Совершенствование методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в условиях преодоления экономического кризиса
В результате возникает существенная проблема реализации программы государственной инвестиционной поддержки. Считаем, что разумная эмиссионная политика, преследующая инвестиционные цели, оказывает инфляционное давление на экономику только в допустимых пределах. Безусловно, для достижения поставленных задач — требуется запуск механизма контроля расходуемых средств с целью недопущения или снижения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Ретроспективный анализ особенностей функционирования и роли инвестиционно-строительного комплекса в преодолении экономических кризисов
- 1. 1. Генезис отечественного и зарубежного опыта по преодолению кризисов
- 1. 2. Зарубежные и отечественные предложения по использованию резервов роста инвестиционно-строительного комплекса
- 1. 3. Сущность и последствия экономического кризиса для развития инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан
- Глава 2. Управление инвестициями жилищного комплекса в условиях экономического кризиса современности
- 2. 1. Расчет индикативных показателей контроля эффективности реализации программ жилищного строительства
- 2. 2. Стимулирование инвестиционной деятельности в регионе по поддержке жилищного комплекса
- 2. 3. Методические предложения по эффективному вовлечению инвестиций в жилищный комплекс страны
- 2. 4. Моделирование динамики инвестиционной деятельности жилищного комплекса на примере Республики Татарстан
- Глава 3. Практическое использование методических предложений по управлению инвестициями в рамках реализации жилищного приоритета
- 3. 1. Использование резервов инвестиционного роста жилищного комплекса региона в выходе на новую ступень развития
- 3. 2. Перспективы решения инвестиционных проблем Фондом комплексного инвестиционно-жилищного развития
Совершенствование методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в условиях преодоления экономического кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
На сегодняшний день в условиях экономического кризиса сокращение спроса приобретает массовый, обвальный характер и ведет к сворачиванию производств. Инвестиционно-строительный комплекс в конце 2008 года ощутил на себе влияние экономического кризиса сильнее, чем другие отрасли. Кризисная ситуация тесно связана с резким сужением объемов кредитования застройщиков, поскольку значительная часть проектов сегодня реализуется за счет заемных средств. В итоге приток денежных средств в инвестиционно-строительный комплекс сократился за счет сокращения займов и возможностей кредитоваться и перекредитовываться, так и в результате обвального сокращения объемов продаж. Банки отказывали (и отказывают) застройщикам пролонгировать кредитные договоры на прежних условиях, предлагая повысить процентную ставку, либо требуя незамедлительный возврат средств, что усугубило и без того сложную ситуацию. Инвестиционно-строительный комплекс оказался в кольце сужающейся ликвидности. Не вполне понятной остается логика банков, ведь долговая нагрузка жилищного строительства не самая высокая по сравнению с другими отраслями. Никакого четкого внутреннего решения проблемы на сегодня нет. Если, конечно, не говорить о полной перестройке промышленного рынка, в основе которой лежит значительное сокращение производственных объемов. Несомненно, пока не разрешатся проблемы вне инвестиционно-строительной сферы, не исчезнет и кризис внутри отраслевого комплекса.
На волне экономических потрясений жилищный комплекс Республики Татарстан ожидают серьезные испытания. Отсутствие необходимых объемов инвестиций, особенно в сфере рефинансирования строительства жилья, может привести к существенному снижению объемов ввода. Несомненно, в условиях экономического кризиса крупным инве’сторам региона совместно с региональными властями необходимо как можно быстрее проработать стратегию, направленную, с одной стороны, на возобновление строительства коммерческого многоквартирного и малоэтажного жилья, и с другой стороны, на стимулирование спроса на построенные квартиры со стороны населения.
В целом, основная стратегия дальнейшего развития экономики должна состоять из нескольких отдельных операций, рмеющих целью если не выход из экономического кризиса, то существенное улучшение положения отдельных отраслей, от которых зависит состояние всей экономики. К числу таких отраслей, безусловно, относится и инвестиционно-строительный комплекс, о чем сообщается в Программе антикризисных мер Правительства РФ. Кроме системных мер, направленных на поддержку всех отраслей экономики, Правительство реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики, имеющих значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей.
Получив механизмы финансового управления, государство впервые за многие годы сможет повлиять на ситуацию в инвестиционно-строительном комплексе и решить больше вопросов, чем в условиях стабильной экономики. Например, оставить на рынке компании, которые производят качественную продукцию, сохранить структуру рынка, стимулировать производство недорогих стройматериалов. Также государство могло бы поддержать потребителя социальными гарантиями, выступая посредником на рынке жилья.
Единственным надежным способом преодоления экономического кризиса является замещение недостающего коммерческого спроса государственным и разработка оптимального перечня государственных-антикризисных мероприятий. Однако ключевое значение имеет характер увеличения государственного спроса, а именно то, на что и как направляется его прирост.
Финансовая поддержка, выделяемая на помощь уже сложившимся производствам, нерациональна в условиях нехватки конечного спроса, ведь производить продукцию, пусть даже опираясь на государственную помощь, можно лишь при наличии спроса.
Государственная поддержка банковской системы в этом отношении, на первый взгляд выглядит более эффективной, так как должна поддерживать кредитование, в том числе и населения, стимулировать спрос, однако на данный момент времени ее масштабы недостаточны, а механизмы воздействия государства на банковскую систему недейственны. Также в условиях кризиса население не имеет достаточно устойчивых источников доходов для гарантированного возвращения потребительских кредитов, а значит, масштабы их увеличения будут недостаточными для требуемого поддержания роста производства. На наш взгляд, единственным надежным способом поддержки спроса в условиях преодоления кризиса является такое увеличение государственного спроса, которое устранит накопленные в прошлом социально-экономические диспропорции и обеспечит конкурентоспособность национальной экономики в качественно новых условиях. Таким образом, актуальность темы диссертационной работы предопределена необходимостью поиска решений проблем инвестиционно-строительного комплекса, порожденных мировым экономическим кризисом.
Степень разработанности проблемы.
Большинство современных планов инвестиционного развития согласуется с рекомендациями Д. Кейнса, М. Фридмана и Л.Мизеса.
Совершенствование инвестиционной деятельности отраслевого комплекса рассматривается в трудах многих известных экономистов, в частности, А. Г. Аганбегяна, А. Г. Гранберга, У. Хеллера, другими выдающимися учеными. Анализ потенциальных инвестиционных возможностей экономики представлен в трудах М. Р. Сафиуллина, А. Р. Шарапова. Условия экономического кризиса учитывают в своих исследованиях В. В. Бузырев, Е. А. Кудашов, В. М. Серов, Я. А. Рекитар, Л. И. Чернышев, А. П. Суворова, Г. М. Загидуллина, А. И. Романова. Системный подход к развитию ипотечного кредитования реализует Л. М. Каплан. О механизмах восстановления рабочего уровня монетизации и инвестиционном стимулировании развития Российской экономики рассуждают В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, М. А. Абрамова и др.
В большинстве этих работ сформулированы основные тенденции, раскрыты факторы и механизмы развития инвестиционной деятельности государства и частных структур по стабилизации и (или) увеличению объемов производства, повышению платёжеспособного спроса населения на отраслевой продукт через развитие различных кредитных механизмов. Правительство РФ также видит в центре инвестиционной деятельности разнообразие подходов к решению вечной социальной проблемы общества — повышение обеспеченности населения жильем.
Не пытаясь снизить значимость имеющихся разработок и целей Правительства, следует, однако, отметить, что инвестиционно-строительный комплекс, так же как и экономика в целом, не должен развиваться только в одном единственном направлении. Для поддержки и развития необходима успешная реализация большого количества антикризисных мер, так как комплексных систем, включающих эффективные механизмы и формы инвестиционной базы инвестиционно-строительного комплекса, адекватных условиям мирового экономического кризиса, в настоящее время в России не разработано. В связи с этим настоящая диссертационная работа, имеющая целью обоснование эффективных инвестиционных механизмов, позволит стабилизировать ситуацию на рынке недвижимости, является крайне актуальной и своевременной, и будет способствовать нарастанию мультипликативнбго эффекта оживления смежных отраслей производства и инфраструктуры.
Цель и задачи исследования
.
Целью исследования является определение перспективных форм инвестирования в условиях кризисной экономики и разработка методических предложений по совершенствованию системы организации и процессов реализации жилищных инвестиционных проектов в России.
Для реализации данной цели в работе решены следующие задачи:
1. на основе анализа отечественного и зарубежного опыта по преодолению кризисов обосновать меры, приемлемые к применению в рамках экономического кризиса современности;
2. выявить резервы инвестиционного роста экономики в целом и инвестиционно-строительного комплекса в частности;
3. систематизировать условия для моделирования динамики инвестиционной деятельности отраслевого комплекса;
4. рассмотреть механизм оптимизации инвестиционной деятельности государства, населения и крупных инвесторов в условиях кризиса при необходимости реализации национального жилищного приоритета;
5. разработать модели привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов в регионе;
6. апробировать разработанную модель с целью обоснования перспектив инвестиционного обновления отрасли жилищного строительства.
Объектом исследования являются инвестиционные ресурсы государства, населения и частного бизнеса по России и регионам.
Предметом исследования являются условия и особенности внедрения и освоения инвестиций в жилищном комплексе в условиях экономического кризиса, механизмы и экономические отношения, складывающиеся в инвестиционном процессе реализации антикризисного планагосударства.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Методологической и теоретической основой диссертации явились труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающие закономерности разработки и реализации инвестиционных проектов, в том числе в отрасли жилищного строительства. Исследование базируется на обобщении зарубежного и отечественного опыта в преодолении экономических кризисов и критическом анализе предложений по дальнейшему развитию отечественного инвестиционно-строительного комплекса, учитывает методические разработки научно-исследовательских институтов, законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Республики Татарстан.
Информационной базой для диссертационного исследования послужили статистические и аналитические материалы Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, Государственного комитета по статистике РФ и РТ, ряда независимых аналитических источников.
Соответствие содержания диссертации избранной специальности. Работа соответствует п.п. 4.16. Разработка стратегии и концептуальных положений перспективной инвестиционной политики с учетом накопленного научного и мирового опыта в целях экономического роста и повышения эффективности экономических систем- 4.23. Развитие форм государственного регулирования и методов экономического, финансового и налогового стимулирования инвестиционной деятельности Паспорта специальностей ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью).
Научная новизна диссертационного исследования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке научно обоснованных принципов и методических положений по управлению инвестиционными ресурсами в условиях преодоления экономического кризиса при необходимости реализации национального жилищного приоритета.
Наиболее существенные научные результаты, полученные автором, заключаются в следующем:
1. Показаны последствия кризиса в инвестиционно-строительном комплексе для экономики в целом и смежных отраслей в частности.
2. По результатам оптимизации коэффициента доступности жилья в условиях кризиса разработана шкала превышения общей стоимости жилья над общим объемом ВВП, корректирующая методы инвестиционной деятельности государства.
3. Разработана таблица индикативных показателей контроля эффективности реализации целевых инвестиционных программ жилищного строительства в части мониторинга величины спекулятивного роста стоимости жилья и уровня его доступности для широких слоев населения.
4. Обоснованы методические предложения по эффективному вовлечению инвестиций в инвестиционно-строительный комплекс страны в рамках реализации национального жилищного приоритета.
5. Разработана адаптированная к условиям экономического спада модель инвестирования жилищного комплекса на основе привлечения финансовых средств банков и граждан, обосновывающая схему распределения основных результатов инвестиционных проектов.
6. Рассчитаны инвестиционные потребности и определен эффект от функционирования предлагаемого автором Фонда комплексного инвестиционно-жилищного развития.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обосновании и возможности применения реальных организационных схем мобилизации средств в жилищном строительстве на основе активизации инвестиционной деятельности государства.
Практическая значимость результатов исследования заключается в выявлении резервов инвестиционного роста строительного комплекса и на этой основе обновлении подходов к проблеме оптимизации государственных инвестиционных ресурсов. Это позволит органам власти оживить экономику страны в части сохранения и повышения промышленного и технологического потенциала, расширения ресурсной базы и обеспечения чёткого взаимодействия Правительства Российской Федерации и регионов по реализации антикризисных мер.
Апробация результатов исследования.
Основные выводы диссертации изложены в тезисах докладов автора на ежегодных научно-практических конференциях КГАСУ (2006;2009гг). Механизмы изменения правил игры на рынке недвижимости в условиях кризиса и модели денежных потоков, поступающих в инвестиционно-строительный комплекс, приняты к публикации в ведущих журналах ВАК и апробированы в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Министерстве земельных и имущественных отношений РТ, о чем имеются справки о внедрении.
По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Общий объем публикаций 6,6 п.л. (в том числе 3,0 п.л. написано лично автором).
Объем, структура и содержание работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (143 наименования работ отечественных и зарубежных авторов) и приложений, изложена на 152 страницах. Работа содержит 52 таблицы, 33 рисунка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Процесс оптимизации инвестиционной деятельности строительного комплекса в рамках данной диссертационной работы опирается на положительный зарубежный и отечественный опыт по преодолению кризисов, а также на возможный сценарий дальнейшего развития ситуации в строительном комплексе и в экономике в целом. Также были учтены особенности российской модели денежных потоков, поступающих в строительную отрасль, выявлены сильные и слабые стороны такой модели. Были определены резервы инвестиционного роста строительного комплекса Республики Татарстан. На основании всего этого и были получены следующие выводы по перспективному использованию резервов инвестиционного роста, рациональному привлечению и управлению инвестициями в строительном комплексе Республики Татарстан.
1. Стабильное развитие строительной • отрасли свидетельствует о положительных тенденциях развития, резкое увеличение стоимости жилья, огромный приток зарубежных кредитных ресурсов в строительный комплекс, бурное развитие ипотечной системы — все это тревожные сигналы, на которые правительство государства должно обращать внимание и незамедлительно принимать меры по регулированию рынка недвижимости. В противном случае кризис на рынке недвижимости как по цепочке распространится на смежные отрасли, ослабит финансовую структуру, приведет к мощному экономическому кризису (п 1.1).
С другой стороны, если своевременно принять меры по усилению инвестиционно-строительного комплекса, включения механизма государственно-частного партнерства: уменьшения налогового бремени на период выхода из кризиса, предоставление государственных земель под строительство и т. д., то строительная отрасль станет «локомотивом экономики выхода из кризиса».
2. С момента начала во второй половине 2008 года активной фазы мирового экономического кризиса участники рынка недвижимости столкнулись с серьезными проблемами (п. 1.2):
1) строительные (инвестиционные, девелоперские) компании:
— столкнулись с необходимостью возвращения заемных средств при одновременном практическом отсутствии спроса на недвижимость и возможности рефинансирования старых долгов, что привело к «замораживанию» многих инвестиционно-строительных проектов.
2) потенциальные покупатели:
— столкнулись с резким ростом %-х ставок на заемные средства, в т. ч. ипотечные кредиты, а также эффектом увеличения склонности к накоплению и уменьшением склонности к инвестированию, что было обусловлено возникновением большой неопределенности относительно дальнейшего вектора развития экономики страны и личного благосостояния.
Предлагается перейти от ипотечного кредитования в жилищном строительстве, которое себя не оправдало, к так называемому «проектному кредитованию», т. е. давать кредиты на строительство не физическим лицам, а строительным компаниям, причем под строгим контролем банков, предоставивших такие кредиты (вплоть до еженедельного мониторинга использования подрядчиком таких кредитов). Это — практика многих зарубежных стран, которая себя оправдывает.
3. Среди наиболее значимых факторов, которые будут определять дальнейшее развитие кризиса в строительной отрасли, следует выделить следующие: кредитные линии, ставки по кредитам для компаний, ипотечные кредиты, выполнение обязательств перед частными инвесторами, объемы ввода жилья, цены на стройматериалы, цены на недвижймость (п. 1.3).
Эти факторы в значительной степени влияют на развитие сегментов жилищного и промышленного строительства, а также сектора прочей коммерческой недвижимости. В отношении дорожного и инфраструктурного строительства сценарий развития будет опираться на выполнение ранее принятых обязательств и планов по финансированию, источниками финансирования выступят федеральный и республиканский бюджеты.
Таким образом, в соответствии с нашим мнением, в любом случае ситуация в экономике не должна развиваться инерционно. Экономический кризис показал все недостатки и слабые места российской экономической модели в целом, а также несовершенства банковской системы и строительного комплекса в частности. Таким образом, без правильной антикризисной политики властей на федеральном и региональном уровнях ситуация может только ухудшаться.
4. Строительный комплекс страны в конце 2008 года ощутил на себе влияние мирового экономического кризиса сильнее, чем другие отрасли. Поскольку значительная часть проектов реализовывалась за счет заемных средств, то сокращение притока денежных средств в строительные компании нанесло существенный удар по их деятельности. Отказ кредитных учреждений в пролонгации кредитных договоров на прежних условиях, предлагая при этом повышение процентной ставки либо требуя незамедлительный возврат средств, усугубило и без того сложную ситуацию. Строительные компании оказались в кольце сужающейся ликвидности (п. 2.1). В этих условиях экономического кризиса крупным инвесторам совместно с властями страны (регионов) необходимо как можно быстрее проработать стратегию, направленную, с одной стороны на возобновление строительства коммерческого многоквартирного и малоэтажного жилья, с другой, — на стимулирование спроса на построенные квартиры со стороны населения. При этом по всем программам жилищного обновления страны рекомендуется использовать оптимизированные автором значения доступности жилья в качестве одного из главнейших индикаторов экономической эффективности реализации поставленных задач, где отклонение от этого индикатора может трактоваться о высокой вероятности возникновения спекулятивной составляющей в цене продукции. В диссертации разработана таблица индикативных показателей контроля эффективности реализации целевых программ жилищного строительства в части мониторинга величины спекулятивного роста стоимости жилья и уровня его доступности для широких слоев населения (п. 2.1).
5. Судя по складывающейся экономической конъюнктуре, а также принимая во внимание исторические аспекты развития аналогичных экономических потрясений, следует внести серьезные сомнения относительно возможности использования вышеперечисленных ресурсов в достаточном количестве.
Во-первых, на сегодняшний день практически отсутствует возможность привлечения на приемлемых условиях заемных средств в силу высокой волатильности макроэкономической ситуации;
Во-вторых, на практике отсутствует возможность полномасштабного использования средств государственных фондов в инвестиционных целях в силу их резервирования правительством под оперативное решение экономических и социальных задач, требующих неотлагательного вмешательства.
В-третьих, текущий экономический кризис способствует резкому уменьшению доходной части бюджета, т. е. ожидать высокого бюджетного профицита нет никаких разумных оснований.
В-четвертых, в период экономической депрессии среди населения начинает преобладать стимул к сбережению, а стимул к инвестированию отходит на второй план.
В результате возникает существенная проблема реализации программы государственной инвестиционной поддержки. Считаем, что разумная эмиссионная политика, преследующая инвестиционные цели, оказывает инфляционное давление на экономику только в допустимых пределах. Безусловно, для достижения поставленных задач — требуется запуск механизма контроля расходуемых средств с целью недопущения или снижения до экономически обоснованных пределов непроизводительных трат (п. 2.2), но страховочным элементом от «всплеска» инфляции в результате эмиссионной политики в период разгара экономической депрессии служит тот факт, что скорость обращения денежных средств снижается, то есть появляется сила, противоположная силе инфляционного давления. Таким образом, грамотная эмиссионная политика в период развития экономического кризиса может оказать существенную поддержку в решении задачи поддержки строительного комплекса страны, так и создания задела поступательного инвестиционного развития жилищного строительства в будущем.
6. Новый вектор развития жилищного строительства может быть задан в случае соблюдения ряда условий, не предусматривающих искусственное стимулирование спроса, в т. ч. путем снижения ставок кредитования ниже рыночных, что в дальнейшем послужит гарантом стабильного роста экономики страны и защитой от новых проявлений экономической депрессии, обусловленных резким снижением деловой активности в строительной сфере и цен на жилую недвижимость.
В соответствии с нашим мнением, эта задача может быть решена путем создания и наделения определенными полномочиями такой организации, как г.
Фонд комплексного инвестиционно-жилищного развития" (далее — Фонд).
На Фонд предполагается наложить задачу реализации пула инвестиционных проектов комплексного освоения территорий путем привлечения внутренних резервов и эмиссионных средств ЦБ РФ (п. 2.3). В качестве источников внутренних резервов предлагается рассматривать:
— предлагаемые к созданию строительные сберегательные кассы (далеестройсберкассы);
— государственные фонды (стабилизационный, пенсионный и т. д.);
— бюджет (РФ, субъектов РФ, муниципалитетов);
— коммерческие организации (банки, фонды, прочие организации),.
По итогам деятельности Фонда могут быть достигнуты следующие результаты:
— будет запущен механизм неспекулятивного развития инвестиционно-строительного процесса в стране, в особенности жилищного строительства, тем самым повышен уровень доступности жилья;
— оказана поддержка предприятиям строительного комплекса в условиях экономического кризиса в части дополнительных заказов на их продукцию, что одновременно положительно скажется на сдерживании роста уровня безработицы;
— запущен механизм комплексного и инновационного развития территорий, в т. ч. неосвоенных.
7. С целью достижения сбалансированного роста также возникает необходимость контроля ряда других ключевых показателей развития строительной отрасли: объем инвестиций в основной капитал, объем ввода в действие жилых домов и т. д. В этой связи полезно построение уравнений изменений таких ключевых показателей, как объем инвестиций в основной капитал, объем ввода в действие жилых домов, величина среднего размера квартир, в зависимости от изменений основных макроэкономических показателей. В диссертации выполнены вычисления с использованием статистических данных Республики Татарстан (п. 2.4). Согласно сделанному прогнозу, уже к концу 2012 года можно ожидать темпов развития, превышающих докризисные показатели. Анализируемые величины говорят о том, что период, начиная уже с 2012 года можно смело называть посткризисным. Имея уравнения изменения ключевых показателей, можно спрогнозировать их значения на несколько лет вперед с учетом влияния кризисной ситуации. I.
8. Без государственной поддержки вновь создаваемых и модернизируемых предприятий рациональное развитие промышленности строительных материалов представляется невозможным, а без развития местной базы по производству качественных строительных материалов развитие и модернизация всего строительного комплекса невозможно — в принципе (п. 3.1). Приоритет привлечения инвестиций в промышленность строительных материалов очевиден, и государственная поддержка промышленности, строительных материалов не просто важна, но жизненно необходима для нормального функционирования строительного комплекса.
9. В краткосрочной перспективе объем инвестиций не должен превышать величины падения объема работ в строительной отрасли, т. е. не должен происходить процесс полного замещения, т.к. это не будет стимулировать протеканию процесса конкурентной борьбы среди предприятий, принимающих участие в реализации инвестиционной программы. В дальнейшем, по мере улучшения экономики страны, объемы инвестиционных вложений могут быть увеличены. По расчетам автора, объемы инвестиционного стимулирования должны рассматриваться исходя из 3-х сценариев возможного развития ситуации в жилищном строительстве (п. 3.2). В соответствии с проведенными расчетами, в случае развития событий в экономике страны по пессимистическому сценарию потребность России и Республики Татарстан в частности в инвестиционных вложениях может составить (по оптимальному варианту) 679,2 млрд руб. и 21,7 млрд руб. соответственно.
Основной упор необходимо сделать на инфраструктурное развитие новых территорий, что откроет новый, доступный для широких слоев населения рынок, а также позволит задать существенный задел для активизации жилищного строительства в будущем, в особенности выполненного собственными силами.
Все предложенные меры вкупе должны оказать благоприятное воздействие на процесс совершенствования инвестиционной деятельности строительного комплекса в условиях преодоления экономического кризиса современности и в условиях выхода на новую ступень развития.
Список литературы
- Агаева Н. Социальная ипотека: виды на будущее // Время и деньги, № 81, 2009, 7 мая.
- Абдуллина С.Н. Совершенствование планирования на предприятии в условиях рыночных отношений: Учебное пособие. Казань, 1992. — 111с.
- Абрамов Д.В. Иностранные инвестиции как фактор экономического роста: диссертация. к.э.н.: 08.00.01 Самара, 2004.- 216 с.
- Абрамсон В.М. Управление крупными инвестиционными проектами в промышленности: теоретический и методический аспекты: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Москва, 2006.- 192 с.
- Аванесов О.Г. Сбережения населения как инвестиционный ресурс инновационной деятельности хозяйствующих субъектов: диссертация. к.э.н.: 08.00.10 Москва, 2006.- 145 с.
- Авилова В.В. Становление рыночных форм хозяйствования в экономике России Вопросы теории: Дис.. д-ра экон. наук: 08:00.01 СПб., 1997
- Андропова Н. Необоснованный оптимизм // Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, № 107, 2009.
- Андреева Н.В. Совершенствование инвестиционных процессов в строительном комплексе: на примере жилищного строительства г. Краснодара: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.05. Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2006.-24с.
- Батушанский А., Сократилин В. Кризис в головах // Промышленно-строительное обозрение, № 115, 2009.
- Батушанский А. Кризис как предчувствие // Промышленно-строительное обозрение, № 114, 2008.
- Бухарова О. Реальный сектор ждать не может // Российская газета, Спецвыпуск № 4858, 2009, 27 февраля.
- Балацкий Е., Павличенко П. Иностранные инвестиции в экономический рост: теория и практика исследования // МЭ и МО. № 5, 2001. с.55−64.
- Бекецкий С.А. Формирование механизма управления на региональном рынке строительства жилья: на примере Волгоградской области: диссертация. к.э.н: 08.00.05. Волгоград, 2005. — 166с.
- Бессмертная В.Ф. Сбережения населения как инвестиционный ресурс предпринимательской деятельности: диссертация. к.эн.: 08.00.05, 08.00.10. Ставрополь, 2005.- 169 с.
- Богатырева З.А. Региональный рынок и строительный поток: проблемы соответствия // Ценообразование в строительстве. № 1, 2006.
- Бузырев В.В., Суворова А. П., Федосеев И. В., Чепаченко Н. В. Экономика строительства. -М.: Академия, 2007.-336с.
- Васильева О.В. Методологические основы выбора приоритетных научных исследований в строительстве: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05.-Москва, 1994.-206с.
- Вахмистров А.И. Методология управления развитием инвестиционно-строительного комплекса в мегаполисе: на примере Санкт-Петербурга: автореферат дис.. доктора экономических наук: 08.00.05. С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. — СПб., 2003. — 36с.
- Вахмистров А.И. Управление инвестиционно-строительным комплексом мегаполиса. СПб.: Стройиздат, 2004. — 223с.
- Ветров Ю.А. Повышение использования' производственных мощностей в строительстве на основе прогнозирования его научно-технического потенциала. — Киев: о-во «Знание» УССР, 1983. 15с.
- Волгин H.A. Японский опыт: Решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998. — 255с.
- Гаделия Д.Г. Методологические проблемы стратегического планирования развития инвестиционно-строительного комплекса мегаполиса: автореферат дис.. доктора экономических наук: 08.00.05. С.-Петерб. гос. инженер.-эконом, ун-т. -СПб., 2005. 34с.
- Гладкова М.В. Разработка и реализация инвестиционной политики в жилищной сфере города: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.05. С.-Петерб. акад. упр. и экономики. СПб., 2007. — 26с.
- Гордеев В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации: Учебное пособие / В. В. Гордеев. М.: Высш. шк., 2008. — 407 с.
- Городная В.Е. Инвестиционная политика как фактор регионального развития: диссертация. к.э.н.: 08.00.01, 08.00.05 Санкт-Петербург, 2004 171 с
- Гурвич В. Резервы повышения эффективности капвложений // Строительная газета, № 20, 2009, 15 мая.
- Гранберг А.Г. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации, (отв. ред. и автор глав). М.: Наука, 2004.
- Гришина И. Методология комплексного анализа инвестиционных процессов в регионах России. // Инвестиции в России. № 4, 2005. с.3−8.
- Гусаков М.А. Инновации и инвестиции в регионе / под ред. М.А. Гусакова-
- Рос. акад. наук, Ин-т проблем регион. СПб.: ИРЭ РАН, 2004. — 180с.
- Делягин М., Шеянов В. Мир наизнанку. Чем закончится экономический кризис для России? М.: ИД «Коммерсантъ»: Эксмо, 2009. — 352 с.
- Дубовский P.A. Управление инвестиционными проектами на основе развития системы внешних государственных заимствований: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Москва, 2004.- 191 с.
- Епифанов В.А. Основные направления развития проектно-строительного инвестиционного комплекса в современной градостроительной системе. — М.: Департамент экон. политики и развития Москвы. Центр соц.-экон. исслед. и информ., 1996. -223с.
- Епифанов В.А. Проблемы перспективного .развития и методы управления"проектно-строительным инвестиционным комплексом города в условиях рыночных отношений. — М.: Науч.-исслед. и информ.-аналит. изд. центр АОЗТ ТПФ ТРАДО", 1995.-207с.
- Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. -Калининград: БИЭФ, 2001. 355с. } •
- Загидуллина Г. М., Сафиуллин М. Р., Романова А. И. Файзуллин И.Э. и др. Перспективы развития инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан. Казань: КГАСУ, 2008. — 376с.
- Загидуллина Г. М., Орлов В. Я., Ананьева О. Н. Инвестиционное планирование. Казань: Терра-консалтинг, 1999. — 107с.
- Иванченко В.А. Развитие инновационно-инвестиционного процесса в условиях современной России: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Москва, 2004.-147 с.
- Инвестиции и строительство. Стат.сб.:/Госкомстат РТ- Казанский межрегиональный отдел гос. статистики. Казань, 2007.
- Истоки. Вып. 3 / Редкол.: Я. И. Кузьминов (гл. ред.), B.C. Автономов, О. И. Ананьин и др.- вступ. статья Я. И. Кузьминова. М.: ГУ-ВШЭ, 1998 — С. 186−256.
- История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.:ЮНИТИ, 2000. — 521с.
- История народного хозяйства капиталистических стран до второй мировой войны / Под ред. А. Н. Марковой. М.: ВЗФЭИ, 1991. -135с.
- Казакевич Е.А. Оценка состояния инвестиционного климата в крупном городе (на примере г. Новосибирска). — Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 45с.
- Каллиома Л. На что пойдут бюджетные деньги в 2009 году. // Российская газета, Спецвыпуск № 4858, 2009, 27 февраля.
- Королькова Б. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта: предпосылки, логика, результаты // Вопросы экономики, № 11, 1992.
- Колобов С.С. Жилищное ипотечное кредитование: состояние и перспективы развития.-М.:РГБ, 2006. 118с.
- Коломыцев Д.В. Развитие методов регистрации объектов недвижимости как фактора повышения инвестиционной активное&trade- в жилищном строительстве: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Москва, 2005.- 193с.
- Кондратьев В.Б. Жилищное строительство в США // МЭ и МО. № 26 1979. с.127−134.
- Кондратьев В.Б. Концессии в экономике: страна, регион, город. -М.: ИМЭМО РАН, 2001. 95с.
- Кондратьев В.Б. Экономика строительства в США: (темпы, пропорции, эффективность) / В. Б. Кондратьев- отв. ред. Я. А. Рекитар- АН СССР, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. -М.: Наука, 1988. 125с.
- Концепция стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2010 года. -М.: Госстрой РФ, 2003. 26с.
- Коняев А.Ю. Формирование экономического механизма управления инвестиционным процессом в сфере жилищного строительства: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Моск. ин-т коммун, хоз-ва и стр-ва. — Москва, 2006. 19с.
- Костецкий Н.Ф. Активизация инвестиционно-строительной деятельности в условиях экономики переходного периода: автореф. дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 Центр. НИИ экономики и управления в строительстве Госстроя России. -М., 1998.-34с.
- Кочура Н.В. Эффективность управления инвестиционными программами в современной России: диссертация. к.э.н.: 08.00.05' Краснодар, 2002.-169 с.
- Кошеля В.В. Развитие механизма государственных инвестиций в строительном комплексе: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.05. Ин-т проблем регион, экономики РАН. — СПб., 2005. 19с.
- Краснянский JI.H. Инвестиционные программы строительства Москвы: проблемы совершенствования инвестиц. деятельности: Монография. / J1. Н. Краснянский- под науч. ред. Е. Н. Перцика. М.: Междунар. отношения, 2003. — 501с.
- Кудашов Е.А. Жилищный национальный приоритет. М.: Наука, 2006. — 206с.
- Кудашов А.Е. Рынок жилья и программа правительства // Жилищное строительство. № 1, 2006. с. 2.
- Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2006. — 672 с. — (Высшее образование).
- Ланцов В.М. Ипотека прогресс или экономическое оружие? (критический анализ российского опыта). КГ АСА- / Казань, 1996. — 104 с.
- Лактионов А.Н. Финансирование инвестиционных процессов в хозяйственном комплексе региона: диссертация. к.э.н.: 08.00.10 Краснодар, 2005.- 209 с.
- Лебедев С.А. Совершенствование инвестиционных механизмов инновационного развития региона: Институциональный аспект: диссертация. к.э.н: 08.00.05 Волгоград, 2006.- 159 с.
- Лебедева Е.Д. Жилищная программа: проблемы и решения. М.: Стройиздат, 1990. -430с.
- Лившиц В.Л. Системный анализ эффектиЬности капитальных вложений в развитие и функционирование производственной инфраструктуры. — М.: АН СССР, 1980.
- Луценко Д.В. Повышение эффективности управления инвестиционными процессами в инфраструктурной сфере: диссертация. к.э.н.: 08.00.01 Москва, 2005.- 186 с.
- Людвиг фон Мизес. Экономический кризис и его причины (Доклад, подготовленный JL фон Мизесом для Совета немецких промышленников, был прочитан им на заседании Совета 28 февраля 1931 года.)). http://www.sapov.ru/2003/n03−02.htm
- Макконнелл К. Р., Брю С. JI. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2 т. М.: Республика, 1992. — 361 с.
- Матвеев М.Н. Экономический кризис 1991—1993 гг.. и Советы депутатов Поволжья // Вестник СамГУ, № 5/1, 2006 С. 59−66.
- Меметов P.C. Формирование механизма управления инвестиционным портфелем муниципалитета при обновлении сложившейся застройки города: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.05. Моск. гос. строит, ун-т. М., 2008. — 24с.
- Минерагения верхнепермского и мезокайнозойского комплексов Республики Татарстан / Под ред. И. А. Ларочкиной, Е. М. Аксенова. — Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007. 456 с.
- Миронова М.Д., Черво A.B. Математические модели и концепции управления в развитии городов (монография). Казань: КГ АСУ, 2008.- 72с.
- Моргунов П.А. Влияние институтов корпоративного управления на инвестиционные процессы в российской экономике: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Москва, 2006 .- 153 с.
- Никитина В.Г. Взаимодействие государственных и региональных интересов в инвестиционном процессе: диссертация. к.э.н.: 08.00.01 Москва, 2007.- 164 с.
- Никифоров A.B. Рождение пригородной Америки. М.: УРСС, 2002. -353с.
- Общая теория занятости, процента и денег: Избранное / Джон Мейнард Кейнс — пер. с англ. Е. В. Виноградова и др. М.: РГБ, 2008 1 рулон-35 мм
- Указ. Оригинал:.- Москва: Эксмо, 2007.- 957
- Основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г. приложение к «Российской газете», № 48, 2009. — С. 5−6.
- Пак В. Д. Моделирование управления ресурсами внебюджетного фонда для обеспечения финансирования инвестиционных проектов с внешними эффектами: диссертация. к.э.н.: 08.00.13 Москва, 2001.- 117 с.
- Пестов Д.Ю. Повышение инвестиционной привлекательности промышленного комплекса региона: диссертация. к.э.н: 08.00.05 / Москва, 2007.- 172 с.
- Петров Л. Консолидированные действия по развитию жилищного строительства// Строительная газета, № 19, 2009, 8 мая.
- Перевалов Ю.В. Экономико-математичесие методы и модели управления инвестиционным процессом города //Ю. В. Перевалов, И. Э. Гимади. — Екатеринбург: УрО РАН, 1998 (обл. 1999). 20с.
- Платонова Н. А., Шумаев В. А., Бушуева И. В., ред., Государственное регулирование национальной экономики: Альфа-М 2008, 652 стр.
- Постановление Кабинета Министров РТ от 20 марта 2006 г. № 110 «Об утверждении укрупненных показателей сметной стоимости строительства объектов жилищного и социального назначения на территории Республики Татарстан».
- Пресс-релизы заседаний и коллегий с официального сайта МСАЖКХ РТ. -http://www.minstroy.tatar.ru/rus/pressrelationsservice/reliz.htm // Пресс-релизы заседаний и коллегий с официального сайта МСАЖКХ РТ
- Рекитар, А .Я. Инвестиции в России: тенденции, проблемы, пути решения с учетом зарубежной практики // Рекитар Я. А., Куренков Ю. В., Адно Ю. Л. и др. -М., 2000.-124с.
- Ройтблат Б.М. Совершенствование механизма обеспечения доступностижилья в условиях стабилизации развития регионального инвестиционностроительного комплекса: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Тюмень, 2004.- 157 с.
- Розман И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // Инвестиции в России. № 3, 2006. с.3−15.
- Салимов JI.H. Региональный инвестиционный механизм развития жилищного строительства (на примере РТ и Кировской области): автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.05. Казанский гос. технологический университет. Казань, 2002. — 18с.
- Сафиуллин М.Р., Демьянова О. В., Давлетшина JI.M. Разработка модели развития республики Татарстан. Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007. — 106 с.
- Серов В.М. Инвестиционный менеджмент.-М.: ИНФРА-М, 2000.-271с.
- Серов В.М. Методические рекомендации по приведению экономических показателей к сопоставимому виду для использования при анализе производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций. -М.: ВНИПИтруда, 1988. -35с.
- Сетдиков P.A. Прогнозирование развития региональных социально-экономических систем: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05. — Новгород, 1996. 176с.
- Суворова А.П. Организация корпоративных систем строительного комплекса региона. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. — 332 с.
- Смирнова O.A. Механизм выбора и реализации инновационно-инвестиционной стратегии региональной экономической системы: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Воронеж, 2007.- 175 с.
- Строительство в Республике Татарстан. Статистический сборник / Редкол.: В. П. Кандилов (пред. редкол.), А. Б. Ахмерова, О. В. Валиева, Г. Г. Ахмерова -Казань: Татарстанстат, 2008. 192 с.
- Тарасевич Е.И. Анализ инвестиций в недвижимость. СПб.: МКС, 2000. -428с.
- Тихонов Е. За квартирой в сберкассу // Российская Бизнес-газета, № 590, 2007, 6 февраля
- Токарев H.H. Инновационное развитие инвестиционно-строительного комплекса региона: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Санкт-Петербург, 2002.-151 с.
- Указ Президента РТ от 23 октября 1995 года, №УП-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья.
- Указ Президента СССР от 19 мая 1990 года, № 201 «О новых подходах к решению жилищной проблемы в стране и мерах по их практической реализации»
- Федосеев И. Рост в условиях спада // Промышленно-строительное обозрение, № 114, 2008.
- Хандруев А. Недоступное жилье // Прямые инвестиции. № 11 (55), 2006. с.70−72.
- Цай Н. Между Сциллой и Харибдой. // Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, № 106, 2008.
- Чекалин B.C. Экономический механизм регулирования инвестиционной деятельности в сфере городского хозяйства и недвижимости: сборник науч. трудов. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 203с.
- Черняк В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства. -М.: ЮНИТИ, 2003. 622с.
- Шабасов A.A. Конкурентоспособность инвестиционных проектов. — СПб.: Стройиздат СПб, 2003. 66с.
- Шадоба Е.М. Формирование эффективной системы управления инвестиционными ресурсами региональной экономики: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Брянск, 2006 .-236 с.*
- Шовгенов А.К. Формирование инвестиционного механизма управления развитием реального сектора экономики: диссертация. к.э.н.: 08.00.05 Нальчик, 2000.- 189 с. ≤>
- Шарапов А.Р. Методология управления региональными промышленными системами и отраслевыми комплексами: Автореф.дис.док. экон. наук: 08.00.05/А.Р.Шарапов.-Казань, 2004.-46с.
- Шинкевич А.И., М.В. Шинкевич. Состояние и перспективы инновационного развития институционально-логистических систем промышленности Республики Татарстан // Казань, КГТУ, 2006. 252 с.
- Щенников И.В. Стратегическое управление инвестиционными процессами в жилищной сфере крупного города. — М.: МАКС Пресс, 2003. — 56с.
- Юнкер Д., Айгнер Д. Франклин Рузвельт. Уинстон Черчилль. Серия «Исторические силуэты». Ростов на — Дону: «Феникс», 1998. — 352 с.
- Юнусов. И.И. Формирование и эффективность использования экономического потенциала строительных предприятий (на примере Республики Татарстан). Казань: КГАСУ, 2007. — 150с.
- Яковлев И.В. Схемы и модели финансирования инвестиционных проектов в жилищном строительстве: на территории Санкт-Петербурга: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.13. С.-Пб. гос. политехи, ун-т. СПб., 2004. -16с.
- Якунин В.И., Сулакшин С. С., Абрамова М. А. и др. О конкретном механизме восстановления рабочего уровня монетизации и инвестиционном стимулировании развития Российской экономики . '
- Alan G. Ahearne, John Ammer, Brian M. Doyle, Linda S. Kole, Robert F. Martin. House Prices and Monetary Policy: A Cross-Country Study. //Board of Governors of the Federal Reserve System. International Finance Discussion Papers. № 841, 2005, p.43−45.
- Robert J. Shiller. Irrational Exuberance. NJ: Princeton University Press, 2005, -344p.