Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Синтаксическая категория периода в русской филологической традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неужели из вас никому не случалось отдаваться безотчетно и бесцельно обаятельному влиянию женщины, вовсе не близкой, долго смотреть на нее, долго ее слушать, встречаться взглядом, привыкнуть к ее улыбке и так вжиться в эту летучую симпатию, что вы потом удивляетесь ее силе, когда эта женщина исчезаети вы себя чувствуете как-то оставленным, одинокимкакая-то горечь наполняет душу, и весь вечер… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ория учения о периоде в ркой филологичой традиции
    • 1. 1. Определениещни периода
    • 1. 2. Структурномантичие бенни периодичих корукций
    • 1. 3. Различные типы клификации периода в оричом екте
    • 1. 4. Стиличие функции периодичой формы речи
  • Выводы
  • Глава II. Современноестояние науки о периоде
    • 2. 1. Синтачая категория периода ввременном рком литературном языке
    • 2. 2. овные отличительные признаки периода
    • 2. 3. Клификация периода ввременной лингвичой литературе (на ове анализа периодичих корукций из произведений ркой кличой литературы)
    • 2. 4. Анализ учебной литературы в рамках исследуемой проблемы
  • Выводы
  • Глава III. Период как экспрессивная синтаксическая категория русского языка
    • 3. 1. Стиличие функции периодичой формы речи как эмоционально-эривнойнтачой категории
    • 3. 2. Использование периода в художественных произведениях русской кличой литературы
  • Выводы

Синтаксическая категория периода в русской филологической традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной России, взявшей курс на развитие демократических институтов, интерес к проблемам выразительной, действенной речи чрезвычайно возрос. Это выражается, в частности, в изменении образовательной парадигмы: в учебных заведения разных уровней и типов все большую роль начинают играть речевые дисциплины (в том числе стилистика и риторика), провозглашен принцип воспитания на речевой основе, а понятие речевой компетенции стало одним из ведущих.

В связи с этим исследованиям теории речевой деятельности посвящены научные труды лингвистов, психолингвистов, психологов, педагогов.

По мнению Л. П. Федоренко, богатый синтаксис индивидуальной речизалог развитости интеллекта, его мыслительного компонента (226, с. 65). Семантически емкая, вместительная форма синтаксической категории периода позволяет всесторонне аргументировать мысль, способствует развитию логико-доказательной стороны мышления, а богатство стилистических функций периода окажет влияние на формирование эмоционально-выразительной стороны речи. Это высказывание свидетельствует о важности исследования таких явлений синтаксической системы русского языка, как период, обеспечивающих и логическую, и эмоциональную образность речи.

В настоящее время взор ученых обращен в сторону периодических конструкций в связи со стремлением грамматистов и стилистов всесторонне оценить активные ресурсы монологической речи, найти результативные способы решения большого круга задач, связанных с анализом состояния речевой культуры. Как считает А. Н. Карпов, «невозможно с достоверной полнотой выяснить слагаемые разноликого речетворчества, опираясь только на изучение предложения, как это делалось до недавнего времени» (120, с.32).

Однако вопрос о синтаксической категории периода, о структурно-семантических особенностях периодической речи, об отграничении периода от других сложных синтаксических структур в современной научно-лингвистической литературе освещен недостаточно, несмотря на то, что богатый потенциал синтаксической структуры периода дает возможность совершенствования речевой культуры.

Актуальность исследования определяется недостаточной представленностью в лингвистической литературе всего многообразия периодических построений и отсутствием в ней комплексного подхода к их исследованию.

В синтаксической системе современного русского языка формально-грамматический аспект трактовки сущности периода не имеет однозначно завершенного определения. Термин период в исследованиях по русскому языку обычно относится к терминам с расплывчатым значением. Период, не получив точного и общепризнанного определения, одними лингвистами относится к стилистике (Л. Г. Ботина, А. Н. Гвоздев, Д. М. Земский, С. Е. Крючков, Р. Д. Лебедев, М. А. Пустынникова, М. В. Светлаев), другими — к синтаксису (В. Г. Адмони, С. Г. Бархударов, Я. И. Гаряев, А. Н. Карпов, А. Г. Руднев, Д. Н. Ушаков, И. Г. Чередниченко, А. Б. Шапиро и др.), третьи считают его термином исключительно литературоведческим (А. Н. Гвоздев, А. П. Сковородников). Наметилось и четвертое направление, где этот термин выражает сущность синтаксико-стилистической категории (А. А. Акишина, Г. Н. Молоткова, А. М. Пешковский, Р. Д. Пятина и др.).

Определившаяся противоречивость в понимании периодической формы речи дает основание полагать, что в синтаксисе русского языка периодическим конструкциям еще не отведено постоянного места как в языке, так и в речевых реализациях.

Существование в лингвистике большого количества разнообразных определений (по Аристотелю период — фразапо М. В. Ломоносову периодпредложениепо А. X. Востокову период — выражение умозаключенияпо А. А.

Волкову период — разновидность сложной синтаксической конструкции, особый тип речевого мышленияу В. Г. Адмони — особое синтаксическое образованиеу Н. В. Нефедовой — герменевтическое понятие, сложное структурно-композиционное и стилистико-синтаксическоеу А. Н. Карпова периодические конструкции — это поликомпонентные единства русской речи и т. д.) свидетельствует о том, что проблема определения периода является едва ли не сложнейшей среди всего круга проблем, связанных с этой единицей.

Необходимость лингвистического исследования синтаксической категории периода в русской филологической науке продиктована особенностями периодических структур (объем и строение, средства связи, интонационная выразительность). Кроме того, знание специфики структуры периодической формы речи, ее экспрессивных возможностей будет способствовать развитию умений читать произведения русской классической литературы с пониманием эмоционально-экспрессивного подтекста.

Выбор настоящей темы исследования обусловлен:

— недостаточностью теоретических сведений о сущности периода и его разновидностях, экспрессивно-выразительных возможностях и о критериях разграничения периода от других синтаксических структур;

— данными анализа действующих программ, учебников и учебно-методических пособий, подтверждающими, что материал о единицах экспрессивного синтаксиса представлен в них крайне скупо, упражнения и задания на усвоение структурно-семантических признаков периода редко попадают в поле зрения преподавателей и студентов, вследствие чего использование богатого потенциала выразительности таких единиц в речи оказывается нереализованным;

— органической связью периодических единств с выработкой языковой компетенции и совершенствованием речевой культуры.

Таким образом, проблема синтаксической категории периода в русской филологической традиции представляется перспективной и становится предметом отдельного исследования на данном этапе.

Цель исследования — описание сущности одного из компонентов синтаксической системы языка — периода в русской филологической традиции, его структурно-семантических и интонационных особенностей.

Объектом исследования выступают синтаксические особенности сложных структурно-семантических конструкций.

Предмет исследования — структурно-семантические и интонационные характеристики экспрессивной синтаксической конструкции — периода.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— показать историю учения о синтаксической категории периода, обобщить полученные важнейшие результаты;

— установить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и реализации ее на практике на основе анализа лингвистической и учебной литературы;

— описать период как экспрессивную синтаксическую конструкцию русской речи, построенную по определенной модели, ее структурно-семантические и интонационные особенности;

— выявить критерии отграничения периода от традиционно выделяемых синтаксических единиц;

— проанализировать различные классификации всех типов периодических единств на основе отобранных примеров из художественных произведений русской классической литературы;

— выяснить стилистические особенности периода как эмоционально-экспрессивной категории синтаксиса и особенности функционирования периодической формы речи в художественных произведениях русской классической литературы.

Методологической основой исследования явились фундаментальные идеи, касающиеся общих сущностных характеристик языка и языковых функций — понимание языка как инструмента организации деятельности, идеи о практической ценности и духовной природы языка (на основе уважительности к классической традиции).

Теоретической базой исследования стали достижения последних десятилетий в области синтаксиса, риторики, лингвистики текста, а также в исследовании прагматической сущности синтаксических единиц большого объема (работы А. А. Акишиной, В. И. Аннушкина, Н. Д. Арутюновой, В. В. Виноградова, А. А. Волкова, А. Н. Карпова, М. А. Пустынниковой, Л. П. Федоренко и др.).

Для решения поставленных задач был использован ряд лингвистических методов исследования: описательный метод, метод синтаксического моделирования, метод классификации и типологизации, метод композиционного и стилистического анализа текста, которые позволили дать характеристику периодическим конструкциям, произвести их классификацию. При анализе материала разных авторов художественных произведений русской классической литературы использовался сопоставительный метод.

Научная новизна работы заключается в попытке комплексного описания периодических конструкций с точки зрения структуры, семантики и интонационных особенностей, что позволило по-новому осветить вопрос о периодической форме речи в современной лингвистической науке: раскрыта сущность понятия синтаксической категории периода в русской филологической традицииопределены структурно-семантические и интонационные особенности периода, а также отличительные признаки периода от других синтаксических структурвыявлены стилистические особенности функционирования периода в произведениях русской классической литературыпредложена классификация периода по интонационно-выразительным признакам.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы о структурно-семантических и интонационных особенностях периода, о его отличительных признаках от других синтаксических структур позволяют углубить и расширить научные знания в области функционирования периодической формы речи в русской классической литературе.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в процессе преподавания синтаксиса современного русского языка, лингвистического анализа художественного текста в вузах, на лекционных и семинарских занятиях по синтаксису, стилистике, риторике, культуре речи, в спецкурсах и спецсеминарах, в написании курсовых и дипломных работ, на уроках и факультативных занятиях в школе, средних учебных заведениях с углубленным изучением русского языка.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Период — особая синтаксическая конструкция, которая имеет собственную внутреннюю организацию и отличается от других сложных структур по определенным признакам:

1) наличием двух резко противопоставленных частей (одна из них членится на ряд синтаксически однородных цельных единиц) и структурной замкнутостью, в силу которой обе части периода формально и по смыслу взаимосвязаны и взаимообусловлены;

2) однородностью семантико-синтаксических элементов, которая проявляется в том, что они в одной части определяют тему высказывания, а в другой реализуют смысловую завершенность всего построения;

3) интонационной выразительностью и особенной законченностью.

В силу этого периодическое построение располагает широкими структурно-семантическими, экспрессивными и стилистическими возможностями, допускающими, в частности, выражение логически обоснованных выводов, убедительность которых может обеспечиваться нагнетанием фактов, доводов.

2. Семантико-синтаксическая структура периодических построений позволяет осуществить их классификацию на основе ряда критериев. Помимо описанных в лингвистической литературе критериев классификации (классификация на основе смысловой связи между частями, классификация в зависимости синтаксических отношений между частями и т. д.), можно классифицировать периоды по интонационночзыразительным признакам.

3. Проведенное исследование свидетельствует о том, что обращение к экспрессивной периодической форме речи в художественных произведениях русской классической литературы имеет огромное значение для совершенствования устной и письменной речи.

Частотность и специфика периодических построений коррелирует с жанровыми характеристиками текстов. Прежде всего, можно отметить, что данные структуры характерны для художественных и публицистических произведений. Для периодических конструкций, используемых в художественных произведениях, типичен особый акцент на аспекты благозвучия и ритмики. Факторами ритма периода являются упорядоченность объема, организация ударений в зачинах и клаузулах, параллелизмы и повторы. В поэтической речи периоды часто используются для формирования информационного центра лирического стихотворения.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, результаты работы докладывались в лаборатории русского языка Института развития национальной школы, а также отражены в шести публикациях.

Материалом исследования послужили периодические конструкции из художественных произведений русской классической литературы (Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.).

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по II главе.

Как следует из данного обзора, проблема периодической речи с точки зрения грамматики и риторики представляет большой интерес и в настоящее время. Однако в исследованиях по синтаксису последних десятилетий анализу многообразных синтаксических единиц типа периода уделялось мало внимания. Сама постановка вопроса о методологической сущности периода больше носит описательный, нежели научно-исследовательский характер.

В современной лингвистической литературе период является не просто внешней формой организации речи, он создает особый тип речевого общения. В основе структуры периода — единство содержания (единство мысли, ее полнота и завершенность, «слитность») и единство формы (стройное гармоничное соотношение частей периода). Цельность этой структуры достигается тщательным подбором компонентов (слов и риторических фигур) и способом их сочинения.

Выделяются следующие характерные признаки периода: 1) структурная замкнутость- 2) бинарность (двучленность) структуры и интонационного оформления- 3) семантико-структурная взаимосвязь и взаимообусловленность частей периода- 4) распадение на две интонационные части: протазис (повышение, восходящее движение тона) и аподозис (понижение, нисходящее движение тона) — 5) длительная пауза между протазисом и аподозисом- 6) полный или частичный структурно-семантический параллелизм членов периода (в одной из его частей, чаще всего в протазисе).

В современной лингвистике разработаны различные классификации всех типов периодических образований. Описание классификаций и анализ примеров из художественных произведений русской классической литературы позволяют говорить обольшом разнообразии периодов, как в отношении содержания, так и синтаксического построения.

Анализируя учебную литературу, рекомендуемую сегодня в вузах в качестве основных и дополнительных источников, мы пришли к выводу, что область синтаксиса, занимающаяся изучением периода, не нашла еще достаточного отражения в системных курсах грамматики и является одной из наименее разработанных областей лингвистического исследования. Мы считаем, что изучение периода в современной действительности имеет большое практическое значение, так как многочленное предложение, построенное по определенной «модели», влияет на совершенствование речевой культуры.

Глава III. Период как экспрессивная синтаксическая категория русского языка.

3.1. Стилистические функции периодической формы речи как эмоционально-экспрессивной синтаксической категории.

Современный русский язык располагает большим количеством экспрессивных средств. Перечень и анализ языковых фактов экспрессии русской художественной речи в исследованиях не полон. Как показали исследования, экспрессивность свойственна единицам всех уровней языка, в том числе и единицам синтаксического уровня. Как отмечает A.A. Аладьина, многообразие форм проявления экспрессии, охватывающей все значимые единицы языка и различные способы ее создания, свидетельствуют как о широте этого явления, так и об активности его протекания в языковой практике (10).

В настоящее время появились работы, посвященные изучению экспрессивных возможностей синтаксиса в разных функциональных стилях. В связи с этим интересно замечание Э. М. Береговской о том, что экспрессивный синтаксис отчасти смыкается с риторикой, которая переживает сейчас период возрождения (30).

Экспрессивная окрашенность — это разновидность стилистической окраски, указывающая на характер и степень выраженности качественных или количественных признаков называемого явления (объекта, лица, действия, состояния и т. д.).

Эстетические возможности речи значительно повышаются, если она обладает эмоциональностью. Эмоциональная речь может производить большое впечатление на чувства человека, поднимать настроение, вдохновлять на большие дела или повергать уныние и бездеятельность.

Экспрессивность на синтаксическом уровне понимается как «способность синтаксической конструкции усиливать как прагматическую, так и собственно грамматическую информацию, заложенную в высказывании или в каком-либо его компоненте» (209).

В широком понимании экспрессивность определяется как свойство речи и приравнивается к выразительности, т. е. это категория высказывания. Такое мнение было четко сформулировано Е.М. Галкиной-Федорук: «Экспрессияэто усиление выразительности, изобразительности, воздействующей силы сказанного. И все, что делает речь более яркой, сильно действующей, является экспрессией речи» (72, с. 107).

Риторические и стилистические исследования последних лет представляют попытку осмыслить современные ресурсы выразительности речи, в том числе и средства экспрессивного синтаксиса. Периодические единстваодно из таких средств, не находящих пока достаточного отражения в исследованиях сегодняшней речевой практики.

Период характеризуется в первую очередь специфическими экспрессивными качествами, своеобразной внутренней системой связи, в которой синтаксическая структура, интонационная линия движения слагающих ее средств, темп и ритмико-мелодическая замкнутость в сочетании с мыслеемкостью находятся во взаимозависимости и динамической стройности.

Как отмечает Ю. И Беляев, «особой формой организации предикативных частей в развернутые, многокомпонентные синтаксические конструкции, характерной в первую очередь для художественной речи, является периодсложное синтаксическое и ритмико-интонационное образование». (34, с. 89). В связи с этим, стремление выдающихся писателей к широкому использованию периодических конструкций в языке художественного произведения объясняется их эмоциональностью и экспрессивностью. Они, во-первых, являются сложной формой высказывания, во-вторых, характеризуются напряженностью выражения внутренне глубокой мысли, в-третьих, отличаются насыщенностью эмоционально-экспрессивными средствами языка, в-четвертых, выделяются известной книжной тональностью.

В отношении стилистического статуса периода также нет единства мнений. Так, некоторые словари и справочники содержат определения периода без указания на его стилистический статус (123, с. 209- 245, с. 435- 223, с. 214). Иногда период рассматривают как прием синтаксической организации речи (208, с. 74−76) — как гибридную фигуру, сочетающую в себе свойства разнотипных изобразительных средств (233, с. 252−257), как один из типов выдвижения — средство усиления выразительности (166, с. 179).

По мнению Н. М. Шанского, огромные стилистические возможности эмоционального воздействия, а также полнота и законченность выражения мысли, емкость и изящество формы заключены в синтаксической структуре периода (240).

Периоду, как особой синтаксической конструкции свойственна определенная стилистическая функция. Бесспорно, что период не может, в отличие от предложения и других сложных синтаксических структур, выступать в собственно «нейтральной функции». Периодическая речь непременно вносит своеобразное звучание в повествование. Именно поэтому период можно считать синтаксико-стилистической категорией, для которой характерны, с одной стороны, особая структура, с другой — собственно-стилистическое употребление. («Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царствия божия, то есть избавят людей от нескольких лишних тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать идее все — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, — // какой высокий, какой счастливый удел!» (А. П. Чехов. Черный монах)).

Данный период передает взволнованное, торжественное эмоциональное состояние героя.

Основными функциями периода являются строевая и усилительно-выделительная функции. Строевая функция периода проявляется в организации простого распространенного предложения, сложного предложения, смыслового и структурного единства текста (текстообразующая функция). Поэтому иногда говорят о стремлении периода к автосемантии (известной самостоятельности и независимости от контекста). В силу этого период может быть использован в различных композиционно важных частях текста. Но стремление периода к автосемантии в то же время не исключает тесную соотнесенность с окружающим контекстом (т. е. носит относительный характер).

Период отличает общая для фигур синтаксического параллелизма усилительно-выделительная функция. При этом синтаксический параллелизм может усиливать как логическую сторону периода, так и эмоционально-оценочную. В художественных и публицистических текстах периоды часто создают торжественность, взволнованность, приподнятость, т. е. приобретают патетическое звучание.

Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью, гармоничностью и музыкальностью и потому свойствен обычно речи приподнятой и экспрессивной, независимо от того, прозаическая она или стихотворная. Периодическая речь, в силу своих ритмико-мелодических свойств, особенно широко используется в поэзии, в поэтизированной прозе, в художественной прозе и в произведениях ораторского и публицистического стиля.

Сочинения всех крупнейших мастеров художественной прозы (A.C. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.) содержат периодическую речь. Речевые периоды распространены также и в произведениях современной художественной литературы, и в публицистике, и в прессе.

Период обычно оформляет сложные мысли с четкой аргументацией и широко употребляется в художественной литературе в силу своей стилистической значимости, которая достигается благодаря использованию синтаксико-стилистических средств (синтаксического параллелизма, анафорических и эпифорических повторов и т. д.).

В художественной прозе период встречается в описаниях, в повествованиях. Благодаря музыкальности фразы, в которую облечен период, достигается плавность рассказа. Например: «Если она увлеклась неопытным чувством и некому было удержать ее?/ если я первая виноватее всех, потому что не уследила за сердцем ее?/ если это письмо первое?/ если вы оскорбили вашими грубыми подозрениями ее девственное, благоухаюгцее чувство? / если вы загрязнили ее воображение своими циническими толками об этом письме?/ если вы не видали этого целомудренного, девственного стыда, который сияет на ее лице, чистый как невинность, который я вижу теперь, который я видела, когда она потерянная, измученная, не зная что говорить, и разрываясь от тоски, отвечала признанием на все ваши бесчеловечные вопросы? //Да, да! Это бесчеловечно, это жестокоя не узнаю вася вам не прощу этого никогда!» (Ф.М. Достоевский).

Как связующие звеня в повествовании выступают периоды-скрепы, стоящие между двумя действиями и представляющие собой переход от одного действия к другому. Первая часть таких периодов связана содержанием с предшествующим изложением, вторая — указание на новое действие, которое развивается после периода. Например, «Но сколько бы ни обкрадывал приказчик и войт, / как ни ужасно жрали все во дворе, начиная с ключницы до свиней, которые истребляли страшное множество слив и яблок и часто собственною мордою толкали дерево, чтобы стряхнуть с него целый доэюдь фруктов, / сколько ни клевали их воробьи и вороны,/ сколько вся дворня ни носила гостинцев своим кумовьям в другие деревни и даже таскала из амбаров старые полотна и пряжи, что все обращалось к всемирному источнику, то есть к шинку, / сколько ни крали гости, флегматические кучера и лакеи, — //НО благословенная земля производила всего в таком множестве, Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне так мало было нужно, что все эти страшные хищения казались вовсе незаметными в их хозяйстве». (Н. В. Гоголъ. Старосветские помещики).

Этому периоду предшествует описание широкой панорамы массовых хищений в хозяйстве старосветских помещиков, и речевой период в первой части как бы суммирует ранее описанное повсеместное истребление. Вторая часть периода — преддверье нового действия, предпосылки нового рассказа о жизни и истреблении пищи самими старосветскими помещиками. Заключительная часть скрепляющих периодов подводит итог ко всему сказанному в первой части и одновременно направляет изложение по новому руслу. Скрепляющие периоды показывают одновременность разного рода событий, полноту жизни в ее противоречиях. Кроме того, скрепляющие периоды выполняют в повествовании композиционную роль, позволяя (путем передачи двух планов в единстве) плавно и последовательно вести изложение.

Периодическая речь может быть введена в художественное произведение тогда, когда появляется необходимость вернуть читателя к прерванному (чаще всего благодаря отступлению) повествованию или наоборот, когда необходимо увести в мир новых ощущений, переживаний.

Например, во второй главе романа «Мертвые души» Н. В. Гоголь рассказывает о решении Чичикова нанести визит помещикам Манилову и Собакевичу и о его приготовлении к отъезду. Далее идет столь характерное для Н. В. Гоголя отступление, знакомящее читателя с «двумя крепостными людьми». Посвятив их описанию страницу, автор возвращается к прерванному повествованию: «.а все ж нужно возвратиться к герою». И затем следует период.

Итак, отдавши нуэ/сные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, а в тот день случилось воскресенье, выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, // он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку" (Н.В. Гоголь. Мертвые души).

Данный период первой своей частью напоминает читателю ход прерванных событий, второй частью — кладет начало дальнейшему последовательному изложению.

Иногда периоды могут вписываться в повествование, развивая его, внося в него новую самостоятельную тему, решенную в самом периоде. Такие периоды-отступления представляют собой небольшие рассказы. Интересным случаем использования периодической речи является ее постановка в кульминации эпизода, главы, а иногда и всего повествования. Например, в «Скверном анекдоте» Ф. М. Достоевского рассказывается о генерале Иване Ильиче Пралинском, который, чтобы прослыть отечески заботливым начальником, непрошенным приходит на свадьбу своего подчиненного, расстраивает ее, пьянеет и в полубесчувственном состоянии попадет на кровать новобрачных. События достигают своего кульминационного момента — Иван Ильич просыпается. Далее — периодическая речь: «Но когда Иван Ильич вдруг сообразил и припомнил все, что с ним случилось с вечера, / когда припомнил все приключения за ужином, свой манкированный подвиг, свою речь за столом, / когда представилось ему разом, с ужасающей ясностью все, что может теперь из этого выйти, все, что скажут теперь про него и подумают, / когда он огляделся к увидел, наконец, до какого грустного и безобразного состояния довел он мирное брачное ложе своего подчиненного, — // о, тогда такой смертельный стыд, такие мучения сошли вдруг в его сердг (е, что он вскрикнул, закрыл лицо руками и в отчаянии бросился на подушку» (Ф. М. Достоевский «Скверный анекдот»).

Не вызывает сомнения то, что данный период несет на себе большую эмоциональную нагрузку. Однако даже в кульминации использование периодической речи диктуется в первую очередь не целями экспрессивного характера, а вызвано необходимостью вскрыть единство во множестве, показать ход развития мысли (как в данном примере), раскрыть взаимосвязь явлений. Наличие этих требований может вызвать к жизни форму речевого периода, который вследствие особого смысла и места употребления будет дополнительно окрашен в экспрессивные тона. Аналогичные случаи использования периодов наблюдаются у Н. В. Гоголя в повести «Старосветские помещики».

Кроме этого, встречаются новые типы периодов, которые особо не настраивают торжественно, не производят впечатление красивости. В таких периодах интонация составных частей не стремится так круто к восхождениям над уровнем разговорной фразы, членения не имеют однотипной наполненности, и если бывают велики со стороны количества входящих в них слов, то их величина сильно сокращается в интонационном отношении: они подчинены бывают движению не одной общей интонации, а перебиваются самостоятельными, добавочными, другого типа, в большей или меньшей мере — разговорного.

Периоды такого рода сохраняют своеобразное благородство, возвышенную окраску чувства прежних периодичных структур, но соединяют ее, при определенной эмоциональности содержания, с теплотой задушевности и естественности «обыкновенной» речи. Например, такой период в «Сороке-воровке» А. И. Герцена.

Неужели из вас никому не случалось отдаваться безотчетно и бесцельно обаятельному влиянию женщины, вовсе не близкой, долго смотреть на нее, долго ее слушать, встречаться взглядом, привыкнуть к ее улыбке и так вжиться в эту летучую симпатию, что вы потом удивляетесь ее силе, когда эта женщина исчезаети вы себя чувствуете как-то оставленным, одинокимкакая-то горечь наполняет душу, и весь вечер испорчен, и вы торопитесь домой и сердитесь, что у вас в передней нагорело на свече и что сигара скверно курится, — все оттого, что сыграли роман в полтора часа, роман с завязкой и развязкой. Если вы это испытали, то поймете, что происходило во мне, молодом художникетоска по Аннете привела меня в лихорадочное состояние. Я, больной, бросился на кровать, я бредил, спал и не спал, и в обоих случаях образ несчастной служанки носился передо мною. То она стоит, осужденная, так просто, удивительно простокругом сумасшедшие, — их называют судьи, — и мне становилось горьконикто из них не может понять, что с этим лгщом и с этим голосом нельзя быть виноватой. То вооруженные стражи ведут ее, со связанными руками, на торжественное убиение и думают, что делают дело. То несут ее с криками радости, ей толкуют, говорят, что все прошло, что она свободна, — а она устала, у ней нет сил обрадоваться, она как будто спрашивает: «Да что же было, ведь ничего и не было?». Словом, тысячи вариаций на тему «Сороки-воровки» бродили у меня в голове всю ночь" (А.И. Герцен «Сорока-воровка»).

В поэзии особенно важны ритмичность и музыкальность, поэтому очень часто период используется здесь. Поэтов период привлекает заложенными в нем огромными возможностями эмоционального воздействия на читателей и слушателей. Этому способствует нарастающая сила при переходе от одной части к другой:

Когда волнуется желтеющая нива, И свеэ1сий лес шуршит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка- / Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой- / Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, — // Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе". (М.Ю. Лермонтов). Для однородных элементов периода характерно однотипное оформление, что способствует образованию риторически украшенного стиля. Элементы первой части периода построены на полном параллелизме. Это выражается единоначатием, одинаковым порядком слов, одинаковым морфологическим выражением членов предложения, что заметно усиливают экспрессивность.

Прекрасные образцы таких структур в лирике, со строкой относительно длинной, с семантической окраской медитативной, создаются М. Ю. Лермонтовым. К известнейшим относятся последние строфы элегии «Выхожу один я на дорогу», «. Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди., Чтоб дыша., Чтоб всю ночь., Про любовь., надо мной., Вечный дуб.».

Периодическое строение речи по своей природе связано с ораторской речью. Форма периода хорошо приспособлена для убеждающего рассуждения: две части периода логически дополняют одна другую, способствуют соединению понятий для выражения единой мысли. Этим и объясняется распространение периода в ораторской речи.

Как известно, ораторская речь отличается от обычной разговорно-бытовой речи яркостью и выразительностью. Чтобы сделать выступление ярким и сильным, ораторы прибегают ко многим художественно-изобразительным средствам, типичным в первую очередь для произведений художественной литературы. Целостность и завершенность периода, особая роль интонации в его организации способствует тому, что период активно используется ораторами. Например: «Если у человека есть свое личное мнение,/ если он не подхалимничает перед каждым встречным,/ не склоняет голову при встрече с начальством, сгибаясь в три погибели,/ с беспощадной откровенностью говорит людям о недостатках//, — такой человек не может жить в нашем городе».

Структура периода, столь характерного для ораторской речи в силу своей ритмичности, музыкальности и выразительности, его свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Эти особенности речевой структуры дают основание отнести период к выразительным средствам речи.

Итак, стилистическая задача периода — воздействовать не только на сознание, но и на чувства слушателей и читателей. Период служит и средством передачи лирических настроений, волнующих переживаний и философских размышлений.

Проявление единства в многообразии — это основная стилистическая функция периода. В зависимости от содержания речевого периода в художественном произведении главная стилистическая нагрузка часто осложнена дополнительными признаками. Так, периоды, благодаря своеобразному лексико-семантическому подбору, могут передавать торжественное настроение, возвышенное переживание, т. е. могут приобретать патетическое звучание. Это звучание находит поддержку (и, следовательно, усиливается) со стороны самой грамматической формы периода. Во-первых, интонация периода с характерным ступенчатым тональным подъемом в его первой части вносит в периодическую речь торжественный декламационный ритм. Во-вторых, возвышенный тон повествования усиливается благодаря «красивости» самой формы периода с ее стройным (даже несколько искусственным) четким расположением одинаково оформленных однородных частей. Использование периодов для выражения красивой величавости характерно, например, для творчества Н. М. Карамзина. Периоды Н. М. Карамзина с одинаково оформленными рядами однородных элементов, которые, если и осложнены, то только четко организованными группировками второстепенных членов предложения и придаточными предложениями, становятся способом выражения монументальной стройности, возвышенного спокойствия.

Проведенный анализ показал, что период есть не столько структурно-семантическое, сколько композиционно-стилистическое явление, отличающееся от других сложных структур своими стилистическими свойствами, эмоциональной насыщенностью, лиричностью, экспрессивностью, как характерными особенностями поэтического языка. Наличие у периода ярких стилистических качеств позволяет считать его «стилистико-синтаксической фигурой» (Валгина Н.С.), или синтаксико-стилистической (Байкова Л. И.). При этом следует уяснить сущность периода как синтаксико-стилистической категории и основные черты периода: отчетливую его двухчленность, структурно-интонационную противопоставленность частей периода, наличие однородных компонентов в повышении и т. д. Кроме того, следует обращать внимание также на выразительность и силу нарастающего напряжения в первой части периода, зависящую и от количества членов периода.

Таким образом, периоды всегда являются носителями яркой экспрессии, и поэтому они невозможны в нейтральных контекстах.

3.2. Использование периода в произведениях русской классической.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Через язык писателя мы познаем его стиль, его личность, его мировоззрение. Если исследуется творчество какого-либо автора, то через язык познаются его герои, темы, идеи, образы и сам автор.
  2. Анализ обширных построений Л. Н. Толстого позволяет говорить о придаточных предложениях, которые внедряются в главное и друг в друга, о вводных словах, причастных и деепричастных оборотах, и, конечно же, о периодах.
  3. Подобная система определяет семантико-синтаксическую организацию текста, основанную на повторах-развитиях, которая характерна для языка многих произведений Л. Н. Толстого.
  4. Всего, по нашим подсчетами, этот стилистический прием используется Л. Н. Толстым в «Войне и мире» более двадцати раз. Он демонстрирует богатый арсенал художественных средств, используемых для адекватного отображения аналитической мысли.
  5. Именно в таком плане использован известный период Л. Н. Толстого:
  6. Это было недавно, в царствование Александра II, в наше время — время цивилизации, прогресса, вопросов, возрождения России и т. д., и т. д. -// в то время, когда, когда. это было время, когда.- в то время, когда.".
  7. Какой фонтан бьет из-под этих «которых», какая прячется под ними гибкая, стройная, глубокая мысль, какая кричащая правда!" (239, с. 511).
  8. Синтаксическая цельность весьма сложного периода в этом случае выражает ясность и отчетливость мысли.
  9. В данном случае Л. Н. Толстой знакомит читателя с одним из эпизодических действующих лиц романа, раскрывая одно из его внутренних качеств, на основании суммы внешних признаков.
  10. В форме периода автором излагается та сумма психологических свойств героя, которая объясняет его поведение и состояние.
  11. Проведенное исследование свидетельствует о том, что экспрессивная периодическая форма речи имеет огромный потенциал для совершенствования устной и письменной речи.
  12. Период имеет прямое отношение к композиционному, стилистическому и художественному своеобразию произведений.
  13. И.П. Практическая стилистика русского языка. М., 2000.
  14. , И.Е. Гербильская и др. Программа «Тайны словесного искусства». СПб., 1997. 30 с.
  15. В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л., 1988.
  16. Т.Н. Новое в синтаксисе русского языка. М., 1990.
  17. Г. Н. Экспрессивные свойства синтаксических структур. // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис: Сб. ст. Л., 1988.
  18. A.A. Структура текста. М., 1979.
  19. A.A. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970.
  20. A.A. Период как стилистико-синтаксическая категория современного русского языка. Дисс. .канд. филол. наук. Львов, 1958.
  21. Актуальные проблемы культуры речи. / Под ред. В. Г. Костомарова, Л. И. Скворцова. М., 1970.
  22. A.A. Лексический повтор с синтаксическим распространением в современном русском языке. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1985.
  23. Амвросий. Краткое руководство к Оратории Российской. М., 1778.
  24. В. Учение о периоде в русском языке. // «Журнал министерства народного просвящения». СПб, 1897.
  25. A.B. Многокомпонентные сложные предложения в современном русском языке. Комсомольск на Амуре, 1994.
  26. В. И. История русской риторики. Хрестоматия. — М., 1998. 416 с.
  27. В. И. Первая русская «Риторика» VII века. 2-е изд. М., 2006. 362 с.
  28. В. И. Русская риторика: исторический аспект. М., 2003. 397 с.
  29. В. И. Язык и жизнь. Книга о русском языке речи — слове. М., 2009.
  30. Античные теории языка и стиля. М.-Л., 1936.
  31. П. А. К изучению периодической речи. // «Русский язык в школе». М., 1950. № 3.
  32. JI.B. Риторизация: введение элементов риторики в преподавании русского языка. Интегрированный учебник для VII VIII классов. М.: Пушкинский институт, 2007.
  33. О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. 576 с.
  34. В.В., Максимов С. С. Синтаксис. Пунктуация. — М., 1987.
  35. Л.И. Период — синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка. Дисс. .докт. филол. наук. Краснодар, 2000.
  36. Л.Г. Русский язык и стилистика. — М., 1978.
  37. A.A. Российская грамматика. СПб., 1871.
  38. П.Е. Система синтаксиса. М., 1848. С. 5.
  39. Д. Начальные правила словесности. / Перевод с франц. Д. Облеухова. Т. 4. М., 1807.
  40. В. Г. Собр. соч. М.: Худ. лит., 1973.
  41. Э.М. Экспрессивный синтаксис: Учебное пособие к спецкурсу. Смоленск, 1984.
  42. В.А. Сложные предложения в современном русском языке. М., 1967.
  43. Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2002.
  44. А. Опыт риторики. СПб., 1791.
  45. И. Г. Программа для старших классов средних общеобразовательных школ. Русский язык. Тамбов, 1997.
  46. Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1982.
  47. Г. И. Типология понимания текста. Калинин, 1986.
  48. И. Краткая риторика. СПб., 1801.
  49. Г. Н. Синтаксис русской публицистики второй половины XIX века (Поликомпонентные единства). Тула, 1996.
  50. И. Краткое руководство к российской словесности. СПб., 1808.
  51. Н.В., Левицкий Ю. А. Синтаксис. Пермь, 2002.
  52. О.В. Спецпрактикум по риторике: Учебное пособие для учителя. Красноярск, 1997.
  53. Ю.О., Сдобнова А. П., Тарасова И. А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М.- Флинта: Наука, 2009.
  54. Л.Г. К вопросу о синтаксическом строении периода в языке советской прозы (Периоды, близкие по своей структуре к простому предложению). //Узбекский университет. Самарканд, 1958.
  55. Е.П., Евграфова С. М. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2009.
  56. Н.С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И., Цапукевич В. В. Современный русский язык. М., 1964.
  57. Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991.
  58. Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М., 1979.
  59. И.А. История разработки сложного предложения в современный период.// РЯШ. 1967.№ 3.
  60. А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
  61. H.H. Типология стилистических фигур в риториках и курсах словесности II половины XIII начало IX вв. М., 1990.
  62. Л.А., Павлова Л. Г. Искусство речи. Ростов-на-Дону, 1979.
  63. В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. М., 1 958.
  64. В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.
  65. В.В. Синтаксические взгляды и наблюдения академика Л. В. Щербы. // Уч. записки. М: Московский гос. ун-т. 1952. Вып. 150.
  66. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. М., 1963.
  67. П.А. Об эвритмическом, логическом, грамматическом и риторическом изложении периодов от Аристотеля доныне. // Филологические записки. Воронеж, 1903. Вып. 3, 4, 5.
  68. Г. О. Из бесед о культуре речи. // Русская речь. 1967.-№ 33, — С. 10.
  69. Г. О. Понятие поэтического языка: Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
  70. А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
  71. А. А. Курс русской риторики. М., 2001.
  72. Е.В. Научные основы курса «Культура речевого общения». М., 1997.
  73. А.Х. Опыт о русском стихосложении. СПб., 1817.
  74. А.Х. Русская грамматика, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная. 8-е издание, исправленное. СПб., 1825.
  75. И. Стилистические задачи для 4-х низших классов. СПб., 1874.
  76. Г. Ф. Усложненное сложное предложение в русском языке. Ростов-на-Дону, 1979.
  77. А. Теория красноречия. СПб., 1830.
  78. Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. Сб. ст. по языкознанию. М., 1958.
  79. Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К. В., Шанский Н. М. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1958.
  80. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  81. Г. Риторика в пользу молодых девиц. СПб., 1797.
  82. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1955. 321 с.
  83. А. И. Повести и рассказы. М., 1979.
  84. Н. В. Мертвые души. Выбранные места .2-ое изд. М., 2003.
  85. К. Несколько слов о периоде, составляющем один из отделов грамматики. // Филологические записки. Вып. 4−5. Воронеж, 1864 С. 121−152.
  86. К. Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Воронеж, 1866.
  87. .Н. Основы культуры речи. М., 1980.
  88. В.Е., Сиротинина О. Б., Ягубова М. А. Русский язык и культура речи. / Под ред. О. Б. Сиротининой. М., 2003.
  89. И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989.
  90. И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.
  91. И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-пресс, 2005.
  92. В.Е. Русский язык и культура речи. Саратов, 2001.
  93. Л.К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. М., 2001.
  94. Л. К. Русская риторика. М., 2001.
  95. Н.И. Начальные правила русской грамматики. СПб., 1828. 388 с.
  96. Н.И. Чтения о русском языке. Ч. 1. СПб., 1840, ч. 2.
  97. В.П. Поэтика слова. М., 1979.
  98. И. Опыт общесравнительной грамматики русского языка. СПб., 1854.
  99. И. Руководство к церковному красноречию. / Перевод с франц. М., 1804.
  100. И. Чтения о словесности в 4-х томах. Кн. 1. М., 1837.
  101. В.И. Полное собрание сочинений и писем. Т.8. Госметиздат, 1944−1951.
  102. Н.Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2006.
  103. М.П. Язык и стиль произведений Г.В.Плеханова: Сб. Язык и стиль русских писателей и публицистов.(19−20 вв.) // Труды 1011 науч. конф. кафедр русского языка пединститутов Среднего и Нижнего Поволжья (1961−1962). Куйбышев, 1963.
  104. Л.И., Каменская О. Г. Русский язык и культура речи XXI классы. Часть II. Тольятти, 1995.
  105. А. Опыт синтаксиса русского языка. Воронеж, 1881.
  106. Ф.М. Идиот. Харьков, 1998.
  107. Дымарская-Бабалян И. Н. Сложное синтаксическое целое как единица сверхфразового уровня. Ереван, 1984.
  108. H.A., Христолюбова Л. В. Основы культуры речи. Екатеринбург, 1998.
  109. Л.С. Типология системы наклонения в современных германских языках. // Вопросы языкознания, 1977, № 4.
  110. А.И. Стилистика русского языка. М., 1969.
  111. А.Ф. Язык романа Г.Н. Чернышевского «Что делать?» // Сб. ст. Саратов, 1939.
  112. П. Теория сочинения. Киев, 1895.
  113. К. П. Введение в общую филологию. СПб, 1853.
  114. А. М., Крючков С. Е., Светлаев М. В. Русский язык. Ч. -2. М., 1955.
  115. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  116. Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.
  117. Г. А. Синтаксическая синонимия и культура речи. М., 1980.
  118. Г. Н. Ритмико-интонационное строение текста. М., 1990.
  119. С.Г. Ильенко, Н. Е. Сулименко и др. Программа «Современный русский язык для студентов III IV курсов филологического факультета». СПб,. 1996. 32 с.
  120. Г. Ф. Многокомпонентные сложные предложения в современном русском языке. Харьков, 1979.
  121. Г. Ф. Синтаксис многокомпонентного сложного предложения в системе филологического образования в вузе и школе: Учеб.- метод, пособие. Харьков, 1998.
  122. JI.K. Глубинный синтаксис сложного предложения. Алматы, 1994.
  123. А.Н. Некоторые вопросы эволюции периода в современном русском языке. // Материалы Всесоюзной конференции по общему языкознанию. Ч. II. Самарканд, 1966. С. 380 — 392.
  124. А.Н. Периоды с одним структурно-организующим центром и периоды с паратактической связью в современном русском языке: Дисс. канд. филолог, наук. Минск, 1967. 192 с.
  125. А.Н. Поликомпонентные единства с идентичными элементами в русской монологической речи. М., 1984.
  126. М. Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. / Перевод А. Никольского. Ч. 2, Кн. 8, Гл. 2. СПб., 1834.
  127. А. П. Поэтический словарь. М., 1966. С. 209.
  128. В. Основания словесности. СПб. М., 1866.
  129. И.И. Поэтический синтаксис. / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 1986.
  130. М.Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, 1968.
  131. М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.
  132. Н.В., Сергеева. Е. В. Программа для студентов филологического факультета. СПб,. 1997. 28 с.
  133. Н. В. Программа по современному русскому языку «К подлинной культуре речи через «осязание изящной словесности». М., 1995.30 с.
  134. Т.А. Русские сложные предложения асимметричной структуры. Воронеж, 1980.
  135. Н.Ф. Общая реторика. СПб., 1842.
  136. Н.Ф. Частная реторика. СПб., 1832.
  137. С.Е., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Сложное предложение. М., 1997.
  138. Т.Б. Взаимодействие экспрессивных и грамматических средств синтаксиса в языке публицистики IX века. Воронеж, 1981.
  139. Н. Российская университетская грамматика. СПб., 1769.
  140. Г. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986.
  141. Ю. Трудные вопросы синтаксиса: Лекции. Ставрополь, 1984.
  142. А.А. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972.
  143. О. Н. Синтаксис научно-популярного языка Д. И. Писарева. Саратов, 1952.
  144. М. В. Краткое руководство к красноречию. // Полное собрание сочинений. Т.VII. М.-Л., 1952.
  145. М.В. Риторика 1748 года. // Соч. Т. 3. СПб., 1895.
  146. Л.М. Как строится текст. М., 1980.
  147. С. И. Программа спецкурсов и факультативов по русскому языку. М., 1993. С. 35.
  148. И. П. Теория словесности. М., 1914. С. 336. '
  149. М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст. К типологии внутритекстовых отношений / Отв. ред. И. И. Ковтунатова. М., 1986.
  150. Ф. Правила красноречия. СПб., 1816.
  151. Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.
  152. А. Краткая риторика. М., 1809.
  153. Г. С. и др. Развитие речи. Выразительные свойства художественной речи. М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.
  154. И.Т. Культура речи и русская грамматика. М., 2002.
  155. А.К. Как учить риторике: Метод, рекомендации к учеб. пособию для Х- XI кл. М., 2002.
  156. А. Российская риторика. Харьков, 1817.
  157. П. Нечто о языке и предварительные примечания к российской грамматике. СПб., 1810.
  158. А.И. Богатство языка и культура речи. СПб., 1995.
  159. Г. А. Период в ораторской прозе XVIII начала XIX века. Автореф. дисс. .канд. филол. наук. 1974.
  160. А.Р., Мочульский В. Р. Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия в кратких правилах и примерах. М., 1790.
  161. Н.В. Синтаксическая усложненность как средство пробуждения рефлексии. Тверь, 1999.
  162. Овсянико- Куликовский Д. Н. Руководство к изучению синтаксиса русского языка. М., 1907.
  163. Н.В. Трудные вопросы синтаксиса сложного предложения и текста. Кемерово, 2000.
  164. Основы культуры речи: Метод, указания для студентов. Саранск, 1981.
  165. Н. Ф. Словарь древней и новой поэзии. СПб., 1821.
  166. М.В., Сабаткоев Р. Б. Русский язык. Синтаксис: Учеб. пособие. СПб., 2002.
  167. Е.М. Стилистика художественного текста. Томск, 1985.
  168. И.В. Конструкции синтаксической контаминации как экспрессивное средство современного русского языка. Абакан, 1999.
  169. П. Начертание русского синтаксиса. М., 1948.
  170. A.M. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. // Сб. статьей. / Под ред. М. А. Петровского. М., 1927.
  171. A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.
  172. H.A. Стилистика русского языка в старших классах. М.: Просвещение, 1975.
  173. B.C. Сокращенный курс российского, слога, изданный Александром Скворцовым. М., 1796.
  174. JI. О речи периодической. // Филологические записки. Вып. 3. Воронеж, 1862.
  175. А. Начальные основания российской грамматики. 2-ое издание. М., 1819.
  176. A.A. Из записок по русской грамматике. Т. III. М., 1966.
  177. А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. М., 1990.
  178. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Для классов гуманитарного профиля. М., 1994. 28 с.
  179. М.А. Периодическая речь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». // Ученые записки Петрозаводского университета. Петрозаводск, 1957. T. VII, вып. I. С. 225−246.
  180. Р.Д. Учение о периоде в русской филологической науке II половины XVIII -начала XIX вв. Киров, 1971.
  181. Развитие речи: выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. Г. С. Меркин и др. М., Русское слово, 2007.
  182. И.П. Спорные вопросы синтаксиса. / Отв. ред. Н. П. Колесникова. Ростов-на-Дону, 1981.
  183. А. А. Введение в языкознание. М., 1996.
  184. Е.Ф. Периодическая форма речи в произведениях В.Г. Белинского. Красноярск, 1963.
  185. И. Опыт риторики. М., 1809.
  186. К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. JI., 1975.
  187. Ю. В. Общая филология. М., 1996.
  188. Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968.
  189. Д.Э. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. М., 2003.
  190. Д.Э., Голуб И. В., Теленкова М. А. Современный русский язык. М., 1991.
  191. Д. Способ, которым можно учить и обучаться словесным наукам. Ч. 3. СПб., 1779.
  192. Руденко-Моргун О. И. Русский язык: Учебно-справочный комплекс. 4.2. Русский синтаксис. М., 2001.
  193. А.Г. Синтаксис современного русского языка. М., 1968.
  194. Руководство к церковному красноречию. / Перевод с франц. М., 1804.214 с.
  195. Русский язык: Учебник. / Под ред. Касаткина Л .Л. М., 2001.
  196. Русский язык. Типология сложных предложений: Учебно-методическое пособие. // Составитель Иванова Г. Ф. Уфа, 2001.
  197. Р.Б. Обучение связной русской речи в национальной школе. М., 1988.
  198. Р.Б. Работа над сложным синтаксическим целым на уроках русского языка в национальной школе. М., 1990.
  199. А.Н. Речь и искусство. Ростов, 1988.
  200. Сергиевская J1.A. Сложное предложение: принципы анализа: Уч. пос. Рязань, 1994.
  201. В.А. Чтобы язык не заплетался: Уч. пос. по русскому языку. М., Лада, 2008.
  202. Синтаксис в школьном и вузовском преподавании. Иваново, 1991.
  203. Синтаксис сложного предложения: Метод, указания и рекомендации. / Сост. Ветвицкий В. Т. Л., 1986.
  204. О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003.
  205. А.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.
  206. М. П. Скребнев. Словарь лингвистических терминов. М., 1968.
  207. Сложные элементарные и полипредикативные предложения. Калинин: КГУ, 1983.
  208. А.П. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968.
  209. Г. Я. Синтаксическая стилистика (ССЦ). М., 1991.
  210. Г. Я. Стилистика. М., 1995.
  211. Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие для студентов, абитуриентов и т. д. М., 1997.
  212. С. М. О некоторых особенностях изобразительности Толстого. М., 1968.
  213. Стилистика русского языка. / Под ред. Шанского Н. М. Л., 1986.
  214. Стилистический аспект изучения русского языка в школе и вузе. Алма-Ата, 1978.
  215. М. Начальные основания риторики и поэзии. СПб., 1818.
  216. Я. Военное красноречие. СПб., 1825.
  217. Я. Правила словесности, руководящие от первых начал до высших совершенств красноречия. Ч. 1,2, 3. СПб., 1814 — 1818.
  218. Л. Н. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. М-Л., 1958.
  219. Л. Н. Собрание сочинений в 22-х томах. М., 1984.
  220. Л. Е. Сложное синтаксическое целое. // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. М., 1998.
  221. Г. Н. Сложные предикативные (многокомпонентные) предложения. Калинин: КГУ, 1981.
  222. Л.П. Русский язык. Пособие по синтаксису. М., 1983.
  223. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.
  224. А.И. Образная речь. Новосибирск, 1995.
  225. И.А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 1979.
  226. Т.А. Уроки риторики: теория и практика: Учебно-методическое пособие. Новокузнецк, 2003.
  227. Л.С. О риторике, ораторском мастерстве и культуре речи. Тюмень, 1997.
  228. Н.И. Стилистика сложного предложения. М., 1978.
  229. Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лекций- Словарь риторических приемов. Ростов-на-Дону, 1999.
  230. И.Б. Сослагательное наклонение в английском языке. Калинин, 1971.
  231. Н.Е. Фигуры речи: Учеб. пособие к курсу «Риторика и культура речи» Комсомольск на Амуре, 1999.
  232. М. Т. Оратор. // Античные теории языка и стиля, М — Л., 1936.
  233. И. Г. Очерки по общей стилистике современного украинского языка. Киев, 1962.
  234. Н.В. Вопросы эстетики русской речи. Киев, 1981.
  235. А.П. ПСС и писем. Т.8. М.: Госметиздат, 1944−1951.
  236. Н.М. Стилистика русского языка. Л., 1982.
  237. Н.М. Сборник упражнений по современному русскому языку. Л.: Просвещение, 1982.
  238. А.Б. О периодической форме речи. // Русский язык в школе. 1951, № 1. С. 26−36.
  239. В.В. Категория экспрессивности в русском языке: Автореф. канд. филол. наук. СПб., 2002.
  240. Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1960.
  241. В. Е. Сверхфразовое единство. // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 435 с.
  242. М. А. Справочник по русской грамматике. М.: Русский язык, 2005.
  243. М.А. Язык и человек: к проблеме мотивированности языковой системы. М.: Флинта: Наука, 2005.
  244. H.A. Русский язык в современном мире: Уч. пособие. Оренбург: Изд. ОГПУ, 2008.
  245. К. Опыт российской теоретической и практической грамматики. 2-е изд. СПб., 1830.
  246. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
  247. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. / Под редакцией А. П. Сковородникова. М., 2005.
  248. И.А. Начало риторики. М., 1828.
  249. Ювеналий. Начальное учение риторическое. М., 1804.
  250. Л.Г. Курс философии. Ч. 2., содержащая начертание Всеобщей грамматики. СПб., 1812.1 Ми^оУ^^^1. Классификация периодов1. Виды
  251. Структурно-семантическая характеристика1. Сиитаксическая структура1. часть (повышение)1. часть (понижение)1. Семантические особенности1. Характер отношений
  252. Средства выражения отношений1.1. Обобщающиод
  253. Обобщающие слова или сочетание слов: ЭТО, ВСЕ ЭТО, ВСЕ, ВООБЩЕ, СЛОВОМ СКАЗАТЬ и др.2.Ус туп ител ьны йпер иод
  254. Преобладающая часть этих типов располагаетспециализированными средствами выражения отношений, которые становятся ихформальными показателями. Это союзы ХОТЯ, ПУСТЬ,
  255. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО- союзные сочетания
  256. СКОЛЬКО БЫ, КАК БЫ, КАК НИ, СКОЛЬКО НИ.1 2 3 4 5 6
Заполнить форму текущей работой