Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Поэтика Гайто Газданова в контексте модернистской прозы первой половины XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Автором диссертации опубликовано 13 статей в научных журналах и сборниках материалов конференций, в том числе в 3 журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых изданий, 8 утвержденный ВАК РФ. Результаты исследования представлялись в докладах на международных и межвузовских научных конференциях: «Риторика и культура речи в современном информационном обществе» (Ярославль… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы и перспективы изучения прозы Гайто
  • Газданова
  • Глава 2. Раннее творчество Гайто Газданова и художественные искания «серебряного века»
    • 2. 1. Эстетические установки раннего Газданова и открытия русского модернизма
    • 2. 2. «Экзистенциальное сознание» и
  • литература эмиграции
  • Романы Гайто Газданова 1920-x-l 930-х годов
  • Глава 3. Память как творческая энергия в прозе Гайто Газданова
  • Глава 4. Музыкальные и театральные мотивы в прозе Гайто
  • Газданова
    • 4. 1. Мир как музыка в прозе Гайто Газданова
    • 4. 2. Мир как театр в прозе Гайто Газданова

Поэтика Гайто Газданова в контексте модернистской прозы первой половины XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наша диссертация посвящена творчеству Гайто Газдановапредставителя младшего поколения первой волны русской эмиграции, того «незамеченного» (В.Варшавский) поколения, что сформировалось в контексте исторических и мировоззренческих катастроф начала века и в «духовном вакууме» изгнания. «Возвращение» Гайто Газданова на родинупубликация первых сборников прозы в издательстве «Художественная литература» — состоялось в начале 1990;х годов и уже не вызвало такого бурного интереса, как, например, произведения газдановского собрата по эмиграции, Владимира Набокова. Однако сегодня можно с уверенностью утверждать, что Г. Газданов воспринимается как один из создателей и соавторов нового литературного «канона», сформировавшегося на рубеже веков и отразившего перелом в самосознании человека двадцатого века по сравнению с предшествующими эпохами.

Начало академического изучения прозы Гайто Газданова было положено докторской диссертацией американского слависта Ласло Диенеша (1979), в России же первые диссертационные исследования появились во второй половине 1990;х, монографические работы — на рубеже 1990;Х-2000;хэто труды С. Кабалоти (1997), О. Орловой (2000), A.B. Мартынова, Ю. В. Матвеевой (2001; 2009), Т. О. Семеновой, Ю. В. Бабичевой, В. А. Боярского (2002), О. В. Подуст (2003), A.B. Леденева, Л. В. Матанцевой, O.E. Гайбарян (2005), Е. В. Асмоловой (2007), E.H. Проскуриной (2009), И. М. Манафовой, Е. В. Бронниковой, Э. А. Александровой (2010), H.H. Шитаковой, М. Н. Шабуровой (2011), С. А. Кибальника (2012).

Следует отметить, однако, что исследования прозы Газданова развиваются в основном экстенсивным путем, захватывая все новые и новые, подчас неожиданные территории для сопоставлений и аналогий (от философии Мирчи Элиаде до прозы Харуки Мураками) без должной конкретизации и раскрытия уже поставленных наукой вопросов.

Недостаточно разработанной остается проблема соотношения з художественных открытий писателя, его взгляда на психологию человека и его жизнетворческие возможности с классической и модернистской традицией. Кроме того, есть определенное противоречие в том, что ряд тем, уже давно привычных для исследователей «смежных» авторов (поэтическая природа прозы и многомерность реальности у Набокова, «феноменологический» характер и творческая энергия общечеловеческой и личной памяти, раскрывающей вечность во мгновении, у Бунина, музыкальность реальности у Поплавского) до сих пор нов для газдановедения. Остро актуальной представляется необходимость выделения в прозе Гайто Газданова модернистских стилевых и мировоззренческих компонентов и прослеживания пути их развития в контексте авторской философии творчества. Привлечение к сопоставлению различных контекстных фигур и «смежных» поэтик (прозы Ивана Бунина, Владимира Набокова, романной дилогии Бориса Поплавского) подчеркивает стремление автора диссертации представить литературу русского зарубежья живой ветвью модернистских художественных исканий — как русского «серебряного века», так и европейского экзистенциализма, а также «романа потока сознания», у истоков которого находится эпопея Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, определяется следующими факторами:

• в работе реализуется актуальный для современного литературоведения «транскультурный» принцип интерпретации авторского текста, когда оригинальность модернистской поэтики в газдановской «редакции» раскрывается на перекрестье культур, и прежде всего — русских, европейских и эмигрантских влияний;

• предлагается комплексный подход к творчеству писателя, позволяющий раскрыть своеобразие его творческого почерка в контексте художественных исканий эпохи;

• разработаны новые алгоритмы прочтения прозы Гайто Газданова, 4 раскрывающие внутреннюю динамику его поэтики на основании изучения разнообразных контактов с литературным и общекультурным контекстом на протяжении всего творчества, от самых ранних произведений до позднейших.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней художественный мир Гайто Газданова впервые представлен как отражение единого жизнетворческого проекта, созданного с опорой на модернистский мировоззренческий комплекс. Раскрывая историю притяжения-отталкивания газдановского текста от современного ему литературного и культурного контекста, исследование преодолевает привычный для изучения литературного наследия русских эмигрантов эффект «блестящей изоляции» и представляет исследуемого автора активным участником литературного процесса во всех его полемических поворотах.

Поэтика прозы Гайто Газданова, рассмотренная с точки зрения ее способности трансформировать влияния актуальных для автора тем, идей и мотивов модернистской прозы, стала объектом исследования.

Предметом исследования явились те компоненты поэтики художественной, эссеистической и публицистической прозы Газданова, которые формируют его жизнетворческую концепцию и соприкасаются с современным ему модернизмом (проблема сознания и самосознания человека, множественность «я», принципы взаимодействия реального и фикционального планов в нарративе, композиция воспоминания, статус реальности).

Материалом исследования послужили 9 романов («Вечер у Клэр»,.

История одного путешествия", «Полет», «Ночные дороги», «Возвращение.

Будды", «Призрак Александра Вольфа», «Пробуждение», «Пилигримы»,.

Эвелина и ее друзья"), 15 рассказов («Гостиница грядущего», «Повесть о трех неудачах», «Черные лебеди», «Исчезновение Рикарди», «Превращение»,.

Воспоминание", «Товарищ Брак», «Великий музыкант», «Хана», «Судьба.

Саломеи", «Нищий», «Ошибка», «Письма Иванова» «Железный Лорд»), а также 6 литературно-критических заметок Гайто Газданова («О молодой 5 эмигрантской литературе», «Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане», «О Гоголе», «Памяти Бориса Поплавского», «Заметки читателя»), материалы, подготовленные писателем для радио «Свобода» («Достоевский и Пруст»), его письма к Никите Муравьеву, Владимиру Смоленскому, Роману Гулю в сопоставлении с художественной, публицистической и мемуарной прозой Александра Блока, Андрея Белого, Ивана Бунина, Владимира Набокова, Бориса Поплавского, Марселя Пруста, Альбера Камю, Ж-П. Сартра.

Основанием выбора материала служило присутствие в том или ином произведении высказываний о сущности и цели литературы, наличие в раннем произведении образа / идеи, получивших развитие в дальнейшем, показательность того или иного произведения для демонстрации творческого метода Газданова, особенностей его нарративной поэтики, обусловленных трансформацией ключевых для модернистской литературы проблем сознания и самосознания, взаимодействия «внутреннего» и «внешнего» планов в характере (саморефлексия героя и проблема самоидентификации повествователя, возможности памяти и композиция воспоминанияпроблема смерти и самоубийствапринципы создания и функционирования художественной условности).

Цель работы — дать комплексную характеристику поэтики Гайто Газданова в свете современных ему ключевых особенностей модернистской прозы (прежде всего литературы «серебряного века» и первой волны русской эмиграции как его ответвления и продолжения).

Поставленной целью обусловлены следующие задачи:

1. представить аналитический обзор основных аспектов изучения творчества Г. Газданова критиками — современниками писателя и современными литературоведами;

2. определить художественные возможности индивидуально авторской композиции воспоминания в его отношении к действительности и сознанию в прозе Г. Газданова, В. Набокова, Б. Поплавского, раскрыть семантику мотивов превращения и путешествия в прозе Гайто Газданова- 6.

3. охарактеризовать роль «утраченного» и «обретенного» времени во внутреннем мире героя Г. Газданова и определить поэтические основания прозы писателя в контексте жизнетворческих установок символистской и акмеистической поэзии;

4. интерпретировать соотношение «театральности» и «музыкальности» в художественном мире Г. Газданова на основании романтического понимания «духа музыки» и символистского подхода к возможностям театра;

5. реконструировать динамическую концепцию жизнетворчества и круг задач «идеального творца» в прозе Г. Газданова и соотнести ее с художественными исканиями писателей русского зарубежья (И. Бунин, В. Набоков, Б. Поплавский).

Ввиду того, что поставленная цель исследования предполагает анализ различных уровней поэтики и проблематики творчества Газданова, рассматриваемого в качестве единой динамической художественной системы, продуктивной оказалась комплексная методология исследования, включающая в себя мотивный анализ, элементы close reading компаративистики и историко-литературной реконструкции.

Теоретико-методологическую базу работы составили историко-литературные и теоретические исследования в нескольких областях, прежде всего: по поэтике русского и европейского модернизма (работы Л. Долгополова А. Карельского, Б. Каца, Л. Колобаевой, А. Лаврова, Д. Максимова, 3. Минц, А. Михайлова, Р. Тименчика, В. Толмачева и других);

• исследования, посвященные проблематике и поэтике литературы русской эмиграции в целом и отдельных ее авторов — Ивана Бунина, Владимира Набокова, Бориса Поплавского (работы А. Агеносова, Г. А. Барабтарло, Б. Бойда, Д. Б. Джонсона, О. Демидовой, Л. Диенеша, А. Долинина, И. Каспэ, В. Костикова, Ю. Мальцева, О. Н. Михайлова, В. Сарычева, Д. Токарева, и др.);

• работы, исследующие лирическую природу прозаических текстов и их мотивную структуру (труды Л. Выготского, Б. Гаспарова, В. Тюпы, В. Шмида).

• исследования, в которых сформулированы основные положения концепции открытого диалогичного текста (М.М. Бахтин, Н.Д.Тамарченко).

• работы, посвященные проблеме статуса литературной реальности, психологии и философии творчества различных литературных и исторических эпох (исследования С. Н. Бройтмана, Ж. Делеза, Л. Гинзбург, М. Мамардашвили, В. Подороги, X. Ортеги-и-Гассета, Е.Г. Эткинда).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в диссертационном исследовании описаны особенности поэтики модернистской прозы Газданова, расширяющие представления о художественном тексте как об открытой системеприменительно к проблематике работы уточнено содержание понятий «экзистенциальность», «музыкальность» и других категорий, актуальных для изучения прозы русского зарубежьянаучно обоснована необходимость и перспективность применения комплексного подхода к литературе эмиграции, чей художественный опыт складывался на перекрестье классической и модернистской, русской и европейской традиций.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в вузовском преподавании. Изучение диалогических связей литературного произведения по предложенной в диссертации методике закрепляет навыки анализа художественного произведения у студентов-филологов, помогает осмыслить генеративную природу и смысловой объем литературного произведения, позволяет понять механизм формирования эстетического смысла текста на основе анализа конкретных литературных явлений.

Апробация работы. Автором диссертации опубликовано 13 статей в научных журналах и сборниках материалов конференций, в том числе в 3 журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых изданий, 8 утвержденный ВАК РФ. Результаты исследования представлялись в докладах на международных и межвузовских научных конференциях: «Риторика и культура речи в современном информационном обществе» (Ярославль, ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 2007 г.), «Гуманитарные науки в России XXI века: тенденции и перспективы» (Архангельск, 2008), «Национальный семиозис. Дискурсы идентичности» (25 — 26 апреля 2007 г., Сыктывкар), «Пушкинские чтения» (6−7 июня 2007 г., ЛГУ имени A.C. Пушкина), «История русской литературы XX—XXI вв.еков в литературоведении, литературной критике и журналистике» (Москва, Шешуковские чтения-XII, МПГУ, 2007 г.), «Литература в диалоге культур — 4», «Литература в диалоге культур-5» (Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет, 2006, 2007 гг.), «Человек. Русский язык. Информационное пространство» (Ярославль, ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 2007 г.), «Новые концепции в изучении русской классики XX века (междисциплинарный аспект)» (Москва, Шешуковские чтения-XIII, МПГУ, 2008 г.), «Чтения Ушинского» (Ярославль, ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 2008 г.), «Литературы и журналистика народов России XX—XXI вв.еков в социокультурном и эстетическом контексте» (Москва, Шешуковские чтения-XIV, МПГУ, 2009 г.), «Человек. Русский язык. Информационное пространство» (Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007 г.), «Чтения Ушинского» (Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009 г.), «Чтения Ушинского» (Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческий опыт Газданова отражает и трансформирует художественные искания писателей модернистского направления.

Характерный для модернизма комплекс идей (взгляд на внутренний мир человека как на микрокосм, локальную вечность, собирающую под одним именем множество «я" — проницаемость границ жизни и текста, стремление сделать текст прообразом бесконечного мираакцент на творческой энергии памяти и фантазиивзгляд на читателя как на соучастника действия и соавтора текстапереживание смерти! в качестве не абсолютного конца 9 жизни, а необходимого жизненному сюжету финала) приобретает в прозе Газданова поэтическое звучание, соотносимое с жизнетворческой практикой русских символистов и акмеистов.

2. Модернистский текст Газданова трансформирует и «адаптирует» к современности темы и образы классической литературы. Творчество у Газданова теряет статус высшего ремесла, проповедничества, но сохраняет ценность в качестве инструмента реконструкции собственного «я», чуть ли не единственного достойного оружия в борьбе с абсурдностью окружающего мира.

3.В прозе Газданова реализуется особая формула соотнесения фантазии с действительностью, когда факт получает право на существование, только если он созвучен вымыслу рассказчика, а вымысел, в свою очередь, убедителен только в том случае, если берет начало в жизни. Газданов показывает обреченность «среднего», лишенного памяти и творческой благодати человека и стремится найти для него опору и выход в бессмертие из повседневной жизни.

4. В программных романах Газданова тема власти фантазии и моделирования действительности развивается в систему мотивов, связанных с музыкальным и театральным искусством, что тоже вполне соответствует иерархии искусств, утвержденной символистами. Разоблачение действительности у Газданова никогда не бывает самодостаточным: искусственность «мира-театра» опрокидывается неопровержимой истиной мира-музыки. Метафора «мир как театр» дает газдановским героям иллюзию общей действительности, общего языка и судьбы (в то время как на самом деле каждый персонаж знает только свою роль и не может понять других или быть понят ими).

5. Для героев Газданова музыка становится универсальным языком выражения любви и сочувствия — как единственно возможный способ перейти от содержательно пустых «знаков» к действительности чистого чувства. При этом, в отличие от русских символистов (и Бориса Поплавского.

10 как их ученика на европейской почве), Газданов наделяет силой не столько мифопоэтический «дух музыки», сколько ее «человеческий» смысл в связи с эмоциональной памятью и способностью сохранять чувства в первоначальной простоте.

6. Музыкальная структура мира связана с оформлением в прозе Газданова особого измерения — «свободного времени», в рамках которого человек способен к внутреннему преображению. Для раннего Газданова «свободное время» окрашено апокалиптически, связано с внутренней или общей катастрофой, для позднего — это время, созданное воображением писателя вопреки очевидной хронологии и вне ее. «Свободное время» прозы Газданова соотносимо с «обретенным» временем в эпопее Пруста, но газдановский повествователь относится к опыту Пруста с долей романтической иронии, отмечая пассивность его героев в контексте жизненных обстоятельств.

7. Газданов оспаривает абсолютность прав писателя. По эту сторону пограничного со смертью опыта, в рамках повседневной жизни, «идеальный» писатель останется лишь призраком, если не сумеет совершить «обратный путь к действительности», т. е. создать такую иллюзию, которая оказалась бы сильнее знания о смерти и беспамятства. Основной смысл творчества, по мысли Газданова, состоит в том, чтобы оставить вымышленному миру справедливость, стройность и чудесность, потерянную в действительности. В связи с этим особый статус в прозе Газданова приобретает время детства (как время пробуждения и формирования сознания) и фигура ребенка как существа, не устающего удивляться происходящему и обнаруживающего ложь везде, где бы ей ни вздумалось прятаться.

Структура работы: диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и библиографического списка, включающего в себя 333 наименования. Общий объем диссертации составляет 243 страницы.

Заключение

.

В настоящей работе мы ставили своей целью прослеживание ряда мотивных и мировоззренческих аналогий между прозой Гайто Газданова как представителя младшего поколения русской литературной эмиграции и художественными исканиями рубежа веков. Раскрывая логику творческого пути Г. И. Газданова, мы увидели в ней отражение и продолжение опыта русского модернизма, его экспериментов и открытий. При этом немаловажной частью работы было постоянное сопоставление этого опыта с актуальным для нашего автора литературным контекстом с целью выявить одновременно характерность газдановской трансформации модернизма для всего «незамеченного поколения» и неповторимость его писательской манеры. В результате исследования мы можем подвести некоторые его итоги в следующих тезисах:

1. В ранней прозе и литературоведческих заметках Гайто Газданова присутствует заметное влияние символистской концепции художника и художественного слова: начиная от понимания искусства прежде всего в качестве «искусства фантастического и заканчивая самой фигурой главного героя или же героя-протагониста, представляющего собой вариацию на тему романтического гения, однако гения, лишенного и публики, и пространства самовыражения («Повесть о трех неудачах», «Черные лебеди») либо экспериментально поставленного в ситуацию, когда он вынужден сделать выбор между жизнью и искусством — занятием опасным и зачастую смертоносным («Исчезновение Рикарди», «Превращение»), Уверенно выбирая позицию одинокого и отвергнутого романтика, Газданов одновременно осознает безнадежное ее устаревание и делает самоиронию средством защиты иллюзии от губительного воздействия реальности.

Ключевой мифотворческий сюжет раннего Газданова также вполне вписывается в символистскую систему координат, однако с необходимыми поправками на эмигрантскую действительность: женская сущность мира,*.

213 представленная образом героини первого романа — Клэр, становится отражением внутренне неразрешимых противоречий души героя — и история обретения ее любви перемещается из анекдотической действительности в символическое пространство сна, приобретая бессмертие «вечного» открытого сказочного сюжета, но теряя реальность своего жизненного воплощения.

2.Столкнувшись с тем, что действительность чаще всего оказывается губительной для иллюзий, Газданов мировоззренчески сближается с тематическим комплексом экзистенциальной философии, смысловой центр которой как раз и состоит в трагически ясном осознании неизбежной смертности человека и конечности всех его начинаний. Следуя вектору экзистенциального размышления-поиска путей сопротивления смерти, Газданов развивает темы памяти и воображения, как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных творческих энергий человеческого сознания, противостоящего абсурдности всего земного. Одновременно экзистенциальный конфликт в газдановской редакции теряет неразрешимую остроту личной трагедии, что отражено в газдановском решении темы самоубийства. Из ключевого философского вопроса (в системе ценностей, скажем, Альбера Камю) суицид превращается в один из эпизодов изначально трагичного мирового движения, лишь подчеркивающего одиночество героя и его поражение в жизненной игре, но ни в коем случае не способного повлиять на общий ход вещей и событий. Самоубийство, по мысли Газданова, есть отказ от воплощения мечты, в сущности, признание собственной творческой несостоятельности, что заставляет говорить не только о созвучии газдановской прозы экзистенциальной традиции, но и о полемичной трактовке традиционно экзистенциальных образов и тем, приобретающих в прозе Газданова игровой оттенок.

3. Отдельно в нашем исследовании были разработаны темы музыки и театра, унаследованные Газдановым из жизнетворческого арсенала русских л символистов и трансформированные с учетом жизненного и художественного опыта нового — послевоенного — поколения. Разделяя символистскую ' убежденность в потустороннем, «космическом» происхождении музыки и ее способности выражать «высшие», недоступные в повседневной действительности человеческие чувства и впечатления, Газданов одновременно подчеркивает дисгармоничность музыкальной природы внутреннего мира, постоянно фиксируя взаимосвязь музыки с областью смерти и опасностью разрушения личности. Тайна преодоления диссонанса и будущей гармонии для Газданова заключается в любви, как истории абсолютного взаимопонимания «помимо слов, содержания, сюжета и всего, что, в сущности, так неважно». Поэтому музыкальная одаренность у Газданова неизменно оборачивается искусством обольщения («Великий музыкант», «Призрак Александра Вольфа»), а подлинный музыкальный талант есть способность интуитивного понимания другого человека во всех его иллюзиях. В музыкальном измерении и память становится именно формой любви — в дополнение к набоковской и прустовской теме памяти-воображения: истинная реанимация прошлого возможна только в рамках «музыкального» черно-белого узора, как это происходит в «Истории одного путешествия».

4. Театральные мотивы прозы Газданова связаны с музыкальными и в той же степени двойственны. Будучи изначально лишь средством акцентировать изменчивость, текучесть, неискоренимое внутреннее лицедейство изображаемой реальности, театр в рассказах и романах писателя постепенно приобретает свойства онтологической сущности действительности, демонстрируя неизбежное расхождение видимого и сущего — как в характере героя, так и в логике сцепления событий. Механически следуя собственной роли, персонаж Газданова рискует оказаться заложником внутреннего автоматизма собственного поведения, и так до самой смерти и не обнаружить обмана. С другой стороны, нарушение границ роли в свою очередь чревато гибелью, которая в данном случае становится знаком предела возможностей, исчерпанности характера. Тайое.

215 положение вещей снова созвучно символистской драматургической традиции, однако с учетом специфически эмигрантской проблематики диалектической борьбы действительности со сценической условностью (характерной, скажем, для драм Владимира Набокова). В поздней прозе Газданова условность «среды обитания» героев — и есть единственно возможная действительность для выживания их «идеальных» чувств, созидания чуда жизни вопреки абсурду смерти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Собрание сочинений в 5 т. М: Эллис-лак. — 2009.
  2. Г. Алексей Шувалов // Электронный ресурс. (режим дocтyпa: llttp://www.darial-online/2005/5″ http://www.darial-online/2005/5
  3. В.В. Машенька. Подвиг. СПб.: Азбука-классика. — 2008. — 315с.
  4. В.В. Голос скрипки в пустоте. Рассказы. Романы. М.: Панорама, 1997.
  5. , В.В. Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме/ В. В. Набоков. СПб.: Издательский дом Азбука-классика, 2008. — 640 с.
  6. М. В сторону Свана (пер. А. Франковского). СПб., Азбука-классика, 2000.
  7. М. Под сенью девушек в цвету (пер. Н.М. Любимова) СПб., 1999.
  8. М. У Германтов (пер. Н.М. Любимова) СПб., 1999.
  9. М. Содом и Гоморра (пер. Н.М. Любимова). М., 1993.
  10. М. Беглянка (пер. Н.М. Любимова) М.: Крус, 1993.
  11. М. Обретенное время (пер. С. Смирновой) СПб.: Амфора, 2006.
  12. М. Поэзия или Неисповедимые законы // Знамя. 1996. — № 7.
  13. .Ю. Аполлон Безобразов. Домой с небес // Поплавский Б. Ю. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2 — М.: Согласие, 2000.
  14. , Б.Ю. Сочинения/ Б.Ю. Поплавский/ Общая редакция и комментарии С. А. Смирновой. СПб.: Летний сад, 1999. — 447с.
  15. .Ю. Доклады // Новый мир 2008. — № 3 — с 135 — 143.
  16. , Б.Ю. Метафизический граммофон (дневник)/ Б. Ю. Поплавский. СПб.: ООО «Леонардо», 2010. — 192с.
  17. .Ю. Автоматические стихи. М.: Согласие, 1999. — 228с
  18. Поэзия французского сюрреализма. Антология / (пер. с фр.- сост., предисл., коммент. М. Яснова). СПб.: Амфора., 2004. — 502 с.
  19. , К.С. Работа актера над собой Электронный ресурс. режим доступа: http://az.lib.ni/s/stanislawskijks/text0050.shtml
  20. Тэффи. Тонкие письма: Рассказы. Воспоминания. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 288 с
  21. Французский символизм. Драматургия и театр / Сост. вступ. ст. В. Максимова. СПб: Гиперион, 2000. — 480 с.
  22. Якорь. Антология зарубежной поэзии. Составление: Г. Адамович, М. Кантор. Под ред. О. Коростелева, Л. Магаротто, А. Устинова. СПб: Алетейя (Русское зарубежье. Источники и исследования), 2005. — 414 с. 1. Исследования
  23. , Б. Дар Мнемозины: романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции/ Б.Аверин. СПб.: Амфора, 2003. — 399с.
  24. , Б. Наука расставанья // Машенька. Подвиг / В. В. Набоков. -СПб., 2005.-С. 5−25.
  25. , Е.О. Построен на созвучьях мир: звуковая стихия М. Цветаевой / Е. О. Айзенштейн. СПб.: Летний сад, 2000. — 288 с.
  26. , В.Е. Набоков и потусторонность / В. Е. Александров.218
  27. СПб.Академический проект, 1999. 300 с.
  28. , И.С. И. Бунин: завещанное и новое/ И.С. Альберт. Львов: ИД «Гемма», 1995. — 208 с.
  29. , Л.Г. Импрессионизм / Л. Г. Андреев. М.: Изд-во МГУ, 1980. -250 с.
  30. , С. Время колокольчиков (о прозе Гайто Газданова) / С. Антоненко // Москва. 1996. — № 12. — С. 155−158.
  31. , Э.С. Феномен художественности: от Пушкина до Чехова. Сб. статей. / Э. С. Афанасьев. М.: Изд-во МГУ, 2010. — 296 с.
  32. , Ю. Автобиографическая трилогия Гайто Газданова или История загадочной болезни / Ю. Бабичева // Дарьял. 2003. — № 3.
  33. , Г. А. Сочинение Набокова / Г. А. Барабтарло. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 464 с
  34. , М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму/ М. Баскер. СПб: РХГИ, 2000. — 160 с.
  35. Беглые взгляды: новое прочтение русских травелогов первой трети XX века. Сборник статей. / пер. с нем. Г. А. Тиме. М.: НЛО, 2010. — 400 с.
  36. , В. К портрету М. Пруста Электронный ресурс./ В. К. Беньямин. Режим доступа: http://photounion.by/klinamen/readl2.html.
  37. , Г. А. Дон Кихоты революции опыт побед и поражений/ Г. А. Белая. — 2-е изд. доп. — М.: РГГУ, 2004. — 623 с.
  38. , Р.И. Преодоление нигилизма (Хайдеггер и Достоевский)/ РИ. Биркан. СПб.: СПбГУКИ, 2007. — 456 с.
  39. , X. Страх влияния. Карта перечитывания/ X. Блум- пер. с англ.
  40. С.А. Никитина. Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1998. — 352 с.219
  41. , Б. Владимир Набоков: американские годы / Б. Бойд. СПб., 2010. -948 с.
  42. , Б. Владимир Набоков: русские годы / Б. Бойд. СПб., 2010. — 695 с.
  43. , В. А. «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и «Возвращение Будды» Г. Газданова: некоторые мотивные аналогии Электронный ресурс./ В. А. Боярский. Режим доступа: http ://www.hrono.ru/statii/2002/boyargazd01 html.
  44. , С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лисрики / С. Н. Бройтман. М.: Рос. Гос. Гуманит. Ун-т, 2008. — 485с.
  45. , Б.С. Драматургия русского символизма/ Б. С. Бугров. М.: Скифы, 1993.-54 с.
  46. , Э. Чехов мыслитель, художник/ Э.Бройде. — Франкфурт-на-Майне: Катастрофа-Возрождение, 1980. — 208 с.
  47. Вайман, С. Т Неевклидова поэтика. Работы разных лет/ С. Т. Вайман. -М. М.: Наука, 2001.-479с.
  48. , В. С. Незамеченное поколение / B.C. Варшавский. М.:220
  49. Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына: Русский путь, 2010.-544 с.
  50. , С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры / С. И. Великовский. М- СПб.: Университетская книга, 1998. — 711 с.
  51. , С.И. В скрещенье лучей: очерки французской поэзии XIX XX веков / С. И. Великовский. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. -415 с.
  52. , Т. Любовь и имена у Газданова Электронный ресурс./ Т. Веретенова. Режим доступа: http://www.lirono.ru/text/ru/veret0308.html.
  53. Возвращение Гайто Газданова. М.: Русский путь, 1998. — 286 с.
  54. , А. Проза Ивана Бунина / А. Волков. М., 1969 — 366 с.
  55. , Д. Загадочный господин Агеев // Роман с кокаином /Агеев ММ., 2002.
  56. Газданов и мировая культура. Сб. ст. Калининград, 2000 — 357 с.
  57. , И.Л. Владимир Набоков: современные прочтения. Сб. науч. тр / И. Л. Галинская. М.: ИНИОН РАН, 2005. — 152 с.
  58. , Б.M. Пять опер и симфония: Слово и музыка в русской культуре/ Б. М. Гаспаров. М.: Издательский дом «Классика XXI», 2009. -320 с.
  59. , M.JI. Избранные статьи. О стихе. О стихах. О поэтах. / M.JI. Гаспаров. М.: НЛО, 1995. — 477 с.
  60. , М.Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти / М. Л. Гаспаров. М.: РГГУ,. 999. — 289 с.
  61. , Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века/ Л.Гервер. М.: Индрик, 2001. — 248 с.
  62. , Е.Ю. И снова Джойс. / Е. Ю. Гениева. М.: Рудомино, 2011. -368 с.
  63. , Д. Беседы в изгнании / Д. Глэд. М., 1991. — 154 с.
  64. , Л.Л. «Миф о творчестве» в прозе и стихах Бориса Пастернака/ Л. Л. Горелик. -М.: РГГУ, 2011.-370 с.
  65. , Е. Поэзия как эмиграция: Борис Поплавский / Е. Горный // Aima mater. 1991. — № 3 (5).
  66. , В. О прозе и поэзии XIX XX века: Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, Ф. Тютчев, Г. Иванов, А. Твардовский / В. Гречнев- 2-е изд., испр. — СПб.: Соларт, 2009. — 376 с.
  67. , Н.Ю. Человек модерна: Биография рефлексия — письмо/ Н. Ю. Грякалова. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2008. — 384 с.
  68. , О. Эмиграция прозы // Проза русского зарубежья. М., 2000. -720 с. — С. 5−20.
  69. , Ж. Марсель Пруст и знаки / Ж. Делез. М.: СПбГУ, 1999, — 186с.
  70. , Д.Б. Миры и антимиры Владимира Набокова/ Д. Б. Джонсон. Пер. с англ. Т. Стрелковой, Т. Пономаревой СПб.: Симпозиум, 2011. — 352с.
  71. , Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчество / Л. Диенеш. -Владикавказ, 1995. 304 с.
  72. K.M. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура / научное издание// K.M. Долгов. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2011. -472с.
  73. , Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург» / Л. К. Долгополов. Л.: Советский писатель, 1988. — 416с.
  74. , А.Н. Истинная жизнь писателя Сирина/ А. Н. Долинин. -СПб.: Академический проект, 2004. 544 с.
  75. , И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы/ И. А. Едошина. М.: РГГУ- Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2002.-252 с.
  76. , И.Е. Струящееся время // Вечер у Клэр. Ночные дороги / Г. Газданов. СПб., 2004. — С. 403−410.
  77. , В.Н. «Божественный глагол» (Пушкин, Блок, Ахматова) / В. М. Есипов. М.: Языки славянской культуры, 2010. — 360 с.
  78. , Ж. Фигуры / Ж. Женетт. М., 1998.
  79. А.К. Поэтика Пастернака./ А. К. Жолковский. М. :НЛО, 2011.
  80. , А. Три лика смерти в романах Газданова / А. Закуренко // Русская словесность, 2002. № 4. — С. 5−15.
  81. Зельцер, JI.3. Выразительный мир художественного произведения/ JI.3. Зельцер. -М.: ЭРА, 2001. 452 с.
  82. И.А. Бунин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. — 1016 с.
  83. Иван Бунин и общество любителей российской словесности / Под ред. Ю. Л. Воротникова. М.: Academia. — 2006. — 380 с.
  84. Империя N: Набоков и наследники. Сборник статей / Редакторы-составители Левинг Ю., Сошкин Е. М.: НЛО, 2006. — 544 с.
  85. К.Г. Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура серебряного века / К. Г. Исупов. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2010. — 592 с.
  86. , С. Поэтика прозы Гайто Газданова 20−30х годов / С. Кабалоти. СПб., 1991.
  87. Каракуц-Бородина, JI.A. Транслингвальная языковая личность Владимира Набокова как эстетический и лингвистический феномен. Монография / Л.А. Каракуц-Бородина. Уфа: Академия ВЭГУ, 2009. — 104с.
  88. Кац, Б. Тименчик, Р. Анна Ахматова и музыка Электронный ресурс./ Б. Кац, Р. Тименчик. Режим доступа: http://www.akhmatova.org/bio/katstim/katstim.htm.
  89. Кац, Б. Одиннадцать вопросов к Пушкину: маленькие гипотезы с эпиграфом на месте послесловия / Борис Кац. СПб, .Издательство европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. — 160 с.
  90. , С.А. Поэтика потенциальной аллегоричности в «Призраке Александра Вольфа» / С. А. Кибальник // Дарьял. № 3. — 2003.
  91. , O.A. Поэтический мир Марины Цветаевой/ O.A. Клинг. -М.:Изд-во МГУ, 2001. 112с.
  92. , O.A. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики / O.A. Клинг. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. — 356с.
  93. , Л. А. Проза И.А. Бунина / Л. А. Колобаева. М.: Изд-во МГУ, 1998.-88с.
  94. , Л.А. Русский символизм/ Л. А. Колобаева. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 294с
  95. , Н. Джойс и Россия/ Н. Корнуэлл- пер. с англ. О. Н Сажиной. -СПб.: «Академический проект», 1997. 190с.
  96. , В. Не будем проклинать изгнанье (пути и судьбы русской эмиграции)/ В. Костиков. -М., 1990.
  97. , Б.О. Драма и действие. Лекции по теории драмы / Б. О. Костелянец. М.: Совпадение, 2007. — 503 с.
  98. Т.Н. Экзистенциальный и утопический векторы вхудожественном сознании Г. Газданова Электронный ресурс. / Т.Н.1. Кравченко. Режим доступа:226http://www.newruslit.ru/literaturexx/gazdanov/art090315
  99. , И.А. Мифопоэтика серебряного века: опыт топологической рефлексии/ И. А. Кребель. СПб.: Алетейя, 2010. — 592 с.
  100. , Е. Лолита и Ада/ Е. Курганов. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2001. — 176 с.
  101. , К. Завершение незавершимого (о некоторых особенностях прозы Газданова на примере романа «Ночные дороги») Электронный ресурс. /К. Каталов. Режим доступа: http://www.lirono.ru/statii/2001/gazdanl4.html.
  102. , А. Наш Пруст / А. Кушнер // Новый мир. 2001 — № 8.
  103. , Т.Г. Поэтика «я-повествования» в русской прозе конца XX-начала XXI века/ Т. Г. Кучина. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008. — 272с.
  104. , A.B. Андрей Белый: разыскания и этюды/ A.B. Лавров. М., 2007 — 513 с.
  105. , A.B. Русские символисты: этюды и разыскания/ Лавров A.B. -М.: Прогресс-Плеяда, 2007. 632 с.
  106. , A.B. Этюды о Блоке / A.B. Лавров. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. — 320 с.
  107. , Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. / Ю. И. Левин. -М.: Языки русской культуры, 1998. 824 с.
  108. , A.B. Голос скрипки в пустоте / В. Набоков Романы. М., 1998.
  109. , A.B. Набоков и другие: Поэтика и стилистика Владимира Набокова в контексте художественных исканий первой половины XX века. -Москва Ярославль, 2004. — 255 с.
  110. , O.A. Книга об акмеизме и другие работы/ O.A. Лекманов. -Томск: Изд-во Водолей, 2000. 704 с.
  111. , А. Набоков-ницшеанец / А. Ливри. СПб.: АлетеЙя, 2005. -240 с.
  112. , В.В. «Анти-Бахтин» лучшая книга о Владимире Набокове/ В. В. Линецкий. — СПб.: Типография им. Котлякова, 1994. — 216 с.
  113. , П.Н. Труды и дни Н.С. Гумилёва / П. Н. Лукницкий. СПб.: Наука, 2010. -899с.
  114. , Ю. Иван Бунин/ Ю. Мальцев. М., 1994 — 398с.
  115. , М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути) / М. К. Мамардашвили. СПб. — 1997.
  116. , Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока/ Д. Е. Максимов. Л.: Советский писатель, 1981.-551 с.
  117. , Д.Е. Русские поэты начала века: очерки / Д. Е. Максимов. -Л.: Советский писатель, 1986. 408 с.
  118. , Е.А. Фантазия в духе Гофмана: «Призрак Александра Вольфа/ Е. А. Марданова ////Вестник Института цивилизации Выпуск 2. Владикавказ 1999. С.59−68
  119. , A.B. Федор Сологуб и Гайто Газданов/ A.B. Мартынов// Вестн. Ин-та цивилизации. Владикавказ, 1999. Вып. 2. С. 81−90
  120. , Ю.В. Экзистенциальное начало в творчестве Гайто Газданова // Дарьял. 2001. — № 2. С. 147−179.
  121. , Ю.В. „Превращение в любимое“: художественное мышление Гайто Газданова/ Ю. В. Матвеева. Екатеринбург, 2000. — 100с.
  122. Махов, А.Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике/ А. Е. Махов. М.: Intrada, 2005. — 224с.
  123. , Е. „Поэтическая вселенная Бориса Поплавского/ Е. Менегальдо. СПб.:Алетейя, 2007. — 337с.
  124. , З.Г. Поэтика русского символизма/ З. Г. Минц. СПб.: „Искусство СПБ“, 2004. — 480с.
  125. Михайлов, А. Д „Содом и Гоморра“ // в кн. Пруст М. Содом и Гоморра. -М., 1993.
  126. Михайлов А. Д Цикл Альбертины // в кн Пруст М. Пленница. М., 1993
  127. Михайлов, А. Д Русская судьба Марселя ПрустаЭлектронный ресурс./ А. Михайлов. Режим доступа: http://www.libfl.ru/win/nbc/books/proust.html.
  128. , О. Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба.
  129. Творчество / О. Н. Михайлов. М., 1976. — 279 с.229
  130. , A.B. Игра, метатекст, трикстер: пародия в русских романах В.В. Набокова/ A.B. Млечко. Волгоград: Изд-во ВГУ, 2000. — 188 с.
  131. , A.C. Русская проза Владимира Набокова / A.C. Мулярчик. -М.: Изд-во МГУ, 1997. 144 с.
  132. , В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века / В. В. Мусатов. М.: РГГУ, 1998. — 484 с.
  133. На рубеже двух столетий: Сборник в честь 60-летия A.B. Лаврова. -М.:НЛО, 2009.-848 с.
  134. В.В. Лекции о Дон Кихоте/ В. В. Набоков. М., 2002 — 328 с.
  135. Набоковский вестник. Вып. 6 В. В. Набоков и серебряный век / под. ред. В. П. Старка. СПб.: Дорн, 2001. — 266 с.
  136. , М.Н. Роман Л.-Ф. Селина „Путешествие на край ночи“: человек в мире / М. Н. Недосейкин. М.: Наука, 2006. — 222 с.
  137. , Т.Н. О чём на самом деле написал Марсель Пруст?/ Т. М. Николаева. М.: Языки славянской культуры, 2012. — 128 с.
  138. И. Поэзия темна, в словах невыразима.Творчество И. А. Бунина и модернизм / И. Ничипоров. М.: Метафора, 2003. — 256с.
  139. А.Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на рубеже 19 и 20 века / А. Г. Образцова. М.: Наука, 1992. — 240 с.
  140. О.М. Гайто Газданов/ О. М. Орлова. М. Молодая гвардия, 2003.
  141. О.М. Чужой писатель Электронный ресурс. / О. М. Орлова.
  142. Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdanl2.html.230
  143. Ортега-и-Гассет, X. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста/ X. Ортега-и-Гассет Электронный ресурс. Режим доступа: http://philosophy.ru/library/ortega/time.html
  144. , А. История русского символизма/ А. Пайман- пер. с англ. В. В. Исакович. М.: Республика, 1998. — 415с.
  145. , А.Б. Исследования поэтического языка пушкинскойэпохи: Филологические исследования/ А. Б. Пеньковский. М.: Знак, 2012. -660 с.
  146. , Э.В. Гармония художественного текста в метапоэтике В.Набокова/ Э. В. Ливанова. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. — 216 с.
  147. , Я. Верьте музыке! / Я. Платек. М.: Советский композитор, 1989.-352 с.
  148. , В.А. Выражение и смысл: ландшафтные миры философии/ В. А. Подорога. М.: Ad Marginem, 1995. — 426 с.
  149. Проблемы музыкального романтизма. Сборник статей. Л.:Наука, 1987.-204 с.
  150. , E.H. Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова / E.H. Проскурина. М.: Новый хронограф, 2009. -387 с.
  151. Пэк Сын-Му. Драматургия М. А. Булгакова: тема театра в контексте театральных теорий серебряного века / Сын-Му Пэк. СПб.: Издательский дом „Мир“, 2008. — 208 с.
  152. , Г. Ф. Олакрез Нарцисса: проза Владимира Набокова в зеркале языковой игры/ Г. Ф. Рахимкулова. Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост. Ун-та, 2003.-320 с.
  153. О. Поэтика Осипа Мандельштама/ О. Ронен. СПб.: Гиперион, 2002. -240 с.
  154. , М. Пластическая радость красоты: экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция / М. Рубине. СПб.: Академический проект. 2003. — 354 с.
  155. , В.Г. Концепт счастья в романах „Машенька“ Набокова и „Вечер у Клэр“ Газданова Электронный ресурс. / В. Г. Русаков. Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdanl3.html
  156. Русский модернизм. Проблемы текстологии. Сборник статей. / Отв. ред Кузнецова O.A. СПб.: Алетейя, 2001. — 310с.
  157. , Л.К. Риторика „Дара“ Набокова: реконструкция изобретения / Л. К. Салиева. М.: Наука, 2005. — 136 с.
  158. , В.А. Александр Блок: творчество жизни/ В. А. Сарычев. -Воронеж: Изд-во Воронежского гос. Ун-та, 2004. 356 с.
  159. , В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема жизнетворчества/ В. А. Сарычев. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. Ун-та, 1991.-320 с.
  160. , Т.О. Рецепции массовой культуры в романах Газданова //232
  161. Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11−13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.168−170.
  162. , Т.О. Лирический герой Газданова Электронный ресурс./ Т. О. Семенова. Режим доступа: http://www.darial-online.ru/20 033/semenova.shtml.
  163. , Т.О. Повествователь в произведениях Г.И. Газданова Электронный ресурс./ Т. О. Семенова. Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2002/semenovagazd0rhtml.
  164. , Т.О. .мир, который населен другими» (идея децентрации в прозе Г. Газданова) Электронный ресурс. / Т. О. Семенова. Режим доступа: http://safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/statii/2001/gazdan22.html]
  165. Серебряный век в России. Избранные страницы / редкол: Вяч.Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Т. В. Цивьян. М.: Радикс. 1993. — 340 с.
  166. , О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина/ О. В. Сливицкая. М., 2004 — 243 с.
  167. , Я.В. Мифопоэтика русской эпической прозы 1930−1950-х годов: генезис и основные художественные тенденции / Я. В Солдаткина. -М.: Экон-Информ, 2009. 356 с.
  168. , H.A. Осип Мандельштам / H.A. Струве. Томск: Водолей, 1992.-272с.
  169. , И. Клэр, Машенька, ностальгия/ И. Сухих // Звезда. 2003. -№ 4. С.218−227.
  170. Существует ли петербургский текст? / под ред. В. М. Марковича В. Шмида. СПб.: изд-во СПбГУ, 2005. — 404 с.
  171. , О. Мопассановский интертекст рассказа Г. Газданова «Нищий» Электронный ресурс. / О. Таганова. Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/taganova01.htm.
  172. , Н.Д. Русская повесть серебряного века: проблемы поэтики, сюжета и жанра. М.: Intrada, 2007. — 256 с.
  173. , Е.Г. Вокруг «Алконоста» / Е. Г. Таран. М.: Аграф, 2011. — 224 с.
  174. , Д. Между Индией и Гегелем: творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе/ Д. Токарев. М.: НЛО, 2011.
  175. Д.Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти/ Д.Э. Томпсон- пер. с англ. Жутовской Н. М. СПб.: Академический проект, 2000. — 334 с.
  176. , В.Н. Из истории петербургского апполинизма: его золотые дни и его крушение / В. Н. Топоров. М.: ОГИ, 2004. — 264 с.
  177. , В. Парадоксы творчества Г. Газданова на примере романа «Возвращение Будды» Электронный ресурс./ В. Тюрин. Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/tyurin0704.html.
  178. , Е.Ю. Проза Газданова и Мураками Электронный ресурс./ Е. Ю. Ухова. Режим доступа: http://www.hrono.rn/text/ru/uhovamura.html.
  179. , В.В. Интертекст русской классики в прозе Владимира Набокова/ В. В. Шадурский. Новгород: Изд-во НовГУ, 2004. — 95 с.
  180. Шаховская, 3. В поисках Набокова. Отражения/ 3. Шаховская. М.: Книга, 1991.-319 с.
  181. , М.Д. Набоков: темы и вариации/ Шраер М. Д. СПб.: Академический проект, 2000. — 375 с.
  182. , М.Ю. Тяжелый полет/ М. Ю. Шульман // Дружба народов. -1998. № 9. С. 192−209.
  183. , М.Ю. Набоков, писатель/ М. Ю. Шульман. М., 1998.
  184. Федякин, С. Р Роман Газданова «Вечер у Клэр»: опыт медленного чтения / Современное русское зарубежье. М., 2003. С. 511 — 518.
  185. , Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова / Г. Хасин. -М.- СПб.: Летний сад, 2001.- 188 с.
  186. , М. Гайто Газданов и теория виртуальной личности Электронный ресурс./ М. Фрай. Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdan25.html.
  187. , А. Поэтическая проза Гайто Газданова в свете русской классики Электронный ресурс./ А. Фрумкина. Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdan 08.html.
  188. Ханзен-Леве, А. Русский символизм: система поэтических мотивов. Ранний символизм / А. Ханзен-Лёве- пер. с нем. Бромерло С., Масевич А. Ц., Барзаха А. Е. СПб.: Академический проект, 1999. — 512 с.
  189. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм: система поэтических235мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика/ А. Ханзен-Леве- пер. с нем. М. Ю. Некрасова. СПб.: Академический проект, 2003. -816 с.
  190. , Н. В гостях у Набокова/ Н. Хрущева. М.: Время, 2008. — 176 с.
  191. , Н.Д. Гайто Газданов/ Н. Д. Цховребов. Ир., 2003 — 272с.
  192. , Н.Д. Марсель Пруст и Гайто Газданов Электронный ресурс./ Н. Д. Цховребов. Режим доступа: http://www.darial-online.ru/20 062/tshovrebov.shtml.
  193. , Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и её разрушение / Д. Л. Чавчанидзе. М.: Изд-во МГУ, 1997.-296 с.
  194. , Л.А. Поэтика модернизма как метатекст и её истоки / Л. А. Черницкая. СПб.: Нестор-история, 2010. — 288 с.
  195. , М.С. В поисках утраченной гармонии (проза И. А. Бунина 19 301 940-х гг.): монография / М. С. Штерн. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 240с.
  196. Ю.К. Проза. Поэзия. Поэтика. / Ю. К. Щеглов. М.: НЛО, 2012. — 324 с.
  197. , Е.Г. Психопоэтика/ Е. Г. Эткинд. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2005. — 704 с.
  198. , Е.Г. Семинарий по французской стилистике: в 2 т.: Учебное пособие/ Е. Г. Эткинд. Изд. 3-е, доп. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 2 т.
  199. Е.А. Нерегулируемые перекрёстки: о Платонове, Булгакове и многих других / Е. А. Яблоков. М.: Пятая страна, 2005. — 248 с.
  200. , Е. Гайто Газданов французский писатель, сын осетинского народа Электронный ресурс./ Е. Якунина. — Режим доступа: «http://www.hrono.ru/publik/200 l/gazd2001101 Ohtml.
  201. Alexandrov, V.E. Nabokov’s Otheworld. Princeton: Princeton University Press, 1991.
  202. Barabtarlo, G. Phantom of Fact: A Guide to Nabokov’s Pnin. Ann Arbor: Ardis, 1989.
  203. Critical Essays on V. Nabokov / Ed. by Ph.Roth. Boston- G.K.Hall, 1984.
  204. Johnson, D.Barton. Worlds in Regression: Some Novels of V.Nabokov. Ann Arbor: Ardis, 1985.
  205. Meyer, P. Find What the Sailor Has Hidden. Vladimir Nabokov’s PaleFire. -Middletown, CT: Wesleyan University Press, 1988.
  206. Modernism and the European Unconscious / Edited by Peter Collier and Judy Davies. New York, St. Martin’s Press, 1990. — 312c.
  207. Nabokov: Criticism, Reminiscences, Translations, and Tributes / Ed. byA. Appel and C.Newman. Evanston: Northwestern University Press, 1970.
  208. Nabokov: The Critical Heritage / Ed. by N.Page. London: Routledge andKegan Paul, 1982.
  209. Proffer, C. The Keys to Lolita. Bloomington: Indiana University Press, 1970.
  210. Tammi, P. Problems of Nabokov’s Poetics. A Narratological Analysis. -Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1985.
  211. The Garland Companion to Vladimir Nabokov / Ed. by V.Alexandrov. -N.Y., London: Garland Publishing, 1995.
  212. Авторефераты и тексты диссертаций
  213. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора '237филологических наук. М, 2006. 44 с.
  214. , A.B. Духовное самоопределение творческой личности в трагической ситуации: русская эмиграция первой волны. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 1999. -306 с.
  215. , Е.В. Своеобразие художественного психологизма в романах Г.И. Газданова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М, 2006. — 20 с.
  216. , O.A. Принципы художественной организации текста И.А. Бунина (поэзия и проза эмигрантского периода). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2003. 22 с.
  217. , В.Б. Поэтика символистского романа. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Екатеринбург, 1996. -454 с.
  218. , Е.М. Автобиографический метатекст И.А. Бунина в контексте русского и западноевропейского модернизма: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Ярославль, 2007. 46 с
  219. , В.А. Поэтика прозы Гайто Газданова 1940-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Новосибирск, 2002. 254 с.
  220. , Е.В. «Вечер у Клэр» Г. Газданова и «Чевенгур» А.
  221. Платонова: опыт стилевого сопоставления. Диссертация на соискание ученой238степени кандидата филологических наук. Челябинск, 2010. 125 с.
  222. , О.Е. Искусство и творческая личность в художественном мире Гайто Газданова: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2005 — 24 с.
  223. М.Ю. Художественно-философские аспекты прозы Бориса Поплавского. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2010. 216 с.
  224. И.А. Художественное своеобразие романов Гайто Газданова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Северодвинск, 2003. — 24 с.
  225. , О.М. Поэтика романов Гайто Газданова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2000. 153 с.
  226. , В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» (Б. Поплавский, Г. Газданов). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1999. 212 с.
  227. , Е.А. Традиции символистского романа в романе 20 30 — х годов XX века (А. Платонов «Чевенгур», В. Набоков «Дар»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2004. — 184 с.
  228. К.Д. «Свое» и «чужое» в культуре русской эмиграции «поколения полутора» (на примере творчества Г. Газданова). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2008.-23 с.
  229. Ким Се Унг. Жанровое своеобразие романов Г. Газданова 1930-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1996. 24 с.
  230. О.С. Идейно-эстетические принципы «парижской ноты» и художественные поиски Бориса Поплавского. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2010. 174 с.
  231. , A.B. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX начала XX века. Диссертация на соискание степени доктора филологических наук. М., 2005. — 338с.
  232. , Е. В. Драматургия В. Набокова: проблематика и поэтика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 2005.- 169 с.
  233. , М. Э. Автобиографический дискурс в творчестве В. Набокова (Сирина). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 2001. 151 с.
  234. И.М. Гайто Газданов публицист русского зарубежья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону, 2010. — 22 с.
  235. Л.В. Поэтика ранней прозы Г. Газданова (роман «Вечер у Клэр», рассказы 20−30-х годов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Самара, 2005. 22 с.
  236. Ю.В. Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Екатеринбург, 2009. 21 с.
  237. A.B. Русское зарубежье в контексте западноевропейскойкультуры: творчество Гайто Газданова. Диссертация на соискание ученойстепени кандидата философских наук. М., 2001. 198 с.240
  238. М.В. Стилевые приемы кинематографа в прозе русского зарубежья первой волны. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2004. 120 с.
  239. И. Б. Творчество И.А. Бунина и художественные принципы модернизма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2002. 187 с.
  240. О.М. Проблема автобиографичности в творческой эволюции Гайто Газданова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2005. 28 с.
  241. О.С. Художественная картина мира в творчестве Г. Газданова 1920 1930-х годов (К проблеме национальной идентичности). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2003.-253 с.
  242. A.B. Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе И. Бунина и М. Осоргина («Жизнь Арсеньева» -«Времена»): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2002. 24 с.
  243. , E.H. Романы Гайто Газданова: динамика художественной формы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Новосибирск, 2010. 37 с.
  244. , Н.И. Концепт «жизнетворчество» в художественнойкартине мира Б.Ю. Поплавского. Автореферат диссертации на соисканиеученой степени кандидата культурологии. Саранск, 2007. 17 с.241
  245. И.Е. Поэтика Романа Б.Ю. Поплавского «Аполлон Безобразов» в контексте прозы русской эмиграции рубежа 1920 1930 х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2009. — 23 с.
  246. С.Н. Пути воплощения религиозно-философских переживаний в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2007. 17 с.
  247. Т.О. Система повествования Г.И. Газданова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 2001.-22 с.
  248. С.Ю. Концепция творческой памяти в художественной культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. М., 2003. 25 с.
  249. , Г. А. Психологизм М. Пруста и Ж-П. Сартра в «повествованиях о личности» («В поисках утраченного времени», «Тошнота», «Слова»), Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Чебоксары, 2002. 253 с.
  250. , Е.Л. Образ детства в творческом наследии И.А. Бунина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2009. 19 с.
  251. , Г. В. Сущность человека в философии экзистенциализмапо работам М. Хайдеггера и А. Камю). Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата философских наук. М&bdquo- 2001. 26 с.242
  252. М.Н. Эволюция модели повествования в творчестве Гайто Газданова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2011. 145 с.
  253. Н.И. Газданов и Набоков: творческие связи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Орел, 2011.-22 с.
Заполнить форму текущей работой