Деятельность МВД Республики Таджикистан по обеспечению правового режима чрезвычайного положения
Сформулировано обоснованное предложение о расширении в законодательном порядке обязанностей сотрудников милиции (п. 10 ст. 10 Закона Республики Таджикистан «О милиции»), соответствующим современным требованиям, социально-экономической обстановке и задачам, решаемым органами внутренних дел. Так, предлагается: а) в ст. 10 п. 10 внести следующие изменения: вместо «участвовать в соответствии… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Режим чрезвычайного положения как государственно-правовой механизм преодоления кризисных ситуаций в Республике Таджикистан
- 1. 1. Режим чрезвычайного положения в правовой системе Республики Таджикистан
- 1. 2. Правовые основы введения правового режима чрезвычайного положения в других государствах и по законодательству Республики Таджикистан
- 1. 3. Меры и временные ограничения, применяемые в Республике Таджикистан при введении режима чрезвычайного положения
- Глава 2. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения
- 2. 1. Место и роль органов внутренних дел Республики Таджикистан в обеспечении режима чрезвычайного положения
- 2. 2. Силы и средства, используемые при обеспечении режима чрезвычайного положения
- 2. 3. Пути совершенствования правовой основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению режима чрезвычайного положения
Деятельность МВД Республики Таджикистан по обеспечению правового режима чрезвычайного положения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловливается необходимостью совершенствования деятельности органов внутренних дел МВД Республики Таджикистан по обеспечению правового режима чрезвычайного положения.
Стабильность государства во внутриполитической сфере, в которой национальные интересы Республики Таджикистан заключаются в сохранении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, устойчивости государственной власти и ее институтов, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных конфликтов, национального и регионального сепаратизма, должна обусловливаться соответствующим уровнем гарантирования общественной безопасности.
Практически любому государству на определенном этапе своего развития требуется вынужденное применение чрезвычайных форм и методов управления, связанных с социально-политическими-конфликтами, природно-техногенными катастрофами. Необходимость применения экстраординарных мер определяется несоответствием' между сложившейся чрезвычайной ситуацией на определенной территории государства и применяемыми в обычных условиях правовыми регуляторами.
Отступление от обычных методов правового регулирования при возникновении чрезвычайных ситуаций, создающих реальную угрозу безопасности личности, обществу и государству, может осуществляться посредством введения на всей территории или в отдельных регионах правового режима чрезвычайного положения. Он характеризуется возможностью органов государственной власти на законных основаниях адекватно складывающейся ситуации ограничивать правосубъектность физических лиц и организаций. В этот период существенно расширяются полномочия органов исполнительной власти, необходимых для эффективного реагирования на сложившуюся чрезвычайную обстановку, в том числе и для применения вооруженных сил.
Необходимо отметить, что институт чрезвычайного положения сравнительно недавно (с 1990 г.) стал реалией политико-правовой жизни стран Содружества Независимых Государств. До этого времени советская правовая доктрина считала законодательство о чрезвычайном положении институтом исключительно буржуазных государств.
Социально-политическая напряженность, межнациональные конфликты, крупномасштабные катастрофы природного и техногенного характера, произошедшие в конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия, изменили отношение к проблеме охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в экстремальных условиях. Они способствовали возрождению научного и практического интереса к институту чрезвычайного положения в национальных законодательствах стран Содружества. Только в период с 1990 г. по 1993 г. чрезвычайное-положение объявлялось в Азербайджане, Армении, Грузии, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Молдове, а также в некоторых субъектах Российской Федерации.
Становление института чрезвычайного положения проходило на фоне революционных социальных преобразований и при отсутствии демократических традиций. Эти факторы, а также многолетнее игнорирование в практике государственного строительства* действия, принципов разделения властей, приоритета прав и свобод человека не могли не отразиться на содержании нового чрезвычайного законодательства. В этой связи научные исследования призваны показать правовую природу чрезвычайного положения как средство, способное устранить угрозу безопасности, а также предотвратить произвольное ограничение конституционных прав и свобод в экстремальных ситуациях.
Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально-политической ситуации Республики Таджикистан. Это крайне негативно сказывается как на замедлении процессов эволюции таджикского общества, так и на состоянии правопорядка. Кроме того, существует реальная угроза проникновения на территорию Республики международных бандформирований.
В качестве примера могут служить события, произошедшие 19 сентября 2010 г. в ущелье Камароб Раштского района в 185 км к востоку от Душанбе. В результате нападения вооруженных боевиков на автоколонну Минобороны Таджикистана 23 военнослужащих погибли, свыше десяти были ранены. В нападении участвовали члены бандформирований полевых командиров непримиримой таджикской оппозиции. В международных бандах указанных оппозиционеров. находится немало иностранных наемников из Афганистана, Пакистана и России из числа выходцев с Северного Кавказа. Целью таких нападений является стремление спровоцировать вспышку насилия на востоке Республики, втянуть в конфликт военных, дестабилизировать ситуацию и в без того сложном регионе.
Как отметил Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов: «Мы, таджики, на своем горьком опыте знаем, к каким страшным последствиям может привести война. Для того, чтобы больше ни один член нашего общества не испытывал беспокойства, мы должны избавиться от экстремистских и авантюрных сил и защитить страну от их пагубного влияния"1.
Особую актуальность для Республики Таджикистан приобретает тема исследования правового режима чрезвычайного положения в связи с расширением масштабов экстремизма и международного терроризма в Центрально-азиатском регионе.
Рассматривая содержание действующего Конституционного закона Республики Таджикистан «О правовом режиме чрезвычайного положения», необходимо отметить, что в целом в нем отражены произошедшие за последние 10 лет изменения в социально-политической, экономической сферах обществауточнены определение чрезвычайного положения, а также основания.
1 Борьба с преступностью — общенародное дело: сборник выступлений и статей Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова: учеб. пособие. МВД РТ, 2003. С. 70−71. для его введенияопределены чрезвычайные меры и временные ограничения прав и свобод, которые могут применяться при ведении чрезвычайного положения.
Однако за прошедшие годы сформировалось определенное правовое пространство на территории стран-членов СНГ, в том числе и в сфере действия чрезвычайного законодательства. Коллективный опыт действий государств в кризисных ситуациях предполагает учет зарубежного опыта, наиболее оптимально отражающего национальные особенности. Поэтому Конституционный закон Республики Таджикистан «О правовом режиме чрезвычайного положения» нуждается в определенных уточнениях его смыслового значения и в более глубокой их научной проработке, а также в выдаче определенных рекомендаций для их практического применения.
Кроме того, из всех органов государственного управления Республики Таджикистан, предназначенных обеспечивать правовой режим чрезвычайного положения, органы внутренних дел МВД Республики Таджикистан обладают наиболее значительными полномочиями.
В то же время Закон Республики Таджикистан «О милиции» не содержит правовых положенийобязывающих органы внутренних дел (милицию)* участвовать в боевых действиях с незаконными вооруженными формированиями. Органы внутренних дел предназначены для решения задач, связанных с охраной общественного порядка и борьбой с преступностью. Однако, практика их применения свидетельствуют о том, что милицейские подразделения принимали самое активное участие в боевых действиях (особенно их спецназы ОМОН, СОБР и т. д.), а иногда и на передовых боевых рубежах. Проблема правовой неопределенности места и роли органов внутренних дел во внутренних вооруженных конфликтах актуализировалась во время гражданской войны в Республике Таджикистан.
В ходе анкетирования на вопрос: соответствует ли нормативная правовая база, регламентирующая деятельность МВД Республики Таджикистан по обеспечению режима чрезвычайного положения, современным требованиям?- 43,3% респондентов дали отрицательный ответ- 27,5% - указали, что не в полной мере- 8,3% - затруднялись ответить- 20,8% - ответили положительно.
Эти обстоятельства определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Актуальность поставленной проблемы в теоретико-методологическоми практическом плане обусловлена ее недостаточной разработанностью в отечественной науке.
Исследования теоретических, методологических, правовых и организационных проблем эффективности функционирования деятельности органов внутренних дел МВД Республики Таджикистан по обеспечению-правового режима чрезвычайного положения носят фрагментарный характер. По данной проблеме не выполнено ни одного комплексного диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата или доктора юридических наук. Все это обусловило выбор и направленность темы исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды авторитетных ученых в области государственного управления: У. И. Абдуллаева, Е. А. Агеева, А. П. Алехина, G.C. Алексеева, С. А. Аникиенко, F.H. Андреева, Г. В. Атаманчука, И. Л. Бачило, В. И. Боротнева, Д. Н. Бахраха, И.И. Веремеен-ко, В. Г. Вишнякова, В. М. Гессена, Р. Б. Гукасяна, Г. И. Демина, А. Н: Домрина, М. П. Киреева, JI.C. Коржа, В. Н. Кудрявцева, Р. У. Концелидзе, A.M. Ларина, В. В. Лозбинева, C.B. Лебеда, И. Д. Левина, A.B. Мелехина, P.C. Мулукаева, Р. Т. Мухаева, В. А. Манаева, A.B. Малько, А.Ф. МайдыковаЭ.М. Мурадьяна, A.M. Нагорной, Н. Д. Назарова, O.A. Ралитной, А. Ш. Розикзоды, М.М. Рози-на, И. С. Самощенко, А. И. Соловьева, Ю. П. Соловья, К. Х. Солиева, C.B. Тихомирова, Н. Ю. Трещетенкова, В. А. Толстика, Г. А. Туманова, А. И. Чичерева, А. П. Шергина и других.
Кроме того, формулируемые предложения и выводы в рамках диссертационного исследования основывались на научных позициях следующих ученых, занимающихся непосредственным исследованием проблем безопасности личности, общества и государства: Вельского К. С., Баранова В. А., Бу-тылина В.Н., Гончарова И. В., Грищенко JI. JL, Громова М. А., Грязнова A.B., Губанова A.B., Гущина В. В., Иойрыша А. И., Колегова А. Л., Ложкина И. Е., Мартышева Ю. Н., Майдыкова А. Ф., Мелехина A.B., Микеева А. К., Москаль-ца А.П., Назаркина М. В., Паничкина С. Ю., Пестова H.H., Поповой Н. Ф., Порфирьева Б. Н., Пчелинцева C.B., Рушайло В. Б., Старостина С. А., Степа-ненко Ю.В., Степанова А. Г., Степашина C.B., Султанова А. Р., Ухова В. Ю., Федотова С. Б., Федулова Г. В., Шпаковского Ю. Г., Щербы С. П., Юдина Г. Г., Янгола Н. Г. и другие.
Ряд формулируемых позиций в диссертации’основывается также на положениях научных трудов следующих ученых зарубежных стран: Д. Филипса, А. Матио, X. Фольца, А. Хомана, Э. Уэйда, Н. Кестье, В. И. Гоймана, Дж. Локка, Н. Макиавелли, Ш. Л: Монтескье и других.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного-исследования является разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел.
МВД Таджикистана по обеспечению правового режима чрезвычайного по1 ложения.
Для достижения цели диссертационного исследования были поставлены и решались следующие задачи:
— раскрыть понятие и содержание правового режима чрезвычайного положения, выявить существующие проблемы, а также определить пути их разрешения;
— определить место, роль и содержание деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения общественной безопасности^ в условиях действия правового режима чрезвычайного положения;
— провести историко-правовой анализ процесса становления и развития института чрезвычайного положениярассмотреть политико-правовые представления об использовании чрезвычайных мер на различных этапах исторического развития;
— осуществить анализ действующего законодательства Республики Таджикистан о правовом режиме чрезвычайного положения, соответствие его положениям Конституции Республики Таджикистан, принципам и нормам международного права;
— выявить проблемы и пробелы в правовом регулировании управления органами внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения, определить приоритетные направления разработки совершенствования их правовой базы;
— выявить проблемы организации и функционирования деятельности органов внутренних дел при обеспечении правового режима чрезвычайного положения;
— разработать предложениянаправленные на совершенствование действующего законодательства Республики Таджикистан о правовом режиме чрезвычайного положения.
Объект исследования — совокупность правоотношений, складывающихся в процессе деятельности органов внутренних дел по обеспечению правового режима чрезвычайном положения на территории Республики Таджикистан.
Предметом исследования являются организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел МВД Республики. Таджикистан по обеспечению режима чрезвычайного положения.
Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектико-материалистические методы научного познания: исторический, системный подход, логический, сравнительно-правовой, статистический.
Особенности методологической базы исследования обусловлены объектом и предметом исследования, предполагающие использование общенаучных методов познания в сочетании с частными методами познания: анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Теоретическую основу составляют труды отечественных, российских и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в формирование научных подходов к управлению органами внутренних дел.
Эмпирическая и нормативная база исследования. В процессе исследования использовались: документы Организации Объединенных Наций (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина и др.) — отдельные нормативные акты дореволюционной и современной России, законы бывшего СССР, РСФСР, СНГ и зарубежных стран, Конституция Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «О милиции», Конституционный закон Республики Таджикистан «О правовом режиме чрезвычайного положения», указы Президента Республики Таджикистан, а также подзаконные акты Правительства Республики Таджикистан, нормативно-правовые акты МВД и других ведомств Республики.
В ходе диссертационного исследования на основе специально разработанных анкет был проведен опрос среди сотрудников подразделений органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в системе МВД Республики Таджикистан. Опрос был проведен в основном среди сотрудников районных ОВД города Душанбе, имеющих прямое отношение к обеспечению охраньк общественного* порядка. Всего из 138 сотрудников охраны общественного порядка было опрошено 120, что составляет 86,9% от общего числа. В их числе, 25 ОВД района Фирдавси, 23 ОВД района Шохмансур, 17 ОВД-1 района Сино, 15 ОВД-2 Северного района Си-но, 15 ОВД района Сомони г. Душанбе, а также 10 УВД г. Душанбе, 15 УО-ОП (управление охраны общественного порядка) центрального аппарата МВД Таджикистана. Кроме того при формулировании выводов и предложений по тексту диссертационного исследования использован опыт действия сил и средств органов внутренних дел МВД Таджикистана по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, неоднократно вводимого на территории Республики Таджикистан, а именно: 12 февраля 1990 года на территории города Душанбе- 6 января 1993 года на территории города Душанбе, города Турсунзаде и Турсунзадевского района, Шахринавского, Гис-сарского, Ленинского, Варзобского районов, города Кофарнихона.
Собранный эмпирический материал позволил осуществить анализ эффективности деятельности органов внутренних дел МВД Республики Таджикистан по обеспечению правового режима чрезвычайного положения. На основе выявленных недостатков организационно-правовых основ регулирования данной деятельности разработаны научно обоснованные предложения по улучшению деятельности подразделений МВД Республики Таджикистан в рамках предмета исследования.
Научная новизна исследования. Диссертационная работа является первым комплексным исследованием проблем, связанных с деятельностью МВД Республики Таджикистан по обеспечению правового режима в условиях чрезвычайного положения. Диссертация выполнена на основе анализа общих и частных положений законодательства4 не только Республики Таджикистан, но и Российской Федерации, стран СНГ, а также некоторых зарубежных стран. В работе нашли свое обоснование:
— понятие и содержание правового режима чрезвычайного положения;
— определение места1 № ролиорганов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности при введении чрезвычайного положения и пути оптимизации их деятельности;
— правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения с целью выявления пробелов и на их основе определения путей совершенствования;
— новый подход к комплексной оценке деятельности органов внутренних дел МВД Республики Таджикистан в обеспечении жизненно важных интересов личности, общества и государства при введении правового режима чрезвычайного положения.
Проведенное исследование дает обобщенное и цельное научное представление о чрезвычайном положении как специфическом феномене, присущем любому обществу вне зависимости от степени его развития.
Научная новизна диссертационного исследования также заключается в разработке рекомендаций, которые, по мнению автора, могут быть применены не только в законодательной практике Таджикистана, но и России, что может оказать, в свою очередь, положительное влияние на эффективность деятельности органов внутренних дел по обеспечению правового режима чрезвычайного положения.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие основные положения:
1. Проведенное исследование показало, что существующая система обеспечения защиты государственной безопасности в Республике Таджикистан от природных, техногенных и социально-политических факторов представляет собой сложное системное образование, включающее в себя политические, идеологические, экономические, правовые и организационно-управленческие элементы. В целом она не в полной мере отвечает характеру современных реальных и потенциальных угроз личности, обществу и государству и нуждается в модернизации.
2. В целом концептуальное развитие чрезвычайного законодательства Республики Таджикистан, составной' частью которого является1 законодательство о чрезвычайном положении, должно формироваться с учетом законодательства стран-членов СНГ, но с обязательным учетом национальных политических, социально-экономических, идеологических, правовых и иных особенностей Республики Таджикистан.
3. Деятельность МВД Республики Таджикистан по обеспечению правового режима чрезвычайного положения диссертантом определяется как имеющая системный и законный характер целеполагающая властная деятельность, направленная на ликвидацию или минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций, послуживших основанием для введения в действие на конкретной территории особого правового режима чрезвычайного положения и восстановление в полном объеме конституционных прав и свобод в государстве.
4. Разработан авторский проект конституционного закона Республики Таджикистан «О правовом режиме чрезвычайного положения». Его основные положения базируются на отечественном и зарубежном опыте (в первую очередь стран-членов СНГ) с учетом произошедших в стране социально-экономических и политических изменений. В отличие от действующего конституционного закона Республики Таджикистан «О правовом режиме чрезвычайного положения» в проекте конституционного закона:
— уточнены основания (обстоятельства), условия, цель и порядок объявления чрезвычайного положения;
— сгруппированы в логической последовательности чрезвычайные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения;
— определен правовой статус создаваемых органов оперативного управления;
— конкретизированы силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения.
5. Сформулировано обоснованное предложение о расширении в законодательном порядке обязанностей сотрудников милиции (п. 10 ст. 10 Закона Республики Таджикистан «О милиции»), соответствующим современным требованиям, социально-экономической обстановке и задачам, решаемым органами внутренних дел. Так, предлагается: а) в ст. 10 п. 10 внести следующие изменения: вместо «участвовать в соответствии с законодательством Республики Таджикистан в обеспечении правового режима чрезвычайного и военного положения в случае их введения на всей территории Республики Таджикистан или отдельных ее местностях» изложить — «участвовать в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения в соответствии с законом Республики Таджикистан" — б) в ст. 10 «Обязанность милиции» п. 10 после слов «участвовать в соответствии с законодательством Республики Таджикистан в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на всей территории Республики Таджикистан или отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии» дополнить — «осуществлять меры по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотических средствучаствовать в осуществлении мероприятий по борьбе с не законными вооруженными формированиями, бандитскими группами, контрабандой и по охране государственной границы Республики Таджикистанпринимать меры по предотвращению и пресечению массовых беспорядков, столкновений на межнациональной и межэтнической основе при попытке насильственного захвата и удержания населенных пунктов, участков местности или объектовпринимать участие в специальных операциях, проводимых в целях обеспечения общественной безопасности в условиях чрезвычайного или военного положения».
6. Организация деятельности органов внутренних дел МВД Республики Таджикистан в условиях режима чрезвычайного положения представляет собой осуществлением системных и логически последовательных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, создание* необходимой инфраструктуры, организацию подготовки к выполнению поставленных задач и достижению основных целей. Организация деятельности включает в себя следующий комплекс мер: планированиеинформационное обеспечение внутриуправленческой деятельностианализ информации, включая оперативные и статистические данные о складывающейся обстановкеоснования и порядок использовании сил и средствучет реакции населения на принятие тех или иных ограничительных меробобщение и анализ эмпирического опытаиздание внутриведомственных приказов и распоряженийоказание организационной и методической помощи общественным формированиям, которым делегированы отдельные функции по охране общественного порядка.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется вкладом автора в дальнейшее развитие и совершенствование правового режима чрезвычайного положения. Содержащиеся в диссертации положения и выводы вносят вклад в теорию основ управления органами внутренних дел при особых условиях и могут быть использованы в дальнейших теоретических разработках проблем деятельности органов внутренних дел. Сформулированные диссертантом предложения могут быть использованы:
— в нормотворческой деятельности МВД Таджикистана и Российской Федерации по совершенствованию правовой базы в условиях чрезвычайного положения;
— в процессе совершенствования организационной основы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения;
— в процессе преподавания учебной дисциплины «Подготовка сотрудника органов внутренних дел к деятельности по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения» в Академии МВД Республики Таджикистан и аналогичных дисциплинах в учебных заведениях системы МВД Республики Таджикистан.
Достоверность и научная обоснованность полученных результатов базируется на использовании научной логики, обширной информационной базы исследования, в том числе теоретических положений отечественных и зарубежных ученых, материалов заседаний коллегии и анализе нормативно-правовых актов МВД Республики Таджикистан и МВД России, социологических опросов.
Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные выводы и предложения апробированы в форме:
— научных докладов и обсуждения основных положений диссертации на кафедре управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России;
— участия диссертанта в работе научно-практического семинара на тему «Совершенствование управления правоохранительными органами и другими социальными системами при чрезвычайных обстоятельствах социально-политического и криминального характера» (Москва, Академия управления МВД России, 2008 г.) и вузовской научно-практической конференции на тему «Роль и место органов внутренних дел, других государственных институтов и гражданского общества по противодействию экстремизму» (Москва, Академия управления МВД России, 2009 г.);
— изложены в шести статьях по тематике научного исследования.
Кроме того, предложения и выводы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Академии МВД Республики Таджикистан, а также в практическую деятельность Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан.
Основные результаты исследования нашли отражение в предложениях диссертанта по совершенствованию ведомственной нормативно-правовой базы МВД Республики Таджикистан, в частности, для улучшения правового регулирования института чрезвычайного положения и механизма его реализации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение
.
Исследование, проведенное нами, подтвердилочто в условиях чрезвычайного' положения проблема обеспечения прав и законных интересов государства, личности и общества в Республике Таджикистан многогранна и требует, комплексного подхода к ее решению. Анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, практики применения чрезвычайного законода-1 тельства в дореволюционной и современной РоссииСоюзе ССРСНГ, зарубежных странах и Республике Таджикистан позволил автору диссертационногоисследования сделатБ"определенные теоретические выводыа также составить предложения. по поводу совершенствования чрезвычайного и иного законодательства в Республике Таджикистан.
1. Концептуальное развитие: чрезвычайного законодательства? Республики Таджикистан должно формироваться с учетом действующего и вновь принимаемого модельного чрезвычайного законодательства стран-членов СНЕ с обязательным учетом национальных особенностей, Республики Таджикистан.
2. Сущность и содержательная характеристика правового? режима чрезвычайного положения Республики Таджикистанатакже его роль и место в национальной правовой системе тождественна подобным законам, принятым в странах-членах СНГ.
3.Обоснование правового режима чрезвычайного положения как особого вида правовых режимовпредусмотренных в правовой системе Республики Таджикистан.
4. Предложен авторский проект нового текста Конституционного закона Республики Таджикистан «О правовом режиме чрезвычайного положения», основные положения которого базируются на отечественном и зарубежном опыте, в первую очередь стран-членов СНГ, с учетом произошедших в Республике социально-экономических и политических изменений.
5. Предложено в законодательном порядке (п. 10 ст. 10 Закона Республики Таджикистан «О милиции») расширить круг обязанностей сотрудников, который бы соответствовал современной обстановке и задачам, решаемым органами внутренних дел.
6. Раскрыто место и показана роль органов внутренних дел и внутренних войск в обеспечении общественной безопасности при введении чрезвычайного положения, предложены пути оптимизации их деятельности.
7. Органы внутренних дел являются специальными органами государства, имеющими в своей структуре все необходимые подразделения, деятельность которых направлена на обеспечение должного общественного порядка и необходимой безопасности граждан в условиях чрезвычайного положения. Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения определяется1 совокупностью нормативно- * правовых актов двух видов: законов Республики Таджикистан и ведомственных нормативно-правовых актов. Пробелы в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения являются одной из причин многочисленных нарушений прав и свобод граждан.
8. В условиях чрезвычайного положения наряду с задачами обеспечения правового режима чрезвычайного положения органы внутренних дел продолжают выполнять свои повседневные задачи. В деятельности по защите граждан в-условиях чрезвычайного положения органы внутренних дел должны, руководствоваться, прежде всего, принципами законности, гуманности, принципами адекватности используемых сил и средств, складывающихся в условиях чрезвычайных ситуаций, использования силы как крайнего средства обеспечения правопорядка в таких условиях.
9. Одним из направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является необходимое дополнение в Закон «О милиции» раздела, в который вошли бы: правовое понятие «обеспечения общественной безопасности» направления и виды деятельностиправовые аспекты их организационной перестройкиправа и обязанности соответствующих оперативных руководителей в деятельности по обеспечению общественной безопасностиформы, методы и приемы указанной деятельности. В настоящее время отсутствуют правовые нормы, которые бы четко регламентировали деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения. Закон Республики Таджикистан «О милиции» лишь предусматривает применение физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от создавшейся ситуации.
Нормативно-правовая база организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД Республики Таджикистан в правовом обеспечении имеет серьезные недостатки.
По нашему мнению, проблема правового обеспечения готовности сил и средств органов внутренних дел и других сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, может быть разрешена следующим образом: а)< необходимо законодательным порядком определить ведущую роль органов внутренних дел и внутренних войск МВД Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения. Это позволит в правовом плане быть инициатором заблаговременного планирования совместных действий всех сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в ходе совместных командно-штабных и тактико-специальных учений отработать вопросы взаимодействия и координацию действий сил и средств, и таким образом повысить их готовность, а в конечном итоге в случае введения чрезвычайного положения эффективно решать возложенные на них задачи. В настоящее время в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О милиции» от 17 мая 2004 г. № 41 органы внутренних дел являются только лишь участниками обеспечения режима чрезвычайного положения наряду с органами Министерства безопасности Республики Таджикистан, Министерства обороны Республики Таджикистан и другими войсками в случае их задействования, а в Конституционном законе Республики Таджикистан «О правовом режиме чрезвычайного положения» по этому поводу ничего не говоритьсяб) необходимо разработать Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД Республики Таджикистан к действиям в условиях чрезвычайного положенияв) необходимо разработать Наставления по работе оперативных штабов органов внутренних дел, регламентирующие вопросы управления силами и средствами при введении чрезвычайного положенияг) следует разработать заблаговременно Типовую программу подготовки личного состава органов и подразделений внутренних дел, привлекаемых к обеспечению режима чрезвычайного положения, а в тематические планы оперативно-служебной и боевой подготовки внести коррективы, предусматривающие изучение теоретических вопросов института чрезвычайного положения и проведение соответствующих практических занятий по действиям сил и средств в чрезвычайных условиях. В этом же аспекте следует внести соответствующие коррективы в программы обучения курсантов и. слушателей образовательных учреждений МВД Республики Таджикистан и в целый ряд других документов, без которых закон эффективно действовать не может.
Реализация высказанных предложений позволит повысить качество и. эффективность выполнения органами внутренних дел задач по обеспечению правового режима чрезвычайного положения.
Список литературы
- Конституция Республики Таджикистан (принята на всенародном голосовании в 1994 году).
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном’голосовании 12 декабря 1993 году).
- О- правовом режиме чрезвычайного положения: Конституционный закон Республики Таджикистан (в ред. Закона от 10 мая 2002., от 28 декабря 2005 г. № 134).
- О чрезвычайном положении: ФКЗ Российской Федерации от 30 мая 200 Ь г. № 3. //Собрание законодательства Российской Федерации.
- О местных органах государственной власти: Конституционный закон Республики Таджикистан //Ахбори Маджлиси Оли. 2004. 17 мая-:№ 5. Ст. 339:
- О судах: Конституционный закон Республики Таджикистан от 6 авг. 20O1 г. № 30 //Энциклопедия таджикского права. 2006.
- О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 янв. 2002 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 4 февр. № 5. Ст. 375.
- Об обороне: Закон Республики Таджикистан (в ред. Законов от 13 нояб. 1998 г. № 731, от 10 дек. 1999 г. № 781, от 22 апр. 2003 г. № 14).
- Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 3 июня. № 23., Ст. 2750.
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 22 авг. 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. 26 дек. № 35. Ст. 3648.
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Республики Таджикистан от 8 июля 2004 г. № 558. //Энциклопедия таджикского права. 2006.
- О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный Закон от 6 февр. 1997 г. № 27-ФЗ (ред. от 22 авг. 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 10 февр. № 6. Ст. 711.
- О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Таджикистан: Закон Республики Таджикистан (в ред. Законов РТ от 22 мая 1998 г. № 630, от 29 нояб. 2000 г. № 20, от 10 мая 2002 г. № 35, от 22 апр. 2003 г. № 11).
- О борьбе с терроризмом: Федеральный закон (в редакции Федеральных законов от 7 авг. 2000 г. № 122-ФЗ, от 21 нояб. 2002 г. № 144-ФЗ): принят Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.
- О борьбе с терроризмом: Закон Республики Таджикистан (в ред. Законов РТ от 16 нояб. 1999 г. № 845) // Энциклопедия таджикского права. 2006.
- О гражданской обороне: Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (ред. от 22 авг. 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 16 февр. № 7. Ст. 799.
- Всеобщая декларация прав человека. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г. // Права и свободы личности. Библиотечка
- Российской газеты" совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». Вып. 11. М., 1995. С. 10−17.
- Об утверждении* Инструкции «О порядке приёма, регистрации, учёта и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях: Приказ МВД Республики Таджикистан от 26 февр. 1993 г. № 82.
- О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 29' июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации: 1996. 19 авг. № 34. Ст. 4029.
- О ратификации Соглашения о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности: Федеральный закон от 26 мая 2003 г. № 57-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. 2 июня. № 22. Ст. 2062.
- О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 21 июня. № 25. Ст. 2485.
- Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 (с изм. от 5 нояб. 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 26 июня. № 30. Ст. 3149.
- О нормативно-правовых актах: Закон Республики Таджикистан от 8 дек. 2003 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2003. № 12. Ст. 682
- Полн. собр. Законов Российской империи. Изд. 3-е. Спб., 1885. Т.1. № 350.
- Положение «О прохождении-службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан»: ' утв. Постановлением Правительства РТ от 5 апр. 2005 г. № 137.
- Положение о* Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан: утв. Постановлением Совета Министров Республики Таджикистан* от 25 июня 1993 г. № 303.
- Положение о Штабе МВД Республики Таджикистан: утв. Приказом МВД Республики Таджикистан от 23-авг. 1992 г. № 415.
- Всеобщая декларация прав человека: Международное право. Т. 2.М., 1997.1.34'Декреты Советской власти. М., 1983. Т. П. Ст. 172.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 сент. 1969 г. № 778−274 «О порядке организации мобилизационной подготовки народногохозяйства СССР».
- О милиции: Закон Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. //Ахбори Маджлиси Оли. 2004. № 5. Ст. 352.1.: Диссертации и авторефераты
- Абдуллаев У.И. Внутрисистемный контроль в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан: автореф. дис. канд.юрид.наук, М., 2009. С.4−20.
- Аникиенко С.А. Административно-правовой режим чрезвычайного положения, вводимого в связи с социальными конфликтами (по материалам межнациональных конфликтов): автореф. дис.. канд.юрид.наук. М., 1994. С. 9−10.
- Бахриддинов С.С. Преступность в городе Душанбе (1990−1994 гг.): дис.канд. юрид.наук. М., 1995. С. 20.
- Боротенев В.И. Организационно-правовые основы осуществления исполнительной власти военными органами вооруженных сил Российской Федерации: автореф. дис. .канд.юрид.наук. М., 1996.
- Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в РФ при ЧС: дис.. докт.юрид.наук. М., 1998. С. 50.
- Исаков В.Б. Проблемы теории юридических фактов: дис.. докт. юрид. наук. Свердловск, 1985. С. 289−306.
- Концелидзе Р.У. Правовая и социальная защита сотрудников милиции: автореф. дис.. канд. юрид.наук. М., 1993. С. 106.
- Корж Л. С. Конституционно-правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения и механизм его реализации: дис. канд.юрид.наук, М., 2006. С. 78.
- Лебедь C.B. Международно-правовые основы обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения: дис.. канд.юрид.наук. М., 2003. С. 123.
- Мелехин A.B. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: Теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: дис.. докт.юрид.наук. М., 2005. С. 76.
- Мирзоев Г. Р. Преодоление конфликтной ситуации в Республике Таджикистан. Россия и восстановление мира (90-е годы XX в.): дис.. канд. истор. наук. М., 2004. С. 2.
- Муллаев М.М. История уголовного права Таджикской ССР: дис.. докт. юрид. наук. Душанбе, 1968. С. 143.
- Мухаббатов K.M. Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации «Хизб-ут-Тахрир» и ее реакционная сущность (по материалам Таджикистана): дис.. канд. полит, наук. Душанбе, 2004.
- Насуров П. А Криминальные последствия незаконной миграции и меры их предупреждения (по материалам-Республики Таджикистан): дис.. канд.юрид.наук. М., 2007. С. 3−10.
- Одинаев А.Ш. Теоретико-правовые аспекты формирования гражданского общества (на примере Республики Таджикистан): автореф. дис.. канд.юрид.наук. М., 2008. С. 4−8.
- Раджабов P.M. Проблемы формирования правовой системы Республики Таджикистан: теоретико-методологический аспект: дис. канд.юрид.наук. Душанбе, 2000. С. 4−10.
- Ралитная O.A. Чрезвычайные ситуации как обстоятельства введения чрезвычайного положения: дис.. канд.юрид.наук. Спб., 2008. С. 1821.
- Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис.. докт. юрид. наук. М., 2004. С. 60−62.
- Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов (IX-X): дис.. канд. юрид. наук. Душанбе, 1997. С. 145.
- Соловьев А.И. Конституционно-правовое регулирование режима чрезвычайного положения Российской Федерации: автореф. дис.. канд.юрид.наук. М., 2001. С. 3−13.
- Умаров Х.А. Противодействие коррупции в Республики Таджикистан: Уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. канд.юрид.наук. М., 2007. 4−6.
- Усманова Т.Д. Теоретические вопросы функционирования и особенности рынка труда в условиях переходной экономики: автореф. дис.. докт. эконом, наук. Душанбе, 2006. С. 3−12.
- Ухов В.Ю. Институт чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. .докт. юрид. наук. М., 2008. С. 7−10.
- Федоров В.А. Правовой институт исключительного (военного и чрезвычайного) положения в Российской Федерации: дис.. канд.юрид.наук. М., 2003. С. 5−9.
- Хазанов C.B. Правовое регулирование чрезвычайного положения в Российской Федерации (Административно-правовое исследование): дис.. канд.юрид.наук. Екатеринбург, 1996. С. 3−13.
- Халшов А.Г. Правовая система зороастризма: дис.. докт. юрид. наук. Душанбе, 2004. С. 369.
- Шарыпов Ф.Р. Организационные и правовые основы информационного обеспечения сотрудничества органов внутренних дел Республики Таджикистан с местными органами государственной власти в сфере правопорядка: автореф. дис.. канд.юрид.наук. М., 2009. С. 3−14.
- United Nations Department of Economic and Social Affairs, Study of the Right of Everyone to Be Free from Arbitary Arrest, Detention and Exile. U.N. Doc. E / CN4/826 Rev. 1 (1965). P. 184.
- Авдеев Ю.И. Кризис буржуазно-демократических институтов (Чрезвычайное законодательство инструмент разрушения буржуазной демократии) // Советское государство и- право. 1969. № 9.
- Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении // Правоведение. 1986. № 5.
- Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., Юрид. Лит., 1989. 288 с.
- Алехин А.П. К вопросу о системе отраслевого управления // Управление и право. 1975. Вып. 2.
- Андреев Г. Н. Конституции стран СНГ и Балтии. М.: Юристь., 1999.640 с.
- Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права// Государство и право. 1993. № 2.
- Бахрах Д.Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. М.: Норма., 2008. 816 с.
- Банило И.Л. О методологии и юридической технике законотворчества // Государство и право. 2006. № 6:
- Братъко А.Г. Запреты в советском праве. Саратов.: Изд-во Сарат. Ун-та., 1979. 92 с.
- Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: в 2-х ч. Ч. 2. М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР., 1982. 112 с.
- Вопленко H.H. Социально-психологические аспекты законности в деятельности правоприменительных коллективов // Правоведение. 1988. № 1.
- Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа-7 сентября 1990 г.): доклад, подготовленный Секретариатом. Нью-Йорк, 1990.
- Галенполъский Ф.С. Вопросы правового регулирования.ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения: (на примере ФРГ) // Моск. журнал междун. права. 1998. № 4.
- Гессен В.М. Исключительное положение. Спб.: Юрид. кн. скл. «Право»., 1908.418 с.
- Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву! Спб., 1901−1902.354 с.
- Григорьев В.Н., Рогов Ю. Д. Феномены перестройки: чрезвычайное положение. М.: Вердикт., 1994. 223 с.
- Гукасян P.E. Концепция слияния прав и обязанностей и админист- . ративно-командные методы управления // Сов. гос-во и право. 1989- № 7.
- Гущин В.В. Чрезвычайное положение: административно-правовой аспект: пособие. М.: Изд-во ВНИИ МВД России., 1996. 76 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Гос. изд-во иност. и нац. слов., 1955. Т.З. 555 е.,
- Демин Г. И. Социальные противоречия и-конфликты, создающие особые условия, участие органов внутренних дел в их предупреждении и пресечении: курс лекций. М.: Юнити-Дана., 2003. 366 с.
- Домрин А.Н. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах// Международная жизнь. 1993. № 5−6.
- Лозбинев В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика). М.: Юрид. лит. 2001. 232 с.
- Домрин А.Н. Режим чрезвычайного положения. Опыт правового регулирования и практика применения в зарубежных странах: доклад Совету по внешней и оборонной политике. М., 1992.
- Домрин А. Н: Правовые институты чрезвычайного режима в Великобритании / Институты конституционного права иностранных государств. М.: Городец-издат., 2002. 492 с.
- Законодательство зарубежных стран. Международный- фонд за выживание и развитие человечества / К законодательству о чрезвычайном положении. Ml, 1989: С. 33.
- Защита прав человека как функция обязанность милиции: Душанбе.: Республиканский бюро по правам человека, 2005. 200 с.
- Зивс C.JI. Кризис буржуазной законности в современных империалистических государствах. М.: АН СССР, 1958. 295 е.
- Киреев М.П., Севрюков В. И., Семейкин С. А. Правовые и организационные основы управления силами и средствами при введении чрезвычайного положения: Нальчик.: Полиграфсервис И Т., 2003. 120 с.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., Политиздат., 1975. 271 с.
- Ковалев Р. Закон или исполнительный акт // Соц. законность. 1989.10:
- Козюк М.Н. Правовое равенство и привилегия депутатской неприкосновенности // Личность и власть. Ростов-н/Д, 1995: 192 с.
- Конституция Индии / под ред. И. Д. Левина и В. А. Мамаева. М.: Иностр. Лит., 1956. С. 34.