Организационно-экономические проблемы управления конкурентоспособностью предприятий кондитерской промышленности
Обоснованность и достоверность научных результатов. В процессе выполненного исследования использованы конкретные данные официальных институциональных образований, объективная информация, полученная при обследовании объектов и предмета изучения, применены современные методы обработки данных, принятые в основу аргументации научных результатов исследования. Кроме того, для получения достоверных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятий
- 1. 1. Основные экономические понятия и категории субъекта экономики
- 1. 2. Факторы, влияющие на конкурентный статус предприятия
- 1. 3. Структурные элементы управления конкурентным статусом предприятия
- Глава 2. Мониторинг современного состояния деятельности предприятий кондитерской промышленности
- 2. 1. Особенности функционирования предприятий кондитерской про, мышленности страны
- 2. 2. Диагностика современного состояния кондитерской промышленности
- 2. 3. Исследование потребительских предпочтений населения страны в кондитерских изделиях
- Глава 3. Научно-методические основы управления конкурентоспособностью кондитерских предприятий
- 3. 1. Модель управления конкурентоспособностью предприятий кондитерской промышленности
- 3. 2. Система эффективного управления конкурентоспособностью кондитерской продукции
- 3. 3. Научно-методические положения по повышению конкурентоспо
- 4. собности предприятий кондитерской промышленности
Организационно-экономические проблемы управления конкурентоспособностью предприятий кондитерской промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап российской экономики характеризуется становлением и развитием рыночных отношений, движущим механизмом которых является конкуренция. Любой хозяйствующий объект, в том числе и предприятия кондитерской промышленности, функционирующие в конкурентной среде рынка, стремятся добиться успеха. В этом случае эффективная деятельность предприятия зависит от адекватного и своевременного реагирования на внешние факторы и ориентирование на меняющиеся потребности покупателей. Анализ исследования рынка свидетельствует, что для большинства россиян при выборе товара основополагающим фактором является его качество.
В настоящий момент одной из отличительных особенностей российских кондитерских фабрик признана концепция интенсификации коммерческих усилий, когда главенствующее значение приобретает деятельность, направленная на продвижение и реализацию продукции.
Изучение показало что, зарубежные компании, производящие свою продукцию на территории РФ, предваряют выпуск товара тщательным исследованием рынка и потребностей россиян. Следует отметить, что методы ведения конкурентной борьбы российских и иностранных производителей существенно разнятся. Если стратегия продвижения товара на рынок у западных компаний нацелена на несколько сильных брэндов, хорошо узнаваемых населением страны за счет эффективного рекламного подкрепления, то отечественные фабрики, испытывающие дефицит оборотных средств, в том числе на рекламу и обновление основных фондов, не в состоянии обеспечить эффективную поддержку всем 350 наименованиям выпускаемой продукции. Это и позволило иностранным предприятиям, размещенным на территории России, в короткое время, занять лидирующее положение. Повышение интереса у крупных международных корпораций к российскому рынку, в особенности к сегменту шоколадной продукции, объясняется его высокой рентабельностью.
Наряду с этим, эффективное развитие отечественных кондитерских предприятий сдерживается рядом факторов: недостаточной обоснованностью стратегии и тактики ведения конкурентной борьбыотсутствием методологических подходов к управлению качеством выпускаемой продукции. В связи с этим, для расширения сегмента рынка и завоевания лидирующего положения российским товаропроизводителям необходимо проводить анализ и определять как свой уровень конкурентоспособности, так и его показатели конкурирующих компаний. Кроме того, до сих пор пока не разработаны методы оценки уровня конкурентоспособности, учитывающие особенность работы кондитерских предприятий. Учитывая, что именно этим аспектам проблемы посвящено настоящее исследование, можно заключить, что его тема, направленная на решение организационно-экономических проблем управления конкурентоспособностью кондитерского предприятия, является актуальной.
Степень разработки проблемы. Теория конкуренции и конкурентоспособности предприятий создана западными учеными И. Ансоффом, П. Р. Диксоном, П. Ф. Друкером, М. Портером, П. Самуэльсоном, Э. Чемберли-ном, а также отечественными экономистами: Г. Л. Азоевым, А. Д. Андриановым, О. В. Аристовым, И. Н. Герчиковой, В. А. Гончаруком, Е. А. Горбашко, Г. Л. Игольниковым, Е. Б. Комлевым, И. В. Липсиц, Б. А. Райзбергом, Г. И. Ру-завиным, Р. А. Фатхутдиновым, А. Ю. Юдановым и другими.
Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия рассматривалось в научных трудах О. В. Аристова, В. С. Каленского, М. П. Кныша, М. С. Петрусенко, М. И. Романа, Р. А. Фатхутдинова и в работах зарубежных авторов, таких как: М. Альберт, И. Ансофф, Ф. Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, М. Х. Мескон, А. А. Томпсон, А.Дж.Стринкленд, Ф.Хедоури.
Теоретические основы управления качеством сформированы как российскими экономистами: А. В. Гличевым, С. Д. Ильенковой, В. В. Сидориным, О. В. Аристовым, Н. В. Войтоловским, так и зарубежными: Р. Гарднером, Э. Де-мингом, Дж.Харрингтоном.
В пищевой промышленности применительно к различным отраслям АПК, конкурентоспособность продукции и предприятий исследования проводили: О. К. Филатов, В. П. Грузинов, В. В. Гусев, Т. Ф. Рябова, Е. В. Минаева, Е. И. Маргулис, Л. С. Чешинский (мукомольная промышленность) — Е.Ю.Алек-сейчева, В. В. Денискин, М. Д. Магомедов, Н. С. Тульская (пивоваренная, кондитерская промышленность) — Т. Ю. Максимкина (хлебопекарная) — Т. А. Бурцева (молочная) и другие.
Тем не менее, отсутствует единая концепция управления конкурентоспособностью продукции и предприятия кондитерской промышленности. В связи с этим, учитывая специфику отрасли необходимо провести углубленные исследования и разработать новые научно-методические подходы по обоснованию организационно-экономических механизмов управления конкурентоспособностью предприятий кондитерской промышленности.
Цель и задачи исследования
Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе обобщенных и систематизированных теоретических положений разработать научно-методические подходы к стратегическому управлению конкурентоспособностью крупных кондитерских предприятий.
Для реализации поставленной цели в диссертационной работе определены и решены следующие задачи:
— рассмотрена сущность понятия конкурентоспособности предприятия;
— разработана система факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия;
— осуществлен анализ ассортиментной, рекламной и сбытовой политики предприятий кондитерской промышленности и выявлены тенденции их развития;
— исследованы покупательские предпочтения населения в шоколадных изделиях ведущих отечественных производителей;
— проведена оценочная экспертиза факторов конкурентоспособности московских кондитерских фабрик;
— разработаны структурно-функциональная модель управления конкурентоспособностью предприятия и организационная структура управления кондитерским предприятием;
— обоснована система управления качеством продукции;
— проведена апробация разработанных методик на кондитерских предприятиях.
Объектом исследования послужили предприятия кондитерской промышленности Российской Федерации, в число которой входят компании, выпускающие шоколадные изделия.
Предметом исследования явилась совокупность теоретических, методологических и практических положений, связанных с управлением конкурентоспособностью кондитерских предприятий.
Теоретическую и методическую основу диссертационной работы составили положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам рыночной экономики и вопросам конкуренции и конкурентоспособности.
В процессе диссертационного исследования для обоснования научных результатов были применены методы: экономико-статистические, логические, экспертные, графические изображения, аналитико-иссле-дова-тель-ские, сопоставления, ранжирования, анкетирования.
Информационная база исследования составлена по справочным материалам Росстата Российской Федерации, данным НИИ кондитерской промышленности, статистическим материалам кондитерских предприятий, а также по материалам, полученным в процессе длительного проведения исследования.
Обоснованность и достоверность научных результатов. В процессе выполненного исследования использованы конкретные данные официальных институциональных образований, объективная информация, полученная при обследовании объектов и предмета изучения, применены современные методы обработки данных, принятые в основу аргументации научных результатов исследования. Кроме того, для получения достоверных научных положений были изучены труды известных ученых, на выводы которых в исследовании имеются ссылки. Совокупность представленных аргументов можно считать основой обоснования научных положений, вынесенных на защиту.
Научная новизна положений диссертационной работы, которые выносятся на защиту, заключается в следующем:
— уточнена формулировка категорий понятийного аппарата стратегического управления конкурентоспособностью предприятия, учитывающая внутренние возможности организации и адаптацию их к современным условиям рынка;
— разработана структурно-функциональная модель управления конкурентоспособностью предприятий кондитерской промышленности, отображающая специфический состав функций управления, адаптированный потребительским предпочтениям;
— обоснована структура управления кондитерским предприятием, основанная на комплексном подходе, базирующемся на производственном, научно-исследовательском, коммерческом, маркетинговом, товаро-обе-спе-чивающем и финансовом департаментах, создающих конкурентные пре-иму-щества при завоевании рыночного пространства;
— разработана система эффективного управления конкурентоспособностью продукции, ориентированная на осуществление выделенной совокупности необходимых видов ее контроля, позволяющих обеспечивать выпуск кондитерских изделий, пользующихся потребительскими предпочтениями;
— разработаны научно-методические положения по оценке уровня конкурентоспособности предприятий, научной особенностью которых является совокупность способов его определения, выраженная через систему соответствующих индикаторов и показателей.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выполненное диссертационное исследование нацелено на решение проблем, связанных с организационно-экономическим управлением и повышением конкурентоспособности предприятий кондитерской промышленности. К предложенным научно-практическим положениям, возможным для практического применения, относятся:
— выявленные резервы повышения уровня запланированных продаж;
— методы мотивации повышения квалификационного уровня персонала;
— порядок проведения комплексного контроля качества выпускаемой продукции;
— стратегические направления повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
Обоснованность и достоверность научных результатов. В процессе выполненного исследования использованы конкретные данные официальных институциональных образований, объективная информация, полученная при обследовании объектов и предмета изучения, применены современные методы обработки данных, принятые в основу аргументации научных результатов исследования. Кроме того, для получения достоверных научных положений были изучены труды известных ученых, на выводы которых в исследовании имеются ссылки. Совокупность представленных аргументов можно считать основой обоснования научных положений, вынесенных на защиту.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты, сделанные в диссертационной работе, были представлены на:
— научно-практической конференции «Пищевая промышленность на рубеже третьего тысячелетия», МГТА, 2000 г.;
— научно-теоретической конференции «Инновационные техно-логии в пищевой промышленности третьего тысячелетия», МГТА, 2001 г.;
— семинарах кафедры «Экономика и предпринимательство» в течение 1998;2004 г. г.;
— основные методики применяются на ряде кондитерских предприятий, результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе МГУТУ при чтении дисциплины «Маркетинг» и «Рекламная деятельность».
Публикации. Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 5 статьях, общим объемом 5,8 п.л. (авторский вклад составил 5,4 п.л.).
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 113 наименований. Работа изложена на 175 страницах компьютерного текста и включает 33 рисунка и 18 таблиц.