Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностные и когнитивные аспекты креативности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перспективность и продуктивность данного подхода обусловлены тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, продуктивными, мотив ационными, эмоциональными, регуляторными и когнитивными характеристиками личности при изучении различных психических образований, которые по своей природе являются целостными, системными. Во-вторых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Постановка проблемы, задач и методики исследования
    • 1. 1. Креативность и ее психологические составляющие
    • 1. 2. Различные подходы к изучению любознательности и изобретательности
    • 1. 3. Цели, задачи и методы исследования креативности, любознательности и изобретательности
  • ГЛАВА 2. Соотношения креативности с различными переменными любознательности и изобретательности личности
    • 2. 1. Связь креативности с регуляторно-динамическими и мотивационно-смысловыми характеристиками любознательности и изобретательности личности
    • 2. 2. Факторный анализ показателей креативности, любознательности и изобретательности
    • 2. 3. Соотношение различных переменных любознательности и изобретательности личности

Личностные и когнитивные аспекты креативности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме креативности личности. Данная проблема столь широка и многогранна, что трудно назвать область знания, где бы она не возникала. Имеется множество научных исследований, открывающих новые стороны в постановке проблемы креативности личности. Однако существует масса неизученных аспектов данной проблемы.

Актуальность изучения креативности в психолого-педагогической науке объясняется прежде всего возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью общих концептуальных основ креативности. Необходимо формировать креативность поскольку она способствует развитию творческой личности и индивидуальности и является основой концептуальных психологических принципов креативного обучения и воспитания.

Креативность как интеллектуально-личностная категория является резервом человеческой цивилизации. Народная мудрость гласит, что все люди являются одаренными от природы и проблема состоит лишь в том, чтобы определить область одаренности и в дальнейшем совершенствовать талант.

На современном этапе социального развития произошло некоторое отставание образования от современной науки. Во многих школах ученик по-прежнему служит «сосудом» накопления знаний, предлагаемых учителем. Однако ученику необходимо предложить не только запланированный объем знаний по всем предметам, но и научить его добывать их самостоятельно. Задача школы состоит в воспитании творческой личности, в создании условий саморазвития творческой индивидуальности и самосовершенствования. «Образование — это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово „образ“, т. е. формирование самого себя, а точнее — проявление в себе самого себя» (И.И.Ремезова, Т. П. Анишина, 1992).

Н.Ф.Вишнякова предлагает внедрение креативного образования. Концепция данного образования создает возможности для самоактуализации и развития творческой индивидуальности личности. Она направлена на развитие личностных стратегий, оригинальности и одаренности. Задача психологов и педагогов определить творческий потенциал, наклонности личности, создать условия развития ее одаренности. Немецкий философ М. Хайдеггер так понимает сущность подлинного образования: «.подлинное образование. призвано основывать, удерживать, охранять и воссоздавать богатство культурно-исторических, нравственно-духовных ценностей и смыслов. Только такое образование способно: во-первых, захватывать духовность человека в целом, возвращая его к своей сущности и побуждать жить в нейа во-вторых, открывать высшее предназначение и достоинство человека в том, чтобы беречь истину бытия и тем самым тайну всего существующего на этой земле» (Н.Ф.Вишнякова, 1995).

Таким образом, предлагаемая креативная психопедагогика представляет сложный симбиоз психологической и педагогической наук и искусства совершенствования креативного потенциала личности. Если современная педагогика делает акцент на количественный аспект приобретения знаний во всех научных областях, то психология рассматривает качество и соответственно субъектно-объектные отношения в обучении сменяются субъектными.

Креативная направленность в обучении приводит к смене ценностных ориентаций, к внедрению творческого использования полученных знаний. И соответственно коренным отличием психологии от педагогики служит то, что результатом первой является личность созидающая, а второй — знающая.

Общество заинтересовано в творческих личностях, поскольку сотворчество креативов приводит к творческому продукту. Следовательно, первоначальная задача — развитие креативности и таланта каждого ребенка.

В документе «ЮНЕСКО и воспитание в духе мира» отражены взгляды мирового сообщества на развитие личности. Доминирующей целью является развитие таланта ребенка, далее — формирование творческих способностей, на третьем месте — процесс усвоения знаний, умений, навыков. Наша педагогика имеет иную структуру: освоение системы ЗУН, формирование творческих способностей в определенной учебной деятельности, а развитие таланта осуществляется без установки со стороны психологов и педагогов.

Мы считаем, что лишь доминирование креативности в системе образования изменит и личность, и само общество. Не только личность является результатом общества, но и общество базируется на творчески развитых индивидуальностях.

Исходя из задач современного общества, мы изучаем проблему креативности и ее взаимосвязь с личностными аспектами. Лишь рассмотрев креативность как целостное образование, мы можем стремиться к развитию данного качества у каждого учащегося.

Объект исследования — креативность и познавательные свойства личности.

Предмет исследования — креативность и ее связь с различными переменными любознательности и изобретательности личности.

Теоретическая основа исследования. В связи с отсутствием единого понимания креативности, разноплановостью подходов к ее изучению, проблема ее целостного исследования остается открытой. Это связано с тем, что исследователи в основном рассматривают ее как некую группу когнитивных характеристик, относящихся к интеллекту. Кроме этого, личностные же аспекты креативности до настоящего времени не исследованы.

Теоретической основой исследования явились положения о системном строении свойств личности (К.А.Абульхановаг-Славская, С. И. Кудинов,.

А.И.Крупнов, Н. И. Рейнвальд и другие). Анализ любознательности и изобретательности личности был осуществлен на основе многомерной функциональной организации черт личности, разработанной А.И.Круп-новым, который показал продуктивность своего подхода в целом ряде исследований (С.И.Кудинов, Е. А. Богославская и другие).

Согласно предложенной А. И. Крупновым модели, каждое свойство личности включает в себя динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный и продуктивный компоненты. В свою очередь они содержат по две биполярные переменные, позволяющие характеризовать более конкретно любое свойство личности.

Перспективность и продуктивность данного подхода обусловлены тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, продуктивными, мотив ационными, эмоциональными, регуляторными и когнитивными характеристиками личности при изучении различных психических образований, которые по своей природе являются целостными, системными. Во-вторых, он открывает возможности познания структуры личностных свойств и внутренних механизмов взаимодействия их различных компонентов. В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий развития и коррекции различных свойств личности. В-четвертых, позволяет считывать природу различных компонентов свойств личности, с одной стороны — динамических, эмоциональных и регуляторных, а с другой — мотивационных, когнитивных и продуктивных характеристик.

В качестве основных методов исследования применялись методы экспертного оценивания, анкетирования и наблюдения. В исследовании любознательности учащихся использовался «Тест суждений», разработанный А. И. Крупновым. Кроме того, нами была разработана методика для изучения изобретательности. Для изучения креативности была выбрана фигурная форма, А теста творческого мышления Е.ПТорренса. Результаты тестирования были подвергнуты статистической обработке (корреляционный, факторный и погрупповой анализ).

Надежность и достоверность полученных данных обеспечивалась научной обоснованностью, применением методов, адекватных целям, задачам и предмету исследования, а также применением методов статистической обработки полученного материала. Данные, полученные по всем методикам, были сопоставлены между собой с помощью корреляционного и факторного анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

— Показана недостаточность одноаспектного изучения таких личностных свойств, как изобретательность и любознательность. Раскрыто сложное строение любознательности и изобретательности как системных свойств личности, включающих в себя динамические, эмоциональные, регуляторные, мотивационные, когнитивные и продуктивные характеристики.

— Раскрыты общие и специфические признаки любознательности и изобретательности, показана их автономность и самостоятельность.

— Установлены сходства и отличия в психологической структуре любознательности и изобретательности на основе факторного анализа.

— Разработан и психометрически проверен «Тест суждений» диагностики изобретательности.

— Рассмотрены общие и специфические связи креативности с мотивационно-смысловыми характеристиками любознательности и изобретательности. Показано, что продуктивно-смысловые характеристики любознательности положительно соотносятся с показателями скорости и гибкости умственных действий. Более широкий спектр связей обнаружен между продуктивно-смысловыми характеристиками изобретательности и креативности.

— Выявлены особенности соотношения креативности с регуляторнодинамическими характеристиками любознательности и изобретательности. Наибольшее число значимых связей обнаружено между показателями скорости, гибкости мыслительных операций и динамическими, эмоциональными, регуляторными переменными любознательности. В то время как регуляторно — динамические переменные изобретательности коррелируют только с показателем оригинальности креативности. Что касается последнего показателя креативности — разработанности, то он не обнаружил сколько-нибудь значимых связей с переменными любознательности и изобретательности.

Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования учителями и психологами при организации учебно-воспитательного процесса, при разработке программ спецкурсов с целью развития креативности, любознательности и изобретательности. Полученные результаты могут быть использованы при диагностике изобретательности и любознательности учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

— познавательные свойства личности (любознательность и изобретательность) являются системными образованиями, включающими в себя единство динамических, эмоциональных, регуляторных, мотивационных, когнитивных и продуктивных характеристик;

— переменные любознательности и изобретательности по-разному коррелируют с показателями креативности: любознательность более тесно связана с гибкостью и скоростными показателями креативности, а изобретательность преимущественно с признаками оригинальности;

— любознательность как выразитель познавательной активности и изобретательность как основа творческой активности не всегда согласуются между собойскорее они выступают как самостоятельные и независимые факторы личностной активности в интеллектуальной деятельности.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

6.Результаты исследования использовались учителями и психологами школы при организации учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования были определены индивидуальные различия в структуре любознательности и изобретательности, разработаны индивидуальные упражнения развития данных свойств, которые нашли реализацию на спецкурсах, а также учителям были предложены рекомендации по развитию творческой личности. Проведенная работа вызвала интерес у учащихся. Они отметили необычность заданий, нехватку воображения, недостаточность приемов для выражения мыслей. Вместе с тем они высказали мнение о необходимости творческих заданий на уроках, так как они развивают фантазию, побуждают к творчеству, помогают находить новые варианта решения проблем, а также способствуют развитию личностных качеств Следует отметить, что у всех учащихся преобладали положительные эмоции приподнятое настроение, восхищение, любование, радость, восторг Проведенные занятия способствовали развитию любознательности учащихся, что выступило в повышении качества знаний. Возросла творческая активность которая выразилась в самостоятельности суждений учащихся, в стремлении проявить творческую инициативу, в желании познавать новое. Результаты исследования показали свою продуктивность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вплоть до сегодняшнего дня к изучению проблемы креативности привлекались относительно незначительные психо югические ресурсы. С нашей точки зрения основные трудности связаны с трудностями определения критериев креативности, с односторонним подходом к проблеме.

В нашей работе мы определили следующие значимые моменты:

— Показана недостаточность одноаспектного изучения таких личностных свойств как изобретательность и любознательность. Раскрыто сложное строение любознательности и изобретательности как системных свойств личности, включающих в себя динамические, эмоциональные, регуляторные, мотивационные, когнитивные и продуктивные характеристики.

— Определены общие и специфические признаки любознательности и изобретательности, показана их автономность и самостоятельность.

— Установлены сходства и отличия в психологической структуре любознательности и изобретательности на основе факторного анализа.

— Разработан и психометрически проверен «Тест суждений» диагностики изобретательности.

— Рассмотрены общие и специфические связи креативности с мотив ационно-смысловыми характеристиками любознательности и изобретательности.

— Выявлены особенности соотношения креативности с регуляторно — динамическими характеристиками любознательности и изобретательности.

Таким образом, проведенное нами исследование в соответствии с задачами и гипотезами позволяет сделать следующие выводы:

1. Определены общие и специфические признаки любознательности и изобретательности, показана их автономность и самостоятельность.

2.С помощью корреляционного анализа выявлены как общие, так и специфические связи креативности со свойствами любознательности и изобретательности.

3.В качестве общих выступили связи между показателями продуктивности любознательности, изобретательности и гибкостью мыслительных действий, а также между эгоцентрической мотивацией указанных свойств личности и разработанностью как признаком креативности.

4.Специфика же соотношений показателей креативности с переменными любознательности и изобретательности выступила в том, что любознательность более тесно связана с гибкостью и скоростными показателями умственных действий, а изобретательность с их оригинальностью.

5.Разработанная методика диагностики изобретательности дает возможность целостного изучения изобретательности с целью дальнейшего совершенствования и развития. Основное содержание программы развития может быть направлено: во-первых, на минимизацию агармонических составляющих этих свойств, которые снижают уровень проявлений любознательности и изобретательностиво-вторых, на повышение гармонических переменных, которые обеспечивают повышенный уровень познавательной и творческой активности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Познавательная активность школьников. // Сов. Педагогика. -1989. № 7. с. 40 — 43.
  2. В.А. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера // Вопросы психологии-1970.- № 4 С.53−65.
  3. В.В., Петровский А. В. Психологические принципы всестороннего развития личности в школе // Сов. Педагогика. 1987, № 12
  4. Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии -1985. -№ 6. -с.38−45.
  5. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления. / Когнитивная психология: Матер. ф-сов.симпоз. М.: Наука, 1986. с. 154−172.
  6. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности. // Психол. журнал. -1983. Т. 4. № 1. — с. 13−29.
  7. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе ее жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С. 19−44.
  8. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.
  9. Г. С., Турова Б. Т. Новые исследования психологии творчества // Психол. журнал 1985 Т. 6 № 5
  10. Н.С., Филатов В. П. Понимание как логико-гносеологическая проблема// Вопросы философии -1981. № 5.- с. 164−169.
  11. П.Адамар Ж, Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970
  12. М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту. -Вопросы психологии ¦¦ 1977 № 2 — с. 175−185
  13. М.К., Гуревич К. М. Индивидуальные различия в некоторых видах интеллектуальной деятельности и сила когнитивных стилей. // Проблемыобщей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. Давыдова" В.В. -М.: Педагогика, 1978.-е. 6−22.
  14. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. Вопросы психологии, -1971 — № 6, — с. 18−26
  15. Н.Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества. В кн.: Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971 — с. 151−203
  16. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: автореф. канд. дис. -М., 1985
  17. В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания. Когнитивные стили: Тезисы науч.сем." Таллин, 1986. с. 17−20.
  18. Г. И тут появился изобретатель М.: Детская лит-ра, 1984
  19. Г. С., Фесткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности — Кишинев, 1990
  20. Г. С. Творчество как точная наука—М., 1979
  21. Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. // Вопросы психологии -1984 № 5 — с. 36 — 41.
  22. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977
  23. . Г. Познавательные потребности и интересы. // Уч. зап. ЛГУ. Серия философских наук, вып. 16. 1959.
  24. .Г. Проблема формирования характера. // Избр. психол. труды: в 2 т.-М., 1980.-Т.2.-с. 52−81
  25. .Г. Психология педагогической оценки // Избр. Психол. Труды: в 2 т.-М., 1980. Т.2. с. 128−267.
  26. . Г. Человек как предмет познания. М., 1980. — с. 19−179
  27. .Г., Шафранская К. Д. Изменение кожной температуры при различных состояниях интеллектуального напряжения. // Возрастная психология взрослых, вып. 3 ЛГУ, 1971. с. 25 37
  28. А. Психологическое тестирование: в 2 кн. М.: Педагогика, 1982.
  29. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем М.: Медицина, 1975
  30. А.В. Психология изобретательского творчества. Киев: «Вшца школа», 1978.
  31. JI. И. Системный подход в психологии личности. // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — с. 61−78.
  32. А. И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся. // Уч. Зап. Андижанского пединститута, вып. 2. -1955, С. 21−29.
  33. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981.- с. 67 -87.
  34. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977
  35. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль
  36. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979
  37. А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций. / Когнитивные стили: Тезисы науч. сем.-Таллин, 1986. с.21−23.
  38. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
  39. А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии — 1979 № 4. — с.35−46.
  40. В. Г. О целостных системах. // Вопросы философии 1980. — № 6. — с. 62−78.
  41. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1986
  42. О. Б. Психолого педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дисс. канд. психол. наук. — М., 1992.
  43. Г. С. Диалектика творчества -М., 1984
  44. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. //Психол. журнал -1996.-Т. 17.-№ 1.
  45. В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке/ЯТсихол. журн. 1998-Т.19.-№ 1.-С.47−53.
  46. Э. И. Стимул познавательной перспективы как средство развития личности учащихся в процессе обучения: Дисс. канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 1980
  47. Н.А. О вечном и новом человеке // Учительская газета 1990 -№ 27
  48. Н.А. О назначении человека М.: Республика, 1993
  49. Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: Прогресс, 1991
  50. Д. Е. Любознательность и поиск информации. // Вопросы психологии -1966-№ 3.-с. 54−60.
  51. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание.- М.: Прогресс, 1986
  52. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947
  53. М.С. О природе научного творчества Вопросы философии, 1966,-№ 6, с. 131−142
  54. Л. Общая теория систем: критический обзор // исслед. по общей теории систем. М., 1969 с. 39 — 84
  55. Г. А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля «дифференциальность-синтетичность» И Современные проблемы психологии мышления. М., Ежегодник. — 1994. -вып.1., — с.54−84.
  56. Г. А. Стили индивидуальности. -М.: МАГО, 1996
  57. Г. А. Тест для диагностики когнитивного стиля «дифференциальность-интегральность» (ДИ).- Бийск: НИЦ БиГТШ, 1995
  58. И. А. Как возможно творческое мышление? М., 1993
  59. В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения / приложение Грузенберг С. О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества-JI.: Сойкин, 1924
  60. B.C. Особенное в учебной и познавательной деятельности учащихся при решении творческих физических задач. В кн. Психологические основы рационализации познавательно-практической деятельности учащихся и студентов-Ярославль, 1975
  61. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения -М.: Изд. МГУ, 1991
  62. В.В. Взаимоотношения между учителем у учащимися как фактор развития познавательной активности и самостоятельности школьника // Отношения как проблема психологии воспитания Л., 1973
  63. Д.Б. Диагностика становления творческой личности // тезисы симпозиума Таллин, 1980
  64. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983
  65. Д. Б., Гинзбург Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления. // Сов. педагогика 1977 — № 1. — с. 69−77.
  66. Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности / психология творчества / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука. — 1990- с. 159 171.
  67. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности-Вопросы психологии 1971 № 1, с. 144 -146
  68. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества—Вопросы психологии 1976 № 4, с. 69 — 79
  69. Д.Б., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959
  70. Д.Б. Пути к творчеству М.: Знание, 1981
  71. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ.-1982.
  72. А. А. Личность и общение. М/. Педагогика, 1983.
  73. А.А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой // Сов. Педагогика -1980. № 10, с. 32−37
  74. Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1966
  75. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
  76. Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения. АПН РСФСР. -№ 73,1955
  77. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков М., 1972
  78. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности -М., 1981-с. 257−283
  79. Д.П. Воспитание у школьников интереса к учебной деятельности-М., 1968
  80. В.Б. Воспитание познавательных интересов. // Народное образование. 1967. •¦ № 7. — с. 18 — 25.
  81. В. Г. Воспитывать глубокий интерес и знание у каждого школьника: рекомендации по развитию у учащихся тенденции к учебной деятельности. Пермь: Пермское книжное издательство, 1963
  82. С.М. Формирование познавательного интереса школьников средствами учебника // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания М., 1984, с. 159 -167
  83. М.И. Теоретические вопросы о самосознании подростка -К.Вшца школа, 1980
  84. С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал 1984 — № 5 — с. 18−25
  85. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве М. :Педагогика, 1990
  86. Дж. Психология познания. М., 1977
  87. А.В. Мышление и пргнозирование. М.: Мысль, 1979
  88. А. В. О формировании психического. // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 106−127.
  89. А. В., Воловикова М. И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления. // Психологические исследования познавательных процессов личности. М., 1983. — С. 84−96.
  90. А.В. Мышление и прогнозирование М.:Мысль, 1979
  91. А.В. Психология мышления и проблемное обучение -М. .Знание, 1983
  92. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение Москва -Воронеж, 1996
  93. БСЭ, изд.3-е, т.25 М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976
  94. Е.К., Филатов В. П. Теория познания и проблема понимания.// Гносеология в системе философского мировоззрения / Под ред. Лекторского М.: Наука, — 1983.-С.273−304.
  95. Ш. Что такое пубертатный период? // Педология юности. М.-Л.: Учпедгиз, 1931. — С. 75−94.
  96. Вайнцайг, Поль 10 заповедей творческой личности. М., Прогресс, 1990
  97. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 196 7
  98. С.М. Психология технического изобретательства: Дисс. докт.пед.наук. Горький, 1952
  99. Л.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. -с. 55 — 62
  100. Н.Н. Формирование познавательных интересов школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования. М., 1974
  101. М. Продуктивное мышление. Пер. с англ./ Общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987
  102. Л. С. Педология подростка. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4
  103. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. -Минск, 1995
  104. Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. -1972 № 2 — с. 114−123 105. .Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. / Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во АПН, 1960
  105. .А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности. // Системное исследование индивидуальности. Пермь.-1991.
  106. Л.Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся. // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов, 1979. — Вып I. — с. 3 — 39.
  107. Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Наука, 1990
  108. С.В. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии.- 1994. № 3, с.35−42.
  109. Ю.З. Психодиагностика М: Знание, 1989
  110. Дж. Три стороны интеллекта. В кн.: Психология мышления. М.: Просвещение, 1968, с.433−456
  111. М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -М., 1973.-с. 161−167.
  112. В. Гениальность и вырождение. Одесса, 1985
  113. Дж. Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976.
  114. . Что такое психология: В 2-х т. T.I. Пер. с фр." М.: Мир, 1992.
  115. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии 1980 -№ 4 с. 21 — 37
  116. Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: ИскусствоД991
  117. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. -Л., ЛГУ, 1991
  118. Н.М., Портная А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками//Вопросы психологии-1988 № 5 с. 100−108
  119. С.Г. Проблема мотивации учения школьников в советской психологии: учебн. Пособие к спецкурсу.- М.: МТИ, 1985
  120. Д. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии-1988 № 4, с. 161 -167
  121. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учебн. пособие по спецкурсу для ст. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983
  122. С.О. Гений и творчество. Л., 1924
  123. С.О. Психология творчества. Минск, 1923
  124. Ф. Н. Психология. М.: Просвещение, 1 973 126. .Горбачева Е. И. Предметная ориентация мышления и понимание. // Вопросы психологии.-1994.- № 5. С.78−85.
  125. JI.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // Вопросы психологии.-1991. -№ 6 С. 14−20.
  126. Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления. // Вопросы психологии. -1986.-№ 2, с. 126−137
  127. Т.А. Влияние особенностей развития современного общества на формирование личностных свойств подростка / Логика социокультурной эволюции: Материалы межвузовской конференции.- В 24. 4.2.- Бийск: НИЦ БиГПИ.-1996.-с.21−26
  128. Т.А. Влияние стилевых особенностей понимания на развитие личностных свойств индивидуальности / Учебно-воспитательный процесс в сельской малокомплектной школе: Сб.науч.ст. Бийск: НИЦ БиГПИ. — 1998.-с.41−46.
  129. Т.А. Возможности учета индивидуальной познавательной стратегии школьников в учебном процессе М., 1988
  130. Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Тезисы выступлений участников межвузовской конференции.- Бийск: НИЦ БиГПИ. -1997. с.54−56.
  131. Т.А. Особенности проявления личностных свойств подростков / Актуальные психолого-педагогические проблемы образования: Сб.науч.ст. -Бийск: НИЦ БиГПИ. -1997. -с. 168−174.
  132. В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н.Леонтьева. М.: Изд-во Вестник МГУ, Психология, 1979, № 4, с. 25 -41
  133. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986
  134. В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973.
  135. З.В. Механизмы эмоциональною поведения ребенка. -Л.: Наука, 1978
  136. Дерзкие формулы творчества /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987
  137. В.М. Психологические основы стратегии при диагностике приемов логического мышления. Дисс.-.канд.психол.наук. М.-1973
  138. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982
  139. Н. Ф. Интерес и внимание. Ученые записки Московского госпединститута, Т. Ъ, вып. 3, 1941.
  140. Н. Ф. Проблемы значимости при образовании временных связей у человека. Тезисы докладов на совещании по психологии. М.: АПН РСФСР, 1953. — с. 46−50.
  141. А.И. 100 советов по развитию одаренности детей.-М., 1997
  142. В. Ю. Побуждение школьников к активному учению (1−2 классы): Дисс. кан. психол. наук. М, 1972
  143. В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М., 1996
  144. К. Психология продуктивного (творческого) мышления. В кн.: Психология мышления. М., 1965. с.86−234
  145. В.Н. Исследование когнитивного стиля в связи с проблемой креативности. Дисс.-.канд.психол.наук. Ленинград.-1985
  146. В.Н., Палей И. М. Когнитивный стиль и дивергентное мышление./ Когнитивные стили: тезисы науч.семинара. Таллин.-1986.- С.86−9Г.
  147. А. К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984
  148. А. К. Исследования развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: Дисс. канд. психол. наук. Харьков, 1974
  149. Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: Сравнительный анализ. //Вопросы психологии 1985. — № 5. — С. 162−168.
  150. М.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изложении знаний учителем. Казань, 1961
  151. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. / Психология творчества / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука.-1990.- с.117−131.
  152. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей. Вопросы психологии, 1975, № 5, с. 166−175
  153. Л. В. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1980. — с. 35−44.
  154. С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М., 1964
  155. Д.П. Микроразвитие субъекта в процессе мыслительной деятельности. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М, 1983. — с. 57 — 65.
  156. Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии 1993 — № 2, с. 54 — 62
  157. Зарубежные исследования по психологии познания. Сб. аналитических обзоров. Москва. -1977
  158. И. Д., Гвоздырева Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека. М.: Педагогика, 1971.-е. 27−34.
  159. В.В. Понимание как проблема психологии мышления. // Вопросы психологии. -1991. -№ 1, с. 18−26.
  160. В.В., Тихомиров O.K. Понимание текста как процесс постановки и решения мыслительной задачи. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология.-1991 .-№ 3 .-с. 17−26.
  161. М. Повести. М.: Московский рабочий, 1989
  162. В.И. Очерки психологии усвоения начальных геометрических понятий. -М.: Учпедгиз, 1955
  163. JI. М. О связи интеллектуальной активности и сознательного отношения школьника к учению. // Уч. Зап. Л.: ЛГУ, Вып. 9, 1956
  164. В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы. // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1956
  165. А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение, 1987
  166. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович, -М., 1972
  167. B.C. Формирование личности школьников. Целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984.
  168. Э.В. С чего начинается личность / Под ред. Р. И. Косолапова -М: Политиздат, 1983
  169. И.В. Изучение мотивационно-волевой готовности шестилеток к школьному обучению. Автореф. дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1978
  170. Интенсификация учебного процесса на основе развития индивидуального творческого мышления // Респ. науч. метод, конф. 20 22 ноября 1990, Иванов, 1990
  171. Н.Д. Школа глазами учеников и учителей // Вопросы психологии -1990 -№ 4, с. 68 75
  172. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблемы приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966
  173. У.В. О креативности в области общения // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту: изд-во Тартус. ун-та, 1973. с. 171 -181
  174. З.И. Диагностика умственного развития учащихся. М., 1975
  175. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981
  176. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой М.: Просвещение, 1975
  177. З.И. Развитие продуктивного мышления школьников. Автореф. докт.дисс. М., 1975
  178. А.С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М: Знание, 1971
  179. П.И. Творчество душевнобольных. M.-JL, 1926
  180. Е.Н. Развитие творческих способностей учащихся. Якутск, 1985
  181. К вопросу диагностики креативности учащихся. В кн.: Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М.: Ml ПИ им. Ленина, 1981
  182. .М. День одного великого открытия. М., 1958
  183. В. Исследования интеллекта человекоподобных обезьян Л., 1930
  184. Л.А. Развитие творческой активности учащихся // Сов. педагогика, 1981 № 7
  185. Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. / Под ред. Равич-Щербо И. В. М.: Педагогика, 1987.
  186. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983
  187. Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума. -М: Наука, 1986
  188. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М. А. Холодная. Киев: УМК ВО, 1990
  189. Когнитивные стили. Тезисы научного семинара. / Под ред. В. Колга. -Таллин, 1986.
  190. В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе. Дис.канд. псих, наук.- М., 1983
  191. В. Возможные миры когнитивных стилей / Когнитивные стили. Тезисы науч.сем.- Таллин. -1986.- с.32−37.
  192. В. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. Дисс.канд.психол.наук.-Л., 1976
  193. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989
  194. О. А., Морсанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности. //Вопросы психологии -1989-№ 5 -с. 18−26
  195. Т.В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. //Вопросы психологии. -1989.- № 6- с. 140−147
  196. Л. И. Изучение познавательных запросов учащихся. // Вопросы психологии 1969.- № 2 — с.43−50.
  197. М., Скрибнер С. Культура и мышление.- М.: Прогресс, 1977
  198. П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента. -Киев: Высшая школа, 1984
  199. А.П. О подростках,— М.: Педагогика, 1970
  200. В.Г. Массаж мысли: Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. -М: Совершенство, 1997
  201. Л.И. Детская любознательность и интересный урок // Сов. педагогика, 1941 № 1
  202. А. И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента. // Студент на пороге XXI века. М.: УДН, 1990. — с. 31−38.
  203. А. И. Психологические проблемы исследования активности человека. // Вопросы психологии 1984. — № 3, с. 25−33.
  204. А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств. // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М.: УДН, 1988. -с. 28−39.
  205. А. И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983
  206. А. И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов. // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — с. 92−102.
  207. А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994
  208. А. И., Жемчугова Л. В. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. с. 63−69.
  209. А. И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. с. 17−26.
  210. В. А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия. В 4 Т.-М.Д965.-Т.2
  211. В.А. Психология математических способностей школьников. М., Просвещение, 1969
  212. О.Б. Психологические особенности взаимоотношений одаренного школьника со взрослыми и сверстниками. — М., 1998
  213. Л.М. Психология мышления. М., 1996
  214. С.И. Психологические особенности проявлений любознательности подростков. // Формирование и развитие личности. М.: Инт молодежи, 1993. — с. 30−32.
  215. С.И. Некоторые аспекты исследования свойств личности./ Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ.-1997.-с. 174−180.
  216. С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психол.журнал. -1998. Т. 19. № 1. — с.26−36.
  217. С.И. Характеристика любознательности как системного качества личности. / Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы: Сб.науч.тр.-Бийск: НИЦ БиГПИ. -1996. с. 135−140.
  218. В.Н. Понимание математической зависимости младшими школьниками. Вопросы психологии — 1957- № 2 — с. 97−107
  219. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. JI., 1987
  220. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение. -1 985 224. .Кунарадзе Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1988
  221. И. А. Индивидуальные особенности ответственности личности учителя. // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. — с. 32−33.
  222. X. Когнитивный стиль в контексте интегральных качеств личности./Когнит.стили,-Таллин. -1986.- с. 171−175.
  223. Л.П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. М.: Наука, 1968
  224. Н.М. Когнитивный стиль и мыслительные стратегии. / Когн. стили.- Таллин, 1986, — с.38−41.
  225. Н. Д. Психологические особенности подростков. М., 1954
  226. Н.Д. Психология труда М.: Учпедгиз, 1963
  227. Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. М., 1970
  228. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности. // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. — с. 164 — 179.
  229. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981
  230. В.Г. О природе потребности и проблемах ее формирования// Формирование духовных потребностей учащейся молодежи / Под ред. В. Г. Леонтьева. Новосибирск, 1979. — С.6−24.
  231. А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады на совещании по вопросам психологии (3−8 июня 1953 г М., 1954. -с. 5 -12.
  232. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.
  233. Д.А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей. /Когн. стили- Таллин, 1986.
  234. К. Влияние домашней среды на развитие ребенка // Средовые условия групповой деятельности. Под ред. Х.Миккина. Таллин, 1988
  235. В.Н. К вопросу об изучении познавательных интересов семиклассников. // Обучение и воспитание школьника. М., 1972. — с. 86 — 94.
  236. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии. -1982.- № 4- с18−35.
  237. Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: Дисс. канд. психол. наук. Киев, 1986.
  238. О. И. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993
  239. В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1990
  240. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984
  241. .Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения./Когнит.психол. мат. ф-сов.симпоз.- М: Наука, 1986. с.7−12.
  242. .Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. Л.: Изд-воЛГУ, 1963
  243. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности М.: Наука, 1980
  244. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976
  245. Лук А. Н. Проблемы научного творчества // Сер. Науковедение за рубежом, М. НПИОН АН СССР, 1983
  246. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: науч. аналит. Обзор. М., ИНИОН, 1979
  247. А.С. Искусство открытия. М.: Репро, 1993
  248. С.Б., Егорова М. С., Пьянкова С. Д. Детерминанты индивидуальных особенностей когнитивных характеристик и психологическая структура деятельности.//Психол. журнал 1993, — Т. 14, № 5. — с.67−72.
  249. Г. И. Ритм и автоматизм в творчестве. Киев, 1926
  250. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М: Просвещение, 1983
  251. Э.И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности. /Когн.стили. -Таллин, 1986.
  252. А. Условия творческого труда. М., 1970
  253. А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии -1985 № 6 — с. 29 — 33
  254. А. М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М, 1979. — с. 29−34.
  255. А.М. Основные направления исследования мышления и творчества / Психол. журнал 1984, Т.5 М 1 с. 9−18
  256. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972
  257. А. М. Психологическая структура, динамика и развитие • познавательной активности. // Вопросы психологии -1982. № 4 — с. 5−17.
  258. E.JI. Психологическая модель подготовки учителя к работе с одаренными школьниками. — М., 1998
  259. Мелхорн, Герлинда. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М., 1989
  260. С.И., Цимбал В. Н., Чигринов В. И. Развитие творческих способностей обучаемых учебным пособиям // Харьк. Ун-т им. Горького -Харьков, 1990
  261. Н.А. Понимание // Психология / Под ред. А. А. Смирнова и др.-М.: Учпедгиз, 1956.- с.263−268.
  262. Н.А. Психология усвоения знаний учащихся в школе. М.: АПН РСФСР, 1958
  263. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986
  264. В. С. Проблема интегрального исследования индивидуальности человека. //Психол. журнал -1980. Т. 1. № 1. — с. 58−71
  265. А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1985
  266. Методологические проблемы творчества: Материалы к симпозиуму. Алушта, 1974
  267. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. // Вопросы психологии -1988- № 3, с. 71 78.
  268. Д., Прибрам К., Галантер Ю. Планы и структура поведения. М., 1964
  269. JI.M. Влияние эмоционального компонента мотивации школьника на его отношение к учению // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. -М., 1988
  270. М.Ф. Возникновение н развитие учебных интересов у детей младшего школьною возраста. Изд. АПН РСФСР, 1958
  271. И.О. Влияние общих способностей на эффективность решения креативных задач в деятельности банковских служащих : Дисс. канд психол. наук. Тверь, 1996
  272. Н. Г. Возникновение и изменение познавательного интереса подростков. // Докл. на совещании по вопросам психологии. М., 1964. — 201 211.
  273. Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979
  274. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976
  275. Н. И. Системный подход и задачи психологического исследования. // Опыт системного исследования психики ребенка. МД975.-Гл.1.-с. 5−9.
  276. А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1980 — с. 8 — 12
  277. А.П. Психология технического изобретательства. М.-Л., 1929
  278. Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся. Казань, 1989.
  279. А. М. Великий учитель природа. — М.: Знание, 1971.
  280. В.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд. М.: Просвещение, 1989
  281. А., Саймон Г. А. Имитация мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Психология мышления / Под ред.
  282. A.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — с. 457 — 474
  283. А., Шоу Дж.С., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — с. 500 — 530.
  284. Д., Линдсей П. Переработка информации у человека.- М.: Мир, 1974
  285. Овсянико-Куликовский Д. Н. Вопросы психологии творчества. С-Пб., 1902
  286. Одаренные дети. / Под ред. Тэкэкс К. М.: Прогресс, 1990
  287. Одаренные дети: пер. с англ. // Общ. ред. В. Г. Бурменской,
  288. B.М.Сухобского М.: Конгресс, 1991
  289. А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, 1968 № 4
  290. Л.А. Избр.труд.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1964, Т1.- Т. З
  291. Я. Алхимия слова. М.: Правда, 1990
  292. С.Э. Когнитивный стиль «простота-сложность» как характеристика индивидуальности: Дисс.-.канд.психол.наук. -М., 1988
  293. Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер.Науковедение. 1988, № 4
  294. А.М. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией- интроверсией // Вопросы психологии 1981- № 6
  295. А.В. К психологии активности. // Вопросы психологии -1975-№ 3- с.26−38.
  296. А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода. //Вопросы психологи 1981. — № 1-е. 57−66.
  297. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982
  298. . Природа интеллекта // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд. МГУ, 1981, с. 48 — 60
  299. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика, 1994
  300. Н.К. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от от когнитивной сложности личности // Сб. возр. психологии: Тезисы докладов к съезду общества психологов СССР М., 1989 -с. 143 -144
  301. К.К. Проблемы способностей. М., «Наука» 1972
  302. В.П. Сознание и творчество. Л., 1934
  303. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Наука, 1967.
  304. Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — с. 13 — 37.
  305. Я.А. Проблемы психологии творчества. -Дис.докт. психол. наук. -М., 1971
  306. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1988
  307. В. Л. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1969
  308. Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971
  309. Проблемы психологии современного подростка/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1982
  310. JI. Н. Формирование любознательности у деггей дошкольного возраста. Киев: Рад. школа, 1979
  311. М.Б. Характеристика и формирование типологически обусловленного индивидуального стиля у детей 10−12 лет при решении арифметических задач. Дисс.канд.психол.наук.- Пермь, 1973
  312. В. Н. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1982. — С. 8486.
  313. Психологическая диагностика под ред. Гуревич К. М. Бийск, 1993
  314. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977
  315. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия. 1996
  316. Психология подростка. Хрестоматия./ сост. Ю. И. Фролов. М.: росс.пед.агенство, 1997
  317. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др. М.: Наука, 1990
  318. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Наука, 1970
  319. В.Р. Рефлексия креативности и творческая продуктивность у научных сотрудников. Дисс. канд. психол. наук, — Л., 1987
  320. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991
  321. Развитие творческой активности школьников. / Пол ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991
  322. Н. И. Любознательность как важнейшее условие и результат непрерывного образования. // Проблемы организации непрерывного образования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. -М., 1981.-с. 230−232.
  323. Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследовании: Автореф.дисс. доктора психол. наук. -М., 1979
  324. Н. И. Психология личности. М.: УДН, 1987
  325. Результаты новых исследований в педагогике: Сб.науч.работ /Под ред. Н. М. Шихмаевой М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1977
  326. И.И., Анишина Т. П. Проблема человека в философии образования //Сб.: Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. -с.130 -152
  327. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Пантелеев, 1901
  328. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, Серия психология, 1989, № 2, с.58−65
  329. Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии- № 1- 1990 с. 132−139
  330. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии 1990-№ 1, с. 164−168
  331. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984
  332. К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: Дис.канд.психол.наук.- Северо-Осетинский государственный университет, 1970
  333. C.JI. О мышлении и путях ее исследования. М., 1958
  334. C.JI. Основы общей психологии. -М: Учпедгиз, 1940
  335. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973
  336. М., Колга В. Проявления когнитивного стиля в раннем возрасте / Когнитивные стили. 1986. — с. 107−110
  337. О.П. Воспитание познавательной активности младших школьников в ходе изучения нового материала: Дис. канд.пед.наук. М., 1970
  338. В.В. Взаимосвязь когнитивного стиля и процессуальных характеристик мышления: Дисс.канд.психол.наук. -М., 1988
  339. .Ф. Стать гением: от инстинкта к разуму. Л., 1991
  340. Л.Г. Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального факторов в онтогенезе индивидуального стиля: Дисс.канд.психол.наук, Пермь, 1993
  341. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотив ационно-эмоциональные аспекты. — М.: Наука, 1975
  342. П.В. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977
  343. Системные механизмы мотивации. М.: Медицина, 1979
  344. Л.С. Психологические условия повышения успеваемости. Изд. АПН РСФСР 1951 № 38
  345. И. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте: автореф. канд.психол.наук К., 1989
  346. А.Г. Природа экранного творчества. Психологические закономерности. -М., 1997
  347. С.А. От интересов к способностям // Воспитание школьника. -1968 № 6 с.26−34
  348. А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии / Заруб. Исслед. По психологии познания. Сб.ан.обз. М., 1977 -с.235−255
  349. С.Ю., Похмелкина Г. Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т. З Казань, 1990
  350. С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. Б. принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии-1991-№ 6, с.90−115
  351. И. С. Научное творчество Иркутск, 1957
  352. В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избр.педхоч.: в 5 т. Киев, 1979. — Т.1. — с.559−220
  353. Р.Е., Фаин В. М. К исследованию диагностических методик для идентификации творческих личностей. Вопросы психологии — 1974 — № 6 — с. 121−126
  354. Э.Д., Терехов В. А. Исследования креативности как свойства мышления. В кн.: Вопросы психологии понавательной деятельности. — М.: МГПИ им. Ленина, 1979, с.20−27
  355. Э.Д. Роль активности личности в регуляции познавательных процессов// Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. М, 979, с. 38−45
  356. .М. Способности и одаренность // Избр. труды в 2-х томах М: Педагогика, 1985
  357. O.K. Исследование целеобразования. Вестник МГУ. Психология, 1980, №, с. 17−27
  358. O.K. Психологические исследования творческой деятельности. М: Наука, 1975
  359. O.K. Психология мышления. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984
  360. Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности и предпринимателя: Автореф. дисс. канд.психол.наук. ~М., 1993
  361. К. Счастливые родители одаренных детей// Одаренные дети/ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого М.: Прогресс, 1991. — с. 13−146
  362. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка //Вопросы психологии. 1983. — № 1- с. 1−28
  363. Философский словарь / под ред. ИТ.Фролова. 5-е изд. — М.:Политиздат, 1987
  364. Формирование познавательной активности младших школьников // Сб. науч. тр. Владимир, гос пед институт. — ВГПИ, 1983
  365. В. Человек в поисках смысла. — М, 1990
  366. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1910
  367. Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды. -М., 1994
  368. М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности // Психол. журнал 1996. — № 1. — с.6
  369. МА. Психология интеллекта: парадоксы исследования / Ин-т психологии РАН- науч. ред. В. Н. Дружинин. М.: Барс- Томск: изд-во том. унта, 1997
  370. Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Серия науковедние, 1988. № 1
  371. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997
  372. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / под ре/ Ю. Б. Гшшенрейгер, В.В.Петухова-М.: изд-во Моск. ун-та, 1981
  373. В.Д. Способности в структуре психики // Диагностш познавательных способностей. Ярославль: изд-во Ярославского ун-та, 1986
  374. Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста: автореф. дисс.канд.психол.наук. -М., 1992
  375. Т.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.:Педагогика, 1982
  376. Н.Ф. Психологическая структура познавательной активности / Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы: Сб. научлр. -Бийск: НИЦБиГПИ, 1996. -с. 127−134
  377. Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности школьников./ Под ред. Матюшкина A.M. -М:Педагогика, 1991 с. 10−35
  378. Г. й. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процесе. М.: Просвещение, 1979
  379. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интресов учащихся. М.: Педагогика, 1988
  380. Эльконин Д.Б.1, Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. -М.: Просвещение, 1966
  381. П.К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор волевых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер.науковедение, 1988. № 1 с. 86−87
  382. П.К. Теория творчества. С-Пб., 1910
  383. Юнг К. Г. Конфликты детской души М.: КАНН, 1995
  384. B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии -1980 -№ 2 с.83−92
  385. B.C. Светлая радость познания. М.: Знание, 1977
  386. Ф.М. Роль неучитываемых факторов в процедуре тестирования // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Изд-во саратовского ун-та, 1989. с.37−48
  387. П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М. JL, 1934
  388. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии /
  389. Allport F.N. Theories of Perception and the Concept of structure/ № 4. 1955
  390. Allport G.W. Personality: a psychological interpritation/ 1937. — № 1
  391. Amabile T.M. The social psychology of creativity. N. Y., 1983
  392. Bandura A. Social learning through imitation // M.R. Jones / Ed. Nebraska symposium on motivation Lincoln: Univ of Nebraska Press, 1962
  393. Barron F. Discovering of creativity personality // The Behavioral sciences and education-N.Y., 1963
  394. Bogerman W.G. Studies of Genius. N.Y. 1947
  395. Brockman, John (Ed) Creativity. The reality club. Vol.4,1993
  396. Conceptions of giftedness. Edited by Robert J. Sternberg Yale University. October, 1985
  397. Domino G. Primary process thinking in dream reports as reluteil to creative achievement. Jorn. of consult and clinic, psycyology, 1976
  398. Foster I. Creativity and teaching. London: Macmillar, 1971
  399. Gardner R. Cognitive control. A study of individual contistencies in cognitive behavior. N.Y., 1959. 165 p.
  400. Gardner R, Howard. Creating minds: An anatomy of creativity seen through the lives of Freud, Einstein, Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham and Gandhi. Basic book., N.Y., 1993.-464 p.
  401. Getzels I.W., Jackson P.W. Creativity and Intelligence. N. Y, Wiley, 1962
  402. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: Vc — Gaw Hill, 1967
  403. Guilford J.P. Trait of Creativity. In: P.E.Vernon /Ed./ «Creativity», 1978
  404. Govan J.C., Torrance E.P. Educating the ablest. Ithacal / Peacock, 19 712.17Herge A., Lawson B.R. Creative thinking // Cjmpliance and excellence /Ed. by Singleton W.T. 19 792.18EisenkH.J. (Ed) A model for intelligence-N.Y., 1982
  405. Jackson Ph., Messic S. The person, the product and the response: conceptual problems in the assessment of creativity In: Creativity and learning. Boston., 1967 pp. 1−19
  406. Karlson Y.L. Inheritance of creative intelligence. Chicago, 1978
  407. Lioyd B. and Archer F. Exploring sex differences. London., 19 762.22Lytton H. Creativity and education. N.Y., Schocken books, 1972
  408. Mackinnon D.W. Creativity: a multifaceted phenomenon // Creativity. -Amsterdam. London., 1970
  409. Mackinnon D.W. The peraonality correlates of creativity: a study of American architects. In: P.E.Vernon /Ed./ «Creativity», 1978
  410. Mansfield R.S., Russe T.V. The psychology of creativity and discovery: scientists and their work. Chicago, 1981
  411. Mednick S.A. The associative basis of the creative process //Psychol. Review. 1969
  412. Miller N.E., Dollard J. Social learning and imitation New Haven: Yale Univ. Press, 19 412.28New Horizons in Psychology. Brian M. Foss /Ed./. Penguin books, 1969
  413. Rogers C. R Towards a Theory of Creativity. In: P.E.Vernon /Ed./ «Creativity», 19 782.30Schaie K.W. Rigidity Flexibility and Intelligence: A cross Sectional
  414. Study of Adult Life Span from 20 to 70 Years. Psychol. Monogr., 1958
  415. Sinnot E.W. The creativeness of life. In: Creativity and its cultivation". — N.Y. Harpen, 1959
  416. Sternberg R.J., Lubart T.I. Delving the crowd: Cultivating creativity in a culture of onfonnity. -N.Y.: Free press? 1995
  417. The Creativity question. Rothenberg H.I., Hausman C.R. / Ed./Durham Duke, univ.press., 1977
  418. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice -Holl, 1964
  419. Whyrell W/ On the philosophy of design 31d- Jon Parber, 1960
  420. Yoshi N., Ishiara T. Multivariate analitic study of EEG and mental activity in juvenile delinquents.- Electroenceph. a Clin. Neurophysiol, 1972
Заполнить форму текущей работой