Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коммуникация в процессе функционирования и развития общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе общественного развития, когда доминирующую роль играют процессы информатизации, существенным образом изменяется характер коммуникативных процессов, средства коммуникации, темпы передачи информации, ареал ее воздействия. Поэтому и в действительности, и в научном обороте, получила развитие категория «массовая коммуникация», которая может быть определена как процесс производства… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • 1. Становление понятия «коммуникация» в социально-гуманитарном знании
    • 2. Содержание, структура, функции коммуникации
    • 3. Виды социальной коммуникации
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА И РОЛИ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 1. Социокультурный и конкретно-исторический контекст развития коммуникативных процессов
    • 2. Специфика коммуникативных процессов в информационном обществе
    • 3. Современные технологии социальной коммуникации

Коммуникация в процессе функционирования и развития общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Коммуникация является существенным и неотъемлемым моментом общественных отношений. Связь и взаимодействие индивидов, образующих естественно-исторические общности, стоят у истоков социальности как особой формы бытия и отношений. Именно с этим прежде всего связана необходимость исследований коммуникации в социальной философии. Особую важность приобретают эти исследования в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, находящемся на этапе постиндустриального развития, в условиях формирующегося информационного общества, происходящего в контексте глобализации.

Указанные процессы полны противоречий и сложностей. Так вполне позитивная тенденция становления человечества как единого социального субъекта, отражающая закономерности движения истории к всемирности, натолкнулась на процесс борьбы ведущих держав за передел мира. В результате распада СССР сложился однополярный мир, в котором США пытаются утвердить и расширить свое господство, вовлекая в локальные войны то тот, то другой народ. Все менее ясно в международных отношениях звучит язык диалога, согласия, еще реже проявляется стремление урегулировать те или иные проблемы политическими средствами, найти возможность компромисса. На пути достижения согласия народов и государств встают интересы определенных групп, притязания которых на право распоряжаться судьбой других людей в национальном и международном масштабе приводят к тяжелым последствиям, чреватым опасностью для существования человечества.

В общественном развитии, полном противоречий и кризисных явлений, возрастает значимость конструктивного, позитивно ориентированного общения, взаимодействия, направленного на решение проблем, составляющих угрозу для каждого человека и общества в целом: нарастание природных и техногенных катастроф, расточительного использования жизненных ресурсов, терроризма и др.

В общественном развитии действует закон преемственности, а поступательное движение общества во многом зависит от того, насколько учитывается и приумножается социокультурный опыт, насколько в настоящем представлено прошлое и заложено будущее. Сейчас, в период кризиса, эта общественная закономерность пробивается в реальной практике с большим трудом. В настоящее время сильна другая тенденция — ослабление, а где-то и разрыв связи поколений, негативное отношение к действительной истории нашей страны, нашего народа. И эта тенденция ослабляет страну, живущих в ней людей, лишает смысла их жизнь, что в свою очередь отрицательно сказывается на их мироощущении, самосознании, снижает веру в свои силы, активность, ответственность за свою судьбу и судьбу страны.

Современный мир, предельно развивает техническую и технологическую стороны коммуникаций, и, к сожалению, интенсивно влияет на обеднение межличностных связей, что невольно сокращает потребность человека в действительном общении за счет увеличения доли «виртуального общения». А ведь достижение понимания людьми друг друга во многом выступает условием развития и общества и отдельного человека.

Как известно, многие ученые — философы, социологи, политологи, психологи, признавая роль общества, общественных институтов в формировании личности, рассматривая ее как продукт социализации, вместе с тем подчеркивали необходимость анализа обратного воздействия личности на жизнедеятельность общества, на его культуру. Характер этого воздействия зависит от того, какова личность, каков уровень ее сознания и самосознания, как соотносятся между собой внутренний мир («Я») конкретной личности с миром других людей, с объективными условиями их существования.

Учитывая все выше сказанное, необходимо обратить особое внимание на разработку, уточнение категории «коммуникация» в истории философии и современном познании, чтобы раскрыть ее сущность, содержание, способы функционирования, роль, которую она должна играть в разрешении противоречий, становлении и развитии общества и личности.

Степень разработанности проблемы. Проблема коммуникации рассматривалась в работах философов, социологов, социальных психологов, лингвистов и др.

В литературе по социальной философии разрабатываются понятия, имеющие методологическое значение для понимания сущности и роли социальной коммуникации: социальная система, социальная структура, социальные отношения, совместная деятельность, общение, субъекты взаимодействия и др. Это работы классиков отечественной философии (Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, НО. Лосского, Г. В. Флоренского, С. Л. Франка) и современных социальных философов (В. С. Барулина, В. В. Ильина, В. В. Крамника, К. X. Момджяна, А. С. Панарина, В. Ю. Олейникова, Г. В. Осипова, П. А. Рачкова и др.), зарубежных авторов (Ю. Хабермаса, Н. Лумана и др.).

Еще одна группа источников — литература общефилософского и социально-философского характера, затрагивающая проблемы массовых информационных процессов, всестороннего и глубокого воздействия СМИ на сознание людей. Это исследования Ю. П. Буданцева, В. В. Ворошилова, Л. Г. Кайда, С. Г. Корконосенко, В. И. Кузина, Г. М. Мануйлова, Е. И. Пронина, С. К. Рощина, А. К. Уледова, А. В. Шустова и др. Работы данных авторов опровергают распространенный миф о широких возможностях личного выбора человека в демократическом государстве. В информационном обществе «массовый человек», как никогда, зависим от искусных в технологии воздействия на массовое сознание средств информации.

Значительную роль в исследовании коммуникации играют труды зарубежных (Г. Тарда, Д. Уотсона, Д. Мида) и отечественных психологов и социальных психологов (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова).

Проблемы сущности, закономерностей и последствий манипулирования сознанием находят свое отражение в отечественных и зарубежных монографиях В. М. Бехтерева, Л. Войтасика, Г. Грачева, П. С. Гуревича, ф Е. Л. Доценко, Ю. А. Ермакова, Г. С. Мельника, Р. Харриса, Г. Шиллера, Э. Шострома и др. Манипуляция определяется как вид психологического воздействия, изменяющий духовный мир, национальное сознание человека, ведущий к скрытому возбуждению намерений, не совпадающих с актуально существующими желаниями.

Социальная природа языка как средства коммуникации рассматривается в трудах Ф. Де Сосюра, К. Леви-Стросса, А. А. Потебни, Р. Я. Якобсона, В. Б. Шкловского, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана и др.

Классическая парадигма коммуникации основана Г. Лассуэлом. Структурные модели коммуникации создали: К. Шенон, У. Уивер, М. Де Флер, У. Шрамм, Ч. Осгут, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, Г. Годэ, Д. Берло.

В отечественной науке теорию коммуникации разрабатывают М. А. Василик, М. С. Вершинин, Л. Д. Бурцева, Е. К. Завьялов, А. В. Соколов, М. А. Ефимова, Ф. И. Шарков, В. П. Конецкая и др.

Объект исследования — феномен социальной коммуникации.

Предмет исследования — коммуникация как фактор развития и функционирования общества.

Целью диссертационного исследования является анализ сущности коммуникации и ее роли в процессе функционирования и развития общества.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

• рассмотреть коммуникацию как компонент социального взаимодействия;

• исследовать процесс становления теории коммуникации в философии и социально-гуманитарном знании;

• раскрыть содержание, структуру, функции коммуникации в обществе;

• выявить критерии типологии и проанализировать основные виды социальной коммуникации;

• проследить социальные факторы изменения характера и роли коммуникации в обществе;

• раскрыть специфику коммуникативных процессов в современном обществе;

• рассмотреть современные технологии социальной коммуникации.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Исследование базируется на историко-философской реконструкции понятия «коммуникация» и связанных с ним социально-философских категорий (деятельности, взаимодействия, общественных отношений и др.), положениях социальной философии о социуме как системе, социальных детерминантах исторического развития, соотношении объективных и субъективных факторов развития, соотношении общества и личности. Принципы социального познания: историзма, социального детерминизма, системного подхода.

Основные результаты исследования и их научная новизна.

1. На основе исследования генезиса понятия «коммуникация» в истории философии и социально-гуманитарном знании объяснено понимание коммуникации как компонента социального взаимодействия, обеспечивающего его эффективность и влияющего на процесс взаимодействия и его результат.

2. Уточнено содержание понятия «коммуникация» — как обмена информацией с целью выработки общего взгляда на события и факты, способы участия в совместной деятельности. Дана структура коммуникаций, представленная в соответствующих моделях, отражающих устойчивые и динамические аспекты коммуникации.

3. Раскрыта специфика социальной коммуникации и дана типология ее видов на основе сферного и субъектного подходов. Дан анализ межличностной, внутрии межгрупповой, массовой коммуникации.

4. Проанализированы социокультурный и конкретно-исторический контексты социальной коммуникации и их влияние на процесс ее реализации. Выявлены особенности коммуникативных процессов в современном информационном обществе. Показано влияние современных технологий социальной коммуникации на различные сферы жизнедеятельности общества и личности.

Основные положения, выносимые на защиту.

Коммуникация как феномен представляет собой значимый компонент социального взаимодействия, необходимость которого определяется характером деятельности людей, а также преемственностью в развитии различных поколений, реализуемой в форме передачи социального опыта.

Социально-философский анализ коммуникации осуществляется в контексте системного и конкретно-исторического подходов, позволяющих раскрыть функции коммуникации в отношениях общества и личности, различных социальных групп, межличностном общении.

Это позволяет выделить в качестве особого вида социальную коммуникацию, одним из существенных признаков которой является то, что в качестве субъекта коммуникации выступают различные группы и общности и человек как носитель соответствующих функций и ролей.

Будучи неотъемлемым компонентом социального взаимодействия, коммуникация носит динамический характер, что выражается в изменении ее содержания, видов и функций.

В комплексе факторов, определяющих содержание и функции коммуникации, в качестве базовых выступают социокультура и конкретно-исторический контекст.

Качественные изменения социальная коммуникация претерпевает с развитием информационного общества, появлением информационных технологий воздействия на взаимное отношение людей друг к другу, на характер их общения.

7. Развивающееся в условиях информационного общества отчуждение людей, связь между которыми все более носит «виртуальный» характер, приводит к разрыву социальных связей как в пространстве, так и во времени, что влечет за собой негативные последствия и для общества и для личности.

8. Необходима разработка технологий самосохранения и самозащиты личности от этих негативных воздействий, поиск форм и методов действительного общения, в процессе которого возможно развитие личности и ее эффективное взаимодействие с другими.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Результаты исследования расширяют теоретические представления о коммуникации как социальном феномене и процессе. Положения и выводы, сформулированные в работе, могут быть использованы в учебных курсах по социальной философии, философии науки, политологии, культурологии, психологии и др.

Используемые в работе методы исследования коммуникаций и воздействия, осуществляемого в их процессе, могут быть применены в практике управления различными видами коммуникаций, преодоления негативных последствий деструктивного информационно-психологического воздействия на человека, в формировании коммуникативной культуры личности, а также при проведении соответствующих эмпирических исследований.

Апробация работы. Основные идеи диссертации представлены в публикациях автора, в выступлениях на трех научных конференциях (гг. Тверь, Санкт-Петербург, Москва). Диссертация обсуждена на кафедре философии Московского государственного технологического университета «Станкин».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.

Феномен коммуникации, являющийся объектом изучения различных наук, может быть исследован в социально-философском плане. Такой подход определяется реальной ролью коммуникации в современном обществе, выступающей фактором функционирования различных его сфер и структур, их взаимосвязи. Специфика социально-философского подхода заключается в том, что коммуникация рассматривается не только с позиции ее как средства, способа, технологий взаимодействия, но прежде всего с точки зрения ее содержания. Этот подход требует погружения понятия коммуникации в систему социально-философских категорий, посредством чего реализуется целостный интегральный подход.

Методологически значимым является субъектный подход к анализу коммуникации, в частности рассмотрение в качестве коммуникаторов больших и малых социальных групп и общностей, социальных институтов и организаций. В таком случае межличностная коммуникация является персонифицированной формой межгрупповой.

На основе синтеза социально-философского и социально-психологического аспектов исследования становиться возможным уточнить не только содержание самого феномена коммуникации, но и его соотношения с общением как социальным и социально-психологическим явлением. Автор придерживается той точки зрения, согласно которой коммуникация выступает как компонент общения.

Социальная коммуникация представляет собой элемент социального взаимодействия, осуществляемого в процессе совместной деятельности и передачи социального опыта.

На современном этапе общественного развития, когда доминирующую роль играют процессы информатизации, существенным образом изменяется характер коммуникативных процессов, средства коммуникации, темпы передачи информации, ареал ее воздействия. Поэтому и в действительности, и в научном обороте, получила развитие категория «массовая коммуникация», которая может быть определена как процесс производства информации, передачи ее средствами массовой информации и общение людей как членов «массы», осуществляемое с помощью технических средств. Массовые коммуникации — это особая среда формирования, распространения и функционирования различных образцов восприятия, мышления и поведения, через усвоение которых и происходит воспроизводство «массы». Особую роль в этом процессе играют коммуникативно-информационные структуры, которые в современных условиях приобретают практическую значимость.

Развитие информационного общества имеет не только позитивные, но и негативные последствия. Использование самых разных технологий позволяет не просто передавать информацию, а явно или скрыто воздействовать на психику людей, не только на их взгляды и ценностный выбор, но и на подсознаниеманипулировать массовым и индивидуальным сознанием.

В качестве перспективных направлений изучения социальной коммуникации можно назвать отработку категории «социальная коммуникация" — анализ специфических субъектов социальной коммуникации, функций социальной коммуникации в обеспечении устойчивости социальной системы и импульсов к развитию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999.
  2. И.Ю. Основные способы социально-психологического воздействия в процессе рекламной коммуникации //Вестн. ун-та. Сер., Социол. и упр. персоналом /Гос.ун-т упр. — М., 2000. — № 1. — С. 28−37.
  3. И. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетологов. М., 1997.
  4. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Психол. журн. — 1979. — № 6.
  5. Г. М. Социальная психология. — М., 2004- Бодалев А. А. Психология о личности. — М., 1988.
  6. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 2001.
  7. Г. М. Социальная психология. Учебное пособие. — М., 2004. С. 83−102.
  8. Апель К.-О. Понятие первичной взаимоответственности как предпосылка планетарной макроэтики // Философия без границ. — М., 2001. — С. 47−67.
  9. Апель К.-О. Трансформация философии: Пер. с нем. М., 2001. — 339 с.
  10. Аристотель. Поэтика. Риторика. — Спб., 2000. — С. 99.
  11. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М., 1983.
  12. Д.А. Проблема коммуникации в социальной философии Ю.Хабермаса // Философия и культура. Тверь, 2002. — С. 37−39.
  13. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
  14. И.П. О коммуникативности политики: социально-философский аспект // Человек. История. Культура. — Саратов, 2002. — № 1. С. 63−68.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Перевод с англ. Под общ. ред. Мацковского М. С. — СПб, 1992.
  16. Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. Спб., 2001.
  17. Л.В., Доценко Е. Л. Обыденные представления о структуре общения // Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология. — 1999. — № 2.19
Заполнить форму текущей работой