.
  49. Г. И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования. Дисс. .канд. пед. наук. — Тобольск, 1995. — 197с.
  50. Д.П., Фоминых Н. А. Задачи с экологическим содержанием в курсе органической химии.// Химия в школе. 1992.- № 5−6.- с.47−49.
  51. А.Н. Принцип историзма в обучении химии. // В сб.: Проблемы содержания и методов обучения химии в средней школе. Под ред. Л. А. Цветкова. М.: Педагогика, 1981. — с. 94−109.
  52. О.С. Системно-структурный подход обучения общей химии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 170с.бО.Закгейм А. Ю. Гуманизация и гуманитаризация химии: что это такое.// Химия в школе. 1990. — № 6. — с. 3−5.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании». // Собрание законодательств Российской Федерации". 1996. — № 3, 15 января. -с. 693−735.
  54. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.бЗ.Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994 — 370 с.
  55. Л .Я. Ценности естественнонаучного образования. // Педагогика. 1995. — № 3. — с. 29−33.
  56. Л.В. Мы рисуем химию //Химия в школе. 1998. — № 5. -с. 41−43.
  57. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей-М.: Педагогика, 1961.-223с.
  58. С.А. Два типа познавательных способностей и их проявление в школьном обучении.// Творчество и педагогика. T.IV.1. М., 1988.
  59. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения (выпуск. 1). М.: Знание. — 1972. — 72с.
  60. А.А. О преподавании химии в классах гуманитарного профиля.// Химия в школе. 1992. — № 5−6. — с.29−32.
  61. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования.// Избр. пед. соч., М., 1982. 595 с.
  62. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Учпедгиз, 1959. — 304с.
  63. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении.-М.: Просвещение, 1966. 173с.
  64. В.А. Спецкурс «История органической химии».// Химия в школе. 1997. -№ 4. — с.43−45.
  65. JI.B. Дидактические условия естественнонаучной подготовки учащихся гуманиртарных классах. Дисс. .канд. пед. наук. -М&bdquo- 2000.- 184с.
  66. Г. И. Программа по химии для гуманитарных классов.// Российский химический журнал. 1994. — № 4. — с.35−37.
  67. Н.Г. Связь химического эксперимента с повседневнойжизнью.// Химия в школе. 1980. — № 3. — с.49.
  68. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения.- М.: Просвещение, 1968. 208с.
  69. Л.А., Лисичкин Г. В. Развивать способности учащихся// Химия в школе. 1982. — № 4. — с.44−47.
  70. М.Ф. Издержки экономной стратегии мозга// Вопросы психологии. 1990. — № 2. — с. 110−116.
  71. Е. А. Использование музыкального сопровождения при выполнении практических работ.// Химия в школе. 1990. — № 5. — с.48−50.
  72. А.И. О системе спецкурсов и спецсеминаров./ В сб. Повышение эффективности спецкурсов и спецсеминаров по педагогике в подготовке будущих учителей. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976, с. 48−53.
  73. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Просвещение, 1977, с. 20.
  74. А.В. Экологические проблемы в расчетных задачах по химии.// Химия в школе. 1996. — № 5. — с.32−37.
  75. В.А. Проблема способностей в психологии-М.: Знание, 1971. -61с.
  76. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. — 352с.
  77. В.И. Э.Г. Фишер: классические работы в области химии углеводов, белков и пуриновых соединений.// Химия в школе. 1997-№ 7. — с.83−85.
  78. В.И. Я.Г. Вант-Гофф: основополагающие начала ученияо химическом процессе.// Химия в школе. 1997. — № 7. — с.80−82.
  79. В.И., Печенкин А. А. Формирование мировоззрения учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  80. В.И., Третьякова Л. Г. Проблема гуманизации химического образования и поиски путей её решения.// Химия в школе. 1991. -№ 4. — с. 25−28.
  81. Т.Ф., Алексашина И. Ю. Тенденция гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном изложении. // Гуманитаризация науки и образования: проблемы корреляции. М., 1992. с. 30−33.
  82. Н.В. Способности, одарённость и таланты учителя. -Л.: Знание, 1985. -32с.
  83. Н.В. Роль психолого-педагогической теории в совершенствовании профессионального мастерства учителя. (Методические рекомендации). Ч. III. Гомель: ГОСПО БССР ГОИУУ, 1986.-43с.
  84. Н.Д. Психология характера. — М.: Просвещение, 1969. 424с.
  85. И. А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков.// Вопросы психологии. 1988. — № 4. — с. 149−154.
  86. С.Б., Макареня А. А. Майкл Фарадей ученый и человек.// Химия в школе. — 1992. — № 1−2. — с.10−12- № 3−4. — с.12−15- № 5−6. -с.15−19.
  87. Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий.// Вопросы психологии. 1982. — № 4. — с.36−49.
  88. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Изд-во «Институт прикладной психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448с.
  89. Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т.7. -М&bdquo- 1972.
  90. И.Я. Каким должно быть воспитывающее обучение.// Химия в школе. 1995. — № 1. — с. 15−17.
  91. А.А., Обухов В. Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1984. -223 с.
  92. И. Если ваш ребенок левша. Спб.: Лань, 1995.128с.
  93. Т.А. Русская лексика в химической терминологии.// Химия в школе. 1991. -№ 5. — с. 41−44.
  94. Ю.В. О развитии ассоциативного мышления у учащихся. // Химия в школе. — 1998. — № 5. с.43−44.
  95. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  96. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288с.
  97. Е.Е. О программе учебного предмета. // Химия в школе. 1996. — № 1. — с.11−17, № 2. — с.11−15.
  98. Е. Е. Лисичкин Г. В. Концепция школьного химического образования. //Химия в школе. 1993. — № 6. — с.2−8.
  99. Митина Л. М Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200с.
  100. JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
  101. Ф.Т. Обоснование проблемы гуманитаризации образования и направления её решения. // Вопросы философии. 1994. — № 3. -с.5−10.
  102. В.М. Контролирующие задания с экологическим содержанием.// Химия в школе. 1993. — № 1. — с. 36.
  103. В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы.// Химия в школе. 1993. -№ 5.-с. 35−45.
  104. В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования. // Химия в школе. 1995. — № 3. — с.2−5.
  105. В.М. Экологизированный курс химии: от темы к теме. // Химия в школе. 1994. — с.13- № 4. — с.38- № 6. — с.43−1995. — № 2-с.29−33- № 5. — с.35−40- 1996. — № 1.- с. 29−36- № 2. — с.31−35- № 4. — с.36−39- № 6.-с. 18−21.
  106. В.М., Лучинина Н. В. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании.// Химия в школе. 1993. — № 6. -с. 47−53.
  107. Т.В. Основы проектирования курса психологии для технического вуза. Автореф.. дисс.. канд. пед. наук, Новосибирск, 1995.-22 с.
  108. В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — с.29−43.
  109. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336с.
  110. А.К. Гуманитаризация высшего технического образования в США. Автореф. дисс.. канд. пед. наук, М., 1993. 17с.
  111. Н.Д. О разработке спецкурса по педагогике высшейшколы./ В сб. Повышение эффективности спецкурсов и спецсеминаров по педагогике в подготовке будущих учителей. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976, с.164−173.
  112. Э.Е., Парамонова Н. Г. Прикладные знания в курсе химии: анализ проблемы, предложения. // Химия в школе. 1995. — № 5. -с.15−17.
  113. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов /Под ред. Н. Ю. Шведовой -М.: Русский язык, 1991. 917с.
  114. Д.И. Формирование научного мировоззрения в преподавании химии. М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  115. И.В. Реализация принципа региональности на уроках химии с использованием различных видов самостоятельных заданий. В сб.: Педагогическая культурология. /Сост. А. А. Макареня и др. Тюмень-Тобольск, 1995, с.157−161.
  116. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973.-659с.
  117. Дж.Н. Историзм как средство познавательного интереса учащихся на уроках химии. Автореф.. дисс. .канд. пед. наук. М, 1987.-28с.
  118. Г. В. Задания для самостоятельной работы по курсу прикладной химии.// Химия в школе. 1997. — № 3. — с.29−31.
  119. Г. В. Прикладная направленность изучения химии: от теории к практике.// Химия в школе. 1997. — № 1. — с.50−54.
  120. В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. -М.: Просвещение, 1982. 191с.
  121. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие-М.: Просвещение, 1967. 264с.
  122. Практические занятия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. институтов./Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1972.- 167с.
  123. Программы для средних образовательных учебных заведений. Химия. М.: Просвещение, 1994. 89с.
  124. М.А. Проблемы дифференциации обучения.// Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. М., 1987, с.3−4.
  125. Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. средн. шк. -М.: Просвещение, 1991. — 144с.
  126. Психологические тесты. Составитель Э. Р. Ахмеджанов. — М.: Лист, 1996.-320с.
  127. Психологические тесты -1. Составитель В. Д. Коновалов. М.: СВЕТОТОН, 1996.-336с.
  128. Психология и педагогика высшей школы- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998−544с.
  129. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: изд-во Феникс, 1998.-544с.
  130. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: Просвещение, 1975. — 182с.
  131. С.Х. О природе художественного мышления. Сб. «Эст. Очерки». М.: Музыка, 1967.
  132. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996−512 с.
  133. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1.: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 160−183.
  134. М.Ю., Родыгина И. В. Факультативный курс истории химии в общеобразовательной школе.// Химия в школе. 1996. — № 5.с.59−61.
  135. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 239с.
  136. М.В. Развитие языковой личности в процессе художественной перцепции иноязыка. Развитие психологии личности и педагогических проблем социальной психологии. Материалы республиканской научно-практической конференции. Минск, 1998, с. 177.
  137. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 240с.
  138. В.А. Учитель и время.// Советская педагогика. -1990.-№ 9.- с. 15.
  139. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг./ Пер. с англ. -М.: Мир, 1983.-256с.
  140. В.П., Ермак В. И. Гуманизация образования в Республике Беларусь: состояние и перспективы //Адукацыя i выхаванне. -1996. № 3 — с. 4−12- № 4 — с. 4−11- № 5 — с.3−13.
  141. С. Г. Методика преподавания экологизированного курса органической химии./ В сб. Экологическое образование-98: Материалы республиканской научно-методической конференции. Минск: БГТУ, 1999, — 120с.
  142. Н.Н. В менделеевской гостиной «А.А. Блок и Менделеевы».// Химия в школе. 1992. — № 1−2. — с.49−52.
  143. Тарасов J1.B. Необходимость перестройки преподавания естественных предметов на основе интегративно-гуманитарного подхода. // Физика в школе. 1989. — № 4. — с. 32−35.
  144. Н.М. Школьные работы по технологии растительных продуктов. М.: АПН РСФСР, 1962. — 103 с.
  145. .М. Психология индивидуальных различий./ В кн. Избранные труды: В 2-х т. Т.2. -.М.: Педагогика, 1985. 360с.
  146. .М. Психология музыкальных способностей./ В кн. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. — 328с.
  147. И.М. Вечер-игра «Краски разных времён» // Химия в школе. 1993. — № 6. — с. 63−70.
  148. И.М. Вещества и материалы в руках художника: Пособие для учителей химии. М.: МИРОС, 1994. — 80 с.
  149. И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии. // Химия в школе. 1996. — № 3. — с. 14−22.
  150. И.М. Методические основы развивающего обучения химии: Дисс.. доктора пед. наук. Санкт-Петербург, 1994. -468с.
  151. И.М. О функциях искусствоведческих знаний в развивающем обучении химии.// Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. С.-Пб.: РГПУ, 1991, с.58−65.
  152. И.М. Ярмарка народных промыслов.// Химия в школе. 1998. — № 7. — с.53−59.
  153. А.В. Гуманизация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания.// Педагогика. 1996. — № 4. — с. 9−13.
  154. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990. 188с.
  155. Е.Н. Персонифицированные учебные тексты по химии как средство гуманитаризации предметов естественнонаучного цикла./ в сб. Педагогическая культурология. Сост. А. А. Макареня и др. -Тюмень-Тобольск, 1995, — с.105−106.
  156. К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». /Собр. соч. Т.7., М.: АПН. РСФСР, 1949, с. 10.
  157. К.Д. Человек, как предмет воспитания./ Собр. соч. Т.8., М.: АПН РСФСР, 1950, с.251−252.
  158. Г. И. Музыка в жизни учёных-химиков.// Химия в v школе. 1994. — № 6. — с. 26−27.
  159. М. На минных полях гуманитаризации. // Учительская газета. -№ 44. 14 ноября. — 1995 г.
  160. Химия и общество: Пер с англ. М.: Мир, 1995. — 560 с.
  161. Ю.В., Эпштейн Д. А. и др. Преподавание неорганической химии в средней школе. М.: Просвещение, 1975. — 242 с.
  162. С.А. Гуманитаризация физического образования как условие формирования научного мировоззрения учащихся. Дисс. .канд. пед. наук. М., 1994. — 227 с.
  163. Г. М. Методика обучения химии в средней школе. М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2000. — 336 с.
  164. Г. М. Система методической подготовки учителя химии в педвузе. Дисс. .док. пед. наук в форме научного доклада. -М., 1989.-37с.
  165. Г. М. Система методической подготовки учителя химии как предмет исследования./ В кн. Психолого-педагогические вопросы методики обучения химии в высшей школе. Саранск, 1987. — 100с.
  166. Г. М. Что происходит с методами обучения химии.// Химия в школе. 1997. — № 5. — с.2−8.
  167. Г. М., Дорохова Л. Н. Программа курса химии для X классов гуманитарного профиля.// Химия: прил. к газете «Первое сентября», 1997. -№ 4. -с.9−10.
  168. И. Н. Личность A.M. Бутлерова его гражданская позиция и мировоззрение".// Химия в школе. 1992. — № 3−4. — с.9−12.
  169. З.И. Антуан Лоран Лавуазье.// Химия в школе. -1993. № 4. — с.77−80.
  170. З.И. С. Аррениус: признание теории электролитической диссоциации.// Химия в школе. 1997. — № 3. — с.77−79.
  171. В.И. Химический эксперимент и экологическое воспитание.// Химия в школе. 1993. — № 5. — с. 60−62.
  172. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. — 143с.
  173. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя.// Вопросы психологии. -1984. № 5. — с.17.
  174. В.А. Использование принципа региональности при изучении химии с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Дисс.. канд. пед. наук. Тобольск, 1996. — 155с.
  175. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  176. Закон Рэспублж1 Беларусь «Аб адукацьп у Рэспублще Беларусь». Роднае слова. — 1992. — № 1. — С.2−10.
  177. Лаурынов1ч К. У. Гумашзацыя навучальна-выхаваучага працэ-су у агульнаадукацыйнай сярыдняй школе.// Народная асвета. 1997.7. с. 15−22- № 8. — с. 16−25.
  178. В.П. Гумашзацыя адукацьп i выхаванне асобы.// Народная асвета. 1992. — № 6. — с. 19 -22.- № 7. — с.25 -29.
  179. Cernobejska G., Arsanskis J. ICTmijas maclsanas humanitarizacija: biitTba, pretrunas un risinajuma iespejas.// Skolotajs- 2000 № 1(19). — p.30−36.
  180. Charting the agenda: Educational activity after Vygotsky / Ed. by Harry Daniels. London- New York: Routledge, 1993, XXIX. — 222 c.
  181. Elkanova T.M. To the problem of humanitarisation of enginuring education // International conference of education. May, 23−25, 1995, Moscow, Russia, p.51.
  182. Oakeshott, Michael. The voice of liberal learning: Michael Oake-shott on education. / Ed. by Timothy Fuller. — New Haven- London: Yale univ. press, 1989. 169 c. Yale univ. press, 1989. 169 c.
  183. Reeves W.J. Core Curricula, Science./ Humanities Integration, and the Teaching of Time./ Science Education, 64, 1980, № 5, c. 583−589.
Заполнить форму текущей работой