Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин для архитектурно-строительных специальностей вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сожалению, большой объем психологических знаний о потребностях человека, его восприятии и деятельности далеко не в полной мере представлены в профессиональном сознании специалистов, работающих как непосредственно в области строительства и архитектуры, так и подготовки специалистов для этой сферы деятельности человека. Явление «недоучета человеческого фактора» свойственно и другим сферам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологический анализ деятельности преподавателя графических дисциплин для архитектурно-строительных специальностей вузов
    • 1. 1. Деятельностный подход как основа построения модели преподавателя графических дисциплин
    • 1. 2. Психологическая характеристика основных структурных компонентов модели преподавателя графических дисциплин
    • 1. 3. Психологическая характеристика этапов становления и профессионального развития преподавателя
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин
    • 2. 1. Профессионально-личностное развитие преподавателя графических дисциплин
    • 2. 2. Психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин
    • 2. 3. Развивающий потенциал образовательной среды вуза и психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин
  • Выводы по главе

Психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин для архитектурно-строительных специальностей вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в российском обществе, со всей остротой ставят задачу формирования активной, конкурентноспособной личности. Применительно к деятельности вузовского преподавателя графических дисциплин эта задача выглядит как необходимость достижения высшей степени профессионализма (уровня мастерства), т. е. сочетания в себе всего многообразия типов профессиональной индивидуализации, что «дается в результате долгой и упорной работы и обусловливается не одними техническими навыками, но прежде всего богатством внутреннего содержания, глубокими знаниями, высоким культурным уровнем и зрелым мировоззрением» (И.В.Жолтовский).

Психологическая подготовка к педагогической деятельности в самом общем случае определяется как процесс формирования системы психических образований (представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и др.) обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к созданию условий для развития и саморазвития личности студента1. Тогда психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин может быть определена как соответствие совокупности разнообразных функционально-психологических и социально-психологических знаний и умений преподавателя, а также его личностных качеств модели специалиста.

Современному вузовскому преподавателю необходимо осознанное обращение к психологическим аспектам собственной деятельности, как условию саморазвития и характеристики деятельности. Поскольку психо.

1 Штейнмец А. Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга: КГПУ, 1998. С. 5, 270. логическая подготовленность к профессиональной деятельности проявляется в самоорганизации личности. А развитая способность к управлению своим поведением (саморегуляция) позволяет человеку успешно разрешать конфликты, овладевать своим поведением, перерабатывать негативные переживания.

Особенностью процесса преподавания комплекса графических дисциплин, изучаемых на архитектурно-строительных специальностях вузов, является необходимость достижения высокого уровня развития пространственных представлений, поскольку предполагает оперирование будущими специалистами широким спектром методов отображения среды предметно-пространственного окружения. Для России начала XXI века характерны быстрые перемены в характере организации городской (как важнейшего элемента окружающей) среды — обновляется, уплотняется, приобретает нового собственника застройка, применяются новые технологии, типы зданий и сооружений. Все это естественным образом оказывает влияние на общественное и индивидуальное сознание, систему потребностей и ценностей.

К сожалению, большой объем психологических знаний о потребностях человека, его восприятии и деятельности далеко не в полной мере представлены в профессиональном сознании специалистов, работающих как непосредственно в области строительства и архитектуры, так и подготовки специалистов для этой сферы деятельности человека. Явление «недоучета человеческого фактора» свойственно и другим сферам, но наиболее ярко оно проявляется в организации городской среде, где преимущественно и протекает жизнь современного человека. Решение целого ряда задач по организации среды обитания, которые жизнь постоянно ставит перед обществом, требует обязательного привлечения психологи.

2 Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии М Флинта, 1998. С. 6 ческих знаний 3. Так, очевидна необходимость исследования композиционных, символических, мифологических и других особенностей архитектурно-пространственной среды в соотнесении их с восприятием (не только зрительным) человека. В этом же ряду проблем стоит и понимание роли психологической компетентности преподавателя графических дисциплин в процессе формирования и развития не только студентов, но и самого преподавателя. Психологическая компетентность всех специалистов, связанных с формированием городской среды, в значительной мере определяет верный выбор принципов и средств ее формирования (включая и функциональную, и эстетическую организацию, и возможность реализации психологически обоснованных рекомендаций, обеспечивающих должный уровень психологического комфорта и условий протекания деятельности).

Так, по мнению Н. Н. Нечаева, междисциплинарное взаимодействие архитектуры и психологии как отдельная проблема обладает рядом характерных особенностей:

1) первая из них связана с характером общего процесса развития современного научного знания;

2) вторая — с особенностями архитектуры и градостроительства как области деятельности, которая тесно связана с искусством;

3) третья — с состоянием взаимодействия между архитектурой и психологией.

Причем, особое значение должно придаваться пониманию архитектурно-строительной деятельности «как общественно полезной, подготовку к которой призвана осуществлять высшая школа, в которой содержание обучения ориентировано на реальную практику», требующую сегодня активного, самостоятельного поиска решений.

3 Степанов A.B., Иванова Г. И., Нечаев H.H. Архитектура и психология. М. Стройиздат,.

Нахождение решений (адекватных стоящим задачам) чрезвычайно затруднено при отсутствии ясного понимания взаимодействия психики человека и среды предметно-пространственного окружения. Так, решение задач профессионального становления и развития преподавателя и достижения необходимого уровня графической подготовки студентов предполагает системный подход, включающий и психологическую подготовку (т.е. определение целей, задач, принципов, методов и форм, методики психологической подготовки, организацию и проведение этой подготовки, выработку и внедрение мероприятий по психологической подготовке в ходе учебно-воспитательного процесса, оценку уровня психологической подготовленности по определенным критериям) Необходимый уровень профессиональной (включая психологическую) компетентности преподавателя является базовым элементом системы подготовки студентов архитектурно-строительных специальностей к будущей деятельности (в области восприятия и отображения среды окружения). Речь идет о формировании комплекса взаимосвязанных и планомерно осуществляемых мероприятий, включающего: условия обучения, различные аспекты теоретической подготовки, выработки профессиональных умений и навыков, а также психолого-педагогическую направленность учебно-воспитательного процесса 4. Поэтому в центре внимания в диссертации находится фактор психологической компетентности преподавателя и широкий спектр задач, вытекающих из вышеназванного комплекса мероприятий по подготовке студентов к профессиональной деятельности.

Актуальность темы

обусловлена изменившимися социокультурными условиями, в которых сегодня протекает не только процесс подготовки специалистов, но и профессиональная архитектурно-строительная.

1993.С.295с.

4 Шикун А. Ф., Шикун A.A. Пропедевтическая психология. Тверь: ТГУ, 1995 деятельность, а также изменениями в характере восприятия и понимания городской среды жителями.

Значимость психологической компетентности преподавателя графических дисциплин в формировании у студентов навыков восприятия и отображения среды предметно-пространственного окружения, являющейся объектом их будущей профессиональной деятельности, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная деятельность преподавателя графических дисциплин в вузе.

Предмет исследования: психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин для архитектурно-строительных специальностей вуза, ее содержание и структура.

Цель исследования: раскрыть содержание психологической компетентности и определить ее место в структуре профессиональной компетентности преподавателя графических дисциплин в процессе его профессионально-личностного развития.

Гипотеза исследования: психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин способствует повышению эффективности его профессиональной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1.На основе анализа научно-психологической литературы по проблеме исследования выявить взгляды ученых-психологов, касающиеся психологической компетентности преподавателя.

2. Определить содержание и структуру психологической компетенции, ее место и роль в системе профессиональной деятельности преподавателя графических дисциплин при формировании у студентов навыков воеприятия и отображения среды предметно-пространственного окружения.

3. Рассмотреть основные процессуальные условия становления субъекта учебно-профессиональной деятельности (усвоение психолого-педагогических понятий, развитие профессионально-педагогической направленности личности, индивидуализация деятельности в процессе ее освоения).

4. Определить роль развивающего потенциала образовательной среды технического вуза в развитии субъектов образовательного процесса.

Методолого-теорети ческой основой работы послужили идеи отечественной и зарубежной психологии о приоритетной ценности личности в социальной практике (A.A. Ухтомский, В. Н. Мясищев, К. Роджерс и др.), о личностно-деятельностном подходе (А.А.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, А. Ф. Шикун и др.), об объективно-субъективном характере детерминации психических явлений (С.Л.Рубинштейн,.

К.А.Абдульханова-Славская, Е. В. Шорохова, Г. В. Телятников и др.), исследования по проблеме взаимодействия архитектурной среды и психологии (Н.Н.Нечаев, В. В. Федоров и др), а также принципы единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности, личностно-деятельностный подход к изучению и проектированию образовательных процессов (Н.В.Кузьмина, А. И. Щербакова, А. Э. Штейнмец, Г. Ю. Беляев, Л. А. Боденко, С. Д. Дерябо, И. А. Зимняя, В. И. Панов, О. Р. Родионова, В. В. Рубцов, В. А. Ясвин и др.).

Основные положения выносимые на защиту:

1. Психологическая модель специалиста (преподавателя графических дисциплин для архитектурно-строительных специальностей вузов), отражающая а) социокультурную и б) учебно-образовательную деятельность субъекта.

2. Предлагаемая последовательность перехода от построенной модели специалиста к моделированию процесса его профессионально-личностного развития, основывающаяся на построении «дерева целей» учебно-образовательного процесса, которое учитывает многообразие факторов процесса становления и развития преподавателя графических дисциплин и включает: а) этап формирования-становления (достижение необходимого уровня предметной, теоретической и практической профессионализации) — б) этап развития (достижения необходимого уровня профессиональной индивидуализации и профессионального мастерства.

3. Представление о психологической компетентности преподавателя вуза как системе психических образований (представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и пр.), обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к созданию условий для развития и саморазвития личности студента. Иными словами, о соответствии совокупности разнообразных функционально-психологических и социально-психологических знаний и умений преподавателя, а также его личностных качеств модели специалиста (т.е. условиям эффективной деятельности).

4. Методика определения развивающего потенциала образовательной среды технического вуза (на основе количественной оценки ее параметров по результатам опросов преподавателей и студентов) как база для принятия решений в сфере управления процессом становления и развития профессиональной (включая психологическую) компетентности преподавателей графических дисциплин в вузе.

Выводы по главе «Психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин».

1. С точки зрения деятельностного подхода в психологии труда, развитие личности преподавателя происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионализма является итогом не только развития профессионализма, но и личностного развития.

2. Высокий профессионализм преподавателя графических дисциплин невозможен без развития специальных способностей, знаний и умений, но не менее важным условием является также и развитие общих способностей, присвоение общечеловеческих ценностей, что означает нравственную воспитанность личности. Профессионализм преподавателя вуза как психологическое и личностное образование характеризуется не только профессионально значимыми качествами, но и непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности. Его отличает отношение к своей работе как психологическому средству и смысловому пространству самореализации своих возможностей. Процесс накопления психотехнологий решения профессиональных задач, опыт саморазвития как результат профессионального роста (а не только прироста частных знаний, умений, навыков) рассматривается как главное приобретение, обеспечивающее рост профессионального мастерства.

3. Психологическая компетентность преподавателя вуза определяется как система психических образований (представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и пр.), обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к созданию условий для развития и саморазвития личности студента. Речь идет о соответствии совокупности разнообразных функционально-психологических и социально-психологических знаний и умений преподавателя, а также его личностных качеств модели специалиста (т.е. условиям эффективной деятельности).

4. Экспериментально (по результатам опросов преподавателей графических дисциплин) установлена значимость: а) компонентов психологической компетентности (положительное отношение к профессии, владение предметом, самоконтроль и эмоциональная устойчивость, самооценка профессиональной подготовленности) — б) психологической подготовки к профессиональной деятельности (формирование профессиональной направленности личности, получение морального удовлетворения от профессиональной деятельности, формирование системы психологических знаний и умений для профессиональной деятельности, способность объективно оценивать свою работу и работу коллег).

5. Современные развивающие образовательные технологии ориентированы на развитие личности преподавателя и студента. Образовательная среда вуза представляет собой систему воздействий (реализующих неявно представленные психолого-педагогические установки преподавателей), определяющих цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса. Разработанная методика определения развивающего потенциала образовательной среды вуза, основывается на количественной оценке компонентов образовательной среды по результатам опросов студентов и преподавателей. Накопление и анализ данных по количественной оценке развивающего потенциала образовательной среды послужит базой принятия решений в сфере управления (насколько это возможно, конечно) процессом становления и развития профессиональной (включая психологическую) компетентности преподавателей. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в диссертации подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин способствует повышению эффективности его профессиональной деятельности. В осуществленном исследовании решены следующие задачи:

1. На основе анализа научно-психологической литературы по проблеме исследования выявлены взгляды ученых-психологов на проблему психологической культуры, психологической подготовки и психологической компетентности вузовского преподавателя.

2. Разработана модель специалиста (преподавателя графических дисциплин) и сформировано дерево целей процесса становления и развития субъекта образовательного процесса.

3. Определены компоненты и их соотношение в структуре психологической компетенции, а также ее место и роль в системе профессиональной деятельности преподавателя графических дисциплин при формировании у студентов навыков восприятия и отображения среды предметно-пространственного окружения.

4. Рассмотрены основные процессуальные условия становления субъекта учебно-профессиональной деятельности (усвоение психолого-педагогических понятий, развитие профессионально-педагогической направленности личности, индивидуализация деятельности в процессе ее освоения).

5. Определена роль развивающего потенциала образовательной среды технического вуза в развитии субъектов образовательного процесса.

Полученные в диссертации данные об относительной важности компонентов психологической компетентности преподавателей графических дисциплин, а также результаты исследования развивающего потенциала вузовской среды (включая методику количественной оценки этих параметров) могут быть рекомендованы для использования в качестве основы принятия решений в сфере управления процессом становления и развития профессиональной (включая психологическую) компетентности преподавателей и формирования образовательной среды вузов.

I 10.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1991.- 242 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.
  3. Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.:Наука, 1977 320 с.
  4. Ананьев Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 329 с.
  5. .Г. Психология и проблемы человекопознания. М.: Наука, 1977.
  6. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С.3−19.
  7. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования //Психологический журнал. 1992. № 5. С. 12−25.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974,392 с.
  9. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-438 с.
  10. Архитектура и эмоциональный мир человека/ Г. Б. Забельшанский, Г. Б. Минервин, А. Г. Раппопорт и др. М.: Стройиздат, 1985.- 208 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158с.
  12. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: ИПРАН, 1993. -223 с.
  13. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж: АПСН, 1996.- 352 с. 1 ю
  15. Т.Ф. Введение в экологическую психологию индивидуальности. М.:Союз. 1996.
  16. В.А. Причинный и целевой подходы в развитии теории личности//Вопросы психологии. 1991. № 3. С.43−53.
  17. A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 224с.
  18. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.- Воронеж: АПСН, 1996. 352 с.
  19. В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. 240 с.
  20. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, № 5. С.3−19.
  21. .С. Анатомия личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
  22. Г. В., Обухова Л. Ф., Подольская А. И. Современная американская психология развития. М.: Мысль, 1986. 128 с,
  23. Ф.Е. Психология переживаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-238 с.
  24. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973. 246с.
  25. Л.С. Собрание сочинений. Проблемы общей психологии. Том 2. М.: Педагогика, 1982.
  26. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика. М.: 1987.
  27. Э. Восприятие пространства // Экспериментальная психология. Ред.-сост. П. Фресс и Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1978. С.136−236.
  28. В.Л. Городская среда, экологическое сознание и любовь к геометрии // Мир психологии и психология в мире, 1995. № 4. С. 48−51.
  29. В.В. Роль установок в процессе восприятия объективных соотношений // Психологический журнал, 1985, Т.6, № 2. С.36−46.
  30. ЗО.Деркач A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг, прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993. 72 с.
  31. КДорфман Я, Я. Психология искусства в зеркале культурноисторического и естественнонаучного подходов// Искусство в контексте информационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С.23−33.
  32. Записки практических психологов города Твери и области. Научно-методический сборник № 4. Тверь: Лилия ЛТД, 1997. 512 с.
  33. Зб.Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы психологии, 1991, № 2. С.15−36.37.3инченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.
  34. ЗБ.Зинченко В. П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии, 1996, № 5 (С.7−17) и № 6 (С.6−25).39.3инченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 334 с.
  35. В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии, 1991, № 1. С Л 8−26.
  36. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии, 1998, № 3. С. 104−114.
  37. A.B. Сознание и мышление, М.: Изд-во МГУ, 1994.- 130 с.
  38. Интеграция современного научного знания. Киев: Вища школа, 1984. -184 с.
  39. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.- 224 с.
  40. И.Я. Развитие пространственного мышления школьников. Новгород, 1996.
  41. И.Я. Развитие структуры пространственного мышления // Вопросы психологии. 1986.№ 2. С.56−66.
  42. И.Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 115 122.
  43. Е.А. Психология профессионала. М.- Воронеж: АПСН, 1996. -398 с.
  44. Г. А., Абрамова Ю. Г. Психологические особенности организации физического окружения ребенка в условиях городской среды // Мир психологии и психология в мире, 1995, № 4. С.28−36.
  45. Г. А., Абрамова Ю. Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства. М.: 1996. С.21−30.
  46. В.Ф. Зрительные образы пространства// Труды ВНИИТЭ. Вып. 40. М: ВНИИТЭ, 1983. С. 57.
  47. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Мысль, 1984.335 с.
  48. М. Культурно-историческая психология. М. Когито-Центр, 1997. -432 с.
  49. Ю.А., Лидская Э. В., Мдивани М. О. Видеосреда как фактор агрессивного поведения // Материалы Первой Российской конференции по экопсихологии. М.: 1996. С.171−173,
  50. О.П. Художественное восприятие. Киев: Наукова думка, 1987.-245 с.
  51. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.- 536 с.
  52. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. М.: Радикс, 1995. 441 с.
  53. Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). М.: Изд-во МГУ, 1980. 135с.
  54. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.-550с.
  55. К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
  56. Личность: внутренний мир и самореализация^ИдеиЮ концепции, взгляды / Составители Ю. Н. Ккулюткин, Г. С. Сухобовская. СПб.: Питер, 1996. 175 с.
  57. А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во МГУ, 1981. -224 с.
  58. А.Д. Чувственные основы восприятия пространства М.: Изд-во МГУ, 1985.- 232 с.
  59. А.Д. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1987. -81с.
  60. В.В. Восприятие в функциональной структуре сознания// Вестник ЛГУ, Сер.6, 1988, Вып. 4(27).С.48−54.
  61. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
  62. А. Мотивация и личность/ Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 1996.- 536 с. 1 14
  63. Материалы международной конференции «Философия естествознания XX века: итоги и перспективы"// Вопросы философии, 1997, № 10.1. С.132−156.
  64. Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1988.- 304 с.
  65. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к творчеству // Вопросы психологии, 1998, № 1. С.76−82.
  66. Г. Б. Восприятие пространства в техносреде. // Образ в регуляции деятельности. М.: РПО, 1997.
  67. А. Психология жизни. СПб.: Питер, 1992. 84 с.
  68. Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991.
  69. А.И. Психология пространственного восприятия. Ереван: Ай-астан, 1990.
  70. А.И. Начала трансцендентальной психологии восприятия // Философские исследования, 1995, № 2. С.77−94.
  71. Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980. 304 с.
  72. A.A. Системная организация зрительных функций. М.: Наука, 1980.-200с.
  73. A.A. Дискуссионные аспекты психологии и физиологии зрения // Психологический журнал, 1982, Т.3,3! С. 101−109.
  74. Н.Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии, 1997, № 3. С.79−91.
  75. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, АПСН, 1995. -356 с.
  76. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. 170 с.
  77. В.И. Экология и психология // Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагно
  78. Первая Российская конференция по экологической психологии. М.: 1996.- 182 с.
  79. В.Ф. Психосемантика сознания. М1!: Изд-во МГУ, 1988. -207с.
  80. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 томах. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  81. В. Феноменология тела. М.: Аё Маг§ тет, 1995. 339 с.
  82. М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
  83. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Т. 10. Тверь: Лилия ЛТД, 1996. 400 с.
  84. А.И. Философские проблемы науки: системный подход. М.: Мысль, 1977. -270 с.
  85. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392с
  86. В.М. Виртуальная культура и восприятие. М.: Эдиториал, 1996.
  87. Рок И. Введение в зрительное восприятие. В 2 книгах. М: Педагогика, 1980.
  88. Е.И. Два образа города// Средовой подход в архитектуре и градостроительстве. М: ВНИИТАГ, 1989.- 304 с.
  89. ЮО.Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний // Материалы 2-ой Российской конференции по экологической психологии. М.-Самара: Изд-во МГППИ, 2001. С.77−81.
  90. Э.В. Город как среда и как субстанция субъект образующий индивида // Мир психологии и психология в мире, 1995,№ 4. С.7−19.
  91. A.B., Иванова Г. И., Нечаев H.H. Архитектура и психология. М.: Стройиздат, 1993.
  92. В.Г. Проблема духовного в художественном и научном творчестве В.В.Кандинского // Психологический журнал. Том 17, № 2, 1996. С.88−98.
  93. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  94. Теоретические проблемы психологии / Коллективная монография под ред. Н. С. Шерстневой и Г. В. Телятникова. Тверь: Чу До, 2001. -150 с.
  95. O.K., Знаков В. В. Мышление, знание и понимание // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. 1989, № 2. С.6−16.
  96. Ш. Г. Предисловие / Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997. 432 с.
  97. Д.Н. Психология исследования М.: Наука, 1966.
  98. М.В., Шмелев А. Г. Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 4. С. 87−91.
  99. Ю.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Тома 1 и 2. М.: Изд-во РОУ, 1996.
  100. Ш. Р., Сосновская О. Б. К проблеме психологической экспертизы образовательной среды // Материалы 2-ой Российской конференции по экологической психологии. М.-Самара, Изд-во МГПГТИ, 2001. С.93−103.
  101. A.C. Психологическая подготовка будущих педагогов // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 140−142.
  102. П.Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М.: 1959. T.l. С.140−142.
  103. Н.Б. Психолого-педагогическая модель профессионально-личностного развития социального работника // Вестник социальной работы. Вып. 1 (2001). С. 15−24.
  104. О. Закат Европы (раздел «Города и народы») // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист. -703 с.
  105. А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга: КГПУ, 1998. 308 с. *
  106. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. Л., 1980. С.3−46.
  107. Экологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический инстиут РАО. 1997. 147 с.
  108. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-654 с.
  109. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  110. Юнг К. Г. Подход к бессознательному // Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.-454 с.
  111. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России, 1995. № 3−4.
  112. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Просвещение, 1980.
  113. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.- 130с.
  114. М.Г. Послесловие: Л. С. Выготский как исследователь проблемы психологии искусства // Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987 -448 е.
  115. Sukopp Н. Beitrage zur Stadtokology vor Berlin (West) // Landschaft-sentwircklung, Berlin, № 3, 1980. S. 24 29.
  116. Tarr M.J., Pinker S. Mental rotation and orientation-dependence in shape recognition. Cognitive Psychology, 1989, 21/ P.233−282.
  117. Thorndyke P.W., Hayes-Roth B. Differences in spatial knowledge aquiredfrom maps and navigation. Cognitive Psychology, 1982,14. P. 560−589.
  118. Tyng A.G. Geometric extensions of consiousness// Zodiac, 1969,№ 19.
  119. Уважаемый коллега, нам очень важно узнать Ваше мнение о роли психологической компетентности преподавателя графических дисциплин для архитектурно-строительных специальностей вузов
  120. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы в удобной для Вас форме (Вы можете ставить любой значок в прямоугольниках или просто подчеркивать тот ответ или оценку, которые выбираете).
  121. Нужна ли психолого-педагогическая подготовка преподавателю технического вуза (ФПК, курсы, семинар илр.)?1. Да1. Нет
  122. Считаете ли Вы, что психологическая компетентность преподавателя технического вуза важна:
  123. Оцените по 5-ти бальной шкале важность некоторых компонентов психологической компетентности для преподавателя вуза1. Оценки 1 2 3 4 5
  124. Положительное отношение к профессии, интерес к ней
  125. Владение предметом (знаниями и умениями, необходимыми для преподавательской работы)
  126. Самоконтроль, эмоциональная устойчивость преподавателя
  127. Самооценка подготовленности к преподавательской деятельности
  128. Способность формировать у студентов интерес к профессии
  129. Способность иаходить моральное удовлетворение в преподавательской деятельности
  130. Способность формировать у себя систему психологических знаний и умений
  131. Способность объективной оценки своей работы и работы коллег
  132. Спасибо за то, что Вы ответили на наши вопросы. В заключение некоторая информация о Вас:1. Ваш возраст: 25−3535.4545.551. Пенсионный2. Ваш пол: женмуж
  133. Еще раз, спасибо за сотрудничество
  134. Кафедра психологии и педагогики образования взрослых Тверского государственного университета
  135. Просим Вас оценить параметры образовательной среды нашего университета
  136. Широта образовательной среды
  137. Интенсивность образовательной среды
  138. Устойчивость образовательной среды
  139. Обобщенность образовательной среды
  140. Социальная активность образовательной среды
  141. Укажите, пожалуйста, Ваш полм
  142. В нижеследующей таблице использованы обозначения:
  143. Ср.арифм. среднее арифметическое значение оценок по отдельному параметру- Ср.кв.откл. — среднее квадратическое отклонение- Коэф.варинт. — коэффициент вариативности
Заполнить форму текущей работой