Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение договорных отношений в нефтегазовом секторе экономики дает основание утверждать, во-первых, о принадлежности рассматриваемых договоров к предпринимательскимво-вторых, о необходимости разработки специальных норм, касающихся биржевой торговли на рынке минерального сырья, регламентирующих условия качества, стандартизации, сертификации, лицензирования, учета и хранения нефти, газа, продуктов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТ
    • 1. 1. Формирование предпринимательских отношений в сфере добычи и переработки нефти и газа в России: историко-правовой аспект
    • 1. 2. Современная система хозяйственных правоотношений в нефтегазовом секторе экономики
    • 1. 3. Основные тенденции развития нефтегазового сектора экономики как структурной части топливно-энергетического комплекса
  • Глава 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Правовые средства обеспечения предпринимательской деятельности в нефтегазовом комплексе
    • 2. 2. Нефтегазовое законодательство промышленно развитых стран и отдельных стран ближнего зарубежья
    • 2. 3. Нефтегазовое законодательство современной России
  • Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПОИСКА, РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА
    • 3. 1. Организационно-правовые основы государственного регулирования предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики
    • 3. 2. Проблемы регулирования отношений собственности в сфере поиска, разведки, добычи нефти и газа
    • 3. 3. Проблемы лицензирования как основной формы государственного регулирования предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики
    • 3. 4. Основные проблемы налогового регулирования
    • 3. 5. Государственное регулирование в целях обеспечения рационального пользования участками недр при разработке месторождений нефти и газа
    • 3. 6. Государственное регулирование естественных монополий
  • Глава 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
    • 4. 1. Специфика функционирования хозяйствующих субъектов в нефтегазовом секторе экономики
    • 4. 2. Финансово-промышленные группы и холдинги
    • 4. 3. Субъекты малого предпринимательства
  • Глава 5. О ДОГОВОРНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ
    • 5. 1. Роль договорного регулирования предпринимательских отношений
    • 5. 2. Соглашения о разделе продукции
    • 5. 3. Договоры поставки нефти, газа, продуктов переработки
    • 5. 4. Особенности аренды, подряда, других договоров

Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Топливно-энергетический комплекс страны является основой экономического развития. Ведущее место в структуре топливно-энергетического комплекса принадлежит нефтегазодобывающей промышленности. Важнейшее значение имеет Уральский федеральный округ, здесь запасы природного газа составляют 75% от общероссийскихнефти -68%- соответственно объем добычи газа — 92% от общероссийской, нефти -65%. В основном добыча производится в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, в Тюменской области1. Определенное место занимает нефтегазодобывающая отрасль Приволжского, Северо-Кавказского, Северо-Западного, Дальневосточного, Сибирского округов. Бесспорно, что поступательное развитие нефтяной и газовой отраслей экономики имеет серьезное геополитическое значение, обеспечивающее России достойное место в мировом сообществе в целом, и вместе с тем должно способствовать внутригосударственному подъёму. В этой связи необходимо соответствующее правовое обеспечение как хозяйственных отношений в целом в нефтегазовой отрасли, так и в сфере развития предпринимательства. Не случайно государства Европейского Экономического Союза считают такой правовой акт, как Энергетическая Хартия, которая обеспечивает правовую регламентацию хозяйственной деятельности в энергетическом секторе, катализатором экономического роста.

Современные социально-экономические условия характеризуются стремлением Российского государства к устойчивому развитию, как в рамках направлений, определенных конференцией ООН 1992 года по выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации в целом, так и в русле концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Эти обстоятельства, наряду с ведущим значением нефтегазодобывающего сектора в экономике обусловливают актуальность исследо.

1 Орлов В. П. Ресурсы недр в экономике федеральных округов// Использование и охрана природных ресурсов России. 2000. № 6. С. 27−28. вания в целом проблем развития отрасли, а также правового обеспечения развития предпринимательства. В силу своей значимости в экономике общественные отношения в нефтегазовом комплексе требуют системного и комплексного регулирования. В целом нефтегазовый сектор экономики можно рассматривать как хозяйственную систему, функционирование которой обеспечивается нормами специального законодательства.

Первой попыткой теоретического осмысления проблем нефтегазового законодательства явилась книга чл.-корреспондента РАН, доктора юридических наук М. И. Клеандрова «Нефтегазовое законодательство в системе российского права"1. Других специальных работ по исследованию правовых проблем нефтегазового комплекса в Российской Федерации не издавалось. Социально-экономические, управленческие проблемы функционирования и развития отрасли оказываются более исследованными. Наряду с экономическим обосно.

1 Нефтегазовое законодательство в системе российского права/ М.И. Клеанд-ров. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999.

См., например, Симонова И. Ф. Проблемы стратегического управления развитием нефтегазового комплекса: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Академия нефти и газа. М., 1997; Симонов Ю. Б. Системная методология экономического исследования развития нефтяной промышленности: автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук/ ВНИИ комплексных топливно-энергетических проблем. М., 1991; Литовченко А. И. Развитие нефтегазодобывающего комплекса Крайнего Севера (на примере Ямало-Ненецкого АО): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Академия народного хозяйства. М., 1997; Балаева О. Н. Совершенствование экономического механизма природопользования при освоении нефтяных и газовых месторождений (на примере Салымского месторождения): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Академия нефти и газа. М., 1996; Гольд Г. С. Минерально-сырьевые ресурсы: социальный вызов времени. М.: Профсоюзы и экономика, 2001 и др. ванием направлений развития в нефтегазовом секторе экономики необходимо соответствующее правовое сопровождение развития отрасли в целом, а также предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе.

На основе анализа предпринимательских (хозяйственных) правоотношений, а также рассмотрения законодательства и практики его применения, как в России, так и в других государствах, следует констатировать, что пока правовое обеспечение недостаточно. Требуется изучение проблем соотношения системы предпринимательских (хозяйственных) отношений и системы нефтегазового законодательства, рассмотрение норм в контексте регулируемых общественных отношений, выявление возможностей права в обеспечении развития предпринимательства в отрасли.

Предмет настоящего исследования — система хозяйственных (предпринимательских) правоотношений в нефтегазовом секторе экономики и система нефтегазового законодательства. Предмет исследования включает хозяйственные правоотношения в нефтегазовом секторе экономики и правовую основу обеспечения развития предпринимательства, в том числе рассматриваются вопросы формирования и развития предпринимательства в нефтегазовом секторе, система нефтегазового законодательства, проблемы государственного регулирования предпринимательства в изучаемой сфере, субъекты, договорные отношения, правоприменительная практика.

Основной целью работы является комплексное исследование системы предпринимательских (хозяйственных) отношений в нефтегазовом секторе экономики и проблем правового обеспечения развития предпринимательства.

В ходе исследования были поставлены задачи: а) дать характеристику предпринимательских (хозяйственных) отношений в нефтегазовом секторе экономики, начиная с исторического этапа формирования и до современных тенденций развитияб) изучить правовую основу предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики России, а также в промышленно развитых странах и в государствах — участниках содружества (СНГ), и определить основные правовые средства обеспечения предпринимательской деятельностив) рассмотреть наиболее важные аспекты правового обеспечения развития предпринимательства в изучаемой отрасли экономики (государственное регулирование, система нефтегазового законодательства, договорное регулирование, субъекты) — г) показать практику применения нефтегазового законодательствад) разработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.

Теоретической и методологической основой работы являются научные исследования в области общей теории государства и права, философии права, предпринимательского (хозяйственного) права, природоресурсного, административного, гражданского, финансового, налогового права. Специфика рассматриваемой сферы общественных отношений обусловила необходимость привлечения достижений смежных наук — экономики природопользования, науки управления имуществом и ресурсами, отраслевой экономики.

Теоретическую основу исследования составили труды: С. С. Алексеева, В. К. Андреева, Г. С. Башмакова, B.C. Белых, С. Н. Братуся, М. И. Брагинского, В. А. Бублика, A.B. Бенедиктова, А. Б. Венгерова, В. В. Витрянского, Д.М. Ген-кина, В. П. Грибанова, В. А. Дозорцева, З. М. Заменгоф, A.B. Карасса, Б.Д. Клю-кина, М. И. Клеандрова, С. М. Корнеева, М. И. Кулагина, В. В. Лаптева, A.B. Малько, В. К. Мамутова, B.C. Мартемьянова, Б. И. Пугинского, A.A. Рябова, JI.M. Рутмана, Д. Н. Сафиуллина, Е. А. Суханова, Ю. А. Тихомирова, Ю. К. Толстого, З. М. Фаткудинова, В. Ф. Яковлева, B.C. Якушева и других правоведов, а также ученых экономической и специальных отраслей науки: A.A. Арбатова, М. Х. Газеева, Г. С. Гольда, A.A. Конопляника, В. А. Крюкова, Д. С. Львова, H.H. Лукьянчикова, А. И. Перчика, В. М. Питерского, М. Е. Певзнера, Ю.В. Ра-зовского, Л. Б. Шейнина и других.

Методологической основой диссертации послужили общенаучный метод комплексного системного похода, общие научные прогнозы развития минерально-сырьевого комплекса и частно-научные методы правовой науки — сравнительный, формально-логический, структурно-системный и другие, широко применяемые в гуманитарных науках.

Научная новизна исследования. Работа представляет собой первое комплексное исследование системы хозяйственных (предпринимательских) отношений в нефтегазовом секторе и проблем правового обеспечения развития предпринимательства.

Новизна исследования состоит в научной разработке проблем соотношения системы предпринимательских (хозяйственных) отношений в нефтегазовом секторе экономики и системы нефтегазового законодательства, в рассмотрении правовых норм в контексте регулируемых общественных отношений, в раскрытии механизма взаимодействия норм, правовых институтов, отраслей права и причин недостаточного правового обеспечения изучаемых отношений, а также выявлении возможностей права в обеспечении развития предпринимательства.

Энергетическая стратегия и принятая Правительством в целях реализации основных положений энергетической стратегии Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002;2005 гг. и на перспективу до 2010 года, к сожалению, не содержат конкретной программы правового обеспечения реализации установленных в названных документах целей и задач. В названных документах содержатся общие положения о необходимости формирования комплексной нормативно-правовой базы, улучшения предпринимательского климата, создания стабильных правил экономической деятельности компаний.

В развитие этих положений необходима Программа правового обеспечения энергетической стратегии, содержащая конкретные меры. Такая программа должна базироваться на общих принципах государственного регулирования предпринимательства в экономике в целом и в нефтегазовом секторе, в частности.

Особо требуется регламентация организационно-правовых основ государственного регулирования предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики. Потребность такая обусловлена, во-первых, значением указанного сектора в экономике страны: являясь составной частью топливно-энергетического комплекса нефтяная и газовая отрасли промышленности обеспечивают формирование основной части бюджетных поступленийво-вторых сложившимися экономическими (хозяйственными) отношениями в названных отраслях.

Очевидно, что основная роль в регулировании функционирования нефтегазового сектора, как хозяйственной системы, являющейся частью топливно-энергетического комплекса, принадлежит нормам предпринимательского (хозяйственного) права.

Правовые исследования в этом направлении почти не ведутся. Экономические (хозяйственные) отношения в топливно-энергетическом комплексе изучаются в основном экономистами, отраслевыми специалистами, в выводах которых содержатся, как правило, положения о возрастании значения юридических аспектов управления и необходимости государственного регулирования и регламентации взаимоотношений субъектов рынка, защиты прав производителей и потребителей топлива и энергоносителей1.

Общие подходы и принципы должны быть сформулированы в предлагаемой к разработке Программе правового обеспечения предпринимательских (хозяйственных) отношений в топливно-энергетическом комплексе, включая нефтегазовый сектор.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы диссертационного исследования:

1. Научная разработка проблем соотношения системы предпринимательских (хозяйственных) отношений в нефтегазовом секторе экономики и системы нефтегазового законодательства приводит к выводу о целесообразности принятия государственной Программы правового обеспечения развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики, основной целью которой является определение рамок и направлений системного и комплексного правового обеспечения нефтегазового сектора как хозяйственной системы. В основе Про.

1 Системные исследования в энергетике в новых социально-экономических условиях/ В. П. Булатов, Н. И. Воропай, А. З. Гамм и др. — Новосибирск: «Наука». Сиб. издательская фирма РАН, 1995. С. 14- Гольд Г. С. Минерально-сырьевые ресурсы: Социальный вызов времени. М.: Профсоюзы и экономика, 2001. С. 20. граммы должны находиться федеральные законы «Об основах природопользования», «Об основах государственного регулирования экономики», «Об использовании энергетических ресурсов», «О нефти и газе», с главными положениями которых должны корреспондировать все правовые акты, связанные с ними. Также необходим Предпринимательский (хозяйственный) кодекс, в котором должны устанавливаться общие положения о субъектах, объектах, договорах в сфере предпринимательства.

В структуру Программы необходимо включить блок взаимосвязанных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих правовое положение естественных монополий в рамках общей стратегии развития нефтегазового сектора ТЭК, в частности, законы «О тарифной политике на продукцию (услуги) естественных монополий в ТЭК», «О государственном контроле в сфере естественных монополий" — формирование законодательных актов должно идти в направлении сближения с нормами международного экономического права в части регламентации правового статуса транснациональных компаний. Отдельный блок должны составить нормы о субъектах малого предпринимательства.

2. В нефтегазовом комплексе в настоящее время по общности технологических процессов и выпуску конечной продукции выделяются следующие этапы хозяйственной деятельности: поиск и разведка нефтяных и газовых месторожденийдобыча нефти и газапереработка нефти и газатранспортировка, хранение и сбыт нефти, газа и нефтепродуктов, однако, понятие «хозяйственная деятельность в нефтегазовом секторе экономики» не определено.

Предлагается закрепить в специальном Федеральном законе «Об использовании энергетических ресурсов» определение такой хозяйственной деятельности по аналогии с Договором к энергетической хартии, где, в частности, определяется «хозяйственная деятельность в энергетическом секторе», означающая «деятельность, которая относится к разведке, добыче, переработке, производству, хранению, транспортировке по суше, передаче, распределению, торговле, сбыту или продаже энергетических материалов и продуктов».

Исходя из технологических этапов поиска, разведки добычи и транспортировки нефти и газа рассмотрены виды предпринимательского риска, характерные для каждой стадии. На всех этапах хозяйственной деятельности в нефтегазовом секторе экономики основным методом снижения предпринимательского риска выступает страхование. Активное развитие страхового дела в нефтегазовом секторе должно способствовать уменьшению рисков, а вместе с тем и развитию предпринимательства.

3. Анализ системы действующих правовых актов в сопоставлении со сложившейся в юридической науке системой источников права, а также изучение содержания специальных правовых актов и актов правоприменения показали, что требуются систематизация, унификация нефтегазового законодательства, приведение в соответствие с нормами предпринимательского права, с новейшим законодательством о недрах, о соглашениях о разделе продукции, о налогообложении. Применяемые в исследуемых отраслях методические рекомендации, стандарты, регламенты также требуют пересмотра и приведения в соответствие с нормами действующего законодательства.

Перспективным представляется рассмотрение нефтегазового законодательства как института энергетического права, формирование которого признается сегодня актуальным.

В законах «Об использовании энергетических ресурсов», «О нефти и газе», «О недрах» должен содержаться единообразный понятийный аппарат. Предлагается формулировка основных понятий: недра, нефтегазоносные участки недр, горный отвод, энергетические ресурсы, месторождения нефти и газа, кадастр месторождений, нефть, газ, магистральный трубопроводный транспорт и другие.

4. В соответствии с выявленными на основе изучения выводов экономистов направлениями развития нефтегазового сектора и на основе анализа нефтегазового законодательства дореволюционной и современной России, про-мышленно развитых стран, государств ближнего зарубежья сформулированы основные разделы Программы и предложен перечень правовых актов, которые целесообразно разработать и принять.

5. Обоснованы и сформулированы основные принципы государственного регулирования предпринимательских (хозяйственных) отношений в топливно-энергетическом комплексе, включая нефтегазовый сектор: государственная собственность на энергетические ресурсыучет интересов нынешнего и будущего поколенийбезопасность освоения, защита окружающей средыгарантии свободы предпринимательствазащита прав производителей и потребителей энергоресурсов.

6. Принимая во внимание исторический опыт управления в сфере поиска, разведки и добычи нефти и газа, а также опыт других стран, в Программе следует предусмотреть организационно-правовые мероприятия по созданию единого федерального органа управления в нефтегазовом секторе. Целесообразно осуществление государственного управления энергетическими ресурсами специальным органом в структуре Минэкономразвития.

7. Учитывая выводы экономистов о праве представителей будущих поколений на природные ресурсы, в том числе энергетические, необходимо разработать и принять закон «О федеральном фонде поколений в Российской Федерации».

8. В ряду объектов предпринимательских отношений в нефтегазовом секторе экономики особо выделяется информация о недрах (геологическая информация). Юридически неверно сформулирована норма в ст. 27 Закона «О недрах», согласно которой устанавливается право государственной собственности на геологическую информацию. По своим признакам информация относится к коммерческой (охраняемой законом) информации и используется в предпринимательской деятельности, но не по правилам оборота вещей (имущества). Возможно использование по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ). Статья 27 Закона «О недрах» требует корректировки с учетом основных правовых установлений об исключительных правах.

9. На этапе поиска и разведки нефти и газа главным направлением развития предпринимательства является повышение эффективности проведения геологоразведочных работ. Фактически данное направление нереализуемо в связи с отменой закона о воспроизводстве минерально-сырьевой базы.

Разработка и принятие такого закона объективно необходимы в связи с тем, что по действующему законодательству недра и ресурсы недр являются государственной собственностью. Государству-собственнику важно обладать достоверной информацией об имеющихся в недрах ресурсах полезных ископаемых. Не выполняя указанные работы, государство не сможет эффективно управлять такими специфичными объектами, как недра и ресурсы недр, и осуществлять предпринимательскую деятельность в рассматриваемой сфере экономических (хозяйственных) отношений.

10. Поскольку хозяйственная деятельность при разработке месторождений нефти и газа достаточно специфична, представляется целесообразным на региональном уровне регламентировать процедуры согласования с органами местного самоуправления, а также с организациями малочисленных народов, предстоящей хозяйственной деятельности.

Анализ нормативных правовых актов позволяет утверждать, что конкретный механизм обеспечения прав коренных народов Севера пока не сформирован. Необходимо на региональном уровне регламентировать процедуры согласования с органами местного самоуправления и с организациями малочисленных народов предстоящей хозяйственной деятельности предприятий нефтегазового комплекса, а также вопросов, возникающих в процессе ее осуществления.

11. Целесообразно разработать и принять «Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности субъектов нефтегазового комплекса в Тюменской области», в котором определяются основные понятия (воздействие на окружающую среду, оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, объект оценки и другие), а также устанавливается конкретный порядок согласования с органами местного самоуправления, малочисленными народами, в т. ч. порядок оповещения, схема проведения оценки, требования к материалам, разрешение споров.

Необходимо кроме этого «Положение о порядке согласования деятельности хозяйствующих субъектов нефтегазового комплекса, связанной с хранением и захоронением производственных отходов, в том числе с повышенным содержанием природных радионуклидов», в котором определяются порядок обращения с отходами, требования к обращению с производственными отходами хозяйствующих субъектов нефтегазового комплекса, порядок согласования с органами местного самоуправления и малочисленными народами.

12. Изучение договорных отношений в нефтегазовом секторе экономики дает основание утверждать, во-первых, о принадлежности рассматриваемых договоров к предпринимательскимво-вторых, о необходимости разработки специальных норм, касающихся биржевой торговли на рынке минерального сырья, регламентирующих условия качества, стандартизации, сертификации, лицензирования, учета и хранения нефти, газа, продуктов переработки. Данные нормы должны быть взаимно согласованными, системно изложенными в специальных нормативных правовых актах: «О нефти и газе», «О поставках нефтепродуктов», «О трубопроводном транспорте», в Техническом регламенте. В связи с принятием закона РФ «Об основах технического регулирования в Российской Федерации» необходимо установление соответствующей системы нормативных правовых актов: технический регламент — стандарт — подтверждение соответствия. Представляется также, что специальные нормы должны базироваться на общих нормах Предпринимательского кодекса о предпринимательских договорах.

13. В силу сложившихся экономических связей в сфере транспортировки нефти и газа необходимы гармонизация, унификация, координация нефтегазового законодательства стран СНГ, их сближение с нормами международного права. В частности, следует в соответствующих правовых актах стран СНГ определить «транзит» согласно сложившейся международной практике.

14. В разделах лицензионных соглашений, регламентирующих права и обязанности недропользователя и государства, в интересах государства-собственника в целях сокращения сверхнормативных потерь, целесообразно более конкретно и детально урегулировать объемы закачки водыустановить последовательность ведения буровых работ во избежание выборочной отработки запасовпорядок и сроки внесения изменений в лицензионное соглашениепорядок и условия внесения изменений в связи с переходом прав на участок недрпорядок осуществления контроля за технологией разработки месторожденийтехнологическую схему разработки и анализ коэффициента извлечения нефти в целях осуществления рациональной эксплуатации участков недрпорядок и сроки перевода запасов минерального сырья из одной категории в другую.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней анализ, выводы и предложения могут быть использованы для решения проблем, связанных с регулированием предпринимательства в нефтегазовом секторе экономикиразвития теории предпринимательского правасовершенствования законодательства и правоприменительной практики. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса предпринимательского права, а также для проведения дальнейших научных исследований в этой области.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена в отделе правовых проблем нефтегазового комплекса Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН. Предложения по совершенствованию законодательства направлены в органы законодательной и исполнительной власти (Государственную Думу РФ, Минэкономразвития РФ). Основные выводы исследования отражены в опубликованных монографиях, статьях, тезисах, докладах на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных конференциях как по общим проблемам правоведения, так и специальным — в сфере функционирования ТЭКтакже внедрены в учебный процесс, использованы при преподавании предпринимательского права и спецкурса в Тюменском государственном университете, консультировании руководителей и сотрудников предприятий нефтегазового комплекса.

Основные положения диссертации докладывались на конференциях: 2324 апреля 1998 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики» в г. Екатеринбурге в Уральской государственной юридической академии- 20−21 апреля 2000 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации» в г. Екатеринбурге в Уральской государственной юридической академии- 15−16 ноября 2000 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Технолого-инструментарные новации в управлении топливно-энергетическим комплексом: макро-, мезо-, микроуровень» в Тюменском государственном нефтегазовом университете- 5−6 декабря 2000 г. на Международной научной конференции «Собственность в XX столетии (социально-экономические, политические и правовые аспекты)» в г. Москве- 14−15 декабря 2000 г. на Всероссийском семинаре «Право, наука, образование: эффективность правотворчества и правореализации» в г. Новосибирске- 27−28 апреля 2001 г. на региональной научно-практической конференции «Правовые проблемы социально-экономической интеграции Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов» в г. Тюмени- 22−24 мая 2001 г. на российско-канадском международном семинаре «Установление отношений сотрудничества между добывающими компаниями и населением» в г. Тюмени- 5−7 июня на VII Академических чтениях МАН ВШ «Образование и наука: проблемы и перспективы развития» в г. Санкт-Петербурге- 14−15 ноября 2001 г. на первой Международной научно-практической конференции «Проблемы правового регулирования организации и функционирования ТЭК России» в г. Москве- 18−19 декабря 2001 г. на ежегодной общероссийской конференции «Правовая реформа в России: итоги и перспективы» в г. Москве- 13−14 ноября 2002 г. на второй Международной научно-практической конференции «Проблемы правового регулирования ТЭК и природных ресурсов России и стран СНГ» в г. Москве- 1920 декабря 2002 г. на ежегодной общероссийской конференции «Юридическая наука и практика России: итоги и перспективы развития» в г. Москве- 28−30 марта 2003 г. на научно-практическом семинаре «Обеспечение прав и свобод малочисленных народов Севера» в п. Тазовский Тюменской области- 15−18 апреля 2003 г. на российско-канадском семинаре «Вопросы охраны окружающей среды в энергетическом секторе» в г. Москве- 11−17 июня 2003 г. на канадско-российском международном семинаре «Устойчивое развитие и энергетический сектор» в г. Калгари в Канаде- 19−20 июня 2003 г. на семинаре «Реформирование недропользования в Российской Федерации», проведенном Российской академией госслужбы при Президенте в г. Москве и на других.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих 19 параграфов, библиографии, приложений.

1. Абрамов И. М., Михайлова-Станюта, Булко О. С., Васина Е. В., Урбан А. П. Финансово-промышленные группы в Беларуси (перспективы и методы формирования) Мн., 1997. 76 с.

2. Аверкин А., Конопляник А., Субботин М. Инвестор свои деньги не отдаст// Нефть и капитал. 1995. № 12.

3. Актуальные проблемы земельного и экологического права (материалы научно-практической конференции)// Государство и право. 1995. № 12.

4. Актуальные проблемы развития нефтяной промышленности Сибири. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1993.

5. Алекперов В. Кризис реальной экономики: пути выхода// Известия от 11 сентября 1999 года.

6. Алексеев H.H. Основы философии права. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

7. Алексеев С. С. Собственность, право, социализм. Полемические заметки. М.: Юрид. лит., 1989.

8. Алексеев С. С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация// Сов. государство и право. 1987. № 6.

9. Алексеева Г. Минэнерго в синем пламени благих намерений// Российская газета от 20 февраля 2001 г.

10. Аман Тулеев. За малым предпринимательством большое будущее// Российская газета от 19 декабря 2001 года.

11. Аманалиев H.A. Энергетическая политика Кыргызстана в новых условиях// Экономика топливно-энергетического комплекса России. 1994. № 4.

12. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства// Хозяйство и право. 2001. Приложение к № 8.

13. Анохин B.C. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов. М.: Вла-дос, 1999.

14. Антитрестовское законодательство и экономика. COPYRIGHT. 1995. Перевод на русский язык Международный Институт Права США.

15. Арбатов A.A. Нефтегазовый комплекс России в новой стадии развития// Нефть, газ и бизнес. 1999. № 6.

16. Арсюхин Е., Чичкин А. Нефть товар политический// Российская газета от 23 октября 2001 г.

17. Базовая концепция и проект структуры Горного кодекса Российской Федерации// Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России». 1998. № 4−5.

18. Балацкий Е. В. Государственный сектор экономики России в переходный период// Вестник Российской академии наук. 1998. Том 68. № 5.

19. Барсов А. Р. К 10-летию законотворческой деятельности природоохранного ведомства России// Использование и охрана природных ресурсов в России. 2000. № 9.

20. Бачило И. Л., Катрич C.B. Основные направления разработки организационно-правового обеспечения АСУ// Советское государство и право. 1975.

21. Башмаков Г. С. Понятие недр по советскому законодательству// Сов. государство и право. 1973. № 9.

22. Башмаков Г. С., Каверин A.M., Краснов Н. И. Законодательство о недрах. М.: Юридическая литература, 1976.

23. Белых B.C. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг/ Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Екатеринбург, 1993.

24. Белых B.C. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды/ Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Отв. ред., сост. Профессор B.C. Белых. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.

25. Белых B.C. Предпринимательское право в системе права России// Правоведение. 2001. № 1.

26. Белых B.C. Субъекты естественных монополий ТЭК: особенности правового статуса// Правовые проблемы нефтегазового комплекса: Сб. научных тр. (вып. 3). Под общ. ред. М. И. Клеандрова, О. И. Клоца. Тюмень: Издательство «Вектор-Бук», 2002 г.

27. Белых B.C. Теория хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений в России// Государство и право. 1995. № 11.

28. Белых B.C. Финансово-промышленные группы — особый субъект предпринимательской деятельности/ Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Сборник научных трудов (вып. 1). Под ред. М. И. Клеандрова, О. И. Клоца. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 1999.

29. Белых B.C. Хозяйственное законодательство в Российской правовой системе// Правовая реформа в России: проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18−19 апреля 1996 г.). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1996.

30. Белых B.C. Холдинговые компании: проблемы становления (на примере нефтегазового комплекса)/ Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Сборник научных трудов (вып. 2). Под ред. М. И. Клеандрова, О. И. Клоца. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2001.

31. Бергман Н. Горное законодательство в США до и после мировой войны// Горный журнал. 1924. № 3.

32. Бибиков А. И. Правовые проблемы реализации государственной собственности. Иваново, 1992.

33. Богданчиков С. М., Перчик А. И. Соглашение о разделе продукции. Теория, практика, перспективы. Право. Экономика. М.: Нефть и газ, 1999.

34. Большой энциклопедический словарь. В 2-х т./ Гл.ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопеия, 1991. Т. 1.

35. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М.: Изд-во «Статут», 1997.

36. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: «Статут», 2000.

37. Брагинский М. И. Структура договорных связей и ответственность участников при поставках транзитом. М.:ВЮЗИ, 1960.

38. Быстров Г. Правовой механизм пользования недрами в условиях перехода России к рынку// Хозяйство и право. 1992. № 11.

39. Бублик В. А. Еще раз о соотношении частного и публичного в праве/ Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Отв. ред., сост. Профессор B.C. Белых. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.

40. Бухтоярова Т. Я., Нестеров В. А., Дащьян В. И. Роялти: теоретические подходы и опыт практического применения в мировой нефтегазовой промышленности// Экономика и управление нефтегазовой промышленности. 1991. № 3−4.

41. Валеева Э. И., Московченко Д. В. Роль особо охраняемых природных территорий в концепции устойчивого развития севера в Сб.: Наука Тюмени на рубеже веков. Новосибирск: «Наука», 1999.

42. Вартанян Г. С., Кочетков М. В. Организационное и методическое обеспечение развития государственного мониторинга геологической среды// Минеральные ресурсы России. 1997. № 2.

43. Васильченко Е. Депутаты обложили нефтяников. Налогом. // Российская газета от 7 июля 2001 года.

44. Ваулина С. А. Совершенствование системы экономического управления недропользованием в газовой промышленности// Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Академия нефти и газа. М., 1997.

45. Вахнин И. Планирование структуры договорных связей и формирование условий договора поставки// Хозяйство и право. Приложение № 12. 1999.

46. Витрук Н. В. Конституционное правосудие в России (1991;2001 годы). М., 2001.

47. Влияние нефтегазовой промышленности на окружающую среду// Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2001. № 3−4.

48. Вознесенская Н. К. Соглашения о разделе продукции в сфере нефтедобычи. М., Редакционно-издательский отдел Российского межотраслевого научно-технического комплекса (РМНТК) «Нефтеотдача», 1997.

49. Волошин В. И. ТЭК России актуальные аспекты развития в процессе перехода к рыночной экономике// Налоги, инвестиции, капитал. 1999. № 1 (14).

50. Вылегжанин А. Н., Самохвалов А. Ф. Управление природными ресурсами России: к учету международно-правового и иностранного законодательного опыта// Государство и право. 2000. № 1.

51. Газеев М. Х. Основные вопросы реорганизации схемы управления, демонополизации и разгосударствления ТЭК// Экономика топливно-энергетического комплекса России. 1994. № 6.

52. Газеев М. Х., Волынская H.A. Ценообразование и налоговая политика в топливно-энергетическом комплексе// Экономика и управление нефтегазовой промышленности. 1994. № 8.

53. Гаврилина Е. А., Лахно П. Г. Договорные отношения в сфере обращения добытой нефти/ Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Сборник научных трудов (вып.2). Под общей ред. М. И. Клеандрова, О. И. Клоца. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2001.

54. Гаджиев Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель налогоплательщик — государство. М., 1998.

55. Гарипов В. З. Состояние разработки нефтяных месторождений и прогноз нефтедобычи на период до 2015 года// Нефтяное хозяйство. 2001. № 1.

56. Гертруда Люббе-Вольф. Основные характеристики права окружающей среды Германии// Государство и право. 2000. № 11.

57. Гирусов Э. В. и др. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов/ Под ред.проф. Э. В. Гирусова. М.: ЮНИТИ, 2000.

58. Голуб A.A., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998.

59. Глумов И. Ф. Основные положения федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России» на 2002;2010 гг.// Нефтегаз, энергетика и законодательство. Информационно-правовое издание ТЭК. М. 2001;2002.62.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой