Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. В диссертации раскрыта психологическая специфика процесса адаптации в предпринимательской деятельности. Определены психологические условия успешной адаптации предпринимателей к их деятельности, а также меры по оптимизации данного процесса. Выявлена группа факторов, влияющих на успешность адаптации предпринимателей к предпринимательской деятельности, куда входят… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Исследование адаптации личности и предпринимателва в научной литературе
    • 1. 1. Адаптация как объект хологичого ледования
    • 1. 2. Исследования предпринимательства в научной литературе
    • 1. 3. Психологическая модель адаптации личности к овиям предпринимателой деятельни
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. Психологические особенности адаптации молодых предпринимателей
    • 2. 1. Обование подхода и организация эмпиричого ледования

    2.2 Содержание психологического тренинга адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности 87 2.3. Результаты эмпирического исследования адаптации личности к условиям предпринимательской деятельни и их интерпретация

    Выводы по главе

Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современном российском обществе особую актуальность в ряде сфер профессиональной деятельности, включая предпринимательскую, приобрела проблема формирования активной позиции, мотивации достижений, личной ответственности и самостоятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. А Деркач, JI.B. Каширина, А. В. Лосев, В. В. Рубцов и др.).

Эффективность форм организации предпринимательской деятельности, достижение успеха и желаемых способов самореализации напрямую зависят от адаптации предпринимателей к современной социокультурной ситуации, от их способности сделать оптимальный выбор в быстроменяющейся социально-экономической ситуации (В.А. Бодров, Ю. П. Лапыгин, С. В. Малахов, И. М. Модель, Б. С. Модель, В. Д. Попов, С. К. Рощин и др.).

В отечественной психологии и акмеологии идет активное исследование особенностей адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности (В.Г. Зазыкин, А. П. Чернышев и др.), проблем самосовершенствования предпринимателя как субъекта деятельности, общения и своей судьбы (К.А. Абульханова-Славская, Л. В. Каширина и др.), факторов становления социального облика предпринимателя (М.И. Мелия, М. В. Розин и др.).

Вместе с тем проблема психологических особенностей адаптации личности в условиях предпринимательской деятельности в современной научной литературе пока недостаточно изучена.

Степень разработанности проблемы.

Проблема адаптации имеет богатую историю исследования в науке. Впервые адаптация была научно обоснована в биологии (Ж. Бюффон, Ч. Дарвин, Ж. Б. Ламарк, Ж. Сент-Илер и др.). Идеи биологии в России получили развитие в трудах таких ученых, как Н. А. Бернштейн, В. И. Вернадский, И. П Павлов, И. М Сеченов, А. А. Ухтомский. Начиная с середины XIX века, проблема адаптации исследуется в различных отраслях научного знания.

В психологии адаптация рассматривается в тесной взаимосвязи с деятельностью (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн и др.), с изучением индивидуальных особенностей личности, ее взаимоотношений в группе (А.А. Бодалев, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Ж. Пиаже и др.).

Адаптация как процесс приспособления личности активно исследуется в зарубежной психологии, где акцент делается на достижении гармонии между индивидом и средой (А. Бандура, Н. Миллер, Дж. Уотсон и др.), на активном освоении личностью новой социальной среды и тех изменений, которые происходят в процессе этого освоения (Г. Гартман, А. Маслоу, К. Роджерс, Л. Фестингер, Т. Шибутани и др.).

В современной научной литературе исследуются отдельные виды и типы адаптации (Л.В. Корель, В. И. Лебедев, Н. Н. Мельникова, И. А. Милославова, Н. А. Свиридов, А. Н. Сухов, А. В. Филиппов, М. Шабанова, Л. Л Шпак и др.), уровни адаптированности (Д.А. Андреева, Г. А. Балл, М. Р. Битянова, Л. Г. Гришанов, И. Г. Краснов и др.), критерии успешной адаптированности личности к новым социально-экономическим условиям (М.С. Дмитриева, О. И. Зотова, Н. Г. Колызаева, И. К Кряжева, А. В. Петровский, Р. В. Шестакова и др.), специфические формы поведения личности в предпринимательской деятельности (А.И. Агеев, О. С. Дейнека, И. Е. Задорожнюк, Т. И. Заславская, В. Г. Смольков и др.).

Отдельными авторами изучаются мотивы и качества личности, способствующие успешной предпринимательской деятельности (О. С. Дейнека, А. Л. Журавлев, И. Е. Задорожнюк, В. П. Позняков, С. К. Рощин, Е. Б. Филинкова, А. Е. Чириков, а и др.), выявляются психологические характеристики типов предпринимателей (Л.В. Капгарина, Ю. Н. Лапыгин и др.), социальные функции предпринимательства (В.А. Бодров, С. В. Малахов и др.), изменения личностных характеристик в процессе адаптации предпринимателей (И.М. Модель, Б. С. Модель, Т. И. Рогинская и др.).

Вместе с тем до сих пор процесс адаптации личности к предпринимательской деятельности как проблема и объект психологического исследования недостаточно исследован. В проанализированной нами литературе адаптация как психологический феномен изучена недостаточно последовательно, психологические факторы, влияющие на успешность адаптации, неструктурированны, приемы оптимизации адаптации к предпринимательской деятельности слабо разработаны.

Тем самым возникает противоречие между острой необходимостью исследования адаптации личности в условиях предпринимательской деятельности и фактическим уровнем разработанности проблемы в психологической науке. Данное противоречие создает проблему, сущность которой заключается в том, что процесс адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности не всегда эффективен в современных условиях. При этом личностный потенциал предпринимателей остается неиспользованным, их инновационные решения не находят поддержки, а поставленные цели оказываются не полностью достигнуты. Указанное противоречие и обусловило актуальность исследования психологических особенностей адаптации личности в условиях предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является процесс адаптации личности в условиях предпринимательской деятельности.

Предмет исследований — психологические особенности успешной адаптации личности к предпринимательской деятельности.

Цель исследования — разработать психологическую модель адаптации личности в условиях предпринимательской деятельности и проверить эффективность психотехник по ее оптимизации у предпринимателей.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач исследования:

— рассмотреть методологические и теоретические основы понимания адаптации в научной литературе;

— проанализировать факторы, влияющие на адаптацию личности в условиях современного общества;

— выявить критерии успешной адаптации личности к предпринимательской деятельности;

— охарактеризовать психологическую модель адаптации личности в условиях предпринимательской деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психологическая модель адаптации личности к предпринимательской деятельности включает в себя личностные качества, условия и критерии успешности предпринимательской деятельности, взаимодействие между личностью предпринимателя и обстоятельствами и ее оптимизация зависит от полноты сформированности данных компонентов и их эффективного взаимодействия.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источниковэмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюированиеметодики: «Социально-психологическая профессиональная адаптация», «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда, «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (MJIO-AM) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянинашкала самооценки (компьютерный вариант разработан Alic&Co). Для статистической обработки полученного материала использовалась компьютерная программа SPSS 12.0 для Windows.

Теоретико-методологической основой данного исследования явились: деятельностный подход к изучению личности (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), достижения психологии развития (К.А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина и др.), акмеологии (Б.Г. Ананьев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, И. Н. Семенов и др.), психологии личности (B.C.

Агапов, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев и др.), принцип оптимальности (В.Г. Асеев, В. Г. Афанасьев, В. А. Бокарев и др.), профессионального самосознания личности (М.Н. Гуревич, О. В. Москаленко, И. И. Чеснокова и др.), теории мотивации достижения (Д. МакКлелланд, М. Кетс-де-Вриз, С. Б. Каверин и др.), склонности к риску (Р. Брокгауз, К.-Э. Вернерид и др.), принятия решений (Р. Дафт, А. И. Донцов, Р. Швери и др.), рефлексивной психологии (В.М. Дюков, И. А. Савенкова, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.).

Научная новизна исследования. В диссертации раскрыта психологическая специфика процесса адаптации в предпринимательской деятельности. Определены психологические условия успешной адаптации предпринимателей к их деятельности, а также меры по оптимизации данного процесса. Выявлена группа факторов, влияющих на успешность адаптации предпринимателей к предпринимательской деятельности, куда входят: фактор достижения (практический интеллект, уверенность в себе, новаторство, воля и др.), коммуникации (установление связей, общительность, способность к творчеству и т. д.), энергии (активность, инициативность, работоспособность, и др.), эгоцентризма (стремление к доминированию, вера в себя, эгоизм, индивидуальность и др.).

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что адаптация есть последовательность реакций личности на обстоятельства предпринимательской деятельности. Конкретизировано содержание используемых терминов: «адаптация», «адаптированность», «адаптивность», «дезадаптированность», «успешность предпринимательской деятельности». Обнаружена зависимость успешности психологической адаптации предпринимателей к их деятельности от специально разработанных тренинговых занятий. Разработана психологическая модель успешной адаптации личности к предпринимательской деятельности, включающая такие компоненты, как: личностные качества (конкурентоспособность, инициативность, упорство, коммуникативность, уверенность в себе и др.), условия успешной предпринимательской деятельности (знание рынка, аналитические способности, прогностические способности, склонность к риску и др.), критерии успешности предпринимательской деятельности (чувство удовлетворенности трудом, жажда деятельности, укрепление самооценки, видение новых перспектив и др.), взаимодействие между личностью предпринимателя и обстоятельствами (обнаружение скрытых личностных резервов, активное воздействие на среду и ее трансформация).

Практическая значимость исследования. Предложен психолого-акмеологический комплекс методик для диагностики психологической адаптации предпринимателей к условиям их деятельности. Разработана программа психологического тренинга по оптимизации процесса психологической адаптации к бизнесдеятельности. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практике психолого-акмеологического консультирования предпринимателей, психологической коррекции и психотерапии. Содержание диссертационного исследования легло в основу спецкурса «Психологические особенности адаптации личности», а также использовано в учебных предметах «Психология личности», «Экономическая психология».

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена достижениями современной психологии развития и акмеологии, использованием надежных и валидных диагностических методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованиярепрезентативностью выборки, применением современных методов математико-статистической обработки и анализа экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования освещались на Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, 2004 г.), Всероссийской конференции «Психологическое здоровье и безопасность личности» (Тамбов, 2002, 2003 г. г.), на научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г.Р.

Державина (Тамбов, 2001 — 2004 г. г.) — на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г. Р. Державина.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Адаптация как социально-психологический феномен представляет собой процесс, происходящий в ходе взаимоотношений личности и среды, при котором личность эффективно выполняет свою деятельность, удовлетворяет потребности, самоутверждается и трансформирует условия, с которыми сталкивается.

2. Адаптация — это последовательность реакции личности на обстоятельства деятельности, в ходе которых достигается максимальная реализация потенциала внешних обстоятельств через внутренние индивидуально-психологические условия.

3. Основными компонентами психологической модели адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности являются: личностные качества (инициативность, упорство, уверенность в себе, коммуникативность, интуиция, конкурентоспособность и др.) — условия успешности предпринимательской деятельности (знание рынка, аналитические способности, прогностические способности, склонность к риску, четкое осознание целей и желаемого результата и др.) — критерии успешности предпринимательства (чувство удовлетворенности трудом, жажда деятельности, желание продвигать дело, видение новых перспектив, стремление добиться успеха и др.) — взаимодействие между личностью предпринимателя и обстоятельствами (требования, предъявляемые обстоятельствами к личности и готовность им соответствовать, обнаружение скрытых резервов, активное воздействие на среду и ее трансформация).

4. В психологическом плане основными критериями успешной адаптации личности к предпринимательской деятельности являются взаимодействие с партнерами, модификация ситуаций в своих интересах, внутренняя конгруэнтность, сформированность проактивного видения ситуации, деловая рефлексия.

Организация исследования. Базу проведения исследования составили начинающие предприниматели г. Тамбова. Всего в исследовании приняло участие 150 человек. Из них — 90 женщин и 60 мужчин в возрасте до 30 лет и стажем работы до трех лет.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Результаты статистической обработки представлены в таблицах и гистограммах.

Выводы по главе 2.

В результате эмпирического исследования мы смогли выявить, что в понимании значительного количества участников эксперимента адаптация есть приспособление.

Нами было выявлено, что предприимчивого человека характеризуют уверенность в себе, коммуникативность, энергичность, решительность, вера в себя и другие качества. Этим выводом мы подтверждаем исследования других авторов.

Участники исследования смогли достаточно успешно адаптироваться к предпринимательской деятельности. По результатам корреляционного анализа мы выявили, что удовлетворенность своей деятельностью тесно взаимосвязано с отношением к коллективу, отношением к другими предпринимателям, отношением к работе, а отношение к коллективу зависит от уровня самоприятия, интернальности, стремления к доминированию, моральной нормативности, эмоциональной комфортности.

Выявлена группа факторов, влияющих на успешность адаптации предпринимателей к предпринимательской деятельности, куда вошли: фактор достижения (практический интеллект, уверенность в себе, новаторство, воля и др.), коммуникации (установление связей, общительность, способность к творчеству и т. д.), энергии (активность, инициативность, работоспособность, и др.), эгоцентризма (стремление к доминированию, вера в себя, эгоизм, индивидуальность и др.).

Далее исследование психологических условий адаптации личности к предпринимательской деятельности проходило в условиях психологического тренинга, целью которого было развитие личностных качеств, необходимых для успешной адаптации, и преодоление негативных, мешающих адаптации к современному рынку.

Разработанный тренинг состоял из трех стадий: диагностической, -антиципирующей, реконструирующей.

Адаптации проходит успешнее, если применяемые психотехники развивают качества, которые способствуют более реалистичному отношению к возможным трудностям и стимулируют готовность к позитивному сотрудничеству с окружающими у предпринимателей.

Результаты тренинга позволили добиться у участников более оптимистичного отношения к будущему, повышения удовлетворенности своими достижениями, развития уверенность в себе и своих силах, улучшения отношения к своей работе, к другим предпринимателям, снижения уровня ухода от проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной социально-экономической ситуации возрастает значение адаптации личности, особенно в предпринимательской деятельности. Адаптивные свойства личности необходимы для достижения успеха и возможности самореализоваться в данной сфере деятельности.

В истории научной мысли сущность понятия адаптации исследовалась с позиций биологического, социального, психологического и других подходов.

Несмотря на различие подходов к пониманию сущности исследуемого феномена, в общем плане адаптация определялась как процесс взаимодействия социальной среды и личности, направленный на включение человека в новый для него вид деятельности, а также приспособление организма к новым условиям среды.

Позднее адаптация стала пониматься как готовность к выполнению различных социальных ролей, как устойчивость социальных связей. При этом процесс адаптации рассматривался как приобретение личностью определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями.

Адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. Иными словами, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются оптимальные условия не только для реализации личностью ее потребностей, целей, ценностей, но и для изменения самой адаптирующей среды.

Процесс адаптации развивается под воздействием определенных условий и субъектов. Поэтому основная проблема, решаемая адаптацией, это сближение целей, установок, ценностных ориентаций индивида с новой средой и нахождение своего места и роли в изменяющейся социальной среде.

В данном исследовании по адаптацией понимается последовательность реакции личности на обстоятельства предпринимательской деятельности, в ходе которых достигается максимальная реализация потенциала внешних обстоятельств через внутренние индивидуально-психологические условия.

С психологической адаптацией предпринимателя к условиям их деятельности тесно связано такое понятие как адаптированность, то есть состояние и уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения — удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Способность к достижению состояния адаптированности можно назвать адаптивностью личности.

Низкий уровень развития адаптивности может привести к дез адаптивности, понимаемой в научной литературе как такой ход психических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.

В данном диссертационном исследовании дезадаптированность понимается как устойчивое состояние затяжного дискомфорта в новой социальной среде.

Существуют факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации личности, к которым относятся коммуникативная компетентность субъекта, образ будущего, активность-пассивность жизненной позиции, сохранение-изменение вида основной деятельности, размытость-фиксированность ролевого репертуара, фактор организационной культуры, мотивация, стресс.

Успешность деятельности является показателем адаптированности личности к окружающей среде.

Успешность предпринимательской деятельности в психологическом понимании — это такая реализация целей, которая сопровождается удовлетворенностью от полученных результатов, постановкой новых задач, готовностью рисковать, видением новых перспектив, самореализацией.

Для достижения успеха в бизнесе предприниматель должен иметь определенный ряд качеств и склонностей. В научной литературе к ним относят мотивацию достижения, систему ценностных ориентации, интернальный локус контроля, инновационность, склонность к риску, личностные качества.

В условиях современного общества на адаптацию личности в предпринимательской деятельности влияют такие факторы, как: фактор достижения (оптимизм, интуиция, самообладание, уравновешенность и др.) — фактор коммуникации (смелость, установление связей, общительность, склонность к риску) — фактор энергии (энергичность, честолюбие, честность, вера в себя и др.) — эгоцентризм (индивидуальность, эгоизм, решительность, жажда деятельности и др.).

Основными критериями успешной адаптации личности выступают взаимодействие с партнерами, модификация ситуаций в своих интересах, внутренняя конгруэнтность, сформированность проактивного видения ситуации, деловая рефлексия.

Если у предпринимателей развивать личностные качества, которые способствуют более реалистичному отношению к возможным трудностям и стимулируют готовность к позитивному сотрудничеству с окружающими, то процесс адаптации проходит быстрее и гораздо успешнее.

Психологическая модель адаптации личности включает в себя четыре компонента:

1й — личностные качества (конкурентоспособность, инициативность, упорство, коммуникативность, уверенность в себе и др.). Этот компонент позволяет успешно адаптироваться к быстроменяющейся рыночной ситуации, добиться успеха и решить поставленные задачи.

2й — условия успешной предпринимательской деятельности (знание рынка, аналитические способности, прогностические способности, склонность к риску и др.). Развитость названных личностных свойств помогает принимать те или иные решения с определенным временнопространственным утверждением в отношении текущих и ожидаемых будущих событий.

Зй — критерии успешности предпринимательской деятельности (чувство удовлетворенности трудом, жажда деятельности, укрепление самооценки, видение новых перспектив и др.). В целом этот компонент обеспечивает эффективное взаимодействие предпринимателей с окружающей средой и влияет на процесс адаптации к данной среде.

4й — взаимодействие между личностью предпринимателя и обстоятельствами (обнаружение скрытых личностных резервов, активное воздействие на среду и ее трансформация). Качество устанавливающихся отношений свидетельствует об адаптации к актуальной ситуации на рынке с последующей разработкой стратегии собственной предпринимательской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личность. М, 1980. 336 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.:1. Наука, 1981. 385 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.229 с.
  4. Е.М. Социально-экономическая адаптация населения к переменам в российском обществе 90х годов: Дисс. докт. экон. наук. М, 1998. 347 с.
  5. Е.М., Логинов Д. М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. 2002. № 5. С. 24−34.
  6. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. 112 с.
  7. В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. С. 122
  8. А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  9. И.Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства: Учеб. пособие. М: Финансы и статистика, 2003. 544 с.
  10. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В. и др. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2001. 216 с.
  11. А.Г., Тихоненко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 91−102.
  12. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  13. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. т. 15. № 1. С. 3−18.
  14. А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986. 96 с.
  15. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студентов вузов по спец. «Психология». М: ИЦ «Академия», 2002. 414 с.
  16. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92−100.
  17. Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал. 1994. т. 15. № 6. С. 116−120.
  18. П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива М.: Наука, 1987. 214 с.
  19. Л.И. Психологические особенности социальной адаптации детей и подростков с различными формами аутистического мышления: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Ярославль, 2003. 22 с.
  20. Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования. 2001. № 6. С. 44−53.
  21. Е. Мотивация и поведение российских предпринимателей // Вопросы экономики. 1995. № 6. С. 15−21.
  22. Т.Н. Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота: Дисс. канд. псих. наук. М., 2003. 202 с.
  23. .Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека М.: Наука, 1988. 268 с.
  24. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.168 с.
  25. А.А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.
  26. А.В. Я-концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя // Педагогика. 1995. № 5. С. 24−33.
  27. А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 17−29.
  28. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАИ, 1994.109 с.
  29. А.В. Отрицательные факторы социально-психологической адаптации офицеров расформируемых экипажей кораблей ВМФ и преодоление их воздействий: Дисс. канд. псих. наук. М., 2001. 203 с.
  30. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе социальной адаптации // Психологический журнал. 1992. № 3. С.23−25.
  31. И.В., Дулина Н. В., Токарева В. Д. Социальные установки молодых предпринимателей // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 170−173.
  32. Ф.Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций). М., 1984.176 с.
  33. М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  34. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. № 8. С. 62−68.
  35. А.А., Алавидзе Т. Л., Антонюк Е. В. Восприятие частного предпринимательства и частных предпринимателей // Вестник МГУ. 1997. Сер. 14. Психология. № 4. С. 65−72.
  36. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Дисс. канд. псих. наук. СПб., 1994. 190 с.
  37. М.Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды: Дисс. канд. псих. наук. Ярославль, 2003. 155 с.
  38. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина, 1987. 176 с.
  39. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика: Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», 1994. 320 с.
  40. И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1986. 23 с.
  41. А.Б. Эволюция адаптаций. Историко-методологические исследования. Л., 1989. 187 с.
  42. А.Д., Каширин В. П. Социально-психологические аспекты самоутверждения личности в коллективе // Психологический журнал. 1982. т.З. № 4. С. 67−77.
  43. Н.Н. Индивидуально-психологические особенности предпринимателей: Дисс. канд. псих. наук. М, 1998. 146 с.
  44. Л.Я. Психологические аспекты торможения социальных изменений // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 5−12
  45. А. А. Психологические особенности формирования личностных качеств бизнесмена в процессе обучения в коммерческом колледже: Дисс. канд. псих. наук. М., 1997. 154 с.
  46. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994. № 8−9. С. 3−15.
  47. Н.Б., Дружинин В. Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта // Психологический журнал. 2000. т.21. № 4. С. 57−64.
  48. А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности неуспешности // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 51−57.
  49. С.В., Немировский B.C. Социальный портрет молодого предпринимателя // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 40−43.
  50. .М., Новикова Л. Г., Лапша И. Н. Социальный портрет предпринимателя//Социологические исследования. 1992. № 10. С. 53−61.
  51. Л.С. Адаптация в условиях безработицы: механизмы поведения потенциальных безработных // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 2. С. 141−150.
  52. Ч. Происхождение видов. М.: Госиздат, 1952. 483 с.
  53. О. Экономическая психология. СПб.: СПбГУ, 1999. 105 с.
  54. А.Н., Попова И. П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 35−46.
  55. А.А., Синягин Ю. В., Морозов А. Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя. М: РАГС, 1999. 103 с.
  56. А.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998. 250 с.
  57. Т. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике: исследование методом «устной истории» // Вопросы экономики. 1994. № 6.
  58. В.Н. Новые хозяева вишневого сада // Вестник РАН. 1994. т.64. № 3. С. 213−216.
  59. В., Коваленко Г. Руководитель корпорации — новый социально-психологический тип личности // Российский экономический журнал. 1994. № 12. С. 73−79.
  60. В.Н., Ушаков Д. В. Когнитивная психология. СПб.: ПЕР СЭ. 2002. 480 с.
  61. О.Н., Мотыль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. № 6. С. 110−119.
  62. Л.Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 68−73.
  63. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения // Психологические проблемы регуляции поведения. М.: Наука, 1976.
  64. A.JI., Позняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. 1994. № 5. С.61−69.
  65. А.Л., Позняков В. П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. 1993. т. 14. № 6. С. 23−34.
  66. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях: Дисс. докт. псих. наук. СПб., 1998. 294 с.
  67. И.Е. Инновационное предпринимательство // Социологические исследования. 1991. № 3. С. 132−142.
  68. И.Е., Зозулюк А. В. Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации // Психологический журнал. 1994. т. 15. № 2. С. 26−37.
  69. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: Психологические секреты профессии. М., 1992. 168 с.
  70. Н.А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе: Дисс. канд. псих. наук. Тамбов, 2003.244с.
  71. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Сокр. Пер. с нем. М.: Экономика, 1990. 335 с.
  72. В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека: Пер. с нем./ Изд. подгот. Ю. Н. Давыдов, В.В. Сапов- РАН. Ин-т социологии. М: Наука, 1994. 443 с.
  73. Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности: Дисс. канд. псих. наук. Пермь, 2000. 200 с.
  74. С.Б. Мотивация труда. М: ИП РАН, 1998. 224 с.
  75. И. Цивилизация и адаптация. М.: «Прогресс», 1984. 240 с.
  76. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч. ред. А. Л. Тулупьева. СПб.: «Речь», 2002.134 с.
  77. Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал. 1995. т. 16. № 1. С. 115−121.
  78. Л.В. Психолого-акмеологические проблемы самосовершенствования предпринимателя как субъекта деятельности, общения и своей судьбы // Мир психологии. 2001. № 2. С. 131−140.
  79. У. Мудрость тела. СПб.: Ленаго, ACT, 1993. 233 с.
  80. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
  81. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  82. Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дисс.докт. псих. наук. М., 1997.464 с.
  83. Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 40−54.
  84. Л.В., Шабанова М. А., Шарнина О. В., Чистякова Ю. Б. Социальная адаптация населения Сибири к рынку // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 22−27
  85. Е.В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель-студент»: Дисс. канд. псих. наук. Тамбов, 2003.195 с.
  86. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431с.
  87. Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. / Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 1995. 510 с.
  88. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1980. 24 с.
  89. Е.В., Киянова М. К. Психология успеха. М.: Дело ТД, 1993. 192 с.
  90. Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности. М.: Наука, 1996. 112 с.
  91. В.И. Психология адаптации и дезадаптации в измененных условиях существования. М.: Прогресс, 1979. 128 с.
  92. Леонтьев А. Н Деятельность, сознание, личность. М, 1975. 302 с.
  93. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. № 9. С. 104.
  94. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 575 с.
  95. Д.А. Виктор Франкл. В борьбе за смысл // В сборнике «Франкл В. Человек в поисках смысла». М: Изд-во МГУ, 1990. с. 302−324.
  96. Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57−65.
  97. Ле Тхи Минь Лоан. Факторы социально-психологической адаптации вьетнамских предпринимателей в России: Дисс. канд. псих. наук. М., 2001. 160 с.
  98. B.C., Гимпельсон В. Е. Стратегия адаптации рабочих на рынке труда // Социологические исследования. 1993. № 9. С. 386−389.
  99. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. т.22. № 1.С. 16−24.
  100. С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие / Институт экономической полигики. М, 1992. 63 с.
  101. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  102. Д.Г. Мотивационно-ценностные особенности предпринимателей как фактор экономико-политической безопасности России: Автореф. дисс. канд. псих. наук. СПб., 2004. 22 с.
  103. .В. Личностные детерминанты карьерной успешности предпринимателя: Дисс. канд. псих. наук. Ставрополь, 2001. 240 с.
  104. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
  105. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. 278 с.
  106. Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 137 с.
  107. М.И., Розин М. В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 54−60.
  108. Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально психологической адаптации: Дисс. канд. псих. наук. СПб., 1999. 194 с.
  109. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дисс. канд. фил. наук. Л., 1974. 26 с.
  110. И.М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 10−15.
  111. И.Е., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства — новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. 1995. сер. 14. Психология. № 1. С. 3−8.
  112. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1998. 368 с.
  113. А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. 272 с.
  114. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 5−22.
  115. B.C. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности: Дисс.канд. фил. наук. М., 1982. 202 с.
  116. А.М. Управление и человек. М: Политиздат, 1989. 80 с.
  117. Организационная психология / Сост. и общ. редакция J1.B. Винокурова, И. И. Скрипка. СПб.: Питер, 2001. 512 с.
  118. И.А. Адаптация предпринимательства к процессу глобализации с учетом факторов культуры: Дисс.канд. экон. наук. Великий Новгород, 2003. 178 с.
  119. Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике: Дисс.канд. псих. наук. М., 1997. 137 с.
  120. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: МГУ, 1951. 421 с.
  121. Пакулина С. А Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М, 2004. 24 с.
  122. Н.А. Внутренний план действия как показатель общего развития личности // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 82−91.
  123. Н.А. Способность действовать «в уме» как механизм произвольной регуляции поведения личности: Дисс. канд. псих. наук. М., 2001. 175 с.
  124. О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 35−40.
  125. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 15−26.
  126. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. 509 с.
  127. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет, 1992. 213 с.
  128. . Избранные психологические труды. М., 1969. 234 с.
  129. В.П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности // Психологический журнал. 2000. т.21. № 6. С. 38−50.
  130. В. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. 1993. № 3. С. 76−80.
  131. В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка //Психологическийжурнал. 1994. т. 15. № 5. С.30−43
  132. С.Т. Личностный аспект адаптивного поведения // Вестник Балтийской Академии. Вып. 8. СПб., 1996. С. 14−18.
  133. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие, 2-е изд. / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского унив-та, 2001. 240 с.
  134. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Изд-й Дом «БАХРАХ-М», 2004. 672 с.
  135. Психология личности: новые исследования / Под ред. Абульхановой К. А. и др. М.: Институт психологии РАН, 1998. 346 с.
  136. Психология менеджмента: Уч-к для Вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004. 639 с.
  137. В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности (по материалам эмпирических исследований) // Вопросы экономики. 1994. № 7. С. 85−97.
  138. А.А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М.: Владос, 1995. 192 с.
  139. А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер 6.1995. Вып. 3. № 20. С. 74−79.
  140. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 12. С.100−105.
  141. В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003.175 с.
  142. С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. 1993. т. 14. № 5. С. 98−109.
  143. Я. Стиль жизни предпринимателя: типы потребительских ориентаций // Вопросы экономики. 1995. № 7. С.91−102
  144. Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 114.125.
  145. C.JI. Человек и мир. М.: 1997. 405 с.
  146. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 713 с.
  147. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998. 384с.
  148. А. Л. Руководитель: слово и дело / Социально-психологические аспекты. М.: Политиздат, 1983. 159 с.
  149. Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 90−95.
  150. Н.А. Социальная адаптация в коллективе // Социологические исследования. 1980. № 3. С.45−59.
  151. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1974. 25 с.
  152. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. 126 с.
  153. И.Н. Духовность и рефлексивность в становлении профессионала. Тамбов: ТГУ, 1997. 39 с.
  154. И.М. Избранные философские сочинения. М., 1947. 412 с.
  155. А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения: Дисс.канд. псих. наук. Л., 1985. 261 с.
  156. Г. А., Субботина А. Д. Уровни производственной адаптации рабочих // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 32−46.
  157. Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социологические исследования. 1995. № 4.
  158. Сметанин Е. Н Население в современной экономической ситуации: проблемы адаптации // Общество и экономика. 1994. № 11−12.
  159. М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб.: ООО «Речь», 2001. 244 с.
  160. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности //Социологические исследования. 1994. № 2. С. 15−22.
  161. Г. У., Шайгерова JI.A. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психологический журнал. 2002. т.23. № 4. С. 66−81.
  162. P.JI. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.
  163. Г. И. Современное российское предпринимательство: структура и специфические особенности: Дисс. канд. соц. наук. Новочеркасск, 1999. 144 с.
  164. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 640 с.
  165. Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодых рабочих: Автореф. дисс.канд. псих. наук. М., 1976.
  166. Е.Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью: Дисс. канд. псих. наук. М., 2001. 166 с.
  167. А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М.: Экономика, 2000. 231 с.
  168. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. М: «Мысль», 1975. 277 с.
  169. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 311 с.
  170. Э. Человек для себя. Минск: Харвест, 1992. 325 с.
  171. В.А. Способы разрешения психологического конфликта в экстремальных условиях жизнедеятельности // Психологический журнал. 1993. № 3. С.38
  172. Холл Келвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. 720 с.
  173. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
  174. В.Г. Социально-психологическая адаптация офицеров, увольняемых в запас, к трудовой деятельности: Автореф. дисс.канд. псих, наук. М., 2000. 196 с.
  175. В.В., Чередниченко В. А., Шапиро В. Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 44−52
  176. А.Н. Социально-психологические основы предпринимательства в реальном секторе экономики: Дисс.докт. псих, наук. М., 2000. 270 с.
  177. Чимбеленге Кипой Уатела. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности: Дисс. канд. псих. наук. Ярославль, 1996. 258 с.
  178. А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. 1999. т.20. № 3. С. 81−92.
  179. А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. 1998. т. 19. № 1. С. 62−74.
  180. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 81−88.
  181. Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 35−51.
  182. И.В. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
  183. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002. 544 с.
  184. М.Р. Социальная адаптация американской модели ведения бизнеса к российским условиям: Дисс.канд. соц. наук. М., 1998. 195 с.
  185. Шпак JI. JI Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социологические проблемы. Красноярск, 1991. 232 с.
  186. Й. Теория экономического развития. Пер. с нем. B.C. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  187. Н.Е. Социальная адаптация личности: Дисс.канд. соц. наук. Саратов, 1999.126 с.
  188. Юнг К. Аналитическая психология. М., 1995. 316 с.
  189. Е.В. Особенности адаптации российских бизнесменов к социальным изменениям: Дисс.канд. псих. наук. М., 2003. 261 с.
  190. В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности: В 2 кн./Рос. АН, Ин-т социол. Отв. Ред. В. А. Ядов. М., 1994. кн. 2. С. 160−298
  191. М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974. 407 с.
  192. Bandura A. Social Learning Theory. N.Y.: Englewood cilfts, 1977. 247 p.
  193. Chirot D. Social Change in Twentieth Century. N.Y., 1977.
  194. Eiser Y.R. Attitudes, chaos and the connectionist mind. Oxford, 1994.
  195. Kelly G. The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton. 1955.
  196. Kets de Vries M.F.R. The entrepreneurial personality: A person at the crossroads // Journal of Management Studies. 1977. V.14. P. 34−57.
  197. Kirton M.J. Adapters and innovators: A discription and measure // Journal of Applied Psychology. 1976. V.61.
  198. Mc Clelland D.C. and Winter D.G. Motivating Economic Achivement. N.Y.: Free Press, 1969.
  199. Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974.
  200. Saffer L.F., Shoben T.J. The Psycology of Adjustment. Boston, Houghton Mifflin, 1956. P.21.
  201. К. -E. The Psychologi of Innovative Entrepreneurship // Handbook of economic psychology. Dodrecht, 1988. P. 405−447.
Заполнить форму текущей работой