Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Концепции кадровой работы в МЧС России определена задача создания системы научного обеспечения управления профессиональной подготовкой обучающихся в вузах МЧС России, которая будет отвечать современным требованиям Российского государства и военного строительства. Поэтому решение актуальной научной задачи по разработке обоснованных предложений по совершенствованию педагогических условий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Современное состояние профессионального высшего образования в вузах МЧС России
    • 1. 2. Содержание системы управления подготовкой специалистов в вузах МЧС России
    • 1. 3. Основные направления оптимизации управления образовательным процессом при подготовке специалистов в вузах МЧС России
  • ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПИТ
    • 2. 1. Теоретические основы применения современных информационных технологий при управлении подготовкой специалистов в вузах МЧС России
    • 2. 2. Психолого-педагогические подходы к моделированию современных педагогических и информационных технологий обучения в вузах МЧС России
    • 2. 3. Основные направления применения в вузах МЧС России современных информационных технологий обучения
  • ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ
    • 3. 1. Дидактические возможности современных педагогических технологий на основе проблемных методов обучения в вузах МЧС России
    • 3. 2. Совершенствование управления профессиональной подготовкой обучающихся в вузах МЧС России при использовании современных информационных технологий
    • 3. 3. Реализация педагогических условий формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России

Педагогические условия формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Вузы МЧС России, с точки зрения организации образовательного процесса и его методологии, имеют свою специфику и особенности, которые обусловлены возложенными на сотрудников МЧС соответствующими задачами, выполняемыми в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Им значительную часть времени приходится действовать в эмоционально и физически напряженной обстановке, быть максимально собранными и работоспособными в течение продолжительного времени, испытывать груз высокой ответственности, При этом очень часто служебная деятельность сотрудников МЧС связана с реальной опасностью для жизни и здоровья.

Образовательный процесс в вузах МЧС России характеризуют четкий распорядок дня, твердая дисциплина, обязательная форма одежды, организованность в передвижении, проживание обучающихся в казарменных условиях на младших курсах, единоначалие в руководстве учебными подразделениями и другие. Поэтому управление образовательным процессом в вузах МЧС России опирается не только на государственные законодательные акты, такие, как Закон «Об образовании», Государственные образовательные стандарты и другие, но и на ведомственные — Положение о высшем учебном заведении МЧС России, Концепцию кадровой работы в МЧС России и другие.

В Концепции кадровой работы в МЧС России определена задача создания системы научного обеспечения управления профессиональной подготовкой обучающихся в вузах МЧС России, которая будет отвечать современным требованиям Российского государства и военного строительства. Поэтому решение актуальной научной задачи по разработке обоснованных предложений по совершенствованию педагогических условий формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России на основе использования современных педагогических и информационных технологий (СПИТ) позволит повысить реальность и качество выполнения мероприятий управления подготовкой специалистов и, в конечном счете, улучшить организацию образовательного процесса в вузах в современных условиях.

На основе анализа состояния профессионального высшего образования в системе МЧС России были выявлены противоречия и определены основные направления повышения эффективности образовательного процесса, что позволило обосновать междисциплинарную концепцию организации профессиональной подготовки обучающихся, интегрирующую информационно-аналитические, психологические и педагогические технологии в единое целое.

В качестве целевой функции профессиональной подготовки необходимо рассматривать процесс формирования специалиста МЧС России как личности и профессионала на основе оптимизации профессиональной подготовки обучающихся и применения в образовательном процессе современных информационных и педагогических технологий. Активное внедрение указанных технологий в образовательный процесс предопределяет необходимость упорядочения и регулирования инновационного потока, его качественную апробацию, выработку современных, более совершенных теоретических и практических рекомендаций. Поэтому проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки обучающихся, повышения качества выпускаемых специалистов, определения и реализации педагогических условий совершенствования системы научного обеспечения профессиональной подготовки с целью формирования высокого уровня профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России являются весьма актуальными.

Целью исследования является обоснование практической реализации в образовательном процессе современных педагогических и информационных технологий, необходимых для формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России.

Объектом исследования выступает образовательный процесс подготовки специалистов в вузах МЧС России на основе применения интегрированных средств современных педагогических и информационных технологий обучения.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России на основе эффективного использования дидактических возможностей СПИТ.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что система научного обеспечения управления профессиональной подготовкой обучающихся в вузах МЧС России, объединяющая взаимосвязанные информационно-аналитические, психологические, педагогические и воспитательные компоненты современных информационных и педагогических технологий будет наиболее эффективной, если она будет отвечать современным требованиям социального заказа, а педагогические условия ее реализации будут опираться на психолого-педагогические подходы к моделированию СПИТ обучения, междисциплинарную концепцию организации профессиональной подготовки, интегрирующую современные информационно-педагогические технологии, и воспитательные функции психолого-педагогической составляющей деятельности командного и профессорско-преподавательского состава в ходе образовательного процесса в вузах МЧС России.

Теоретическая разработка и практическая реализация исследованных педагогических условий может существенно повысить научный и методологический уровень образовательного процесса и научного обеспечения подготовки специалистов-профессионалов, формируя и развивая у обучающихся необходимые морально-психологические качества, высокий уровень профессионализма и творческого мышления при решении служебных задач.

Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи исследования:

1. Провести анализ современного состояния системы управления профессиональной подготовкой специалистов в вузах МЧС России и определить основные направления оптимизации управления образовательным процессом при формировании профессиональных качеств, необходимых сотруднику МЧС России.

2. Определить психолого-педагогические подходы к моделированию современных информационных технологий обучения и основные направления их применения в вузах МЧС России.

3. Исследовать дидактические возможности современных педагогических технологий на основе проблемных методов обучения и определить педагогические условия формирования профессионализма у обучающихся в ВУЗах МЧС России.

4. Оценить дидактическую эффективность современных педагогических и информационных технологий как качественную характеристику педагогических условий формирования профессионализма у обучающихся и выработать практические рекомендации по их применению в образовательном процессе в вузах МЧС России.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили:

— философские положения теории познания, теории деятельности, формирования личности и становления специалиста (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, Я. А. Коменский,.

A.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, К. Н. Хабибуллин и др.);

— психолого-педагогические аспекты исследования проблемы применения в образовательном процессе современных информационных и педагогических технологий и инструментально-педагогических средств (И.Н. Антипов, Д. Н. Бабанин, Ю. Г. Баскин, М. М. Буняев, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, М. Л. Левицкий, М. А. Лейбовский, А. Я. Лернер, Е. И. Машбиц,.

B.М. Монахов, Ю. А. Первин, В. Г. Разумовский, Л. А. Растригин, И. В. Роберт, В. Я. Слепов, O.K. Тихомиров, Г. А. Шадрин и др.);

— теоретические основы качества профессиональной подготовки, форм, методов и средств обучения как ведущих компонентов конструирования и внедрения педагогических технологий, оценки знаний, умений и навыков (Г.Н. Александров, Ю. К. Бабанский, С. Я. Баев, Ю. Г. Баскин, В. П. Беспалько, Н. Г. Винокурова, М. И. Ерецкий, Г. И. Кирилова, А. А. Кирсанов, М. Н. Скаткин, В. Я. Слепов, Л. С. Узун и др.);

— общая теория систем моделирования, алгоритмизации, технологиза-ции и программирования (B.C. Артамонов, В. В. Бирюков, И. В. Блауберг, В. М. Глушков, А. М. Довгялло, А. П. Ершов, В. П. Зинченко, В. В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин, Б. Ф. Ломов и др.);

— концептуальные взгляды на личность как высшую ценность педагогического процесса, концепции развития системы профессионального высшего образования, психологическое обеспечение образовательного процесса и профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А. В. Барабанщиков, Ю. Г. Баскин, В. Н. Герасимов, Я. А. Коменский, А. А. Кочин, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Почебут, В. Я. Слепов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Уши некий, Н. Ф. Феденко, В. А. Щеголев, Я. Я. Юрченко, В. А. Якунин и др.).

В процессе исследования в полном объеме учитывались требования приказов, директив и других руководящих документов по вопросам профессионального образования в системе МЧС России.

В процессе решения поставленных задач использовались следующие теоретические и экспериментальные методы исследования.

1. Методы теоретического исследования: анализ и синтез философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованиясистематизация информации, посвященной проблемам моделирования оптимального учебно-воспитательного процесса, повышения дидактической эффективности образовательного процесса на основе научно обоснованного внедрения СПИТ.

2. Методы эмпирического исследования: изучение педагогического опыта информатизации образовательного процесса и его научно-методологического сопровождения, требований социального заказа к профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, прямые и косвенные наблюдения в вузах МЧС России, анкетирование, собеседование, экспертный опрос обучающихся, командного и профессорско-преподавательского, моделирование СПИТ обучения, формирующий и констатирующий педагогический эксперимент по проверке эффективности применения современных информационных и педагогических технологий в образовательном процессе, экспертная оценка оптимальных решений, тестовый контроль уровня и качества полученных обучаемыми знаний, умений и навыков.

Основные этапы исследования. Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2001 по 2006 гг. Общий замысел и логика исследования определили следующие этапы работы:

— первый этап (2001 — 2003 гг.) носил констатирующе-поисковый характер. На данном этапе изучалось состояние профессионального высшего образования в вузах МЧС России, определялись цели исследования, методологические положения и концептуальные основы, разрабатывалась рабочая гипотеза, формулировались задачи исследования, определялась методика, подготавливалась необходимая экспериментально-исследовательская документация и программно-методическое обеспечение, проводился первичный сбор, обработка и анализ информации в рассматриваемой предметной области;

— второй этап (2003 — 2004 гг.) был посвящен изучению современных тенденций и инноваций в ходе реформирования системы профессионального высшего образования в вузах МЧС России, обосновывались необходимость личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке специалистов, определялась система научного обеспечения профессиональной подготовки в вузах МЧС России, уточнялся состав ее основных элементов, определялись психолого-педагогические подходы моделированию СПИТ, подготавливались и проводились педагогические эксперименты;

— третий этап (2004 — 2006 гг.) связан с оценкой дидактической эффективности формирования профессионализма в вузах МЧС России на основе оптимального использования совокупности проблемных методов обучения и СПИТ, статистической обработкой, обобщением, систематизацией и апробацией полученных результатов, коррекцией и оптимизацией исходных данных с целью повышения точности и статистической значимости экспериментальной части исследования, подготовкой практических рекомендаций, формированием обобщающих выводов.

Экспериментальной базой исследования являлись Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России (ныне университет), Академия ГПС МЧС России (г. Москва), Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, где проводился экспертный опрос, диагностирующий и формирующий педагогический эксперименты с комплексным использованием современных информационных и педагогических технологий.

Научная новизна исследования состоит в том что, используя теоретический и эмпирический материал, проанализированы и определены современные подходы к обоснованию и реализации педагогических условий совершенствования управления профессиональной подготовкой обучающихся в вузах МЧС России. Теоретически обоснованы и экспериментально определены направления моделирования, формирования и функционирования научного обеспечения управления профессиональной подготовкой обучающихся как важнейшего педагогического условия совершенствования системы профессионального высшего образования в вузах МЧС России. Обоснована необходимость повышения роли воспитательной составляющей в организации образовательного процесса и деятельности должностных лиц как связующей основных направлений оптимизации управления образовательным процессом при применении СПИТ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработаны педагогические условия совершенствования управления профессиональной подготовкой обучающихся в вузах МЧС России в современных условияхопределена специфика моделирования, сущность, содержание и особенности системы научного обеспечения управления профессиональной подготовкой обучающихся в вузах МЧС Россииопределены закономерности, принципы, цели, задачи, направления, формы и методы управления профессиональной подготовкой обучающихсяразработаны педагогического условия формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России.

Практическая значимость состоит в том, что результаты и выводы диссертационного исследования могут использоваться для создания и совершенствования научного обеспечения управления профессиональной подготовкой обучающихся в вузах МЧС России. Предложен ряд практических рекомендаций по повышению эффективности образовательного процесса в учебных заведениях МЧС России с точки зрения усиления воспитательных функций современных информационных и педагогических технологий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена:

1) содержанием методолого-теоретической базы исходных концептуальных положений и входящих в нее основных элементов;

2) использованием системного подхода к разработке и реализации системы научного обеспечения управления профессиональной подготовкой специалистов;

3) аргументированностью научно-теоретических положений и выводов;

4) применением корректных методов эмпирического и экспериментального исследования;

5) статистической обработкой материалов;

6) сочетанием качественных и количественных критериев и показателей дидактической эффективности современных информационных и педагогических технологий;

7) практическим внедрением разработанных моделей в педагогическую практику.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Содержание и основные направления оптимизации системы управления профессиональной подготовкой специалистов, рекомендации по реализации в образовательном процессе научного обеспечения управления профессиональной подготовкой обучающихся в вузах МЧС России на основе современных информационных и педагогических технологий.

2. Психолого-педагогические подходы к моделированию современных информационных технологий обучения и современных педагогических технологий на основе проблемных методов обучения.

3. Реализация педагогических условий формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России.

4. Экспериментальное обоснование дидактической эффективности современных информационных и педагогических технологий по формированию профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России.

Апробация результатов исследования. Концептуальные положения исследования и педагогические аспекты формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России апробированы путем проведения многоступенчатой экспертизы его основных положений на международных и межвузовских научно-практических конференциях и семинарах. Выводы и рекомендации обсуждались на совещаниях руководящего состава, сотрудников управленческих структур, заседаниях факультетов и кафедр вузов МЧС России.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 142 страницах, содержит 6 таблиц и 3 рисунка. Список использованной литературы включает 189 источников.

138 Выводы:

1. Ведущими компонентами в системе научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МЧС России являются психологическое и информационно-аналитическое обеспечение всех участников педагогического процесса, современные педагогические и информационные технологии, методы целенаправленного повышения уровня профессионального мастерства преподавательского состава и организационно-педагогического воздействия на слушателей с учетом курса обучения, уровня профессиональной направленности, психологической и общей подготовленности.

2. Практическое применение системы научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МЧС России в виде информационно-аналитического, психологического и педагогического обеспечения способствует целенаправленному формированию профессиональной направленности, психологической и профессиональной подготовленности слушателей вузов МЧС России.

3. Результаты формирующего эксперимента позволили подтвердить выдвинутое предположение об эффективности СПИТ для формирования профессионализма у слушателей в вузах МЧС России и дали возможность исследовать направления и педагогические условия реализации СПИТ в ходе образовательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Достижение качественно нового уровня профессиональной подготовки специалистов для МЧС России, отвечающего возросшим требованиям социального заказа, невозможно без построения принципиально новой системы образования, включающей взаимосвязанный комплекс современных педагогических и информационных технологий. Научно обоснованная модель указанной системы образования обеспечит реализацию основных принципов обучения и воспитания с достаточно высокой степенью индивидуализации и повышения дидактической эффективности образовательного процесса. Кроме того, она позволит реализовать цели формирования у обучающихся высокого уровня профессионализма, развития критического и творческого мышления, умений объективной самооценки и принятия решений.

Проведенные исследования позволили определить основные направления оптимизации системы управления профессиональной подготовкой специалистов в вузах МЧС России, методы формирования всесторонне развитой личности, выделить основные элементы системы научного обеспечения управления профессиональной подготовкой и их взаимосвязи, предложить психолого-педагогические подходы к моделированию СПИТ с целью повышения их дидактической эффективности, определить дидактические возможности современных педагогических технологий на основе проблемных методов обучения по совершенствованию профессиональной подготовки, определить педагогические условия и предложить основные направления реализации комплексно-целевой программы формирования профессионализма у обучающихся в вузах МЧС России.

Повышение дидактической эффективности современных педагогических и информационных технологий на основе проблемных методов обучения может быть достигнуто за счет:

— резкого сокращения образовавшегося разрыва между современными требованиями социального заказа и качественным уровнем профессиональной подготовки выпускников вузов МЧС России, обусловленного несовершенством структуры и содержания учебно-воспитательного процесса и отсутствием эффективных научно обоснованных методологических подходов использования СПИТ;

— комплексного использования современных форм и методов обучения и воспитания, их соответствия дидактическим целям обучения, эффективной реализации современных дидактических принципов;

— соответствия дидактических характеристик СПИТ современным психолого-педагогическим требованиям, разработки методологии синтеза инновационных технологий обучения, личностной ориентации и адаптации;

— оптимального распределения учебных средств для научного обеспечения учебно-методического комплекса по различным учебным дисциплинам и эффективной реализации целей развития критического и творческого мышления обучающихся, умения давать объективную самооценку и принимать наиболее оптимальные решения;

— системного представления дидактического инструментария (терминов, понятий, классификации, дидактических возможностей, области эффективного применения, взаимосвязи технологий обучения с содержанием образования и формами организации процесса обучения и воспитания, уровней усвоения знаний, видов учебно-познавательной совместной деятельности педагога и обучающихся), который является механизмом и обязательным условием действенности современной системы образования;

— научного обоснования оптимальной модели ААОС, реализующей всю совокупность форм и методов коррекции основных параметров модели обучаемого, что позволяет построить управление процессом обучения на основе адаптации структуры диалога к индивидуальным характеристикам обучаемого и привести в соответствие дидактические характеристики СПИТ к современным психолого-педагогическим требованиямкомплексного применения современных педагогических и информационных технологий, усиливающих мотивацию и наглядность обучения, делающих образовательный процесс более полным, доступным и эффективным, повышающих качество профессионального обучения, уровень и объем знаний, прочность их усвоения, усиливающих индивидуализацию и дифференциацию, активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, систематичность, оперативность и объективность педагогического контроля.

Дальнейшее развитие системы эффективного управления профессиональной подготовкой специалистов в вузах МЧС России должно определяться педагогической практикой в совокупности с наукой, основанной на многовариантных экспериментальных исследованиях.

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ.

В ДИССЕРТАЦИИ:

ААОС — адаптированная автоматизированная обучающая система;

АОС — автоматизированная обучающая система;

АСУ — автоматизированная система управления;

АУК — автоматизированный учебный курс;

ГОСт — государственный образовательный стандарт;

КЗ — квалификационная задача (О — обобщенная, К — комплексная,.

Ччастная) — КТ — квалификационное требованиеКХ — квалификационная характеристикаМВД — Министерство внутренних дел;

МЧС — Министерство по делам гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Российской ФедерацииНИР — научная исследовательская работаПО — программное обеспечениеППС — профессорско-преподавательский составПЭВМ — персональная электронная вычислительная машинаСЗРЦ ГОЧС — северо-западный региональный центр по ГО и ЧССПИТ — современные педагогические и информационные технологииУВП — учебно-воспитательный процессУМ (Т)Б — учебная материальная (техническая)базаУиУМП — учебная и учебнометодическая программаФКАП — функциональный комплекс автоматизированной подсистемыФППК — факультет переподготовки и повышения квалификации;

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля. Автореф. докт. пед. наук. СПб., 1994.
  2. Автоматизированная обучающая система для ВУЗов АОС ВУЗ. М- Киев, 1983. -44 с.
  3. Автоматизированная обучающая система КОНТАКТ/ОС: Учеб. пособие // Л. В. Зайцева, Л. В. Ницецкий, Л. П. Новицкий и др. М., 1982. -108 с.
  4. Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Кострома: «Ай кью», 1993. -170 с.
  5. К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб.: СПбГУ. 1997. -30с.
  6. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  8. А.А. Введение в дистанционное обучение. М., 1997.
  9. B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. СПб.: СПб Юридич. институт МВД РФ, 1995. -213с.
  10. В.Н. Совершенствование профессионально-педагогической деятельности преподавателя педагогического ВУЗа в учебном процессе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Самара.:СГУ, 1996. 18 С.
  11. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. В. кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. с. 67- 87.
  12. С.И. О количественных и качественных соотношениях в оценке учебного процесса. В кн.: Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе. М., 1982, с.17- 22.
  13. Г. В. Кто сегодня у штурвала. О профессионализме управления. // Рос. вести. 1993. 26 мая.
  14. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1982.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика. 1982. -192 с.
  17. С.А., Попов Г. М. Методические рекомендации по оценке дидактической эффективности обучающих систем. Пушкин: ПВУРЭ ПВО, 1988. 122 с.
  18. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб.: СПб. пед. ун. им. Герцена, 1995. -37с.
  19. А.В., Хальзов В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л.: ВПУ МВД. 1988. -67с.
  20. И.Л., Катрич СВ., Сергиенко Л. А. Обеспечение порядка в управлении производством. М.: Юрид. лит., 1986.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  23. Э. Эффективное использование аудиовизуальных средств при дифференцированном подходе к обучению: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. 16 с.
  24. B.C. На гранях логики культуры- М., 1997. 218 с.
  25. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000.
  26. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.
  27. В.Л. Юридическая психология. Л., 1997.
  28. A.A. Активное обучение в высшей школе- контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  29. Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований. 1996. N16.
  30. Э.И., Май ми нас Е.З. Теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь, 1981.
  31. А. А. Педагогические подходы к построению базы знаний для автоматизированных обучающих систем с элементами искусственного интеллекта: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998 -23 с.
  32. .И., Жигарев Н. Н., Кузьмий Н. Н. Модель взаимодействия развивающегося объекта с окружающей средой. М., 1983.-69 с.
  33. В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход.: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1997. -65с.
  34. Т.А. Представление знаний в экспертной диагностической системе АВТАИТЕСТ // Техническая кибернетика. 1984. N5. С. 168−175.
  35. В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. СПб.: СПб ГУ, 1991. -75 с.
  36. В.А. Системные описания в психологии. JI., 1984.
  37. .С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. М., 1987.
  38. В.И. Знание как категория педагогики: опыт педагогической когнитологии. JI.: ЛГУ, 1989. -144с.
  39. В.И. Пропедевческий курс общей психологии. В 2х частях. СПб.: СПбГУ, 1996. 307 с.
  40. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.:1. Педагогика, 1989.
  41. Н.К. Методология и методы социально-педагогической диагностики. СПб., 2001.
  42. Государственные образовательные стандарты.
  43. . А.Й. Надежность и качество функционирования эргатичес-ких систем. JL: Наука., 1982. -270с.
  44. Гук О. Б. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. -21с.
  45. M.JT. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях, М., 1971.
  46. A.JI. МикроЭВМ в системе самостоятельной работы студентов. Дис. канд. пед. наук. М., 1988.
  47. Дистанционное обучение:. Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -192с.
  48. А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики. СПб., 1998.
  49. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд. «Питер», 2000. 368с. (Серия «Мастера психологии»),
  50. М.И. Психология высшей военной школы. М., 1983.
  51. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: «Братство», 1994. -364с.
  52. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1980. 144 с.
  53. М.И. Основы управления процессом обучения с учетом активизации человеческого фактора. Л., 1987. 145 с.
  54. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.
  55. Закон РФ «Об образовании».
  56. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
  57. B.C. Технологии профессионального обучения. СПб.: СПбГУ, 1993. -235с.
  58. А.Ф. Идеализированная модель как основа научной теории // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. М., 1976.
  59. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России. Автореферат дис. докт. пед. наук. СПб., 2000.
  60. А.Т. Психология и педагогика высшей школы. СПб.: СПб ВШМВД, 1996. 130 с.
  61. Информатизация правовой сферы России. Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 22−23 декабря 1992 г. Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 1992. N10−11.
  62. З.К. Формирование профессиональной устойчивости у студентов университета будущих учителей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л. -18с.
  63. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в ВУЗе: Автореф. дис. д-ра пед. наук, СПб., 1992. 36с.
  64. М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогических проблемных ситуаций: Дисс. канд. псих. наук. Л., 1989. -247с.
  65. .Ф., Трофимов А. Б. Информационно-педагогические технологии. СПб., 1997. -140с.
  66. .Ф. Ценностное отношение учащихся к профессиональной деятельности // Под ред. Н. В. Кузьминой. СПб.: ААН. 1993. -166с.
  67. В.Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД: Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1994.
  68. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб.: СПбГУ, 1996. -320с.
  69. В.Я. Информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса в ВУЗах МЧС России. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.-54с.
  70. В.Я. Проблемы управления и пути развития профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. Монография. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.
  71. В.Я., Лапиков С. Г. Профессионализм преподавательского состава ВУЗов МВД России. СПб.: СПб. Академия МВД. 1997. -54с.
  72. В.Я., Иваницкий А. Т. Психологическая служба ВУЗа МВД. СПб.- СПб. Академия МВД. 1998. -54с.
  73. В.Я. Концептуальные основы психологического обеспечения управления образовательным процессом в ВУЗе МВД России. Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России. 1998. -33с.
  74. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. Дис. докт. п. н. СПб., 1998.
  75. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. -67с.
  76. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: «Арена», 1994. -85с.
  77. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
  78. Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.- 16 с.
  79. И.В., Колесников А. А., Белов Ю. А. Профилактика суицидального поведения у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие. М., 1995.
  80. P.А. Педагогические аспекты компьютеризации обучения (обзор зарубежных работ) // Методы и системы технической диагностики: МежВУЗ. науч. сборник. 4.2. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. С. 6872.
  81. Концепция кадровой политики МЧС России. М., 2003. 61.
  82. В.В., Глебовский А. Ю., Заборовский B.C. Перспективные направления развития дистантного обучения с использованием локальных и глобальных компьютерных сетей // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. СПб., 1995.
  83. З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Дисс. д-ра пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1995. 345с.
  84. A.M., Федоров А. А., Житницкий М. И. Психолого-педагогические основы системы управления качеством обучения и формирования профпригодности. Л.: ВВМУ, 1982. 202с.
  85. И.О. Психологическая диагностика ПТСР у сотрудников органов внутренних дел. М., 1997.
  86. А.А. Повышение эффективности процесса формирования офицера-профессионала в вВУЗах внутренних войск МВД: Дис. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1996. 248 с.
  87. В. В. Наука об образовании в современной России: Методологический анализ. II. Известия РАО. М., 1999.
  88. Краткие методические рекомендации по составлению и оформлению обучающих программ для автоматизированных обучающих систем // Ю. И. Лобанов, В. А. Новиков, А. Н. Таркаев и др. М., Казань, 1981. 19с.
  89. А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии, 1996. № 2, с. 14−18.
  90. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. Учебное пособие. М.: Прометей, 1991. 109с.
  91. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 54с.
  92. Н.В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. Методы системного педагогического исследования. JI., 1980.
  93. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993.
  94. В. И., Аксейов В. А. Автоматизированная обучающая система для ВУЗов на базе СМ ЭВМ (АОС ВУЗ/СМ). М&bdquo- 1984. -84 с
  95. Лазарева Н. А, Якин Г. Ю. АОС на базе СМ-4 с авторским управления. Одесса, 1984. с. 12−16.
  96. С.Г. Оценка профессионализма офицеров-преподавателей специальных ВУЗов МЧС. Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1997. 230с.
  97. Ю.В., Слепов В. В. Теоретический и методологический анализ воспитывающего обучения. СПб.:СПб ВИ ВВ МЧС России. 1997. 21 С.
  98. В.Л. Компьютерная технология обучения: Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 1992. 48 с.
  99. Е.М. Педагогические условия и пути внедрения компьютерной техники в учебных заведениях МЧС РФ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.-21 с.
  100. В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопр. психологии, 1983. № 6.
  101. А.Б. Совершенствование профессиональной направленности сотрудников органов внутренних дел. Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб.: Университет МВД, 2000.
  102. СМ. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровневого образования.: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1997. 24с.
  103. И. В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий- компьютерного обучения: Автореф. дис,. докт. пед. наук. СПб., 1994. -32 с.
  104. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1974. 367 с.
  105. В. И. Повышение эффективности самосовершенствования преподавателя ВУЗа МЧС России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. 20 с.
  106. Методические основы организации психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в ВВМУ.Л.ВВМУ, 59 с.
  107. Методологические проблемы развития педагогической науки. М., 1985.
  108. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело. 1994. 215с.
  109. Н.П. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений (на примере региона). Дисс. канд. пед. наук. Кемерово.:КГУ. 1997. 160 с.
  110. Г. С. (ред.). Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1991. 152 с.
  111. Г. С. (ред.). Психология профессиональной подготовки. СПб.: СПбГУ. 1993. 172 с.
  112. В. А., Свиридов А. П. Дидактическая эффективность обучения с применением ЭВМ. М.: НИИВШ, 1985.-48 с.
  113. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный Закон. Российская газета. 1996. 23 января.
  114. О создании в учебных заведениях МВД групп ПФО. Приказ МВД СССР 1990 г.
  115. О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России. Директива МВД России 1996 года.
  116. О мероприятиях, связанных с реорганизацией МЧС РФ. Директива № 19 от 29 января 1992 г.
  117. Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации Приказ МВД РФ N160 от 17 мая 1994 г.
  118. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы: Методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий // Моторин В. Б., Ткачев П. А., Бессонов В. П., Саратовский С. И., Шелепенькин А. А. СПбИ ГПС МЧС России, 2003.
  119. А.Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителей: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1992. 31с.
  120. Ю.И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США: теория и практика. //Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел. М, — 1990 .С. 140−144.
  121. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе МЧС. М, 1992.
  122. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов // Под ред. В. А. Пухова. М., МО СССР. 1984.
  123. Оценка работников управления. М.: 1976.
  124. А.А. Методы системного анализа окружающей среды. М.: ВНИИСИ, 1985.
  125. Е.А. Дидактические условия формирования компьютерно-алгоритмических умений учащихся средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1993. 19 с.
  126. А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. Петродворец, 1995. -325с.
  127. M. Н. Использование ЭВМ для создания и решения проблемных ситуаций / Научно-методические, основы применения ЭВМ, САПР и АОС в учебном процессе: Тез. докл. науч.-метод, конф. Рига, 1987. 18 с.
  128. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 258 с.
  129. К.К. Структура и развитие личности. М. Наука, 1986. 255 с.
  130. СВ. Психологические критерии количественной оценки профессионально важных качеств военно-научных кадров: Автореф.дисс. канд. психол. наук. СПб. 1996. 24 с.
  131. Повышение мастерства учителя как условие совершенствования педагогического процесса. // Сборник трудов профессорско-преподавательского состава ВУЗов и М-ва просвещ. Каз. ССР. Алма-Ата. 1987. 137 с.
  132. А.П., Смирнов А. И. (Ред.). Основы применения вычислительной техники в органах внутренних дел. М. Акад. МВД. 1988. С. 113 132. 3. Положение о высшем учебном заведении МВД России.
  133. Т.Д. Целеполагание как основа успешности педагогической деятельности преподавателя: Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1994.
  134. Приказ МВД России от 3 января 1996 г. № 10 «Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России».
  135. Приказ МЧС России от 25 декабря 2002 г. № 608 «О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России», докл. науч.-метрд. конф. СПб.: Изд-во СПб. гос. техн. ун-та, 1994. с. 41 -43.
  136. Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в ВУЗах. МЧС // Сб. науч. трудов. Горький: Горьк. Высш. школа МВД. 1983. 153с.
  137. Проблемы формирования специалиста в системе высшего гуманитарного образования. СПб Гуманитарный университет профсоюзов. СПб., 1996.
  138. Проект концепции компьютеризации ВУЗовской системы подготовки военных специалистов в Вооруженных Силах СССР. JL: ВАА им. М. И. Калинина, 1991. -32 с.
  139. Профессиональная педагогика / Гл. ред. С. Я. Батышев. М., 1997.
  140. Психодиагностика личности. М.: МГУ. 1987. 104 с.
  141. Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе. М.: Высшая школа, 1982. -157 с.
  142. Работа с кадрами: Психологический аспект. М.: Экономика. 1990. 168с.
  143. Развитие единой Образовательной информационной среды на 20 012 005 годы: Федеральная целевая программа. М., 2000.
  144. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  145. А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.
  146. С.Л. Основы психологии. М.: Педагогика, 1946. 706 с.
  147. В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства. Демократия и законность: проблемы развития и соотношения. Самара, 1991.
  148. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М&bdquo- 1998.
  149. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. Волгоград, 1994.
  150. Г. И. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в компьютерной технологии обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1994. 16 с.
  151. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1998.
  152. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. Автореферат диссертации докт. пед. наук. СПб., 1995.
  153. Современные подходы к подготовке кадров для МЧС: Тез. 6-й межВУЗ. науч.-метод. конф. Иркутск: ВСИ МЧС России, 2001.
  154. П.М. Методика обучения курсантов с использованием компьютеров: Учебное пособие. СПб.: СПбВВКУ ВВ МЧС России. 1994. 40с.
  155. JI.B. Методические рекомендации по проведению педагогического .эксперимента с АОС. Минск, 1985. 34 с.
  156. Н. Ф. Теория управления и автоматизация учебного процесса. М.: Изд-во Моек гос. ун-та, 1.985— 343 с.
  157. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. /Под ред. Малкова В. Д. М.: Академия МВД СССР, 1990.
  158. А.Б. Дидактические возможности компьютерных технологий обучения курсантов в ВУЗах МВД РФ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1995. 21с.
  159. А.Б. Дидактические возможности компьютерных технологий обучения курсантов в высших военно-учебных заведениях МВД России. СПб.: СПбВИВВ МВД России, 1997. 123 с.
  160. А.Б. Стратегия развития образовательных систем в современном обществе // Педагогика и акмеология безопасности жизнедеятельности: Сб. науч. тр. № 1, СПб.: МАНЭБ, 2000. с. 296−316.
  161. А.Б. Педагогические основы моделирования компьютерных технологий обучения: Монография. СПб.: СПбВИВВ МВД России, 1997. -123 с.
  162. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Дис.. докт. пед. наук. Д., 1991.
  163. А.П. Актуальные направления исследования проблемы педагогического проектирования // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. СПб., 1995.
  164. А.И. Некоторые методологические проблемы профессионализации воинской деятельности. М., 1982.
  165. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 2000.
  166. В.И. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения. СПб., 1993.
  167. В.И. и др. Профессиональный отбор курсантов. J1.: ВПУ МВД СССР, 1985
  168. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной работы офицера подразделений внутренних войск. Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1991.
  169. В.И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Д., 1988.
  170. Ю.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. М, 1988.
  171. А.В. Особенности развития дистанционного обучения в российских школах. М.: ИОСО РАО, 1998.
  172. Д.В. Дидактические технологий в высшей школе: Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2002.
  173. В.П. Интеграция инновационной и учебной деятельности в системе военного профессионального образования: Дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2002. 390 с.
  174. Н. Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. // Совр. Высшая школа, 1993. № 2. С. 66 70.
  175. П.И. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция суицидального поведения военнослужащих. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
  176. Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицера. JL, 1981.-236 с.
  177. P.M., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. 455 с.
  178. Е.Л., Довгалло А. М., Отенко В. И. Комплекс программ автоматизации процесса обучения для мини- и микро-ЭВМ:// Применение ЭВМ в учебном процессе. Ташкент, 1985. с. 34−36.
  179. В.А. История психологии. СПб., 1999.
  180. Alder Harry. Boost Your Intelligence. Tested techniques for improving your IQ and EQ. N.Y.: Kogan Page, 1996. 190 p.
  181. Phillip С Schlechty! Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform/ San Francisco, 1990.
  182. Steinberg R. Implicit Theories of Intelligence, Creativity and Wisdom. Journal of Personality and Social Psychology 49 (1985). pp. 607−627.
  183. Sternberg R. Search of the Human Mind) (Orlando, Fla.: Harcourt Brace College Publishers, 1995). 68 p.
  184. Sternberg R. Inside Intelligence //American scientist. 1986. Vol. 74.
Заполнить форму текущей работой