Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Программа комплексной психологической реабилитации на основе клинико-психологических особенностей подростков с сахарным диабетом 1-го типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, создается необходимость решения целого спектра психологических проблем: устранение возникающих психопатологических реакций, выработка адекватного отношения к болезни, повышение эффективности терапевтического обучения и мотивации к соблюдению особого образа жизни при СД, устранение или смягчение глубинной психологической проблематики, ведущей к поддержанию психосоматических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Психосоматические теории и СД
    • 1. 2. Характеристика психических расстройств при СД
    • 1. 3. Психологические особенности больных СД в подростковом возрасте
    • 1. 4. Вопросы качества жизни при СД
    • 1. 5. Обучение и реабилитация больных СД
      • 1. 5. 1. Обучение больных СД
      • 1. 5. 2. Психотерапия при СД
    • 1. 6. Методы образной визуализации в психотерапии
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика групп и дизайн исследования
    • 2. 2. Клинико-лабораторные методы исследования
    • 2. 3. Экспериментально-психологические методы исследования
      • 2. 3. 1. Метод цветовых выборов — модифицированный восьмицветовой тест Люшера
      • 2. 3. 2. Патохарактерологический диагностический опросник
  • ЛичкоА.Е., 1985)
    • 2. 4. Оценка качества жизни — Ноттингемский профиль здоровья (№ 1Р)
    • 2. 5. Методы реабилитации
      • 2. 5. 1. Метод символдрамы
      • 2. 5. 2. Школа самоконтроля
    • 2. 6. Методы статистической обработки данных
  • Глава 3. Анализ клинико-психологического статуса подростков с СД 1 типа
    • 3. 1. Анализ личностных особенностей в группах сравнения
      • 3. 1. 1. Выявление характерологических особенностей подростков с СД 1 типа в сравнении со здоровыми (ПДО)
      • 3. 1. 2. Оценка эмоционального состояния и мотивационной сферы подростков с СД 1 типа в сравнении со здоровыми (тест Люшера)
    • 3. 2. Оценка эндокринологического статуса больных СД 1 типа
    • 3. 3. Оценка психического статуса больных СД 1 типа
    • 3. 4. Оценка влияния демографических характеристик на образ жизни и состояние компенсации при СД 1 типа
    • 3. 5. Оценка взаимосвязи психологических и соматических факторов у подростков с СД 1 типа
  • Глава 4. Анализ результатов исследования клинико-психологического статуса подростков с СД
    • 1. типа в динамике комплексной реабилитации
      • 4. 1. Разработка комплексной дифференцированной программы психологической реабилитации
      • 4. 2. Оценка эффективности психологической реабилитации при изучении психического статуса подростков с СД 1 типа в динамике
      • 4. 3. Оценка эффективности психологической реабилитации при изучении эмоционального состояния и мотивационной сферы подростков с СД 1 типа в динамике
      • 4. 4. Зависимость уровня психоэмоционального напряжения от личностно-возрастных характеристик подростков с СД 1 типа в динамике реабилитации
      • 4. 5. Оценка эффективности обучения и показателей компенсации
  • СД 1 типа в динамике комплексной реабилитации
    • 4. 6. Оценка эффективности комплексной реабилитации подростков с СД 1 типа при изучении КЖ в динамике
    • 4. 7. Эффекты символдрамы как метода психологической реабилитации подростков с СД 1 типа
  • Глава 5. Обсуяедение результатов исследования
  • Выводы

Программа комплексной психологической реабилитации на основе клинико-психологических особенностей подростков с сахарным диабетом 1-го типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Высокая распространенность сахарного диабета (СД) 1 типа и его осложнений обусловливают актуальность специализированного обучения и реабилитации детей и подростков. Количество детей с СД растет, в 2000 году в мире насчитывалось 395 тысяч детей в возрасте от 0 до 14 лет, ежегодно заболевает 77 тысяч детей. В России в 2003 году насчитывалось 14 305 детей с СД (Щербачева JI.H. и соавт., 2004). По данным регистра Городского диабетологического центра (2005) в г. Новосибирске наблюдается 258 детей и подростков с СД 1 типа.

Исследованиями DCCT (Diabetes Control and Complication Trial, 1993) показано, что только полная компенсация СД является методом предупреждения сосудистых осложнений, повышения качества и продолжительности жизни. С 1972 года психологический и обучающий подход в лечении СД становится полноправным методом терапии наряду с медикаментозными способами лечения. С 1979 года Исследовательской группой по обучению в области диабета (DESG) разрабатываются методы обучения, учитывающие психологию пациента с хроническим заболеванием. Несмотря на это, 60% детей и подростков находятся в декомпенсированном состоянии, регулярный самоконтроль проводит 30% больных (Сичинава И.Г., 1998; Чуваков Г. И., 1999; Самойлова Ю. Г. и соавт., 2003; Rosello J., Perez D., 2003). Частота сосудистых осложнений у подростков 15−18 лет составляет 85,7% (Касаткина Э.П. и соавт., 2000). Высокая частота неадекватного диабетического контроля среди подростков с СД подчеркивает важность дальнейших исследований их психологического профиля для разработки программ вмешательства (Rosello J., Perez D., 2003). Установлено, что эффективность лечения зависит не только от строгого выполнения больным предписаний врача, но и от индивидуального подхода к больному с разработкой схемы лечения для каждого пациента, активного вовлечения больного в процесс принятия решений. Таким образом, наилучшая компенсация заболевания достигается благодаря партнерским отношениям между больным и врачом, то есть достижению комплаенса (Feuer J. P., Zinman В., 1999). Установлено, что качество жизни (КЖ) больных СД зависит от степени компенсации заболевания и наличия осложнений (Jacobson A.M. et al., 1994; Wikblad К. et al., 1996; Rubin R.R. et al., 1999; Vanetti M. et al., 2003), а также их психологического состояния (Kochen D. et al., 1998; Суркова E.B. и соавт., 2000; Сидоров П. И. и соавт., 2002). Личностными особенностями детей с СД являются повышенный уровень тревожности и неуверенность в собственных силах, неуверенность в будущем и склонность к драматизации проблем (Поляков В.К. и соавт., 1998; Martinez Chamorro MJ. et al., 2001; Самойлова Ю. Г. и соавт, 2003; Ercolahti R.K. et al., 2003). Для пациентов с СД 1 типа характерно использование психологических защит отрицания и селективного восприятия проблем, что затрудняет контакт и достижение целей терапии (Bleuler, 1975).

Таким образом, создается необходимость решения целого спектра психологических проблем: устранение возникающих психопатологических реакций, выработка адекватного отношения к болезни, повышение эффективности терапевтического обучения и мотивации к соблюдению особого образа жизни при СД, устранение или смягчение глубинной психологической проблематики, ведущей к поддержанию психосоматических паттернов поведения. Большинство существующих реабилитационных программ при СД направлено преимущественно на достижение адекватного гликемического контроля. Часто при разработке реабилитационных программ не учитывается личность подростка и его потребности, которые в значительной мере определяют отношение подростков к хроническим соматическим заболеваниям (Личко А.Е., 1985). Именно поэтому программа психологической реабилитации среди подростков с СД должна предусматривать внедрение новых методик, направленных на личность пациентов и помогающих преодолеть незрелые защитные механизмы.

Цель работы: разработать и внедрить комплексную программу психологической реабилитации подростков с СД 1 типа на основе изучения их клинико-психологических особенностей.

Задачи исследования:

1. Изучить психический и эндокринологический статус подростков с СД с оценкой степени компенсации заболевания.

2. Изучить и сравнить психологические особенности подростков с СД и здоровых.

3. Разработать дифференцированную программу комплексной психологической реабилитации подростков с СД.

4. Сравнить эффективность реабилитационных мероприятий при проведении психотерапии в сочетании с обучением в школе самоконтроля с традиционным обучением в школе самоконтроля и группой без проведения реабилитации с учетом динамики клинико-психологического статуса и показателей компенсации СД.

Обследование проводилось на клинической базе кафедры внутренних болезней педиатрического факультета с курсом эндокринологии ФПК и ППВ Новосибирской государственной медицинской академии (Городской диабетологический центр, отделение эндокринологии МУЗ ГКБ № 1 г. Новосибирска).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Личностные особенности подростков с СД характеризуются преобладанием лабильного, истероидного и гипертимного типов, чертами неустойчивости, сенситивности, низкой эмансипацией и высоким негативизмом, риском депрессии, что требует проведения психокоррекционных мероприятий.

2. Метод символдрамы потенцирует процессы адаптации подростков к заболеванию, способствует разрешению глубинной психологической проблематики, ведущей к поддержанию психосоматических паттернов поведения, что позволяет его использовать в комплексной реабилитации подростков СД 1 типа.

3. Динамика психоэмоционального состояния и углеводного обмена подростков, прошедших психотерапию, показывает необходимость дифференцированного подхода в ее проведении.

4. Возрастание частоты и уровня психоэмоционального напряжения, фрустрации потребностей у подростков с СД в течение года наблюдения показывает необходимость проведения психотерапии в долгосрочном режиме.

5. Применение комплексной психологической реабилитации с использованием метода символдрамы и учетом личностных особенностей способствует улучшению психоэмоционального состояния и качества жизни подростков с СД.

Научная новизна: впервые на основании сравнительного анализа психологических особенностей подростков с СД и их здоровых ровесников, установлены причины недостаточной эффективности обучения в школах диабета и показания к проведению психотерапии (ПТ). Впервые в процессе ПТ у подростков с СД использован метод символдрамы и показана его эффективность для снижения невротизации и тревоги, повышения КЖ. Выделены группы дифференцированного подхода в обучении в зависимости от типа акцентуации характера, уровня тревоги и психоэмоционального напряжения (ПЭН), даны рекомендации по улучшению качества обучения.

Практическая значимость связана с внедрением в клиническую практику разработанных методов психологической реабилитации подростков с СД на основании изучения их характерологических особенностей и эмоционально-мотивационной сферы. Использование метода символдрамы в сочетании с обучением в школе самоконтроля позволило уменьшить уровень невротизации и тревоги у подростков, повысить их КЖ. Проведение комплексной реабилитации способствовало усилению социальной активности подростков и созданию их силами информационного молодежного журнала для детей и подростков с СД.

Результаты исследования внедрены в работу эндокринологического отделения и Городского диабетологического центра МУЗ ГКБ № 1 г. Новосибирска и используются на лекциях и занятиях со студентами и врачами на кафедре клинической психологии факультета клинической психологии и кафедре внутренних болезней с курсом эндокринологии ФПК и 1111 В Новосибирской государственной медицинской академии.

Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на ряде научных конференций: 60−63-й итоговых научных конференциях студентов и молодых ученых (Новосибирск, 2000;2002) — научно-практической конференции «Обретенное детство: защита и поддержка, помощь и исцеление» (Новосибирск, 2000) — 12-ой научно-практической конференции врачей «Актуальные вопросы современной медицины» (Новосибирск, 2002) — ежегодной конкурс-конференции молодых ученых и студентов «Авиценна 2003», «Авиценна-2004» (Новосибирск, 2003, 2004) — ежегодной научно-практической конференции с международным участием «Медицина и образование в XXI веке» (Новосибирск, 2004).

По теме диссертации опубликовано 14 работ, из них 1 в центральной печати. Работа состоит из введения, 5 глав, выводов и практических рекомендаций. Объем работы 150 страниц. Диссертация иллюстрирована 11 таблицами, 14 рисунками.

Список литературы

включает 104 отечественных и 84 зарубежных источников. Весь материал диссертации собран, обработан и интерпретирован лично автором.

ВЫВОДЫ:

1. Изучение психического и эндокринологического статуса подростков с СД 1 типа показало, что в структуре психических расстройств преобладают органическое аффективное расстройство (9,1±2,6%) и ч нарушения адаптации (5,8±2,1%) — при оценке уровня гликемического контроля 64,2±4,4% подростков находятся в группе высокого риска, 79,2+3,7% имеют поздние осложнения СД.

2. При проведении сравнительного анализа психологических особенностей у подростков с СД выявлено преобладание лабильного (28,3±4,2%) и истероидного (26,6±4,2%) типов характера, высокий уровень сенситивности, неустойчивости, низкий уровень конформности, риск депрессии (40,8±4,5%), а также более низкий уровень эмансипации, делинквентности, алкоголизации, наркотизации, расстройств личности по сравнению со здоровыми.

3. При изучении психологических особенностей подростков с СД 1 типа установлены причины недостаточной эффективности традиционного обучения в школе самоконтроля: снижение частоты тревожных и возрастание частоты депрессивных проявлений с увеличением возраста и продолжительности заболевания подростковнизкий уровень и частота тревоги, психоэмоционального напряжениячерты ригидности, эмоциональной незрелостинегативизм и низкая эмансипация.

4. Наибольшую трудность при проведении обучения и реабилитации представляют подростки с истероидной и эпилептоидной акцентуациями характера, с очень низким и очень высоким уровнем тревоги и психоэмоционального напряжения, что требует использования дифференцированного подхода при проведении комплексной психологической реабилитации.

5. Использование метода символдрамы в сочетании с обучением в школе самоконтроля позволяет сформировать адекватную внутреннюю картину болезни, снизить невротизацию, разрешить внутриличностные конфликты, снизить напряжение во взаимоотношениях «врач-больной» и повысить качество жизни подростков с СД 1 типа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Рекомендуется проведение динамического наблюдения больных СД 1 типа эндокринологом и психотерапевтом от начала заболевания и в течение всего подросткового периода, включающее в себя оценку степени компенсации заболевания, оценку характерологической (ПДО с 14 лет) и эмоционально-мотивационной сферы (тест Люшера).

2. Для повышения эффективности обучения и улучшения психоэмоционального состояния подростков с СД 1 типа рекомендовано сочетание традиционного обучения в школах самоконтроля с проведением символдрамы (особенно при истероидной, эпилептоидной, шизоидной акцентуациях характера).

3. При проведении символдрамы рекомендовано использование дифференцированного подхода в выборе мотивов с учетом вида фрустрированных потребностей, наличия риска депрессии, уровня ПЭН и тревоги. При фрустрации потребностей в теплых эмоциональных отношениях дает положительный эффект использование мотивов «Луг», «Место, где хорошо" — при фрустрации жизненной активности, целеустремленности необходимо формирование позитивной картины будущего. При высоком уровне тревоги и ПЭН (более 8 по тесту Люшера) рекомендовано использование методов релаксации, ресурсных мотивов («Мой луг», «Ручей») — при низком уровне тревоги и ПЭН (менее 4 по тесту Люшера), низкой эмансипации — проведение работы, направленной на повышение зрелости личности, формирование идентичности подростков («Дом», «Новостройка»).

4. Подросткам с СД 1 типа показано проведение повторных курсов обучения в школе самоконтроля (с регулярностью 1 раз в год) и долгосрочной ПТ, направленной на преодоление психосоматических паттернов реагирования, разрешение глубинной личностной проблематики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Х.А. Психические нарушения при сахарном диабете. -Ташкент: Медицина, 1987. С. 64−66.
  2. Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. С-Петербург-Минск, 1997. — 256 с.
  3. Е.А., Максимова В. П., Петеркова В. А. Эффективность обучения детей, больных сахарным диабетом, и членов их семей // I Всероссийский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. М- 1998.-С. 23.
  4. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.- М., 1999. -304 с.
  5. М.Б., Дробижев М. Ю., Суркова Е. В., Захарчук Т. А., Мельникова О. Г., Щеблецов В. В. Локус контроля у больных сахарным диабетом. Объективная оценка субъективного отношения к лечению // Проблемы эндокринологии. 2002. — Т. 48. — № 4. — С.23−27.
  6. Л.В. Медико-социальное исследование детей, больных сахарным диабетом. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1991.- 25 с.
  7. Р. Психосинтез. Принципы и техники. / Пер. с англ. Е. Перовой. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 416 с.
  8. В.М., Голышева В. А., Голубев А. Д. Психологические факторы и проблема компенсации при инсулинзависимом сахарном диабете // I Всероссийский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. М- 1998. — С. 32.
  9. .А., Кутько И. И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1997. № 1. — С. 24−28.
  10. Ю.Балаболкин М. И. Диабетология. М.: Медицина, 2000. — 672 с.
  11. П.Бахтадзе Т. Р., Смирнова О. М., Жуков А. О. Психоэмоциональные расстройства при некоторых эндокринных заболеваниях и сахарном диабете // Сахарный диабет, 2002. 2(23). — С.54−57.
  12. Т.Р., Смирнова О. М., Жуков А. О., Филатова Е. Г. Взаимодействие психоэмоционального статуса и степени декомпенсации сахарного диабета 1 типа в дебюте заболевания // Сахарный диабет, 2002. 2(23). — С. 30−32.
  13. Л.М. Использование метода кататимно-имагинативной психотерапии (по Лейнеру) в психокоррекционной работе с дезадаптированными подростками // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2002. № 4. — С. 40−46.
  14. М.В. Участие больного в поддержании стабильной компенсации сахарного диабета // Проблемы эндокринологии, 1997. -Т. 37.-№ 2,-С. 41−42.
  15. В. ЭТАНЭТЮА. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. СПб, 2003. — 688 с.
  16. В., Кристиан П., Рад М. «Психосоматическая медицина»: Пер. с нем. М.: ГЭОТАР Медицина. — 1999. — 373 с.
  17. Д.В. Маленькие дети и их матери: Пер. с англ. Падалко Н. М. -М.: Класс, 1998.-79 с.
  18. Г. Р., Старостина Е. Г., Дедов И. И. Обучение больных как интегральная часть лечения сахарного диабета 1 типа: история развития, принципы, оценка эффективности // Проблемы эндокринологии, 1994. Т.40. — № 2. — С. 53−57.
  19. С.Р., Орлов В. А. Проблемы изучения качества жизни в современной медицине. М. 1992. — С. 1−65.
  20. С. Медико-биологическая статистика: Пер. с англ. Данилова Ю. А. / под. ред. Бузикашвили Н. Е., Самойлова Д. В. М.: Практика 1999.-459 с.
  21. Ю.В., Дегтярь Н. С., Ласовская Т. Ю., Сазонова О. В. Оценка качества жизни больных сахарным диабетом 2 типа // Сахарный диабет, 2002. № 1. — С.54−56.
  22. А.Л. Медицинская психология. Лекции для врачей -слушателей курсов последипломного образования. М., 1997. — 360 с.
  23. О.М., Суркова Е. В., Дробижев М. Ю., Анциферов М. Б. Факторы эффективности обучения больных сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии, 2003. Т.49. — № 5. — С. 51−55.
  24. И.И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. Обучение больных сахарным диабетом. М., 1999. — 304 с.
  25. И.И., Шестакова М. В., Максимова М. А. Федеральная целевая программа «Сахарный диабет». Методические рекомендации. М., 2003.-88 с.
  26. , Р. Направленное фантазирование. Серия лекций, прочитанных Робертом Дезолье в Сорбонне в январе 1965 г. для студенческого и психологического клуба. American Journal of Psychotherapy, vol. XXIII.-№ 1.-P. 4−22.
  27. A.B., Редькин Ю. А., Мисникова И. В. Характер психологических изменений у больных инсулинзависимым сахарным диабетом после обучения самоконтролю // Проблемы эндокринологии, 1999. Т. 45. — № 1. — С. 8−11.
  28. Е.В., Пограничные психические нарушения при сахарном диабете: Автореф. дисс. .канд.мед. наук. М. 1995
  29. А.Ф. Вещи в теле. Психотерапевтический метод работы с ощущениями. М., 1999. — 317 с.
  30. Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. Руководство для врачей. Спб., 1996. — 454 с.
  31. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностки и коррекции в клинике. -Ленинград:Медицина, 1983.-311 с.
  32. Э.П., Одуд Е. А., Сичинава И. Г., Сивоус Г. И., Долль С. А. Профилактика и лечение поздних осложнений сахарного диабета у детей и подростков // Клиническая эндокринология, 2000. № 1. — С.3−7.
  33. Классификация, диагностика и лечение сахарного диабета и его поздних осложнений. Методические рекомендации / Составители: И. И. Дедов и соавт. М., 2002. — 56 с.
  34. Е.И., Кравец Е. Б., Самойлова Ю. Г., Костюкова М. В., Деменкова А. П. Программа комплексной реабилитации детей с инсулинзависимым сахарным диабетом // Российский педиатрический журнал, 2003. № 1. — С. 48−51.
  35. О.С., МакАлистер А. Подходы к изменению поведения населения в медицинских профилактических программах в США // Вопросы психологии, 1995. № 5. — С. 128−141.
  36. М.В., Елфимова Е. В. Сахарный диабет и депрессия // Журнал неврологии и психиатрии, 2003. № 12. — С. 66−70.
  37. А.П. Эмоционально-образная терапия в психосоматической медицине // Журнал практического психолога, 2000. № 3−4. -С. 209−217.
  38. М.А. Опыт групповой психокоррекции при соматических заболеваниях // Журнал неврологии и психиатрии, 1997. № 11.-С.39−42.
  39. А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии. -М., 2000. -144 с.
  40. М.А. Нервно-психические нарушения при сахарном диабете. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1983. — 25 с.
  41. Т.Ю. Психологическая реабилитация больных, перенесших острый инфаркт миокарда. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Новосибирск, 1996. — 145 с.
  42. В.Б., Биньковская Н. В. Миры воображения. Руководство по интерактивной имагогике. М., 2002. — 229 с.
  43. Х.К. Кататимное переживание образов: Основная ступень. Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву. Семинар: пер. с нем. М.: Эйдос, 1996. — 253 с.
  44. С.С. Коллективная психотерапия неврозов. Л.: Медицина. -1973.-207 с.
  45. С.С. Психология больного и психология болезни // Вопросы медицинской деонтологии и психотерапии. Тамбов. — 1974. — С.43−48.
  46. Н.Д. Методика трансформации эмоций через изменение образа // Вестник психосоциальной и коррекционной работы, 1997. № 1. — С. 33−41.
  47. А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. Изд-е 2-е доп. и перераб. Л.: Медицина, 1985. — 416 с.
  48. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. -М., 1999.-406 с.
  49. P.A. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. 111 с.
  50. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача: Пер. с нем. В. Д. Вида. С-Пб., 1994. -С. 98−100.
  51. М. Цветовой тест Люшера: Пер. с англ. А. Никоновой. СПб.: Сова- М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 192 с.
  52. О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2002 № 5. -С.135−143.
  53. A.A., Филатов А. Т., Цюхно З. И. Психотерапия при функциональных заболеваниях центральной нервной системы у больных диабетом. М., 1979. — 45 с.
  54. О.Г., Подмогаева Е. А., Суркова Е. В., Курцева Т. Г., Николаева В. В., Анциферов М. Б. Обучение больных сахарным диабетом: психологический анализ // Сахарный диабет, 2002. № 4. — С. 60−64.
  55. А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике: Пер. с итал. и англ. / Общ. ред. Е. В. Романовой и Т. И. Сытько. Л.: «Экое», 1991.- 112 с.
  56. А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. Пер. с нем. 2-е изд. — М., 2003. — 112 с.
  57. A.A., Ионова Т. Н., Кайнд П. Концепция исследования качества жизни в медицине. Спб, 1999. — 140 с.
  58. Новые возможности компенсации сахарного диабета типа 1 и профилактики его сосудистых осложнений. Пособие для врачей. М., 2003.-24 с.
  59. Я.JI. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., Эйдос, 1997. — 112 с.
  60. Я.Л. Синий цвет // Журнал практического психолога, 1997. -№ 1. С.38−42.
  61. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. Межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезни. М., 1996. — 464 с.
  62. В.К., Болотова Н. В., Курмачева H.A., Стародубцева Е. П. Психосоциальные особенности детей сахарным диабетом // I Всероссийский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. М- 1998.-С. 248.
  63. Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия: Новое руководство, основанное на Международной классификации психических болезней 10 пересмотра (МКБ-Х), для подготовки врачей к получению сертификата по психиатрии. М.: Речь, 2000. — 400 с.
  64. Программа обучения пациентов с сахарным диабетом. Опыт работы школы психофизической саморегуляции при Российской Диабетической Ассоциации. Составители: Богомолов М. В., Вагина И. М., Пархоменко А. Д., Розина Н. В., Черникова H.A. Москва, 1996. -119с.
  65. Психотерапия детей и подростков / Под ред Ремшмидт X.: Пер. с нем. Дмитриевой Т. Н. М: Мир, 2000. — 656 с.
  66. Психотерапия при сахарном диабете. Руководство по психотерапии/ под ред. В. Е. Рожнова, 3-е изд. переработанное. Ташкент, 1985. -С.636−649.
  67. Руководство по психиатрии: в 2-х т. Т.2 / Тиганов A.C., Снежневский A.B., Орловская Д. Д. и др.- Под. ред. A.C. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. -784 с.
  68. К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. СПб., 1995. -172 с.
  69. Ю.Г., Кравец Е. Б. Психосоматический статус у детей с инсулинзависимым сахарным диабетом и пути его коррекции // Российский педиатрический журнал, 2003. -№ 1. С. 22−26.
  70. O.A., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М., 2004. — 270 с.
  71. П.И., Новикова H.A., Соловьев А. Г. Особенности психотерапии при сахарном диабете с сопутствующей алкогольной интоксикацией // Журнал неврологии и психиатрии, 2001 № 1. -С. 32−36.
  72. П.И., Новикова И. А., Соловьев А. Г. Роль неблагоприятных социально-психологических факторов в возникновении и течении сахарного диабета // Терапевтический архив, 2001. № 1. — С. 68−70.
  73. П.И., Панков М. П., Новикова H.A. Психосоциальная реабилитация больных сахарным диабетом, 1998. № 6. — С. 19−22.
  74. П.И., Парняков A.B. Введение в клиническую психологию. -Т.2. Москва, 2000. — С. 234−235.
  75. П.И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Социально-психологические аспекты качества жизни больных сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии, 2002. Т. 48. — № 1.- С.9−13.
  76. Символдрама / Сб. научных трудов под ред. Обухова Я. Л. и Поликарпова В. А. Мн.: Европейский гуманйтарный университет, 2001.- 416 с.
  77. Символдрама и современный психоанализ. Кататимно-имагинативная психотерапия. Сборник статей. Харьков «Регион-информ», 1999. -252 с.
  78. И.Г. Профилактика поздних осложнений инсулинзависимого сахарного диабета у детей и подростков (пути оптимизации амбулаторной помощи). Автореф. дисс.. канд.мед. наук. М, 1998. -22 с.
  79. С.Д., Корнилова Т. В., Суркова Е. В., Двойнишникова О. М., Анциферов М. Б. Психологические особенности больных сахарным диабетом типа 2- проблемы терапевтического обучения // Проблемы эндокринологии, 2001 Т.47. — № 6. — С. 27−34.
  80. Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Методическое руководство. М., 1999. -87 с.
  81. Е.В. Значение некоторых психологических факторов в контроле и лечении сахарного диабета // Проблемы эндокринологии, «2004. Т.50. — № 1. С.44−47.
  82. Е.В., Анциферов М. Б., Майоров А. Ю. Качество жизни как важнейший показатель эффективности лечения сахарного диабета в XXI веке // Сахарный диабет, 2000. № 1. — С. 23−25.
  83. Е.В., Дробижев М. Ю., Мельникова О. Г., Захарчук Т. А., Дедов И. И. Сахарный диабет и сопутствующие депрессии // Проблемы эндокринологии, 2003. Т.49. — № 6. — С. 11−16.
  84. В.А. Психология лечебного процесса. М: Медицина. -1984.-С. 27, 138.
  85. Терапевтическое обучение больных. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Отчет рабочей группы ВОЗ. М., 2001.
  86. М.Э. Динамика пограничных нервно-психических расстройств непсихотического регистра при сахарном диабете (клинико-экспертный анализ) // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2001.-№ 2.-С. 21−24.
  87. М.Э. Характеристика пограничных нервно-психических расстройств непсихотического регистра при эндокринной патологии (клинико-экспертный анализ) // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2001. -№ 1. С. 21−24.
  88. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии, 1997. № 2. — С. 3−13.
  89. Человек и его символы: Сборник: Пер. с англ. / Под ред К.Г. Юнга- Пер. на русский язык под общей редакцией Зеленского В. С.-Пб., 1996.-454 с.
  90. Л.П. Актуальные вопросы организации медико-психологической помощи детям и подросткам // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2002. -№ 4. С.29−39.
  91. Г. И. Особенности познавательных процессов у детей, больных сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии, 1999. № 2. — С. 3−6.
  92. Г. И. Повышение эффективности обучения детей и подростков, больных СД 1-го типа, самоконтролю заболевания // Вопросы качества жизни больных сахарным диабетом. Сборник статей, 2000. С. 14−26.
  93. Ю2.Шутценбергер А. А. Тяжелобольной пациент (15-летний опыт применения психодрамы для лечения рака) // Вопросы психологии. -1990.-Xa5.-C.94−106.
  94. ЮЗ.Щербачева Л. Н., Кураева Т. Л., Ширяева Т. Ю., Емельянов А. О., Петеркова В А. Эпидемиологическая характеристика сахарного диабета 1 типа у детей в Российской Федерации (предварительные данные) // Сахарный диабет, 2004. Х°3. С. 2−6.
  95. В.И., Григорьев С. Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. СПб.: ВМедА, 2002. — 266 с.
  96. Aalto A.M., Uutela A., Aro A.R. Health related quality of life among insulin-dependent diabetics: disease-related and psychosocial correlates // Patient Education and Counseling. 1997.- 30. — P. 215−225.
  97. Agurs-Collins Т., Kumanyika S., Ten Have Т., Adams-Campbell L.// Diabetes Care. 1997. — Vol. 20. — P. 1503−1511.
  98. Anderson R.J., Freedland K.E., Clouse R.E., Lustman P.J. The prevalence of comorbid depression in adults with diabetes: a meta-analysis // Diabetes Care.-2001.-Jun. -24(6).-P. 1069−1078.
  99. Anderson R.J., Grigsby A.B., Freedland K.E., de Groot M., McGill J.B., Clouse R. E, Lustman P.J. Anxiety and poor glycemic control: a meta-analytic review of the literature // Int J Psychiatry Med. 2002. — 32(3). — P. 235−247.
  100. Berlin I., Bisserbe J.-C., Eiber R., et al. Phobic symptoms, particularly the fear of the blood and injury, are associated with poor glycemic control in type 1 diabetic adults // Diabetes Care. 1997. — 20.- P. 176−178.
  101. Bingley P. V, Gale E. A. Epedemiology of fipe diabetes // Curr. Pacdiat. -1993.-3 (3).-P. 130−137.
  102. Bleuler M. Endocrinologische Psychiatrie. Stuttgart. — 1954.
  103. Bott U., Muhlhauser I., Overmann H., Berger M. Validation of a diabetes-specific quality-of-life scale for patients with type 1 diabetes // Diabetes Care. 1998.-21.-P. 757−769.
  104. Bryden K.S., Dunger D.B., Mayou R.A., Peveler R.S., Neil H.A. Poor prognosis of young adults with type 1 diabetes: a longitudinal study // Diabetes Care. 2003. — Apr. 26(4). — P. 1052−1057.
  105. Cameron O.G., Kronfol Z, Greden J.F., Carrol B.J. Hypothalamic-pituitary-adrenocortical activity in patients with diabetes mellitus // Arch. Gen. Psychiatry.- 1984.-Nov. 41(11).-P. 1090−1095.
  106. Channon S., Smith V. J, Gregory J.W. // Arch. Dis. Child. 2003.- Aug. -88(8).-P. 680−683.
  107. Chernoff R. G, List D. G, De Vet K. A, Ireys H.T. Maternal reports of raising children with chronic illnesses: the prevalence of positive thinking // Ambul Pediatr. 2001. — Mar-Apr. — 1(2). — P. 104−107.
  108. Chisholm V. The adjustment to diabetes of school-age children with psychological adjustment problems // Br. J. Health Psychol. 2003. — Sep. 8(Pt 3). -P. 335−358
  109. Ciechanowski P. S., Katon W. J, Russo J. E, Hirsch I. B. The relationship of depressive symptoms to symptom reporting, self-care and glucose control in diabetes // Gen. Hosp. Psychiatry. 2003. — Jul-Aug.- 25 (4). — P. 246−252.
  110. Cohen S.T., Welch G., Jacobson A.M., et al. The association of lifetime psychiatric illness and increased retinopathy in patients with type 1 diabetes mellitus // Psychosomatics. 38: 1997. -98. — P. 108.
  111. Dantzer C., Swendsen J., Maurice-Tison S., Salamon R. Anxiety and depression in juvenile diabetes: a critical review // Clin. Psychol. Rev. -2003.- Nov. 23(6). — P. 787−800.
  112. Delamater A.M., Jacobson A.M., Anderson B. et al. // Ibid. 2001. — № 7 -P. 1286−1292.
  113. Eaton W.W., Armenian H., Gallo J. et al. Depression and risk for onset of type 2 diabetes: a prospective population-based study // Diabetes Care. -1996.- 19: 10.-P. 1097−1020.
  114. Ercolahti R.K., Honen T., Saarijarvi S. Self-image of adolescents with diabetes mellitus type I and rheumatoid arthritis // Nord. J. Psychiatry. -2003. -57 (4).-P. 309−312.
  115. Faro В. The effect of diabetes on adolescents quality of life // Pediatr. Nurs. 1999.- May-Jun.- 25(3). — P. 247−253, 286.
  116. Faulkner M.S. Quality of life for adolescents with type 1 diabetes: parental and youth perspectives // Pediatr. Nurs. 2003.- Sep-Oct. — 29(5). — P. 362 368.
  117. J.P., Zinman В. Комплаенс и эффективность длительной терапии у пациентов с диабетом 2 типа // Медикография. 1999. — Т.21. — № 4.-выпуск 62. — С. 36−40.
  118. Forsander GA., Sunden J. Comparison of two therapeutic regimes for diabetes-stricken children. Social and mental resources of the family are often crucial for the prognosis // Lacartidningen.- 2001. Nov 28. — 98(48). -P.5484−5486, 5489.
  119. A.M. Оценка показателя стоимость-эффект при лечении больных СД 2 типа // Медикография. 1999. -Т. 21. — № 4. — выпуск 62. — С. 15−19.
  120. Greco P., Pendley J.S., McDonell К., Reeves G. A peer group intervention for adolescents with type 1 diabetes and their best friends // J. Pediatr. Psychol. 2001. — Dec. — 26(8). — P.485−490.
  121. Grey M., Whittemore R., Tamborlane W. Depression in type 1 diabetes in children: natural history and correlates // J. Psychosom. Res. 2002. — Oct. -53(4).-P. 907−911.
  122. Grigsby A.B., Anderson R.J., Freedland K.E., Clouse R.E., Lustman P.J. Prevalence of anxiety in adults with diabetes: a systematic review // Psychosom. Res. 2002. — Dec. -53(6). — P. 1053−1060.
  123. Hains A.A., Davies W.H., Parton E., Silverman A.H. Brief report: a cognitive behavioral intervention for distressed adolescents with type 1 diabetes // J.'Pediatr. Psychol. 2001. — Jan-Feb. — 26(1). — P. 61−66.
  124. Hains A.A., Davies W.H., Parton E., Totka J., Amoroso-Camarata J. A stress-management intervention for adolescents with type 1 diabetes // Diabetes Educ. 2000. — May-Jun. — 26(3). — P. 417−424.
  125. Hampson S.E., Skinner T.C., Hart J., Storey L., Gage H., Foxcroft D., Kimber A., Cradock S., McEvilly E.A. Behavioral interventions for adolescents with type 1. diabetes: how effective are they // Diabetes Care. -2000.-Sep-23(9): 1416−22
  126. Hanna K.M., Guthrie D. Adolescents behavioral autonomy related to diabetes management and adolescent activities/rules // Diabetes Educ. — 2003.- Mar-Apr. 29 (2). — P. 283−291.
  127. Hudson J.I., Hudson M.S., Rothschild A.J., Vignati L., Schatzberg A.F., Melby J.C. Abnormal results of dexamethasone suppression tests in nondepressed patients with diabetes mellitus // Arch. Gen. Psychiatry. 1987.- Jun. 44(6). — P. 517.
  128. Jacobson A.M., de Groot M., Samson J.A. Оценка влияния диабета на качество жизни. Оценка двух методов определения качества жизни больных с сахарным диабетом 1 и 2 типа // Diabetes Care. 1994. — 17. -267−274.
  129. Karlson В., Agardh C.-D. Burden of illness, metabolic control, and complications in relation to depressive symptoms in IDDM patients // Diabetic Medicine.- 1997.-14. -P. 1066−1071.
  130. Karlson В., Agardh C.-D. Influence of intensified insulin regimen on quality of life and metabolic control in insulin-dependent diabetes mellitus // Diabetes Research and Clinical Practice. 1994. — 25. — P. 111−115.
  131. Kiess W., Galler A., Schmidt A., Nietzschmann U., Neu A., Raile K., Kapellen T. Fathers of children with diabetes mellitus and their role in coping strategies in the family // J. Pediatr. Endocrinol. Metab. 2001. — 14. — Suppl. l.-P. 639−643.
  132. Kochen D., Burgess A.P., Catalan J., et al. The role of anxiety and depression in quality of life and symptom reporting in people with diabetes mellitus // Quality of Life Research. 1998. -7. — P. 197−204.
  133. Kyngas H. Compliance of adolescents with diabetes // J. Pediatr. Nurs. -2000. Aug. — 15(4). — P. 260−267.
  134. Kyngas H., Rissanen M. Support as a crucial predictor of adolescents with a chronic disease // J. Clin. Nurs. 2001. — Nov. — 10(6). — P. 767−774.
  135. Laffel L.M., Vangsness L., Connel A., Goebel-Fabri A., Bulter D., Anderson B.J. Impact of ambulatory, family-focused teamwork intervention on glycemic control in youth with type 1 diabetes // J. Pediatr. 2003. — Apr. -142(4).-P 409−416.
  136. H. Направленное аффективное воображение // American Journal of Psychotherapy. 1969. — vol. XXIII. — № 1. — P. 4−22.
  137. Lewis D.W., Powers P.A. Goodenough M.F., Poth M.A. Inadequacy of in-school support for diabetic children // Diabetes Technol. Ther. 2003. — 5 (l).-P. 45−56.
  138. Lustman P.J. Anxiety disorders in adults with diabetes mellitus // Psychiatr. Clin. North Am. 1988. — Jun. -11(2). — P. 419−432.
  139. Lustman P.J., Anderson R.J., Freedland K. E, de Groot M., Carney R.M., Clouse R.E. Depression and poor glycemic control: a meta-analytic review of the literature // Diabetes Care. 2000. — Jul. — 23(7). — P.934−942.
  140. Lustman P.J., Freedland K.E., Carney R.M., Hong B.A., Clouse R.E. Similarity of depression in diabetic and psychiatric patients // Psychosom. Med. 1992. — Sep-Oct. — 54(5). — P. 602−611.
  141. Lustman P.J., Griffith L.S., Clouse R.E. Depression in adults with diabetes: results of a 5-year follow-up study // Diabetes Care. 1988. — № 11. — P. 605 612.
  142. Lustman P.J., Griffith L.S., Clouse R.E. Depression in Adults with Diabetes // Semin. Clin. Neuropsychiatry. 1997. — Jan. -2(1). — P.15−23.
  143. Lustman P.J., Griffith L.S., Clouse R.E., Cryer P.E. Psychiatric illness in diabetes mellitus. Relationship to symptoms and glucose control // J. Nerv. Ment. Dis. 1986. — Dec. -174(12). -P.736−742.
  144. Mancuso M., Caruso-Nicoletti M. Sammer camps and quality of life in children and adolescents with type 1 diabetes // Acta Biomed Ateneo Parmense. 2003. — 74. -Suppl 1. — P. 35−37.
  145. Martinez Chamorro M.J., Lastra Martinez I., Luzuriaga Tomas C. Psychosocial characteristics of children and adolescents with type 1 diabetes mellitus // An Esp. Pediatr. 2001. — Nov. — 55(5). — P. 406−412.
  146. Nacazato M., Kodama K., Miyamoto S., Sato M., Sato T. Psychiatric disorders in juvenile patients with insulin-dependent diabetes mellitus // Diabetes Res. Clin. Pract. 2000. — Jun. — 48(3). — P. 177−183.
  147. Niemcryk S.J., Speers M.A., Travis L.B., Gary H.E. Psychosocial correlates of hemoglobin Ale in young adults with type I diabetes // J. Psychosom. Res. -1990.-34(6).-P. 617−627.
  148. Padgett DK. Sociodemographic and disease-related correlates of depressive morbidity among diabetic patients in Zagreb, Croatia // J. Nerv. Ment. Dis. -1993.-Feb.-181(2).-P.123−129.
  149. Peyrot M. Behavior change in diabetes education // Diabetes Educ. 1999. -Nov-Dec. — 25 (6 Suppl). — P.62−73.
  150. Peyrot M., Rubin R.R. Levels and risks of depression and anxiety symptomatology among diabetic adults // Diabetes Care. 2000. — Sep. -23(9). — P.1443−1444.
  151. Peyrot M., Rubin R.R. Structure and correlates of diabetes-specific locus of control // Diabetes Care. 1994. — Sep. — 17(9). — P. 994−1001.
  152. Rosselo J., Perez D. Anxiety and social support in group of young people with insulin-dependent diabetes // Bol. Asoc. Med. PR. 2003. — May-Jun. -95(3).-P. 7−10, 13−15.
  153. J. // J. Consult. Clin. Psychol. 1775. — Vol. 43. — P. 56−57.
  154. Rubin R.R., Reyrot M. Quality of life and diabetes // Diabetes Metab. Res. Rev. 1999. — May-Jun. — 15(3). — P. 205−218.
  155. Schorr, J. Psychotherapy through imagery. New York, NY: Intercontinental Medical Book Company, 1974.
  156. Seiffge-Krenke I., Stemmler M. Coping with everyday stress and links to medical and psychosocial adaptation in diabetic adolescents // J. Adolensc. Health. 2003. — Sep. — 33 (3). — P. 180−188.
  157. Sifneos P.E. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients // Pychoter. Psychosom. 1973. — V.22. — P. 225−262.
  158. Snoek F.J., Mollema E.D., Heine R.J., et al. Development and validation of the diabetes fear of injecting and self-testing questionnaire (D-FISQ): first findings // Diabetic Medicine. 1997. -14. — P. 871−876.
  159. The Diabetes Control and Complications Trial Research Group. Influence of intensive diabetes treatment on quality-of-life outcomes in the Diabetes
  160. Control and Complications Trial // Diabetes Care. 1996.- Vol.19. — P.195−203 and from the accompanying Commentary by D.E. Casey.
  161. Viner R.M., Christie D., Taylor V., Hey S. Motivational / solution-focused intervention improves HbAlc in adolescents with Type 1 diabetes: a pilot study // Diabet Med. 2003. — Vol. 20 — № 9. — P. 739−742.
  162. Whittemore R., Urban A.D., Tamborlane W.V., Grey M. Quality of life in school-age children with type 1 diabetes on intensive treatment and their parents. Diabetes Educ. 2003. — Vol. 29 — № 5. — P. 847−54
  163. Wikblad K., Leksell J., Wibell L. Health related quality of life in relation to metabolic control and late complications in patients with insulin dependent diabetes mellitus // Quality of Life Research. 1996. — № 5. — P. 123−130.
  164. Wysocki T., Greco P., Harris M.A., Bubb J., White N.H. Behavior therapy for families of adolescents with diabetes: maintenance of treatment effects // Diabetes Care. 2001. — Vol. 24. — № 3. — P. 441−469.
Заполнить форму текущей работой