Цветовая активизация познавательных психических процессов в учебной деятельности курсантов ВМУЗ
Первое, на что обращают внимание, как преподаватели, так и курсанты — интерьер. Не случайно, даже мужчины, часто дополняют интерьер зелеными растениями. Однако это происходит интуитивно. Температура помещения, вид оборудования учебного класса может меняться в зависимости от цветового решения помещения, «и, конечно же, от освещенности. Так в помещениях, окрашенных в теплые пастельные тона… Читать ещё >
Содержание
- Раздел 1. Анализ психолого-педагогических средств активизации познавательных психических процессов
- 1. 1. Связь психологии с другими науками, охватывающими психологические аспекты подготовки курсантов. Влияние психологического состояния обучаемых на эффективность учебно-воспитательного процесса
- 1. 2. Влияние условий процесса обучения на психологическое состояние обучаемых. Средства активизации познавательных психических процессов
- 1. 3. Основные направления цветовой активизации познавательных психических процессов
- Раздел 2. Основы применения цвета в образовательном процессе в
- БМУЗ ВМФ
- 2. 1. История изучения цвета
- 2. 2. Механизм цветоощущения
- 2. 3. Анализ психологического воздействия цветов спектра
- 2. 4. Возможности использования цвета в АОС для активизации познавательных психических процессов обучаемых
- 2. 5. Выявление психологического состояния обучаемых путем проведения цветового теста Люшера и замеров ЧСС
- РазЛ&л 3. Результаты экспериментального исследования по цветовой активизации познавательных психических процессов курсантов ВМУЗ
- 3. 1. Обоснование комплекса диагностических методик для исследования воздействия цвета на психическое состояние слушателей ВМУЗ
- 3. 2. Исследование особенностей памяти с использованием комплекса психодиагностических методик при активном воздействии цвета
- 3. 2. 1. Методика исследования произвольной памяти
- 3. 2. 2. Методика исследования кратковременной памяти
- 3. 3. Результаты исследования уровня внимания с использованием методики «интеллектуальная лабильность» при активном воздействии цвета
- 3. 4. Исследование процессов мышления с использованием методики «сложные аналогии» при активном воздействии цвета
- 3. 5. Сравнительный анализ эффективности ППП при активном воздействии цвета
- 3. 6. Рекомендации по цветовой активизации учебно-познавательной деятельности курсантов ВМУЗ
Цветовая активизация познавательных психических процессов в учебной деятельности курсантов ВМУЗ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реализация боевых возможностей кораблей ВМФ во многом определяется уровнем профессиональной подготовки личного состава. Профессиональная подготовка включает в себя обучение курсантов в высших учебных заведениях ВМФ и систему мероприятий боевой подготовки на кораблях и в учебных центрах ВМФ. На каждом из двух этапов сегодня внедряются современные методики педагогического воздействия, используются возможности новых информационных технологий, разрабатываются автоматизированные системы обучения, например, АС0-Ю1. Однако наибольшее внимание при этом уделяется обеспечению максимально-возможной адекватности обстановки, в которой придется функционировать оператору того или иного средства, отработки его механических действий и ряда других. В то же время гораздо меньше внимания уделяется максимальному задействованию познавательных психических процессов обучаемых: память, внимание, мышление, ощущение, восприятие, речь, воображение. На активизацию этих процессов значительное влияние оказывают так называемые комфортные условия, под которыми в дальнейшем будет пониматься совокупность факторов, положительно воздействующих на психофизическое состояние обучаемых и обеспечивающих активизацию познавательных основных процессов.
К факторам, определяющим комфортные условия, относятся: социально-политические, морально-этические, учебнометодические и т. д. В рамках возможностей учебного заведения рассмотрим комфортные условия с точки зрения оформления помещений (учебных и бытовых) и качества и оформления дидактических материалов. При этом определяющими являются знания в области цветопсихологии.
В процессе обучения задействованы познавательные психичес кие процессы, такие как память, внимание, мышление, восприятие, ощущения, воображение и речь. На функционирование всех этих процессов влияет все то, что определено выше как комфортные условия. Необходимо выделить три компонента, которые играют ведущую роль при создании комфортных условий:
1. Интерьер;
2. Свет;
3. Цвет.
Сам интерьер полностью зависит от подбора цветовой гаммы. Цвет интерьера будет полностью зависеть и от освещенности самого помещения. Он ощущается человеком. Следовательно, человек через ощущение цвета, интенсивность которого зависит от света, получает часть информации и энергии, которые воздействуют на его организм. Включение процесса восприятия цвета координирует активизацию остальных психических процессов.
Известный психиатр В. М. Бехтерев утверящал: «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».
Аристотель писал: «Все живое стремится к цвету. Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».
Ивли Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот мир, те больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта — не удовлетворение прихоти, а необходимость для него».
Действительно цвет способен возбуадать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать.
Однако современной педагогикой психология цвета до сих пор активно не используется, несмотря на наличие колоссальных массивов фактических данных, касающихся психологического и физиологического действия цвета. Возможности цветовоздей-ствия попросту огромны. Прямое воздействие определенным цветом, создание соответствующих интерьеров, целевое воздействие на активные зоны радужки глаз поможет грамотно манипулировать многими психическими процессами, которые принимают активное участие в учебном процессе. Так можно управлять психическими процессами естественным образом, достигая значимых результатов без использования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий.
Находясь на производстве, работая в домашних условиях, перемещаясь в пространстве, человек везде стремится к комфорту от минимального к максимальному.
Разнообразные сферы деятельности человека требуют создания комфортных условий, которые смогли бы обеспечить эффективность деятельности.
Если человеку холодно, неудобно, неуютно, если невозможно в определенной обстановке настроится на желаемую деятельность — говорят, что отсутствуют элементарные комфортные условия .
Учебная деятельность требует повышенного внимания к созданию этих условий. В ситуациях, где человек может самостоятельно что-либо изменить — он так и поступает. Другое дело — учебный процесс, где четко регламентировано время нахождения в определенной аудитории, время восприятия учебного материала, функционирование произвольности познавательных психических процессов.
Слушатели военных учебных заведений лишены возможности, каждый сам себе, создавать на рабочем месте комфортные уеловия. Рабочее место у них не постоянное. Курсанты перемещаются из аудитории в аудиторию.
В связи с этим необходимо в каждом рабочем помещении создавать комфортные условия для слушателей, четко придерживаясь рекомендаций психологов работающих в этом направлении.
Первое, на что обращают внимание, как преподаватели, так и курсанты — интерьер. Не случайно, даже мужчины, часто дополняют интерьер зелеными растениями. Однако это происходит интуитивно. Температура помещения, вид оборудования учебного класса может меняться в зависимости от цветового решения помещения, «и, конечно же, от освещенности. Так в помещениях, окрашенных в теплые пастельные тона температура всегда будет казаться на несколько градусов выше, чем в помещениях, окрашенных в гамму холодных цветов. А освещенность теплоокрашен-ного помещения солнечным цветом делают его просторным, светлым, уютным.
Однако одного интерьера не достаточно для повышения эффективности учебного процесса. Учебный процесс не может обходиться без подачи нового материала. Преподавательским составом активно используются современные проекционные системы. Эти системы требуют активного использования цвета. ОднаI ко не всегда цветовая гамма применяется грамотно. Некоторые цвета необходимо исключать из активного применения, пассивное же их использование может дать положительный результат. Другие цвета просто необходимы для определенного момента подачи материала. Однако при этом необходимо учитывать и время воздействия определенным цветом, и частоту сменяемости проекционного материала.
Ощущая, а цвет воздействует на человека даже в том случае, если человек его не видит, и, воспринимая учебный материал с грамотным использованием цвета в проекционной подаче, можно значительно повысить эффективность произвольности психических процессов памяти и внимания. Эти процессы можно особо выделить, так как, именно на них ложится наибольшая нагрузка в учебном процессе. И если качество функционирования эти процессов значительно повысится, то можно говорить и о повышении эффективности процесса обучения.
В работе выдвигается научная гипотеза, заключающаяся в том, что на основании использования разработки метода цветовой активизации познавательных психических процессов, можно повысить эффективность процесса обучения в ЕМУЗ.
Для подтверждения (доказательства) этой гипотезы разработан метод цветовой активизации познавательных психических процессов.
На защиту выносятся следующие научные результаты:
1. Метода экспресс оценки психологического состояния обучаемых.
2. Комплекс диагностических методик по исследованию влияния цвета на процессы: память, внимание, мышление.
3. Практические рекомендации по использованию цвета для активизации познавательных психических процессов.
2. Результаты исследования особенностей воздействия основных цветов спектра на память, внимание, мышление;
3. Практические рекомендации по использованию цвета для активизации познавательных психических процессов.
Методы выявления психологического состояния обучаемых включают диагностику психического состояния по восьмицвето-вому тесту Люшера и пульсометрию. Тест Люшера показал результаты психического состояния обучаемых в динамике всего процесса обучения, поскольку было проведено 3 среза на первом, третьем и пятом курсе. Замеры ЧСС проводились вначале, середине и конце занятия на первом, третьем и пятом курсе. Поэтому можно было проанализировать и увидеть изменения, которые происходят с курсантами как в течение всего обучения ВМУЗ, так и в течение одного занятия. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы и по нормализации психологического климата обучаемых, и по увеличению продуктивности умственной деятельности.
В диссертационном исследовании была поставлена задача выявить, каким образом цвет влияет на функционирование познавательных психических процессов. Поскольку, исходя из анализа работ известных авторов — психологов и педагогов доминантными в процессе обучения, то есть, процессами, на которые ложится наибольшая нагрузка, являются память, внимание, мышление, то и эксперимент был построен на основе использования диагностических методик по исследованию именно этих процессов. Комплекс диагностических методик включает в себя:
1. Ме^бдика исследования произвольной памяти;
2. Методика исследования кратковременной памяти;
3. Методика «интеллектуальная лабильность» или умение переключаться;
4. Методика «сложные аналогии».
Первая и вторая методики использовались в исследовании процесса память. Вторая методика применялась для определения уровня концентрации, устойчивости, распределения внимания. Четвертая методика применялась для определения способности мыслить.
При использовании этих методик целевая установка, задачи, инструкции, обработка результатов оставались в соответствии с оригинальными требованиями. Однако для того, чтобы выяснить каким образом именно цвет влияет на активизацию ППП менялся цвет тестовых демонстрационных и рабочих бланков. В результате проведения данного эксперимента выяснилось, каким образом и какой цвет (из четырех основных) влияет на ППП.
На основе полученных данных были предложены и разработаны рекомендации по использованию цвета в образовательном процессе БМУЗ.
Все разработки и рекомендации могут быть использованы как преподавательским составом, так и специалистами, которые принимают активное участие в оформлении помещений учебного и бытового назначения БМУЗ и финансировании ремонтных и восстановительных работ. Данные разработки необходимо использовать и для повышения качества функционирования оператора (командира) с точки зрения управления какими-либо процессами. Это связано с тем, что эффективность управления зависит от ряда факторов, среди которых и качества предъявляемые оператору информации. Именно от этого будет зависеть активизация психических процессов, оказывающих непосредственное влияние на оперативность и адекватность восприятия предъявляемой информации, а значит, в конечном счете, на своевременность и обоснованность управленческих решений.
Таким образом, можно сделать вывод, что совокупность полученных результатов свидетельствует о достижении научных целей.
Заключение
.
Исследование и активное использование цветового воздействия в учебном процессе является актуальным в связи с тем, что в образовательных военных учреждениях и не только в военных учреждениях с каждым годом все более активно и разно-планово будут использоваться различные проекционные системы для подачи учебного материала во всех видах занятий. С каждым годом количество используемых ACO будет значительно увеличиваться и внедряться в соответствии с достижениями в этой научной области.
Все эти системы уже имеют огромное цветовое разрешение, которым активно пользуются многие преподаватели. Поэтому необходимо, чтобы результаты исследования в области воздействия цвета на познавательные психические процессы и выработанные на их основе рекомендации использовались в педагогической практике ВМУЗ.
На защиту выносится три научных результата:
1. Показатели психологического состояния курсантов в динамике одного учебного занятия и всего процесса обучения ВМУЗ;
Список литературы
- Актуальные проблемы психологической теории и практики. Под ред. А. А. Крылова. СПб.: издательство СПГУ, 1995.
- Артемьева Т. И. Психология способностей и всестороннее развитие личности. В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978
- Большая Советская Энциклопедия. Издание, 3.
- Военная педагогика и психология. Москва: Военное издательство, 1986.
- Военная психология. М., Воениздат, 1972.
- Выготский Л.С. Проблема возраста. М., 1984.
- Выготский Л.С. развитие высших психологических функций. М.: издательство АПН., РСФСР, i960.
- Гриншпун И.Б. введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Ломов Б.Ф. методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Мищенко В.П. Организация и методика учебного процесса в высших военно-морских учебных заведениях. Часть 2. Ленинград, 1987.
- Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1975.
- Немов P.C. Психология: М.: ВЛАДОС, 1999. кн. 1. Общие основы психологии.
- Общая психология /под ред. В.В. Богословского/ М.: Просвещение, 1981.
- Психология и педагогика. Москва-Новосибирск, ИНФРА-М — НГАЭиУ, 1999.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции, — М., 1991.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М., Просвещение, 1985.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. психологический справочник учителя. М., «Просвещение», 1991.
- Колеченко А. К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. С.-Пб.: СПбГУПМ, 1998.
- Популярная медицинская энциклопедия. Под редакцией Бакулева А. Н., Петрова Ф. Н. Москва, 1965.
- Справочник по математике. Бронпггейи И. Н., Семендяев К. А., М.: Наука, 1964.
- Аграшенников А. Психология на каждый день. М.: Вече-Аст, 1997.
- Яглом И.М. Теория информации. М.: Знание, 1961.
- Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии. //Вопр. Психол. 1957, № 5.
- Краснов Н.В. Актуальные проблемы научной организации обучения. //Вест. Высш. Шк.1977, № 6.
- Иоч Э. В. Азбука традиционной информации //Слово лектора. М.: Знание, 1975, № 8.
- Психология и язык// Знание — сила. 1977, № 3.
- Практическая психология в тестах. М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Немов P.C. Психология. Кн.1,2,3. М.: Владос 1998.
- Печников А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1995.
- Психологическая диагностика. Под редакцией Гуревича K.M. Бийск, НИЦ БиГПИ, 1993.
- Ульрих Бер. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.:2000.
- Лилиан Бонде. Магия цвета. Цветотерапия на каждый день. СПб.: Питер, 1997.
- Матвеев B.C. Загадки и резервы психики. Свердловск: 1990.
- Нэнсили Вайдра. Фэн-Шуй. М.: Гранд, 1999.
- Психологические тесты. М.: Лист, 1996.
- Вуджек Т. Тренировка ума. СПб, Питер, 1996.
- Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. М.: ACT, 2000.
- Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара: БАХРАХ, 1998.
- Серов Н.В. Эстетика цвета. СПб.: ФПБ-ТОО «БИОНД», 1997.
- Серов Н.В. Лечение цветом. СПб: К? исмас+, 1997.
- Практическая психология. Под редакцией Тутушкиной М. К. СПб: Дидактика Плюс, 1997.
- Джозеф Корво, Лилиан Вернер-Бондс. Целебная сила цвето-терапии. М.: Крон-Пресс, 1998.
- Гамезо М. В. Герасимова B.C. Горелова Г. Г. Орлова Л.М. Возрастная психология: Личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999.
- Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика. Киев: МАУП, 1995.
- Клар Г. Тест Лотера: Пер. с англ. — М., 1975.
- Петренко В., Кучеренко В. взаимосвязь эмоций и цвета. // Вестник Московского университета. — Сер.14: Психология. 1988, N'3.
- Популярная психология: Христоматия. / / Сост. В. В. Миро-ненко.-М., 1990.
- Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики.— М., 1989.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы.— М., 1988.
- Федотова Н. На цвет товарищи есть // Знание — Сила, 1988, № 10.
- Щекин Г. Писхология цвета // Ваша тестотека — 1992, № 1.
- Щекин. Г. Визуальные тесты. — К., 1992.
- Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л., 1985.
- Грегори P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970.
- Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М., 1964.
- Джадц Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М., 1978.
- Кожевников Е.П. Психофизиология цветового климата на производстве. JI., 1972.
- Фрилинг Г., Ауэр К. Человек — цвет — пространство. Прикладная цветопсихология. М., 1973.
- Свадковский И.Ф. Хрестоматия по истории педагогики. М., 1938.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. JI.: Изд-во ЛГУ, 1972.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: педагогика, 1984.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
- Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении. Варшава, 1990.
- Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. М.: МГУ, 1992.
- Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания // Сер. Педагогика и психология. М.: Знание, 1984, № 2.
- Бабанский Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопр. Психол. 1984, № 1.
- Никандров Н.Д. Об оптимизации учебной деятельности // Вест. Высш. Шк. 1983, № 8.
- Петровский A.B. Популярные беседы о психологии М.: Педагогика, 1983.
- Смирнов A.A. Психология запоминания. М., 1948.
- Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
- Иванова Е., Заика Е. Сохранение материала в логической памяти // Вопр. Психол, 1983, № 3.
- Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии // Вопр. психол., 1957, № 5.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987.
- Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека. М., 1993.
- Военная психология: Сплочение боевого расчета (учебное пособие). Ленинградское Высшее военно-политическое училище ПВО МО СССР, 1988.
- Образ и мыслительная деятельность (из опыта проведения ор-ганизационно-деятельностных игр) (тезисы). Вторые Международные научные Ломовские чтения (тезисы докладов) Москва, 26−27 января 1994 г., т. 11, М.: 1994.78.