Личностные и когнитивные аспекты креативности
Перспективность и продуктивность данного подхода обусловлены тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, продуктивными, мотив ационными, эмоциональными, регуляторными и когнитивными характеристиками личности при изучении различных психических образований, которые по своей природе являются целостными, системными. Во-вторых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Постановка проблемы, задач и методики исследования
- 1. 1. Креативность и ее психологические составляющие
- 1. 2. Различные подходы к изучению любознательности и изобретательности
- 1. 3. Цели, задачи и методы исследования креативности, любознательности и изобретательности
- ГЛАВА 2. Соотношения креативности с различными переменными любознательности и изобретательности личности
- 2. 1. Связь креативности с регуляторно-динамическими и мотивационно-смысловыми характеристиками любознательности и изобретательности личности
- 2. 2. Факторный анализ показателей креативности, любознательности и изобретательности
- 2. 3. Соотношение различных переменных любознательности и изобретательности личности
Личностные и когнитивные аспекты креативности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме креативности личности. Данная проблема столь широка и многогранна, что трудно назвать область знания, где бы она не возникала. Имеется множество научных исследований, открывающих новые стороны в постановке проблемы креативности личности. Однако существует масса неизученных аспектов данной проблемы.
Актуальность изучения креативности в психолого-педагогической науке объясняется прежде всего возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью общих концептуальных основ креативности. Необходимо формировать креативность поскольку она способствует развитию творческой личности и индивидуальности и является основой концептуальных психологических принципов креативного обучения и воспитания.
Креативность как интеллектуально-личностная категория является резервом человеческой цивилизации. Народная мудрость гласит, что все люди являются одаренными от природы и проблема состоит лишь в том, чтобы определить область одаренности и в дальнейшем совершенствовать талант.
На современном этапе социального развития произошло некоторое отставание образования от современной науки. Во многих школах ученик по-прежнему служит «сосудом» накопления знаний, предлагаемых учителем. Однако ученику необходимо предложить не только запланированный объем знаний по всем предметам, но и научить его добывать их самостоятельно. Задача школы состоит в воспитании творческой личности, в создании условий саморазвития творческой индивидуальности и самосовершенствования. «Образование — это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово „образ“, т. е. формирование самого себя, а точнее — проявление в себе самого себя» (И.И.Ремезова, Т. П. Анишина, 1992).
Н.Ф.Вишнякова предлагает внедрение креативного образования. Концепция данного образования создает возможности для самоактуализации и развития творческой индивидуальности личности. Она направлена на развитие личностных стратегий, оригинальности и одаренности. Задача психологов и педагогов определить творческий потенциал, наклонности личности, создать условия развития ее одаренности. Немецкий философ М. Хайдеггер так понимает сущность подлинного образования: «.подлинное образование. призвано основывать, удерживать, охранять и воссоздавать богатство культурно-исторических, нравственно-духовных ценностей и смыслов. Только такое образование способно: во-первых, захватывать духовность человека в целом, возвращая его к своей сущности и побуждать жить в нейа во-вторых, открывать высшее предназначение и достоинство человека в том, чтобы беречь истину бытия и тем самым тайну всего существующего на этой земле» (Н.Ф.Вишнякова, 1995).
Таким образом, предлагаемая креативная психопедагогика представляет сложный симбиоз психологической и педагогической наук и искусства совершенствования креативного потенциала личности. Если современная педагогика делает акцент на количественный аспект приобретения знаний во всех научных областях, то психология рассматривает качество и соответственно субъектно-объектные отношения в обучении сменяются субъектными.
Креативная направленность в обучении приводит к смене ценностных ориентаций, к внедрению творческого использования полученных знаний. И соответственно коренным отличием психологии от педагогики служит то, что результатом первой является личность созидающая, а второй — знающая.
Общество заинтересовано в творческих личностях, поскольку сотворчество креативов приводит к творческому продукту. Следовательно, первоначальная задача — развитие креативности и таланта каждого ребенка.
В документе «ЮНЕСКО и воспитание в духе мира» отражены взгляды мирового сообщества на развитие личности. Доминирующей целью является развитие таланта ребенка, далее — формирование творческих способностей, на третьем месте — процесс усвоения знаний, умений, навыков. Наша педагогика имеет иную структуру: освоение системы ЗУН, формирование творческих способностей в определенной учебной деятельности, а развитие таланта осуществляется без установки со стороны психологов и педагогов.
Мы считаем, что лишь доминирование креативности в системе образования изменит и личность, и само общество. Не только личность является результатом общества, но и общество базируется на творчески развитых индивидуальностях.
Исходя из задач современного общества, мы изучаем проблему креативности и ее взаимосвязь с личностными аспектами. Лишь рассмотрев креативность как целостное образование, мы можем стремиться к развитию данного качества у каждого учащегося.
Объект исследования — креативность и познавательные свойства личности.
Предмет исследования — креативность и ее связь с различными переменными любознательности и изобретательности личности.
Теоретическая основа исследования. В связи с отсутствием единого понимания креативности, разноплановостью подходов к ее изучению, проблема ее целостного исследования остается открытой. Это связано с тем, что исследователи в основном рассматривают ее как некую группу когнитивных характеристик, относящихся к интеллекту. Кроме этого, личностные же аспекты креативности до настоящего времени не исследованы.
Теоретической основой исследования явились положения о системном строении свойств личности (К.А.Абульхановаг-Славская, С. И. Кудинов,.
А.И.Крупнов, Н. И. Рейнвальд и другие). Анализ любознательности и изобретательности личности был осуществлен на основе многомерной функциональной организации черт личности, разработанной А.И.Круп-новым, который показал продуктивность своего подхода в целом ряде исследований (С.И.Кудинов, Е. А. Богославская и другие).
Согласно предложенной А. И. Крупновым модели, каждое свойство личности включает в себя динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный и продуктивный компоненты. В свою очередь они содержат по две биполярные переменные, позволяющие характеризовать более конкретно любое свойство личности.
Перспективность и продуктивность данного подхода обусловлены тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, продуктивными, мотив ационными, эмоциональными, регуляторными и когнитивными характеристиками личности при изучении различных психических образований, которые по своей природе являются целостными, системными. Во-вторых, он открывает возможности познания структуры личностных свойств и внутренних механизмов взаимодействия их различных компонентов. В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий развития и коррекции различных свойств личности. В-четвертых, позволяет считывать природу различных компонентов свойств личности, с одной стороны — динамических, эмоциональных и регуляторных, а с другой — мотивационных, когнитивных и продуктивных характеристик.
В качестве основных методов исследования применялись методы экспертного оценивания, анкетирования и наблюдения. В исследовании любознательности учащихся использовался «Тест суждений», разработанный А. И. Крупновым. Кроме того, нами была разработана методика для изучения изобретательности. Для изучения креативности была выбрана фигурная форма, А теста творческого мышления Е.ПТорренса. Результаты тестирования были подвергнуты статистической обработке (корреляционный, факторный и погрупповой анализ).
Надежность и достоверность полученных данных обеспечивалась научной обоснованностью, применением методов, адекватных целям, задачам и предмету исследования, а также применением методов статистической обработки полученного материала. Данные, полученные по всем методикам, были сопоставлены между собой с помощью корреляционного и факторного анализа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
— Показана недостаточность одноаспектного изучения таких личностных свойств, как изобретательность и любознательность. Раскрыто сложное строение любознательности и изобретательности как системных свойств личности, включающих в себя динамические, эмоциональные, регуляторные, мотивационные, когнитивные и продуктивные характеристики.
— Раскрыты общие и специфические признаки любознательности и изобретательности, показана их автономность и самостоятельность.
— Установлены сходства и отличия в психологической структуре любознательности и изобретательности на основе факторного анализа.
— Разработан и психометрически проверен «Тест суждений» диагностики изобретательности.
— Рассмотрены общие и специфические связи креативности с мотивационно-смысловыми характеристиками любознательности и изобретательности. Показано, что продуктивно-смысловые характеристики любознательности положительно соотносятся с показателями скорости и гибкости умственных действий. Более широкий спектр связей обнаружен между продуктивно-смысловыми характеристиками изобретательности и креативности.
— Выявлены особенности соотношения креативности с регуляторнодинамическими характеристиками любознательности и изобретательности. Наибольшее число значимых связей обнаружено между показателями скорости, гибкости мыслительных операций и динамическими, эмоциональными, регуляторными переменными любознательности. В то время как регуляторно — динамические переменные изобретательности коррелируют только с показателем оригинальности креативности. Что касается последнего показателя креативности — разработанности, то он не обнаружил сколько-нибудь значимых связей с переменными любознательности и изобретательности.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования учителями и психологами при организации учебно-воспитательного процесса, при разработке программ спецкурсов с целью развития креативности, любознательности и изобретательности. Полученные результаты могут быть использованы при диагностике изобретательности и любознательности учащихся.
Положения, выносимые на защиту:
— познавательные свойства личности (любознательность и изобретательность) являются системными образованиями, включающими в себя единство динамических, эмоциональных, регуляторных, мотивационных, когнитивных и продуктивных характеристик;
— переменные любознательности и изобретательности по-разному коррелируют с показателями креативности: любознательность более тесно связана с гибкостью и скоростными показателями креативности, а изобретательность преимущественно с признаками оригинальности;
— любознательность как выразитель познавательной активности и изобретательность как основа творческой активности не всегда согласуются между собойскорее они выступают как самостоятельные и независимые факторы личностной активности в интеллектуальной деятельности.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
6.Результаты исследования использовались учителями и психологами школы при организации учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования были определены индивидуальные различия в структуре любознательности и изобретательности, разработаны индивидуальные упражнения развития данных свойств, которые нашли реализацию на спецкурсах, а также учителям были предложены рекомендации по развитию творческой личности. Проведенная работа вызвала интерес у учащихся. Они отметили необычность заданий, нехватку воображения, недостаточность приемов для выражения мыслей. Вместе с тем они высказали мнение о необходимости творческих заданий на уроках, так как они развивают фантазию, побуждают к творчеству, помогают находить новые варианта решения проблем, а также способствуют развитию личностных качеств Следует отметить, что у всех учащихся преобладали положительные эмоции приподнятое настроение, восхищение, любование, радость, восторг Проведенные занятия способствовали развитию любознательности учащихся, что выступило в повышении качества знаний. Возросла творческая активность которая выразилась в самостоятельности суждений учащихся, в стремлении проявить творческую инициативу, в желании познавать новое. Результаты исследования показали свою продуктивность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Вплоть до сегодняшнего дня к изучению проблемы креативности привлекались относительно незначительные психо югические ресурсы. С нашей точки зрения основные трудности связаны с трудностями определения критериев креативности, с односторонним подходом к проблеме.
В нашей работе мы определили следующие значимые моменты:
— Показана недостаточность одноаспектного изучения таких личностных свойств как изобретательность и любознательность. Раскрыто сложное строение любознательности и изобретательности как системных свойств личности, включающих в себя динамические, эмоциональные, регуляторные, мотивационные, когнитивные и продуктивные характеристики.
— Определены общие и специфические признаки любознательности и изобретательности, показана их автономность и самостоятельность.
— Установлены сходства и отличия в психологической структуре любознательности и изобретательности на основе факторного анализа.
— Разработан и психометрически проверен «Тест суждений» диагностики изобретательности.
— Рассмотрены общие и специфические связи креативности с мотив ационно-смысловыми характеристиками любознательности и изобретательности.
— Выявлены особенности соотношения креативности с регуляторно — динамическими характеристиками любознательности и изобретательности.
Таким образом, проведенное нами исследование в соответствии с задачами и гипотезами позволяет сделать следующие выводы:
1. Определены общие и специфические признаки любознательности и изобретательности, показана их автономность и самостоятельность.
2.С помощью корреляционного анализа выявлены как общие, так и специфические связи креативности со свойствами любознательности и изобретательности.
3.В качестве общих выступили связи между показателями продуктивности любознательности, изобретательности и гибкостью мыслительных действий, а также между эгоцентрической мотивацией указанных свойств личности и разработанностью как признаком креативности.
4.Специфика же соотношений показателей креативности с переменными любознательности и изобретательности выступила в том, что любознательность более тесно связана с гибкостью и скоростными показателями умственных действий, а изобретательность с их оригинальностью.
5.Разработанная методика диагностики изобретательности дает возможность целостного изучения изобретательности с целью дальнейшего совершенствования и развития. Основное содержание программы развития может быть направлено: во-первых, на минимизацию агармонических составляющих этих свойств, которые снижают уровень проявлений любознательности и изобретательностиво-вторых, на повышение гармонических переменных, которые обеспечивают повышенный уровень познавательной и творческой активности.
Список литературы
- Абасов З.А. Познавательная активность школьников. // Сов. Педагогика. -1989. № 7. с. 40 — 43.
- Абраменко В.А. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера // Вопросы психологии-1970.- № 4 С.53−65.
- Абраменкова В.В., Петровский А. В. Психологические принципы всестороннего развития личности в школе // Сов. Педагогика. 1987, № 12
- Абрамова Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии -1985. -№ 6. -с.38−45.
- Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления. / Когнитивная психология: Матер. ф-сов.симпоз. М.: Наука, 1986. с. 154−172.
- Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности. // Психол. журнал. -1983. Т. 4. № 1. — с. 13−29.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе ее жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С. 19−44.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.
- Аврукин Г. С., Турова Б. Т. Новые исследования психологии творчества // Психол. журнал 1985 Т. 6 № 5
- Автономова Н.С., Филатов В. П. Понимание как логико-гносеологическая проблема// Вопросы философии -1981. № 5.- с. 164−169.
- П.Адамар Ж, Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970
- Акимова М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту. -Вопросы психологии ¦¦ 1977 № 2 — с. 175−185
- Акимова М.К., Гуревич К. М. Индивидуальные различия в некоторых видах интеллектуальной деятельности и сила когнитивных стилей. // Проблемыобщей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. Давыдова" В.В. -М.: Педагогика, 1978.-е. 6−22.
- Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. Вопросы психологии, -1971 — № 6, — с. 18−26
- Алексеев Н.Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества. В кн.: Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971 — с. 151−203
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: автореф. канд. дис. -М., 1985
- Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания. Когнитивные стили: Тезисы науч.сем." Таллин, 1986. с. 17−20.
- Альтов Г. И тут появился изобретатель М.: Детская лит-ра, 1984
- Альтшуллер Г. С., Фесткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности — Кишинев, 1990
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука—М., 1979
- Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. // Вопросы психологии -1984 № 5 — с. 36 — 41.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977
- Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. // Уч. зап. ЛГУ. Серия философских наук, вып. 16. 1959.
- Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. // Избр. психол. труды: в 2 т.-М., 1980.-Т.2.-с. 52−81
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. Психол. Труды: в 2 т.-М., 1980. Т.2. с. 128−267.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М., 1980. — с. 19−179
- Ананьев Б.Г., Шафранская К. Д. Изменение кожной температуры при различных состояниях интеллектуального напряжения. // Возрастная психология взрослых, вып. 3 ЛГУ, 1971. с. 25 37
- Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 кн. М.: Педагогика, 1982.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем М.: Медицина, 1975
- Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. Киев: «Вшца школа», 1978.
- Анцыферова JI. И. Системный подход в психологии личности. // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — с. 61−78.
- Аржанова А. И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся. // Уч. Зап. Андижанского пединститута, вып. 2. -1955, С. 21−29.
- Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981.- с. 67 -87.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979
- Асмолов А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций. / Когнитивные стили: Тезисы науч. сем.-Таллин, 1986. с.21−23.
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
- Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии — 1979 № 4. — с.35−46.
- Афанасьев В. Г. О целостных системах. // Вопросы философии 1980. — № 6. — с. 62−78.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1986
- Барабаш О. Б. Психолого педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дисс. канд. психол. наук. — М., 1992.
- Батшцев Г. С. Диалектика творчества -М., 1984
- Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. //Психол. журнал -1996.-Т. 17.-№ 1.
- Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке/ЯТсихол. журн. 1998-Т.19.-№ 1.-С.47−53.
- Бергер Э. И. Стимул познавательной перспективы как средство развития личности учащихся в процессе обучения: Дисс. канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 1980
- Бердяев Н.А. О вечном и новом человеке // Учительская газета 1990 -№ 27
- Бердяев Н.А. О назначении человека М.: Республика, 1993
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: Прогресс, 1991
- Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации. // Вопросы психологии -1966-№ 3.-с. 54−60.
- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание.- М.: Прогресс, 1986
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947
- Бернштейн М.С. О природе научного творчества Вопросы философии, 1966,-№ 6, с. 131−142
- Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // исслед. по общей теории систем. М., 1969 с. 39 — 84
- Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля «дифференциальность-синтетичность» И Современные проблемы психологии мышления. М., Ежегодник. — 1994. -вып.1., — с.54−84.
- Берулава Г. А. Стили индивидуальности. -М.: МАГО, 1996
- Берулава Г. А. Тест для диагностики когнитивного стиля «дифференциальность-интегральность» (ДИ).- Бийск: НИЦ БиГТШ, 1995
- Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? М., 1993
- Бехтерев В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения / приложение Грузенберг С. О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества-JI.: Сойкин, 1924
- Блохин B.C. Особенное в учебной и познавательной деятельности учащихся при решении творческих физических задач. В кн. Психологические основы рационализации познавательно-практической деятельности учащихся и студентов-Ярославль, 1975
- Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения -М.: Изд. МГУ, 1991
- Богословский В.В. Взаимоотношения между учителем у учащимися как фактор развития познавательной активности и самостоятельности школьника // Отношения как проблема психологии воспитания Л., 1973
- Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности // тезисы симпозиума Таллин, 1980
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983
- Богоявленская Д. Б., Гинзбург Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления. // Сов. педагогика 1977 — № 1. — с. 69−77.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности / психология творчества / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука. — 1990- с. 159 171.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности-Вопросы психологии 1971 № 1, с. 144 -146
- Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества—Вопросы психологии 1976 № 4, с. 69 — 79
- Богоявленская Д.Б., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству М.: Знание, 1981
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ.-1982.
- Бодалев А. А. Личность и общение. М/. Педагогика, 1983.
- Бодалев А.А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой // Сов. Педагогика -1980. № 10, с. 32−37
- Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1966
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
- Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения. АПН РСФСР. -№ 73,1955
- Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков М., 1972
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности -М., 1981-с. 257−283
- Большаков Д.П. Воспитание у школьников интереса к учебной деятельности-М., 1968
- Бондаревский В.Б. Воспитание познавательных интересов. // Народное образование. 1967. •¦ № 7. — с. 18 — 25.
- Бондаревский В. Г. Воспитывать глубокий интерес и знание у каждого школьника: рекомендации по развитию у учащихся тенденции к учебной деятельности. Пермь: Пермское книжное издательство, 1963
- Бондаренко С.М. Формирование познавательного интереса школьников средствами учебника // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания М., 1984, с. 159 -167
- Боршевский М.И. Теоретические вопросы о самосознании подростка -К.Вшца школа, 1980
- Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал 1984 — № 5 — с. 18−25
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве М. :Педагогика, 1990
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977
- Брушлинский А.В. Мышление и пргнозирование. М.: Мысль, 1979
- Брушлинский А. В. О формировании психического. // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 106−127.
- Брушлинский А. В., Воловикова М. И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления. // Психологические исследования познавательных процессов личности. М., 1983. — С. 84−96.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование М.:Мысль, 1979
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение -М. .Знание, 1983
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение Москва -Воронеж, 1996
- БСЭ, изд.3-е, т.25 М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976
- Быстрицкий Е.К., Филатов В. П. Теория познания и проблема понимания.// Гносеология в системе философского мировоззрения / Под ред. Лекторского М.: Наука, — 1983.-С.273−304.
- Бюлер Ш. Что такое пубертатный период? // Педология юности. М.-Л.: Учпедгиз, 1931. — С. 75−94.
- Вайнцайг, Поль 10 заповедей творческой личности. М., Прогресс, 1990
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 196 7
- Василевский С.М. Психология технического изобретательства: Дисс. докт.пед.наук. Горький, 1952
- Васильев Л.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. -с. 55 — 62
- Вербовая Н.Н. Формирование познавательных интересов школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования. М., 1974
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с англ./ Общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987
- Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. -Минск, 1995
- Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. -1972 № 2 — с. 114−123 105. .Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. / Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во АПН, 1960
- Вяткин Б.А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности. // Системное исследование индивидуальности. Пермь.-1991.
- Вяткин Л.Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся. // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов, 1979. — Вып I. — с. 3 — 39.
- Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Наука, 1990
- Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии.- 1994. № 3, с.35−42.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика М: Знание, 1989
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. В кн.: Психология мышления. М.: Просвещение, 1968, с.433−456
- Гинзбург М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -М., 1973.-с. 161−167.
- Гирш В. Гениальность и вырождение. Одесса, 1985
- Гласс Дж. Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. T.I. Пер. с фр." М.: Мир, 1992.
- Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии 1980 -№ 4 с. 21 — 37
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: ИскусствоД991
- Грановская P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. -Л., ЛГУ, 1991
- Григорьева Н.М., Портная А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками//Вопросы психологии-1988 № 5 с. 100−108
- Григорьян С.Г. Проблема мотивации учения школьников в советской психологии: учебн. Пособие к спецкурсу.- М.: МТИ, 1985
- Грининг Д. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии-1988 № 4, с. 161 -167
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учебн. пособие по спецкурсу для ст. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983
- Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1924
- Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923
- Гоноболин Ф. Н. Психология. М.: Просвещение, 1 973 126. .Горбачева Е. И. Предметная ориентация мышления и понимание. // Вопросы психологии.-1994.- № 5. С.78−85.
- Гурова JI.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // Вопросы психологии.-1991. -№ 6 С. 14−20.
- Гурова Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления. // Вопросы психологии. -1986.-№ 2, с. 126−137
- Гусева Т.А. Влияние особенностей развития современного общества на формирование личностных свойств подростка / Логика социокультурной эволюции: Материалы межвузовской конференции.- В 24. 4.2.- Бийск: НИЦ БиГПИ.-1996.-с.21−26
- Гусева Т.А. Влияние стилевых особенностей понимания на развитие личностных свойств индивидуальности / Учебно-воспитательный процесс в сельской малокомплектной школе: Сб.науч.ст. Бийск: НИЦ БиГПИ. — 1998.-с.41−46.
- Гусева Т.А. Возможности учета индивидуальной познавательной стратегии школьников в учебном процессе М., 1988
- Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Тезисы выступлений участников межвузовской конференции.- Бийск: НИЦ БиГПИ. -1997. с.54−56.
- Гусева Т.А. Особенности проявления личностных свойств подростков / Актуальные психолого-педагогические проблемы образования: Сб.науч.ст. -Бийск: НИЦ БиГПИ. -1997. -с. 168−174.
- Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н.Леонтьева. М.: Изд-во Вестник МГУ, Психология, 1979, № 4, с. 25 -41
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986
- Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973.
- Денисова З.В. Механизмы эмоциональною поведения ребенка. -Л.: Наука, 1978
- Дерзкие формулы творчества /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987
- Дерябин В.М. Психологические основы стратегии при диагностике приемов логического мышления. Дисс.-.канд.психол.наук. М.-1973
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982
- Добрынин Н. Ф. Интерес и внимание. Ученые записки Московского госпединститута, Т. Ъ, вып. 3, 1941.
- Добрынин Н. Ф. Проблемы значимости при образовании временных связей у человека. Тезисы докладов на совещании по психологии. М.: АПН РСФСР, 1953. — с. 46−50.
- Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей.-М., 1997
- Дорохова В. Ю. Побуждение школьников к активному учению (1−2 классы): Дисс. кан. психол. наук. М, 1972
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М., 1996
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. В кн.: Психология мышления. М., 1965. с.86−234
- Дунчев В.Н. Исследование когнитивного стиля в связи с проблемой креативности. Дисс.-.канд.психол.наук. Ленинград.-1985
- Дунчев В.Н., Палей И. М. Когнитивный стиль и дивергентное мышление./ Когнитивные стили: тезисы науч.семинара. Таллин.-1986.- С.86−9Г.
- Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984
- Дусавицкий А. К. Исследования развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: Дисс. канд. психол. наук. Харьков, 1974
- Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: Сравнительный анализ. //Вопросы психологии 1985. — № 5. — С. 162−168.
- Еникеева М.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изложении знаний учителем. Казань, 1961
- Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. / Психология творчества / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука.-1990.- с.117−131.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей. Вопросы психологии, 1975, № 5, с. 166−175
- Жемчугова Л. В. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1980. — с. 35−44.
- Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М., 1964
- Завалишина Д.П. Микроразвитие субъекта в процессе мыслительной деятельности. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М, 1983. — с. 57 — 65.
- Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии 1993 — № 2, с. 54 — 62
- Зарубежные исследования по психологии познания. Сб. аналитических обзоров. Москва. -1977
- Зверев И. Д., Гвоздырева Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека. М.: Педагогика, 1971.-е. 27−34.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления. // Вопросы психологии. -1991. -№ 1, с. 18−26.
- Знаков В.В., Тихомиров O.K. Понимание текста как процесс постановки и решения мыслительной задачи. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология.-1991 .-№ 3 .-с. 17−26.
- Зощенко М. Повести. М.: Московский рабочий, 1989
- Зыкова В.И. Очерки психологии усвоения начальных геометрических понятий. -М.: Учпедгиз, 1955
- Зюбин JI. М. О связи интеллектуальной активности и сознательного отношения школьника к учению. // Уч. Зап. Л.: ЛГУ, Вып. 9, 1956
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы. // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1956
- Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение, 1987
- Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович, -М., 1972
- Ильин B.C. Формирование личности школьников. Целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984.
- Ильенков Э.В. С чего начинается личность / Под ред. Р. И. Косолапова -М: Политиздат, 1983
- Имедадзе И.В. Изучение мотивационно-волевой готовности шестилеток к школьному обучению. Автореф. дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1978
- Интенсификация учебного процесса на основе развития индивидуального творческого мышления // Респ. науч. метод, конф. 20 22 ноября 1990, Иванов, 1990
- Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей // Вопросы психологии -1990 -№ 4, с. 68 75
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблемы приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966
- Кала У.В. О креативности в области общения // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту: изд-во Тартус. ун-та, 1973. с. 171 -181
- Калмыкова З.И. Диагностика умственного развития учащихся. М., 1975
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой М.: Просвещение, 1975
- Калмыкова З.И. Развитие продуктивного мышления школьников. Автореф. докт.дисс. М., 1975
- Кармин А.С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М: Знание, 1971
- Карпов П.И. Творчество душевнобольных. M.-JL, 1926
- Качалова Е.Н. Развитие творческих способностей учащихся. Якутск, 1985
- К вопросу диагностики креативности учащихся. В кн.: Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М.: Ml ПИ им. Ленина, 1981
- Кедров Б.М. День одного великого открытия. М., 1958
- Келер В. Исследования интеллекта человекоподобных обезьян Л., 1930
- Кирсанова Л.А. Развитие творческой активности учащихся // Сов. педагогика, 1981 № 7
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. / Под ред. Равич-Щербо И. В. М.: Педагогика, 1987.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983
- Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума. -М: Наука, 1986
- Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М. А. Холодная. Киев: УМК ВО, 1990
- Когнитивные стили. Тезисы научного семинара. / Под ред. В. Колга. -Таллин, 1986.
- Козленке В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе. Дис.канд. псих, наук.- М., 1983
- Колга В. Возможные миры когнитивных стилей / Когнитивные стили. Тезисы науч.сем.- Таллин. -1986.- с.32−37.
- Колга В. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. Дисс.канд.психол.наук.-Л., 1976
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989
- Конопкин О. А., Морсанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности. //Вопросы психологии -1989-№ 5 -с. 18−26
- Корнилова Т.В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. //Вопросы психологии. -1989.- № 6- с. 140−147
- Котлярова Л. И. Изучение познавательных запросов учащихся. // Вопросы психологии 1969.- № 2 — с.43−50.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление.- М.: Прогресс, 1977
- Кравчук П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента. -Киев: Высшая школа, 1984
- Краковский А.П. О подростках,— М.: Педагогика, 1970
- Кротов В.Г. Массаж мысли: Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. -М: Совершенство, 1997
- Кругликов Л.И. Детская любознательность и интересный урок // Сов. педагогика, 1941 № 1
- Крупное А. И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента. // Студент на пороге XXI века. М.: УДН, 1990. — с. 31−38.
- Крупное А. И. Психологические проблемы исследования активности человека. // Вопросы психологии 1984. — № 3, с. 25−33.
- Крупное А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств. // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М.: УДН, 1988. -с. 28−39.
- Крупное А. И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983
- Крупнов А. И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов. // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — с. 92−102.
- Крупнов А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994
- Крупнов А. И., Жемчугова Л. В. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. с. 63−69.
- Крупнов А. И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. с. 17−26.
- Кругецкий В. А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия. В 4 Т.-М.Д965.-Т.2
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., Просвещение, 1969
- Крушельницкая О.Б. Психологические особенности взаимоотношений одаренного школьника со взрослыми и сверстниками. — М., 1998
- Крыжановская Л.М. Психология мышления. М., 1996
- Кудинов С.И. Психологические особенности проявлений любознательности подростков. // Формирование и развитие личности. М.: Инт молодежи, 1993. — с. 30−32.
- Кудинов С.И. Некоторые аспекты исследования свойств личности./ Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ.-1997.-с. 174−180.
- Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психол.журнал. -1998. Т. 19. № 1. — с.26−36.
- Кудинов С.И. Характеристика любознательности как системного качества личности. / Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы: Сб.науч.тр.-Бийск: НИЦ БиГПИ. -1996. с. 135−140.
- Куликов В.Н. Понимание математической зависимости младшими школьниками. Вопросы психологии — 1957- № 2 — с. 97−107
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. JI., 1987
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение. -1 985 224. .Кунарадзе Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1988
- Куренков И. А. Индивидуальные особенности ответственности личности учителя. // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. — с. 32−33.
- Кюйнарпуу X. Когнитивный стиль в контексте интегральных качеств личности./Когнит.стили,-Таллин. -1986.- с. 171−175.
- Латаш Л.П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. М.: Наука, 1968
- Лебедева Н.М. Когнитивный стиль и мыслительные стратегии. / Когн. стили.- Таллин, 1986, — с.38−41.
- Левитов Н. Д. Психологические особенности подростков. М., 1954
- Левитов Н.Д. Психология труда М.: Учпедгиз, 1963
- Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. М., 1970
- Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности. // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. — с. 164 — 179.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981
- Леонтьев В.Г. О природе потребности и проблемах ее формирования// Формирование духовных потребностей учащейся молодежи / Под ред. В. Г. Леонтьева. Новосибирск, 1979. — С.6−24.
- Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады на совещании по вопросам психологии (3−8 июня 1953 г М., 1954. -с. 5 -12.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.
- Леонтьев Д.А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей. /Когн. стили- Таллин, 1986.
- Лийк К. Влияние домашней среды на развитие ребенка // Средовые условия групповой деятельности. Под ред. Х.Миккина. Таллин, 1988
- Липник В.Н. К вопросу об изучении познавательных интересов семиклассников. // Обучение и воспитание школьника. М., 1972. — с. 86 — 94.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии. -1982.- № 4- с18−35.
- Лобова Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: Дисс. канд. психол. наук. Киев, 1986.
- Ложечка О. И. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993
- Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1990
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984
- Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения./Когнит.психол. мат. ф-сов.симпоз.- М: Наука, 1986. с.7−12.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. Л.: Изд-воЛГУ, 1963
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности М.: Наука, 1980
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976
- Лук А. Н. Проблемы научного творчества // Сер. Науковедение за рубежом, М. НПИОН АН СССР, 1983
- Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: науч. аналит. Обзор. М., ИНИОН, 1979
- Майданов А.С. Искусство открытия. М.: Репро, 1993
- Малых С.Б., Егорова М. С., Пьянкова С. Д. Детерминанты индивидуальных особенностей когнитивных характеристик и психологическая структура деятельности.//Психол. журнал 1993, — Т. 14, № 5. — с.67−72.
- Маркелов Г. И. Ритм и автоматизм в творчестве. Киев, 1926
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М: Просвещение, 1983
- Маствилискер Э.И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности. /Когн.стили. -Таллин, 1986.
- Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии -1985 № 6 — с. 29 — 33
- Матюшкин А. М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М, 1979. — с. 29−34.
- Матюшкин А.М. Основные направления исследования мышления и творчества / Психол. журнал 1984, Т.5 М 1 с. 9−18
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972
- Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие • познавательной активности. // Вопросы психологии -1982. № 4 — с. 5−17.
- Мельникова E.JI. Психологическая модель подготовки учителя к работе с одаренными школьниками. — М., 1998
- Мелхорн, Герлинда. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М., 1989
- Мельникова С.И., Цимбал В. Н., Чигринов В. И. Развитие творческих способностей обучаемых учебным пособиям // Харьк. Ун-т им. Горького -Харьков, 1990
- Менчинская Н.А. Понимание // Психология / Под ред. А. А. Смирнова и др.-М.: Учпедгиз, 1956.- с.263−268.
- Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний учащихся в школе. М.: АПН РСФСР, 1958
- Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986
- Мерлин В. С. Проблема интегрального исследования индивидуальности человека. //Психол. журнал -1980. Т. 1. № 1. — с. 58−71
- Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1985
- Методологические проблемы творчества: Материалы к симпозиуму. Алушта, 1974
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. // Вопросы психологии -1988- № 3, с. 71 78.
- Миллер Д., Прибрам К., Галантер Ю. Планы и структура поведения. М., 1964
- Митина JI.M. Влияние эмоционального компонента мотивации школьника на его отношение к учению // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. -М., 1988
- Морозов М.Ф. Возникновение н развитие учебных интересов у детей младшего школьною возраста. Изд. АПН РСФСР, 1958
- Морозова И.О. Влияние общих способностей на эффективность решения креативных задач в деятельности банковских служащих : Дисс. канд психол. наук. Тверь, 1996
- Морозова Н. Г. Возникновение и изменение познавательного интереса подростков. // Докл. на совещании по вопросам психологии. М., 1964. — 201 211.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976
- Непомнящая Н. И. Системный подход и задачи психологического исследования. // Опыт системного исследования психики ребенка. МД975.-Гл.1.-с. 5−9.
- Нечаев А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1980 — с. 8 — 12
- Нечаев А.П. Психология технического изобретательства. М.-Л., 1929
- Низамов Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся. Казань, 1989.
- Низова А. М. Великий учитель природа. — М.: Знание, 1971.
- Никитин В.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд. М.: Просвещение, 1989
- Ньюэлл А., Саймон Г. А. Имитация мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Психология мышления / Под ред.
- A.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — с. 457 — 474
- Ньюэлл А., Шоу Дж.С., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — с. 500 — 530.
- Норман Д., Линдсей П. Переработка информации у человека.- М.: Мир, 1974
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Вопросы психологии творчества. С-Пб., 1902
- Одаренные дети. / Под ред. Тэкэкс К. М.: Прогресс, 1990
- Одаренные дети: пер. с англ. // Общ. ред. В. Г. Бурменской,
- B.М.Сухобского М.: Конгресс, 1991
- Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, 1968 № 4
- Орбели Л.А. Избр.труд.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1964, Т1.- Т. З
- Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Правда, 1990
- Парилис С.Э. Когнитивный стиль «простота-сложность» как характеристика индивидуальности: Дисс.-.канд.психол.наук. -М., 1988
- Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер.Науковедение. 1988, № 4
- Петрайтите А.М. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией- интроверсией // Вопросы психологии 1981- № 6
- Петровский А.В. К психологии активности. // Вопросы психологии -1975-№ 3- с.26−38.
- Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода. //Вопросы психологи 1981. — № 1-е. 57−66.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982
- Пиаже Ж. Природа интеллекта // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд. МГУ, 1981, с. 48 — 60
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика, 1994
- Платон Н.К. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от от когнитивной сложности личности // Сб. возр. психологии: Тезисы докладов к съезду общества психологов СССР М., 1989 -с. 143 -144
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., «Наука» 1972
- Полонский В.П. Сознание и творчество. Л., 1934
- Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Наука, 1967.
- Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — с. 13 — 37.
- Пономарев Я.А. Проблемы психологии творчества. -Дис.докт. психол. наук. -М., 1971
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1988
- Поплужный В. Л. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1969
- Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971
- Проблемы психологии современного подростка/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1982
- Проколиенко JI. Н. Формирование любознательности у деггей дошкольного возраста. Киев: Рад. школа, 1979
- Прусакова М.Б. Характеристика и формирование типологически обусловленного индивидуального стиля у детей 10−12 лет при решении арифметических задач. Дисс.канд.психол.наук.- Пермь, 1973
- Прядеин В. Н. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1982. — С. 8486.
- Психологическая диагностика под ред. Гуревич К. М. Бийск, 1993
- Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977
- Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия. 1996
- Психология подростка. Хрестоматия./ сост. Ю. И. Фролов. М.: росс.пед.агенство, 1997
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др. М.: Наука, 1990
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Наука, 1970
- Пягрулис В.Р. Рефлексия креативности и творческая продуктивность у научных сотрудников. Дисс. канд. психол. наук, — Л., 1987
- Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991
- Развитие творческой активности школьников. / Пол ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991
- Рейнвальд Н. И. Любознательность как важнейшее условие и результат непрерывного образования. // Проблемы организации непрерывного образования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. -М., 1981.-с. 230−232.
- Рейнвальд Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследовании: Автореф.дисс. доктора психол. наук. -М., 1979
- Рейнвальд Н. И. Психология личности. М.: УДН, 1987
- Результаты новых исследований в педагогике: Сб.науч.работ /Под ред. Н. М. Шихмаевой М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1977
- Ремезова И.И., Анишина Т. П. Проблема человека в философии образования //Сб.: Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. -с.130 -152
- Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Пантелеев, 1901
- Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, Серия психология, 1989, № 2, с.58−65
- Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии- № 1- 1990 с. 132−139
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии 1990-№ 1, с. 164−168
- Розенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984
- Романова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: Дис.канд.психол.наук.- Северо-Осетинский государственный университет, 1970
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях ее исследования. М., 1958
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. -М: Учпедгиз, 1940
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973
- Сакс М., Колга В. Проявления когнитивного стиля в раннем возрасте / Когнитивные стили. 1986. — с. 107−110
- Саулина О.П. Воспитание познавательной активности младших школьников в ходе изучения нового материала: Дис. канд.пед.наук. М., 1970
- Селиванов В.В. Взаимосвязь когнитивного стиля и процессуальных характеристик мышления: Дисс.канд.психол.наук. -М., 1988
- Сергеев Б.Ф. Стать гением: от инстинкта к разуму. Л., 1991
- Сивак Л.Г. Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального факторов в онтогенезе индивидуального стиля: Дисс.канд.психол.наук, Пермь, 1993
- Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотив ационно-эмоциональные аспекты. — М.: Наука, 1975
- Симонов П.В. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977
- Системные механизмы мотивации. М.: Медицина, 1979
- Славина Л.С. Психологические условия повышения успеваемости. Изд. АПН РСФСР 1951 № 38
- Слободянюк И. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте: автореф. канд.психол.наук К., 1989
- Соколов А.Г. Природа экранного творчества. Психологические закономерности. -М., 1997
- Соловейчик С.А. От интересов к способностям // Воспитание школьника. -1968 № 6 с.26−34
- Соловьев А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии / Заруб. Исслед. По психологии познания. Сб.ан.обз. М., 1977 -с.235−255
- Степанов С.Ю., Похмелкина Г. Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т. З Казань, 1990
- Степанов С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. Б. принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии-1991-№ 6, с.90−115
- Сумбаев И. С. Научное творчество Иркутск, 1957
- Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избр.педхоч.: в 5 т. Киев, 1979. — Т.1. — с.559−220
- Тафель Р.Е., Фаин В. М. К исследованию диагностических методик для идентификации творческих личностей. Вопросы психологии — 1974 — № 6 — с. 121−126
- Телегина Э.Д., Терехов В. А. Исследования креативности как свойства мышления. В кн.: Вопросы психологии понавательной деятельности. — М.: МГПИ им. Ленина, 1979, с.20−27
- Телегина Э.Д. Роль активности личности в регуляции познавательных процессов// Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. М, 979, с. 38−45
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды в 2-х томах М: Педагогика, 1985
- Тихомиров O.K. Исследование целеобразования. Вестник МГУ. Психология, 1980, №, с. 17−27
- Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности. М: Наука, 1975
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984
- Тучак Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности и предпринимателя: Автореф. дисс. канд.психол.наук. ~М., 1993
- Тэкэкс К. Счастливые родители одаренных детей// Одаренные дети/ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого М.: Прогресс, 1991. — с. 13−146
- Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка //Вопросы психологии. 1983. — № 1- с. 1−28
- Философский словарь / под ред. ИТ.Фролова. 5-е изд. — М.:Политиздат, 1987
- Формирование познавательной активности младших школьников // Сб. науч. тр. Владимир, гос пед институт. — ВГПИ, 1983
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М, 1990
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1910
- Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды. -М., 1994
- Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности // Психол. журнал 1996. — № 1. — с.6
- Холодная МА. Психология интеллекта: парадоксы исследования / Ин-т психологии РАН- науч. ред. В. Н. Дружинин. М.: Барс- Томск: изд-во том. унта, 1997
- Хоровитц Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Серия науковедние, 1988. № 1
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997
- Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / под ре/ Ю. Б. Гшшенрейгер, В.В.Петухова-М.: изд-во Моск. ун-та, 1981
- Шадриков В.Д. Способности в структуре психики // Диагностш познавательных способностей. Ярославль: изд-во Ярославского ун-та, 1986
- Шайгородский Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста: автореф. дисс.канд.психол.наук. -М., 1992
- Шамова Т.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.:Педагогика, 1982
- Шляхта Н.Ф. Психологическая структура познавательной активности / Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы: Сб. научлр. -Бийск: НИЦБиГПИ, 1996. -с. 127−134
- Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности школьников./ Под ред. Матюшкина A.M. -М:Педагогика, 1991 с. 10−35
- Щукина Г. й. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процесе. М.: Просвещение, 1979
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интресов учащихся. М.: Педагогика, 1988
- Эльконин Д.Б.1, Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. -М.: Просвещение, 1966
- Эллиот П.К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор волевых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер.науковедение, 1988. № 1 с. 86−87
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. С-Пб., 1910
- Юнг К. Г. Конфликты детской души М.: КАНН, 1995
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии -1980 -№ 2 с.83−92
- Юркевич B.C. Светлая радость познания. М.: Знание, 1977
- Юсупов Ф.М. Роль неучитываемых факторов в процедуре тестирования // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Изд-во саратовского ун-та, 1989. с.37−48
- Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М. JL, 1934
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии /
- Allport F.N. Theories of Perception and the Concept of structure/ № 4. 1955
- Allport G.W. Personality: a psychological interpritation/ 1937. — № 1
- Amabile T.M. The social psychology of creativity. N. Y., 1983
- Bandura A. Social learning through imitation // M.R. Jones / Ed. Nebraska symposium on motivation Lincoln: Univ of Nebraska Press, 1962
- Barron F. Discovering of creativity personality // The Behavioral sciences and education-N.Y., 1963
- Bogerman W.G. Studies of Genius. N.Y. 1947
- Brockman, John (Ed) Creativity. The reality club. Vol.4,1993
- Conceptions of giftedness. Edited by Robert J. Sternberg Yale University. October, 1985
- Domino G. Primary process thinking in dream reports as reluteil to creative achievement. Jorn. of consult and clinic, psycyology, 1976
- Foster I. Creativity and teaching. London: Macmillar, 1971
- Gardner R. Cognitive control. A study of individual contistencies in cognitive behavior. N.Y., 1959. 165 p.
- Gardner R, Howard. Creating minds: An anatomy of creativity seen through the lives of Freud, Einstein, Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham and Gandhi. Basic book., N.Y., 1993.-464 p.
- Getzels I.W., Jackson P.W. Creativity and Intelligence. N. Y, Wiley, 1962
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: Vc — Gaw Hill, 1967
- Guilford J.P. Trait of Creativity. In: P.E.Vernon /Ed./ «Creativity», 1978
- Govan J.C., Torrance E.P. Educating the ablest. Ithacal / Peacock, 19 712.17Herge A., Lawson B.R. Creative thinking // Cjmpliance and excellence /Ed. by Singleton W.T. 19 792.18EisenkH.J. (Ed) A model for intelligence-N.Y., 1982
- Jackson Ph., Messic S. The person, the product and the response: conceptual problems in the assessment of creativity In: Creativity and learning. Boston., 1967 pp. 1−19
- Karlson Y.L. Inheritance of creative intelligence. Chicago, 1978
- Lioyd B. and Archer F. Exploring sex differences. London., 19 762.22Lytton H. Creativity and education. N.Y., Schocken books, 1972
- Mackinnon D.W. Creativity: a multifaceted phenomenon // Creativity. -Amsterdam. London., 1970
- Mackinnon D.W. The peraonality correlates of creativity: a study of American architects. In: P.E.Vernon /Ed./ «Creativity», 1978
- Mansfield R.S., Russe T.V. The psychology of creativity and discovery: scientists and their work. Chicago, 1981
- Mednick S.A. The associative basis of the creative process //Psychol. Review. 1969
- Miller N.E., Dollard J. Social learning and imitation New Haven: Yale Univ. Press, 19 412.28New Horizons in Psychology. Brian M. Foss /Ed./. Penguin books, 1969
- Rogers C. R Towards a Theory of Creativity. In: P.E.Vernon /Ed./ «Creativity», 19 782.30Schaie K.W. Rigidity Flexibility and Intelligence: A cross Sectional
- Study of Adult Life Span from 20 to 70 Years. Psychol. Monogr., 1958
- Sinnot E.W. The creativeness of life. In: Creativity and its cultivation". — N.Y. Harpen, 1959
- Sternberg R.J., Lubart T.I. Delving the crowd: Cultivating creativity in a culture of onfonnity. -N.Y.: Free press? 1995
- The Creativity question. Rothenberg H.I., Hausman C.R. / Ed./Durham Duke, univ.press., 1977
- Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice -Holl, 1964
- Whyrell W/ On the philosophy of design 31d- Jon Parber, 1960
- Yoshi N., Ishiara T. Multivariate analitic study of EEG and mental activity in juvenile delinquents.- Electroenceph. a Clin. Neurophysiol, 1972