Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен субъектности в пространстве современной философской рефлексии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях постнеклассики на переднем плане оказывается «множественность» и отражающая ее полифония форм сознания. Становится невозможным мыслить рамками замкнутых изолированных систем. В этом отношении значимой проблемой философской рефлексии, на наш взгляд, предстает последовательный анализ параметризации субъектности, с выявлением специфики ее функционирования на различных уровнях бытия. Этот… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВАНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ
    • 1. 1. Семантические трансформации понятий «субъект», «субъектность» в современном социогуманитарном дискурсе
    • 1. 2. Опыт корреляции понятий «субъектность», «субъективность», «Я», «индивид» и «индивидуальность», «личность», «самость»
    • 1. 3. Об архитектонике понятий «субъект» и «субъектность» с учетом современного теоретико-познавательного инструментария
  • ГЛАВА II. ТРАНСФОРМАЦИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
    • 2. 1. Постнеклассические представления о субъектности (на примере онтологического и эпистемологического полей)
    • 2. 2. Вектор «постчеловечности»: осмысление субъектности в поле технонаучных практик
    • 2. 3. Альтернативные формы проблематизации субъектности
      • 2. 3. 1. Концепция субъектности П. Рикера: ретроспективный анализ
      • 2. 3. 2. Этическое измерение как конститутивное основание субъектности: на примере анализа идей П. Рикера и Э. Левинаса
  • ГЛАВА 3. НОВЕЙШИЕ ПАРАМЕТРЫ ПОРЯДКА И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТИВАЦИИ
    • 3. 1. Логика «сетевых взаимодействий» как новая морфология социальности
    • 3. 2. Проявления женской субъектности в условиях современной миросистемы
      • 3. 2. 1. Статус «женской субъектности»: история и современность
      • 3. 2. 2. Культурные модусы современного мира и транскрипции фемининности

Феномен субъектности в пространстве современной философской рефлексии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Глобальные социальные изменения современности и вытекающие из них духовные катаклизмы вызвали пристальный интерес к темам и категориям, с новой силой проблематизирующим бытие человека как реального живого индивида. К числу таких категорий относится категория «субъектности», которая находится в центре поисков, связанных с переосмыслением цивилизационных и культурных основ существования современного общества, участвует в проекте создания новой онтологии. В философской онтологии и теории познания второй половины XX веканачала XXI веков можно выделить две важнейшие тенденции. Первая связана с поступательной критикой субъекта, обернувшейся в 60-е гг. прошлого столетия постмодернистским «уничтожением субъекта». Такой поворот открыл пространство для деперсонализации, появления концептов «смерть субъекта», «смерть автора», «кризис индивидуальности», «кризис субъективности» и, в конечном итоге, способствовал закреплению дезантропологической модели бытия. Вторая тенденция связана с невиданным размахом субъективизма, берущим свои истоки в новых социальных практиках, ориентированных, прежде всего, на флексибельное, многоролевое и многофункциональное поведение.

Актуальность обращения к анализу феномена субъектности с позиций современной философской онтологии и теории познания состоит в настоятельной необходимости преодоления односторонности указанных тенденций. Вопреки утвердившейся классической модели онтологического знания, демонстрирующей принципиальное безразличие к субъекту, животрепещущим оказывается обращение к феномену субъектности с вопрошанием «что значит быть субъектом», каковы пределы активности субъекта в современной миросистеме с учетом конкретных социально-исторических, тендерных, интеллектуальных параметров, каковы стратегии субъективации в условиях господства «логики сетевых взаимодействий». Значимая исследовательская тенденция связана с восполнением дефицита, связанного с недостаточной проблематизацией современного понимания субъектности.

Помимо этого, интерес к феномену субъектности, с новой силой проблематизирующему бытие реального человека, связан с глобальными социальными изменениями и вытекающими из них духовными катаклизмами. Процессы радикальной трансформации эпистемологической парадигмы кардинальным образом меняют сам подход к интерпретации человеческого бытия, которое теперь понимается как одновременно ментальное и физическое, индивидуальное и социальное, свободное и детерминированное. В теоретическом плане актуальным представляется инновационный анализ уровневого подхода к бытию, в котором субъектность выступает системосозидающим элементом, позволяющим человеку выступать в качестве актора социального действия, рефлексивного агента социальных трансформаций.

В условиях постнеклассики на переднем плане оказывается «множественность» и отражающая ее полифония форм сознания. Становится невозможным мыслить рамками замкнутых изолированных систем. В этом отношении значимой проблемой философской рефлексии, на наш взгляд, предстает последовательный анализ параметризации субъектности, с выявлением специфики ее функционирования на различных уровнях бытия. Этот путь, в конечном итоге, открывает возможность выработать интегративную категорию субъектности, вбирающую в себя характеристики как от реального живого индивида — актора социальных изменений, так и от гносеологического субъекта, с учетом его эволюции в научной картине мире, с учетом социокльтурного контекста современности. Поставленная таким образом проблема позволяет говорить о включении разнообразных экзистенциальных составляющих, а не только оценок продуктивности поведения.

Актуальной оказывается потребность в комплексном подходе к рассмотрению трансформации субъектности, содержащем в себе понимание необходимости многоуровневого и всестороннего осмысления современного бытия человека, с учетом как достижений конкретно-научных дисциплин, так и приоритетов современной философской рефлексии.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью преодоления абстрактно-умозрительного подхода к человеку и отказ от доминирования традиционных принципов андроцентризма. Значимым представляется рассмотрение проблемы субъектности в различных контекстуальных полях, включающих в себя герменевтическое конституирование субъектности на основе «желания и усилия быть» (П. Рикер), соотношение субъектности и субъективности, ее тендерную параметризацию. Актуальность выбранной темы связана с тем, что в отечественном социально-гуманитарном дискурсе ощущается дефицит субъектно ориентированных исследований, концептуальная неоформленность феномена субъектности, его остродискуссионный и расплывчатый характер.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблематика, связанная с феноменом субъектности и трансформацией данного явления в условиях современности, является недостаточно изученной. Однако ее остроактуальный посыл улавливается широким кругом специалистов. Интерес к субъектности и смежной проблематике — субъект, личность, индивид, Я, — находит выражение в контекстуальных полях различной профессиональной направленности.

Осмысление феномена субъектности, согласно мнению.

Ю. И. Прохоренко, началось философией с перехода от психологии к деятельностно ориентированным исследованиям во второй четверти XX века.

143, с. 311]. Прежде всего, необходимо выделить ряд авторов, с именами которых связано формирование методологической основы исследования субъектности и оформление самого концепта: К. А. Абульханова-Славская, 6.

А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. Анализ особенностей и специфики субъектности с позиций психологии представлен также работами Б. Г. Ананьева, М. И. Воловиковой, А. Л. Журавлева,.

A. А. Митькина, В. А. Петровского, В. И. Пищика и др.

Проблемный горизонт, связанный с анализом концептуального содержания понятий «субъект», «субъективность», «самость», проведением между ними демаркационных линий, отражен в публикациях Л. П. Буевой,.

B. И. Ватина, О. Н. Герман, Н. Л. Гиндилис, Л. А. Когана, А. С. Колесникова, И. Г. Корсунцева, А. Н. Ильина, Б. В. Маркова, Л. А. Марковой,.

A. Н. Насынбаева, С. Н. Ставцева, Н. С. Юлиной и др.

Ориентация на отказ от эссенциального понимания человека и поиска его сущности как единой уникальной основы личности присутствует в исследованиях таких современных отечественных философов как:

B. Кутырев, Н. Лобковиц, Б. Юдин, А. Яковлев, и др., во многом соотносимых с исследовательской стратегией. Ж.-П. Сартра, К. Ясперса.

Неклассическая, постнеклассическая ментальность и подлинный интерес к фигуре субъекта, присутствуют в исследовательских проектах таких авторов второй половины XX в. как: Ф. Гваттари, В. Декомб, Ж. Делез, Д. Деннет, Б. Латур., Ж.-Л. Нанси, А. Рено, П. Рикер, М. Фуко и др. Среди отечественных философов новации осмысления субъектности в эпистемологическом поле представлены в работах О. А. Зотова, Е. Н. Князевой, В. А. Лекторского, А. А. Мамчур, В. С. Меськова, Л. А. Микешиной, Н. В. Мотрошиловой, В. С. Степина, А. Туробовав онтологическом поле — С. В. Комарова, С. А. Лебедева, Т. Г. Лешкевич,.

C. Л. Рубинштейна, С. А. Хоружего и др.

Обобщенный анализ субъекта эпохи современности, в том числе вектор «постчеловеческих» исследований, представлен у таких авторов как: 3. Бауман, У. Бек, Ж. Бодрияр, Г. Шельски, Ж.-М. Шеффер, М. Эпштейн, а также работами таких отечественных ученых, как: П. С. Гуревич,.

Д. Г. Подвойский, Е. О. Труфанова, Г. Л. Тульчинский, И. М. Фейгенберг, В. В. Чеклецов и др.

Проблема стратегий субъективации, в том числе в условиях становления новых параметров порядка, связываемых нами с «логикой сетевого господства», разрабатывалась в работах Л. Болтански, Н. А. Грозиной П. Дардо, Р. А. Дикона, М. Кастельса, В. Ж. Келле, Э. Къяпелло, К. Лаваль, М. Фуко и др.

Отдельно можно выделить исследования, затрагивающие тендерную параметризацию субъектности Дж. Батлер, Л. Иригарэй, Л. Нохлин, Г. Стенстад, К. Уитбек, Э. Фергюсон, Б. Фридан, Д. Харауэй, Н. Чодороу, В. Экспорт и др. Свое продолжение данная проблематика находит в работах российских исследователей: А. Темкиной, Г. Брандт, О. Ворониной, Л. В. Евсеевой, И. Жеребкиной, Е. Здравомысловой, И. Кона, О. Н. Павловой, Е. В. Решетниковой, Р. И. Соколовой, Е. И. Стебуновой и др.

В контексте интерсубъективных исследований, делающих акцент на событийности человеческого существования, проблематика субъектности выступала предметом исследования: В. А. Аршинова, М. М. Бахтина, И. И. Докучаева, Л. А. Марковой, Н. М. Смирновой и др. Здесь же следует выделить авторов работ этической направленности, в творчестве которых, так или иначе, намечается выход на проблему субъектности, среди них: Р. Г. Апресян, Ф. Даллмар, Е. В. Дворецкая, В. Куренной, Э. Левинас и др.

С позиций историко-философского горизонта рассмотрению проблемы субъектности, субъекта, субъективности было уделено внимание в работах А. А. Александрова, М. Ф. Быковой, И. С. Вдовиной, К. Э. Галаниной, И. В. Измайлова и др.

Однако обширный контекст рассмотрения представленности проблематики субъектности не решает проблему ее целостного исследования, с учетом потребностей ее рефлексивного анализа, семантической наполненности, необходимости преодоления абстрактноумозрительного подхода к человеку и рассмотрения трансформаций данной проблемы, которые внесла постнеклассика.

Объект исследования. Объектом исследования является феномен субъектности, связанный с бытием человека и рассмотренный в контексте современной философской рефлексии.

Предмет исследования. Современное понимание субъектности и способы ее конституирования в контексте постнеклассической картины мира.

Целью настоящего исследования является концептуальный анализ феномена субъектности в пространстве современной философской рефлексии. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

— провести онтологическую экспликацию проблематики субъектности, сопряженную с концептами: «субъект», «субъективность», «Я», «личность», «индивид», «индивидуальность», «самость», отражающих данную проблематикупроанализировать основные трансформации субъектности, привнесенные постнеклассической парадигмой и развитием технонаучных практик, на примере онтологического и эпистемологического полей;

— провести анализ концепции субъектности П. Рикера;

— обосновать необходимость этической параметризации субъектности;

— выявить влияние новых параметров порядка, связываемых с логикой сетевых взаимодействий, на стратегии субъективации.

— рассмотреть субъектность с учетом тендерной параметризации и специфику ее конституирования в современную эпоху.

Методологические и теоретические основы исследования.

При исследовании феномена субъектности методологической опорой выступили: деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), системный подход, включая его системно-исторический и системноинтеграционный аспекты, а также аксиологический подход. В ходе 9 проведения исследования использовался сравнительный, семиотический, герменевтический, нарративный анализ, элементы компаративистского анализа и синергетический метод. Исследование опирается на принцип объективности, принцип историзма и развития, принцип системности. Использует приемы абстрагирования, обобщения и конкретизации.

В качестве теоретической основы исследования был задействован концептуальный аппарат современной философской рефлексии, использовались работы как зарубежных, так и отечественных философов. Анализ трансформаций субъектности был проведен в рамках неклассического и постнеклассического типов рациональности (В. С. Лекторский, В. С. Степин). В работе выдержан эпистемологический подход, в рамках которого «культурно историческое многообразие фокусируется при посредстве рациональной рефлексии в определенных формах единства"1. Применительно к анализу культурных универсалий, которые, как подчеркивает B.C. Степин, выступают «своеобразным геномом социальной жизни» [см.: 167], рациональная философия принимает форму исторической эпистемологии. Автор опирается на труды отечественных и зарубежных исследователей, использует также англоязычную литературу по проблеме тендерной параметризации субъектности.

Научная новизна исследования. Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

— проведена развернутая концептуализация понятия «субъектность», проанализирована его специфика с учетом понятийного ряда «субъект», «субъективность», «Я», «самость»;

— выявлены трансформации субъектности в онтологическом и эпистемологическом полях;

1 См. работу И. Т. Касавина [76, с. 281], в которой историко-культурная реконструкция предстает как неотъемлемый элемент эпистемологического исследования. Причем в качестве наиболее интересного предмета исследования выступают не отдельные категории, но исторические целостности — традиции, парадигмы, «исторические априори» (Э. Гуссерль, И. Т. Касавин).

— проанализирована концепция субъектности П. Рикера, в результате чего в бытийствовании субъектности выделены два модуса: самость и тождественность, представляющие собой две самостоятельные модели постоянства во времени или сохранения идентичности;

— обоснована необходимость этической параметризации субъектности, раскрывающая перспективу совершенной социальности и сострадательное отношение к Другому, выявлены три горизонта рассмотрения этического плана бытия субъекта: горизонт индивидуального жизненного проектагоризонт, схваченный в межличностных отношениях — Я-Другойгоризонт системы отношений Я-социальные институты;

— исследованы новые параметры порядка, указывающие на отказ от иерархии как формы господства, и задающие выстраивающие логику сетевых взаимодействий. Следствием данных подвижек является деформация сложившихся каналов субъективации и доминирование «бухгалтерской субъективности».

— рассмотрена специфика тендерной параметризации субъектности на примере женской субъектности. Выявлено репрессивное воздействие логики сетевых взаимодействий на ее конституирование, выражающееся в «маскулинизации фемининности» и «эффекте культурного похолодания».

Положения, выносимые на защиту:

1. «Субъектность», выступая в качестве предельно общего концепта, претендует на поиск границы между личностным и внеличностным, одушевленным и неодушевленным. Субъектность заключает в себе не только трансцендентальную определенность", то есть общую всем систему качеств, но и атрибутивное свойство — быть рефлексивным агентом социальных трансформаций, «Я-деятельностным», актором исторических преобразований, непрерывно разрешающим противоречия, совершающим выбор, самоопределяющимся в смысловом пространстве. Понятие субъективности" направлено на раскрытие внутреннего мира личности в его неповторимости и уникальности, оно символизирует смещение акцентов.

11 с осознанного на неосознанное и культуробусловленное в человеке. Если концепт «Я» предполагает личностный уровень, наличие индивидуального начала, которое задается метрикой от первого лица, то «субъектность» предстает в качестве предельно общей генерализации, надличностного концепта, претендующего на поиск границы между внеличностным и личностным и, в отличие от «Я», не может быть выражено структурно. Превалирующим в понимании ориентированности «самости» является сфера бессознательного, что объясняет трудности формализации данного феномена. В отличие от «субъекта», традиционно представимого через ответ на вопрос «кто», субъектность может быть выражена через вопрос «как», указывая при этом на систему качеств, конституирующих деятельные способности человека.

2. В контексте постнеклассической парадигмы сформирован запрос на интегративную категорию «субъектности», преодолевающую односторонность картезианского «субъекта», как исключительно сознательного, транспарентного и доступного для анализа, так и постмодернистского субъекта-функцию, лишенного бытийного и ценностного основания. Происходящее расширение понятия субъектности сопровождается отходом от позиций андроцентризма, появлением Других субъектностей и субъективностей (Он, Она, Мы, Другие, Свои, Чужие и т. д.). В современной исследовательской парадигме выделена тенденция рассмотрения субъектности в измерении множественности, своеобразного «умножения» субъектов в исследовательском дискурсе. В области эпистемологии, помимо познающего субъекта сталкиваемся с актантами, гибридами (Б. Латур) — в постчеловеческих исследованиях — прослеживается стирание границ между естественным и искусственным, человеком и техникой.

3.В условиях современной миросистемы, когда человек сталкивается с необходимостью подстраиваться под поток динамично меняющихся событий, остроактуальным является умение преодолевать кризис.

12 самоидентичности. Анализ модели субъектности П. Рикера раскрывает механизм удержания субъектом собственной идентичности. В соответствии с этим выделено два модуса в бытии субъекта: самость и тождественность (иначе — характер), понимаемые как две модели постоянства во времени или сохранения идентичности.).

4.Многообразие происходящих трансформаций задает новые параметры порядка, детерминирующие конституирование субъектности и стратегии субъективации. Параметры порядка оцениваются в качестве дискурсивных доминант современности, «мировоззренческих универсалий», «культурных универсалий» (С. В. Степин), «исторических априори» (Э. Гуссерль). Новые параметры порядка связаны с «сетевой логикой», что находит свое выражение в том, что доминантные функции и процессы социальности организованы по принципу сетей. «Сетевая логика» аутентично раскрывается категорией «ризомы» (Ф. Гваттари, Ж. Делез), как ацентрированной системы множественности, имеющей обширную систему каналов, которая подлежит постоянной реконфигурации.

5.Стратегии субъективации, включающие в себя системы норм, практик и моделей поведения, предполагают различные точки приложения активности, с учетом как заданных обезличенных форм социальности, так и определенной ценностной системы и свободного выбора, как фундаментальной основы бытия человека. Мировоззренческая нагрузка концепта «субъектность» связана с осознанием включенности в него духовно-нравственных структур, задающих возможность выступать в качестве целевого и ценностного центра, быть ответственным за «гармонию мира», то есть мирсозидание.

6."Сетевая логика", как порождение новых параметров порядка, оказывает репрессивное воздействие на проявление форм субъектности.

Подавляющее воздействие выражается в интенсивном сокращении одобряемых смысловых пространств, выступающих точками приложения активного деятельностного начала человека. Доминирование «бухгалтерской.

13 субъектности" не дает возможности раскрыться другим отношениям человека к действительности и противоречит такой сущностной характеристики субъектности как многомодальность. «Достижительский этос» приводит к умножающимся ситуациям «субъектного срыва», «культурному похолоданию» и стихийному формированию постгендерной онтологии пола.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном исследовании феномена субъектности, с целью обоснования необходимости и продуктивности артикуляции данной темы в современной философской рефлексии. Результаты исследования могут быть включены в арсенал современного гуманитарного образования. Практическая значимость исследования связана с тем, что в диссертационной работе предлагается понятийный анализ остро востребованных в сфере воспитания и образования концептов «субъектности», «субъективности», «Я», «личности», «индивида» и др. В ходе данного анализа предлагается прочтение термина «субъектность» не только как активистски-действующего начала, но и как взаимодействующего, то есть выражающего со-бытийность и сопричастность человеческого существования. Имея в виду гуманистический потенциал такого прочтения, можно говорить о значимости результатов данного исследования в процессе формирования современного мировоззрения, актуальной личностной позиции, содействия в социальной адаптации. Также исследовательские материалы могут быть использованы в широком поле социогуманитарного дискурса, в учебных курсах по онтологии и теории познания, современной философии, отдельных спецкурсах, посвященных проблематике субъектности и онтологии человека.

Апробация работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на XV и XVI.

Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.

Ломоносов" (г. Москва, 2008 г., 2009 г.), Международном научном.

14 конгрессе «Глобалистика-2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства» (г. Москва, 2009 г.), V Всероссийском философском конгрессе (г. Новосибирск, 2009 г.), VI и VII тендерных чтениях (г.Ростов-на-Дону, 2009 г., 2010 г.), «круглом столе» «Философская инноватика и междисциплинарные проблемы Юга России» (г. Ростов-на-Дону, 2010 г.). Диссертационное исследование дважды обсуждалось на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии Южного Федерального Университета. Основные результаты были изложены и опубликованы в 11 работах, в том числе в двух статьях — в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, четыре подпараграфа, и заключения. Общий объем диссертации составляет 157 страниц.

Список литературы

включает 202 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Техногенный вектор цивилизационного развития позволяет говорить о совершенно новом положении, в котором оказывается человек. В этой связи проблематизируются его адаптивные возможности и сохранение себя в качестве уникальной формы жизни. Одним из центральных исследовательских сюжетов становится тематика «субъекта» и сопряженного с ней понятийного, аксиологического ряда. Накал страстей по поводу «субъекта» таков, что, как замечает В. Декомб, приходится говорить не о дискуссиях или спорах, а скорее об «общеевропейской схватке вокруг субъекта» [см.: 51]. Насколько это оказывается продуктивным — вопрос риторический. Однако можно предположить, что в совокупности с социокультурной ориентацией современности, именно «схватка вокруг субъекта» повлияла на обновление дискурсивного пространства, в результате чего появился концепт «субъектности». Надо понимать, что за ним стоят вполне реальные проблемы человеческой экзистенции. Движение в сторону постчеловеческой реальности, с присущим ей расширения технических возможностей, стиранием грани между естественным и искусственным, отрывом от своего начала и памяти о нем, вводит человечество в принципиально непредсказуемый режим изменения. Какой выбор сделает современник — в пользу бытия, как у его предшественники из Древней Греции, либо в пользу «забвения бытия», вопрос открытый.

Здесь возникает задача сохранения субъектом своего места в общей картине мироздания. «Что должен сделать и кем должен быть, чтобы заслужить звание субъекта? Как и кем должен быть субъект» [см.:51]. Категория «субъектности», отвечающая на круг данных вопросов, призвана подчеркнуть космологический статус субъекта, который был утерян в процессе деконструкции картезианского Cogito.

Рассмотрение субъектности в двух планах: категориально-понятийном и феноменальном, позволило предложить интегративное понимание субъектности как атрибутивного качества человека, связанного, с одной стороны, с деятельностно-преобразовательным началом, рефлексией и когнитивными способностями, а, с другой стороны, с духовно-нравственным началом. Ценностный слой субъектности задает этическое измерение человеческой субъектности, что позволяет рассматривать духовно-нравственное начало в качестве ресурса для преодоления индивидуалистических настроений дня сегодняшнего. Имея в виду ценностную активность, мотивационно-ценностную направленность, определенную ценностную позицию субъекта, можно говорить, что субъектность выступает еще и в качестве некоего идеала, подразумевая план должного, что особенно актуально в виду дефицита позитивных программ.

Перспективы дальнейшего изучения проблемы связаны с исследованием: в области онтологии и теории познания — перехода к полисубъектной реальности и различных модальностей субъектностив области социальной и политической философии — влияния на конституирование субъектности современных властных практикв области тендерных исследований — мало изученной маскулинной субъектности, а также многообразных тендерных форм, стихийно возникающих на почве новой онтологии сексуальностив области культурологии — специфики функционирования субъектности в пространстве современной культуры и масс-медиа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 17 891 918. — М.: Изд. Дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2011. — 408 с.
  2. К. А., Воловикова М. И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений // Психологический журнал, № 5, 2007. С. 5−14.
  3. А. А. Проблема человека в философии Гегеля // Философские исследования, 2004, № 3. С. 187−198.
  4. Ю. И., Александрова Н. Л., Харламенкова Н. Е. Субъективный опыт: личностное и социокультурное // Человек, № 2, 2011, С. 104−113.
  5. Аллюзия любви / Ж. П. Сартр, С. Бовуар. М.: Алгоритм, 2008. С. 240.
  6. . Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. — 288с.
  7. Р. Г. Этика силы в противостоянии насилию и агрессии // Вопросы философии, № 9, 2010, — С. 143−153.
  8. В. И., Горохов В. Г. Социальное измерение МВ1С-междисциплинарности // Философские науки, № 6, 2010. С. 22−35.
  9. В. И. Становление интерсубъективности в контексте социальной синергетики // Эпистемология и философия науки, № 1, 2011. С. 71−74.
  10. А. Ю. Проблема идентичности у Иммануила Канта // Человек, № 6, 2001.-С. 69−80.
  11. А. А. Человек как бесконечномерный субъект-объект // Человек, № 6, 2006.-С. 121−127.
  12. Дж. Присвоение телом тендера: философский вклад Симоны де Бовуар // Женщины, познание и реальность. Исследования по феминистской философии. М.: РОССПЭН, 2005. — 440 с.
  13. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. — М.: Весь Мир, 2004, — 188 с.
  14. Бауман 3. Город страхов, город надежд // Логос, № 3 (66), 2008. С.24−54.
  15. Бауман 3. Свобода. — М.: Новое издательство, 2006. — 132с.
  16. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. — 390с.
  17. M. М. Работы 20-х годов. Киев, Next, 1994. — 383с.
  18. M. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445с.
  19. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304с.
  20. А. В. Женская повседневность как предмет истории повседневности // Этнографическое обозрение, № 4, 2006. С. 85−97.
  21. Н. А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики) // Вопросы философии, № 2, 1985. С. 159.
  22. А. Осваивая французскую исключительность, или фигура интеллектуала в пейзаже // № 1 (80), 2011. — С. 3- 27.
  23. Е. А. Завершен ли «проект» постмодерна? // Вопросы философии, № 8, 2009. — С. 56−65.
  24. В. А. Эротетическая субъектность как парадигма философствования // Гуманитарные науки в Сибири, № 1, 2007. — С. 30−33.
  25. Л., Къяпелло Э. Новый дух капитализма // Логос, № 1 (80), 2011, —С. 76−102.
  26. Г. А. Современный феминизм: переворот в историко-философской антропологической традиции Западной Европы / Адам и Ева. Альманах тендерной истории. Москва: ИВИ РАН. 2003.№ 6. — С. 17−45.
  27. Г. А. Мужской и женской и женский принцип пола в философии Георга Зиммеля: Адам и Ева. Альманах тендерной истории. М.: ИВИ РАН. 2003 № 7, —С.З.
  28. Jl. П. Человеческая субъективность //Вестник Российского философского общества, № 1, 2008. — С.31−37.
  29. П. Мужское господство // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2005. — С. 286—364.
  30. М. Ф. Концепция субъекта в философии Фихте // Историко-философский ежегодник, № 1, 2006, — С. 151−179.
  31. И. В. Человеческая субъективность. Ростов-н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1984. — 200с.
  32. И. С. Поль Рикер о необходимости разработки философской теории признания // Философские науки, № 7, 2010. — С. 24−39.
  33. Л. Феноменальность и нефеноменальность человеческой личности // Историко-философский ежегодник, № 1, 2006. — С. 285 -293.
  34. О. А. Конструирование женственности: социокультурный анализ // Человек, № 5, 2009. — С. 50−66
  35. О. А. Феминизм и тендерное равенство. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 320с.
  36. Л. Блага женские и мужские // Новый мир, № 4, апрель 2009. — С 185−188.
  37. К. Э. Трансформация концепта субъекта в философии Людвига Витгенштейна // Вопросы философии, № 7, 2011. С. 138−148.
  38. Н. Старая и новая онтология / Пер. Д. Мироновой//Историко-философский ежегодник 1988. — М.: Наука, 1988. — С. 320—324.
  39. О. Н. Самость как предмет философского анализа: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.01: Томск, 2005 112 с. РГБ ОД, 61:05−9/319
  40. Н. Л. Аналитическая психология К. Г. Юнга: к вопросу понимания самости // Вопросы психологии, № 6, 1997. — С. 89−95.
  41. Ф. Хвост ускользающей субъектности // НГ. Ex libris, № 26, 2008, —С. 4.
  42. Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М.: «Радуга», 2003. — 1328 с. С. 1219.
  43. Н. В. Я и время. Основания темпоральной концепции Я // Вопросы философии, № 2, 2010. — С. 73−83.
  44. А. Знание, стоимость, капитал. К критике экономики знаний (Окончание) //Логос, № 1 (68) 2008. — С. 3−32.
  45. ГрозинаН. А. Процесс образования субъекта: критический анализ взглядов М. Фуко // Философия образования, № 1, 2007. — С. 262−268
  46. Э. Изменяя очертания тела // Введение в тендерные исследования. Харьков ХЦГИ СПб.: Алетейя, 2001. — С.620
  47. П. С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии, № 3,2009, —С. 19−31.
  48. Ф. Философия морали в контексте многообразия культур (материалы конференции). Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» «партикуляризм» // Вопросы философии, № 3, 2003. — С.13−29.
  49. П., Лаваль К. Неолиберализма и капиталистическая субъективация//Логос, № 1 (80), 2011, —С. 103−117.
  50. ., Гваттари Ф. Ризома // Герменея. Журнал философских переводов, № 1 (1), 2009. — С. 141 207.
  51. Д. С. Почему каждый из нас является новеллистом // Вопросы философии, № 2 2003. — С. 121 130.
  52. С. Личность: от субъективности к субъектности // Развитие личности, № 3, 2002. С. 261−265.
  53. А. Л. Онтология. // Новая философская энциклопедия в 4 т. М.: Мысль, 2001, Т. II. — 2001, 636с. С. 151.
  54. И. И. Феноменология знака. Избранные работы по диалогике культуры. СПб.: Наука, 2010. — 412с.
  55. Ф. Возвращение философской антропологии: субъективные размышления. // Человек, № 4, 2010, — С. 9.
  56. Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов н/Д.: Издат. Ростовского университета, 1987. — 176с.
  57. Д. И. Здоровье и болезнь проблемы самопознания и самоорганизации // Философия здоровья. — М., 2001. — С. 86−110.
  58. Л. В. Потенциал женского начала и проблема социокультурного статуса женщины. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. — 284с.
  59. Л. В., Лешкевич Т. Г. Новации эпистемологического инструментария // Гуманитарные и социально-экономические науки, № 2 (39) 2008, —С. 58−63.
  60. Д. В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы // Вопросы философии, № 1,2010, —С. 49−61.
  61. ЖеребкинаИ. Введение в тендерные исследования. 41.СПб.: Алетейя, 2001.-708с.
  62. А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал, № 5, Том 030, 2009, —С. 72−80.
  63. Г. Избранное. Т2. Созерцание жизни. — М.: Юристъ, 1996. — 670с. С. 235.
  64. Золотухина-Аболина Е. В. Повседневность: философские загадки. -Киев: Ника-Центр, 2006. 254с.
  65. О. А. Философские трансформации субъекта как проблема социальной эпистемологии // Эпистемология и философия науки, № 1,2011, —С. 75−78.
  66. О.Ф. Диалектика всеобщего и единичного в развертывании определения пространсвта-времени// Вопросы философии, № 7, 2005. — С. 79−90.
  67. И. В. Лейбниц и Гегель: понятие субстанции как субъекта // Историко философский ежегодник, № 1, 2004. — С. 168−187.
  68. А. И. Антропология субъекта // Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение"/№ 1 2010 -Философия. Политология // Режим доступа http://www.zpu-journal.ru/e-гри/2010/1/11у1п/, дата последнего обращения 29.12.2010.
  69. Л. Этика полового различия. Москва: Художественный журнал, 2004. — 182с.
  70. Как возможна единая наука о человеке.// Человек, № 6, 2003. — С. 59−69.
  71. Н. А. Современные проблемы экологии человека. // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск 1/Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. Издательство «Петрополис», Санкт-Петербург, 2001. — С. 87−99.
  72. А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, № 5, 2003 С. 45−57.
  73. И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М.: Канон+, 2008. — 544с.
  74. В. Ж. От эпистемы Мишеля Фуко к матрице культуры // Человек, № 3,2007. С. 93−106.
  75. В. В. Постнеклассические практики: рефлексивность и управление // Вопросы философии, № 3, 2010, С. 54−65.
  76. Е. Проблема восприятия: А. Бергсон и современная когнитивная наука//Логос, № 1 (64), 2008. С.173−185.
  77. Е., Туробов А. Мир науки. Познающее тело. Новые подходы в эпистемологии // Новый мир, № 11, 2002. С. 136−154.
  78. Л. А. Свобода самость созидания // Вопросы философии, № 7, 2009, —С. 78−90.
  79. Н. Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии, № 1,2011, —С. 37−48.
  80. А. С., Ставцев С. Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 112с.
  81. С. В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомины к фундаментальной онтологии сознания. -СПб.: Алетейя, 2007. 736с.
  82. Кон И. С. Маскулинность в меняющемся мире // Вопросы философии, № 5,2010, —С. 25−35.
  83. Кон И. С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // Вопросы философии // № 8, 2001, —С. 29−41.
  84. Конфликты и согласие в современной России (социально-филос. анализ).-М., 1998.- 160 с.
  85. И. Г. Что такое субъект // Философские исследования, № 1, 1999, —С. 5−17.
  86. В. Этика добродетели: предисловие к публикации // Логос № 1 (64) 2008, —С.59−70.
  87. В. А. Крик о небытии// Вопросы философии. 2007. — № 2. -С. 66 — 79.
  88. Кушнерова Место рефлексии как философской категории в процессе обучения студентов // Вопросы философии, № 15 2008. — С. 310−315.
  89. . Нового времени не было: эссе по симметричной антропологии.
  90. СПб.: Изд-во Европейского университета в С.-Петербурге, 2006. -240с.
  91. С. А. Онтология человека // Человек, № 1, 2010. — С. 15−29.
  92. С. А. Философская антропология. Человек многомерный. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 351с.
  93. С.А., Панченко А. И. Ноосферная картина мира // Человек, № 5, 2010, —С. 5−18.
  94. Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. — М.- СПб.: Университетская книга, 2000. —416с.
  95. С., Ходус Е. Сексуальность и тендер: от традиции к постмодерности (меняющиеся образы и формы) // Логос, № 2 (47), 2005.1. С. 49−62.
  96. В. А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопросы философии, № 8, 2010. — С. 30−34.
  97. В. А. Немецкая философия и российская гуманитарная мысль: С. Л. Рубинштейн и Г. Г. Шпет // Вопросы философии, № 1, 2001.1. С. 129−139
  98. В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2006. — 256с.
  99. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  100. О. В. Уважение целостности субъекта как принцип биоэтики // Вопросы философии, № 7, 2008, С. 106−114.
  101. Т. Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. — Ростов-на-Дону, Из-во РТУ 1994, — 231 с.
  102. Т. Г. Философия. Вводный курс. — М.: Контур, 1998. 464с.
  103. Т. Г. Философия науки: традиции и новации. — М.: ПРИОР, 428с.
  104. . Третья женщина. — СПб.: Алетейя, 2003.-512с.
  105. Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. № 1, 1995— С. 95−105.
  106. И. А. Метаморфозы субъектности в современном мире // Социологические исследования, № 5, 2008. — С. 16−25.
  107. . В. Между индивидуальностью и субъективностью // А. Рено. Эра индивида. К истории субъективности. — СПб.: Владимир Даль, 2002, —С. 409−471.
  108. Л. А. Индивидуальное и общее в интерпретации интерсубъективности // Эпистемология и философия науки, № 1, 2011. — С. 67−70.
  109. Л. А. Переосмысление субъект предметного отношения // Вопросы философии, № 8, 2006. — С.98−110.
  110. Г. Философская антропология Мартина Бубера // Историко-философский ежегодник, № 1, 2009. — С. 162 189.
  111. Г. В. Женское как «свое» и «другое»: вариации на темы философствования Л. Иригарей и Э. Левинаса // Вестник Самарской Государственной академии. № 1, 2008. — С.137−149.
  112. В. С., Мамченко А. А. Мир информации как тринитарная модель Универсума. Постнеклассическая методология когнитивной деятельности. // Философия и наука, 2010. — С. 57−68.
  113. В. С., Мамченко А. А. Цикл трансформации когнитивного суъекта. Субъект, среда, контент. // Философия и наука, 2010. — С. 6780.
  114. B.C., Мамченко A.A., Смирнова И. В. От возможного мира и возможного индивида к инфомиру и когнитивному субъекту // Возможные миры: семантика, онтология, метафизика. — М.: Канон+, 2010, —С. 17−24.
  115. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — М.: Наука, 1988.-429с.
  116. Л. А. Эпистемология ценностей. — М. 2007. 439с.
  117. Л.А. Философия познания. Полемические главы. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 624с.
  118. Т. Ю. Становление субъектности человека // Философия образования, № 4, 2009. — С. 230−236.
  119. Л. А. Неомифологическое сознание: от романтизма к постмодерну. — Ростов н/Д.: Март, 2009. 160 1. с.
  120. А. А. Субъектность человека: грани и границы. Часть I. // Психологический журнал, № 3, Том 29, 2008. — С. 6−21.
  121. И. Г. Субъект идеи культуры в межполюсном пространстве дуальных оппозиций (креативный человек и власть) // Философские исследования, № 2, 2008. — С. 89−104.
  122. И. И. Ф. Ницше о современном человеке в пространстве политического // Вопросы философии, № 5, 2009. — С. 47−60.
  123. А. П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопросы философии, № 5, 2009.— С. 3−19.
  124. . Л. Бытие единичное множественное.— Минск: Логвинов. — 2004, —272 с.
  125. Нанси Ж.-Л. Corpus. Ad Marginem. — М. 1992. 255с.
  126. А. Н. Человеческая субъектность как духовно-нравственный феномен // XXII Всемирный философский конгресс (Сеул, 2008). Доклады казахстанской делегации. Алматы: К-ИЦ ИФП МОН РК, 2008.-С. 149−160.
  127. Новая философская энциклопедия: В 4х т. М.: Мысль, 2001. T.III. — 2001 — 692, 2. с.
  128. Новая философская энциклопелия: В 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. IV. — 2 001 605, 1.с.
  129. Новый быт в современной России: тендерные исследования повседневности: коллективная монография / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб.: Европейского университет в Санкт-Петербурге, 2009. — 524 с.
  130. Л. Почему не было великих художниц? // Тендерная теория и искусство. Антология: 1970−2000. -М.: РОССПЭН, 2005. 592с.
  131. О. Н. Кризис женской идентичности // Философия науки, № 4, 2010. С.111−118.
  132. О. Н. Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективации в парадигме психоанализа // Вопросы философии, № 6, 2010, —С. 20−32.
  133. В. Ф. Конструктивизм как новая парадигма в науках о человеке // Вопросы философии, № 6, 2011. — С. 75−81.
  134. М. К. Философские проблемы «науки о науке». Предмет социологии науки. М.: РОССПЭН, 2006. — 624 с.
  135. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 509с.
  136. В. И. «Потеря» традиционной субъектности поколений как феномен трансформации ментальности // Психологический журнал, № 2,2010, —С. 20−27.
  137. Д. Г. Вызовы «текучей современности»: ответы Зигмунта Баумана // Человек, № 1, 2010. — С. 66−78
  138. М. Личностное знание. На пути к посткритической философии.
  139. Ю. И. Субъектность в структурах социальной реальности. -Екатеринбург. 2003 г. (диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук). 449с.
  140. Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — С.152
  141. Г. Понятие сознания. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. —408 с.
  142. Е. Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии, № 10, 2010. — С. 27−37.
  143. Е. Я. В поисках рациональности: (статьи разных лет). М.: Академический проект. — 2007. — 383с.
  144. А. Эра индивида. К истории субъективности. — СПб.: Владимир Даль, 2002.-473с.
  145. Е. В. Проблемы тендерной метафоризации // Философия образования, № 1, 2009. — С. 250−256.
  146. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. / Пер. с фр. и вступит, ст. И. Вдовиной. М.: Кучково поле, 2002. — 624с.
  147. П. Мораль, этика и политика // Режим доступа http://www.philosophy.ru/library/ricoeur/moral.html, дата последнего обращения 14.03.2011.
  148. А. Д. Производство субъективности // Логос, № 2 (65), 2008. — С. 21−65.
  149. С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003.-512с.
  150. С.Л. Человек и мир. — СПб.: Питер-Юг, 2003. — 512с.
  151. Л. В. Феномен учителя жизни: (философско-культурологический анализ). — Ростов н/Д.: Издат. Центр ДГТУ, 1995. — 163с.
  152. Т. М. круг рефлексии: в поисках выхода // Философия науки, № 4, 2011.-С. 128−143.
  153. Р. Капитализм в большом городе: глобализация, гибкость и безразличие // Логос, № 3 (66), 2008. — С. 95−108.
  154. К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб.: Нука, 2007.-590 с.
  155. А. А. Проблема субъекта в контексте пост-современности: диссертация канд. Фил. Наук: 09.00.01. СПб., 2009. — 169с.
  156. Н. М. Возможна ли междисциплинарная модель интерсубъективности // Эпистемология и философия науки, № 1, 2011. С, —55−63.
  157. Современная западная философия. — Мн.: Высшая школа, 2000. — С.493 с. С. 217.
  158. Р. И. «Мужская» и «женская» цивилизации: теории и реальность // Философия науки, № 1, 2011. — С. 73−85.
  159. Е. И. Тендерная проблематика в философской традиции // Вопросы философии, № 11, 2009. — С. 78−90.
  160. Г. Анархическое мышление: освобождение феминистской философии от пут монотеистической идеологии // Женщины, познание и реальность. Исследования по феминистской философии. М.: РОССПЭН, 2005. — 440 с.
  161. В. С. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации // Режим доступа http://spkurdyumov.ru/Stepin51.htm, дата обращения 28.11. 2010.
  162. В. С. Философия религии в социокультурном контексте (памяти Л. Н. Митрохина) // Вопросы философии, № 7, 2008. С. 4−14.
  163. В. С. Философская антропология и философия культуры. М., 1992, —С.87.
  164. Е. О. Идентичность и Я // Вопросы философии, № 6, 2008. — С. 95−105.
  165. Г. Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности. // Вопросы философии, № 4, 2009. — С. 41−56.
  166. К. Другая реальность: феминистская онтология // Тендерная теория и искусство. Антология: 1970−2000. -М.: РОССПЭН, 2005. -592с.
  167. И. М. Человек достроенный и биосфера // Вопросы философии, № 2, 2006. — С. 151 -161.
  168. Э. Феминистская аспектная теория Я // Тендерная теория и искусство. Антология: 1970−2000. -М.: РОССПЭН, 2005. 592с.
  169. Философия науки: традиции и новации. — М.: Изд. ПРИОР, 2001. -428с.
  170. Философская энциклопедия в 5 т. — М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 3. —584с. С. 478.
  171. Г. Эволюционная теория познания: врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. М.: Русский Двор, 1998. — 256с.
  172. . Загадка женственности. — М.: Прогресс, Литера, 1994 496с.
  173. ФукоМ. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. — Ч. 3. — 320с.
  174. ФукоМ. Что такое автор // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. —М., Касталь, 1996, — 448с.
  175. М. Бытие и время. — Изд. 3-е, испр. — Санкт-Петербург: Наука, 2006,—450с. 1.
  176. ХакенГ. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке?//Синергетика и психология. Вып. 2. «Социальные процессы». — М., 2000, —С. 11−25.
  177. Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980 х гг. // Тендерная теория и искусство. Антология: 19 702 000. -М.: РОССПЭН, 2005. — 592с.
  178. С. С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя // Вопросы философии, № 1, 2007, —С. 75−85.
  179. В. В. Топологическая версия постчеловеческой персоналогии: к разумным ландшафтам // Философские науки, № 6, 2010. С. 36 — 53
  180. Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология тендера. — М.: Росспэн, 2006. — 496 с.
  181. М. О. Возможен ли переход от знания о сущем к знанию о должном? // Вопросы философии, № 11, 2009. — С. 113−122.
  182. В. С. От классической гносеологии к современной эпистемологии // Философские исследования, № 3, 1999. — С.5−22.
  183. B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопросы философии, № 2, 2001. — С. 107−115.
  184. Г. Человек в научной цивилизации // Политическая философия в Германии. М.: Современные тетради, 2005. — С.210−237.
  185. В. женщина и креативность. Размышления на тему // Тендерная теория и искусство. Антология: 1970−2000. — М.: РОССПЭН, 2005. — 592с.
  186. Эмманюэль Левинас: путь к Другому. // Сборник статей и переводов, посвященный 100-летию со дня рождения Э. Левинаса. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006. — 239с.
  187. M. Н. Гуманология: экология человека и антропология машины // Электронный альманах о человеке// Режим доступа http://antropolog.ru/doc/persons/epshtein/epchtein3, дата последнего обращения 19.08.2011.
  188. М. Тело на перекрестке времен. К философии осязания. // Вопросы философии, № 8, 2005. — С. 66−81.
  189. M. Н. Творческое исчезновение человека. Введение в гуманологию. // Человек, № 4, 2009. — С. 48−57.
  190. . В фокусе исследования человек: этические регулятивы научного познания // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005. — С.224−241.
  191. Н. С. Д. Деннет: самость как «центр нарративной гравитации» или почему возможны самостные компьютеры // Вопросы философии, № 2, 2003, —С. 104- 120.
  192. Н. С. Эмерджентизм: сознание, редукция, каузальность // Вопросы философии, № 12, 2010. — С. 127−143.
  193. В. А. Метафизика креативности // Вопросы философии, № 6, 2010. —С. 44−54.
  194. К. Духовная ситуация времени //Ясперс К. Смысл и назначение истории. —М.: Политиздат, 1991. — 527с.
  195. Cheryl Brown Travis and Jacquelyn W. White. Sexuality, Society and Feminism. Washington, — D.C. 2000. — 327p.
  196. Postl G. Feminists Reading: the Canon Luce Irigaray’s Concept of Mimesis as Reading Strategy//XXII World Congress of philosophy Rethinking philosophy today.Abstract. — Seoul, Korea, 2008. — 259p.
Заполнить форму текущей работой