Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние организационно-деятельностной игры на уровень притязаний личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика проведения данной формы активного обучения, а также попытки ее теоретического осмысления характеризуются недостаточным вниманием к собственно психологическим аспектам развивающего эффекта ОДИ. Изучение различных специализированных источников по данной теме фиксирует недостаток научных систематизированных данных о том, что именно развивается в психологическом аспекте у субъекта… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.стр
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ < СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИОННО — ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ИГРЫ. стр
    • 1. Теоретический анализ проблемы уровня притязаний личности. стр
  • §-2.Влияние социальных факторов на мотивацию и уровень притязаний личности.. .':.стр. у
    • 3. Теоретическое обоснование эффективности влияния организационно — деятельностной игры на уровень притязаний личности. стр
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО — ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ИГРЫ НА УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ. стр
    • 1. Программа эмпирического исследования. стр
    • 2. Методики исследования. стр
    • 3. Результаты эмпирического исследования влияния организационно — деятельностной игры на уровень притязаний личности. стр

Влияние организационно-деятельностной игры на уровень притязаний личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально — экономическое развитие общества в современных условиях неразрывно связано с перестройкой норм профессиональной деятельности и способов самоорганизации профессиональных коллективов и сообществ. Коренные изменения связаны прежде всего с ростом творческого компонента учебной и профессиональной деятельности, личностная включенность человека в которую становится все более значимой. В связи с этим в настоящее время наблюдается повышенный интерес отечественных и зарубежных психологов к изучению эмоционально — мотивационной сферы личности, которая оказывает влияние на самые разнообразные аспекты деятельности человека в общении, обучении, работе. Особое место в изучении эмоционально — мотивационных механизмов включенности человека в учебную и профессиональную деятельность занимают исследования уровня притязаний, особенностей целеполагания личности. От характера уровня притязаний человека зависит успешность его самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые он ставит перед собой, стратегия достижения этих целей, степень устойчивости в ситуациях фрустрации, в которые человек попадает при движении к намеченной цели. Комплекс подобных знаний о характере уровня притязаний человека дает информационно емкий материал, позволяющий делать прогноз относительно многих особенностей его деятельности в учебной и профессиональной сферах. К настоящему времени накопилось достаточно большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных проблеме уровня притязаний. Особый вклад в изучение уровня притязаний внесли Ф. Хоппе,.

К.Левин, Дж. Аткинсон, С. Эскалона, В. Н. Мясшцев, В. С. Мерлин, Г. С. Сухобская, Ю. Н. Кулюткин, Л. И. Божович, Б. В. Зейгарник, Л. В. Бороздина. Наряду с глубокой теоретической проработкой данного понятия и несмотря на то, что проблема уровня притязаний из чисто теоретической все в большей мере становится практической проблемой, наблюдается недостаток исследований, посвященных механизмам влияния на уровень притязаний, его целенаправленного изменения. Поиск подобных механизмов предполагает обращение к активным формам обучения и анализ их эффективности с точки зрения влияния на уровень притязаний личности.

Формы активного обучения являются динамично развивающейся отраслью не только в сфере образования, но и в сфере производства и управления. Их появление обусловлено процессом демократизации современного российского общества, тенденцией создавать условия не только для формальной, но и для личностной включенности человека в учебную или производственную деятельность. В связи с этим принципиальной особенностью активных форм обучения является наличие двух целевых планов: с одной стороны, развитие предмета работы, с другой — развитие самих участников как личностей. Само понятие «активное обучение» достаточно неопределенно, в настоящее время его все чаще называют «инновационным», делая акцент на формировании у обучаемых способностей и психологической готовности действовать в новых условиях. Это означает взаимное обогащение личности и общества, когда последнее развивается благодаря тому, что в нем активно действует творческая личность, получившая возможность саморазвития. К появившимся в последнее время формам активного обучения можно отнести методы анализа ситуаций, обучающие деловые игры, методы социально — психологического тренинга, имитационно — ролевые игры, организационно — деятельностные игры. Практика использования форм активного обучения, а также их теоретическое осмысление с психологических позиций нашли свое отражение в работах Н. Н. Богомоловой, И. А. Григорьевой, Л. А. Петровской, Г. А. Ковалева, В. Ф. Комарова, Н. В. Борисовой, К. В. Вазиной и др. При описании разных типов форм активного обучения психологическим вопросам придается разная значимость в зависимости от характера и направленности деятельности участников. Из особенностей деятельности выводится развивающий эффект. Среди перечисленных форм активного обучения деятельность, связанная с постановкой целей, в наибольшей степени представлена в организационно — деятельностной игре (ОДИ), что позволяет рассматривать ОДИ как одно из наиболее эффективных средств влияния на уровень притязаний личности.

Практика проведения данной формы активного обучения, а также попытки ее теоретического осмысления характеризуются недостаточным вниманием к собственно психологическим аспектам развивающего эффекта ОДИ. Изучение различных специализированных источников по данной теме фиксирует недостаток научных систематизированных данных о том, что именно развивается в психологическом аспекте у субъекта в результате его участия в ОДИ. В настоящее время наблюдается преобладание логического подхода к описанию развивающего эффекта ОДИ — преимущественно рассматриваются изменения в когнитивной сфере личности, причем степень развития когнитивной, мыслительной сферы субъекта определяется на основе его причастности к «коллективному мышлению», напрямую определяемому спецификой профессиональной деятельности коллектива.

Анализ источников, посвященных исследованию технологии организационно — деятельностной игры, позволил сформулировать следующую проблему исследования: наблюдается противоречие в подходах к описанию развивающего эффекта ОДИ: в специальной литературе рассматривается воздействие ОДИ на личность в целом, но приоритет отдается исследованию когнитивных аспектов личностного развития. Отсутствуют критерии оценки влияния ОДИ на эмоциональномотивационную сферу личности в целом и на уровень притязаний в частности.

Объект исследования: организационно — деятельностная игра в системе учебно-профессиональной деятельности.

Предмет исследования: уровень притязаний и мотивация участников организационно — деятельностной игры в учебной и профессиональной деятельности.

Цель исследования: изучение влияния организационно — деятельностной игры на уровень притязаний личности.

Гипотеза исследования:

В ОДИ воздействию подвергается такой личностный конструкт, как уровень притязаний. Можно предположить, что в уровне притязаний происходят следующие изменения:

1. Уровень притязаний в мыслительной деятельности становится более реалистичным. Субъект начинает более адекватно соотносить свои возможности со сложностью стоящей перед ним задачи.

2. Технология ОДИ способствует изменению иерархии мотивов личности. Предполагается доминирование познавательной мотивации и мотивации достижения над другими видами мотивации в результате участия субъекта в ОДИ.

Исходя из цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие.

Задачи исследования:

1) Провести сравнительный теоретический анализ исследований мотивации, самооценки и уровня притязаний личности.

2) Рассмотреть специфику ОДИ в сравнении с другими формами активного обучения с психологической точки зрения и выявить специфические для ОДИ детерминанты, влияющие на уровень притязаний и мотивационную сферу личности.

3) Выявить критерии оценки изменения уровня притязаний и мотивации личности.

4) Разработать и апробировать научно — практический инструментарий исследования уровня притязаний участников ОДИ;

Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания, положения о структуре и динамике личности, о динамическом характере ее взаимодействия с обществом, о социальной детерминированности психических процессов.

Теоретической основой исследования стали основополагающие работы, представляющие исследования уровня притязаний (Дж.Аткинсон, Ф. Хоппе, С. Эскалона и др.), рассматривающие уровень притязаний как комплексное личностное образование, структурными компонентами которого являются самооценка и мотивация личности (Г.Айзенк, Л. И. Божович, В. К. Гербачевский, В. С. Мерлин, В. А. Петровский, Х. Хекхаузен и др.), выявляющие социально-психологические аспекты влияния характера групповой деятельности на установки личности.

А.Адлер, Г. М. Андреева, JI. C Выготский., Б. Ф. Ломов Р. Фестингер и др.), раскрывающие теоретико-методологические основы форм активного обучения (В.В.Давыдов, В. П. Зинченко, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин,.

B.В.Рубцов и др.), рассматривающие ОДИ как особую форму социального взаимодействия людей (О.С.Анисимов, Ю. В. Громыко, И. С. Ладенко,.

C.В.Попов, Б. В. Сазонов, Г. П. Щедровицкий и др.), раскрывающие механизмы образования у субъекта рефлексии (А.В.Брушлинский, О. И. Генисаретский, А. З. Зак, С. Д. Неверкович, С. Л. Рубинштейн, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, А. К. Тихомиров и др.), рассматривающие механизмы рефлексивной саморегуляции личности (Н.Г.Алексеев, Б. В. Зейгарник, И. И. Чеснокова, и др.).

Методы исследования.

1. Методы подготовки и организации исследования:

— теоретический анализ специальной литературы по ОДИ и психологической литературы по самооценке, уровню притязаний, мотивации;

— системно — структурный анализ как основной способ организации исследования;

— формирующий эксперимент (с контрольной группой), целью которого является выявление влияния ОДИ на уровень притязаний и мотьивацию ее участников.

2. Методы сбора эмпирических данных:

— наблюдение, самоотчеты участников ОДИ, компьютерный вариант методики «Уровень притязаний» (разработан О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабаниным, А.Е.Войскунским), компьютерный вариант «Теста самоотношения» (адаптация В.В.Столина).

3. Методы обработки и интерпретации данных:

— математические методы статистической обработки данных, метод выборки, сравнительно — сопоставительный анализ, корреляционный анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Выделен наиболее значимый для анализа психологический конструкт, изменяющийся в ходе прохождения субъектом ОДИ -" уровень притязаний", который рассматривается как интегральный показатель глубинных личностных структур — самооценки и мотивационной направленности.

2. Анализ развивающего эффекта ОДИ проведен с психологической точки зрения. Обоснована ведущая роль рефлексии во влиянии ОДИ на уровень притязаний личности.

3. Показано влияние специфических особенностей ОДИ (постановки целей будущей совместной деятельности, позиционного конфликта, рефлексии, групповой формы работы) на уровень притязаний личности, ее мотивационную направленность.

4. Разработан научно — практический инструментарий исследования уровня притязаний участников ОДИ.

5. Определены критерии оценки изменения уровня притязаний, которыми являются:

1) наличие — отсутствие сформированной стратегии целеполагания;

2) реалистичность — нереалистичность (адекватность — неадекватность) уровня притязаний;

3) подверженность — устойчивость уровня притязаний по отношению к факторам успеха и неудачи (ситуации фрустрации);

4) мотивация как структурирующее основание процесса целеполага-ния. Критерием оценки изменения уровня притязаний может выступать трансформация мотивов, направленных на подкрепление собственной самооценки (мотивации самоутверждения, избегания неудачи), в мотивы достижения и познания.

6. В целом исследование расширяет представление о развивающем эффекте ОДИ, позволяет включить психологический инструментарий в практику разработки и проведения ОДИ.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими позициями автора, использованием современных принципов организации формирующего эксперимента на основе целостной модели психологического исследования в условиях, максимально приближенных к реальностипривлечением апробированных методик и применением статистических критериев верификации экспериментальных данных.

Практическая значимость работы: Показаны механизмы влияния ОДИ на уровень притязаний личностиразработан психологический инструментарий анализа развивающего эффекта ОДИ, предложены методы фиксации развития уровня притязаний и его структурных компонентов.

Предложенный психологический анализ развивающего эффекта ОДИ позволит практикам получить более полную картину, касающуюся изменений в личностной сфере участников ОДИ.

Применение предлагаемого подхода к анализу влияния ОДИ на личность позволит с достаточной степенью надежности диагностировать готовность профессионалов, прошедших ОДИ, к осуществлению управленческой деятельности. Анализ степени развития уровня притязаний с количественной (реалистичность, адекватность) и качественной (мотивационная направленность) сторон позволит произвести более полную диагностику готовности субъекта к выполнению той или иной профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развивающим эффектом ОДИ является изменение не только в когнитивной сфере личности, но и в ее эмоционально — мотивационной сфере. Изменяется уровень притязаний и мотивационная направленность личности.

2. Основными детерминантами количественного и качественного изменения уровня притязаний в ОДИ являются рефлексия, самоопределение в проблемной ситуации, осознание личностью себя как субъекта деятельности, построение ориентировочной основы собственной деятельности.

3. Изменение уровня притязаний заключается в следующем:

— уровень притязаний становится более реалистичным;

— изменяется мотивация как качественный компонент уровня притязаний: преобладающими становятся познавательная мотивация и мотивация достижения.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы и обобщения могут быть использованы в практической деятельности организаторов активных форм обучения. Полученные результаты позволят на качественно новом уровне решать проблему развивающего воздействия ОДИ на личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный этап развития общества в качестве приоритетного направления научных исследований выдвинул проблему человека. Возникновение феномена нового мышления, ориентированного на общечеловеческие ценности, признание уникальной неповторимости личности каждого человека как самоценности общества обусловили актуализацию проблемы способствования возрастанию степени свободы человека, всемерному развитию его сущностных сил. Осознание актуальных задач, стоящих перед современным обществом, привело к усилению тенденции рассмотрения человека как активного субъекта творческой деятельности, целесообразно изменяющего окружающий мир. Изучение человека с данной точки зрения способствует преодолению технократических ориентаций, которые в настоящее время во многом определяют решение различных технических, социально — экономических, организационных, гуманитарных проблем. Это вызвало постановку новых задач перед практико-ориентированной психологией — изучение средств формирования не только высокого уровня когнитивных характеристик субъекта, но и средств формирования его важнейших личностных качеств. Целостное психологическое осмысление сложившейся социальной ситуации приводит к необходимости нахождения действенных путей ориентации развивающих групповых технологий на гуманистическую сущность наук о человеке.

Данное исследование ориентировано на рассмотрение изменения феномена уровня притязаний личности в контексте организационно — дея-тельностной игры. В исследовании уровень притязаний рассматривается как глубинная личностная структура, связанная с самооценкой субъекта и его мотивацией в учебной и профессиональной деятельности. В работе приводится теоретико-методологическое обоснование правомерности данного подхода, его соответствия основным тенденциям развития психологической науки.

Исследование выполнено с позиций целостного подхода к изучению проблемы развития личности в системе социального взаимодействия, что позволило исследовать изменение уровня притязаний через анализ отношения рефлексивной деятельности ко всей личности в целом. С указанных позиций в диссертации приводится обоснование психологического анализа единства когнитивных и личностных аспектов развития субъекта в условиях ОДИ, взаимосвязи рефлексии и самооценки, уровня притязаний, мотивации личности в учебной и профессиональной деятельности, в результате чего в центре данного исследования оказывается взаимная обусловленность, диалектическая связь внутреннего мира личности и внешнего развивающего воздействия.

В исследовании представлена картина изменения уровня притязаний участников ОДИ, включающая количественный (реалистичность, адекватность) и качественный (преобладающая мотивация) компоненты. Выявлена значимость формирования рефлексивного отношения для обеспечения адекватности и реалистичности уровня притязаний и развития познавательного компонента мотивации личности в учебной и профессиональной деятельности.

Для проверки эффективности влияния ОДИ на уровень притязаний личности необходимо было создать экспериментальную ситуацию, позволяющую с определенной долей уверенности констатировать наличие и результативность данного воздействия. Методика проверки строилась на проведении трех ОДИ в системе учебно — профессиональной деятельности и экспериментальной фиксации результативности воздействия ОДИ на уровень притязаний личности. Выявлено, что изменение уровня притязаний обусловлено прежде всего осуществлением субъектом процесса постановки цели дальнейшей деятельности и рефлексии, что является основной задачей именно ОДИ и отличает данный вид игрового взаимодействия от других форм активного обучения. Рефлексивное отношение субъекта к самому себе актуализируется в ОДИ благодаря возникновению характерных для данной формы активного обучения ситуаций — создание проблемной ситуации, инициация содержательного позиционного конфликта, выработка рефлексивного отношения участников игры к своим действиям и к игровой ситуации.

В целом в результате проведенного исследования:

1. Обоснована необходимость рассмотрения понятия «уровень притязаний» как сложного, синтетического психического образования. Предлагаемое содержательное описание феномена «уровня притязаний» позволило установить его связь с такими процессами и состояниями психики, как различные виды самооценки личности, интенсивность переживания результатов деятельности, мотивационная направленность, особенности стратегии полагания.

2. Выявлены основные тенденции разработки изучаемой проблемы исследования и на основе теоретико — методологического анализа уточнена специфика развивающего влияния ОДИ на личность. Развивающим эффектом ОДИ является изменение не только в когнитивной сфере личности, но и в ее эмоционально — мотивационной сфере. Изменяется уровень притязаний и мотивационная направленность личности.

3. Разработана, обоснована и экспериментально проверена теоретическая модель изменения уровня притязаний субъекта в результате его участия в ОДИ. Изменение уровня притязаний заключается в следующем:

— уровень притязаний становится более реалистичным;

— стратегия целеполагания субъекта становится более адекватной и менее подверженной влиянию факторов предыдущего успеха или неудачи;

— изменяется мотивация как качественный компонент уровня притязаний: преобладающими становятся познавательная мотивация и мотивация достижения.

4. Изучено влияние организационно — деятельностной игры на уровень притязаний участников в связи с их возрастными характеристиками. Эмпирически установлена большая степень подверженности влиянию ОДИ уровня притязаний старшеклассников по сравнению со взрослыми участниками. Наиболее отчетливо изменения в особенностях уровня притязаний и мотивации проявились в выборке старшеклассников, составивших экспериментальную группу. Влияние ОДИ выразилось в том, что их уровень притязанитй стал более реалистичным, у них стала формироваться адекватная стратегия целеполагания, в ситуации формирования уровня притязаний старшеклассники стали исходить не из потребностей самооценки, а из реальной сложности задачи. Соответственно изменилась и лежащая в основе уровня притязаний мотивация — мотивы самоутверждения, характерные для данного возраста, сменились познавательными мотивами и мотивами достижения. В то же время исследование показало возможности влияния ОДИ на такой аспект уровня притязаний взрослого человека, как его реалистичность. Эмпирические данные подтверждают приращение степени реалистичности уровня притязаний взрослых участников ОДИ.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций:

— в целях повышения эффективности переподготовки управленцев целесообразно внедрять ОДИ в практику повышения квалификации в качестве психотехнической подготовки;

— для совершенствования профессиональной подготовкпи практических психологов, методологов, организаторов в сфере образования и социальной работы представляется целесообразным ввести постоянно действующие семинары — лаборатории, посвященные изучению влияния ОДИ на эмоционально — мотива-ционную сферу личности.

Проведенное исследование открывает новые перспективы изучения проблемы влияния ОДИ на эмоционально — мотивационную сферу личности, которые могут быть реализованы в:

— проведении комплексных исследований, в которых наряду с когнитивным рассматривается и эмоционально — мотивацион-ный аспект включенности личности в ОДИ;

— исследовании закономерностей влияния ОДИ на эмоционально — мотивационную сферу участников в зависимости от их пола, профессии, социального статуса;

— изучении влияния ОДИ на предметную отнесенность мотивации участников;

— Дальнейших разработках критериев оценки изменения уровня притязаний личности средствами ОДИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности М., 1980.-334 с.
  2. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.- 128 с.
  3. Г. Ю. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М., 1995.- 170 с.
  4. A.M., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании // Вопросы психологии, № 2, 1983, с. 143−150
  5. .Г. Психология человека. Избранное. Спб., 1997. 90 с.
  6. Г. М. Социальная психология. Учебник для ВУЗОВ. М., 1996 375 с.
  7. Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. 94 с.
  8. О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога. Творчество и культура мышления: Автореф. дис. .д-ра психол. Наук. М., 1994. — 86 с.
  9. О.С. Схематизированное изображение как средство организации познавательной активности в работе с учебными и научными текстами // Новые исследования в психологии. 1980. № 1. с. 51 — 55.
  10. Ю.Арестова О. Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 4. с. 40 — 51.
  11. П.Арестова О. Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестн. Моск. Ун та. Сер. 14. Психология. -1999. -№ 3. с. 16 -25.
  12. . Уровень притязаний // Диагностика психического развития. Прага, 1978.- 106 с.
  13. П. В. Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1988. 131 с.
  14. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.- 323 с.
  15. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986. — 422 с.
  16. B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. 396 с.
  17. И.В., Юдин А. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.-270 с.
  18. Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: Дис. .канд. психол. наук. М., 1978. — 230 с.
  19. Н.Н. Ситуационно ролевая игра как активный метод социально — психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — 204 с.
  20. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 209 с.
  21. С.Е. Деловая игра как метод социально психологрического тренинга // Вопр. психологии. — 1999. — № 4. — с. 52 — 57.
  22. Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993. 141 с.
  23. Л.В., Видинска Л. Соотношение самооценки и уровня притязаний // Личность в системе коллективных отношений. Курск, 1980. с. 24−47.
  24. Дж. Психология познания. М., 1977. 412 с.
  25. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.-245 с.
  26. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. 144 с.
  27. И.А., Поплужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М., 1980.- 191 с.
  28. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 1999.- 176 с.
  29. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-285 с.
  30. В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации. В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983., с. 191 200.
  31. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1982
  32. Н.В. Проблема психологических функций рефлексии в игровом обучении // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск, 1987. с. 38−48.
  33. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. 55с.
  34. О.И. Моделирование представляющей и рефлектирующей способности сознания // 4 Всесоюзный симпозиум по кибернетике. Тбилиси, 1968. с. 41 -55.
  35. В.К. Индивидуальные особенности поведения в ситуации выбора в связи с некоторыми характеристиками интеллекта // Исследование личности в клинике в экстремальных условиях" Л., 1969. с. 3 -23.
  36. В.К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта: Дис. .канд. психол. наук. — Л., 1970. — 179 с.
  37. В.К. Мотивация и уровень притязаний личности // Психодиагностические методы. Л., 1976. с. 35 — 58.
  38. Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. -463с.
  39. Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. М., 1992. 191 с.
  40. Ю.В. ОДИ как средство развития образования: Автореф. дис. .докт. психол. наук. М., 1993. — 55 с.
  41. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Дис. .канд. психол. наук. М., 1983. — 176 с.
  42. Р.Г., Грэй К. Ф. Руководство по операционным играм. М., 1977. -129с.
  43. Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. 214 с.
  44. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 423 с.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 542 с.
  46. В.В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопр. психологии, 1990. № 3. с. 14−21.
  47. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. 366 с.
  48. .И. Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопр. психологии, 1984. № 4. с. 126 130.
  49. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. 128 с.
  50. B.C. Инновационные игры. Таллин, 1989. с. 54 — 69.
  51. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. № 2. — март-апрель, — с. 27−41.
  52. И. Критика чистого разума. М., 1994. 592 с.
  53. А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1980. 178 с.
  54. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. 191 с.
  55. В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск, 1989.-271 с.
  56. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М., 1980.-279 с.
  57. P.JI., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. М., 1991. 205 с.
  58. JI.M. Психология мышления. М., 1996. 343 с.
  59. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979, с. 22 -28.
  60. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980. 391 с.
  61. И.С. Имитационные системы: Методология исследования и проектирования. Новосибирск, 1981. 54 с.
  62. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск, 1990. 65 с.
  63. В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. 359 с.
  64. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.
  65. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Автореф. Канд. Дисс. Тбилиси, 1989. -48 с.
  66. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.-350 с.
  67. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208 с.
  68. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.-367 с.
  69. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.- 551 с.
  70. B.C. Принципы психологической характеристики типов личности. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. с.23−41.
  71. B.C. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. Воронеж, 1996. 448 с.
  72. С.Г. Исследование уровня притязаний // Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. с. 25 — 51.
  73. Мотивация познавательной деятельности. Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1972. 121 с.
  74. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 1995. 207с.
  75. П. Социальная педагогика. Спб., 1911, — 360 с.
  76. Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М&bdquo- 1981.-280 с.
  77. Основы социально психологической теории. М. Международная педагогическая академия., 1995.-42Ос.
  78. Педагогика и логика. М., 1993. 415 с.
  79. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-спихологического тренинга. М., 1982. 168 с.
  80. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1978. 255с.
  81. А.В. Популярные беседы о психологии. М., 1983. 254с.
  82. С.В. Организационно-деятельностные игры. Мышление в зоне риска // Кентавр 1994, № 2. с. 53 -66.
  83. С.В., Щедровицкий П. Г. Конкурс руководителей. М., 1989.-97с.
  84. Прогнозное социальное проектирование. М., 1994. 303 с.
  85. Я. Личность и ее подверженность влиянию эмоций проблема эмоциональной устойчивости // Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. с. 121 — 140.
  86. В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно технической деятельности и знаний // Вопр. философии. 1986. № 6. с. 37−51.
  87. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 713 с.
  88. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 415 с.
  89. В.В. Основы социально генетической психологии. М. — Воронеж., 1996.-382 с.
  90. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. Монография. М., НИИОПП, 1990. 215 с.
  91. И.Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. с. 76 82.
  92. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1955. -42 с.
  93. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб., 1996. 349 с.
  94. Т.А. Развитие личностной рефлексии учащихся педагогического колледжа. Дис. .канд. психол. наук. М., 1998.—134с.
  95. И.Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983.-с. 25−31.
  96. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии // Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. с. 199−204.
  97. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. Вопр. психологии № 1. с.40−51.
  98. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Хрестоматия по психологии творчества. М., 1999. -с.78−87.
  99. В.И. Влияния мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопр. психологии. 1981. № 6. -с.59 74.
  100. В.В. «Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности»: Дис. .д-ра психол. наук. М., 1985. — 530 с.
  101. В.В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.
  102. Г. С. Мотивационно ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1975.-51 с.
  103. O.K. Психология мышления. М., 1984. 270 с.
  104. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1969 -304 с.
  105. А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии. Отв. Ред. Ладенко И. С. Новосибирск, 1987. -с. 68−74.
  106. А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование. Новосибирск, 1982. с. 3 — 28.
  107. Н.Е. Исследование особенностей целеполагания методами проекции // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. № 2. Март — апрель. — с. 11 — 26.
  108. X. Мотивация и деятельность, в 2 т. М., 1986. Т.1. 408 е.- М., 1986. Т.2.- 392 с.
  109. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -144 с.
  110. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. -543 с.
  111. Т. Социальная психология. М., 1969. 535 с.
  112. Г. П. Избранные труды. М., 1995. 759 с.
  113. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. с. 12 -28.
  114. Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях (труды семинара). М., 1983. с. 33 54.
  115. Г. П., Щукин Н. В. Организация «игры» и исследование в «игре» // Программно- целевой подход и деловые игры: Тезисы докладов и сообщений. Новосибирск, 1982. С. 26 29.
  116. Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.
  117. Т.Н. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1977. — 48 с.
  118. Orbach Е. Simulation games and motivation for learning: a theoretical framework. Simulation and Games. 1979. V. 10. № 1. — p. 3 — 40.
  119. Raynor, J. O., McFarlin, D. B. (). Motivation and the self-system. In R. M. Sorrentino E. T. Higgins (Eds.), Handbook of motivation and cognition. New York. 1986 p. 315−349.
Заполнить форму текущей работой