Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Иммиграционная политика Великобритании в условиях глобализации: теория, дискурс, практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Центральным понятием КДА является понятие доступа к дискурсу. Доступ к дискурсу, или профиль дискурсного доступа определяется как способность активно или пассивно участвовать в дискурсе, а также контролировать его параметры, то есть тему, участников, очередность их выступлений итд. Чем большим доступом к дискурсу обладает тот или иной актор, тем выше вероятность того, что его выступление будет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ОЦЕНКИ
    • 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
  • ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
    • 2. МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ДИСКУРСА. ДИСКУРС-АНАЛИЗ В СФЕРЕ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
    • 3. КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДИСКУРСА
  • ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТ
    • 1. ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ИСТОЧНИК УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 3. ТЕОРИЯ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ ОЛЕ ВЕВЕРА КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ СВОБОДОЙ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
  • ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАТАНИИ
    • 1. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРИОД С 50-Х ПО
  • ЕГОДЫ
    • 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС НА ТЕМУ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПАЛАТЕ ОБЩИН В 2001—2005 гг.
    • 3. ИЗМЕНЕНИЯ В ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В
  • 2005ГТ

Иммиграционная политика Великобритании в условиях глобализации: теория, дискурс, практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность проведенного исследования диктуется как факторами, имеющими академическое происхождение, так и сложившейся в мире в начале XXI века политической обстановкой.

В последнее время быстро набирает вес дискурсный подход к изучению политических процессов. Язык, а именно политическая речь, начинает играть все более значимую роль в политике, в том числе за счет развития либерально-демократических государств, средств массовой информации, а также телекоммуникационной сферы. Появился целый ряд работ, посвященных технологиям манипуляции и влиянию на аудиторию, изучению специфики индивидуального языка политиков и другим проблемам лингвополитологии. Перед исследователем встают справедливые вопросы: каким образом язык может способствовать достижению тех или иных политических целей и какова роль политической речи в конкретных исторических условиях?

Террористические акты, произошедшие в США, Великобритании, Испании, России и других странах, стали свидетельством того, что в мире возникла качественно новая угроза национальной и глобальной безопасностимеждународный терроризм. Отличительной особенностью этой угрозы является тот факт, что она более не исходит от конкретного внешнеполитического противника и требует адекватного ответа не только с внешне, но и, что более важно, с внутриполитической точки зрения. В этой ситуации все более важную роль для многих развитых стран Запада начинает играть государственная иммиграционная политика. Перед правительством ряда демократических государств встал вопрос о разумном балансе между правами и свободами, включая свободу передвижения с одной стороны, и мерами по обеспечению национальной безопасности — с другой. Многие страны, включая Великобританию, сделали выбор в пользу обеспечения национальной безопасности, существенно ужесточив иммиграционную политику. Проблема, однако, состоит в том, что курс на ужесточение политики несет в себе отрицательные последствия с точки зрения прав и свобод человека, являющихся центральным элементом демократии.

Особняком стоит роль языка в процессе ужесточения иммиграционной политики развитых стран, в том числе Великобритании. Политический дискурс на тему связи иммиграции и международного терроризма является одним из факторов принятия законодательных решений по вопросам иммиграционной политики.

Стоит отметить, что вопрос об иммиграции, начиная с бО-ч годов XX века, неизменно являлся и остается по сей день одним из самых противоречивых и интересных моментов в парламентских дебатах в палате общин Великобритании, особенно между лейбористами и консерваторами. Несмотря на то, что консерваторы традиционно придерживаются жесткой позиции в отношении иммигрантов, а лейбористы относятся к миграции более либерально, нередко этот вопрос становится объектом политических игр и интриг между двумя наиболее популярными партиями в Великобритании.

В связи с этим изучение истории иммиграционной политики и дебатов на тему иммиграционной политики в палате общин позволяет ответить на вопросы, каким образом иммиграция представлялась как источник угроз международного терроризма, как развивались позиции ведущих политических партий относительно государственной иммиграционной политики, каковы глубинные причины ужесточения законодательства в отношении мигрантов.

Изучение позиций ведущих политических партий, а также генезиса законодательной базы, позволяют строить обоснованные предположения относительно того, насколько эффективно влияние политического дискурса на процесс принятия решений в сфере иммиграционной политики Великобритании.

Степень научной разработанности проблемы.

По проблеме формирования миграционной политики Великобритании существует обширная историография. К сожалению, отечественные авторы не уделяют достаточного внимания этой теме, поэтому большинство источников имеют британское происхождение. Работы западных авторов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят современные исследователи либерально-демократического толка, стремящиеся привлечь внимание к тяжелому положению мигрантов, ущемлению их прав. В эту группу входят такие ученые как Р. Гринслэйд1, Д. Гюйсманс2, Т. Ван Дейк3. Последние два ученых изучают роль дискурса в формировании отношения к мигрантам, а также иммиграционной политики.

Особого внимания заслуживает работа профессора Лондонского Университета и известного журналиста-комментатора Роя Гринслэйда, в которой он настаивает на том, что коренное население Великобритании изначально предубежденно относится к мигрантам, что объясняется удаленным географическим положением Британских островов. Политолог также уделяет внимание роли средств массовой информации в поддержании расистских взглядов по отношению к приезжим среди местного населения. Он считает, что в погоне за популярностью газеты и журналы обращаются к темам, наиболее сильно волнующие население, вызывающим наиболее сильную реакцию читателей. Тема миграции всегда остается среди таких близких простым людям и волнующих их тем.

Исследования, входящие во вторую группу, описывают общеевропейские иммиграционные тенденции. В этих трудах делаются попытки проанализировать влияние экономического роста и развития демократических.

1 Greenslade R. Seeking Scapegoats: The Coverage of Asylum in the UK Press / R. Greenslade // Asylum and Migration — Institute for Public Policy Research, London, 2005. — P. 3−54.

2 Cm. Huysmans J. Nexus terrorism-immigration/asylum/refiige in parliamentary debates in the UK: Commons Debates since 11 September 2001 [Electronic resource]/ Jef Huysmans — The University of Birmingham, 2 November 2005 — P. 34. -Mode of access: http://www.midas.bham.ac.uk/Content%20analvsis%20of%20Commons%20Debates.pdf (accessed on 6.10.2005) — Huysmans J. Politics of Exception & Unease: Immigration, asylum and insecurity in parliamentary debates on terrorism in the UK [Electronic resource] / J. Huysmans, A. Buonfino — The University of Birmingham, 2005 — 56 p. — Mode of access: http://vvww.midas.bham.ac.uk/Politics%20oP/o20Exception%20%20Unease%20ISA%202 006.pdf. (accessed on 6.10.2005).

3 Van Dijk T.A. Prejudice in Discourse / T.A. van Dijk — Amsterdam: Benjamins, 1984 — 156 pVan Dijk T.A. Communicating Racism / T.A. van Dijk — Newbury Park, CA: Sage, 1987 — 440 p.- Van Dijk T.A. Elite Discourse and Racism / T.A. van Dijk — Newbury Park, CA: Sage, 1993 — 187p.- Dijk van T. A. Principles of Critical Discourse Analysis / T.A. van Dijk // Discourse and Society — University of Amsterdam — 1993, № 4 (2) — P. 6. прав и свобод на иммиграционные потоки в Европу. К данной группе в частности принадлежат работы профессора Д. Холлифилда4. В своих работах ученый предпринимает попытки доказать неизбежность увеличения численности мигрантов в Великобритании в условиях нехватки рабочей силы. По мнению Холлифилда, максимум, чего могут добиться правительства развитых стран — это ограничить, стабилизировать поток мигрантов, но никак не остановить его.

В следующюю группу входят труды ученых, оценивающих миграционные процессы в государствах Европы с точки зрения парадигмы глобализма. В эту группу входят исследования С. Сассен5, Д. Якобсона6, М. Фельдблума7, К. Йоппке8.

Американский социолог и экономист Саскиа Сассен из Чикагского Университета объясняет, что государство более не в силах держать под контролем иммиграцию вследствие частичной передачи полномочий по формированию миграционной политики наднациональным образованиям, таким как Евросоюз, а также появления международного режима по защите прав человека.

В еще одну группу можно выделить исследования Д. Фримэна9, В. Гиродона10 и некоторые работы К. Йоппке11. Эти ученые считают, что ведущим фактором в 4.

Hollyfield D. Immigrants, Markets, and States: The Political Economy of Postwar Europe / D. HollyfieldCambridge, Mass: Harvard University Press, 1992 — 146p.- Hollyfield D. Migration Theory: Talking Across the Disciplines / D. Hollyfield — New York: Routledge, 2000 — 187p.- Hollyfield D. Migration and Sovereignty / D. Hollyfield, M. Gibney, R. Hansen // Encyclopedia of International Migration — Oxford: Oxford University Press, 2005 p.145−217- Hollyfield D. Immigration Control: A Comparative Analysis of European Regulation Policies / D. Hollyfield — Oxford: Berg, 1999; 213p.

Hollyfield D. Migration, Trade and the Nation-State: The Myth of Globalization / D. Hollyfield // Journal of International Law and Foreign Affairs — Vol. 3, No. 2 (Fall/Winter, 1998;99) — P.595−636- Hollyfield D. Europe’s Migration Challenge / D. Hollyfield// Harvard International Review — Summer, 1994 — p. 154−176.

5 Sassen S. The de-facto Transnationalizing of Immigration Policy / S. Sassen // Chalenge to the Nation State ed. Joppke C. — Oxford: Oxford University Press, 1998 — P.69−71- Sassen S. Losing Control / S. Sassen — New York: Columbia University Press, 1996 — 124p.

6 Jacobson D. Rights Across Borders: Immigration and the Decline of Citizenship / D. Jacobson — Baltimore: John Hopkins University Press, 1997; 18 lp.

7 Feldblum M., Reconfiguring Citizenship in Western Europe / M. Feldblum // Challenge to the Nation-State ed. Joppke C. — Oxford: Oxford University Press, 1998 — P. 231−272.

8 Joppke C. Immigration Challenges the Nation-State / C. Joppke // Challenges to the Nation State ed. Joppke C. -Oxford: Oxford University Press, 1998, P. 10−25.

9 Freeman G.P. Modes of Immigration Policy in Liberal Democratic States / G. Freeman // Challenge to the Nation-state ed. Joppke C. — Oxford: Oxford University Press, 1998 — P. 881−901- Freeman G.P. The Decline of Sovereignty: Politics and Immigration Restrictions in Liberal States / G. Freeman // Challenges to the Nation-state ed. JoppkeOxford: Oxford University Press, 1998 — P. 901−935. формировании иммиграционной политики Великобритании является то, что миграция выгодна тем, в чьих руках находится контроль за политическим дискурсом — то есть представителям власти. Миграция приносит экономическую пользу тем, кто заинтересован в дешевой рабочей силе. В то же время простые люди, для которых миграция далеко не всегда имеет положительный эффект лишены доступа к политическому дискурсу, в том числе и на данную тематику, что и определяет расклад сил.

Среди отечественной историографии необходимо отметить работы Н. Э. Тройской, A.C. Макарычева, A.A. Сергунина и Д. Г. Балуева.

Объектом исследований Н.Э. Тройской12 является лингвистическая составляющая политического процесса. В докторской диссертации на тему «Политический процесс и лингвистические технологии манипулирования» Н. Э Тройская изучает лингвистические технологии как средство политического воздействия и часть политического процесса.

Работы A.A. Сергунина13 и Д.Г. Балуева14 посвящены проблемам безопасности. A.A. Сергунин изучает эволюцию взглядов отечественных ученых на проблемы национальной и международной безопасности и проводит описание основных школ российской внешнеполитической мысли и их понимания безопасности. Д. Г. Балуев проводит исследование эволюция понятий безопасности, государственной и личностной без опасности под влиянием процессов глобализации, информационной революции.

A.C. Макарычев исследует отношения Европы и России сквозь призму политического дискурса, изучая, каким образом тот или иной актор определяет.

10 Guiraudon V. Citizenship Rights for Non-Citizens: France, Germany and the Netherlands / V. Guiraudon // Challenge to Nation-State ed. Joppke C. — Oxford: Oxford University Press, 1998 P.456−504. Joppke C. Why States Accept Unwanted Immigration [Electronic resource] / C. Joppke — Florence: EUI Working Papers, 5/98,1998. -27p. — Mode of access: http://www.iiie.it/RSCAS/Research/MlGRES/svllabi/Joppke%20-%20Citizenship.%20ethnicitv%20and%20immigration.pdf (Accessed on 15.12.2006).

12 Тройская Н. Э. Политический процесс и лингвистические технологии манипулирования: автореф. Доктор полит наук / Н. Э Тройская — HH, 2005 — 48с.

13 Сергунин А. А. Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности / А. А. Сергунин — HH.: Типография ННГУ, 2003 г — 89с.

14 Балуев Д. Г. Современная мировая политика и проблемы личностной безопасности / Д. Г. Балуев — НН.: типография ННГУ, 2002 г. -208с. своего оппонента и свои отношения с ним в дискурсе, тем самым, идентифицируя себя15.

Эмпирическая база диссертации представляет собой совокупность следующих групп документов: международно-правовые акты, юридические акты Великобритании, материалы палаты общин, документы исполнительной власти, отчеты комиссий, содержащие материалы об эффективности тех или иных юридических актов и отдельных мер. В состав комиссий, отчеты которых нас интересуют, входят представители палаты общин и лордов, при этом возглавляет комиссию один из лордов.

В первую группу входит Европейская конвенция по правам человека16 и протоколы к ней. Конвенция была принята Советом Европы в 1950 году и играет важную роль для иммиграционной политики Великобритании и других стран Европы. Кроме того, она очерчивает границы, за которые правительство не может выходить, принимая решения, касающиеся прав человека.

Юридические акты Великобритании можно разделить на несколько групп в зависимости от сферы политики, на которую направлен тот или иной акт. В первую группу входят акты, регулирующие проблемы гражданства и политики в отношении бывших колоний Великобритании. Сюда входят Закон о.

17 1Я гражданстве 1961г", Закон о гражданстве 1981 г, а также Закон о гражданстве, политике в отношении иммигрантов и беженцев 2002г19. Последний закон наделяет министерство внутренних дел широкими полномочиями для лишения гражданства, повышает требования к знанию английского языка у претендентов на натурализацию в Великобритании.

15 Makarychev A. The four freedoms and four spaces within the framework of the pathways of communication between the EU and Russia / A. Makarychev // EU and Russia: Four spaces and four freedoms. Research bulletin № 1 -NN: Niznhiy Novgorod Linguistic University, 2006 — P.3−21.

16 Европейская конвенция по правам человека [Электронный ресурс]: подписан 4 ноября 1950 года в Риме. 5 протоколов: Парижский протокол, 1962 г, Страсбургские протоколы 1963 и 1966гг (6 мая 1963 года было принято сразу 2 протокола, 16 сентября 1963 г и 20 января 1966 г) -. Режим доступа: http://conventions.coe.int/treatv/en/Treaties/Html/005.htm. (дата посещения: 12 ноября 2005г).

17 British Nationality Act [Electronic resource] - London, 1962 — P.89. — Mode of access: http://www.]ib.gla.ac."k/Depts/MQPS/ULPS%20and%20Database%20Guides/ulp8.shtml (accessed on 12.11.2005).

18 British Nationality Act 1981 [Electronic resource] [Received Royal Assent on October 30, 1981]. — Uniset: Nationality laws of European states and territories. — Mode of access: http://vvwvv.uniset.ca/natv/BNA1981revd.htm (accessed on 20.5.2007).

19 Nationality, Immigration and Asylum Act 2002 [Electronic resource] - London, 2002 — Mode of access: http://wwvv.opsi.gov.uk/acts/acts2002/ukpga 20 020 041 en. pdf (accessed on 5.11.2005).

Вторую группу юридических актов составляют законы о борьбе с терроризмом. Среди них Закон о безопасности, борьбе с терроризмом и.

20 21 преступностью 2001 г, закон о борьбе с терроризмом 2006 г, а также Закон о.

9 «7 превентивных антитеррористических мерах 2005 г. Особо стоит отметить Закон о безопасности, борьбе с терроризмом и преступностью 2001 г. В этом законе заложен целый спектр мер, связанных с государственной миграционной политикой. Эта тенденция не случайна: после событий 11 сентября 2001 года миграция традиционно стала рассматриваться как источник угроз национальной безопасности, в том числе угрозы международного терроризма. Закон 2001 года позволяет Министерству внутренних дел задерживать на неопределенный период подозрительных лиц, прибывающих в Великобританию, сохранять биометрическую информацию о мигрантах в течение 10 лет, а также отменяет право подать апелляцию после решения Специальной комиссии по делам иммигрантов и беженцев. 4-ая статья Закона о безопасности, борьбе с терроризмом и преступностью 2001 г вызвала беспокойство в широких кругах общественности в связи с тем, что для ее выполнения потребовался частичный отказ от выполнения Европейской конвенции о правах человека 1950 г. Этот случай явился единственным случаем и отказа от исполнения Конвенции в Европе после терактов в Нью-Йорке осенью 2001 года, что позволяет дать сравнительную характеристику иммиграционной политике Великобритании по отношению к другим европейским странам.

Еще одну группу законодательных актов составляют законы, имеющие самое прямое отношение к иммиграционной политике. Такие законы особенно важны для данной работы. Среди таких актов Закон об иммиграции 1971 г, Закон о.

20 Terrorism, Crime and Security Act 2001 [Electronic resource]: received royal assent on 14.12.2001 — London, 2001;Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2001/ukpga 20 010 024 en. pdf (accessed 12.8.2006).

21 Terrorism Act 2006 [Electronic resource] [Received Royal Assent on March 30,2006]. — London: National Archives. Office of Public Sector Information, 2006 — Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2006/ukpga 2 006 001 len. pdf (accessed 15.5.2007).

22 Prevention Of Terrorism Act 2005 [Electronic resource] [Received Royal Assent on March 11,2005]. — London: National Archives. Office of Public Sector Information, 2005 — Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2005/ukpga 20 050 002 en. pdf (accessed 15.3.2006).

23 Immigration Act 1971. [Electronic Resource]: received royal assent on 28.10.1971 — London, 1971 — Mode of access: http://www.uniset.ca/natv/ImmigrAct 1971 .htm (accessed on 11.1.2005). гражданстве, политике в отношении иммигрантов и беженцев 2002г24, Акт об.

25 26 экстрадиции 2003 г, Закон об иммигрантах и беженцах 2004 г, а также Закон.

97 о гражданстве, политике в отношении иммигрантов и беженцев 2006 г. Сам факт того, что за 5 лет в период с 2001 по 2006гг, было принято 4 закона об иммиграционной политике, говорит о том, что правительство уделяет этой проблеме повышенное внимание. Стоит отметить, что каждый из этих законодательных актов можно охарактеризовать как соответствующий тенденции «закрытых дверей» («closing the doors for immigration») для мигрантов в Великобритании.

Заслуживает внимание и еще один законодательный акт, который не может быть отнесен ни к одной из вышеперечисленных групп. Это Закон о правах человека 1998г28. Его важность для генезиса иммиграционной политики Великобритании сложно переоценить. Значение данного закона состоит в том, что он интегрирует Европейскую конвенцию по правам человека в правовое поле Великобритании. Одновременно Закон о Правах Человека оставляет Премьер-министру и Парламенту возможности частичного и временного отказа от Европейской Конвенции.

Материалы Палаты Общин представляют неоспоримый интерес для политолога, изучающего миграционную политику Великобритании. Дебаты в нижней палате Парламента с 2001 по 2005 гг. на тему иммиграционной политики составляют основу практической части данного исследования.

Основная часть отобранных материалов представляет собой обсуждения законопроектов Палате Общин. Участие в таких дебатах принимает министр, в.

24 Nationality, Immigration And Asylum Act 2002 [Electronic resource] [Received Royal Assent on 7 November, 2002]. — London: National Archives. Office of Public Sector Information, 2002 — Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2002/ukpga 20 020 041 en. pdf (accessed 5.11.2005).

25 Extradition Act 2003 [Electronic resource] [Received Royal Assent on November 20,2003]. — London: National Archives. Office of Public Sector Information. Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2002/ukpga 20 020 041 en. pdf (Last accessed 1.7.2005).

26 Immigrants and asylum seekers Act 2004. [Electronic resource]: received royal assent on 22.7.2004 — London, 2004 -Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2004/ukpga 20 040 019 en.pdf. (accessed on 24.3.2005).

27 Immigration, Asylum And Nationality Act 2006 [Electronic resource] [Received Royal Assent on March 30,2006]. -London: National Archives. Office of Public Sector Information, 2006 — Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2006/ukpga 20 060 013 en. pdf (accessed 5.5.2006).

28Human Rights Act 1998 [Electronic resource] [Received Royal Assent on March 30, 2006]. — London: National Archives. Office of Public Sector Information, 1998 — Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts 1998/19 980 042.htm (accessed on 14.7.2004). компетенции которого находится обсуждаемый законопроект. Для данного исследования характерно участие в дебатах Министра Внутренних Дел, Дэвида Бланкетта (министр внутренних дел с 2001 по 2004гг) и Чарльза Кларка (министр внутренних дел с декабря 2004 г по май 2006г). Нередко участие в дебатах по иммиграционной политике принимает Премьер-министр Тони Блэр. Это происходило, например, сразу после терактов в Нью-Йорке (заседание Палаты Общин 14 сентября 2001 г.). Участие премьер-министра придавало дополнительную значимость дебатам и помогает более четко уяснить линию правительства. Значение политического дискурса в Палате Общин для данной работы трудно переоценить: именно анализ речей политиков позволяет ответить на вопрос, каким образом миграция позиционируется как источник угроз безопасности, а также как различные политические партии в различные периоды времени относятся к проблеме миграции в контексте национальной безопасности. Определенное внимание уделено и письменным ответам на вопросы парламентариев со стороны представителей правительства. В них зачастую содержится ценная статическая информация, позволяющая сделать вывод об эффективности той или иной государственной политики.

Среди документов исполнительной власти важную роль играют предложения правительства по улучшению политики в отношении мигрантов и беженцев. Среди них стоит выделить два важных документа: опубликованный и представленный на рассмотрение Парламента в феврале 2005 года Министерством внутренних дел во главе с Чарльзом Кларком документ.

9Q.

Балльная система: Миграция во благо Великобритании". Данное предложение является 5-летней стратегией Министерства Внутренних Дел по вопросам политики в отношении мигрантов и беженцев. Программа официально вступила в силу 7 марта 2006 года и направлена на решение сразу нескольких задач: более эффективно контролировать иммиграционные потоки, пресекать попытки злоупотребления миграционным законодательством, а.

29 Home Office Document: A Points-Based System: Making Migration Work for Britain. [Electronic resource] -Norwich: The Stationery Office, 2006 — Mode of access: http://www.homeoffice.gov.uk/documents/command-points-based-migration?view=Binary (Last Accessed January 10,2007).

11 также выявлять наиболее ценных и талантливых работников среди мигрантов. Данное предложение представляет собой один из шагов по реализации государственного плана в отношении миграции и основано на так называемой бальной шкале, по которой оцениваются мигранты. В зависимости от количества набранных очков мигранты попадают в одну из пяти групп: высококвалифицированные рабочие (ученые или предприниматели) — квалифицированные кадры, имеющие предложение о работе (например, учителя) — низкоквалифицированные рабочие, призванные решить проблему дефицита кадров в определенной сферестудентыа также временные, сезонные трудовые мигранты. Баллы начисляются на основании нескольких критериев, в том числе опыта, возраста, образования, умений итд.

Другой важный документ, представленный исполнительной властью -«Безопасность Великобритании и Национальных Меньшинств». Это предложение Правительство, представленное Тони Блэром и Дэвидом Бланкеттом в 2004 году, является стратегическим планом на период с 2004 по 2008гг по интеграции представителей национальных меньшинств, борьбе с преступностью среди национальных меньшинств и международным терроризмом.

В особую группу стоит выделить отчеты специальных комиссий составленных из членов обеих палат Парламента под председательством.

11 лордов Карлайла и Ньютона. Отчет Лорда Ньютона направлен на оценку мер, введенных Законом о Безопасности, Терроризме и Преступности 2001 г. Отчет интересен тем, что содержит независимое экспертное мнение по поводу оправданности чрезвычайных мер по отношению к мигрантам, введенных законом 2001 года. Отчет Лорда Ньютона сыграл весомую роль в дальнейшем.

30 The Home Office Strategic Plan 2004;2008: Confident Communities in a Secure Britain, [Electronic resource] -London: The Stationery Office, 2004 — Mode of access: http://www.homeoffice.gov.uk/documents/strategicplansummary.pdf?view=Binary (Last Accessed April 12,2007).

31 Buncefield Major Incident Investigation: Lord Newton Report [Electronic resource] - London: Health and Safety Commission, 2003. — Mode of access: http://www.buncefieldinvestigation.gov.uk/reports/lordnewtonletter.pdf (accessed on 17.2.2007). законодательном процессе. Отчет Карлайла представляет собой схожий документ, однако относится к другому законодательному акту — Закону о превентивных антитеррористических мерах 2005 г.

Вышеназванные источники, а также другие собранные материалы позволяют поставить следующие цель и задачи данного исследования.

Цель диссертационного исследования — изучение факторов, влияющих на развитие иммиграционной политики Великобритании в период с 2001 по 2005гг, в частности политического дискурса. Для достижения указанной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

• сформировать собственное определение политического дискурса и выбрать подходящую методику его анализа;

• изучить генезис законодательной базы в отношении иммиграционной политики в период с 2001 по 2005гг;

• проанализировать историю развития иммиграционной политики Великобритании с начала 50-х годов до конца 90-х годов XX века;

• оценить влияние событий 11 сентября 2001 года на отношение политиков к проблеме иммиграции;

• рассмотреть политический дискурс как фактор, влияющий на формирование иммиграционной политики Великобритании с точки зрения теории секьюритизации;

• исследовать позиции ведущих политических партий по вопросам иммиграционной политики.

На защиту выносятся следующие основные научные положения:

• формирование иммиграционной политики целесообразно изучать с точки зрения политического дискурса, поскольку характерной чертой политического дискурса является идентификация и разделение «нас» и «их»;

32 In Full: Lord Carlisle Report on Terrorism Bill [Electronic resource] - Times Online, October 12. 2005. — Mode of Access: http://www.timesonline.co.uk/tol/news/uk/article577744.ece (accessed 17.2.2007).

• ужесточение (секьюритизация) политики может осуществляться с помощью позиционирования той или иной проблемы как источника угроз (ы) безопасности в политическом дискурсе;

• дебаты в палате общин способствуют секьюритизации иммиграционной политики Великобритании;

• особо рестриктивная политика Великобритании в отношении иммигрантов (по сравнению с другими демократическими государствами запада) может быть объяснена в историческом контексте (динамикой политических процессов, протекавших в послевоенный период).

Объектом исследования является развитие миграционной политики Великобритании в 2001;2005 гг., а предметом — влияние политического дискурса на формирование миграционной политики Великобритании в названный период.

Хронологические рамки данного исследования определяются периодом с 11 сентября 2001 г по конец 2005 г. Нижней границей периода хронологических рамок исследования служит дата терактов в Нью-Йорке, которые во многом определили политический курс Великобритании и других развитых западных стран в сфере политики безопасности на следующие несколько лет. Теракты в США стали свидетельством появления угрозы национальной и международной безопасности нового типа. Это более не была угроза военного вторжения, ее источник также не находился в каком-то определенном государстве. В отличие от времен холодной войны, когда основную роль в стратегии национальной безопасности играло Министерство Обороны (МО), теперь ответственность перекладывалась на плечи другого ведомства, а именно Министерства Внутренних Дел (МВД), поскольку именно оно несет ответственность за порядок на территории государства. В этой ситуации политические круги решили, что основная опасность все же исходит из-за границы. В условиях экстернализации угрозы, под удар попали иммигранты и беженцы. Именно поэтому иммиграционная политика стала играть значительную роль в стратегии государства по борьбе с терроризмом. В этот период в.

Великобритании особенно ярко проявилась тенденция к ужесточению иммиграционной политики, получившая название «закрытых дверей» для иммигрантов.

Верхняя граница определяется окончанием периода пребывания Тони Блэра на посту премьер-министра, а также началом периода, когда иммиграционная политика в контексте международного терроризма по большому счету перестает быть включенной в повестку дня заседаний палаты общин, что говорит об ослаблении связей между миграцией и угрозой международного терроризма.

Методологическая основа адекватна цели исследования и представляет собой совокупность 4 групп методов: общенаучных, методов политологии, методов других наук, в том числе истории, а также методов источниковедения.

К группе общенаучных методов можно отнести классификацию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, исторический и логический метод.

В работе используется системный подход к анализу политического процесса, который помогает выявить факторы, влияющие на формирование иммиграционной политики в разные периоды времени. Проблемно-исторический и системные методы помогают уяснить влияние определенных событий на систему и стратегию иммиграционной политики. Кроме того, в работе используется интенционный метод анализа политического процесса, позволяющий дать объяснение решений политических акторов с точки зрения их намерений.

Группу методов других наук, использованных в работе, можно разделить на две части: методы исторической науки и методы других наук. В группу методов исторической науки входят такие методы как синхронный (сравнение позиций политических партий по определенным вопросам), диахронный и сравнительно-исторический (сравнение политики в разные периоды времени), а также хронологический метод.

Широко используются в работе методы такой междисциплинарной науки как лингвополитология. В эту группу входит критический дискурс-анализ (КДА), который позволяет критически оценить попытки позиционирования миграции как опасного для общества явления и классифицировать способы репрезентации миграции в политическом дискурсе как источника угроз безопасности. Критический дискурс-анализ также позволяет кратко представить схему аргументов политического актора, представленных в тексте. Это позволяет более полно уяснить интенции, интересы и идеологию политических деятелей.

Частью КДА также является анализ семантических ходов в политическом тексте. Еще один лингвополитологический метод, используемый в работекогнитивное картирование мягкого вида. Данный вид анализа помогает выявить и систематизировать каузальную структуру политического текста, проанализировать интенции политических акторов, основываясь не только на самом тексте, но и на контекстно-исторических условиях (мягкий вид анализа).

В работе имеет место использование метода операционного кодирования, помогающего составить политический портрет деятеля или политической партии на основании политического дискурса. Стоит отметить, что эта методика используется в рамках диахронического подхода, что позволяет проследить развитие взглядов партий на определенные вопросы.

К последней группе, а именно к методам источниковедения, относятся методы отбора, анализа и критики источников.

Понятийный аппарат.

Прежде чем приступить к исследованию проблемы, необходимо осветить значение некоторых использующихся в работе терминов. Они могут быть разделены на несколько групп, в зависимости от теоретического аспекта, к которому они относятся. В первую группу входят термины, относящиеся к понятию «миграция».

Страна приема — это принимающее того или иного мигранта или группу мигрантов. При этом страна приема может не быть окончательным пунктом движения мигранта, а лишь транзитной страной. Россия, например, является транзитной страной для мигрантов из Азии, которые стремятся попасть в Западную Европу. Отдающая страна — это государство, из которого выезжает мигрант.

Во вторую группу входят термины, связанные с понятием «безопасность». Термин экстернализация чаще всего употребляется в выражении «экстернализация угрозы». Экстернализация угрозы — это политическое изменение, при котором угроза национальной безопасности, по мнению политиков, начинает исходить от источника не внутри страны, а за ее пределами. Сюжет, когда основное внимание политиков переключается с внутренних проблем, в том числе деятельности ИРА, на внешние является характерным примером экстернализации угрозы.

Термин «экзистенциальная угроза» (англ. existential threat) стал широко употребляться в исследованиях в области безопасности под влиянием работ О.

Вевера и Б. Бузана. Экзистенциальная угроза — это угроза, которая ставит под сомнение дальнейшее существование объекта в его качественно ценном состоянии, тем самым, требуя принятия безотлагательных, чрезвычайных мер, которые будут в состоянии спасти объект от гибели. В том случае, если такие меры не будут своевременно приняты, все остальное потеряет смысл, поскольку государство и общество перестанут существовать в их текущем состоянии. Это понятие важно не только с точки зрения безопасности, но и с точки зрения теории секьюритизации. Чрезвычайные меры в демократических государствах — это такие меры, которые ограничивают либерально-демократические гражданские свободы с целью обеспечения безопасности. Такие меры могут быть введены только в случае наличия экзистенциальной угрозы безопасности.

Понятие баланса между свободой и безопасностью следует понимать именно в контексте экзистенциальной угрозы и чрезвычайных мер. Ситуация, когда баланс в течение долгого времени нарушен в пользу безопасности, неблагоприятна для либерально-демократических стран.

33 Buzan B. Security. A New Framework for Analysis. / B. Buzan, O. Waever — Boulder: Lynne Rienner, 1998 — 178p.

Термин секьюритизация означает процесс, при котором та или иная проблема переходит в сферу проблем безопасности благодаря политическому дискурсу. Таким образом, происходит оправдание введения рестриктивных мер за счет того, что проблема якобы угрожает существованию государства и общества.

Третью группу составляют термины, относящиеся к понятию дискурса и критическому дискурс-анализу. Понятие семантических ходов и стратегий было введено Т. А. Ван Дейком34. Семантическая стратегия — это метод, используемый в дискурсе для достижения консенсуса с аудиторией, убеждения ее в правильности своей точки зрения. Семантические ходы — это конкретные дискурсивные шаги, которые предпринимаются для приведения в жизнь той или иной стратегии.

Легитимацию (англ. legitimation, legitimization — оправдание) в данной работе следует понимать как попытку оправдания чрезвычайных мер наличием экзистенциальной угрозы национальной безопасности.

Отдельную группу составляют термины, относящиеся к иммиграционной политике Великобритании и западных стран. Термин злоупотребление системой предоставления убежища (англ. asylum abuse) используется в отношении мигрантов, которые используют политическое убежище для того, чтобы проникнуть на территорию Великобритании. Политическое убежище может предоставляться только в том случае, если человеку угрожает опасность в стране, в которой он проживает. Используя такой термин, политики подразумевают, что система предоставления убежища в Великобритании недостаточно жесткая, потому что позволяет попадать в страну не только тем, кто реально нуждается в протекции.

Политику «закрытых дверей» для иммигрантов (англ. closing the door for immigration) необходимо учитывать в двух аспектах. С одной стороны политика закрытых дверей — это постепенное ужесточение иммиграционного.

34 См. например Dijk van T.A. Introduction: Discourse Analysis as a New Cross-Discipline / T.A. van Dijk // Handbook of Discourse Analysis. Vol. 1. Disciplines of Discourse — Orlando: Academic Press, 1985 — 155р.- Дейк Ван T.A. Язык. Познание. Коммуникация / T.A. ван Дейк — M.: Прогресс, 1989 — 178с. законодательства государства с целью ограничить или уменьшить приток мигрантов из-за рубежа.

С другой стороны политика закрытых дверей — это также позиционирование мигрантов и миграции как источника угроз безопасности. Таким образом, происходит формирование устойчивого отрицательного отношения в принимающем обществе к мигрантам, которое в будущем станет способствовать дальнейшему ужесточению миграционной политики.

Научная новизна исследования. Она состоит в том, что была предпринята попытка анализа современной иммиграционной политики Великобритании, с акцентом на политический дискурс. В ранее опубликованных работах эта тема освещалась лишь фрагментарно — чаще всего в контексте тенденций развития иммиграционной политики в Западных странах35. При этом в отечественной литературе отсутствуют попытки полноценного анализа причин формирования иммиграционной политики Великобритании. Анализ причин изменений в иммиграционной политике в данной работе проводится, в том числе сквозь призму политического дискурса. Научная новизна работы состоит также в попытке выявить исторические корни и причины жесткой иммиграционной политики Великобритании, а также рассмотрении развития позиции политических партий по поводу иммиграционной политики.

В диссертации впервые проводится систематическое сравнение двух подходов к изучению политического дискурса по проблеме миграции. Для того, чтобы систематизировать различия между взглядами Теуна Ван Дейка и Джеффа Гюйсманса, был проведен анализ их работ по различным критериям.

Научная новизна диссертации состоит так в том, что автор вводит в политологический оборот ряд работ зарубежных политологов, которые до сих пор не использовались в отечественной науке. Это касается последних работ представителей постпозитивистской школы, а также работ, посвященных анализу истории иммиграционной политики Соединенного Королевства.

35 См. Лопухина Т. Европейский дом: добро пожаловать — вход закрыт [Электронный ресурс] / Т. ЛопухинаРежим доступа: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-irrimigration/europa-dis/europa dorn/ (дата посещения 11 сентября 2006 г.) — John Salt. Current trends in international migration in Europe // 2003.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации в учебном процессе в рамках преподавания различных политологических и исторических дисциплин, а также в возможности использования представленной аналитической модели для анализа политического дискурса, направленного на секьюритизацию той или иной сферы политики. '.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что генезис иммиграционной политики Великобритании, ее успехи и неудачи в этой сфере, возможно, позволят сделать выводы о том, каким образом Россия должна строить свои отношения с выходцами из-за рубежа. Как известно, Великобритания и Россия являются своеобразными магнитами, притягивающими мигрантов, пускай и из разных регионов, и с разными целями. В этом смысле опыт Великобритании особенно ценен для нашей страны.

Кроме того, критический анализ политического дискурса, представленный в работе, может позволить по-иному взглянуть на речи политиков относительно проблем миграции и не только, понять те цели и интересы, которые они преследуют, и выявить причины их позиций по тем или иным вопросам. Это важно для того, чтобы в обществе формировалось как можно более независимое мнение по политическим вопросам.

Апробация многих положений работы была осуществлена автором на ряде международных и российских межвузовских конференций. Это конференции на факультете международных отношений, экономики и управления в Нижегородском Государственном Лингвистическом Университете в сентябре 2004, октябре 2005 и 2006 гг., на факультете истории в Арзамасском Государственном Педагогическом Институте в мае 2005 и апреле 2007гг, в Нижегородском Филиале Высшей Школы Экономики в марте 2007 г.

Основные положения диссертации обсуждались с научными сотрудниками ИМЭМО РАН, Института Европы РАН, факультета международных отношений НГЛУ и Нижегородского Государственного Университета. Относительно многих теоретических аспектов работы велась консультация с сотрудниками Университета Бирмингема, работающими в рамках проекта MIDAS (Центр исследований в области миграции, демократии и безопасности).

Работа над диссертацией осуществлялась в библиотеках и научных центрах г. Москвы (библиотеке ИМЭМО РАН, Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им М. И. Рудомино, библиотеке ИНИОН РАН) и г. Нижнего Новгорода (Фундаментальной библиотеке ННГУ им Н.И. Лобачевского), а также в сети Интернет.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, а также списка использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты, связанные с пониманием политического дискурса, историей этого понятия, представлены способы анализа политического дискурса. Вторая глава посвящена проблемам национальной безопасности, международной миграции, и различным аспектам теории секьюритизации. В третьей главе проводится комплексный анализ иммиграционной политики Великобритании в исторической перспективе, а также анализ политического дискурса rio иммиграционной политике в Палате Общин в период с 2001 по 2005гг. В заключении приводится итоги исследования, авторские выводы и оценки. Приложения содержат материалы, позволяющие получить более полное представление об изменениях в иммиграционной политике Великобритании, а также некоторые биографические данные о политических акторах, важных для данного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие иммиграционной политики Великобритании в последние десятилетия подтверждает глобальную тенденцию к ужесточению иммиграционного законодательства в развитых странах Запада. Данная тенденция, которая носит название секьюритизации иммиграционной политики, не может не вызывать беспокойство, поскольку речь идет об одной из основополагающих свобод человека — свободе передвижения, к тому же происходит все это в демократических странах.

Нетрудно заметить, что с 2001 г. тенденция к ужесточению иммиграционной политики заметно усилилась. Есть все основания полагать, что это связано с появлением нового вида угрозы национальной безопасности — международного терроризма. Эта угроза стала восприниматься правительствами развитых стран как угроза, исходящая из-за границ государства. Такая тенденция получила название экстернализации угрозы. Неудивительно, что при этом реакция либерально-демократических стран оказалась направлена на иммигрантов и беженцев. Важную роль в проведении секьюритизации иммиграционной политики играет политический дискурс, в котором иммиграция зачастую позиционируется как источник угроз безопасности.

Проблематичность тенденции секьюритизации миграции в демократических странах заключается в том, что мигранты являются одним из наименее защищенных слоев населения. Их интересы редко представлены в парламенте или правительстве.

Кроме того, миграцию нельзя рассматривать только в контексте безопасности. Так, многие экономические успехи Великобритании и других развитых стран объясняются той положительной ролью, которую сыграла рабочая сила из-за рубежа.

Помимо того, что политические выступления играют важную роль в процессе секьюритизации миграции, миграционную политику целесообразно изучать именно с точки зрения политического дискурса. Политический дискурс в понимании автора — это совокупность текстов, отражающих цели, стремления, идеологию их автора/авторов, и реконструирующих политическую идентичность через идентификацию «их», а также прямо или косвенно влияющих на политические решения. Для отношения местного населения к иммигрантам как раз наиболее характерно разграничение «нас» и «их».

Теория секьюритизации О. Вевера и Б. Бузана представляет собой адекватный инструмент для понимания и исследования того, как секьюритизация может производиться через политический дискурс. Ученые, которые развили теорию, в частности К. Арадау, двояко понимают секьюритизацию: как стратегию правительства, направленную на ужесточение политики в той или иной сфере, а также как речевой акт, целью которого является ужесточение политики в той или иной сфере. Понятия субъекта и актора являются одними из ключевых в теории секьюритизации. Актор — это непосредственно человек или группа людей, которая совершает попытку секьюритизации. Субъект секьюритизации — более сложное понятие, включающее в себя не только актора, но и логику, причины, которые заставляют его совершать попытку секьюритизации.

Обязательным условием успешности секьюритизации как речевого акта является позиционирование проблемы как угрозы безопасности. В этом случае у аудитории создается впечатление, что без ужесточения политики, страна, общество и люди могут попросту погибнуть, и все остальное потеряет смысл. Только в этой ситуации становится возможным принятие чрезвычайных рестриктивных мер, которые в обычных условиях определялись бы как недопустимые и антидемократические. При этом для успешной секьюритизации необязательно наличие экзистенциальной угрозы безопасности.

КДА Т. А. Ван Дейка представляет собой инструмент критического анализа дискурса, направленный на выявление способов легитимации превосходства одной социальной группы над другой. Этот вид дискурс-анализа наиболее подходит для данного исследования, поскольку способен дать полную картину того, как секьюритизация иммиграционной политики может быть оправдана в политическом дискурсе. Кроме того, ученый применял свою теорию к расистскому дискурсу, а эта тема перекликается с темой иммиграционной политики. Теория Ван Дейка построена на понятии моделей ситуации — общих и частных, способных изменяться и влиять друг на друга под действием окружающей среды, в том числе и дискурса.

Центральным понятием КДА является понятие доступа к дискурсу. Доступ к дискурсу, или профиль дискурсного доступа определяется как способность активно или пассивно участвовать в дискурсе, а также контролировать его параметры, то есть тему, участников, очередность их выступлений итд. Чем большим доступом к дискурсу обладает тот или иной актор, тем выше вероятность того, что его выступление будет иметь эффект на аудиторию. Ван Дейк выделяет две основные стратегии доминантного дискурса: стратегию оправдания неравенства (стратегия позитивной саморепрезентации и негативной репрезентации «их»), а также стратегию отрицания существования неравенства. Для реализации данных стратегий могут применяться следующие семантические ходы: аргументация, стилистические приемы, подбор соответствующей лексики, выдумывание (повествование о негативных событиях как о лично пережитых, придание негативным событиям правдоподобных подробностей, которые не являются реальными), структурное выделение «их» негативных действий, черт в дискурсе, цитирование авторитетных источников, свидетелей или экспертов.

Проанализировав с помощью КДА выступления в палате общин по теме иммиграционной политики с 2001 по 2005гг., автор приходит к следующим выводам:

• темы иммиграционной политики и международного терроризма тесно связаны между собой. Вопросы об иммиграционной политике почти не поднимаются в палате общин в отрыве от угрозы международного терроризма;

• попытки секьюритизации иммиграционной политики делаются на основании того, что иммиграция представляет собой источник угроз международного терроризма;

• иммиграция позиционируется как основная проблема и основной источник угрозы международного терроризма. Например, почти не уделяется внимания обеспечению безопасности во время авиаперелетов;

• основными акторами секьюритизации являются премьер-министр, министр внутренних дел, члены консервативной партии, а также некоторые члены правящей лейбористской партии;

• основными стратегиями и ходами, используемыми в попытках секьюритизации, являются стратегия оправдания неравенства, позитивной саморепрезентации и негативной репрезентации «их», структурное выделение их негативных действий, подбор соответствующей лексики, стилистические приемы.

Под влиянием политического дискурса, в том числе выступлений в палате общин в 2001;2005гг был принят целый ряд законов, направленных на ужесточение государственной иммиграционной политики. Некоторые меры, содержащиеся в этих законах, являются чрезвычайными, и не могли бы быть приняты, если бы не успешная секьюритизация миграции и создание у аудитории впечатления наличия серьезной угрозы жизни общества и государства. По истечении некоторого времени, независимая комиссия, возглавляемая лордом Ньютоном, в своем отчете назвала некоторые меры, содержащиеся в 4-ой статье Закона о терроризме 2001 г нецелесообразными и рекомендовала отменить их, что и было сделано.

Дискурс, направленный против иммигрантов, играет сразу две роли: с одной стороны он оправдывает рестриктивную политику в их отношении, а с другойсоздает и поддерживает у аудитории отрицательное отношение к иммигрантам. Это впоследствии может облегчить принятие рестриктивных мер в сфере иммиграционной политики.

Ученые сходятся во мнении, что Великобритания обладает самой жесткой иммиграционной политикой среди всех развитых стран297. Причины такого положения дел кроятся в динамике развития политических процессов внутри страны в послевоенные годы.

По закону 1948 г. жители Британских колоний, которые составляли основную часть иммигрантов, фактически приравнивались по статусу к гражданам Великобритании. Для того, чтобы получить гражданство им нужно было всего лишь год прожить на территории Великобритании. В 50-е гг. XX века в правительстве и парламенте начали раздаваться призывы ужесточить иммиграционную политику. В то же время многие хотели сохранить влияние Англии в своих бывших и нынешних колониях, как культурное, так и экономическое. Поэтому секьюритизации иммиграционной политики не наблюдалось.

Однако в 60-е гг. число иммигрантов значительно выросло, к тому же, Министерство по Колониальным Вопросам, под протекцией которого находились мигранты до сих пор, слилось с МИДом, в результате чего его значимость на политической арене заметно упала. Отошла на второй план и необходимость поддерживать влияние Великобритании в бывших и нынешних колониях. Важнейшую роль сыграл и тот факт, что мигранты и сторонники либеральной миграционной политики оставались вне политической арены. Они не только не могли отстаивать свою точку зрения, но также были не способны обвинить некоторых политиков в расистских высказываниях, поскольку не имели активного доступа к политическому дискурсу. В результате в начале 60-х годов было принято несколько законов, значительно ужесточивших иммиграционную политику. Эта тенденция продолжилась с течением времени, несмотря на появление профсоюзов, общественных организаций и партий демократического толка, выступающих за либеральную политику в отношении мигрантов. Согласно теории path dependency Маргарет Леви, выбрав.

297 Hansen R. Citizenship and Immigration in Postwar Britain. / R. Hansen — Oxford: Oxford University Press, 2000 -316 p. определенный путь развития, государство стремится не менять его, поскольку смена политического курса может оказаться болезненной и привести к нежелательным последствиям, таким как организационные и финансовые трудности. Однажды курс на резкое ужесточение иммиграционной политики, Великобритания оказывается не в состоянии изменить его, даже в новых условиях.

С большой долей точности можно предположить, что иммиграция продолжит оставаться на повестке дня в связи с международным терроризмом, что будет продолжать способствовать секьюритизации иммиграционной политики как Великобритании, так и других развитых стран. Нетрудно предположить, что тенденция к ужесточению политики будет наиболее сильно проявляться в том случае, если международный терроризм вновь заявит о себе. Роль критического дискурс-анализа политического дискурса на тему иммиграционной политики состоит в том, чтобы:

• аналитически воспринимать высказывания политиков, выявлять проявления расизма, использование стратегий и ходов, способствующих секьюритизации иммиграционной политики;

• понять, является ли угроза безопасности реальной и экзистенциальной;

• ответить на вопрос, является ли иммиграция источником угрозы безопасности, и если да, то нет ли других источников;

• понять, не противоречат ли предлагаемые меры принципам демократического государства;

• если речь идет об ущемлении прав и свобод мигрантов, убедиться, что предусмотрены меры, которые помогут им отстаивать свои права (напр. возможность подавать апелляции на решение суда и комиссии по иммиграции).

Не исключено, что если политики и простые граждане станут критически рассматривать политический дискурс на тему иммиграционной политики, то, многих ненужных проявлений секьюритизации миграции в будущем удастся избежать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международно-правовые акты
  2. Законодательные акты Великобритании
  3. British Nationality Act 1981 Electronic resource. [Received Royal Assent on October 30, 1981]. Uniset: Nationality laws of European states and territories. -Mode of access: http://www.uniset.ca/naty/BNA 1981 revd. htm (accessed on 20.5.2007).
  4. Extradition Act 2003 Electronic resource. [Received Royal Assent on November 20, 2003]. London: National Archives. Office of Public Sector Information. Mode ofaccess: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2002/iikpga 20 020 041 en. pdf (Last accessed 1.7.2005).
  5. Human Rights Act 1998 Electronic resource. [Received Royal Assent on March 30, 2006]. London: National Archives. Office of Public Sector Information, 1998 -Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/actsl998/19 980 042.htm (accessed on 14.7.2004).
  6. Immigration Act 1971 Electronic resource. [Received Royal Assent on October 28, 1971]. Uniset: Nationality laws of European states and territories. — Mode of access: http://www.uniset.ca/naty/ImmigrActl 971 .htm (Accessed on 11.1.2005).
  7. Terrorism Act 2006 Electronic resource. [Received Royal Assent on March 30, 2006]. London: National Archives. Office of Public Sector Information, 2006 -Mode of access: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2006/ukpga 20 060 011 en. pdf (accessed 15.5.2007).
  8. Документы исполнительной власти
  9. H.Buncefield Major Incident Investigation: Lord Newton Report Electronic resource. -London: Health and Safety Commission, 2003. Mode of access: http://www.buncefieldinvestigation.gov.uk/reports/lordnewtonletter.pdf (accessed on 17.2.2007).
  10. In Full: Lord Carlisle Report on Terrorism Bill Electronic resource. Times Online, October 12. 2005. — Mode of Access: http://www.timesonline.co.uk/tol/news/uk/article577744.ece (accessed on 17.2.2007).
  11. Слушания и выступления в палате общин
  12. Defence in the United Kingdom. Electronic resource.: 5 November 2003 London: House of Commons Hansard Debates, 2003. — Mode of access: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm200203/cmhansrd/vo031105/debindx/31 105-x.htm (Accessed June 27 2006).
  13. Greater Manchester Police Incident Electronic resource.: 15 January 2003. -London: House of Commons Hansard Debates, 2003. Mode of access: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm200203/cmhansrd/vo030115/debindx/30 115.x.htm (Accessed June 22,2006).
  14. Prevention of Terrorism. The Secretary of State for the Home Department (Mr. Charles Clarke) Electronic resource.: 22 February 2005 London: House of
  15. Commons Hansard Debates, 2005. Mode of access: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm200405/cmhansrd/vo050222/debindx/50 222-x.htm (Accessed June 27, 2006).
  16. Terrorism Electronic resource.: Monday 19 Nov 2001. London: House of Commons Hansard Debates, 2001. — Mode of access: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm200102/cmhansrd/vo011119/debindx/l 1 119-x.htm (Accessed May 23, 2006).
  17. Письменные ответы на вопросы в палате общин
  18. Грннблат Ж-А. Иммиграционные сценарии для стареющей Европы электронный ресурс. / Ж-А. Гринблат // Журнал Отечественные записки. № 4, 2004 г — Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=19&article=914 (дата посещения 23 сентября 2005г).
  19. Публикации научно-исследовательских центров
  20. Martin S. Migration and Security / S. Martin, A. Schoenholtz, D. Fisher // Migration and International Legal Norms, ed Aleinikoff A. and Chetail V. Cambridge: Asser Press, 2003−344p.1. Периодические издания
  21. BBC News Online, 2006−2007.43. The Guardian, 2003.
  22. Д.Г. Современная мировая политика и проблемы личностной безопасности / Д. Г. Балуев НН.: типография ННГУ, 2002 г. — 208с.
  23. А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход) / А. Н. Баранов М., 1990 — 372с.
  24. А.Н. Введение в прикладную лингвистику / А. Н. Баранов М.: УРСС, 2001 — 178с.
  25. Р. Мифологии. / Р. Барт М.: Изд-во Сабашниковых, 1996 -165с.
  26. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт // Пер. с фр., общ. ред и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. — С. 413—423.
  27. П. Социология политики. / П. Бурдье // Сост., общ.ред. и предисл. Н. А. Шматко M.: Socio-Logos, 1993 — 336с.
  28. Р. Язык. Дискурс. Политика./ Р. Водак Волгоград: Перемена, 1997 -139с.
  29. Г. Миграция и безопасность в России / Г. Витковская, С. Панарин -М.: Интердиалект^, 2000. 341с.
  30. Дейк Ван Т. А. Расизм и язык. / Т.А. ван Дейк М., 1989 — 315с.
  31. Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк М.: Прогресс, 1989- 178с.
  32. С. Возвышенный объект идеологии. / С. Жижек M., 1999 — 231 с.
  33. М.В. Слова и смыслы: опыт описания политических понятий / М.В. Ильин-М., 1997−432с.
  34. . Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда / Ж. Лакан М.: Русское феноменологическое общество. Логос, 1997 — 235с.
  35. А.С. Мягкие и жесткие вызовы безопасности в приволжском федеральном округе / А.С. макарычев Н.Н.: НГЛУ, 2001 — 78с.
  36. А.А. Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности / А. А. Сергунин НН.: Типография ИНГУ, 2003 г — 89с.
  37. Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию М., 1977.
  38. М. Археология знания./ М. Фуко Киев, 1996 — 243с.
  39. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. / М. Фуко // Работы разных лет. Перевод с французского М., 1996 — 448с.
  40. А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры. (1991 2000гг.) / А. П. Чудинов — Екатеринбург, 2001 -238с.
  41. Е.И. Семиотика политического дискурса. / Е. И. Шейгал Волгоград: Перемена, 2000 — 368с.
  42. В. Русский формализм: история и теория / В. Эрлих СПб.: Академический проект, 1996 — 231с.
  43. Austin J.L. How to do Things with words? / J.L. Austin Oxford: Clarendon Press, 1962 — 182p.
  44. Buzan B. Security. A New Framework for Analysis. / B. Buzan, O. Waever -Boulder: Lynne Rienner, 1998 178p.
  45. Bourdieu P. La Distinction. Critique sociale du jugement / P. Bourdieu Paris.: Minuit, 1979 -672p.
  46. Bourdieu P. Language and Symbolic Power. / P. Bourdieu Cambridge: Polity Press, 1991 -320p.
  47. Bourbeau P. Migration and Security: Securitization Theory and its Refinement. / P. Bourbeau San Diego: 2006 — 118p.
  48. Buzan B. People, States and Fear: An agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era. / B. Buzan London, 1983 — 308p.
  49. Bigo D. The Mobius Ribbon of Internal and External Security (ies). Identities, borders, orders: rethinking international relations theory. / D. Bigo Minneapolis: 2001 — 126p.
  50. Buzan, В., Herring, E. The Arms Dynamic in World Politics. Lynne Rienner, Boulder 1998.
  51. Castles S. Immigrant Workers and Class Structure in Western Europe / S. Castles, G. Kosack London: Oxford University Press, 1973 -297p.
  52. Chilton P. Analysing Political Discourse: Theory And Practice / P. Chilton London: Routledge, 2003 — 226p.
  53. Dean M. Governmentality: Power and Rule in Modern Society: Foucault, Power and Social Structure / M. Dean London: Sage Publications, 1999 — 240p.
  54. Derrida J. Margins of Philosophy / J. Derrida Chicago: The University of Chicago Press, 1982 -228p.
  55. Dillon M. Politics of security: towards a political philosophy of continental thought. / M. Dillon London- New York, Routledge, 1996 — 235p.
  56. Dijk van T. A. Principles of Critical Discourse Analysis / T.A. van Dijk // Discourse and Society University of Amsterdam — 1993, № 4 (2) — P. 6.
  57. Fairclough N. Language and Power. / N. Fairclough London: Longman, 1989 -239p.
  58. Farr R.M. Social Representation. / R.M.Farr, S. Moscovici eds. Cambridge: Cambridge University Press, 1984 — 66p.
  59. Fowler, R. Language and Control / R. Fowler, B. Hodge, G. Kress, T. Trew. -London, 1979 -365p.
  60. Freeman G.P. The Politics of Race and Immigration in Britain / G.P.Freeman -Dallas: University of Texas, 1994 307p.
  61. Gans H. Deciding What’s News. / H. Gans New York: Pantheon Books, 1979 -215p.
  62. Garland D. Ethical and Social Perspectives on Situational Crime Prevention / D. Garland Oxford: Hart Publications, 2000 -175p.
  63. Guiraudon V. Controlling a New Migration World. / V. Guiraudon, C. Joppke -London.: Routledge, 2001 -272p.
  64. Hansen R. Citizenship and Immigration in Postwar Britain. / R. Hansen Oxford: Oxford University Press, 2000 — 316 p.
  65. Holland R.F. Britain and the Commonwealth Alliance 1918−1939 / R.F.Holland -London: Macmillan, 1981 -248p.
  66. Huysmans J. European Identity and Migration Policies: Socio-Economic and Security Questions in a Process of Europeanisation / J. Huysmans Working Paper No. 9. Budapest, 1996. — 178p.
  67. Hollyfield D. Immigration Control: A Comparative Analysis of European Regulation Policies / D. Hollyfield Oxford: Berg, 1999 — 213p.
  68. Hollyfield D. Immigrants, Markets, and States: The Political Economy of Postwar Europe / D. Hollyfield Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1992 — 146p.
  69. Hollyfield D. Migration Theory: Talking Across the Disciplines / D. Hollyfield -New York: Routledge, 2000 187p.
  70. Jacobson D. Rights Across Borders: Immigration and the Decline of Citizenship / D. Jaconson Baltimore: John Hopkins University Press, 1997 — 181p.
  71. Joppke C. Immigration and the Nation State: The United States, Germany and Great Britain / C. Joppke Oxford University Press, 1999 — 372p.
  72. Jorgensen M. Methods of Discourse Analysis. / M. Jorgensen, L. Phillips London: Sage, 2002−32 lp.
  73. Krasner S. D. Sovereignty: Organized Hypocrisy / S.D.Krasner Princeton: Princeton University Press, 1999 — 274p.
  74. Laclau E. The Making of Political Identities / E. Laclau London: Verso, 1994 — 2961. P
  75. Laclau E. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. / E. Laclau, C. Mouffe London: Verso, 1985 — 195 p.
  76. Layton-Henry Z. The Politics of Race in Britain / Z. Layton-Henry Allen and Unwin: 1984.
  77. Leites N. Soviet Style in War. New York, 1982 397p.
  78. Mouffe C., On the political. London: Routledge, 2005.
  79. Paul K. Whitewashing Britain: Race and Citizenship in the Post-war Era / K. Paul -Ithaca, NY: Cornell University Press, 1997 198p.
  80. Sassen S. Losing Control / S. Sassen New York: Columbia University Press, 1996 — 124p.
  81. Schmitt C. The Concept of the Political, translated by G. Schwab. / C. Schmitt -Chicago: University of Chicago Press: 1996 453p.
  82. Salt J. Current trends in international migration in Europe 2003.
  83. Sutch P. Ethics, justice, and international relations: constructing an international community. / P. Sutch London- New York: Routledge, 2001 — 240p.
  84. Van Dijk T.A. Communicating Racism / T.A. van Dijk Newbury Park CA: Sage, 1987−440 p.
  85. Van Dijk T.A. Elite Discourse and Racism / T.A. van Dijk Newbury Park, CA: Sage, 1993 — 187p.
  86. Van Dijk T.A. Prejudice in Discourse / T.A. van Dijk Amsterdam: Benjamins, 1984−156 p.
  87. Van Dijk, T.A. Social Cognition and Discourse / T.A. van Dijk // Handbook of Social Psychology and Language ed H. Giles and R.P. Robinson Chichester: Wiley, 1989-P. 179−183.
  88. Waever O. Aberystwyth, Paris, Copenhagen New Schools in Security Theory and the Origins between Core and Periphery Electronic resource. / O. Waever — 2004 -45p. — Mode of access: http://www.allacademic.com/meta/p74461index.html (accessed on 11.7.2006).
  89. Waever O. Identity, Migration and the New Security Agenda in Europe. / O. Waever, B. Buzan, M. Kelstrup, P.Lemaitre. London: Pinter Publishers, 1993 — 23 lp.
  90. Waever O. The Ten Works / O. Waever- Tidsskriftet Politik Vol.7:4. 2004 P. 115 271.
  91. Walt S. M. The Renaissance of Security Studies. / S.M. Walt // International Studies Quarterly 35(2). Chicago: Blackwell Publishing, 1991 — P. 19−71.
  92. Waltz K. N. Theory of international politics. / K.N. Waltz Reading: Addison-Wesley Pub. Co, 1979−437p.
  93. Waltz К. Theory of International Relations / K. Waltz New York: Random House, 1979 — 756p.
  94. Weiner M. International migration and security. / M. Weiner Boulder: Westview Press, 1993 -333p.1. Статьи
  95. B.H. Автопортреты политиков: от психопоэтике к психополитике (филологические этюды) // Политический дискурс в России 3, М., 1999.
  96. P.M. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирическое исследование языка и его использования в социальном контексте) / Р. М. Блакар // Россия в поисках идеи. Анализ прессы: М., 1997 С.73−134.
  97. М.В. Лингвистический анализ политического дискурса электронный ресурс. / М. В. Гаврилова Режим доступа: http://politanalysis.narod.ru/gavrilova3.html (Дата посещения 10 октября 2006г).
  98. Гринблат Ж-А. Иммиграционные сценарии для стареющей Европы электронный ресурс. / Ж-А. Гринблат // Журнал Отечественные записки. № 4, 2004 г — Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=19&article=914 (дата посещения 23 сентября 2005г).
  99. А. Политический дискурс оппозиции в современной России Электронный ресурс. / А. Дука // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.-№ 1 Режим доступа: http://www.soc.pu.rU/publications/jssa/1998/l/a9.html (дата посещения 11.12.2006).
  100. . Функция и поле речи и языка в психоанализе Электронный ресурс. / Ж. Лакан Режим доступа: http://lacan.narod.ru/indlak/lacr2.htm (дата посещения 11 августа 2006г).
  101. Ю. О семиотике искажения истины // Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.
  102. Т. Европейский дом: добро пожаловать — вход закрыт Электронный ресурс. / Т. Лопухина Режим доступа: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/europa-dis/europadom/ (дата посещения 11 сентября 2006 г.)
  103. И.Г. Лингвистические методики анализа политических текстов. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://political.psychology.spb.ru/polipsy/psy 15.htm. (Дата посещения 15 ноября 2006г).
  104. Ш. К агонистической модели демократии. / Ш. Муфф // Логос № 2 2004 (42)-М, 2004 С. 153−165.
  105. Ю.А. Человек из будущего, которого у него нет: Григорий Явлинский // Политический дискурс в России 3, М., 1999
  106. О.В. Эмпирические методы в интерпретативной социологии / О.В.Терещенко- И. Ф. Бурина- Н. А. Елсукова- И. Н. Красавцева- В. В. Фуре // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага ушвератэта Минск: 2001 — С.344−345.
  107. Д. Психологические ограничения на принятие решений / Д. Херадствейт, У. Нарвесен // Язык и моделилирование социального взаимодействия М., 1987 — С. 450 — 512.
  108. А.И., Когда «они» говорят о «нас»: политический дискурс-анализ и семиотика внешней политики в междисциплинарной перспективе / А.И.
  109. Хмельцов // Сборник научных трудов Актуальные проблемы теории коммуникации СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. — С. 159−171.
  110. Шматко Н. А. Введение в социоанализ Пьера Бурдье Электронный ресурс. / Н. А. Шматко Режим доступа: http://bourdieu.narod.ru/sp/introsocioanalyse.htm (дата посещения 11 октября 2006г).
  111. .М. Теория формального метода Электронный ресурс. / Эйхенбаум Б. М. Режим доступа: http://www.opojaz.ru/method/methodOO.html (дата посещения 7 февраля 2005г).
  112. Aradau С. Security and the democratic scene: desecuritization and emancipation / C. Aradau // Journal of International Relations and Development (7): 2004 P. 388 413.
  113. Aradau C. Migration: The Spiral of (In)Security Electronic resource. // Rubikon E-journal. March 2001 Mode of access: http://venus.ci.uw.edu.pl/~rubikon/forum/claudia3.htm (last accessed May 7, 2006).
  114. Balzacq T. The Three Faces of Securitization: Political Agency, Audience and Context / T. Balzacq // European Journal of International Relations 11(2): 2005 -P.171−201.
  115. Beverley Hughes MP, Stretford & Urmston Electronic resource. Mode of access: http://www.theyworkforyou.com/mp/beverleyhughes/stretfordandurmston (accessed on 25.1.2007).
  116. Beverley Hughes. Electronic resource. Mode of access: http://news.bbc.co.Uk/l/hi/ukpolitics/2 173 858.stm (accessed on 27.1.2007).
  117. Bigo D. Security and immigration: Toward a critique of the governmentality of unease / D. Bigo // Alternatives: Global, Local, Political: 2002 P.63−92.
  118. Charles Clarke MP, Norwich South Electronic resource. // Mode of access: http://www.theyworkforyou.com/mp/charlesclarke/norwichsouth (last accessed January 26,2007).
  119. David Blunkett MP, Sheffield, Brightside Electronic resource. Mode of access: http://www.theyworkforyou.com/mp/davidblunkett/sheffield, brightside (accessed on 27.1.2007).
  120. De Landsheer C. The political rhetoric of a united Europe / C. de Landsheer // Politically speaking: a worldwide examination of language used in the public sphere ed. 0. Feldman New York, 1998 — P.410−413.
  121. Dyer C. Asylum error to cost UK millions Electronic resource. / C. Dyer The Guardian, 2 October 2003 — Mode of access: http://politics.guardian.co.Uk/homeaffairs/story/0,11 026,1054009,OO.html (accessed on 26.10.2005).
  122. Fairclough, N.L. Critical and Descriptive Goals in Discourse Analysis // Journal of Pragmatics 9: 739−763 1985.
  123. Feldblum M., Reconfiguring Citizenship in Western Europe // Challenge to the Nation-State / C. Joppke (ed.) Oxford: Oxford University Press: 1998.
  124. Freeman G.P. Modes of Immigration Policy in Liberal Democratic States / G. Freeman // Challenge to the Nation-state ed. Joppke C. Oxford: Oxford University Press, 1998-P. 881−901.
  125. Freeman G.P. The Decline of Sovereignty: Politics and Immigration Restrictions in Liberal States / G. Freeman // Challenges to the Nation-state ed. Joppke Oxford: Oxford University Press, 1998 — P. 901−935.
  126. Guiraudon V. Citizenship Rights for Non-Citizens: France, Germany and the Netherlands / V. Guiraudon // Challenge to Nation-State ed. Joppke C. Oxford: Oxford University Press, 1998 P.456−504.
  127. Harris Z. S. Discourse Analysis / Z.S. Harris // The Structure of Language: Readings in the philosophy of language ed J. A. Fodor & Jerrold J Katz -Englewood Cliffs.: Prentice-Hall, 1964 P. 355−383.
  128. Hollyfield D. Migration and Sovereignty / D. Hollyfield, M. Gibney, R. Hansen // Encyclopedia of International Migration Oxford: Oxford University Press, 2005 p.145−217.
  129. Hollyfield D. Migration, Trade and the Nation-State: The Myth of Globalization / D. Hollyfield // Journal of International Law and Foreign Affairs Vol. 3, No. 2 (Fall/Winter, 1998−99) — P.595−636.
  130. Hollyfield D. Europe’s Migration Challenge / D. Hollyfield // Harvard International Review Summer, 1994-p. 154−176.
  131. Huysmans J. Revisiting Copenhagen: Or, On the Creative Development of a Security Studies Agenda in Europe. / J. Huysmans // European Journal of International Relations 4(4). London, 1998. — P.34−78.
  132. Huysmans J. Dire et ecrire la securite: le dilemme normatif des etudes de securite / J. Huysmans//Cultures et Conflits: 1998-P. 177−202.
  133. Huysmans J. The European Union and the Securitization of Migration. / J. Huysmans // Journal of Common Market Studies, 38(5), 2000 P. 751−777.
  134. Joppke C. Immigration Challenges the Nation-State / C. Joppke // Challenges to the Nation State ed. Joppke C. Oxford: Oxford University Press, 1998, P. 10−25.
  135. Kushnick L. The Political Economy of White Racism in Britain / L. Kushnick // Race, Class and Struggle: Essays on Racism and Inequality in Britain, the US and Western Europe London: Rivers Oram Press, 1999 -P.219−355.
  136. Levi M. A model, a method and a Map: Rational Choice in Compartive and Historical Analysis / M. Levi // Comparative Politics: Ratioanlity, Culture and Structure ed. M.I. Lichbach and A.S. Zuckerman. Cambridge: Cambridge University Press, 1997-P. 19−41.
  137. Liberal Democrats: Charles Kennedy MP, Ross, Skye & Lochaber Electronic resource. Mode of access: http://www.libdems.org.uk/party/people/mr-charles-kennedy.0028.html (accessed on 29.1.2007).
  138. Liberal Democrats: Simon Hughes MP, Southwark North & Bermondsey Electronic resource. Mode of access: http://libdems.org.uk/party/people/mr-simon-hughes.0025.html (accessed on 4.2.2007).
  139. Neal A. The MIDAS Project What’s it all about Electronic resource. / A. Neal -Mode of access: http://www.midas.bham.ac.uk/theproject.htm (accessed on 12.10.2006).
  140. Perl R. International Terrorism: Threat, Policy and Response^eKTpoHHbiii ресурс. / R. Perl Washington, 2006 — 35p. — Режим доступа: http://untreaty.un.org/English/terrorism.asp (дата посещения 1 ноября 2006г).
  141. A. 'No confidence' letter from Lib Dems forced Kennedy to brink. Electronic resource. / A. Pierce Times Online, January 5,2006 — Mode of access: http://www.timesonline.co.Uk/article/0, 17 129−1 972 024,OO.html (accessed on 4.2.2007).
  142. Riggens S. The Rhetoric of Othering / S. Riggens // The Language and Politics of Exclusion. London: Sage, 1997 — P. 1−30.
  143. Rt Hon David Davis MP Electronic resource. Mode of access: http://www.conservatives.com/tile.do?def=people.person.page&personID=4881 (accessed on 29.1.2007).
  144. Rt Hon Oliver Letwin MP Electronic resource. Mode of access: http.7/www.conservatives.com/people/person.cfm?PersonID=4533 (accessed on 25.1.2007).
  145. Sassen S. The de-facto Transnationalizing of Immigration Policy / S. Sassen // Chalenge to the Nation State ed. Joppke C. Oxford: Oxford University Press, 1998: P.69−71.
  146. Security for all Electronic resource. Washington, 2006 — Mode of access: http://www.sec4all.net/stateal09.html (accessed on 5.11.2004).
  147. Green A. How Many More Can Britain Take? Electronic resource. / Sir A. Green -the Daily Mail, London, 27 December, 2006 Accessed at: www.migrationwatchuk.org/papers/pDailyMail27Dec06.asp (accessed on 12.1.2007).
  148. Black E. Tony Blair’s revolting schooldays Electronic resource. / E. Black -Scotsman.com News, July 23, 2004 Mode of access: http://news.scotsman.com/topics.cfm?tid=l 114&id=841 072 004. (accessed on 20.10.2006).
  149. Torfing J. Discourse Theory: Archivments, Arguments, and Chellengers / J. Torfing // Discourse Theory in European Politics. Identity, Policy and Governance. Palgrave: Vacmillan, 2005 155p.
  150. UK Immigration Work Permit and Visa Services Electronic resource. Mode of access: http://www.skillclear.co.uk/skilllist.asp (accessed on 19.11.2006).
  151. Dijk van T.A. Introduction: Discourse Analysis as a New Cross-Discipline / T.A. van Dijk // Handbook of Discourse Analysis. Vol. 1. Disciplines of Discourse -Orlando: Academic Press, 1985 155p.
  152. Vuori J. Securitization in a Totalitarian Regime Combining Micro-Level Analysis with a Macro-Level Electronic resource. / J. Vuori, 2003 — 30p. -Mode of access: http://www.valt.helsinki.fi/staff/tpalosaa/ump/paperit/vuori.pdf (accessed on 11.12.2006).
  153. Waever O. Identity, communities and foreign policy / O. Waever // European Integration and National Identity: The challenge of the Nordic States ed. L. Hansen, O. Waever London: Routledge 2001 — P.3−76.
  154. O. «Security, the Speech Act Analysing the Politics of a word» — Paper presented at the Research Training Seminar, Sostrup Manor: 1989.
  155. Walker R. Norms in a Teacup: Surveying the New Normative Approaches. / R. Walker // Mershon International Studies Review 38: 2004 -P. 265−270.
  156. Williams C. Words, Images, Enemies: Securitization and International Politics. / C. Williams // International Studies Quarterly 47, 2003 P.511−531.
  157. Winter D.G. Content analysis as a technique for assessing political leaders / D.G. Winter, A.J.Stewart // A psychological examination of political leaders. NY, 1977 -P.28−61.1. Справочные издания
  158. Н.Д. Лингвистический энциклопедический словарь / Н. Д. Арутюнова -М.: 1990.
  159. А.Н. Словарь русских политических метафор / А. Н. Баранов, Ю. Н Караулов М., 1994.
  160. Энциклопедический словарь «Народонаселение». Большая Российская энциклопедия, М: 1994.
  161. Диссертации и авторефераты диссертаций
  162. Аббасов оглы Ф.Р. Политико-правовые аспекты борьбы с международным терроризмом: автореф. Кандидат юридических наук / Ф. Аббасов оглы -Москва, 2006 25с.
  163. М.А. Применение политического дискурс-анализа в решении идеологических задач (на примере медиатизации политических текстов): автореф. Кандидат филологических наук / М. А. Волкодав Краснодар, 2007 -29с.
  164. Н.Э. Политический процесс и лингвистические технологии манипулирования: автореф. Доктор политических наук / Н. Э Тройская НН, 2005−48с.
  165. Н.Н. Миграционная политика Европейского союза: автореф. Кандидат полит, наук / Н. Н. Жукова Ставрополь, 2005 -25с.
  166. Bleich Е. Problem-solving politics, Ideas and Race Policies in Britain and France: Ph.D. dissertation / E. Bleich Harvard University, 1999 — 236p.
  167. Waever O. Concepts of Security / O. Waever PhD Dissertation University of Copenhagen — Copenhagen, 1997 — 256p.
Заполнить форму текущей работой